Обзор переходника Metabones EF-E mount adapter (Mark III)

Адаптер (переходник) Metabones EF-E mount Mark III позволяет устанавливать объективы с байонетом Canon EF и Canon EF-S на камеры Sony с байонетом Sony E .

Байонет ‘E’ используют камеры со сменной оптикой Sony NEX, Sony ILCE (в том числе a7, a7r, a7s) , некоторые видеокамеры Sony (серия NEX-FS и NEX-VG) и, в добавок, Hasselblad Lunar.

Объектив и переходник Metabones EF-E mount adapter (Mark III)

Адаптер имеет контактные группы, как со стороны объектива, так и со стороны камеры, встроенный микропроцессор переводит ‘Sony-сигналы’ на ‘язык объективов от Canon’ и обратно, в результате, получая полную совместимость двух систем.

При использовании такого адаптера сохраняются следующие функции объектива:

  • Автоматическая фокусировка
  • Управление диафрагмой
  • Работа стабилизатора изображения Canon IS
  • Передача данных
  • Поддержка многих других функций, присущих объективам Canon
  • Переходник пустотелый, без дополнительных линз, никоим образом не влияет на исходное качество изображения объектива

Объектив с установленным переходником Metabones EF-E mount adapter (Mark III)

Я был очень сильно удивлен, когда своими глазами увидел как объектив ‘ожил’ на камере Sony a7R. При использовании такого адаптера камера считала, что на ее установлен родной объектив — Sony 18-55mm F3.5-5.6 OSS. При этом работали все нужные функции, даже такие, как исправления виньетирования и хроматических аберраций. Единственное, мне пришлось использовать съемку с режимом APS-C из-за того, что разработан для кропнутых камер с сенсором APS-C.

Вид адаптера Metabones EF-E mount adapter (Mark III)

Адаптер очень качественно изготовлен, практически весь из металла и качественного пластика. Поставляется в небольшой коробочке с двумя маленькими Г-образными фигурными ключиками и двумя заглушками.

Ключики из комплекта поставки и снятая штативная лапка

С помощью ключиков можно снять штативную лапку и даже разобрать адаптер, а заглушками заткнуть образовавшиеся отверстия. На штативной лапке находится штативное гнездо. Лапка совместима с некоторыми штативными головками определенных производителей.

Метки для крепления объектива и для крепления на камеру

Переходник питается от камеры, имеет кнопку-фиксатор для снятия объектива и еще одну дополнительную кнопку для полного открытия диафрагмы. Диафрагма автоматически управляется из камеры, замер, как и положено, всегда происходит при полностью открытой диафрагме, потому применения кнопке открытия диафрагмы я не нашел. Заявлено, что такая кнопка порой помогает при ручной наводке на резкость.

Объектив и Metabones EF-E mount adapter (Mark III)

Установить такой адаптер на камеру и объектив так же легко и просто, как и присоединить объектив к камере:)

Порт для программирования и кнопка открытия диафрагмы

К тому же, адаптер имеет специальный разъем, закрытый заглушкой, через который его можно перепрограммировать для полной совместимости практически с любой камерой и объективом. Перепрограммировать то можно, но вот пока заявлено, что ПО для этого не существует:).

Metabones EF-E mount adapter (Mark III) на Sony a7r

При использовании этого адаптера с объективом скорость автоматической фокусировки была очень низкая, фотографировать с автоматической фокусировкой практически невозможно, даже архитектуру и пейзажи. Мотор объектива перемещает линзы так же быстро, как если бы он работал на родной камере, но вот Sony a7r очень долго определяется с наводкой на резкость. Также, существует огромный список несовместимых с данным адаптером объективов, особенно от сторонних производителей. Не поддерживается и огромное число разных тонких настроек фокусировки. Есть огромный список ограничений:

  • официально поддерживаются только родные объективы Canon, выпущенные не раньше 2006 года. Скорее всего автофокус со старыми объективами будет отсутствовать
  • не поддерживается следящая фокусировка и прямая ручная фокусировка DMF
  • видеокамеры Nex-FS будут автоматически фокусироваться только в режиме фото
  • с некоторыми объективами автоматическая фокусировка может просто замереть, чтобы ‘разморозить’ объектив, следует повторно нажать на кнопку фокусировки
  • и так далее:(

Объектив Canon на камере Sony a7R

Когда я использовал подобную связку, то кроме фокусировки, не было никаких проблем. На Sony a7R мне гораздо проще было использовать ручной режим фокусировки с функцией пикинга, это в разы ускорило наводку на резкость.

Связка объектива Canon и камеры Sony a7r с помощью Metabones EF-E mount adapter (Mark III)

Небольшая галерея снимков на эту необычную связку.

Отличия от предыдущей версии (T Smart Mk IV):

  • резиновое уплотнительное кольцо для защиты камеры от попадания пыли и влаги
  • отдельная кнопка IBIS/ON для управления внутрикамерной стабилизацией совместимых камер
  • светодиодный индикатор, показывающий режим работы, работу оптической стабилизации (в объективе) и т.д.
  • совместимость с новейшим камкордером Sony PXW-FS7 Mark II

Эксклюзивные преимущества адаптеров Metabones T Smart:

  1. Поддерживается оптическая стабилизация в объективе, в камере или оба стабилизатора одновременно.
  2. Плавная работа диафрагмы с последними объективами Canon (модели с 2009 г.), Tamron (серия SP, с 2013 г.), Sigma (с 2016 г.)
  3. Программируемая кнопка на корпусе объектива может быть назначена для доступа к любой из более 50 функций камеры (по умолчанию: блокировка автофокуса).
  4. Отдельная кнопка для включения и выключения стабилизатора SteadyShot INSIDE у тех моделей Sony Alpha, где он есть в наличии
  5. Поддержка телеконвертеров Sony, камкордера Sony FS7 Mark II
  6. Поддержка объективов Cinema EOS (CN-E), включая автофокусировку, автоматическую диафрагму и электронное управление трансфокацией (power zoom)
  7. Резиновое кольцо-уплотнитель на байонете (со стороны камеры) защищает от проникновения внутрь корпуса пыли и влаги
  8. Съемный штативный адаптер, совместимый с системой Arca Swiss и стандартными штативными винтами

Особенности использования:

  • Адаптер поддерживает контрастную фокусировку со всеми камерами с активным байонетом E-Mount. Фазовая фокусировка поддерживается вместе с камерами Sony A9, A7R III, A7R II, A7 II, A7 III, A6300 и A6500.
  • Работа со SteadyShot INSIDE: если объектив передает информацию о дистанции, доступна 5-осевая внутрикамерная стабилизация. Если не передает, стабилизатор в камере работает только по 3 осям. Совместимые фотоаппараты: Sony A7 II, A7 III, A7R II, A7R III и A7S II. Оптический стабилизатор в объективе поддерживается при его наличии.
  • Поддерживается электронная ручная фокусировка (у таких объективов, как EF 85mm f/1.2L II или EF 50mm f/1.0L)
  • Светодиодный индикатор на корпусе: показывает режим работы адаптера, работу стабилизатора в объективе и статус коммуникации с объективом
  • Поддерживается запись EXIF (фокусное расстояние, значение диафрагмы, название модели объектива)
  • При использовании на камкордерах серий VG и FS, а также на A9, серии A7, A6300 и A6500 показывается информация о дистанции и положении зума (если объектив передает информацию о дистанции)
  • Автоматическое увеличение (при ручной фокусировке, если объектив передает информацию о дистанции)
  • Поддерживает установку полнокадровой и неполнокадровой оптики (EF и EF-S). EF-S объективы могут демонстрировать усиленное виньетирование из-за разницы в кроп-факторах
  • Автоматическое переключение в APS-C режим при установке объективов для формата APS-C

Ограничения:

  • Следящая автофокусировка работает только в «Зеленом» режиме, с камерами A9, A7R II, A7II, A6500 и A6300.
  • Автофокусировка во время видеозаписи работает только в «Продвинутом» (Advanced) режиме. Она улучшена, но по-прежнему может быть неудовлетворительной, в зависимости от разных факторов (объектив, освещение, контрастность объекта и т.д.)
  • Автофокусировка может не работать при эффективной светосиле объектива (с телеконвертером) ниже f/8
  • Телеконвертер SEL14TC с некоторыми длиннофокусными объективами может работать неудовлетворительно: медленная фокусировка и усиленное виньетирование
  • Скорость фокусировки в значительной степени зависит от дизайна объектива и его состояния
  • Кинообъективы, такие как CN-E 18-80mm T4.4 не поддерживаются в фоторежиме
  • Некоторые объективы шумят сильнее обычного
  • Старые объективы Tamron со стабилизатором могут не поддерживать свободное переключение между оптической и матричной стабилизацией
  • Неоригинальные батарейные рукоятки могут вызывать некорректную работу адаптера (ошибочное изменение диафрагмы)

Адаптер протестирован в работе как с фото-. так и с видеокамерами Sony. Полный список проверенных моделей:

  • A9, A7S II, A7R II, A7R III, A7 II, A7S, A7R, A7
  • A6500, A6300, A6000, A5000
  • PXW-FS5, PXW-FS7, PXW-FS7M2, NEX-FS700, NEX-FS100
  • NEX-EA50, NEX-VG900, NEX-VG30, NEX-VG20, NEX-VG10
  • NEX-7, NEX-6, NEX-5R, NEX-5N, NEX-5, NEX-C3, NEX-3

Адаптеры Metabones используют байонетные кольца из хромированной латуни, как со стороны объектива, так и со стороны камеры. По сравнению с дешевым алюминием латунь поддается более точной машинной обработке, меньше изнашивается и меньше расширяется при нагреве, поэтому объектив устанавливается на камеру очень плотно, без какого-го либо люфта, раскачивания. Таким образом полностью сохраняется качество изображения. Внутренняя поверхность адаптера покрывается черной бархатной тканью, исключающей переотражения рассеиваемого линзами света. Дизайн адаптера обеспечивает фокусировку на бесконечность и корректную работу с объективами, имеющими в схеме «плавающие» элементы.

Протестированные объективы.

Быстрая автофокусировка на всех камерах с байонетом E:

Canon EF 8-15mm f/4L USM Fisheye*
Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM*
Canon EF 11-24mm f/4L USM
Canon EF 16-35mm f/2.8L USM
Canon EF 16-35mm f/4L IS USM
Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM
Canon EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 IS II*
Canon EF 20-35mm f/3.5-4.5 USM
Canon EF 24mm f/1.4L USM
Canon EF 24-105mm f/4L IS USM
Canon EF 28-80mm f/3.5-5.6 II
Canon EF 40mm f/2.8 STM*
Canon EF 50mm f/1.2L USM
Canon EF 50mm f/1.4 USM
Canon EF 50mm f/1.8 STM*
Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM*
Canon EF 70-200mm f/4L IS USM
Canon EF 70-200mm f/4L USM
Canon EF 70-300mm f/4-5.6L IS USM*
Canon EF 85mm f/1.2L II USM
Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM*
Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6L IS USM
Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6L IS II USM*
Canon EF 180mm f/3.5L Macro USM
Canon EF 200mm f/2.8L II USM
Canon EF 300mm f/4L IS USM
Canon EF 400mm f/5.6L USM
Canon EF Extender 1.4x III
Canon EF Extender 2x II
Sigma 18-35mm f/1.8 DC Art
Sigma 24-105mm f/4 DG OS Art
Sigma 50mm f/1.4 DG HSM
Sigma 50-100mm f/1.8 DC HSM Art 016*
Tamron SP 15-30mm f/2.8 VC USD A012*
Tamron 16-300mm f/3.5-6.3
Tamron 18-200mm f/3.5-6.3
Tamron 18-250/3.5-6.3 XR Di II LD Aspherical MACRO A18
Tamron 18-270/3.5-6.3 Di II VC PZD B008
Tamron SP 24-70mm f/2.8 Di VC USD A007
Tamron SP 45mm f/1.8 Di VC USD F013*
Tamron SP 70-200mm f/2.8 Di VC USD A009*
Tamron 70-300mm f/4-5.6
Tamron SP 90mm f/2.8 Macro
Tamron 150-600mm f/5-6.3 VC USD A011*
Tokina 10-17mm f/3.5-4.5 DX
Tokina 11-16mm f/2.8 DX II

* - плавная работа диафрагмы

Быстрая фазовая фокусировка, медленная фокусировка по контрасту (тестировалось на A7R II:

Canon EF 14mm f/2.8L II USM
Canon EF 24-70mm f/4L IS USM
Canon EF 28-300mm f/3.5-5.6L USM
Canon EF 35mm f/2L IS USM
Canon EF 35-350mm f/3.5-5.6L USM
Canon EF 70-200mm f/2.8L IS USM (Mark I)
Canon EF 70-200mm f/2.8L USM (non-IS)
Canon EF 75-300mm f/4-5.6 IS USM
Canon EF 85mm f/1.8 USM
Canon EF 400mm f/2.8L IS USM (Mark I)
Canon EF 400mm f/5.6L USM
Canon EF 500mm f/4L IS USM (Mark I)
Sigma 12-24mm f/4.5-5.6 (Ver I)
Sigma 20mm f/1.4 DG HSM Art
Sigma 24mm f/1.4 DG HSM Art
Sigma 35mm f/1.4 DG HSM Art
Sigma 50mm f/1.4 Art
Sigma 50-500mm f/4-6.3 OS HSM
Sigma 70-200mm F2.8 APO EX DG OS HSM
Sigma 85mm f/1.4 EX DG HSM
Sigma 150mm f/2.8 Macro
Sigma 150-600mm f/5-6.3 OS HSM Contemporary

Фазовая фокусировка на A6300, A6500, A7II и A7RII, фокусировка по контрасту не работает:

Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM
Canon EF 28-70mm f/3.5-4.5 II
Canon EF 35mm f/1.4L USM
Canon EF 50mm f/1.8 II
Canon EF 100mm f/2.8 Macro USM
Canon EF 135mm f/2L USM
Contax N Vario Sonnar 17-35mm f/2.8
Contax N Planar 50mm f/1.4
Contax N Vario Sonnar 70-200mm f/3.5-4.5
Contax N Planar 85mm f/1.4
Kenko Teleplus Pro 300 1.4x
Kenko Teleplus Pro 300 2x
Sigma 18-125mm f/3.8-5.6 DC OS HSM
Tamron SP 17-50mm F/2.8 XR Di II VC LD Aspherical B005
Tamron 18-270/3.5-6.3 Di II VC LD Aspherical MACRO B003

Следующие объективы работают только в режиме ручной фокусировки:

Samyang 35/1.4
Zeiss CP.2 25mm/T2.9
Zeiss CP.2 100mm/T2.1
Zeiss ZE Distagon 15/2.8
Zeiss ZE Distagon 21/2.8
Zeiss ZE Distagon 35/2
Zeiss ZE Makro-Planar 50/2
Zeiss ZE Makro-Planar 100/2

Не поддерживаются:

Мануальные объективы или переходники с кустарным «чипом» подтверждения фокусировки («одуванчиком»)
Tamron 28-300/3.5-6.3 XR Di VC LD Aspherical MACRO A20

У меня в руках стопка переходников для разной оптики на Е-байонет Sony. Мой друг собирается переходить на Sony, точнее, докупать её в качестве второй камеры для видеосъёмки к своему Canon-у и спросил - нет ли у меня переходников? Переходники неожиданно нашлись: 4 - для Canon, 2 - на Nikon. Дешёвые, дорогие и очень дорогие. Пришлось их опробовать.

Почему вообще речь о переходниках? Как только люди по каким-то причинам собираются переходить на Sony, они сталкиваются с проблемой стоимости оптики Sony, которая заоблачная. У Sony очень хорошая оптика, но она совсем не бюджетная и это серьезная проблема. Некоторые ставят неавтофокусную оптику. Другие задаются вопросом - можем ли мы приспособить имеющийся парк оптики другой марки на Sony?
Судя по количеству переходников в моих руках - можем. Поэтому и было решено опробовать на практике, стоит ли это делать и насколько успешным будет результат.
Познакомившись с принципом работы переходников, выяснилось, что они дают гораздо больший функционал, чем я ожидал. Они обеспечивают не только переход с одного байонета на другой, но обеспечивают некоторые функции, зачастую очень интересные.
Можно взять полнокадровый объектив, поставить его через переходник на кропнутую матрицу, и переходник, благодаря своим линзам, соберет световой пучок и “впихнет” его в ваш кроп, т.е. ваш кроп станет не 1,5 или 1,7, а фактически 1,1. Светосила увеличивается на одну ступень. Звучит как магия. К сожалению, цена такого переходника - тоже магическая - порядка 60 тыс. рублей. Мои переходники несколько дешевле - до 36 тысяч - тоже нельзя сказать, что дешевые.

Попробуем описать два типичных сценария использования переходников.

Первый - мы хотим сэкономить деньги. Например, вы покупаете Sony a7S первого поколения, через переходник ставите дешевый полтинник от «Зенит»-а или «ФЭД»-а, и можете снимать, добавив к стоимости камеры, всего 5-6 тыс. рублей. С точки зрения экономии - это существенно.

Второй сценарий - у вас уже имеется парк оптики, например, Canon. Вы хотите купить Sony и воспользоваться своей оптикой. И вот тут начинается куча нюансов. Мои переходники поддерживают функции фокусировки, в т.ч. и следящей, и даже включения оптической стабилизации в объективе Canon. Но только в режиме фото. К сожалению, в режиме видеосъёмки, следящая автофокусировка на оптике Canon не поддерживается, в отличие от родной оптики Sony, которая великолепно фокусируется при видеосъёмке. Но с Canon-ской оптикой вы этого удобства не получите.
Далее, когда вы покупаете автофокусные переходники, то автофокус будет работать качественно только на камерах Sony c фазовой фокусировкой, таких камер на сегодня только четыре: a6300, a6500, a7RII и a7II. На них скорость фокусировки будет такой же как на камерах Canon. На других камерах Sony (a7S, a7SII, a7R…) - можете считать, что автофокусировки у вас нет.
И это еще не все оговорки. Все переходники работают очень по-разному с каждым отдельным объективом. И подбор переходника для себя может стать серьезной и сложной задачей. Переходник - сложное устройство, а его прошивка поддерживает определенные объективы. Прошивку следует регулярно обновлять, что тоже лишние хлопоты.
А если у вас оптика, например, под Canon, но выпущенная сторонними производителями (Tokina, Sigma, Tamron…)? Будет она работать на Sony? Будет, но тоже с нюансами. В моем Tamron-е есть встроенный стабилизатор. Так вот, на самом дорогом переходнике Metabones стабилизатор отказался работать, а на переходнике от Sigma, он заработал! И кто об этом мог знать, и где об этом можно было прочитать? Получается, вам нужно прийти с камерой и своей оптикой в магазин и подбирать оптимальный переходник.
Кстати, Sony рекомендует использовать свои камеры с рекомендованными переходниками. Инженер Sony, во время , рассказал, что, когда они готовили свой переходник с байонета А на Е, им пришлось сделать огромную работу, пока они протестировали всю возможную оптику на своих переходниках и не убедились, что она работает безукоризненно во всех режимах, в т.ч. и при видеосъёмке. Поэтому, в случае работы с разнобайонетными стёклами Sony и Minolta, пожалуй, стоит приобретать родной переходник Sony, чтобы получить полноценную работу оптики во всех режимах.
С другой стороны, что если вам по каким-то причинам вам всё-таки нужно поставить именно стороннюю оптику на Sony, переходники позволят вам это сделать, но постарайтесь очень тщательно подойти к их выбору.

Sony A7R я купил как задник к имеющейся оптике Canon и Nikon. Соответственно, через переходники.

С оптикой Nikon-F все понятно: механический переходник, все как всегда, переходники подороже с поводком для Nikon-G, переходники подешевле без поводка, никакой фантазии. Отличаются, как водится, качеством изготовления, качеством чернения, но обсуждать особо нечего. У меня - Metabones , но подошел бы и любой другой попроще. Metabones в положительную сторону отличается только большим ходом кольца поводка диафрагмы, но принципиально важно это только для Nikon-G (а такой оптики у меня нет, версию для G-mount брал на всякий случай, там разницы $40).

С Canon ситуация полностью противоположная. Управление диафрагмой в этих объективах - электронное, следовательно нужен чип , который примет команды от камеры по протоколу Sony и странслирует их в команды Canon. При этом может работать и автофокус и стабилизатор. А может и не работать. А может вообще ничего не работать.

У меня таких (кэноновских) переходников теперь два (из текста - понятно почему) и имею про них сказать (применительно к моему парку оптики и камере Sony A7R).

  • Работает практически со всей моей оптикой кроме Canon 300/4L IS . Впрочем, автофокусной оптики у меня мало: Sigma 35/1.4, Canon: 70-200/4 IS, 135/2, 400/5.6, Tamron 28-75 (это который очень старый). С неавтофокусными цейсами и кэнонами - тоже работает (диафрагма закрывается, а больше там ничего и нет).
  • Автофокус весьма условный (очень медленный и дрыгается туда-сюда), но есть.
  • Качество изготовления: хорошее, мне нравится.
  • Внутренняя шахта - расширяется "наружу", у светосильной оптики виньетирование будет меньше, для несветосильной - вроде бы неважно.
  • Чернение шахты - средненькое. Пишут, что для тильт-шифтов надо заклеивать бархатом-самоклейкой , еще не делал, жду пока самоклейка приедет.
Проблема с 300/4, который у меня очень ходовой меня мучала и я купил еще один переходник Techart EOS-iNEXII :
  • 300/4 заработал . Ну то есть автофокуса нет, IS есть, диафрагма работает. Я счастлив.
  • Автофокус с другой оптикой работает хуже, чем в случае Metabones: 28-75 фокусируется еще медленнее, 135/2 - вовсе не фокусируется, дрыгается туда-сюда.
  • Возможно, автофокус у 135/2 спасет апгрейд фирмвары (он там wireless, в комплекте есть USB-адаптер для этого), но пробовать я не буду, боюсь что может отвалиться 300/4 ради которого все и затевалось.
  • Качество изготовления: хорошее.
  • Пятка для штатива шире чем стандартный Arca-style (и у Metabones и в исполнении RRS), но в винтовые челюсти RRS влезает. С защелками могут быть проблемы.
  • Шахта не расширяется наружу, с светосильной и Shift оптикой будут проблемы с винетированием бОльшие чем у Metabones.
  • Шахта оклеена бархатом, блестит меньше, чем метабоновская пластмасска.
Итого

Будьте готовы, что EOS-NEX/A7 адаптеров вам потребуется больше одного.

Помимо Techart, на Ebay есть еще адаптеры с маркировкой King (дешевле, примерно $160) и начали появляться еще более дешевые (сейчас вижу за $108, но видел и дешевле $100). Что у них внутри - мне неизвестно.

На списки совместимости оптики на Ebay смотреть, похоже, бессмысленно - один и тот же адаптер у разных продавцов может иметь разные списки. Это может быть разница в версии фирмвари, а может быть (и скорее всего) - просто копипастят друг у друга.