аутсорсинг договор легализация лицензия

В ходе модернизации ВС произошла передача нетрадиционных функций от воинских частей к иным организациям и предприятиям. На сегодняшний день наиболее распространенной формой реализации аутсорсинга в Вооруженных Силах Российской Федерации является передача воинскими частями сторонним организациям выполнения следующих функций: организация питания личного состава; банно-прачечное обслуживание; хранение и освежение запасов материальных средств; выполнение внутригарнизонных перевозок воинских грузов и военнослужащих; заправка военной техники горючим; погрузочно-разгрузочные работы; хлебопечение; торгово-бытовое обслуживание; химическая чистка и ремонт обмундирования и обуви; эксплуатация зданий и сооружений; содержание и уборка территории и служебных помещений; вывоз мусора; охрана отдельных объектов воинской части; организация подписки на периодические издания, доставка периодических изданий и почтовых отправлений.

Аутсорсинг позволяет военной организации сократить издержки и значительно снизить трудоемкость и затраты на реализацию хозяйственных, обеспечивающих функций и сконцентрироваться на главных задачах (поддержание должного уровня боеготовности и боеспособности воинской части, повышение боевой выучки личного состава и т.п.), не отвлекаясь на вспомогательные.

К выгодам применения аутсорсинга можно отнести:

  • - освобождение внутренних ресурсов военной организации для реализации ее главных целей (возможен синергетический эффект);
  • - повышение качества получаемых продуктов и услуг;
  • - использование исполнителем специализированного оборудования, специальных знаний и технологий, которые у воинской части отсутствуют;
  • - использование конкуренции на рынке исполнителей, когда имеется возможность заключить контракт на оказание услуг методом аутсорсинга с наиболее выгодными для военной организации условиями;
  • - разделение и частичная передача другой организации, с которой заключен контракт, рисков хозяйственной деятельности.

Вместе с тем использование аутсорсинга в Вооруженных Силах Российской Федерации может сопровождаться негативными явлениями:

  • а) уровень профессионализма сотрудников аутсорсинговой компании - аутсорсера (как исполнителя, так и его руководителя) может оказаться недостаточным для выполнения работ или оказания услуг на должном уровне;
  • б) недостаточность у воинской части рычагов контролирующего, управляющего воздействия на организацию, поставляющую услуги, что может привести к снижению качества услуг и увеличению затрат;
  • в) наличие рисков нарушения сохранности военного имущества, безопасности и утечки сведений конфиденциального характера и сведений, составляющих государственную тайну, вследствие предоставления права доступа сторонних организаций и их представителей на территорию военных объектов, к документам, к информации и материальным ценностям военных организаций;
  • г) затрудненность, а зачастую невозможность использования данного способа оказания услуг вне места постоянной дислокации воинской части, в период учений, выходов кораблей в море, выполнения воинской частью учебно-боевых и боевых задач, а также в воинских частях, дислоцированных в отдаленных, малонаселенных местностях, где отсутствуют какие-либо гражданские структуры, с которыми можно было бы заключить соответствующие договоры.

Отношения между организацией - получателем услуг и организацией - поставщиком этих услуг (аутсорсером) возникают на основании договора аутсорсинга, под которым в научной литературе понимается соглашение, в результате которого одна сторона (заказчик) за вознаграждение передает свои функции или виды деятельности (производственные, сервисные, информационные, финансовые, управленческие и пр.) либо бизнес-процессы (организационные, финансово-экономические, производственно-технологические, маркетинговые и пр.) другой стороне (аутсорсеру), располагающей необходимым для этого квалифицированным персоналом (ресурсами), для участия в производственном процессе, управлении производством либо для выполнения иных задач, связанных с производством и (или) реализацией товаров заказчика . Это взаимообязывающий, возмездный, длящийся договор. Его особенностью является то, что действия обязанного лица индивидуализируются путем уточнения характеристик как самой деятельности (действий) персонала аутсорсера, так и его профессиональных качеств (наличие специального образования, профиля деятельности, стажа работы и т.д.).

Концепция применения аутсорсинга сводится к трем основным принципам:

  • 1) каждый должен заниматься своим делом и иметь возможность сконцентрироваться только на нем;
  • 2) решение сопутствующих и второстепенных задач нужно поручить тому, кто справится с ними эффективнее;
  • 3) такое распределение работы экономит средства заказчика и приносит доход исполнителю (аутсорсеру) .

Таким образом, для оптимизации аутсорсинга следует рассмотреть российский и зарубежный опыт.

За последние несколько лет термин "аутсорсинг" получил достаточно широкое распространение на российском рынке услуг, являясь сравнительно новым механизмом развития бизнеса. Сущность данного понятия заключается в операциях по передаче непрофильных функций или бизнес-процессов внешней организации, располагающей необходимыми для этого ресурсами, на основе долгосрочного соглашения. При этом имеет место непрофильный характер для компании-заказчика функций, передаваемых в аутсорсинг, потому как передавать аутсорсеру свои основные стратегические функции или бизнес-процессы практически всегда является нецелесообразным решением.

С юридической точки зрения аутсорсинг является договором об оказании определенного вида услуг исполнителем, располагающим необходимыми для этого ресурсами, на основе долгосрочного соглашения, который обязуется по заданию заказчика оказывать услуги (совершать определенные действия или осуществлять определенную деятельность), а заказчик обязуется своевременно оплачивать эти услуги. Во многих случаях оказание услуг аутсорсинга регулируется нормами договора возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ), по которому исполнитель (организация - аутсорсер) обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ).

Сложность в правовой реализации договора об оказании услуг аутсорсинга состоит прежде всего в его новизне на российском рынке услуг, недостаточно детальной изученности, а также разноплановости данного договора.

Существует множество теорий и систем правового регулирования гражданско-правовых отношений. Однако, по мнению специалистов, наиболее рациональной для подобного случая будет являться четырехуровневая система нормативного регулирования деятельности по оказанию услуг аутсорсинга по подобию той, которую рассматривал П.И. Камышанов применительно к аудиторской деятельности . Каждый уровень должен обладать определенными видами документов, областью регулирования и степенью их разработанности.

Первый (верхний) уровень должен включать закон об аутсорсинге (деятельности по оказанию услуг аутсорсинга), который бы относился к основным законодательным актам. Он определял бы всю процедуру заключения и исполнения договора. В настоящее время это является особенно важным составляющим для российского законодательства, поскольку институт аутсорсинга уже получает распространение в нашей стране, что в отсутствии соответствующего нормативного регулирования создает дополнительные трудности для участников данных правоотношений.

К документам второго уровня, регулирующим деятельность по оказанию услуг аутсорсинга, должны будут относиться федеральные правила (стандарты), а также законодательные и подзаконные нормативные акты. Они определяли бы общие вопросы регулирования деятельности по оказанию услуг аутсорсинга, обязательные для исполнения субъектами рынка.

Третий уровень должен будет охватывать внутренние стандарты компаний, оказывающих услуги аутсорсинга, а также нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации деятельности по оказанию услуг аутсорсинга и применения аутсорсинга в конкретных отраслях.

Четвертый уровень документов, регулирующих деятельность по оказанию услуг аутсорсинга, должны будут составлять внутренние стандарты такой деятельности, которые бы разрабатывали компании-поставщики услуг аутсорсинга на базе федеральных правил (стандартов) и практики аутсорсинга. Содержание и форма таких документов являлись бы прерогативой организаций, предоставляющих услуги аутсорсинга, их ноу-хау. Эти стандарты определяли бы качество работы и престиж компаний-поставщиков услуг аутсорсинга.

Альтернативным вариантом решения данной проблемы, может являться включение в Гражданский кодекс Российской Федерации отдельных норм, регулирующих процесс оказания услуг аутсорсинга.

Легализация системы предоставления услуг по договору аутсорсинга в России к данному моменту обрела острую необходимость, что связано с бурным развитием подобного вида услуг в нашей стране. А как такая легализация будет происходить, это прерогатива законодательных органов. В данном случае может быть несколько вариантов: принять специальный нормативный правовой акт или внести соответствующие изменения в действующее законодательство. При этом можно найти правовую форму для той модели аутсорсинга, которая существует в настоящее время, или же предусмотреть гарантии для заемных работников и разделить ответственность за соблюдение трудовых прав работников между реальным и формальным работодателем. Второй вариант создает определенную систему защиты работников, их трудовых прав. Однако предоставление работникам гарантий защиты их трудовых прав лишит заемный труд привлекательности, поскольку идея его использования базируется на стремлении работодателя минимизировать свои обязательства перед работниками .

Законом не регламентирован порядок регистрации аутсорсинговых фирм. По мнению юристов, аутсорсинговые фирмы должны регистрироваться как организации, создаваемые в целях осуществления предпринимательской деятельности, а именно оказание услуг аутсорсинга, и могут иметь любую организационно-правовую форму коммерческого характера, предусмотренную законодательством РФ.

Однако, деятельность по оказанию услуг аутсорсинга должна быть лицензируемой (разумеется не вся, а та, которая требует лицензии в соответствии с Законом), так как осуществление отдельных направлений (ИТ-аутсорсинг) данного вида деятельности при определенном стечении обстоятельств может повлечь за собой нанесение ущерба не только правам и законным интересам граждан, но и обороне и безопасности государства, о чем как раз-таки говорится в ст. 4 (критерии определения лицензируемых видов деятельности) ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". К тому же в ст. 17 вышеупомянутого Закона определен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. В соответствии с п. 11 ч. 1 указанной статьи, к одному из лицензируемых видов деятельности относится деятельность по технической защите конфиденциальной информации (которая как раз-таки может являться аутсорсинговой). Поскольку аутсорсинг охватывает многие сферы деятельности, то это не единственный пример тому, что деятельность по оказанию услуг аутсорсинга может являться лицензируемой.

Таким образом, по мнению специалистов, организация-аутсорсер обязана иметь лицензию на осуществление ею тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с положениями Закона о лицензировании.

Поскольку порядок получения лицензии на осуществление аутсорсинговой деятельности в Законе не определен, как, собственно, и остальные моменты данной деятельности, постараемся кратко обозначить основные положения о том, как может осуществляться такое лицензирование. Федеральным органом исполнительной власти, который бы мог осуществлять лицензирование деятельности по оказанию услуг аутсорсинга, может быть Министерство финансов Российской Федерации, а в случае лицензирования ИТ-аутсорсинга - Федеральная служба по техническому и экспортному контролю. Лицензия должна будет выдаваться сроком не менее чем на 5 лет, как установлено в ст. 8 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Однако срок данной лицензии сможет продляться по заявлению лицензиата неограниченное количество раз. Также на осуществление аутсорсинговой деятельности должны быть установлены специальные формы бланков лицензии, где должны быть указаны все необходимые реквизиты, а именно: номер лицензии, организационно-правовая форма и наименование организации-аутсорсера, место нахождения организации-аутсорсера по учредительным документам, при необходимости иные сведения об организации-аутсорсере (к примеру, конкретная сфера осуществления аутсорсинговой деятельности). Также в бланке лицензии на осуществление деятельности по оказанию услуг аутсорсинга должна иметься фраза примерно следующего содержания: "Разрешается осуществление деятельности по оказанию услуг аутсорсинга в течение пяти лет с указанной даты принятия решения о предоставлении настоящей лицензии", после которой должна быть подпись уполномоченного на выдачу такой лицензии лица, а также сведения о продлении лицензии.

Помимо этого, Правительством Российской Федерации должно быть утверждено постановление о лицензировании деятельности по оказанию услуг аутсорсинга, где будут указаны требования, предъявляемые к организации-аутсорсеру. По нашему мнению, в число таких требований должны включаться следующие:

Для получения лицензии соискатель лицензии должен будет направить или представить в лицензирующий орган следующие документы:

заявление о предоставлении лицензии и документы (копии документов), которые указаны в п. 1 ст. 9 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";

копии документов, подтверждающих квалификацию специалистов в конкретной выбранной сфере деятельности (дипломов, удостоверений).

Лицензирующему органу, как и полагается, должно быть предоставлено право проводить проверки деятельности лицензиатов (организаций-аутсорсеров) на предмет соответствия лицензионным требованиям. Основаниями для проведения таких проверок аутсорсинговых организаций может быть следующее:

распоряжение уполномоченного должностного лица лицензирующего органа;

план проверок, утвержденный лицензирующим органом;

обращения и жалобы заказчиков аутсорсинговых услуг;

обращения правоохранительных органов на допущение лицензиатом при осуществлении им аутсорсинговой деятельности нарушения законодательства.

При выявлении нарушений законодательных актов в процессе проверки контролируемых объектов аутсорсер должен своевременно предупредить клиента о незаконности его действий и об их возможных неблагоприятных последствиях. Однако аутсорсер должен сделать все, чтобы не допустить нарушений законодательных актов клиентом, соблюдение которых проверяет и контролирует уполномоченный на то субъект.

Поскольку договор аутсорсинга обладает большим множеством позитивных факторов, влияющих на процесс волеобразования заказчика при заключении договора об оказании услуг аутсорсинга и формирования его содержания, это, несомненно, диктует дальнейшую необходимость законодательного регулирования отношений, возникающих из договоров об оказании услуг аутсорсинга. В связи с этим необходимо разработать правовые нормы, непосредственно предназначенные для регулирования правоотношений по такому актуальному в наше время договору, как договор об оказании услуг аутсорсинга. К таким правовым нормам, на наш взгляд, прежде всего, следует отнести закон об аутсорсинге (деятельности по оказанию услуг аутсорсинга), который бы относился к основным законодательным актам, определяющим всю процедуру заключения и исполнения договора. Также федеральные правила (стандарты), законодательные и подзаконные нормативные акты, которые определяли бы общие вопросы регулирования деятельности по оказанию услуг аутсорсинга, обязательные для исполнения субъектами рынка, нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации деятельности по оказанию услуг аутсорсинга и применения аутсорсинга в конкретных отраслях.

Таким образом, в современных условиях отмечается необходимость правовой регламентации в сфере аутсорсинга. Исходя из современных требований к организации предпринимательства и бизнеса в России, следует учитывать формирующиеся требования и запросы юридических лиц в сфере аутсорсинга.

Полковник В. Печорский

В США под аутсорсингом понимается использование на конкурсной основе сторонних организаций для выполнения непрофильных (вспомогательных) функций военного ведомства путем заключения соответствующего долгосрочного контракта. Сторонними организациями могут быть как государственные организации, так и (в основном) частные компании.

В вооруженных силах США аутсорсинг используется как для обеспечения повседневной, так и боевой деятельности. В соответствии с американским законодательством военное ведомство обязано оптимально (с точки зрения стоимости и качества работ) организовывать выполнение вспомогательных функций, используя в качестве альтернативы возможности коммерческих специализированных предприятий.


Согласно многолетним наблюдениям Пентагон является основным федеральным органом Соединенных Штатов, масштабно привлекающим для обеспечения своей жизнедеятельности и решения иных задач сторонние частные организации. Наиболее востребованными функциями, которые в ВС США традиционно передаются для исполнения компаниям-подрядчикам, являются: материально-техническое обеспечение; содержание объектов инфраструктуры, пунктов дислокации и обслуживание территорий; техническое обслуживание и ремонт ВВТ; предоставление бытовых и финансовых услуг; выполнение ремонтных и строительных работ.

По мнению экспертов Пентагона, аутсорсинг позволяет обеспечить:

Необходимое качество при существенном сокращении расходов за счет привлечения узких специалистов со значительным опытом работы в той или иной сфере;

Высокие боеготовность и боеспособность войск за счет сосредоточения основного внимания на решении основных задач;

Внедрение современных технологий;

Высокий уровень гибкости и оперативности при принятии решений;

Экономию за счет исключения временных и финансовых затрат на повышение профессионального уровня и совершенствование квалификации персонала, организацию рабочих мест, обеспечение страховых и премиальных выплат;

Высвобождение времени и ресурсов руководства ВС всех категорий для выполнения ими основных служебных обязанностей;

Возможность выбора наиболее оптимальных вариантов использования компаний-подрядчиков за счет конкуренции на рынке потенциальных исполнителей, их адаптированности к требованиям заказчика и заинтересованности в поддержании взаимодействия на долгосрочной основе;

Финансовые и юридические гарантии компенсации внешними организациями возможного ущерба.

К главным недостаткам аутсортинга относят:

Риск утраты (в том числе необратимой) персоналом вооруженных сил США уникальных знаний и опыта, необходимых при решении ряда специфических задач, таких как ремонт, подготовка к эксплуатации и обслуживание современных образцов вооружения и военной техники, ведение разведки, оценка и обработка получаемой информации, обучение личного состава по прикладным дисциплинам в качестве инструкторов;

Возможность значительной недооценки базовых накладных расходов при принятии решения о передаче функций внешней организации;

Сложность контроля за ходом выполнения масштабных работ, что приводит к риску их некачественного выполнения;

Ограниченность рычагов управляющего воздействия на исполнителей;

Отсутствие преемственности при смене компании-подрядчика.

После начала военных операций ВС США и союзников в Ираке и Афганистане, а также в ходе последующей стабилизации обстановки и постконфликтного урегулирования в этих странах беспрецедентный размах приобрело привлечение персонала частных военных компаний (ЧВК) к выполнению задач в интересах воинских контингентов американских войск. На текущий момент на афганской и иракской территории по контракту с Пентагоном действуют около 138 тыс. представителей различных ЧВК (из них только 42,9 тыс. - граждане США).

Сильными сторонами аутсорсинга при использовании частных военных компаний в ходе операций по стабилизации обстановки и постконфликтному урегулированию в передовых зонах в Пентагоне считаются: - значительно более короткие, чем у резервных компонентов ВС США, сроки подготовки персонала, оборудования и материальных средств ЧВК к переброске за рубеж и выполнению возлагаемых на них функций;

Отсутствие жесткого, определенного законом, периода пребывания персонала частных компаний в передовых зонах или районах;
- отсутствие необходимости дополнительной специальной подготовки сотрудников ЧВК, так как они обычно являются высококвалифицированными специалистами с опытом работы в силовых структурах или службы в «горячих точках»;

Широкое задействование компаний-подрядчиков, что позволяет Пентагону сократить численность группировок американских войск в передовых зонах и районах боевых действий и, как следствие, уменьшить расходы на их содержание и ротацию, а также значительно снизить боевую нагрузку на личный состав и освободить его от выполнения несвойственных военнослужащим функций.

Численность персонала ЧВК США

Государства, где задействованы ЧВК Представители ЧВК Итого
Граждане США Местные граждане Граждане третьих стран
Афганистан 31 814 38 270 39 480 109 564
Ирак 2 314 2 065 4 621 9 000
Сопредельные страны 8 764 782 9 297 18 843
Всего 42 892 41 117 53 398 137 407

К основным недостаткам привлечения частных военных компаний относятся:

Полное отсутствие фактора идейной (идеологической) мотивации персонала;

- «излишняя самостоятельность» в действиях и решениях представителей частных компаний, выражающаяся в неправомерном или непропорциональном применении силы против местного населения, игнорировании установленных командованием контингента требований и правил, нарушении дисциплины и т. д.;

Отсутствие эффективного контроля за деятельностью ЧВК, способствующее увеличению случаев коррупции и финансовых махинаций.

Несмотря на продолжающуюся практику широкого задействования аутсорсинга в ВС США, руководство Пентагона в последние годы предприняло ряд мер, направленных на снижение ведомственной зависимости от сторонних компаний. В апреле 2009 года министр обороны США Р. Гейтс объявил о своем решении открыть в 2010 финансовом году 13 тыс. новых должностей для гражданского персонала с целью передачи ему функций, традиционно выполняемых представителями коммерческих структур. К 2015 финансовому году общее число таких должностей предполагается довести до 30 тыс.

В сентябре 2011 года Пентагон уведомил национальный конгресс о том, что в течение 2010 финансового года были открыты 16 782 должности гражданских служащих для замены персонала внешних организаций (42 проц. новых должностей в сухопутных войсках, 28 проц. - в ВВС, 16 проц. - ВМС и 14 проц. - в органах центрального подчинения Минобороны). Данные изменения были проведены в основном (более половины случаев) из соображений экономии бюджетных средств.

Руководство министерства обороны США и федеральных контрольных органов признает, что на текущий момент не представляется возможным в полной мере объективно оценить результаты предпринимаемых шагов, поскольку финансовые, социальные и кадровые последствия могут проявиться только через значительный период времени.

Как приживается система аутсорсинга в экстремальных условиях Заполярья, на суровых и относительно безлюдных просторах Кольского полуострова? Способны ли гражданские предприятия вместе с группой дивизионов зенитного ракетного полка выйти, к примеру, на боевые стрельбы - несколько часов по бездорожью Кольского полуострова и морем - к острову Кильдин?.. Об этом - беседа корреспондента «Красной звезды» с заместителем командира заполярного радиотехнического полка (бригады воздушно-космической обороны) по материально-техническому обеспечению подполковником Бахтиёром Бабаджановым.

Бахтиёр Ташпулатович, насколько успешно удаётся обеспечивать всем необходимым радиотехнический полк нового облика в Заполярье?
- Сегодня основная сложность в том, что обязанности заместителя командира полка по материально-техническому обеспечению включают несколько прежних должностных сфер. Поэтому мне и небольшому коллективу подчинённых (пять офицеров и десять гражданских специалистов) приходится одновременно снабжать подразделения всем - техникой, оружием, боеприпасами, продовольствием, горючим - на широком географическом пространстве. Более пятнадцати подразделений полка разбросаны по всему Кольскому полуострову, и мы используем различные схемы обеспечения с привязкой к тем или иным условиям и ближайшим складам. Имеются особенности. К примеру, всё вещевое и техническое обеспечение в полном объёме, централизованно идёт непосредственно через меня (вооружение, заводское обслуживание техники). Продовольственное снабжение организовано по региональному принципу. Все подразделения южнее Мончегорска обеспечиваются через Северный флот, то есть через мурманские склады и Оленегорский гарнизон. Западное направление обеспечиваем через заозёрские склады и Видяево. Северная сторона Кольского полуострова - отдельное направление. Кашкаранцы, Гремиха и Дальние Зеленцы обеспечиваются всем необходимым по навигационному принципу - получаем на Северном флоте полуторагодичный запас продовольствия для трёх подразделений полка и завозим морем. На Кольском полуострове есть точки, до которых аутсорсинг ещё не дошёл, потому что только морем в навигацию или вертолётом можно долететь (если погода позволит), а ближайший населённый пункт - в сотне километров.

С учётом удалённости при переходе на аутсорсинг возникли определённые
трудности. Котельные и столовые наши разбросаны на огромной территории, и не везде есть местные жители, которые могли бы работать в рамках новой системы. Должности военных поваров и кочегаров сокращены, однако столовые и котельные нельзя оставлять без присмотра. Поэтому кое-где пришлось брать солдат из боевого расчёта и делать из них нештатных поваров и кочегаров.
- В каком процентном отношении материально-техническое обеспечение полка переведено сегодня на аутсорсинг?
- Материально-техническое обеспечение - многопланово, и сложно передать обстановку в процентах. Тем более что на новую систему полк перешёл относительно недавно - в декабре 2011 года. На юге Кольского полуострова (Мончегорск, Ковдор) аутсорсинг внедряется лучше. Накоплен определённый положительный опыт обеспечения отоплением и питанием. Приживается и уборка территорий. На северной стороне - проблем больше. И даже в относительно крупных гарнизонах сторонние фирмы к уборке территорий и помещений приступили лишь в апреле. Дело новое, шероховатости неизбежны. При этом у нас есть объекты, на которые мы не можем допускать гражданских лиц. Знаете, дворник с допуском - это проблема. Таким образом, полковая уборка охвачена аутсорсингом примерно на 60 процентов.
По продовольствию на аутсорсинг мы перешли в одиннадцати подразделениях из шестнадцати.
В трёх точках: Ханлаута, Гремиха, Кашкаранцы пока нет перемен с питанием. А там, где уже властвует аутсорсинг, к сожалению, меню-раскладка из Санкт-Петербурга не всегда соответствует ассортименту продуктов на складе.
Отопление передано почти полностью, за исключением двух отдалённых объектов на Ханлауте и Гремихе. Есть протокольно-технологическая проблема с поставкой отопительного мазута в посёлок Килп-Явр. Войска ушли, а люди остались.
С топливом для техники проблем нет. Правда, наши объёмы не вызывают интереса у коммерсантов. Зато Северный флот никогда не подводит.
Большинство подразделений обеспечивается электроэнергией по промышленным сетям, и лишь в трёх отдалённых точках работаем от своих дизель-генераторов. К сожалению, аварийные источники питания, новые дизель-генераторы не получаем уже около 18 лет. Переделываем списанные генераторы боевых станций. Стараемся поддерживать в удовлетворительном техническом состоянии то, что имеем. При этом должен отметить улучшение работы в подразделениях представителей заводов-изготовителей нашей техники.
- Как действует система доставки материально-технического имущества?
- Транспортная тема - тонкая. У нас нет специального транспорта, при управлении осталось всего шесть единиц автомобилей, и каждый имеет лимит в 1.500 км. Выручают Северный флот и батальон центроподвоза. Пользуемся морем, однако должен заметить, если администрация Мурманской области перестанет поддерживать дотациями единственную пассажирскую линию в Баренцевом море, маршрут на Гремиху теплохода ледового класса «Клавдия Еланская» (весь маршрут: Мурманск - Йоканьга), то мы не сможем обеспечить побережные подразделения даже питанием. А семьи военнослужащих не смогут выехать в отпуск Большую землю. Такая опасность есть, ведь маршрут экономически невыгоден.
- Бахтиёр Ташпулатович, в 1990 году вы окончили Горьковское высшее военное училище тыла и уже 19 лет служите на Севере. Очевидно, профессионализм и опыт позволяют вам соблюдать нынешний баланс полкового аутсорсинга?
- В целом баланс положительный. Во-первых, к хозяйственным работам не привлекаются военнослужащие по призыву, это очень хорошо для боевой подготовки. Во-вторых, когда работают материально заинтересованные гражданские специалисты, повышается качество. И реакция сторонних организаций на все наши замечания, как правило, следует незамедлительно. Фирмы дорожат своей репутацией на этом новом и для них участке, работают стабильно. Надеюсь, в дальнейшем положительный баланс аутсорсинга в полку станет ещё выше.

АУТСОРСИНГ (от англ. outsourcing: (outer-source-using) использование внешнего источника/ресурса) - передача организацией на основании договора определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее 1 года). Наличие бизнес-процесса является отличительной чертой аутсорсинга от различных других форм оказания услуг и абонентского обслуживания.

Главным источником экономии затрат с помощью аутсорсинга является повышение эффективности предприятия в целом и появление возможности освободить соответствующие организационные, финансовые и человеческие ресурсы, чтобы развивать новые направления, или сконцентрировать усилия на существующих, требующих повышенного внимания.

По мнению специалистов Института аутсорсинга (Outsourcing Institute, США), аутсорсинг бизнес-процессов является динамично развивающимся видом оптимизации деятельности предприятий, причем наибольший рост наблюдается в сфере финансов и бухгалтерского учета. Статистика, собранная в 1997 году Американской ассоциацией менеджмента, показала, что уже тогда 20 % из числа 600 опрошенных фирм передали на аутсорсинг хотя бы некоторую часть финансовых и бухгалтерских операций, а 80 % - часть административных функций.

Мотивация руководства Минобороны: у подчиненных появилась возможность вместо мытья полов и чистки картошки больше времени заниматься военным делом. Рассматривается вопрос о том, чтобы охрану военных городков и объектов также взяли на себя гражданские структуры.
Так, по новому распорядку дня, после обеда введен так называемый "адмиральский час" - солдаты отдыхают.

НЕДОСТАТКИ

При использовании аутсорсинга в России проявлялись следующие его недостатки:
- уровень профессионализма сотрудников аутсорсинговой компании - аутсорсера (как исполнителя, так и его руководителя) может оказаться недостаточным для выполнения работ или оказания услуг на должном уровне,
- недостаточность рычагов управляющего воздействия, что может привести к снижению эффективности процессов и увеличению затрат на обслуживание,
- наличие рисков нарушения сохранности имущества, безопасности и утечки сведений КОНФИДЕНЦИАЛЬНОГО характера, в результате предоставления нерегулируемого доступа к документам, данным и материальным ценностям предприятия.
- увеличение времени решения проблем в аварийных ситуациях, связанное с лишним передаточным звеном и согласованиями (особенно проявляется в телекоммуникациях).
- И ГЛАВНОЕ – ВЕДЕНИЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ!

22.04.2011. Прокуроры выясняют обстоятельства отравления более 100 студентов уральского института МЧС. Питанием учебное заведение обеспечивает сторонняя организация, выигравшая договор по тендеру.

Несмотря на положительные перемены после внедрения системы аутсорсинга, военная прокуратура гарнизона недавно вскрыла существенные недостатки. Речь о проведённой в августе вместе с коллегами из Роспотребнадзора по Ярославской области проверке обязательств контрагентами Минобороны РФ в структурном подразделении 1586-го окружного военного госпиталя. В результате надзорных мероприятий с привлечением всего прокурорского состава и специалистов были выявлены существенные нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, а также законодательства, направленного на защиту жизни и здоровья военнослужащих. По договору с ОАО «Военторг» услуги по организации питания находящихся там на лечении стационарных больных оказывало ООО «Сервис-К».
Проверка показала, что хранение, обработка и приготовление продуктов питания в дислоцированном в Ярославле структурном подразделении ФГУ «1586 ОВКГ МВО» были организованы и выполнялись с грубейшими нарушениями санитарно-эпидемиологических норм, причём как по вине сотрудников привлечённой коммерческой организации, так и должностных лиц госпиталя. В результате после приёма пищи, приготовленной в несоответствующих требованиям условиях, 10 августа с.г. произошло массовое заболевание военнослужащих острой кишечной инфекцией. По требованию военной прокуратуры Ярославского гарнизона питание пациентов госпиталя продуктами, приготовленными на пищеблоке, приостановлено, а сам он закрыт до устранения выявленных нарушений. В ходе проверки в отношении ООО «Сервис-К» возбуждено три производства об административных правонарушениях. Начальнику Ярославского гарнизона военной прокуратурой внесено соответствующее представление. Потребовано принять исчерпывающие меры по контролю за качеством питания. Принят ещё ряд мер, в т.ч. по подследственности переданы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении заведующей производством ООО «Сервис-К». Дело возбуждено. Идёт следствие. (1 ДЕКАБРЯ 2011 ГОДА. "КРАСНАЯ ЗВЕЗДА". Полковник юстиции в отставке Сергей УСТИНОВ.
Олег ПОЧИНЮК)

17.01.12 В воинской части под Питером произошло массовое отравление

В свою очередь организация "Солдатские матери Санкт-Петербурга" утверждает, что много человек находится в казармах с диареей, рвотой и высокой температурой. При этом, по данным организации, солдатам своевременно не оказали надлежащую медпомощь. РИА Новости 11:42

В военной прокуратуре Западного военного округа завершена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического норм при организации питания военнослужащих в п.Каменка Выборгского района Ленинградской области

Проверкой военной прокуратуры Западного военного округа совместно со специалистами санитарно-эпидемиологического надзора установлено, что при организации питания военнослужащих в войсковой части 02511 сотрудники ООО «ЛенПродТорг» нарушили технологию приготовления пищи, а также использовали некачественные и небезопасные продукты и кулинарные изделия.

В результате семнадцать военнослужащих после приема пищи в солдатской столовой почувствовали недомогание и обратились за медицинской помощью.

Командование бригады, как выяснилось, должным образом работу коммерсантов не контролировало.

Военными прокурорами исполняющим обязанности начальников продовольственной и медицинской служб соединения объявлены предостережения о недопустимости нарушения закона, а в отношении начальника столовой и руководителя ООО «ЛенПродТорг» возбуждены дела об административных правонарушениях по ст.6.6 КоАП РФ (нарушение санитарно-эпидемиологических требований при организации питания).

С коррупцией у нас, как известно, борьба идет на всех фронтах. Но только вот что-то пока коррупция побивает все те законы и преграды, которые ей пытаются чинить. Причем победу коррупции можно признавать как на локальном уровне, так и в общероссийских масштабах . Об армейской коррупции разговор нужно вести отдельный, так как наша армия сегодня находится в таком состоянии, при котором она вобрала в себя все самое худшее от советской эпохи и при этом успела впитать и новые идеи весьма сомнительного содержания.

Одной из таких, на первый взгляд благих идей для российской армии, можно считать идею аутсорсинга. В данном случае под аутсорсингом следует понимать, что армейские подразделения будут обеспечивать свой быт не сами, а с помощью наемных гражданских лиц . Для этого не без помощи государства были созданы даже специальные компании, которые призваны избавить военнослужащих от непосильных тягот уборки казарм и прилегающих территорий, заправки военной техники, поставок продовольствия и медикаментов и прочих невоинских дел.

Идея явно позаимствована у Запада с расчётом на то, что наши военные будут больше времени уделять боевой подготовке, тактической выучке и освоению новой военной техники. Ага – щас! Это что же выходит, нашим военным придется платить деньги гражданским конторам, представители которых будут осуществлять мытье полов и туалетов, привоз макарон и гречки? Да не бывать тому!

Конечно, на бумаге аутсорсинг уже давно реализуется в наших воинских частях . Нанятые «МарьИванны» и «ВанВанычи» уже «успешно» заменяют бойцов на хозяйственных работах – чистят картошку, натирают пол в спальных помещениях казарм. Однако на деле все, мягко говоря, обстоит несколько иначе. Ответственные лица в этой ситуации пошли двумя путями, причем ни один из этих путей нельзя назвать настоящим легальным аутсорсингом.

Путь первый — аффилированный аутсорсинг

Он заключается в том, что по документам воинская часть сотрудничает с неким ООО «Пупкин и сыновья», которое за определенную плату берет на себя всю ответственность по обеспечению боевой службы в рамках хозяйственных работ. При ближайшем рассмотрении оказывается, что компания «Пупкин и сыновья» де-факто является подконтрольной руководству воинского подразделения.

Мало того подконтрольной – часто случается так, что директором этой хозяйственной компании выступает либо генеральская жена, либо другие родственники ответственного лица. А где же тендеры, согласно которым нужно было выбирать из ряда компаний, да еще так, чтобы снизить расходы воинской части? Вы не поверите, но тендеры были, только они были снова на бумаге. Согласно им между собой соревновались сразу несколько фирм, которые установили цены на свои услуги на заоблачных высотах.

И тут безусловную победу празднует то самое ООО «Пупкин и сыновья», у которого в прайс-листе цены чуть ниже, чем у «конкурентов». При этом никто или почти никто не обращает внимания на то, что под боком у военных есть и другие компании, которые могут и мусор вывести и одежду постирать за сумму в два-три раза меньшую, чем «Пупкин». Но кто ж таким компаниям даст аутсорсить направо и налево…

В итоге деньги перетекают в генеральский карман через ту самую аффилированную компанию, которую генерал и создал на семейном совете.

Путь второй — «грязный» аутсорсинг

В этом случае так же с помощью «бумажных» тендеров назначается некая компания, которая обязуется вести хозяйственные дела воинского подразделения. На деле такой компании не существует вообще. Есть лишь банковский счет, куда переводятся бюджетные деньги. Можно даже догадаться, кому этот счет принадлежит. А кто же моет туалеты и стирает портянки? Догадались…

Конечно, те же бойцы, которые делали это на протяжении всей истории российской армии. Без сомнения, их сразу проинструктировали высокие чины, что в случае некоего корреспондентского интереса, им нужно будет отвечать, что все обслуживающие работы ведут гражданские лица, а они, мол, только стреляют из высокоточного оружия, занимаются на 3D-тренажерах и используют новейшие системы навигации на боевых учениях.

И не дай бог, если кто-нибудь из рядового состава хотя бы заикнется о том, что «высокоточное оружие» – это автоматы семидесятых годов, «3D-тренажеры» – это деревянный городок тактической подготовки, а «новейшее навигационное оборудование» – это зоркие глаза солдата и двадцатикилограммовая рация-«стопятка» за его спиной.
Вот такой он военный аутсорсинг по-русски . Для начала нужно с коррупцией разобраться, а затем уже использовать натовские стандарты обеспечения армии на бескрайних просторах нашей Родины.

/Александр Дмитриев, topwar.ru /

Главным положительным моментом аутсорсинга – решения задач с привлечением сторонних организаций – в армии считается освобождение солдат и офицеров от несвойственных им функций: уборки территории, стирки, приготовления пищи. Всеми этими солдатскими повинностями, согласно идее военной реформы Дмитрия Медведева и Анатолия Сердюкова , начатой в 2009 году, теперь должны заниматься гражданские компании и фирмы. В свете этих преобразований многие правозащитные организации считают четыре года действия реформы Сердюкова–Медведева самыми радикальными переменами в армии за прошедшие двадцать лет. Однако после отставки Сердюкова с поста министра обороны и скандала вокруг « Оборонсервиса» встал вопрос о дальнейшей судьбе военной реформы (примечательно, что ее часть, касающаяся аутсорсинга в Вооруженных силах, считается одним из основных достижений прежнего руководства ведомства).

Основной причиной введения военного аутсорсинга в России, по словам экспертов, стал переход на годовую службу, малое время прохождения которой не позволяет отвлекаться от обучения и боевой подготовки. «Во время службы солдата надо не только научить, за какие рычаги дергать, но и привить ему навык автоматической работы, ведь в боевых условиях во время стрельбы отчетливое знание того, на какие кнопки нажимать, должно быть доведено до автоматизма, – пояснил военный эксперт, ответственный редактор газеты "Независимое военное обозрение" Виктор Литовкин . – И вот, чтобы не срывать солдат с учебы на кухню, ввели аутсорсинг, иначе армия не будет успевать готовить даже пулеметчиков или автоматчиков». Таким образом, предполагается, что аутсорсинг делает армию более профессиональной. Однако, как признал Литовкин, это всего лишь средство обеспечения Вооруженных сил, а то, как аутсорсинг проводится на местах, – уже отдельный вопрос. «У нас, к сожалению, все не слишком гладко в этой сфере», – констатировал военный эксперт.

Согласился с коллегой и координатор общественной организации «Гражданин и армия» Сергей Кривенко . По его мнению, необходимо различать саму идею аутсорсинга с его мировым опытом и положительными моментами и процесс его реализации у нас в стране. В качестве доказательства правильности этого подхода Кривенко привел ряд аргументов: существуют примеры великолепной работы и высокой эффективности системы военного аутсорсинга в некоторых стационарных воинских частях. Однако есть немало примеров обратного: когда фирма «Славянка» (по слухам, имеющая отношение к экс-министру обороны Анатолию Сердюкову), «окутав своими сетями всю страну», относилась к своим обязанностям по обеспечению питания недобросовестно – вплоть до того, что в качестве поваров нанимались бомжи. «Еще одна проблема: гражданские специалисты часто не едут на полигоны, и бойцам приходится самим организовывать себе быт и питание, – перечислил Сергей Кривенко. – Отдельная тема: как военный аутсорсинг может работать в боевых условиях. А в мирное время эта система как таковая представляется весьма полезной». Впрочем, по его словам, чтобы России пытаться равняться на западные образцы, откуда к нам и пришел аутсорсинг в вооруженных силах, нужно изучить историю и понять разницу.

На Западе вооруженные силы стали переводить на аутсорсинговую систему в 1990-х годах – в связи с окончанием холодной войны, сокращением военных бюджетов, ухудшением демографической ситуации и, как следствие, ограничением людских и технических ресурсов. Пионерами здесь стали англосаксы (в первую очередь британцы) – страны, где частный сектор традиционно являлся локомотивом экономики, а массовый переход других стран Европы и некоторых африканских государств на эту систему состоялся уже в конце нулевых и затронул сферы материально-технического обеспечения, обучения специалистов, обеспечения связи и расквартирования войск. Надо сказать, главными задачами военного аутсорсинга западного образца изначально были заявлены две: максимально адекватное использование ограниченных технических, людских и временных ресурсов, а также привлечение частного капитала для реализации крупных и сложных проектов. Обе со временем стали воплощаться в реальность на условиях полной прозрачности конкурса между фирмами, претендующими на обеспечение вооруженных сил, и четкого разделения рисков (государство несет политические риски, подрядчик – все остальные, главным образом коммерческие). Тем не менее очевидных результатов реформы пока нет даже на ее родине – в Великобритании: англичане выпустили всего одно исследование эффективности частного и государственного партнерства в оборонной области, и то в 2005 году.

Примечательно, что на Западе в качестве государственного партнера, подрядчика изначально выступают либо крупные финансовые структуры, либо ведущие компании по производству боевой техники, либо фирмы-гиганты с мировыми именами в сфере своей деятельности. В России эту схему только предстоит внедрить. Как отметил капитан второго ранга в запасе, член Международного союза журналистов Максим Шеповаленко , за границей к решению задач привлекается частный капитал «подлинно сторонних организаций». «В России же имеет место другой карман того же пиджака: по факту Минобороны является одновременно заказчиком и исполнителем в лице разных фирм, – сказал эксперт. – У нас вообще аутсорсинг в армию свалился как будто снег на голову».

С большим оптимизмом смотрит на начатую военную реформу председатель Союза комитетов солдатских матерей России Валентина Мельникова , которая находит результаты постепенного перехода армии на аутсорсинговую систему в основном позитивными на фоне происходящего в армии в 1990-е годы. «Тот бардак, с которым мы столкнулись в начале 1990-х годов, нынешним призывникам и офицерам не может и сниться. Сейчас жалоб на голод, плохое питание, отсутствие материального обеспечения стало значительно меньше, – подчеркнула Мельникова. – А военные прокуроры наверняка помнят те времена, когда из-за еды солдаты друг друга убивали: такие случаи бывали по два раза в год». Тем не менее нынешняя система обеспечения армии, несмотря на то что изжила голодные убийства, по-прежнему очень далека от совершенства. Одним из основных ее недостатков, по мнению экспертов, остается тот факт, что абсолютно все военные расходы засекречены; по всем статьям расхода Минобороны отчитывается только перед Счетной палатой. «Если мы, граждане, в разумном объеме не можем контролировать, что происходит с бюджетными деньгами, направленными государством для наших офицеров и солдат, – о чем мы можем говорить?» – задается вопросом Валентина Мельникова. Она уверена, что корректно организованный военный аутсорсинг полезен как новая система обслуживания, так как ввиду привлечения гражданских фирм он должен быть более прозрачным и контролируемым. Таким образом, общественный контроль за расходованием части бюджетных средств обеспечит открытость конкурса между аутсорсинговыми компаниями, а также открытость механизма их работы. «К тому же у нашей страны все равно впереди маячит профессиональная армия, – считает Мельникова. – В таких обстоятельствах военные тем более должны будут заниматься только своей профессиональной деятельностью, а не сидеть на кухне или убирать территорию».

Правозащитник, председатель общественной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Элла Полякова призвала отнестись к реформе российской армии более осторожно. «Да, появилась какая-то элементарная забота о человеке, однако организована она очень криво», – подчеркнула она. В качестве примеров эксперт привела и печально знаменитую новую форму от известного модельера Валентина Юдашкина , обругав ее за неудобство и холодность, из-за чего среди солдат зафиксирован рост процента простуженных, и реорганизацию военных госпиталей. «Обществу важно проводить мониторинг в процессе принятия таких реформ, иначе получается то, что мы сейчас имеем», – убеждена Полякова.

Напомним, претензии Валентину Юдашкину за разработанную им военную форму недавно высказал и лидер ДЛПР Владимир Жириновский . По словам политика, Минобороны решило отказаться от этой формы, на создание которой было потрачено 170 млн рублей. Он также добавил, что в итоге обмундирование оказалось холодным и неудобным. «Деньги-то потрачены. Должна быть ответственность, должен быть договор с автором подобных произведений. Ну, вот он ходит, улыбается, а деньги теряем», – заявил Жириновский. В свою очередь, ответ оскорбленного модельера политику добавил сомнений в целесообразности и правомерности чрезвычайной закрытости военных расходов и системы обеспечения армии в целом. Валентин Юдашкин открестился от формы, которую носят российские солдаты, и опубликовал в своем микроблоге фото обмундирования, разработанного им. «Поставляемая в настоящее время полевая форма (костюм зимний полевой и костюм летний полевой) не имеет ничего общего ни по дизайну, ни по технологии с образцами, разработанными нашей компанией и утвержденными министром обороны и верховным главнокомандующим, – говорится в заявлении ООО "Валентин Юдашкин". – Мы удивлены тем фактом, что никто на сегодняшний день не задал справедливые вопросы – кто осуществляет поставку формы на плановое снабжение в Вооруженные силы, где она производится, какие ткани и материалы используются для ее производства? Когда будут получены ответы на эти вопросы, то всем станет понятно, какое отношение имеет компания "Валентин Юдашкин" к форме, которую сегодня носят в армии».

«Минобороны – монополист, который ни с кем не хочет делиться деньгами», – резюмировал Виктор Литовкин, тем самым назвав главную особенность военного аутсорсинга в России.