 29.09.2011 18:01

Кто из нас не читал в детстве русские сказки – этот кладезь многовековой народной мудрости? И, конечно не раз встречалась нам в этих сказках Баба-Яга, грозная и неприступная старуха, живущая вдалеке от людей в колдовской избушке на курьих ножках. Однако немногие из нас знают, что под маской этого сказочного персонажа скрывается древнейшее славянское божество Буря-Яга (Ягибиха, Ягишна), олицетворяющее стихийные, неуправляемые силы природы.

Согласно русским Ведам, Буря-Яга была женой бога Велеса, который приводил в движение, созданный великим богом-творцом Родом и его сыном Сварогом, мир. Велес следил за правильностью эволюции Вселенной, не допуская поворота от Прави – созидательного пути развития, к Нави – то есть распаду и хаосу. Велес почитался у славян, как бог мудрости и учитель праведной жизни.

Выбрал бог Велес и жену себе под стать. Буря-яга или Баба-Яга охраняла границу между царством живых и царством мертвых, не позволяя непосвященным проникнуть в тайны жизни и смерти. Обладала она безграничной мудростью, поскольку одновременно могла видеть обе стороны бытия. К Бабе-Яге, как к последней надежде, часто обращались попавшие в безвыходное положение русские богатыри, моля ее указать им верный путь. Таких богатырей Баба-Яга испытывала на прочность, предлагая помериться с ней силой или хитростью. Если побеждал соперник – Ягибиха без лишних пререканий указывала ему дорогу и помогала советом, если же проигрывал, то мог поплатиться за это жизнью.

Однажды сам могучий Велес проезжал со своими побратимами мимо пограничных земель, где правила Баба-Яга. Темным лесом заросли те земли, а среди леса стояла избушка на курьих ножках, окруженная частоколом, увешанным человеческими черепами со светящимися глазницами. Не испугался Велес столь мрачного жилища, спокойно зашел с товарищами и расположился на ночлег. А рано утром ушел Велес в лес с одним из побратимов, а другого в избушке оставил. Тут и вернулась в дом, окруженная огненным вихрем, Буря-Яга, вызывая незваного гостя на бой богатырский.

Кто может устоять перед силой грозной богини? Не устоял один побратим, не устоял и другой. Однако тут вышел против Бури-Яги сам бог Велес, схватил ее за волосы и ну потчевать пудовой булавой. Еле вырвалась от него Яга и ускользнула в подземное царство. Бросился за ней буйный Велес, и уже под землей стали они бороться, пытаясь уничтожить друг друга. Оказалось, что силы-то у обоих равны – не одолеть Буре-Яге Велеса, да и Велесу ее не сломить. Поняла тогда Буря-Яга, что нашла себе не врага лютого, а мужа любезного, того, кто силу ее первозданную сможет обуздать и направить.

В славянской мифологии, брак между Велесом и Бурей-Ягой символизирует взаимодействие создающего порядок мужского начала и стихийного женского, как обладающих своей особой мудростью и взаимно дополняющих друг друга.

Русские Веды открывают нам лишь одну из трех ипостасей Бабы-Яги – это богатырь-девица, которая прекрасно владеет мечом и мерится силами с воинами, чтобы выяснить, насколько они достойны обладать истинными знаниями. Вторая ипостась этой неоднозначной богини – ужасная ведьма, наводящая страх на все живое, от которой можно спастись при помощи ума и хитрости. И, наконец, третья ипостась – дарительница, приветливо встречающая тех, кто пришелся ей по нраву. Здесь Баба-Яга предстает перед нами, как заботливая и гостеприимная хозяйка, способная дать полезный совет и одарить ценными предметами-помощниками (волшебным клубком, крылатым конем, шапкой-невидимкой).

Вот такая она Баба-Яга – то ли прекрасная девушка, то ли древняя старуха… впрочем, когда речь заходит о богине, внешность вряд ли имеет значение.

Мария Шеваленко

Давайте сначала ответим на вопрос: кто такая сказочная Баба-Яга? Это старая злая ведьма, которая живет в глухом лесу в избушке на курьих ножках, летает в ступе, погоняя ее пестом и заметая след метлой. Любит полакомиться человечиной - маленькими детьми и добрыми молодцами. Однако в некоторых сказках Баба-Яга вовсе не злая: она помогает добру молодцу, подарив ему что-то волшебное или указав путь к нему.

Вот такая противоречивая старуха. В вопросе о том, как попала Баба-Яга в русские сказки, и почему ее так зовут, исследователи до сих пор не пришли к общему мнению. Мы познакомим вас с самыми популярными версиями.

По одной из них, Баба-Яга - это проводник в потусторонний мир - мир предков. Она и живет-то на границе миров живых и мертвых, где-то в "тридевятом царстве". А знаменитая избушка на курьих ножках - как бы проходная в этот мир; потому и нельзя в нее войти, пока она не повернется к лесу задом. Да и сама Баба-Яга - оживший мертвец. В пользу этой гипотезы говорят такие детали. Во-первых, ее жилище - избушка на курьих ножках. Почему именно на ножках, да еще и "курьих"? Полагают, что "курьи" - это видоизмененное со временем "курные", то есть окуренные дымом. У древних славян был такой обычай захоронения умерших: на окуренных дымом столбах ставили "избу смерти", в который помещали прах умершего. Такой погребальный обряд существовал у древних славян в VI-IX веках. Возможно, избушка на курьих ножках указывает на другой обычай древних - хоронить умерших в домовинах - специальных домиках, размещенных на высоких пнях. У таких пней корни выходят наружу и действительно чем-то похожи на куриные ноги.


Николай Рерих
„Изба смерти“ (1905)

Да и сама Баба-Яга - лохматая (а косы в те времена расплетали только умершим женщинам), подслеповатая, с костяной ногой, крючковатым носом ("нос в потолок врос") - настоящая нечисть, живой мертвец. Костяная нога, возможно, напоминает о том, что покойников хоронили ногами к выходу домовины, и если в него заглянуть, можно было увидеть лишь их ноги.

Вот почему Бабой-Ягой часто пугали детей - точно так же, как пугали мертвецами. Но, с другой стороны, в древности к предкам относились с уважением, почтением и страхом; и, хотя старались не тревожить их по пустякам, так как боялись навлечь на себя беду, в трудных ситуациях все же обращались к ним за помощью. Точно так же Иван-царевич обращается к Бабе-Яге за подмогой, когда ему нужно победить Кащея или Змея Горыныча, и она дарит ему волшебный клубок-проводник и рассказывает, как можно одолеть врага.

По другой версии, прототип Бабы-Яги - ведуньи, знахарки, которые лечили людей. Часто это были нелюдимые женщины, которые жили вдали от поселений, в лесу. Многие ученые выводят слово "Яга" от древнерусского слово "язя" ("яза"), означающего "немощь", "болезнь" и постепенно вышедшего из употребления после XI века. Страсть Бабы-Яги поджаривать детей в печи на лопате очень напоминает так называемый обряд "перепекания", или "припекания", младенцев, больных рахитом или атрофией: ребенка заворачивали в "пеленку" из теста, клали на деревянную хлебную лопату и трижды всовывали в горячую печь. Потом ребенка разворачивали, а тесто отдавали на съедение собакам. По другим версиям, собаку (щенка) засовывали в печь вместе с ребенком, чтобы на него перешла хворь.

И это действительно часто помогало! Только вот в сказках этот обряд поменял знак с "плюса" (лечение ребенка) на "минус" (ребенка жарят, чтобы съесть). Предполагают, что это произошло уже в те времена, когда на Руси начало утверждаться христианство, и когда активно искоренялось все языческое. Но, по-видимому, до конца одолеть Бабу-Ягу - наследницу народных целительниц - христианство все же не смогло: вспомните, разве хотя бы в одной сказке Бабе-Яге удалось кого-нибудь изжарить? Нет, она только хочет это сделать.

Еще выводят слово "Яга" от "ягать"- кричать, вкладывая в свой крик все силы. Ягать учили рожающих женщин бабки-повитухи, ведуньи. Но также "ягать" означало "кричать" в смысле "браниться", "ругаться". Выводят Ягу и из слова "ягая", имеющего два значения: "злая" и "больная". Кстати, в некоторых славянских языках "ягая" означает человека с больной ногой (помните костяную ногу Бабы-Яги?). Возможно, Баба-Яга вобрала в себя какое-нибудь или даже все эти значения.

Сторонники третьей версии видят в Бабе-Яге Великую Мать - великую могущественную богиню, праматерь всего живого ("Баба" - это в древнеславянской культуре мать, главная женщина) или великую мудрую жрицу. Во времена охотничьих племен такая жрица-ведунья распоряжалась важнейшим обрядом - церемонией инициации юношей, то есть посвящения их в полноправные члены общины. Этот обряд означал символическую смерть ребенка и рождения взрослого мужчины, посвященного в тайны племени, имеющего право вступать в брак. Обряд заключался в том, что мальчиков-подростков уводили в глубину леса, где они проходили обучение, чтобы стать настоящим охотником. Обряд инициации включал имитацию (представление) "пожирания" юноши чудовищем и последующего «воскрешения». Он сопровождался телесными истязаниями и повреждениями. Поэтому обряда инициации боялись, особенно мальчики и их матери. Что делает сказочная Баба-Яга? Она похищает детей и уносит их в лес (символ проведения обряда инициации), жарит их (символически пожирает), а также дает полезные советы выжившим, то есть прошедшим испытание.

По мере развития земледелия обряд инициации ушел в прошлое. Но страх перед ним остался. Так образ ведуньи, проводившей важные обряды, трансформировался в образ косматой, страшной, кровожадной ведьмы, которая похищает детей и съедает их - совсем не символически. Этому помогло и христианство, которое, как мы указали выше, боролось с языческими верованиями и представляло языческих богов как демонов и ведьм.

Есть и другие версии, согласно которым Баба-Яга пришла в русские сказки из Индии ("баба-яга" - "наставник йоги"), из Центральной Африки (рассказы русских моряков об африканском племени людоедов - ягга, которыми руководила женщина-королева)... Но мы остановимся на этом. Достаточно понять, что Баба-Яга - это многоликий сказочный персонаж, вобравший в себя множество символов и мифов прошлого.


Актер Георгий Милляр бесподобно сыграл роль Бабы-Яги во многих фильмах-сказках Александра Роу. Он сам изобрёл образ своей Бабы-Яги - грязное бесформенное тряпьё, наверченное на туловище и голову, грязные седые патлы, большой крючковатый нос с бородавками, торчащие клыки, безумно поблёскивающие глаза, каркающий голос. Баба-Яга Милляра получилась не просто страшной, а жуткой: многие маленькие дети при просмотре фильма были всерьёз напуганы.


Тяжёлая поступь, да хруст сухих веток под ногами. Тёмный лес не место для незваных. Здесь иной хозяин, которому не писан закон богов. И коль не люб будет ему чужак, и шага не ступит тот. Вот и стоит гонимый братьями своими Велес, и топчется, что дитя малое и ждёт хозяина лесного, никем не виданного и неслыханного.
Тихий лязг, словно монетки медные перестукиваются и никого вокруг. Только видит Велес Отец, как среди ветвей мелькнуло, что-то рыжее, словно пушистый хвост. И что ж за зверь такой, что быстрее луч-стрелы Ярило, да ещё с таким хвостом?!
И видит Проклятый, как из тени деревьев-великанов, словно княжна какая-то, чинно выходит дева дивной красоты. Вся в кольчуге серебристой, из мелких чешуек, словно русалки озорные ткали, да в платье простом, сотканным из дымки ночной. И стоит перед ним и глаз не опускает. Не чета такой ни светлая мать Лада, ни тёмная Мара-заклинательница. Эта дева краше, да только красота её не в косах русых и тяжёлых, до пят самих, и не в стане хрупком, словно хрусталь горный. Смотрит она иначе на Велеса-изгнанника. Глаза свои зелёные не прячет и не отводит, смотрит как на равного и друга любимого, с которым разлука долгая была. И видит Великий, как мудрость неизведанная да мощь в теле девичьем, бурной рекой плещется. В руке своей маленькой да беленькой, меч сжимает крепко-накрепко. Защитница она и хозяйка тут.
И решил Велес, что не уйдёт он никуда и дом свой построит в мире Навьем, где нет богов его отвергших. И жён чужих он красть больше не будет, потому, как у него теперь своя будет — Ягиня, дочь Вия ужасного. Добрая и с сердцем, словно огонь Вечный.

Ягиня Богиня и Баба Яга.

Образ и имя светлой, доброй богини было утеряно предками, когда на землю славянскую пришёл иной, единый бог. Вместо Ягини Матушки, осталась злая и кровожадная Баба Яга, как нечисть некрещёная и дружине княжеской противостоящая. Вместо скороходных золотых сапожек, что светлоликую носили по свету, на ногах у Яги башмаки грязные, тропинки неведомые перетоптавшие. И не красна девица в чаще лесной живёт, а старуха с гнилыми зубами да головой немытой и седой.

Но все же очернить имя Ягини Виевны окончательно не удалось. Да она страшная и с ногой костяной, но груди у неё железные, а железо оно с нечистью да со злом борется. Значит не зло Яга. Даже в сказках, предки пытались спасти свою любимую матушку и покровительницу. Только, чтобы дети великого Рода Славянского, не забыли о корнях своих и праотцах.

Ягу злой колдуньей считают, и вредной, что богатырям мешает и преграды ставит. А ещё рассказывают, что она детей в лес заблудших поедает, да только не в одной былине и сказке, такого не сказано. А то, что Ягиня детей любила безмерно, так это правда. Её ведь матушкой потому и прозвали, что она сироток оберегала от напастей всяких, да под крыло своё брала. Ходила она в золотых сапожках своих по сёлам да деревням, а люди ей путь указывали, где детки ничейные жилы. Ягиня детей, тех к себе забирала и от холода и голода спасала. В чаще лесной, у самого подножия Ирийских гор, что сейчас Алтайскими зовутся, она в пещере Ра, огнём вечным души и тела детей очищала и древним богам в услужение готовила. Дети те волхвами да ведуньями становились, женились и детей рождали, чтоб Род продолжить свой. И были они миру Явьему и смертному невидимы, так как чисты и безгрешны они были для жизни бренной. А вот со временем очищение огнём превратили в варварское сожжение, словно Яга детей жарила да кушала, и сил набиралась. Да только неправда всё это. Мудрая Ягиня душами мёртвыми сыта не была, она мудрость несказанную хранила, да и границу в Навий мир стерегла от бесов и нечисти всякой.

Велес и Ягиня.

Ягиня дочерью Вия ужасного была, что в Навьем мире без ведома богов Ирийских правил. И мрак и тьма его земли те скрывали от глаз любопытных, ибо обитала там жить и нежить невиданная. А Ягиня хозяйкой границ была, и хранительницей земель Навьих. Без её ведома ни одна душа в Тёмный Лес ступить не могла. И если её воле противились, то мечом и колдовством тёмным выжигала она непослушных, ибо доброте своей вопреки, была она ужасна и могуча в гневе своём.
Не мог Вий дочь свою своевольную долго выдать замуж, потому как уговор у него с ней был такой: только тот, кто в бою честном и равном, одолеет богиню молодую, и станет ей мужем любимым.
Много кто сватался к прекрасной Ягине, да только сердце девы не лежало ни к кому, словно часа своего она ждала. И дождалась, когда сам Велес в мир отца её спустился. По землям её ступал, да только не силой своей, врата открыть хотел, а как положено — приглашением хозяюшки. И бились они на землях тёмных, да только не насмерть, а на любовь. Потому как, Ягиня всё ведающая, знала что судьбой ей уготовано стать вечной и верной супругой для Велеса Праотца.
И поселились в мире Навьем, Велес и Ягиня, и от дома их него тянулись корни всех растений на земле, и текли все реки.

Баба Яга и Ягиня — различия и схожесть.



Сложно судить спустя столько веков о подлинности Ягини и её перерождения в Бабу Ягу. Возможно, это совершенно два разных персонажа древней славянской мифологии. Некоторые из учёных предполагают, что так оно и есть, и гипотеза единства этих двух персонажей, основано на вольном аспекте схожести имён. В пользу этой теории, можно сказать, само слово баба, как и мама и папа, относится к именам человеческим. То есть та же Ма-ра — это мать, родившая Ра. А ма-ма, это означает родившая вторую, после божественной, сущность — человеческую.
Но как бы там не было, не возможно окончательно отказаться от идеи идентичности Ягини и Бабы Яги. Обе жили в чаще лесной, в заколдованном доме на курьих ножках. Здесь стоит упомянуть, что «курья» — это не курица вовсе, как многие привыкли думать. Курьей называли дымящее, горячее место, которое могло, словно воронка крутиться и затягивать в другой мир существа. Это и считалось вратами в мир иной. Так, получается обе были хранительницами прохода в мир мёртвых. Обе прекрасно понимали язык зверей и растений всяких, и лес в услужении был у обеих.
А ещё обе наставляли на путь праведный отважных и сильных духом. Были они суровыми в испытаниях духа и силы воли избранных. Только достойным, они давали совет и преподносили дары волшебные, что героям могли помочь в преодолении преград на их пути.
Ягиня и вовсе считалась хранительницей не только междумирья, но и мудрости и колдовства неизведанного. Не зря ведь к ней за помощью всякий раз тёмная Мара приходила. А Баба Яга, вопреки всем сказочным россказням, всех героев в доме своём принимала и почивала, на печь спать укладывала, а по утру в путь отправляла.
Верить или нет в единство Яги и Ягини — это выбор каждого. Но это неоднозначно, так как прямых доказательств, опровергающих или наоборот доказывающих подобное, просто нет.

Многие из нас познакомились с Бабой-ягой ещё в колыбели, когда нам читали «Русские сказки» Афанасьева. Злобная носатая старуха в лохмотьях известна нам из детских мультфильмов и кино. Во взрослой жизни Баба-яга от нас никуда не делась, просто напудрилась, принарядилась и нацепила на нос очки. Давайте разберёмся, зачем она в нашей жизни, почему у неё костяная нога и чего она хочет, когда кричит и пилит нас.

1. Баба-яга

«Возле этого дома был дремучий лес, и в лесу на поляне стояла избушка, а в избушке жила Баба-яга; никого она к себе не подпускала и ела людей, как цыплят»

Баба-яга и в наши дни обитает на окраине леса в избушке на курьих ножках, которая иногда также «пирогом подпёрта» и «блином крыта». Домик стоит в окружении вековых деревьев вблизи лесного озера, обнесённый забором из человеческих костей. Во дворе у неё живут проводники душ в загробный мир, собаки, и вещие птицы-предсказатели, вороны. Баба-яга всё время чем-то занята, беспрерывно стряпая что-то в своей алхимической печи. А если выходит в свет, то появляется из ниоткуда и без колдовства никуда не уходит. В одной из сказок её появление перед героями выглядит так: «Вдруг закутилося-замутилося, в глаза зелень выступила - становится земля пупом, из-под земли камень, из-под камня Баба-яга, костяная нога, на железной ступе едет, железным толкачом погоняет, сзади собачка побрёхивает». Сама Баба-яга составляет своеобразную пару Кощею Бессмертному - они то ли пожилая разведённая пара, то ли брат и сестра, то ли просто закадычные друзья. Имя Яга родственно польскому jedza и чешскому jezinka - «лесная баба»: нечто вроде женской ипостаси Лешего с функцией управления змеями. Есть мнение, эта баба была супругой Змея из-под Калинового моста, с которым бесконечно боролись богатыри. А в тюркских языках есть созвучный Яге дух предков «бабай ага» (в переводе «старый дед»). Баба-яга - божество наших хтонических предков.

Первый вывод. Не удивляйтесь, когда по утрам на вас из зеркала смотрит старая ведьма или леший: это древняя хтонь зовёт вас из глубин коллективного бессознательного в приключения навстречу собственной целостности.

2. Хтоническое существо

Баба-Яга неизменно связана с лесом. Лес, как и океан, олицетворяет бессознательное человека, внутреннее лунное королевство. Лес по отношению к человеку безграничен, в нём можно заблудиться, в нём можно поселиться, а можно и погибнуть. Греческая богиня Луны Диана обитала в лесах, подальше от глаз смертных, где предавалась безудержной охоте. Однажды охотник увидел, как Диана и её девичья охотничья свита купались в лесном озере. Это зрелище не предназначено для глаз смертных, поэтому Диана, заметив охотника, натравила на него его же собственных собак и те разорвали его на части. Тайна леса сокрыта от людей, и встреча человека с носителем этой тайны обычно чревата гибелью. Эту же идею выражает в первой части «Фауста» Гёте: вызвав хтонический дух Земли, учёный не может даже посмотреть в его сторону. Воплощённая природа оказывается ужасной и вызывает у простого смертного панику. Деревья в лесу ни на минуту не утихают, постоянно что-то шепчут и общаются между собой - только обычному человеку не понять шёпота бессознательного, поэтому герою, решившему пройти в гущу тёмной стороны, на контрольно-пропускном пункте бабкиной избушки будут выданы волшебные помощники. Но когда она не помогает юным героям продираться сквозь иной мир, Баба-яга крадёт и ест детей и молодцов.

Второй вывод. Когда вы видите перед собой злобную фурию, брызжущую ядовитой слюной, помните: это говорит её языческая природа. Не пытайтесь перекричать бесноватую: на её стороне весь потусторонний мир. Если вам есть, чего у нее искать, - терпите, улыбайтесь и хвалите её дом, наряд и социальные навыки. Вы получите своё. Если просто так, мимо проходили - бегите, потому что иначе погибнете в бессмысленной схватке со хтонью.

3. Двойственная природа Бабы-яги


Живя на границе с бессознательным (или загробным миром), сама Яга принадлежит одновременно двум мирам: одна нога у неё обыкновенная, а другая - костяная, мертвецкая. Баба-яга не всегда олицетворяет зло, в сказках у неё несколько лиц. Яга-воительница, Яга-похитительница и Яга-дарительница - три ипостаси, в которых она, соответственно, угрожает герою, что-то у него забирает и что-то ему отдаёт. В лапы к Бабе-яге можно попасть двумя способами: по собственной беспечности или же просто так. Жил-был мужик и не знал лиха. Стало ему интересно, что за лихо такое, о котором все говорят? Пошёл искать лиха, встретил такого же зеваку и вдвоём они попали к Бабе-яге. Та сразу же зажарила и съела зеваку, а герой по итогу смог бежать, только лишившись пальца. Потом он ходит и показывает свою изувеченную руку односельчанам: вот, мол, лиха хлебнул. Дураков Баба-яга учит тому, чему они просят. Природа убивает наглецов, которые не знают, чего хотят, но ищут встречи с её силами. Часто Баба-яга появляется в жизни персонажей как злой рок. Кажется, будто герои совершенно ни в чём не виноваты: вот мальчик ловит рыбку на озере, кругом тишь да гладь, и тут налетают злые птицы, как в одноимённом фильме Хичкока, и уносят его прямиком в избу к старой покровительнице мистерий, которая собирается им плотно пообедать. Мальчик не успел натворить ничего, за что его следовало бы наказать, просто пришло его время стать взрослым и пройти инициацию.

Третий вывод. Опыт показывает, что не стоит искать сумасшедших женщин: пришедший к ним со здравым смыслом от него и погибнет, а внутренний хаос разрастётся так, что в нём заведутся русалки, - и годны вы будете только для весенней пахоты и сна на печи девять месяцев в году. Как молодая, так и зрелая Баба-яга найдёт вас сама: не приложив к этому урагану в своей жизни усилий, вы с чистой совестью можете попытаться пронести свою невинность сквозь безумие этой ситуации. Если останетесь стойким - получите принцессу, когда злодейка сдастся.

4. Инициация


Обряд инициации всегда предполагает символическую смерть старой личности инициируемого с последующим возрождением в новом качестве, чаще всего с новым именем. В наше время своеобразной инициацией служит получение подростком паспорта и идентификационного кода: человек обретает мистическое имя, в нашем случае - порядковый номер, и становится полноправным членом племени. В древние времена к инициациям относились более сурово: чтобы получить паспорт-татуировку, юноше нужно было сдать серьёзный экзамен - и физический, и психологический. Часто во время этого экзамена юноша получал травму, а в некоторых племенах, чтобы добиться права быть мужем, юноша должен был пройти обряд обрезания. Чтобы что-то получить, нужно сперва отдать.

Баба-яга традиционно считается жрицей, посвящающей молодёжь во взрослую жизнь. Именно поэтому она угрожает детям, холостым молодцам и незамужним девицам: тем, кто ещё не превратился в полноправного человека. Герой, отправляющийся в путешествие в потусторонний мир, должен позволить Бабе-яге попарить себя в баньке вовсе не для удовольствия: ритуальное омовение покойника - непременный атрибут переезда на тот свет. Да и просьба накормить - не праздный голод, а имитация поминок с ритуальными блюдами: блинами, горохом и кутьёй. Сам образ Яги и её жилища - лежит в избушке без окон и без дверей на печи, а нос в потолок врос - напоминает мертвеца в гробу.

В древности в лесу строили специальную избушку, в которой проходил обряд инициации мальчиков. Отец отводил сына в лес и оставлял его одного, чтобы он самостоятельно нашёл эту самую избу инициации. В ней мальчика ждали суровые испытания, после которых он получал статус посвящённого. «Видимым символом такого посвящения является рассечение кожи спины от шеи вниз. Иногда под кожу спины и груди пропускались ремни, за которые мальчиков подвешивали». Инициация всегда связана с переживанием смерти, и оттого непременный её атрибут - смертельный страх. Подростку на посвятительных обрядах объясняют, что жизнь - это всерьёз, при каждом удобном случае она норовит содрать с тебя кожу или сжечь тебя в печи, так что помни об этой хижине в лесу и о том, что Баба-яга может появиться из-под камня в любой момент.

Если Яга не сдирает со спин испытуемых кожу «на ремень», то занимается тем, что сажает детей в ковш, чтобы зажарить их в печи. Её фигура имеет отношение к народным бабушкам-повитухам, которые недоношенного ребёнка могли обмазать тестом и на хлебной лопате всунуть в тёплую печь, символизирующую женское лоно, чтобы младенец «дошёл», как пирожок.

Четвёртый вывод. Если вам тридцать, а вы всё ещё не дошедший пирожок - самое время отправиться в печное приключение. Поезжайте в заповедник, поработайте сторожем, лесником или смотрителем водохранилища. Отпустите бороду, гуляйте ночью и изучайте энциклопедию символов Мэнли Палмера Холла. Когда случится что-то, после чего вы обосрётесь чертятами, - можно будет возвращаться домой: отныне вас все будут слушаться без удара кулаком по столу.

5. Избушка


Избушка не просто затаилась в волшебном лесу - пока герой не произносит волшебных слов, она не предстаёт перед ним в истинном виде. Изначально избушка стоит к герою задом, а к лесу передом, и он должен правильно попросить её развернуться. Возможно, это ключ к сексуальному контексту инициации? Деревянный дом, окна и дверные проёмы - традиционные символы женского чрева. Чтобы попасть внутрь избы, нужно «знать магию открытия дверей», знать специальное заклинание, магию жестов (герой окропляет двери избы водой), а также задобрить зверей, охраняющих дом Яги. Современному молодому человеку даже в век информационных технологий не стоит пренебрегать древними сказками о ждущих его на пороге сладкой любви чудовищах. Мужская инициация была символом вхождения в возраст половой зрелости - после неё мужчина мог убивать и любить. Искусству убийства обучали мужчины, а премудростям любви - женщины. Существует мнение, что «ведунья», занимавшаяся инициациями, как раз и жила в одиночестве в отдалении от селений, подобно храмовой жрице. Полная же опасностей избушка с печью, в которой можно сгореть дотла, - олицетворение страхов так называемой vagina dentata - зубастого чрева, которое нужно укротить в разных сказках по-разному, то силой, то хитростью, то лаской.

Избушка, как и мистическая страна Шамбала или Белый вигвам в «Твин Пиксе» Дэвида Линча, открывается только правильному человеку и в правильное время. Невозможно просто обшарить лес и найти избу - ты должен быть дураком, героем, на худой конец - ребёнком, чтобы попасть на собеседование к Бабе-яге: всех троих объединяет непосредственность и решимость, отсутствие трусости и сомнений. Либо же ты можешь оказаться в этом окаянном месте по воле злого рока. В том же «Твин Пиксе» упоминается «домик в лесу, в котором всегда играет музыка», а в доме Бабы-яги герой часто слышит игру на волшебных гуслях. В таком случае мальчик уподобляется Одиссею, Баба-яга и её колдовской джаз-бэнд превращаются в сирен, а лес становится морем, по которому герой возвращается домой.

Пятый вывод. В мире есть множество дверей. Не все они открываются ключами, и даже сила и напористость не всегда помогут. С чистым сердцем и смекалистым умом вы откроете всё что надо и попадёте куда надо.

6. Испытание и награда Яги


Герой, попавший к Бабе-яге, может победить её, только воззвав к природному инстинкту бабушки. Когда злая Яга выходит навстречу молодцу и собирается его съесть, он не теряется и в ответ сам просит его накормить - мол, какой разговор на пустой желудок? «Вот дура я, стала у голодного да у холодного выспрашивать», - Баба-яга и сама рада накормить удалого гостя. Как только герой апеллирует к матриархальным ценностям и напоминает Яге о её женской натуре, та сразу же меняется в отношении. Героя не оттолкнула внешность Яги, её усохшая нога и старое неприятное лицо. Он не побрезговал её потусторонней пищей - лишь в немногих сказках герой притворяется, что ест, и скидывает еду на пол, в основном он действительно рад угощению. После трапезы довольная хозяйка избы расспрашивает молодца о том, о сём, дополнительно проверяя его на тему «свой-чужой», и после награждает его подарком. В основном мистическая старушка дарит молодцу волшебного скакуна, крепкого жеребца. Лошадь в славянской культуре была одновременно символом плодородия и связным между мирами, поэтому играла важную роль в свадебном обряде (который во многом был схож с погребальным). Так что конь предвещал скорую женитьбу молодцу, а в одной из сказок Яга дарит герою коня, чтобы тот победил Кощея Бессмертного. Как вариант, в награду ему может достаться одна из дочерей Яги, однако история умалчивает, как складываются отношения с костеногой тёщей. В любом случае, старушка олицетворяет женское материнское начало в его языческой форме: силу матери-природы, которая питает и разрушает, награждая только обладающего собственной мощью.

Шестой вывод. Когда встречаете ведьму, помните: за её зубастой орущей личиной скрывается материнская натура. Нет ничего хитрее и проще, чем урезонить старую каргу собственной уязвимостью. Не кривите носом, не обходите стороной то, что кажется страшным, но взывает к вам. Жизнь, как и природа, бывает страшной, но раз она не убивает вас, значит, скорее всего, любит - так что потрудитесь над взаимностью.

7. Баба-яга и красны девицы


Если у Бабы-яги плохое настроение - она крадёт детей и насилует мужчин. Но в основном она живет обычной старушечьей жизнью - днём улетает в лес, вечером плотно ужинает и ложится спать на печь, иногда воюет с вредными соседями. Но, в общем, никого не трогает и мирно заведует лесом. Обычно у неё есть несколько дочерей, которых она держит в своеобразном рабстве. Как иначе можно объяснить, что, как только молодец попадает в избу с намерением убить Ягу, её дочери - тут как тут с инструкциями, как правильно отсечь их маменьке голову. Как правило, после убийства старой злодейки следует свадьба всех её дочерей, а главному герою неизменно достаётся самая младшая и самая красивая дочь. С мёртвой тёщей молодцу живётся спокойнее, однако неясно, как же быть с Бабиными генами? Видимо, наличие удалого мужа, который часто обладает полуживотной природой, как-то уравновешивает проблему наследия костяной ноги. Женская инициация проходит с меньшими приключениями, чем мужская, и больше связана со способностями к рукоделию, домашней работе и смирению. Василисе Прекрасной удаётся вырваться из плена Яги, только доказав, что она умелая домохозяйка: «Когда завтра я уеду, ты, смотри, двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, бельё приготовь, да пойди в закром, возьми четверть пшеницы и очисти её от чернушки». Во многих сказках, чтобы получить благословение в жёны от Бабы-Яги, девушке нужно несколько дней беспрекословно выполнять все её требования, носить старуху на горбе, например. Или до изнеможения толочь воду в ступе: это действо - символ взаимодействия мужского и женского начал и зарождения новой жизни.

Седьмой вывод. Если вы намерены жениться, помните, что нет для вас лучшего друга до свадьбы и злейшего соперника после - чем тёща. Если в статусе юноши тёща-Яга при правильном вежливом и смиренном обращении раскроет все кнопки управления будущей супругой, то после свадьбы станет кнопкой уничтожения вашего брака. Поэтому тёща должна быть метафорически уничтожена: для этого у героя есть меч-кладенец, символ мужской силы и мощного ума.

Прибежала она к глубокой пропасти, подняла чугунную доску и скрылась под землёю.