ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ

ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ

(decentralization) Передача полномочий и обязанностей по принятию решений из центра в другие организации. В рамках государственного сектора децентрализация означает, что решения принимаются не центральным правительством, а местными и региональными органами власти. В частном секторе децентрализация означает, что решения принимаются не в штаб-квартирах компаний, а непосредственно в подразделениях или филиалах. Децентрализация может также принимать формы делегирования государственными органами полномочий на принятие решений частным организациям, например жилищным ассоциациям, или принудительного разделения компаний-монополистов.


Экономика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2000 .

ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ

передача функций управления от центральных органов власти местным органам, расширение круга полномочий нижестоящих органов управления за счет вышестоящих.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. . Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с. . 1999 .


Экономический словарь . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ" в других словарях:

    Децентрализация … Орфографический словарь-справочник

    - (ново лат., от de от, и centrum центр, средоточие). Вообще: удаление, отделение от центра; в частности: управление, противоположное централизации; развитие самоуправления в отдельных провинциях государства. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

    - [дэ], децентрализации, жен. (от лат. приставки de от, без и слова централизация) (книжн.). Система управления, основанная на передаче местным органам некоторых функций центральных органов. Децентрализация аппарата треста. Толковый словарь Ушакова … Толковый словарь Ушакова

    Рассредоточение Словарь русских синонимов. децентрализация сущ., кол во синонимов: 1 рассредоточение (4) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов

    децентрализация - и, ж. décentralisation f. Противополагается централизации; такое государственное устройство, когда части государства пользуются в некоторой степени правом самоуправления. Павленков 1911. Немецкий канцлер.. неожиданно является горячим сторонником … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    децентрализация - децентрализация. Произносится [дэцентрализация] и допустимо [децентрализация] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    В конституционном праве процесс передачи из центра на места части функций и полномочий центральных органов государства … Юридический словарь

    Переход управления от центральных органов власти к местным органам. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    ДЕ ЕНТРАЛИЗОВАТЬ [дэ], зую, зуешь; ованный; сов. и несов., что (книжн.). Сделать (делать) менее централизованным, рассредоточить (чивать). Д. управление. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (от лат. de... приставка, означающая отсутствие, отмену, устранение чего либо, и фр. centralisation центра лизация) англ. decentralization; нем. Dezentralisation. Процесс передачи функций центральной власти органам местной власти. см.… … Энциклопедия социологии

Книги

  • , П.П. Гронский. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1917 года (издательство`Москва`). В…
  • Децентрализация и самоуправление , П.П. Гронский. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1917 года (издательство "Москва")…

В первой половине XX века в рамках теории менеджмента (применительно к предприятиям) и в рамках административного права (применительно к государственному управлению) оформляются двое таких понятий, как централизация и децентрализация в государственном управлении. Оба термина одновременно обозначают процессы распределения или концентрации и состояние, являющееся результатом каждого процесса.

Централизация в государственном управлении представляет собой концентрацию, собирание властных ресурсов в руках "центральных" органов власти. Децентрализация же - распределение властных ресурсов между разными органами управления, в том числе по вертикали, сверху вниз.

Явления централизация и децентрализация - относительные. Не существует как понятия "централизация вообще", так и "децентрализации". Оба эти понятия имеют смысл лишь в сравнении с другой системой или существующем ранее состоянием данной системы.

Фраза "централизованное государство" означает, что либо данное государство было создано в результате централизации, либо оно является более централизованным, чем другие государства, либо оно является более централизованным, чем предыдущие формы политической организации.

Формы централизованного и децентрализованного управления

Известно, что децентрализация существует в рамках любой многоуровневой системы. Возможно ее две формы: неформальная, фактическая и официально признанная. Их отличия состоят в распределении ответственности и в степени регулярности выполнения тех или иных функций. При вынужденной централизации центр остается ответственным за деятельность органов публичной власти, так как именно он формально обладает полнотой властных полномочий. Подчиненные органы и должностные лица ответственны перед ним, но из-за свойственных для формально централизованных систем проблем с контролем эта ответственность наступает периодически в результате каких-либо проверок или особо тяжелых нарушений. В данной ситуации формально подчиненные структуры оказываются в привилегированном положении, поскольку фактически они могут легко избежать ответственности и соответственно могут использовать ресурсы по своему усмотрению. В данном случае возможны три варианта. При первом варианте интересы подчиненных лиц и структур могут сводиться к реализации заданий центра. В этом случае фактическая (неформальная) децентрализация - необходимая мера обеспечения эффективности формально централизованной системы. Однако чаще безответственность порождает возникновение второго варианта - предпочтение местных (отраслевых) интересов либо третьего варианта - предпочтение собственных интересов администрации и отдельных чиновников. Второй и третий варианты более вероятны, поскольку вне постоянного внимания со стороны центра - будь то контроль, указания, иные формы взаимодействия - администрация оказывается в более тесном контакте с другими интересами, внутренними или внешними, которые начинают преобладать и количественно.

Таким образом, различия между формальной и неформальной децентрализацией состоит не в различии между полномочиями, которыми владеют органы местного и отраслевого управления. На объем полномочий влияет масштаб государства. В маленьких государствах проще организовать сильную централизацию власти. Различие заключается в том, какую роль играют центральные и периферийные или отраслевые органы в осуществлении публичного управления. В формально централизованной системе все инновации, все реформы и преобразования могут быть инициированы только центром. Местные и региональные власти фактически пользуются своей "незаконной свободой" или для уменьшения своей служебной нагрузки (рутинное управление, не требующее больших усилий), или для различных злоупотреблений, или для адаптации политики центра к местным условиям и интересам. Формально децентрализованная система дает территориальным органам возможность, а иногда и заставляет их, быть более инициативными и ответственными, самостоятельно осуществлять многие управленческие воздействия. Российские мэры и губернаторы начинают понимать эту простую аксиому: при централизации государственного управления их власть не уменьшится, уменьшится лишь ответственность перед населением и необходимость самостоятельных решений. Формальное усиление личной ответственности - не помеха и не содержит противоречия: гораздо легче приспособиться под нрав начальника, чем ежедневно принимать самостоятельные решения, с последствиями которых придется самому же иметь дело.

Это означает, что настоящая централизация возможна, но требует особых механизмов контроля.

Централизованные и децентрализованные организации

Самый важный вопрос департаментализации – как разделить труд по горизонтали, т. е. определение задач каждой структурной единицы. Второй важный момент создания организационной структуры – вертикальное разделение труда. Высший менеджмент обязан решить, где в иерархии организации будут приниматься основные решения, и это решение определяет форму организационной структуры и эффективность управленческих решений.

Суть в том, что разные позиции в структуре получают относительный объем полномочий. Как мы узнали из обсуждения взаимоотношений власти, менеджер должен передать подчиненному по меньшей мере такой объем полномочий, который необходим последнему для решения поставленных перед ним задач. Кроме того, если норма управляемости становится излишне большой, то, чтобы не нарушилась координация, необходимо делегировать линейные полномочия и ввести дополнительные уровни управления. Это, однако, лишь общие требования; конкретных же способов делегирования полномочий существует множество.

Организации, в которых менеджмент высшего уровня оставляет за собой большую часть полномочий, связанных с важнейшими решениями, называются централизованными . Децентрализованные организации – это организации, в которых полномочия распределены по разным уровням управления. В таких организациях управляющие среднего и низового звеньев обладают очень широкими полномочиями в конкретных областях деятельности.

Степень централизации

На практике абсолютно централизованных или децентрализованных организаций не существует. Это лишь крайние точки континуума, между которыми находятся все реальные структуры. Разница лишь в относительной степени делегирования прав и полномочий, поэтому любую организацию можно назвать централизованной или децентрализованной только по сравнению с другими либо с самой собой в другие периоды времени.

Понять, насколько централизована та или иная организация по сравнению с другими, можно по следующим характеристикам.

1. Количество решений, принимаемых на среднем и низовом уровнях. Чем больше решений принимают нижестоящие менеджеры, тем выше степень децентрализации.

2. Важность решений, принимаемых на среднем и низовом уровнях . В децентрализованной организации менеджеры среднего и низового уровней имеют право принимать решения относительно распределения значительных материальных и трудовых ресурсов или изменения направления деятельности.

3. Влиятельность решений, принимаемых на среднем и низовом уровнях . Если менеджеры низового и среднего уровней имеют право принимать решения, влияющие более чем на одну функцию, то эта организация, по всей вероятности, децентрализованная.

4. Степень контроля над подчиненными . В высшей степени децентрализованной организации высший менеджмент редко проверяет повседневные решения своих подчиненных, исходно считая их правильными. Оценка основывается на общих результатах, в частности в области прибыльности и роста.

Одни отделы организации могут быть более централизованными, чем другие. Например, в типичной больнице административные функции, как правило, имеют высокую степень централизации, а медицинский персонал, прежде всего – практикующие врачи, практически автономен и независим в своих действиях. В больших университетах то, насколько преподаватель может изменить содержание своего учебного курса, также часто сильно варьируется в зависимости от факультета.

Говоря о степени централизации или децентрализации организации, мы фактически определяем степень передачи высшим менеджментом нижестоящим уровням своих полномочий по принятию важнейших решений в таких областях, как ценообразование, разработка новых продуктов, маркетинг и вопросы эффективности структурных единиц. Но даже в очень децентрализованных организациях высший менеджмент оставляет за собой право решать такие вопросы, как формулирование общих целей и задач организации, стратегическое планирование, выработка политики фирмы в различных областях, коллективные договоры с профсоюзами, создание финансовой и бухгалтерской системы фирмы. Очевидно, что не следует позволять руководству какого-то одного отдела решать, как должна работать организация в целом. Так, одной из причин того, что Bank of America в 1986 году потерял почти 1 млрд. долл., стала чрезмерная децентрализация решений о предоставлении кредитов. Согласно исследованиям «в настоящее время Bank of America резко сокращает число филиалов, имеющих право предоставлять кредиты, и обязывает представителей высшего руководства центрального отделения банка постоянно контролировать эту деятельность».

Но, хотя в сильно децентрализованных организациях многие полномочия, связанные с принятием решений, действительно передаются менеджерам среднего звена, наиболее важные решения все же входят в сферу компетенции работников, находящихся на высоких ступенях организационной иерархии, не ниже уровня руководителя подразделения. Такая форма децентрализации крупных фирм называется федеральной децентрализацией .

Факторы, влияющие на степень децентрализации

Вскоре после первой мировой войны такие фирмы, как Du Pont, General Motors, Standard Oil of New Jersey и Sears , осознали потенциальные проблемы используемой ими функциональной департаментализации и централизации. Такая структура была вполне эффективна в прошлом, но по мере расширения продуктового ассортимента, диверсификации бизнеса и выхода на международные рынки эти фирмы поняли, что количество и сложность решений, которые им приходится принимать, вышли за пределы их возможностей. Было решено, что для обеспечения дальнейшего роста и развития организации и повышения эффективности решений по важнейшим вопросам необходимо передать некоторые важные полномочия на низшие управленческие уровни. И эти организации начали переходить к децентрализованной структуре, при которой за высшим руководством оставались вопросы долгосрочного планирования, распределения ресурсов фирмы по подразделениям, координации и оценки деятельности подразделений. Менеджеры подразделений получили право принимать решения, непосредственно связанные с продуктами, за выпуск которых они отвечали.

Эта тенденция к реорганизации компании в соответствии с ее стратегией экспансии – еще одно проявление уже приводимого нами тезиса «Стратегия определяет структуру», неоднократно подтвержденного исследованиями. Примерно в то же время и по схожим причинам к децентрализованной дивизиональной структуре начали переходить и другие крупные фирмы: Union Carbide, Westinghouse Electric, U. S. Rubber, Goodrich и A&P . Но, как и следовало ожидать, эта тенденция не стала всеобщей, и не все фирмы, внедрившие децентрализованные структуры, продолжали двигаться в этом направлении. Так, например, в 1976 году один из пионеров децентрализации, Sears , столкнувшись со снижением уровня прибыльности, начал возврат к централизации. Большинство важных решений в отношении закупок и рекламы в фирме на то время принималось на уровне директоров магазинов, а при новой структуре они передавались на уровень руководства головного офиса. По мнению компании это позволяло лучше контролировать расходы и использовать на переговорах с поставщиками преимущества, обусловленные размером и покупательной способностью Sears .

По данным всеобъемлющего исследования наивысшая степень децентрализации характерна для таких отраслей, как транспортная, химическая, электротехническая и резинотехническая промышленность. По сравнению с наиболее централизованными отраслями – пищевой, металлургической, машиностроительной и бумажной – они отличаются большой степенью диверсификации и активностью на международных рынках.

Частично из-за того, что в них заложена мысль о том, что люди изначально способны успешно решать поставленные задачи, частично из-за множества доказательств их эффективности, у децентрализованных структур сегодня много сторонников. Одно из наиболее ярких и убедительных доказательств было представлено Питером Друкером, который одним из первых начал изучать, возможно, самый значимый опыт децентрализации в мировой истории: децентрализацию General Motors , проведенную А. П. Слоуном в 1920-х годах. Основываясь на очевидном успехе децентрализации в Du Pont, General Motors, General Electric, Standard Oil и Sears , Друкер сделал вывод, что «основное правило для любой организации – создать наименьшее число уровней менеджмента и кратчайшую цепь инстанций команд».

С этим выводом согласны очень многие менеджеры. Большинство крупных американских корпораций имеет децентрализованную структуру. Их общая структура базируется на принципе федеральной децентрализации, при которой руководители важнейших подразделений могут действовать практически автономно во всем, что касается производимой ими продукции. Но даже самые активные сторонники децентрализации признают, что она подходит не во всех ситуациях. И централизация, и децентрализация имеют свои недостатки и преимущества, соотношение которых определяется внешними и внутренними переменными. Основные их преимущества кратко описаны в табл. 12.3, а недостатком централизации является то, что она не позволяет пользоваться преимуществами децентрализации, и наоборот.

Таблица 12.3. Преимущества централизации и децентрализации.

Преимущества централизации.

1. Централизация повышает эффективность контроля и координации специализированных независимых функций, снижает количество и масштабы ошибочных решений, принимаемых неопытными менеджерами.

2. Сильное централизованное управление позволяет избежать ситуации, когда одни подразделения растут и развиваются за счет других или организации в целом.

3. Централизованный менеджмент позволяет более экономично и эффективно использовать опыт и знания централизованного административного персонала.

Преимущества децентрализации.

1. Управлять особо крупными организациями централизованно невозможно, поскольку это требует определенного объема информации, и, следовательно, процесс принятия решений сильно усложняется.

2. При децентрализации право принятия решений переходит менеджеру, который лучше всех знаком с проблемой.

3. Децентрализация стимулирует инициативу и позволяет работникам отождествлять себя с организацией. При децентрализованном подходе самое крупное подразделение организации достаточно невелико, чтобы понять, как оно работает, и контролировать его. Следовательно, менеджер, работая в такой структуре, испытывает такой же энтузиазм и ответственность, как независимый предприниматель.

4. Децентрализация помогает подготовить молодого менеджера к более высоким постам, предоставляя ему возможность принимать важные решения в самом начале карьеры. Это обеспечивает организацию необходимым числом талантливых управленцев. Поскольку при децентрализации расстояние между высшим и низовым организационными уровнями сокращается, эта структура поощряет честолюбивых молодых менеджеров остаться в фирме и расти вместе с ней.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Управление рисками, аудит и внутренний контроль автора Филатов Александр Александрович

Методические рекомендации по организации взаимодействия с внешним аудитором в процессе организации и проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности Введение Взаимодействие совета директоров (наблюдательного совета), в том числе его комитета

Из книги «Упрощенка» с нуля. Налоговый самоучитель автора Гартвич Андрей Витальевич

Организации В Налоговом кодексе рассматриваются только те организации, которые зарегистрированы как юридические лица.Юридическое лицо – это организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам. Юридическое лицо – это

Из книги Дейтрейдинг на рынке Forex. Стратегии извлечения прибыли автора Лин Кетти

Централизованные рынки По своей природе централизованные рынки - это монополии, которые контролируются одним специалистом. По этой причине цены могут меняться в интересах специалиста, но не трейдеров. Представим, что на рынке много продавцов, у которых специалист

Из книги Банковское право. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

34. Кредитные организации Виды кредитных организаций в Российской Федерации регламентируются Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» в редакции от 3 февраля 1996 года.Кредитная организация (КО) – это юридическое лицо, основная цель деятельности которого

Из книги Механизм уплаты налогов при многоуровневой структуре организации автора Мандражицкая Марина Владимировна

<...> Статья 75. Трудовые отношения при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности организации, ее реорганизации При смене собственника имущества организации новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права

автора

Пример. После сдачи выручки кассиром организации инкассатору банк обнаружил фальшивую купюру. Бухгалтерией организации нарушен порядок учета кассовых операций. На купюры, вызвавшие сомнения у сотрудника банка, должны быть составлены акт и мемориальный ордер (п. 10.3

Из книги Типичные ошибки в бухгалтерском учете и отчетности автора Уткина Светлана Анатольевна

Пример 5. Расходы на открытие и годовое обслуживание лицевых счетов сотрудников организации, открытых в системе банковских карт для перечисления заработной платы сотрудников (работников) с расчетного счета организации учтены при определении налоговой базы по налогу на

Из книги 1С: Предприятие 8.0. Универсальный самоучитель автора Бойко Эльвира Викторовна

4.2. Сведения об организации Сведения об организации – постоянная или условно-постоянная информация, которая обычно хранится в виде констант. Поскольку в программе «1С: Бухгалтерия 8.0» в одной базе можно вести учет от лица нескольких предприятий, основные сведения о

Из книги Бухгалтерский учет с нуля автора Крюков Андрей Витальевич

ОРГАНИЗАЦИИ Организация – что это? В книге рассматривается бухгалтерский учет в организациях. Основная цель организаций – получение прибыли. Средством получения прибыли является предпринимательская деятельность, т. е. бизнес. Организации, основная цель которых –

Из книги Вмененка и упрощенка 2008-2009 автора Сергеева Татьяна Юрьевна

2.1. Организации Организации – это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в

Из книги Мировая экономика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

14. Организации ООН Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) призвана регулировать всемирные торговые отношения. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) создано и действовало вне рамок ООН. Поэтому многие страны ставили перед ООН задачу – иметь в его

Из книги Финансы автора Котельникова Екатерина

27. Централизованные внебюджетные фонды К централизованным внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд, ФСС, ФОМС.Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ) был создан для государственного управления (финансового), пенсионного обеспечения граждан.Средства фонда формируются за

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ Некоторые организации, особенно многопрофильные корпорации, децентрализуют большинство видов своей деятельности и сохраняют только управленческий каркас, рассматривающий вопросы финансового контроля, стратегического планирования,

автора Джестон Джон

Стратегия организации Почему стратегия организации важна для бизнес-процессов Иногда стратегия организации не принимается во внимание в бизнес-процессах. Ниже приводятся причины такого положения и обсуждаются выводы, к которым мы пришли по результатам собственных

Из книги Управление бизнес-процессами. Практическое руководство по успешной реализации проектов автора Джестон Джон

Стратегия организации Речь идет о разработке стратегии организации лидерами уровня 1. Как указывалось на этапе разработки стратегии общей схемы, мы не даем рецептов или методик, но, по нашему мнению, стоит добиться понимания того, что является стратегией, в чем ее польза

Из книги Основы менеджмента автора Мескон Майкл

Организации Все описанные выше примеры имеют одну общую характеристику, которую имеют также Brownie Troop 107, ранчо Кинга в Техасе, больница Маунт-Синай, Sony, Harper & Row Publishers, КНДР, General Motors, ВМС США и ваш колледж. Все это организации. Организация – основа мира менеджеров и причина

Термин «централизация» относится к степени сосредоточения принятия решений в одних руках, что связано только с формальной властью, т.е. с правами, которыми наделено определенное лицо в организации. Чем больше организация, тем более сложные решения она принимает.

Многие фирмы сталкиваются с необходимостью принимать оперативные решения в связи с поведением конкурентов, изменением потребностей клиентов, поступающими жалобами потребителей или работников. В случае когда скорость принятия решений критическая, необходимо прибегнуть к определенной децентрализации. Однако децентрализовать - это не значит отменить контроль. Контроль должен быть настолько эффективен, чтобы децентрализованные действия можно было бы правильно оценить.

Суть централизованных организаций состоит в разделении процессов принятия решений и их внедрения: высшие руководители принимают решения, управляющие среднего звена передают и согласовывают их, работники - выполняют. Сравнительный анализ показывает, что централизованные организации, деятельность которых основывается на принципах «команд и контроля», как правило, затратные. Они медленно приспосабливаются к изменениям рынка и слабо реагируют на меняющиеся потребности клиентов, ограничены в творчестве и инициативе, чтобы эффективно действовать в условиях конкуренции.

Централизованные организации - это организации, в которых руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших решений.

Преимущества:

Экономически эффективное использование персонала;

Высокая степень координации и контроля за специализированными видами деятельности;

Контроль за снижением возможности развития одних отделов организации за счет других.

Децентрализованные организации - это такие организации, в которых полномочия распределены по ниже стоящим уровням управления. В сильно децентрализованных организациях, управляющий среднего звена имеет очень большие полномочия в конкретных областях деятельности.

Децентрализация требует такой организации управленческой деятельности , которая позволяла бы принимать сложные и оперативные решения. Анализ опыта децентрализации в структурах управления позволяет выявить целый ряд преимуществ такой организационной перестройки.

Во-первых, в результате децентрализации развиваются профессиональные навыки руководителей, полномочия которых и ответственность за принятие решений возрастают.

Во-вторых, децентрализованная структура ведет к усилению соревновательности в организации, стимулирует руководителей к созданию атмосферы конкуренции. В-третьих, в децентрализованной модели организации руководитель может проявлять больше самостоятельности при определении своего личного вклада в решение проблем. Расширение свободы действий ведет к повышению творческого характера управленческого труда, к стремлению внести вклад в рост и развитие фирмы.


Степень централизации определяется следующими характеристиками:

1) количество решений, принимаемых на ниже стоящих уровнях управления;

2) важность решений, принимаемых на ниже стоящих уровнях управления;

3) количество контроля за работой подчиненных.

Процесс децентрализации требует принятия определенных организационных и экономических мер, в том числе и несение расходов. Приходится, в частности, разрабатывать и осуществлять программы обучения руководителей, преодолевать сложившиеся стереотипы работы в централизованных структурах и сопротивление работников к переменам. Изменения претерпевают системы бухгалтерского учета и отчетности, что влечет за собой рост административных расходов.

Более высокая степень децентрализации в организациях, рассматриваемая как передача в низовые звенья процесса принятия решений, предполагает, что:

Большее число решений принимается на низших уровнях управленческой иерархии;

Решения, принятые на низших уровнях, более важны;

Различные организационные функции подвергаются большему влиянию решений, принятых на низших уровнях;

Уменьшается объем централизованного контроля за решениями, принятыми управленческим персоналом.

Такой подход приводит к повышению автономности в принятии решений в отдельных подразделениях, к сокращению сферы централизованного контроля. Благодаря этому растет ответственность подразделений за их прибыльность. Эти подразделения представляют собой относительно автономные, самофинансируемые небольшие компании в структуре основной компании.

Сравнение различных типов организационных структур показывает, что организации с меньшим числом уровней управления и более широким охватом контролем оказываются более гибкими и динамичными, чем централизованные пирамидальные структуры. Широкий охват контролем облегчает передачу полномочий вниз, децентрализацию управления. Создаются условия для деятельности более профессионально подготовленных руководителей, сокращения сети коммуникаций, уменьшения административной дистанции между уровнями управления.

На соотношение централизации и децентрализации в управлении непосредственное влияние оказывают такие факторы, как размер организации, технология производства и услуг, внешняя среда.

У децентрализованных структур сегодня много сторонников. Частично это объясняется тем, что в них заложена мысль о том, что людям изначально присуща способность успешно справляться с поставленными задачами, а частично — многочисленными подтверждениями эффективности таких структур. Одно из наиболее ярких и убедительных доказательств было представлено Питером Друкером .

Он был одним из первых, кто начал изучать, быть может, самый серьезный в мировой истории опыт создания децентрализованной организации: децентрализацию «Дженерал Моторс», предпринятую Альфредом П. Слоуном в 20-х годах. Основываясь на очевидном успехе децентрализации в «Дженерал Моторс», «Сирс», «Стандарт Ойл», «Дженерал Электрик» и «Дюпон», Друкер заключил, что «основное правило для любой организации состоит в том, чтобы вовлекать наименьшее число уровней управления и создавать кратчайшую цепь команд».

Очевидно, что многие руководители согласны с этим выводом. Большинство крупных американских корпораций имеют децентрализованную организацию. Их общая структура базируется на принципе федеральной децентрализации, при которой руководители важнейших отделений могут действовать почти полностью автономно во всем, что касается производимой ими продукции. Однако даже самые ярые сторонники децентрализации признают, что она не является единственным средством для любой ситуации. И централизация, и децентрализация имеют свои недостатки и преимущества.

Преимущества централизации:

1. Централизация улучшает контроль и координацию специализированных независимых функций, уменьшает количество и масштабы ошибочных решений, принимаемых менее опытными руководителями.

2. Сильное централизованное управление позволяет избежать ситуации, при которой одни отделы организации растут и развиваются за счет других или организации в целом.

3. Централизованное управление позволяет более экономно и легко использовать опыт и знания персонала центрально-административного органа.

Преимущества децентрализации:

1. Управлять особо крупными организациями централизованно невозможно из-за огромного количества требующейся для этого информации и, как следствие этого, сложности процесса принятия решений.

2. Децентрализация дает право принимать решения тому руководителю, который ближе всего стоит к возникшей проблеме и, следовательно, лучше всех ее знает.

3. Децентрализация стимулирует инициативу и позволяет личности отождествить себя с организацией. При децентрализованном подходе самое крупное подразделение организации кажется его руководителю совсем небольшим, и он может полностью понимать его функционирование, полностью контролировать его и ощущать себя частью этого подразделения. Такой руководитель может испытывать такой же энтузиазм в своем подразделении, как независимый предприниматель во всем своем бизнесе.

4. Децентрализация помогает подготовке молодого руководителя к более высоким должностям, предоставляя ему возможность принимать важные решения в самом начале его карьеры. Это обеспечивает приток в организацию талантливых руководителей. При этом предполагается, что талантливыми руководителями не рождаются, а становятся в процессе приобретения опыта. Поскольку при этом сроки продвижения от рядовых до высших должностей становятся короче, децентрализация способствует тому, что честолюбивый и напористый молодой руководитель остается в фирме и растет вместе с ней.

Термины централизации и децентрализации относятся к политической и административной структуре страны. В централизованном государстве власть и власть сосредоточены в руках центрального правительства, которое принимает решения и выполняет большинство функций. И наоборот, в децентрализованном состоянии полномочия и обязанности распределяются и распределяются между регионами и районами. Хотя все централизованные правительства имеют общие черты и аналогичные характеристики, не все децентрализованные страны одинаковы. Фактически, процесс децентрализации может варьироваться в зависимости от страны и может осуществляться по-разному. Например, степень автономии регионов и местных органов власти сильно различается. Как Соединенные Штаты, так и Китай используют децентрализованный подход, но результаты очень разные. Единые штаты в США имеют большую степень автономии, а китайские регионы остаются под строгим контролем центрального правительства.

Что такое централизация?

В централизованной стране власть и власть сосредоточены в руках центрального правительства, а регионы и местные власти практически не имеют власти. Во многих случаях централизованное правительство связано с идеей авторитарного режима, который не допускает участия общественности и демократии. Тем не менее, это не всегда так. Хотя военные и диктаторские режимы пытаются сосредоточить власть в руках немногих, существует несколько демократических и высокоэффективных стран, таких как Дания и Норвегия, которые используют централизованную модель. Централизация имеет много преимуществ:

  • Это очень эффективная система;
  • Процесс принятия решений является быстрым и эффективным;
  • Нет дубликатов - и, следовательно, бюрократический аппарат лучше функционирует;
  • Он способствует равенству по всей стране, поскольку решения, принятые на центральном уровне, обычно применяются ко всем регионам; а также
  • Это способствует возникновению единой национальной экономической системы.

Что такое децентрализация?

В децентрализованной системе власти, функции и полномочия распределяются между местными органами власти и организациями и не сосредоточены в руках центрального правительства. Власть может быть разделена между регионами, провинциями или даже городами - каждая страна и каждая децентрализованная система имеют разные особенности, и степень автономии различных областей может варьироваться. Децентрализация часто рассматривается как ответ на проблемы, связанные с централизованным правительством (т. Е. Отсутствие участия общественности, чрезмерный контроль, экономический спад и т. Д.). Фактически, эта система имеет ряд преимуществ:

  • Он ограничивает (или избегает) риски чрезмерной концентрации власти;
  • Это может способствовать экономическому развитию;
  • Он обеспечивает более широкое участие в политической жизни;
  • Это вызывает политические нововведения;
  • Он способствует созданию политики, ориентированной на потребности отдельных регионов; а также
  • Он уважает этнические и культурные различия.

Сходство между централизацией и децентрализацией

Централизация и децентрализация являются противоположными концепциями. В одном случае власть находится в руках немногих, тогда как в других полномочиях и функциях распределяются среди большего числа игроков. Несмотря на различные различия между ними, мы можем идентифицировать некоторые аналогичные аспекты:

  1. В обоих случаях центральное правительство сохраняет определенную степень контроля. Фактически, в децентрализованных странах, таких как Китай, местные власти находятся под пристальным контролем центрального правительства, и их полномочия ограничены;
  2. Как централизация, так и децентрализация не ограничиваются управлением. Эти два условия могут относиться к централизации и децентрализации политических структур, административных органов, сил безопасности, экономических властей и социальных групп; а также
  3. Обе системы могут быть эффективными в содействии экономическому росту и политической стабильности.

Централизация и децентрализация - это два очень разных процесса, которые могут определять страну по-разному. В централизованном государстве процесс принятия решений становится ответственностью немногих людей и находится в руках центрального правительства. Напротив, децентрализованное государство стремится к участию местных органов власти и государственных органов. Тем не менее, стоит отметить, что централизованное государство не обязательно является авторитарным или деспотическим государством, и, таким же образом, децентрализованная система необязательно влечет за собой более высокую степень участия общественности. Обе системы имеют преимущества и недостатки, а некоторые из основных различий между ними включают следующее:

  1. Процесс централизации может быть инициирован по различным причинам: некоторые правительства считают, что более высокий уровень контроля над политической и экономической системой страны может привести к экономическому росту, порядку и процветанию. И наоборот, другие правительства инициируют процесс централизации, чтобы обеспечить более высокий уровень контроля над населением и ограничить местные и общественные свободы. Вместо этого процесс децентрализации неизбежно приносит больше местной и региональной автономии, а власть центрального правительства может быть немного уменьшена. Децентрализация может быть результатом политического и экономического кризиса или может основываться на явной политике и намерениях; а также
  2. Если мы подумаем об эффективности, мы можем поверить, что централизованное правительство способно принимать и принимать решения гораздо быстрее, поскольку бюрократический процесс короче и быстрее. Тем не менее, хотя решения могут быть приняты быстрее, они не могут быть адаптированы к потребностям населения. Напротив, в децентрализованном государстве лица, принимающие решения, ближе к более широкому населению и поэтому могут определять региональные и местные потребности, тем самым способствуя более эффективному и эффективному законодательству и законопроектам.

Разница между централизацией и децентрализацией

В сегодняшнем мире мы можем идентифицировать многие примеры централизованных и децентрализованных стран: Дания, Норвегия и Великобритания соответствуют первой категории, тогда как Швейцария, США и Китай являются децентрализованными государствами. Основываясь на различиях, изложенных в предыдущем разделе, мы можем выделить несколько других функций, которые дифференцируют процесс централизации от ее противоположности.

Централизация против децентрализации с помощью таблицы сравнения

централизация децентрализация
Этническое разнообразие Централизованное правительство часто не учитывает конкретные потребности малых и местных общин. Будучи далекими от населения, лица, принимающие решения, часто упускают из виду важность учета этнического разнообразия и содействия культурной интеграции и равенству. В децентрализованной системе лица, принимающие решения, часто могут ориентировать этнические меньшинства и небольшие общины на свои законы и законопроекты. Децентрализованная модель может лучше обслуживать разнообразные интересы.
Участие Централизованная система не обязательно исключает участие общественности - хотя правительству легче принимать и принимать решения без необходимости публичного контроля. Считается, что децентрализованная система усиливает и способствует участию общественности. Но это не всегда так - например, Китай - это децентрализованная однопартийная система, в которой коммунистическая партия строго контролирует население и все общественные решения.
Решение конфликта Централизованное правительство может привести к местным и региональным волнениям, когда местные общины недовольны или не обращают внимания на центральную политику. В то же время централизованное правительство часто находится в лучшем положении для переговоров с третьими сторонами и другими странами. В децентрализованном государстве социальные и региональные беспорядки лучше обрабатываются, поскольку лица, принимающие решения, ближе к широкому населению. Тем не менее, в то же время, децентрализованное правительство может иметь меньшее влияние на торговлю и переговоры с третьими сторонами и зарубежными странами.

Реферат: Возьмите домашнее сообщение о централизации и децентрализации

Централизация и децентрализация - это два процесса, которые глубоко влияют на политический, социальный и экономический аспекты страны. В централизованном государстве власть находится в руках центрального правительства, но это не обязательно означает авторитарный или деспотический режим. Многие западные демократии используют централизованную систему, чтобы ограничить дублирование и не тратить деньги на бесполезные бюрократические процессы. Централизованное состояние имеет много преимуществ (то есть эффективность, быстрота и т. Д.), Но в то же время имеет различные недостатки. Централизация власти часто рассматривается как сокращение участия общественности, а централизованное правительство часто обвиняют в политических и экономических неудачах.

В децентрализованном состоянии функции и обязанности (не всегда одинаково) распределяются между регионами, городами и местными органами власти. Часто считается, что децентрализованная система усиливает участие и равенство общественности, поскольку лица, принимающие решения, ближе к населению, и могут предлагать и вводить индивидуальные законы и законопроекты для удовлетворения конкретных потребностей местных общин и групп меньшинств. Процесс децентрализации может начаться после крупного политического и экономического кризиса или может быть результатом четкой политики. Фактически, различные страны, такие как Великобритания или Испания, увеличивают степень автономии местных регионов и районов в целях обеспечения равного роста.

Централизация и децентрализация - два очень разных процесса, но ученые и практические работники не смогли определить, лучше ли другой. Не все централизованные страны одинаковы, и не все децентрализованные страны одинаковы. Централизованная система лучше подходит для малых стран, тогда как децентрализованная модель идеальна для крупных и очень разных стран, таких как Китай или Соединенные Штаты.