Корреспондент сайта ТРК «Звезда» делится своими впечатлениями после Международного военно-морского салона, состоявшегося в Санкт-Петербурге. Всего там было продемонстрировано около полусотни моделей перспективных кораблей и подводных лодок. И пусть они пока в виде «игрушек», но уже вполне реально определяют возможности российского Военно-морского флота на перспективу.«Шторм», который всем штормам шторм Первое, что бросилось в глаза посетителям и стало настоящей сенсацией, была модель авианосца «Шторм» водоизмещением до 100 тыс. т. Корабль представлял Крыловский государственный научный центр. Без заключения этой организации ни один проект ни одного корабля никогда не появится в «железе». Замглавкома ВМФ России по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук заверил, что флот будет строить этот авианосец. По словам замминистра обороны Юрия Борисова, контракт на строительство корабля может быть подписан уже к концу 2025 года.«Шторм» имеет длину 300, а ширину 40 м. Корабль имеет «голую» по сравнению с предыдущими проектами кораблей палубу. Вместо массивной надстройки будет только вышка управления. Это не только сэкономит место на палубе, но и снизит радиозаметность корабля в море.Сама палуба также имеет существенные отличия: на ней две взлетно-посадочные полосы - большая и укороченная. Одна - классическая, с «трамплином», вторая - плоская, как на американских авианосцах. А еще закрепленные на корме и в носовой части самолеты и вертолеты пяти разных типов.
Эсминец-красавец Макет атомного эсминца «Лидер» проекта 23560 завораживал присутствующих своими стремительными формами. Он чем-то похож на самые красивые ударные корабли нашего флота - тяжелые атомные крейсеры типа «Орлан». Главный из них - крейсер «Петр Великий» проекта 1144. В отличие от него «Лидер» - настоящий плавучий арсенал. В корпус длиной в 200 и шириной 20 м конструкторы уместили 60 крылатых ракет. Это почти в три раза больше, чем у «Петра Великого». Все ракеты: и крылатые, и зенитные спрятаны в шахтах, обеспечивая кораблю концепцию «стелс» (невидимый).
Эсминец сможет развивать скорость до 30 узлов, его вооружение будет сопоставимо с американскими ракетными кораблями типа Arleigh Burke. На эсминце будет смонтировано до восьми пусковых установок «Калибр» и «Яхонт». Первые могут поражать береговые цели на удалении до 2,5 тыс. км. Вторые - корабли любого класса от катера до авианосца на дистанции до 500 км. Проект эсминца уже прошел эскизное моделирование. Начать строить атомный гигант-красавец планируется в 2025 году.
На любой десантный вкус Вертолеты Ка-52 «Катран» и новые десантные катера на воздушной подушке наконец обретают палубу. И на МВМС-2017 представители Невского ПКБ - фирмы разработчика всех наших самых больших и мощных кораблей - это продемонстрировали, показав проекты больших десантных вертолетоносцев. Генеральный директор Невского ПКБ Сергей Власов сообщил, что его фирма предлагает ВМФ различные варианты подобной техники. В частности, два принципиально новых десантных корабля, проходящих под общим индексом «Кашалот». Один, под названием «Прибой», будет иметь водоизмещение в 15 тыс. т, второй, «Лавина», - ровно вдвое больше.
«Прибой» предназначен для приема, перевозки морем и высадки десанта во взаимодействии с другими силами флота войск и техники на необорудованное побережье. Корабль способен перевозить до 900 морпехов, около 50 боевых машин пехоты и до десяти танков. ВМФ РФ планирует получить два перспективных десантных корабля уже к 2025 году. Головной из двух универсальных десантных кораблей будет стоить около 40 млрд рублей.«Лавина» очень похожа на французский Mistral,но лучше. Российские корабелы приобрели полезный опыт при строительстве кормовых частей для Mistral, которые являются основными с точки зрения высадки десанта и организации его сбора обратно на корабль. На «Лавине» смогут базироваться ударные или противолодочные вертолеты Ка-52 «Катран» и Ка-32. В трюме будут находиться малые десантные корабли на воздушной подушке, что обеспечит ускоренную и скрытную высадку десанта с дистанции до 30 миль от берега.
Размер значения не имеет На МВМС-2017 было представлено несколько стендов, посвященных новейшим разработкам, связанным с подводными лодками. Но о них наш корреспондент предложил поговорить в отдельном материале. Салон в Питере был интересен не только моделями, но и реально действующими образцами техники. Например, продукцией московской фирмы ОА «ЛГМ» (лопастные гидравлические машины). Это единственное предприятие в стране, производящее насосную технику для Военно-морского флота. И, в частности, уникальный насос СКАТ-1100. Это изделие размером чуть больше чемодана-дипломата позволяет создать напор в несколько атмосфер и столб воды высотой до 11 км. СКАТ будет стоять на всех перспективных глубоководных аппаратах Минобороны РФ, позволяя им погружаться, всплывать и передвигаться даже по дну Марианской впадины.
Не менее интересен и новый морской вариант зенитно-ракетной системы «Панцирь-М», презентация которой была специально приурочена к салону. Этот комплекс уже устанавливается на семейство новейших российских кораблей прибрежной зоны «Каракурт». Корабельная система оснащается ракетами от сухопутного комплекса «Панцирь-С1», а также перспективной ракетой «Гермес-К», которая может наводиться с помощью беспилотника. Боевой модуль может одновременно обстреливать четыре цели. Боекомплект модуля составляют 32 ракеты, хранящиеся под палубой корабля. «Каракурты» стоят гораздо дешевле эсминцев и крейсеров, но не сильно проигрывают им по ударным возможностям. Всего у нас будет 18 таких кораблей.
Развитие Военно-морского флота связано с десятилетними программами его развития. Быстрее, к сожалению, от эскиза, проекта, технического задания и макета до реального корабля путь не пройти. Но салон в Санкт-Петербурге - именно такое место, где видна тенденция развития. И можно сказать, что выставка нынешнего года, если говорить о планах на будущее, оставила очень неплохое впечатление.

C 28 июня по 2 июля 2017 г. в Санкт-Петербурге на территории выставочного комплекса «Ленэкспо» прошел восьмой Международный военно-морской салон «МВМС -2017» (далее – «Салон»), являющийся одной из ведущих мировых выставок в области кораблестроения, морского вооружения и судостроения.

Участниками экспозиции МВМС-2017 стали 443 предприятия из 31 страны, из них 50 - иностранные компании. Экспозиция МВМС-2017 разместилась на 17000 кв. м. выставочной площади в павильонах, а также на открытых выставочных площадях, у причалов комплекса «Морской вокзал» и на акватории, прилегающей к выставочному комплексу. Среди участников – ведущие предприятия морской отрасли России.

Наша компания представила девять масштабных макетов судов гражданского и военного назначения, и четыре натурных образца катеров.

Среди макетов посетители стенда увидели суда на подводных крыльях «Комета 120М», «Валдай 45Р», быстроходный ракетно-артиллерийский катер на подводных крыльях «Антарес РА», экраноплан «Чайка-2», скоростной патрульный катер «Чибис» и другие.

Катера расположились в акватории Ленэкспо откуда совершали показательные выходы в Финский залив для демонстрации технических возможностей и удобства использования. Покататься могли, как гости, так и участники Салона. Среди тех, кто решился вступить на борт, оказались журналисты телевидения, печатных и электронных изданий.

Катер на подводных крыльях (КПК) «Дельфин V1» благодаря конструкции быстро набирает скорость, которая достигает 85 км/ч, и предназначен для перевозки пассажиров.

«Волга» - это модернизированный прогулочный катер на подводных крыльях, построенный для индивидуального заказчика, способный развить скорость до 85 км/ч. Он спроектирован на основе старого проекта катера «Волга», который разрабатывал и испытывал сам Алексеев.

Катер «Макет» конструировался с целью отработки высоких скоростей на глиссирующих судах: в нем стоит два дизельных двигателя и два водометных движителя, поэтому скорость достигает 65 узлов. Он способен доставить группу захвата к подозрительному судну, догнать браконьеров или нарушителей госграницы, спасти людей с терпящих бедствия судов и яхт. Это уникальная разработка: такого типа катеров нет нигде в мире, есть похожие –16-метровые. Отличие «Макета» – компактность и маневренность.

Рабоче-разъездной скоростной высокоманевренный катер широкого применения – «Катран». Предназначен для обслуживания корабля носителя, находящегося на рейде. Способен развить скорость до 32 узлов и с 10 пассажирами на борту. Катер оснащен оборудованием для обеспечения проведения водолазных работ. Кроме того, в конструкции катера реализованы технические решения, обеспечивающие безопасный спуск на воду и подъем его с экипажем и пассажирами на борт судна-носителя при волнении моря до 4-х баллов.

30 июня 2017 года на Салоне состоялась передача заказчику ОАО "ЦС "Звездочка" катера «Катран», построенного АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» и спроектированного АО «ЦМКБ «Алмаз».

"Раньше ЦКБ занималось только проектированием, сейчас занимается развитием своей собственной площадки, включая изготовление опытных судов. Надо с чего-то начинать, начали с документации, которая есть - катер "Катран". Отработали технологию. Сейчас спокойно строим катер "Валдай" на подводных крыльях", - отметил генеральный директор предприятия – Сергей Дементьев.

Представитель заказчика лично испытал его в акватории и остался доволен его техническими характеристиками и удобством для пассажиров и экипажа.

За время Салона на стенде предприятия побывало много гостей, как соотечественников, так и представителей иностранных делегаций (Индия, Турция, Норвегия, Корея и другие). Не обошлось без присутствия особых гостей: интерес к проектам ЦКБ проявил президент Вьетнама - Чан Дай Куанг. Ему рассказали о жизни и творческом пути великого советского конструктора Ростислава Алексеева, познакомили с продукцией компанией, и вручили памятные подарки.

На проходившем в Санкт-Петербурге с 28 июня по 2 июля 2017 года восьмом Международном военно-морском салоне МВМС-2017 был продемонстрирован целый ряд разработок необитаемых (безэкипажных) морских надводных и подводных аппаратов различного назначения.


Санкт-петербургское научно-производственное предприятие «Авиационная и морская электроника» (НПП АМЭ) представило на восьмом Международном военно-морском салоне МВМС-2017 проект роботизированного многофункционального безэкипажного катера «Искатель» в виде натурного образца. Масса целевой нагрузки катера составляет до 500 кг, радиус действия - до 30 км. Надводные объекты комплекс обнаруживает и сопровождает на дальности 5 км при помощи дистанционно-управляемой оператором круглосуточной оптико-электронной системы наблюдения. Кроме того, на борту предусматривается возможность установки дополнительного гидролокационного оборудования. Корпус катера был создан фирмой «Нептун», радиолинии связи разработана в рыбинском рыбинское КБ «Луч», при этом, непосредственно в НПП АМЭ занимались созданием электронной аппаратуры и комплексированием системы в целом. Сообщалось, что опытный образец катера проходил испытания в 2016 году. Санкт-Петербург, июнь 2017 года (с) Денис Федутинов


На «выставкообразующем» стенде АО "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК), который занимал едва ли не бОльшую часть основного павильона выставки МВМС-2017, было представлено несколько образцов роботизированных систем. В частности, это макет автономного необитаемого подводного аппарата (АНПА) «Юнона» - проект Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин». Внешний вид аппарата близок к известным АНПА Gavia разработки исландской компании Hafmynd. Стоит отметить, что на нынешнем Военно-морском салоне аппарат демонстрировался не впервые, его уже показывали ранее, в частности, на выставках "Армия". Генеральный директор конструкторского бюро «Рубин» Игорь Вильнит ранее заявлял, что интерес к системе проявлен со стороны ВМФ России, а также со стороны неназванных иностранных потенциальных заказчиков. Санкт-Петербург, июнь 2017 года (с) Денис Федутинов


Аппарат «Юнона» в разрезе. Длина аппарата - 2,9 м, диаметр - 0,2 м, масса - 80 кг. Конструкция модульная, состоит из шести секций. «Юнона» рассчитана на работу на глубинах до 1000 метров. Автономность аппарата достигает 6 часов. Санкт-Петербург, июнь 2017 года (с) Денис Федутинов


Здесь же на стенде ОСК демонстрировался макет автономного необитаемого подводного аппарата «Амулет» также под брендом ЦКБ МТ «Рубин». Длина аппарата - 1,6 метра, вес - 25 кг, диаметр - 16 см. Согласно информации разработчиков, в перечень функций аппарата входит проведение поисковых и исследовательских операций, а также наблюдение за показателями подводной среды: температурой, давлением и скоростью распространения звука. Предельная глубина погружения аппарата составляет 50 метров, максимальная скорость подводного хода - 5,4 км/ч, дальность действия - 15 км. Санкт-Петербург, июнь 2017 года (с) Денис Федутинов


На «задворках» стенда ОСК можно было заметить макет необитаемого подводного аппарата Pluto Plus 134 разработки итальянской компании Gaymarine Electronic Products. Аппарат, вместе с информацией по другим необитаемым подводным аппаратам данной фирмы был представлен компанией idRobaltica из Калининграда, которая без упоминания разработчика отмечала, что система создана мировым лидером в разработке и производстве необитаемых подводных аппаратов с аккумуляторным питанием, предназначенных для борьбы с минами, проведения исследований и морских наблюдений на глубинах до 4000 м. Санкт-Петербург, июнь 2017 года (с) Денис Федутинов


На стенде французской ECA Group, занимающейся, в частности, вопросами разработками в области робототехники и автоматизированных систем, натурных образцов представлено не было, только плакаты и видео. Между тем, планы по деятельности у французских разработчиков на российском рынке имеются достаточно масштабные. Два безэкипажных катера Inspector Mk 2 российская сторона уже получила, еще один поставят до конца 2017 года. Стоимость контракта - порядка 10 млн. евро. Кроме того, в ходе выставки представителями фирмы было объявлено, что в ближайшие два года будет организовано российское производство безэкипажных катеров Inspector Mk 2 и подводных аппаратов противоминной обороны Seascan Mk 2. Санкт-Петербург, июнь 2017 года (с) Денис Федутинов


Вверху - подводный глайдер – совместная инициативная разработка Санкт-Петербургского государственного морского технического университета и Научно-производственного предприятия подводной техники (НПП ПТ) «Океанос». Аппарат представляет собой универсальную платформу для размещения различных датчиков. Автономность составляет до 6 месяцев. Рабочие глубины – до 1000 м. Внизу – автономный подводный аппарат класса «микро» с функцией группового управления «Акара» - инициативная разработка Санкт-Петербургского государственного морского технического университета. Рабочая глубина достигает 50 м. Максимальная скорость хода составляет на менее 2,5 узлов, автономность – до 2 часов. Санкт-Петербург, июнь 2017 года (с) Денис Федутинов


Телеуправляемый необитаемый подводный аппарат легкого класса «Марлин 350» на открытой площадке компании «Тетис Про». По информации компании, аппараты такого класса уже активно используются структурами МЧС и МВД РФ, а также другими структурами в поисковых операциях, для охраны водных районов, осмотра трубопроводов, и кабельных линий, подлетных работах и т.д. Рабочая глубина аппарата – до 350 м. Санкт-Петербург, июнь 2017 года (с) Денис Федутинов

Телеуправляемый подводный аппарат «Супер ГНОМ Про» также был выставлен компанией «Тетис Про». Максимальная рабочая глубина составляет 150 м, но опционально может быть увеличена до 300 м. Комплекс создан компанией «Подводная робототехника», специализирующейся на разработке и производстве подводных видеокамер и малогабаритных телеуправляемых подводных аппаратов, а также проведении с их помощью различных подводных поисково-осмотровых работ. Любопытно, что по информации разработчиков, создававшиеся ими системы семейства «ГНОМ», первоначально предназначались для внутренних нужд компании, однако интерес, проявленный к данным разработкам со стороны российских и иностранных заказчиков сформировал новое направление в деятельности компании в виде поставок готовых технических решений. Санкт-Петербург, июнь 2017 года (с) Денис Федутинов


Компания Морские гидролокационные комплексы «Гидра» из подмосковного Жуковского представила буксируемый гидролокатор бокового обзора (ГБО) сверхвысокого разрешения. Здесь же разрабатывают не представленный на выставке в виде натурного образца многофункциональный автономный необитаемый надводно-подводный аппарат «Пингвин» с устанавливаемым на нем гидролокатором. Санкт-Петербург, июнь 2017 года (с) Денис Федутинов

С 28 июня по 2 июля в Санкт-Петербурге в выставочном комплексе «Ленэкспо» — причальный комплекс «Морской вокзал», в восьмой раз пройдет одно из крупнейших мероприятий в сфере судостроения — Международный военно-морской салон — MBMC-2017.

Формат Салона позволяет объединить в едином выставочном пространстве как экспозицию и демонстрацию образцов вооружения и военно-морской техники, так и насыщенную деловую программу — конференции, семинары, круглые столы, презентации. Кроме того, в рамках МВМС запланировано посещение предприятий оборонно-промышленного комплекса.

В этом году экспозиционно-выставочный раздел салона займет четыре павильона Ленэкспо — 3, 4, 7 и 8а, а также открытые площади и акваторию Финского залива, прилегающую к выставочному комплексу и у причалов Морского вокзала.

В демонстрационном разделе у причалов Морского вокзала и на прилегающей акватории будут представлены около 50 кораблей, катеров и судов из состава Военно-Морского Флота, Пограничной службы ФСБ России и предприятий-участников Салона.


В рамках конгрессно-делового раздела на территории выставочного комплекса, и на площадке АО «Судостроительный завод «Северная верфь», будет проведено около 30 мероприятий конгрессно-делового характера, в том числе четыре научные конференции. На текущий момент для участия в МВМС зарегистрировано 47 официальных иностранных делегаций из 40 государств.

Время работы экспозиции:

  • Для специалистов (доступ посетителей ограничен): с 28 июня (среда) по 30 (пятница) июня с 10:00 — 18:00.

Организатор МВМС-2017 – Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Салон проводится при участии Министерства обороны Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Правительства Санкт-Петербурга и АО «Рособоронэкспорт». Устроитель – ООО «Морской Салон».
Организационный комитет по подготовке и проведению МВМС-2017 возглавляет Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Д. О. Рогозин.
Формат Салона позволяет объединить в едином выставочном пространстве:
экспозицию образцов продукции предприятий;
демонстрацию вооружения и военно-морской техники;
конференции, семинары, круглые столы, презентации;
посещение предприятий оборонно-промышленного комплекса и VIP-переговоры.
Тематика Салона включает: кораблестроение и судостроение, оружие и вооружение, системы боевого управления, навигации, связи и управления, корабельные энергетические установки, морскую авиацию, инфраструктуру базирования и обеспечения флота, новые материалы и перспективные технологии. Значительные площади экспозиции занимают компании, поставляющие судовое комплектующее оборудование и материалы, приборы и электронные компоненты, информационные технологии, консалтинговые, финансовые и страховые услуги в сфере проектирования, строительства кораблей и создания вооружений.
Экспозиционно-выставочный раздел разместится в павильонах выставочного комплекса «Ленэкспо» обшей площадью свыше 17000 кв. метров, на открытых площадях и акватории Финского залива, а также у причалов Морского вокзала.
Направлены приглашения официальным иностранным делегациям из 53 стран.

В настоящее время принято более 350 заявок на участие в МВМС-2017, из них 36 от иностранных компаний.
Среди участников такие предприятия как: АО «ОСК», ГК «Ростех», АО «Концерн ЦНИИ «Электроприбор», АО «НПО «Аврора», ФГУП «Крыловский государственный научный центр», АО «Центр технологии судостроения и судоремонта», ПАО «Судостроительная фирма «Алмаз», АО «Концерн «Океанприбор», АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького», АО «Концерн «Гранит-Электрон», АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение, ОАО «Концерн «Морское подводное оружие-Гидроприбор», АО «Концерн воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей, ФГУП «ЦНИИ КМ «Прометей», АО «Концерн «Моринформсистема-Агат», NSI bvba (Бельгия), ODU GmbH & Co. KG (Германия), Neo Power Electronics & Projects, Pvt. Ltd. (Индия), Industrie Cometto S.p.A. (Италия), Hiltex Technische Weefsels (Нидерланды), DEARSAN SHIPYARD (Турция) и другие.
В демонстрационном разделе у причалов Морского вокзала и на акватории будут представлены более 30 кораблей, катеров и судов из состава Военно-Морского Флота, Пограничной службы ФСБ России и предприятий-участников Салона, в том числе:
сторожевой корабль проекта 11540 «Ярослав Мудрый»;
корвет проекта 20380 «Стойкий»;
базовый тральщик проекта 12700 «Александр Обухов»;
малый ракетный корабль проекта 21631;
десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322;
десантный катер проекта 21820;
десантный катер проекта 11770 «Д-1441»;
скоростной патрульный катер проекта 12150 «Мангуст»;
противодиверсионный катер проекта 21980 «Нахимовец»;
патрульный катер проекта 03160 «Раптор»;
большой гидрографический катер проекта 19920 «БГК-2149»;
многофункциональный модульный катер проекта 23370;
морской буксир проекта 02800 «МБ-96».
На полигоне Минобороны России «Ржевка» для официальных иностранных делегаций и представителей СМИ будут демонстрироваться в действии 8 морских артиллерийских систем и стрелковое оружие.
Традиционно, в рамках МВМС-2017 планируются демонстрационные полеты авиационных групп высшего пилотажа «Русские витязи» и «Стрижи», а также пилотажной группы «Русь».
В рамках конгрессно-делового раздела состоятся мероприятия на территории выставочного комплекса, и в АО «Судостроительный завод «Северная верфь», будет проведено около 30 мероприятий конгрессно-делового характера, в том числе четыре научные конференции:
Международная научно-техническая конференция «Военно-морской флот и судостроение в современных условиях» (Navy and Shipbuilding Njwadays NSN’2017);
XVIII Международная научно-практическая конференция МОРИНТЕХ-ПРАКТИК «Информационные технологии в судостроении-2017»;
PLM-ФОРУМ IMDS-2017 «Управление жизненным циклом изделий судостроения. Информационная поддержка»;
Международная научно-практическая конференция «Имитационное и комплексное моделирование морской техники и морских транспортных систем» (ИКМ МТМТС-2017).
При поддержке парусного союза Санкт-Петербурга будут проведены две, ставшие традиционными, парусные регаты на приз Международного военно-морского салона МВМС-2017.