Производственная деятельность является неотъ­емлемой частью жизни взрослого трудоспособного человека. При этом производственный процесс и фак­торы производственной среды оказывают на орга­низм человека многостороннее действие. Научным направлением профилактической медицины в облас­ти гигиенических аспектов трудовой деятельности человека занимается гигиена труда или (в последние годы) - медицина труда.

Производственные факторы, воздействующие на работающих, могут включать:

Химические, физические и биологические вред­ные факторы производственной среды;

- особенности производственных процессов и оборудования;

Характер и организацию труда;

Организацию рабочих мест;

Состояние и гигиеническую эффективность са-нитарно-технических устройств и средств индивиду­альной защиты (СИЗ);

Бытовое обеспечение работающих на произ­водстве;

Психологический климат в трудовом коллек­тиве.

В современных формах трудовой деятельности чис­то физический труд не играет существенной роли. Однако пока общепризнанной остается физиологичес­кая классификация трудовой деятельности, в соответ­ствии с которой различаются: формы труда, требую­щие значительной мышечной активности; механизиро­ванные формы труда; формы труда, связанные с полу­автоматическим и автоматическим производством;

групповые формы труда; связанные с дистанционным управлением; формы интеллектуального труда.

Формы тру да, требующие значительной мы­шечной активности. В настоящее время этот вид трудовых операций имеет место при отсутствии меха­низированных средств для работы. Эти работы харак­теризуются, в первую очередь, повышенными энер­гетическими затратами от 17-25 МДж (4000-6000 ккал) в сутки и выше.

Физический труд, развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, в то же время имеет ряд отрицательных последствий. Прежде всего это социальная неэффективность физического тру да, свя­занная с низкой его производительностью, необхо­димостью высокого напряжения физических сил и потребностью в длительном (до 50% рабочего вре­мени отдыха).

Групповые формы труда - конвейер. Особен­ности данных форм труда определяются дроблени­ем процесса на операции, заданным ритмом, строгой последовательностью выполнения операций, автома­тической подачей деталей к каждому рабочему месту с помощью движущейся ленты конвейера.

Конвейерная форма труда требует синхронизиро­ванной работы ее участников в соответствии с задан­ным темпом и ритмом. При этом чем меньше интер­вал времени, затрачиваемый работником на опера­цию, тем монотоннее работа и упрощеннее ее содержание. Монотония - одна из ведущих отрицатель­ных особенностей конвейерного труда, приводящая к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению. В основе этого специфического явления лежит преобладание процесса торможения в корко­вой деятельности, развивающегося при действии однообразных повторных раздражителей. При этом снижается возбудимость анализаторов, рассеивает­ся внимание, снижается скорость реакций и быстро наступает утомление.

Механизированные формы труда. При этих фор­мах труда энергетические затраты рабочих находятся в пределах 12,5-17 МДж (3000-4000 ккал) в сутки.

Особенностью механизированных форм труда являются изменения характера мышечных нагрузок и усложнение программы действий. Профессии ме­ханизированного труда нередко требуют специаль­ных знаний и двигательных навыков. В условиях ме­ханизированного производства наблюдается умень­шение объема мышечной деятельности, в работу во­влекаются мелкие мышцы дистальных отделов конеч­ностей, которые должны обеспечить большую ско­рость и точность движений, необходимую для управ­ления механизмами. Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объем воспринимаемой в труде информации приво­дит к монотонности труда.

Формы труда, связанные с частично автома­тизированным производством. При полуавтомати­ческом производстве человек выключается из процес­са непосредственной обработки предмета труда, ко­торый целиком выполняет механизм. Задача челове­ка ограничивается выполнением простых операций по обслуживанию станка: подать материал для обработ­ки, пустить в ход механизм, извлечь обработанную деталь.

Характерные черты этого вида работ: монотон­ность, повышенный темп и ритм работы, утрата твор­ческого начала.

Физиологической особенностью в значительной мере автоматизированных форм труда является го­товность работника к действию и связанная с ней бы­строта реакции по устранению возникающих непо­ладок. Такое функциональное состояние "оператив­ного ожидания" бывает различным по степени утоми­тельности в зависимости от отношения к работе; сроч­ности необходимого действия, ответственности пред­стоящей работы и т.д.

Формы труда, связанные с управлением про­изводственными процессами и механизмами. При этих формах труда человек включен в систему управ­ления как необходимое оперативное звено: чем мень­ше автоматизирован процесс управления, тем боль­ше его участие. С физиологической точки зрения, различаются две основные формы управления про­изводственным процессом. В одних случаях пульты управления требуют частых активных действий чело­века, а в других - редких. В первом случае непре­рывное внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных

актах, во втором - работник находится главным об­разом в состоянии готовности к действию, его реак­ции малочисленны.

Формы интеллектуального (умственного) труда. Этот труд представлен как профессиями, от­носящимися к сфере материального производства (конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, опе­раторы и др.), так и вне его (врачи, учителя, писатели, артисты, художники и др.).

Интеллектуальный труд характеризуется необхо­димостью переработки большого объема разнород­ной информации с мобилизацией памяти, внимания, частотой стрессовых ситуаций. Вместе с тем мышеч­ные нагрузки, как правило, незначительны, суточные энергозатраты составляют 10-11,7 МДж (2400-2000 ккал в сутки). Для данного вида труда характерна ги-покинезия, т.е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению ре­активности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является неблагоприятным производственным фактором, одним из условий фор­мирования сердечно-сосудистой патологии у лиц ум­ственного труда.

Формы умственного труда подразделяются на опе­раторский, управленческий, творческий.труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, уча­щихся и студентов. Указанные виды труда отличают­ся по организации трудового процесса, равномернос­ти нагрузки, степени эмоционального напряжения.

Операторский труд. В условиях современного механизированного производства основными стано­вятся функции контроля за работой машин, широкое распространение приобретает операторская деятель­ность.

Работа оператора отличается большой ответствен­ностью и высоким нервно-эмоциональным напряже­нием. Так, например, труд телефонисток характери­зуется переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоц|< наль-ной напряженностью.

Управленческий труд- труд руководителей уч­реждений, предприятий характеризуется чрезмерным ростом объема информации, возрастанием дефици­та времени для ее переработки, повышенной личной ответственностью за принятие решений, периодичес­ким возникновением конфликтных ситуаций.

Творческий труд (научные работники, писатели, композиторы, артисты, художники, архитекторы, кон­структоры) - наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема па­мяти, напряжения внимания, что повышает степень нервно-эмоционального напряжения.

Труд преподавателей и медицинских работни­ков отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом вре­мени и информации для принятия правильного реше­ния, что обусловливает высокую степень нервно-эмо­ционального напряжения.

Труд учащихся и студентов характеризуется напряжением основных психических функций, таких как память, внимание, восприятие; наличием стрессо­вых ситуаций (экзамены, зачеты).

Первичные функциональные изменения в организ­ме человека при умственном труде наступают преж­де всего в динамике изменений высшей нервной дея­тельности. Локальные процессы активации развива­ются во многих зонах мозга, захватывая левое и пра­вое полушарие. Важнейшую роль в осуществлении психических функций играют лобные отделы мозга.

Основной задачей медицины труда в области ор­ганизации трудового процесса является предупреж­дение развития утомления и переутомления.

Утомление - физиологическое состояние, со­провождающееся чувством усталости, снижением работоспособности, вызванной интенсивной или дли­тельной деятельностью, выражающееся в ухудшении количественных и качественных показателей работы и прекращающееся после отдыха.

В отличие от утомления, переутомление является состоянием пограничным с патологией. Причем обыч­ный кратковременный отдых не восстанавливает ис­ходного уровня работоспособности, а изменение мор­фологических, биохимических и иных показателей организма носит выраженный и длительный характер.

Исходя из сущности утомления и учитывая извест­ные механизмы, вызывающие это состояние, предуп­реждение его может быть достигнуто благодаря ши­рокому кругу социально-экономических, психофизи­ологических, технических и других мероприятий. Раз­работкой подобных мероприятий, предназначенных для реализации на производстве, помимо гигиены, физиологии и психологии труда занимаются эргоно­мика, техническая эстетика, инженерная психология и научная организация труда (НОТ).

Эргономика занимается решением прикладных вопросов физиологии-труда: рационализацией трудо­вых процессов и рабочих мест, направленной на при­способление их к возможностям человека с учетом его анатомо-физиологических и психологических особенностей, что имеет важнейшее значение для предупреждения утомления и повышения работоспо­собности.

Техническая эстетика имеет два основных вида применения: цветовое оформление производст­венных помещений и оборудования и художествен­ное конструирование оборудования, т.е. создание оборудования красивой и рациональной формы, обеспечивающей удобства эксплуатации.

Техническая (или производственная) эстетика за­нимается вопросами выбора и применения оптималь­ных цветов для производственных помещений и обо­рудования, т.е. созданием цветового климата. В основ­ном это группа цветов, имеющих малую насыщенность и сравнительно большой коэффициент отражения.

: Цветовое оформление производственных объек­тов должно быть различным в зависимости от харак­тера выполняемой работы. Так, например, "холод­ные" цветовые тона (зеленые, зелено-голубые), по­нижающие напряжение зрения и действующие успо­каивающе, рекомендуют применять при выполнении умственной и физической работы, требующей боль­шой сосредоточенности.

Мероприятия технической эстетики повышают ра­ботоспособность человека не только путем создания у него хорошего настроения (положительных эмоций), но и благодаря воздействию на функции сердечно­сосудистой и центральной нервной системы. Грамот­но и рационально выполненное цветовое оформле­ние дает большой производственный и экономичес­кий эффект. Функциональная окраска производствен­ных помещений и оборудования повышает произво­дительность труда.

Инженерная психология изучает связи кон­струкций пультов управления с особенностями вос­приятия и переработки информации операторами.

Целью инженерной психологии является проектирование и конструирование пультов управления с уче­том пропускной способности анализаторных систем человека (зрительной, слуховой и др.) с тем, чтобы поток поступающих сигналов не превышал психофи­зиологических возможностей человека.

Связи оператора с машиной осуществляются пу­тем восприятия информации, передачи ее в ЦНС,"пере­работки, принятия решения, передачи Исполнитель­ным органам и выполнения. Этот последний этап осу­ществляется путем воздействия на органы управле­ния машины.

Между оператором и машиной существуют и дру­гие формы взаимодействия, которые характеризуют­ся рабочей позой оператора, величиной усилий, ско­ростью, траекторией, количеством движений.

Научная организация труда. В настоящее время на всех крупных промышленных предприятиях суще­ствует служба научной организации труда (НОТ), за­нимающаяся разработкой и внедрением мероприятий, направленных на оптимизацию трудового процесса. Эта деятельность должна основываться на достижени­ях науки, в том числе гигиены и физиологии труда, а также на передовом опыте, что позволит наилучшим образом организовать технику и людей в едином про­изводственном процессе, обеспечивающем наиболее эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, непрерывное повышение производительнос­ти труда. Внедрение гигиенических мероприятий сис­темой НОТ способствует улучшению условий труда, сохранению здоровья человека.

Однако не только переутомление характеризует возможность неблагоприятного воздействия на орга­низм человека.

Трудовая деятельность человека протекает в ус­ловиях определенной производственной среды, ко­торая при несоблюдении гигиенических требований может оказывать неблагоприятное влияние на рабо­тоспособность и здоровье человека.

Производственная среда как часть внешней сре­ды, окружающей человека, складывается из природ-но-климатических факторов и факторов, связанных с профессиональной деятельностью (шум, вибрация, токсические пары, газы и т.д.), которые принято на­зывать вредными факторами. Те же факторы могут быть и опасными.

Опасными называются факторы, способные при определенных условиях вызывать острое нарушение здоровья и гибель организма; вредными - факторы, оказывающие отрицательное влияние на работоспо­собность или вызывающие профессиональные забо­левания и другие неблагоприятные последствия.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВРЕДНОСТИ:

Умственный труд предполагает использование определенных рациональных форм работы. Напряженную теоретическую работу важно сочетать с отдыхом, расслаблением, переключением занятия. Некоторые студенты буквально терроризируют себя непрерывным бдением над книгами. Они полагают, что результат их работы в полной мере определяется затратой времени. Между тем психология помогает построить подготовку к экзаменам рационально, с учетом возможностей и ресурсов человеческой психики. Если вы просмотрели свои конспекты и отправились на прогулку, это вовсе не означает, что вы выключились из работы. Напротив, ваш мозг продолжает работать, ищет рациональное решение проблемы. Взаимосвязь умственной, эмоциональной и двигательной активности улучшает результаты проведенной вами работы.

Огромную роль в познании играет интуиция. Но постоянная напряженная работа сознания нередко снижает интуитивные возможности познания. Вот почему расслабление, временная передышка в усиленной мыслительной мобилизации даст порой ценные эвристические результаты. Широко известны факты творчества во сне. О них свидетельствует Ж. Кондорсе, Б. Франклин, Ж. Мишле, Э. Кондильяк, Д. Араго. Французский философ Вольтер во сне создал целую песнь своей "Генриады", а французский баснописец Ж. Лафонтен – басню "Два голубя". Математик Э. Меньян во сне нашел две важные теоремы.

Английский поэт С. Колридж, заснул, читая, а проснувшись, почувствовал, что у него сложилось 200 или 300 стихов, которые осталось только записать; 54 стиха он записал совершенно свободно и так быстро, как только поспевало перо. Но к нему вошел некто и около часа оставался по одному делу. И Колридж, к своему великому огорчению, почувствовал, что у него осталось лишь смутное воспоминание о его видении, и в памяти остались лишь 8–10 отдельных стихов, а все остальные безвозвратно исчезли. Итальянский актер Э. Россини имел обыкновение класть у своей кровати бумагу и карандаш и иногда, внезапно проснувшись, записывал важные мысли, пришедшие ему во сне. Весьма важная подсознательная деятельность может иметь место и наяву, и в состоянии, промежуточном между сном и бодрствованием. То, что называется вдохновением, весьма часто приходит в состоянии более или менее полного затмения сознания.

Французский писатель Т. Готье писал о Бальзаке: "Он был похож на исступленного, на сомнамбулу, спящую с открытыми глазами. Погруженный в свои глубокие размышления, он не слышал, что ему говорили". Г. Гегель спокойно заканчивал свою "Феноменологию духа" в Иене, 4 октября 1806 г., не замечая, что вокруг него бушевало сражение. Л. ван Бетховен, всецело захваченный вдохновением, вышел однажды на улицу Нейштадта полураздетым. Философ Шопенгауэр говорил о себе: "Мои философские постулаты являлись сами по себе, без моего вмешательства, в моменты, когда моя воля была как бы уснувшей и мой ум не был направлен в заранее определенную сторону... Моя личность была как бы чужда работе..."

Иногда подсознательное движение бывает столь ясным, что кажется внушением извне. Это выражено в стихах французского поэта де Мюссе: "Не работаешь, слушаешь, ждешь... // Словно кто-то неведомый говорит на ухо". Подобные примеры у Сократа, Паскаля, Моцарта стали классическими.

Однако речь идет вовсе не о том, что мыслительная работа, вдохновение способны творить чудеса сами по себе, как небесный подарок. Культура умственного труда предполагает и иное. Прежде чем приступить к решению какой- нибудь задачи, надо тщательно ее обдумать, организовать мышление, набросать план. Вдохновение – это результат огромной предварительной работы, итог дисциплины ума и творческих возможностей, поэтому плодотворная работа студента не имеет ничего общего с бесконечной зубрежкой или предельным напряжением умственных способностей. Но она не является и сладким продуктом легкой дремоты, работы человеческой фантазии или грезы.

Студентам, утомленным напряженным трудом, можно рекомендовать аутотренинг, который используется во всем мире как элемент правильной организации умственной работы. Вот, например, один из вариантов аутотренинга:

"Сядьте прямо, положите руки свободно (можно на стол). Закройте глаза. Настройтесь на аутотренинг. Сейчас я буду расслаблять мышцы лица. Разглаживаются морщинки лба. Брови, точно ручейки, растекаются в разные стороны. Веки сомкнуты. Мысленно пытаюсь разомкнуть веки, веки сомкнуты... Щеки запали. Появляются складки в уголках губ, подбородок символически опущен. Все мышцы лица расслаблены. Вижу свое лицо на расстоянии вытянутой руки. Оно полностью расслаблено. Лицо маскообразное, безжизненное... Расслаблены мышцы шеи, мысленно нахожу зажимы в спине и расслабляюсь...

Тяжелеет правая рука. Наливается свинцовой тяжестью. Тяжелеет левая рука, наливается свинцовой тяжестью. Руки тяжелые, мысленно пытаюсь оторвать их от стола. Руки тяжелые. Тяжелеет правая нога, наливается тяжестью. Обе ноги тяжелые. Они обуты в кандалы. Пытаюсь сделать шаг. Ноги не слушаются. Они тяжелые...

Все тело поразительно тяжелое. На плечи ложится мешок с грузом. Спина чуть-чуть согнута. Поза кучера. Все тело расслаблено, в этой позе я могу отдыхать долго, ощущая расслабленность мышц.

Теперь я буду разогревать свое тело. Все внимание сосредоточено на кончиках пальцах, там, где они соприкасаются с поверхностью стола. Здесь в подушечках пальцев рождается тепло, я ощущаю биение пульса. Тепло поднимается по фалангам пальцев. Я ощущаю биение пульса в ладонях. Они влажные, а тепло поднимается к локтевым суставам, к плечам. Мысленно вижу себя у костра. Жаркое пламя входит в каждую клеточку рук. Руки наливаются теплом...

Сейчас я переключаю внимание на подошвы ног. Здесь постепенно ощущается пульсация. Рождается тепло. Мысленно ступаю по горячему песку. Ногам жарко. Важно поймать это ощущение тепла, идущего снизу. Тепло поднимается к щиколоткам. Ощущаю биение пульса в икрах. А тепло захватывает бедра, поднимается все выше. Внимание: тепло в солнечном сплетении, внизу живота. Это благостное ощущение расслабленности и блаженства. Тепло поднимается все выше, мимо чакр к тысячелепестковому лотосу в темечке головы. Вижу себя лежащим на горячем песке. Знойное жаркое солнце ласкает, нежит каждую клеточку обнаженного тела. Мне жарко...

Сейчас рождается ощущение невесомости. Сам я на месте, а тело неожиданно движется влево... Вправо... Назад, вперед... Я ощущаю себя как перекати-поле. Ветер подхватывает меня и несет по равнине. Сейчас я, точно бумажный змей, взмываю ввысь... Я несусь, пристраиваюсь к белому облачку, парю... Вижу внизу караван верблюдов, пустыню, джунгли, железнодорожную магистраль. И медленно опускаюсь на плот посреди океана. Влажный ветер ласкает мое обнаженное тело, меня укачивает, укачивает...

  • (Дальнейший текст произносится с иной интонацией.) С каждым разом я все глубже осваиваю технику аутотренинга. Теперь мне не составляет труда вызвать ощущение тепла, расслабленности и невесомости. Сон глубокий, едва голова касается подушки. Память заметно улучшается, уходят тревоги, страхи, проблемы кажутся решаемыми.
  • (Опять меняется интонация.) Лежу возле огромного водоема. Слышен немолчный шум водопада. Легко, свободно...

Сейчас я буду выходить из этого состояния. Мысленно вижу тучу, чреватую дождем. Я подтягиваю ее к окну нашей комнаты. Внимание! Сейчас раскроется форточка. Внимание! Холодный и влажный воздух хлынул в комнату. Мои виски прохладные... Открываю глаза... Сеанс закончен..."

  • См.: Гуревич П. С. Юшническая психология. С. 89–91.

Можно выделить три вида умственной деятельности. К первому относится легкая умственная работа: чтение художественной литературы, разговор с интересным со­беседником. Такая деятельность может продолжаться длительное время без появления утомления, так как при ее выполнении психофизиологические механизмы функ­ционируют с невысокой степенью напряжения.

Второй вид умственной деятельности можно назвать «оперативным мышлением», так как он характерен для труда операторов, диспетчеров. У студентов ~ это повто­рение пройденного материала, решение математических задач по известному алгоритму, перевод иностранного текста на русский язык, В данном случае психофизиоло­гические механизмы мозга работают с большим напря­жением. Эффективно подобная деятельность может про­должаться 1,5-2 ч.

К третьему виду относится работа, отличающаяся наиболее высокой интенсивностью. Это усвоение новой информации, создание новых представлений на базе ста­рых. При такого рода деятельности происходит наиболее активное функционирование физиологических механиз­мов, осуществляющих процессы мышления и запомина­ния.

Знание приведенной классификации должно помочь студентам правильно организовать свой учебный труд. Специалисты по гигиене умственного труда считают, что при оперативном мышлении целесообразно делать пере­рывы через 1,5-2 ч, а при третьем виде умственной дея­тельности - через 40-50 мин. Следует подчеркнуть, что мыслительные процессы в мозгу затухают медленно. По­этому 5-10-минутные паузы, отводимые для отдыха, не нарушат эффективность последующего выполнения умст­венной работы, а только помогут восстановить энергию нейронов мозга.

Во время такого перерыва организму полезно давать физическую нагрузку в виде прогулки или небольшого комплекса гимнастических упражнений. Научными ис­следованиями доказана эффективность такого активного отдыха. Мышцы как бы «подзаряжают» мозг.

Немалое влияние на продуктивность умственного тру­да оказывают физические факторы внешней среды. Уста­новлено, что оптимальная температура воздуха должна быть 18-22°, а относительная влажность-50-70%. Длительное пребывание студентов в помещении с темпе­ратурой 25-27° приводит к значительному напряжению физиологических функций организма. Это отрицательно сказывается на качестве выполняемой работы, а также на вегетативных функциях: деятельности сердечно-сосу­дистой, дыхательной и других систем.

Клетки головного мозга, как уже отмечалось, отлича­ются особенно интенсивным энергетическим обменом.

Поэтому для успешной умственной работы необходимо находиться в помещении с нормальным содержанием кис­лорода.

Санитарно-гигиенические исследования помогли уста­новить, что уже после первой лекции содержание диокси­да углерода (углекислого газа) в аудитории достигает 0,15-0,45 %, т. е. увеличивается в 5-15 раз по сравне­нию с нормой. Кроме того, в аудиториях, читальных за­лах, особенно если они переполнены, в 2 раза увеличива­ется окисляемость воздуха, возрастает концентрация ам­миака, окиси углерода, или угарного газа, сероводорода и ряда других веществ, вредных для здоровья.



Все это говорит о необходимости проветривать ауди­тории. К сожалению, многие студенты пренебрегают этим правилом.

На качестве умственной деятельности значительно сказывается и наличие шума. Обычно в аудиториях его значение составляет 40-50 дБ. По данным гигиены труда шум до 40 дБ не влияет отрицательно на состояние орга­низма, превышение этого показателя снижает трудоспо­собность, вредно отражается на здоровье человека.

Немало споров возникает вокруг вопроса об исполь­зовании музыки в процессе умственного труда. Венгер­ский ученый Алмази категорически утверждает, что во время умственной работы прослушивание даже негром­кой музыки нецелесообразно. Он считает, что воздейст­вие музыки способствует более быстрому истощению нервных центров и увеличивает расход «психической энергии».

По мнению советских ученых, негромкая мелодичная музыка несколько повышает продуктивность умственной работы. Интересный эксперимент был проведен в Казан­ском университете Ю. А. Цагарелли, Оценивался исход­ный уровень эмоционального состояния. Затем студенты подвергались стрессовому воздействию-проверке пре­подавателем их знаний по иностранному языку с простав­лением оценки. Уровень эмоционального возбуждения резко возрастал. После этого студентам предлагали в те­чение 2,5-3 мин прослушать классическую и джазовую музыку.

После прослушивания классической музыки снижение уровня эмоционального возбуждения наблюдалось у 91 % студентов. Причем наиболее заметно она действо­вала на тех, кто раньше с ней был незнаком. Под воздействием джазовой музыки эмоциональное возбуждение по­низилось только у 52 % студентов. Замечено было также, чем выше музыкальность человека, тем быстрее восста­навливался уровень эмоционального состояния.

С нашей точки зрения, музыку лучше всего использо­вать в периоды отдыха. Кроме того, при решении вопро­са о включении музыки в процесс умственной деятельно­сти целесообразно учитывать специфику предстоящей ра­боты. Выполнение сложной работы требует тишины, ко­торая помогает сосредоточиться. Если же умственная деятельность более простая, как, например, решение за­дач по известному алгоритму, перевод с иностранного языка со словарем, переписывание конспекта и т, п., то музыку может ускорить се. Надо заметить также, что влияние музыки на качество умственной работы зависит от индивидуальных привычек.

Гигиена умственного труда предъявляет требования и к одежде. Важно, чтобы она свободно облегала тело, во­ротник рубашки или свитера не должен сдавливать сосу­ды шеи (тесный ворот затрудняет кровоснабжение мозга).

Необходимо контролировать и осанку. Часто прихо­дится наблюдать, как студенты сидят за столом с согну­той спиной, низко наклонив голову. В таком положении хуже функционируют легкие, сердце, искривляется поз­воночник, сдавливаются сонные артерии. Сидеть следует со слегка наклоненным туловищем (на 75-80°) и при­поднятой головой, которая должна составлять со спиной прямую линию. Понаблюдайте несколько дней за пра­вильностью своей позы, и она станет для вас привычной.

На столе желательно иметь пюпитр-подставку для книги. Вместо подставки можно использовать стопку книг. Это позволит меньше наклонять туловище и осла­бит напряжение мышц глазного яблока.

Академик Н. С. Введенский разработал общие реко­мендации, важные для успешного умственного труда.

1. Втягиваться и работу постепенно; как после ночно­го сна, так н после отпуска.

2. Подбирать удобный для себя индивидуальный ритм работы. Оптимальным ученый считает равномерный, средний темп. Утомляет неритмичность и чрезмерная скорость умственного труда. При этом быстрее наступа­ет утомление.

3. Соблюдать привычную последовательность и сис­тематичность умственной работы. Ученый считает, что работоспособность значительно выше, если придержи­ваться заранее запланированного распорядка дня и сме­ны видов умственного труда.

4. Установить правильное, рациональное чередование труда и отдыха. Это поможет более быстрому восстанов­лению умственной работоспособности, поддержанию ее на оптимальном уровне.

Добавим к перечисленному еще несколько советов, выполнение которых будет способствовать успеху в учебе.

Не начинать работу без твердого плана и установле­ния ее примерного объема.

Не пытаться охватить и запомнить материал с перво­го раза. Иметь в запасе время для повторения.

Составлять собственный конспект изучаемого матери­ала, не пользоваться чужими конспектами,

Широко применять закладки, цветные чернила, с по­мощью которых можно выделить важный для усвоения материал.

Организовывать кратковременный отдых, Активно включать в режим дня занятия физическими упражнениями.

После тщательных и продолжительных изысканий, откопал тут недавно информацию про Гигиену умственного труда. Я всегда подозревал (только у меня не было доказательств), что "в здоровом теле - здоровый дух" и что быть энергичным, только корпя над учебниками по 20 часов в сутки, - невозможно.

Информация изначально о студентах и их нелегкой жизни, но вполне подойдет и другим работникам умственного труда. Параграфы про вред курения и алкоголя убраны, ибо мы все осведомлены о влиянии вредных привычек на здоровье. Текст длинный, поэтому убран под кат.

Гигиена умственного труда

Можно выделить три вида умственной деятельности. К первому относится легкая умственная работа: чтение художественной литературы, разговор с интересным собеседником. Такая деятельность может продолжаться длительное время без появления утомления, так как при ее выполнении психофизиологические механизмы функционируют с невысокой степенью напряжения.

Второй вид умственной деятельности можно назвать «оперативным мышлением», так как он характерен для труда операторов, диспетчеров. У студентов ~ это повторение пройденного материала, решение математических задач по известному алгоритму, перевод иностранного текста на русский язык, В данном случае психофизиологические механизмы мозга работают с большим напряжением. Эффективно подобная деятельность может продолжаться 1,5—2 ч.

К третьему виду относится работа, отличающаяся наиболее высокой интенсивностью. Это усвоение новой информации, создание новых представлений на базе старых. При такого рода деятельности происходит наиболее активное функционирование физиологических механизмов, осуществляющих процессы мышления и запоминания.

Знание приведенной классификации должно помочь студентам правильно организовать свой учебный труд. Специалисты по гигиене умственного труда считают, что при оперативном мышлении целесообразно делать перерывы через 1,5—2 ч, а при третьем виде умственной деятельности — через 40—50 мин. Следует подчеркнуть, что мыслительные процессы в мозгу затухают медленно. Поэтому 5—10-минутные паузы, отводимые для отдыха, не нарушат эффективность последующего выполнения умственной работы, а только помогут восстановить энергию нейронов мозга.

Во время такого перерыва организму полезно давать физическую нагрузку в виде прогулки или небольшого комплекса гимнастических упражнений. Научными исследованиями доказана эффективность такого активного отдыха. Мышцы как бы «подзаряжают» мозг.

Немалое влияние на продуктивность умственного труда оказывают физические факторы внешней среды. Установлено, что оптимальная температура воздуха должна быть 18—22°, а относительная влажность—50—70%. Длительное пребывание студентов в помещении с температурой 25—27° приводит к значительному напряжению физиологических функций организма. Это отрицательно сказывается на качестве выполняемой работы, а также на вегетативных функциях: деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем.

Клетки головного мозга, как уже отмечалось, отличаются особенно интенсивным энергетическим обменом.

Поэтому для успешной умственной работы необходимо находиться в помещении с нормальным содержанием кислорода.

Санитарно-гигиенические исследования помогли установить, что уже после первой лекции содержание диоксида углерода (углекислого газа) в аудитории достигает 0,15—0,45%, т. е. увеличивается в 5—15 раз по сравнению с нормой. Кроме того, в аудиториях, читальных залах, особенно если они переполнены, в 2 раза увеличивается окисляемость воздуха, возрастает концентрация аммиака, окиси углерода, или угарного газа, сероводорода и ряда других веществ, вредных для здоровья.

Все это говорит о необходимости проветривать аудитории. К сожалению, многие студенты пренебрегают этим правилом.

На качестве умственной деятельности значительно сказывается и наличие шума. Обычно в аудиториях его значение составляет 40—50 дБ. По данным гигиены труда шум до 40 дБ не влияет отрицательно на состояние организма, превышение этого показателя снижает трудоспособность, вредно отражается на здоровье человека.

Немало споров возникает вокруг вопроса об использовании музыки в процессе умственного труда. Венгерский ученый Алмази категорически утверждает, что во время умственной работы прослушивание даже негромкой музыки нецелесообразно. Он считает, что воздействие музыки способствует более быстрому истощению нервных центров и увеличивает расход «психической энергии».

По мнению советских ученых, негромкая мелодичная музыка несколько повышает продуктивность умственной работы. Интересный эксперимент был проведен в Казанском университете Ю. А. Цагарелли, Оценивался исходный уровень эмоционального состояния. Затем студенты подвергались стрессовому воздействию—проверке преподавателем их знаний по иностранному языку с проставлением оценки. Уровень эмоционального возбуждения резко возрастал. После этого студентам предлагали в течение 2,5—3 мин прослушать классическую и джазовую музыку.

После прослушивания классической музыки снижение уровня эмоционального возбуждения наблюдалось у 91 % студентов. Причем наиболее заметно она действовала на тех, кто раньше с ней был незнаком. Под воздействием джазовой музыки эмоциональное возбуждение понизилось только у 52 % студентов. Замечено было также, чем выше музыкальность человека, тем быстрее восстанавливался уровень эмоционального состояния.

С нашей точки зрения, музыку лучше всего использовать в периоды отдыха. Кроме того, при решении вопроса о включении музыки в процесс умственной деятельности целесообразно учитывать специфику предстоящей работы. Выполнение сложной работы требует тишины, которая помогает сосредоточиться. Если же умственная деятельность более простая, как, например, решение задач по известному алгоритму, перевод с иностранного языка со словарем, переписывание конспекта и т, п., то музыку может ускорить се. Надо заметить также, что влияние музыки на качество умственной работы зависит от индивидуальных привычек.

Гигиена умственного труда предъявляет требования и к одежде. Важно, чтобы она свободно облегала тело, воротник рубашки или свитера не должен сдавливать сосуды шеи (тесный ворот затрудняет кровоснабжение мозга).

Необходимо контролировать и осанку. Часто приходится наблюдать, как студенты сидят за столом с согнутой спиной, низко наклонив голову. В таком положении хуже функционируют легкие, сердце, искривляется позвоночник, сдавливаются сонные артерии. Сидеть следует со слегка наклоненным туловищем (на 75—80°) и приподнятой головой, которая должна составлять со спиной прямую линию. Понаблюдайте несколько дней за правильностью своей позы, и она станет для вас привычной.

На столе желательно иметь пюпитр-подставку для книги. Вместо подставки можно использовать стопку книг. Это позволит меньше наклонять туловище и ослабит напряжение мышц глазного яблока.

Академик Н. С. Введенский разработал общие рекомендации, важные для успешного умственного труда.

1. Втягиваться и работу постепенно; как после ночного сна, так и после отпуска.

2. Подбирать удобный для себя индивидуальный ритм работы. Оптимальным ученый считает равномерный, средний темп. Утомляет неритмичность и чрезмерная скорость умственного труда. При этом быстрее наступает утомление.

3. Соблюдать привычную последовательность и систематичность умственной работы. Ученый считает, что работоспособность значительно выше, если придерживаться заранее запланированного распорядка дня и смены видов умственного труда.

4. Установить правильное, рациональное чередование труда и отдыха. Это поможет более быстрому восстановлению умственной работоспособности, поддержанию ее на оптимальном уровне.

Добавим к перечисленному еще несколько советов, выполнение которых будет способствовать успеху в учебе.

Не начинать работу без твердого плана и установления ее примерного объема.

Не пытаться охватить и запомнить материал с первого раза. Иметь в запасе время для повторения.

Составлять собственный конспект изучаемого материала, не пользоваться чужими конспектами,

Широко применять закладки, цветные чернила, с помощью которых можно выделить важный для усвоения материал.

Организовывать кратковременный отдых, активно включать в режим дня занятия физическими упражнениями.

Сон, здоровье, работоспособность

Вся наша жизнь проходит в двух состояниях— бодрствовании и сне. Именно полноценный сон в значительной мере обеспечивает нормальное самочувствие человека в период бодрствования. Недаром древнегреческие мудрецы говорили: сон—слуга жизни. Современная наука помогла установить природу столь благотворного воздействия сна. Оказалось, что в процессе его восстанавливаются энергетические запасы, израсходованные во время работы, нервная ткань освобождается от накопившихся в ней продуктов распада,

Недостаток сна вредно отражается на здоровье. В исследованиях с людьми, добровольно согласившимися на некоторое время лишить себя сна, зафиксировано, что уже после 5—6-х суток наступают психические расстройства в виде галлюцинаций, резко повышается раздражительность. Отмечены плохое использование нейронами глюкозы, снижение содержания железа в организме, нарушения обмена веществ. Даже частичное недосыпание понижает активность мозга; отрицательно сказывается на внимании, памяти, качестве мышления, ухудшает самочувствие, умственную работоспособность.

Установлено, что в процессе ночного сна время от времени возникает активное состояние мозга, как при напряженной работе. Одновременно отмечаются быстрые вращения глазных яблок, движения тела—в такие периоды у человека отмечаются сновидения. Эта фаза сна получила несколько названий: парадоксальный сон, быстрый сон и рема-сон.

Другую фазу сна назвали медленным, или ортодоксальным сном. Во время медленного сна уменьшается частота дыхания и сердечных сокращений, понижается температура тела, уменьшается выделение ряда гормонов, снижается активность работы желудочно-кишечного тракта. Сновидений в фазе медленного сна нет.

Изучение физиологами особенностей парадоксального сна показало, что в этой фазе организм претерпевает глубокие изменения. Учащаются ритмы дыхания и работы сердца, повышается артериальное, давление, усиливаются мозговое кровообращение и гормональная деятельность. Одновременно фиксируется глубокое расслабление мышц шеи, лица, понижение тонуса большинства мышц.

Выяснилось также, что в период парадоксального сна происходит активная нейтрализация токсических веществ в организме, интенсивный рост клеток, повышение уровня биосинтеза к нейронах. Существует мнение, согласно которому именно в этой фазе сна мозг освобождается от накопившейся за день излишней информации.

Лишение человека этой фазы сна резко снижает его умственную работоспособность, приводит к значительным психическим изменениям, ухудшению самочувствия, возникновению галлюцинаций. В ряде случаев наблюдается чрезмерная возбудимость. Поэтому важной функцией парадоксального "сна считается психологическая мобилизация личности, устранение тревоги невротического происхождения. Следовательно, для людей с повышенной тревожностью (а такое состояние особенно присуще студентам) быстрый сон особенно необходим.

Ночной сон состоит из 4—5 циклов продолжительностью 90—100 мни. В каждом из них выделяются фаза дремоты, или поверхностного сна, и фаза среднего сна, когда любой шум может нас разбудить. Затем следуют фазы медленного и быстрого сна. Для полноценного протекания ночного сна достаточно 7—8 ч. Однако далеко не все студенты соблюдают это правило. Так, изучение режима дня студентов первого-четвертого курсов Белорусского университета показало, что 51% из них спят 5—6 ч в сутки. Причем на первом курсе число таких студентов составляет 59,6%. По материалам исследований, проведенных в различных вузах нашей страны, установлено недосыпание у 60 % студентов первого курса и 33% — старших курсов.

Особое значение полноценный сон приобретает в период сессии, когда студентам приходится осваивать много информации. Именно тогда студент должен спать не менее 8 ч! Если же сон ограничивать 5—6 ч. то это понизит способность к усвоению материала и в конечном итоге ослабит организм.

Чрезмерно продолжительный сон также вреден. Излишний сон не считается полезным и в биологическом отношении, поскольку нарушаются кровообращение и работа органов пищеварения. Каждый студент должен помнить, что напряженную умственную работу следует прекратить за 1,5—2 ч до ночного сна. Иначе затрудняется процесс засыпания, да и сам сон становится менее крепким. Последний прием пищи должен быть не позднее, чем за 1,5—2 ч до сна. Ложиться спать рекомендуется в 23—24 ч, вставать — в 7—8 ч.

Спать полагается в удобной, но не слишком мягкой постели, лежа на правом боку со слегка согнутыми ногами. В таком положении мышцы лучше всего расслабляются, тело отдыхает.

Перед сном необходимо проветрить комнату, создать тишину и выключить источники яркого света, К сожалению, после 24 ч в общежитии «жизнь» только начинается: хождение по комнатам, громкие разговоры, чаепитие. Ежедневное недосыпание вызывает ухудшение умственной работоспособности, ослабляет защитные силы организма.

Весьма полезен непродолжительный дневной пассивный отдых. Горизонтальное положение тела улучшает мозговое кровообращение, позволяет мышцам расслабиться. Дневной сон, даже кратковременный, прекрасно восстанавливает работоспособность. Еще древние мудрецы говорили, что дневной сон полезен, продолжительность его должна составлять 60 вдохов, т. е. примерно 4—5 мин.

В целом бессонница не характерна для студентов, а возникает лишь при больших умственных нагрузках, т. е. чаще всего в период экзаменационной сессии, а также при таких заболеваниях, как неврозы. От такого явления можно избавиться благодаря правильной организации режима дня, регулярным занятиям физическими упражнениями, а также аутогенной тренировке.

Ночной сон зависит и от индивидуально-типологических особенностей. «Жаворонки» для восстановления своей работоспособности должны ложиться спать пораньше. «Совы» же, наоборот, засыпают поздно, но утром любят поспать подольше. В студенческом общежитии, которое населяют разные типы людей, надо стараться создавать друг другу условия для полноценного ночного отдыха.

Движение—залог здоровья

Постоянный рост комплексной механизации и автоматизации производства, расширение сферы бытовых услуг, развитие транспортной системы обусловливают постоянное уменьшение мышечных напряжений в жизни человека. Низкая двигательная активность, или гипокинезия, утверждают медики, способствует росту заболеваемости населения.

Известный физиолог Н. А. Бернштейн писал, что определяющим звеном эволюции всего живого на земле явилась двигательная функция. Еще раньше И. М. Сеченов сделал вывод о том, что любая форма деятельности человека, в том числе и психическая, сводится к одному явлению — движению мышц, В ходе длительной эволюции все человеческие органы развивались таким образом, чтобы максимально соответствовать функции движения. Добыча пищи, оборона от врагов, первые, примитивные формы труда в отдаленную историческую эпоху были непосредственно связаны с напряженной деятельностью мышц.

В современном обществе, особенно в условиях городской жизни, человек практически избавлен от физических нагрузок. В результате мышечная система организма функционирует не в полную силу. Это вредно отражается и на других системах. Изучение воздействия гипокинезии на человека началось сравнительно недавно. Интересным оказался такой эксперимент. Несколько молодых мужчин согласились находиться длительное время в условиях строгого постельного режима с полноценным питанием. Уже на 8—12-е сутки мышечная сила у испытуемых снизилась на 30—43 %, обнаружились застойные явления в венозных сосудах, нарушение биоритмов и водно-электролитного баланса, неустойчивость тонуса сосудов головного мозга (плохо регулируемые сужения и расширения их).

Профессор Б. М. Федоров изучал воздействие на человека длительного пребывания в условиях постельного режима. При этом во многих случаях возникала дистрофия (нарушение питания) сердечной мышцы, аритмия сердца, нарушения кровообращения и пластического обмена в клетках. Была определена также декальцинация, т. е. выведение кальция из костей в кровь. Это усиливает склеротические явления в сосудах.

Описанные отрицательные изменения—свидетельство нарушения биологического равновесия в организме на всех уровнях его функционирования. Недостаток импульсов с рецепторов опорно-двигательного аппарата (мышц, связок, сухожилий, суставов) ведет к ухудшению работы, прежде всего центральной нервной системы. В результате снижается тонус коры больших полушарий мозга, возникает опасность нарушения нервной и гормональной регуляции всех функции.

Экспериментально доказано, что при напряженной умственной работе непроизвольно сокращается скелетная мускулатура. Это как бы «подзаряжает» энергией подкорковые нервные структуры головного мозга. Они в свою очередь активизируют кору больших полушарий, осуществляющих мыслительную деятельность. Поэтому мышцы с полным правом можно назвать аккумуляторами мозга.

Действительно, в моменты интенсивного мышления мышцы лица поневоле напряжены и это помогает концентрации внимания, памяти.

Вместе с тем, при сильном и длительном напряжении крупных мышечных групп мозг начинает хуже функционировать из-за чрезмерного притока к нему импульсов с мышечных рецепторов. Поэтому в процессе умственной работы мышцы нужно расслаблять время от времени, что позволит активизировать деятельность мозга. Отсюда становится нам понятной роль физических упражнений в повышении умственной работоспособности.

Советский физиолог И. А. Аршавский сформулировал теорию «энергетического правила скелетных мышц». С его точки зрения, функциональное состояние организма в каждом возрастном периоде определяется особенностями работы скелетной мускулатуры. Ученый высказывает мысль, что без работы мышц не накапливались бы энергетические потенциалы и не образовывалась бы протоплазма—живое вещество клетки. Вследствие этого стал бы невозможным сам процесс развития организма. Отсюда следует вывод: оптимальные мышечные нагрузки — важный фактор укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни.

Гипокинезию можно подразделить на физиологическую (сон ночной и дневной), привычно-бытовую (чрезмерное увлечение телевизором, чтением и т. д.) и вынужденную. К вынужденной относят профессиональную гипокинезию, т. е. связанную с характером труда, гипокинезию у школьников и студентов, а также связанную с болезнью. Любой вид гипокинезии, кроме физиологической, приносит вред здоровью. В настоящее время — это своего рода конфликт между биологической природой человека и социальными условиями жизни.

При бытовой и вынужденной гипокинезии отмечается ослабление деятельности нервной системы, снижение биоэлектрической активности мозга, урежение его основного ритма — альфа-ритма, а это ведет к ухудшению физической и умственной работоспособности.

Гипокинезия проявляется в преждевременном развитии атеросклероза, сердечнососудистых заболеваний. Они возникают из-за ухудшения кровообращения в сердечной мышце, увеличения периферического сопротивления крови, что затрудняет работу сердца.

Гипокинезия также снижает иммунологическую устойчивость организма, ослабляет компенсаторные возможности клеток. По мнению ученых,— это один из факторов, ведущих к нарушению координации физиологических функций.

Постоянная низкая двигательная активность человека сопровождается усиленным распадом белков. Мышцы становятся дряблыми, в тканях тела усиливается накопление жира. Ухудшается также функция дыхательной системы: дыхание становится более частым и поверхностным. Все это способствует развитию бронхиальной астмы, эмфиземы легких. Гипокинезия нарушает деятельность системы пищеварения; ухудшается моторика кишечника, в нем активизируются вредоносные виды микроорганизмов.

Перечисленные отрицательные воздействия гипокинезии на организм человека убедительно свидетельствуют о необходимости постоянной мышечной деятельности. Регулярные занятия физическими упражнениями дают возможность свести к минимуму эти вредные явления.

Умственный труд заключается в переработке и анализе большого объёма разнообразной информации, и как следствие этого – мобилизация памяти и внимания, а мышечные нагрузки, как правило, незначительны. Этот труд характеризуется значительным снижением двигательной активности (гипокинезией), что может приводить к сердечно-сосудистой патологии; длительная умственная нагрузка угнетает психику, ухудшает функции внимания, памяти. Основным показателем умственного труда является напряжённость, отражающая нагрузку на центральную нервную систему.

· Творческий

· нетворческий.

Творческий характеризует продуктивную деятельность, т.е. деятельность, изменяющую существующую практику. Нетворческий – характеризует репродуктивную деятельность, т.е. деятельность, воспроизводящую действующую практику.

Работоспособность меняется на протяжении суток, недели, года. При интенсивном умственном труде утомление может наступить довольно быстро. Монотонность и однообразие быстро утомляют. Аккуратность, соблюдение планов, сосредоточенность внимания, творческий подъем, усидчивость, настойчивость повышают эффективность умственного труда. Для соблюдения имеют значение ненапряженная поза, достаточная освещенность рабочего места, благоприятная температура и чистота воздуха, цветовое решение интерьера, тишина, активный отдых, физические упражнения и многие др.

Немалое влияние на продуктивность умственного труда оказывают физические факторы внешней среды. Установлено, что оптимальная температура воздуха должна быть 18–22°, а относительная влажность–50–70%. Длительное пребывание студентов в помещении с температурой 25–27° приводит к значительному напряжению физиологических функций организма. Это отрицательно сказывается на качестве выполняемой работы, а также на вегетативных функциях: деятельности сердечно–сосудистой, дыхательной и других систем.

Для успешной умственной работы необходимо находиться в помещении с нормальным содержанием кислорода.

Санитарно–гигиенические исследования установили, что уже после первой лекции содержание диоксида углерода (углекислого газа) в аудитории достигает 0,15–0,45 %, т. е. увеличивается в 5–15 раз по сравнению с нормой. Кроме того, в аудиториях, читальных залах, особенно если они переполнены, в 2 раза увеличивается окисляемость воздуха, возрастает концентрация аммиака, окиси углерода, или угарного газа, сероводорода и ряда других веществ, вредных для здоровья.



Все это говорит о необходимости проветривать аудитории.

На качестве умственной деятельности значительно сказывается и наличие шума. Обычно в аудиториях его значение составляет 40–50 дБ. По данным гигиены труда шум до 40 дБ не влияет отрицательно на состояние организма, превышение этого показателя снижает трудоспособность, вредно отражается на здоровье человека.

Гигиена умственного труда предъявляет требования и к одежде. Важно, чтобы она свободно облегала тело, воротник рубашки или свитера не должен сдавливать сосуды шеи (тесный ворот затрудняет кровоснабжение мозга).

Необходимо контролировать и осанку. Сидеть следует со слегка наклоненным туловищем (на 75–80°) и приподнятой головой, которая должна составлять со спиной прямую линию.

На столе желательно иметь пюпитр–подставку для книги. Вместо подставки можно использовать стопку книг. Это позволит меньше наклонять туловище и ослабит напряжение мышц глазного яблока.

Академик Н. С. Введенский разработал общие рекомендации, важные для успешного умственного труда.

1. Втягиваться и работу постепенно; как после ночного сна, так и после отпуска.

2. Подбирать удобный для себя индивидуальный ритм работы.

3. Соблюдать привычную последовательность и систематичность умственной работы.

4. Установить правильное, рациональное чередование труда и отдыха.

4. Гигиена: содержание, задачи, методы

Гигиена - наука о здоровье, профилактическая дисциплина, разрабаты­вающая на основе изучения взаимодействия организма и факторов окружаю­щей среды (природных и социальных) нормативы и мероприятия, осущест­вление которых обеспечивает предупреждение болезней, создает оптималь­ные условия для жизнедеятельности и самочувствия человека.

Сам термин гигиена происходит от греческого слова, что значит "целебный, приносящий здоровье".



Гигиена как наука включает в себя несколько дисциплин, например, коммунальную гигиену (гигиена воздуха, гигиена воды и водоснабжения, ги­гиена почвы и очистка населенных мест, гигиена жилищ и населенных мест, гигиена лечебно-профилактических учреждений), личную гигиену, гигиену питания, гигиену труда, гигиену детей и подростков и др.

Необходимо различать термины "гигиена" и "санитария".

Гигиена - это наука, а санитария - совокупность практических меро­приятий, направленных на проведение в жизнь требований гигиены. То есть, гигиена является теоретической основой санитарии.

Предмет гигиены хорошо раскрывается в ее определении.

Задачи гигиены.

Основная задача гигиены состоит в профилактике, т.е. сохранении здо­ровья людей. В связи с этим можно назвать следующие основные направле­ния:

1)Изучение влияния факторов окружающей среды - природных и соци­альных (физических, химических, биологических, психологических) на здоровье и трудоспособность населения и разработка соответст­вующих оздоровительных мероприятий. Этими вопросами занимаются различные разделы коммунальной гигиены.

2)Разработка средств и способов, направленных на повышение сопро­тивляемости организма к возможным неблагоприятным факторам внешней среды, на улучшение здоровья и физического развития. Эти задачи решают гигиена питания, гигиена труда, личная гигиена и др.

3)Борьба с инфекционными заболеваниями. Здесь прослеживается не­посредственная связь между гигиеной и эпидемиологией.

Методы гигиены:

Свои задачи гигиена решает, используя определенные методы:

1.Гигиенические обследования и наблюдения или "санитарные описа­ния". При этом обычно заполняются санитарные карты.

2.Инструментально-лабораторные методы. Включают практически все методики оценки окружающей среды (биологические, физиологические, биохимические и т.д.).

3.Экспериментальные методы - эксперименты на лабораторных моде­лях.

4. Статистические (медико-статистические) методы.

Связь гигиены с другими дисциплинами.

В вопросе борьбы с инфекционными заболеваниями и эпидемиями ги­гиены тесно связана с эпидемиологией.

В вопросах изучения влияния окружающей среды на организм гигиена тесно соприкасается с такими науками, как физиология, патофизиология, токсикология и др.

В своих исследованиях гигиена применяет методы таких наук как физи­ка, химия, биохимия и др.

5. научно исследовательские учреждения в РФ, их роль в развитии гигиены

1. "Научно- исследовательский институт экологии человека и гигиены окружающей среды имени А. Н. Сысина" Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБУ "НИИ ЭЧ и ГОС им. А.Н. Сысина" Минздрава России).

Институт является одним из старейших российских медицинских профилактических учреждений:

· 1919 г. – сформирован отдел коммунальной санитарии и гигиены Государственного института народного здравоохранения им. Пастера.

· 1931 г. – отдел преобразован в Центральный научно- исследовательский санитарно-гигиенический институт, позднее переименованный сначала во Всесоюзный научно- исследовательский институт коммунальной санитарии и гигиены Наркомздрава, а затем – в Институт общей и коммунальной гигиены.

· 1945 г. – Институт переименован в Научно- исследовательский институт общей и коммунальной гигиены Академии медицинских наук (АМН) СССР.

· 1992 г. – Институт переименован в Научно-исследовательский институт экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина Российской академии медицинских наук.

C момента образования Институт являлся ведущим научно-методическим центром страны по изучению влияния на человека разнообразных химических, физических и биологических факторов окружающей среды.

2. Научно-исследовательский институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, основан в 1959 в системе АМН СССР, с 1964 - в ведении Министерства здравоохранения СССР.

Исследования по проблемам здоровья и физического развития подрастающего поколения, влияния факторов окружающей среды, обучения и трудовой деятельности на состояние детей и подростков и др.; разрабатываются нормативы умственной и физической нагрузки детей и подростков,

гигиенические нормы строительства и санитарного благоустройства дошкольных учреждений, школ и т.п.

3. Научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР, основан в 1923 как Московский институт по изучению профзаболеваний имени Обуха, с 1944 - в системе АМН СССР под современным названием. Разрабатывает проблемы гигиены труда в ведущих отраслях промышленности, а также методы профилактики, диагностики и лечения профзаболеваний, материалы для санитарного законодательства (например, ГОСТы) и др. Имеется клиническое отделение. Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1973). Деятельность института связана с именами учёных: А. А. Летавета, Е. И. Воронцовой и других.

4. Научно-исследовательский институт питания АМН РФ

Основной задачей деятельности Клиники института в настоящее время является развитие проблемы клинической нутрициологии, разработка рационов лечебного питания при различных нозологиях у взрослых и детей, внедрение современных нутрициологических методик в деятельность практического здравоохранения. Ежегодно в стационарных отделениях Клиники проводится лечение более 3500 пациентов - детей и взрослых с различными заболеваниями, в условиях поликлиники ежегодно осуществляется обследование и консультирование 15 - 20 тысяч пациентов.

В Клинике на основе индивидуального подхода разрабатываются и совершенствуются диетические рационы, проводится научное обоснование создания новых диетических продуктов, решаются научно-методические вопросы по организации лечебного питания в ЛПУ страны. Проводится подготовка и повышение квалификации кадров по лечебному питанию, осуществляется широкая пропаганда здорового и лечебного питания среди населения (в печати, на радио и телевидении).

В своей деятельности Клиника НИИ питания РАМН опирается, как на многолетние традиции, так и на последние достижения мировой и отечественной медицины.

6. гигиена, ее значение в работе врача

Предметами гигиены являются окружающая среда и здоровье.

Окружающая среда - это совокупность элементов физического, химического, биологического, психологического, экономического, культурно- этнического характера.

Определение здоровья дается экспертами Всемирной организации здравоохранения. Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

За минувший XX в. основные средства, вкладываемые в здравоохранение, шли в основном на решение уже возникших проблем, а не на то, чтобы предотвратить их появление. Упор делали на излечение болезни, на терапевтическую помощь, а не на укрепление здоровья и предупреждение болезней. Большее внимание должно уделяться профилактическому направлению развития медицины. Задача гигиены состоит в том, чтобы сделать развитие человека наиболее совершенным, жизнь - полноценной, а смерть - наиболее отдаленной.

Знание гигиены необходимо в практической деятельности врачей различного профиля: лечебного, педиатрического и стоматологического. Общеизвестно, что на развитие различных патологий оказывают влияние факторы окружающей среды. Если не учитывать эти факторы, эффективность проводимого лечения снижается. Например, в области патологии заболеваний ротовой полости известно влияние профессионального фактора. Работа с теми или иными химическими веществами может усилить развитие патологического процесса в полости рта, кариеса, других заболеваний. На развитие кариеса оказывает значительное влияние такой фактор, как характер питания (алиментарный). Общеизвестно, что кариес чаще развивается у тех, кто потребляет большее количество рафинированных углеводов. В настоящее время в медицине известно значительное количество заболеваний, имеющих в генезе экологический фактор. На течение целого ряда заболеваний оказывают влияние жилищные условия, потребление воды того или иного минерального состава. Врачу необходимы знания воздействия того или иного фактора на организм: алиментарного фактора, характера воды, ее состава, качества. При проведении того или иного лечения с использованием фармакологических препаратов следует учитывать характер питания, так как оно может ослабить или усилить действие препарата (так же, как и питьевая вода может усилить действие или, наоборот, ослабить эффективность проводимого медикаментозного лечения).

7. основные задачи больничной гигиены. Современные проблемы больничного строительства. Система застройки и зонирования больниц и больничных участков

Больничная гигиена является отраслью гигиены, разрабатываю­щей теоретические основы и практические мероприятия по созданию благоприятных условий для медицинского персонала и благоприятной обстановки для больных в целях их быстрейшего выздоровления.

Распространяясь на все области медицины, больничная гигиена затрагивает не только ряд специфических проблем гигиены (комму­нальной, труда, питания), но и технических дисциплин (архитекту­ры, строительства, дизайна и т.п.).

Так как больничная гигиена изучает влияние условий труда на здоровье медицинского персонала (врачей, среднего и младшего персонала), а также влияние больничной обстановки на процесс ле­чения больных, то здесь следует различать два направления: гиги­ену труда медицинского персонала, как специфический раздел гиги­ены труда , и гигиену медицинских учреждений .

Предметом больничной гигиены является влияние больничной обстановки на процесс лечения и выздоровления больных.

Очень важно, чтобы больному человеку были созданы в лечеб­ном учреждении такие условия, в которых он бы чувствовал уют и благожелательную атмосферу.

Основными задачами больничной гигиены следует считать:

· изучение условий труда в лечебно-профилактических учреж­дениях и их влияние на состояние здоровья и работоспособность медицинского персонала

· изучение и оценка влияния коммунально-бытовых условий на состояние лечебной работы

· гигиеническое воспитание медицинского персонала и пациен­тов;

· профилактика внутрибольничных (внутригоспитальных) инфек­ций;

· санитарно-эпидемиологический надзор за выполнением гигие­нических и профилактических мероприятий в процессе лечения боль­ных.

Следовательно, мероприятия больничной гигиены следует расс­матривать как одно из условий эффективного медицинского обслужи­вания населения.

Здравоохранение располагает большим количеством лечебных и лечебно-оздоровительных учреждений: амбулатории, поликлиники, различные диспансеры и консультации, общесоматические и специализированные больницы, родильные дома, специализированные и об­щесоматические санатории, дома отдыха, профилактории и т.п.

Объектом больничной гигиены является человек (медицинский персонал и больной) и больничная среда . Изучение влияния больничной среды на здоровье персонала и больного составляет предмет этой отрасли гигиенических знаний.

Содержательная сущность больничной гигиены состоит в разработке и реализации основных ее положений, осуществляемых при единстве усилий специалистов различного профиля, должностных лиц и всего персонала лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), для обеспечения благоприятных условий пребывания больных и труда медицинских работников, должного качества госпитальной среды, определяющих безопасность и эффективность лечебно-диагностического и оздоровительного процессов в системе "человек-больничная среда".

Больничная среда - это сложная, специфическая и очень динамичная система факторов, среди которых можно выделить:

· объективные - топографические (больницы располагаются на определенной местности); архитектурно-планировочные (система застройки); санитарно-технические; бытовые и др.;

· субъективные: организация питания, водоснабжения; квалификация персонала; укомплектованность кадрами и др.

Требования к земельному участку для строительства больницы.

1) Обычные больницы располагаются в черте города, а некоторые спе­циализированные (онкологические, туберкулезные, психиатрические и др.) - вне города.

2) Требования непосредственно к участку:

  1. Возвышенное положение, сухое, проветриваемое и инсолируемое место, подходящий для капитального строительства фунт и тд.
  2. Предпочтительна прямоугольная форма участка с расположе­нием длинной оси в направлении с востока на запад (обеспечивает наиболее благоприятную южную ориентацию большего числа палат)
  3. Удаленность от источников загрязнения, расположение отно­сительно них с учетом розы ветров.
  4. Удаленность от источников шума и др.

Учитывая тот факт, что большинство больниц оказывает услуги не только госпитализированным больным, но и населению района расположения, необходимо предусматривать расположение больницы непосредственно в селитебной (жилой) зоне или в центре обслуживаемого района (соматический профиль). Специализированные отделения или комплексы для пребывания больных в течение длительного времени (психиатрические, туберкулезные, восстановительного лечения и др.) в пригородной зоне или окраинных районах, по возможности в зеленых массивах или в непосредственной близости, с соблюдением разрывов в 1000м от селитебной территории, для использования природных условий в качестве дополнительного фактора. Женские консультации, стоматологические поликлиники и прочие амбулаторные учреждения можно размещать в жилых и общественных зданиях в пределах пешеходной допустимости (1,5-2км), вблизи улиц и дорог с общественным транспортом. Лечебные учреждения, согласно СНиПП-69-78 «Лечебно-профилактические учреждения» следует размещать в соответствии с генпланом и проектами детальной планировки населенного пункта, с учётом его функционального зонирования.

Территория больницы должна быть удалена от источников шума, загрязнения воздуха, почвы и воды (общегородских свалок, полей ассенизации, скотомогильников и промышленных предприятий) с санитарно- защитной зоны от 50 до 1000м в зависимости от степени вредности объекта, с наветренной стороны – от источников загрязнения воздуха. Участок размещают на хорошо инсолируемой, проветриваемой и богатой растительной почве, с естественным или организуемым уклоном (0,5-10°) для обеспечения инсоляции и стока атмосферных вод. Грунты должны допускать использование естественных оснований без дополнительных мероприятий, иметь незагрязнённую, фильтрующую почву. Низкое стояние грунтовых вод (не ближе 1,5м от поверхности земли и 1м от подошвы фундамента) должно позволять строительство без проведения работ по искусственному понижению уровня и устройства сложной гидроизоляции. Участок не должен затопляться, заболачиваться, на нём не должны быть карстовых и оползневых явлений.

Расчет потребности населения в учреждениях здравоохранения и размеров земельных участков производиться в соответствии со СРиП»Планировка и застройка городов, посёлков и сельских населенных пунктов». Для лечебно-профилактического учреждения отводится зеленые участки, наиболее благоприятные по своим естественным условиям, расположенные на возвышенной сухой местности, хорошо проветриваемые. При выборе участка следует учитывать возможность присоединения здания больницы к имеющимся сетям водопровода, канализации, електрификации, теплофикации и газификации.

Требования к генеральному плану.

1.При планировке необходимо зонирование больничного участка:

1. Зона лечебных корпусов

а) Неинфекционных

б) Инфекционных

2. Зона поликлиники

3. Садово-парковая зона

4. Зона хозяйственных корпусов (кухня, прачечная, котельная и тд.)

5. Зона патологоанатомического корпуса

6. Зона радиологического корпуса

Между зонами должны быть предусмотрены полосы зеленых насаждений шириной не менее 15 м.

2) Правильное размещение различных зон в пределах участка.

Админи­стративно-хозяйственные здания можно размещать на границе участка, при­чем административные (а также поликлинику) - ближе к наружной границе и главному въезду, а хозяйственные - на противоположной стороне участка. В глубине участка следует также располагать патологоанатомический корпус с моргом.

3) Соблюдение достаточных разрывов между различными строениями.

  1. Между лечебными корпусами, службой приготовления пищи и патологоанатомическим корпусом - не менее 30 м
  2. Между радиологическим корпусом и другими зданиями - не менее 25 м.
  3. Между соседними зданиями (между стенами с окнами палат) - не менее 2 х / 2 высоты противостоящего здания (но не менее 25 м).

Современные системы застройки больниц и их оценка с гигиенической точки зрения. В настоящее время существует несколько систем застройки больниц:

· Централизованная

· Децентрализованная (павильонная)

· Смешанная системы.

Централизованная система застройки характеризуется двумя типами размещения: моноблочным, где все функциональные подразделения лечебных учреждений (ЛУ) располагаются в одном корпусе - моноблоке, и централизованно-блочным, при котором часть подразделений находится в главном корпусе, остальные – в зданиях меньшей этажности (блоках), соединенных с основным корпусом переходами.

В больницах централизованного типа рациональнее используются коечный фонд, врачебные кадры, медицинская техника, эффективнее и шире применяются современные методы диагностики и лечения. Здесь имеется возможность максимального централизованного использования специализированных лечебно-диагностических и вспомогательных отделений (рентгенодиагностики, клинических лабораторий, отделений функциональной диагностики, а также операционных, родильных и анестезиологических) и отделений интенсивной терапии. Такие больницы легче подключить к внешним коммуникациям, обеспечить бесперебойным теплом, эффективной центральной стерилизацией материалов и инструментария, дезинфекцией постелей и др. При этом значительно сокращаются протяженность транспортных путей и экономические затраты.

Однако и эта система имеет целый ряд серьезных недостатков: концентрация большого числа ослабленных больных и персонала на ограниченной территории многоэтажного здания; трудности в организации и поддержании лечебно-охранительного и санитарно-противоэпидемического режимов; шумовое загрязнение больничной среды. Все это ухудшает показатели микроклимата помещений; создает опасность распространения микрофлоры по всему зданию из-за активного перемещения воздушных потоков по этажам.