Организационно – управленческая деятельность юриста.

Лекция 1.

Тема № 1 Управление как элемент организационно-управленческой деятельности.

Тема № 2 Организация как функция управления.

Тема № 3 Руководство и власть как инструменты управления коллективной деятельностью.

Лекция 2.

НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА ЮРИСТА.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА.

Тема № 4 Планирование и его особенности в сфере юридических услуг.

Тема № 5 Управление планированием и система показателей плана.

Тема № 6 Планирование и управление временем.

Тема № 7 Управление персоналом в юридической практике.

Тема № 8 Управление информацией и знаниями в профессиональной деятельности юриста.

Тема № 10 Документооборот в юридической организации.

Тема № 11 Регламентация организационно-управленческих процессов.

Лекция 1.

ВВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНИЗАТОРСКОЙ РАБОТЫ.

Организационно-управленческая деятельность – особый вид деятельности, который начал изучаться, описываться и нормироваться только во второй половине XX в. До этого времени управление существовало как "искусное действие" – индивидуальное мастерство человека или группы лиц.

Существенно, что выделение организационно-управленческой деятельности как самостоятельного вида становится необходимым и возможным в условиях усложнения организационной системы хозяйствования, особое значение в которой приобретает соблюдение определенного порядка, скорее упорядоченности, при одновременном динамичном изменении внутренних и внешних условий профессиональной деятельности. Следовательно, функции организатора и управляющего ложатся на руководителя-профессионала и объединяются в некую организационно-управленческую подструктуру профессиональной деятельности.

Упорядоченность хозяйственной практики предполагает, что основополагающие характеристики организационно-управленческой деятельности в разных профессиональных сферах едины. Поэтому для лучшего понимания особенностей рассматриваемого вида деятельности в юридической практике следует уточнить способы существования управленческой деятельности.

Три способа ее существования (протекания):

управление как деятельность направлено на изменение протекающих социально-экономических процессов и фокусируется на изменении векторов активности определенных социальных групп;

организация как деятельность фокусируется на создании организационной структуры (организации). Способна осуществить необходимую деятельность, приводящую к определенным результатам;

руководство как деятельность направлено непосредственно на "деятельность людей", регулирование, анализ, коррекцию человеческих действий, позволяющих добиться определенных результатов.

Это самостоятельные виды деятельности, которые имеют дело с различными объектами, используют разные инструменты и средства и, соответственно, применяются в различных ситуациях.

организация (представлена категорией структуры),

руководство (представлено категорией деятельности)

и управление (представлено категорией процесса).

Вместе с тем имеется четкая взаимосвязь рассматриваемых трех способов существования организационно- управленческой деятельности. В частности:

"Руководство включено в Организацию, а Организация, в свою очередь, включена в Управление. Эта включенность означает, что смыслы и цели Организационной деятельности определяются Управленческой деятельностью. А смыслы и цели деятельности Руководства определяются Организационной деятельностью».

Рассмотрим каждый из указанных способов организационно-управленческой деятельности подробнее.

Технологий,

Норм,

Правил,

Процедур,

Полномочий,

определяющих порядок выполнения работниками тех или иных действий. Определенное соотношение органов управления, связанных между собой коммуникационными каналами, образует структуру управления.

Как и любая другая деятельность, управление осуществляется в соответствии с определенными принципами. К основным принципам управления можно отнести следующие:

научный подход как совокупность глубоких знаний для своевременного и достоверного принятия решений;

целенаправленность как совокупность методов, используемых для достижения целей организации в каждый период деятельности;

последовательность как совокупность управляемых во времени и пространстве последовательных действий, позволяющих оптимально достигать целей;

непрерывность, обусловленная соответствующим характером хозяйственных процессов;

универсальность в сочетании со специализацией как совокупность общепринятых подходов в управлении с учетом специфических (индивидуальных) условий их применения в разных организациях и хозяйственных процессах;

сочетание централизованного регулирования и самоуправления как условие оптимального выполнения поставленных задач всеми подразделениями организации;

обеспечение единства прав и ответственности каждого субъекта управления.

Принципы управления реализуются в основных методах управленческой деятельности, которые разрабатываются научным путем с учетом практического опыта каждой организации.

административные,

экономические

и социально-психологические.

Административные методы опираются на активное вмешательство руководителей в деятельность исполнителей путем формулирования задач и установления показателей их решения. Они используются, как правило, при решении достаточно известных (рутинных) и стандартных задач. В данном подходе инициатива исполнителей ограничивается, ответственность за результаты возлагается на руководителей. Существенным недостатком административных методов выступает ориентация исполнителей на достижение заданных результатов установленными способами. Отсутствие инициативы не позволяет развиваться организации.

Экономические методы основаны на материальной заинтересованности исполнителей в оптимальном решении поставленных задач. Ответственность при этом распределяется между руководителем и исполнителем в соответствии с принципом единства прав и ответственности каждого субъекта управления. Естественно, что экономические методы управления позволяют не только достигать результатов наиболее эффективно, но и нацеливают исполнителей на более гибкий учет конкретной хозяйственной ситуации и в конечном счете на развитие профессионализма.

Однако экономические методы управления также имеют ограничения, которые могут проявляться относительно работников, для которых материальный интерес не является главным. Для них важнее сам процесс деятельности, развития, взаимодействия в трудовом коллективе.

В этом случае особую роль играют социально-психологические методы управления, нацеленные на формирование благоприятного климата в трудовом коллективе, развитие индивидуальных способностей и самореализации в профессиональной деятельности каждого работника.

Современное управление использует все указанные методы. При этом особое значение придается правовой стороне их реализации. Это проявляется в использовании организацией соответствующих правовых норм и правил, определяющих границы самостоятельных действий руководителей и исполнителей.

Системность управления организацией реализуется в определенной управленческой структуре , которую можно представить как упорядоченную совокупность связей между отдельными (функциональными) частями (подразделениями и (или) должностями), составляющими организацию как объект управления.

Сама по себе управленческая структура состоит из определенных органов управления (подразделения, должности, службы), которые находятся в определенном соподчинении и взаимодействии. Во главе такой структуры стоит руководитель, роль и задачи которого будут рассмотрены в параграфе 1.4.

Формирование управленческой структуры основывается на процессе разделения работ, полномочий и ответственности, глубина которого зависит и одновременно влияет на степень автономности звеньев управления. В современных условиях хозяйствования, особенно в небольших по размерам организациях, происходит концентрация профессиональных и управленческих функций в руках одного и того же субъекта деятельности.

Взаимодействие между элементами управленческой структуры осуществляется с помощью коммуникационных каналов, которые в зависимости от выполняемых задач могут приобретать различные конфигурации .

Коммуникационный канал – это реальная или воображаемая линия связи, но которой сообщения движутся от отправителя к получателю информации. Разновидности коммуникационных структур позволяют соответствующим образом распределять управленческие полномочия и ответственность между отдельными подразделениями и должностными лицами в рамках выполнения соответствующих управленческих задач.

За весь период развития управления как самостоятельного научного вида человеческой деятельности сформировалось три основных подхода к управлению:

системный,

ситуационный

и процессный.

Главным методологическим подходом к управлению является системный подход. Опираясь на известное определение системы как единства, состоящего из взаимозависимых частей, каждая из которых привносит что-то конкретное в уникальные характеристики целого , следует рассматривать организацию как единое целое всех ее структурных подразделений и подсистем, со всеми сложнейшими связями и отношениями, необходимыми для согласования деятельности.

Системный подход требует использования принципа обратной связи между частями и целым, целым и окружением (т.е. средой), а также между частями и окружением. Этот принцип есть проявление диалектики взаимозависимости между различными свойствами.

При использовании руководителями ситуационного подхода (другое его название – "конкретный подход") исходят из того, что конкретная ситуация является основой применения возможных методов управления. При этом наиболее эффективным считают тот метод, который в большей степени соответствует данной управленческой ситуации.

Ситуационный подход – концепция, согласно которой оптимальное решение есть функция факторов среды в самой организации (внутренние переменные) и в окружающей среде (внешние переменные). В данном подходе концентрируются основные положения известных школ управления путем сочетания определенных приемов. Данная концепция позволяет более эффективно достигать целей организации, особенно в условиях динамичного развития внешней окружающей среды.

Процессный подход основывается на концепции, согласно которой управление есть непрерывная цепь функций управления, осуществляемая в результате выполнения связанных между собой действий.

Важным в процессной схеме управления, является представление о "собственной энергетике" протекающих процессов – когда эти процессы поддерживаются существующими социально-экономическими механизмами и активностью людей. Именно изменение социально-экономических механизмов и векторов человеческой активности в результате управленческого воздействия позволяет управлять процессами социальных, экономических и культурных изменений .

Для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления, чрезвычайно важно понимание природы принятия решений.

Разработка управленческих решений является важным процессом, связывающим основные функции управления:

планирование,

организация,

мотивация,

контроль.

Именно решения, принимаемые руководителями любой организации, определяют не только эффективность се деятельности, но и возможность устойчивого развития, выживаемость в быстро изменяющемся мире. Поэтому изучение и организация процесса принятия решений и их исполнения составляют основу теории управления.

Что же такое решение? Обычно в процессе какой-либо деятельности возникают ситуации, когда человек или группа людей сталкиваются с необходимостью выбора одного из нескольких возможных вариантов действия. Результат этого выбора и будет являться решением. Такого рода решения принимаются каждым человеком ежедневно и многократно. Его можно определить как выбор альтернативы. Однако в управленческой деятельности решения приобретают особый характер, и решение называется управленческим, если оно разрабатывается и реализуется для социальной системы и направлено:

На стратегическое, тактическое и оперативное планирование;

Управление человеческими ресурсами (производительность, активизация знаний, умений, навыков);

Управление хозяйственной деятельностью;

Формирование системы управления компании (методология, механизм);

Управление внутренними и внешними коммуникациями и др.

Важным признаком управленческих решений является их системный характер, который проявляется в различных аспектах рассматриваемого предмета. В частности, в теории управления принятие управленческого решения понимается как последовательный технологический процесс с конкретным содержанием и механизмом . Например, каждая управленческая функция связана с несколькими общими, жизненно важными решениями, требующими претворения в жизнь. Некоторые из них перечислены в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Таблица 1.2

Лекция 2. (часть 1).

ТЕХНОЛОГИИ ПЛАНИРОВАНИЯ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ.

Тема № 4 Планирование и его особенности в сфере юридических услуг.

Роль планирования в жизни общества, его отдельных подсистем и элементов определяется положением, которое планирование занимает в системе управления. А в ней планирование – центральное звено.

Поскольку планирование, если не придавать ему характер тотальной директивности, несет в себе много положительного, то представляется, что проникновение плана необходимо в те сферы жизни, которые ранее ему не подвергались или испытывали его воздействие в незначительной степени. Такой сферой является и юридическая практика. Планирование применимо к последней используется недостаточно, а в настоящее время можно сказать, что внедрение его в юридическую практику необходимо.

Конкретизируем понятие практики в интересующей нас сфере деятельности и напомним, что в теории государства и права принято следующее определение практики: юридическая практика – это деятельность по изданию, толкованию и реализации юридических предписаний в единстве с накопленным социально-правовым опытом . Внешне юридический опыт представляет собой комплекс образцов наиболее целесообразных, грамотных и полезных юридических решений.

Для лучшего понимания целей и задач планирования необходимо вспомнить основные элементы юридической практики. К ним принято относить:

1) объект юридической практики – это то, на что направлены юридические действия и поступки ее субъектов и участников. Ими могут быть как материальные, так и нематериальные блага, общественные отношения и конкретные поступки (или бездействие) людей, иные явления и предметы, включенные в соответствующий юридический процесс и призванные удовлетворять общественные и личные потребности и интересы;

2) субъект юридической практики – это основной, ведущий носитель правовых отношений (например, суд в судебной практике);

3) участник практики – отдельные лица (организации), которые так или иначе содействуют субъектам юридической практики в выполнении правовых действий и операций. В качестве участника юридической практики могут выступить свидетели, проходящие по конкретному уголовному делу;

4) юридические действия – действия, которые влекут за собой правовые последствия для участников правоотношений. Совокупность взаимосвязанных между собой юридических действий называется юридической операцией;

5) юридические средства (способы) – установленный путь достижения запланированной цели (результата) с помощью определенных средств и при наличии соответствующих условий и предпосылок юридической деятельности. Юридические средства, сгруппированные по определенному признаку, составляют юридические методы воздействия, лежащие в основе юридической техники;

6) результат – итог юридических операций, позволяющий удовлетворить индивидуальную или общественную потребность;

7) формы юридической практики – способы организации, существования и внешнего выражения юридической практики (внутренняя – процедурно-процессуальное оформление деятельности и внешняя – документы, сопровождающие запланированную деятельность).

На данный момент существует огромное количество видов и форм ведения юридической практики, но среди них можно выделить основные закономерности ее развития, к которым относится и планирование. В условиях рыночной экономики невозможно достигать постоянного успеха в своей коммерческой деятельности, если не планировать свой бизнес конкретно и эффективно. Нужно четко понимать необходимость обеспечения своего дела материальными, финансовыми, умственными и трудовыми ресурсами. В процессе деятельности также нужно постоянно следить за состоянием дел на целевом рынке, состоянием дел конкурирующих фирм и своевременно пересматривать свои возможности и перспективы.

Планирование – экономический метод управления, который представляет собой процесс проектирования желаемого будущего, а также эффективных путей его достижения на основе изучения принципов и методов научно обоснованного выбора и рационального использования всех видов ресурсов в практической деятельности.

Планирование является основополагающим аспектом управления. С этой позиции, как полагают многие специалисты, планирование призвано отвечать на три основных вопроса.

1. Где находится фирма в настоящее время? Определяются экономическая позиция фирмы, основные итоги и сложившиесяусловия ее деятельности. Оцениваются сильные и слабые стороны в таких важных областях, как финансы, маркетинг, содержание пакета предоставляемых услуг, компетентность персонала, для того чтобы определить, чего может реально добиться фирма.

2. Куда мы хотим двигаться? Оценивая конкуренцию, клиентов, законы, политические факты, экономические условия, технологию, снабжение и т.д., руководство определяет, какими должны быть цели организации и что может помешать их достижению.

3. Как, используя какие ресурсы, фирма собирается достичь своих целей? Определяются функции и обязанности сотрудников.

Таким образом, планирование опирается па фактические нормативные данные настоящего или прошлого, но стремится установить процесс развития предприятия в будущем. Методологически планирование охватывает совокупность теоретических выводов, общих закономерностей, современных требований рынка юридических услуг и методов разработки плана. Технологически планирование регламентирует порядок, сроки, содержание разделов плана и обоснование показателей механизма взаимодействия.

Следует учитывать, что любое планирование базируется на неполных данных, что предполагает корректировку плана. Это связано с объективными (неопределенность рыночной среды, несовершенство законодательства, издержки технологии планирования) и субъективными (некомпетентность руководителей и исполнителей, ошибки в экономических расчетах) ограничениями в возможностях планирования в организациях. Для практической реализации планирования важно соблюдать его основные принципы. Обратимся к классике жанра. Известно, что А. Файоль определил четыре основных принципа планирования, назвав их общими чертами хорошей программы действий.

1. Принцип единства предполагает, что планирование в организации должно иметь системный характер. Система означает существование совокупности взаимосвязанных элементов и наличие единого направления их развития, ориентированного на общие цели.

Элементами планирования в организации являются отдельные подразделения, входящие в нее, и отдельные части процесса планирования.

2. Принцип участия тесно связан с принципом единства. Этот принцип означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой им функции. То есть процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает. Планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным .

3. Принцип непрерывности предполагает, что:

– процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно в рамках установленного цикла;

– разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (второй – на смену первому, третий – на смену второму и т.д.).

Второе из условий непрерывности планирования – постоянное следование планов друг за другом – компании, как правило, соблюдают. В то же время нередки случаи прерывания процесса планирования: фирмы разрабатывают план в течение определенной части года, утверждают его и прекращают планирование до следующего периода.

4. Принцип гибкости связан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.

Для осуществления принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями. Поэтому планы обычно содержат определенные резервы в виде рамочных расчетов показателей ("от" и "до"). Данный принцип коррелирует с объективными и субъективными ограничениями возможностей планирования.

Планирование в юридической практике как метод деятельности входит в состав ее тактики и стратегии. В силу своей универсальности планирование способно объединить их и создать тем самым оптимальные условия для перспективного развития компании. Учитывая специфику юридических услуг, вопрос о необходимости стратегического планирования среди юристов остается открытым. На сегодняшний день наличие стратегии развития юридической компании – скорее исключение из практики. Учитывая, что стратегическое планирование есть особый вид предвидения будущего компании, а наличие у компании четкой и прозрачной стратегии развития в условиях высоко конкурентного рынка является необходимостью, стоит уделить ему особое внимание и оценить, в какой степени и в каком объеме можно использовать стратегическое планирование в деятельности юридических компаний.

Требования к стратегическому плану.

План только тогда есть план, когда он зафиксирован на бумаге, план в голове – это "маниловщина". Однако наличие стратегии "на бумаге" не всегда означает, что она внедрена в деятельность.

Такое положение дел является следствием ряда факторов: отсутствие у руководства юридической компании интереса к стратегии развития, недостаток навыков и опыта ее внедрения, отсутствие потребности в этом в связи с постоянным изменением конъюнктуры рынка юридических услуг (в данном случае руководители ориентируются на управление операционной деятельностью).

Вопрос о том, нужна ли юридической компании стратегия развития, следует соотносить с целями организации. Если положение юридической компании устраивает собственников, то можно поддерживать текущее состояние бизнеса, лишь незначительно корректируя его и реализуя краткосрочные операционные цели .

Однако современная юридическая компания не может полагаться только на успехи в операционном управлении. Независимо от усилий по оптимизации издержек, удержанию текущего состояния и освоению новых услуг и продуктов, стандартные схемы ведения бизнеса легко копируются конкурентами, что в дальнейшем ведет к снижению конкурентоспособности. Стратегия, т.е. бизнес- модель развития на среднесрочную перспективу, с одной стороны, придает компании уникальность, а с другой – помогает ее сотрудникам понять, в каком направлении и как происходит развитие .

Насколько реально составить план и особенно на несколько лет для небольшой юридической компании, в которой работают интеллектуалы – специалисты высшей категории? Для собственника-руководителя важно, что будет с компанией через какое-то время, что ожидает ее в будущем. А насколько важна судьба компании для сотрудников, которые всегда востребованы и могут работать индивидуально или в других компаниях? Даже если руководство компании не видит смысла в разработке стратегического плана или не понимает его необходимости и смысла, то бизнес-план, пусть даже самый примитивный, необходим: надо наметить новые направления предоставления юридических услуг, распределить ресурсы, найти необходимые финансы, установить новые, укрепить и поддержать существующие партнерские связи, найти новых сотрудников.

Методики стратегического планирования детально разработаны и постоянно совершенствуются с учетом новых требований. В сам процесс стратегического планирования, как и в сам стратегический план, каждая отдельно взятая компания вносит свое, исходя из собственного видения роли и значения плана, своих ресурсов и собственного понимания планирования.

Из существующих моделей стратегического планирования выбор довольно часто падает на Бостонскую матрицу (см. приложение 4) и метод Игоря Ансоффа (см. приложение 5), которые позволяют учитывать отдельные особенности и намерения компании.

Стратегическое планирование преследует определенные цели и приобретает смысл, если эти цели достигаются. Задача выбранной стратегии – показать направления и методы достижения запланированных целей. Фактически стратегия – это метод достижения поставленной цели.

Выстраивание пути достижения цели требует использования определенных методов их исследования. Одним из наиболее распространенных является прогнозирование. Уделим понятию "прогноз" специальное внимание.

Прогноз (от греч. prognosis – предвидение, предсказание) – суждение о состоянии какого-либо явления в будущем; ныне обычно используется в значении вероятностного суждения о будущем на основе специального научного исследования .

Прогнозирование, разработка прогноза (в узком значении) – специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления. Прогнозирование служит повышению обоснованности целей и решений, в том числе планов, программ, проектов.

Учитывая специфику деятельности, можно предположить, что существенное, если не главное, место в стратегическом планировании юридической практики должно занять определение направления развития законодательства и эффективности его применения. Это может иметь стержневое значение для определения стратегии и последующего построения текущих планов компании. Опираясь на прогноз содержательного и процессного (временного) развития предмета деятельности, стратегическое планирование сможет дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться компания в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития компании па плановый период.

Стратегическое планирование, как и планирование в целом, является одной из функций управления. Стратегическое планирование отвечает на вопрос: "Как достигнуть цели компании?" и позволяет руководству очертить направление, определить темпы развития и структурные изменения в компании, спрогнозировать общие тенденции развития рынка, выявить конкурентные преимущества фирмы и инструменты, необходимые для ее эффективного развития, и главное – осознать необходимость постоянно учитывать опыт прошлого и прогнозировать будущее.

Стратегическое планирование адаптирует деятельность компании к постоянно меняющимся внешним условиям с целью извлечения выгод из новых возможностей.

Компания в рамках стратегического планирования должна определить перечень юридических услуг, которые она предлагает и может предложить рынку.

Формирование стратегического плана юридической компании требует обязательного учета следующих принципов:

1) разработка стратегии – это прерогатива руководства компании;

2) целенаправленность на основе содержательного прогноза развития предметной области;

3) формирование штата юристами строго требуемой специализации с целью обеспечения готовности к реализации плана и снижения издержек, связанных с повышением квалификации;

4) целостность планирования на основе комплексного учета последовательности развития внутренней и внешней среды компании на весь планируемый период;

5) оперативная гибкость, позволяющая при необходимости скорректировать и переориентировать направление деятельности.

Реализация указанных принципов осуществляется последовательно на каждом этапе разработки и реализации стратегического плана .

1.Формирование стратегического видения развития компании. При формировании стратегического видения развития компании очень важно, чтобы собственники пришли к единому мнению о том, какой они видят юридическую компанию примерно через три – пять лет.

2. Постановка стратегических и финансовых целей. Необходимо ставить конкретные, т.е. измеряемые и достижимые по времени цели как для компании в целом, так и для каждой юридической практики.

Современная рыночная конъюнктура и динамика развития рынка юридических услуг показывают, что оптимистичный годовой прогноз роста может составлять 10–15% выручки.

Построение стратегии является основой формирования плановых финансовых показателей. Такие показатели могут быть:

финансовыми (количественными ), например, годовая выручка, прибыль компании в целом и (или) прибыль в расчете на партнера на период от трех до пяти лет; финансовые показатели для каждой юридической практики, в том числе новой; доля новых клиентов в выручке компании; изменение среднего вознаграждения от клиентов, причины и последовательность внедрения такого изменения;

нефинансовыми (качественными ), например, коэффициент удовлетворенности клиентов, частота их обращений (возвращения) для каждой практики и другие ключевые качественные показатели, которых компания хочет достичь.

3. Разработка стратегии как документа. После определения целей необходимо провести анализ сильных и слабых мест в деятельности компании.

Результаты проведенного анализа становятся основой для разработки стратегий развития (бизнес-моделей). Наиболее распространенные, выверенные практикой и широко освещенные в литературе стратегии развития бизнеса обычно называются базисными , или эталонными. Они отражают четыре различных подхода к росту фирмы и связаны с изменением состояния одного или нескольких следующих элементов: продукт, рынок, отрасль, положение фирмы внутри отрасли, технология. Каждый из указанных пяти элементов может находиться в одном из двух состояний: существующем или новом.

Принято выделять четыре основные группы стратегий:

1) стратегии концентрированного роста – связаны с изменением продукта и рынка и не затрагивают три других элемента. Это могут быть:

– выход па мировой рынок за счет вхождения в международную сеть ("Юникон/МС" в BDO International);

– выход на рынки СНГ и последующее слияние компаний (ЕПАП и Magisters );

– разработка и (или) приобретение отдельных практик для укрепления положения компании и др.;

2) стратегии интегрированного роста – предполагают расширение фирмы путем добавления новых структур.

Компания может осуществлять интегрированный рост, занимая прочное положение в бизнесе, как путем приобретения собственности, так и путем расширения изнутри. При этом в обоих случаях происходит изменение положения фирмы внутри отрасли;

3) стратегии сокращения – связаны с необходимостью перегруппировки сил после длительного периода роста или с задачей повышения эффективности в определенных обстоятельствах, или как единственно возможные стратегии обновления бизнеса. Вариантом стратегии сокращения является стратегия выживания – максимальное сокращение расходов;

4) комбинированная стратегия – состоящая из всех остальных. В практике компания может одновременно реализовать несколько стратегий. Особенно это распространено у многоотраслевых компаний, к которым можно отнести юридические в силу разнообразия осуществляемых практик. Может производиться компанией и определенная последовательность в реализации стратегий.

Каждая из возможных для реализации бизнес-моделей описывается через соответствующее ее позиционирование и функциональные стратегии:

– позиционирование компании на отраслевом рынке требует использования маркетинговых технологий и организации каналов продаж. В частности, видение того, за счет чего компания будет удерживать конкурентные преимущества, как она будет удерживать имеющихся и искать новых клиентов, каковы ключевые маркетинговые инструменты продвижения компании и ее реакция на новые рынки и новые условия конкуренции и пр. ;

– стратегию роста (определение того, за счет чего и как компания вырастет) . Стратегия роста может быть эффективной после принятия решения о том, нужны ли диверсификация, расширение или сокращение услуг, узкая специализация или комплекс услуг; важной является стратегия регионального развития компании; реализация стратегического развития требует соответствующих подходов в части организации рабочих процессов (стандарты, технологии, управление проектами, качество услуг и сервиса) и управления персоналом (профессиональный состав, развитие и обучение, оценка и мотивация).

4. Внедрение стратегии. Включает следующие этапы:

Формализация цели и стратегических приоритетов в конкретных показателях (система сбалансированных показателей) и определение целевых значений по юридическим практикам;

Разработка мероприятий по достижению этих ключевых показателей;

Определение полномочий и зон ответственности, обеспечивающих реализацию стратегических инициатив;

Формирование календарного плана поставленных задач;

Оптимизация внутренних коммуникаций и внедрение технологических инноваций;

В современных системах управления каждый орган, каждое должностное лицо являются субъектами, не только оказывающими управляющее воздействие на других, но и подвергающимися воздействию со стороны вышестоящих органов (должностных лиц). При этом управляющее воздействие осуществляется как по вертикали, так и по горизонтали, когда взаимодействующие субъекты не находятся в одной строго иерархизированной системе, а контактируют временно, не выходя за пределы сложившейся правовой ситуации, с разрешением которой прекращается и само управляющее воздействие их друг на друга.

В различных видах правоприменительной деятельности роль организационно-управленческих вопросов неравнозначна. Например, в деятельности прокурора (его заместителей) управленческая подструктура занимает ведущее, доминирующее положение по отношению к деятельности следователя, в которой более заметны познавательно-прогностические, коммуникативные аспекты, а организационно-управленческие вопросы в ряде случаев играют вспомогательную роль, обеспечивая эффективность процесса познания, установления истины в ходе расследования преступления. На отдельных этапах предварительного следствия организационно-управленческие вопросы могут приобретать первостепенное значение. Однако они по своему содержанию значительно уже, чем в деятельности прокурора, и носят скорее вспомогательный характер. Например, такие следственные действия, как осмотр места происшествия, обыск, следственный эксперимент, невозможно выполнить, не предприняв предварительно ряд организационных мер. Да и сам процесс расследования преступления требует высокой степени организации труда следователя, начиная с планирования и заканчивая оценкой достигнутых результатов.

Следователю нередко приходится принимать и сугубо управленческие решения. Так, следователь прокуратуры вправе давать указания и поручения органам дознания о производстве следственных и розыскных мер, требовать от них содействия при выполнении следственных действий. Следователям предоставлено право вносить соответствующим должностным лицам представления по расследуемым уголовным делам и т.д. Иными словами, круг вопросов организационно-управленческого характера в деятельности следователя в основном определяется работой по конкретному уголовному делу, находящемуся в его производстве.

Осуществление функций управления (планирования, организации, мотивации и контроля) во многом зависит от личностных качеств руководителя. Поэтому к нему предъявляются повышенные требования.

Помимо общих качеств, которыми должен быть наделен любой юрист (это нормативность поведения, развитый интеллект, нервно-психическая устойчивость, коммуникативная компетентность, профессионализм и др.), руководитель правоохранительного органа должен отличаться еще более высоким уровнем интеллектуального развития, большей устойчивостью к стрессу, более развитыми волевыми качествами, организаторскими способностями. Руководитель должен быть достаточно общительным человеком, умеющим выслушать, понять другого, а если чужое мнение принципиально неверно, противоречит положениям закона, убедить подчиненного в обратном, не умаляя при этом его достоинство и профессиональный статус.


Руководитель должен быть инициативной, творчески мыслящей личностью, своевременно ставить перед подчиненными очередные задачи, предоставляя им полную возможность проявить инициативу, раскрыть свои профессиональные способности. В необходимых случаях руководителю следует проявить решительность и настойчивость, принципиальность, готовность взять на себя ответственность за принятое решение.

Исключительно важное значение в организационно-управленческой деятельности приобретает расстановка кадров в соответствии с их деловыми, морально-психологическими качествами. Правильное решение кадровых вопросов оказывает влияние на формирование коллектива с доброжелательным характером отношений между его членами, не отделяющими себя от коллектива, живущими с ним общими интересами. В этих условиях повышаются удовлетворенность сотрудников трудом, своей ролью в коллективе, исполнительская дисциплина, реальной становится возможность их профессионального, служебного роста. Напротив, там, где руководители принимают скоропалительные, иногда в обход социальной справедливости, кадровые решения, в коллективе возникают конфликтные отношения, что сразу же негативно отражается на эффективности труда.

Темы лекций

Темы семинарских занятий

№ п/п Название темы Количество часов Уровень освоения
ОФ ЗФ
- ознакомит.
- продуктив.
- репродуктив.
- продуктив.
- продуктив.
ВСЕГО: -

Самостоятельная работа

№ п/п Название темы Количество часов Уровень освоения
ОФ ЗФ
- ознакомит.
- продуктив.
- репродуктив.
- продуктив.
Организационно-управленческие компетенции в профессиональной деятельности юриста - продуктив.
ВСЕГО: -

1 ознакомительный

2 репродуктивный

3 продуктивный

Методы обучения



Распределение баллов

* Баллы распределяются либо по каждой теме, либо по дисциплине в целом.

Информационные ресурсы

1. Кодекс профессиональной этики адвоката: принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 года // https://www.base.garant.ru

2. Меморандум о социальной ответственности российского юриста: Одобрен на заседании Президиума Ассоциации юристов России 30 сентября 2008 года // https: // www. gov.cap.ru

3. Кодекс судейской этики: утвержден VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 года // https://www.consultant.ru

4. Кодекс этики правовых консультантов НП «ЗСПП»: https://www.a-prava.com

Особенностью дисциплины «Организационно-управленческая деятельность юриста» является ее инновационный характер с максимальной практической составляющей.

В рамках изучения данной дисциплины магистранты должны изучить основные понятия и категории теории организации и теории управления; особенности деятельности организатора, руководителя и управляющего; обязанности и ответственность юриста с учетом сферы организационно-управленческой деятельности. А также, студентам необходимо овладеть навыками проведения оценки, анализа и управления ситуацией при принятии решений, умением просчитывать и учитывать последствия вариантов реализации принимаемых решений, научиться применять организационно-управленческие навыки установления и развития коммуникативных связей и деловых отношений внутри организации и с внешней средой, а также использовать организационно-управленческие навыки мобилизации коллектива, мотивации и стимулирования деятельности сотрудников, развития их профессиональных навыков и продвижения по карьерной лестнице.



При изучении данной образовательной дисциплины магистрантам следует обратить внимание на основные технологии планирования, которые возможно применять в юридической практике, как функции управления. Особо следует рассмотреть вопросы использования стратегического планирования, которое до последнего времени не было широко распространено в сфере услуг.

Также, при изучении учебного курса«Организационно-управленческая деятельность юриста» слушателям необходимо проанализировать особенности современной системы управления персоналом и построения кадровой политики с учетом

специфики профессиональной деятельности юриста и изучить направления реализации организационно-управленческих компетенций в деятельности юриста, включая рассмотрение профессиограммы и этапов карьерного роста.

Во время семинара обсуждение темы проводится в свободной творческой форме. Студенты обсуждают с преподавателем не только вопросы, сформулированные в учебно-методическом комплексе, но и задают вопросы, возникшие у них в процессе подготовки к семинару, аргументировано излагают собственную позицию по тому или иному проблемному вопросу.

Студентам рекомендуется задания к практическим занятиям выполнять в отдельной тетради. Подготовка к занятию предполагает изучение теоретического материала, нормативных актов и решение задач. При решении задач рекомендуется всесторонне анализировать условия, формулировать решение четко и грамотно, давая ссылки на соответствующие правовые нормы. В целях более полного усвоения материала и лучшей подготовки к будущей профессиональной деятельности необходимо стремиться изменять условия задачи с тем, чтобы выбрать наилучший вариант разрешения конкретной жизненной ситуации.

Важно иметь в виду, что для усвоения матери­ала учебного курса «Организационно-управленческая деятельность юриста» большую вспомогатель­ную роль может сыграть информация, которая содержится в программе курса. Однако для того, чтобы максимально эффективно использо­вать имеющуюся в программе учебную информацию, студент должен обязательно ознакомиться с ее содержанием предварительно. Желательно просматривать каждый из разделов про­граммы одновременно с изучением соответствующего лекцион­ного и учебного материала. Ведь в ней закрепляется не только структура курса, но и перечисляются основные категории и понятия, выделяются их основные черты и признаки, классификационные ряды и т. п.

Тема: Основные понятия и категории организационно-управленческой деятельности.

1. Понятие и сущность организационно-управленческой деятельности.

2. Управление как элемент организационно-управленческой деятельности.

3. Организация как механизм и форма жизни коллектива.

4. Руководство и власть как инструменты управления коллективной деятельностью.

5. Признаки организационно-управленческой деятельности.

6. Формирование организационно-управленческих компетенций в высшем юридическом образовании.

Семинар 2. (2 часа)

Тема: Планирование и другие функции управления в юридической практике.

1. Понятие, виды и общая характеристика функций управления.

2. Планирование как функция управления и его особенности в сфере юридических услуг.

3. Стратегическое планирование: требования, сущность содержание.

4. Управление планированием, система показателей плана.

5. Стратегическое планирование и SWOT-анализ.

6. Стратегическое планирование и GAP-анализ.

7. Планирование и управление временем.

Семинар 3. (2 часа)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОРГАНИЗЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЮРИСТА

(код и наименование дисциплины по учебному плану)

по направлению подготовки

40.04.01 юриспруденция

(код и наименование направления подготовки по ФГОС)

квалификация (степень) выпускника «магистр»

факультет юридический

Симферополь – 2014 год


Рабочая программа «Организационно-управленческая деятельность юриста» для студентов по направлению подготовки 40.04.01 юриспруденция

Программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО № ___ от ___ _____________ 201__ г. и учебным планом КФУ для очной (заочной) формы обучения

от ___ __________ 20___г.

“____”________, 20___ г. _____ с.

Романюк Людмила Валериевна, доцент кафедры предпринимательского и экологического права, кандидат юридических наук, доцент

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры

______________________________________________________________________

Протокол от “____”________________20__ г. № ___

И.о. заведующего кафедрой к.ю.н. Елькин С.В.

_____________________ (С.В. Елькин)

(подпись) (Ф.И.О.)

“_____”___________________ 20___ г.

Согласовано с методической комиссией факультета ________________________________

Протокол от “____”________________20___ г. № ___

“_____”__________ 20___ г. Председатель ________________ (________________)

(подпись) (Ф.И.О.)


Описание учебной дисциплины

Рабочаяпрограмма учебной дисциплины является частью основной образовательной программы магистратуры по направлению подготовки ФГОС ВПО??? «Организационно-управленческая деятельность юриста» 40.04.01 юриспруденция.

В части освоения основного(ых) вида(ов) профессиональной деятельности: правотворческая; правоприменительная; правоохранительная; экспертно-консультационная; организационно-управленческая; научно-исследовательская; педагогическая.

  1. Цель и задачи учебной дисциплины .

Цель изучения дисциплины: обучение основам управленческой деятельности юриста, изучение основных понятий теории организации и теории управления, особенностей деятельности юриста как организатора, руководителя и управляющего.
А также, формирование у студента представления о методах решения организационно-управленческих задач в практике эффективного достижения целевого результата работы коллектива, обучение умению оценивать роль и значение конкретных организационно-управленческих функций как инструментов работы во внутренней и внешней среде организации.

Задачи курса:

Усвоение знаний у студентов об управленческой деятельности, ее организаторской функции, организаторской работе и научной организации труда в сфере юриспруденции;

Формирование у студентов профессиональных навыков руководства малыми коллективами, научной организации собственного труда;

Обучение студентов навыкам делопроизводства в сфере управления.

С целью овладения указанным(и) видом профессиональной деятельности и приобретения соответствующей(их) компетенции(й) студент в ходе освоения учебной дисциплины должен:

Шифр компетенции компетенция знать уметь
ОК-1 общекультурная: способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу основные понятия и особенности управленческой деятельности работать с источниками законодательства, оперировать правовыми понятиями и категориями
ОК-2 общекультурная: готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения возможные способы разрешения конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности юриста применять нравственные нормы и правила поведения в конкретных ситуациях; уверенно вести дискуссию по актуальным вопросам
ОК-3 общекультурная: готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала особенности функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в жизни общества самостоятельно осваивать новые методы исследования, изменять профиль своей профессиональной деятельности
ОК-4 общекультурная: способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения лексико-грамматический минимум, необходимый для работы с иностранными юридическими текстами, лексические и грамматические особенности русского и иностранного языков читать, понимать и переводить иноязычные тексты юридической направленности, пользоваться общими и специальными словарями, извлекать необходимую информацию из прочитанного на иностранном языке текста
ОПК-1 общепрофессиональная: осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношением к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания особенности социализации личности; нормы и санкции как элементы социального контроля; основные виды девиаций; сравнительные критерии политической культуры общества, группы и личности анализировать условия совместной деятельности; осуществлять формы социального контроля в малой и большой группах; подкреплять личным отношением и примером значение общественных и индивидуальных правовых ценностей
ОПК-2 общепрофессиональная: способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдение принципов этики юриста основные этические понятия и категории, содержание и особенности профессиональной этики в юридической деятельности; оценивать факты и явления профессиональной деятельности с этической точки зрения;
ОПК-3 общепрофессиональная: способность использовать на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ направления и методы изучения теории государственного управления, теории управления; теоретические и практические основы менеджмента и юридической психологии, содержание трудов авторов, проводящих исследования в сфере организационно-управленческой деятельности юриста выявлять особые цели и интересы политических и социальных групп, групп лоббирования, политических партий и движений; анализировать внутренние и международные политические события, прогнозировать их в русле российских интересов
ОПК-4 общепрофессиональная: готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности правила поведения и участия в обсуждении (дискуссии) формировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, сопоставлять ее с позицией других членов группы (коллектива), вырабатывать общую позицию с членами группы
ПК-1 профессиональная: способность разрабатывать нормативные правовые акты правовые источники, регулирующие вопросы организации управления в государственных органах, их соотношение по юридической силе правильно определять правовые акты, подлежащие применению в сфере правового регулирования общественных отношений в сфере осуществления организационно-управленческой деятельности
ПК-2 профессиональная: способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности содержание основных понятий теории управления, организационно-управленческой компетенции юриста; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы, совершать юридические действия в соответствии с законом; анализировать судебную практику
ПК-6 профессиональная: способность выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения понятие коррупции и коррупционных преступлений, меры противодействия коррупции планировать и осуществлять деятельность по противодействию коррупционным преступлениям
ПК-7 профессиональная: способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты Конституцию РФ, основные нормативно-правовые акты, решения Конституционного Суда РФ, судебную практику на федеральном и региональном уровнях анализировать эффективность нормативно- правового регулирования общественных отношений, возникающих в процессе реализации юристом управленческой деятельности
ПК-8 профессиональная: способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности сущность и содержание организационно-управленческой деятельности юриста, основные понятия и категории в сфере организационно-управленческой деятельности; осуществлять правовую экспертизу нормативных актов; осуществлять эффективное руководство деятельностью коллектива; давать квалифицированные юридические заключения и консультации;
ПК-9 профессиональная: способность принимать оптимальные управленческие решения природу и сущность процесса принятия управленческих решений выработать и поставить цели; изучить проблемы; выбрать и обосновать критерии эффективности и возможные последствия принимаемых решений; рассмотреть варианты решений; выбрать и окончательно сформулировать решение; принять решения; довести решение до исполнителей; осуществить контроль за выполнением решения.
ПК-10 профессиональная: способность воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности способы внедрения управленческих инноваций: подготовка персонала (обучение, совместное обсуждение стоящих проблем, создание необходимых условий труда); стимулирование активности (материальное и моральное); финансовая, организационная и психологическая поддержка творческой активности и инициативы со стороны руководства; использование способов разрешения конфликтов создать нормальный социально-психологический климат в коллективе, улучшить условия труда и быта работников, преодолеть социально-психологические барьеры, препятствующие нововведениям
ПК-11 профессиональная: способность квалифицированно проводить научные исследования в области права современную проблематику данной отрасли знаний; историю развития конкретной научной проблемы, ее роль и место в изучаемом научном направлении; основные этапы решения научных задач выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования; обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных; вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий; представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати
ПК-12 профессиональная: способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне теоретические основы правовых дисциплин, изучаемых в процессе подготовки по специальности «Юриспруденция», закономерности и этапы педагогического процесса, функции педагога, основы методики преподавания правовых дисциплин применять педагогические технологии в профессиональной среде, излагать в процессе преподавания основные положения правовых дисциплин на необходимом теоретическом и методическом уровне
ПК-13 профессиональная: способность управлять самостоятельной работой обучающихся основы управления познавательной работой обучающихся в процессе самостоятельной работы организовать самостоятельную работу обучающихся с использованием необходимых методических материалов
ПК-15 профессиональная: способность эффективно осуществлять правовое воспитание закономерности и принципы правового воспитания, критерии оценки эффективности правового воспитания применять знания основ правового воспитания в профессиональной деятельности

Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы.

Дисциплина «Организационно-управленческая деятельность юриста» относится к профессиональному циклу ОПП.

Учебная дисциплина «Организационно-управленческая деятельность юриста» находится в логической и содержательно-методической связи с другими дисциплинами ОПП. Организационная и управленческая деятельности объективно дополняют профессиональную компетентность юриста, так как обладают своеобразными профессиональными функциями, нацеленными на возможность реализации дополнительных компетенций личности, обеспечивающих эффективное выполнение интегративных действий, выступающих в форме таких конкретных частных видов деятельности, как планирование и совместная работа в команде, принятие и реализация управленческих решений, налаживание и поддержание внутренних и внешних коммуникаций, оценивание и развитие профессионального и карьерного продвижения.

Воспитание готовности выпускников юридического вуза к организационно-управленческой деятельности с учетом своей профессиональной специализации происходит в течение всего процесса обучения, однако требует конкретизации теоретических знаний и практических навыков, получивших свое определение в современном образовательном стандарте как организационно-управленческие компетенции. В частности, требует соответствующего объяснения, что это за вид деятельности, из каких элементов она состоит, какие средства, инструменты использует, с какими объектами работает.

Следует отметить, что комплексность данного учебного курса обусловливает необходимость обращения при его изучении к нормам административного, трудового, финансового и других отраслей права, а также к таким наукам как теория управления, основы менеджмента и юридическая психология. «Входными» знаниями, умениями, необходимыми при освоении дисциплины «Организационно-управленческая деятельность юриста» и приобретенными в результате освоения предшествующих дисциплин, являются: владение юридической терминологией, понятиями и категориями административного, трудового, финансового, права, теории управления и юридической психологии, умение анализировать правовые нормы и практику их реализации, владение методами и способами получения информации, способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, давать квалифицированные юридические заключения, умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач, осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания.

Учебный курс «Организационно-управленческая деятельность юриста», основан на таких базовых дисциплинах, как теория управления, юридическая психология, конституционное право, административное право, призвана углубить и конкретизировать знания, полученные студентами в ходе изучения упомянутых дисциплин, применительно к регулированию отношений в сфере осуществления организационно-управленческой деятельности юриста и реализации им своей компетенции.

3. Структура учебной дисциплины

Названия содержательных модулей и тем Количество часов
Очная форма заочная форма
всего в том числе всего в том числе
л п лаб инд сам л п лаб инд сам
Тема 1. Основные понятия и категории организационно-управленческой деятельности - - - - - - - -
Тема 2. Планирование и другие функции управления в юридической практике - - - - - - - - -
Тема 3. Основы управления персоналом в юридической практике - - - - - - - -
Тема 4. Основы управления знаниями в юридической организации - - - - - - - - -
Тема 5. Организационно-управленческие компетенции в профессиональной деятельности юриста - - - - - - - - -
Всего часов - - - - - -

Темы лекций

Темы семинарских занятий

№ п/п Название темы Количество часов Уровень освоения
ОФ ЗФ
Основные понятия и категории организационно-управленческой деятельности - ознакомит.
Планирование и другие функции управления в юридической практике - продуктив.
Основы управления персоналом в юридической практике - репродуктив.
Основы управления знаниями в юридической организации - продуктив.
- продуктив.
ВСЕГО: -

Самостоятельная работа

№ п/п Название темы Количество часов Уровень освоения
ОФ ЗФ
Основные понятия и категории организационно-управленческой деятельности - ознакомит.
Планирование и другие функции управления в юридической практике - продуктив.
Основы управления персоналом в юридической практике - репродуктив.
Основы управления знаниями в юридической организации - продуктив.
Организационно-управленческие компетенции в профессиональной деятельности юриста - продуктив.
ВСЕГО: -

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

Методы обучения

Словесные методы: рассказ-пояснение, беседа, лекция, обсуждение.

Наглядные методы: видео-презентация, схемы, диаграммы.

Практические методы: научные доклады, сообщения, решение задач, рефераты, составление концепций, разработка лекций.

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия лекционных кабинетов 1; специализированных аудиторий 1.

Оборудование лекционного кабинета: В целях подготовленности аудиторий к проведению занятий по настоящей учебной дисциплине требуются стандартно оборудованные лекционные аудитории (доска, фломастеры для доски), мультимедийное оборудование и компьютерные классы с выходом в Интернет.

Технические средства обучения: Мультимедийный софт для показа презентаций PowerPoint, а также Shаra Point.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени О.Е. КУТАФИНА (МГЮА)»

Кафедра экономики

ОРГАНИЗАЦИОННО

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЮРИСТА

Рабочая программа

Направление подготовки: юриспруденция Квалификация (степень) выпускника: магистр Форма обучения: очная,

очно-заочная (вечерняя), заочная

Москва Издательский центр Университета

имени О.Е. Кутафина (МГЮА) 2013

Программа утверждена на заседании кафедры

Петров А. А. - доктор экономических наук, профессор Березкина Т. Е. - кандидат экономических наук, доцент

Рецензенты:

Беляева Т. М. - старший преподаватель кафедры правовой информатики

Петров, А. А.

Организационно-управленческая деятельность юриста: рабочая программа / А. А. Петров, Т. Е. Березкина. - М. : Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2013. - 44 с.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900.68 «Юриспруденция» (квалификация (степень) - магистр).

© Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2013

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ....................................

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП.......................

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ...................

Тематические планы..............................................................

3.1.1. Тематический план для очной формы обучения.....................

3.1.2. Тематический план для очно-заочной (вечерней)

формы обучения....................................................................

3.1.3. Тематический план для заочной формы обучения..................

Лекции.................................................................................

Практические занятия..........................................................

3.4.1. Практические занятия для очной формы обучения...............

3.4.2. Практические занятия для очно-заочной (вечерней)

формы обучения..................................................................

3.4.3. Практические занятия для заочной формы обучения...........

Самостоятельная работа студентов.....................................

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ...............................................

5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И КОНТРОЛЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ..................................

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ............

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.....................................

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ....

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение дисциплины «Организационно-управленческая деятельность юриста» позволяет подготовить студентов магистратуры по направлению 030900 «Юриспруденция» к следующим видам профессиональной деятельности:

- организационно-управленческая деятельность;

- педагогическая деятельность.

Освоив данную дисциплину, студенты будут готовы к выполнению следующих профессиональных задач:

1) в организационно-управленческой деятельности:

Осуществление организационно-управленческих функций; 2) в педагогической деятельности:

- преподавание юридических дисциплин;

- осуществление правового воспитания.

Дисциплина «Организационно-управленческая деятельность юриста» формирует у студентов следующие компетенции:

- общекультурные (ОК): ОК-3, ОК-5;

- профессиональные (ПК): ПК-9, ПК-10, ПК-13, ПК-14, ПК-15.

2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

Дисциплина «Организационно-управленческая деятельность

юриста» относится к базовой части общенаучного цикла. Дисциплина формирует знания в области организационной, руководящей и управленческой деятельности применительно к будущей профессиональной деятельности юриста.

Дисциплина читается в первом семестре, что не позволяет выделить предшествующие дисциплины в соответствии с содержатель- но-логическими связями ООП. Обучающийся должен обладать комплексными знаниями в области гуманитарных наук: экономики, основ управления, основ психологии, логики, социологии, профессиональной этики, гражданского и предпринимательского права, понимать задачи делопроизводства, иметь представление об особенностях профессиональной деятельности юриста в разных сферах ее реализации.

Взаимосвязь дисциплины «Организационно-управленческая деятельность юриста» с другими дисциплинами ООП основывается на ее метапрофессиональном значении.

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Тематические планы

Общая трудоемкость - 2 зачетные единицы, 72 часа; форма промежуточного контроля - зачет.

3.1.1. Тематический план для очной формы обучения

Раздел (тема)

Виды учебной деятельности

и трудоемкость (в часах)

Образовательные

Формы текущего

технологии

контроля

дисциплины

Практические

Введение в орга-

Лекция-презен-

1) Аудиторная

низационно-уп-

тация с примене-

письменная работа

равленческую

технологии

по одному из воп-

деятельность

интерактивного

росовпрактическо-

обсуждения проб-

го занятия;

лемных вопросов;

2) подготовка эссе

«Интеллектуаль-

по темам, данным

разминка»;

в задании для под-

мозговой

готовки к практи-

открытая

ческому занятию

контекстное

обучение

Технологии пла-

1) Аудиторная

нированиявюри-

группах с приме-

письменная работа

дической прак-

обучения

по одному из воп-

росовпрактическо-

с целью выявле-

го занятия;

ния целей и за-

2) подготовка эссе

дач планирования

по темам, данным

юридической

в задании для под-

практике;

готовки к практи-

дискуссии с при-

ческому занятию

влечением

подготовленных

студентами;

Позиционирова-

Творческие зада-

1) Тестирование

ние юридичес-

ния в работе ма-

по вопросам темы;

ких услуг (мар-

лых групп с ис-

2) подготовка эссе

кетинг юридиче-

пользованием

по темам, данным

ских услуг)

подготовлен-

в задании для под-

ныхстудентами;

готовки к практи-

междисциплинар-

ческому занятию;

обучение

3) результаты ра-

подготовка вопро-

боты по техноло-

сов для обсужде-

гии сase study

Результаты работы

ленияклиентски-

малых группах

ми поручениями

дующим обсуж-

(презентации)

дением (презента-

цией) полученных

результатов

Управление

Ролеваяигра«Фор-

Тестирование;

мирование коллек-

модель мотива-

дической

партнеров в

юридическойпрак-

характеристика

профессиональных

профилейюриста;

структура долж-

ностных обязанно-

стей юристов раз-

ныхпрофилей

Управление

Контекстное

Тестирование;

примероптими-

дической органи-

циплинарное

документо-

зации (юридичес-

обучение

ком департамен-

на основе опыта;

проблемное обуче-

ние; закрепление

нового материала

Организационно-

Обсуждение

Эссе по вопро-

управленческие

готовленных

сам темы;

компетенции в

план (сценарий)

профессиональ-

карьерного роста;

нойдеятельности

аналитическая

записка по вопро-

су, предложенному

3.1.2. Тематический план для очно заочной (вечерней) формы обучения

Раздел (тема)

Виды учебной деятельности

и трудоемкость (в часах)

Образовательные

Формы текущего

технологии

контроля

дисциплины

Практические

Введение в ор-

Лекция-презента-

1) Аудиторная

ганизационно-

ция с примене-

письменная рабо-

управленческую

нием технологии

та по одному из

деятельность

интерактивного

вопросов практи-

обсужденияпроб-

ческого занятия;

лемныхвопросов;

«Интеллектуаль-

подготовка эссе

разминка»;

по темам,

мозговой

в задании для под-

открытая дискус-

контекстное

ческому занятию

обучение

Планирование

Аудиторная

в юридической

группах с приме-

письменная работа

практике (техно-

нением обучения

по одному из во-

практиче-

целью выявле-

ского занятия;

ния целей и за-

подготовка эссе

ских услуг)

дач планирования

по темам,

юридической

в задании для под-

практике;

дискуссии с при-

ческому занятию;

влечением

тестирование

подготовленных

студентами;

междисциплинар-

обучение и

подготовка вопро-

сов для обсужде-

Результаты

ленияклиентски-

группах с после-

мипоручениями

группах (презента-

дением (презен-

тацией) получен-

ных результатов

Управление пер-

Контекстное

Тестирование;

соналом в юри-

дической

междисциплинар-

партнеров в

тике и регламен-

ноеобучение;

юридической прак-

тация работы

обучениенаосно-

ве опыта;

характеристика

проблемное

профессиональных

профилей юриста;

закреплениеново-

структура долж-

гоматериала;

ностных обязанно-

ролеваяигра«Фор-

юристов раз-

мирование коллек-

ныхпрофилей;

тестирование;

примероптими-

документо-

Организацион-

Обсуждение под-

Эссе по вопро-

но-управленче-

готовленных сту-

сам темы;

ские компетен-

план(сценарий)

циивпрофессио-

карьерного роста;

нальной деятель-

аналитическая

ностиюриста

записка по вопро-

су, предложенному

3.1.3. Тематический план для заочной формы обучения

Раздел (тема)

Виды учебной деятельности

и трудоемкость (в часах)

Образовательные

Формы текущего

технологии

контроля

дисциплины

Практические

Введение в орга-

Лекция-презента-

1) Аудиторная

низационно-уп-

письменная работа

равленческую

технологии

по одному из во-

деятельность

интерактивного

практиче-

обсуждения проб-

ского занятия;

лемныхвопросов;

2) подготовка эссе

интеллектуальная

по темам, данным

разминка;

в задании для под-

мозговой штурм;

к практи-

открытая дискус-

ческому занятию

контекстное

обучение

Планирование

1) Аудиторная

в юридической

группах с приме-

письменная работа

практике (техно-

обучения

по одному из во-

практиче-

целью выявле-

ского занятия;

ния целей и за-

2) подготовка эссе

дач планирования

по темам, данным

система управле-

юридической

в задании для под-

ния клиентскими

практике;

к практи-

поручениями

дискуссии с при-

ческому занятию

влечением

подготовленных

студентами;

Управление пер-

Творческие

1) Тестированиепо

соналом в юри-

вопросам темы;

дической

2) подготовка эссе

тике и развитие

использованием

по темам, данным

организационно-

подготов-

в задании для под-

управленческих

боты по техноло-

сти юриста

подготовка вопро-

гии сase study;

сов для обсужде-

4) план (сценарий)

карьерного роста;

5) аналитическая

записка по вопро-

су, предложенному

Наименование темы

дисциплины

Введение в организацион-

Понятие организационно-управленческой деятельно-

но-управленческую деятель-

сти. Организация- организацияигруппа- организа-

ность: понятие и основные

ция и личность. Системные свойства организации. За-

предметные области

коныипринципыорганизации. Организациякакформа

жизни коллектива. Организация и управление. Руко-

водитель как субъект организаторской деятельности.

тенций и формы их практической реализации с учетом

особенностейпрофессиональнойдеятельностиюриста

Технологии планирования в

Понятия планирования и прогнозирования, их осо-

юридической практике

бенности в сфере услуг. Специфика, виды, методы и

средства планирования в юридической практике. Ор-

ганизация и управление внутренними и внешними

коммуникациями: формирование и развитие деловых

отношений внутри организации и с внешней средой

Позиционирование юриди-

Понятие позиционирования товара. Особенности юри-

ческихуслуг(маркетингюри-

дической услуги как товара в краткосрочной и долго-

дическихуслуг)

срочной перспективах. Маркетинговые стратегии юри-

дических услуг. Разработка маркетингового плана для

деятельности по предоставлению юридических услуг.

Процесс продвижения юридических услуг: исследо-

вание рынка и конкуренции, сегментация, ценовая

политика, контроль качества. Имидж организации и

ее бренд. Создание и поддержание имиджа юриста в

практической деятельности. Связи с общественностью

в юридической практике. Использование сети Интер-

нет в продвижении на рынке юридических услуг

Система управления клиент-

Понятие и структура системы управления работой с

скими поручениями5

Управление персоналом

Разработка и внедрение систем отбора, оценки и про-

в юридической практике

движения сотрудников в организациях (государствен-

ных и частных). Развитие систем мотивации сотруд-

ников и партнеров. Разработка профессиональных

профилей и должностных инструкций для юристов.

Разработкаивнедрениепрограммразвитияпрофессио-

нальных качеств юристов. Проблемы организационно-

управленческих конфликтов

Управлениезнаниямивюри-

Понятие и современные особенности управления зна-

дической организации (юри-

ниями в организации. Социальные, экономические и

дическом департаменте)

технологические корни управления знаниями. Система

управления знаниями и ее основные элементы. Форми-

рованиесистемыхранениятиповыхипрецедентныхдо-

кументов. Жизненныйциклдокумента. Регламентацияи

протоколизацияработыкакнеобходимыеусловиясовер-

шенствованияпрактическойюридическойдеятельности

Организационно-управлен-

Организационно-управленческие компетенции: поня-

ческие компетенции

тие, основныехарактеристики, особенностиреализации

в профессиональной

в юридической практике. Профессиональные качества

тельности юриста

юристов. Профессиограмма. Тайм-менеджментвработе

юриста. Развитие профессиональной карьеры: понятие

карьеры, ее виды, субъективные критерии, успешность

истратегии построения. Особенности разработки плана

карьерногоростаигруппырисков, связанныхсним

3.3. Лекции

Задания для подготовки к лекциям

С целью предварительной подготовки к лекциям студентам реко-

мендуется:

- изучение основных терминов и понятий темы лекции, с которыми можно ознакомиться в материалах, размещенных на электронном ресурсе;

- изучение проблемы, выделенной в тематике лекции для интерактивного обсуждения;

- ознакомление с учебными и информационными материалами по теме лекции.

Материал для предварительного ознакомления рекомендует кафедра, конкретизирует преподаватель, ведущий учебную дисциплину на учебном потоке (в группе).

Лекция для очной формы обучения (4 часа)

Лекция «Введение в организационно-управленческую деятельность (понятие и основные предметные области)»:

1. Организация и управление. Системные свойства организации.

Т. Е. Березкина, А. А. Петров

Организационно-управленческая деятельность юриста

Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры

высшего образования в качестве учебника для студентов высших

учебных заведений, обучающихся по юридическим

направлениям и специальностям


Березкина Татьяна Евгеньевна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры философских и социально-экономических дисциплин Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина;

Петров Александр Арсеньевич - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры философских и социально-экономических дисциплин Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина.

Рецензенты:

Данильцев А . В . - доктор экономических наук, профессор кафедры торговой политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»;

Якушкин В. С . - доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и международного бизнеса Московского государственного лингвистического университета.

Березкина, Т. Е.

Организационно-управленческая деятельность юриста:учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Т. Е. Березкина, А. А. Петров.- М. : Издательство Юрайт, 2015. - 000 с. - Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс.

ISBN 978-5-9916-4265-1

Учебник знакомит читателей с основными понятиями теории организации и теории управления, особенностями деятельности юриста как организатора, руководителя и управляющего. Рассмотрены вопросы о содержании и об условиях формирования и развития организационно-управленческих компетенций у студентов магистратуры по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция», аспирантов (адъюнктов) по направлению подготовки кадров высшей квалификации 40.06.01 (40.07.01) «Юриспруденция», повышения квалификации научно-педагогических кадров юридических факультетов университетов. Показаны конкретные направления реализации данных компетенций как инструментов работы во внутренней и внешней среде организации.



Каждая глава содержит компетенции и практикум, состоящий из контрольных вопросов, заданий и тестов.

Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения.

Для студентов, обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры, аспирантов (адъюнктов ) и преподавателей высших учебных заведений, а также практических работников государственных и коммерческих организаций .

© Березкина Т. Е., Петров А. А., 2015

ISBN 978-5-9916-4265-1 © ООО «Издательство Юрайт», 2015


Предисловие

Глава 1. Введение в организационно-управленческую деятельность: понятие и основные предметные области

1.1. Понятие организационно-управленческой деятельности

1.2. Управление как элемент организационно-управленческой деятельности

1.3. Организация как механизм и форма жизни коллектива

1.4. Руководство как инструмент управления коллективной деятельностью

1.5. Особенности организационно-управленческой деятельности

1.6. Формирование организационно-управленческих компетенций в высшем юридическом образовании

Контрольные вопросы

Практические задания

Тесты

Литература

Глава 2. Технологии планирования в юридической практике

2.1. Планирование и его особенности в сфере юридических услуг

2.2. Требования к стратегическому плану

2.3. Управление планированием

2.4. Система показателей плана

2.5. Стратегическое планирование и SWOT-анализ

2.6. Стратегическое планирование и GAP-анализ

2.7. Планирование и управление временем

Контрольные вопросы

Практические задания

Тесты

Литература

Глава 3. Управление персоналом в юридической практике

3.1. Особенности современной системы управления персоналом

3.2. Системные условия формирования эффективного коллектива

3.2.1. Роль организационной культуры компании

3.2.2. Значение корпоративной и профессиональной культуры

3.3. Профессиональное поведение юриста

3.4. Профессиональная деформация юриста

3.5. Актуальные проблемы кадровой политики юридической компании

3.5.1. Адаптация (социализация) персонала в организации

3.5.2. Текучесть кадров

Контрольные вопросы

Практические задания

Тесты

Литература

Глава 4. Управление знаниями в юридической организации (юридическом департаменте)

4.1. Система управления знаниями и ее ключевые элементы

4.1.1. Особенности знания как объекта управления

4.1.2. Структура и классификация знаний

4.1.3. Управление знаниями как функция организационно-управленческой деятельности

4.2. Документооборот как функция управления знаниями

4.2.1. Понятие документооборота

4.2.2. Практика оптимизации документооборота

4.2.3. Регламентация организационно-управленческих процессов

4.3. Система корпоративного повышения профессиональной квалификации

4.3.1. Понятие и принципы корпоративного обучения

4.3.2. Основные формы и методы корпоративного обучения

4.3.3. Организация программ корпоративного обучения и их эффективность

Контрольные вопросы

Практические задания

Тесты

Литература

Глава 5. Организационно-управленческие компетенции в профессиональной деятельности юриста

5.1. Общие положения о профессиональной деятельности юриста

5.2. Личностные и квалификационные требования к профессии юриста

5.3. Профессионально важные качества юриста

5.4. Профессионализм и профессиональная пригодность

5.5. Профессиограмма и ее назначение

5.6. Место организационно-управленческих компетенций в профессиональной карьере

Контрольные вопросы

Практические задания

Тесты

Приложение 1. Разновидности коммуникационных структур

Приложение 2. Принципы управления (по А. Файолю)

Приложение 3. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования

Приложение 4. Матрица Бостонской консультативной группы (БКГ)

Приложение 5 . Матрица Игоря Ансоффа

Приложение 6. Кодекс судейской этики

Приложение 7 . Кодекс профессиональной этики адвоката

Приложение 8. Меморандум о социальной ответственности российского юриста. Положение о порядке присоединения к Меморандуму «О социальной ответственности российского юриста»

Приложение 9 . Кодекс этики правовых консультантов НП «ЗСПП»

Приложение 10 . «Якоря карьеры». Методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э. Шейн)


Предисловие

Актуальность написания настоящего учебника обусловлена задачей подготовки компетентных юристов, обладающих как профессиональными знаниями и умениями, так и способностью к организационно-управленческой деятельности.

Организационная и управленческая деятельность объективно дополняют профессиональную компетентность юриста, так как обладают своеобразными метапрофессиональными функциями, нацеленными на возможность реализации дополнительных компетенций личности, обеспечивающих эффективное выполнение интегративных действий, выступающих в форме таких конкретных частных видов деятельности, как планирование и совместная работа в команде, принятие и реализация управленческих решений, налаживание и поддержание внутренних и внешних коммуникаций, оценивание и развитие профессионального и карьерного продвижения.

Воспитание готовности выпускников магистратуры и аспирантуры юридического вуза к организационно-управленческой деятельности с учетом своей профессиональной специализации происходит в течение всего процесса обучения, однако требует конкретизации теоретических знаний и практических навыков, получивших свое определение в современном образовательном стандарте как организационно-управленческие компетенции. В частности, требует соответствующего объяснения, что это за вид деятельности, из каких элементов она состоит, какие средства, инструменты использует, с какими объектами работает.

Эту актуальность усиливает почти полное отсутствие в стране учебников по организационно-управленческой деятельности юристов, за исключением ведомственной педагогической литературы специального характера для юридических вузов МВД России.

знать

· основные понятия теории организации;

· основные понятия теории управления;

· особенности деятельности организатора, руководителя и управляющего;

· обязанности и ответственность юриста с учетом сферы организационно-управленческой деятельности;

· понятие и назначение профессиограммы, иметь представление о ее содержании и порядке составления для юриста с учетом разной специализации;

уметь

· применять на практике инструменты и методы решения организационно-управленческих задач;

· проводить оценку, анализ и управление ситуацией при принятии решений, учитывать и просчитывать последствия вариантов реализации принимаемых решений;

· применять организационно-управленческие навыки установления и развития коммуникативных связей и деловых отношений внутри организации и с внешней средой;

· использовать организационно-управленческие навыки мобилизации коллектива, мотивации и стимулирования деятельности сотрудников, развития их профессиональных навыков и продвижения по карьерной лестнице;

владеть навыками

· оценки роли и значения конкретных организационно-управленческих функций в практике эффективного достижения целевого результата работы коллектива;

· работы в группе, коллективе; рационального осуществления взаимодействия с участниками совместной деятельности при решении задач по достижению поставленной цели;

· использования организационно-управленческих инструментов планирования, координирования и контроля деятельности коллектива, группы, отдельных работников;

· самоорганизации и самооценки при взаимодействии в рабочей группе;

· непрерывного самообучения и самосовершенствования, приобретения знаний, построения профессиональной карьеры.

Учебник состоит из пяти глав, каждая из которых знакомит студентов с конкретными объектами организационно-управленческой деятельности. В главе 1 изложены общетеоретические вопросы концепции организационно-управленческой деятельности и основные положения теорий организации, управления и руководства. Вниманию студентов предлагается понятие и особенности компетентностного высшего профессионального образования и содержание основных организационно-управленческих компетенций при подготовке будущих юристов. Глава 2 раскрывает понятие и основные технологии планирования в юридической практике. Особое место уделяется использованию стратегического планирования, которое до последнего времени не было широко распространено в сфере услуг. Глава 3 отражает особенности современной системы управления персоналом и построения кадровой политики с учетом специфики профессиональной деятельности юриста. Глава 4 дает представление об одной из наиболее комплексных сфер применения организационно-управленческих компетенций - управлении знаниями, включая учебный материал не только теоретического характера, но и практического применения в таких аспектах, как позиционирование и продвижение юридических услуг, система управления клиентскими поручениями, корпоративные начала повышения квалификации персонала организации. Глава 5 конкретизирует понятие и направления реализации организационно-управленческих компетенций в деятельности юриста, включая рассмотрение профессиограммы и этапов карьерного роста.

Цель настоящего учебника - содействие повышению качества и практической результативности юридического образования на основе развития и централизации межпредметных знаний и уточнения содержания формируемых на их основе организационно-управлеческих компетенций. Следует обратить внимание читателей на то, что учебник интегрирует материал из ряда самостоятельный научных и учебных направлений, акцентирует внимание на ключевых и значимых для деятельности юриста моментах, т.е. является своеобразным компасом в направлении дальнейшего самостоятельного освоения задач достижения профессионализма и успешности.