Лейблом принято именовать вшивную тканевую текстильную этикетку, применяемую на одежде или же нижнем белье. Иными словами, это ярлык или бирка, с нанесенным на нее логотипом или же фирменной символикой предприятия или производителя.

Лейблы активно используются на верхней одежде, на одежде для дома и спорта, на рабочей и фирменной одежде, на спецодежде, на майках и рубашках, футболках, халатах пижамах, а также на нижнем белье.

Сегодня, любая массово производимая одежда, маркируется с помощью лейблов. Такой подход позволяет покупателю узнать «историю» вещи (где и кем она произведена, состав и материал из которого она произведена, режим ухода за ней и другую полезную информацию).

Практически все производители помещают на свою одежду лейблы. Причем, кто-то хорошо заботится об этом нюансе, помещая на ней качественно выполненные бирки, а кто-то простой парой стежков помещает кусочки разноцветной ткани. Понятно, что последний вариант лейбла очень быстро «покидает» одежду, не выдержав режимов стирки и долгой носки.

Материалы для лейблов


Текстильные этикетки из нейлона . Это самый распространенный, эконом вариант. Нейлоновая аппретированная лента, с шириной разнящейся от 17.5 до 35 мм, рекомендована для использования в качестве основы для швейной маркировки (тканевые этикетки, лейблы, ярлыки). Она пришивается к швейным изделиям в тех местах, которые непосредственно не контактируют с телом человека. Интеллект карта: Бирки и лейблы для одежды

Текстильные нейлоновые этикетки с клеевой основой. Эти нейлоновые этикетки белого цвета обладают липким слоем. Как правило, их используют в условиях, когда применение бумажной маркировки невозможно, в силу ряда причин (особенности эксплуатации изделия). Применяются чаще всего на головных уборах и постельном белье.

Текстильные этикетки из сатина. Сатиновые ленты белого или черного цвета отличаются мягкостью и предназначены для маркировки одежды в виде ярлыков, этикеток и бирок. Пришиваются в тех местах, где тело потребителя не контактирует с одеждой (во внутренних швах изделий, под воротниками).

Полилитовые вшивные этикетки . Отличаются полноцветностью. По сути, представляют собою синтетическую бумагу, изготовленную на основе полипропилена. По своим свойствам такая бумага прочнее и долговечнее обыкновенной. Изготовленные из такого материала вшивные этикетки, ярлыки и бирки крайне трудно порвать, они отличаются влагостойкостью и износостойкостью. Прекрасно переносят воздействие тепла, горюче-смазочных материалов.

Тканные этикетки(жаккардовые). Это элитные этикетки. Отличаются высокой ценой и элитарностью. Зачастую, ошибочно называют их вышитыми этикетками. Это не верно. Данный вид этикеток изготавливается с помощью особой техники плетения синтетических нитей, с применением специальных лентоткацких станков.

О видах вшивных лейблов для одежды

  • Тип «Флажок». Текстильные этикетки, ярлыки, бирки такого типа пришиваются к изделиям за одну из сторон.
  • Тип «Петля». Такой тип этикеток состоит из двух частей. В момент пришивания такой бирки, этикетки, ярлыка к швейному изделию, они сворачиваются пополам, как бы образуя «петлю». Свободный конец этикетки при этом вшивается в изделие.
  • Вшивные текстильные этикетки из ткани изготавливаются, как правило, в виде прямоугольника, чьи стороны подгибаются на 3-5 мм и прошиваются.

Недавно мне на почту пришел вопрос по одному из многих важных для любого швейника моментов.

Цитирую полученное мной письмо:

Где брать лейблы для одежды, этикетки и бирки?

« Здравствуйте, Павел!

Я сейчас шью пилотную партию и столкнулась с такой проблемой: как делать бирки на свою одежду. В интернете прочитала про термотрансферную бумагу LOMOND и хочу попробовать.

Вы случайно не пробовали с помощью такой бумаги делать лейблы ??? Я просто боюсь, что такая надпись полиняет после стирки или вообще отстирается. Если пользовались, то напишите отзыв или посоветуйте, какой тип бирки сделать.

Заранее благодарна, Вероника»


Бирки я лично заказывал на полиграфических фирмах или покупал готовые. Поэтому о термотрансферной бумаге для самостоятельного изготовления бирок, к сожалению, ничего сказать не могу.

Знаю только, что хорошее качество термотрансферной печати достигается при наличии собственного оборудования промышленного класса. Покупать такой оборудование не вижу смысла. Кроме того случая, что это является Вашей специализацией.

Если речь идет о вшивных бирках, то у меня в основном это были уже готовые бирки китайского производства.

Качество таких бирок бывает тоже очень разное. Поэтому при малейших сомнениях рекомендую сначала проверить в стирке, а потом уже использовать на потоке.

Вшивная бирка или этикетка изготавливается на тканевой основе. Чаще всего это атлас или нейлон.

Тут вопросов не возникает.

А вот на качество нанесенной на тканевую основную печати нужно обратить внимание.

Недооценка этого момента может привести к очень плачевным последствиям. Поставьте на секунду себя на место клиент, у которого полиняла вшивная бирка при стирке…

Этот неприятный штрих способен обесценить все Ваши усилия по входу на рынок или наработке постоянной клиентуры.

Ситуация с бирками, этикетками и лейблами показывает, что в швейном деле не бывает несущественных мелочей.

И еще один небольшой, но важный практический совет. Если Вы правдиво указываете на вшивной бирке состав ткани и условиях ухода за тканью, то тем самым продляете срок эксплуатации Вашей одежды.

А значит, повышаете доверие к Ваше марке со стороны клиентов.

А какие бирки, лейблы и этикетки Вы используете для своих изделий?

Где Вы их берете?

Пользовались ли термотрансферной бумагой и что можете сказать по этому поводу?

Заранее благодарен за ответы в комментах на этой странице.

Из всех вариантов нанесения принта на ткань самый популярный - печать на фоутболках. Брендированные вещи используют как:

  • повседневную одежду;
  • элемент корпоративного стиля;
  • сувенирную продукцию;
  • презентационный/раздаточный материал для разных ивентов.

Технологии печати

Печать на футболках выполняют разными технологиями. Напишем кратко о самых популярных.

Цифровая

Прямая цифровая печать - прогрессивная технология переноса рисунка оперативно и без промежуточных этапов. Подходит для работы с мелкими тиражами, единичными изделиями.

Преимущества:

  • высокое качество, градиентные заливки, подробная детализация;
  • отсутствие ограничений по выбору ткани;
  • устойчивость принта к стирке/ультрафиолету.

Недостатки:

  • только ручная стирка футболки/ткани;
  • не подходит для больших тиражей;
  • требуется предпечатная подготовка.

При цифровой печати нет ограничений по цветам и оттенкам

Сублимационная

Другое название - прямая трафаретная печать. Подходит для тиражей 50-100 000 экземпляров и более. Рисунки получаются четкими. При изготовлении партий от 200 штук себестоимость снижается.

Используют краски двух видов: пластизолевые и водные. Они бывают с разными эффектами:

  • рисунки с блестками - глиттеры;
  • изображение на темной ткани - вытравные краски;
  • объемные узоры - вспенки;
  • эффект глянца, позолоты, серебрения - металлизированные.

Технология сублимационной печати на футболках подходит только для синтетики светлых оттенков. Рисунок переносится на специальную бумагу, а затем на материал с помощью термопресса. При высокой температуре происходит испарение чернил, они проникают в волокна ткани, окрашивая ее.

Качественный принт получится на ткани с содержанием синтетики около 65 %. Чем больше доля хлопка, тем быстрее тускнеет принт при стирке.

Для процесса сублимации необходимо такое оборудование:

  • термопресс - с его помощью краска превращается в газ и переносится на материал, придавая ему заданный цвет;
  • компьютер/ноутбук - для поиска, редактирования, печати изображения;
  • принтер - подходят струйные модели, например, 4- или 6-цветный Epson;
  • краска - сублимационные чернила, впитывающиеся в волокна ткани под влиянием температуры;
  • СНПЧ - обеспечивают непрерывную подачу чернил в принтер;
  • бумага - промежуточный носитель с рыхлой поверхностью, при нагревании поры расширяются, поглощают краситель, затем бумага остывает, поры закрываются и удерживают цвет внутри.

В качестве изображений подойдут растровые (RGB/CMYK, с разрешением 200 dpi) или векторные картинки (СMYK, не допускается заливка mesh, замена bitmap-ом).

Промышленный сублимационный принтер FT-1904X

Преимущества:

  • отсутствие ограничений по разрешению изображения/цветам;
  • стойкость узора (не менее 50 стирок), защищенность от УФ - краска проникает в ткань,
  • становится частью волокна;
  • практичность изделия - футболку можно гладить, узор не пострадает;
  • невысокая стоимость.

Недостатки:

  • ограничение по тканям - только синтетические;
  • высокая стоимость;
  • длительность процесса изготовления.

Сублимационная технология печати на футболках одна из самых доступных в разрезе цены готового изделия. Средний разброс цен - от 10 (одноцветная печать, партия от 50 000 штук) до 200 рублей (полноцветные узоры, маленький тираж).

Шелкография

Выполняется как в условиях типографии, так и дома. Для работы потребуется сетка, натянутая на раму, чернила, трафарет. Узор получается методом надавливания. Шелкографию используют, когда требуется печать на футболках с различными эффектами на ткани:

  • флуоресцентные узоры;
  • рисунки под золото и серебро;
  • объемные орнаменты;
  • печать на футболке светоотражающих изображений/надписей;3D, глиттеры.

Средний тираж - от 50 до нескольких тысяч единиц. Чем больше тираж, тем ниже цена.

Фото Гомера и Марджери, напечатанные методом шелкографии

Преимущества:

  • низкая себестоимость;
  • высокая скорость;
  • стойкость изображения;
  • возможность создания различных спецэффектов;
  • компактность используемого оборудования.

Недостатки:

  • сложность печати фотографий;
  • длительность подготовки;
  • нанесение одинаковых рисунков в рамках всей партии изделий.
Шелкография подходит для нанесения надписей, логотипов и картинок при небольших тиражах. Используются специально обработанные векторные и растровые файлы.

Термоаппликация

Цветную пленку нарезают на плоттере и собирают в единый рисунок по аналогии с аппликацией. Носитель фиксируется на футболке при помощи термопресса. Технология оптимальна для нанесения небольших надписей/логотипов.

Преимущества:

  • широкий выбор пленок разных цветов и фактур;
  • печать на футболках любого цвета - оттенок ткани не снижает насыщенность изображения.

Недостатки:

  • длительный срок;
  • трудоемкость процедуры.

Рисунок получается объемным и четким

Термотрансферная технология

Современный метод косвенной печати. Используется специальная трансферная бумага. Узор переносят на ткань при помощи термопресса, реже - утюга. В качестве исходных изображений подойдут векторные и растровые файлы высокого разрешения.

Печатать на трансферной бумаге можно методом шелкографии, реже - офсетом.

Преимущества:

  • многоцветный узор;
  • длительность хранения трансферов;
  • высокая скорость;
  • минимальные ограничения по выбору ткани.

Недостатки:

  • длительная подготовка/настройка оборудования;
  • невозможность печати разных изображений в рамках тиража.

Оборудование для печати на футболках

Выбор оборудования зависит от технологии. Для сублимационной потребуется принтер:

  • ручной - прост в эксплуатации, стоит недорого, подойдет для домашнего использования/небольших тиражей, стоимость - от 35 000 рублей;
  • полуавтоматический - предусматривается возможность просушивания футболки во время промежуточной стадии процесса, стоимость - от 60 000 рублей;
  • автоматический - трудозатраты минимальны, все процессы отлажены, скорость печати высокая, стоимость - от 150 000 рублей.

Для термоаппликации потребуется цифровой/струйный принтер и термопресс. В домашних условиях его можно заменить утюгом.

При термотрансфере используются:

  • ПК/ноутбук с графическим редактором;
  • принтер и сканер;
  • сублимационный пресс - вертикально-откидной (недорогой, простой в эксплуатации) или поворотный.

Для прямой цифровой печати нужен струйный принтер.

Цифровой принтер для печати на тканях

Как происходит цифровая печать на футболках можно посмотреть на этом видео:

Итоги

  • Каждая технология печати имеет свои достоинства. Выбирайте исходя из целей/тиража.
  • Для нанесения картинок тиражом свыше 1 000 штук подойдут сублимация и шелкография. При единичных заказах себестоимость возрастет в разы.
  • Для партий до 50 единиц - технология термотрансфера. Она подойдет и при нанесении узора там, где прямая печать на футболке невозможна.
  • Для срочной печати - принтерный трансфер. Полученное изображение будет не очень стойким.
  • Изображения готовят, учитывая требования конкретной технологии печати.
  • Вид оборудования также зависит от конкретной технологии.

Красочный принт – это модный тренд последних сезонов, который не собирается сдавать свои позиции и в будущем

Разные современные способы печати на тканях позволяют создавать уникальную одежду. Футболки и толстовки, бейсболки и банданы, куртки и плащи с выбранными вами изображениями или текстом будут неповторимыми. Но каждая из существующих технологий имеет и достоинства, и недостатки. Как же выбрать именно ту, которая подойдет для нанесения на конкретную вещь? Предлагаем вам разобраться в этом вопросе вместе с нами.

Шелкография на толстовках, термотрансфер на бейсболках, сублимационная запечатка кроя для футболки

Чтобы получилась максимально качественной, при выборе технологии нужно учесть ряд факторов:

  • Вид материала и его цвет.
  • Геометрию поверхности.
  • Размер картинки.
  • Тираж заказа.
  • Желаемую красочность и износостойкость изображения.

Рассмотрим возможности наиболее популярных способов нанесения принта в разрезе этих факторов.

Шелкография (трафаретная печать) для нанесения изображений на одежду

Если вам интересны экономичные способы печати на футболках, то шелкография – один из них, но при заказе достаточно крупных партий (от 50 шт.). При этой технологии красящее вещество покрывает поверхность материала через трафарет, изготавливаемый для каждого цвета краски. А осуществляется ее нанесение с помощью так называемых «карусельных» станков. Смотрите, как они работают, на видео:

Используя этот метод, можно печатать сложные фигуры и наносить изображения на мелкие детали. Наверно, именно поэтому его часто используют для брендирования текстильных изделий. Если компании с большим числом сотрудников нужна , то для печати отличительных знаков часто выбирают шелкографию.

При заказе больших тиражей шелкография очень выгодна

Преимуществами этого вида печати, кроме уже перечисленных, является также то, что она:

  • Позволяет печатать на хлопковой и синтетической одежде.
  • Используется как для выкроек, так и для готовых изделий.
  • Образует ровный красочный слой на ткани.
  • Создает качественное и яркое изображение, которое выдерживает до 60 стирок.
  • Дает возможность использовать разные эффекты (фольгирование, глиттеры, объемные картинки и пр.).

Шелкография с эффектом ПУФФ или термоподъем

Так выглядит шелкографическая печать глиттером (блестками)

Используя разную толщину слоя краски при шелкографии, создают имитацию разных поверхностей. Например, можно получить изображение с бархатистой структурой

Выясняя, какая печать на ткани лучше, следует знать и недостатки разных технологий. К издержкам данного метода относят:

  • Дороговизну при заказе одного изделия. Это происходит из-за достаточно трудоемкой предпечатной подготовки.
  • Ограничение по количеству используемых цветов. Возможно нанесение 1-6 цветов.

Сублимационная печать на одежде

Когда называется наиболее востребованная , то сублимация обязательно есть в этом списке. Суть этого метода состоит в способности жидкой краски под воздействием высокой температуры переходить в газообразное состояние и в этом виде попадать в волокна ткани. Прямая сублимационная печать осуществляется только на ткань, из которой потом шьют одежду. На готовые вещи выполняется сублимационный перенос с промежуточного носителя.

Сублимация позволяет создавать принты фотографического качества

Определяя, какая технология печати лучше, рассматривают, в первую очередь, их достоинства. Популярность сублимации объясняется следующим:

  • Можно наносить изображения как на ткань в рулоне, так и на вещах.
  • Картинки получаются многоцветными, с переходами и градиентами (фотографическое качество).
  • Размер принта может достигать до 40Х50см.
  • Возможно выполнение печати на одном изделии.
  • Износостойкость получаемого изображения очень высока.

Минусом этого способа является необходимость того, чтобы носитель будущего нанесения (на футболке, бейсболке, жилете и пр.) был изготовлен из синтетического материала. По крайне мере, количество полиэстровых волокон в нем должно составлять не менее 50-60%. Все дело в том, что натуральные ткани плохо принимают краску и не выдерживают температуру до 200 градусов. А кроме этого, сублимация выполняется только на светлых вещах.

Прямую сублимационную печать обычно используют для запечатки кроя

Сегодня существует несколько способов, позволяющих выполнять сублимационную печать и на хлопке. Один из них предполагает нанесение на изделие специального праймера шелкотрафаретным методом

О том, как это делается, смотрите в видео:

Термотрансферная технология нанесения печати на одежду

Этим способом заключается в переводе на нее картинок с носителей (специальная бумага или пленка), на которых их предварительно распечатывают. Перенос осуществляется термопрессом, нагретым до 130-160 0 С. Под воздействием температуры термотрансферный клей плавится и проникает в волокна ткани. Остыв, изображение закрепляется на материале.

С тем, как выполняется сублимационный термотрансфер, можно познакомиться в этом видео:

Следующее видео демонстрирует флекс – перенос изображения на одежду со специальных пленок, вырезанных на плоттере.

Если вы выясняете, планируя печать на футболках, какая лучше, эту широко распространенную технологию нужно обязательно учесть. Она, как и предыдущие, тоже имеет многочисленные достоинства. Термотрансфер подходит для печати на мелких деталях одежды (карманы, манжеты), на изделиях сложной формы (бейсболки, кепки, панамки), на вещах с выступающими элементами (пуговицы, молнии).

Термоперенос позволяет наносить изображения на самые «неудобные» поверхности

А кроме этого, этот способ:

  • Может быть использован для нанесения на любые ткани (натуральные, синтетические и их всевозможные комбинации).
  • Позволяет получать яркую картинку с большим количеством цветов.
  • Создает стойкое изображение, переживающее многочисленные стирки.
  • Является достаточно кратковременным процессом.
  • Применяется при самых небольших тиражах без повышения стоимости нанесения на одно изделие.

Термотрансфер идеально подходит для печати некрупных рисунков с мелкими отдельными деталями, текста и контурных изображений

Публикуем заметку про способы печати на футболках вообще и про шелкографию в частности.

Для начала расскажем, какие вообще есть методы печати по текстилю.

Термотрансфер и сублимация - как можно понять из названия метода это перенос изображения при воздействии тепла. Само изображение может создаваться разными способами. Например, самый ходовой для одноцветной печати изображений без мелкой детализации - вырезание плоттером из специальной пленки. Вырезанное изображение укладывается на изделие и под воздействием высокой температуры, с помощью термопресса, "пришкваривается" к текстильной поверхности. Но таким же образом можно перенести и полноцветное изображение или даже фотографию. Для этого требуемый рисунок печатается (обычно зеркально) на листе специальной бумаги, с которой он потом под действием термопресса перенесется и закрепится ну футболке. Тут уже вступают в ход другие нюансы: например, если футболка полностью или наполовину синтетическая, то само волокно будет держать краску и применяются сублимационные чернила. Если же текстиль не подходит для сублимации, то перед переносом или в самом процессе переноса изображения на текстиль надо наносить отдельный слой, который будет держать краску. Картинки, нанесенные таким образом на футболки, плохо выдерживают интенстивное механическое воздействие и очень долговечны. Зато фотокачество и всё такое.

Вот с помощью такого термопресса пленка или изображение "приклеиваются" к поверхности футболки.

Прямая цифровая печать - самый простой и понятный способ: в специальный тестильный принтер с текстильными чернилами кладется футболка! А принтер печатает на ней необходимое изображение прямо как на белом листе бумаге. Нет ничего проще! А что же, если футболка цветная - красная, зеленая или вообще черная?! Вот мы и столкнулись с недостатками этого метода печати. Для того, чтобы напечатать на цветной футболке, необходимо напечатать на ней белый цвет. Да, именно так. Силуэт всего рисунка запечатывается белой краской. Сушится. А уже на слой белой краски наносится цветное изображение. Таким образом, на футболке оказывается два слоя краски. А еще же надо пригладить ворс и устранить впитывание белой краски волокнами, то есть нанести специальный праймер. Получается, что все три слоя краски наносятся на изделие при прямой цифровой печати на цветных футболках. Увы, но свойства красок для таких принтеров не позволяют им выдержать более 10 крепких стирок. Необходимо добавить, что есть огромные принтеры, которые печатают не на готовых изделиях, а на сразу на полотнах в рулонах. Печатаются узоры и большие изображения. И уже позже этот материал с нанесенным изображением будет раскроен и сшит в изделия.

Принтеры для прямой цифровой печати по ткани: популярный i- dot для отдельных футболок и промышленный широкоформатный принтер для нанесения узоров на нераскроенные полотна .

Флекс - Это нанесение изображений текстильными пленками. Типа такая промышленная аппликация. Используется для нанесения надписи или логотипа в 1-3 цвета на маленькие тиражи (1-10 шт). Изображение, чаще всего надпись или части логотипа, вырезаются из специальной текстильной пленки и закрепляются на изделии под давлением при высокой температуре с помощью термопресса. Текстильные пленки бывают самых различных цветов и эффектов: золотые, серебряные, с имитацией фольги, блесток, "неоновые". Название "Флекс" — от английского "гибкий", "тянущийся". Эти текстильные пленки хорошо держатся на ткани и растягиваются вместе с ней.

Вот так выглядит нанесение логотипа из текстильных пленок .

Трафаретная печать (шелкография) - метод нанесения изображений при помощи трафарета — печатной формы, через которую краска проникает на текстиль в местах, соответствующих изображению. При шелкографии печать подходящими красками может проводиться по почти бесконечному числу материалов — по текстилю, бумаге, пластику, стеклу, дереву, металлам и т. д. Краски тоже бывают разными — водные, сольвентные (на основе растворителей), ультрафиолетового отверждения, пластизолевые (они требуют температурной фиксации). Шелкографией также печатают деколи — это такие переводные картинки на стекло или керамику. Также трафаретная печать используется для нанесения стираемого скретч-слоя для лотерейных билетов и карточек оплаты.

Вот на таком станке и печатают методом шелкографии. Он еще встретится нам далее в рассказе.

Каждый из этих способов хорош по-своему и в идеале применяется в подходящем для этого случае.

Футболки TEESHKA — для повседневной носки. Они на 100% их хлопка. Расцветки футболок различны. Качество и долговечность должны быть максимальными. Следовательно, наш выбор - шелкография. Расскажем подробнее про трафаретную печать пластизолевыми красками на футболках. Итак:

. Каждый принт начинается с макета. Само собой, изображение должно быть качественным, поэтому противоположный вариант мы не будем рассматривать. В векторе или в растре - значения не имеет, главное, чтобы качество принта позволяло превратить его в качество печати. Первая процедура, которая назначена картинке - процедура цветоделения. Изображение необходимо поделить по цветам. Краски разных цветов наносятся по очереди, поэтому из картинки получают несколько картинок - каждая своего одного цвета. В этом и есть задача цветоделения. Для наглядности приведем пример деления в цветовой модели CMYK, которая используется в полиграфии: цветной рисунок можно представить как результат наложения четырех одноцветных изображений (см. рисунок). Так же и при подготовке к трафаретной печати изображение делится на несколько цветов - их количество зависит от модели печатного аппарата и необходимости нанесения особых красок.

Цветоделение в модели CMYK

. Вывод пленок. Далее для каждого цвета изготовляется отдельный макет на специальной пластиковой пленке. На этих пленках черным цветом отпечатано изображение, отвечающее за каждый составной цвет в готовом макете. Стало быть, на пленке с подписью "голубой" будет отпечатана та область, которая должна быть залита голубым цветом, чтобы получилась необходимая цветная картинка. Если принт будет печататься не на белой, а на цветной футболке, то выводится дополнительная пленка с общим контуром принта - эта область будет залита белой краской, как фоном. На всех пленках печатаются также метки для их точного совмещения с другими пленками и печатными формами.

Готовые пленки на каждый цвет.

. Из чего делаются трафареты для печати. Пленки готовы и теперь необходимо подготовить собственно трафареты, ведь шелкография - это трафаретная печать. Трафареты по-другому называют печатными формами. Эти формы тоже изготовляются каждая для своего цвета. Трафареты делаются на специальных рамах, напоминающих сито - на рамах натянута мелкая сетка, через которую краска будет наносится на футболку. Ячейки сетки могут быть разного калибра, ведь красок великое множество, и они обладают различными свойствами, и некоторые просто "не пролезают" через очень мелкую сетку. Для каждого типа карски и цвета подбирают необходимую сетку и готовят трафарет.

Разнообразные краски. Как по цвету, так и по свойствам.


Например, есть краски типа золотого порошка" или "звездной пыли".

. Создание печатных форм. Как же из рамы получается именно трафарет? На сетку тонким слоем наносится светочувствительная эмульсия. Свойста эмульсии таковы, что при облучении ярким светом эмульсия затвердевает. Вот здесь-то и нужны те самые пластиковые пленки! Рама с сеткой и нанесенной на сетку эмульсией соединяется с пленкой по специально для этого предназначенным меткам. Идея такова, что запечатанная черным область на пленке, предназначенная для печати определенного цвета, не пропустит яркий свет при облучении. Свет не попадет на эмульсию, и та в нужных областях потом смоется водой.

На раму наносится эмульсия. Впоследствии из рамы, эмульсии и пленки получится трафарет.

. Экспонирование печатных форм. Итак, на раму нанесена эмульсия, приклеена пленка для создания формы трафарета и всю эту компанию необходимо подвергнуть экспонированию, а другими словами - облучению. Это происходит в специальном шкафу. Такой специальный шкаф-стол для экспонирования. Стол - потому что есть столешница. Прозрачная, стеклянная. А под ней очень яркая лампа - на ее свет лучше не смотреть. А шкаф - потому что столешница сверху закрывается дверцей из очень эластичной резины. Получается так, что наличие дверцы защищает глаза печатника от яркого света лампы, а эластичность дверцы позволяет с помощью насоса откачать воздух, так как эмульсия любит вакуум и быстрее в нем экспонируется. Облучать будущий трафарет надо пару минут. Вообще, кто побогаче, те покупают столы посовременнее с лампами помощнее, и процесс ускоряется, но нам это уже не так интересно.

Шкаф-стол и лампа. Лампа внизу и выключена, иначе мы бы не смогли ее снять, но могли бы ослепнуть.

. Лишняя эмульсия смывается водой. Тик! Датчик на экспонирующей камере (а именно так по-умному называется шкаф-стол для облучения) дает сигнал, это значит, что эмульсия затвердела в нужных местах. Дальше трафарет отправляют в душ, где всё просто: водой смысвается та часть эмульсии, на которую не попал яркий свет. Помните, его не пропустила пленка с черным нанесением? После того, как незатвердевшая эмульсия смыта водой, тарфарет готов! Точно таким же образом изготовляются трафареты для других цветов в этом принте. Когда тираж с этим принтом будет отпечатан, то трафареты смоют с сеток на рамах - положат в специальный раствор и там затвердевшая эмульсия "отквасится". Хранить же готовые трафареты нет особого смысла, так как рамы достаточно дорогие, натяжение сетки тоже недешевое удовольствие. Проще при надобности снова изготовить такие же трафареты - поэтому при заказе шелкографии практически всегда нужно дополнительно оплачивать изготовление печатных форм.

Душ для трафарета. Струей воды смывается незатвердевшая эмульсия, которая была закрыта пленкой.

. Установка трафаретов на печатном станке. Трафареты готовы к печати, то есть готовы пропускать краску на футболку в нужных местах! Как уже говорилось выше, шелкуху печатают с помощью специальных т.н. карусельных станков. Они и вправду как карусель (выше уже была картинка карусельного станка) - к вращающейся платформе в центре крепятся столики, а на неподвижной же части станка прилажены крепления для уже знакомых нам трафаретов. На столики кладутся или надеваются футболки. В крепления вставляются трафареты. Дальше начинается непосредственно аттракцион самой трафаретной печати.

Крепления для трафаретов на печатном станке.

Закрепленный на станке трафарет.

. Непосредственно процесс трафаретной печати. Заключается аттракцион вот в чем - на столики с футболками опускаются трафареты, на каждый из них наносится соответсвующая краска; она размазывается и продавливается сквозь печатную форму с помощью штуки, которая называется ракель - он пластиковый или резиновый. Через трафарет краска попадает на футболку именно в тех местах, где требуется. Затем карусель крутится, и столик с футболкой приезжает под соседний трафарет, где будет нанесен уже другой цвет.

Трафарет над столиком, на котором лежит футболка.

. Промежуточная сушка. После посещения каждого трафарета футболка на своем столике заезжает под специальную печку для того, чтоб высушить только что нанесенную краску. Вот так, с промежуточными сушками, футболка на своем столике посетит все необходимые трафареты и получит необходимые порции красок.

Вот такая скромная сушилка сушит краску на футболках после каждого поворота карусели.

. Итоговая сушка. После того, как все цвета нанесены, футболки со всех столиков отправляются на закрепляющую сушку в специальную "туннельную" сушилку. Из туннеля футболки выезжаю готовыми к носке.

Туннельная сушка происходит в таком вот устройстве. На выходе из него имеет готовую к носке футболку!

. Всё готово! Осталось лишь упаковать. Готовым футболкам предстоит заключительный этап приключений на фабрике - упаковка, где футболки сортируются по размерам и укладываются в индивидуальные пакетики.

***
Вот мы и рассказали вкратце о том, как картинка, созданная дизайнером, оказывается на футболках TEESHKA.
Ждите следующих публикаций!

P.S.
В довесок — рассказ об одной хитрости. Этот финт может пригодиться тем, кто печатает шелкухой для себя или по делу.
Печать шелкографией на специальных листах с последующим термопереносом. Такой ход позволяет сэкономить изделия - футболки. Представим, что нет уверенности в том, что принт удачный, и есть риск изготовить партию футболок, которые "не пойдут". Так вот, можно напечатать этот принт не сразу на изделиях, а на специальных листах бумаги, которые затем сверху покрываются специальным клеевым слоем. При наличии термопресса можно запросто перенести изоображение на одну, пять или сколько надо футболок самостоятельно. И если принт действительно удачный, то перенести через термопресс весь тираж с листов на футболки. В противном же случае (если принт "не зашел") листы с принтами останутся, да. Но не будут отпечатаны футболки и на них можно будет нанести другое изображение.