Образование как социальный институт играет не последнюю роль в процессе социализации человека. Оно отвечает за своевременную и адекватную подготовку индивида к полноценной жизнедеятельности в обществе. Понять суть и специфику системы образования непросто. Государство регламентирует единое образовательное пространство, но помимо этого существует много практик, дополняющих процесс. Одно из таких явлений - социальное партнерство в образовании. Что оно собой представляет, в чем состоят его методы и какая его система, попробуем разобраться при помощи примеров.

Партнерство как элемент социального взаимодействия

«Ты - мне, я - тебе» - именно так можно охарактеризовать смысл слова «партнерство». Изначально это понятие использовали только в социальных и экономических науках. Им характеризировали процесс согласования действий участниками. В более широком понимании «социальное партнерство» следует рассматривать как систему сольватаций (взаимодействий), в результате которых субъекты удовлетворяют свои потребности.

Последние несколько лет социальное партнерство начинают трактовать как многослойный процесс, где функционирование элементов четко регламентировано и направлено на достижение положительных изменений. То есть его можно понимать как своеобразный тип взаимоотношений между субъектами, что объединены общими интересами и совместно решают возникнувшие проблемы. Главная задача партнерства заключается в преодолении возможных различий действий участников, согласовании работы и нивелировании конфликтов.

Образовательный процесс

Исходя из вышесказанного, социальное партнерство в сфере образования можно определить как общие действия субъектов, имеющих отношение к образовательному процессу. Для таких действий характерно иметь одинаковые цели и нести обоюдную ответственность за полученные результаты.

Система социального партнерства образовании рассматривается на трех уровнях:

  1. Взаимоотношения социальных групп профессионалов внутри системы.
  2. Партнерство работников системы образования с представителями других организаций и социальных институтов.
  3. Взаимоотношения самого института образования и общественности.

Развитие социального партнерства в образовании берет свое начало с 80-90-х годов прошлого века. В это время автономными становятся образовательные учреждения, на рынке труда возрастает спрос на высококвалифицированные кадры. Институт образования начинает играть ключевую роль в развитии государства. Важным элементом в социальном партнерстве образовательной сферы становятся взаимоотношения учебных заведений, профсоюзов, работодателей и государственных структур. Их основная цель заключается в следующем: обозначить потребности рынка труда для увеличения кадрового потенциала; сформировать образованную личность с активной жизненной позицией; повысить экономический и духовный потенциал социума в целом.

В переводе на человеческий язык это означает, что в стране происходят динамичные изменения. Начинают внедряться партнерские схемы по типу США и на фоне этого эволюционного хаоса возникает потребность в «других людях». То есть обществу необходимы кадры, которые уже обучены новым стандартам. И здесь на первый план выходит институт образования, ведь кому, как не ему, отвечать за обучение подрастающего поколения новым методам. В этом, собственно, и заключается главная суть понятия «социальное партнерство в сфере образования».

Но с течением времени ведущие лица страны начинают понимать, что в целом рассматривать взаимодействие институтов образования, экономики и политики не очень логично. Из виду упускаются множество важных моментов, которые находятся на низших уровнях институциональной градации. Поэтому социальное партнерство в образовании начинает «обрастать новыми побегами», каждый из которых отвечает за свою сферу.

Муниципальное образование

Сейчас партнерство можно рассматривать в среде развития различных образовательных заведений. Первое, с чего стоит начать, - это муниципальное образование. Под ним подразумевают общий образовательный процесс, который проводят на определенной территории и решают свойственные только ей проблемы. Чтобы было немного понятнее, можно навести небольшой пример. Допустим, существует небольшой Образовательный процесс в заведениях проводится согласно действующему законодательству, но помимо этого включены особые элементы, которые свойственны только этому району. В рамках образования могут проводиться тематические ярмарки, дни памяти известных личностей, которые раньше проживали на этой территории или создаются кружки ремесел, что популярны в конкретном регионе.

Муниципальное образование делится на 5 видов:

  • Сельские поселения. Сюда входят села (поселки, хутора и т. д.), что находятся на определенной территории.
  • Городские поселения. Можно отнести города или поселки городского типа.
  • Муниципальные районы. К ним относят несколько городов или сел, где местное самоуправление решает общие вопросы.
  • Городские округи. То есть города, не входящие в директиву муниципальных районов.
  • Автономные городские территории. Части города со своей организационной структурой. Например, индийский квартал в Сингапуре: с одной стороны часть города, с другой - отдельный ее элемент.

Социальное партнерство в муниципальном образовании осуществляется между органами, руководящими образовательными процессами на местах, и властью страны. Основная специфика таких взаимодействий заключается в финансировании. Например, государство уже давно учредило, что за предоставление льгот отвечает система муниципального образования. Также предоставляются образовательные субвенции, которые система местного управления делит на все учебные заведения в зависимости от их потребностей и статуса. Также государство может предоставить информацию о необходимости на рынке труда специалистов, которых обучают в заведении, что находится на территории муниципального района. Власти берут это во внимание и могут увеличить финансирование заведения, количество бюджетных мест и т. д.

Педагогическое образование

Для тех, кому неизвестно, что такое педагогическое образование: это процесс подготовки высококвалифицированных специалистов для работы в учебных заведениях. То есть подготовка воспитателей, учителей и профессоров.

Социальное партнерство в педагогическом образовании напрямую зависит от ожиданий общественности. В последнее время значительно возросли требования к качеству школьного образования, из-за этого появилась необходимость изменить методы и технологии подготовки педагогов. Развитие педагогического образования зависит от таких факторов:

  • Политические инновации в сфере образования.
  • Наличие концепции, которая позволяет задействовать органы государственной и муниципальной власти для поддержания исследований.
  • Создание службы общественного контроля, которая, ориентируясь на государственные запросы, могла бы направлять систему педагогического образования в нужное русло.

Если «муниципальное партнерство» ориентировалось в основном на финансовую сторону вопроса, то педагогическое образование базируется на требованиях общественности в повышении качества образования согласно современным стандартам.

Например, несколько лет назад возникла потребность в появлении внешкольных образовательных учреждений. Изначально этого захотели родители, которые решили, что ребенок должен развиваться более полноценно. Постепенно начинает возникать спрос на такие заведения, и уже подключается государство, запрашивая педагогов, которые были бы специально обучены для предоставления такого рода услуг.

В целом суть понятна: поскольку каждый человек посещает учебные заведения, то задача педагогов - формировать личность, востребованную в социуме. И если происходят какие-то изменения, то меняется и подготовки педагогов, ведь только им под силу безболезненно внедрить в общество инновационные программы.

Профессиональное образование

Сейчас общество требует, чтобы профильные учебные заведения выпускали специалистов, которые готовы сразу приступить к работе. Также экономический институт запрашивает определенное количество специалистов той или иной сферы. Социальное партнерство в профессиональном образовании заключается в предоставлении на рынок труда востребованных кадров в нужном количестве.

Здесь все предельно просто: рынок - это цикличная система, в которой постоянно что-то меняется. Один год не хватает экономистов, другой год невозможно найти юриста. И, услышав о том, что на рынке труда не хватает представителей определенных профессий, абитуриенты массово начинают подавать документы именно на эту специальность. В результате предложение начинает превышать спрос и растет уровень безработицы. Чтобы такого не происходило, существует социальное партнерство в образовании, которое позволяет максимально эффективно использовать человеческие ресурсы.

Дошкольное образование

Современное не может полноценно развиваться без взаимодействия с социумом, поэтому партнерство здесь особенно актуально. Социальное партнерство дошкольном образовании заключается в создании связей дошкольного заведения с культурными, образовательными и другими развивающими центрами. Такая практика вызывает у ребенка более высокий уровень восприятия, он быстрее развивается и учится строить свои партнерские отношения, по типу «ты - мне, я - тебе».

Работа в условиях социального партнерства помогает расширить культурно-образовательную среду ребенка, а соответственно, ему будет легче адаптироваться в дальнейшем. В этом сегменте взаимодействия на первый план выходят Ему показывают то, что интересно и познавательно, обучают тому, что необходимо. А также проводят работу с семьями, которые также являются участниками социального партнерства.

Дополнительное образование

Социальное партнерство в образовании играет весомую роль даже в среде, предоставляющей дополнительные знания. Это могут быть языковые школы, курсы, семинары или мастер-классы. То есть вид образовательной деятельности, что подразумевает всестороннее развитие человека - это дополнительное образование. Социальное партнерство в этой среде заключается в предоставлении всевозможных знаний и возможностей. Если описать тезисами, то партнерство занимается следующим:

  • Сохраняет основные идеи организации работы в сфере дополнительного образования.
  • Поддерживает взаимоотношения с госструктурами, средой бизнеса, социумом и родителями.
  • Принимает активное участие в его развитии. Отвечает за социально-ориентированный сегмент дополнительного образования, в который входят программы поиска талантов, поддержка детей из неблагополучных семей или предоставление услуг дополнительного образования детям с ограниченными возможностями.
  • Распределением бюджетных средств в соответствии с запросами организаций.

Дополнительное образование можно разделить на три основные группы: культурное, гуманитарное и техническое. В каждой из этих групп предоставляются общие основы знаний, а также современные новаторские идеи. Поскольку сейчас знания - это самая ценная валюта, то в среде дополнительного образования пытаются предоставить необходимый базис, на котором в последующем будет формироваться всестороннее индивидуальное развитие.

Как организовывается партнерство?

Организация социального партнерства образовании основывается на следующем:

  1. Законодательные акты. Законы, созданные государством, являются основным источником становления и развития социального партнерства. Ими регламентировано поле действий и границы возможностей участников.
  2. Управление на местах. В каждом муниципальном округе есть свои правила и законы, некоторые из них касаются и социального сотрудничества. Если взять, к примеру, систему муниципального образования. Допустим, эта организация получила определенную сумму на развитие образовательной системы в своем районе. Она могла бы разделить всем поровну, но такого не происходит.
  3. Общество и экономика. Система образования тесно связана с запросами общественности и экономическими изменениями. И если в жизнь людей входит что-то новое, не касающееся образования ни прямо, ни косвенно, то учебный план все равно меняется, чтобы в дальнейшем ученики и студенты соответствовали ожиданиям рынка.

Необходимо ли социальное партнерство в образовании?

Сегодня, к сожалению, невозможно сравнивать понятия «социальное партнерство»/ «качество образования». Хоть они немного и продвинулись вперед, осталась еще масса нерешенных вопросов.

Изначально социальное партнерство внедряли по типу Америки и Европы, вот только при этом не учитывались особенности нашего государства, его культура и менталитет. В связи с этим было упущено много важных моментов. Однако, несмотря на все это, партнерство приносит положительные изменения в развитие образования даже сегодня.

Социальное партнерство в образовании (приоритеты и возможности):

  • Основная приоритетная цель взаимодействия: удовлетворение общих интересов всех участников содружества. В расчет берутся не только социальные институты и процессы, что в них происходят, но субъекты взаимодействия (учителя, ученики, родители).
  • Программа социального партнерства помогает сделать обучение более эффективным. Участники учебного процесса становятся востребованными в социальной среде.
  • Правильный подход и регулирование партнерства дают толчок для полноценного развития общества, избавляя его от безработицы и наполняя востребованными специалистами.

Итог

Можно навести множество примеров социального партнерства в образовании. Это и система поощрения студентов за хорошие оценки (стипендия), и соглашения между учебным заведением и работодателем, который готов принять на работу бывшего студента, и даже диалог родителя и учителя. Но главной составляющей этого процесса являются качественные знания, носитель которых так востребован и ожидаем социумом.

РЕФЕРАТ

«Социальное партнерство как фактор успешного развития государственно-общественного управления образовательной организацией»

Введение 3

Глава 1 Сущность государственно-общественного управления

образовательной организацией на современном этапе. 5

Глава 2 Социальное партнёрство как эффективный ресурс государственно-общественного управления образовательной организацией. 8

  1. Сущность понятия «Социальное партнёрство» 8
  2. Примерная модель социального партнёрства. 11

Заключение. 15

Список использованной литературы 16

ВВЕДЕНИЕ

Модернизация образовательной системы Российской Федерации вызвала трансформацию отношений государства и общества в сфере образования. Прежде всего, это связано с внедрением новой экономической модели функционирования системы образования: формированием рыночных отношений, предполагающих конкуренцию образовательных учреждений за потребителя; расширением сферы дополнительных образовательных услуг.

В этих условиях в обществе возникают опасения в отношении гарантий доступности качественных образовательных услуг, роста коррупции в сфере образования, усиливается недоверие к целому ряду реализуемых в стране направлений реформы образования. Одновременно растет активность граждан в формулировании заказа к образованию, поиске оптимальных форм получения качественного образования.

В то же время государство стремится преодолеть традиционную ведомственную закрытость системы образования и создать условия для построения отношений диалога и партнерства с обществом в вопросах функционирования и развития образования.

Развитие государственно-общественного управления и информационной открытости в общем образовании заявлено в качестве приоритетов в программных документах и законодательных актах Российской Федерации: Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.; Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 г.; Указе Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы". В Федеральном законе от 29.12.2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» демократический характер управления образованием закреплен в качестве одного из принципов государственной политики и правового регулирования в сфере образования.

Образовательная организация, как и любая другая социальная организация, активно взаимодействует с внешней средой, которая оказывает на неё сложное влияние. Образовательные организации дополнительного образования детей могут оказать достаточно заметное встречное влияние на ситуацию в своей ближайшей среде. Среди социальных субъектов, взаимодействие с которыми во многом определяет жизнь образовательной организации, важное место занимают социальные партнеры. Сейчас наступил такой момент, когда об образовании (в том числе и дополнительном) говорят как о сфере услуг, употребляя такие понятия, как конкурентоспособность, образовательная услуга, сегмент рынка, маркетинговые исследования, социальное /образовательное /партнерство, франчайзинг. Новые социально-экономические условия в нашей стране требуют и новых форм управления, координации, сотрудничества. Все попытки решить проблемы дополнительного образования в современных условиях только за счет заботы государства не могут быть успешными. Неотрегулированный механизм перехода на нормативно–подушевое финансирование, переход с 2006г. на региональный бюджет, увеличение % платных образовательных услуг - все ставит вопрос о поиске дополнительных ресурсов совершенствования управленческой деятельности. По нашему мнению, одно из перспективных направлений в сложившейся ситуации – взаимодействие с социальными партнерами. На сегодняшний день встаёт проблема определения механизма взаимосвязи образовательной организации с окружающей его средой. Особенно остро она ощущается в дополнительном образовании, т.к. от ее решения зависит финансовое обеспечение учреждения, его жизнеспособность и конкурентоспособность на современном рынке образовательных услуг. Целью данной работы является разработка примерной модели взаимосвязи образовательной организации и социальных партнёров. Для достижения цели мы поставили задачи рассмотреть теоретические основы и опыт вопроса социального партнёрства, его роль в государственно-общественном управлении образовательной организацией, а также разработать примерную модель социального партнёрства.

ГЛАВА 1

СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

Государственно- общественное управление образованием – один из видов взаимодействия государства и общества. Его функция заключается в обеспечении реализации и удовлетворении образовательных потребностей общества и его подсистем. Но это не просто набор общественных структур, а целая система, которая основана на добровольном принятии сторонами определённых обязательств в управлении процессом образования.

Государственно-общественное управление образованием развивается на основе таких принципов как открытость и демократичность, согласованность и взаимодействие, участие и соуправление, и изменяется по нескольким направлениям: снижение степени централизации в управлении образованием, взаимодействие на основе договорных отношений, увеличение роли инноваций, увеличение общественных инициатив в сфере образования, создание «горизонтальных управленческих структур».

Еще одно существенное изменение, характеризующее переход к государственно-общественному управлению образованием, - создание негосударственных структур, расширяющих возможности государственных образовательных учреждений в форме попечительских и управляющих советов.

Целью государственно-общественного управления образованием является оптимальное сочетание государственных и общественных начал в интересах человека, общества и власти, т.е. они должны формироваться в диалоге между заказчиками и конкретными потребителями результатов образования.
Таким образом, содержание государственно-общественного управления на примере отдельно взятой образовательной организации составляет деятельность сторон по следующим направлениям:

1) обеспечение функционирования образовательной организации: участие в подготовке, принятии и реализации нормативно-правовой базы; взаимодействие с государственными и общественными объединениями и организациями, способствующими гармонизации, взаимоотношений участников образовательного процесса; привлечение сил и средств юридических и физических лиц; представление и защита интересов обучающихся, педагогов и родителей;

2) развитие образовательной организации: разработка и реализация соответствующих программ, в том числе направленных на её модернизацию; совершенствование содержания, форм и методов образовательной деятельности; подготовка, разработка, принятие и реализация мер стимулирования труда педагогов, учебной, научно-исследовательской и общественно полезной деятельности обучающихся, возможной деятельности родителей обучающихся в интересах сферы образования; выявление резервов улучшения качества образования и приведение их в действие и др.

На современном этапе развития образования усиление значимости государственно-общественного управления образовательной организацией можно объяснить тремя факторами:

Социально-политическим, суть которого в том, что утвердившиеся процессы демократизации стимулируют потребность участия общественности в управлении образованием;

Педагогическим - как показывает практика, воспитание гражданских качеств обучающихся (самосознания, навыков социальной активности, принятия решений и др.) невозможно без получения социального опыта;

Профессионально-управленческим - повышение эффективности развития системы образования без привлечения к управлению образовательными организация общественности невозможно.

Создание в образовательных организациях коллегиальных представительных органов, наделенных комплексом управленческих полномочий (прав на принятие управленческих решений по ряду значимых вопросов функционирования и развития общеобразовательной организации), способствует расширению возможностей для удовлетворения общественного заказа на образование, привлечению в образовательные учреждения дополнительных ресурсов. Таким образом, незаменимым направлением в современной образовательной организации становится социальное партнёрство.

ГЛАВА 2

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ РЕСУРС ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

2.1 СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО»

Термин «Социальное партнерство в образовании», как и сама деятельность, получили полноправное признание в России несколько лет назад. Г. П. Зинченко рассматривает понятие «социальное партнерство» как форму взаимодействия многообразных субъектов социума (государственных институтов, корпораций, некоммерческих организаций, социальных групп и др.), позволяющее им свободно выражать свои интересы и находить цивилизованные способы их реализации. Образование является одной из наиболее значимых ценностей в обществе. Однако всем понятно и то, что общество неоднородно, а, значит, не все партнерские отношения возможны между образованием и различными секторами общества.

В современной научной литературе и на практике социальное партнерство характеризуется неоднозначно, причем последние годы содержание социального партнерства претерпело изменения. В современной науке сложились различные подходы к пониманию данной проблемы.

В рамках первого подхода, социальное партнёрство представлено как специфический вид общественных отношений между профессиональными социальными группами, слоями, классами и властными структурами.

В случае второго подхода, социальное партнёрство - это конкретный тип социально-трудовых отношений между органами государственной власти, работодателем и трудовым коллективом .

С точки зрения третьего подхода, социальное партнёрство рассматривается как мировоззренческая основа согласования и защиты интересов различных социальных групп, слоев, общественных объединений бизнеса и органов власти .

Таким образом, по сути, партнерство – это взаимодействие участников образовательного процесса, с одной стороны. С другой стороны, социальное партнерство - это отношения между коллективными субъектами, заинтересованными на определенном этапе взаимодействия. Оценка опыта взаимодействия сегодня показывает, что социальное партнерство помогает направлять ресурсы на развитие совместной деятельности любых образовательных учреждений, их общественной самоорганизации и «самоуправления» независимо от их типа и вида. Оно привлекает ресурсы государственных и негосударственных организаций для развития образовательной сферы конкретной образовательной организации, а также помогает накапливать и передавать образовательный опыт, как конкретной образовательной организации, так и ее партнеров для формирования у членов образовательного сообщества способности долговременного выживания на рынке образовательных услуг.

Социальное партнерство позволяет действовать эффективно и успешно, имея в виду приоритетную перспективу, общую для всех партнеров, эффективно координировать совместную деятельность с ясным пониманием своей ответственности. Такая деятельность позволяет оказывать наиболее эффективно и экономно помощь нуждающимся членам сообщества, участвующим в партнерстве, добиваться того, чтобы, оставаясь непохожими на других, признавать различия отдельных людей и организаций.

Кратко основные принципы взаимовыгодного сотрудничества можно сформулировать следующим образом:

  • Во-первых, реальное взаимодействие нескольких партнеров.
  • Во-вторых, партнерство должно быть оформлено в письменном виде. Такая официальность дисциплинирует всех участников сотрудничества, призывает к ответственности
  • В-третьих, договор или соглашение о социальном партнерстве должен иметь четкие временные рамки,
  • В-четвертых, документ о социальном партнерстве оформляется в целях решения конкретного вопроса (социальной проблемы), который эффективнее решать путем объединения ресурсов
  • В-пятых, договор о социальном партнерстве считается выполненным, если достигнут намеченный обеими сторонами результат.

Возможности развития образования с помощью партнерства строятся на механизмах: открытости и сотрудничества; общении и обмене идеями; разработанности идеологии образования и общих подходах к развитию сообщества.

Любое взаимодействие должно осуществляться в определённой системе, которая должна включать в себя следующие компоненты:

  • субъекты социального партнерства;
  • цель социального партнерства, которая может рассматриваться как формирование системы добровольных и равноправных взаимоотношений и взаимоподдержки субъектов, приводящих к повышению их воспитательного потенциала;
  • задачи, которые решаются партнерами;
  • принципы социального партнерства, которые рассматриваются как условие существования партнерских отношений;
  • деятельностное содержание социального партнерства:

Соуправление образовательным процессом;

  • обмен ресурсами и кооперация ресурсов в сфере образования (интеллектуальных, кадровых, информационных, финансовых, материально-технических и др.);
  • предоставление услуг партнеру – консультативных, информационных, технических и др.;
  • разработка и осуществление совместных социальных, образовательных, культурных проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач;
  • взаимообучение в сфере воспитательной деятельности;
  • общественно-государственная экспертиза воспитательного процесса);
  • организационные формы социального партнерства (советы, комиссии, временные творческие коллективы, проектные группы, клубы и т.д.);
  • механизм социального партнерства (совокупность методов и технологий, в частности, технология переговорного процесса, технология социального проектирования, метод гуманитарной экспертизы, метод рефлексивного управления и др., обеспечивающие развитие партнерских отношений).

Социальное партнёрство может быть эффективным или неэффективным. Причинами неэффективного партнёрства могут быть следующие:

  • Непродуманность муниципальной политики в сфере взаимодействия учебных заведений и социальных партнёров
  • Недостаточная степень разработанности нормативной базы социального партнёрства в образовании;
  • Отсутствие координирующего центра, объединяющего и направляющего усилия сторон, а также отсутствие разнообразных форм и средств взаимодействия социальных партнеров.
  • Неэффективное взаимодействияе коллектива образовательного учреждения с родителями учащихся, общественными организациями, другими образовательными учреждениями, местным социумом

2.2 ПРИМЕРНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА

На основе рассмотрения теоретико-методологических основ социального партнёрства попробуем создать модель социального партнёрства/ Главная цель модели – это определение этапов, приоритетных направлений действий на каждом этапе по организации социального образовательного партнёрства.

Модель может иметь ряд составляющих, взаимодействие которых приводит к достижению целевой функции:

Наша модель будет включать следующие составляющие:

  1. Узловой элемент, вокруг которого формируется социальное партнерство - это социальная проблема, на решение которой и будет направлено взаимодействие. Каждый должен чувствовать ответственность и солидарность за решение проблемы.
  2. Участники социального партнёрства
  • Педагогический коллектив образовательной организации.
  • Администрация учреждения.
  • Родители обучающихся.
  • Представители общественных организаций, местного социума.

Социальное партнерство возникает тогда, когда участники начинают работать совместно, осознав, что это выгодно каждому из них.

  1. Роли участников партнёрства
  • Коммерческие организации - возможности финансирования
  • Государственные структуры - использование властных рычагов
  • Общественные объединения - формируют и организуют социальные инициативы граждан
  1. Методы решения:
  • использование возможностей сетевого взаимодействия для повышения качества образовательной деятельности учреждения;
  • формирование пакета информационно-аналитических материалов, подготовка пакета договорных документов, банка данных о возможных форматах ведения переговоров с социальными партнерами;
  • реализация социальных проектов и программ;
  • повышение степени открытости образовательного учреждения за счет использования общественной оценки деятельности образовательной организации;
  • использование самооценки педагогического коллектива для дальнейшего совершенствования деятельности образовательной организации;
  1. Ресурсы:
  • Наличие материально-технической базы (техника, оборудованные помещения)
  • Кадры (педагоги, административный персонал, обучающиеся, родители)
  • Информационный (официальный сайт, детско-юношеская кино – фотостудия, собственные корреспонденты, публичная страничка в соц.сети взаимодействие со СМИ и т.д).
  • Финансовый (внебюджетные источник финансирования)

Критериями эффективности данной модели будут являться:

  • повышение мотивации педагогов и родителей учащихся к повышению эффективности взаимодействия по вопросам организации и осуществлению образовательного процесса (процент родителей, принимающих участие в жизни организации, количество совместных мероприятий, уменьшение количества конфликтов и др.);
  • количество проектов, реализуемых с участием социальных партнеров;
  • повышение степени открытости образовательного учреждения и ее конкурентоспособности;
  • уровень развития системы государственно-общественного управления образовательной организации;
  • совершенствование материально-технической базы организации;
  • объем привлечения внебюджетных средств.

Любая возникающая проблема будет решаться в рамках социального партнёрства в несколько этапов:

  1. Знакомство. На этом этапе определяются общие цели, общие ценности и ресурсная база сторон. Наличие именно общих целей – важный фактор для построения партнёрства, так как если родители больше ориентированы, к примеру, на предметное обучение, а образовательная организация на развитие социальных навыков детей, то конфликт неизбежен. У родителей будет много претензий и к содержанию обучения и к формам воспитательной работы с детьми. Необходимо провести мониторинг родительских запросов и ресурсов. Публичное обнародование своих приоритетов позволит привлечь именно тот контингент, которому эти идеи покажутся очень близкими. Итогом этого этапа должно стать желание родителей и других партнёров участвовать в совместной деятельности.
  2. Совместная деятельность Будущие партнёры, определившись с направлениями взаимодействия и ресурсами, приступают к разработке конкретных программ совместной деятельности. При этом важно установить разделение ответственности за те или иные стороны совместной деятельности.
  3. Собственно партнёрство. Решение проблемы, реализация конкретных программ совместными усилиями. Необходимым условием партнёрских отношений является их добровольность. Принудительное создание попечительского совета противоречит идее социального партнёрства в принципе.

Данная модель или структура социального партнёрства включает составляющие, которые необходимо учитывать при построении взаимодействия. Надеемся, она позволит взаимодействовать осознанно и эффективно, определит роль и ответственность сторон взаимодействия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы рассмотрели вопросы социального партнёрства и пришли к выводу, что оно является незаменимым фактором и движущей силой развития государственно-общественного управления образовательной организацией на современном этапе развития образования. Поставленная нами цель создания примерной модели социального партнёрства реализована. Вышеназванные направления деятельности могут лечь в основу программы сетевого взаимодействия образовательных организаций и социума с последовательным планированием работы.

В итоге, правильно организованное социальное партнерство обеспечит образовательным организациям конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, поможет смягчить социальные последствия проводимых реформ в образовании, улучшит качество управленческой деятельности организаций и пойдёт на благо их развития.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Акинфиева Н.В., Владимирова А.П. Государственно-общественное управление МОС. – Саратов, 2001 г.
  2. Антонова Л.Н. Система образования Подмосковья на пути к лидерству// Academia. Педагогический журнал
  3. Баранов, П.А. Государственно-общественное управление как ресурс развития системы образования Санкт-Петербурга/ П.А. Баранов // Управление качеством образования. - 2007. - №2. - С.84-90
  4. Бочкарев В.И. Государственно-общественное управление образованием: каким ему быть? / Педагогика. – М., №2, 2001. – с. 9-13.
  5. Ветров, А.В. На пути к социальному партнёрству: развитие социально трудовых отношений в современной России [Текст] / А.В. Ветров; под ред. Л.А. Гордона, Э.В. Клопова и др. - М.: Прогресс, 1993. - 123 с.
  6. Гусаров, В. Взаимодействие общества и государства в управлении школой/ В. Гусаров //Народное образование. - 2007. - №8. - С. 126-134.
  7. Зинченко Г.П., Рогов И.И. Социальное партнерство: учебник. М., 2009. 224 с
  8. Исправникова Н.Р. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления // Глобализация и социальные изменения в современной России. М., 2006
  9. Осипов A.М., Карстанье П., Тумалев B.В., В. Г.Зарубин. Социальное партнерство в сфере образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ibl.ru/konf/041208/87

  10. Панова Н.В Социальное партнерство в процессе интеграции основного и дополнительного образования образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://сайт/shkola

  11. Токарева Л.А. Соуправление как условие модернизации системы современного образования России. Автореферат дисс. на соиск. канд. пед. наук. – Саратов, 2001. – 172 с.

  12. Ярчин, И. Родители - не равнодушные наблюдатели, а активные партнеры / И. Ярчин// Учительская газета. - 2008. - № 05 февр.(№6). – С.8.

1

Глушанок Т.М.

В условиях перехода к рыночной экономике профессиональное образование все больше ориентируется на удовлетворение потребностей рынка труда, конкретных запросов работодателей, становится инструментом решения, в первую очередь, экономических проблем общества.

В условиях перехода к рыночной экономике профессиональное образование все больше ориентируется на удовлетворение потребностей рынка труда, конкретных запросов работодателей, становится инструментом решения, в первую очередь, экономических проблем общества. В тоже время, меняется характер действия экономических и социальных факторов на состояние профессионального образования.

В этих условиях становится актуальной новая система отношений между образовательными учреждениями, союзами работодателей, объединениями трудящихся, службами занятости - всеми, кто становится не только потребителями «продукции» образовательного учреждения, но и источником его финансового благополучия.

Попытаемся проанализировать возможность воздействия социальных партнеров на учреждения образования с целью более полного учёта требований работодателей к кадрам. Для этого рассмотрим на примере туристской отрасли сущность, содержание и этапы развития социального партнерства, основные типы социальных партнеров системы профессионального образования и трудности при работе с различными категориями социальных партнеров.

Социальное партнерство в профессиональном образовании - это особый тип взаимодействия образовательного учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и учет интересов всех участников этого процесса. Социальное партнерство в системе туризма - это важный элемент в формировании современного подхода к отрасли туризма, показатель реальной заинтересованности общества и государства в ее дальнейшем развитии с целью повышения прибыльности и конкурентоспособности в целом.

Понятие "социальное партнерство" рассматривается как участие различных государственных и общественных организаций, индустрии туризма, а также отдельных лиц в совместной деятельности, направленной на решение конкретных задач, стоящих перед отраслью. Опираясь на зарубежный опыт, накопленный в этой области, проведем сравнительный анализ способов решения вопросов о социальном партнерстве.

Макропартнером в системе социальных взаимоотношений является само государство. Как правило, отношения туристской организации с другими социальными партнерами зависят от государственной политики в области туризма. Это положение очень легко проверить на характере отношений, складывающихся у учебных заведений с таким важнейшим и значимым для них партнером, как индустрия.

Во главе предприятий индустрии туризма стоят руководители с самыми различными взглядами на систему профессионального образования. Сотрудничать или не сотрудничать с профессиональными школами зависит от степени их личной заинтересованности. Учебные заведения, естественно, могут мотивировать руководителей объектов индустрии туризма к сотрудничеству высоким качеством подготовки специалистов возможностью предоставления бесплатной и достаточно квалифицированной рабочей силы на определенный период и т.д. Но, к сожалению, возможности образовательных учреждений достаточно ограничены и, к еще большему сожалению, государство ничего не делает для того, чтобы повернуть представителей индустрии лицом к системе профессионального образования. Хотя, в большинстве зарубежных стран такой опыт существует, как правило, - это:

Значительное снижение налогов для тех, кто поддерживает образовательные учреждения в той или иной форме;

Обязательные требования к квалификации работников при лицензировании или сертификации;

Множество поддерживаемых государством программ сотрудничества между образовательными учреждениями и индустрией, которые выгодны обеим сторонам.

Российские образовательные учреждения лишены такой поддержки от своего главного социального партнера - государства, и поэтому вынуждены самостоятельно искать социальных партнеров и налаживать отношения с ними.

Исходя из принятого определения социального партнерства опишем основные типы социальных партнеров системы профессионального образования. Прежде всего, отметим тот факт, что рассматривать категорию социального партнерства можно применительно как к системе профессионального образования в целом, так и к отдельному учебному заведению. В первом случае стороной, участвующей в социальном партнерстве, выступает, условно говоря, вся совокупность образовательных учреждений вместе с органами управления образованием. Образуя единое целое, они выступают партнером в системе тех отношений, которые складываются на рынке труда. И здесь можно выделить три основные категории социальных партнеров профессионального образования: работодателей (индустрию); объединения работников (профсоюзы, общественные организации); государственные органы управления, включая службу занятости. Главным партнером выступает само государство, которое определяет политику в области туризма. Разработку законов и нормативных актов, способствующих развитию туризма, оно поручило государственным органам управления, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Эти же органы осуществляют финансирование в частности подготовку специалистов через систему профессионального образования, разрабатывают государственные образовательные стандарты, вовлекают образовательные учреждения в сотрудничество с индустрией туризма через участие в конференциях, совещаниях, выставках.

Роль государства на рынке образовательных услуг в настоящее время должна сводиться к выработке и проведению в жизнь концепции реформирования профессионального образования, отвечающей интересам всех участников этого процесса. В целом же, политика государства, основанная на включении профессионального образования в систему базовых приоритетов социально-экономического развития, должна быть ориентирована на решение следующих ключевых задач:

1. Создание условий для развития реального сектора экономики, как основного институционального субъекта рынка труда, формирующего профессионально-квалификационную структуру спроса на рабочую силу. Устойчиво работающее производство само превратится в мощнейший регулятор системы профессиональной подготовки кадров, выступая одновременно и заказчиком и контролёром качества образовательного продукта.

2. Формирование нормативно-правовой базы для нового типа взаимодействия образовательных учреждений с индустрией, способствующей удовлетворению основных интересов обоих сторон на взаимовыгодной основе.

3. Усиление "прозрачности" информационных потоков о ситуации на рынке труда и образовательных услуг, широкое информирование населения о профессиональной и квалификационной структуре спроса, прогнозе основных макроэкономических показателей рынка труда, проблемах трудоустройства выпускников, рейтинге образовательных учреждений и т.д.

4. Оптимизация государственной налоговой политики, нацеливающей предприятия на проведение активных программ по переподготовке и повышению квалификации своих кадров. Принятие положений об исключении из налогооблагаемой базы всех видов издержек, связанных с обучением персонала.

5. Усиление регламентирующих и контрольных функций государственных органов в сфере регулирования рынка образовательно-квалификационных услуг. Создание единых для всей страны стандартов образования, приведение их в соответствие с международными стандартами.

6. Создание условий для формирования реальной конкурентной среды для всех без исключения образовательных учреждений, независимо от их формы собственности и административной подчиненности. Прозрачность в распределении и использовании бюджетных средств, оптимизация межбюджетных отношений.

Муниципальные органы управления образованием и экономикой могли бы помочь в вопросе кадрового обеспечения профессиональных учебных заведений, организовав эту работу по следующим этапам:

  • Создание перечня профессий, требующихся на местном рынке труда;
  • Корректировка содержания образовательных программ, путем совместного рецензирования их с участием работодателей;
  • Формирование муниципальной системы подготовки и повышения квалификации преподавателей для более качественной подготовки специалистов.

Другим немаловажным фактом работы в сфере социального партнерства является проведение тематических, специализированных семинаров, конференций, выставок, на которых представлялась бы возможность установить непосредственные контакты с партнерами, приобрести или заказать учебные пособия по подготовке специалистов различных профилей, а также активно участвовать в них, овладевая необходимыми навыками работы с клиентами.

Плохо налаженные взаимодействия между социальными партнерами приводят к тому, что учреждения профессионального образования страдают от элементарной нехватки информации о том, каковы потребности рынка труда, какие направления наиболее перспективны, какие новые тенденции появляются. От отсутствия такой информации ухудшается качество подготовки специалистов.

Органы местного самоуправления вовлекают к сотрудничеству различные категории социальных партнеров (средства массовой информации, издательства, центры профориентации, службы трудоустройства и т.д.), а также финансируют подготовку и переподготовку своих специалистов.

Предприятия индустрии туризма участвуют в реализации образовательных программ через организацию практического обучения студентов на своей базе, их трудоустройстве, финансировании обучения своих сотрудников и управлении учебными центрами через учредительство.

Отношения с работодателями выстраиваются сложно. Необходимо подчеркнуть, что разрушение связей профессионального образования с предприятиями привело к тому, что многие из них перестали уделять должное внимание вопросам переподготовки и повышения квалификации своих кадров. Однако, как показывает опыт, при желании учебное учреждение в состоянии переломить это отношение к себе со стороны бизнеса, доказать свою состоятельность и взять на себя решение вопросов по обеспечению производства квалифицированными кадрами.

Понятен интерес к системе социального партнерства у объединений трудящихся, профсоюзов. Чем качественнее будет профессиональная подготовка, тем меньше окажется социальных проблем, конфликтов с работодателями, социальная напряженность. Не меньший и в чем-то схожий интерес к партнерству с профессиональной школой имеет и служба занятости. Несоответствие требованиям рынка труда, низкая квалификация приводит выпускников на биржу труда. Снизить поток таких безработных, сократить расходы на их переподготовку - в этом и есть практическая заинтересованность в становлении системы социального партнерства в профессиональном образовании.

Формирование системы социального партнерства в современных социально-экономических условиях - достаточно длительный и сложный процесс, зависящий от целого ряда субъективных и объективных причин (состояния экономики, социальной обстановки, готовности включиться в него органов власти и воли, желания и возможности руководителей учебных заведений). Результативность и эффективность работы учебного заведения с социальными партнерами определяется степенью реализации своих интересов, заключающихся, прежде всего, в подготовке высококвалифицированных специалистов и оценивается по степени выполнения своей основной социальной функции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Власова Т. И. Проблемы повышения профессионального уровня туристских кадров / Т. И. Власова, Ю. В. Богданов // Развитие туризма в условиях современных интеграционных процессов: Материалы науч.- практ. конф. - Минск: б.и., 1997. - С.155-158.

2. Нуртдинова А. Некоторые аспекты становления социального партнерства в России //Проблемы теории и практики управления. 1995. №3.

3. Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране. - М.: Высш. шк., 1987.- 87с.

4. Профессиональная педагогика / Рос. акад. образования, Ассоц. "Проф. образование", Исслед. центр проблем непрерыв. проф. образования. - М.: Изд-во АПО, 1997. - 511 с.

Библиографическая ссылка

Глушанок Т.М. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=1144 (дата обращения: 11.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

по образовательной программе дополнительного профессионального РЕФЕРАТ образования «Современный образовательный менеджмент. Принцип государственно­общественного управления в образовании» «Феномен «социальное партнерство» в образовании» на тему:

Оглавление Оглавление...............................................................................................................2 Введение...................................................................................................................3 1 Особенности социального партнерства в образовании.....................................5 2 Виды и сущность социального партнерства в школе.......................................11 Заключение.............................................................................................................18 Список использованной литературы....................................................................19 2

Введение Прогрессивная школа все более уверенно становится полноценной составляющей социальной сферы жизни общества. Она отображает сейчас характерные показатели современности ­ широкие способности для личного реализации его профессиональных и прочих выбора человека, необходимостей; вырастающую роль субъекта в обеспечении собственных интересов и способностей, многообразие моделей деятельности. Главнейшей задачей прогрессивной школы становится формирование мировоззрения персоны ­ широкой системы ее взоров на мир людей и явлений ­ как база внешней и внутренней культуры. Мировоззрение складывается не столько путем передачи культурного навыка от одного поколения к иному, сколько при помощи приобретения подрастающим человеком общественного и нравственного (многообразного реального) опыта. Решение данной задачи находится в зависимости от множества причин, а именно от становления возможности к активной социокультурной адаптации. При исследовании программы становления ученые столкнулись с задачей не сформированной у детей политической и правовой культуры. Педагогическая практика показывает, что у школьников нет конкретной жизненной позиции, навыка взаимодействия с окружающим миром. При определении цели программы следует учитывать, что нам нужно создать комплекс мер, позволяющих сформировывать у учеников ценностное отношение к миру и общественный опыт. Цель работы заключается в исследовании феномена «социальное партнерство» в сфере образования, а в частности, школы. 3

Исходя из всего вышесказанного, были поставлены следующие задачи работы: ­ изучить особенности социального партнерства в образовании; ­ проанализировать виды и сущность социального партнерства в школе. Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы. 4

1 Особенности социального партнерства в образовании Современные тенденции социально­экономического развития, связанные с появлением новых рынков труда, глобализации экономики, трансформации традиционных форматов использования трудовых ресурсов, более широкое обращение к интеллектуальным и информационным технологиям, ориентация на развитие человеческого капитала, активизируют процессы создания и поддержки в различных сферах систем социального партнерства. Данное понятие первоначально использовалось только в социологии и экономике, описывая процесс взаимодействия работников и работодателей, в силу этого в качестве основных партнеров выдвигались органы власти, представители бизнеса и профсоюзные организации. В настоящее время все чаще указанное явление рассматривается шире и представляется как сложный, многоплановый общественный процесс, где осуществляется совместно распределенная деятельность социальных элементов в лице представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, принимаемые всеми участниками этой деятельности. В этой логике социальное партнерство ­ это определенный тип взаимодействия субъектов, объединенных общими усилиями, способами решения актуальных проблем совместной жизни, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса. Партнерство обеспечивает преодоление имеющихся у субъектов различий в представлении о методах решения общих проблем, гармонизацию общественных отношений, предотвращение конфликтов, согласование и повышение результативности действий. 5

Социальное партнерство ­ продуктивная кооперация всех субъектов развития территории для ее устойчивого социально­экономического развития и сопутствующего повышения качества жизни населения, совершенствования социальной и производственной инфраструктуры, системы муниципального управления и местного самоуправления и свободы личности. Рассматривая социальное партнерство в расширенном контексте, можно получить значимый инструмент, позволяющий проектировать, апробировать и устанавливать новую, современную систему образования, отвечающую требованиям времени. В контексте образовательной политики «социальное партнерство трактуется как: ­ особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными нацеленный на органами власти, общественными организациями, максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса ; ­ особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития . По мнению И.М. Реморенко, социальное партнерство по отношению к образованию следует понимать, как: ­ партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности; ­ партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства; 6

­ партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества . На современном рубеже роль образования в России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике. Развивающемуся обществу необходимы современно образованные, предприимчивые люди, которые могут без помощи других брать на себя серьезные решения в ситуации выбора, прогнозируя их вероятные результаты, могут обнаружить конструктивное решение трудности, готовы к совместной работе, выделяются мобильностью, владеют развитым чувством ответственности за происходящее. В связи с этим нужно преодолеть назревшие общественные и финансовые трудности на базе опережающего становления образования, рассматриваемого как вложение средств в будущее державы, в котором примут участие государство и общество, компании и организации, жители ­ все заинтригованные в качественном образовании. Предстоит обеспечить опережающий подъем расходов на образование, значительное повышение заработной платы сотрудникам образования и усиление стимулирования качества и результативности педагогического труда. Меры государственной помощи образования будут сочетаться с усилением роли государственной власти и управления образованием в обеспечении в сочетании с населением достойного уровня образования на базе сохранения его фундаментальности и соответствия своевременным и перспективным нуждам персоны. Модернизация образования не должна, и не может исполняться как ведомственный проект. Активными субъектами образовательной политики должны быть все жители России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные университеты власти, органы местного 7

самоуправления, профессионально­педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты. Задача модернизации образования состоит в создании приспособления стабильного становления системы образования. Главная проблема изыскания понятийного пространства вытекает из трудной комплексной природы социального партнерства, связанной с различными видами человеческой деятельности и отраслями научного познания и черпающей оттуда составляющие личного понятийного аппарата. Наиболее часто общественное партнерство рассматривается в фокусе социально­трудовых взаимоотношений. В данной сфере оно понимается как способ и механизм регулирования социально­трудовых взаимоотношений, разрешения противоречий между сотрудниками и работодателями, как отношения представителей бизнеса, профсоюзов и государства, как сложное социальное явление, разносторонний противоречивый процесс. Роль трех сторон в вопросах разрешения трудового законодательства, примирения интересов в области труда является традиционной формой общественного партнерства. К крупным отечественным исследованиям проблемы общественного партнерства в области социально­трудовых взаимоотношений возможно отнести работы Киселева В.Н., Михеева В.А. Гордон Л.А., Клопова Э.В., Ветрова А.В. В ряде экономических трудов общественное партнерство характеризуется как юридическая форма организации совместной финансовой деятельности нескольких физических либо юридических лиц, являет из себя переходную форму между частным, семейным предприятием и фирмой с ограниченной ответственностью. Оно создается на базе договора, которым регулируются права и обязанности партнеров, участие в единых затратах, распределение прибыли, раздел имущества. Именно в данный 8

момент партнерство распространено в сфере мелкого бизнеса и услуг. Если взглянуть под другим углом, партнерство является фактической формой совместной работы фирм и компаний. Документом, подтверждающим эти отношения, традиционно является договор о кооперативном партнерстве. Социальное партнерство представляет собой сопряжение действий разных общественных институтов, которое выражается в самоактуализации участников образовательного процесса, добивающихся положительных перемен в образовательной сфере, другими словами перевода возможных форм системы образования в их важное состояние. При всем этом степень и процесс таковой самоактуализации у разных социальных институтов могут быть разными. У образовательных институтов они носят более целенаправленный, разумный и профессионально выверенный нрав, в то время как иным участникам партнерских взаимоотношений в большей степени присущи составляющие стихийности, непредвиденности и вмести с этим специфических раскладов и решений. Чем в большей степени получается согласование целей общественных партнеров, тем более действенными становятся их практические воздействия по решению образовательно­ воспитательных задач. Для эффективного общественного взаимодействия, с одной стороны, нужно формирование общего «пространства смыслов», касающегося целей и возможностей образования, если взглянуть под другим углом, в ходе самого действия происходит перемена «ментальности» отдельных социальных институтов, которые все более приближаются к пониманию и осмыслению задач образования, показывают готовность к содействию их разрешению и совместной работе в целом. Вмести с этим социальное партнерство в образовании, с нашей точки зрения, имеет ряд свежих черт, отражающих прогрессивные социально­ 9

экономические и политические особенности. Социальное партнерство инициирует активность профессионально­педагогических объединений, содействует открытости и рациональности финансовых потоков в образовании. Социальное партнерство ­ это средство, которое ориентировано на трансляцию населению положительных, плодотворных и многообещающих представлений об образовании. Следовательно, социальное партнерство в образовании подразумевает свободное выражение собственных интересов и нахождение взаимоприемлемых приемов их реализации институтами, группами, индивидами. 10

2 Виды и сущность социального партнерства в школе В начале 21 века довольно четко обозначилась потребность человека и общества в сознательно других информационно­эмоциональных, мыслительных и поведенческих стратегиях, информационном и этическом поведении как на уровне собственного внутреннего мира человека, так и на уровне социальных взаимоотношений. Прогрессивные тенденции становления образования определены процессами конфигурации ключевых парадигм восприятия мира: взамен условной стабильности ­ перманентные перемены, географическая удаленность не является преградой для общения; местные практики впитывают глобальные и рождают новейшие поликультурные традиции. Термин «партнерство» в образовании представляет упор на равноправии участников взаимодействия. Из этого можно сделать вывод, что единая задача деятельности не ущемляет персональных потребностей ее участников, а наоборот, полно отображает их. Другими словами, для вступления в партнерские отношения заинтересованному в партнерстве лицу нужно будет уверить иного в том, что предполагаемое взаимодействие даст возможность решить его трудности и, более того, в отсутствии такового взаимодействия они не имеют возможности быть разрешены. 11

А значит, идет речь о равновыгодности взаимодействия, что является, с нашей точки зрения, значимой особенностью социального партнерства в образовании. Учитывая мнение Гончар М., социальное партнерство представляет собой межгрупповую форму взаимодействия. И возникает в тех когда общественные категории понимают невозможность случаях, достижения массовых целей в отсутствии кооперации с иными обществами. Главную роль в партнерстве играет взаимоподдержка субъектов. Можно предположить, что социальное партнерство есть межгрупповое взаимодействие по реализации совместно произведенных целей, объединяющих на новом качественном уровне цели групп­участников взаимодействия. Следовательно, раз классическое взаимодействие школы с социумом различалось значительной степенью директивности, пребыванием внешнего идеологического и политического давления, то социальное партнерство характеризуется, прежде всего, добровольностью, паритетным характером взаимоотношений, равновесием интересов институтов, групп, индивидов, вступающих в партнерские взаимосвязи. Вследствие этого в процессе изыскания мы будем держаться позиции, что социальное партнерство в сфере образования имеет возможность рассматриваться как добровольные и равновыгодные взаимодействия и обоюдная поддержка всевозможных субъектов, исполняемые на базе межведомственных взаимосвязей, исключающих ведомственную замкнутость и изолированность. Структура основополагающих стратегии социального партнерства чрезвычайно идентична с основополагающими образовательных систем. Социальное партнерство, построенное на принципах обоюдной заинтересованности сторон и добровольности принятия ими обязанностей, ответственности за итог работы, становится экономически важной сферой образования. 12

Современное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. «Социальное партнерство­это приемлемый для социальных субъектов вариант отношений их потребностей, интересов, ценностных ориентиров, основанных на принципе социальной справедливости». Кроме того, школа и управляющий совет выступают в роли активного помощника семье в обеспечении единого образовательного пространства «школа ­ семья ­ социум», способствующего качественной подготовке ребенка к обучению в школе, воспитанию, развитию его индивидуальных возможностей и оздоровлению. Современная школа ­ центр социального действия, открытое пространство для взаимодействия с учреждениями социума в системе «ребенок­педагог­семья», для созидательных, творческих инициатив, призванным развивать духовно­интеллектуальный потенциал всех участников педагогического процесса. В настоящее время основой обеспечения качества школьного образования могут служить: ­ взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом внутренней среды школьного образовательного учреждения; ­ социальное партнерство в форме разноплановых социокультурных связей. Характер взаимодействия школы и социума зависит от личностных и профессиональных качеств педагогических работников, индивидуальных и возрастных особенностей детей, педагогической культуры родителей. К сожалению, в педагогической практике преобладает ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей. 13

Оно характеризуется четкими границами и формальностью общения, что затрудняет развитие отношений с семьей. Социальное партнерство создает благоприятные условия для развития и социализации участников образовательного процесса в школе. Такая работа способствует разрушению привычного стереотипа и общественного мнения о работе школьного учреждения только с семьями своих воспитанников. Развивает позитивное общественное мнение об учреждении, повышает спрос на образовательные услуги для детей, обеспечивает доступность качественных образовательных услуг для семей, улучшает подготовку детей к более легкой адаптации в новой социальной среде. Социальное партнерство в образовании еще слишком мало освоено, если взглянуть под другим углом ­ различные виды были в практике постоянно. Из числа разных видов социального взаимодействия распознают такие, как благотворительность, сотрудничество, инвестиции, собственно партнерство. Эти все понятия пришли в образование из социально­экономической сферы и все прочнее занимают тут место. Направления работы с социумом, это: благотворительность, инвестиция. спонсорство, кооперация (совместная работа), Благотворительность ­ добровольные бесплатные и бескорыстные инвестиции труда или же материально­финансовых ресурсов. Спонсорство различается от благотворительности мерой участия сторон. Спонсор передает те самые средства (трудовые, финансовые, материальные), которые запрашивает образовательное учреждение на конкретную деятельность, известную обеим сторонам. В отличие от благотворительности, которая носит, обычно, разовый нрав, данное взаимодействие быть может периодическим причем даже регулярным. 14

Кооперация, другими словами совместная работа в одном и том же либо различных, хотя связанных между собой процессах труда, в переводе с латыни означает сотрудничество. В сотрудничество стороны включаются по обоюдному согласию. Возможность и мера участия определяются каждой стороной лично, определяются мерой ее заинтересованности и, в большинстве случаев, закреплены устным соглашением. Взаимодействие носит разовый или же периодический нрав, впрочем, становясь систематическим, служит основой для последующих партнерских взаимоотношений. Инвестиция ­ это вклад физических или же юридических лиц по личному желанию согласно со своим видением и отталкиваясь от индивидуальных интересов. Договор или же контракт ­ обязательная основополагающая. Сейчас довольно часто инвесторами образовательного учреждения становятся опекуны, которые создают фонд, обращая подобранные средства на становление образовательных учреждений. К они решают сделать в учреждении прогрессивный примеру, специализированный кабинет, логопедический и иные. Социальное партнерство в образовании ­ это путь его демократизации и обновления. В наше время в образовании реализуются все виды социального взаимодействия, хотя неоспоримо, что непосредственно партнерство дает наибольший результат, поскольку подразумевает наиболее абсолютное, заинтересованное и долгосрочное включение в решение социально­ образовательных задач. которое инициирует система образования как отличительная сфера социальной жизни, позволяет изменять, Партнерство, проектировать, устанавливать свежие социально важные функции. Другие виды работы с социумом также весьма могут быть полезны в конкретной ситуации, хотя более локально. Это технология социального партнерства ­ очередность определенных действий соучастников, техники данных воздействия и практики социального 15

партнерства на конкретных территориях, а еще ­ экспертиза и оценка итогов и результатов социального партнерства. Философскими и методологическими основаниями социального партнерства выступает методология, объединяющая, с одной стороны, системный расклад, если взглянуть под другим углом, все, что связано с теорией самоорганизации. Идеология социального партнерства ­ это совокупность следующих основ. Принцип взаимодополнительности: люди объединяются, поскольку каждый отдельно недостаточен, и тогда каждый делает то, что у него есть возможность делать лучше. Принцип границ: умение работать без помощи других, самоопределение в своей позиции, определение в контексте иных позиций. Принцип обмена продуктами деятельности, предъявляемыми в той или иной «товарной» форме. Взаимодействие случается в тех случаях, когда есть чем обмениваться. Когда ставится вопрос о партнерстве между соучастниками, то встает вопрос: а частью какого целого они выступают? От чьего имени провозглашается данное целое? В каком едином контексте они выступают? Конкретное выделение основ, с позиции которых рассматривается социальное партнерство, разрешает переходить к наиболее глубочайшему выявлению составляющих системы социального партнерства в образовании: цели, субъектов, значений, объектов, механизмов, операций реализации. Задача социального партнерства. Целью социального партнерства является составление межсубъектного взаимодействия, приводящей к положительным и прогнозируемым всеми субъектами положительным переменам. Как следует из значимости основных для определения СП понятий «взаимодействие», «субъект­субъектное взаимодействие», «система межсубъектного взаимодействия». 16

Во взаимодействии людей есть и остается активность двух сторон, хотя мера ее проявления различна. Социально­трудовая практика должна быть компонентом демократической школы и демократического уклада, вводимая как самостоятельная образовательная область, самостоятельное образовательное пространство. Общественная практика не столько гарантирует освоение учащимися общественной среды, получения ими настоящего практического навыка социальной деятельности, в том числе работы по оказанию помощи старикам, ветеранам, инвалидам, да и непременно вызывает рост самосознания учеников, их самоопределению в общественном смысле данного слова. Совместные дела коллектива ­ планы, акции, игры, празднички ­ все то, что в последнее время возымело признание как ключевые дела школы. При всем этом школьники должны быть непременно вовлечены в планирование и подготовку таковых событий (создание оргкомитетов, распределение ответственности и т.п.). Объединяя общими целями и общим действием разновозрастные учебные категории, классы, клубы, кружки, научные и прочие общества, основные школьные дела придают отличительный нрав взаимоотношениям в коллективе, формируя его независимый, гуманный толерантный образ жизни ­ бесценный источник настоящего демократического опыта и демократической практики для детей и подростков. Школа вправду преображается в живой общественный организм, чья полнокровная, интенсивная деятельностью жизнь пульсирует, покоряясь собственным внутренним ритмам, обеспечивая практически безграничные способности для саморазвития учеников, освоения ими общественных и гражданских позиций. Носителем уклада школьной жизни является, прежде всего, преподаватель, поэтому от его отношения к этой мысли находится в зависимости возможность ее реализации. 17

Итогом присвоения учителем новейших профессиональных ценностей является личностная вариативность, гибкость. Таким образом, выше перечисленные принципы взаимодействия способствуют формированию мотивационной готовности педагогов и администрации школы к расширению круга субъектов партнерства, благодаря которым школьники могут максимально проявить собственные способности самореализации, а также улучшают организацию подготовки педагогических кадров к решению задач социализации личности на базе идей социального партнерства в образовании. Заключение Образование во все времена являлось непреходящей ценностью, потому как оно является основой экономического развития общества, одним из причин социальной стабильности, источником подъема интеллектуального ресурса и духовно­нравственного потенциала населения. Образовательные потребности народонаселения растут, увеличивается количество кандидатов на получение высшего, специального, профессионального дополнительного образования. Достижение высокого качества образования подразумевает органичное сочетание образовательных традиций и инноваторских направленностей, получивших признание в мировой и отечественной практике, творчески 18

осмысленное сравнительно отечественной педагогической действительности и стратегических целей социокультурного становления общества. Партнерские отношения могут рассматриваться в виде межсубъектных взаимодействий, эффективность которых определяется едиными ценностно­ целевыми устремлениями всех его участников, их взаимообогащением, другими словами ­ совместное становление системы ценностей. Список использованной литературы 1. Концепция гражданского образования. Проект // Гражданское образование в российской школе/ Сост. Т.И. Тюляева. ­ М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2013. ­ 605 с. 2. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. // Гражданское образование в российской школе/ Сост. Т.И. Тюляева. ­ М.: 000 «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2013. ­ 605 с. 19

3. Коровкин В.Ю. Совместная деятельность школы и родителей как государственно­общественного управления условие образованием. Автореферат канд. Диссер. ­ СПб, 2012. становления 4. Коровкин Д.В. Педагогические условия включения учителя в управление школой. Автореферат канд. Дис ­ СПб, 2011. 162 5. Корсунов А.В., Литвинова Н.П., Сафина З.Н. Социальное партнерство в образовании взрослых. ­ Великий Новгород ­ СПб ­ Казань, 2012. ­ 188 с. 6. Никитин М.В. Модернизация управления развитием образовательных организаций: монография. ­ М., 2011 7. Пискунова Е.В., Кондракова И.Э., Соловейкина М.П. и др. Технологии социального партнерства в сфере образования: Учебно­ методический комплекс. ­ СПб.: Изд­во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008 8. Реморенко И.М. «Социальное партнерство» в образовании: понятие и деятельность// Новый город: образование для изменения качества жизни. ­ М.; СПб.: Югорск, 2013 20

«СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СИСТЕМЕ ДОПОНИТЕЛЬНОЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЫ»

ГОУ СОШ № 000

Термин «Социальное партнерство» - относительно новый для сегодняшней России. Как правило, его смысл раскрывается как налаживание конструктивного взаимодействия между тремя силами, действующими на общественной арене страны: государственными структурами, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями . Но сегодня речь пойдет о социальном партнерстве в образовании, где взаимодействие заключается в решении конкретной социальной проблемы

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ОБРАЗОВАНИИ – это реальное взаимодействие двух или более равных сторон (лиц и\или организаций) на основе подписанного на определенное время соглашения в целях решения конкретного вопроса (социальной проблемы), который в чем-либо не удовлетворяет одну или несколько сторон и который эффективнее решать путем объединения ресурсов (материальных, финансовых, человеческих и др) и организационных усилий до достижения желаемого результата.

Безусловно, что желаемым результатом в данном случае является создание благоприятных условий для самореализации учащихся путем взаимодействия и сотрудничества всех сторон, участвующих в процессе воспитания

Таким образом, целью является воспитание активной гражданской и жизненной позиции, создание условий для социализации подростков

Данное сотрудничество решает ряд основных задач, стоящих перед образованием в целом, позволяет привлечь все больший круг заинтересованных лиц и организаций для оптимизации учебного и воспитательного процесса, выполнения социального заказа общества


· привлекать ресурсы общества для развития образовательной сферы

· помогает направлять ресурсы образования на развитие совместной деятельности любого образовательного учреждения, его общественной самоорганизации и самоуправления

· помогает накапливать и передавать жизненный опыт, как образовательного сообщества, так и его партнеров

· способно эффективно координировать совместную деятельность с пониманием степени ответственности каждого партнера

· позволяет оказывать помощь нуждающимся членам сообщества

Кратко основные принципы взаимовыгодного сотрудничества можно сформулировать следующим образом.

Во-первых, реальное взаимодействие нескольких партнеров. Во-вторых, партнерство должно быть оформлено в письменном виде. Такая официальность дисциплинирует всех участников сотрудничества, призывает к ответственности

В-третьих, договор или соглашение о социальном партнерстве должен иметь четкие временные рамки,

В-четвертых, документ о социальном партнерстве оформляется в целях решения конкретного вопроса (социальной проблемы), который эффективнее решать путем объединения ресурсов

В-пятых, договор о социальном партнерстве считается выполненным, если достигнут намеченный обеими сторонами результат.

ОСНОВЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

· уважение и учет интересов участников соглашения;

· заинтересованность договаривающихся сторон об участии в договорных отношениях

· соблюдение партнерами норм законодательства РФ, других нормативных актов

· наличие соответствующих полномочий социальных партнеров и их представителей

· равноправие и доверие сторон

· невмешательство во внутренние дела друг друга

· добровольность принятия обязательств социальными партнерами на основе взаимного согласования

· регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства

· обязательность исполнения достигнутых договоренностей

· систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров и решений

· ответственность сторон за не выполнение по их вине принятых обязательств, соглашения, договоров.

ВИДЫ ДОГОВОРОВ

Для оптимизации сотрудничества следует различать следующие виды договоров

1. Долгосрочные договоры. В нашей школе этот вид представлен сотрудничеством с успешно действующей на базе школы ДШИ «Вдохновение», ЦВР «Март», «Новопеределкино»,

2. Договоры о проведении конкретных мероприятий и акций. Эта форма нам очень хорошо известна, так как мы все взаимодействуем в системе одного Западного Окружного управления образованием, находимся в едином образовательном пространстве

Данные договоры чаще заключаются в устной форме.

УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ УСПЕШНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

· развитие организационной культуры партнеров и культуры партнерских отношений

· эффективная система контроля, в том числе в области финансирования

ТАКИМ ОБРАЗОМ, СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО – это не простое сотрудничество, где главный подход – выгода партнеров, в нем есть третья составляющая – СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА, на решение которой и нацелено социальное партнерство. Естественно, что такое сотрудничество невозможно без взаимоуважения, взаимодополнения, взаимообмена опытом, полученными результатами.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

1. Партнерское мышление – умение видеть лучшее в человеке, уважительное отношение к чужому мнении, стремление понять другого, желание и умение выстраивать социальные отношения.

2. Взаимное дополнение. В партнерских отношениях означает, что в рамках совместной деятельности для достижения наилучшего результат каждый должен делать то, что он делает лучше других.

3. Долевое участие предполагает объединение ресурсов с целью получения синергетического эффекта – результата, который невозможно получить вне партнерства.

4. Разнообразие форм объединения субъектов партнерства

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ

Для успешной реализации основных принципов социального партнерства в нашей школе, мы представили образовательное пространство в целом и воспитательная работа школы сложилась в достаточно стройную воспитательной систему, являющуюся центром духовного, нравственного и гражданско-патриотического воспитания, представляющая собой три

основополагающих компонента и ставящая перед собой следующие цели и задачи:

Продолжать внедрение эффективных развивающих технологий обучения, технологии уровневой дифференциации в 5-11 классах для повышения качества образования;

Создать условия для творческой активности в урочной и внеурочной деятельности учащихся и педагогов;

Совершенствовать традиции школы через вовлечение большего количества учащихся в общешкольные мероприятия;

Развивать сети творческих объединений, спецкурсов, секций для более полного удовлетворения потребностей учащихся в организации их развивающего досуга;

Вовлекать в экспериментальную работу школы большее количество учащихся и педагогов род по различным направлениям экспериментальной и воспитательной работы школы

Решение данных целей и задач невозможно без все более развивающейся системы дополнительного образования .

Следует отметить, что дополнительное образование в школе не существует как отдельная структура.

Учебный план дополнительных образовательных услуг школы составлен на основе положения о дополнительном образовании детей в общеобразовательной школе, изучения потребностей интересов школьников разных возрастных групп, социального заказа их родителей.

Дополнительные образовательные услуги в школе направлены на решение основных ПРОБЛЕМ, стоящих перед школой:

Развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

Профилактику асоциального поведения;

Укрепление психического и физического здоровья;

Формирование активной жизненной позиции

Принцип социального заказа является одним из основополагающих при составлении данного учебного плана. Для реализации этого принципа в школе проводится анализ, мнения учащихся и их родителей, используются методы анкетирования, тестирования, собеседования и педагогического наблюдения.

В 2009/2010 учебном году учебный план дополнительного образования представлен блоками:

Художественно-эстетический блок (вокально-хоровая студия, кружки художественного творчества), привлекаются учащиеся со 2-го по 10 класс ;

Туристско-краеведческий блок (фотостудия и ДОО «Обелиск»), привлекаются учащиеся с 5-го по 11 классы ;

Физкультурно-спортивный блок (основы боевых искусств, спортивные игры), участвуют учащиеся с 1-го по 11 класс;

Естественнонаучный блок (кружок «Занимательная география», «Ступеньки», «Юный Архимед», «Любители финансовой математики»), привлекаются учащиеся с 5-го по 11 класс;

Социально–педагогический блок (клуб «Вожатый», клуб «Юный экскурсовод», педагогические классы школы), привлекаются учащиеся с 5 по 11 класс, а также учащиеся детских садов района.

Каждое из направлений внеурочной деятельности в школе решает следующие ЗАДАЧИ:

Объединения художественно-эстетического блока решает задачи создания условий для раскрытия творческих способностей детей через систему вовлечения их в разнообразную творческую внеурочную деятельность;

Объединения туристско-краеведческого блока решают задачи привлечения школьников к сохранению историко-культурного наследия, распространение краеведческих знаний среди школьников через работу кружков, факультативов, тематических выставок. Помощь юным гражданам в формировании Российского государственного самопознания, воспитание патриотизма;

Объединения физкультурно-спортивного блока решают задачи укрепления здоровья ребенка с помощью физкультуры и спорта, обеспечение душевного здоровья и хорошего эмоционального состояния учащихся, оказание помощи в выработке воли и морально-психологических качеств;

Секция естественнонаучного блока способствует развитию аналитического мышления и исследовательских качеств учащихся.

Объединения социально-педагогического блока решают задачи создания условий для раскрытия творческих и педагогических способностей детей через вовлечение их в шефскую работу, помощь в выборе будущей профессии.

Ожидаемый РЕЗУЛЬТАТ системы педагогических воздействий – успешные в решении жизненных и профессиональных проблем выпускники, сохранившие интерес к знаниям, способные соизмерять свои возможности и пожелания с реалиями и ожиданиями общества, осознающие свой гражданский статус, связывающие свои жизненные цели и планы с целями развития общества.

Таким образом, в школе сложилось достаточно крепкое, многогранное социальное партнерство, соответствующее воспитательной системе школы, целям и задачам воспитательной и экспериментальной работы, где все компоненты тесно взаимосвязаны. Это три составляющие – в образовательном процессе, внеурочной, внешкольной деятельности. Из схемы понятно, что многие наши структуры реально действуют во всех 3 направлениях. Это и есть особенность нашего сотрудничества. Об этом подробнее расскажут мои коллеги .

ПРОБЛЕМЫ

К сожалению, работа по налаживанию социальных взаимосвязей не всегда складывается успешно. Имеется ряд проблем и рисков. Это и сложная социальная среда, в которой находится учебное заведения, инертность родительской общественности и не всегда продуктивный диалог с властными структурами, Управой района.

ЗАДАЧИ БУДУЩЕГО

Задачи будущего вытекают из сложившихся на данный момент проблем. А именно,

1. Более четкая координация взаимодействия всех структур для решения поставленных обществом задач. Ведь не секрет

2. Создание мотивации для более эффективного участия родителей в образовательном пространстве школы.

3. Разработка и реализация, в рамках экспериментальной площадки «Молодежная политика средствами образования» социально значимых проектов, влияющие на окружающую социальную среду.