психологические упражнения для тренингов

тренинг

Программа повышения групповой сплоченности, тренинг знакомства

Цель: повышение сплоченности студенческих групп.

Занятие 1
Цель: Знакомство с участниками группы. Выработка правил поведения в группе.

Упражнение «Нарисуй свое имя»

Необходимые материалы : листы А4, фломастеры или маркеры.

Время : 5-10 минут.

Описание : Участники тренинга сидят в общем кругу. Ведущий предлагает каждому участнику группы нарисовать имя, которым будет на протяжении всех тренинговых занятий.

Обсуждение : каждый участник представляется и демонстрирует нарисованное им имя.

Правила работы в группе:

Ведущим совместно с участниками группы вырабатываются определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила записываются на листе ватмана, закрепляются на видном месте. В течение всех последующих занятий правила группы находятся там же и напоминаются вначале занятия.

Примерные правила:

  1. Каждый из присутствующих находится здесь только потому, что он уже здесь, и ни по какой другой причине.
  2. Для каждого понятие истины определяется тем, что он собой представляет, что чувствует, как оценивает происходящее.
  3. Наша первая цель – установить позитивные контакты друг с другом.
  4. Мы должны быть честными, искренне выражать свое отношение к происходящему.
  5. Мы должны прислушиваться к другим.
  6. Необходимо, чтобы в принятии группового решения участвовали все.

Упражнение «Прорвись в круг»

Необходимые материалы : не требуются.

Время : 15-20 минут.

Описание : члены группы берутся за руки и образуют замкнутый круг. Ведущий предлагает сначала одному члену группы прорвать круг и проникнуть в него. Тоже самое может проделать каждый участник.

Обсуждение:

  1. Какие сложности возникали при выполнении этого упражнения?
  2. Кому было труднее всего прорваться в круг? Почему?
  3. Что изменилось после этого упражнения?

Упражнение «Шарики»

Необходимые материалы : воздушные шары.

Время : 5 минут.

Описание : Участники, объединившиеся в тройки, получают задание: сначала как можно быстрее надуть 3 воздушных шарика, а потом добиться, чтобы они лопнули, зажав их между своими телами. При этом нельзя наступать на них, использовать какие-либо острые предметы, ногти, детали одежды.

Обсуждение : обмен впечатлениями.

Рефлексия занятия:

  1. Что вызывало трудности?

Занятие 2
Цель: развитие навыков работы в команде.

Упражнение «Возьми салфеток»

Необходимые материалы : бумажные салфетки.

Время : 5-10 минут.

Описание : Участники тренинга сидят в общем кругу. Тренер передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».

После того как все участники взяли салфетки, тренер просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.

Обсуждение : не требуется.

Упражнение «Хорошие и плохие поступки»

Необходимые материалы : ватман (2 шт.), фломастеры или маркеры.

Время : 25-30 минут.

Описание : участники делятся на две команды. Каждой команде выдается лист ватмана, фломастеры или маркеры. Задача одной команды – написать как можно больше поступков, которые позволяют людям уважать друг друга больше. Соответственно задача другой – написать как можно больше поступков, из – за которых это уважение теряется. По желанию, каждая команда может подкрепить слова рисунками соответствующих поступков.

Обсуждение : каждая команда представляет свою тему. Дальше идет общее обсуждение, в конце ведущий суммирует все сказанное. Очень важно обратить внимание на то, что у каждого есть выбор между теми и другими поступками, но каждый раз, выбирая то или другое поведение, мы приобретаем или теряем уважение других людей к себе.

Необходимые материалы : не требуются.

Время : 5 минут.

Описание

Обсуждение : не требуется.

Рефлексия занятия:

  1. Что понравилось на этом занятии?
  2. Что вызывало трудности?
  3. Чему способствовало проведенное занятие?

Занятие 3
Цель: формирование и развитие навыков группового взаимодействия.

Упражнение «Путаница»

Необходимые материалы : не требуются.

Время : 5 минут.

Описание

Обсуждение : не требуется.

Упражнение «Вагончики»

Необходимые материалы : не требуются.

Время : 10 минут.

Описание : Участники становятся друг за другом, кладут руки на плечи друг другу, закрывают глаза и стараются двигаться по линии движения ведущего, который водит вагончики зигзагами.

Обсуждение : обмен впечатлениями о «поездке на поезде».

Упражнение «Пингвины»

Необходимые материалы : не требуются.

Время : 15 минут.

Описание : Пингвины живут и охотятся стаей, и во время зимних бурь и холодов они спасаются тем, что сбиваются в большую кучу. В центре этой кучи всегда теплее, на периферии – холоднее, но суровые условия переживают практически все остаются в живых. Как они это делают? Сейчас вы становитесь стаей пингвинов, ваша задача не замерзнуть. По сигналу «Начали» все бродят по помещению, а после команды «Буря» все резко сбиваются в кучу.

Подсказка : Пингвины с краю замерзают и стремятся попасть внутрь, а пингвины с центра стараются попасть наружу.

Упражнение «Передача»

Необходимые материалы : не требуются.

Время : 5 минут.

Описание

Обсуждение : обмен мнениями.

Рефлексия занятия:

  1. Что понравилось на этом занятии?
  2. Что вызывало трудности?
  3. Чему способствовало проведенное занятие?

Занятие 4
Цель: формирование навыков командной работы.

Упражнение «Свой способ приветствия»

Необходимые материалы : не требуются.

Время : 5 минут.

Описание : ведущий предлагает участникам тренинга поздороваться следующим образом: «будем подходить друг к другу и здороваться. При этом каждый из партнеров использует свой способ приветствия, который должен быть невербальным. Со следующим партнером нужно будет поздороваться тем способом, который использовал, здороваясь с вами, ваш предыдущий партнер. Если в какой – либо из пар «встретятся» два одинаковых приветствия, то следующих своих партнеров эти два человека должны приветствовать новым способом».

Обсуждение : не требуется.

Упражнение «Рисунок на спине»

Необходимые материалы : не требуются.

Время : 20-25 минут.

Описание

Обсуждение : в общем кругу.

Упражнение «Крокодил»

Необходимые материалы : не требуются.

Время : 5 минут.

Описание : все участники делятся на две команды, и каждая команда придумывает слово или фразу. После чего в каждой команде выбирается человек, который будет показывать загаданную фразу, чужой командой, своим. Во время объяснения запрещено, что-либо говорить и показывать на какие либо предметы, разрешено только показывать образы и части речи (рисование волнистой линии – определение). Суть игры заключается в том, чтобы быстрее разгадать фразу, чем соперники.

Обсуждение : обмен мнениями.

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

Необходимые материалы : не требуются.

Время : 5 минут.

Описание : ведущий предлагает участникам группы стать в круг. Затем он предлагает игру «Аплодисменты по кругу»: «мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам каждого участника группы похвалить аплодисментами своего соседа справа». Далее участники группы аплодируют всем и т.д.

Обсуждение : не требуется.

Рефлексия занятия:

  1. Что понравилось на этом занятии?
  2. Что вызывало трудности?
  3. Чему способствовало проведенное занятие?

Занятие 5
Цель: развитие групповой сплоченности.

Упражнение «Обмен»

Необходимые материалы : не требуется.

Время : 5 минут.

Описание

Обсуждение : не требуется.

Упражнение «Печатная машинка»

Необходимые материалы : карточки с буквами алфавита.

Время : 15 минут.

Описание : каждому участнику выдается карточка с определенной буквой алфавита. Вся группа – это печатная машинка, каждый член группы – клавиша, ответственная за печатание своей буквы. Ведущий называет слова, которые необходимо напечатать, при этом все буквы, которые участвуют в данном слове должны встать со своих мест. Затем один из участников тренинга меняется местами с ведущим и принимает роль наборщика «текста». Желательно, чтобы слова были сложными и содержали большое количество букв.

Обсуждение : обмен впечатлениями.

Упражнение «Воздушные замки»

Необходимые материалы : пачка бумаги формата А4.

Время : 25 минут.

Описание : Участники делятся на мини-группы по 3-6 человек. В центре комнаты кладется пачка бумаги и озвучивается следующая инструкция: «Каждой команде необходимо за следующие 15 минут построить из этой бумаги башню. Ничего кроме бумаги использовать нельзя. Башня должна быть выше одного метра в высоту. Побеждает команда, которая построит самую высокую башню».

Обсуждение:

  1. Возникали ли помехи в работе команды? В чем они заключались?
  2. Что помогало команде работать слаженно, совместно выполнять данное упражнение?

Рефлексия занятия:

  1. Что понравилось на этом занятии?
  2. Что вызывало трудности?
  3. Чему способствовало проведенное занятие?

Занятие 6
Цель: создание положительной атмосферы в группе.

Упражнение «Путаница»

Необходимые материалы : не требуются.

Время : 5 минут.

Описание : Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый участник обязан найти себе «друга по рукопожатию». Затем все участники вытягивают левую руку и так же находят себе «другу по рукопожатию» (важно чтобы друзья по рукопожатию были разные). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т.е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить тем, что запретить всяческое общение между участниками.

Обсуждение : не требуется.

Упражнение «Комплименты»

Необходимые материалы : каждому участнику необходимо по 2 фишки.

Время : 15 минут.

Описание : все делятся на две команды, каждому участнику команды раздаются 2 бумажки и желательно, чтобы у каждой команды был свой цвет бумажек. Затем, всем участники ходят к членам другой команды и делают им комплименты. Если комплимент принимается – то участник получает одну бумажку. Если комплимент сделан плохо или не является не искренним – то обе бумажки остаются у тебя. Задача каждого – получить как можно больше бумажек от противоположной команды.

Обсуждение : обмен мнениями.

Необходимые материалы : бумага, карандаши, призы.

Время : 10-15 минут.

Описание : тренер просит группу разбиться на пары и объясняет, как будет проходить упражнение. Каждая пара должна как можно быстрее найти и записать по 10 характеристик, верных для них обоих. Нельзя писать общечеловеческие сведения, такие как «у меня две ноги». Можно указать, например, год рождения, место учебы, хобби, семейное положение и т.д. После того как 10 характеристик записаны, каждый член группы выбирает другого партнера и повторяет то же самое с ним. Тот, кто быстрее всех найдет по 10 качеств, объединяющих его с пятью другими участниками, получает приз.

Обсуждение:

  1. Было ли легко выполнять данное упражнение?
  2. Что вызвало трудности?
  3. Что нового вы узнали друг о друге, после выполнения этого задания?

Упражнение «Передача»

Необходимые материалы : не требуются.

Время : 5 минут.

Описание : участники образуют тесный круг. Затем ведущий предлагает всем положить руки на плечи друг другу и закрыть глаза. Нужно мысленно передать друг другу все возможные положительные эмоции, чувства, пожелания.

Обсуждение : обмен мнениями.

Рефлексия занятия:

  1. Что понравилось на этом занятии?
  2. Что вызывало трудности?
  3. Чему способствовало проведенное занятие?

Занятие 7

Упражнение «Приветствие в парах»

Необходимые материалы : не требуются.

Время : 5 минут.

Описание : Группа разбивается на пары, затем приветствуют друг друга. Затем по сигналу пары меняются. Один из партнеров в каждой паре переходит в следующую пару, по часовой стрелке, через одного и приветствие продолжается с новым партнером. Чтобы разнообразить приветствие можно проиграть различные ситуации и роли, например, Вы, встретили неожиданно давнего друга, Вы приходите к начальнику, встречаетесь с подчиненными, с человеком почтенного возраста, с ребенком, встречаетесь в деревне, просто с первым встречным.

Обсуждение : не требуется.

Упражнение «Щепки на реке»

Необходимые материалы : не требуются.

Время : 10 минут.

Описание : участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это – берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. По реке сейчас поплывут Щепки. Один из желающих должен «проплыть» по реке. Участники игры «берега» помогают руками, ласковыми прикосновениями движению Щепки. Когда Щепка проплывет весь путь, она становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь...

Обсуждение:

  1. Какие чувства возникали в ходе «движения по реке»?
  2. Как влияла помощь «берегов» на выполнение этого упражнения?
  3. Чем было легче быть «Щепкой» или «Берегом»?

Упражнение «Мой вклад в команду»

Необходимые материалы : не требуются.

Время : 20-25 минут.

Описание : Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека.

Тренер просит каждого участника высказаться в рамках своей мини-группы на тему того, в чем он видит свой вклад в деятельность всей команды. При этом если тренинг проводится в корпоративном формате, то есть в нем участвуют лица от одной компании, имеется ввиду вклад в работу всей команды, пришедшей на тренинг. Если в тренинге участвуют лица от разных компаний, то можно говорить о том вкладе, который каждый делает в свою конкретную команду на своем рабочем месте. Если кто-то из участников затрудняется, остальные члены его мини-группы могут ему помочь сформулировать свой доклад.

Группам дается 10 минут на подготовку. После этого один участник от каждой мини-группы выступает и рассказывает о каждом в своей группе.

Обсуждение : не требуется.

Упражнение «Обмен»

Необходимые материалы : не требуется.

Время : 5 минут.

Описание : ведущий предлагает участникам тренинга поприветствовать друг друга пожатием рук. Однако это будет не простое рукопожатие. Каждый из участников группы должен подойти по очереди ко всем остальным, скрестить свои руки, взять в них сложенные накрест руки партнера и во время рукопожатия сказать ему что-то очень приятное (комплимент, пожелания и т.п.).

Обсуждение : не требуется.

Рефлексия занятия:

  1. Что понравилось на этом занятии?
  2. Что вызывало трудности?
  3. Чему способствовало проведенное занятие?

Занятие 8

Упражнение «Путаница»

Необходимые материалы : не требуются.

Время : 5 минут.

Описание : Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый участник обязан найти себе «друга по рукопожатию». Затем все участники вытягивают левую руку и так же находят себе «другу по рукопожатию» (важно чтобы друзья по рукопожатию были разные). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т.е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить тем, что запретить всяческое общение между участниками.

Обсуждение : не требуется.

Упражнение «Коллаж»

Необходимые материалы : ватманы, журналы, брошюры, открытки, подходящие по тематике.

Время : 25-30 минут.

Описание : Участники делятся произвольно на три команды и строятся в три колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спин каждого последнего члена команд. Задание - почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.

Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами.

Обсуждение : в общем кругу.

  1. Что помогало понимать и передавать ощущения?
  2. Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во втором случае?
  3. Что мешало выполнять упражнение?

Упражнение «Разноцветные листы»

Необходимые материалы : разноцветные клеящиеся листы, ручки, маркеры или фломастеры.

Время : 10 минут.

Описание : каждому участнику тренинга выдается лист бумаги и ручка (или фломастер, маркер). На этом листе каждый член группы должен написать пожелания всем участникам тренинга. После этого пожелания озвучиваются и крепятся на видное место или участники тренинга могут подарить их друг другу на память.

Обсуждение : обмен впечатлениями.

Рефлексия занятия:

  1. Что понравилось на этом занятии?
  2. Что вызывало трудности?
  3. Чему способствовало проведенное занятие?

Тренинг прислала Татьяна Ткаченко


09.04.2010
спасибо большое!классные упражнения!
27.10.2010
ЛЮБА
ТАНЕЧКА, ЗДРАВСТВУЙТЕ! ХОЧУ ВІРАЗИТЬ ВАМ ОГРОМНУЮ БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА ВАШИ ТРЕНИНГИ И УПРАЖНЕНИЯ. ВІ ДЕЛАЕТЕ ОЧЕНЬ ХОРОШЕЕ ДЕЛО!. еСЛИ МОЖНО, ХОЧУ ОБРАТИТЬСЯ К ВАМ С ПРОСЬБОЙ. я ИНВАЛИД 1-ОЙ ГРУППІ ПО ЗРЕНИЮ И УЖЕ ПОЧТИ 11 ЛЕТ РАБОТАЮ ПСИХОЛОГОМ. ЧИТАТЬ ОБІЧНІЕ ПЛОСКОПЕЧАТНІЕ КНИГИ ДЛЯ МЕНЯ ОЧЕНЬ И ОЧЕНЬ ТРУДНО ДА И ДЛЯ ГЛАЗ, МЯГКО ГОВОРЯ, НЕ ПОЛЕЗНО. МНЕ ОЧЕНЬ НУЖНІ ТРЕНИНГИ ТАКИЕ КАК "" СВЕТ МОЙ, ЗЕРКАЛЬЦЕ, е И ПОДОБНІЕ, НА ЛИЧНОСТНІЙ РОСТ, САМООЦЕНКУ, ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА И АКТИВИЗАЦИЮ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ. МЕНЯ ПОПРОСИЛИ ПРОВЕСТИ ПОДОБНІЕ ТРЕНИНГОВІЕ ЗАНЯТИЯ В ОБЩЕСТВЕ СЛЕПІХ, А Я РАБОТАЮ С ДОШКОЛЬНИКАМИ И ПОДОБНОГО МАТЕРИАЛА У МЕНЯ НЕТ. СЛИ МОЖЕТЕ МНЕ ПОМОЧЬ, ОТКЛИКНЕТЕСЬ НА
МОЮ ПОЧТУ - [email protected] ОЧЕНЬ БУДУ БЛАГОДАРНА ВАМ И ВСЕМ, КТО ПРОЧИТАЕТ ЭТУ ПРОСЬБУ И ОТКЛИКНЕТСЯ!

13.03.2017

Социально-психологический тренинг для групп постоянного состава

Пояснительная записка

В практику образовательных учреждений входят новые интересные формы работы: творческие клубы, дискуссионные мастерские и т.д. В числе активных форм все чаще стали встречаться социально-психологические тренинги.

Социально-психологический тренинг – это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формируется коммуникативная и социальная компетентность, снимаются стереотипы и решаются личностные проблемы участников.

Решение затруднений в коммуникативной и социальной сфере на сегодняшний день является приоритетной задачей, это связано с тем, что мы живем в эпоху своеобразного коммуникационного «взрыва», значительной интенсификации общения. Компетентность в общении стала одной из главных составляющих всех сфер жизни. Зачастую испытывая затруднения в общении, человек боится обратиться к окружающим за помощью, не может адекватно выразить свои эмоции, чувства, конструктивно выйти из конфликтной ситуации и выполнять командные формы работы. и только в тренинговой группе, чувствуя себя принятым и активно принимающим других, человек пользуется полным доверием, и не боится доверять сам. А та же приобретает позитивный опыт работы в группе.

Главные приоритеты в деятельности Дома детского творчества – развитие коммуникативной и социальной компетентности. Учитывая специфику учреждения и поставленных целей, социально-психологический тренинг является наиболее приемлемой формой для развития выше обозначенных качеств.

Во время занятий каждый подросток может проигрывать разные стили общения, усваивать и отрабатывать совершенно иные, не свойственные ему ранее коммуникативные умения и навыки, ощущая при этом психологический комфорт.

Основная гуманистическая идея подобных занятий заключается в том, чтобы не заставлять, не подавлять, не ломать человека, а помочь ему стать самим собой, преодолеть стереотипы, мешающие общению с окружающими.

Цель социально-психологического тренинга:

Повышение социально-психологической компетентности участников, развитие их способности эффективно взаимодействовать с окружающими.

Задачи тренинга:

· Повышение уровня психологической культуры;

· Снятие личностных барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям;

· Овладение индивидуальными приемами межличностного взаимодействия, повышающими его эффективность;

· Овладение определенными социально-психологическими знаниями;

· Развитие способности адекватного познания себя.

Условия реализации:

· Помещение, в котором есть пространство для двигательных упражнений;

· С предложенными занятиями психолог выходит на работу с детьми, которые скомплектованы педагогом на курс, обозначенный программой. В данном тренинге педагог, который постоянно курирует участников тренинга, также принимает активное участие, это способствует улучшению контакта внутри группы;

· Оптимальное количество участников группы – 12 человек.

· Возраст участников 14-17 лет

Реализуя социально-психологический тренинг, психолог основывается на следующих принципах работы группы:

1. Принцип активности участников группы. Психолог создает условия для максимальной активности каждого участника (все высказываются по кругу, упражнение в микро группах и парах).

2. Принцип исследовательской позиции. В ходе тренинга участники группы открывают идеи, закономерности, уже известные в психологии, а так же осознают свои личные ресурсы, которые позволяют экспериментировать с различными способами поведения.

3. Принцип объективации поведения. За время тренинга у участников есть возможность получить обратную связь от психолога и участников группы.

4. Принцип партнерского общения. Общение, при котором учитываются интересы всех участников, признается ценность личности другого человека.

Основной принцип работы психолога - постоянная рефлексия того, что происходит в группе. После каждого дня тренинга психолог получает обратную связь в письменной форме.

Методические приемы, используемые в социально-психологическом тренинге:

· Дискуссия;

· Ролевые игры;

· Письменные упражнения;

· Устные упражнения.

Учебный план

Первое занятие

Цель: данная встреча начинает серию занятий, и поэтому необходимо подробно ознакомить участников с основными правилами работы в тренинговой группе, а также создать благоприятный эмоциональный фон и атмосферу доверия.

1. Вступление.

1.1. Знакомство.

1.2. Определяется режим работы группы.

1.3. Прояснение основных понятий тренинга.

1.4. Информация о том, как будет проходить тренинг, возможность получения обратной связи.

2. Принятие правил работы в группе.

Каждое правило обсуждается в группе.

1. Доверительный стиль общения.

2. Обращение по принципу «здесь и сейчас». Многие люди стремятся не говорить о том, что они думают, что чувствуют, так как боятся показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область общих рассуждений, заняться обсуждением событий, случившихся с другими людьми. Срабатывают механизмы психологической защиты. Но основная задача превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый смог бы увидеть себя во время самых разнообразных проявлений характера, поведения. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.

3. Персонификация высказываний. Для более откровенного общения во время занятий участники отказываются от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому высказывания типа: «Большинство людей считают, что…» заменяются на такое: «Я считаю, что…»; «Некоторые из нас думают…» - на: «Я думаю…» и т.п. Во время занятий участники также не используют безадресных суждений типа: «Многие меня не поняли…» - на конкретную реплику: «Оля и Соня не поняли меня».

4. Искренность в общении. Во время работы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания высказываться искренне и откровенно, то лучше промолчать.

5. Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не разглашается.

6. Определение сильных сторон личности. Во время занятий любой из участников стремится подчеркнуть только положительные качества человека.

7. Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего оценивается не участник, а только его действия и поведение.

8. Как можно больше контактов и общения с другими людьми. Во время занятий каждый участник должен стремиться поддерживать отношения со всеми членами группы и, особенно с теми, с кем меньше всего общается в обычной жизни.

9. Уважение говорящего. Когда высказывается кто-то из участников, все его внимательно слушают. Не перебивают и задают вопросы только после того, когда закончится высказывание.

Как знак принятия правил, всем участникам предлагается встать. Этот момент считается рождением команды.

3. Изготовление визиток.

Каждый из участников изготавливает себе визитку, где указывает свое имя, или то имя, которым бы хотелось, чтобы называли. В дальнейшем на занятии называть друг друга только по тем именам, которые указаны на визитке.

4. Создание работоспособности в группе.

1. Знакомство.

2. Выявление ожиданий, опасений, сомнений.

3. Обсуждение формы обращения, приветствия, которое будет транслироваться на каждом занятии.

5. Упражнение «Мы идем в поход»

Упражнение выполняется в кругу. Каждый из участников называет свое имя, а также называет предмет, который он может взять с собой в поход. Например: «Меня зовут Катя, я иду в поход и беру с собой компас». Тогда следующий участник произносит: «Меня зовут Сережа, я иду в поход и беру с собой спальник, а еще Катю с компасом» и т.д. В случае затруднения с выбором предмета можно обратиться за помощью к группе.

6. Упражнение «Построение»

Ведущий предлагает построиться всем участникам в шеренгу, при этом называются самые разнообразные основания для построения. Например: «Постройтесь по цвету глаз, от самых светлых к самым темным»; «Постройтесь по числам и месяцам рождения от 1 января до 31 декабря»; «Постройтесь в алфавитном порядке по первым буквам полных имен» и др.

После упражнения обязательное обсуждение в кругу и комментарии ведущего.

7. Упражнение «Скала»

Ведущий предлагает всем участникам встать в одну линию и каждому участнику сделать какое-либо препятствие ногой. Первый участник начинает двигаться «по скале». Задача всех участников – помогать руками, поддерживать, не дать упасть. Когда первый участник доходит до конца, он тоже делает препятствие другим. Упражнение закончено тогда, когда все участники пройдут «через скалу».

8. Упражнение «У кого… поменяйтесь»

Все участники сидят в кругу на стульях (свободных стульев нет). Ведущий стоит в центре круга, он произносит некую характеристику, относящуюся к себе, те, у кого есть то же самое, должны поменяться местами. Если ведущий первым занимает свободный стул, то участник, оставшийся без стула, становится ведущим. Пример характеристик: кто любит танцевать; кто играет на гитаре; кто любит мороженое; кто умеет плавать и т.д.

Айгуль Халиуллина
Тренинг на сплочение коллектива «Мы одна команда»

Тренинг на сплочение коллектива «Мы одна команда "

Цель : сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия .

Задачи :

Сформировать доверительные отношения в коллективе ;

Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;

Формирование благоприятного психологического климата в группе;

Осознание каждым участником своей роли, функций в группе;

Развитие умения работать в команде ;

Психолог : здравствуйте! Цель нашего тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия . Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, услышать и помочь когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

Разъяснение правил ”игры” и условий.

К ним относятся : проявление активности, говорить исключительно от себя, слушать друг друга не перебивая, не обсуждать за пределами тренинга происходящие упражнения, каждый участник вправе прервать занятие и покинуть тренинг , лично сообщив об этом коллективу .

Упражнение «Пожалуйста»

Цель : Поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения.

Ход упражнения:

Вариант 1. Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные, а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста» . Кто ошибется, выбывает из игры. Вариант 2. Игра идет так же, как в первом варианте, но только тот, кто ошибется, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т. д. Примечание : с самого начала оговорить, что это шуточное упражнение и не стоит принимать его в серьез (обижаться) .

Игра «Сквозь кольцо»

Цель : улучшение координации совместных действий в коллективе .

Ход упражнения:

Заранее изготавливается обруч диаметром 1 метр. Участники игры становятся в шеренгу и берутся за руки. Человек, стоящий первым в шеренге, держит обруч в руке. Задача участников – пройти сквозь обруч, не размыкая рук. В конце обруч должен оказаться на противоположном краю шеренги. Д

Узнай рисунок (хорошо ли вы знаете друг друга)

Цели : помочь участникам глубже узнать друг друга; создать мотивацию к совместной работе. Атрибуты : маркеры; листы бумаги; Ход упражнения : Тренер задает участникам вопрос : «Долго ли вы работаете вместе и хорошо ли знаете друг друга?»

После ответов участников дается следующая инструкция : «Нарисуйте, пожалуйста, за 5 (10) минут свой портрет в этой команде , как вы себя в ней видите, чтобы сказать : «Вот это я» . Рисунки подписывать не надо».

После завершения работы тренер собирает рисунки в общую пачку. Затем он достает каждый рисунок из пачки, прикрепляет к доске (можно перед этим пустить рисунок по кругу, чтобы все рассмотрели его поближе) и проводит его обсуждение с группой по следующим вопросам :

Каков этот человек?

Кто это может быть? Участники угадывают автора рисунка. После того как группа узнала, кто был автором рисунка, тренер просит его рассказать о себе что-либо дополнительно (по желанию участника) .

Упражнение «Фигуры»

Цель : Эта игра на сплочение команды . В ходе данной игры можно отследить многие моменты, важные для тренинга командообразования . Например, роли участников, динамику группы и т. д.

Ход упражнения:

Вам потребуется веревка длиной равной 1 м * количество участников.

Инструкция : Для выполнения следующего упражнения нужно, чтобы вся группа встала в круг. Возьмите в руки веревку и встаньте так, чтобы образовался правильный круг. Теперь закройте глаза и не размыкая их, постройте квадрат. Использовать можно только устные переговоры. Когда вы посчитаете что задание выполнено, дайте мне знать. Задание выполнено?

Откройте глаза. Как вы считаете, вам удалось выполнить задание?

Выслушиваем ответы, но не комментируем их.

Сейчас я предложу вам в таких же условиях построить другую фигуру. Сможете построить ее за более короткое время? Хорошо. Предлагаю повторить эксперимент. Закрываем глаза. Ваша задача построить равносторонний треугольник.

Подводим итоги упражнения :

Вы довольны результатом группы?

Какие факторы оказывали влияние на успешность выполнения задания?

На какие из этих факторов вы могли повлиять?

Какие выводы вы сделаете из упражнения?

Игра «Веселый счет»

Цель – снятия внутреннего напряжения и психологического дискомфорта.

Ход упражнения:

Ведущий называет любое число, не превышающее количество участников в группе. Согласно этому числу (например, 5) должно синхронно подняться, не сговариваясь 5 человек. Упражнение вынуждает участников предугадывать мысли и действия друг друга. Привлекает повышенное внимание к жестам, взглядам и манерам. Обсуждение. Почему не сразу получилось выполнить задание и что помогло достичь результата?

Упражнение «Говорящие руки»

Цель : эмоционально-психологическое сближение участников.

Ход упражнения : Участники образуют два круга : внутренний и внешний , стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды , которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.

Варианты инструкций образующимся парам :

1. Поздороваться с помощью рук.

2. Побороться руками.

3. Помириться руками.

4. Выразить поддержку с помощью рук.

5. Пожалеть руками.

6. Выразить радость.

7. Пожелать удачи.

8. Попрощаться руками.

Психологический смысл упражнения : происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения. Обсуждение : Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?

Упражнение «Подарок»

Цель : положительное завершение тренинга , рефлексия.

Время : 3-5 минут.

Описание упражнения : Ведущий : «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными ? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»

Психологический смысл упражнения : Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

Обсуждение : «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы? Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде . Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»

Семинар-тренинг «Учимся строить взаимоотношения»

Данный семинар-тренинг рассчитан на 40-60 минут для проведения с педагогическим коллективом школы, а также с родителями учащихся во взаимодействии с педколлективом, и отдельно с учащимися школы.

В процессе проведения тематического социально-психологического тренинга происходит обучение оптимальному поведению в различных ситуациях межличностного общения. С участниками обсуждаются проблемы, с которыми они встречаются в повседневной жизни, ведётся поиск решения этих проблем.

Особое значение придаётся непосредственным переживаниям участников, их самосознанию и осознанию того, что происходит вокруг. Во время мини-тренинга поощряется исследовательское, заинтересованное отношение к действительности, способность быть и оставаться самим собой во взаимодействиях с другими людьми. Особая роль при проведении отводится сотрудничеству.

При проведении мероприятия способом тренинга основная цель состоит в том, чтобы при добровольном участии, в неформальной обстановке, атмосфере взаимного доверия и полной психологической открытости каждый из участников смог лучше познать себя и других людей, выработать новые пути и формы взаимодействия семьи и школы в воспитании подрастающего поколения.

В процессе проведения тренинга осуществляются следующие задачи:

1. Эмоциональное раскрепощение, самораскрытие участников, самоактуализация личности.

2. Формирование потребности в общении и взаимодействии и чувства общности.

3. Выработка и закрепление эффективных форм адаптивного межличностного поведения в ракурсе темы «Учимся строить взаимоотношения ».

4. Более активное включение родителей в школьную жизнь.

Структура проведения тренинга:

1. Приветствие (цели, задачи)

2. Представление участников.

3.Ожидания от тренинга.

4. Выработка правил работы.

5. Тематическая часть.

6. Подведение итогов.

7 Завершение.

Используются следующие интерактивные методы:

1. Игры- разминки.

2. Мини- лекция и презентация.

3. Обучение на примерах.

4. Дискуссия в малых группах.

5. Общее обсуждение.

6. Вопросы и ответы.

7. Анализ и решение проблем.

ХОД семинара-тренинга:

    Сообщение по теме тренинга.

Чтобы хлопнуть в ладоши – нужны две ладони.

Каким будет хлопок, зависит от обеих ладоней.

Восточная пословица

Психологи по этому же поводу говорят: смысл общения – в его результате… одним из условий любого общения, независимо от его содержания, является психологический контакт, способствующий балансу и гармонии человека с его окружением (Х. Алдер).

Родители и дети нашей школы желают педагогам достигать совершенства в своей работе, в педагогической самореализации. Повышение психологической культуры педагогов и родителей- необходимое условие этого процесса.

Основная задача, которая стоит сейчас перед каждым педагогом, каждым родителем, заключается в следующем: формирование и развитие подростка как личности, обладающей теми качествами, которое необходимы ей в обществе. На современном этапе нам нужна личность духовно богатая, высоконравственная, внутренне свободная, ответственная и, конечно, психологически здоровая. И это является общей задачей для семьи и школы. Но и сами личности родителей и педагогов должны соответствовать этим характеристикам.

В настоящее время в педагогической практике получили распространение некоторые психологические методы, один из которых, на мой взгляд, как нельзя лучше позволяет осуществить личностно-ориентированный подход в воспитании, а главное, сформировать психологически здоровую личность. Это социально-психологический тренинг. Тренинговую формы работы сейчас используют довольно часто. Почему? Потому что удобно, потому что с удовольствием работает вся группа, потому что по- новому раскрываются люди, потому что тренинг – это во многом игра, а играть любят и дети и взрослые.

Тренинг - это получение участниками непосредственного опыта. От жизненного он отличается только тем, что специально отобран и организован, поэтому лучше осознается и усваивается. Обучаясь методом «проб и ошибок», человек потратит месяцы на достижение того, что в хорошо спланированном тренинге может быть достигнуто за гораздо более короткий срок.

Тренинг- это увлекательная форма преобразования знаний в умения, это новая информация через практику, это стопроцентная возможность саморазвития, а также возможность немедленного применения полученного опыта. Система заданий тренинга направлена на то, чтобы изменить отношение человека к тому, что происходит с ним и вокруг него, научить его терпению и пониманию, выработать и развить в нем способность видеть положительное во всем и опираться на него.

Сегодня у нас с вами есть возможность подойти к пониманию и решению проблемы «Выстраивание взаимоотношений» через практические методы с помощью данного семинара-тренинга.

2. Упражнение «диагностика цветонастроения»

А теперь, пожалуйста, скажите: каким цветом можно охарактеризовать ваше настроение, состояние здесь и сейчас?

Желтое... - Голубое... - Серое... - Зеленое... - ........

После того, как участники высказались, ведущий, определив по цветам преобладающее настроение группы, проводит упражнение на эмоциональный и физический «разогрев».

3. Упражнение «Слушать и слышать»

Правила простые: по сигналу (хлопок в ладоши) кто-то говорит «Один», дальше кто-то произносит «два» и так далее. Но, если цифра прозвучала не от одного человека, а от нескольких, счет прекращается и по сигналу начинается сначала, пока все цифры не будут произнесены не более чем одним голосом. В игровой форме это упражнение учит слышать другого человека, а это очень важное умение в жизни. В данном случае в контексте заданной темы: семья и школа.

4. Упражнение «Две ладони»

Соедините, пожалуйста, две ладони. Теперь надавите одной на другую, сделайте это несколько раз, усиливая интенсивность. Что вы чувствуете? Скорее всего, хочется вернуть ладони в исходное положение, так как вторая ладонь испытывает давление. Так же и в общении, при излишнем воздействии с одной стороны, возникает сопротивление с другой. Согласитесь, гораздо спокойнее и приятнее чувствовать не столь интенсивное воздействие, а позволять быть взаимодействию. Это касается взаимоотношений «учитель-ученик», «ученик-родитель», «родитель-учитель».

5. Упражнение «Ложки – вилки»

Готовятся два стола, на одном из них разложены разные предметы. Для участия в игре приглашаются участники (6-8 человек), берут себе инструмент: ложку или вилку.

Инструкция: по сигналу ведущего, действуя одной рукой, задача каждого участника переносить предметы с одного стола на другой стол.

Время – 1 минута. То, что упало, не поднимается.

1 этап: В течение одной минуты участники самостоятельно переносят предметы.

2 этап: Участники объединяются в пары «ложка – вилка» и в течение одной минуты выполняют задание совместными усилиями.

3 этап: Те же пары «Ложка – вилка», но дается предварительное время для выработки общей стратегии и в течение минуты переносят предметы снова.

4 этап: обсуждение упражнения, осознание полученного опыта, комментарии ведущего.

Обычно после участия в этом упражнении все участники буквально «прозревают»: как они общаются, взаимодействуют и как решают проблемы.

6. Рефлексия.

Ваши впечатления и чувства сейчас? (Даём участникам достаточно времени на эмоциональную обратную связь).

Что было сегодня вам интересно, что дало возможность задуматься, увидеть что-то по-новому? (Выслушиваем участников, даём время для анализа того, что происходило).

Слово ведущего : Известны две основные концепции, два подхода к образованию и воспитанию. Первый подход исходит из того, что человечество накопило огромный опыт и стремится в обобщенном виде передавать его подрастающему поколению, чтобы оно не только усваивало, но и в дальнейшем обогатило этот опыт. Именно поэтому каждое поколение идет дальше, чем предыдущее, именно поэтому человечество постоянно прогрессирует. На педагогическом уровне это означает, что учитель является носителем всего человеческого опыта, он систематически формирует личность воспитанника – его знания, умения, отношение к жизни, ум, чувства, волю. К этому восходит и слово «образование» - педагог создает образ воспитанника подобно своему образу, своему представлению об идеальной личности.

Нет необходимости подробно рассказывать об этом подходе – наша школа десятилетиями практиковала его. Его преимущества очевидны – интенсивность образования, ориентация на будущее человека и общества, вера в возможности педагога «научить всех всему», в то, что при надлежащем образовании каждый может достигнуть творческих вершин. Не менее известны и недостатки этого подхода – педагогический авторитаризм, игнорирование индивидуальных потребностей каждого воспитанника, давление общества на педагога. При этом подходе достижения некоторых талантливых учителей механически распространяются на всех остальных и зачастую становятся силой, побуждающей к лицемерию, самообману, «процентомании» и другим подобным явлениям.

Из опыта этого исторически первого подхода к образованию возник и становится все более популярным в последние десятилетия подход, во главу угла ставящий идею саморазвития личности, идею опоры на индивидуальный опыт каждого воспитанника. Личность – это не только совокупность опыта, который мы накопили с момента зачатия до настоящего времени; главное в человеке – то, что отличает тебя от всех других людей на свете; то, что заставляет тебя видеть мир по-своему, чувствовать по-своему, думать по-своему; то, что делает тебя неповторимой индивидуальностью.

Отсюда цель образования – не научить школьника запоминать факты, а помочь ему открыть собственную уникальность и развивать ее, а потом показывать, как делиться ею с другими, потому что единственный смысл владения чем-то – это возможность отдавать. Представьте, каким был бы мир, если бы люди постоянно говорили вам: «Как хорошо, что ты неповторим, замечательно, что ты ни на кого не похож. Может, я смогу научиться чему-нибудь у тебя».

В соответствии с этим подходом образование – это процесс, который подводит воспитанника к опыту человечества как к уникальности, полной всяких яств, способных удовлетворить самый утонченный вкус. Однако никого нельзя заставить есть, можно только пригласить к этому столу, надеясь, что у каждого есть потребность отведать прекрасно изготовленные блюда.

Итак, данный подход утверждает, что человека нельзя заставить учиться. Каждый, кто хочет учиться, будет учиться. Учитель, который считает, что знает ответы на все вопросы, льстит себе. Как прекрасно, когда ученик задает вопрос, поистине блестящий, а учитель говорит: «О! Да, я не знаю ответа, но давай-ка попробуем найти его вместе». Может быть, этим он говорит: «Учиться очень интересно. Вовсе не обязательно все знать. Мы поможем друг другу учиться».

Помните, тем не менее, что школа – это важный элемент обучения и воспитания личности ребенка, но главным, более важным и, соответственно, ответственным элементом при воспитании является семья. По силе воздействия и влияния это неоспоримый факт. В этом плане школа – мощный, но всего лишь вспомогательный элемент.

Сейчас настает такое время, когда школа, испробовав самые разнообразные подходы и способы взаимодействия с семьей школьника, отдает инициативу родителям, все более прислушивается к вашим предложениям, помня всегда о том, что родители и воспитатели своим детям – Вы. Мы –Ваши помощники, но когда мы вместе – у нас все получится.

8. Подведение итогов. Упражнение «Горящая свеча» (зажигается свеча, передаётся по кругу, все желающие говорят пожелания).

Психологические игры для влюблённых и семейных пар – отличный инструмент, способствующий обретению взаимопонимания. Благодаря лёгкой игровой форме, можно расслабиться, открыться и лучше понять друг друга .

«Зеркало»

Эта игра помогает построить правильные взаимоотношения, сосредоточиться друг на друге и научиться думать о партнёре.

Суть игры: супруги находятся лицом к лицу и поочерёдно «зеркалят», то есть повторяют жесты и мимику своего партнёра. Это и весело, и гармония сохраняется в паре.

«Доверься мне»

Эта игра учит доверять друг другу и прислушиваться. Суть заключается в том, что необходимо спиной упасть на руки своей второй половинки. Другой вариант – одному участнику завязывают глаза, второй должен провести его через препятствия, направляя голосом. Затем партнёры меняются ролями. Главное, не перепутать лево и право 🙂

«Телепатия»

Это ещё одна психологическая игра для пары, которая учит понимать друг друга.

Пара садится лицом к лицу. Партнёр пытается передать мысленный образ другому. Всё происходит без слов . Второй должен внимательно следить за глазами, а также выражением лица своей половинки и стремиться «прочитать» его мысли. По завершению игры показания сверяются. Согласно практике, часто угадывается не сам объект, а эмоциональный фон, связанный с ним.

«Сближение»

Цель игры – за 7 минут (возможен вариант без ограничения времени) необходимо написать максимально возможное количество предложений, которые начинаются словами: «Я люблю тебя, потому что ты …», либо написать положительные качества партнёра.

Психологические упражнения для личностных тренингов

Чем больше, тем лучше. Это приятная игра для обоих. Здесь нет проигравших. Один больше напишет, другой – получит больше комплиментов . По желанию игру можно модифицировать.

Другой вариант игры на сближение. На листике необходимо написать 10 зверей, пресмыкающихся, насекомых или птиц (в столбик, с нумерацией). Это делают оба партнёра. Ничего друг другу не показывают.

Затем ведущий (в данном случае третий не лишний ) просит пару посмотреть на лист. Далее, рассматриваются представители фауны, выбранные, например, женой. Ведущий говорит: «Муж ласковый, как …; общительный, как…; сильный, как…; независимый, как…; красивый, как…; смелый, как…» и так далее до 10 вариантов. Вместо трёх точек подставляются варианты жены.

После называются представители, выбранные супругом. Итак, жена «с родственниками как…; в магазине как…; с коллегами как…; в ресторане как…; в постели как…; дома как…» и так до последнего.

Эта шуточная игра для двоих влюблённых прекрасно поднимает настроение. Также с её помощью можно подобрать новые ласковые слова , которыми Вы будете называть друг дружку 🙂

Понравилась статья? Поделитесь материалом в социальных сетях! Мы будем Вам признательны.

Психологические тренинги

Здесь собраны разного рода упражнения, ролевые и деловые игры, несколько примерных программ психологического тренинга. Видеотренинг Психологический тренинг с применением видеоаппаратуры и использующий ее возможности для того, чтобы можно было посмотреть на себя и свое поведение "со стороны".Группы тренинга умений Репетиция поведения в тренингах умений. Дополнительные методики в тренингах умений. Домашняя работа в тренинге умений. Измерение и оценка в тренинге умений. Основные понятия тренинга умений. Основные процедуры тренинга умений. Релаксационный тренинг. Оценка сильных и слабых сторон навыков уверенности в себе. Имидж-упражнения Упражнения и техники, направленные на развитие, управление собственным имиджем. Коммуникативные техники Конкретные способы, умения выходить из сложных ситуаций межличностного общения, добиваться от собеседника нужного результата. Коммуникативные упражнения Отработка умений и навыков сглаживания конфликтов. Повышение доверия. Развитие убедительной речи. Развитие интуиции в общении. Формирование установки на взаимопонимание. Совершенствование коммуникативной культуры. Развитие навыков первичного контакта. Собеседование с работодателем. Навыки эффективной самопрезентации. Манипулятивные игры Игры психологического тренинга, в которых создаются искусственные ситуации, провоцирующие конфликты интересов игроков, их манипуляции друг другом.Отбор Minus Для тех, кто собирается рано или поздно устраиваться на работу или учебу и проходить процедуру отбора… Подготовка к школе Формирование академической готовности ребенка к школе. Программы тренингов Несколько примерных программ психологических тренингов. Профориентационные игры Развитие навыков самопрезентации при устройстве на работу. Определение перспективных жизненных и профессиональных целей. Анализ и осмысление профессиональных перспектив. Управление личным профессиональным планом. Побуждение участников к осознанному выбору профессии. Развитие профессионально важных качеств. Рациональные упражнения Упражнения на развитие собственного разума, повышение рациональности. Ролевая игра Разыгрывание или выполнение определенной роли; как процедура она широко распространена в психотерапии, в образовании и других областях.Техники Психологические упражнения для самостоятельного тренинга. Тренинг в организации Сглаживание конфликтов.

Упражнения для Тренинга по психологии

Развитие ответственности. Ролевые и деловые игры. Самоменеджмент и управление временем. Управление агрессией. Поведение на переговорах. Управление психическим состоянием Снятие эмоционального напряжения. Работа с негативными состояниями. Управление тревогой. Снятие "зажимов" и релаксация. Регуляция дыхания. Управление тонусом. Упражнения взаимопомощи Упражнения, в которых участники помогают друг другу в решении личностных проблем, выходе из сложной жизненной ситуации, налаживании контактов. Роль психолога-ведущего в таких упражнениях минимальна. Упражнения личностного роста Развитие навыков саморефлексии. Анализ возможных точек личностного роста. Повышение уверенности в себе. Самовыражение. Развитие позитивного мышления. Определение перспективных жизненных целей. Принятие себя. Упражнения на развитие интеллектуальных способностей Развитие мышления, логики, памяти, внимания, наблюдательности, восприятия, вербального и невербального интеллекта. Упражнения разминки Самопрезентация. Знакомство участников друг с другом. Развитие групповой сплоченности. Снятие эмоционального напряжения, зажатости. Формирование установки на взаимопонимание. Совершенствование коммуникативной культуры. Выработка навыков сплоченных действий. RSS [email protected]

Психологические игры и упражнения для детей

Психологическая игра для детей«Еслинравитсятебе, тоделайтак!»

Дети стоят в кругу, кто-нибудь из них показывает любое движение, произнося при этом первые слова песенки «Если нравится тебе, то делай так…», остальные дети повторяют движение, продолжая песенку: «Если нравится тебе, то и другим ты покажи, если нравится тебе, то делай так…». Затем свое движение показывает следующий ребенок, и так до тех пор, пока не завершится круг

Психологическая игра для детей«Ябросаютебемяч».

Для разрядки и поднятия настроения можно предложить игру с мячом. В кругу все будут перебрасывать друг другу мяч, называя по имени того, кому бросают, и произнося слова: «Я бросаю тебе цветок (конфету, слона и т.д.)». Тот, кому бросили мяч, должендостойно ответить.

Психологическая игра для детей«Испорченный телефон»

Участники по очереди передают друг другу пословицы, которые ведущий назвал на ухо сидящим с двух концов. Затем каждый из них сообщает пословицу, которая передана ему с другого конца.

Нет такого человека, чтобы век без греха

Всякая неправда – грех

От судьбы не уйдешь

Риск – благородное дело

Денег наживешь – без нужды проживешь

Когда деньги говорят – правда молчит

И с умом воровать – беды не избежать

Раз украл — навек вором стал

Кто сильнее – тот и прав

С кем поведешься — от того и наберешься

Умная ложь лучше глупой правды

Убежал – прав, а попался — виноват

4.Игра «Пойми меня»

Одновременно все участники громко произносят свое слово, а водящий повторяет все слова, которые удалось услышать.

Психологическая игра для детей «Ярмарка достоинств»

Участники игры получают по 2 листа с названиями«продаю»и«покупаю» Ведущий предлагает на одном листе, под надписью «продаю»написать все свои недостатки, от которых он хотел бы избавиться, а на другом листе под надписью «покупаю» написать достоинства, которых ему не хватает в общении. Затем листы прикрепляются на груди участников игры, и они становятся посетителями «Ярмарки», начинают ходить и предлагают купить (или продать) то, что им нужно. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не обойдет и не прочитает все возможные варианты купли-продажи требуемых для него качеств.

Психологическая игра для детей«Назови эмоцию»

Передавая мяч по кругу, участники называют эмоции, мешающие общению. Затем мяч передается в др. сторону и называются эмоции, помогающие общению. Эмоции можно выражать разными средствами – через движение, позу, мимику, жесты, интонацию.

Методика «Твое имя»

Участники встают в круг, а один, передавая мяч соседу, называет вое полное имя. Задача других – назвать, передавая мячик по кругу, как можно больше вариантов его имени (например, Катя, Катюша, Катерина, Катенька, Катюшка, Екатерина). Задание повторяется для каждого участника. Затем все делятся впечатлениями, что чувствовали, когда слышали свое имя.

Игра-упражнение«Мусорное ведро»

Дети пишут на листах бумаги свои негативные мысли, неприятные случаи, истории, ситуации, сминают листы и выбрасывают их в ведро (забывая это навсегда).

Психологическая игра для детей«БУРИМЕ»

Стихи сочинять легко, говорил поэт Цветик. Главное, чтобы был смысл и рифма. Каждый берет лист бумаги и ручку и пишет любую пришедшую в голову строчку, хотя бы отдаленно напоминающую по ритмическому рисунку стих. Далее все бумажки передаются на одного по кругу и пишется еще одна строчка-продолжение к предыдущей строчке, желательно в рифму, и так далее. Для элемента сюрприза лучше заворачивать в трубочку лист, оставляя на виду только последние три строчки. Когда все листки пройдут один-два-три круга, каждый берет лист, который начинал и выразительно декламирует его под смех публики.

Психологическая игра для детей«МУХА»

Игра на концентрацию внимания и его проверку. Тех, кто проявляет слабое внимание и концентрацию, в космонавты не берут. Все сидят в кругу или за столом. Инструкция ведущего. Представьте себе поле для игры в крестики-нолики, три на три квадрата. В центре сидит муха. Мы будем муху двигать по-очереди. Есть только четыре хода: вверх, вниз, вправо, влево. Ошибкой будет задний ход: вверх-вниз, и выход мухи за пределы поля. Задача – всем вместе, по кругу, мысленно двигать муху, озвучивая свой ход и не ошибаться. Если кто-то ошибся – сброс и опять муха в центре. Можно ввести штрафные очки за ошибки для элемента соревновательности.

Объемная муха. Это более сложный вариант, доступный уже не всем, а только самым внимательным. Представьте себе объемное поле для игры в крестики нолики – кубик рубика три на три. У нас добавляются еще два хода – к себе и от себя. Важно не терять муху, внимательно следить за ее перемещениями и не ошибаться.

Психологическая игра для детей«ТРОЕЧКА»

Есть одна несложная по правилам игра на проверку внимания и его концентрацию. Инструкция. Мы будем ритмично считать натуральный ряд чисел по кругу: один-два-три-четыре-пять и так далее. Сложность в том, что по правилам игры, число «3», числа, оканчивающиеся на три, например «13», и числа, делящиеся на три, например, «6», не говорятся, а хлопаются. Ошибкой считается сама ошибка и сбой ритма. При ошибке все сбрасывается и начинается сначала («Раз») с этого участника в любую сторону по кругу.

При внешней простоте игры, далеко не всем коллективам удается дойти хотя бы до двадцати. Если дошли до тридцати, это говорит о хорошей концентрации внимания. Упрощение или усложнение игры возможно замедлением или убыстрением ритма.

Психологическая игра для детей«ЗООПАРК»

Игра на актерское мастерство. Участвуют 7-8 человек, каждый выбирает себе любое животное: овца, лошадь, свинья, кошка, собака, крокодил, утконос, шакал зимой, марал в брачный период и т.д. Далее знакомство: каждый по кругу выразительно демонстрирует остальным характерное движение этого животного.

Психологические тренинги

После этого, по-очереди, надо показать сначала "себя", а потом любое другое присутствующее "животное". Это "животное" получает ход, показывает себя и далее другого зверя. И так далее. Потом можно объявить «суперзоопарк». Это когда все животные демонстрируются максимально утрированно и ярко! Можно играть навылет. Ошибся в передаче хода – выбыл из игры.

Психологическое упражнение для детей«ПРИНЦЕССА НА ГОРОШИНЕ»

В игре участвуют только женщины. Нужно поставить в ряд табуретки (или стулья без мягкой обивки) по количеству предполагаемых участниц (лучше всего 3-4). На каждую табуретку кладется определенное количество круглых карамелек (бывают такие конфетки, по форме -маленькие колобки), можно пуговицы на ножке (желательно покрупнее). Например, на первую табуретку — 3 конфеты, на вторую — 2, на третью — 4. Сверху табуретки накрываются непрозрачными полиэтиленовыми пакетами. Приготовления закончены. Вызываются желающие. Их рассаживают на табуретки. Включается музыка. Обычно для этого конкурса включается песня "Подвигай попой". И так, танцуя сидя на табуретке, участницы должны определить, сколько под ними конфет. Победит тот, кто быстрее и правильнее это сделает.

Психологическая игра для детей«НОВОГОДНЯЯ ЕЛКА»

Для игры необходимы: табуретка или стул -1 штука, девушка — 1 особь, прищепки — много. Прищепки нацепляются на платье девушки, девушка ставится на табуретку, из среды компании выбирается 2 молодых человека (можно вообще разделиться на 2 команды), которые снимают с нее прищепки с завязанными глазами. Тот, кто снимает последнюю прищепку, или тот, у кого окажется больше прищепок, снимает девушку со стула и целует столько раз, сколько прищепок у него оказалось. Игру можно проводить наоборот, т.е. на табуретку встает парень.

Вернуться на главную сайта Личностный рост и саморазвитие

психологические упражнения для тренингов

Древние мудрецы говорили, что, «изучая себя, мы изучаем мир». Зная свои достоинства и недостатки, мы можем использовать их себе во благо: в нужный момент обойти препятствие, избежать конфликта, сэкономить силы и нервы, не «рвать» понапрасну сердце, постигать новое и продуктивно работать, отдыхать, расслабляться и т.д. Никто из нас не знает себя полностью, мнение посторонних и гороскопы тоже не всегда объективны. Кроме того, у нас нет оснований думать, что мы рационально используем знания о себе.

Изучать себя с ленцой, без напряжения мысли, оставляя размышления о собственной персоне на потом, можно всю жизнь.

Изучать самого себя нужно добросовестно, скрупулезно, применяя интуицию как в этом процессе непосредственно, так и при использовании знаний о себе в жизни.

Проведите эксперимент: напишите все, что знаете о себе, в дневнике или просто на листке бумаги и возвращайтесь к написанному в конце каждого месяца. Обратите внимание на интересный факт: знания о себе меняются в зависимости от настроения, становятся глубже с приобретением жизненного опыта, забываются, если их не фиксировать и не корректировать.

Психологические игры и упражнения

Эти упражнения могут помочь их участникам приобрести умения и навыки в общении, подготовиться к общению с человеком «любой степени сложности»; как можно лучше узнать самого себя и других людей; развить способность чувствовать и понимать другого человека.

«Чужое утро»

Ведущий просит всех участников закрыть глаза. Затем он обращается к первому участнику, просит его описать, в какую одежду одет второй участник. Потом просит его хорошенько настроится, и рассказать о своих представлениях, как прошло утро второго участника.

Ведущему можно задавать наводящие вопросы, например:

— Во сколько он проснулся?

— Он проснулся сам или его разбудили?

— Он сразу встал или еще повалялся в постели?

— Делал ли он зарядку?

— Включал ли он какие-нибудь проборы?

— Какого цвета у него зубная щетка?

— Какого цвета у него полотенце?

— Чем он завтракал?

— Что он пил, чай или кофе?

— ……… и т.д.

После того как участник рассказал о своих представлениях, он может открыть глаза. Второй участник, чье утро описывалось, дает небольшой комментарий о совпадениях представлений с реальностью, а затем описывает утро третьего участника. Круг замыкается, когда последний участник описывает утро того, кто был первым.

«Геометрия для немых»

Участникам раздаются листы для рисования и простые карандаши. Им предстоит разыграть мини-урок, проходящий в следующих условиях. Один из участников получает роль «парализованного учителя». Ему запрещается в процессе урока вставать со стула и показывать что-то руками. «Ученики», в свою очередь, — «немые», им запрещается говорить и вставать с места.

Ведущий показывает учителю бланк с изображением композиции из семи, соприкасающихся в одной точке, геометрических фигур: равнобедренных треугольников, квадратов и параллелограммов. «Ученики» этого изображения видеть не должны.

Учителю предстоит описать словами то, что изображено на рисунке. А ученики должны по этому рассказу нарисовать идентичную картину. Ведущий спрашивает, сколько времени нужно учителю, чтобы группа справилась с заданием? Получив ответ, ведущий засекает время, работа

начинается.

Когда проходит контрольное время, а задание еще не выполнено, то ведущий повторно спрашивает о необходимом дополнительном времени. По истечении этого времени проверяется результат. Учитель выставляет оценки каждому ученику по результатам его работы.

Затем участники обсуждают работу, каждый высказывает свои пожелания учителю. Учитель также делает анализ своей работы.

После окончания работы происходит сравнение эффективности двух уроков.

«Стена»

Двое участников становятся друг против друга по обе стороны затянутой плотной материей прямоугольной рамы. Партнеры не должны видеть друг друга. По сигналу ведущего оба игрока наносят одновременно укол указательным пальцем в разделяющую их стенку. Цель — минимальное количество попыток найти общую точку укола, т.е. соприкоснуться через материю кончиками пальцев.

Чтобы исключить возможность легких побед можно ввести условие: наносить уколы не в центр полотна.

«Ассоциации»

Среди участников игры выбирается водящий, он удаляется из помещения на некоторое время. Остальные участники загадывают одного из игроков и зовут ведущего. Ведущий может задавать участникам вопросы, с чем они ассоциируют загаданного человека. Например: с каким животным? С какой погодой? С каким цветом? И т.д. Затем ведущему дается 3 попытки, чтобы угадать человека, о котором шла речь.

«Робот»

Создается игровое поле — обширное пространство с разбросанными спичками. Участники разбиваются на пары («робот» и «оператор»). Задача «Оператора» с помощью своего «робота» собрать как можно больше спичек. Для этого он подает роботу словесные команды, стремясь детально и точно управлять движениями его рук, ног, туловища. Задача «робота» -беспрекословно и точно выполнять команды своего «оператора». Глаза «робота» во время работы должны быть закрыты. Ведущему стоит подчеркнуть, что «робот» не должен подыгрывать своему «оператору», он всего лишь послушный инструмент в руках «оператора». При включении в игру «оператор» начинает воспринимать неточности в движениях «робота» не как ошибки партнера по игре, а как свои собственные.

Вместо спичек можно предложить любую другую двигательную задачу: начертить фигуру, завязать узел, пройти лабиринт, построить групповую скульптурную композицию и т.д.

«Стыковка»

Игра проводится в четверках, двое участников садятся друг напротив друга так, чтобы их колени соприкасались и закрывают глаза. Указательные пальцы правых рук — «космические станции» — вытягивают навстречу друг другу.

Психологические упражнения

Двое других игроков становятся позади сидящих. По сигналу каждый из стоящих участников начинает с помощью словесных команд или прикосновений управлять движениями правой руки сидящего перед ним. Цель, стоящих за креслами игроков — свести концы указательных пальцев своих партнеров. Возможен и конкурентный вариант игры: один из игроков стремится увести свою «мишень» — ладонь сидящего перед собой человека — от преследующей его «ракеты» — указательного пальца сидящего напротив. При этом ладонь должна, конечно, всегда в пределах досягаемости пальцев, а лицо — вне ее пределов.

«Анабиоз»

Участники разбиваются на пары. В каждой паре игроки распределяют между собой роли «замороженного» и «реаниматора». По сигналу «замороженный» застывает в неподвижности, изображая погруженное в анабиоз существо — с окаменевшим лицом и пустым взглядом. «Реаниматор» за минуту должен вызволить партнера из анабиоза, оживить его. «Реаниматор» не имеет права ни прикасаться к «замороженному», ни обращаться к нему с каким-либо вопросом, словами. Инструменты «реаниматора» — взгляд, мимика, жесты и пантомима. Успехом «реаниматора» можно считать непроизвольные реплики «Замороженного», его смех, улыбку. Критерии выхода из анабиоза, которые могут варьироваться от явных нарушений молчания и неподвижности до едва заметных изменений в выражении лица, устанавливаются самими участниками.

«Клешня»

Группа разбивается на пары. Один из участников закрывает глаза и складывает руку в «клешню» из нескольких пальцев. Другой кладет на стол один или несколько предметов. Его задача — с помощью «клешни», послушно выполняющей все указания, захватить предмет и переложить его на другой стул. «Клешня» устроена так, что может перемещаться во всех направлениях, сохраняя ориентацию перпендикулярно к поверхности стула, а также сводить и разводить пальцы.

Для того чтобы придать этому упражнению соревновательный характер, целесообразно ограничить время его исполнения.

Еще долее острая и динамичная форма проведения игры — это конкурентная борьба двух пар, каждая их которых перетаскивает с помощью «клешни» предметы со стула соперников на свой стул до тех пор, пока все они не окажутся сосредоточенными на одном стуле.

В простейшем варианте игры обладателю «клешни» отводится роль незаинтересованного в исходе задания робота, способного лишь к механическому выполнению команд «оператора»: «От себя!», «На себя!», «Вправо», «Влево», «Вверх», «Вниз», «Захватить», «Разжать», «Стоп». При таком распределении обязанностей упражнение работает преимущественно на «оператора»: именно у него мобилизуется способность к чувствованию, так как для успешного проведения нужных манипуляций он должен ощущать «клешню» как свою собственную. Более сложный вариант: «оператор» кладет ладонь на плечо или голову своего партнера и пытается управлять «клешней» на языке надавливаний, сжатий, поглаживаний и прочее.

«Театр теней»

Перед началом игры заготавливаются карточки, числом равные количеству играющих. На карточках пишутся роли. Допустим, действие вашего «Спектакля» происходит в замке, тогда список ролей может быть следующим: Король, Королева, Принцесса, Рыцарь, Слуга, Странник, Придворный. Карточки перемешиваются и раздаются так, чтобы никто не видел, какую роль получили остальные играющие. А затем начинается общение, в процессе которого каждый играет доставшуюся ему роль и одновременно пытается узнать, кого же играют другие. Можно высказывать свои догадки вслух, тогда, если угадал, то из игры выбывает «разоблаченный». Если ошибся - выходишь сам, открывая свою карточку. Игра продолжается до тех пор, пока окончательно не выяснится, кто есть кто. А затем можно поиграть в «таверну». Там собрались Купец, Вор, Матрос, Волшебник, Разбойник, Сыщик,….

«Свое пространство»

Выделив из группы одного из ее членов («протагониста»), ведущий предлагает ему встать или сесть в центр игровой площадки и представить себя «светилом», на разумном удалении, от которого окажутся «планеты» -остальные члены группы. Причем так, что те, чье «притяжение» ощущается им сильнее, окажутся ближе, а те, чье притяжение слабее — дальше.

Теперь «протагонисту» необходимо, медленно поворачиваясь вокруг своей оси, сообщить каждому из присутствующих, в каком направлении и на какое расстояние ему необходимо отойти, причем расстояние фиксируется командой «Стой!». Но те, кому она не была дана, вообще покидают площадку. Помимо этого «протагонист» может оставлять людей на месте и даже приближать их к себе, если окажется, что предварительная дистанция была слишком велика. Результаты подобной расстановки следует рассматривать как демонстрацию «протагонистом» своих симпатий и антипатий. Реальность же их выявляется на втором этапе игры, когда ему предлагается оценить созданное психологическое пространство с точки зрения комфорта, который испытывает «протагонист» испытывает внутри образовавшейся среды, и увеличить комфорт, изменив расстановку участников и изменив их состав (вернув на площадку кого-то из изгоняемых).

«Дискуссия»

Группа разбивается на тройки. В каждой тройке обязанности распределяются следующим образом.

1.Первый участник играет роль «глухого и немого»: он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжение - зрение» а также жест и пантомима.

2.Второй играет роль «глухого и паралитика». Он может говорить и видеть.

3.Третий «слепой и немой». Он способен только слышать и показывать.

Всей тройке предлагаются задания: договориться о месте встречи, о подарке имениннику или о том, в какой цвет покрасить забор.

Для облегчения вхождения участников в роль можно снабдить их соответствующими реквизитами: повязками (для слепых), конфетами (для немых), бантами или веревками (для связывания конечностей паралитикам), ватой (в уши глухим).

«Разговор»

Упражнение выполняется в парах. Через каждые 5 минут происходит смена партнера и позиции.

1. Партнеры садятся на пол, спина к спине. Ведут любой разговор. Затем делятся своими ощущениями.

2. Партнеры смотрят друг другу в глаза. Пытаются установить зрительный контакт, без использования слов. Затем обсуждение.

3. Во время разговора один партнер стоит, другой сидит. Через 1 минуту меняются местами. Обсуждение.

«БИП»

Вся группа, за исключением водящего, сидит на стульях в кругу. Водящий с завязанными глазами ходит внутри круга, периодически садясь к сидящим на колени. Его задача — угадать к кому он сел. Ощупывать руками не разрешается, садиться надо спиной к сидящему, так, как будто садишься на стул. Сидящий должен сказать «БИП», искажая свой голос, чтобы его не узнали. Если водящий угадал, на чьих коленях он сидит, то этот член группы начинает водить, а предыдущий садится на его место.

«Сиамские близнецы»

Группа делится на пары. Каждая пара берется за руки так, чтобы левая рука одного участника и правая рука другого участника были свободны. Каждой паре предлагается из листов бумаги сделать какую-либо поделку (самолет, пароход и пр.). Пара изготовляет поделку только свободными руками.

Условия выполнения задания можно усложнять:

  • выполнить задание молча,
  • один участник работает с закрытыми глазами,
  • оба участника работают с закрытыми глазами.

«Видение»

Участники разбиваются на пары. Первый участник говорит, а второй только слушает.

2. Тема: «Каким ты будешь через 10 лет»

Обсуждение чувств, эмоций, вызванных в ходе выполнения упражнения.

«Бамбук»

Участники встают в круги крепко держаться за руки. Один из участников становится в центр круга. Он должен так попросить играющих выпустить его из круга, чтобы они действительно захотели это сделать, — то есть найти «слабое звено» и подобрать верное обращение.

«Скульптор и глина»

В парах участники упражнения распределяют роли. Один из них становится «мягкой глиной», а другой «скульптором».

Скульптор молча «лепит» из глины какой-то образ, какой придумывает сам. Если «глину» не устраивает обращение скульптора, она может «развалиться».

По окончании работы, участник, играющих роль глины, пытается угадать, какой образ был из него слеплен и почему.

«Разведка»

Игра проводится в форме диалога между двумя участниками. Каждый участник получает записку с заданием от ведущего: выяснить что-либо у своего партнера. Например: нет ли у него гитары, играет ли он и шахматы, дату рождения его мамы и т.д.

Каждый участник должен получить ответ на свой вопрос и, кроме того, догадаться о том, что хочет узнать его собеседник. Игра проводится в течение 5 минут. Аудитория оценивает успешность каждого в выполнении задания.

«Побег»

Участники игры разбиваются на пары. Один из участников становится «заключенным», другой «организатором побега». Они садятся друг против друга.

Ведущий задает ситуацию: «Заключенному передают неполную информацию о том, что для него этой ночью готовится побег. Способ побега и время необходимо угадать самому заключенному, написав об этом в записке. В это время организатор побега описывает в записке свой вариант побега».

Упрощенный вариант: участникам запрещено разговаривать.

Усложненный вариант: участникам запрещено разговаривать и вообще обмениваться какими-либо знаками.

Участники упражнения обмениваются записками и сверяют текст.

Отмечаются те пары, у которых текст оказывается приблизительно одинаковыми.

«Каким я себя вижу?»

Участникам раздаются фломастеры и листы для рисования. Им предлагается нарисовать картину на заданную тему, «Каким я себя вижу?». Это может быть любой рисунок: черно-белый или цветной, реалистичный или абстрактный, а может быть это будет какая-то схема. Участники абсолютно свободны в выборе, как жанра, так и техники. Время для рисования — 10 минут. Затем ведущий собирает рисунки и вывешивает их, делает «портретную галерею». Участники пытаются отгадать, кто изображен на рисунке и почему. Затем автор комментирует свой автопортрет.

«Контактный мостик»

Участникам предлагается распределится на пары. Партнеры становятся друг напротив друга на расстоянии приблизительно втянутой руки. Ведущий дает задание: зажать фломастер между указательными пальцами обоих участников так, чтобы он выступал как бы «мостиком» между партнерами. Далее, не договариваясь, партнеры начинают совместно двигать фломастер, выполняя движение по свободной траектории. Участникам предлагается через какое-то время закрыть глаза и продолжить движения.

Затем проходит обсуждение упражнения. Участники рассказывают, как проходил контакт, обращая особое внимание на проблему лидерства, подчинения, принятия инициативы, сотрудничества и т.п.

«Аквариум»

Стулья участников расставляются в виде незамкнутого круга, наподобие буквы «с». Отдельный незанятый стул ставится посередине образовавшегося промежутка.

Участники по очереди садятся на свободный стул. На стуле каждому предстоит провести 3 минуты. Им предлагается в течение этого времени сообщать различные положительные сведения о себе: о характере, умениях, способностях, достижениях и т.д. Разрешается все 3 минуты провести на стуле молча или говорить не все время.

Остальные участники должны все время внимательно смотреть на сидящего на стуле, как на красивых рыбок в аквариуме. При этом участникам нельзя поддерживать сидящего на стуле ни взглядом, ни мимикой, ни кивками головы, вообще ничем.

После того как на стуле побывал каждый из участников, происходит обсуждение упражнения.

«Карусель»

Все участники образуют два равных по численности человек круга -внешний и внутренний, и встают лицом друг к другу, образуя пары. В течение 1 минуты, стоящие во внешнем кругу, говорят своим партнерам: «Я хочу тебе пожелать ……..» Участники во внутреннем кругу молча слушают. Через минуту, стоящие во внешнем кругу, делают один шаг в одну сторону, тем самым, меняя партнера, и продолжают такую же фразу. И так далее, пока не возвратятся к первому партнеру. Затем дается слово участникам во внутреннем кругу. Они также движутся по кругу, меняя партнеров и продолжая фразу: «Я тоже хочу тебе пожелать……»

«Хорошо»

Каждому участнику предлагается написать на листке с одной стороны свое имя, а с другой стороны — поставить свой отличительный знак. Затем листки перемешиваются и кладутся на стол. Затем один из участников переворачивает любой листок (кроме своего) и продолжает фразу: «Я считаю, что …. (называет имя) живется хорошо, потому что ……

Затем участник, о котором шла речь, вытаскивает другой листок, и говорит о другом человеке. В случае если круг замыкается, то упражнение продолжает желающий. Упражнение заканчивается, когда в нем приняли участие все члены группы,

Ещё игры и тренинги:
Упражнения на развитие творческого, логического мышления
Программа тренинга креативности (творчества)
Экшн–тренинг, формирования коммуникативных навыков
Программа тренингов общения для пионерского лагеря
Тренинг на осознание себя как части группы, внимания
Тренинг на самопознание собственного Я
Тренинг по арттерапии
Тренинг повышения уверенности в себе
Упражнения для социальной адаптации девиантных подростков
Тренинг на развитие сенситивности
Тренинг развития самопознания и рефлексии
Тренинг преодоления страхов, негативных переживаний
Тренинг на снятие эмоционального напряжения в группе
Тренинг развития творческих способностей старшеклассников
Сказкотерапевтический тренинг
Тренинг танцевальной терапии
Тренинг повышения групповой сплоченности, знакомства
Психологический тренинг сплочения
Интеллектуальный тренинг для средних, старших классов
Тренинги с отрядом в лагере
Деловые игры
Игры для детей с СДВГ
Игры на межличностное взаимодействие
Игры для детей в классе, за столом, на воздухе
Игра Я — личность
Занятие с элементами тренинга. Кто мы Какие мы
Упражнения на понимание себя
Упражнение Джеффа
Психологическое занятие на сопротивляемость стрессу, самоконтроль
Игровое занятие для детей на снятие агрессивности