Существуют техники, в которых нужно намеренно активизировать свои эмоции, думая о человеке или ситуации, которые когда-то пробудили в вас гнев, похоть или страх, а затем отпускать мысли и взаимодействовать с чистой энергией, спрашивая себя: «Кто я без этих мыслей?» Практика медитации более проста, но, на мой взгляд, не менее эффективна. Когда неприятные эмоции возникают спонтанно, мы отпускаем стоящую за ними историю и остаемся наедине с энергией. Это чистый чувственный опыт, а не вербальное объяснение того, что происходит. Мы реально ощущаем энергию в собственном теле. Когда нам удаётся просто оставаться с этой энергией, никак её не выражая и не подавляя, она начинает пробуждать нас. Практикующие часто спрашивают: «Я постоянно засыпаю во время медитации, что мне делать?» Есть много средств от сонливости, но мой совет таков: «Переживайте свой гнев!»

Человеку не свойственно оставаться со своей энергией. Как правило, он стремится избавиться от неприятных эмоций через выражение или подавление. Например, когда нами овладевает гнев, мы кричим или прибегаем к физической активности. Но проявление гнева обычно чередуется с переживанием чувства стыда или вины. Мы настолько привыкаем к подобному способу выведения энергии, что автоматически повторяем одни и те же модели поведения снова и снова, продолжая, таким образом, поддерживать и укреплять свои негативные эмоции.

Много лет тому назад на одной вечеринке я увидела, как мой друг страстно обнимает другую женщину. Мы были в доме одной моей подруги, у которой была великолепная коллекция керамики. Охваченная яростью, я начала искать, что бы бросить на пол. Однако всё, что я хватала, мне приходилось ставить обратно, потому что эти вещицы стоили не меньше десяти тысяч долларов каждая. Я была совершенно взбешена и не могла найти выхода своей ярости! Я не могла избавиться от собственной энергии. Абсурдность этой ситуации мгновенно рассеяла всю мою ярость. Я вышла на улицу и начала смеяться, подняв лицо к небу, пока мой смех не перешёл в плач.

В буддизме ваджраяны говорится, что эмоциям присуща изначальная мудрость. Таким образом, когда мы боремся со своей энергией, мы отвергаем в себе источник мудрости. Гнев, свободный от фиксаций, - это не что иное, как ясное видение. Гордость, ни к чему не привязанная, переживается как невозмутимость. Энергия страсти, свободная от зацепок, представляет собой мудрость широкого видения.

В практике бодхичитты мы также работаем с чистой энергией эмоций. Обычно усиление эмоций вызывает у нас страх, Этот страх всегда присутствует в нашей жизни. Во время сидячей медитации мы отбрасываем все словесные рассуждения и погружаемся непосредственно в эмоции и страх. Так мы учимся открывать своё сердце собственной энергии; учимся переживать пугающие нас эмоции.

Присутствие в настоящем моменте. Ещё одно качество, которое мы развиваем в процессе медитации,- это способность присутствовать в настоящем моменте. Каждую секунду, каждое мгновение мы осознанно делаем этот выбор - быть «здесь и сейчас». Присутствуя в своём теле и разуме в данный момент, мы проявляем внимание к себе, к другим существам и к миру. Это качество внимательности является непосредственным выражением нашей способности любить.

Обращение к настоящему моменту требует некоторого усилия, однако это усилие не должно быть чрезмерным. Мы лишь слегка «соприкасаемся и отпускаем». Например, мы соприкасаемся со своими мыслями, определяем их как «мышление» и затем отпускаем. Это неагрессивный способ быть «здесь и сейчас», отсутствие борьбы.

Некоторые мысли могут быть настолько привлекательны, что нам не хочется их отпускать. Нам гораздо интереснее смотреть это внутреннее кино, чем возвращаться к настоящему моменту. Мир фантазий бывает очень соблазнителен, поэтому, чтобы разрушить привычные паттерны, мы должны научиться прикладывать «мягкое» усилие, другими словами, культивировать сострадание к себе.

Практика медитации ведёт нас к майтри и безусловной открытости. Когда мы ничему не сопротивляемся, а спокойно соприкасаемся со своими мыслями и затем отпускаем их, мы начинаем видеть, что наша изначальная энергия - любящая, здоровая и освежающая и что нашей истинной природой является бодхичитта, а не беспокойство и смятение.

Заповеди воина, или наставления для воспитания ума

Практикуй наставления во всех делах.

Из наставлений АТИШИ для воспитания ума

Учение бодхичитты было принесено в Тибет из Индии в одиннадцатом веке Атишей Дипанкарой. Особое внимание он уделял так называемому учению лоджонг, или практике воспитания ума. Это учение до сих пор представляет для нас интерес, поскольку показывает, как можно сложные жизненные обстоятельства превратить в путь просветления. То, что нам больше всего не нравится в жизни, в практиках Атиши является «пищей» для воспитания ума. То, что мы воспринимаем как самое большое препятствие,- гнев, обиды, напряжение - используется в качестве топлива для пробуждения бодхичитты.

Некоторое время после смерти Атиши эти учения хранились в секрете и передавались только ближайшим ученикам. Однако в двенадцатом веке они вновь обрели широкую известность, когда тибетский мастер Геше Чекава изложил их в виде пятидесяти девяти наставлений, или заповедей. Теперь эти короткие изречения известны как правила лоджонг, или наставления Атиши. Знание этих наставлений и применение их в своей жизни является одной из наиболее эффективных практик бодхичитты .

У Геше Чекава был брат, который с недоверием относился к буддийскому учению и всегда доставлял Геше много неприятностей. Но когда он узнал, что многие больные проказой, практикующие с Геше, исцелились, брат заинтересовался этим учением. Прячась за дверью, он стал слушать беседы о том, как можно трудные жизненные обстоятельства превратить в обретение пути. Когда Чекава заметил, что его брат стал менее раздражительным, более терпимым и тактичным, он догадался, что тот слушает и применяет на практике учение о воспитании ума. Тогда он решил обучать правилам лоджонг более широкую аудиторию - если они помогли его брату, значит помогут кому угодно.

Обычно мы следуем своим импульсам, даже не пытаясь изменить привычные модели поведения. Разве мы думаем о практике, когда нас предали или обидели? Как правило, нет. Но именно в такие моменты наставления Атиши действуют наиболее эффективно. Прочитать и запомнить наставления не сложно, гораздо сложнее не забывать применять их в жизни. Так, испытывая раздражение, мы можем вспомнить заповедь: «Всегда медитируй на то, что вызвало в тебе обиду», и это удержит нас от привычной реакции - желания сказать человеку что-то неприятное. Если мы хорошо усвоим эту заповедь, она будет спонтанно возникать у нас в голове в нужный момент, удерживая от реакций и напоминая, что нужно просто присутствовать в своей эмоциональной энергии.

Практика воспитания ума ставит перед нами вызов; можем ли мы вовремя вспомнить нужное наставление, которое вернуло бы нас к настоящему моменту и удержало от привычных реакций? Можем ли не «сбрасывать» возбуждённую эмоциональную энергию, а позволить ей трансформировать нас? Суть практики наставлений заключается в том, чтобы направить внимание воина на непосредственное переживание дискомфорта. Она побуждает постоянно задавать себе вопрос: «Как можно практиковать прямо сейчас, в этот неприятный для меня момент, и как трансформировать его в путь пробуждения?» Каждый день у нас есть масса возможностей задавать себе такой вопрос.

Заповедь «Практикуй три преодоления» даёт конкретные рекомендации, как практиковать, как прерывать свои привычные реакции. Три усилия заключаются в следующем:

(1) признать свой невроз как невроз,

(2) делать что-то другое, и

(3) стремиться постоянно практиковать подобным образом.

Быть Воином — значит жить по-настоящему смело, честно и достойно перед лицом любой опасности, страхов, сомнений. Жизнь Воина может не иметь ничего общего с военными действиями, и то же время — далеко не все Воины .

Воин — только тот, кто не в словах, но в поступках ставит превыше всего Честь, Веру в себя и своих товарищей, Достоинство и Храбрость.

Воинские заповеди

1. Мы есть то, что о себе думаем

Всё, что происходит – последствия наших мыслей, поэтому контролируй то, о чём думаешь. Победитель не думает как жертва.

2. Верь в себя

Не говори: «Я не могу этого сделать «. Вместо этого спрашивай себя: «Как я могу это сделать? «. Так ты найдешь способ.

3. Будь последователен, избегай суеты

Не торопись познать все сразу. Путь Воина очень долог, распределяй усилия и ставь приоритеты.

4. Не будь рабом своих желаний. Соблюдай во всём простоту и умеренность

Найди золотую середину во всём. Все проблемы от излишеств, как в потакании своим желаниям, так и в чрезмерном аскетизме.

5. Действуй и живи осознанно

Воин не может позволить себе плыть по течению жизни, когда у него всего одна жизнь. Его путь – путь осознанного выбора и активных действий.

6. Побеждай и не бойся поражений

Стремись быть лучшим, но не бойся ошибок и неудач. Они – твои лучшие учителя.

7. Соедини разум, тело и дух воедино. Твои враги боятся не тебя, а Воина в тебе

Тело – твоё оружие, дух – его сила, разум – умение. Только вместе они способны успешно сражаться и побеждать врагов.

8. Добивайся всего сам. Никогда ни о чём не проси

У Воина можно отнять всё, кроме того, чего он добился сам. Это с ним навсегда.

9. Взявшись за дело, доводи его до конца. Держи слово

Не оставляй за собой незавершённых дел и долгов – их отклики будут преследовать тебя. О человеке судят по разнице между словом и делом.

10. Действуй быстро и решительно. Сомнения в себе — злейший враг Воина

Делай выбор осознанно. Сделав выбор, никогда не сомневайся и не сожалей о нём. Дерево падает, изъеденное червями. Не позволяй червям сомнений разрушать твой дух и разум.

11. Не сожалей о прошлом, не бойся будущего, живи настоящим

Воин совершает величайшую глупость, когда сожалеет о прошлом. Забывая о настоящем, он теряет будущее.

12. Отвечай за свои слова, поступки и своё незнание

Ищи только в себе причину всех неудач. Только ты сам ответственен за всё, что происходит с тобой и вокруг тебя. Чем сильнее ответственность Воина , тем шире круг событий, на которые он может влиять.

13. Измени себя, если хочешь изменить мир

В руках Воина огромная сила – он может изменить мир вокруг, изменив своё отношение к нему.

14. Ничего не бойся. Воина можно уничтожить, но победить — никогда!

Можно уничтожить тело Воина , но нельзя сломить его волю и дух.

15. Будь безупречен. Не жалей себя и не потакай себе

Перед лицом возможной ежесекундной смерти человеческие слабости нерациональны. Когда Воин безупречен во всём, он защищён от случайностей и укоров.

16. Не осуждай других

Принимай остальных такими, какие они есть, с их ошибками и недостатками. Быть Воином по силам не каждому.

17. Не предавай учителей и товарищей

Предавая тех, кто идёт с тобой по одному Пути, ты предаёшь свой Путь и самого себя.

18. Единственным критерием боеспособности Воина является поединок

Используйте любую ситуацию в своей жизни как вызов, как возможность проявить себя и получить ещё большую силу в борьбе со своими недостатками.

19. Не будь высокомерным

Никогда не считай себя лучше других. Все люди разные, и у любого можно чему-то научиться. А разум, закрытый щитом тщеславия, неспособен постичь что-то новое.

20. Работай над собой. Нет предела совершенству

Никогда не останавливайся на достигнутой цели, всегда есть к чему ещё стремиться. Только совершенствуя себя, Воин становится сильнее.

Меч - ничто, воин - все.
Каждый равен каждому, все равны всем, каждый равен всем.
Если ты не можешь выжить в одиночку, и тысяча друзей тебя не спасет.
Слово данное варваром, является залогом его чести.
Если слово идет впереди тебя, в этом еще нет большой беды, но если ты не можешь его догнать, значит ты не мужчина.
В поле варвар дома, в лесу варвар дома, в море варвар дома потому, что дом варвара - это он сам.
Не подними руку на друга своего.
Не отрекись от друга своего.
Если варвар сдается в плен, это значит только то, что он собирается нанести удар по врагу с тыла.
Семья для варвара в первую очередь - его дети.
Варвар, который над всем в жизни ставит женщину - слепой варвар.
Варвар, забывший отца и мать, будет забыт сам.
Враг каждого из нас - наш общий враг.
Разумно то, что полезно.
Ищи себе друга, враг найдет тебя сам.
Если ты хочешь изменить мир вокруг себя - перерождайся сам.
Кривое дерево легче срубить, чем выправить.
Стоящую цель стрела любит больше.
Варвар дважды в один след не наступает.
Верни себе то, что ты потерял.
Никогда не жалей о том, что тебе не принадлежит.
Не трогай чужое, оно для тебя проклято.
Три главных порока: предательство, трусость, глупость.
Варвар верит глазами. Если тебе скажут, что солнце теперь восходит на западе, не поленись утром посмотреть в окно.
Не делай себе врагом того, кто тебя своим врагом не считает. Прости того кто прощает тебя.
Варвара можно уничтожить, но победить - никогда!
Варвар, забывший врага своего - мертвый варвар.
Ты проиграл столько раз, сколько раз забыл о своем поражении.
Превратить врага в соратника - лучшая победа.
Варвар должен быть для врага непонятным, непредсказуемым и неожиданным.
Трудно попасть в ту цель, которая все время исчезает.
Никогда ни о чем не проси. Добивайся всего сам.
Не верь в удачу - она слепа. Верь в успех, варвар всего добивается сам.
Презри просящего.
Помоги тому, кто нуждается в твоей помощи, но не просит о ней.
Варвар никогда ни на что не жалуется. Варвар не будет жаловаться даже на собственную жизнь.
Удача нужна слабым. Сильным сам двигает звездами.
Причину всех неудач надо искать искать в себе.
Твердо стоит на ногах тот, кого не качает то в одну, то в другую сторону.
Где труднее - там достойнее.
Тот, кто держит голову опущенной - ничего не видит.
Топор любит склоненные головы.
На все вопросы, которые жизнь поставила перед тобой, ты должен ответить сам.
Болтун украшает свою жизни словами, торговец - деньгами и роскошью, воин - смертью.
Ты можешь далеко уплывать от берега, главное - всегда на него возвращайся.
Не говори десять слов там, где от тебя ждут только одного слова.
Твои враги боятся не тебя, а воина в тебе и варвара в тебе.
У голодного волка нюх лучше.
Каждая стрела - в цель.

Хочешь выжить - Будь Варваром

(На основе произведений Карлоса Кастанеды, Теуна Мареза и Андрея Нефедова.)

Правила воина осваиваются на основе постулатов воина.

Постулаты воина.

1.Весь мир – бесконечная загадка.

2.Долг воина разгадка этой тайны, но он никогда не должен предаваться надежде на то, что это ему удастся.

3.Воин – часть мира, значит, и часть загадки. Он становится единым с ней.

4.Будучи единым с этой загадкой, воин неизбежно приходит к осознанию того, что загадочно бытие всего сущего: атома, камня, растения, животного, человека или сверхчеловеческой сущности. Достигнув такого знания, воин приобретает подлинное смирение, так как в этой загадке бытия все равны.

Постулаты – это философская база. На данном этапе вы можете лишь поверхностно ознакомиться с ними, не вдаваясь глубоко в их смысл. Но, размышляя о жизни все глубже, вы рано или поздно придете к постулатам воина.

Правила воина.

1.Воин сам выбирает свою битву и потому всегда тщательно оценивает обстоятельства и условия сражения. Участие в битве, которая ничего не приносит в разгадке бытия, не имеет смысла. Чаще всего воин принимает те вызовы жизни, которые позволяют ему освободиться от ограничивающих убеждений, разрешить конфликт двойных мотиваций (и есть хочется и худеть хочется) или встретиться лицом к лицу с командами подсознательных страхов. Он радуется, когда для победы ему надо играть роли, диаметрально противоположные тем, которые укоренились в его привычном поведении.

Именно с этих позиций воин выбирает, какую жизненную задачу ему решать и что в этой жизненной борьбе будет считаться для него победой, а что поражением. Мнение других людей он использует только как информацию для лучшего понимания ситуации, но не как фактор, влияющий на его самооценку. Воин смотрит не на внешнюю сторону битвы, а на ее сущность. Поэтому победа в общепринятом смысле может не совпадать с внутренней победой воина, хотя рано или поздно победа над собой приносит возможность внешней победы.

Победа и поражение равно несут свою цену. Поэтому нет смысла делить на победителей и побежденных. Имеет смысл только безупречность в битве.

«Единственное поражение в жизни – это отказ от сражения».

«Честная неудача не позорна, позорен страх перед неудачей». ( Форд.) «Желающий стать орлом не должен стремиться быть первым среди галок». (Пословица.)

2.В стремлении к простоте воин отбрасывает ненужные действия. Каждое мгновение он использует всю доступную на данный момент информацию и делает на ее основе самый точный расчет, на который способен. Но он знает, что каждый поступок – это шаг в непознанное, где новые обстоятельства могут сделать все предыдущие знания бесполезными. Только совершив шаг, он приобретет нужные для победы знания. «Не попробуешь, не узнаешь». Знания, собираемые интеллектуальным путем, безграничны, поэтому совершенствующего не интересует сбор знаний сам по себе. Он собирает знания, только необходимые для битвы. «Мудр тот, кто знает нужное, а не многое». «Кто такой экономист? Это человек, который знает о деньгах больше, чем тот, кто их зарабатывает.

Воин идет не путем построения теорий, а путем реализации бытия. «Теория имеет смысл только с позиций эффективности». Знания также имеют смысл только с позиций эффективности. Для решения задач на новом уровне, как практических, так научных и философских, наступает момент, когда нужно полностью отбросить старые модели, теории и правила. Здесь работает принцип «бритвы Оккама», который требует: «Не плоди лишних сущностей, отбрось все построения, которые мешают непосредственному интуитивному и опытному пониманию». Принцип «бритвы Оккама» относится не только к знаниям, но и к действиям.

3.Воин всегда готов сразиться насмерть. Путем воина можно овладеть только в том случае, когда это становится вопросом жизни и смерти. Каждый прыжок требует, чтобы ты попрощался с точкой отталкивания. Это путь без возврата. Опять же: «Не попробуешь, не узнаешь». А попробуешь – обратного пути нет.

4. Вступая в битву, воин полностью отдается своим действиям, позволяя духу течь легко и свободно . Только в этом случае силы предназначения откроют перед ним дверь.

Предстоящая победа или поражение воина не волнуют, он полностью поглощен вызовом текущего мгновения. Воин размышляет и сомневается до того, как принимает решение. Но когда оно принято, он действует, не отвлекаясь на сомнения, опасения и колебания. Воин занимается деланием здесь и сейчас, а не думаньем о том, что он будет делать, когда победит или проиграет.

5.Сталкиваясь с неравным противником, воин полностью открывается миру и позволяет своему уму заняться мелочами жизни . Все меняется, реальность течет. Воин отпускает напряжение данного конфликта, попросту лишив его своего внимания, мыслей об этом, привязанности. Внимание фиксирует реальность, в то время как неопределенность (отсутствие наблюдения) позволяет реальности течь. И поэтому ему необходимо настолько безупречно заниматься мелочами жизни, чтобы первоначальная проблема перестала для него существовать. Такое действие называется «безупречным завязыванием шнурков». «Мы шли с ним однажды через очень крутое ущелье, как вдруг громадная каменная глыба отделилась от стены, покатилась вниз и с невероятным грохотом упала на дно каньона в двадцати-тридцати ярдах от места, где мы стояли. Падение этой глыбы было впечатляющим событием. Тут же дон Хуан увидел возможность извлечь драматический урок. Он сказал, что сила, которая правит нашими судьбами, находится вне нас и не обращает внимания на наши действия и волеизъявления. Иногда эта сила заставляет нас на нашем пути наклониться, чтобы завязать шнурки на ботинках, как это только что сделал я. Если бы мы продолжали идти, этот огромный валун явно раздавил бы нас насмерть. Однако в некоторый день, в другом ущелье, та же самая руководящая сила вновь заставит нас наклониться и завязать шнурки, в то время как другая глыба сорвется в точности над тем местом, где мы будем стоять. Продолжая, дон Хуан сказал, что поскольку у меня полностью отсутствует контроль над силами, которые решают мою судьбу, моя единственная свобода в этом ущелье состоит в безупречном завязывании своих ботинок». (Кастанеда.)

6.Воин сжимает время. Любая битва, крупная или мелкая, не может быть отложена и является сражением не на жизнь, а на смерть. «Вторая попытка и ломаного гроша не стоит». (Сенека.) Время – вот главный ресурс. Отказ от поступка в надежде на второй шанс – это нерациональное использование главного ресурса. Обработка земли, посадка семян и сбор урожая должны быть сделаны вовремя не раньше и не позже. Вселенная не ждет. Только в отличие от времен года жизненные шансы не столь цикличны и предсказуемы. Дополнение: «Куй железо пока горячо». «Пересчитывай деньги не отходя от кассы», но «Есть ситуации, в которых самым безупречным действием является бездействие». (Толтеки.)

7.Воин никогда не раскрывает своей сущности, даже самому себе. Решая задачи битвы, воин вписывается в социальную обусловленность окружающих его людей. Он достигает в этом такого совершенства, что сам верит в важность своих внешних поступков, которые ничем не отличаются от действий, продиктованных мелкими страстями.

Один адепт использовал стремление к богатству в качестве упражнения в своей битве. Когда он многого достиг, его ученики стали хвалить его, а он ответил: «Нет, я не сумел в полной мере освободиться от недостатков. Я посчитаю себя достигшим, когда вы начнете меня считать сбившимся с пути».

Результаты выполнения правил.

1.Воин никуда не торопится.

2.Воин никогда не воспринимает себя всерьез и смеется над собой.

3.Воин обладает бесконечными возможностями импровизации.

Нефедов Андрей ([email protected])