Олег Коршунов Фото: пресс-служба ФСИН

Первый заместитель директора ФСИН Анатолий Рудый , выступая свидетелем со стороны защиты по уголовному делу бывшего замдиректора пенитенциарной системы Олега Коршунова , обвиняемого в хищениях, рассказал, что благодаря подсудимому в ведомстве были решены многие финансовые проблемы, а в отношении руководителей самой службы не раз совершались провокации.

Разговор о лжи и провокациях

Анатолий Рудый приехал в Гагаринский райсуд в качестве исполняющего обязанности директора ФСИН - глава ведомства Геннадий Корниенко находится в отпуске.

Свидетель рассказал, что Олег Коршунов пришел во ФСИН из бизнеса, и, по его словам, тогда все удивлялись: зачем состоятельному человеку, у которого даже есть своя яхта, работать в пенитенциарной системе? Однако, по его словам, вскоре после назначения Коршунов быстро освоился в системе, сосредоточившись на решении ее различных финансовых проблем. Первый замдиректора ФСИН особо подчеркнул, что Коршунову удалось пробить выделение субсидий сотрудникам ФСИН, за что многие ему до сих пор благодарны.

Рудый рассказал, что ФГУП «Производственно-промышленный дом ФСИН России» (ППД), экс-руководитель которого Виталий Морусов также находится на скамье подсудимых, было создано не по инициативе Коршунова, как полагает следствие и гособвинение. Не продвигал бывший замдиректора ФСИН и проект, связанный с размещением обувных производств в колониях. За производство, отметил он, отвечал другой бывший замдиректора - Олег Симченков , выступавший в суде свидетелем обвинения. Сам Анатолий Рудый был против таких производств, но совет экспертов, а затем и коллегия ФСИН выпуск обуви заключенными для зэков и сотрудников ведомства поддержали. Производство осуществлялось на технике и из сырья, предоставленных гендиректором ООО «Торгово-промышленная компания ДАЦЕ Групп» (ТПК) Смбатом Арутюняном , который дал показания на Коршунова и был осужден за хищения в особом порядке.

Анатолий Рудый подтвердил версию господина Коршунова о том, что к Арутюняну возникали вопросы, рассказав, что в ответ тот распускал слухи об откатах определенного процента бывшему заместителю директора ФСИН. «Я рекомендовал Коршунову поговорить об этом с Арутюняном в присутствии других сотрудников, что он и сделал »,- сообщил свидетель, отметив, что публично поддерживать свою версию бывший партнер ФСИН не стал, сославшись на то, что его самого оговорили, чтобы поссорить с руководством ведомства.

По версии Следственного комитета России (СКР), в 2015 году тогдашний замдиректора ФСИН России Олег Коршунов, руководитель ППД Виталий Морусов и предприниматель Смбат Арутюнян из корыстных побуждений вступили в преступный сговор с целью хищения бюджетных средств. Для этого в колониях, расположенных в Пермском и Красноярском краях, а также Липецке на оборудовании ТПК и из ее материалов было организовано производство обуви для заключенных и сотрудников тюремного ведомства. По документам, выпуск осуществлялся ППД, у которого по поручению господина Коршунова территориальные подразделения ФСИН должны были закупать обувь. ФГУП в рамках заключенных с ним госконтрактов получил 263 млн 278 тыс. 421 рублей , перечислив впоследствии большую часть средств на счета «ДАЦЕ Групп», ООО «Промторгобувь» и «Мультишвейгруп», подконтрольных Арутюняну. Получив данные о том, что в производстве вместо кожи использовался более дешевый материал - кожевенный спилок, в ФСБ и ГСУ СКР решили, что .

Между тем, отмечает защита подсудимых, в ходе процесса не было предъявлено доказательств того, что заключенные и сотрудники ФСИН получали некачественную обувь, а сами хищения совершались. Сотрудники ФСИН и документы из тюремного ведомства подтверждают, что вся обувь была получена и почти вся уже использована по назначению. Адвокаты полагают, что в деле отсутствует состав вменяемого преступления.

Анатолий Рудый сказал, что сам он в виновность бывшего коллеги не верит, а обратное должны установить следственные органы и суд. И при этом напомнил, что ранее о фактах коррупции в руководстве ФСИН, в том числе Коршунова, СКР и ФСБ рассказывал, например, бывший директор консервного завода ФСИН Павел Беликов , осужденный за хищения на восемь с половиной лет . Показания эти, как потом выяснилось, он давал под давлением, и они оказались ложными, пишет «Коммерсант».

О готовности ФСИН обеспечить безопасность украинской летчицы Надежды Савченко в любом регионе РФ, подготовке профессиональных переговорщиков для работы с заключенными во время акций протеста, а также о преображающихся после присоединения к России исправительных учреждениях Крыма в интервью корреспонденту РИА Новости Галине Саливон рассказал первый заместитель директора Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России Анатолий Рудый.

— Анатолий Анатольевич, адвокаты украинской гражданки Надежды Савченко опасались, что в городе Донецке Ростовской области нельзя обеспечить должную безопасность участникам процесса и даже просили перенести суд над ней в другое место. Удалось ли ФСИН обеспечить безопасность подсудимой в этом регионе?

— Безусловно, ее безопасность обеспечена. Более того, ресурсов ведомства достаточно, чтобы обеспечить безопасность резонансных заключенных в любом регионе страны.

Можете рассказать, как проходило этапирование Савченко из Москвы в Ростовскую область?

— Этапировали ее обычным порядком. Единственное, что содержалась она отдельно от других осужденных. А в целом все было нормально: везли поездом, как остальных.

— Большой резонанс в обществе вызвал законопроект о применении сотрудниками спецсредств и оружия. Будут ли при его доработке учтены замечания правозащитников?

— Мы отрабатываем все замечания и будем продолжать это делать на стадии рассмотрения законопроекта в Госдуме.

Отмечу, что служба исполнения наказания в целом сейчас ориентирована не на применение силы в конфликтных ситуациях, а на переговоры.

За последнее время наши сотрудники в колониях ни разу еще не применили ни серьезной физической силы, ни тем более оружия.

Сейчас мы ввели новый курс для сотрудников и начинаем серьезно готовить переговорщиков. То есть людей, которые смогут разговаривать с осужденными и грамотно снимать возникающие проблемы путем переговоров.

Мы видим, что все акции протеста происходят, как правило, там, где руководство учреждения не разговаривает с людьми. Там, где начальник колонии видит, слышит и, главное, контактирует с осужденными, такого не происходит.

Уголовно-исполнительная система располагает силой, и по ныне действующему законодательству сотрудники ФСИН имеют право ее применить. Безусловно, мы отрабатываем все варианты, и сейчас в короткий срок можем с привлечением спецназа соседних регионов в любом учреждении нарастить очень серьезную группировку сил и средств для блокировки ситуации, выходящей из-под контроля. Но мы стараемся до этого не доводить.

Я благодарен коллегам за то, что они не боятся, идут в массы и разговаривают с осужденными, глядя прямо в глаза. Хотя иногда это бывает достаточно опасно для жизни: в течение этого года у нас уже было несколько случаев нападения на сотрудников.

Чтобы обучить персонал колоний вести переговоры правильно, мы и вводим специальный психологический курс. Его пройдут в первую очередь начальники отрядов и оперативники.

— Недавно стало известно, что в России отказались от идеи заменить все колонии тюрьмами европейского образца, а решили вместо этого уменьшать число осужденных, содержащихся в одном помещении. Начата ли эта работа? Потребуется ли для ее осуществления создавать новые виды учреждений?

— Снижение числа осужденных, содержащихся в одном помещении, является сегодня одним из приоритетных направлений деятельности уголовно-исполнительной системы.

Сейчас у нас есть спальные помещения казарменного типа на 100-150 человек. При запуске же новых общежитий стараемся делать комнаты на 10-12 осужденных.

С моей точки зрения, легче работать с небольшими группами осужденных, нежели контролировать происходящее в спальном помещении, в котором находится 100-150 человек. Для самих осужденных размещение в небольших комнатах также удобнее.

В теории мы предполагаем, что большие спальные помещения будем разбивать на помещения камерного типа. В них днем двери будут открыты, осужденные будут спокойно работать, беспрепятственно перемещаясь в режиме локальной зоны проживания. На ночь они будут заходить в помещения камерного типа. Там должен быть умывальник, туалет и другие условия для проживания. На ночь, как предполагается, эти помещения будут запирать.

В таких условиях будет легче контролировать, что происходит в ночное время в помещениях. Кроме того, будет проще подбирать осужденных по психологической совместимости, то есть можно будет в ночное время изолировать психологически несовместимых осужденных, чтобы они ночью не выясняли возникающие проблемы.

Как скоро все учреждения могут быть перепланированы в соответствии с такими нормами?

— Есть определенные трудности: далеко не все помещения можно технологически перестроить из-за дополнительной нагрузки на фундамент, из-за того, что нужно будет в каждое помещение проводить воду и канализацию. Порой наши старые общежития капитальному ремонту вообще не подлежат, поэтому в основном это можно будет реализовать при строительстве новых общежитий.

Кроме того, отказ от коллективной формы содержания осужденных неизбежно приведет к снижению лимита наполнения исправительных колоний ориентировочно на 25% при действующей норме площади на одного осужденного (2 квадратных метра на человека). Очевидно, что возникнет необходимость строительства дополнительных объектов внутри учреждений для содержания осужденных, а при отсутствии возможности расширения инфраструктуры существующего учреждения — строительства новых исправительных учреждений.

Что же касается сроков проведения этой работы, тут все будет зависеть от денежных средств, которыми мы будем располагать.

— На момент присоединения Крыма к России дела в пенитенциарных учреждениях полуострова обстояли не лучшим образом. Расскажите, сейчас что-то поменялось?

— Я только недавно вернулся из служебной командировки в Крым, где увидел, что наши учреждения преображаются. Все осужденные сейчас уже имеют форменную одежду, ведется текущий ремонт помещений, выделяются деньги на проведение капитального ремонта.

Есть определенное переполнение в следственном изоляторе Крыма, поэтому планируем открывать новое СИЗО. Сейчас определяемся с тем, как это осуществить.

Что касается медицинского обеспечения, то изначально была проблема с незначительным перечнем лекарств, но в настоящее время она решена: поставки идут, и основной перечень лекарственных средств сейчас есть.

— Правозащитники сообщали, что сохранившим украинское гражданство осужденным в Крыму якобы не оказывают медицинскую помощь. Это действительно так?

— Нет, это абсолютная неправда. В настоящее время в учреждениях Крыма содержится порядка 200 граждан Украины и никого из них без медицинской помощи не оставляем. На месте мне доложили, что все заключенные лекарства получают полностью. Кроме того, сами осужденные и подследственные, с которыми мне удалось пообщаться и в колонии, и в СИЗО Крыма, жалоб на медицинскую помощь не высказывали.

С чем связано упразднение ряда пенитенциарных учреждений?

— Реорганизация учреждений связана с несколькими моментами. Во-первых, по требованиям уголовно-исполнительного кодекса осужденный должен находиться по месту проживания либо по месту совершения преступления. Но так как не во всех регионах у нас есть учреждения всех видов режима, то мы направляем осужденных в регионы, где есть свободные места. Вместе с тем, у нас еще есть учреждения, которые находятся в труднодоступных местах.

Во-вторых, до сих пор остаются учреждения, в которых нет централизованной канализации, вода только холодная и нет никаких перспектив для развития учреждения. Производство стоит, и в этих неблагоприятных условиях живут и осужденные, и наши сотрудники. Зачем такой героизм в XXI веке? Более того, износ большинства таких учреждений 100%.

В-третьих, с 2010 года по настоящее время численность осужденных, содержащихся в исправительных колониях России, упала приблизительно на 200 тысяч (с 730 тысяч в 2010 году до 525 тысяч по состоянию на 1 сентября 2015 года). В то же время увеличилось количество учреждений, заполненных менее чем на половину, что влечет за собой неэффективное использование бюджетных средств.

В этой связи мы уже несколько лет проводим планомерную работу по оптимизации учреждений и их приближению к крупным административным центрам, что позволит осужденным сохранять социальные связи, а нам повысить управляемость этих учреждений за счет укомплектования более подготовленным и обученным персоналом.

В общей сложности с 2011 года у нас было ликвидировано или законсервировано чуть больше 70 учреждений. На этот год практически решен вопрос о ликвидации еще 26 учреждений, которые находятся на большой удаленности, и перспектив их развития практически нет.

— Как сегодня организован труд заключенных, изменились ли подходы к трудоустройству? Как службе удается создавать новые рабочие места для осужденных?

— Основная цель привлечения осужденных к труду — это их социальная адаптация, решение социально-бытовых вопросов, изменение отношения осужденных к жизни и окружающим, получение ими профессий, сохранение и восстановление социальных связей, формирование позитивного отношения к труду.

На начало 2015 года было трудоустроено порядка 200 тысяч осужденных, из них 75 тысяч — это те, кто выплачивает иски за причиненный потерпевшим моральный и материальный ущерб.

Мы ставим перед собой задачу, чтобы большинство продукции, реализуемой в магазинах уголовно-исполнительной системы, производилось в колониях. Кроме того, стремимся реализовывать продукцию и на свободном рынке. Как минимум для наших сотрудников и их семей, но я думаю, что нашу продукцию будут покупать и другие граждане.

Сегодня мы выполняем госзаказ на пошив форменной одежды для сотрудников внутренних дел, для внутренних войск. Кроме того, активно привлекаем в колонии бизнес. Есть очень серьезные проекты с бизнесменами. Это, например, птицефабрика в Малечкино недалеко от Череповца, где вместе работают свободные женщины и осужденные. Примечательно, что даже после освобождения некоторые осужденные остаются работать на наших производствах.

Примеров успешного взаимодействия можно привести много. В учреждениях налажен выпуск швейной продукции, продукции деревообработки, кованых изделий, быстровозводимых дачных домиков, выпускаются пластиковые окна и теплоизоляционные материалы, различные виды покрытий: брусчатка, тротуарная плитка, всевозможные полимерные изделия, различные виды мебели и даже палочки для еды.

В настоящее время в территориальных органах ФСИН России находятся на стадии заключения договоры на общую сумму свыше 100 миллионов рублей.

Какова сегодня средняя зарплата осужденных?

— Зарплата осужденных, работающих на производственных объектах уголовно-исполнительной системы и у предпринимателей, разместивших производство в колониях, за последние пять лет выросла практически на 50%.
При этом среднемесячная заработная плата осужденных, полностью отработавших норму времени и выполнивших установленные нормы выработки, превысила минимальный размер оплаты труда (5554 рублей в 2014 году) и составила 5714 рублей.

— Есть ли возможность у людей с ограниченными возможностями занять себя и заработать на жизнь в заключении? Могут ли работать осужденные подростки?

— Сейчас мы перед собой ставим задачу по созданию доступной среды и рабочих мест для инвалидов. Планируем и несовершеннолетних привлекать к труду. Естественно, все в соответствии с трудовым законодательством.

Так, в воспитательные колонии для подростков отдаем небольшие заказы, в частности по швейному производству. Многие подростки с удовольствием трудятся и зарабатывают деньги.

Обучение подростков организовано с учетом требований, предъявляемых современным миром. Особое внимание уделяется обучению востребованным профессиям, связанным с использованием компьютерной техники и современного оборудования.

В целом обучение осужденных является одним из приоритетных направлений их социальной реабилитации. Так, в 2014 учебном году рабочим профессиям обучено более 162 тысяч осужденных, за 9 месяцев 2015 года — порядка 90 тысяч осужденных.

— В противодействие преступности среди осужденных была сделана ставка на внедрение современных инженерно-технических средств охраны и надзора. Каков сейчас уровень оснащенности ими учреждений?

— За 10 лет количество технических средств охраны и надзора учреждений ФСИН возросло более чем в 5 раз. Сегодня их эксплуатируется более 155 тысяч, более 15 видов систем безопасности и их модификаций.

С 2013 по 2015 годы в наши учреждения поставлено около 10 тысяч охранных извещателей (приборов обнаружения), почти 1700 единиц досмотрового оборудования — это различные металлообнаружители, детекторы для обнаружения электронных устройств, рентгенотелевизионные установки для досмотра посылок, бандеролей и передач, порядка 1550 видеокамер различного назначения: купольные управляемые и стационарные.

С 2013 года сотрудники, работающие непосредственно с осужденными, обеспечиваются портативными видеорегистраторами. Они нужны для предупреждения конфликтов между персоналом и заключенными, а также для исключения возможности передачи запрещенных предметов и провокаций.

Некоторые территориальные органы при проведении проверок осужденных используют биометрические системы распознавания личности. Принцип работы в том, что отсканированные отпечатки пальцев осужденных, их фамилия, имя, отчество, год рождения и фотография заносятся в общую базу данных с разбивкой по каждому осужденному персонально, подделать их невозможно. Система позволяет проводить проверку осужденных автоматически, затрачивая не более трех секунд на проверку одного осужденного.

— Все ли учреждения сегодня оснащены интегрированными системами безопасности? Как их установка сказывается на обстановке в учреждениях?

— К 2013 году оснащенность учреждений интегрированными системами безопасности составляла 53%. К концу 2015 года оснащенность учреждений уголовно-исполнительной системы интегрированными системами безопасности должна составить 72%. Их использование, безусловно, способствует уменьшению количества нарушений как со стороны осужденных (подследственных), так и со стороны персонала учреждений.

При организации контроля за поведением осужденных основной приоритет сделан на подсистемы видеонаблюдения, входящие в состав интегрированных систем безопасности. Они оказывают подсознательное воздействие на поведение осужденных, а также сотрудников учреждения, предупреждая совершение ими различных правонарушений и преступлений, а также рецидив.

Благодаря интегрированным системам безопасности снизилось на 10% количество злостных нарушений установленного порядка отбывания наказаний осужденными. В 2015 году предотвращены 7 покушений на побег из-под охраны и 6 попыток проникновения осужденными во внутренние запретные зоны учреждений.

Трудно сказать, знакомы ли руководители Федерального ведомства по исполнению наказаний с принципом распределения по Парето (он же принцип 20 на 80), при котором, например, 20 процентов работающих людей делают 80 процентов полезной работы (и наоборот), или же 20% капиталов оседают в карманах 80% населения, оставляя тем пользоваться лишь пятой частью материальных благ. О полезности работы этой структуры, запятнанной многолетним руководством Александра Реймера , что-то хвалебное говорить не приходится. Зато в распределении жилищных субсидий сотрудники ведомства не только достигли показателей итальянского социолога, но и намного улучшили их: треть соответствующего финансирования тюремного ведомства досталась всего лишь девяти высокопоставленным офицерам. Между прочим, система отъема жилья у сослуживцев оказалась как под копирку списана с практики Минобороны времен Сердюкова.

Счетная палата и управление президента РФ по борьбе по вопросам противодействия коррупции проверяют законность получения высшим генералитетом тюремного ведомства безвозмездных субсидий на жилье.

Во ФСИН заявляют, что никаких проверок не боятся, потому что в их ведомстве, по словам замдиректора и руководителя жилищной комиссии Олега Коршунова , «самая прозрачная система распределения из всех силовых структур и никаких нарушений нет».

В прошлом году Счетная палата уже проводила аудит финансово-хозяйственной деятельности ФСИН и выявила массовые нарушения бюджетного и других законодательств, цифры были озвучены шокирующие - 3,8 млрд рублей были признаны неэффективными расходами, - говорит депутат Госдумы Антон Ищенко. - Однако государственные деньги и дальше расходуются как душе угодно: субсидии генералам составляют 13 млн, 15 млн рублей и 16 млн рублей - и всё это в ущерб рядовым сотрудникам, которые жилье или компенсацию на его покупку не могут дождаться годами и жалуются на непрозрачность очередей во многие инстанции, включая очередь на прием к депутатам.

При этом, по словам Ищенко, у получивших многомиллионные ссуды на жилье и так всё было неплохо.

Судя по декларациям, доход этих офицеров превышает 2 млн рублей в год - по всем меркам это очень достойная зарплата, фактически уровня министра, - отмечает Ищенко. - И они сами, в отличие от простых сотрудников, могут купить себе жилье, а не получать его за счет государства.

Новость о том, что из федерального бюджета пришли деньги на единовременные социальные выплаты для приобретения или строительства жилья, распространилась перед Новым годом.

Официально об этом не сообщалось, но у бухгалтерии образовалась давка из очередников, ожидающих получения квартир уже лет по 10–15, - рассказывают источники во ФСИН. - Все трясли бумажками, чуть ли не дрались друг с другом, потому что было сказано, что на получения безвозмездных субсидий будет отдельная очередь. Потом была создана специальная комиссия, которая должна была рассматривать обращения от офицеров. И туда тоже народ стоял сутками.

Вот только генералов, по словам информированного собеседника, никто в этих очередях не видел. Ходил только слух о том, что некоторые из заместителей директора службы, имевшие свое жилье, оказались вдруг бесквартирными. А потом, когда были обнародованы декларации, слух оказался правдой.

Например, по данным декларации о доходах за 2012 год, заместитель директора ФСИН Анатолий Рудый заработал 1,6 млн рублей, его супруга 1,1 млн рублей. Также за ними значились две квартиры: у Рудого было в собственности? доли площадью 63 кв. м, также квартира в пользовании площадью 38,8 кв. м и гараж. На супругу - кроме аналогичных долей в двух квартирах - была также записана Toyota RAV-4.

В сведениях о доходах за 2013 год Анатолий Рудый указал, что заработал 19,5 млн рублей с учетом единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в размере 16,3 млн рублей. Анатолий Рудый пришел во ФСИН в октябре 2012 года, до этого он вместе с нынешним директором Геннадием Корниенко трудился на Государственной фельдъегерской службе.

Другой заместитель директора ФСИН - Александр Сапожников - в декларации за 2012 год указал, что имеет в собственности земельный участок 1,6 тыс. кв. м, дом - 314 кв. м, ? в долевой собственности квартиры площадью 79 кв. м, а также жилье в пользовании 61 кв. м. В 2013 году, согласно сведениям о доходах, Сапожников также получил выплату как нуждающийся в жилье в размере 16,1 млн рублей. Генерал Сапожников прибыл в Москву из Санкт-Петербурга, он тоже креатура Геннадия Корниенко, до перевода во ФСИН в 2012-м был замом руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Начальник оперативного управления ФСИН России Евгений Гнедов приехал в Москву из Новосибирска. В 2012 году имел в собственности земельный участок площадью 570 кв. м, квартиру 63 кв. м, также за ним значилась комната в общежитии. За женой Гнедова числилась в совместной собственности квартира площадью 63 кв. м, в пользовании комната в общежитии. В 2013 году, согласно сведениям о доходах, Гнедов получил от государства единовременную выплату в размере 21,3 млн рублей.

Замдиректора ФСИН и руководитель жилищной комиссии Олег Коршунов в своем интервью заявил, что никаких нарушений при выделении этих ссуд нет.

Директор ведомства по закону имеет право выдачи таких субсидий вне очереди высокопоставленным сотрудникам, начиная с начальников управления, - объясняет Коршунов. - Ну это же не совсем нормально, когда 1-й замдиректора ведомства Александр Рудый, который живет в Балашихе, стоит в пробках по пять часов, вместо того чтобы в это время работать на благо всех сотрудников ФСИН. Да и как иначе, если не жильем, мотивировать нужных сотрудников?

Интересные метаморфозы претерпела за год декларация о доходах и начальника управления организации деятельности тюрем и следственных изоляторов Валерия Бояринева. В сведениях о доходах за 2012 год он указал, что имеет в собственности земельный участок в 1 тыс. кв. м, земельный участок 583 кв. м, жилой дом 367 кв. м, дачу и квартиру в пользовании 69 кв. м. В сведениях же о доходах за 2013 год в собственности у Бояринева оказались только дача и земельный участок в 583 кв. м, а жилой дом «перешел» в пользование. Также исчез из декларации Land Rover. Зато появилась субсидия в размере 22 млн рублей.

Начальник управления охраны и конвоирования ФСИН РФ Александр Хабаров в декларации о доходах за 2012 год указывал, что имеет в пользовании квартиру 49 кв. м, а его супруга - в собственности квартиру площадью 63 кв. м. В сведениях за 2013 год супруга оказалась бесквартирной, а Хабаров получил 19,5 млн рублей.

Начальник управления исполнения приговоров и специального учета ФСИН России Сергей Есипов, по данным декларации за 2012 год, имел в пользовании комнату в общежитии 44 кв. м, а также квартиру 40 кв. м. За супругой вдобавок к этому жилью значилась еще одна квартира - 74 кв. м. В 2013 году Есипов получил субсидию 23,8 млн рублей.

Начальник ФКУ НИИ ФСИН России Андрей Быков имел в 2012 году в пользовании квартиру 44 кв. м и земельный участок в 500 кв. м. Согласно сведениям о доходах, площадь квартиры уменьшилась до 39 кв. м, зато появилась единовременная выплата в размере 13,6 млн рублей.

Начальник УФСИН по городу Москва Анатолий Тихомиров по декларации за 2012 год имел в пользовании квартиру 74 кв. м, а его жена в собственности земельный участок 2 тыс. кв. м. В 2013 году получил, согласно декларации, выплату на жилье в размере 29,7 млн рублей.

Заместитель начальника УФСИН по Москва Владимир Заец в сведениях о доходах за 2012 год указывал, что у него имеется в пользовании квартира 76 кв. м и земельный участок в собственности размером 500 кв. м. В 2013 году он также получил выплату в размере 28,7 млн рублей.

Есипов, Быков, Заец и Тихомиров стояли, как все, в очереди на получение субсидии, они вовремя подали документы и поэтому получили деньги, - говорит Олег Коршунов. - Все заседания жилищной комиссии у нас шли под видеозапись и транслировались на сайте ФСИН, поэтому всё прозрачно. Мы отказываем в субсидиях, как правило, в двух случаях: если за последние 5 лет было заведомое ухудшение жилищных условий - но это общее правило в соответствии с Жилищным кодексом, и если документы неправильно оформлены.

Всего, по данным Коршунова, на учете в качестве нуждающихся стоит 16 тыс. семей сотрудников ФСИН. Из них 5,5 тыс. - это семьи действующих сотрудников, 6,5 тыс. - семьи ветеранов и около 4 тыс. - семьи гражданских служащих, работающих в тюремном ведомстве.

Кроме жилищных субсидий мы выдаем и жилищные сертификаты, - поясняет Коршунов. - В прошлом году их получили 3740 семей на 7,5 млрд рублей. В этом году их получат почти 5 тыс. семей - почти на 9 млрд рублей. Из силовых структур мы больше всех обеспечиваем своих сотрудников жильем.

С генералом Коршуновым, впрочем, согласны далеко не все сотрудники ФСИН. Майор Наталья Вощинина, начальник отряда из санкт-петербургской колонии № 6, подала в суд на региональное УФСИН за неправомерное исключение ее из очереди на жилье.

Я всю свою жизнь отдала правоохранительным органам, и в принципе мне уже терять нечего, - горько шутит Наталья. - Я и так уже всё потеряла: и семью, и ребенка, а заработать на свой угол, так и не смогла. Только грамоты есть за безупречную службу.

Службу Вощинина начинала в 1994 году в Карелии в уголовном розыске.

- «Квартирная» удача улыбнулась нам лишь однажды, - рассказывает Наталья. - Нам с мужем выдали ордер на служебную квартиру. Но пожить мы в ней не успели. У нас родилась дочка, она оказалась очень больной.

По словам Вощининой, квалифицированную помощь ее ребенку могли оказывать только в Санкт-Петербурге. И пока они с мужем мотались по больницам, стараясь спасти ребенка, их лишили жилья.

Приехали, а там новые жильцы, а наши вещи уже на улице лежат, - вспоминает Наталья. - В общем, постояли перед дверью с больным ребенком и поехали назад, в Питер. Там сняли квартиру, я пошла работать во ФСИН, а муж снова в милицию.

Через несколько лет мытарств по съемным квартирам с больной дочкой, которой постоянно требовалась медицинская помощь, муж Вощининой не выдержал и ушел. Наталья осталась одна с больным ребенком на руках. Но не сдалась.

Работала как вол. Старалась, думала, что заметят. Публиковала научные работы в специализированных журналах, выигрывала конкурсы начальников отрядов. Получила диплом Стокгольмского университета по курсу «Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями» и всё это время стояла в очереди на квартиру, - вздыхает она. - Надеялась я, девочку свою спасти и пожить с ней в собственном доме.

Девочка Натальи умерла, когда ей исполнилось 8 лет. А ее саму выкинули из списков очередников.

Я уже ордер должна была получать, - говорит она. - Но управление возглавил новый генерал, привел свою команду. И все они сразу получили квартиры, а я оказалась вне списков.

В ноябре прошлого года Фрунзенский районный суд г. Санкт-Петербурга принял решение восстановить Вощинину в списках очередников, городской суд оставил его в силе. После восстановления в очереди Вощинина подала документы на получение единовременной выплаты для приобретения жилого помещения. Документы в Москву были отправлены еще восемь месяцев назад, но их до сих пор так и не рассмотрели, хотя обязаны были это сделать в течение трех месяцев.

Подполковник Анатолий Черный, отдавший службе 27 лет, был уволен, когда лежал в госпитале, и всё управление об этом прекрасно знало. Он обжаловал все незаконные решения и выиграл уже пять судов. Кроме того, Черному положена и квартира.

Сейчас во ФСИН образовались две очереди, - рассказывает Черный. - Одна - на жилье, вторая - на получение безвозмездной единовременной выплаты-субсидии.

Но понять, получишь ты выплату или нет, невозможно, утверждает Черный. В начале документы рассматривает региональная комиссия, после чего они отправляются в Москву. Согласно приказу директора ФСИН, срок рассмотрения документов московской комиссией не должен превышать трех месяцев. Но на деле бумаги лежат по 8–9 месяцев.

Никто не знает, одобрили тебе получение выплаты или нет. Причем вся эта чехарда происходит на фоне массовых сокращений во ФСИН, - говорит Черный. - И если тебя уволят, то субсидия по закону уже не положена. Поэтому все офицеры, выведенные за штат, сейчас на нервах. Ведь квартиры можно и не дождаться.

По словам подполковника, среди сотрудников ФСИН ходит слух, что рассмотрение документов затягивается намеренно. Ведь работников можно успеть и сократить за то время, что их мурыжит комиссия, а деньги эти сэкономить.

Впрочем, собрать все необходимые документы тоже непросто.

Если до этого ты служил в другом территориальном управлении, то надо привезти справки и оттуда, что жилья там у тебя нет никакого, - рассказывает он. - Не дай бог будет какая–нибудь комната, доставшаяся кому-то из супругов по наследству от родственников. Субсидия уже будет не положена. Но даже если ничего нет. За всеми справками надо ехать. А это тоже время и деньги.

В 2012 году к нам обратились сразу несколько офицеров из столичного СИЗО-3, которые проработали более 10 лет во ФСИН и кого сократили, выкидывая из ведомственного общежития. На этом фоне выплаты $0,5 млн на приобретение элитных квартир выглядят дико и абсурдно. Да, генералы должны честно и много зарабатывать, но у всего же есть предел, - возмущен Осечкин. - Разрыв между положением рядовых сотрудников и генералов фантастичен, равно как и заявления последних о якобы защите рядовых сотрудников, которые на фоне реальных дел выглядят лицемерно и неискренне.

Депутат Антон Ищенко считает, что многомиллионные выплаты генералам - это чрезвычайно вызывающее поведение по отношению к бесправным и необеспеченным жильем рядовым сотрудникам ведомства.

Если у нас борются с коррупцией, то и Счетная палата , и профильное подразделение администрации президента должны тщательно расследовать эти факты и принять необходимые меры, - считает Ищенко.

ФСИН России возглавляет директор Федеральной службы исполнения наказаний, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации.

Директору службы разрешено иметь шесть заместителей, в том числе одного первого заместителя. Заместители директора также назначаются на должность и освобождаются от неё Президентом Российской Федерации.

Положение о ФСИН России, структура и предельная численность работников центрального аппарата утверждаются Президентом Российской Федерации.

Штатное расписание центрального аппарата ФСИН России утверждаются директором в пределах численности работников центрального аппарата ФСИН России (без персонала по охране и обслуживанию зданий), установленной Президентом Российской Федерации, и фонда оплаты труда с учетом реестра должностей федеральной государственной гражданской службы и актов, определяющих нормативную численность соответствующих подразделений.

Указом Президента Российской Федерации от 25 июня 2012 года №886 на должность директора ФСИН России назначен генерал-полковник внутренней службы Корниенко Геннадий Александрович.

Первый заместитель директора ФСИН России - Гнедов Евгений Валерьевич, генерал-майор внутренней службы (Указом Президента Российской Федерации от 14.08.2013 №23).

Заместители директора ФСИН России:

Рудый Анатолий Анатольевич, генерал-майор внутренней службы (Указом Президента Российской Федерации от 14.10.2012 №1373);

Цатуров Владислав Владимирович, генерал-лейтенант внутренней службы (Указом Президента Российской Федерации от 14.08.2010 №25);

Колесник Николай Владимирович, генерал-майор внутренней службы (Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2013 №28);

Сапожников Александр Яковлевич - полковник внутренней службы (Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2013 №24).

Структура центрального аппарата ФСИН России включает в себя руководство (директор ФСИН России, шесть заместителей директора, в том числе один первый заместитель, помощники директора) и 18 управлений по основным направлениям деятельности ФСИН России.

В структурных подразделениях центрального аппарата ФСИН России образуются отделы, отделения и группы.

В штатное расписание структурного подразделения включаются должности начальствующего состава, федеральной государственной гражданской службы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также могут включаться должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.

Центральный аппарат ФСИН России имеет 18 управлений, которые исполняют свои полномочия по основным направлениям службы.

1. Управление собственной безопасности

Начальник управления собственной безопасности ФСИН России Татарских Олег Феликсович. Первый заместитель начальника управления собственной безопасности ФСИН России - полковник внутренней службы Корженков Сергей Валерьевич. Заместитель начальника управления собственной безопасности ФСИН России - подполковник внутренней службы Пекленков Александр Викторович.

2. Организационно-инспекторское управление (возглавляет Директор ФСИН России)

Первый заместитель начальника управления - полковник внутренней службы Скопинцев Николай Анатольевич. Заместитель начальника управления - полковник внутренней службы Баринов Юрий Михайлович. Заместитель начальника управления - начальник информационно-аналитического отдела - полковник внутренней службы Лукьянец Евгений Васильевич. Заместитель начальника управления - начальник главной инспекции уголовно-исполнительной системы - полковник внутренней службы Сосихин Сергей Александрович.

Структура управления:

Информационно-аналитический отдел;

Отдел контроля и организационно-плановой работы;

Отдел информатизации уголовно-исполнительной системы

Дежурная служба;

Главная инспекция уголовно-исполнительной системы;

Отдел организации мобилизационной подготовки и гражданской обороны.

3. Управление делами (возглавляет Директор ФСИН России)

Начальник управления - полковник внутренней службы Ветрова Ирина Викторовна. Первый заместитель начальника управления - полковник внутренней службы Баринов Александр Валерианович. Заместитель начальника управления - начальник отдела обработки, редактирования и контроля документов - полковник внутренней службы Матковский Игорь Анатольевич.

Структура управления:

Аппарат директора;

Приемная ФСИН России;

Отдел обработки, редактирования и контроля документов;

Режимно-секретный отдел;

Отдел по работе с обращениями граждан;

Отдел обеспечения проведения протокольных мероприятий директора ФСИН России и организации международного сотрудничества;

Группа нормативного обеспечения;

Контрольно-ревизионная инспекция.

4. Оперативное управление (возглавляет Первый заместитель)

Начальник управления - генерал-майор внутренней службы Гнедов Евгений Валерьевич.

5. Правовое управление

Первый заместитель начальника правового управления ФСИН России - полковник внутренней службы Климаков Леонид Леонидович. Заместители начальника правового управления ФСИН России - полковник внутренней службы Леонов Александр Васильевич, полковник внутренней службы Зайцев Сергей Афанасьевич.

6. Управление социальной, психологической и воспитательной работы с осуждёнными

Начальник управления - генерал-майор внутренней службы Трофимов Валерий Юрьевич.

7. Управление следственных изоляторов центрального подчинения (возглавляет Заместитель Директора - начальник управления следственных изоляторов центрального подчинения)

Заместитель директора ФСИН России - начальник управления Лощинин Александр Михайлович.

8. Управление организации деятельности тюрем и следственных изоляторов

Начальник управления - генерал-майор внутренней службы Бояринев Валерий Геннадьевич. Первый заместитель начальника управления - полковник внутренней службы Ларин Сергей Борисович. Заместитель начальника управления - начальник организационно-информационного отдела - полковник внутренней службы Вединяпин Игорь Викторович.

Структура управления:

Отдел организации оперативной работы;

Отдел организации взаимодействия с правоохранительными органами;

Отдел организации режима;

Отдел организации надзора;

Организационно-информационный отдел.

9. Управление организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества

Начальник управления - генерал-майор внутренней службы Зарембинская Елена Леонтьевна. Первый заместитель начальника управления - полковник внутренней службы Долматов Вадим Товьевич.

Структура управления:

Отдел исполнения уголовно-правовых мер;

Отдел исполнения наказаний;

Группа по организации исполнения наказаний в виде ограничения свободы.

10. Управление исполнения приговоров и специального учёта

Начальник управления - генерал-майор внутренней службы Есипов Сергей Анатольевич. Первый заместитель начальника управления - полковник внутренней службы Анопко Владимир Павлович. Заместитель начальника управления - начальник отдела экстрадиции - полковник внутренней службы Переведенцева Лидия Ивановна

11. Управление режима и надзора

Заместитель начальника управления -- подполковник внутренней службы Дергачев Александр Владимирович.

Структура управления:

Отдел режима;

Отдел надзора;

Отдел по руководству отделами специального назначения;

Ведомственная противопожарная служба.

12. Управление охраны и конвоирования

Начальник управления - полковник внутренней службы Хабаров Александр Владимирович. Первый заместитель начальника управления - полковник внутренней службы Елисеев Сергей Юрьевич. Заместитель начальника управления - начальник отдела железнодорожного конвоирования и специальных перевозок - полковник внутренней службы Шляхов Александр Владимирович.

Структура управления:

Отдел организации службы охраны;

Отдел планирования и подготовки к действиям при ЧО

Отдел кинологической службы;

Отдел территориального конвоирования;

Отдел железнодорожного конвоирования и специальных перевозок.

13. Управление кадров

Временно исполняющий полномочия начальника управления, заместитель начальника управления - начальник отдела профессиональной подготовки полковник внутренней службы Винокуров Михаил Юрьевич. Первый заместитель начальника управления - полковник внутренней службы Дарин Александр Федорович. Заместитель начальника управления - полковник внутренней службы Тутаева Маргарита Алексеевна. Заместитель начальника управления - начальник отдела организации работы по противодействию коррупции и инспекции по личному составу - полковник внутренней службы Круглов Спартак Евгеньевич. Заместитель начальника управления - начальник отдела нормативно-правового регулирования государственной службы и кадров - полковник внутренней службы Новиков Александр Анатольевич. Заместитель начальника управления - начальник организационно-штатного отдела - подполковник внутренней службы Черненок Николай Григорьевич. Заместитель начальника управления - начальник отдела организации психологической работы с личным составом - подполковник внутренней службы Ушков Федор Игоревич.

Структура управления:

Отдел по работе с кадрами центрального аппарата;

Отдел по работе с кадрами территориальных органов;

Отдел присвоения званий и наград;

Отдел нормативно-правового регулирования государственной службы и кадров;

Отдел профессиональной подготовки;

Отдел организации воспитательной и социальной работы с личным составом;

Отдел организации работы по противодействию коррупции и инспекции по личному составу;

Отдел организации психологической работы с личным составом;

Организационно-штатный отдел;

Отдел учета кадров и специальной работы;

Отдел делопроизводства и документационного обеспечения кадровой работы;

Организационно-аналитический отдел.

14. Финансово-экономическое управление

Начальник управления - Коршунов Олег Адольфович. Заместитель начальника управления - начальник отдела бюджетного финансирования расходов УИС - полковник внутренней службы Кочуков Андрей Леонидович.Главный бухгалтер управления - полковник внутренней службы Яскевич Андрей Вячеславович.

15. Управление тылового обеспечения

Первый заместитель начальника управления - полковник внутренней службы Красильников Константин Олегович. Заместитель начальника управления - начальник отдела вооружения и специальных средств - подполковник внутренней службы Омельченко Юрий Андреевич. Заместитель начальника управления - начальник отдела государственного оборонного заказа и бюджетного планирования - подполковник внутренней службы Алексеева Светлана Николаевна.

Структура управления:

Организационно-методический отдел;

Отдел государственного оборонного заказа и бюджетного планирования;

Отдел форменного обмундирования и вещевого имущества;

Отдел обеспечения продовольствием и оборудованием продовольственной службы;

Отдел автобронетехники, плавсредств и ГСМ;

Отдел вооружения и специальных средств.

16. Управление капитального строительства

Начальник управления капитального строительства - генерал-майор внутренней службы Обух Сергей Николаевич. Заместитель начальника управления - начальник отдела ремонта объектов УИС - Пронин Александр Алексеевич. Советник - Маранц Станислав Валерьевич. Структура управления:

Отдел развития и перспективного планирования;

Отдел инвестиций;

Отдел ремонта объектов УИС;

Отдел организации строительства и проектных работ.

17. Управление трудовой адаптации осуждённых

Начальник управления - генерал-майор внутренней службы Сорокин Александр Петрович. Первый заместитель начальника управления - полковник внутренней службы Изюмов Дмитрий Владимирович. Заместитель начальника управления - полковник внутренней службы Скоркин Олег Владимирович. Советник УТАО ФСИН России - Жилин Владимир Евгеньевич.

Структура управления:

Отдел организации деятельности центров трудовой адаптации осужденных;

Отдел планирования и контроля;

Отдел организации производства для внутрисистемных нужд;

Отдел профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных;

Энергомеханический отдел;

Инспекция технического надзора.

18. Управление организации медико-санитарного обеспечения

Временно исполняющий полномочия начальника управления - полковник внутренней службы Воробей Сергей Васильевич.

Структура управления:

Отдел организации медицинского обеспечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных;

Отдел организации медицинского обеспечения личного состава;

Отдел организационно-плановой и лицензионной работы;

Отдел медицинского снабжения и финансирования лечебно-профилактических учреждений.

Центральный аппарат Федеральной службы исполнения наказаний России ограничен максимальной численностью работников в 655 человек (в расчёт не берётся персонал по охране и обслуживанию зданий). Фонд оплаты труда этих работников составляет 36 196,2 тыс. рублей.

Прокуратура просит СКР проверить заместителя директора Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Геннадия Корниенко Анатолия Рудого на причастность к злоупотреблениям при закупке ведомством щитов и бронежилетов. Два года назад, на фоне слухов о возможном уходе Корниенко, Рудый назывался возможным его преемником на посту главы тюремного ведомства. 9 февраля сообщалось об увольнении сразу трех генералов ФСИН - подчиненных Рудого, однако указ об их отставке официально не публиковался.

ГУЛАГу - да!

По сведениям РБК , Замоскворецкая прокуратура направила в органы предварительного следствия материалы в отношении должностных лиц ФСИН, по результатам которых были возбуждены четыре уголовных дела. Об этом говорится в ответе начальника отдела Генпрокуратуры по надзору за исполнением законодательства о гособоронзаказе на обращения основателя поддерживаемого «Единой Россией» правозащитного проекта Gulagu.net Владимира Осечкина . Речь идет о признаках преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество), ч. 1 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями), ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) и ч. 1 ст. 293 УК РФ (халатность).

В ответе надзорного ведомства уточняется, что Генпрокуратура отправила копию обращения Осечкина в органы предварительного расследования «для приобщения к материалам возбужденных уголовных дел и проверки причастности первого заместителя директора ФСИН Анатолия Рудого , бывшего руководителя управления инженерно-технического и информационного обеспечения, связи и вооружения ФСИН Юрия Баринова и его заместителя Юрия Омельченко, а также других должностных лиц к вышеуказанным преступлениям».

Кроме того, в апреле Генпрокуратура по результатам проверки внесла представление директору ФСИН, говорится в письме прокуратуры. Среди прочего предметом проверки были контракты ФКУ «Главный центр инженерно-технического обеспечения и связи» ФСИН России (ГЦИТОиС ) с компанией АО «НПП «КлАСС» на поставку противопульных стальных щитов, бронежилетов, защитных шлемов и щитков для нужд уголовно-исполнительной системы, объясняет в письме сотрудник Генпрокуратуры.

Щиты и бронежилеты

В заявлении правозащитника, которое легло в основу материалов прокурорской проверки, говорится, что экс-начальник ГЦИТОиС Игорь Шайков , руководивший центром, был уволен в 2015 году, после того как отказался выполнять указания, связанные с закупками бронежилетов.

«В 2015 году меня склоняли к тому, чтобы я разместил неправильное техническое задание, которое было ориентировано только на одного поставщика, - рассказал Игорь Шайков. - При этом стоимость контракта была сильно завышена. Когда мы получили спущенное сверху техническое задание, там была цена продукции 96 млн рублей».

В качестве указанных в техническом задании требований говорилось о необходимости оснащения бронежилетов алюминиевыми пластинами с определенным углом загиба этих пластин, объяснил Шайков. Такие бронежилеты производила компания АО «НПП «КлАСС».

По словам Шайкова, после анализа рынка сотрудники ГЦИТОиС, работавшие под его началом, снизили сумму закупки до 72 млн рублей и расширили список возможных производителей. «Тогда я получил указания руководства ФСИН вернуться к предыдущему варианту технического задания, после чего был уволен из-за отказа сделать это», - утверждает бывший руководитель подразделения ФСИН.

Ход расследования

В апреле тюремное ведомство сообщало, что управление собственной безопасности ФСИН также проводило проверку, в ходе которой были обнаружены нарушения в деятельности ГЦИТОиС. В сообщении ФСИН говорилось, что все платежи, связанные с поставками оборудования, были приостановлены, а ряд руководителей ФКУ ГЦИТОиС и управления инженерно-технического и информационного обеспечения, связи и вооружения ФСИН были отстранены от своих должностей.

«Незаконного расходования бюджетных средств не допущено», - подчеркивалось в сообщении.

Начальник управления инженерно-технического и информационного обеспечения, связи и вооружения ФСИН Юрий Баринов ушел с занимаемой должности в феврале. Чиновник подал рапорт об увольнении в августе 2017 года, когда в ведомстве сменился куратор его направления (то есть, Анатолий Рудый), говорил источник, близкий к Службе исполнения наказаний. Тогда же были освобождены от исполнения обязанностей по собственному желанию начальник правового управления службы Леонид Климаков, начальник главного управления ФСИН по Иркутской области Анатолий Киланов, а также полковник Евгений Лукьянец, занимавший в центральном аппарате ведомства должность начальника управления организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества.

В СКР уже расследуется уголовное дело, в котором фигурирует ГЦИТОиС: в феврале следователи возбудили дело по факту хищений бюджетных средств при закупке раций на 141,6 млн рублей. Как ранее сообщало агентство «Руспрес» , бывший директор ФГУП «Центр информационно-технического обеспечения и связи» (ЦИТОС) ФСИН Александр Тарасов обвинялся в злоупотреблении полномочиями и растрате.