Вконтакте

Одноклассники


1. Методами государственного регулирования торговой деятельности являются:

1) определение порядка организации торговой деятельности;

2) определение требований к осуществлению торговой деятельности;

3) антимонопольное регулирование в области торговой деятельности;

4) техническое регулирование в области торговой деятельности;

5) государственное регулирование цен или наценок на отдельные виды продовольственных товаров первой необходимости, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

6) информационное обеспечение в области торговой деятельности;

7) защита государством прав и законных интересов продавцов и покупателей, в том числе путем реализации мер социальной помощи малоимущим и другим льготным категориям граждан;

8) осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением продавцами требований настоящего Федерального закона.

2. Не допускаются иные методы государственного регулирования торговой деятельности.

Антимонопольные требования к осуществлению торговой деятельности

1. Антимонопольное регулирование в области торговой деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

2. Хозяйствующий субъект (группа лиц), осуществляющий розничную торговлю продовольственными товарами, признается занимающим доминирующее положение на каждом товарном рынке, на котором он приобретает продовольственный товар, в границах городского округа или муниципального района для его последующей продажи, если его доля в общем объеме розничной торговли продовольственными товарами всех хозяйствующих субъектов в границах городского округа или муниципального района превышает пятнадцать процентов.

Хозяйствующий субъект (группа лиц), осуществляющий розничную торговлю непродовольственными товарами, признается занимающим доминирующее положение на каждом товарном рынке, на котором он приобретает непродовольственный товар в границах субъекта Российской Федерации, для его последующей продажи, если его доля в общем объеме розничной торговли непродовольственными товарами всех хозяйствующих субъектов в границах субъекта Российской Федерации превышает пятнадцать процентов.

Хозяйствующий субъект (группа лиц), осуществляющий розничную торговлю медицинскими товарами, признается занимающим доминирующее положение на каждом товарном рынке, на котором он приобретает медицинские товары, в границах городского округа или муниципального района для их последующей продажи, если его доля в общем объеме розничной торговли этими товарами всех хозяйствующих субъектов в границах городского округа или муниципального района превышает пятнадцать процентов.

3. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (группы лиц), доля которого в розничной торговле продовольственными или непродовольственными товарами, медицинскими товарами в пределах соответствующих географических границ не превышает пятнадцати процентов, за исключением указанных в части 4 настоящей статьи случаев.

4. Доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта (группы лиц) из нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц), если:

1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов в розничной торговле продовольственными товарами, превышает двадцать процентов от общего объема розничной торговли продовольственными товарами в границах городского округа или муниципального района, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов в розничной торговле продовольственными товарами, превышает тридцать процентов от общего объема розничной торговли продовольственными товарами в границах городского округа или муниципального района. Положение настоящего пункта не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов в менее чем три процента;

2) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов в розничной торговле непродовольственными товарами, превышает двадцать процентов от общего объема розничной торговли непродовольственными товарами в границах субъекта Российской Федерации, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов в розничной торговле непродовольственными товарами, превышает тридцать процентов от общего объема розничной торговли непродовольственными товарами в границах субъекта Российской Федерации. Положение настоящего пункта не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем три процента;

3) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого их которых больше долей других хозяйствующих субъектов в розничном товарообороте медицинскими товарами, превышает двадцать процентов от общего объема розничной торговли этими товарами в границах городского округа или муниципального района, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов в розничной торговле медицинскими товарами, превышает тридцать процентов от общего объема розничной торговли этими товарами в границах городского округа или муниципального района. Положение настоящего пункта не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем три процента.

5. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта, осуществляющего розничную торговлю товарами, устанавливает антимонопольный орган. Порядок определения доминирующего положения хозяйствующего субъекта, осуществляющего розничную торговлю товарами, утверждается Федеральным антимонопольным органом.

9. Доля хозяйствующего субъекта в розничной торговле продовольственными или непродовольственными товарами, медицинскими товарами в пределах соответствующих географических границ не должна превышать тридцати пяти процентов. Увеличение данного размера доли возможно только если при этом не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок, иных действий, а также если их результатом является или может являться:

1) совершенствование производства, продажа товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;

2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате увеличения занимаемого размера доли.

10. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе передавать в собственность, пользование или владение недвижимое имущество, включая земельные участки, хозяйствующему субъекту, имеющему долю в размере тридцати пяти процентов в розничной торговле продовольственными или непродовольственными товарами, медицинскими товарами в пределах соответствующих географических границ только после получения предварительного согласия антимонопольного органа на совершение такой сделки.

Торговля является одним из самых распространенных видов экономической деятельности. Она имеет важное значение в жизнеобеспечении населения и удовлетворении потребностей промышленности, сельского хозяйства, других отраслей экономики в сырье, оборудовании, комплектующих изделиях. Вместе с тем особенности торговой деятельности, заключающиеся в том числе в ее широкой распространенности, динамизме, быстрой окупаемости инвестиций в нее и др., обусловливают необходимость применения специальных мер государственного регулирования, требуют создания благоприятных условий для деятельности предпринимателей, работающих в сфере торговли, торговой инфраструктуры, использования различных мер поддержки предпринимателей.

В Законе о торговле впервые дано определение торговли и ее видов, обозначена государственная торговая политика, определена компетенция федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в регулировании торговых отношений, предусмотрены меры по созданию торговой инфраструктуры и развитию торговой деятельности.

Правительство РФ обеспечивает проведение государственной политики в области торговой деятельности (п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона о торговле). На субъекты РФ возложена реализация государственной политики в области торговой деятельности на территории субъектов РФ (п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона о торговле). Определенной компетенцией по регулированию торговли наделены и органы местного самоуправления (размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки; разработка и утверждение схем размещения нестационарных торговых объектов; экономическое стимулирование строительства, размещения объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и др.) (п. 3 ст. 17 Закона о торговле).

Федеральным органом исполнительной власти, вырабатывающим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в области торговли, является Министерство промышленности и торговли РФ .

В Законе о торговле торговля определяется как вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров (п. 1 ст. 2). Характерным признаком торговли как отдельного вида деятельности является отсутствие существенной переработки приобретенных товаров торговыми организациями или индивидуальными предпринимателями. Данную особенность торговли отмечали еще дореволюционные ученые .

Отнесение вида деятельности к оптовой или розничной торговле влечет определенные правовые последствия: заключение различных видов договоров с контрагентами, применение разного режима налогообложения. Также различаются цели государственного регулирования оптовой и розничной торговли. Вместе с тем Закон о торговле, регулируя отношения по осуществлению торговой деятельности, распространяется только на поставки продовольственных товаров в торговые сети, хотя и содержит ряд общих норм, имеющих значение для обеспечения населения иными социально значимыми товарами.

Оптовая торговля определяется как вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (п. 2 ст. 2 Закона о торговле). Таким образом, при осуществлении оптовой торговли товары продаются и приобретаются в целях переработки, перепродажи, но не для реализации гражданам-потребителям.

Розничная торговля определяется как вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 2 Закона о торговле). Такой критерий, как цели использования приобретаемых товаров, применяется и в ГК РФ для разграничения основных договоров, опосредующих реализацию товаров в оптовой и розничной торговле - договора поставки (ст. 506) и договора розничной купли- продажи (ст. 492).

При рассмотрении вопросов государственного регулирования торговли следует, как представляется, руководствоваться разработанным Г. Д. Отнюковой определением государственного регулирования предпринимательской деятельности, под которым автор предложила понимать «воздействие государства на нее путем принятия нормативных правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, организации контроля за соблюдением требований законодательства к предпринимателям и применение мер стимулирования и ответственности к нарушителям этих требований» .

При регулировании торговли государством применяются как общие методы, формы и средства государственного воздействия на предпринимательскую деятельность, так и некоторые специальные.

Закон о торговле предусматривает следующие направления государственного регулирования в сфере торговли, обозначая их как методы государственного регулирования:

  • 1) установление требований к организации и осуществлению торговли;
  • 2) ее антимонопольное регулирование;
  • 3) информационное обеспечение торговли;
  • 4) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в торговле.

Не допускается применение иных методов регулирования, кроме предусмотренных федеральными законами (п. 2 ст. 4 Закона о торговле).

В литературе отмечается, что обозначение пределов государственного регулирования экономики, в том числе посредством формулирования точного и исчерпывающего перечня форм и методов государственного регулирования, является не только самоограничением государства, но и определенной гарантией того, что другие средства воздействия на поведение субъектов таких отношений государство применять не будет .

Однако в ст. 4 Закона о торговле перечислены не все используемые направления и средства государственного регулирования торговли. Так, на органы государственной власти субъектов РФ Законом возложена обязанность разработки и реализации региональных программ развития торговли (п. 1 ст. 17). Муниципальные образования также разрабатывают и утверждают программы развития торговли на своей территории.

Требования к содержанию программ установлены в ст. 18 Закона о торговле. В программах указываются объем и источники финансирования мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности; основные показатели эффективности реализации программ развития торговли; порядок реализации программ развития торговли и порядок контроля за их реализацией и др.

Основными показателями эффективности реализации программ развития торговли являются:

  • 1) достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
  • 2) повышение доступности товаров для населения;
  • 3) формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, потребностей населения.

Вместе с тем для достижения целей, установленных ч. 2 ст. 1 Закона о торговле (обеспечение единства экономического пространства, развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров; обеспечение соблюдения прав и законных интересов торговцев и поставщиков, достижения баланса их экономических интересов), представляется, что надо предусмотреть в Законе необходимость разработки федеральной программы развития торговли.

Важным средством достижения доступности товаров для населения является государственное регулирование цен на товары.

Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» установлены перечни товаров, включая услуги торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. Вместе с тем Законом о торговле предусмотрено государственное регулирование торговых надбавок (наценок) федеральными законами (ч. 4 ст. 8).

Коллизию между общим и специальным нормативным правовым регулированием в области цен целесообразно разрешить путем предоставления права субъектам РФ устанавливать торговые надбавки (наценки), которые при их формировании могут учитывать различные местные факторы. При этом максимальный размер надбавок (наценок) следует отнести к компетенции Правительства РФ.

Специальное антимонопольное регулирование Законом о торговле относится к двум категориям хозяйствующих субъектов: 1) осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети и 2) осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети (ст. 13). В то же время необходимо учитывать, что ст. III Генерального соглашения по торговле и тарифам (ГАТТ), действующего в России в связи с присоединением к ВТО, установлен национальный режим для импортных товаров, что может быть охарактеризовано как установление «равного игрового поля для конкуренции между отечественными и импортными товарами» .

Анализ специальных антимонопольных правил во взаимосвязи с нормами Закона о защите конкуренции показывает, что действие правил Закона о торговле не зависит от наличия у хозяйствующих субъектов доминирующего положения, квалификация которого осуществляется Федеральным законом «О защите конкуренции».

Информационное обеспечение в области торговли осуществляется путем создания специальной системы государственного информационного обеспечения (п. 20). Порядок создания указанной системы установлен Положением о создании и обеспечении функционирования системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. № 887. В соответствии с Положением уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - Минпромторг России предоставляет для включения в информационную систему информацию о принятых им решениях в области торговой деятельности в РФ; об издании нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области торговой деятельности в РФ; о среднем уровне цен на отдельные виды товаров в РФ и иную информацию (п. 10). Уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ предоставляют Минпромторгу России информацию о состоянии торговли и тенденциях ее развития в соответствующих субъектах РФ и об издании нормативных правовых актов субъектов РФ, регулирующих отношения в области торговой деятельности.

Российское предпринимательское право: учебник / под ред. И. В. Ершовой,Г. Д. Отнюковой. М., 2012. С. 89.

  • См.: Щур-Труханович Л. В. Методы государственного регулирования торговойдеятельности: оценка полноты и содержания // Торговое право. 2012. № 2. С. 34.
  • Боровиков Э., Евтимов Б. ВТО: антимонопольные правила // Конкуренция и право. 2012. № 6.
  • Государственное регулирование деятельности предприятия предполагает воздействие соответствующих органов государственного управления на процесс его функционирования, направленное на успешную реализацию целей и задач предприятия в условиях согласования интересов производителя, потребителя и общества в целом, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах.

    Процесс государственного регулирования деятельности предприятия осуществляется посредством формирования и приведения в действие соответствующего экономико-правового механизма. Механизм государственного регулирования деятельности предприятия представляет собой функционирующую систему установленных законодательством принципов, методов и форм оказания государственного воздействия на отношения, процессы и условия хозяйственно-производственной деятельности предприятия в рыночной экономике.

    Важнейшими принципами государственного регулирования деятельности предприятия выступают те исходные положения, которые служат основой (базой) организации и реализации процесса влияния государства на функционирование предприятия в рыночных условиях. Одним из таких принципов является демократизация хозяйственной деятельности предприятия, суть которого сводится к применению мер воздействия государства на деятельность предприятия, позволяющим в полной мере реализовать процесс делегирования полномочий по управлению производством на уровень предприятия. Использование данного принципа обеспечивает усиление самостоятельности предприятия, свободу выбора и принятия решений, отказ от административно-командных методов хозяйствова­ния, сокращение различных ограничений в области производствен­но-хозяйственной деятельности предприятия.

    Принцип экономического стимулирования означает такую организацию и осуществление государственного регулирования деятельности предприятия, которая базируется на экономических интересах предприятия в развитии производства и повышения его эффективности. Основным побудительным мотивом деятельности предприятия является получение прибыли, что обуславливает необходимость применения государством таких приемов и инструментов регулирования, которые обеспечивали бы заинтересованность предприятия в постоянном увеличении получаемой прибыли как основного источника развития предприятия, повышения доходов работников предприятия и обеспечения наполняемости бюджетов различных уровней. Совершенствование системы экономического стимулирования как важнейшего принципа государственного регулирования деятельности предприятия должно быть направлено на согласование интересов государства, общества и всех субъектов рыночной экономики. Органы государственного управления обязаны в рамках «правового поля» создавать соответствующие условия («правила игры»), обеспечивающие усиленную реализацию этого принципа.

    Принцип экономической ответственности, базирующийся на основополагающих положениях Гражданского кодекса, означает, что само предприятие как субъект предпринимательской деятельности несет полную экономическую (имущественную) ответственность за результаты своей деятельности. Этот принцип предполагает, что в рыночной экономике каждое предприятие, получившее полную хозяйственную самостоятельность, берет на себя практически полную ответственность по своим обязательствам. Отказ государства в рыночных условиях от непосредственного, прямого участия в управлении производственно-хозяйственной деятельностью предприятия и переход к процедуре государственного ее регулирования означает, что оно не может и не должно нести прямую ответственность по обязательствам предприятия. Реализация такого принципа обеспечивает существенное возрастание меры ответственности каждого субъекта рыночных отношений за конечные результаты его деятельности. Согласно этому принципу любое предприятие самостоятельно отвечает за выполнение договорных условий, за задолженность перед всеми кредиторами, включая государство, за нарушение действующего законодательства в области экологии, безопасности труда и производства. Однако этот принцип не означает, что государство должно оставаться абсолютно безучастным к судьбе предприятия, бросать его на произвол судьбы. Роль государственных органов заключается не просто в строгом соблюдении данного принципа государственного регулирования деятельности предприятия, а в выработке и применении конкретных процедур, формировании определенных условий, утверждении необходимых норм и нормативов, способствующих формированию правового обеспечения разрешения возникающих при этом противоречий в интересах предприятия и его контрагентов, в том числе и при помощи судебной системы государства.

    Формами государственного регулирования, понимаемыми как совокупность приемов и средств влияния на какой-либо процесс и применяемыми при оказании воздействия государства на деятельность предприятия, являются следующие.

    Прямое управление государственными предприятиями. В рыночной экономике любой страны функционирует так называемый государственный сектор, включающий в себя в том числе и государственные предприятия, имущество которых является собственностью государства. Такие предприятия, являясь неотъемлемой частью народнохозяйственного комплекса страны, действуют в рыночной среде, соблюдая общие для любого субъекта предпринимательской деятельности правила игры, соответствующие рыночным отношениям.

    Однако в силу того, что собственником таких предприятий выступает государство, они являются объектами прямого и непосредственного управления соответствующих государственных органов. В отличие от государственного регулирования прямое управление государственным предприятием предполагает установление им производственных заданий в виде государственных заказов по объему и номенклатуре продукции, применение жестких административных методов управления предприятием, ответственность государства по обязательствам таких предприятий, ограничение свободы выбора в принятии большинства управленческих решений.

    Прямое регулирование деятельности предприятия, как одна из форм влияния государства на функционирование субъектов предпринимательства, представляет собой совокупность таких приемов и средств, которые обеспечивают возможность прямого и непосредственного регулирования хозяйственно-производственной деятельности. К важнейшим из всего арсенала приемов и средств прямого регулирования деятельности предприятия следует отнести:

    Государственную систему налогообложения;

    Систему установленных государством норм и правил ведения хозяйственной деятельности предприятия, включая порядок наступления и меры ответственности за нарушение принятых договорных обязательств;

    Комплекс предусмотренных законодательством мер по социальной защите работников предприятия;

    Меры по контролю и регулированию цен на отдельные виды продукции и услуги, реализуемые предприятием;

    Система установленных государством требований и принудительных мер по соблюдению экологической, технологической и других видов безопасности производства.

    Косвенное регулирование деятельности предприятия заключается в применении комплекса приемов и средств, воздействие которых на функционирование предприятия сказывается опосредовано. К косвенным формам государственного регулирования деятельности предприятия относятся такие воздействия государства, которые обеспечивают формирование необходимых условий, способствующих развитию предприятий в определенном государством и необходимом обществу направлении. Основными приемами и средствами косвенного регулирования деятельности предприятия являются:

    Формирование и исполнение бюджетов различных уровней;

    Денежно-кредитная система страны;

    Меры по осуществлению антимонопольной политики;

    Используемые государством приемы и методы реализации инвестиционной деятельности;

    Система мер по поддержке малого предпринимательства;

    Применяемые государством приемы и методы прогнозирования, программирования и планирования развития народного хозяйства в целом и отдельных его отраслей и регионов.

    К основным методам государственного регулирования, под которыми следует понимать совокупность способов, используемых для решения задачи своего воздействия на деятельность предприятия, относятся правовые, экономические и административные.

    Правовые методы, будучи по своей сути базовыми, служащими основой для разработки и применения других методов государственного регулирования, представляют собой весь арсенал юридических законов, подзаконных актов и других правовых норм воздействия государства на деятельность предприятий.

    Именно нормативно-правовое обеспечение функционирования любого субъекта предпринимательской деятельности определяет и устанавливает:

    Нормы и правила «поведения» предприятия в рыночных условиях;

    Систему прав и обязанностей;

    Меру участия предприятия в формировании государственного и других бюджетов;

    Пределы «возможного и допустимого» (что можно делать и чего делать нельзя, что разрешено и что запрещено и т.д.);

    Виды и меру ответственности предприятия за допущенные нарушения действующих правил игры.

    Важность и значимость нормативно-правовой базы как важнейшего метода государственного регулирования функционирования экономики страны в целом и деятельности отдельных предприятий проявляется не только и не столько в том, что она формирует форму и содержание других методов государственного регулирования, сколько в том, что действующее в стране законодательство определяет масштаб и меру (степень) своего вмешательства в экономические процессы, происходящие в рыночных условиях. Объективная необходимость государственного вообще и правового, в частности, регулирования деятельности предприятия в рыночной экономике бесспорна, совершенно очевидна, признана и доказана мировой практикой. Проблема заключается в установлении так называемых оптимальных пределов воздействия государства на деятельность субъектов рыночной экономики. Решение этой насколько важной, настолько и сложной проблемы возможно и достижимо только путем постоянного развития и совершенствования правовой базы государственного регулирования всей системы рыночных отношений.

    Экономические методы государственного регулирования деятельности предприятий, базирующиеся на соответствующих законодательных актах, предполагают использование всего комплекса основанных на экономических интересах способах воздействия государства на эффективное функционирование субъектов предпринимательской деятельности. В отличие от других методов регулирования (правовых и административных), базирующихся преимущественно на принудительных способах воздействия, в основу экономических методов положены такие приемы и инструменты государственного регулирования, которые основаны на экономическом принуждении или экономической поддержке, т.е. на принципе экономического стимулирования. Стимулирование в данном случае следует понимать как воздействие государства на деятельность предприятия в двух аспектах. С одной стороны, за соблюдение установленных государством норм и нормативов, за выполнение налоговых, кредитных, договорных и иных обязательств предприятие экономически поощряется (льготные условия, условия наибольшего благоприятствования и т.д.), а с другой - за нарушение последних оно подвергается экономическим санкциям (штрафы, пени и др. меры).

    К экономическим методам прямого государственного воздействия на субъекты предпринимательской деятельности следует отнести:

    Способы регулирования налоговой нагрузки на предприятия;

    Меры по реализации экономической ответственности за загрязнение окружающей среды и стимулированию предприятий за его сокращение;

    Регулирование цен и тарифов на отдельные виды продукции и услуг;

    Меры воздействия государства на работодателя по полной и своевременной оплате труда и по обязательному социальному страхованию работников предприятий.

    К экономическим методам косвенного воздействия относятся:

    Способы развития рыночных отношений собственности (регулирование рынка капитала в стране, процесса инвестирования, эмиссионных процессов и т.д.);

    Регулирование денежно-кредитных отношений, включая сдерживание инфляционных процессов, управление процентной ставкой, развитие банковской системы и т.д.;

    Разработка и реализация государственных и региональных прогнозов, программ и планов развития экономики;

    Меры по регулированию межбюджетных отношений;

    Расширение возможностей внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе и на основе развития международной деятельности государства.

    Даже в условиях рыночной экономики государство, кроме упомянутых, достаточно эффективно, хотя и ограниченно, использует и административные методы своего воздействия на деятельность предприятия. Необходимость применения подобных методов регулирования деятельности предприятия обуславливается объективным существованием таких сфер предпринимательской деятельности, вмешательство в которые является прерогативой государства. Принимая на себя функции прямого регулирования определенных видов деятельности предприятий, государство стремится обеспечить в первую очередь безопасность граждан страны от производства и потребления недоброкачественной продукции, от техногенных катастроф, от воздействия опасных и экологически вредных производств.

    К методам административного воздействия на деятельность предприятия относятся:

    Разрешительные, суть которых сводится к выдаче специальных разрешений (государственных лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности предприятия;

    Запретительные, в соответствии с которыми устанавливается государственный запрет на некоторые виды деятельности, являющиеся прерогативой государственных предприятий, а также приостановка (запрет) деятельности предприятий, допустивших опасные для работников предприятий и населения близлежащих территорий нарушения установленных государством требований по безопасности производства;

    Меры принудительного характера, направленные на обеспечение предприятием организации и осуществления некоторых видов его деятельности, в том числе и таких, как очистка особо вредных выбросов и сбросов, утилизация токсичных отходов, обеспечение занятости инвалидов и людей с ограниченной трудоспособностью.

    Важнейшим элементом всего механизма государственного воздействия на деятельность предприятия выступают предметы регулирования, каждый из которых выступает отдельным объектом непосредственного или косвенного влияния государства. К ним, в первую очередь, относится весь комплекс отношений (и прежде всего экономические отношения), в которых состоит предприятие в рыночной среде, а также осуществляемые на нем процессы (производства и реализации продукции, охраны окружающей среды и др.).

    Влияние государства на отношения собственности на имущество предприятия проявляется посредством разработки и введения в действие соответствующего законодательства и осуществления мер, включая и судебную систему, по его соблюдению. Помимо этого, государство осуществляет прямое управление своей собственностью, включая природные ресурсы и собственность имущества государственных предприятий, переданного в оперативное управление.

    Кроме этого, контрольными функциями обладают и так называемые финансовые государственные органы, обеспечивающие контроль за соблюдением требований налогового законодательства, денежного обращения и др.

    Объектом правового регулирования торговли являются отношения, связанные с организацией и осуществлением торговой деятельности на территории Российской Федерации. Государственное регулирование торговли относится только к деятельности, связанной с продажей товаров и осуществляемой посредством заключения договоров розничной купли-продажи или поставки.

    Государственное регулирование торговой деятельности представляет собой особый вид правоотношения, участниками которого являются, с одной стороны, органы государственной власти и местного самоуправления, а с другой стороны, юридические лица и индивидуальные предприниматели (хозяйствующие субъекты коммерческой деятельности), осуществляющие торговую деятельность как посредством создания торговых объектов и обеспечения их функционирования, так и без их использования.

    Федеральный закон от 28.12.2009 №381-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2015).

    Этот закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.

    Законом предусмотрено право Правительства РФ устанавливать предельно допустимые розничные цены на социально значимые продовольственные товары в случае, если в течение 30 дней рост цен них составит не менее 30%.

    Установлен предельный размер вознаграждения, которое поставщик выплачивает торговой организации за достижение определенных объемов продаж.

    Законодатель установил предельные сроки расчетов между торговыми организациями и поставщиками продовольственных товаров, зависящие от сроков годности товаров.

    Между поставщиком продовольственных товаров и торговой организацией может заключаться отдельный договор возмездного оказания услуг по рекламированию, маркетингу и иному продвижению товаров. Однако, запрещено ставить заключение договора поставки в зависимость от заключения договора возмездного оказания услуг.

    Законодатель установил, что не менее 60% нестационарных торговых объектов должны использоваться субъектами малого и среднего бизнеса. Однако это не является нормой прямого действия.

    Установлен ряд антимонопольных правил для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров. В частности, запрещено включать в договоры условие о возврате товаров, не проданных по истечении определенного срока; запрещено осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии.

    Установлен ряд антимонопольных требований к органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления. В частности, им запрещено требовать проведения повторных проверок качества товаров, аттестации и аккредитации торговых объектов, не предусмотренных федеральными законами.

    Законом предусмотрено формирование в субъектах РФ торговых реестров. Торговые реестры будут включать в себя сведения о торговых организациях, поставщиках и о состоянии торговли на территории соответствующих субъектов РФ. И хотя законодатель запретил принуждать торговые организации и поставщиков к внесению сведений о них в торговый реестр, но можно предположить, что торговая деятельность организаций, не сообщивших о себе сведений в торговый реестр, будет существенно затруднена.

    В сферу государственного регулирования торговли не входят :

    1) отношения, возникающие при осуществлении купли-продажи товаров между гражданами;

    2) отношения между субъектами коммерческой деятельности и гражданами, также урегулированные гражданским законодательством, в том числе законодательством о защите прав потребителей;

    3) отношения, связанные с организацией розничных рынков, а также с организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, поскольку такие отношения регламентируются Федеральным законом «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»;

    4) отношения, возникающие в связи с организацией и использованием торговых объектов, в области предоставления услуг (например, предприятий общественного питания или бытовых услуг населению).

    Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется ГК РФ, ФЗ о Государственном Регулировании Торговой Деятельности (ГРТД), а также другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Среди наиболее значимых нормативно-правовых актов в этой области следует назвать: Федеральные законы от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»; от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»; от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака».

    Целями государственного регулирования торговой деятельности на современном этапе являются:

    1) обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем: проведения единой государственной торговой политики; нормативного правового регулирования в сфере торговой деятельности; установления унифицированного порядка проведения контрольных и надзорных мероприятий; установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности;

    2) развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров;

    3) обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения (ч. 2 ст. 1 ФЗ о ГРТД).

    Основными задачами государственного регулирования торговой деятельности являются:

    1) исключение неоправданного вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления в торговую деятельность хозяйствующих субъектов;

    2) разграничение полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования отношений, возникающих в связи с осуществлением предпринимателями торговой деятельности;

    3) обеспечение прозрачности мер государственного регулирования торговой деятельности и доступность информации в данной области;

    4) обеспечение качественного и доступного обслуживания потребителей;

    5) обеспечение равномерного и цивилизованного развития различных форм торговой деятельности с учетом политики поддержки малого и среднего предпринимательства.

    Государственное регулирование торговой деятельности выполняет ряд важных функций :

    1) формирование и реализация политики государства в сфере торговой деятельности;

    2) осуществление контроля и надзора в области торговли;

    3) формирование и ведение информационных ресурсов, включая реестры участников торговой деятельности и торговых объектов;

    4) определение мест размещения торговых объектов;

    5) выдача разрешений на осуществление торговой деятельности в случаях, предусмотренных законодательством.

    Основные направления и принципы государственного регулирования торговой отрасли, применяемые в Российской Федерации, определены Законом о "урегулировании торговли, который был разработан с целью:

    • обеспечить единство экономического пространства России путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности;
    • развивать торговую деятельность в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров;
    • обеспечить соблюдение прав и законных интересов участников торговой деятельности и населения;
    • разграничить полномочия в области регулирования торговой деятельности между органами власти разных уровней.

    Данный закон регулирует отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления и торговыми предприятиями, связанные с организацией и ведением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между торговыми предприятиями в ходе ведения торговой деятельности. При этом положения закона не распространяются на отношения, возникающие в процессе:

    • ведения внешнеторговой деятельности;
    • проведения организованных торгов;
    • деятельности по продаже товаров на розничных рынках;
    • купли-продажи ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения (в том числе электрической энергии, тепловой энергии и мощности, других видов энергетических ресурсов), торговли товарами, ограниченными в обороте.

    Перечисленные отношения регулируются соответствующими федеральными законами.

    Закон о госрегулировании торговли устанавливает следующие методы государственного регулирования торговой деятельности:

    • 1) требования к организации и осуществлению торговой деятельности;
    • 2) антимонопольное регулирование в области торговой деятельности;
    • 3) информационное обеспечение в области торговой деятельности;
    • 4) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в области торговой деятельности.

    Также в законе прямо указано, что другие методы государственного регулирования торговой деятельности могут быть установлены только федеральными законами.

    Полномочия в области государственного регулирования торговой деятельности в соответствии с данным законом распределяются следующим образом.

    К полномочиям Правительства РФ относятся:

    • 1) обеспечение проведения государственной политики в области торговой деятельности;
    • 2) утверждение методики расчета и порядка установления субъектами РФ нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов ;
    • 3) утверждение методики расчета объема всех реализованных продовольственных товаров в границах субъектов РФ в денежном выражении за финансовый год и определения доли объема всех реализованных товаров торговыми сетями;

    Федеральный орган исполнительной власти , осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, осуществляет следующие полномочия:

    • 1) утверждает методические рекомендации по разработке региональных программ развития торговли;
    • 2) утверждает форму торгового реестра, порядок его формирования и порядок предоставления информации, содержащейся в нем;
    • 3) совместно с органами статистики определяет содержание форм статистической отчетности, применяемых в области торговой деятельности, сроков их представления;
    • 4) иные полномочия, предусмотренные нормативно-правовыми актами.

    Органы государственной власти субъектов РФ в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляют следующие полномочия:

    • 1) реализуют государственную политику в области торговой деятельности на территории субъекта РФ;
    • 2) разрабатывают и принимают законы субъектов РФ, иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области государственного регулирования торговой деятельности;
    • 3) устанавливают нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для субъекта РФ;
    • 4) проводят информационно-аналитическое наблюдение за состоянием рынка определенного товара и торговой деятельностью на территории субъекта РФ;
    • 5) разрабатывают и реализуют мероприятия, содействующие развитию торговой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ;
    • 6) иные полномочия, предусмотренные нормативно-правовыми актами.

    Органы местного самоуправления в соответствии с Законом о госрегулировании торговли обязаны создавать условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.

    Некоммерческие организации (объединения торговых предприятий, объединения поставщиков товаров, ассоциации, общественные объединения и др.) также могут участвовать в формировании и реализации государственной политики в области торговой деятельности, например:

    • 1) участвовать в разработке проектов нормативных правовых актов РФ в области торговой деятельности, региональных и муниципальных программ развития торговли;
    • 2) участвовать в анализе экономических, социальных и иных показателей развития торговли на территориях субъектов РФ и муниципальных образований, в оценке эффективности применения мер по ее поддержке, в подготовке прогноза развития торговой деятельности в субъектах РФ и муниципальных образованиях;
    • 3) распространять российский и иностранный опыт в области торговой деятельности;
    • 4) предоставлять необходимую информацию для формирования и реализации государственной политики в области торговой деятельности;
    • 5) подготавливать предложения о совершенствовании торговой деятельности;
    • 6) иным образом, предусмотренным нормативными правовыми актами.

    Торговые предприятия самостоятельно определяют следующие существенные условия торговой деятельности:

    • вид торговли (оптовая и (или) розничная торговля);
    • форму торговли (в стационарных торговых объектах, вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках, развозная торговля, разносная торговля, дистанционный способ продажи товаров, продажа товаров с использованием автоматов и иные формы торговли);
    • способ торговли (с использованием торговых объектов и (или) без использования торговых объектов);
    • специализацию торговли (универсальная торговля и (или) специализированная торговля);
    • тип торгового объекта (стационарный и (или) нестационарный торговый объект);
    • основания использования имущества при осуществлении торговой деятельности (право собственности и (или) иное законное основание);
    • порядок и условия ведения торговой деятельности (ассортимент товаров, режим работы, приемы и способы продажи товаров, количество, типы, модели технологического оборудования, инвентаря, способы доведения до покупателей информации о продавце, о товарах и об оказываемых услугах, цены на товары, форму распространения рекламы, условия заключения договоров купли-продажи товаров, договоров возмездного оказания услуг, иные порядок и условия ведения торговой деятельности).

    Для государственных или муниципальных предприятий и учреждений торговли порядок и условия ведения торговой деятельности устанавливаются по решению соответствующих государственных или муниципальных органов.

    Закон о госрегулировании торговли предусматривает свободное рыночное ценообразование на большинство товаров. Исключение составляют товары, для которых федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен, торговых надбавок (наценок) (в том числе установление максимального и (или) минимального предела уровня надбавки (наценки)). Для таких товаров цены и торговые надбавки (наценки) устанавливаются в соответствии с федеральными законами, другими нормативными правовыми актами или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

    В законе содержатся положения о регулировании цен на отдельные товары в случае ускорения роста цен. Так, Правительство РФ в случае, если в течение тридцати календарных дней подряд на территории отдельного субъекта РФ или нескольких субъектов РФ рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит 30% и более, может на данные виды товаров устанавливать предельно допустимые розничные цены па территории таких субъектов РФ на срок не более трех месяцев.

    В законе также предпринята попытка ограничить возможности давления со стороны розничных торговых предприятий и торговых сетей на поставщиков продовольственных товаров и снизить барьеры входа поставщиков в торговые сети. Например, закон разрешает при заключении договора поставки включать в договор только один вид вознаграждения – за количество приобретенных у поставщика продовольственных товаров. Размер такого вознаграждения не может превышать 10% от цены товара. Такое вознаграждение может предусматривать договор поставки товаров, не относящихся к социально значимым продовольственным товарам. Все другие виды вознаграждений (за доступ на полки магазина и т.п.) законом запрещены. Рекламные и маркетинговые услуги должны быть оформлены договором возмездного оказания соответствующих услуг, включать их в качестве составной части в договор поставки запрещается законом. Также запрещено принуждать контрагента к заключению договора возмездного оказания услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров.

    В соответствии с данным законом торговые сети обязаны размещать объявления о конкурсах на поставку продовольственных товаров и условиях заключения договоров на поставку на своем сайте в сети Интернет и предоставлять поставщикам информацию по их требованию в течение 14 дней со дня получения запроса. Поставщики же обязаны размещать предложения о поставке товаров на своих сайтах в сети Интернет и предоставлять информацию о качестве и безопасности поставляемых продовольственных товаров в течение 14 дней со дня получения запроса.

    В отношении продолжительности отсрочки платежа по продовольственным товарам законом установлены следующие правила:

    • 1) продовольственные товары, на которые срок годности установлен менее чем 10 дней, подлежат оплате в течение десяти рабочих дней со дня приемки их покупателем;
    • 2) продовольственные товары, на которые срок годности установлен от 10 до 30 дней включительно, подлежат оплате в течение 30 календарных дней со дня приемки их покупателем;
    • 3) продовольственные товары, на которые срок годности установлен свыше 30 дней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории РФ, подлежат оплате в течение сорока пяти календарных дней со дня приемки их покупателем.

    Условием соблюдения этих сроков покупателем является своевременное представление поставщиком документов, относящихся к поставкам товаров в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами РФ и договором поставки продовольственных товаров. Если поставщик не передает покупателю соответствующие документы, сроки оплаты товаров увеличиваются на период предоставления поставщиком документов.

    Закон нацелен на формирование принципов антимонопольного регулирования в сфере организации и осуществления торговой деятельности. Так, закон содержит прямой запрет на создание дискриминационных условий на рынке продовольственных товаров (создание препятствий для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования) и запрет на навязывание контрагенту следующих условий:

    • а) о запрете на заключение договоров поставки товаров с другими поставщиками;
    • б) об ответственности за неисполнение обязательства поставщика о поставках товаров на условиях лучших, чем условия для других торговых предприятий;
    • в) о предоставлении контрагенту сведений о договорах, заключаемых с другими контрагентами;
    • г) о внесении поставщиком платы за право поставки товаров в функционирующие или открываемые торговые предприятия торговой сети;
    • д) о внесении поставщиком платы за изменение ассортимента продовольственных товаров;
    • е) о снижении поставщиком цены товаров до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже другими поставщиками;
    • ж) о возмещении поставщиком убытков в связи с утратой или повреждением товаров после перехода права собственности на них, кроме случаев, если утрата или повреждение произошли по вине поставщика;
    • з) о возмещении поставщиком затрат, не связанных с исполнением договора поставки товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров;
    • и) о возврате поставщику товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством РФ;
    • к) иные условия, если они содержат существенные признаки условий, предусмотренных в предыдущих пунктах.

    Все перечисленные условия до момента принятия закона являлись обычной практикой в деятельности торговых сетей, а пункты а) и в) нередко включались во франчайзинговые соглашения.

    Также Законом о госрегулировании торговли запрещено осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии.

    Еще одно условие, которое должно сдержать рост торговых сетей и дать возможность развиваться малому и среднему предпринимательству в сфере розничной торговли продовольственными товарами, касается ограничения расширения присутствия торговых сетей в пределах отдельного региона. Так, розничной торговой сети, которая осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами (кроме сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которой превышает 25% объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта РФ, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах этого административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате ввода в эксплуатацию торговых объектов или их приобретения. Сделка, совершенная с нарушением данного ограничения, ничтожна (нс имеет силы), и ее последствия могут быть признаны судом недействительными по требованию любого заинтересованного лица, в том числе федерального органа исполнительной власти, который принимает нормативные правовые акты и контролирует соблюдение антимонопольного законодательства.

    Закон о госрегулировании торговли ограничивает полномочия органов государственной власти и местного самоуправления принимать акты и осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке таких правил ведения торговой деятельности, которые отличаются от правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в частности запрещается:

    • возлагать на торговые предприятия и поставщиков товаров обязанности по участию в повторной (дополнительной) проверке качества и безопасности товаров в региональной или муниципальной системе качества товаров (кроме случаев, предусмотренных законом);
    • принуждать торговые предприятия и поставщиков товаров к прохождению контрольных и (или) разрешительных процедур в дополнение к предусмотренным нормативными актами процедурам (аттестация торговых объектов, аккредитация хозяйствующих субъектов, сертификация товаров, соответствие торговых объектов требованиям законодательства РФ);
    • принуждать торговые предприятия и поставщиков товаров продавать товары по ценам, определенным в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов РФ (за исключением случаев, если такие органы в установленном порядке наделены правом осуществлять государственное регулирование цен на товары) или органами местного самоуправления;
    • принимать нормативные правовые акты, решения, предусматривающие: запрет или ограничение свободного перемещения товаров между субъектами РФ, между муниципальными образованиями; ограничение продажи отдельных видов товаров на территориях субъектов РФ, территориях муниципальных образований; принуждение торговых предприятий и поставщиков товаров к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров с определенными контрагентами; ограничение выбора контрагентов для торговых предприятий и поставщиков товаров; дискриминацию торговых предприятий и поставщиков товаров в предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры.

    Содействие развитию торговой деятельности должно осуществляться на двух уровнях:

    • 1) на уровне органов государственной власти субъектов РФ, которые в пределах своей компетенции осуществляют мероприятия, направленные:
      • на стимулирование инвестиционных проектов в сфере строительства логистических центров поставок для приема и хранения сельскохозяйственной продукции, формирования партий товаров для отгрузки хозяйствующим субъектам, осуществляющим оптовую и (или) розничную торговлю продовольственными товарами;
      • поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих торгово-закупочную деятельность в сельской местности;
      • стимулирование деловой активности торговых предприятий и обеспечение их взаимодействия с поставщиками товаров путем организации и проведения выставок и ярмарок;
    • 2) на уровне органов местного самоуправления, которые в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли должны:
      • предусматривать строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки;
      • разрабатывать и утверждать схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов;
      • принимать меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для торговых предприятий имущества, находящегося в муниципальной собственности;
      • проводить анализ показателей, характеризующих состояние торговли на территориях муниципальных образований и эффективность мер по развитию торговой деятельности на этих территориях.

    Для содействия развитию торговли органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут разрабатывать соответственно региональные и муниципальные программы развития торговли, учитывающие социально-экономические, экологические, культурные и другие особенности развития субъектов РФ и муниципальных образований. В программах развития торговли определяются:

    • 1) цели, задачи и ожидаемые результаты развития торговли с учетом достижения установленных нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов;
    • 2) мероприятия, направленные на достижение целей государственной политики в области торговой деятельности, в том числе мероприятия по оказанию приоритетной поддержки в развитии торговли российским производителям товаров, субъектам малого или среднего предпринимательства, формированию конкурентной среды, развитию торговли в сельской местности;
    • 3) объем и источники финансирования мероприятий по развитию торговой деятельности;
    • 4) основные показатели эффективности реализации программ развития торговли;
    • 5) порядок организации реализации программ развития торговли и порядок контроля за их реализацией.

    Основными показателями эффективности реализации программ развития торговли являются:

    • 1) достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
    • 2) повышение доступности товаров для населения;
    • 3) формирование и развитие торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, потребностей населения.

    Государственное регулирование в области торговой деятельности через информационное обеспечение может осуществляться двумя путями.

    1. Путем создания системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности и обеспечения ее функционирования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере внутренней торговли.

    На официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сети Интернет должна размещаться и ежеквартально обновляться следующая информация:

    • о решениях, принятых соответствующим органом в области торговой деятельности;
    • издании нормативных правовых актов в области торговой деятельности;
    • среднем уровне цеп па отдельные виды товаров.
    • 2. Путем формирования торговых реестров. Федеральные органы исполнительной власти утверждают форму торгового реестра и порядок его формирования. Торговый реестр включает в себя сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров), и о состоянии торговли на территории соответствующего субъекта РФ. Информация в реестре размещается и предоставляется физическим и юридическим лицам бесплатно.

    Предполагается, что Закон о госрегулировании торговли позволит сформировать законодательную базу, регламентирующую отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления и торговыми предприятиями, а также отношения, возникающие между торговыми предприятиями при осуществлении ими торговой деятельности. Принятый 28 декабря 2009 г. вариант закона далек от совершенства, очевидно, что он будет активно развиваться и дополняться в ходе практического его применения.

    • Постановление Правительства РФ от 24 сентября 2010 г. №754 "Об утверждении Правил установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов".