Израильская компания IAI, воодушевленная успехом своих самолетов «Кфир» и «Нешер», согласилась в 1976 г. начать разработку многофункционального боевого самолета, который должен поступить на вооружение в 1990-х гг. Проектирование «Лави» началось в 1980 г., а с 1982 г. развернулось полным ходом; самолет должен был удовлетворить требованиям военно-воздушным силам Израиля на самолет, предназначенный, главным образом, для ведения воздушного боя и прийти на смену самолетам А-4 и «Кфир». «Пратт-Уитни» согласилась заняться силовой установкой, единственный основной субконтракт был выдан компании «Грумман», чей большой опыт использовали для проектирования и изготовления крыла.

Подобно многим маневренным самолетам, «Лави» имел стреловидное крыло, близко расположенное с ПГО. Воздухозаборник находился под фюзеляжем, перед передней стойкой трехстоечного шасси, главные стойки которого убираются в фюзеляж. Был использован двигатель PW1120 (модификация F100). Основным доводом при этом было то, что Израиль являлся одним из главных покупателей самолета F-4 «Фантом» с этим двигателем. Первые двухместные прототипы поднялись в воздух в декабре 1986 и марте 1987 г. Но политическая оппозиция в США, финансировавшая программу, неожиданно переориентировалась на покупку истребителей F-16. Детали прототипов использовали для сборки третьего «Лави», который взлетел в сентябре 1989 г. как демонстратор передовой израильской технологии, продвигаемой в Китай.

Тактико-технические характеристики истребителя IAI «Лави»

  • Тип: тактический истребитель;
  • Силовая установка: один ТРД форсажный «Пратт-Уитни» PW1120 тягой на форсаже, кгс: 9353;
  • Максимальная скорость на высоте 10 975 м, км/ч: 1965 (число М=1,85);
  • Дальность с двумя 454-кг или шестью 113-кг бомбами с профилем полета «высокий-низкий-высокий», км: 213;
  • Вес, кг: пустой самолет около 7030; максимальный взлетный 19 277;
  • Размеры, м: размах 8,78; длина 14,57; высота 4,78; площадь крыла, м 2: 33,05;
  • Вооружение: узлы подвески под фюзеляжем и крылом для широкого набора ракет «воздух-воздух» и «воздух-земля», неуправляемых и управляемых бомб, блоков неуправляемой авиационной

Программа создания истребителя «Lavi» (ивр. - Молодой лев) началась в феврале 1980, когда правительством Израиля было дано указание ВВС Израиля создать технические спецификации для будущего истребителя. Новый самолет предназначался для выполнения ударных операций (непосредственная авиационная поддержка и изоляция поля боя) со способностью вести воздушный бой для самообороны. Исследовательские работы начались в октябре 1982. В качестве поставщика двигателей была выбрана американская фирма Pratt & Whitney.


Одноместный однодвигательный самолет «Lavi» выполнен по схеме «утка» с треугольным низкорасположенным крылом. В конструкции широко используются композиты, доля которых достигает около 22% (по массе). Из углепластика выполнены обшивка и несиловые элементы конструкции крыла, киль, ПГО, поверхности управления, крышки лючков. Стреловидность крыла по передней кромке 54 град.

Самолет имеет девять поверхностей управления: две консоли цельноповоротного ПГО, два отклоняемых носка крыла на внешней части консолей крыла, два внутренних и два внешних элевона, а также руль направления. Шасси трехопорное с убирающимися в фюзеляж одноколесными стойками. Колея шасси 2,31 м, база 3,86 м.
Система управления полетом цифровая электродистанционная с четырехканальной схемой резервирования и без резервной механической проводки, разработана американской фирмой Лир Астроникс и израильской МВТ. Ручка управления полетом с центральным расположением.
Спинка катапультируемого кресла летчика (Мартин-Бейкер Mk.10) имеет небольшой наклон (10 град). От большого наклона, как, например, на истребителе F-16, было решено отказаться вследствие того, что израильские летчики при полетах на F-16 сталкивались с чрезмерной напряженностью мышц плечевого пояса и шеи.

Комплекс БРЭО на 60-70% состоит из компонентов израильской разработки. Фирма Элта спроектировала РЛС, систему РЭБ и связное оборудование. Многорежимная импульсно-доплеровская РЛС EL/M-2032 (которую предполагалось установить на самолете TD в 1991 г.) создавалась на основе разработанной в 1970-х годах РЛС EL/M-2021B. Ожидалось, что она будет сравнима по характеристикам с РЛС APG-68, применяемой на самолете F-16C, и будет иметь режимы сопровождения воздушных целей на проходе, картографирования местности с высокой разрешающей способностью и обхода наземных препятствий при доплеровском сужении луча, обнаружения надводных целей. Максимальная дальность обнаружения целей 56 км.
Вычислительный комплекс представляет собой распределенную систему из 17 процессоров. Центральная бортовая компактная ЭВМ АСЕ-4 фирмы Элбит имеет массу 54 кг, быстродействие до 600 тыс. опер./с и большой объем памяти (128 К) при средней наработке на отказ 2500 ч. ЭВМ совместима с шиной данных, соответствующей стандарту MIL-STD-1553B. Установлена система управления подвесным вооружением SMS-86.


В 1991 г. предполагалось установить ИНС TINS 1700 фирмы Тамам и приемник спутниковой навигационной системы. Кабина самолета оборудована тремя многофункциональными индикаторами на приборной доске (один с цветной ЭЛТ, два - с монохромными ЭЛТ) израильских фирм Элбит и Астронотикс и широкоугольным дифракционным ИЛС фирмы Хьюз. Фирма Элоп разрабатывала нашлемный индикатор с волоконно-оптическим кабелем, имеющий поле зрения 30 х 30 град.
Программу исследований предполагалось завершить к 1990 году, в дальнейшем предполагалось серийное производство самолётов. Всего было построено пять фюзеляжей, но полностью завершены только два опытных самолёта. 31 декабря 1986 года прототип истребителя впервые поднялся в воздух.

США, с помощью которых осуществлялась разработка «Lavi», не выражали желания оказывать значительную финансовую поддержку и на этапе его серийного производства. А без такой поддержки серийный выпуск был невозможен из-за требовавшихся крупных финансовых вложений. В результате в августе 1987 г., после выполнения опытными самолетами 82 полетов, израильское правительство приняло решение отказаться от дальнейшего осуществления программы самолета «Lavi». Взамен «Lavi» Израилю была предоставлена возможность закупить дополнительное число американских истребителей F-16.


История «Lavi» на этом не завершилась. Израиль сумел достроить третий (двухместный) опытный самолет, который был впервые поднят в воздух 25 сентября 1989 г. и с тех пор используется в качестве летающей лаборатории TD (Technology Deinonstrator) для доводки бортового электронного оборудования и других перспективных самолетных систем израильской разработки.

Летно-технические характеристики «Lavi»:
Размах крыла, м: 8,78;
Длина, м: 14,57;
Высота самолета, м: 4,78;
Площадь крыла, м2: 33,05;
Масса, кг: пустого снаряженного самолета - 9990, максимальная взлетная - 19278;
Топливо, л: внутренние - 2625, ПТБ - 4165;
Двигатель: 1 ТРДДФ Pratt & Whitney PW1120;
Тяга, кН (кгс): нефорсированная - 1 x 55,6 (5670), форсированная - 1 x 82,7 (8440);
Максимальная скорость полета, км/ч: крейсерская у земли - 1106? на высоте 11000 м - М=1,85;
Боевой радиус действия, км: 1855-2130;
Практический потолок, м: 18000;
Макс. эксплуатационная перегрузка: 9;
Экипаж, чел.: 1;
Вооружение: одна 30-мм пушка, боевая нагрузка - 7260 кг на 11 узлах подвески

Проект закрыт, но в некоторых программах по созданию истребителей в других странах возможно использованы результаты исследований, проведённых при создании «Лави».

Lavi

Lavi B-2, прототип
Тип многоцелевой истребитель
Производитель Israeli Aircraft Industries
Первый полёт 31 декабря
Статус программа закрыта 30 августа
Единиц произведено 5 прототипов
Медиафайлы на Викискладе

История

Программа создания «Лави» началась в феврале , когда правительством Израиля было дано указание ВВС Израиля создать технические спецификации для будущего истребителя. Исследовательские работы начались в октябре 1982. В качестве поставщика двигателей была выбрана американская фирма Pratt & Whitney . Программу исследований предполагалось завершить к 1990 году, в дальнейшем предполагалось серийное производство самолётов .

Всего было построено пять фюзеляжей, но полностью завершены только два опытных самолёта.

Остановка программы

Последний полет «Лави» совершил в 1990 году, в дальнейшем проект был свёрнут в пользу F-16 .

Документация была продана Китаю и использовалась при создании китайского истребителя Chengdu J-10

Последующее применение результатов программы

В 1990 году в Израиле было принято решение о модернизации состоящих на вооружении истребителей F-4E «Фантом» , до уровня «Фантом-2000». В ходе модернизации на самолёты устанавливали новое пилотажно-навигационное и прицельное оборудование с автоматизированным управлением от бортовой ЭВМ 1553B, а также новые системы предупреждения и РЭБ - часть оборудования была разработана в рамках работы над истребителем «Лави» .

В 1993 году на выставке авиатехники в Ле-Бурже Израиль представил модернизированный вариант истребителя МиГ-21 , переоборудованный в штурмовик для нанесения ударов по морским и наземным целям. На самолёт было установлено новое радиоэлектронное, навигационное и прицельное оборудование, а также система катапультирования лётчика, изначально разработанная для тактического истребителя «Лави». Стоимость программы модернизации одного самолёта составляла 1-4 млн долларов, в зависимости от установленного оборудования .

Летно-технические характеристики

См. также

Примечания

Литература

  • В. Кузьмин. Израильский тактический истребитель «Лави» // «Зарубежное военное обозрение », № 8, 1987. стр.36-38.
  • «США и программа создания LAVI» на сайте FAS (англ.)
  • Ruud Deurenberg. (неопр.) . - на сайте «Еврейской виртуальной библиотеки» (JVL) . Дата обращения 27 июня 2019. (англ.)

Разработка этого самолета, предназначенного для замены истребителей "Кфир", началась фирмой IAI в 1980 г., а в октябре 1982 г. фирма приступила к техническому проектированию самолета. Предполагалось, что новый истребитель будет решать задачи завоевания господства в воздухе (дополняя истребители Макдоннелл-Дуглас F-15) и использоваться для нанесения ударов по наземным целям как на поле боя, так и в оперативной глубине. В работах по программе значительное участие приняли авиастроительные фирмы США.

http://www.sem40.ru/magendavid/img/lavi_chine.jpg 31 декабря 1986 г. состоялся первый полет опытного самолета "Лави" (двухместный вариант, самолет пилотировал летчик-испытатель М. Шмуль). В марте 1987 г. поднялся в воздух второй прототип истребителя (также двухместный), но в августе того же года израильское правительство приняло решение о прекращении программы. Однако на этом история "Лави" не кончилась: в сентябре 1989 г. все же был достроен третий прототип самолета (и первый одноместный истребитель), использующийся в настоящее время фирмой IAI в качестве летающей лаборатории, а в 1992 г. было заключено секретное израильско-китайское соглашение о сотрудничестве в-создании для КНР нового истребителя, известного как J-10, в основу проекта которого был положен самолет "Лави". Сообщалось, что изготовление первого опытного самолета будет производиться в Израиле, но его окончательную сборку планируется осуществить в Китае. Бортовое радиоэлектронное оборудование истребителя J-10 будет близко или аналогично БРЭО самолета "Лави".

Модификации:
+ B-2 и B-3 - опытный самолет;
+ "Лави" - одноместный серийный истребитель;
+ "Лави" - двухместный учебно-боевой самолет;
+ J-10 - китайский вариант истребителя "Лави".

Но почему же, столь многообещающий проект был закрыт? Финансовые проблемы? Вряд ли, произошла финансово-бюрократическая расправа над "Лави".

Напомню, что этот проект по созданию многофункционального боевого самолета должен был обеспечить израильским ВВС независимость от американских поставок или, по крайней мере, существенно сократить их объем и номенклатуру. Бывший министр обороны и главный патрон загубленного проекта Моше Аренс поныне считает, что "Лави" стал бы лучшим в мире истребителем-бомбардировщиком, а его производство – флагманом отечественных разработок в области новейших технологий.

Однако в конце 80-х годов, когда к давлению Вашингтона прибавился скептицизм руководителей израильских ВВС, предпочитавших знакомые и более дешевые на первых порах американские самолеты, правительство национального единства во главе с Ицхаком Шамиром решило свернуть проект "Лави". Тысячи высококвалифицированных специалистов лишились тогда работы, многие из них эмигрировали на Запад в последующие годы, но "истинные нужды ЦАХАЛа" и недвусмысленное вмешательство США стали решающими аргументами в споре о будущем израильской авиационной промышленности.

Как только не потешались тогда над Аренсом журналисты, утверждавшие, что этот профессор аэронавтики не способен отделить собственные научные увлечения от государственных интересов! Но если представители прессы редко берут свои слова назад, то среди бывших противников проекта "Лави" в военном истеблишменте давно уже наблюдаются признаки прозрения. Став командующим израильскими ВВС, генерал-майор Дан Халуц заявил, что его прежняя позиция по данному вопросу была ошибочной: ЦАХАЛу стоило решиться на оснащение военно-воздушных сил отечественными самолетами.

Итак, свертывание проекта "Лави" было лишь отчасти обусловлено американским давлением – не менее существенным фактором здесь явилась позиция израильских военных, которым приходилось принимать в расчет целый ряд дополнительных факторов: вероятность войны в уязвимый для ВВС период технического переоснащения, разницу бюджетных затрат и т.п. Зная теперь, что большой войны на Ближнем Востоке в 90-е годы не случилось, мы можем, конечно, судить противников свернутого проекта за проявленную ими близорукость, но вряд ли такой подход будет корректным и справедливым. Довольно того, что некоторые израильские генералы сами судят себя за допущенную ими ошибку. А из "Лави" получился неплохой китайский истребитель J-10, который вы и видите на фотографии.

По материалам изданий: Каталог авиации мира и Израиль Сегодня

Чэнду J-10 - всепогодный многоцелевой истребитель Китая. Разработан Авиационной промышленной корпорацией в г. Чэнду (Chengdu Aircraft Industry Corporation). Экспортное обозначение самолёта F-10. Программа разработки самолёта была рассекречена 29 декабря 2006 года. По мнению некоторых экспертов прототипом послужил израильский истребитель IAI Lavi. Власти Израиля передачу технологий отрицают.

В создании самолёта участвовали российские консультанты из ЦАГИ и ОКБ МиГ. На истребителях используются двигатели компании НПО «Сатурн» российского и китайского (лицензионные) производства. Первый полёт серийного самолёта J-10A состоялся 28 июня 2002 года.

История создания

В начале 1990-х годов в Китае развернулись работы по созданию истребителя нового поколения, по своему боевому потенциалу приближающегося к таким самолетам, как "Рафаль", EF2000 или МиГ-29М. Новая машина предназначалась для замены почти 3500 истребителей и истребителей-бомбардировщиков первого и второго поколений J-6, J-7 и Q-5. Первоначально предполагалось разработать самолет "с опорой на собственные силы". Однако вскоре стало ясно, что столь сложную задачу китайские специалисты могли решить лишь в кооперации с зарубежными коллегами, владеющими современными технологиями. Поэтому к участию в программе в середине 1980-х годов был привлечен израильский концерн IAI, создавший в 1986 году (в значительной степени при участии американских фирм) легкий истребитель "Лави". В 1987 году работы по израильскому истребителю под давлением США, увидевших в "Лави" серьезного конкурента своему F-16, были прекращены. В этих условиях израильтяне в обстановке повышенной секретности (чтобы не раздражать американцев, болезненно относящихся к передаче новейших оборонных технологий Китаю) предложили КНР свои наработки по программе "Лави". Основные компоновочные решения израильского истребителя и были положены в основу проекта нового китайского самолета, получившего обозначение J-10.


В конце 1980-х - начале 1990-х годов в программе произошли очередные изменения: к участию в создании J-10 была привлечена Россия. В частности, новый самолет было решено оснастить российским ТРДЛ АО "А.Люлька-Сатурн" АЛ-31Ф, устанавливаемым и на истребителях Су-27 ВВС Китая, что повлекло за собой ряд существенных изменений в конструкции самолета, ранее проектировавшегося, очевидно, под один из западных двигателей. Сообщалось о переговорах о приобретении КНР лицензии на выпуск двигателя АЛ-31Ф на китайских предприятиях, однако Россия не проявляет особой заинтересованности в передаче КНР новейших технологий в области авиационного двигателестроения. В результате для установки на самолетах опытной серии, а также, вероятно, первых серийных партий было решено закупать двигатели в России (по сообщениям зарубежной печати, для опытных машин уже приобретено 10 ТРДДФ АЛ-31Ф).

На самолете планируется установить и российскую БРЛС "Жемчуг", разработанную объединением "Фазотрон". Эта станция является вариантом БРЛС "Жук", которая устанавливается на другом китайском истребителе - F-811M. В качестве альтернативного варианта, а также для установки на самолетах, предназначенных на экспорт, рассматривается возможность использования варианта израильской радиолокационной станции "Элта" EL/M-2032, в свое время разработанной для истребителя "Лави".

Предполагается, что создание самолета J-10 обеспечит серьезный качественный прорыв китайского авиастроения. Новый самолет, обладающий высокой маневренностью в ближнем воздушном бою, высокими ЛТХ, современным БРЭО и вооружением, позволит Китаю в начале 2000-х годов приблизиться к уровню европейского военного самолетостроения.

Первая информация о новом китайском истребителе появилась в открытой печати в октябре 1994 года, когда со ссылкой на американскую космическую разведку было сообщено, что в Чэнду строится самолет, своими очертаниями и размерами напоминающий истребитель Еврофайтер EF2000 или Дассо "Рафаль".

Для проведения летных испытаний в Чэнду была заложена опытная серия из четырех самолетов. Согласно первоначальным планам, первый полет прототипа J-10 должен был состояться во второй половине 1997 года, однако по ряду технических причин (сообщалось, в частности, о трудностях с "притиркой" двигателя к самолету) J-10 впервые поднялся в воздух 24 марта 1993 года.

Планируется, что программа государственных испытаний будет завершена в 2001 году, а к 2005 году самолет J-10 поступит на вооружение китайских ВВС. Предполагается, что первый заказ составит приблизительно 300 истребителей, которые дополнят более мощные и тяжелые самолеты Су-27. Таким образом, в Китае в начале XXI века будет сформирована истребительная "триада", включающая массовый и дешевый легкий истребитель FC-1, в значительной степени ориентируемый на экспорт, тяжелый "элитный" истребитель Су-27 (китайское обозначение - J-I0) и промежуточный "средний" истребитель J-10, который станет, очевидно, наиболее массовым боевым самолетом ВВС Китая.

Существуют планы закладки в 2005 году двух авианосцев для китайского флота. Предполагается, что для оснащения этих кораблей водоизмещением по 45 000 т может быть создан и палубный вариант самолета j-10, оснащенный складным крылом, тормозным гаком и усиленным шасси.

В более отдаленной перспективе, к 2015 году, по данным военно-морской разведки США, в Китае планируется создание более тяжелого истребителя пятого поколения, известного как XXJ. Самолет, выполненный с широким использованием технологии "Стелc", должен иметь два двигателя, треугольное крыло, "утопленные" малозаметные воздухозаборники и двух килевое оперение. Истребитель может быть выполнен как в двухместном, так и в одноместном вариантах. Предполагается, что работа по его созданию ведется при участии ОКБ завода в Чэнду. Альтернативный вариант разрабатывается вероятно, в Шэньяне.


На мировом рынке авиационной техники истребитель J-10 может составить конкуренцию Тайфуну, Гриппену, Рафалю, F-16, F/A-18 и МиГ-29. В числе наиболее вероятных заказчиков J-10 называют Таиланд, Пакистан и Иран. Командующий ВВС Таиланда ознакомился с самолетом и дал ему высокую оценку еще до первого полета, в 1997 г. Скорее всего, на экспортных машинах будут устанавливать китайские двигатели WP-15, имеющие меньшую чем АЛ-31, тягу, и китайские РЛС. В случае реализации амбициозных планов по вводу в состав ВМС Китая авианесущего корабля возможно появление "маринизированного" двухместного варианта истребителя J-10 с двигателем РД-33 или АЛ-41. Ведутся работы по созданию двухдвигательной модификации, ориентированной, прежде всего, на нанесение ударов по наземным целям. Скорее всего, два движка будет иметь и авианосный вариант J-10. Появление J-10 является прямым следствием грандиозных экономических успехов страны. В конце XX века Китай стремительно вошел в число лидеров мировой экономики - сегодня уже никто не вспомнит анекдот о запуске спутника миллионом китайцев из гигантской рогатки. В конце XX века появился и первый китайский реактивный истребитель мирового уровня, абсолютно сравнимый по всем характеристикам с изделиями ведущих мировых авиастроительных фирм.

Конструкция


Самолет J-10 выполнен по аэродинамической схеме"утка" с треугольным среднерасположенным крылом, стреловидным, близкорасположенным к крылу ПГО и однокилевым вертикальным оперением. Конструкция планера выполнена в основном из алюминиевых сплавов с частичным использованием углепластика. Предполагается применение ограниченных мер по снижению радиолокационной заметности самолета.


Крыло имеет вихреобразующий "клык" на передней кромке. Оно оснащено двухсекционным отклоняемым носком и элевонами. Вертикальное оперение имеет развитый форкиль. В корневой части киля расположен контейнер с тормозным парашютом. По бокам фюзеляжа, в районе киля, имеется два тормозных щитка. В хвостовой части фюзеляжа расположено два аэродинамических гребня.

Силовая установка


Самолет оснащен одним ТРДДФ АЛ-31Ф (1х 12 500 кгс). Воздухозаборник - подфюзеляжный нерегулируемый. Под крылом и под фюзеляжем (на центральном узле) возможна подвеска трех ПТБ. Самолет может быть оборудован топливоприемником системы дозаправки в воздухе методом "шланг-конус".
ЛТХ:
Модификация J-10
Размах крыла, м 8.78
Длина, м 14.57
Высота, м 4.78
Площадь крыла, м2 33.05
Масса, кг
пустого самолета 9800
нормальная взлетная 18000
Топливо, л
внутренние 2625
ПТБ 4165
Тип двигателя 1 ТРДДФ АЛ-31ФН
Тяга, кгс
нормальная 1 х 7600
форсажная 1 х 12500
Максимальная скорость, км/ч М=2.00
Крейсерская скорость, км/ч 1110
Практическая дальность, км 2000
Практический потолок, м 18000
Макс. эксплуатационная перегрузка 9
Экипаж 1
Вооружение: одна 23-мм пушка.
боевая нагрузка - 7260 кг на семи узлах внешней подвески
возможно размещение УР класса "воздух-воздух" PL-8, PL-10, PL-11, P-27 и Р-73, а также ракет класса "воздух-поверхность"
ПКР YJ-8K, НАР, свободнопадающие бомбы и другое вооружение