Подвижный береговой ракетный комплекс "Бастион" с унифицированной сверхзвуковой самонаводящейся противокорабельной ракетой "Яхонт" предназначен для поражения надводных кораблей различных классов и типов из состава десантных соединений, конвоев, корабельных и авианосных ударных групп, а также одиночных кораблей и наземных радиоконтрастных целей в условиях интенсивного огневого и радиоэлектронного противодействия. Комплекс "Бастион" обеспечивает защиту побережья протяженностью более 600 км от десантных операций противника, дальнего рубежа политико-административного района в составе единой системы его береговой обороны.

В состав противокорабельного комплекса "Бастион" входят:
- Противокорабельные ракеты "Яхонт" в транспортно-пусковом стакане;
- Самоходные пусковые установки К-340П на шасси МЗКТ-7930 (экипаж - 3 человека);
- Машина боевого управления (экипаж - 5 человек);
- Аппаратура информационно-технического сопряжения боевых средств комплекса с головным командным пунктом;
- Автоматизированная система боевого управления комплексом;
- Комплекс средств технического обслуживания.

Дополнительно к противокорабельному комплексу "Бастион" могут поставляться:
- Транспортно-заряжающие машины К-342Р;
- Машины обеспечения боевого дежурства;
- Учебно-тренировочные средства;
- Вертолетный комплекс целеуказания.

Противокорабельная крылатая ракета "Яхонт" предназначена для борьбы с надводными военно-морскими группировками и одиночными кораблями в условиях сильного огневого и радиоэлектронного противодействия.

Работы по созданию оперативно-тактического противокорабельного комплекса четвертого поколения начались в конце 70-х - начале 80-х гг. в НПО Машиностроения под руководством генерального конструктора Г. Ефремова. В отличие от предшествующих отечественных противокорабельных ракет, имеющих относительно узкую "специализацию" по носителям, новый комплекс с самого начала задумывался как универсальный: его предполагалось размещать на подводных лодках, надводных кораблях и катерах, самолетах и береговых пусковых установках.

Отличительными особенностями ракеты "Яхонт" являются: загоризонтная дальность стрельбы; полная автономность боевого применения ("выстрелил-забыл"); набор гибких ("низкая", "высокая-низкая") траекторий; высокие сверхзвуковые скорости на всех участках полета; полная унификация для широкой номенклатуры носителей (надводных кораблей всех основных классов, подводных лодок и наземных пусковых установок); малая заметность для современных РЛС.

Противокорабельная ракета "Яхонт" выполнена по нормальной аэродинамической схеме с трапециевидным складным крылом и оперением. Аэродинамика планера в сочетании с высокой тяговооруженностью обеспечивает "Яхонту" высокую маневренность, позволяющую ракете выполнять эффективные маневры уклонения от огневых средств противника.

Cиловая установка ракеты включает в себя маршевый сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель с интегральным стартовым твердотопливным ускорителем. Двигатель рассчитан на маршевый полет со скоростью 2,0-3,5 М в диапазоне высот от 0 до 20 тыс. м.

По сути вся ракета - от лобового воздухозаборника до среза сопла представляет собой органично совмещенную с планером силовую установку. За исключением центрального конуса воздухозаборника, в котором размещены блоки системы управления, антенна радиолокационной станции самонаведения и боевая часть, все внутренние объемы ракеты, включая воздушный тракт прямоточного двигателя, использованы под маршевое топливо и встроенную твердотопливную стартово-разгонную ступень.

После выхода ракеты из пускового контейнера включается твердотопливный разгонный блок, установленный по принципу “матрешки” в камере сгорания маршевого двигателя. Несколько секунд его работы разгоняют ракету до скорости 2М. Затем стартовый ускоритель выключается, его выбрасывает из маршевого набегающим потоком воздуха, и “Яхонт” продолжает полет на скорости в 2,5М, обеспечиваемой прямоточным жидкостным воздушно-реактивным двигателем.

Ракета оснащена комбинированной системой наведения (инерциальной на маршевом участке траектории и активной радиолокационной - на заключительном этапе полета). Полетное задание формируется по данным от автономного источника целеуказания. Радиолокационная станция головки самонаведения может захватывать надводную цель класса "крейсер" на дальности до 75 км.

После первоначального захвата цели ракета выключает радиолокационную станцию и выполняет снижение на предельно малые высоты (порядка 5-10 м). В результате на среднем участке полет осуществляется под нижней границей зоны ПВО. В дальнейшем, после выхода ракеты из-за радиогоризонта, радиолокационная станция включается повторно, захватывает и сопровождает цель, на которую наводится ракета. На этом относительно коротком участке полета сверхзвуковая скорость "Яхонта" затрудняет его поражение средствами ПВО малой дальности, а также постановку помех его головке самонаведения.

Обзор всей зоны положения целей с большой высоты создает условия предварительного целераспределения ракет по кораблям группы и селекции ложных целей. Главное достоинство ракеты “Яхонт” - программа наведения на цель, позволяющая действовать против одиночного корабля по принципу “одна ракета - один корабль” или “стаей” против ордера кораблей. Именно в залпе раскрываются все тактические возможности комплекса. Ракеты сами распределяют и классифицируют по важности цели, выбирают тактику атаки и план ее проведения. В автономную систему управления заложены данные не только по противодействию РЭБ противника, но и приемы уклонения от огня средств ПВО. Уничтожив главную цель в корабельной группе, оставшиеся ракеты атакуют другие корабли ордера, исключив возможность поражения двумя ракетами одной и той же цели. Для исключения ошибки при выборе манёвра и поражения именно заданной цели в бортовую вычислительную машину ракеты заложены электронные портреты всех современных классов кораблей. К тому же там есть и чисто тактические сведения, к примеру, о типе кораблей, что позволяет определить кто перед ней - конвой, авианосец или десантная групппа, и атаковать главные цели.

Заблаговременное снижение ракеты из расчета ухода за радиогоризонт относительно обстреливаемой цели обеспечивает срыв сопровождения ПКР стрельбовыми комплексами ПВО, что наряду с высокой сверхзвуковой скоростью и предельно малой высотой полета на участке самонаведения резко снижает возможности по перехвату ПКР "Яхонт" даже самой развитой корабельной ПВО.

Противокорабельная ракета "Яхонт" заключена в герметичный транспортно-пусковой контейнер. В нем, будучи полностью готовой к боевому применению, ракета покидает завод-изготовитель, транспортируется, хранится и выдается на носитель. Без извлечения из контейнера через специальный борт-разъем контролируется техническое состояние ракеты и ее систем. Транспортно-пусковой контейнер с ракетой крайне неприхотлив в эксплуатации, не требует подвода жидкости и газа и не предъявляет дополнительных требований по микроклимату в местах хранения и на носителях. Все это в целом не только упрощает эксплуатацию, но и служит залогом высокой надежности техники, которая находится в "комфортных" условиях в течение всего срока службы.

Самоходная пусковая установка К-340П создана на четырехосном шасси МЗКТ-7930 "Астролог" и способна развивать скорость 80 км/ч. Запас хода - до 1000 км. Общая масса пусковой установки с двумя снаряженными транспортно-пусковыми стаканами, топливом и экипажем из трех человек составляет 41 т. Командир, оператор пуска и водитель размещаются в кабине, оснащенной кондиционером. Для подготовки ракеты к пуску транспортно-пусковые контейнеры переводятся в вертикальное положение.

Машина боевого управления K380P выполняется на трехосном шасси КаМАЗ-43101 или МЗКТ-65273. Все оборудование смонтировано в контейнере ISO-1C. Общая масса машины с топливом и расчетом из четырех человек - до 25 т, время развертывания - 3-4 мин.

Транспортно-заряжающая машина К342Р выполнена на том же шасси, расчет - два человека и два транспортно-пусковых контейнера с ракетами. Она оснащена 5,9-тонным подъемным краном, используемым для загрузки ракет и перезаряжания пусковой установки.

Время приведения комплекса в боевую готовность из походного положения - менее 5 минут, а интервал старта ракет при залповой стрельбе из одной самоходной пусковой установки составляет от 2 до 5 секунд. Время автономного боевого дежурства без вспомогательных средств - 24 часа (30 суток с дополнительными машинами обеспечения боевого дежурства).

Противокорабельный комплекс "Бастион" поступил на вооружение 25-го отдельного ракетного дивизиона 11-й Отдельной береговой ракетно-артиллерийской бригады (п. Уташ Краснодарского края, близ Анапы) Черноморского флота: два дивизиона в конце 2009 года, и еще один дивизион - в конце 2010 года.

Ракета 3М55 "Яхонт" : основные характеристики
Скорость полета, M
Высота маршевого полета, м
Высота на низковысотной траектории, м
Высота у цели, м
Дальность пуска максимальная, км
Масса взрывчатого вещества боевой части, кг
Длина ракеты, мм
Масса ракеты на старте, кг

С унифицированной сверхзвуковой самонаводящейся противокорабельной крылатой ракетой (ПКР) "Яхонт" ("Оникс") предназначен для поражения надводных кораблей различных классов и типов из состава десантных соединений, конвоев, корабельных и авианосных ударных групп, а также одиночных кораблей и наземных радиоконтрастных целей в условиях интенсивного огневого и радиоэлектронного противодействия.

Работы по созданию комплекса начались в конце 1970-х — начале 1980-х годов в "НПО машиностроения". Комплекс был принят на вооружение ВС России в 2010 году. Серийное производство ракет "Оникс" (для ВС России) и "Яхонт" (для поставок на экспорт) ведется НПО "Стрела" (город Оренбург).

Комплекс "Бастион" предлагается в двух вариантах — подвижном "Бастион-П" и стационарном "Бастион-С".

Подвижный береговой ракетный комплекс (ПБРК) "Бастион" обеспечивает защиту побережья протяженностью более 600 км от десантных операций противника, дальнего рубежа политико-административного района в составе единой системы его береговой обороны.

Время с момента получения приказа на марше до полного развертывания на боевых позициях составляет пять минут , после чего комплекс полностью готов к ведению стрельбы. Позиция комплекса может быть удалена от береговой линии на 200 километров. После своего развертывания ПБРК может оставаться в полной боевой готовности в течение 3-5 суток, в зависимости от имеющихся запасов топлива.

В состав ПБРК "Бастион" входят :

— противокорабельные ракеты "Яхонт" в транспортно-пусковом стакане (ТПС);

— самоходные пусковые установки К-340П на шасси МЗКТ-7930 (экипаж — три человека);

— машина боевого управления (экипаж — пять человек);

— аппаратура информационно-технического сопряжения боевых средств комплекса с головным командным пунктом;

автоматизированная система боевого управления комплексом;

— комплекс средств технического обслуживания.

Полностью заправленная и снаряженная ракета хранится в герметичном ТПС с компактно сложенными крыльями и оперением. Проведение необходимых регламентных проверок осуществляется без извлечения ракеты из ТПС.

Дополнительно к противокорабельному комплексу "Бастион" могут поставляться :

— транспортно-заряжающие машины К-342Р;

— машины обеспечения боевого дежурства;

— учебно-тренировочные средства;

— вертолетный комплекс целеуказания.

Подвижный береговой ракетный комплекс "Бастион" с ПКР "Яхонт" обладает следующими преимуществами: полная автономность боевого применения ПКР, набор адаптивных траекторий полета и высокая сверхзвуковая скорость на всей траектории. Также комплекс отличает высокая боевая эффективность при радиоэлектронном и огневом противодействии, высокая мобильность и скрытность. При этом он компактен и требует минимального объема обслуживания и минимального боевого расчета.

Основные тактико-технические характеристики ПРК :

Дальность полета: по комбинированной траектории — до 300 км, по смешанной траектории — до 120 км.

Высота полета ПКР: на маршевом участке — до 14 000 метров, на конечном участке траектории — 10-15 метров.

Максимальная скорость полета ПКР: 750 м/с.

В военных конфликтах прошлых веков всегда была важной. Достаточно вспомнить решительные действия молодого прапорщика Щеголева, сумевшего отразить атаку англо-французской эскадры на Одессу в 1854 году, во время Тогда совсем небольшая батарея своим метким огнем выполнила задачу, непосильную иным многочисленным гарнизонам.

Сегодня техника другая, но угрозы те же. Потомки доблестных защитников Севастополя и Одессы вооружены современными батареями.

Береговые ракетные комплексы - относительно новый вид вооружения. Наличие у стран - потенциальных противников - мощных флотов, в составе которых широко представлены корабли различных классов (авианосцы, ракетные крейсера, артиллерийские линкоры, способные наносить удары с дистанций в десятки километров), вынуждает российский оборонный комплекс разрабатывать системы противодействия не только морского, но и наземного базирования.

Укрепленная позиция, надежно прикрывающая рубежи обороны. Говоря иначе, - бастион. Ракетный комплекс, носящий это название, вполне соответствует такому определению, обладая новыми возможностями. К тому же, он может перемещаться, и делает это быстро.

В походном состоянии комплект системы береговой обороны выглядит, как колонна транспортных средств. Командирская машина, на которой установлено пусковое устройство - тяжелая четырехосная, в ее кабине, кроме начальника расчета, находится водитель и три члена экипажа. На платформе размещены транспортно-пусковые стаканы (их два), которые в боевом положении поднимаются вертикально, опираясь в грунт специальными штангами. Ходовые характеристики «Астролога» МЗКТ-7930 позволяют перемещаться со скоростью 80 км/ч, преодолевать бездорожье и удаляться от исходной точки на 1000 км.

Пусковая установка - главный элемент системы «Бастион». Ракетный комплекс должен управляться и обеспечиваться устойчивой связью с пунктом центрального командования. В контейнере, смонтированном на шасси КамАза-43101, находится комплект радиооборудования и вычислительная техника, представляющие в совокупности систему боевого управления. Расчет - четыре человека.

Есть еще одна машина, входящая в состав колонны, составляющей береговую мобильную батарею «Бастион». Ракетный комплекс, отстреляв находящиеся в транспортно-пусковых стаканах боеприпасы, может быть перезаряжен. Чтобы произвести эту операцию, необходим и дополнительные реактивные снаряды. Все это находится в третьей машине каравана, транспортно-заряжающей.

В случае гипотетической угрозы с моря, после соответствующего приказа, начинает действовать «Бастион». Ракетный комплекс выдвигается на огневую позицию, затем производится боевое развертывание, на что отводится не более пяти минут. Стрельба может вестись с интервалом от 2,5 секунд между пусками, после чего вся система вновь переводится в транспортное состояние и, во избежание поражения ответным огнем, покидает район, в котором она «засветилась». Боекомплект составляет 36 крылатых ракет «Яхонт» или «Оникс».

Загоризонтный характер действия предполагает использование вертолетов в качестве дополнительных средств целеуказания. Дальность поражения достигает 300 км.

Контролировать техническое состояние снаряда позволяет удобная панель разъемов на наружной поверхности транспортировочного контейнера.

Неприхотливость техники, простота обслуживания, высокая надежность отмечена экспертами, посетившими международные выставки, на которых был представлен «Бастион». Береговой ракетный комплекс заинтересовал делегации стран, заинтересованных в высоком уровне безопасности, особенно со стороны моря.

Обширные планы потенциального противника по использованию сил флота для нанесения ракетно-бомбовых ударов и проведения «операций вторжения» определили жизненно важное значение противокорабельных ракетных комплексов береговой обороны.

На рубеже 1970-1980-х годов в Центральном КБ машиностроения (позднее — НПО машиностроения) началась разработка комплекса противокорабельного ракетного оружия четвертого поколения.

СЛОЖНАЯ ЗАДАЧА, НЕПРОСТАЯ СУДЬБА

Постановление Совета Министров СССР о разработке нового противокорабельного ракетного комплекса было принято 5 июня 1981 года. Задача ставилась масштабно — полностью автономный комплекс загоризонтной дальности с унифицированной сверхзвуковой противокорабельной ракетой (ПКР), рассчитанной на надводный, подводный, наземный старт.

В основу была положена идея ампулизированной ракеты, поставляемой с завода-изготовителя в транспортно-пусковом контейнере (ТПК) полностью готовой к старту. Массогабаритные характеристики должны были обеспечить использование с пусковых установок различных носителей. Руководителем разработки комплекса был генеральный конструктор ГА. Ефремов, главными по направлениям — В. П. Царев, П. Я. Федоров, О. Я. Артамасов. Аппаратуру самонаведения разрабатывал ЦНИИ «Гранит», инерциальный измерительный блок и датчики угловой скорости — НПО электро-механики, маршевый двигатель — КБ «Пламя», стартово-разгонную установку — НПО «Искра».

В сентябре 1987 года проведен опытный пуск ПКР с малого ракетного корабля, в декабре 1990-го — с подводной лодки. Наземный вариант разрабатывался в 1988-1990 годах в виде подвижного берегового ракетного комплекса на самоходном шасси повышенной проходимости в соответствии с тактико-техническим заданием ВМФ СССР. Главным конструктором берегового комплекса был В. А. Меркулов, ведущими — В. Г. Безлепкин, В. Ф. Скворцов, Е. Д. Безрук. Успели защитить эскизный проект, но тут вмешались «перестроечные» и «постперестроечные» события. Резкое ухудшение ситуации в отечественном военно-промышленном комплексе и многократное сокращение финансирования Гособоронзаказа надолго задержали работы по комплексу корабельного и еще более — берегового базирования. Только в июне 1998-го закончились государственные испытания противокорабельного ракетного комплекса «Оникс» с малого ракетного корабля «Накат».

Серийное производство ракет организовали на Оренбургском машиностроительном заводе (ПО «Стрела»).

РАКЕТА УНИВЕРСАЛЬНОГО БАЗИРОВАНИЯ

Крылатая ПКР ЗМ55 «Оникс» выполнена по нормальной аэродинамической схеме со складным трапециевидным крестообразным крылом малого удлинения и оперением. Ракета оснащена комбинированной системой наведения, включающей инерциальную автономную систему с радиовысотомером, активно-пассивную радиолокационную головку самонаведения (РЛГСН), бортовую ЭВМ. Проникающая боевая часть позволяет надежно поразить надводную цель типа «крейсер». По устройству вся ракета представляет собой совмещенную с планером силовую установку. Блоки РЛГСН, системы управления и боевая часть размещены в центральном теле диффузора носового воздухозаборника, остальной внутренний объем ракеты занят в основном топливом для маршевого жидкостного прямоточного двигателя (керосин T-6). Кроме того, в воздушном канале и камере сгорания маршевого двигателя размещена твердотопливная стартово-разгонная двигательная установка. Ракета помещена в герметичный ТПК с газогенератором.

«ЯХОНТОВАЯ» ПОДДЕРЖКА

Поддержать тему берегового ракетного комплекса позволили экспортные разработки. В том же 1998 году НПО машиностроения получило разрешение на разработку, изготовление и продажу изделий по договорам с иностранными заказчиками. Экспортный вариант ПКР «Оникс» — ракета «Яхонт» — вызвал немалый интерес за рубежом. И не напрасно. Стало реальностью давнее стремление военных и конструкторов — крылатая ракета универсального базирования и высокой готовности, с возможностью загоризонтного пуска, реализацией принципа «выстрелил и забыл» в условиях интенсивного огневого и радиоэлектронного противодействия, набором гибких («низкая», «высокая-низкая») траекторий. Комплексы с ПКР нового поколения обещали намного превзойти известные аналоги. Развернулись работы над экспортным вариантом подвижного берегового комплекса «Бастион» с ПКР «Яхонт». Предусматривались два варианта — подвижный «Бастион-П» на колесном шасси и стационарный «Бастион-С» шахтного типа. Впервые комплекс «Бастион» был представлен на выставке в Ле Бурже в 2001 году. Первыми его покупателями стали Вьетнам и Сирия.

«БАСТИОН» ДЛЯ РОССИЙСКОГО ФЛОТА

Развернулись работы и по варианту комплекса «Бастион-П» для береговых войск ВМФ России. В 2008 году НПО машиностроения получило заказ Министерства обороны на первые серийные ПБРК «Бастион-П». ГРАУ присвоило комплексу индекс ЗК55. Логично, что первые комплексы в 2010 году передали 11-й отдельной ракетно-артиллерийской бригаде Черноморского флота, дислоцированной под Анапой, — нельзя было не видеть активизации НАТО в районе Черного моря. В США и НАТО комплексу «Бастион» присвоили обозначение SSC-5 Stooge.

Впоследствии комплексы «Бастион» были развернуты под Севастополем, а также на Северном и Тихоокеанском флотах.

СОСТАВ, РАБОТА, ВОЗМОЖНОСТИ

ПБРК «Бастион» предназначен для поражения надводных кораблей различных классов и типов из состава авианосных ударных групп, десантных соединений, конвоев, одиночных кораблей и наземных радиоконтрастных целей.

Комплекс большой дальности позволяет не только защитить свою территорию от ударов авианосной авиации и крылатых ракет морского базирования, но и создать опору для действий собственного флота, нарушать коммуникации противника.

КОМПЛЕКС, БАТАРЕЯ, ДИВИЗИОН

В состав ПБРК «Бастион» входят:

  • ПКР ЗМ55 «Оникс» (в экспортном варианте -«Яхонт») в ТПК,
  • самоходные пусковые установки (СПУ) К-340П,
  • машина боевого управления K-380R
  • автоматизированная система боевого управления комплексом,
  • аппаратура информационно-технического сопряжения боевых средств комплекса с головным командным пунктом,
  • комплекс средств технического обслуживания.

Закрытая СПУ К-340П выполнена на четырехосном шасси МЗКТ-7930 «Астролог» и несет две ПКР (в экспортном варианте предлагается СПУ с тремя-четырьмя ракетами). Машина боевого управления К-380Р на трехосном шасси КамАЗ-43101 или МЗКТ-65273 несет в кузове аппаратуру управления и связи и автоматизированные рабочие места.

В состав батареи стандартно входят четыре СПУ, одна-две машины боевого управления, машина обеспечения боевого дежурства, четыре транспортно-заряжающие машины. Транспортно-заряжающая машина К-342Р на шасси МЗКТ-7930 оборудована подъемным краном, перевозит две ПКР.

Батарея может взаимодействовать с вертолетным комплексом целеуказания, передающим данные о целях на машину боевого управления и на головной командный пункт.

Дивизиону «Бастион-П» может придаваться радиолокационный комплекс разведки воздушной и надводной обстановки «Монолит-Б» на двух машинах, обеспечивающий загоризонтное обнаружение и сопровождение надводных и воздушных целей, причем как в активном, так и в пассивном режимах радиолокации.

ПОДГОТОВКА К ПУСКУ

Автоматизированную предстартовую подготовку обеспечивает наземная аппаратура системы управления, представляющая собой двухуровневую систему. Первый уровень — командирский прибор управления в машине боевого управления, второй — командирский прибор управления и прибор связи в составе СПУ. Система наведения ракеты получает «полетное задание» перед самым пуском. СПУ вывешивается на домкратах, крыша раздвигается, ТПК поднимаются в вертикальное положение.

«ВЫСТРЕЛИЛ И ЗАБЫЛ»

Пуск производится «минометным» способом. После вылета ракеты из ТПК стартоворазгонная двигательная установка за несколько секунд разгоняет ее до сверхзвуковой скорости, после чего выбрасывается встречным потоком воздуха, и в работу вступает маршевый ПВРД. Вертикальный пуск допускает круговой выбор траекторий полета. Возможен выбор и формы траектории. Полет по комбинированной траектории предполагает первоначальный подъем ПКР до 14 км. На этой высоте ракета летит на большем участке траектории. Обнаружив цель с помощью РЛГСН (с использованием активных и пассивных каналов), ПКР резко снижается до высоты 10-15 м — ниже горизонта корабельной ПВО, где она мало заметна для РЛС и оптоэлектронных систем противника. РЛГСН переходит в пассивный режим и вновь активизируется только перед атакой цели. В режиме низковысотной траектории ракета летит на высоте нескольких десятков метров, что определяет уменьшение скорости и дальности полета. Полет на предельно малой высоте, сверхзвуковые (около 2,5 М) скорости и возможность быстрого маневра уклонения уменьшают уязвимость ракеты от огневых средств противника даже с учетом сильной ПВО современных корабельных соединений. На конечном участке траектории производится самонаведение на цель. Программа системы наведения позволяет проводить классификацию и селекцию цели, в память бортовой ЭВМ заложены радиолокационные «портреты» (сигнатуры) кораблей различных классов. Сложный когерентный сигнал РЛГСН, изменения параметров сигнала по случайному закону повышают устойчивость системы управления к активным помехам, автоматическая селекция целей по спектральным характеристикам — к пассивным помехам.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ЗАЩИЩЕННОСТЬ

Важной особенностью комплекса «Бастион» является возможность залпового пуска по групповой цели, намного повышающая эффективность поражения кораблей противника. Интервал между пусками ПКР составляет 2-5 секунд. При этом на конечном участке траектории ракеты сами «распределяются» по целям в группе, выбирая наиболее важные.

Оперативности применения и уменьшению уязвимости комплекса способствуют его маневренность — имея в виду маневр «колесами» и «траекториями» — и широкие возможности выбора боевых позиций. Удаление пусковых установок друг от друга может достигать 15 км, от машины боевого управления — 25 км, удаление от береговой линии — 200 км, то есть стрельба может вестись из глубины прибрежной территории. Кроме того, приняты меры к уменьшению радиолокационной заметности СПУ.

Одной из важнейших составляющих стратегии военных действий на море является защита собственного побережья. Надежным средством для ее обеспечения являются береговые противокорабельные комплексы, способные эффективно «работать» против десантных кораблей противника, его авианосных групп, конвоев и одиночных кораблей. На вооружении российской армии в настоящее время стоит противокорабельный ракетный комплекс К 300 «Бастион», оснащенный ракетой «Оникс » (в экспортном варианте — «Яхонт»). Бастион относится к ПКРК новейшего четвертого поколения.

История создания

История противокорабельного ракетного комплекса (ПКРК) «Бастион» началась на рубеже 80-х годов минувшего столетия. Именно тогда было принято решение создать новый ПКРК для замены комплексов «Рубеж» и «Редут», созданных еще в конце 60-х годов прошлого века и уже не удовлетворявших военных.

Создание нового оперативно-тактического ПКРК началось в НПО Машиностроения под руководством генерального конструктора Ефремова. Изначально этот комплекс думали создать максимально универсальным, то есть предусмотреть возможность его размещения на надводных кораблях, подводных лодках и наземных пусковых установках. Таким образом, ракетный комплекс должен был по универсальности превзойти даже американскую ракету «Harpoon» – своего рода эталон в этом классе.

Испытание ракеты на полигоне начались в 1985 году, было проведено несколько запусков. В 1987 году состоялся первый запуск с борта надводного корабля. Первые испытательный запуск ракеты с подводной лодки состоялся в 1992 году. Испытания этой ПКР были успешно закончены в 2002 году. Следует отметить, что столь долгий ввод в эксплуатацию ПКР «Оникс» не является виной разработчиков, а в первую очередь связан с тяжелой ситуацией, имевшей место в стране после 1991 года.

Береговой противокорабельный ракетный комплекс принят на вооружение российской армии в 2010 году, ракеты для комплекса производит оренбургское НПО «Стрела». Несколько комплексов уже переданы российским военным, ожидаются очередные поставки в 2019 году.

«Оникс»: описание ракеты

Разработка берегового противокорабельного ракетного комплекса «Бастион» неразрывно связана с работами над противокорабельной ракетой (ПКР) «Оникс», которой он оснащен. Эта ракета предназначена для борьбы с одиночными и групповыми надводными целями в условиях сильного радиоэлектронного и огневого противодействия. Дальность ракеты составляет 300 километров. Ракета создана по классической схеме, с Х-образным расположением аэродинамических поверхностей. Головка самонаведения и основное оборудование системы управления, а также боевая часть находятся непосредственно в центральном теле воздухозаборника.

Длина ПКР «Оникс» составляет 8,2 метра, а масса равна 3 тонны. На «Ониксе» установлен воздушно-реактивный прямоточный двигатель с твердотопливным первоначальным ускорителем, который позволяет развивать скорость до 750 м/с. Топливом для двигателя служит керосин.

Сразу после выхода ПКР из пусковой шахты начинает работать ускоритель, он придает ракете скорость в 2М, после его выгорания включается основной двигатель, разгоняющий «Оникс» до скорости в 2,5М. Вывод ракеты в район цели производится инерциальной навигационной системой, затем включается головка самонаведения, и ракета предварительно захватывает цель. Вслед за этим она снижается на предельно малую высоту (10-15 метров), поэтому на завершающем этапе полета она находится ниже зоны действия ПВО. На конечном этапе полета вновь включается РЛС, которая сопровождает избранную цель.

Стрельба ракетами «Оникс» возможна как одной ПКР, так и залпом против нескольких кораблей противника. В таком случае ракеты летят «стаей» и взаимодействуют между собой для более эффективного выполнения задания. Ракеты определяют уровень важности каждой цели, выбирают тактику атакующих действий и вырабатывают план атаки. Кроме того, в вычислительный комплекс каждой ракеты заложено умение противодействовать радиоэлектронным помехам и системе ПВО.

Отличительными преимуществами ракеты является большая (загоризонтная) дальность стрельбы, интеллектуальность этого оружия (принцип «выстрелил и забыл»), очень высокая скорость полета на всех его участках (что делает перехват ракеты весьма проблематичным), большой набор возможных траекторий полета и их комбинирование. А также возможность установки ПКР «Оникс» на самые разнообразные базы (надводные корабли, подлодки, береговые комплексы). Ракета может лететь как по низкой траектории (несколько десятков метров), при этом скорость и дальность ее полета будут меньше. Либо сразу после выхода из контейнера набрать большую высоту, а затем резко ее снизить перед самым заходом в район расположения цели.

«Оникс» покидает заводские стены в специальном транспортно-пусковом контейнере, в полной готовности к запуску. Контролировать состояние ракеты можно непосредственно в контейнере. Запуск ракеты возможен как из наклонной пусковой шахты, так из вертикальной.

Технические характеристики ракеты «Оникс»

Противокорабельный ракетный комплекс «Бастион»

Комплекс «Бастион» вооружен ракетами «Оникс», не имеющими аналогов в мире. В его состав входят:

  • Самоходные ПУ на базе МЗКТ-7930 «Астролог»;
  • ПКР «Оникс» в специальных транспортно-пусковых контейнерах;
  • Машина боевого управления К-380Р на базе КамАЗ-43101 (экипаж — 4 человека);
  • Система боевого управления комплексом;
  • Оборудование информационно-технического сопряжения боевых средств комплекса с головным командным пунктом;
  • Комплекс средств технического обслуживания.

В комплекте с «Бастионом» также могут идти заряжающая машина, вертолет для целеуказания и автомобили обеспечения. Пусковая установка создана на базе четырехколесного МЗКТ-7930, оснащена двумя пусковыми контейнерами с ракетами «Оникс» и весит 41 тонну. Установка может развивать скорость 70 км/ч на дороге с твердым покрытием. Запас ее хода составляет 1000 километров. Развертывается «Бастион» практически мгновенно: время на подготовку ПКРК к стрельбе составляет всего лишь три минуты. Интервал между двумя запусками ракет, в случае залповой стрельбы, – 2,5 секунды. Расчет состоит из трех человек. Погрузочная машина создана на базе того же шасси, что и пусковая установка, ее экипаж – два человека. Она перевозит два ракетных контейнера, оборудована краном с грузоподъемностью 5900 килограмм.

Машина боевого управления сделана на базе трехосного КАМаЗа. Все оборудование управление комплексом установлено в обычный грузовой контейнер, что чрезвычайно удобно и прекрасно маскирует автомобиль.

Точка развертывания комплекса может находиться на расстоянии двести километров от береговой линии. Состав одной батареи берегового комплекса «Бастион» состоит из четырех пусковых установок, машины (возможно двух) управления, четырех загрузочных автомобилей и машины обеспечения. Одна батарея может защитить от возможного десанта противника береговую линию протяженностью шестьсот километров.

В настоящее время существует две модификации ПКРК «Бастион»: подвижная «Бастион-П») и стационарная модель («Бастион-С»). Второй вариант комплекса размещается в пусковых шахтах.

Характеристики комплекса

На настоящий момент береговой противокорабельный ракетный комплекс состоит на вооружении трех стран: России, Вьетнама и Сирии. В России три комплекса расположены в районе Анапы, еще по два приобрели Сирия и Вьетнам. В 2019 году Россия в Крыму развернула несколько батарей «Бастион».

Этот комплекс является постоянным участником оружейных выставок и неизменно пользуется большим интересом у специалистов.

Видео о ракетном комплексе

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них