23.04.2019

В этой статье расскажем об истории ЕАЭС: каковы были причины и предпосылки его появления, из каких интеграционных объединений он формировался, и каковы его главные цели и задачи на сегодняшний день.

Для получения индивидуальной консультации по реализации продукции в ЕАЭС оставьте заявку:

Оставить заявку

Предпосылки

Необходимость создания некоего интеграционного экономического объединения на постсоветском пространстве возникла сразу же, как только это пространство стало постсоветским. Во время существования СССР экономики союзных республик были сильно взаимозависимы. Во многих производственных циклах абсолютно нормальной была ситуация, когда деталь А делалась в одной союзной республике, деталь Б делалась в другой, а их итоговая сборка осуществлялась в третьей.

Естественно, во времена СССР с перемещением товаров и людей через границы республик не было никаких проблем. Но после распада Союза стало очевидно, что политический суверенитет и жёсткий таможенный контроль на границе - это, конечно, хорошо, но развитию внешней торговли и, как следствие, росту экономики не очень способствует.

Более того, крайне наглядной иллюстрацией этих размышлений было становление во второй половине ХХ века Европейского союза. То есть, давно уже независимые европейские государства осознали необходимость экономической интеграции и планомерно шли к ней долгие годы.

Поэтому, несмотря на популярный тренд политической независимости в начале 90-х, в экономике наоборот, царили интеграционные настроения. Впервые озвучил витавшую в воздухе мысль и использовал термин «Евразийский союз» Нурсултан Назарбаев, во время своего первого официального визита в РФ в 1994 году:

Назрела необходимость в переходе на качественно новый уровень взаимоотношений наших стран на основе нового межгосударственного объединения, сформированного на принципах добровольности и равноправия. Таким объединением мог бы стать Евразийский союз. Он должен строиться на иных, чем СНГ, принципах, ибо основу нового объединения должны составить наднациональные органы, призванные решать две ключевых задачи: формирование единого экономического пространства и обеспечение совместной оборонной политики.

Также одним из немаловажных факторов является создание в 1995 году Всемирной торговой организации (ВТО). Это событие на ближайшие несколько лет определило информационную повестку дискуссий о евразийской интеграции, обозначив вступление в ВТО как Большую Цель, к которой должна двигаться каждая уважающая себя национальная экономика.

В этом смысле региональная экономическая интеграция с ближайшими соседями рассматривалась, как промежуточный этап ко вступлению в ВТО. Дело в том, что страна-кандидат на вступление в ВТО обязана была иметь определённую законодательную базу и развитые инструменты таможенного и экономического контроля. Это же было необходимо и для региональной интеграции. Соответственно, одной из целей евразийской экономической интеграции было развитие национальных законов и вышеупомянутых инструментов, приведение их к тому уровню, который необходим для вступления в ВТО.

Хронология событий

1994-2000 - период становления

В это время шёл поиск оптимальных путей сотрудничества и подписывались промежуточные договоры и соглашения, описывающие ещё не сами формы интеграции, а лишь взаимные обязательства по разработке и внедрению этих форм.

1994

Нурсултан Назарбаев впервые выступил в Москве с предложением о создании Евразийского Союза.

1995

6 января Россия и Белоруссия заключают Соглашение о создании Таможенного союза и формировании общего рынка. 20 января к этому соглашению присоединяется Казахстан. Это можно считать отправной точкой в создании современного ЕАЭС.

1996

29 марта Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия подписывают Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях . По сути, этим договором страны публично и официально подтвердили свои намерения к интеграции, но пока без особой конкретики в формулировках, механизмах и форматах.

1999

26 февраля Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан подписывают Договор о Таможенном союзе (ТС) . Этим договором они, собственно, учреждают Таможенный союз. Однако, в таком составе союз просуществует лишь полтора года.

2000-2011 - Единое экономическое пространство

Несмотря на то, что единое таможенное пространство уже было реализовано, главы стран-участниц выражали стремление к более глубокой, уже экономической интеграции. Хотелось не просто "общих границ", а "общей экономики".

2000

10 октября Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан подписывают Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) , в котором уже прослеживаются элементы надгосударственного экономического регулирования. Появляется первый надгосударственный орган - Суд Евразийского экономического сообщества.

2001

30 маяэтот договор вступает в силу. С этого момента описанный выше Таможенный союз перестаёт существовать, как таковой, но все его положения и принципы наследуются ЕврАзЭС.

2003

19 сентября Россия, Белоруссия, Украина и Казахстан подписали Соглашение о формировании Единого экономического пространства . С этого момента началась работа по подготовке правовой базы с целью создания единого экономического пространства, обеспечивающего свободное передвижение товаров, услуг, капитала и рабочей силы («четыре свободы» ЕАЭС).

2007

6 октября Россия, Белоруссия и Казахстан подписали Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза на базе ЕврАзЭС. Появляются ещё один надгосударственный орган - Комиссия Таможенного союза и Высший экономический совет. Это уже тот самый Таможенный союз, в котором спустя 5 лет появится множество технических регламентов.

2010

В январе Таможенный союз начинает работу.

В июле вводится единый Таможенный кодекс для государств-членов Союза.

9 декабря в Декларации о формировании ЕЭП впервые было официально о том, что страны-участницы ЕврАзЭС движутся к новой, более углублённой форме интеграции - Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС). В связи с этим, среди прочего, была обозначена необходимость единой системы технического регулирования и введения принципиально новых надгосударственных стандартов (технических регламентов).

2011

С июля таможенный контроль остаётся только на внешних границах Союза.

18 ноября было подписано Решение о создании Евразийской экономической Комиссии .

16 августа были опубликованы первые технические регламенты : ТР ТС 006/2011 «О безопасности пиротехнических изделий» (вступил в силу 15 февраля 2012) и ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки» (вступил в силу 1 июня 2012 года).

Всего в течение 2011 года было утверждено и опубликовано 24 технических регламента. Все они вступили в силу в период 2012-2015 гг. Вступление в силу технического регламента на определённую продукцию автоматически отменяло действие национального стандарта на эту продукцию.

2012-2019 - Евразийский экономический союз

Это период становления существующего сегодня единого экономического интеграционного объединения - Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В это время происходит отказ от переходных форм и развитие наднациональных институтов.

ЕАЭС уже позиционируется, как "ядро континентальной интеграции", объединяющее Азию и Европу. Его концепция разрабатывается с учётом логики глобального китайского проекта «Один пояс и один путь», направленного на создание быстрых и эффективных торговых маршрутов между Европой и Азией. Однако, важно подчеркнуть, что не «в соответствии», а именно «с учётом».

В это же время за океаном начинают говорить о том, что Россия, Казахстан и Белоруссия строят новый СССР. На что руководители стран-участниц неоднократно заявляли, что ЕАЭС - союз не политический, а исключительно экономический. Президент Казахстана вообще предложил радикальный способ пресечь эти разговоры на корню, цитата: «[Бывая за рубежом, часто слышу,] что мы создаём СССР, или что-то под Россией. Может, Турцию принять, большая страна, и разговор закончится» .

2012

2 февраля начала функционировать Евразийская экономическая комиссия. Комиссия Таможенного союза была упразднена, её функции перешли к ЕЭК.

19 октября к Таможенному союзу (в котором на данный момент были Россия, Казахстан, Белоруссия) присоединилась Киргизия.

18 ноября были подписаны Декларация о Евразийской экономической интеграции (по сути, дорожная карта создания ЕАЭС) и Договор о Евразийской экономической комиссии (официальное признание главами государств ЕЭК в качестве наднационального органа).

2014

29 мая года в Астане (ныне Нур-Султан) подписан Договор о создании Евразийского экономического союза . Россия, Белоруссия и Казахстан ратифицировали этот договор 5, 9 и 14 октября соответственно.

10 октября подписан подписан Договор о присоединении Армении к ЕАЭС, ратифицирован Арменией 4 декабря.

2015

21 мая Киргизия ратифицировала Договор о присоединении к ЕАЭС и стала его официальным членом в августе.

2016

2017

14 апреля Молдавия стала первой (и до сих пор остаётся единственной) страной-наблюдателем в ЕАЭС.

2018

1 января вступил в силу Таможенный кодекс ЕАЭС, отменив тем самым предыдущий Таможенный кодекс Таможенного союза. Теперь все страны, вступающие в ЕАЭС, автоматически вступают и в Таможенный союз ЕАЭС.

Не путайтесь в "союзах"!

Использование фразы «Таможенный союз» в качестве имени собственного было изначально не самой лучшей идеей, потому что таможенный союз [нескольких государств] - это нарицательное словосочетание. В мире сегодня существует более 10 таможенных союзов.

Поэтому, с морфологической точки зрения правильно будет сказать, что существует два Союза :

во-первых, Евразийский экономический союз (ЕАЭС) , являющийся уникальной формой объединения нескольких государств,

во-вторых, Таможенный союз Евразийского экономического союза (ТС ЕАЭС) , являющийся одним из множества таможенных союзов в мире. И страна, вступающая в ЕАЭС, автоматически становится также членом ТС ЕАЭС.

ЕАЭС сегодня

На сегодняшний день в состав ЕАЭС входят пять стран: Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия.

Молдавия является страной-наблюдателем.

Заключены соглашения о свободной торговле с Вьетнамом, Ираном, Китаем, Кубой.

Ведутся переговоры по созданию режима свободной торговли с Сингапуром, Индией, Египтом, Таиландом, Израилем и Сербией.

В ЕАЭС действуют 4 наднациональных органа:

Высший Евразийский экономический совет - верховный орган, в который входят главы стран-членов ЕАЭС. Заседания Высшего совета проходят ежегодно.

Евразийский межправительственный экономический совет - орган, в который входят руководители правительств (премьер-министры) стран-членов ЕАЭС. Заседания совета проходят также ежегодно.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) - регулярно действующий регулирующий орган, в задачи которого входит непосредственное функционирование Союза, развитие интеграции и наднациональных институтов и инструментов. Состоит из Совета Комиссии и Коллегии Комиссии.

Суд Евразийского экономического союза - судебный орган, решающий задачи правоприменительной практики наднационального законодательства ЕАЭС.

На сегодняшний день в ЕАЭС , и их количество с каждым годом растёт.

ТР ТС или ТР ЕАЭС?

Отдельно стоит разъяснить вопрос с наименованием технических регламентов.

На данный момент в ЕАЭС действует два вида технических регламентов: технические регламенты Таможенного союза (ТР ТС) и технические регламенты Евразийского экономического союза (ТР ЕАЭС).

Это абсолютно идентичные документы, имеющие равную юридическую силу и область применения. Разница между ними исключительно в названии.

Если обратить внимание, то до 2014 года включительно публиковались техрегламенты Таможенного союза (последним стал техрегламент на табачную продукцию), а после 2015, когда уже официально существовал ЕАЭС, стали публиковаться техрегламенты Евразийского экономического союза. И в будущем теперь будут появляться только ТР ЕАЭС, но ТР ТС продолжат действовать без переименования.

Контент страницы

1 января вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Договором утверждается создание экономического союза, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных настоящим документом и международными договорами в рамках Союза.

Договор о ЕАЭС был подписан Президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации 29 мая 2014 года в Астане. Членами Союза, помимо этих трех государств, также станут Республика Армения, подписавшая Договор о присоединении к Союзу 10 октября 2014 года, и Кыргызская Республика, подписавшая аналогичный Договор 23 декабря 2014 года.

Евразийский экономический союз является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью.

Союз призван создавать условия для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения, а также для всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

ЕАЭС осуществляет свою деятельность в пределах компетенции, предоставляемой ему государствами-членами в соответствии с Договором о Союзе, на основе уважения общепризнанных принципов международного права, включая принципы суверенного равенства государств-членов и их территориальной целостности; на основе уважения особенностей политического устройства государств-членов; на основе обеспечения взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов сторон; на основе соблюдения принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции.

Главным органом Союза является Высший Евразийский экономический совет (ВЕЭС), в состав которого входят главы государств-членов. Заседания ВЕЭС проводятся не реже 1 раза в год. Структуру органов ЕАЭС также формируют Межправительственный совет на уровне глав правительств, Евразийская экономическая комиссия и Суд Союза.

Справка:

Органы Союза:

Высший совет – высший орган ЕАЭС, в состав которого входят Президенты государств-членов Союза.

Межправительственный совет – орган Союза, в состав которого входят Премьер-министры государств-членов, рассматривающий стратегически важные вопросы развития евразийской экономической интеграции.

Суд ЕАЭС – судебный орган Союза, обеспечивающий применение государствами-членами и органами Союза Договора о ЕАЭС и иных международных договоров в рамках Союза.

Евразийская экономическая комиссия – постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Союза, который формируют Совет Комиссии и Коллегия Комиссии. Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий функционирования и развития Союза, а также разработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках ЕАЭС.

В Совет Комиссии входят заместители Премьер-министров государств-членов Союза.

Состав Коллегии ЕЭК формируют Председатель и Министры Комиссии.

Основные функциональные новеллы Договора о ЕАЭС в сравнении с этапами ТС и ЕЭП:

Договор о ЕАЭС закрепил договоренность государств-членов о проведении скоординированной энергополитики и формировании на базе общих принципов общих энергорынков (электроэнергетического, рынка газа, нефти и нефтепродуктов). Документ предполагает, что эта задача будет реализована в несколько этапов и окончательно завершена к 2025 году: формирование общего рынка электроэнергии предполагается завершить к 2019 году, а общего рынка углеводородов – к 2025 году.

Договор о ЕАЭС определяет режим регулирования обращения лекарственных средств и медицинских изделий – в рамках Союза к 1 января 2016 года будет создан общий рынок лекарственных средств и общий рынок медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники).

В Договоре определены основные приоритеты транспортной политики на территории Евразийского экономического союза на долгосрочную перспективу. Стороны договорились о пошаговой либерализации транспортных перевозок на территории создаваемого Союза, что, в первую очередь, касается автомобильного и железнодорожного транспорта.

Достигнута договоренность о формировании и реализации согласованной агропромышленной политики. Немаловажно, что реализация политики в других сферах интеграционного взаимодействия, в том числе, в сфере обеспечения санитарных, фитосанитарных и ветеринарно-санитарных мер в отношении сельскохозяйственной продукции, будет осуществляться с учетом целей, задач и направлений согласованной агропромышленной политики.

Эффективное функционирование Евразийского экономического союза невозможно представить без проведения согласованной макроэкономической политики, которая предусматривает разработку и реализацию совместных действий государств-членов Союза в целях достижения сбалансированного развития экономики. Согласно Договору, основными направлениями проведения согласованной макроэкономической политики является формирование единых принципов функционирования экономики государств-членов Союза, обеспечение их эффективного взаимодействия, а также разработка общих принципов и ориентиров для прогнозирования социально-экономического развития Сторон.

Для обеспечения согласованного регулирования финансовых рынков, по итогам пошаговой гармонизации законодательства, государства-члены ЕАЭС согласились с необходимостью выхода к 2025 году на создание Единого наднационального органа по регулированию финансового рынка.

Договор о ЕАЭС предполагает, что с 1 января 2015 года в ряде секторов, определенных государствами-членами Союза, начнет функционировать единый рынок услуг. При этом национальный режим заложен как база, т.е. государство обязано принять полноценный национальный режим в отношении поставщика услуг и стран-партнеров; каких-либо ограничений быть не может. В дальнейшем Стороны будут стремиться к максимальному расширению этих секторов, в том числе путем поэтапного сокращения изъятий и ограничений, что, безусловно, укрепит евразийский интеграционный проект.

Согласно Договору о ЕАЭС, единый рынок услуг в рамках Союза функционирует в секторах услуг, утверждаемых Высшим Евразийским экономическим советом на уровне глав государств на основании согласованных предложений государств-членов и Комиссии. На основании Договора решением Высшего Евразийского экономического совета 23 декабря 2014 года утверждены списки секторов услуг, в которых начнет функционировать единый рынок с 1 января 2015 года. В настоящее время по предложениям Беларуси, Казахстана и России в список услуг могут быть включены более 40 секторов услуг (строительные услуги, услуги в области оптовой/розничной торговли, услуги, относящиеся к сельскому хозяйству, включая посев, обработку, уборку сельхозкультур и др.). Перечень секторов, в которых должны обеспечиваться правила единого рынка услуг, подлежит поэтапному и согласованному расширению. В секторах услуг, где не функционирует единый рынок услуг, поставщикам и получателям услуг предоставляются национальный режим и режим наибольшего благоприятствования, а также не применяются количественные и инвестиционные ограничения.

С 1 января 2015 года на территориях Беларуси, Казахстана и России начнет функционировать общий рынок труда; будет реализована свобода передвижения рабочей силы . Граждане этих государств будут работать на одних и тех же условиях: т рудящимся государств-членов ЕАЭС не потребуется получение разрешений на работу в рамках Союза. С созданием общего рынка труда граждане стран ЕАЭС могут напрямую почувствовать преимущества Евразийского экономического союза. Взаимное признание дипломов будет производиться с 1 января 2015 года в автоматическом порядке. Налог на доходы физических лиц-граждан государств-членов ЕАЭС будет уплачиваться по внутренней резидентской ставке с первых дней работы по найму. Граждане стран ЕАЭС перестанут заполнять миграционные карты при пересечении внутренних границ стран ЕАЭС, если срок их пребывания не будет превышать 30 суток с даты въезда. Кроме того, трудящиеся и члены их семьи освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в органах внутренних дел на срок пребывания до 30 суток.

Другая важнейшая новелла Договора о ЕАЭС: возможность применения национального режима для граждан всех четырех стран в части социального обеспечения, в том числе медицинского обслуживания. В каждой стране в рамках ЕАЭС все медицинские услуги, гарантированные государством, будут в равной степени доступны всем гражданам стран Союза. (Речь идет, в первую очередь, о бесплатном оказании услуг по скорой медицинской помощи ).

Что касается пенсий, в Договор о ЕАЭС заложено обязательство решить вопрос с экспортом пенсий и зачетом трудового стажа, накопленного в другой стране-участнице Союза. В настоящее время ЕЭК совместно со Сторонами работает над Договором о пенсионном обеспечении, который вступит в силу уже после 2015 года.

Исследования этой проблематики в науке административного права находятся на начальной стадии. Признаки и виды административных услуг исследует, в частности, И. Б. Колиушко. Он отмечает, что услуги, предоставляемые органами государства и местного самоуправления, составляют сферу публичных услуг. По признакам субъекта, что предоставляет публичные услуги, различают государственные (предоставляются органами исполнительной власти и государственными предприятиями, учреждениями и организациями) и муниципальные (предоставляются органами местного самоуправления и коммунальными предприятиями, учреждениями, организациями) услуги. К государственным относятся также услуги, которые предоставляются органами местного самоуправления и негосударственными учреждениями, организациями, предприятиями в порядке выполнения делегированных государством полномочий, а к муниципальных услуг - услуги, которые предоставляются за счет местных бюджетов и под ответственность органов местного самоуправления.

Административные услуги - это те публичные (т.е. государственные и муниципальные) услуги, оказываемые органами исполнительной власти, исполнительными органами местного самоуправления и другими уполномоченными субъектами, и предоставление которых связано с реализацией властных полномочий.

В Частности, И. Б. Колиушко выделяет следующие признаки административных услуг:

1. Административная услуга предоставляется по обращению физического или юридического лица.

2. Предоставление административных услуг связано с обеспечением юридически значимых условий для реализации субъективных прав конкретного частного лица.

3. Административные услуги предоставляются исключительно административными органами через реализацию властных полномочий.

4. Право на получение лицом конкретной административной услуги и соответствующее полномочия административного органа должно определяться только законом.

5. Результатом административной услуги является административный акт - решение или юридически значимое действие административного органа, которым удовлетворяется обращения лица.

Административные услуги является ведущим средством реализации прав граждан в сфере исполнительной власти, ведь абсолютное большинство дел, которые решаются органами публичной администрации, инициируются самими гражданами и касаются их субъективных прав.

Упомянутый исследователь предлагает следующую классификацию административных услуг:

1. По уровню установлении полномочий по предоставлению административных услуг и видом правового регулирования процедуры их предоставления:

Административные услуги по централизованным регулированием (законы, акты Кабинета Министров);

Административные услуги с локальным регулированием (акты органов местного самоуправления);

Административные услуги со "смешанным" регулированием (когда имеет место одновременно и централизованное, и локальное регулирование).

2. По критерию платности:

Платные услуги;

Бесплатные услуги.

Регистрация;

Предоставление разрешения (лицензии);

Сертификация;

Аттестация;

Верификация;

Нострификация;

Легализация;

Установление статуса и т.д.

4. За предметом (характером) вопросов, в решении которых обращаются частные лица:

Предпринимательские (хозяйственные) услуги;

Социальные услуги;

Земельные услуги;

Строительно-коммунальные услуги и т.д.

  • 6. Философские аспекты теории ср
  • 7. Многосубъектность ср
  • 8. Специалист по ср как субъект профессиональной деятельности. Квалификационная характеристика специалиста по ср
  • 9. Проблема профессиональных рисков в ср
  • 10. Профессионально – этические основы ср
  • 11. Прогнозирование, проектирование и моделирование в ср
  • 12. Нормативно-правовые основы ср
  • 13. Понятие эффективности в ср. Критерии эффективности
  • 14. Модели теоретического обоснования ср: психолого-ориентированные, социолого-ориентированные, комплексные
  • 15. Психосоциальная работа как теоретическая модель и практика
  • 16. Задачи и принципы организации управления в системе ср. Структура, функции и методы управления
  • 17. Система социальной защиты населения в рф: основные направления деятельности и организационно-правовые формы
  • 18. Социальная политика рф: ее цели и основные направления. Взаимосвязь социальной политики и ср
  • 19. Развитие системы социальных служб в субъектах рф
  • 20. Роль общественных организаций в развитии профессиональной ср
  • 21. Технологии ср. Понятие, цель, функции и структура технологического процесса
  • 22. Методы индивидуальной, групповой и общинной ср
  • 23. Понятие социальной реабилитации. Организация деятельности реабилитационных центров
  • 24. Методы исследований в ср
  • 25. Биографический метод в практике профессиональной социальной работы
  • 26.Девиантное и делинквентное поведение, как проблема социальной работы. Особенности социальной работы с девиантами и делинквентами
  • 27. Наркомания и токсикомания как формы проявления девиантного поведения
  • 28. Алкоголизм как форма проявления девиантного поведения
  • 29. Проституция как форма проявления девиантного поведения
  • 30. Инвалидность: Социальная защита и реализация прав инвалидов
  • 31. Пенсионное обеспечение населения в рф
  • 32. Социальное обслуживание населения в рф
  • 3. Социальная защита нетрудоспособных граждан должна быть нацелена на гуманизацию всех сфер жизни этих людей.
  • 33. Теория и практика соц. Страхования в России
  • 34. Молодежь как объект социальной работы. Технологии социальной работы с молодежью
  • 35. Семья как объект социальной работы. Технологии социальной работы с семьей
  • 36. Семейная политика в Российской Федерации: сущность и основные направления
  • 37. Социально-правовая защита детства. Социальная работа с детьми и подростками
  • 38. Гендерный подход в практике социальной работы
  • 39. Социальное положение женщин в России. Социальная поддержка женщин в условиях реформ
  • 40. Технологии ср по охране материнства и детства
  • 41. Особенности социальной работы с мигрантами и беженцами
  • 42. Проблемы занятости населения в современной России. Практика социальной работы с безработными
  • 43. Специфика социальной работы в пенитенциарных учреждениях
  • 44. Бедность и нищета как социальные явления. Социальная защита малообеспеченных слоев населения
  • 45. Технологии социальной работы с военнослужащими и их семьями
  • 46. Основы социальной медицины
  • 47. Содержание и методика социально-медицинской работы
  • 48. Сиротство как одна из актуальных проблем современности: причины, последствия, динамика
  • 49. Одиночество как социальная проблема
  • 50. Организационно-административная работа в системе социальных служб, учреждений и организаций
  • 50. Организационно-административная работа в системе социальных служб, учреждений и организаций

    Задача организационно-распорядительной или организационно-административной деятельности состоит в координации действий подчиненных. Организационно-административное воздействие обеспечивает четкость, дисциплинированность и порядок работы в коллективе, Искусство менеджера будет проявляться в умении определить оптимальное сочетание организационно-административных и экономических методов.

    В широком значении термин «управление персоналом» применяется как синоним термина «управление человеческими ресурсами», принципиально новой технологии кадрового менеджмента.

    Персонал предприятия можно классифицировать по различным критериям. Например, по функциям, которые выполняют работники, по уровню образования, специальностям, половозрастным признакам и т. д. Наиболее значимой представляется классификация по тем функциям, которые выполняют работники. С этой точки зрения персонал подразделяется на производственный и управленческий.

    Основная цель управления персоналом заключается в использовании с наибольшей эффективностью кадрового потенциала организации. Основополагающим элементом системы управления персоналом являются принципы работы с персоналом.

    Принципы следующие: подбор кадров по личным и деловым качествам; преемственность персонала; четкое определение прав, обязанностей и ответственности каждого работника; обеспечение условий для профессионального и должностного роста; сочетание доверия к кадрам с проверкой исполнения. На основе принципов управления персоналом формируется кадровая политика, составными частями которой являются:

    Политика занятости (анализ рабочих мест, методы найма, способы отбора, продвижение, порядок предоставления отпусков и увольнений);

    Политика обучения (повышение квалификации);

    Политика оплаты труда (система оплаты, льготы);

    Политика производственных отношений (становление определенных процедур для простого решения трудовых проблем);

    Политика благосостояния (трудовые пенсии, пособия по болезни, нетрудоспособности, медицинские, транспортные услуги, жилье, питание).

    Управление трудовыми ресурсами включает в себя следующие этапы:

    1) планирование трудовых ресурсов;

    2) набор персонала;

    4) определение заработной платы и льгот;

    5) профориентация и адаптация;

    6) обучение;

    7) оценка трудовой деятельности;

    8) подготовка руководящих кадров.

    Необходимость организационной деятельности обусловлена следующими аспектами:

    1. для достижения своих целей люди вынуждены объединяться;

    2. любая совместная деятельность будет более эффективной, если для каждого члена коллектива определено, во-первых, что он должен делать; во-вторых, за что он несет ответственность; в-третьих, кто контролирует его деятельность.

    Ответ на три эти вопроса определяет организационную роль члена любого коллектива.

    Совокупность и взаимосвязи организационных ролей образуют организационную структуру организации.

    В организационной деятельности можно выделить три основные направления:

    1. определение норм управляемости, т.е. определение того количества человек, которым эффективно может управлять руководитель;

    2. установление взаимоотношений полномочий и ответственности, которые связывают руководителей разных уровней и их подчиненных;

    3. формирование организационной структуры, т.е. деление на подразделения и установление связей между ними.

    В основе построения организационных структур лежат два основных принципа.

    Принцип единства цели, согласно которому организационная структура является эффективной, если она способствует сотрудничеству людей при достижении целей организации.

    Принцип эффективности, согласно которому организационная структура является эффективной, если способствует достижению людьми целей при нежелательных минимальных последствиях или издержках. При этом под издержками понимается не только затраты материальных и финансовых ресурсов, но и индивидуальная и групповая удовлетворенность или неудовлетворенность сотрудников существующей структурой организации.

    Эффективность деятельности социальных служб зависит от типа используемой организационной структуры. Под управлением социальной работой понимается совокупность элементов органа управления и устойчивых связей между ними, обеспечивающих ее целостность, сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях.

    Основные требования к организационной структуре: минимальное число звеньев и уровней управления, четкое распределение функций, устойчивость, непрерывность, оперативность и гибкость управления.

    Формирование трудовых ресурсов организации состоит из 4 этапов.

    1. Планирование трудовых ресурсов.

    Планирование потребности в персонале – часть общего процесса планирования в организации.

    2. Набор персонала. Как известно, цель набора персонала состоит в создании резерва кандидатов на все рабочие места с учетом, в том числе и будущих организационных и кадровых изменений, увольнений, перемещений, уходов на пенсию, окончаний сроков контрактов, изменений направлений и характера производственной деятельности.

    3. Отбор. Необходимо отобрать такого работника, который в состоянии достичь ожидаемого организацией результата.

    4. Определение заработной платы и льгот. Структура заработной платы - это базовые ставки, премиальные выплаты, социальные программы.

    Метод управления - это метод воздействия субъекта управления на объект по практическому осуществлению стратегических и тактических целей системы управления. Методы управления - это совокупность приемов и способов целенаправленного воздействия на производственный коллектив или отдельного работника с целью побудить их совершить определенные действия в интересах предприятия. Методы управления отличаются один от другого своей мотивационной характеристикой, т.е. тем, на активизацию каких мотивов поведения людей они ориентированы. Методы подразделяются на административные, экономические и социально-психологические.

    Организационные документы включают уставы, положения и инструкции. Под уставом понимается свод правил, регулирующих деятельность организаций, их взаимоотношения с другими организациями и гражданами, права и обязанности в сфере их деятельности. Уставы должны содержать определенные положения, без которых государственная регистрация организации не допускается. Так, в уставе должны быть определены: наименование организации, ее местонахождение, предмет и цели деятельности, порядок образования имущества или формирования уставного капитала, органы управления и контроля, условия реорганизации и прекращения деятельности и др.

    Положения - нормативные акты, определяющие порядок образования, структуру, функции, компетенцию, обязанности и организацию работы структурного подразделения, комиссии, деятельность должностных лиц и т.п. В отдельную группу можно выделить положения, регулирующие совокупность организационных, трудовых и других отношений по конкретному вопросу. Положения утверждаются в установленном порядке. И уставы, и положения являются сложными документами, их структура и содержание обычно определяются учреждениями- разработчиками.

    Инструкции - правовые акты, которые издаются в целях установления правил, регулирующих различные стороны деятельности организаций, их подразделений и служб, должностных лиц, граждан, а также в целях разъяснения и определения порядка применения законодательных актов.

    В любой компании есть несколько функций, без которых она обойтись никак не может, вне зависимости от того, чем данная компания занимается. И именно к таким функциям относится и административно-хозяйственная работа. В данной статье речь пойдет о наиболее значимых административно-хозяйственных функциях в компаниях, о должностях, которые эти функции могут выполнять, о месте и роли данной функции в структуре компании, а также более подробно о некоторых административных функциях, которым обычно уделяется недостаточно внимания.

    Несмотря на то, что административно-хозяйственные функции в различных компаниях типичны, тем не менее конкретное их наполнение зависит от целей, которые стоят в данный момент перед компанией, а также от размера компании и ее ресурсов. Рассмотрим наиболее типичные административно-хозяйственные функции, а также влияние на них текущих задач и ситуации в компании.

    Все административно-хозяйственные функции можно разбить на несколько групп:

    1) Текущее обеспечение деятельности:

    • обеспечение канцтоварами
    • обеспечение офисным инвентарем и расходными материалами
    • обеспечение хозяйственными товарами
    • поддержание офисной техники, мебели в рабочем состоянии (ремонт и профилактика)
    • обеспечение связи (подключение мобильных телефонов, выделенных интернетканалов, эксплуатация городских линий)
    • осуществление крупных разовых закупок (мебель, офисное оборудование)

    2) Документооборот:

    • разработка файлинг-системы
    • ведение документооборота
    • ведение архива
    • ведение библиотек, баз данных

    3) Эксплуатация здания, помещения, территории:

    • уборка помещений
    • эксплуатация зданий (электрообеспечение, сантехника, мелкий бытовой ремонт)
    • оформление помещений
    • ремонт помещений
    • обустройство прилегающих территорий
    • озеленение

    4) Организационная работа:

    • организация рабочих мест
    • организация мероприятий (праздники, корпоративные собрания, презентации)
    • организация работы переговорных
    • организация питания сотрудников
    • транспортное обслуживание
    • курьерское обслуживание
    • организация страхования сотрудников и компании
    • организация переездов

    5) Взаимоотношения со сторонними организациями:

    • взаимодействие с госорганами (вопросы эксплуатации здания, прилегающих территорий)
    • взаимодействие с арендодателями (или с арендаторами)
    • взаимоотношения с поставщиками, отслеживание договоров, счетов, проплат.

    6) Внутреннее информирование персонала:

    • организация оповещения о новых документах
    • контроль исполнения поручений
    • выпуск внутрикорпоративных изданий (газеты, бюллетени, листки), подготовка и рассылка информационных сообщений
    • организация и поддержание в актуальном состоянии Досок объявлений
    • организация внутрифирменных музеев и выставок

    Хотим обратить внимание, что часть административно-хозяйственных функций носит постоянный характер, а часть – это разовые задачи, которые могут выполняться всего несколько и даже один раз. Тем не менее, про них нужно помнить и обсуждать с сотрудниками при постановке им целей работы. Чтобы в случае необходимости решить какую-либо разовую, но глобальную задачу (например, организовать переезд) не возникал вопрос «А кто это должен делать?».

    Более того, административно-хозяйственные работники должны твердо знать, что их основное предназначение – это обеспечение бесперебойной и комфортной работы всех служб компании. Их основная задача – помогать всем остальным подразделениям компании выполнять производственные планы, что бы для этого не приходилось делать. Таким образом, список функций может быть как сокращен, так и расширен, в зависимости от конкретной ситуации.

    На то, какие именно функции и в каком объеме нужны конкретной организации, влияют следующие факторы:

    • размер компании
    • цели компании
    • находится ли здание в собственности
    • специфика деятельности компании (например, насколько часто требуется работа курьера, или насколько необходимы служебные машины)

    То есть каждая компания может самостоятельно сформировать список необходимых ей функций, проведя соответствующий анализ.

    В качестве иллюстрации приведем два примера.

    Крупное промышленное предприятие поставило цель – выйти на международный уровень и приблизить стандарты своей работы к общемировым. Планировалось развивать международное сотрудничество и принимать делегации. Предприятие владеет несколькими производственными зданиями (5 цехов, административный корпус, проходная, котельная, столовая, теплица), имеет собственную территорию. Руководство поставило задачу реорганизовать административно-хозяйственные подразделения с учетом новых требований. До преобразований на предприятии существовал административно-хозяйственный отдел, в который входили: канцелярия, архив, машинописное бюро, курьерская служба, дизайнер, уборщицы, дворники. Примечательно, что АХО подчинялся коммерческому(!) директору, который, естественно, очень редко вообще вспоминал про существование этого отдела. Кроме того, как отдельные подразделения, которые подчинялись напрямую директору завода, существовали следующие службы: отдел озеленения, транспортный цех, столовая, заводская многотиражка. Некоторые административно-хозяйственные функции вообще не были ни за кем закреплены, из-за чего регулярно возникали проблемы. Так, за мелкий бытовой ремонт никто не отвечал, и все руководители решали такие вопросы как могли, привлекая к работе своих подчиненных, которые лучше других разбирались в технике. Также не осуществлялась централизованная закупка канцтоваров и хозинвертаря, а также офисного оборудования. Опять же каждый руководитель отдела закупал все необходимое самостоятельно, никто не отслеживал сметы на эти расходы.

    Руководство завода видело неэффективность данного направления и решило провести реорганизацию. В итоге было создано отдельное подразделение, которое возглавил заместитель директора по общим вопросам (новая должность). Ему были подчинены следующие службы: АХО, столовая, транспортный цех, отдел по благоустройству территории и озеленению, служба безопасности, многотиражка.

    Претерпела изменения и структура административно-хозяйственного отдела. В него вошли:

    • канцелярия
    • архив
    • административный сектор (организация работы переговорных, встреч делегаций, мероприятий, заказа билетов и гостиниц и т.д.)
    • сектор обеспечения текущей деятельности (закупка канцтоваров и хозинвентаря, закупка мебели и оборудования, мелкий ремонт, обеспечение связи, оформление помещений, организация рабочих мест)
    • сектор по обеспечению чистоты (уборщицы)

    Таким образом, было введено два новых отдела (административный сектор и сектор обеспечения текущей деятельности), упразднено машинописное бюро (в связи с переходом на электронный документооборот) и курьерская служба (расчет показал, что услуги сторонних организаций обходятся дешевле). Дворники перешли в подчинение отделу по благоустройству территории. В результате преобразований существенно сократились расходы за счет освобождения основных подразделений от выполнения несвойственных функций (ремонт, закупки), а также за счет того, что осуществление централизованных закупок канцтоваров и хозинвентаря позволило получать существенные скидки за объем, а также привело к необходимости точного учета расходования канцтоваров, что тоже дало существенную экономию.

    Пример 2.

    Небольшая организация (издательский бизнес) арендовало несколько помещений в офисном здании. Ремонт помещения, электрообеспечение, сантехнические работы, питание (столовая) обеспечивали арендодатели. Ранее все необходимые административные функции выполняла секретарь. По мере необходимости ей помогали и другие сотрудники. Но постепенно компания разрослась, и задач стало так много, что было принято решение ввести специальную должность для этой работы. Было решено выделить должность офис-менеджера со следующими функциями:

    • текущее обеспечение деятельности в полном объеме
    • курирование работы секретаря, уборщицы, курьера, водителя, IT-менеджера
    • взаимодействие (оформление договоров, учет первичных бухгалтерских документов, контроль проплат) со сторонними организациями (поставщики, арендодатели)
    • организация работы переговорной
    • обеспечения внутреннего информирования в компании (подготовка текстов информационных рассылок, выпуск Новостного листка, оформление Доски объявлений)

    Таким образом, мы видим, что для определения функций и задач административно-хозяйственного блока в компании необходимо:

    • провести анализ текущего состояния компании, определить недостающие функции
    • определить цели направления, исходя из целей компании
    • обозначить специфику компании и ее влияние на цели направления
    • выявить «узкие» места; моменты, которые могут помешать реализовать цели
    • просчитать целесообразность выполнять какие-то работы своими силами или с привлечением сторонних подрядчиков
    • определить лучший формат реализации данной функции (один сотрудник, отдел, целая служба)
    • решить вопрос подчиненности данной должности

    Формат статьи не предоставляет возможности подробно рассмотреть каждую из функций административно-хозяйственного отдела, поэтому остановимся только на двух функциях, которым обычно уделяется недостаточно внимания. По нашему опыту, нарекания к административно-хозяйственному отделу чаще всего возникают по следующим вопросам:

    • организация рабочих мест сотрудников
    • выполнение заявок на мелкий ремонт

    Так как эти задачи относятся к разряду межфункциональных, то чаще всего проблемы возникают из-за несогласованности действия различных подразделений. В данной ситуации роль АХО заключается в организации всего процесса и согласовании работы всех служб. А так как претензии обычно относятся к срокам выполнения этих задач, то очевидно, что проблемы лежат в так называемом сетевом планировании. Рассмотрим, каким образом лучше построить организацию выполнения каждой из этих задач.

    Организация рабочих мест

    Так как новые рабочие места в компаниях организуются не каждый день, то обычно никаких регламентов по поводу данного процесса не разрабатывается, а задача решается по ситуации, чаще всего аврально. Но именно Регламент организации нового рабочего места позволит на бумаге распланировать весь процесс, понять, каким образом его можно оптимизировать, и что в какой последовательности лучше предпринимать. Особенно это актуально для компаний, которые поставили цели активного развития, что чаще всего связано с расширением штатов.

    Первое, с чего необходимо начать данную работу – это составить описание рабочего места. Такое описание должно включать перечень необходимой мебели и оборудования для типичного рабочего места. Можно провести градацию рабочих мест в зависимости от уровня должности (топ-менеджер, руководитель среднего звена, исполнитель) и специфики деятельности (наличие посетителей, использование дополнительного специального оборудования или инвентаря, особые требования к температуре помещения, освещенности и т.п.).

    В идеале лучше составить описание рабочего места каждой должности. Однако это очень трудоемкая работа, поэтому на первом этапе можно ограничиться составлением описания типового рабочего места, а также рабочих мест отдельных (специфичных) должностей. Например, для секретаря важно предусмотреть наличие хозяйственного шкафчика для хранения посуды, хозяйственных принадлежностей, еды. Для работника лаборатории важно предусмотреть достаточное освещение и определенный температурный режим. Для сотрудников работающих с клиентами – наличие мест ожидания посетителей. А для главного бухгалтера – сейф.

    Приведем пример описания типичного рабочего места офисного сотрудника.

    Показатель

    Значение показателя

    Примечание*

    Площадь рабочего места

    Минимум 4 кв.м.

    Исходя их этого показателя рассчитывается максимально допустимое количество рабочих мест в каждом рабочем помещении

    Освещенность

    Достаточно общего освещения

    Для некоторых рабочих мест может требоваться дополнительное местное освещение

    Необходимая мебель

    Стул – 2 шт.

    Один стул для посетителей

    Тумба подвижная

    Шкаф для документов

    Необходимое оборудование

    Компьютер

    Общего пользования для нескольких помещений

    Инвентарь

    Калькулятор

    Бокс для хранения дискет

    Съемный диск

    Канцелярский набор

    (в том числе, скрепки, линейка, кнопки, ручки, карандаши, ластик)

    * В Примечании реального документа лучше всего указать координаты поставщика по данному пункту.

    Таким образом, если заранее понятно, что именно нужно для организации рабочего места, то проще продумать, как организовать весь процесс.

    Основной принцип в данном случае — определить, что лучше иметь в запасе постоянно (на случай приема нового сотрудника), а что закупать уже после получения информации о выходе нового человека. Так, например, по инвентарю лучше иметь небольшой запас, тем более что он может понадобиться и работающим сотрудникам. Если позволяют площади можно иметь в запасе и столы со стульями. А вот хранить про запас компьютер вряд ли стоит – это и дорого, и, что самое главное, такая техника быстро морально устаревает и хранить ее без работы неэффективно.

    Для сокращения времени организации рабочего места, в АХО должна иметься актуальная информация о поставщиках мебели и оборудования. Если же такая информация не учитывается и не хранится, то административному работнику придется потратить сначала довольно много времени на то, чтобы найти необходимых поставщиков и выбрать среди них тех, которые подходят в данной ситуации.

    Вообще, лучше всего составить матрицу всего бизнес-процесса организации рабочего места и указать в ней все отделы, участвующие в процессе, а также какой отдел, что и в какие сроки должен делать. Это тем более важно, так как проколы очень часто происходят именно из-за сбоев в передаче информации.

    Приведем упрощенный пример бизнес-процесса организации нового рабочего места.

    Действие

    Примечание

    Решение о приеме нового сотрудника

    Решение принимает директор и согласует дату с отделом кадров

    Отдел кадров информирует АХО о дате выхода нового сотрудника, предоставляет заявку с указанием особых требований

    В тот же день, что принято решение

    Составление Плана подготовки нового рабочего места на основе типового плана и текущей ситуации. Ревизия того, что есть в наличие, а что необходимо закупить.

    АХО составляет в день получения заявки и утверждает у директора (в том числе и смету)

    Решение о размещении нового рабочего места (в каком помещении, каким образом)

    Вопрос обсуждается отделом кадров и АХО при обсуждении заявки. Согласованное решение утверждается у директора

    АХО проводит обсуждение с IT -специалистом требований к оборудованию и ставит ему задачи по срокам

    Сроки согласно плана

    АХО осуществляет заказ всего необходимого у поставщиков

    АХО получает от поставщиков счета и передает их бухгалтерию для оплаты

    Сразу после получения счетов

    АХО контролирует осуществление оплаты и доставки

    АХО организует процесс установки мебели и оборудования, проверяет готовность рабочего места

    Накануне выхода нового сотрудника

    Выполнение заявок на мелкий ремонт

    Нарекания по данному вопросу возникают чаще всего потому, что внимание ему уделяется по остаточному принципу. Информация от сотрудников не учитывается, не планируется ее выполнение и как следствие – поручения забываются и не выполняются. Решается данная проблема относительно просто.

    Прежде всего, необходимо завести журнал заявок и назначить сотрудника, ответственного за постоянный контроль поступающих заявок и выдачу заданий исполнителю. Эту функцию может выполнять и сам руководитель АХО. Он должен установить периодичность просмотра журнала и далее ставить задачу исполнителям и контролировать выполнение. Еще лучше организовать подачу заявок в электронном виде.

    Форма заявки может быть следующая:

    Дата обращения

    Подразделение сотрудник, подающий заявку

    Суть заявки, что необходимо сделать

    Срок исполнения

    Ответственный

    Срок выполнения

    Качество выполнения

    бухгалтер

    Отремонтировать аппарат по счету денег

    Техник АХО

    Хорошее, претензий нет

    Процедура работы с такой заявкой может быть следующая:

    • Столбцы 1 – 4 заполняются заявителем при подаче заявки.
    • Столбец 4 (срок выполнения заявки) может быть скорректирован руководителем АХО (или сотрудником, ответственным за распределение заявок), после согласования с заявителем.
    • Столбец 5 заполняется руководителем АХО (или сотрудником, ответственным за распределение заявок), после чего заявка передается исполнителю.
    • После выполнения заявки исполнитель заполняет столбец 6 (срок выполнения) и подписывает заявку у заявителя, который должен поставить свою подпись в столбце 7 и указать качество выполнения заявки с его точки зрения, а также указать претензии, если они есть.
    • После этого оформленная заявка передается руководителю АХО для контроля и подшивается в папку, а ее данные учитываются при стимулировании.

    Для повышения эффективности работы по выполнению мелкого ремонта немаловажно привязать стимулирование административных работников к качеству и скорости отработки заявок. Обоснованное нарекание кого-то из сотрудников должно приводить к наказанию исполнителя.

    Чтобы обеспечить справедливость, лучше всего установить нормы выполнения заявок. Для этого составляется полный перечень возможных заявок (который можно пополнять по прецеденту) и устанавливаются нормы выполнения по каждому пункту.

    По данному вопросу типовых норм не существует, поэтому каждая компания устанавливает свои собственные нормы, исходя из своей специфики и текущих задач. Например,

    Итак, мы рассмотрели, перечень наиболее типичных функций административно-хозяйственного персонала, влияние на содержание данных функций целей компании, ее размеров и специфики. А также более подробно вопрос о том, как можно построить процесс организации рабочего места и процесс выполнения заявок на мелкий ремонт. Как мы показали, данные задачи решаются за счет детального планирования и четкого прописывания бизнес-процессов, т.е. важно установить четкую процедуру выполнения данной работы, составить регламент, ознакомить всех, кто задействован в его исполнении, и постоянно контролировать этот процесс. Задача чисто управленческая. В любой деятельности грамотное управление резко повышает эффективность всего процесса, поэтому и административно-хозяйственными функциями в организации также необходимо управлять, и в этом заложен огромный резерв развития.

    ,