10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Сентябрь
Сыплет осенний нудный дождь. До листика вымокли кусты и деревья. Лес притих и насупился.
И вдруг осеннюю тишину нарушает ярое, прямо весеннее бормотание тетерева!
Певчий дрозд откликнулся — просвистел свою песню.
Затенькала птичка-капелька — пеночка-теньковка.
И на опушке, и в глубине леса послышались птичьи голоса. Это прощальные песни птиц. Но и в прощальных песнях слышится радость.
Странный в сентябре лес — в нём рядом весна и осень. Жёлтый лист и зелёная травинка.
Поблёкшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Тёплое солнце и холодный ветер.
Увядание и расцвет.
Песни и тишина.
И грустно и радостно!
Осень на пороге
— Жители леса! — закричал раз утром мудрый Ворон. — Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?
Как эхо, донеслись голоса из леса:
— Готовы, готовы, готовы…
— А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон. — Перво-наперво осень холоду в лес напустит — что делать станете?
Откликнулись звери:
— Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!
— Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!
— Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!
Откликнулись птицы:
— Мы, перелётные, в тёплые края улетим!
— Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!
— Вторым делом, — Ворон кричит, — осень листья с деревьев сдирать начнёт!
— Пусть сдирает! — откликнулись птицы. — Ягоды видней будут!
— Пусть сдирает! — откликнулись звери. — Тише в лесу станет!
— Третьим делом, — не унимается Ворон, — осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!
Откликнулись птицы:
— А мы, дрозды, на рябину навалимся!
— А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!
— А мы, щеглы, за сорняки примемся!
Откликнулись звери:
— А нам без мух-комаров спать будет спокойней!
— Четвёртым делом, — гудит Ворон, — осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!
— Пусть себе донимает! — дружно откликнулись птицы и звери. — Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми — не заскучаем!
Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.
Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый — осенний.
Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.
На великом пути
Спешили мы до ночи в лес попасть — не успели. Заночевали в поле. Палатку привязали к телефонному столбу. Потому что тучи на небе кипят: быть буре! И только устроились — задуло. Стенки палатки напружинились и загудели. Загудели и провода над головой. Страшно в такую ночь в голой степи.
Гудит вокруг, ревёт, свистит, воет.
И вдруг слышим голоса! Странные голоса. Будто кто-то вздыхает тяжело: «Ох! Ох! Ох!» А другой подгоняет сердито: «Но! Но! Но!»
Выбрался из палатки. Как в чёрный водоворот нырнул: крутит, толкает, не даёт дышать. Но всё же разобрал — голоса-то с неба! Птицы кричат.
Летят птицы на юг и вот кричат в темноте, чтобы не потерять друг друга.
Большие и сильные высоко летят. А мелюзга разная — голосишки пискливые, крылышки мокрые дребезжат! — над самой землёй мчат. Гонит их вихрь, как сорванные листья. Не разобрать по голосам — что за птицы? На пролёте птицы кричат особыми, «дорожными» голосами, не похожими на их всегдашний зов.
Всю ночь рвал палатку ветер. Гудели провода. И кричали в темноте птицы.
А утром тишина. Ни туч, ни ветра. Солнышко проглядывает. А ничего живого не видно.
Вот только лисичка вдоль столбов бежит. Да чудная какая-то — бежит и кланяется! Пробежит — поклонится, пробежит — поклонится. Поклон — носом до земли.
До нас добежала — стоп! Пастишку разинула, вильнула, да так по земле пошла, что кажется — над землёй полетела!
А когда вильнула, выронила из пастишки чёрный комочек. Пошёл я посмотреть. И вижу — птичка! А дальше под проводами ещё. Ночью о провода побились!
Так вот почему кланялась лисичка! Каждой мёртвой пичужке — лисий поклон.
Сколько тут птиц! Рыжегрудые зорянки упали на сухой бурьян, и бурьян расцвёл оранжевыми цветами. Куличок угодил в лужу — заломившееся крылышко торчит вверх. Гонит ветер мёртвого куличка, как лодочку под парусом.
У лужи — каменка. Тонкие пальчики стиснуты в кулачки, видно, от боли…
Далёк, далёк и труден птичий путь. Много ещё птиц потеряется в темноте и не откликнется на зов пролетающих стай. Много попадёт в зубы лисиц и когти ястребов. Но ещё больше долетят.
Обязательно долетят.
Счастливого им пути!
Паучок
С дерева вниз спускался на паутинке паучок. Да ловко так: выпускал паутинку и на ней, как на канате, спускался всё ниже и ниже. Я подошёл, чтобы лучше разглядеть этого акробата. Зацепил пальцем паутинную ниточку повыше паука, покачал паука в воздухе, как бумажный мяч «раскидай» на резинке, и стал поднимать поближе к глазам. Да не тут-то было!
Тяну паука за паутинку вверх, а он паутинку разматывает и опускается вниз. Я быстрей тяну, он быстрее разматывает. Я руками перебираю, только пальцы мелькают, а он паутину выпускает и скользит вниз. Как будто я катушку за нитку тяну вверх: тяну, тяну, нитка разматывается, а катушка ни с места. Крутится, вертится, а вверх ни на сантиметр!
Изо всех сил тяну, а паучок всё равно внизу!
И тут подумал я, что этак я паука, как катушку с нитками, до конца размотаю! Ведь иссякнет же он когда-нибудь, будет же конец его паутине? Размотается весь на паутину — тут ему и конец. За что же беднягу так?
Оборвал я паутинную нить, пустил паука на землю. Помчался он со всех своих восьми ног. Здорово так, сразу видно, что не весь ещё вымотался. Осталось ещё паутины на сеть — комаров ловить. Пусть ловит: кусаются комары здорово!
Время
Никогда я раньше не думал о времени. Идёт оно неслышно, течёт невидно. Час за часом, день за днём. Смотришь, уж и суббота, а там воскресенье. Ну и хорошо, что суббота и воскресенье!
Смотреть на часы или заглядывать в календарь — это ещё не значит понимать время.
Думать о времени меня научили… мыши и дятлы.
Встречаю я их в лесу весь год. Вся их жизнь на моих глазах.
У птиц и зверюшек тоже есть свои причуды. Вот мышь-полёвка. Эта до невозможности чистоплотная. Моется после еды и перед едой, моется перед сном и после сна. Зевнёт — помоется, чихнёт — помоется, почешется помоется. После игры моется, после драки моется. В жару моется, в холод моется. Вымоется и помоется.
Или летучая мышь. Эта любит поспать. Всю зиму спит беспробудно сразу полгода! Потом от восхода до заката спит. А по ночам как повезёт: чуть дождь — спит, ветер — спит, холодно — спит. Выспится и дремлет.
Ну а дятлы — работяги. Уткнутся носом в дерево и долбят. Зима ли, лето — долбят. От зари до зари. В вёдро и в непогоду. Круглый год; как только носы не сломают!
Одни моются, другие спят, третьи долбят. Час за часом, день за днём. Так незаметно, а если прикинуть? И выйдет, что полёвка полжизни моется, дятел три четверти жизни долбит, а летучая мышь живёт только двадцатую часть своей мышиной жизни — остальное время спит!
Заставили меня мыши время считать. А вдруг и я только и делаю, что сплю да долблю. И очень просто!
Рассказ про осень. Рассказ про лесных жителей. Рассказ о мире живой природы осенью, рассказ о лесной жизни. Рассказ для младших школьников. Рассказ для внеклассного чтения. Рассказ для чтения в начальной школе.
Николай Сладков. Осень на пороге
— Жители леса! — закричал раз утром мудрый Ворон. — Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?
— Готовы, готовы, готовы...
— А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон. — Перво-наперво осень холоду в лес напустит — что делать станете?
Откликнулись звери:
— Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!
— Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!
— Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!
Откликнулись птицы:
— Мы, перелётные, в тёплые края улетим!
— Мы, осёдлые, пуховые телогрейки наденем!
— Вторым делом, — Ворон кричит, — осень листья с деревьев сдирать начнёт!
— Пусть сдирает! — откликнулись птицы. — Ягоды видней будут!
— Пусть сдирает! — откликнулись звери. — Тише в лесу станет!
— Третьим делом, — не унимается Ворон, — осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!
Откликнулись птицы:
— А мы, дрозды, на рябину навалимся!
— А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!
— А мы, щеглы, за сорняки примемся!
Откликнулись звери:
— А нам без мух-комаров спать будет спокойней!
— Четвёртым делом, — гудит Ворон, — осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!
— Пусть себе донимает! — дружно откликнулись птицы и звери. — Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы
в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми — не заскучаем!
Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.
Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый — осенний.
Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №143
Конспект открытого урока чтения для учащихся 2 «Б» класса на тему:
Н.И.Сладков «Осень»
Исполнитель:
учитель начальных классов
Гоголева Д.В.
Екатеринбург 2016
Конспект урока по теме: Н.И.Сладков «Осень»
Класс: 2 «Б»
Цель: создать условия для правильного понимания учащимися смысла сказки Н.И.Сладкова «Осень»
Задачи:
Образовательные:
Познакомить обучающихся с произведением Н.И.Сладкова «Осень», с его жизнью и творчеством
Совершенствовать навыки чтения
Учить определять характер героев произведения, его главную мысль
Совершенствовать умение находить ответы на вопросы в тексте
Совершенствовать умения инсценирования произведения
Развивающие:
Развивать речь, память, воображение
Развивать у учащихся умение обобщать
Воспитательные:
Прививать интерес и любовь к книгам о животных
Воспитывать любовь к чтению, к книге
Оборудование: сказка, книги, карточки с героями, портрет Н.И.Сладкова
Структура урока.
- Организационный момент
- Актуализация знаний (1 минута)
- Сообщение темы урока (2 минуты)
- Подготовка к восприятию (6 минут)
- Установка на восприятие (2 минуты)
- Первичное восприятие (3 минуты)
- Проверка первичного восприятия (2 минуты)
- Постановка учебной задачи (2 минуты)
- Анализ произведения (6 минут)
- Обобщение (14 минут)
- Итог урока(1 минута)
- Рефлексия (1 минута)
- Домашнее задание
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Оргмомент | Мы начинаем урок. Проверьте, пожалуйста, как вы приготовились к уроку. | Дети проверяют свою готовность к уроку |
Актуализация знаний | Вспомните название раздела, который мы изучаем. Какой теме были посвящены все произведения, которые мы изучили? Какое произведение вам больше всего запомнилось? Почему? | Осень |
Сообщение темы и задач урока | Ребята, а как вы думаете, какой теме будет посвящен наш сегодняшний урок? Хорошо. Ребята, а сейчас, давайте предположим, что должны будем сделать сегодня на уроке? (на флагах появляются разнообразные виды деятельности: выразительно прочитать, прочитать сказку, понять смысл сказки, читать по ролям, иллюстрировать) | |
Подготовка к восприятию | Сегодня мы познакомимся с произведением Николая Ивановича Сладкова. Что вы знаете о Николае Ивановиче Сладкове? - Николай Иванович Сладков – писатель, который жил в 20 веке. Всю жизнь Сладков прожил в Ленинграде. Рядом с его домом было много лесопарков, где писатель открыл для себя целый мир, богатый тайнами природы. Целыми днями он пропадал в самых глухих местах окружающих парков, где всматривался в жизнь леса. Он научился узнавать по голосам самых разных птиц. Когда Сладков был мальчиком, ему очень хотелось узнать все тайны леса. Он читал очень много книг о природе, а свои собственные наблюдения записывал в тетрадь наблюдений. Постепенно в этой тетради стали появляться истории из жизни лесных обитателей. Вместе с Виталием Бианки, своим другом и единомышленником, Николай Сладков много лет готовил радиопередачи «Вести из леса» и отвечал на многочисленные письма своих слушателей. Как вы считаете, какой теме посвящены произведения Николая Сладкова? Действительно, Николай Сладков – автор книг о природе. Сегодня в течение дня, вы сможете познакомиться с некоторыми книгами Николая Сладкова и произведениями. И убедитесь, действительно ли, Николай Сладков писал о природе, ее обитателях и тайнах. А сегодня на уроке, мы познакомимся с произведением Николая Сладкова «Осень». | Внимательно слушают сообщение о писателе Природа Знакомятся с книгами писателя |
Установка на восприятие | Какую осень описывает Николай Сладков в этой сказке? Чтобы ответить на эти вопросы, послушайте внимательно это произведение. | Высказывают свои предположения |
Первичное восприятие | Выразительное чтение учителем | Внимательно слушают, стараются найти ответы на вопросы |
Проверка первичного восприятия | Почему сказка называется «Осень»? Какая осень описывается в сказке? Оправдались ли наши читательские предположения? | Ответы детей |
Постановка учебной задачи | Вы заметили, что в сказке постоянно идет диалог между героями? Кто главные герои сказки? Сколько героев в сказке? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте сказку Николая Сладкова «Осень» самостоятельно с карандашом в руках. Читая, подчеркните героев сказки. | Называют некоторых героев сказки Самостоятельное чтение |
Анализ произведения | Сколько героев в сказке вы насчитали? Перечислим их. Что же произошло в лесу однажды утром? Что закричал мудрый Ворон? Ответьте на вопрос словами из текста. Что ответили звери на то, что наступит холод? Осень листья с деревьев сдирать начнет. Что будете делать? А когда осень последних насекомых морозцем прищелкнет? А когда осень скукою донимать станет? | Ворон, белки, зайцы, лисицы, барсуки, еноты, ежи, летучие мыши, перелетные птицы, оседлые птицы (дрозды, дятлы, щеглы) Жители леса! Осень у лесного порога, все ли к ее приходу готовы? Готовы, готовы, готовы… - «Пусть сдирает!...Тише в лесу станет» «Откликнулись птицы:…» - «Пусть себе донимает!...А будем сытыми- не заскучаем!» |
Обобщение | Ребята, как вы заметили, сказка Николая Сладкова «Осень» находится в рубрике «Наш театр». Предлагаю вам попробовать инсценировать эту сказку по группам. Но для этого, необходимо распределить роли. Мы с вами назвали главных героев сказки, а кто еще необходим при инсценировке произведения? |
Цели:
Коррекционно-образовательная:
Учить детей пересказывать рассказ с опорой на картинки.
Коррекционно-развивающие:
Систематизировать знания детей о поведении животных в осенний период;
Активизировать словарь по теме «Осень»;
Закреплять умение образовывать имена существительные во множественном числе.
Коррекционно-воспитательная:
Воспитывать у детей литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение героев произведения.
Оборудование: текст рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» (адаптированный)*, картинки для фланелеграфа: ворон, белка, заяц, лисица, барсук, енот, еж, медведь, ласточка, скворец.
Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф. Тютчева, А. Толстого, П. Плещеева, А. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам» (осенний, осенняя, осеннее).
Ход занятия . Организационный момент.
Логопед: К нам в гости прилетел мудрый Ворон. (Выставляет на доску картинку или игрушку.) Он принес нам интересную историю.
2. Объявление темы.
Логопед: Послушайте стихотворение: Все деревья облетели, Зеленеют только ели. Днем и ночью дождик льет, Грязь и лужи у ворот. Когда это бывает? (Осенью.) А из рассказа мудрого Ворона мы узнаем, как лесные жители готовятся к приходу осени и осенним холодам.
3. Игра «Один - много».
Логопед выставляет картинки на доску и просит назвать их по образцу. Это заяц, а это - зайцы. Много зайцев.
Енот - еноты - много енотов.
Лиса - лисы - много лис.
Еж - ежи - много ежей.
Белка - белки - много белок.
Медведь - медведи - много медведей.
Барсук - барсуки - много барсуков.
Птица - птицы - много птиц.
4. Рассказ логопеда (Выкладывание картинок по ходу рассказа).
Логопед: Мудрый Ворон расскажет вам о том, как звери в лесу готовятся к приходу осени.
Осень на пороге
Жители леса! - закричал утром мудрый Ворон.- Осень у лесного порога, всели к ее приходу готовы?
Как эхо донеслось из леса: - Готовы, готовы, готовы...
А вот мы сейчас проверим! - каркнул Ворон. - перво-наперво осень холоду в лес напустит - что делать станете?
Откликнулись звери:
Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!
Мы, барсуки, еноты, в теплые норы спрячемся!
Мы, ежи, медведи, сном беспробудным уснем!
Мы перелётные птицы в тёплые края улетим!
5. Беседа по рассказу.
Логопед: О каком времени года говорилось в рассказе? Кто задавал вопросы жителям леса? Кого проверял Ворон? (Дети отвечают, опираясь на картинки, выставленные на фланелеграфе.) Как приготовились к зиме зайцы, лисицы и белки? Как барсуки и еноты? Как ежи и медведи? Как перелетные птицы? А почему нужно готовиться к наступлению осени? (Потому что наступает холодная пора.)
6. Пересказ рассказа.
Логопед снимает картинки с фланелеграфа и повторяет рассказ, вновь выставляя картинки. Затем рассказ с опорой на картинки пересказывает кто-то из детей.
Физкультминутка «Осень». Выполнение движений по тексту стихотворения.
Туча небо кроет, Солнце не блестит, | Взмахи руками над головой. |
Ветер в поле воет, | Изображают рупор. |
Дождик моросит. | Взмахи руками перед собой. |
Воды зашумели Быстрого ручья, | Топают ногами на месте. |
Птички улетели В теплые края. А.Плещеев | Изображают улетающих птичек |
После физкультминутки логопед предлагает детям составить еще несколько пересказов. Можно усложнить задание, убрав некоторые картинки, например: зайцев, лис и белок или ежей и медведей. Возможен вариант, когда ребенок, рассказывая, сам выставляет картинный материал.
7. Итог занятия.
Логопед (подводит итог занятия): Кто прилетал к вам в гости? Как готовятся к зиме зайцы, лисы и белки? А ежи и медведи? А перелетные птицы?