Нас часто спрашивают "как фотографировать в солнечную погоду?"

Трудности фотографирования вполне понятны - чаще всего люди идут фотографироваться в самое удобное для них время - днём, в солнечную погоду, когда приятно прогуляться по парку, посидеть на берегу пруда...ну, и сделать несколько запоминающихся фотографий. И всё бы хорошо, но! днём светит
солнце. Мы берём фотоаппарат, делаем фотографию, смотрим на экран фотоаппарата и нас, вроде бы, всё устраивает. Однако, приходим домой, копируем фотографии на компьютер и видим, что на лицах у нас видны дикие пересветы, в тенях деревьев - глубокие тени, а зачастую фотоаппарат вообще не смог поймать резкость из-за солнечных лучей, попавших в объектив.

В чём проблема и что же можно с этим поделать?

Причина многих пересвеченных кадров, сделанных в солнечную погоду, примерно в том же, почему мы не видим рельефа на солнце - диапазон возможностей фотоаппарата (и человеческого глаза) ограничен - диапазон яркостей, которые может фиксировать фотоаппарат, называется динамическим диапазоном. И этот диапазон имеет определённые пределы. Поэтому, если у Вас на фотографии 2 предмета, имеющих слишком большой разброс по яркости, Вам трудно будет сфотографировать оба предмета, не потеряв детализацию одного из них. Один из этих предметов будет внутри динамического диапазона фотоаппарата (и будет хорошо отображён на фотографии - со всеми деталями), второй предмет будет выходить за эти пределы, а значит на фотографии это будет просто белое или чёрное пятно без деталей.

В солнечную погоду как раз такая ситуация. Те участки фотографии, которые освещены прямыми солнечными лучами, имеют слишком высокую яркость, а тени слишком глубокие.Конечно, технологии не стоят на месте и динамический диапазон фотоаппаратов сейчас довольно большой, но зачастую этого диапазона не хватает.

Что делать?

Ответ простой: надо сделать так, чтобы разброс яркостей всех предметов в кадре был не столь велик.

Как это сделать?

Есть 2 варианта решения этой задачи: или сделать тени светлее, или приглушить света. Приглушить солнечный свет мы не можем, а вот сделать тени светлее мы можем - но это касается только портретов - сделать все тени в кадре, если туда входит природа (тени под деревьями, тени от домов и т.д.) мы, увы, не можем. Именно поэтому знающие фотографы фотографируют пейзажи, как правило, на рассвете или на закате, когда солнце уже не так сильно
светит и разброс яркостей в кадре меньше, чем в полдень.

Вернёмся к портретам. Как фотографировать человека в солнечную погоду, чтобы на лице не было пересветов или глубоких теней?

Чтобы не затруднять себя трудоёмкой обработкой пересвеченных лиц на фотографии, попробуйте во время фотосессии сделать освещение на лице модели равномерным. Попробуем это сделать за счёт того или иного расположения модели относительно солнца. В некоторых случаях будем использовать дополнительную фото-технику.

Итак, самый нежелательный вариант - это расположение модели лицом к солнцу.

Во-первых, под носом и подбородком модели появляются глубокие тени, а во-вторых, солнце светит в лицо модели и зачастую видно на фотографии, что модель щурится. Именно поэтому такой вариант расположения модели относительно солнца используется редко.

Второй вариант. Расположение модели боком к солнцу.

Особенности такого расположения модели:
- одна сторона лица освещена, вторая находится почти полностью в тени (половина лица видна, половина нет),
- тень от носа получается ещё больше, чем в предыдущем примере,
- область шеи сильно затемнена тенью от подбородка,
- глаза частично находятся в глубокой тени, что сильно сказывается на общем восприятии фотографии (помним, что взгляд модели - это смысловой центр портрета и он должен быть отчётливо виден).
Здесь налицо сильный разброс по яркости освещённой и неосвещённой частей лица. В качестве решения проблем с глубокими тенями, можно предложить следующее: подсвечиваем неосвещённую часть лица с помощью отражателя или выносной вспышки.

Тени от носа и подбородка станут менее глубокими - свето-теневые переходы будут более мягкими. Такая фотография будет смотреться гораздо приятнее.

Третий вариант: фотографируем модель, расположив её спиной к солнцу.

Такое расположение модели относительно солнца более предпочтительно (хотя в народе бытует мнение, что так делать нельзя). Порой фокусировка на модели в этом случае будет затруднительна, однако, если сфокусироваться удалось, то фотография будет иметь явное преимущество - лицо модели будет освещено равномерно, а солнечные лучи будут подчёркивать силуэт модели. Иногда также на фотоснимке появляются интересные радужные блики (хотя не все их любят). В любом случае, Вам не придётся выравнивать свето-теневой рисунок на лице (подсвечивать тени), а значит не нужно брать с собой на фотосессию дополнительное фото-оборудование.

Как мы уже сказали, при таком расположении модели может получиться так, что солнце будет попадать в объектив фотоаппарата - фокусироваться в этом случае будет сложно (иногда, конечно, помогает бленда объектива, но далеко не всегда), а фотография теряет контраст и появляются радужные блики. Несмотря на это, такие фотографии смотрятся очень даже интересно.

Самое простое решение задачи фотографирования в солнечную погоду - это расположить модель в тени дерева или дома - лучи солнца вообще не будут попадать на лицо модели, а значит и не нужно будет выравнивать яркость отдельных участков лица.

Но чтобы в кадре было ощущение солнечного дня важно, чтобы в кадр вошла часть композиции, освещённая солнцем. Таким образом, Вы получаете равномерно освещённую модель и ощущение солнечного дня. Отметим, что такое решение задачи выгодно ещё и тем, что для фотосессии Вам не понадобится дополнительное фото-оборудование.

По аналогии, можно расположить модель в тени любого другого предмета - например, дерева. Но по опыту скажем, что не всегда легко найти такое дерево, под которым есть место, где была бы сплошная тень - обычно сквозь листья деревьев пробиваются лучи, которые будут оставлять на лице модели световые пятна - такие портреты сложно редактировать, а световые блики делают лицо модели менее привлекательным.

Ну, и самый трудоёмкий способ сделать освещение лица модели равномерным - это расположить между солнцем и моделью белую полупрозрачную материю большой площади - тогда на модель будет светить уже не солнце (солнце - это жёсткий свет), а материя - и это будет мягкий свет. Но соорудить такую конструкцию сложновато, поэтому этот вариант реализуют при организации крупных коммерческих фото- и видео- съёмок.

Как видите, фотографировать днём на солнце не всегда просто. Поэтому для начинающих фотографов всё-таки лучше начинать учиться фотографировать в более благоприятных условиях, когда небо затянуто облаками или в золотые часы фотографа (ближе к рассвету или закату).

Удачных Вам фотографий!

Фотографируя напротив солнца мы часто получаем снимки с чересчур высоким контрастом, бликами в объективе, перенасыщенными цветами. Но при правильном подходе можно получить интересные и качественные фотографии. Читайте далее 10 советов как это сделать.

1. Отойдите в тень. Самое простое – это отойти в тень с объектом съемки (конечно, если это возможно, например, если это человек, портрет которого вы хотите сделать).

2. Создайте тень сами. Если объект съемки невозможно переместить в тень, создайте тень сами, например, при макросъемке, если вы фотографируете цветок или еще какой-либо мелкий предмет. Или же используйте подручные средства, с помощью которых можно создать тень, например зонт.

3. Используйте вспышку . Многие из нас знают, что фотографировать нужно находясь спиной к солнцу, в данном случае объект съемки будет хорошо освещен. Но иногда снимки сделанные напротив солнца могут быть просто великолепны и интересны, главное в этом случае использовать вспышку, которая поможет осветить все предметы, которые из-за яркого солнца будут выглядеть темными без использования вспышки.

4. Используйте отражатель. Еще один способ осветить тени, вызванные ярким солнечным светом – это использование рефлектора. Кроме того, что он осветит все затененные участки на снимке, он еще и поможет фотографировать напротив солнца.

5. Меняйте перспективу.
Предмет съемки не всегда можно переместить, но можно самому перемещаться вокруг него. Можно сделать снимок сверху или снизу, это поможет изменить угол падения солнечных лучей как на объект съемки так и на фотокамеру.

6. Используйте бленду. Если в комплекте с фотоаппаратом была бленда, используйте ее, если же ее не было, можно использовать все что есть под рукой, что может создать тень над объективом, в том числе и саму руку, и используя ее как козырек для объектива. Главное убедитесь, чтобы импровизированная бленда не попала в кадр и не испортила его.

7. Фильтры. Фильтр также полезен при фотосъемке в яркий солнечный день. Можно использовать поляризационный фильтр, который поможет сократить количество бликов, и поможет сократить количество света, попадающего в объектив, чтобы можно было использовать маленькую скорость затвора или маленькую выдержку. Также с помощью поляризационного фильтра можно контролировать цвета на будущем снимке.

8. Играйте с балансом белого. Большинство камер дает возможность менять баланс белого. Даже если вы сможете позже отрегулировать его в фотошопе уже на готовом кадре (в частности, если делаете снимки в RAW), все же поэкспериментируйте с ручными настройками, возможно у вас получаться снимки, которые не потребуют никакой корректировки в каких-либо программах.

Совет фотографировать исключительно во время золотого часа можно отнести к одному из самых вредных советов, который может получить начинающий фотограф.

Мягкое освещение, приглушенный свет и светлые тени. Сплошная мечта фотографа.

Многие воспринимают излишне прямо, отказываясь от фотосъемки в середине дня при ярком солнце.

Подобному отказу немало способствует обилие красочных фотографий любого жанра, снятых на восходе или закате.

Но так ли плохи фотографии, снятые на ярком солнце?

Разумеется, нет.

Вы можете снять замечательные дневные фотографии благодаря двум обстоятельствам:

  • Яркому свету
  • Жестким контрастным теням

Именно то, чего все избегают, предпочитая фотографировать в режимное время, способно подарить множество хороших кадров.

Достаточно просто не пытаться снять фотографию как при режимном освещении, а учесть характер дневного света.

Эта фотография сделана ясным июньским днем около двух часов дня. По тени на зданиях можно представить, под каким углом находилось солнце.

Плохая ли это фотография? Не думаю.

Разумеется, не обошлось без небольшой обработки. Но без хорошего исходника обрабатывать было бы нечего.

Два условия

Для съемки на солнце нужно соблюсти два условия:

  • Съемка ведется в RAW – формате
  • Снимаемая сцена экспонируется без провала теней и засветов

Снять ярким днем кадр, который бы уложился в динамический диапазон фотоаппарата и не обладал бы засветами, достаточно сложно.

Старайтесь не снимать с солнцем, попадающим прямо в объектив. Я предпочитаю снимать с солнцем за моей спиной или сбоку.

Для предотвращения появления бликов и «зайцев» используйте бленду на объективе.

Правильно проэкспонированный кадр , снятый в формате Raw, предоставит широчайшие возможности для последующего редактирования. Когда можно смягчить жесткие тени, не опасаясь понижения контраста.

Про портреты

Мне доводилось сталкиваться с утверждением, что съемка пейзажей или архитектуры при ярком солнце это одно. Съемка же портретов невозможна в принципе.

Мои попытки разъяснить, что дело не в жанре фотографии, а в понимании света, к успеху обычно не приводили.

Поэтому я обращался к работам Караваджо (вики) , оспорить авторитет которого никто не решался.


Смотрите, какие жесткие тени и высокий контраст у картины "Святой Иероним" Караваджо. Как меняется насыщенность цвета от светлых участков к темным.

Тени подсказывают, что свет падает сверху под большим углом к горизонту. Косвенно это подтверждает легенда, что Караваджо писал, используя свет из круглого окна в крыше своей мастерской.

Нужно признать тот печальный факт, что многие фотографы просто не умеют работать с освещением, если оно отличается от пары-тройки распространенных схем постановки света.

Для успешной съемки на ярком солнце нужно осознать то, что дневной свет не может быть плохим.

Он просто другой.

Это самое главное, что вы должны понять из этой статьи.

Несколько лет назад, когда я только начинала заниматься фотографией «серьезно» и уже в принципе неплохо умела снимать на зеркалку, мне казалось, что я постигла все секреты фотографии. Я умела выставлять правильные настройки экспозиции и получать нормальные, ничем не примечательные кадры, которые в то время казались прорывом в фотографии. Я много снимала на улице с естественным светом, но меня заботила только правильная экспозиция – лишь не пересвет и не слишком темный кадр.

В то же время меня забавляли чудаки-фотографы, которые среди белого дня на солнце снимали портреты со вспышкой . Мне казалось, что они просто ничего не понимают в фотографии (можно же просто подобрать настройки под яркость солнечного света) и снимают на автомате. Про себя я тихо посмеивалась над ними и недоумевала, – «Зачем включать вспышку на улице ? Тут же полно света!

А если не хватает света в тени – просто , все же так просто!». При этом у меня у самой получались фотографии с провалами в тенях на жестком солнце или пятнистым светом от листвы деревьев, и меня это нисколько не смущало.

Только спустя какое-то время «естественность» освещения стала приедаться, фотографии выходили похожими друг на друга примерно с одинаковыми настройками и одинаковым светом. Я стала замечать, что не всегда естественный свет красиво ложится на лицах моделей, хотелось чего-то нового и более «профессионального» что ли.

Внезапно я наткнулась на фотографии людей, которые называли себя «стробистами». Они вовсю использовали импульсные источники света (прежде всего недорогие ) не только, даже не столько логично и понятно), но – на улице! При этом получаемый результат даже до обработки заслужил моего восхищения. Это-то и было первым толчком, чтобы попробовать фотографировать со вспышкой даже тогда, когда естественного света достаточно для экспонирования кадра.

Для начала давайте разберемся, что вам пригодится для освоения техники съемки со вспышкой на улице . Самый простой набор техники (помимо фотоаппарата и объектива) включает:

(не обязательно топовой модели, недорогая мануальная вспышка будет работать не хуже самой продвинутой модели). Мощность вспышки (определяется ведущим числом) лучше выбирать максимальную, на которую хватает бюджета. Именно мощность является определяющей характеристикой вспышки, а при съемке с довольно ярким естественным светом вам понадобится максимальный ресурс мощности импульсного света, чтобы повлиять на освещение объекта съемки.

Синхронизатор , лучше беспроводной, а на улице – лучше радиосинхронизатор. Синхронизатор отвечает за срабатывание вспышки в момент нажатия на кнопку спуска, если вспышка находится не на камере (на горячем башмаке), а на выносе (в руке, на стойке). Почему это важно? Да потому что вспышка в положении на камере реально используется только в 5% случаев как единственный источник освещения, и в основном служит лишь в качестве вспомогательного заполняющего источника. Для лучшего результата именно моделирования света нужна свобода передвижения, поэтому вспышку либо держат в руке на выносе, либо дают в руки ассистенту, либо ставят на стойку. Синхронизатор при этом координирует момент открытия затвора фотоаппарата и момент срабатывания импульса вспышки.

Стойка студийная , чем выше, тем лучше, но не менее 2 м в разложенном состоянии. На крайний случай первое время можно использовать обычный штатив. Высота стойки определяет высоту положения источника света и возможность использования верхнего света в своей схеме освещения. Также обращайте внимание на длину стойки в сложенном состоянии (компактность и удобство в перемещении), максимальную нагрузку (возможность использования насадок типа софтбоксов) и вес самой стойки (влияет на устойчивость конструкции и легкость транспортировки).

Насадки на вспышку . Если планируете использовать вспышку на стойке, то проще всего и дешевле приобрести зонты. Наиболее применимые – белый зонт на просвет (номер один для смягчения света) и серебристый зонт на отражения (для расширения светового пятна без сильного смягчения). Зонты удобно складываются и раскладываются, мало весят и занимают мало места в сумке. Если позволяет бюджет, можно использовать софтбоксы (опять же при съемке со стойкой) среднего размера – 60*60 см, 60*90 см или 90*90 см. Софтбоксы большего размера требуют более мощного источника света, а также довольно громоздкие при использовании на выезде. Для смягчения вспышки в положении на камере, можно использовать мини-софтбоксы, которые бывают складные или надувные.

Так когда же и зачем использовать ?

1. В качестве заполняющего (вспомогательного света) при съемке на жестком солнце или против света. При этом вспышка располагается с противоположной стороны направления солнечного света и служит для подсвечивания теневой стороны, смягчения глубоких теней, прорисовывания деталей в тенях. Настройки мощности вспышки выставляются таким образом, чтобы естественный свет оставался мощнее, а вспышка только дополняла его, но не перебивала (мощность примерно в 1,5-2 раза меньше, чем интенсивность солнечного света). При съемке против солнца можно снимать из положения на горячем башмаке и направлять вспышку «в лоб» модели, но для лучшего результата используйте смягчающую насадку или меньшую мощность вспышки. Рисунок не должен получаться резким и плоским.


2. В качестве моделирующего (основного рисующего) источника света . В этом случае свет от вспышки – это основной свет, который определяет светотеневой рисунок на объекте съемки. Естественный свет при этом «отодвигается» на второстепенную позицию и используется в качестве вспомогательного – для общего освещения сцены и заднего плана. Такой подход используется прежде всего в случаях, когда естественный свет дает некрасивый светотеневой рисунок – недостаточно контрастный свет в тени, пятнистый свет под деревьями, слишком жесткий свет на ярком солнце и т.д. При этом мощность вспышки подбирается так, чтобы вспышка играла главную роль в формировании световой схемы – она должна перебивать по мощности естественный свет.

3. В качестве моделирующего источника в условиях недостаточной освещенности – съемки в сумерках, на закате, вечером. Для выравнивания освещенности и нормального экспонирования одновременно и заднего плана, и объекта съемки, главный объект подсвечивают вспышкой, а настройки фотоаппарата выставляют по естественному освещению. При этом получаются эффектные фотографии, которые невозможно получить с использованием только естественного света.

Если вам интересно узнать про моделирование света с несколькими вспышками и создание своей передвижной мини-студии из внешних вспышек , загляните в статью . Там вы также вы найдете схемы освещения, на которые можно опираться в своих экспериментах с импульсным светом.

В качестве бонуса предлагаю посмотреть небольшой видеоурок по использованию вспышки в яркий солнечный день .

Как усилить естественный свет при помощи импульсного :

Дата публикации: 10.08.2015

В предыдущей части урока мы изучили режимное время - вечернее и утреннее освещение. Мы выяснили, что в большинстве случаев оно наиболее выгодно для съёмки. Однако что же делать фотографу в остальные часы? Скучать ему не придётся: хороший свет можно найти не только утром или вечером, но и днём.

В этой статье мы рассмотрим различные условия освещения, которые вы можете встретить в дневное время. Какие из них наиболее выгодны для съёмки? Давайте узнаем!

Сразу определимся с понятиями. День у фотографа наступает приблизительно спустя два-три часа после рассвета - в этот момент Солнце уже достаточно высоко над горизонтом. Заканчивается день, соответственно, за 2–3 часа до заката.

Дневное освещение в ясную погоду

Ясной погодой мы называем такую, при которой солнечный диск не закрыт облаками.

Поскольку Солнце находится высоко над горизонтом, свет падает на предметы сверху. Такое освещение привычно человеческому глазу. Поэтому наше восприятие часто не замечает тёмных, контрастных теней, отбрасываемых предметами в ясный день. То же касается и ярких бликов, играющих на предметах. Зато на фото эти тени и блики будут достаточно заметны. Грубые тени пятнами могут лечь на лица людей. Такое освещение плохо подчёркивает объём и фактуру предметов. Поэтому дневной свет в ясную погоду - пожалуй, худшее освещение для фотосъёмки , в особенности для съёмки портретов.

Жёсткий, «плоский» свет, тёмные контрастные тени - со всем этим вам придётся иметь дело, фотографируя днём в солнечную погоду. Минус солнечной погоды при съёмке портрета - ваша модель будет щуриться от солнца. С этим фактом придётся постоянно считаться, выбирая ракурсы, комфортные для неё. Минус яркого солнечного освещения, касающийся техники - при нём изображение на дисплее камеры становится малоразличимым, блёклым. Особенно от этого будут страдать обладатели фотокамер без видоискателей (компактов, некоторых беззеркалок), где визировать изображение можно лишь по дисплею: им придётся снимать почти вслепую. В выгодном положении будут владельцы фотокамер с видоискателями, в которых в любую погоду видно яркое и чёткое изображение.

Плюс дневного освещения в ясную погоду - его интенсивность. При столь ярком свете вряд ли удастся получить на снимках «шевелёнку» , да и ISO завышать не потребуется - фотографии днём получаются хорошего технического качества (резкие, без цифрового шума) даже у новичков. Тогда как для эффективной съёмки вечером или утром порой нужно разбираться в параметрах съёмки.

Как же фотографировать в солнечный день? Дадим несколько советов.

  • Фотографируйте отдалённые от вас объекты. На них меньше будут заметны жёсткие тени и яркие блики. При этом вряд ли удастся получить на снимке такой же объём, как в случае съёмки в режимное время.

  • Снимайте в тени. Если вы хотите сфотографировать портрет в солнечный полдень, но на лице модели постоянно появляются то некрасивые тени, то блики, уведите её с солнца. Попробуйте снимать в тени деревьев, домов. Кстати, в тени модели не придётся щуриться, что значительно облегчит съёмку.

  • Пусть тени и блики работают на вас! Придумайте интересный сюжет с использованием имеющихся жёстких теней и бликов. Фотографируйте тени от прохожих, понаблюдайте, как они пересекаются с тенями от других предметов. Ищите их интересные сочетания! То же самое и с бликами: порой они могут красиво лечь на тот или иной объект.

  • Используйте отражатели и рассеиватели для портретной съёмки. Если вас всё же угораздило проводить портретную съёмку днём в солнечную погоду (допустим, на свадьбе), используйте простые приспособления для улучшения характера освещения. Рассеиватель поможет смягчить тени и блики на лице модели, достаточно расположить его между моделью и солнцем. Но чаще используются отражатели, они нужны для подсветки теней на лице модели. Вспомните, как в детстве вы пускали солнечных зайчиков в лицо друзьям. Принцип работы отражателя тот же. С помощью этих приспособлений фотограф получит тот минимум возможностей управления освещением, с которым уже можно работать. Разумеется, и отражатели, и рассеиватели используются только при съёмке объектов на небольших дистанциях - людей, предметов. Чем более общий план вы берёте, тем крупнее отражатель или рассеиватель вам, скорее всего, потребуются. Для съёмки пейзажей ни тот, ни другой не помогут совсем, так как все объекты съёмки в пейзаже слишком велики и далеки, чтобы как-то скорректировать свет, падающий на них.

Пасмурная погода

При пасмурной погоде солнечный свет рассеивается за счёт сплошного слоя облаков на небе. Как ни странно, пасмурная погода значительно выгоднее ясной для съёмки в дневное время. Благодаря рассеянному свету на объектах съёмки не образуются контрастные тени и яркие блики: свет мягкий и приятный глазу.

Пусть свет и не очень выразителен, зато он комфортен. Такое освещение особенно хорошо подходит для съёмки портретов. Для большей выразительности портретных снимков, сделанных в пасмурную погоду, можно использовать светосильную оптику. Это позволит сильно размыть на снимках фон, тем самым немного скрыв недостатки освещения в пасмурную погоду (излишняя равномерность, малая контрастность).

Для пейзажной съёмки освещение в пасмурную погоду может показаться скучноватым. Впрочем, и в пасмурную погоду вполне можно найти сюжеты для пейзажной съёмки: они могут быть основаны, например, на поиске и очертаний. Придумывайте пейзажи в духе Майкла Кенны, работайте с длинными выдержками!

Этот кадр мне позволил сделать влагозащищённый фотоаппарат Nikon D810: точка съёмки была настолько низкой, что ему пришлось немного искупаться в луже. Благодаря надёжной защите от влаги аппарат остался цел, и кадр вполне удался.

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Переменная облачность

Порой по небу плывут отдельные облака, то закрывая солнце, то позволяя ему выглядывать. Выжидайте моменты подходящего света! Когда они наступают, не медлите: свет в такую погоду может меняться быстро.

Конечно, очевидный вариант - дожидаться моментов рассеянного света, когда солнце прикрыто облаками. Но тут всё зависит от вас: экспериментируйте и получайте оригинальные кадры!

Для пейзажной съёмки погода с переменной облачностью подходит хорошо. Тем не менее освещение всё ещё не такое интересное, как в режимное время.

Гроза, ливень

Одно из интереснейших состояний освещения - свет во время надвигающейся или уходящей грозы, сильных ливней, когда часть неба закрыта чёрными тучами, а другая открыта для солнечных лучей. Таким образом получается интересное боковое направление света. Такое освещение можно использовать и в портретной, и в пейзажной съемке. Оно, пожалуй, настолько же интересно, насколько и режимное время. Но случается, к сожалению, такой свет не по расписанию, а лишь по воле стихии.