Объект «4202»: к берегам Америки на гиперзвуке


К 2025 году Россия получит серьезный ядерный козырь в переговорах с США.

Россия проводит испытания нового гиперзвукового планирующего летательного аппарата Ю-71 (Yu-71), который способен нести ядерные боезаряды. Об этом 28 июня сообщило издание Washington Free Beacon со ссылкой на публикацию известного британского военно-аналитического центра Janes Information Group.

По данным WFB, Россия разрабатывала аппарат несколько лет, но первые его испытания были проведены в феврале этого года. Аппарат якобы является частью российского секретного проекта «4202», связанного с ракетной программой. По мнению авторов публикации, это даст России возможность гарантированно поражать цель только одной ракетой. По мнению Washington Times, Россия намерена использовать гиперзвуковой военный проект как инструмент давления во время переговоров с США по контролю вооружений.

Гиперзвуковые аппараты, подобные созданному Россией, крайне сложно выследить и сбить, поскольку они движутся по не рассчитываемой траектории, а скорость их перемещения достигает 11200 км/ч, отмечают эксперты британского центра. По их данным, до 24 указанных гиперзвуковых летательных аппаратов (боевых блоков) могут быть развернуты в Домбаровском полку РВСН в период с 2020 до 2025 года. Ранее в открытых источниках данное обозначение — Ю-71 — не фигурировало.

Стоит отметить, что даже отставные генералы РВСН предпочитают воздерживаться от комментариев по объекту «4202», ссылаясь на закрытость темы и возможные последствия обсуждения этой темы в «СП».

Планы принятия на вооружение объектов «4202», действительно не озвучивались. Но из открытых источников известно, что разработка аппаратов ведется «НПО машиностроения» (Реутов), и начата она была до 2009 года. Формальным заказчиком ОКР «4202» выступает Федеральное космическое агентство России, что, по мнению некоторых экспертов, может служить неким «прикрытием». В новогоднем поздравлении «НПО машиностроения» от 2012 года объект «4202» назван одним из важнейших для корпорации на ближайшие несколько лет. Скорее всего, первое испытание аппарата из объекта «4202» было произведено не в феврале 2015 года, как утверждают британские эксперты, а в рамках учений «Безопасность-2004» на полигоне Байконур, потому как на пресс-конференции тогдашний первый заместитель начальника Генерального штаба ВС России Юрий Балуевский заявил, что в ходе тренировки был «испытан космический аппарат, который способен лететь с гиперзвуковой скоростью, совершая при этом маневры, как по курсу, так и по высоте».

Член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук (РАРАН), доктор военных наук Константин Сивков говорит, что и нынешние боевые блоки межконтинентальных баллистических ракет на пассивном участке развивают гиперзвук. Однако отличие перспективной гиперзвуковой боевой части, скорее всего, заключается в том, что она действует не просто как баллистическая боеголовка, а идет по довольно сложной траектории, то есть маневрирует как самолет с огромной скоростью полета.

— Не исключено, что специалисты по теме «4202» пользуются советскими технологиями, над которыми работал один из ведущих разработчиков советской авиационно-космической техники Глеб Лозино-Лозинский . Напомню, он был руководителем проекта аэрокосмического истребителя-бомбардировщика «Спираль», ведущим разработчиком МТКК «Буран», курировала проект многоразовой авиационно-космической системы «МАКС» и ряда других программ, где проводились работы в том числе и по гиперзвуку.

Надо понимать, что гиперзвуковые боевые части достаточно тяжелые — 1,5−2 тонны. Поэтому, наверное, она может стать боевой частью легкой МБР типа «Тополь-М» (ведь последние испытания проводились на УР-100Н УТТХ), однако МБР РС-28 «Сармат», которая должна быть принята на вооружение к концу десятилетия, сможет забрасывать сразу несколько таких боеголовок, которые будут идти по сложным траекториям, что сделает их практически неуязвимыми для систем ПРО противника. Скажем, даже в перехвате старых баллистических ракет, боеголовки которых не маневрируют, заатмосферные американские перехватчики GBI наземного базирования дают очень низкую вероятность поражения — 15−20%.

Если наши РВСН к 2025 году действительно примут на вооружение ракеты с гиперзвуковыми боевыми частями — то это будет довольно серьезной заявкой. Логично, что на Западе МБР с гиперзвуковыми БЧ называют новым возможным козырем Москвы на переговорах с Вашингтоном. Как показывает практика, Соединенные Штаты можно усадить за стол переговоров только одним единственным способом — поставить на вооружение системы, которые заставят американцев испугаться по-настоящему.

Кроме того, в России также ведется разработка гиперзвуковых крылатых ракет, которые могут идут на малых высотах. Соответственно, их поражение перспективными системами ПРО проблематично, потому что это, по сути, аэродинамические цели. К тому же современные комплексы противоракетной обороны имеют пределы по скорости поражения целей в пределах 1000 метров в секунду: как правило, скорость перехватчика составляет 700−800 метров в секунду. Проблема еще в том, что при стрельбе по высокоскоростной цели ракета-перехватчик должна иметь возможность по маневрированию с перегрузками, измеряемыми десятками и даже сотнями g. Такие противоракеты пока не существуют.

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества», член Экспертного совета при председателе Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Виктор Мураховский замечает: не секрет, что боевое оснащение, полезная нагрузка наших МБР непрерывно совершенствуются.

— И когда президент Владимир Путин , выступая 16 июня на форуме «Армия-2015», сказал, что в этом году состав ядерных сил пополнят более 40 новых межконтинентальных ракет, то на эту цифру обратили внимание все СМИ, однако как-то упустили продолжение фразы — «которые будут способны преодолевать любые, даже самые технически совершенные системы ПРО».

В программе по совершенствованию боевого оснащения ведутся работы в том числе и по созданию гиперзвуковых маневрирующих боевых блоков именно на траектории маневра — после разведения полезной нагрузки, что позволит действительно игнорировать любую мыслимую перспективную систему ПРО. Да, стоящие на вооружении РВСН межконтинентальные баллистические ракеты и сейчас имеют блоки, которые разводятся со скоростью 5−7 километров в секунду. Но совсем другое дело — осуществлять маневр, причем управляемый, на таких скоростях. Вполне возможно, что эти БЧ могут быть установлены на новой тяжелой ракете «Сармат», которая заменит в войсках легендарные советские Р-36М2 «Воевода». Думаю, в последующем подобные боевые блоки будут установлены и уже на поступающие на вооружение РВСН ракеты.

«СП»: — По сведениям из открытых источников, 26 февраля запуск «объекта 4202» осуществлял ракетный комплекс УР-100Н УТТХ, серийное производство которого продолжалось до 1985 года. Эта ракета — модификация «Стилета» (УР-100Н, по классификации НАТО — SS-19 mod.1 Stiletto)…

— Срок службы этого ракетного комплекса вроде как продлен до 2031 года, и используется он только для испытаний. Естественно, перед каждым пуском происходит освидетельствование этой ракеты, но она всегда демонстрировала надежность. Так, у нас полезную нагрузку на орбиту выводят ракеты-носители «Днепр» — РН уже, мягко говоря, не молодые, но также надежные, при эксплуатации которых, насколько я помню, крупных аварий не случалось.

«СП»: — СМИ неоднократно сообщали, что китайцы в дополнение к WU-14 ведут разработки гиперзвуковой крылатой ракеты.

— Гиперзвуковые ракеты — это, конечно, совсем другое направление. Честно говоря, я не очень верю в появление такого вооружения даже в долгосрочной перспективе, поскольку не могу себе представить, каким образом можно разогнать крылатую ракету до гиперзвука в плотных слоях атмосферы. Конечно, можно соорудить что-то гигантское, но по отношению к полезной нагрузке это будет абсолютно не рациональный расход средств.

«СП»: — В США гиперзвуковые проекты в рамках реализации концепции «Быстрого глобального удара» разрабатываются различными ведомствами: самолет X-43A — NASA, ракета X-51A — ВВС, аппарат AHW — Сухопутными войсками, ракета ArcLight — DARPA и ВМС, планер Falcon HTV-2 — DARPA и ВВС. Причем сроки их появления называются разные: ракет — к 2018−2020 годам, разведывательных самолетов — к 2030-ому.

— Все это перспективные разработки, не зря их так много. Скажем, проект AHW, по разным данным, также представляет собой комбинированное оружие, состоящее из трехступенчатой ракеты-носителя и непосредственно гиперзвуковой головной части. Но насколько американцы продвинулись в разработках по этому проекту — сказать сложно (испытания признавались то удачными, то неудачными — «СП») . Как известно, американцы особо не заморачивались по поводу оснащения своих ракет комплексами преодоления ПРО, имеется в виду, например, создание «облака» ложных целей вокруг реальной боевой части.

********

4202, комплекс 15П771

Предположительно, управляемый гиперзвуковой боевой блок МБР. Разработка ведется «НПО машиностроения» (г.Реутов). Разработка аппарата по теме «4202» начата до 2009 г. С 18 марта 2011 г. главным конструктором и заместителем генерального директора «НПО машиностроения» по теме «4202» назначен Павел Александрович Судюков. Заказчик ОКР «4202» — Федеральное космическое агентство России. В новогоднем поздавлении «НПО машиностроения» от 28.12.2012 г. тема «4202» названа одной из важнейших для корпорации на ближайшие несколько лет ().

Все данные по комплексу носят предположительный характер и взяты из открытых источников и СМИ. Список источников прилагается.

Опытное производство . В 2009 г. по заказу «НПО машиностроения» по теме «4202» выполнял работы ГКНПЦ им.Хруничева (). В конце 2009-начале 2010 г.г. на опытном производстве «НПО машиностроения» в рамках реконструкции и технического перевооружения по теме «4202» велось обновление оборудования для термообработки металлов и сплавов. Вероятно, сборка первых прототипов аппарата велась по состоянию на 2010 г. опытным производством «НПО машиностроения». Как минимум в 2011 г. к работам по теме «4202» подключилось ПО «Стрела» (г.Оренбург) — по итогам 2011 г. тема «4202 с АГБО» заняла 2% в общем объеме производства ПО «Стрела». В 2011-2012 г.г. на ПО «Стрела» (г.Оренбург) проведена реконструкция производства для серийного производства изделий «4202» ( , источник). Так же проведены реконструкция и техническое перевооружение ФГУП «ВИАМ» для подготовки серийного производства материалов высокотемпературной изоляции изделия «4202» (). Ранее, в конце 1980-х — начале 1990-х годов на ПО «Стрела» в Оренбурге велось производство управляемых боевых блоков 15Ф178 для МБР 15А18М испытания которых были прекращены в первой половине 1990-х годов ().

Испытания . Вероятно, прототип объекта «4202» совершил первый испытательный полет в пуске МБР РС-18Б / 15А35 / УР-100НУТТХ, который состоялся из ШПУ с полигона Байконур в рамках учений «Безопасность-2004″ 18 февраля 2004 г. (в 12-00 по моск. времени). Пуск выполнялся по полигону Кура. 19 февраля 2004 г. на пресс-конференции первый заместитель начальника Генерального штаба ВС России Юрий Балуевский заявил: «В ходе тренировки был испытан космический аппарат, который способен лететь с гиперзвуковой скоростью, совершая при этом маневры, как по курсу, так и по высоте» ( , ).

Для проведения испытаний по теме «4202» в 2009 г. планировалось начать переоборудование стартового комплекса 15П718 на площадке №109 на полигоне Байконур в стартовый комплекс 15П771 (). Судя по всему, данное переоборудоваие не осуществлялось. В то же время, вероятно, на базе МБР в Ясном одна из ШПУ была переоборудована для испытаний комплекса (см. ниже информацию о пуске).

Возможно, испытания изделия «4202» проводились так же в конце декабря 2013 г. или в первых числах января 2014 г. — в серии испытаний стратегических ракетных комплексов.

Считается, что 26 февраля 2015 г. был проведен испытательный пуск МБР УР-100НУТТХ с объектом «4202» из ШПУ с базы МБР в Ясном (Оренбургская область). Пуск был произведен в 13-00 местного времени ( , ). Информации по итогам испытательного пуска нет, как нет и официальной информации о данном испытании.

Пуски ракет с объектом «4202» (предположительно):

№пп Дата Полигон Описание
01 18.02.2004 г. (12-00 по мск времени) Байконур МБР РС-18Б / 15А35 / УР-100НУТТХ, пуск из ШПУ в рамках учений «Безопасность-2004″. Пуск выполнялся по полигону Кура. 19 февраля 2004 г. на пресс-конференции первый заместитель начальника Генерального штаба ВС России Юрий Балуевский заявил: «В ходе тренировки был испытан космический аппарат, который способен лететь с гиперзвуковой скоростью, совершая при этом маневры, как по курсу, так и по высоте» ( , ).
2010 г. Байконур Высокопоставленный представитель российского Генштаба сообщил «Интерфаксу-АВН», что новое боевое оснащение МБР впервые было успешно испытано в 2010 году ()
27.12.2011 г. Байконур «Основная задача пуска — испытание нового боевого оснащения межконтинентальных баллистических ракет, способного преодолевать существующие и перспективные системы противоракетной обороны» ()
26.09.2013 г. ? Предположительная дата испытаний объекта с пуском МБР РС-18Б / 15А35 / УР-100НУТТХ ()
2014 г. ? Предположительно проводился испытательный пуск с МБР РС-18Б / 15А35 / УР-100НУТТХ ()
26.02.2015 г. (13-00 местного времени) Ясный МБР РС-18Б / 15А35 / УР-100НУТТХ, пуск из ШПУ ( , ).

Развертывание и принятие на вооружение . Планы принятия на вооружение или развертывания объектов «4202» по состоянию на март 2015 г. не оглашались. Можно предположить использование в качестве носителей МБР типа УТ-100НУТТХ и в перспективе .

Пусковое и наземное оборудование :
— ШПУ 15П771 — к 2011 г. СКТБ-16 разработана документация по переоборудованию стартового сооружения 15П716 МБР Р-36МУТТХ. Переоборудование предполагается осуществлять силами СКТБ-16 (). По состоянию на 2013 г. СКТБ-16 ведет разработку монтажно-технологической документации боевого ракетного комплекса 15П771 для темы «4202» ().

Серийное производство деталей ШПУ комплекса планируется вести на ПО «Баррикады» (г.Волгоград), в 2011-2012 г.г. под работы по данному проекты проведены реконструкция и техническое переоснащение производства (). Наземное оборудование по теме «4202» в рамказ ГОЗ-2013 г. планировалось производить так же на ММЗ «Вымпел» (г.Москва, ).

Транспортно-пусковой контейнер для изделия по ОКР «4202» — 15Я54-4202.

К 2011 г. КБ «Мотор» для комплекса «4202» создан комплект транспортно-технологического борудования ().

Объект «4202» :
Конструкция — предположительно, конструкция объекта имеет сложные профили и включает в себя отсеки Ф1, Ф2 и Ф3. На корпус объекта наносится специальные термозащитное и радиопоглощающее покрытия (). Корпусная рама отсека Ф1 имеет сложную обводообразующую форму ().

Объект «4202» оборудован системой терморегуляции «7301» разработки НПО «Наука». Рабочая конструкторская документация на СТР «7301» выпущена в 2007 г. ().

Система управления : вероятно, автономная инерциальная с использованием БЦВМ. Средства управления — предположительно аэродинамические.

ТТХ объекта :
Длина — предположительно 5.4 — 7 м

Тип БЧ :
— ядерная или обычная высокой мощности (предположительно).

Модификации :
Объект «4202», комплекс 15П771 — базовый вариант комплекса с ракетой-носителем 15А35 / УР-100УНТТХ.

Объект «4202», МБР — предполагаемый вариант комплекса с ракетой-носителем . Вероятно, МБР «Сармат» сможет нести несколько (не менее трех) объектов «4202».

Запуск модифицированной ракеты УР-100Н УТТХ

Российские военные провели испытания нового гиперзвукового аппарата 15Ю71, также обозначаемого как «изделие 4202». Как пишет газета «Известия», аппарат запустили 25 октября 2016 года с Домбаровского полигона в Оренбургской области по полигону Кура на Камчатке. Испытания «изделия 4202», которое должно будет заменить обычные боевые части на перспективных баллистических ракетах, признаны успешными.

Из-за быстрого развития систем противоракетной обороны обычные боевые части современных баллистических ракет теряют свою эффективность, поскольку могут быть перехвачены прежде, чем упадут на цель. Существуют боевые части сложными целями, которые должны «отвлекать на себя» системы наведения ПРО. Однако и такие блоки уже морально устаревают - с 2020 года на Аляске заработает американский радар селекции баллистических целей. Он с высокой долей вероятности сможет отличить ложные цели от ядерных блоков.

Новый гиперзвуковой аппарат 15Ю71, вероятно, сможет преодолевать новые системы противоракетной обороны. Предполагается, что «изделие 4202», характеристики которого засекречены, сможет развивать скорость до 15 чисел Маха (18,5 тысячи километров в час). Ракета-носитель будет выводить его на высоту около ста километров, откуда аппарат будет пикировать на цель. Перед входом в атмосферу над целью «изделие 4202» должно будет начать маневрировать, чтобы резко снизить вероятность перехвата.

Именно сочетание гиперзвуковой скорости и возможности маневрировать, теоретически, должны защитить «изделие 4202» от перехвата. Первое официальное упоминание о разработке нового гиперзвукового аппарата появилось в 2009 году в отчете о деятельности корпорации «НПО машиностроения». По неподтвержденным данным, к настоящему времени с помощью модифицированных баллистических ракет УР-100Н УТТХ были произведены уже несколько запусков «изделия 4202».

Предположительно, «изделие 4202» разрабатывается на базе крылатого гиперзвукового боевого блока, создававшегося в СССР в 1980-х годах по проекту «Альбатрос». Этот проект предполагал создание боевого блока, который бы на гиперзвуковой скорости планировал на цель периодически выполняя маневры. Про боевое оснащение аппарата ничего не известно. Вероятно, новый гиперзвуковой аппарат станет стандартным оснащением перспективных тяжелых российских баллистических ракет .

Сегодня помимо России разработкой гиперзвуковых боевых аппаратов занимаются и . В частности, американцы ранее провели несколько испытаний гиперзвуковых планеров HTV-2, способных планировать на цель на скорости до 20 чисел Маха. Китайцы же испытали собственный гиперзвуковой планирующий летательный аппарат DF-ZF в апреле текущего года. США создают гиперзвуковой аппарат в рамках концепции быстрого глобального удара, а Китай - по программе создания средств преодоления систем противоракетной обороны.

Василий Сычёв

«Объект 4202» - это условное обозначение новейшего российского проекта в области современных военных гиперзвуковых (ЛА). По мнению авторитетных зарубежных аналитических центров, его успешная реализация может нивелировать те преимущества в области стратегических вооружений, которые США намереваются получить над Россией вследствие развертывания глобальной системы ПРО.

Как классифицируются ЛА по скорости полета

ЛА по своим скоростным характеристикам делятся на дозвуковые, сверхзвуковые и гиперзвуковые. При этом скорости их полета принято выражать в виде безразмерных величин, кратным т. наз. числу Маха, названному в честь австрийского физика Эрнста Маха, и обозначаемому латинской литерой M. является безразмерной величиной и упрощенно может быть определено как отношение скорости ЛА к при данной высоте. Поэтому скорость ЛА в 1 M (или M = 1) означает, что он летит со скоростью звука. При этом следует помнить, что с высотой скорость звука падает, поэтому величине 1 M на разных высотах будут соответствовать разные величины, выраженные в км/ч. Так, у земли скорости 1 M соответствует величина 1224 км/ч, а на высоте 11 км - 1062 км/ч.

Скорости сверхзвуковых ЛА не могут превышать величины 5 М (или M = 5), а гиперзвуковые летают как раз со скоростями выше 5 М. При этом они могут еще и маневрировать, используя возникающие при полете в воздухе аэродинамические усилия, а также планировать на расстояния, гораздо большие, чем на догиперзвуковых скоростях.

Физические основания выделения гиперзвуковых ЛА

Граница 5 M между сверхзвуковыми и гиперзвуковыми ЛА выбрана не случайно. Дело в том, что при достижении этой скорости существенно изменяется характер протекания аэродинамических и газодинамических процессов соответственно вблизи корпуса ЛА и внутри его реактивного двигателя. Во-первых, пограничный слой воздуха, обтекающего ЛА, при скорости 5 M разогревается до температуры в несколько тысяч градусов (особенно перед лобовой частью ЛА), и начинают распадаться на ионы (диссоциировать) молекулы газов, входящих в состав воздуха. Физико-химические свойства такого ионизированного газа существенно отличаются от свойств обычного воздуха, он стремится вступить в химические реакции с поверхностью ЛА, между нею и обтекающим потоком возникает интенсивный конвекционный и радиационный теплообмен. Поэтому теплозащита ЛА должна быть не хуже, чем у американских «космических челноков» или советского «Бурана».

Кроме того, гиперзвуковые ЛА нуждаются в совершенно особой конструкции реактивного двигателя, которая не похожа ни на один из известных типов. Дело в том, что в известных авиадвигателях скорость течения забираемого из атмосферы воздуха при образовании топливо-воздушной смеси неизбежно снижается до дозвуковой (иначе в воздух невозможно успеть ввести нужное количество топлива). В гиперзвуковом ЛА такое снижение скорости тока воздуха недопустимо - вследствие закона превращения энергии это вызовет такой перегрев элементов конструкции двигателя, с которым не справится никакой известный материал.

Особенности конструкции

Двигатель гиперзвукового ЛА (в простейшем варианте) похож на две сочлененные воронки, одна из которых служит воздухозаборником (узкая часть является своеобразным компрессором, совмещенным с инжектором топлива, а также выполняет роль камеры сгорания), а вторая воронка - соплом для выхода сгоревших газов, создающих тягу. Такой двигатель можно разместить только под фюзеляжем ЛА, что создает определенный облик гиперзвуковых аппаратов.

Однако подобный двигатель не может работать на скоростях, меньших 5-6 M, так как сжатый поток просто не прогревается до температур, необходимых для полного сгорания топлива. Поэтому наиболее реальным способом разгона гиперзвукового ЛА до требуемой скорости запуска двигателя (по крайней мере, на современном этапе) является использование отделяющейся ракеты-ускорителя в качестве первой ступени, иногда в комбинации с самолетом-ускорителем. На фото ниже показан американский гиперзвуковой ЛА X-52, закрепленный под крылом стратегического бомбардировщика B-52.

Состояние работ по гиперзвуковым ЛА в США

США уже давно начали разработку новых видов наступательных вооружений. В первую очередь, это гиперзвуковые ЛА. Так, в рамках проекта DARPA Falcon Project разрабатывается ракетный глайдер, обозначаемый HTV-2, а также проекты гиперзвуковых аппаратов корпорации Boeing (X-43, X-51) оснащаются прямоточными воздушно-реактивными двигателями наподобие показанного на фото выше. Они способны нести боевые части массой до 450 кг, которые могут быть как ядерными боеприпасами, так и бомбами объемного взрыва, примыкающими к ним по мощности, способными уничтожать защищенные КП противника.

Проект Boeing X-51 будет способен развивать скорость до 6400 км/ч. Впервые этот аппарат подняли в воздух в мае 2010 года. Всего было два неудачных старта, закончившихся разрушением глайдера. После отделения от самолета-носителя устройство разгоняется дополнительным бустером, выполненным на базе военно-тактической ракеты. Только по достижении скорости 5400 км/ч включается реактивный двигатель самого ЛА, который и разгоняет его до маршевой скорости.

Конечно, Россия должна была парировать такую угрозу. Сегодня соответствующие советские разработки доводятся до ума. В 80-х годах прошлого века у нас были передовые разработки в этой области и даже готовое изделие - ракетоплан Х-90 проекта «Гала». Как утверждают эксперты, Х-90 был успешно пущен с самолета, специально приспособленного для этой цели, и разогнался до 5400 км/ч, что и является границей гиперзвука. Но потом настали «благословенные либералами 90-е», и проект был закрыт.

Российский ответ «Вашингтону»

Недавно известный британский военно-исследовательский центр Janes Information Group опубликовал информацию о том, что в феврале прошлого года в России на полигоне «Домбаровский» (Оренбургская обл.) проведены летные испытания гиперзвукового ЛА под условным обозначением Ю-71 (Yu-71). Объект 4202, который, по сообщению того же центра, является обобщенным условным обозначением всех российских гиперзвуковых разработок, является частью нашей ракетной программы.

Но формально заказывает его у промышленности не военное ведомство, а Федеральное космическое агентство РФ, что в современных условиях является не лишним «прикрытием» данной работы. Головным же исполнителем ОКР по теме «Объект 4202» является «НПО машиностроение» из подмосковного Реутова (бывшее ракетное КБ генконструктора Владимира Челомея, которое было основным разработчиком крылатых ракет и баллистических ракет средней дальности в СССР).

Кстати, на сайте этого предприятия размещена информация, что еще в конце 50-х годов прошлого века в КБ был создан ЛА МП-1, способный маневрировать в атмосфере при помощи аэродинамических рулей с гиперзвуковыми скоростями. Успешный пуск его был осуществлен еще в 1961 году! Так что тема «Объект 4202» имеет долгую предысторию.

Перспективы российского «гиперзвука»

Из ряда источников известно, что еще с начала 2000-х годов Россия начала работу над «военным гиперзвуком» и собирается установить изделие Ю-71 на перспективную баллистическую ракету «Сармат». Новый российский гиперзвуковой объект 4202 способен разгоняться до скорости 11 000 км/ч и может нести обычную или ядерную боеголовку. При таких гигантских скоростях аппарат может маневрировать, находясь в атмосфере на высотах от 40 до 50 км. Поэтому его невозможно перехватить никакими самыми новейшими системами ПРО.

И хотя боевые блоки современных межконтинентальных также достигают в полете гиперзвуковых скоростей, но траектории их поддаются расчету, а значит, и возможному перехвату средствами ПРО. Изделие же Ю-71 (объект 4202) способно, в отличие от них, маневрировать по сложной непредсказуемой траектории, изменяя курс и высоту, так что перехватить его практически невозможно.

При этом есть основания предполагать, что первые испытания объекта 4202 прошли еще в 2004 году. Именно тогда замначальника генштаба ВС РФ Балуевский сообщал на пресс-конференции об испытаниях гиперзвукового ЛА, маневрирующего по курсу и высоте.

«Объект 4202»: к берегам Америки на гиперзвуке

Американская пресса отреагировала на испытания российского гиперзвукового глайдера. Многие газеты открыто заговорили о том, что у американской стратегии молниеносного глобального удара появился серьезный конкурент. Если работы по проекту «Объект 4202» будут успешно завершены, то через 10 лет Россия получит серьезный «козырь» в переговорах с США. Дело в том, что при наличии гиперзвуковых ЛА можно будет гарантированно поражать любую цель на территории США всего одной ракетой. Например, тем же «Сарматом», на котором будет установлен ЛА, созданный по проекту «Объект 4202». Гиперзвук в скорости полета плюс маневренные возможности нового типа ЛА - вот те новые качества этого оружия, которые, возможно, сделают бессмысленными колоссальные затраты ресурсов на создание американских систем ПРО.

В связи с участившимся выходом в ютуб "творений" от видеоблогеров с громкими темами ("гиперзвуковой глайдер Ю-71", "пиндосия сосет" и т.п.) хотелось бы расставить некоторые точки над "ё" и напомнить уже давно известное.

Речь об объекте 4202 или 15Ю71 комплекса 15П771 - фактически это обычный ракетный комплекс с новым типом боевого оснащения - аэробаллистическим. Т.е. с боеголовкой, которая совершает управляемый полет в верхних слоях атмосферы - условно говоря, "планирует".

Высота "планирования" не известна. Можно предположить, что речь идет о высотах порядка 50-70 км или немного выше. Только не надо выпускать новые ролики с указанием этих цифр в качестве ТТХ!!! Еще раз - нигде и ни разу ТТХ объекта 4202 не были пока названы.

Скорость "планирования" не известна. Опять же можно предположить, что скорость не выше 12-15М и скорее всего, когда мы говорим про объект 4202 можно говорить про такие диапазоны скоростей т.к. ракета, которая его выводит это может обеспечить. И возможно выше на начальном этапе "планирования" и на бОльших высотах.

Система наведения - сомневаюсь, что на аппарате есть какая-то система наведения радиолокационного или оптического типа - условия полета слишком для их использования неудачные - температурный нагрев, плазма - не дадут работать. Предполагаю астрокоррекцию на начальном и среднем участках траектории - возможно с "выпрыгиванием" вверх для снятия информации. Ну, а так-то - инерциальная система управления.

Внешний вид - не известен. Можно лишь предполагать, что мы говорим о неком условно крылатом аппарате. Можно посмотреть, например, на аппарат ASSET (Aerothermodynamic / elastic Structural Systems Environmental Tests), программа испытаний которого велась США в начале 1960-х годов. В то же примерно время подобные вопросы изучались и у нас - только аппараты выглядели не так футуристично (для 60-х годов) и по большей части остались на бумаге и в моделях. Примечание - 4202 по размерам значительно больше т.к. является не экспериментальной моделью, а боевым аппаратом - оценка - длина 5-7 метров.

Испытания. Последний известный испытательный пуск предположительно был выполнен 15 февраля 2015 г. Результат пуска опять же не известен, но мне почему-то кажется, что если бы аппарат испытывался успешно, то мы бы непременно об этом узнали из победных реляций и Минобороны и создателей аппарата. Ибо это реально передний край науки и техники и престиж и всё такое.

Почему тишина? Вариантов несколько (как всегда):

1. нечем похвастаться
2. "работы идут, до завершения программы государственных испытаний смысла говорить вслух о них нет"
3. программа свернута (например, по финансовым причинам)

Вот и всё.

Россия проводит испытания нового гиперзвукового планирующего летательного аппарата Ю-71 (Yu-71), который способен нести ядерные боезаряды . Об этом 28 июня сообщило издание Washington Free Beacon со ссылкой на публикацию известного британского военно-аналитического центра Janes Information Group.

По данным WFB, Россия разрабатывала аппарат несколько лет, но первые его испытания были проведены в феврале этого года. Аппарат якобы является частью российского секретного проекта «4202», связанного с ракетной программой. По мнению авторов публикации, это даст России возможность гарантированно поражать цель только одной ракетой. По мнению Washington Times, Россия намерена использовать гиперзвуковой военный проект как инструмент давления во время переговоров с США по контролю вооружений.

Гиперзвуковые аппараты, подобные созданному Россией, крайне сложно выследить и сбить, поскольку они движутся по не рассчитываемой траектории, а скорость их перемещения достигает 11200 км/ч, отмечают эксперты британского центра. По их данным, до 24 указанных гиперзвуковых летательных аппаратов (боевых блоков) могут быть развернуты в Домбаровском полку РВСН в период с 2020 до 2025 года. Ранее в открытых источниках данное обозначение - Ю-71 - не фигурировало.

Стоит отметить, что даже отставные генералы РВСН предпочитают воздерживаться от комментариев по объекту «4202», ссылаясь на закрытость темы и возможные последствия обсуждения этой темы.

Планы принятия на вооружение объектов «4202», действительно не озвучивались. Но из известно, что разработка аппаратов ведется «НПО машиностроения» (Реутов), и начата она была до 2009 года. Формальным заказчиком ОКР «4202» выступает Федеральное космическое агентство России, что, по мнению некоторых экспертов, может служить неким «прикрытием». В новогоднем поздравлении «НПО машиностроения» от 2012 года объект «4202» назван одним из важнейших для корпорации на ближайшие несколько лет.

Скорее всего, первое испытание аппарата из объекта «4202» было произведено не в феврале 2015 года, как утверждают британские эксперты, а в рамках учений «Безопасность-2004» на полигоне Байконур, потому как на пресс-конференции тогдашний первый заместитель начальника Генерального штаба ВС России Юрий Балуевский заявил, что в ходе тренировки был «испытан космический аппарат, который способен лететь с гиперзвуковой скоростью, совершая при этом маневры, как по курсу, так и по высоте».

Член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук (РАРАН), доктор военных наук Константин Сивков говорит, что и нынешние боевые блоки межконтинентальных баллистических ракет на пассивном участке развивают гиперзвук. Однако отличие перспективной гиперзвуковой боевой части, скорее всего, заключается в том, что она действует не просто как баллистическая боеголовка, а идет по довольно сложной траектории, то есть маневрирует как самолет с огромной скоростью полета.

Не исключено, что специалисты по теме «4202» пользуются советскими технологиями, над которыми работал один из ведущих разработчиков советской авиационно-космической техники Глеб Лозино-Лозинский. Напомню, он был руководителем проекта аэрокосмического истребителя-бомбардировщика «Спираль», ведущим разработчиком МТКК «Буран», курировала проект многоразовой авиационно-космической системы «МАКС» и ряда других программ, где проводились работы в том числе и по гиперзвуку.

Надо понимать, что гиперзвуковые боевые части достаточно тяжелые - 1,5−2 тонны. Поэтому, наверное, она может стать боевой частью легкой (ведь последние испытания проводились на УР-100Н УТТХ), однако МБР , которая должна быть принята на вооружение к концу десятилетия, сможет забрасывать сразу несколько таких боеголовок, которые будут идти по сложным траекториям, что сделает их практически неуязвимыми для систем ПРО противника. Скажем, даже в перехвате старых баллистических ракет, боеголовки которых не маневрируют, заатмосферные американские перехватчики GBI наземного базирования дают очень низкую вероятность поражения - 15−20%.

Если наши РВСН к 2025 году действительно примут на вооружение ракеты с гиперзвуковыми боевыми частями - то это будет довольно серьезной заявкой. Логично, что на Западе МБР с гиперзвуковыми БЧ называют новым возможным козырем Москвы на переговорах с Вашингтоном. Как показывает практика, Соединенные Штаты можно усадить за стол переговоров только одним единственным способом - поставить на вооружение системы, которые заставят американцев испугаться по-настоящему.

Кроме того, в России также ведется разработка гиперзвуковых крылатых ракет, которые могут идут на малых высотах. Соответственно, их поражение перспективными системами ПРО проблематично, потому что это, по сути, аэродинамические цели. К тому же современные комплексы противоракетной обороны имеют пределы по скорости поражения целей в пределах 1000 м/с: как правило, скорость перехватчика составляет 700−800 м/с. Проблема еще в том, что при стрельбе по высокоскоростной цели ракета-перехватчик должна иметь возможность по маневрированию с перегрузками, измеряемыми десятками и даже сотнями g. Такие противоракеты пока не существуют.

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества», член Экспертного совета при председателе Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Виктор Мураховский замечает: не секрет, что боевое оснащение, полезная нагрузка наших МБР непрерывно совершенствуются.

И когда президент В.Путин, выступая 16 июня на форуме «Армия-2015», сказал, что в этом году состав ядерных сил пополнят более 40 новых межконтинентальных ракет, то на эту цифру обратили внимание все СМИ, однако как-то упустили продолжение фразы - «которые будут способны преодолевать любые, даже самые технически совершенные системы ПРО ».

В программе по совершенствованию боевого оснащения ведутся работы, в том числе, и по созданию гиперзвуковых маневрирующих боевых блоков именно на траектории маневра - после разведения полезной нагрузки, что позволит действительно игнорировать любую мыслимую перспективную систему ПРО. Да, стоящие на вооружении РВСН межконтинентальные баллистические ракеты и сейчас имеют блоки, которые разводятся со скоростью 5−7 километров в секунду. Но совсем другое дело - осуществлять маневр, причем управляемый, на таких скоростях.

Вполне возможно, что эти БЧ могут быть установлены на новой тяжелой ракете «Сармат», которая заменит в войсках легендарные советские Р-36М2 «Воевода». Думаю, в последующем подобные боевые блоки будут установлены и уже на поступающие на вооружение РВСН ракеты.

По сведениям из открытых источников, 26 февраля запуск «объекта 4202» осуществлял ракетный комплекс УР-100Н УТТХ, серийное производство которого продолжалось до 1985 года. Эта ракета - модификация «Стилета» (УР-100Н, по классификации НАТО - SS-19 mod.1 Stiletto)…

Срок службы этого ракетного комплекса вроде как продлен до 2031 года, и используется он только для испытаний. Естественно, перед каждым пуском происходит освидетельствование этой ракеты, но она всегда демонстрировала надежность. Так, у нас полезную нагрузку на орбиту выводят ракеты-носители «Днепр» - РН уже, мягко говоря, не молодые, но также надежные, при эксплуатации которых, насколько я помню, крупных аварий не случалось.

- СМИ неоднократно сообщали, что китайцы в дополнение к WU-14 ведут разработки гиперзвуковой крылатой ракеты.

Гиперзвуковые ракеты - это, конечно, совсем другое направление. Честно говоря, я не очень верю в появление такого вооружения даже в долгосрочной перспективе, поскольку не могу себе представить, каким образом можно разогнать крылатую ракету до гиперзвука в плотных слоях атмосферы. Конечно, можно соорудить что-то гигантское, но по отношению к полезной нагрузке это будет абсолютно не рациональный расход средств.

В США гиперзвуковые проекты в рамках реализации концепции «Быстрого глобального удара» разрабатываются различными ведомствами: самолет X-43A - NASA, ракета X-51A - ВВС, аппарат AHW - Сухопутными войсками, ракета ArcLight - DARPA и ВМС, планер Falcon HTV-2 - DARPA и ВВС. Причем сроки их появления называются разные: ракет - к 2018−2020 годам, разведывательных самолетов - к 2030-ому.

Все это перспективные разработки, не зря их так много. Скажем, проект AHW, по разным данным, также представляет собой комбинированное оружие, состоящее из трехступенчатой ракеты-носителя и непосредственно гиперзвуковой головной части. Но насколько американцы продвинулись в разработках по этому проекту - сказать сложно (испытания признавались то удачными, то неудачными).

Как известно, американцы особо не заморачивались по поводу оснащения своих ракет комплексами преодоления ПРО, имеется в виду, например, создание «облака» ложных целей вокруг реальной боевой части.