Понятие пейзажа как основы композиции парка или сада. Типы пейзажей: простые, сложные, панорамные. Степень закрытости и расчлененности пространства.

ПЕЙЗАЖ - пространство как отдельный элемент ландшафта, ограниченный пределами и условиями зрительного восприятия. Пейзаж вызывает ощущение и настроение, воспринимаемое аналогично полотну художника. По пространственному принципу пейзажи делятся на открытые, полуоткрытые, полузакрытые и закрытые. Закрытый пейзаж характеризуется преобладанием объемных элементов (древесные рас­тения) при незначительных плоскостных, горизонтальных, что ограничивает возможности широкого и свободного обозрения пространства, эти так называемые «ареалы тени» исключают визуальные связи между компонентами пейзажа. В регулярных парках примером закрытого пейзажа может быть боскет, в пейзажных - массивы и рощи. Открытые пейзажи отличаются преобладанием плоскостных элементов, «ареалами света», тесными визуальными связями элементов пейзажа. В качестве примеров можно привести поляны, газоны, крупные цветники.

Задумывая создать красивые пейзажи в своем саду, нужно всегда помнить, что и в природе, и в саду они существуют по тем же законам, что и живописные картины, заключенные в раму и висящие на стене. А композицию пейзажей определяют одни и те же факторы, самый важный из которых – композиционный узел .

Пейзажи зрительно воспринимаются в пространстве по-разному, в зависимости от их сложности:

Простые пейзажи обычно имеют один сюжет с единственным

композиционным узлом;

Сложные пейзажи обычно двух-, трехсюжетные, они объеди­

нены одним замыслом и образуют единое целое, например вид на

Храм Дружбы в Павловске, открывающийся от старой Сильвии,

включает три композиционных узла: само здание храма, мостик

Росси и реку Славянка (рис. 75);

Панорамные пейзажи охватывают круговую картину с множе­

ством композиционных узлов и состоят из нескольких простых пей­

зажных картин.

ПЕЙЗАЖНАЯ КАРТИНА - часть пространства парка (сада), визуально выделенная из общего паркового (садового) пространства и условно заключенная в «раму», ограничивающую поле видения, и имеющая определенное композиционное построение. В отличие от живописного полотна пейзажная картина трехмерна и может восприниматься наблюдателем с нескольких точек

Пейзаж – составная часть ландшафта, которая может быть воспринята как художественно-целое пространство. Обязательным признаком пейзажа является преобладание или наличие природных компонентов.

Композиционный узел – это центр, где расположены основные предметы изображения. Заметим, в скобках, что он не обязательно должен находиться в геометрическом центре изображения. А служить им может что угодно. Например, несколько деревьев или одно, одиноко стоящее (солитер), плоскостьгазона или яркое пятноцветника, гладь пруда, водопад, ручей, беседка, увитая плетистыми розами, и т.д. и т.п. Что надо учитывать:

Во-первых, расстояние от наблюдателя до картины. Но поскольку наш пейзаж в отличие от живописного не плоский, а трехмерный, то в зависимости от глубины пространства вы можете руководствоваться расстоянием либо до композиционного центра картины, либо до ее переднего плана, либо, что реже, – до заднего плана (фона). Допустим, любоваться небольшим цветником хорошо с расстояния в несколько метров, а солитером или группой деревьев первой величины (липы, дубы, сосны) – с расстояния в несколько сотен метров. Во-вторых, ширину картины. Это расстояние между объектами, которые являются "рамой" нашей картины. Пусть линия, соединяющая их, проведена лишь условно.

В-третьих, высоту картины. Эту величину определяют высотой элементов пейзажа. Но, как всякий художник, дизайнер обязательно учитывает "воздух", включая в композицию небо и плоскость земли (воды). И, наконец, горизонтальный угол восприятия пейзажа. Полный круг – 360° – видят лишь посетители рукотворных круговых панорам и альпинисты, стоящие на пике горы. Обычно угол обзора колеблется в пределах от 15 до 60°, а оптимальная его величина составляет 23–28°. Угол 28° применяется ландшафтными дизайнерами в качестве исходного измерителя воспринимаемого пейзажа.

Открытые и закрытые пейзажи.

В закрытом пейзаже превалируют объёмные элементы (древесная растительность) при незначительных плоскостных, горизонтальных, чем обусловливается ограниченность обозрения пространства. В общей композиции парка замкнутые и затенённые пейзажи образуют ареалы тени.

В открытом пейзаже доминирующую роль играют горизонтальные поверхности – луга, водоёмы, что обуславливает значительную видимость вдаль и вширь. \открытые пейзажи образуют в общей композиции парка самые яркие части.

В построении пространственных планов пейзажных картин используются следующие образующие элементы:

Рама – назначение которого ограничить боковые и верхние части первого плана с целью вычленить из общего пространства парка участок, на котором желательно обосновать внимание зрителя.

Кулисы – боковые шторы или ширмы, которые представляют собой элемент построения второго пространственного плана пейзажных картин.

Доминанта картины или композиционный фокус – самая выразительная часть пейзажной картины, концентрирующее на себе главное внимание зрителя.

В формировании пейзажа может быть создано бесконечное разнообразие композиций с различными пространственными планами и доминантными объектами, выбор решения которых обуславливается как природной ситуацией, так и художественным замыслом.

При организации пейзажа следует соблюдать правило «экономии внимания» наблюдателя, исключая из поля зрения все лишни элементы, которые могут нарушить или отвлечь внимание от главного. Для парков характерна многоплановость построения пейзажа и периодическая смена картин, раскрывающаяся посетителем при прогулке.

Композиция открытых пространств парка. Партеры, поляны, водные поверхности. Плоскостные сооружения.

Лесопарковый, парковый и садовый ландшафт - это местности с функционально-образной характеристикой; имеющие свой физико-биологический и эмоциональный облик. Это среда, окружающая человека. Пейзаж -это понятие зрительное, созерцательное, восприятие местности аналогично картине.

Вода и водные устройства являются важнейшими компонентами природной среды. Вода снижает температуру воздуха, повышает его влажность, существенно влияет на микроклимат. В зависимости от режима питающего поверхностного стока водоемы бывают проточные, бессточные и с замедленным стоком. Реки, ручьи, водохранилища на реках, пруды на малых реках относятся к проточным водоемам. Пруды, устраиваемые в балках, оврагах, понижениях местности, а также пруды-копани на ровных местах относятся к бессточным водоемам. Питание водоемов водой бывает дождевое, снеговое, ледниковое, подземное. Питание водой рек обычно смешанное..

Наиболее распространенными водными устройствами парка являются пруды и озера.

Форма водоемов бывает компактной, изогнутой, вытянутой, сложной.

Поляны, газон. Почти на всех озелененных объектах нужны открытые пространства большей или меньшей величины, на которых густо растет трава. Травянистые покрытия подразделяются на газоны и луга (поляны, лужайки. Декоративные газоны подразделяются на партерные и обыкновенные. Партерные газоны размещают на наиболее ответственных, парадных местах. Они всегда должны казаться ровными зелеными коврами. Луговой газон - это уже не газон, а луг. Это живописные парковые поляны свободной планировки, природный луг с полевыми цветами. Композиции полян следует уделять особое внимание при проектировании крупных садов и парков. Соотношение между ними и древесными массивами определяет художественный облик отдельных участков и парка в целом. Принято считать, что по ширине наибольшими ландшафтными достоинствами обладают поляны со средней шириной 80-120 м.

Величина полян зависит от их назначения и величины озелененного объекта.

Поляна должна раскрывать пространство парка. Восприятие пейзажей поляны во многом зависит от трассировки дорожек. (дорожка ведет прямо к ней, упирается в нее. дорожка подходит по касательной)Огромную роль в восприятии поляны играет декоративность ее опушек. Парковые поляны имеют эстетическое назначение - вносить в пейзажи пространство, свет, теплоту.

Поляны в ландшафте городского парка имеют большое композиционное и функциональное значение. Они необходимы в композиции как открытые пространства, контрастирующие с массивами насаждений, и используются для прогулок, игр и спорта.

В зависимости от использования поляны имеют газонный покров различного состава.

Партеры. Партером называется декоративная композиция, расположенная на горизонтальной плоскости, выполняемая из растений, инертных материалов и воды. Партер может состоять из одного, двух, четырех и более элементов.

Из окон зданий партер должен восприниматься целиком. Основным требованием к партеру является единовременное и полное его визуальное восприятие.

В рисунке партера используют растительные мотивы: стилизованные ветви, листья, цветы растений, скомпонованные в различных сочетаниях. Фоном для рисунка в большинстве случаев служит песок, щебень различных инертных материалов.

Рисунок классических партеров довольно равномерно заполняет отведенную ему площадь, не оставляя больших свободных промежутков.

Неотъемлемой частью партеров являются периметральные рабатки (полосы), выполняющие не только защитную, но и декоративную роль.

"

Дата публикации: 10.07.2015

Существует стереотип, что за хорошими пейзажными фотографиями нужно ехать куда-то далеко, в горы или экзотические страны. И поэтому, дескать, пейзажная фотография - жанр, снимать в котором могут только заядлые путешественники.

В этой статье я попробую показать, что отличные кадры можно сделать хоть на заднем дворе вашего дачного участка. Достаточно быть внимательнее к окружающей природе.

Часто у фотографов складывается иллюзия, что где-то в далёких странах с другой природой, другими ландшафтами и людьми фотографировать интереснее и проще, чем у себя дома. Съездив пару раз в путешествие, вы убедитесь, что всё не так однозначно. Любая среда (страна, тип ландшафта) имеет свои сложности в съёмке, о которых вы не узнаете, пока не приедете туда.

Понаблюдайте за природой. Чаще бывайте за городом. В любой точке земного шара бывают моменты, когда природа особенно красива. По моим личным наблюдениям, для Центральной России это июнь и сентябрь-октябрь. Июньские пейзажи украшает множество цветов, в это время нередко можно увидеть красивые туманы. Осенние же месяцы украшает жёлтая листва.

Понаблюдайте за природой вашего края. Наверняка у неё есть свои особенности, которые можно эффектно передать на фотографиях.

Ходите на разведку. Выбравшись на загородную прогулку, не спешите сделать решающие снимки в ближайшие минуты. Найдите несколько красивых мест, выгодные точки съёмки, продумайте ракурс. Это может быть даже ближайший к вашему дачному дому луг или берег реки, места с небольшим перепадом высот, опушки леса. Подумайте, в какое время суток и при какой погоде это место будет смотреться наилучшим образом.

В ясную погоду можно сделать отличные кадры, но небо может получиться «плоским». Скучнее всего фотографировать в пасмурные дни, а вот в дни, когда солнечный свет выглядывает из-за облаков, могут получиться выразительные снимки.

Режимное время. Наиболее выгодное освещение бывает в режимное время: рано утром или поздно вечером. Если вы правильно подберёте точку съёмки, ракурс и время, вы сможете эффектно передать в кадре момент восхода или захода Солнца. Стоит отметить, что такие снимки потребуют от вас очень точного экспонирования и умения укладываться в динамический диапазон камеры или расширять его.

Штатив и широкоугольный объектив . Это те вещи, без которых немыслима серьёзная пейзажная съёмка. С широкоугольным объективом вы сможете включить в кадр весь пейзаж, а не только его фрагменты.

Для фотокамер Nikon с матрицей APS-C можно посоветовать объектив Nikon AF-S 10-24mm f/3.5-4.5G ED DX Nikkor. Для полнокадровых аппаратов оптимальны Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor и Nikon AF-S 16-35mm f/4G ED VR Nikkor.

Штатив позволит делать резкие кадры на длинных выдержках. А длинные выдержки придётся использовать, если вы будете фотографировать в режимное время.

Как ни странно, при пейзажной съёмке можно использовать и телеобъективы . Они позволяют «выхватить» отдалённые детали пейзажа, по-другому выразить перспективу в кадре. Этот снимок сделан на телеобъектив Nikon 70-200mm f/4G ED AF-S VR Nikkor.

Не бойтесь включать в кадр «следы цивилизации» . Практика показывает, что такие объекты могут хорошо вписаться в окружающий ландшафт: деревенские дома, мостики… Возможно, вам удастся найти для съёмки ветряк или ветряную мельницу.

К примеру, в этот кадр я включил здание заброшенного тока и вышку мобильной связи:

Ищите укромные места . Совсем не обязательно искать невероятные ландшафты и панорамы. Можно найти миниатюрные, уютные уголки. Возможно, о них будете знать только вы. Опушка леса, тенистая аллея, берег реки - эти места тоже интересно снимать!

…Все кадры к этой статье сняты в Подмосковье и близлежащих областях. Как видите, в родном краю есть много живописных мест, которые можно красиво запечатлеть на снимках. Главное - желание найти необычное рядом!

До этого поста я писал только о путешествиях, но сегодня я нарушу традицию и поделюсь с читателями ЖЖ небольшой статьей о съемке пейзажей, которую я написал для одного из фотожурналов.
Подробно объяснять все нюансы и грузить фото-терминами я не стал, поэтому простым языком объяснил какие аспекты необходимо учитывать в процессе съемки и при подготовке к ней.

Мне наиболее близка пейзажная тематика, поэтому своей статье я хочу рассказать о съемке именно в этом жанре.
Сразу скажу, что этому ремеслу я никогда и нигде не учился, диплома выпускника фотошколы не имею. Все пришло как-то само собой. Свою первую зеркальную камеру я купил три с половиной года назад, так ей до сих пор и пользуюсь. За это время мне удалось сделать несколько десятков хороших кадров и написать более 50 фоторепортажей. Кто-то даже считает, что у меня получается снимать шедевры, но со стороны, наверное, виднее.

К сожалению, у меня пока не так много возможностей и свободного времени для путешествий, но при первом удобном случае я стараюсь вырываться из паутины повседневности куда-нибудь подальше от города на природу, прихватив с собой камеру. В первую очередь я еду отдохнуть душой, разгрузиться эмоционально и отвлечься. В голове у меня нет мыслей во что бы то ни стало снять шедевр, скорее наоборот мне кажется, что до этого я уже выдал максимум своих возможностей и лучшего кадра, чем были до этого уже никогда не будет.
Очень часто мы путешествуем всей семьей или с друзьями...

Детство, проведенное летом в деревне, по всей видимости, оставили отпечаток в моем сознании, поэтому многие свои пейзажи я снимаю в русской глубинке. Мне очень нравится величие и многообразие русской природы, необыкновенные по красоте памятники деревянного зодчества, отдаленные и полузаброшенные деревни и привычные каждому русскому человеку покосившиеся избушки и заборы...
Такие картинки меня очень впечатляют!

Профессионалы же считают, что жанр "пейзаж" не совсем подходит ко многим моим фотографиям: некоторые сайты, а также организаторы большинства фотоконкурсов определяют мои снимки в раздел "архитектура" или "культурное наследие". Но я фотографирую то, что мне близко и радует глаз и мне без разницы каким жанром это именуется. Я бы назвал свои работы просто "Фото для души".

На традиционный вопрос: "Как это снято?" можно рассуждать долго и развернуто, но в формате этой публикации я бы хотел кратко пробежаться по основным моментам, которые позволяют мне делать хорошие фотографии.

Подготовка к съемке

Ни один более-менее приличный кадр я не снял случайно. Все мои путешествия и короткие вылазки хорошо спланированы и подготовлены...
Самым важным аспектом в пейзажной фотографии я считаю выбор места съемки (так называемая локация). Можно сколько угодно фотографировать красивый вид на парк из окна, топтать берег близлежащего озера в поисках идеального кадра или снимать закат у ближайшей рощи. Возможно, у вас и получится сделать несколько хороших фотографий, но самые красивые работы вы будете получать только перемещаясь во времени и пространстве.

В школьные годы я серьезно занимался спортивным ориентированием, участвовал во всероссийских и международных соревнованиях, попутно занимался и туризмом, поэтому относительно хорошо разбираюсь в картах. Это мне очень помогает в выборе локации и подготовке маршрута. Я бы даже сказал, что изучение карт и местности - это сопутствующее фотографии увлечение.
Нынешние возможности интернета поистине безграничны, поэтому все идеи рождаются после изучения информации из всемирной сети.

На картах Google maps, Google Earth, Wikimapia, Panoramio (приказал долго жить) - я смотрю фотографии и уникальные места со спутников. По многим дорогам, к слову, в Google maps можно "прокатиться" на виртуальной машине и предварительно промониторить окрестности. На популярных у фотографов сайтах, форумах путешественников, а также в сетях ищу интересные заметки, статьи. О памятниках деревянного зодчества много информации на сайте Соборы.ру. Отдельно хотел бы отметить заповедники, национальные и природные парки. Эти территории по определению должны представлять интерес для пейзажистов. Всю полученную информацию складываю воедино и получаю оптимальный маршрут.

Чтобы добраться до некоторых локаций иногда приходится предусматривать дополнительные средства передвижения, такие как лодка, велосипед или лыжи.
Если есть возможность, то лучше посетить объект перед съемкой, провести разведку и "примерить" ракурсы, - лишним это не будет.
Я бываю как на объектах "паломничества" фотографов, так и в местах, куда фотографы еще не добирались. Второй вариант мне нравится намного больше, так как на выходе зачастую получается неожиданно приятный результат и всегда уникальная картинка. В тех районах, где до меня уже сделали десятки или сотни кадров, я стараюсь подойти к съемке нестандартно и привнести в снимок что-то свое.

8

Выбор времени для съемки

Это второй момент, о котором хотелось бы сказать. Большинство своих кадров я делаю в так называемое "режимное" время: примерно час после рассвета и час до заката. Мягкий и теплый свет придает снимку сочности и насыщенности красками и детализирует текстуру объектов. Переходы между яркими и темными областями получаются более плавными.
Кроме этого в утренние и (реже) вечерние часы велика вероятность образования туманов, которые подчеркивают глубину изображения, красиво рассеивают свет и размывают контуры предметов, делая фотографии более таинственными и сказочными.

Естественно, важно понимать, где окажется источник света в момент съемки. Для этого в интернете я смотрю точное время восхода-захода солнца, а потом, ориентируясь по сторонам горизонта, накладываю направление движения светила на карту.
Ну, и конечно же самое главное - погода.
Когда выбранная точка съемки находится недалеко, то достаточно просто посмотреть за окно и на обещания синоптиков в телефоне. А если ехать придется долго, то я знакомлюсь с прогнозом как минимум в трех источниках и смотрю предполагаемую карту движения атмосферных фронтов. Она помогает корректировать маршрут прямо по ходу движения.
Проанализировав вышеупомянутые моменты, у меня в голове уже есть четкий график движения и примерные картинки, которые впоследствии окажутся на матрице моего фотоаппарата. Надо сказать, что осуществить задуманное получается почти всегда, но в некоторые места приходиться возвращаться повторно...

Техническая составляющая

Снимаю я на Sony A65 и три объектива: Sony CZ16-80, Minolta 70-300, Samyang 8мм. Есть еще портретный фикс Sony SAL-50F18.
Первый объектив универсальный, им я снимаю около 80% всех кадров. Он обладает отличной резкостью и цветопередачей.
Пейзажные кадры делаю в основном на прикрытой до f/8 - f/13 диафрагме (это обеспечивает максимальную резкость по всему кадру) с минимально возможным значением ИСО в режиме авто (не всегда) фокуса. Все эти параметры, включая выдержку, выставляю в ручном режиме. Если есть необходимость получить в кадре красивые лучи от солнца можно прикрыть диафрагму и побольше.
Кадр записываю на карту памяти в формате jpg и raw, причем второй мне нужен только для подстраховки, если вдруг придется вытягивать тени или света. Из теней информация восстанавливается намного лучше, чем из засвеченных областей, поэтому чаще всего пейзаж снимаю с недодержкой.

Да простят меня многие фотографы, но я крайне редко использую штатив. Понятно, что в ночное время, при недостаточной освещенности и т.п. условиям без него никуда. Но в режимные часы свет меняется стремительно и мне его, как правило, хватает. Иногда даже приходится совершать пробежки от одной точки съемки к другой, чтобы не упустить момент. Но я бегать люблю и лишняя зарядка никогда не помешает:) Тринога же в этой ситуации значительно уменьшает оперативность. Иногда снимаю с брекетингом по экспозиции, но и здесь мне штатив, как правило, не нужен. Даже панорамные снимки в 90% случаев я делаю с рук.

О панорамной съемке

Некоторые свои работы я делаю в панорамной технике - сшиваю несколько кадров, снятых с одной точки с наложением. Выглядят такие снимки в итоговом варианте как совсем обычные. И дело здесь вовсе не в желании снимать сцены для плакатов или получать запредельные пиксели, просто панорама дает объем, глубину и резкость всему кадру, позволяет устремить взгляд зрителя от переднего плана к среднему и заднему, создать эффект присутствия в кадре, ну и само собой дает более широкий охват.

Мне очень нравятся фото с интересным передним планом, поэтому построение кадра (будь это панорама или одиночный снимок) я стараюсь начинать именно с него. В качестве переднего плана можно использовать камни, цветы, листья и т.п. Если зацепиться взгляду не за что, можно импровизировать, притащив, например, какую-нибудь корягу.

Обработка

Постобработку кадров я выполняю в программе фотошоп Ps5. Правлю главным образом тени-света, контрастность, насыщенность, применяю фильтры и иногда технологию расширения динамического диапазона снимка (HDR). Фотоколлажи я не приветствую. В фотошопе сшиваю и панорамы, по большей части в автоматическом режиме. Руками дорабатываю несостыковки и геометрию.
Следует отметить, что использование фоторедактора позволяет улучшить кадр, но при этом исходник должен быть выполнен качественно. Если снимок откровенно не получился, то никакой редактор ничего путевого из него не сделает.

Ко многим своим кадрам я отношусь критично. Так получается, что в момент съемки какие-то моменты упускаешь из виду, а какими-то нюансами просто пренебрегаешь. По прошествии какого-то времени начинаешь понимать, что можно было снять и лучше.
Вот, вкратце, и все. Но, возможно, что-то упустил.

Резюмируя все вышеизложенное, хочу сказать следующее: если вы занимаетесь фотографией, делайте это с душой, относитесь к делу творчески и совершенствуйте свое мастерство. Ответственно подходите к выбору места съемки, планируйте маршрут, изучайте погоду…

Желаю всем удачи, интересных путешествий и красивых запоминающихся кадров!

Я попытался обобщить свой опыт в пейзажной съёмке и дать наиболее важные советы начинающим фотографам. Надеюсь, мои советы помогут вам научиться снимать очень красивый, запоминающийся пейзаж.

Пейзажная фотография позволяет сохранить воспоминания о тех редких моментах, помогает мысленно перенестись в любимые места. Но одно дело снимать для себя, а другое – передать атмосферу места людям, которые никогда там не были. Это под силу далеко не каждому.

Мы привыкли жить в городах, среди бетона и стекла. Многим лишь изредка удаётся вырваться на природу, насладиться чистым воздухом, прозрачной водой и пронзительной тишиной. И поэтому каждое свидание с природой кажется особенным, его хочется запомнить надолго.

1. Планируйте поездку заранее

Как ни странно, работа над созданием красивого пейзажа начинается задолго до нажатия на кнопку затвора – начинается она с планирования поездки. Где бы вы ни собирались провести свой отпуск, в горах Алтая или в средней полосе на берегу озера, соберите заранее как можно больше информации об этом месте. Анализируйте спутниковые снимки и топографические карты – по ним, например, можно понять какие горные вершины будут подсвечиваться на закате или рассвете. Найдите фотографии, снятые другими людьми в этой местности – даже если они будут сняты на мыльницу, это поможет вам лучше представить себе место будущей съёмки. Выделите наиболее интересные для вас особенности местности – это может быть красивая горная вершина, или необычное дерево на берегу реки, — и сконцентрируйте своё внимание на этих объектах.


Озеро Поперечная Мульта, Горный Алтай, середина сентября.

2. Изучайте местность

Наверняка многие из вас попадали в ситуацию, когда при виде красок разгорающегося заката человек начинает суетиться и пытается снять хоть что-то, чтобы запечатлеть стремительно ускользающий свет. В такой ситуации вы обречены на неудачу. Чтобы избежать этого, посвятите всё своё свободное время изучению местности. Если вы отдыхаете на берегу озера, обойдите озеро и найдите интересные места на его берегу (например, камни, покрытые пёстрым лишайником или ручеёк, вытекающий из озера).

Прогуляйтесь по лесу или вдоль речки, заберитесь повыше по склону – где-то обязательно найдётся что-то необычное и красивое. Во время таких исследовательских прогулок делайте тестовые кадры, чтобы потом вечером можно было в спокойной обстановке просмотреть их и выбрать наиболее интересные места для съёмки. И когда в очередной раз небо загорится закатными красками, вы должны стоять на заранее выбранной вами точке с камерой наготове.


Эту точку съёмки я нашёл после нескольких часов исследования местности.

3. Пейзаж – это, прежде всего, свет

Большинство любителей предпочитают снимать в полдень, когда солнечный свет очень жёсткий. При этом фотографии, как правило, получаются плоскими, с грязными цветами и чрезмерным контрастом. А между тем солнечный свет наиболее красивый и мягкий в режимное время – на восходе и заходе солнца плюс-минус час. Старайтесь снимать в режимное время, и вы увидите, как ваши фотографии заиграют совсем другими красками.

Во время исследовательских прогулок используйте компас, чтобы понять, где будет восходить и заходить солнце – продумайте заранее, где лучше снимать рассвет, а где закат. Точное время и место (азимут) восхода и захода солнца можно узнать, например, с помощью программы The Photographer’s Ephemeris (http://photoephemeris.com).


Редкой красоты рассвет, снятый мной в полном одиночестве – остальные туристы в это время спали. Проснувшись, они увидели лишь затянутое серыми тучами небо.

4. Фототехника

Всегда используйте штатив. Если стоит выбор: взять с собой штатив или дополнительный объектив, выберите штатив. Штатив способен превратить самую простую камеру в мощный инструмент, позволяющий снимать пейзаж в практически любых условиях. Желательно, чтобы штатив позволял устанавливать камеру на любой высоте от 20 см до 1.5-2 м. Вес штатива не так важен, если вы не собираетесь снимать при штормовом ветре.

Я советую использовать широкоугольный объектив, он наиболее востребован при пейзажной съёмке. Например, если вы снимаете на зеркальную камеру с кроп-фактором 1.5, это может быть объектив с диапазоном фокусных расстояний 10-20 или 12-24; соответственно, для полнокадровых камер – 16-35 или 17-40.

Штатив – мощнейшее оружие пейзажного фотографа.

5. Съёмка с низкого положения

Если вы нашли интересный передний план для съёмки (например, цветы или камни, покрытые мхом), попробуйте опустить камеру на штативе пониже. Это позволит акцентировать внимание на переднем плане и сделает фотографию более выразительной.


Съёмка с низкого положения (40см над землёй) позволила акцентировать внимание на цветах за счёт визуального увеличения их размера на фотографии.

6. Глубина резкости

В пейзаже все участки фотографии должны быть резкими – от травы на переднем плане до заснеженных горных вершин на заднем плане. Для обеспечения нужной глубины резкости обычно используются относительно большие значения числа диафрагмы – от f/8 до f/16. Чем больше число диафрагмы, тем больше глубина резкости. Однако следует помнить, что при больших значениях числа диафрагмы (f/16 и выше) резкость может значительно ухудшиться из-за дифракции.


Диафрагма f/13 позволила сделать резкой практически всю сцену от камней до гор.

7. Динамический диапазон

Динамический диапазон (ДД) – это разность яркостей самого светлого и самого тёмного участков сцены. При съёмке закатов и рассветов камера зачастую не справляется с большим ДД сцены, и на снимке могут появляться белые «пересветы» и чёрные «недосветы». Самый простой способ избежать подобных проблем – не снимать в контровом свете. Например, вместо того, чтобы снимать сам закат, попробуйте повернуть камеру на 90 градусов и снять освещённые последними лучами солнца горы.


ДД этой сцены значительно меньше, чем у заката, который полыхал в это время за моей спиной.

8. Объём

Хороший пейзаж должен обладать объёмом. Наши глаза всегда видят объёмную картинку, поскольку у нас есть два глаза. А вот у камеры только один «глаз», поэтому для того, чтобы фотография стала объёмной, нужно приложить усилия. Ощущение объёма на фотографии создаётся за счёт тональной и пространственной перспективы. Объём может быть усилен за счёт света. Наибольший объём достигается при боковом и контровом освещении пейзажа. Постарайтесь выбирать точку съёмки таким образом, чтобы на фотографии были как близкие объекты (передний план), так и далёкие объекты (задний план). Идеально, если есть плавный переход между различными планами, например, ручеёк, текущий от заднего плана к переднему.


Пространственная перспектива делает фотографию более объёмной. Солнечный свет, освещающий хребет под острым углом, обнажает его фактуру.

9. Вставайте рано, ложитесь поздно

Пожалуй, самый важный совет. Вставайте за час до рассвета и идите снимать вне зависимости от погоды. Я знаю, как сложно бывает встать в 4 утра и вылезти из тёплого спальника на холодный воздух, но поверьте, это стоит того. Аналогично, за час до заката идите снимать вне зависимости от погоды. Помните, что шикарные закаты с радугами бывают только после дождя, и для того, чтобы их снять, нужно изрядно помокнуть.


За час до восхода солнца шёл дождь. Трудно было представить себе, что буквально через полчаса над озером разыграется невероятной красоты светопреставление.

10. Будьте терпеливы

Красивый свет случается нечасто, и чтобы его дождаться придётся запастись терпением. Никакие советы не позволят вам создавать красивые пейзажи десятками в месяц. Даже самые лучшие пейзажные фотографы тратят в среднем 5-10 дней на создание одного кадра — это время уходит на ожидание света. Это нужно учитывать при планировании поездки — если в каком-то месте вы задерживаетесь менее чем на несколько дней, то вероятность снять красивый кадр в этом месте близка к нулю.


Озеро Таёжный Глаз, природный парк Ергаки

P.S. Задавайте свои вопросы в комментариях..

На первый взгляд заголовок звучит абсурдно и бессмысленно. Казалось бы, что может быть проще? Пришел на место съемки, расставил штатив, достал камеру и снимай себе в удовольствие! Но, проводя фототуры, я убедился, что проблема все-таки есть. Если и не проблема, то предмет для разговора точно. Итак, по свежим следам двух последних фототуров в Карпаты хочу поделиться некоторыми своими соображениями по теме.

Первое с чем я столкнулся - это неумение "видеть" и "искать" кадр, а также "зависание" на одном месте. Наблюдал ситуацию, когда начинающие фотографы, прийдя на место съемки просто не знают, что снимать. С одной стороны, вроде бы это естесственно - местность незнакомая, но с другой стороны - вокруг столько всего нового и интересного, что глаза разбегаются. На самом деле проблема несколько в другом и сейчас попытаемся в ней разобраться. Ситуация примерно такая: приводишь группу, например, на рассветную съемку, говоришь: "Все, распаковываемся, достаем штативы и фотоаппараты, здесь мы будем снимать на рассвете", показываешь определенные ракурсы, короткий инструктаж и... через некоторое время замечаешь, что участники стоят на месте, ограничившись исключительно теми ракурсами, что ты уже показал, делая кучу совершенно одинаковых кадров. Все снимают одно и тоже. Приходится снова показывать другие ракурсы или объекты для съемки (буквально говоря: "Посмотрите назад/влево и т.д. ") и... история опять повторяется.
Между тем съемка пейзажа подразумевает постоянный поиск - поиск локаций, поиск ракурсов, объектов на переднем плане, ожидание оптимального света, времени съемки и т.д. По местности нужно постоянно двигаться. Необходимо четко осознавать: кадры сами не придут, их нужно в первую очередь найти, увидеть глазами, осознать мысленно и потом лишь запечатлеть с помощью фотоаппарата (последнее самое простое и легкое). Сказанное конечно не значит, что нужно метаться по местности, бездумно стреляя очередями направо и налево, забивая флешку кучей кадров, на которые потом будет противно смотреть... Я думаю, у всех были случаи, когда, прийдя домой, мы начинаем просматривать отснятый материал и недоумеваем: где вся та красота, которую мы недавно видели? Почему отснятые кадры не передают ее?
Поэтому, прийдя на место съемки, желательно спокойно осмотреться по сторонам, оценить свет, направление восхода/заката солнца, выбрать объекты, которые можно использовать в качестве переднего плана, среднего, дальнего и т.д. Очень важно выбрать свой ритм съемки, оптимально перемещаясь по местности в поисках удачной композиции и нужного вам света, и не зависая надолго у одного дерева/стога сена/камня/домика и т.п. Так вы сможете сделать N-ое количество разнообразных кадров за один выход. Кроме того, снимая в группе, старайтесь не снимать с той же позиции, что и остальные участники, - ищите свои уникальные кадры. Зачем вам "тысячапервый" снимок одного и того же домика/дерева/стога сена?!
Совет: не стойте на месте, выберите оптимальный для себя ритм передвижения и постоянно исследуйте местность. Кадры сами не приходят, за ними нужно "охотиться".
Например, за этим кадром пришлось охотиться в буквальном смысле слова, постоянно перемещаясь в попытке поймать в кадр лошадь:

Исключение: вы уже хорошо знаете местность, четко представляете что именно хотите снять, построили мысленно композицию, расположив объекты в нужных вам местах и просто ждете подходящего света или других условий для осуществления своего творческого замысла. Как пример могу привести этот кадр:

Я точно знал время и место, где должна появиться Луна, мысленно представлял этот кадр и оставалось только приехать на место, расставить штатив и дождаться необходимого условия - восхода Луны.

Вторая ошибка начинающего пейзажного фотографа - ориентация на съемку исключительно в одну сторону - сторону восхода солнца или заката. Да, как правило, именно в месте рассвета/заката краски наиболее яркие и выразительные. Это все понятно, прогнозируемо, но не аксиоматично. На практике далеко не всегда самый красивый свет, самые яркие и красивые краски наблюдаются четко на востоке или западе во время рассвета/заката. Зачастую случается наоборот. Поэтому, во время утренней или вечерней съемки не забываем оглядываться назад.
Вот несколько примеров фотографий сделанных с учетом вышесказанного. В то утро было абсолютно ясное безоблачное небо, поэтому сам рассвет не представлял из себя ничего интересного - ну выглянуло солнце из-за гор и что? Зато самое интересное наблюдалось с противоположной стороны - восходящее солнце красиво подсвечивало вершины горного хребта, придавая им желто-красный оттенок:

Еще один пример, снятый на закате, солнце находилось у меня слева за спиной, подсвечивая облака предзакатными лучами:

Совет : не забываем время от времени поворачивать голову назад, смотреть по сторонам! Всякое случается, поэтому почаще вертим головой и смотрим по сторонам! Природа полна сюрпризов! :)
Исключение : опять же у вас может быть какой-то особый замысел и съемочная задача и вы мало зависите от конкретных условий. Например, вы намеренно хотите включить в кадр солнце, снять объекты в контровом свете. Скажем, на этом снимке просто необходимо наличие солнца, т.к. "делает" атмосферу утра, наполняет снимок светом:

Аналогичная ситуация, деревья в контровом свете и тумане выглядят просто великолепно:

Следующую проблему я называю "ограниченностью панорамного видения". Зачастую для пейзажной съемки мы используем широкоугольный объектив и им ограничиваемся. Как бы парадоксально это не звучало, но тем самым мы ограничиваем себя, сужаем горизонт своего видения. Попробуйте вместо широкоугольника поставить на камеру телевик и посмотреть в видоискатель. Вы с удивлением обнаружите, что хорошо знакомый пейзаж содержит новые интересные грани, которые раньше просто терялись.
Вот цветущий разнотравьем склон Карпат, снятый на широкоугольную оптику:


а вот тот же склон снятый на объектив с фокусным расстоянием 200 мм.:


Совершенно разные снимки одного и того же места! А достаточно всего лишь "сузить" угол зрения!
Совет: не ленитесь, чередуйте объективы с разными фокусными расстояниями во время съемки - это расширит новые горизонты, покажет новые ракурсы!
Исключение: вы точно знаете, что именно и как хотите снять, отсюда - осмысленный выбор объектива с соответствующим фокусными расстоянием.
Вроде бы все на этот раз. :)
Как всегда, буду благодарен за конструктивный диалог, дополнения и пожелания, высказанные в комментариях.

Предидущие статьи.