Открытый урок по ИЗО

Тема: « Городецкая роспись» (1 урок)

Цель урока : Знакомство с изделиями Городецкого народного промысла,

Освоение традиционных элементов Городецкой росписи: «розан», «купавка»,

«ягодка», «листочек».

Задачи:

Обучающие: познакомить учащихся с правилами и приёмами Городецкой росписи;

Развивающие: развить у учащихся воображение, художественное и творческое

мышление, оригинальность мыслительной деятельности.

Воспитательные: воспитать у учащихся интерес и любовь к народному творчеству.

Тип урока : усвоение и закрепление новых знаний.

Используемое оборудование :

Для учителя: мультимедийный проектор, компьютер, слайды, гуашь, кисти, альбом;

Для учеников: альбом, гуашь, кисти, баночки для воды, палитра, карточки с элементами Городецкой росписи.

Зрительный ряд : слайды с изделиями Городецкого промысла.

Музыкальный ряд : русские народные песни.

План урока

    Организационная часть.

    Вводная беседа и объяснение нового материала.

    Физкультминутка.

    Практическая часть.

    Анализ и оценка работы детей.

    Задание на дом.

Ход урока:

    Проверяем готовность учеников к уроку.

    Сообщение темы и целей урока.

    Вступительное слово учителя

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры,

Тонко вывела рука.

Городецкий конь бежит!

Вся земля вокруг дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают.

    На предыдущих уроках мы говорили с вами о народных промыслах.

    Как они называются?

    Сегодня мы познакомимся с работами умельцев из города Городец.

    Городецкая роспись по дереву - знаменитый народный промысел Нижегородского края. Он получил развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях по речке Узоле близ Городца. Большинство окрестных жителей, с давних времен, слыли искусными ремесленниками. Среди них встречалось много кузнецов, ткачей, красильников, пряничников, но самый большой простор для деятельности был у мастеров по дереву - резчиков, плотников, столяров. В народе даже говорили, что «лес заволжанина кормит». Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до могильных крестов. Много ремесленников было занято изготовлением орудий труда для обработки льна. Особой известностью пользовались городецкие прялки, в большом количестве продававшиеся на Нижегородской ярмарке и расходившиеся по всей России. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины. Со временем подобной росписью стали украшать не только крестьянские прялки, но и лубяные лукошки, коробки для хранения пряжи, берестяные бураки, солонки и многие другие предметы деревенского быта. (Слайды)

Особенности Городецкой росписи

    Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой-нибудь другой - так велико ее своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки. И хотя городецкие мастера не знали законов перспективы, и их рисунки были плоскими, роспись всегда получалась какой-то удивительно легкой и прозрачной. (Слайды)

    Другой важной отличительной чертой городецкой росписи можно считать ее сюжетность. Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, гарцующих на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колонами, настенными часами, высокими окнами с пышными занавесками, парадными лестницами. Нередко использовались и более знакомые мастерам темы: пряхи за работой, охотники в лесу, плотники на строительстве дома и множество других сцен из народного быта. (Слайды)

    Как вы думаете, что изображено на этой работе?

    Раньше Городецкая роспись делалась яичными красками, которые наносились на предмет большими цветовыми пятнами, без предварительного контура, с преобладанием определённых цветов. (Слайды)

    Найдите на работах эти цвета и назовите мне их. (Красный, синий, чёрный, зелёный)

    Ещё одна особенность – рисунок наносился по готовому цветному фону. (Слайды)

Приемы выполнения Городецкой росписи

Сегодня мы с вами познакомимся с приёмами выполнения некоторых элементов Городецкой росписи: «розан», «купавка», «ягодка», «листочек». (Слайды) Этот процесс распадается на несколько этапов. Сначала крупной кистью делается «подмалёвка» - цветное пятно круглой формы, затем мелкой кистью выполняется «тенёвка» - обозначается середина цветка и лепестки. Используется один цвет, из которого составляются два оттенка: разбавленный и насыщенный. «Подмалёвка» - разбавленным цветом, а «тенёвка» - насыщенным. (Слайд) На заключительном этапе осуществляется «оживка» - у цветка прорисовывается многочисленные детали в виде штрихов, дуг, лепестков и точек. Используются чёрный и белый цвета. (Слайды) Последовательность выполнения «купавки», «ягодки» та же, что и при выполнении «розана». При выполнении элемента «листочки», сначала рисуем общий контур, имеющий контур листовидного пятна, затем осуществляем «тенёвку» и «оживку» при помощи тонких штрихов. (Слайды)

Все элементы росписи выполняются сразу кистью без предварительной прорисовки карандашом. Чтобы дуги получались красивой формы, их начинают прописывать кончиком кисти, едва касаясь поверхности, затем в середине дуги нажим усиливается и заканчивается рисование элемента опять без нажима. Кисть необходимо держать перпендикулярно расписываемой поверхности. (Показываю на своём примере)

    Физкультминутка.

    Практическая часть

Перед практической частью детям раздаются карточки, на которых изображена последовательность элементов Городецкой росписи: «розан», «купавка», «ягодка», «листочки».

    На альбомном листе, пользуясь карточками, выполните элементы Городецкой росписи. Ваша задача соблюдать последовательность, подбор цветового сочетания, присущего Городецкой росписи и соблюдать правила пользования кистью при росписи. (Музыкальный ряд, слайды с изображением изделий Городца)

    Анализ и оценка работы детей

Выставка работ детей.

    С каким народным промыслом мы познакомились сегодня?

    О каких элементах Городецкой росписи вы узнали?

    Какими цветами пользовались Городецкие мастера?

Заключительное слово.

Занятие ремеслом помогало выживать людям.

Какие качества человека способствовали созданию таких работ?

Эта красота не только радовала мастеров, но и помогала материально семье.

Вот и мы отправим свои работы на ярмарку.

Зацветает Городец чудным садом –

Яркий, сладкий, взрывчатый рассвет.

Он никем так чутко не отгадан

И такой любовью не воспет.

Жизнь была бы глуше и суровей,

Красотой и радостью бедней,

Если б в красках, линиях и слове

Мы себя не отдали бы ей.

    Задание на дом:

Повторить элементы Городецкой росписи для закрепления материала.

Оглавление

    Введение……………………………………………………………………3

    Сценарный план урока…………………………………………………….5

Приложение………………………………………………………………………..9

Заключение………………………………………………………………………..10

Литература……………………………………………………………………… ..11

Введение

Особое внимание на уроках изобразительного искусства уделяется народному творчеству, традициям, промыслам. Как и другие направления изобразительного искусства, народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками. Приобщение к народному искусству на всю жизнь оставляет отпечаток прекрасного в душе человека, учит видеть красоту в окружающих предметах и явлениях. Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю.

Благодаря народному искусству, у детей улучшается память и мыслительная деятельность, развивается усидчивость, тренируется внимание. Осваивая традиционные промыслы, дети в первую очередь учатся самовыражению. Они ведут диалог с миром, рассказывая в творчестве о своих впечатлениях и переживаниях. В развитии личности это играет огромную роль, обучая человека правильному общению с окружающим миром, направляя его психическую энергию в созидательное русло. Помимо психологического аспекта, народные промыслы обучают многим чисто прикладным навыкам. Занятие традиционными промыслами развивает у детей наблюдательность, образное и пространственное мышление, способствует формированию эстетического восприятия, развивает навыки рисования, лепки, вырезания, плетения. Поскольку большинство народных ремесел предполагают кропотливый труд, изготовление традиционных предметов способствует развитию мелкой моторики.

Искусство изготовления деревянных расписных изделий известно с глубокой древности. Традиции росписи живут и развиваются в наше время. Роспись по дереву как один из старинных видов декоративно-прикладного искусства интересна и доступна детям школьного возраста.

Желание познать основы художественного ремесла может определить дальнейшее увлечение ребят, а возможно, окажет влияние на выбор жизненного пути.

Основные приёмы росписи следует выполнять почти автоматически, что требует упорной работы над выработкой твёрдых навыков. Так как многие приёмы выполнения росписей бывают предельно простыми, отшлифованными поколениями народных мастеров, первоначальное их освоение не требует от ребят каких-то усилий. Но дело не только в приёмах росписи. Каждый из них отличается своей спецификой: постановкой руки, особой ритмикой. Знание приёмов помогает проникнуть в неповторимый мир орнамента, осознанному постижению его красоты.

В повседневной работе с детьми необходимо соблюдать очень важный принцип обучения - поддерживать у учащихся радость открытия нового. Тогда у ребят возникает состояние душевной приподнятости, удивления собственным возможностям, чувство гордости за результаты своего труда и труда своих товарищей.

Актуальность.

Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления урочной и внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.

Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».

Занятия росписью по дереву помогают реализоваться личности ребёнка, стимулируют творческое отношение к труду, помогают узнать культуру своего народа и народов мира, воспитывают в детях патриотизм и гордость за свою страну. В настоящее время очень важным для развития современного общества является возрождение духовности. Приобщение детей к миру прекрасного раскрывает в них всё самое лучшее, светлое, доброе.

Ребёнок, создающий своими руками прекрасное, никогда не сможет разрушить тоже прекрасное, но созданное другими. Душа его наполняется восторгом, он учится видеть то, что скрыто от глаз многих, учится уважать традиции, любить и беречь окружающий мир, природу.

Цели и задачи.

Цель проекта: Создать урок направленный на воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области декоративно-прикладного искусства.

Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

- изучение нормативных документов и законов;

Изучение соответствующей литературы (концепции и авторские программы);

Написание конспекта урока, создание презентации, подбор пособий и иллюстративного материала;

Создание системы оценивания планируемых результатов;

Анализ урока, выводы.

Сценарный план урока изобразительного искусства: “Сказочные узоры Городецкой росписи”.

Цель: ознакомить учеников с произведениями и историей развития Городецкой росписи.

Задачи:

Изучить историю росписи;

Познакомиться с узорами в изделиях мастеров Городца и основными этапами росписи;

На основе изученного материала самостоятельно исполнить работу по мотивам Городецкой росписи.

Планируемые результаты:

предметные: освоить основные характерные элементы народного орнамента и особенности цветового строя; освоить основные приёмы кистевой росписи Городца; создать композицию росписи в традиции Городца.

метапредметные: осознание места и значения современных народных промыслов в современной жизни; умение оценивать искусство городецкой росписи как часть культуры народа; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия в процессе работы.

личностные: воспитание этнической культуры, осознание чувства любви к своей Родине, приобщение к её культуре, осознание своей национальной принадлежности; уважение к культуре других народов; формируется готовность учащихся к обучению и самообразованию; формируется эстетическое чувство и ответственное отношение к учебе.

План урока:

    Организация класса. Мотивация и целеполагание. 5 мин.

    Беседа об истории развития городецкого промысла и основных элементах росписи. 5 мин.

    Практическая работа (выполнение тренинговых упражнений по написанию элементов городецкой декоративной композиции). 10 мин

    Постановка художественной задачи. 2 мин.

    Самостоятельная работа. 15 мин.

    Рефлексия. 3 мин.

    Анализ работ, подведение итогов, выставление оценок. 5 мин.

Оборудование:

Для учителя: Презентация городецкой росписи, методические пособия с показом поэтапного выполнения работы.

Для учащихся: альбом, кисть, баночка, гуашь, ножницы.

Тип урока: урок-практикум.

Ход урока:

1.Организация класса. Мотивация и целеполагание.

Учитель:

Есть на Волге город древний,

Под названьем Городец.

Славится по всей России,

Своей росписью творец.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с замечательной росписью, а название её Городецкая!

Но прежде, чем мы начнём, я попрошу вас сделать подготовительную работу.

Возьмите альбомный лист А4, сложите его пополам по вертикали,в верхнем правом углу сложенного листа отрежьте уголок (показываю) , теперь разверните лист, у нас получилась разделочная доска! Закрасьте её полностью бежевым или песочным цветом, чтобы имитировать цвет дерева и пока вы это делаете, слушайте мой рассказ.

2.Беседа об истории развития городецкого промысла и основных элементах росписи.

Городец - город на берегу Волги в 60 км от Н. Новгорода. Как поселение был основан в 1152 году Юрием Долгоруким и носил название Малый Китеж.

Старинный ремесленный центр по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран. Привозили все, что умели делать. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, рубели, лапти.

Особой красотой отличались изделия Городца, расписные коромысла, прялки, донца из деревень расположенных по реке Узол: Курцево, Косково, Ахлебаиха.

Городецкая роспись - как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Мастера расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома - ставни, двери, ворота. В 19 веке на донцах появились бутоны цветов; розаны, купавы благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника, а вот с купавкой связана интересная легенда.

На Руси с 23 на 24 июня праздновали день Ивана Купалы. Люди считали, что в эту ночь расцветает удивительной красоты цветок папоротника, цветок счастья, но живет он мгновение. И если человек успеет дотронуться или сорвать станет счастливым. Так и стали народные мастера изображать купавки на своих работах.

Но не только роспись украшала изделия Городца. В 18 веке деревянную поверхность украшала еще и резьба. Неглубокие, но выразительные прорези, определявшие контуры рисунка. С годами трудоемкую резьбу начала вытеснять роспись масляными красками. Целые живописные мотивы появились на прялках, донцах, игрушках. Самые распространенные сюжеты; дамы и кавалеры, сценки чаепития, наездники, птицы - все эти сюжеты дополняют изображения цветов.

Давайте рассмотрим последовательность выполнения цветов городецкой росписи. Сначала мастер наносит цветовое пятно, затем темным цветом прорисовывает середину - маленький круг и лепестки – дужки. А затем белой краской мастер делает оживку в виде точек, прямых и волнистых линий. Получился - розан.

Цветок купавки- голубого цвета. Снова рисуем кружок- голубым цветом, маленький кружок - серединку синим цветом смещаем к краю, а самый крупный лепесток располагаем напротив серединки цветка. Затем выполняем оживку.

Каким цветом? - Белым.

Давайте посмотрим, как же выполняется изображение коня.

Цвета присущие городецкой росписи голубой и все оттенки синего, розовый и оттенки красного - для цветков, зеленый - листики, черный - кони, черный, синий -птицы, белый - оживка. Несмотря на цветовое многообразие, мастера придерживаются определенных правил; если фон цветка розовый, красный то серединку выполняют темно - красным, бордовым, а если фон голубой, то лепестки прописывают темно-синим или фиолетовым.

Посмотрите этапы изображения городецкой птицы.

Выполнив основные этапы росписи, мастер переходит к оживке произведения, т.е. дополняет роспись, различными элементами которые помогают связать все части росписи в единое целое, сделать композицию законченной.

3.Практическая работа (выполнение тренинговых упражнений по написанию элементов городецкой декоративной композиции).

А сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы городецкой росписи так, как это делают народные мастера. Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно научиться выполнять каждый элемент по отдельности, будь то розан, купавка, конь, птица или листик.

А как называется ученик мастера?

Подмастерья!

Так вот вы пока ученики - подмастерья. Начнем!

Первый элемент-розан.

Какой цвет мы будем использовать для его изображения розана? -Розовый и оттенки красного.

Внимание на доску. (Начинается фронтальная работа.)

Сначала розовым цветом выполняем кружок.

В центре выполняем красным цветом меньший кружок.

Рисуем дужки тем же красным цветом.

Даем работе подсохнуть, в то время когда работа сохнет вы самостоятельно выполните цветок купавки используя таблицу. (Озвучиваю этапы выполнения цветка купавки, используя табличный материал).

Цветок розана подсох, пора выполнить белилами оживку.

Затем выполняем оживку в цветке купавки.

Нам нужно изобразить листки.

Обмакиваем кисть в светло-зеленую краску и ставим отпечаток всей плоскостью кисти (показываю на доске).

Тени и оживку, выполните самостоятельно, используя таблицу.

4. Постановка художественной задачи.

- Мастера из Городца просили вас расписать разделочные доски. Положите перед собой подсохшие заготовки.

Но одно условие поставили перед вами Городецкие умельцы, в центре работы нужно изобразить Городецкого коня (птицу).

5.Самостоятельная работа.

Коня мы с вами выполним вместе.

Какой цвет используем для его изображения?

Черный цвет.

Начнем.

Нарисуем большую каплю острым концом вверх - это шея.

От нижней широкой части проведем острием кисти тонкую линию вправо, приблизительно равную широкой части нашей капли.

На конце линии нарисуем каплю меньшего размера, (внимание на таблицу) острым концом вниз.

Изобразим голову лошади - маленькая капля.

Ножки три меленьких капельки и дужки (внимание на таблицу).

Хвост три мягких мазка.

Вымоем кисть и возьмем красный цвет, выполним гриву и сбрую.

Белым цветом выполним оживку.

Конь готов.

По розанам и купавам

Городецкий скачет конь,

Весь цветами он расписан

До чего ж красивый он.

Коня мы с вами изобразили, а вот цветы по которым скачет ваш конь, вы выполните самостоятельно. (Выполнение работы).

6.Рефлексия.

О каком виде росписи мы с вами сегодня говорили?

Назовите мне основные элементы городецкой росписи?

Какие цвета характерны для городецкой росписи?

7.Анализ работ, подведение итогов, выставление оценок.

Выставка работ на доске.

Посмотрите ребята, какие замечательные работы у нас получились! Теперь мы настоящие Городецкие мастера! И конечно мастерам полагаются оценки. (выставление оценок).

Заключение.

Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю. Актуальная задача патриотического воспитания во многом реализуется через любовь детей к традиционному искусству. Значение народных традиций велико для воспитания подрастающего поколения. Народное искусство является воплощенным представлением народа о красоте и добре, о богатстве родной земли. Отличительной особенность декоративно-прикладного народного творчества является яркость красок, контрастность рисунка, пристрастие к растительным, животным или геометрическим орнаментам.

Важнейшее в воспитании детей, всегда имеющее непреходящее значение и очень актуальное в современных условиях - это бережное отношение к ценностям, созданным трудом человека и природой.

В народной педагогической практике мы обнаруживаем осознанное и неосознанное стремление, каждую часть, область жизни использовать в воспитательных целях. Традиция жива, пока ее чтут, берегут.

Литература.

    Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: - М.: Просвещение,2012.

    Горский, В.А, Тимофеев А.А, Смирнов Д.В. и др. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ под ред. В. А. Горского. М.- Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).

    Данилюк А.Я., Кондаков А.М. ,Тишков В.А. Стандарты второго поколения Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2-е издание, - М.: Просвещение, 2011. – 24 с.

    Неменский, Б.М, Неменская Л.А., Горяева Н.А, Питерских А.С. Изобразительное искусство. 5-9 классы. Рабочие программы.- М. «Просвещение» 2012

    Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с. (Стандарты второго поколения) 5-9 классы.

    Шпикалова,Т.Я. Изобразительное искусство. 5-8 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников.- М. «Просвещение» 2010

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель: учить детей составлять узор из двух элементов городецкой росписи: бутонов и листьев. Изображать узор в указанной последовательности от центра к краям. Сочетать в окраске бутонов два близких цвета: розовый с красным или голубой с синим. Развивать умения детей в смешивании цвета. Воспитывать чувство отзывчивости, желание помочь.

Материал:

Для воспитателя – 2 образца узора (розовый и голубой) на разделочной доске; выставка – ширма с иллюстрациями работ городецких мастеров; краски, кисточка, картонная заготовка разделочной доски.

Для детей – картонные заготовки разделочных досок; краска гуашь: синяя, красная, белая, зеленая; кисточки.

Ход занятия

Дети садятся за столы. Раздается тук в дверь, заходит Почтальон.

Почтальон: Здравствуйте, ребята, я принес вам заказное письмо. Распишитесь, пожалуйста.

Воспитатель читает детям письмо: “Здравствуйте, дорогие ребята, пишут вам ваши повара. Помогите нам, пожалуйста. Мы много работаем, готовим вам вкусные завтраки и обеды, и многие наши разделочные доски пришли в негодность. А те, что у нас есть, обыкновенные и некрасивые. Мы знаем, что вы хорошо рисуете. Пришлите нам доски расписные, с цветами и узорами. Ваши повара”.

– Ребята давайте поможем нашим поварам, они нас так вкусно кормят. А где же доски? Вот они! /Воспитатель достает заготовки из конверта/. Какими же узорами нам их расписать?

Воспитатель читает стихотворение о городецкой росписи.

Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Дети рассматривают иллюстрации городецких мастеров и отвечают на вопросы: Какие элементы росписи использованы? (бутоны и листья); Какие краски использовали? (зеленая, голубая, красная, розовая, синяя).

– Ребята, а теперь посмотрите, как располагаются элементы росписи на доске. На одном образце доски узор расположен в прямую линию, а на другом загнутой линией. Бутон в центре узора “смотрит” вверх, а два других смотрят в противоположные стороны. Один влево, другой вправо.

Воспитатель показывает, как надо рисовать бутоны, сначала рисует крупные круги, потом на каждом круге рисует маленькие кружки – “глазки”. /Красные – на розовых бутонах, синие – на голубых/. Маленький кружок наполовину заходит на большой круг. Под кружком рисуют дужку. Предлагает двум детям дорисовать глазки и дужки на левом и правом бутонах.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что величина листьев в узоре разная.

– Ребята, как вы думаете, какими приемами следует рисовать крупные листья и какими мелкие? У крупных листьев рисуется контур и закрашивается. А маленькие листочки можно изобразить боковым мазким кисти.

– Посмотрите на ваши краски. Все ли необходимые краски есть на ваших палитрах? Какого цвета не хватает? (розового и голубого). Что же нам делать? Какие краски нужно смешать, чтобы получить розовый цвет? /в белую краску добавить немного красной./. А как получить голубой цвет? /в белую краску добавить немного синей/.

Физкультурная минутка.

Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладони три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.

Дети смешивают краски, что бы получить розовый и голубой цвета.

– Ребята, с какого элемента вы начнете рисовать узор? (С центрального бутона.) Теперь у нас все готово, давайте поможем поварам, исполним их просьбу.

Самостоятельная работа детей.

В процессе работы воспитатель советует детям – пока высыхает краска на больших кругах бутона, изображать листья, а потом уже рисовать “глазки и дужки”. Напоминает детям о том, что городецкие мастера рисуют плотные узоры. Готовые работы выставляются на выставку, где дети сами оценивают и выбирают лучшие работы. Высказывают свое мнение, почему им понравилась именно эта работа.

– Молодцы ребята, все постарались, помогли поварам украсить доски. Они вам очень благодарны.

Рис. 1. Образец доски с красно-розовым элементом росписи, расположен в прямую линию.

Рис. 2. Образец доски с сине-голубым элементом росписи, расположен в загнутую линию.

Рис. 3. Картонная заготовка разделочной доски для детей.

Рис. 4. Работа детей.

Тема урока: «Городецкая роспись»

Класс: 5

Цели урока:

    Знакомство с народными промыслами России. Ознакомление с произведениями и историей развития Городецкой росписи. Познакомить с мотивами, основными этапами росписи.

    Формировать практические умения и навыки рисования городецких цветов и декоративных элементов городецкой росписи. Учить детей составлять цветочную композицию по мотивам Городецкой росписи.

    Развитие познавательной активности детей, творческой фантазии, художественного вкуса.

    Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию.

Оборудование:

Для учителя: мультимедийное оборудование, образцы городецкой росписи, презентация.

Для учащихся: альбом, кисть, баночка, гуашь, салфетки.

УУД формируемые на уроке:

Предметные УУД

    Знать: историю городецкой росписи.

    Уметь: выполнять фрагменты по мотивам городецкой росписи.

Личностные УУД

    Формирование ценностных ориентиров в области изобразительного искусства.

    Воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей.

    Овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.

Регулятивные УУД

    Учиться работать по предложенному учителем плану.

    Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

    Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД

    Добывать новые знания: находить ответы на вопросы в тексте.

    Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

    преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных алгоритмов, самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

    Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Ход урока.

Народные промыслы – это гордость России. В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел». С некоторыми народными промыслами вы уже знакомились на уроках изобразительного искусства.

Какими? (ответы детей)

Сегодня мы с вами продолжим знакомство с народными промыслами. Мы рассмотрим еще один вид росписи, который до сих пор поражает своей красотой и изящностью форм.

Слайд 2. Из букв на слайде попробуйте отгадать название промысла, с которым мы сегодня познакомимся.

Слайд 3. Городецкая роспись.

Слайд 4. Используя слова на слайде, сформулируйте цели урока.

Слайд 5.

На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Называли Городец в те времена Малым Китежем. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново.

Слайд 6.

Жители Городца и окрестных селе ний (Курцево, Косково ) славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный мате риал, из которого делали все: детские игруш к и, домашнюю утварь, посуду, прялки, коромысла, колыб ели и т.д.

Слайд 7. Назовите основные особенности городецкой росписи, используя текст и иллюстрации учебника (учебник стр. 82)

    Что можно увидеть в композиции городецкой росписи? Какими мотивами расписывали изделия? (Слайды 8 – 10).

    Какого цвета основной фон ( часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой)

Слайд 11.

    Какие цветы являются основными в цветочной композиции?

(учебник стр. 82) (розаны, купавки, бутоны)

Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи.

Городецкие цветы отличаются разнообразием по цвету и форме. Цветы в городецкой росписи - символ здоровья и процветания.

Слайды 12,13

Виды цветочных композиций.

Слайд 14.

Назовите этапы городецкой росписи и основные цвета. (учебник стр.84)

Слайды 15 – 17. Основные этапы.

Слайд 18. Практическая работа. Выполнение городецкой розы. (учитель показывает поэтапное выполнение цветка на доске).

Рефлексия.

С каким народным промыслом мы сегодня познакомились? (С городецкой росписью.)

На каких изделиях выполняется роспись? (Она выполняется на деревянных изделиях: прялках, ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).

Какие изделия Городецких мастеров больше всего понравились?

Что нового для себя вы открыли на уроке?

Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?

Слайд 19.

Кроссворд.

    Как называется первый этап городецкой росписи? (подмалевок)

    Это животное встречается в композиции городецкой росписи? (конь)

    Наиболее распространенный вид цветочной композиции? (гирлянда)

    Как называется второй этап городецкой росписи? (теневка)

    Как называется третий этап городецкой росписи? (оживка)

    Этот цветок – один и основных элементов цветочной композиции (розан)

    Один из видов композиции городецкой росписи (сюжетная)

    Основной цвет фона на городецких изделиях (желтый)

    Этот цветок тоже основной элемент цветочной композиции (купавка).

Выполнение работы – 3 б

Сложность узора – 1 б

Аккуратность выполнения – 1 б

(выполняют оценивание работ соседа по парте)

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славиться по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

Спасибо за работу.

Оксана Фокина
Конспект урока по ИЗО (декоративное рисование) «Знакомство с городецкой росписью»

План-конспект урока

Декоративное рисование . «Элементы цветочного узора Городца »

Тема урока : «Знакомство с Городецкой росписью . Рисование

элементов городецкой росписи : розан и купавка.»

Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Форма урока : урок-путешествие

Оборудование : изделия городецких мастеров (шкатулки, игрушки,

детская мебель, декоративные тарелки , разделочные

доски, динамическая таблица – поэтапное выполнение

розана и купавки.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Дети входят в класс. Звучит народная мелодия. Класс оформлен в стиле русской избы. На учительском столе расположены прялка и различные изделия Городца .

Добрый день! Садитесь.

II. Сообщение темы и целей урока

Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие, в сказочный г. Городец . Познакомимся с мастерами этого славного города и их изделиями .

III. Изучение нового материала

На доске размещены фотографии с изображением г. Городца и его жителей .

Городец- маленький старый город на берегу реки Волга, самый древний в Нижегородской области . Он был основа в 1152 г. Юрием Долгоруким. Берег здесь обрывист и крут, он сплошь усеян небольшими домиками, одетыми в тонкую резьбу, вьющуюся под окнами. Ставни украшены : на одних – перья Жар – птицы, на других – сплетения причудливых трав. Дома охраняют фигуры львов и берегинь, также вырезанных из дерева.

Издревле Городец был известен своими резчиками. Деревянная резьба с изображениями : русалки – берегини, крылатых грифов, коней, птиц, животных восходят к языческим верованиям.

Но не только резьбой славен город . В городе , ребята, находится фабрика «Городецкая роспись » , мастера которой создают изделия с росписью , своими традициями уходящие в далекое прошлое. Именно об этой росписи мы с вами побеседуем сегодня.

Ребята, обратите внимание, на мой стол и скажите, что вы видите?

(Веретено, разделочная доска, прялка)

А какие эти вещи яркие и нарядные!

Посмотрите, у меня в руках прялка.

Донце прялки украшено растительным орнаментом.

Именно с прялки все началось.

Промысел росписи донец возник во второй половине 19 века. Донечных дел мастера жили в деревнях раскинувшихся на берегу реки.

Первым стал расписывать донца иконописец Огуречников. К концу 19-го века народные мастера стали писать жанровые картины, сцены гуляний.

Ребята, скажите, какие цвета мастера используют в росписи ? (Оранжевый, зеленый, черный, синий.)

Верно, росписи нарядны по колориту .

Идет время и роспись развивается . Появляются все новые и новые работы в творчестве мастеров.

В настоящее время фабрика «Городецкая роспись » выпускает детскую мебель, сувениры, шкатулки, сундучки, разделочные доски, блюдца.

Посмотрите в композиции присутствуют кони, птицы. их расположение разнообразно и все сопровождается гирляндами цветочного орнамента.

IV. Первичное закрепление.

Учитель показывает на доске последовательность выполнения работы, учащиеся внимательно смотрят и запоминают последовательность действий.

Ребята, сегодня на занятии мы будем начинающими мастерами Городецкой росписи , познакомимся с 2-мя цветками этой росписи – розаном и купавкой.

На доске таблички с новыми словами : «Розан» , «Купавка» .

Учитель показывает в росписи розан и купавку .

Название цветка «Розана» происходит от розы шиповника. А вот цветок купавка связан с очень интересной легендой.

Дело в том, что много лет тому назад на Руси с 23 на 24 июня праздновали так называемый день Ивана Купалы. В эту ночь появляется удивительной красоты цветок папоротника – цветок счастья. Кто найдет этот цветок, тот будет счастливым человеком. Вот отсюда и пошло название-купавка.

С тех пор люди стали изображать его в своих росписях .

Каждый из вас, должен нарисовать по купавке и розану . А в конце урока вашими цветками мы украсим дерево, которое висит на доске.

Существует 4 этапа выполнения Городецкой росписи :

На первом этапе мы делаем замалевок или цветовое пятно. Затем более темным цветом прорисовываем серединку и лепестки. Это уже –2 этап.

На 3 этапе делаем дужки. Обратим внимание на то, что дужки изящные, и выполняются кончиком кисти и нажимом всей кисти.

На последнем 4 этапе делаем «оживку» .

Она наносится белой краской в виде точек разной величины, прямых и волнистых линий.

Ребята, скажите, чем отличаются эти 2 цветка?

Они отличаются формой цветка : середина у купавки смещена к краю и самый крупный листок находится напротив середины, а у розана средина находится в центре и все лепестки одинаковой величины.

А что вы скажете про фон цветов?

Да, у розана фон цветка розовый, а у купавки – голубой.

Ученик Лемешев Павел повторяет все этапы выполнения работы.

V. Практическая часть

Учитель раздает шаблоны для выполнения самостоятельной работы и осуществляет визуальный контроль.

Я раздам на парту по конверту, там лежат кружочки различной величины, каждый возьмет по 2 кружочка и переведет на свой лист.

Приступайте к практической части. Учитель включает для сопровождения музыку.

VI. Подведение итогов

Украсим наше дерево, ребята, и проанализируем выполненную работу.

Посмотрите, как засияло наше дерево! Все молодцы, справились с заданием.

Обратимся к некоторым работам. Обратите внимание на работу Рогачевой Марии и Конуховой Елизаветы. Здесь хорошо подобран цвет, а вот на этом розане отлично выполнена оживка. Эти работы очень аккуратны.

VII. Закрепление

Ребята, с какой росписью мы познакомились ?

Кто расскажет, о возникновении росписи ?

Какие новые слова вы сегодня узнали на уроке ?

Каковы этапы выполнения розана и купавки?

Ну вот и подошло время прощаться. На следующем уроке мы узнаем еще много интересного об этой красочной росписи . До новых встреч.