8.2.1. Диспетчерские пункты должны быть оснащены современными средствами оперативного и диспетчерского управления и связи, а также по возможности компьютерной техникой, связанной с терминалами и программируемыми контроллерами на основных сооружениях и сети.

8.2.2. На диспетчерском пункте необходимо иметь оперативные материалы в объеме, соответствующем границам ответственности конкретного диспетчерского пункта (ЦДП, МДП и т.п.):

а) оперативные схемы основных коммуникаций, сооружений и средств регулирования, управление которыми осуществляет диспетчер;

б) планшеты в масштабе 1:2000, каждый из которых охватывает территорию объекта управления площадью 1000 х 1000 м со всеми подземными коммуникациями и сооружениями, имеющимися в натуре. На планшетах должны быть указаны номера колодцев (камер), установленное в них оборудование и контрольно-измерительная аппаратура;

в) схемы коммуникаций и характеристики оборудования;

г) графики и режимные карты сооружений и оборудования;

д) планы текущего и капитального ремонтов сооружений;

е) полный комплект действующих эксплуатационных руководств, включая настоящие ПТЭ, правила техники безопасности и инструкция взаимодействия службы сетей водоснабжения с органами пожарной охраны, а для оперативного персонала объекта (насосных станций и т.п.), обслуживающих электроустановок - действующие Правила технической эксплуатации и Правила техники безопасности электроустановок;

ж) список служебных и домашних телефонов руководящего персонала производственного предприятия водоснабжения и канализации и их адреса;

з) список и телефоны различных служб города - энергоснабжающей организации, горгаза, пожарной охраны, органов Министерства по чрезвычайным ситуациям, органов Госсанэпиднадзора, органов управления использованием и охраной водных ресурсов.

При оснащении диспетчерского пункта компьютерной техникой указанные оперативные материалы следует перевести на дискеты и занести в память компьютера.

8.2.3. Для наглядности и удобства работы персонала диспетчерского пункта на оперативных схемах следует отражать состояние сооружений и оборудования (в работе, в ремонте, в резерве, авариях) условными обозначениями, сигналами или символами.

Оперативные схемы сетей систем водоснабжения и водоотведения должны быть нанесены на план города с указанием наименований улиц, проездов, площадей и нумераций строений.

8.2.4. Диспетчерский пункт состоит из следующих помещений (или части из них): диспетчерская с щитами, пультами и столом с компьютером для диспетчера; аппаратная со штативами, реле, выпрямителями, зарядно-разрядными щитами; аккумуляторная, контрольно-ремонтная мастерская с оборудованием и персоналом; бытовые помещения.

8.2.5. Диспетчерские пункты должны быть оснащены следующими средствами связи и управления (либо частью из них):

а) избирательной (селекторной) телефонной или радиотелефонной связью;

б) устройствами для телеизмерения показателей работы сооружений и оборудования;

в) дистанционной сигнализацией и средствами контроля за работой сооружений и оборудования;

г) телемеханическими средствами управления агрегатами, механизмами и запорно-регулирующими устройствами;

Диспетчеризация в системах электроснабжения и электропотребления представляет собой систему централизованного управления устройствами электроснабжения.

На предприятиях существуют два вида организации диспетчерского управления.

1. Диспетчерское управление осуществляет отдел главного энергетика, при этом функции главного диспетчера выполняет главный энергетик либо один из специалистов отдела. Функции дежурных диспетчеров возлагаются на дежурных инженеров подстанции.

2. Отдел главного энергетика в своем составе имеет диспетчерскую службу, в которую входят главный диспетчер и дежурные диспетчеры, находящиеся на диспетчерском пункте.

Диспетчерский пункт осуществляет оперативное управление и контроль работы всех элементов системы электроснабжения, руководство дежурным персоналом по производству оперативных переключений и допуску к ремонтным работам, руководство ликвидациями аварий в системе электроснабжения, контроль за нагрузкой отдельных линий и подстанций, контроль за режимами электропотребления по цехам и предприятию.

Из диспетчерского пункта осуществляется централизованное автоматизированное управление всей системой электроснабжения предприятия на основе средств телемеханики и компьютеризации.

На диспетчерском пункте контролируются электрическая нагрузка и напряжение в различных точках электрической сети предприятия, производятся переключения с целью устранения аварийных режимов, а также для вывода в ремонт подстанционного и линейного оборудования.

В диспетчерский пункт входят помещения:

    диспетчерская с размещением диспетчерского щита и пульта управления - рабочее место диспетчера;

    аппаратная, где размещается различная аппаратура (устройства питания, релейные шкафы, устройства телемеханики и др.);

    мастерская для мелкого ремонта аппаратуры и лаборатория для ее наладки;

    вспомогательные помещения (кладовая, санузел, комната для ремонтных бригад).

Компоновка диспетчерского пункта выполняется с обеспечением удобства монтажа и коммутационных соединений, наблюдения за обслуживаемым оборудованием, доступа во все помещения. В диспетчерской размещаются диспетчерские щиты и пульты, на которых устанавливаются приборы контроля, средства сигнализации и автоматизации, органы управления.

По назначению щиты и пульты подразделяют на оперативные (контроля и управления) и щиты вспомогательных устройств. На диспетчерском щите размещается мнемоническая схема, которая с помощью условных графических изображений элементов системы электроснабжения отображает технологический процесс и представляет собой информационную модель контролируемого объекта, процесса.

По степени надежности питания диспетчерские пункты относят к . Установленные на диспетчерском пункте приборы телемеханизации позволяют получить необходимую информацию о состоянии электрооборудования, находящегося на значительном расстоянии, о параметрах системы электроснабжения, потреблении электрической энергии. При этом используются средства телемеханизации, к которым относятся устройства телеизмерения, телесигнализации и телеуправления.

На подстанциях, оборудованных системами автоматизации и телемеханизации, предусматривается местное управление выключателями для их наладки, возможности ревизии и ремонта оборудования РУ.

Оборудование диспетчерского пункта заземляют в соответствии с .

Помещения диспетчерских пунктов по степени пожарной опасности относят к категории Г, они должны соответствовать первой или второй степени огнестойкости по противопожарным требованиям. Помещения защищают от проникновения пыли и газов. В помещениях должно быть естественное освещение. Электрическое рабочее освещение должно быть рассеянным, обеспечиваемым люминесцентными лампами, аварийное - лампами накаливания.


АСДУ электроснабжением и электропотреблением на предприятии направлено на безаварийное и бесперебойное электроснабжение, экономичную организацию режимов и учета электропотребления, соблюдение графиков электрических нагрузок и графиков планово-предупредительных ремонтов электрооборудования, руководство допусками к работе бригад электриков.

На крупных предприятиях диспетчеризация организуется не только в системах электроснабжения и электропотребления предприятия, но также и по всем энергетическим службам в составе отдела главного энергетика (теплоснабжения и тепловых установок, водоснабжения и канализации, газоснабжения).

В системах электроснабжения предприятий автоматизированные системы диспетчерского управления предприятием (АСДУ) устройствами, оснащенными , обеспечивает:

    централизацию контроля и управления режимами электроснабжения;

    повышение оперативности контроля за работой электротехнических устройств и электрических сетей и управления ими;

    выбор и установление оптимального режима работы оборудования и сетей;

    повышение надежности электроснабжения потребителей;

    сокращение числа аварий и более быструю их ликвидацию;

    сокращение дежурного персонала электроустановок.

Задачи оперативного управления, решаемые АСДУ, определяются режимом работы системы электроснабжения. В нормальном режиме осуществляются

    контроль и регулирование электроснабжения и электропотребления, обеспечивающие необходимые требования к качеству электроэнергии и надежности ее подачи;

    сбор, обработка и документирование информации о работе устройств в системах электроснабжения;

    вывод оборудования в ремонт и ввод его из ремонта и из резерва.

В аварийном режиме срабатывают автоматические устройства первого уровня (релейная зашита).

Оперативно-диспетчерский персонал в этом случае производит необходимые отключения (переключения) устройств электроснабжения. В послеаварийном режиме решается задача восстановления нормальной схемы электроснабжения потребителей, заданных показателей качества электроэнергии, принятия мер по устранению причин аварии и ремонту поврежденного оборудования.

Страница 6 из 21

Диспетчерский пункт района (ДПР) является центром оперативно-диспетчерского управления района распределительных сетей и центром, где сосредоточивается весь объем информации о состоянии и режиме работы электрической сети и отдельных ее элементов. На рис. 5 в качестве примера приведен план одного из действующих ДПР предприятия, совмещенный с общепОд- станционным пунктом управления подстанции (ОПУ) 110/35/10 кВ. Помимо этого ДПР располагается в непосредственной близости с ремонтно-производственной базой района распределительных сетей, на которой организуется вся производственная и хозяйственная деятельность района.
В помещении 1 расположены щит управления и релейный щит подстанции 110 кВ на переменном оперативном токе, дежурство по которой совмещает диспетчер РРС. Для размещения ремонтных бригад служб подстанций и релейной защиты служит помещение 2. В комнатах 3 и 4 в соответствии с типовым проектом организации рабочего места размещается персонал ОВБ. Отопление помещений ДПР и ОПУ осуществляется от теплового узла 5, ОПУ с ДПР соединяется с помощью переходной галереи 6, в которой установлены специальные стеллажи 7 для хранения защитных средств и приспособлений, необходимых для работы ОВБ и осуществления дежурства по подстанции.


Рис. 5. План диспетчерского пункта района распределительных сетей

Собственно диспетчерский пункт и его оборудование размещаются в помещениях 8-10 и 14-16. Комната отдыха диспетчера 8 и помещение 9 для оформления нарядов-допусков для работ на подстанции являются вспомогательными. В зале 10 установлены диспетчерский щит 11, стол 12 и пульт 13. В помещениях 14, 15 и 16 размещены аккумуляторная связи, аппаратура связи и телемеханики.
Объектом оперативно-диспетчерского управления является оборудование подстанций 35-110 кВ, распределительных пунктов, секционирующих пунктов, пунктов АВР и трансформаторных подстанций 6-10 кВ.

Диспетчерский щит является основным средством отображения информации о состоянии электрической схемы сети и служит диспетчеру основанием для принятия им решений в условиях нормального режима работы сети и при аварийных ситуациях. Тип и конструкция диспетчерского щита в значительной мере определяют как удобство работы диспетчера, так и те трудности в эксплуатации, которые связаны с поддержанием мнемонической схемы щита в должном состоянии. При этом диспетчерский щит должен удовлетворять следующим основным требованиям:
наглядность и обозреваемость мнемонической схемы отдельных подстанций, распределительных пунктов и сети в целом;
четкое указание включенного и отключенного положений коммутационных аппаратов (символы выключателей, разъединителей и отделителей);
удобство и простота при переделках, связанных с изменением первичных схем отдельных элементов сети (подстанций 35-110 кВ, линий электропередачи всех напряжений, ТП 6-10 кВ, РП), а также при выполнении операций по изменению положения коммутационной аппаратуры;
возможность установки на щите дополнительных символов, например переносного заземления, постороннего источника питания (дизельной электростанции и т. п.) у потребителя, обозначения молочно-товарной фермы и др.;
надежность действия переключающие символов щита, в особенности ключей квитирования, обеспечивающих выполнение операций телеуправления выключателями непосредственно с диспетчерского щита.

Указанным требованиям в полной мере отвечает выпускаемый Опытным заводом автоматики и приборов (ОЗАП) Мосэнерго щит диспетчерский наборный типа 1ДДН-10. Он предназначается для размещения мнемосхем энергообъектов и линий электропередачи напряжением 6-110 кВ, монтажа командно-квитирующей, сигнальной и управляющей аппаратуры.
Щит собирается из панелей, число которых определяется объемом обслуживаемых районом электроустановок. Каждая панель состоит из секции размером 1X1 м, число которых по вертикали зависит от выбранной высоты диспетчерского щита. Для щитов высотой 2,5; 3,5 м и выше могут изготовляться секции размером I X
Х0,5 м. Секция представляет каркас, сваренный из уголкового профиля, к которому крепится поле щита из элементов мозаики размером 100X100 мм, изготовленных из полистирола. Конструкцией предусмотрена возможность соединения панелей и секций между собой.
Мнемонические символы электрического оборудования и надписи изготавливаются также из полистирола и закрепляются в любом месте щита с помощью имеющихся на них шпилек. Для этого по всему полю щита в виде сетки с шагом 10 мм сделаны отверстия, соответствующие диаметру шпилек. Тем самым обеспечивается возможность набора мнемосхемы любой конфигурации и быстрого изменения ее при оперативных изменениях сети в натуре или в процессе развития электрических сетей. Мнемоническая схема щита набирается из типовых символов, знаков и элементов (рис. 6).


Рис. 6. Элемент мнемосхемы распределительной сети на диспетчерском щите:
I - КТП; 2 - МТП; 3 - воздушная линия; 4 - выключатель нагрузки; 5 - развернутая схема 10 кВ ЗТП; 6 - сетевой трансформатор; 7 - масляный выключатель; 8 - кабельная линия; 9 - разъединитель

Мнемонические схемы линий электропередачи и шин на диспетчерском щите выполняются полосами различной ширины нз цветного полистирола, которые имеют также металлические или полистироловые шпильки для крепления на поле щита. Цвета мнемознаков - по цвету напряжений, букв и цифр - черный, знаков, показывающих отключенное положение аппарата или электроустановки в делом, - красный.
Приняты следующие отличительные цвета напряжений: 3 кВ - голубой; 6 кВ - зеленый; 10 кВ - синий; 35 кВ - желтый; 110 кВ - красный.
Для изображения кабельных линий используются символы линий электропередачи соответствующего напряжения с равномерно расположенными на них наставками белого цвета с шагом 10-15 мм.
Информационная часть диспетчерского щита (имитаторы оборудования) набирается из элементов мозаичного типа, которые условно можно разделить на два основных вида:
элементы с накладной мнемоникой и пустые элементы, предназначенные для заполнения свободного поля щита;
сигнальные и командно-квитирующие элементы с электрическим монтажом.
Мнемосхемы подстанций 35-110 кВ и соединяющие их линии электропередачи располагаются в верхней части щита, ниже набирается схема распределительных сетей б-10 кВ. Планшеты подстанций 35-110 кВ, а также некоторых ЗТП, в основном телемеханизированных, набираются накладными символами, из которых собирается первичная схема электроустановки. При этом схемы телемеханизированных объектов, в частности имитаторы масляных выключателей, набираются на щите с помощью активных (световых) элементов - ключей квитирования. Контактная система этих ключей имеет игольчатые выводы, с помощью которых ключ устанавливается на поле щита. С обратной стороны щита на выводы надеваются специальные разъемы, чем обеспечивается монтаж электрической схемы. Под планшетом телемеханизированной подстанции установлена небольшая панелька с табло-номератором, который при потере канала связи с подстанцией загорается красным цветом. В эту же панельку устанавливается контактный разъем для перевода подстанции на телеуправление.
Включенное положение выключателя показывается расположением рукоятки квитирующего ключа вдоль линии мнемонической схемы (цепь замкнута), а отключенное положение - положением рукоятки поперек линии мнемоники (цепь разомкнута). В положении несоответствия рукоятка квитирующего ключа, выполненная из прозрачного материала, освещается пульсирующим светом. Напряжение питания ламп щита 9 В подается с блоков питания стойки управления и сигнализации типа СУС-10 через однополюсные автоматические выключатели для каждой подстанции (объекта).
На планшетах нетелемеханизированных объектов (РП, ЗТП, секционирующие пункты и пункты АВР) квитирующие ключи не устанавливаются. Вместе с тем символы масляных выключателей имеют аналогичный внешний вид и выполняются в виде поворотных рукояток с фиксаторами. Контактной системы они не имеют.

Диспетчерский пульт

Диспетчерский пульт управления является основным рабочим местом диспетчера и должен быть максимально приспособленным для удобной работы диспетчера. Это обеспечивается наличием свободного места для ведения записей, удобством пользования командно-сигнальной аппаратурой и устройствами связи, хорошей обозреваем остью диспетчерского щита, возможностью быстрого отыскания необходимой эксплуатационной и справочной документации и др.
Как правило, на пульте диспетчера района размещаются табло аварийно-предупредительной сигнализации, сигнальная аппаратура для контроля за работой устройств телемеханики (ТМ), диспетчерский коммутатор телефонной связи, пульт управления центральной радиостанцией, а также пульт автоматического включения магнитофонов для записи оперативных переговоров. При наличии устройств телеизмерений (ТИ) устанавливаются указывающие приборы этих устройств, ключи и кнопки для вызова телеизмерений.
На одном из диспетчерских пунктов предприятия установлен цветной дисплей, входящий в состав оперативно-информационного комплекса и предназначенный для отображения на экране дисплея по запросу с клавиатуры необходимой диспетчеру информации.
В качестве пульта применяется пульт типа ПД-10, который выпускается также ОЗАП Мосэнерго. Пульт этого типа рассчитан на работу в составе комплекса устройств телемеханики общепромышленного применения, стоек управления и сигнализации типа СУС-10, диспетчерского щита ЩДН-10 и устройства цифровой индикации.
Пульт состоит из следующих составных частей: рабочего стола на два рабочих места, стойки пульта с командно-сигнальной аппаратурой, двух комплектов коммутаторов связи типа ЭДТС-66, приборной приставки с цифровыми индикаторами и коммутационного устройства с вводными гребенками и зажимами для подключения внешних кабелей.
Стойка пульта состоит из каркаса с решеткой для установки мозаичных элементов и наборного поля, на котором скомплектована мозаичная пультовая аппаратура, функционально разделенная на следующие блоки: блок вызова подстанции; блок вызова параметра; блок выбора цифрового табло; блок общих кнопок;
табло аварийно-предупредительной телесигнализации (АПТС) с резервированием; блок контроля устройств ТМ.
Блок вызова подстанции обеспечивает сигнализацию наличия АПТС на подстанции, вызов ее на общее табло АПТС для расшифровки информации и для телеуправления.
Блок вызова параметра обеспечивает выбор точки телеизмерения с помощью устройства ТМ при количестве параметров ТИ не более 20.
Блок выбора цифрового табло служит для вывода текущих параметров на одно из цифровых табло приборной приставки.
Блок общих кнопок обеспечивает переключение табло АПТС с рабочего на резервное, опробование ламп сигнализации на щите, съем звуковой сигнализации.
Табло АПТС обеспечивает расшифровку аварийно- предупредительной телесигнализации при вызове определенной подстанции и индикацию номера вызванной подстанции. Используются как рабочее, так и резервное табло.
Блок контроля устройств ТМ обеспечивает сигнализацию исправности и повреждения их, включение и отключение питания ТМ и сигнализации, запрос и квитирование кратковременных телесигналов.
Для диспетчерских пунктов небольших районов, имеющих небольшое количество подстанций 35-110 кВ, могут применяться пульты ПД-10 упрощенной конструкции. Например, на пульте могут отсутствовать блок вызова подстанции, один или оба блока АПТС и др.

  • 7. Требования, предъявляемые к дорожно-комендантской службе, ее элементы.
  • 8. Организация дорожно-комендантской службы в районе переправ.
  • 9. Организация дорожно-комендантской службы в крупных населённых пунктах.
  • 10.Организация дорожно-комендантской службы в условиях массовых разрушений, заражений, пожаров и в тёмное время суток.
  • 11. Предназначение, организация, возможности, вооружение и оснащение поста регулирования движения.
  • График дежурства на посту регулирования движения № _______
  • 12. Предназначение, организация, возможности, вооружение и оснащение дорожно-комендантского отделения.
  • Тактико-технические характеристики
  • 13. Назначение, устройство, основные характеристики технических средств регулирования движения. Общие сведения о технических средствах регулирования движения
  • Электрифицированные жезлы
  • Основные характеристики и устройство жезлов
  • Подготовка к работе
  • Работа с жезлом
  • Уход за жезлом и его хранение
  • Электрифицированные вехи
  • Основные характеристики и устройство электрифицированных вех
  • Плавающие вехи
  • Малогабаритный светофор афр-2
  • Основные характеристики и устройство светофора афр-2
  • Подготовка светофора афр-2 к работе
  • Установка светофора афр-2
  • Уход и хранение светофора афр-2
  • Переносные электромегафоны
  • Основные характеристики и устройство электромегафона эм-2
  • Основные характеристики и устройство электромегафона зпэм-5
  • Подготовка электромегафона к работе
  • Работа с электромегафоном
  • Уход и хранение электромегафона
  • Особенности ухода за электромегафоном зпэм-5
  • Характерные неисправности и их устранение
  • Громкоговорящая установка гу-20м
  • Основные характеристики и устройство установки гу-20м
  • Подготовка к работе гу-20м
  • Работа с установкой гу-20м
  • Уход и хранение установки гу-20м
  • Сборно-разборный шлагбаум
  • Основные характеристики и устройство сборно-разборного шлагбаума
  • Подготовка к работе сборно-разборного шлагбаума
  • Дорожные знаки
  • Машины комендантского наряда
  • 14. Задачи и способы регулирования движения.
  • 15. Посты регулирования на военно-автомобильных дорогах.
  • Неподвижные посты регулирования
  • 1. У железнодорожного переезда (охраняемого):
  • Технические средства и принадлежностей для регулировщика и поста регулирования движения
  • Подвижные посты регулирования
  • Порядок задержания транспортных средств постами регулирования
  • 16. Порядок развёртывания и оборудования постов регулирования движения. Места расположения неподвижных постов регулирования
  • Технические средства и принадлежности для регулировщика и поста регулирования движения
  • Порядок оборудования неподвижного поста регулирования
  • 17. Регулирование движения у железнодорожного переезда и на перекрёстке дорог.
  • 18. Обязанности начальника поста регулирования движения.
  • 19. Общие обязанности регулировщика. Обязанности в особых условиях.
  • 20. Современное воинское движение и его характеристики.
  • Характеристики воинского движения
  • 21. Порядок движения. Восстановление прерванного движения.
  • Порядок движения на вад
  • Восстановление прерванного движения на вад
  • 22. Табельные автодорожные разборные мосты и их тактико-технические характеристики.
  • Малый автодорожный разборный мост марм
  • Характеристики марм
  • Средний автодорожный разборный мост сарм
  • Характеристики сарм
  • Особенности конструкции материальной части и комплектности моста сарм-м
  • Большой автодорожный разборный мост барм
  • Характеристики барм
  • 23. Общие сведения о правилах движения.
  • 24. Причины дорожно-транспортных происшествий и мероприятия по их предупреждению.
  • Все дтп по характеру механизма их совершения подразделяются на следующие виды: столкновения, опрокидывание, наезды и прочие происшествия.
  • 25. Назначение, состав и задачи диспетчерских пунктов.
  • 26. Размещение и оборудование диспетчерских пунктов.
  • 27. Организация работы диспетчерских пунктов.
  • 28. Виды и назначение пунктов обслуживания на военно-автомобильных дорогах.
  • 29. Основные задачи эксплуатационного содержания дорог.
  • Вопрос 6. Медицинский пункт, его размещение в полевых условиях, обязанности должностных лиц.
  • 30. Эксплуатационное содержание военно-автомобильных дорог в разное время года. Содержание вад весной
  • Содержание вад осенью
  • Содержание вад летом
  • Содержание вад зимой
  • 31. Средства связи, применяемые в дорожно-комендантских подразделениях.
  • 32. Дорожные знаки.
  • Предупреждающие знаки
  • 2. Запрещающие
  • 3.Информационно-ука­зательные
  • 4. Знаки сервиса
  • Вопрос 3. Табельные и изготавливаемые в войсках знаки ограждения и указательные знаки.
  • 34. Объекты на военно-автомобильных дорогах, подлежащие защите, охране и обороне, способы и средства воздействия на них противника.
  • 35. Мероприятия по защите, охране и обороне военно-автомобильных дорог. Защита на военно-автомобильных дорогах
  • 36. Действия личного состава дорожно-комендантского взвода по защите, охране и обороне района расположения взводного гарнизона.
  • 26. Размещение и оборудование диспетчерских пунктов.

    Диспетчерский контроль движения на ВАД осуществляется через сеть диспетчерских пунктов дорожно-комендантских частей иподразделений. Для всех диспетчерских пунктов на ВАД устанавливается единая нумерация.

    Диспетчерские пункты дорожно-комендантских частей и подразделений размещаются, как правило, совместно с их командными пунктами (пунктами управления) и развертываются непо средственно у дорог:

      в специально оборудованных автомобилях или прицепах, в сборно-разборных помещениях,

      в землянках,

      в палатках.

    Диспетчерский контроль движения на ВАД организуется, как правило :

      по исходным рубежам (пунктам) передвижения войск и тыловых частей,

      по районам размещения частей и учреждений материального, медицинского и других видов тылового обеспечения;

      на переходах через крупные водные преграды, у перевалов и тоннелей;

      на пересечениях ВАД фронтального и рокадного направлений,

      в других местах, где необходим организованный пропуск участников движения, контроль за их прохождением и, где возможен, маневр движением.

    Расстояние между диспетчерскими пунктами и места их размещения должны обеспечивать устойчивую радиосвязь, хорошуювидимость дороги, возможность остановки машины для проверки без помех основному движению, а также удовлетворять условиям маскировки и защиты от воздействия противника.

    На диспетчерском пункте оборудуются места для работы :

      на­чальника пункта,

      дежурного диспетчера,

    • а также места отдыха личного состава, свободного от дежурства.

    В районе пунк­ та оборудуются:

      укрытия для штатных машин и мотоциклов,

      пло­щадки для задержанных автомобилей,

      места для военнослужа­щих, ожидающих посадку на попутный транспорт,

      съезды с до­роги,

      щели для укрытия личного состава,

      окопы для обороны.

    На подходах к диспетчерскому пункту на дороге устанавливаются предупре­дительные знаки с указанием расстояний до него:

      на удалении 5 км,

      за 200 м до него.

    Непосредст­ венно у диспетчерского пункта :

      ставится знак с его номером,

      обо­рудуется площадка для остановки машин начальников колонн,

      до­рога перекрывается шлагбаумом, на котором крепится знак «Въезд запрещен».

    Непосредственно на дороге у развернутого дис­ петчерского пункта выставляется круглосуточный пост регулиро­вания со средствами регулирования для дневного и ночного вре­мени (Рисунок 11.1). В задачи поста регулирования входит также охрана диспетчерского пункта.

    Рисунок 11.6- Знаки диспетчерского пункта (а) и их расстановка (б).

    Диспетчерские пункты обеспечиваются:

    а) установленными блан­ками:

      диспетчерских сводок,

    б) образцами:

      пропусков,

      марш­рутных листов и прочих путевых документов,

      выписками с ука­занием задач диспетчерского пункта и функциональных обязанностей его личного состава,

      служебными и переговорными табли­цами, книгами для кодирования и раскодирования радиограмм, документацией дежурного радиста,

      комплектами журналов учета движения,

      штампами установленного образца для отметок в путе­вых документах начальников автомобильных колонн и водителей одиночных машин,

      прочей служебной документацией,

      имуще­ством в соответствии с установленными нормами и перечнями.

    Рисунок 11.7 – Бланк диспетчерской сводки

    Комплект технических средств для оборудования ДП:

    а) дорожные знаки:

      «Обгон запрещен» - 2 шт.,

      «Въезд запрещен» - 2 шт.,

      «Ограничение максимальной скорости» - 2 шт.,

      «ДП №__»- 2 шт.,

      «ДП 200м» - 2 шт.,

      «ДП 5км» - 2 шт.,

      стойка металлическая - 12 шт.,

    б) технические средства:

      жезл регулировщика электрифицированный - 7 шт.;

      светофор полевой малогабаритный АФР-2 - 1 к-т,

      электромегафон переносной типа ЭМ-2 - 1 к-т,

      фонарь электрический круглый белого света - 2 шт.,

      шлагбаум разборный - 2 к-та,

      отражатель регулировщика нагрудно-наспинный - 14 шт.,

      свисток - 7 шт.,

    в) инструмент:

      лопата большая саперная - 1 шт.,

      топор строительный - 1 шт.,

      пила по дереву поперечная двуручная - 1 шт.,

      лом обыкновенный - 1 шт.,

      кувалда с ручкой - 1 шт.

    На диспетчерских пунктах подразделений должны быть такие документы:

      журнал учета прохождения колонн,

      журнал полученных распоряжений,

      выписка из графика прохождения колонн,

      журнал учета задержанных машин,

      боевой расчет и схе­ма обороны и охраны диспетчерского пункта (при самостоятель­ном расположении на дороге).

    Рисунок 11.8 – Бланк журнала учета прохождения колонн

    Рисунок 11.9 – Бланк журнала полученных (отданных) распоряжений

    Рисунок 11.10 – Бланк выписки из графика прохождения колонн

    Рисунок 11.11 – Бланк журнала задержанных машин

    На диспетчерском пункте части, кроме того, оформляется и ведется рабочая карта, на которую наносятся:

      назначенный час­ти участок ВАД;

      однопутные участки,

      пересечения с железными дорогами в одном уровне,

      мосты малой ширины и грузоподъем­ности

      другие сложные для движения участки (объекты) на нем и принятый в этих местах порядок пропуска движения;

      объезды, обходы, дублирующие мостовые переходы и подъезды к ним;

      районы ожидания у переправ, крупных мостов, перевалов и дру­гих узких мест;

      места, подготовленные для сосредоточения техни­ки и личного состава с дороги при перерывах в движении;

      орга­низация дорожно-комендантской службы (границы ротных и взводных участков, диспетчерские пункты, посты регулирования, пункты обслуживания);

      размещение местных дорожных органи­заций, медицинских учреждений, ремонтных предприятий, узлов (пунктов) связи;

      данные о выявленных заграждениях, разруше­ниях и других причинах нарушения движения;

      принятые командо­ванием решения по их устранению и сроки устранения;

      данные по радиационной и химической обстановке.

    На диспетчерских пунктах взвода и роты эти данные отража­ ются на схеме применительно к назначенному участку (объекту). При необходимости могут дополнительно вестись и другие рабо­чие документы.

    В условиях современных боевых действий для управления движением целесообразно использовать воздушные диспетчерские пункты (ВзДП), оборудованные на вертолете.

    К омплект оборудования для такого ДП на вертолете включает:

      радиостанцию Р-105М, предназначенную для связи с наземными диспетчерски­ми пунктами, подразделениями разведки и командными пунктами дорожно-комендантских подразделений и частей;

      диктофон для записи отдаваемых распоряжений, получаемых донесений и раз­ведывательных данных;

      приборы радиационной и химической раз­ведки; сигнальные средства (ракеты, фонари, указки) для управ­ления колоннами в условиях сильных радиопомех и ограниченно­го ограниченно­го применения радиосвязи;

      средства переговорной связи между личным составом ВзДП и экипажем вертолета.

    Использование воздушного диспетчерского пункта особенно не­обходимо в условиях разрушений, завалов, пожаров и заражения дорог. В этом случае ВзДП, пролетая вдоль военно-автомобиль­ных дорог, выясняет их состояние, определяет положение колонн,последовательно вступает в связь с командными пунктами дорож­ных частей, диспетчерскими пунктами и подразделениями развед­ки, передает им полученные данные и организует вывод колонн из зон разрушения и заражения.

    Для решения задач контроля, обеспечения безопасности и управления технологическими и бизнес-процессами на стратегически важных промышленных, телекоммуникационных, транспортных и административных объектах создаются диспетчерские пункты.



    Видеостены Mitsubishi Electric в Едином Центре Управления Сетью ПАО «Мегафон»

    Сегодня на счету компании более 500 крупных проектов: начиная с конференц-залов, объектов государственной важности и образовательных учреждений, заканчивая музейными экспозициями и театрально-концертными площадками.

    Многолетний опыт, инженерный потенциал и партнерские отношения с ведущими производителями мультимедийного оборудования позволяют нам успешно реализовывать комплексное оснащение диспетчерских пунктов с использованием новейших технических средств, включающих современные системы визуализации информации, системы аудио и видеоконференцсвязи, системы управления и контроля.

    Среди оснащенных нами диспетчерских пунктов:

    • Центры управления сетями: «Псковэнерго» , «Ленэнерго» в Санкт-Петербурге, Кингисеппе, Новой Ладоге и других городах, «МРСК Северо-Запада» в Санкт-Петербурге , МРСК в г. Кострома
    • Единый центр управления сетью ОАО «Мегафон» для Восточной и Западной части сети в Самаре и Санкт-Петербурге
    • Система визуализации в диспетчерской АСУ ПКАД
    • 2 видеостены в центральном пункте управления г. Сочи, проект «Дублер Курортного проспекта» для систем автоматического управления дорожным движением и видеонаблюдения
    • Диспетчерская на Балаковской АЭС
    • ОАО «Нижнекамск Нефтехим» - диспетчерская и две видеостены в конференц-зале
    • Центр мониторинга ГУВД Тюменской области
    • Диспетчерская завода «Электропульт»
    • Пункт наблюдения помощника губернатора Санкт-Петербурга
    • Диспетчерская МЧС, г. Ростова на Дону
    • Диспетчерская Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор»
    • Единая диспетчерская служба, г. Краснодар и др.

    Особенности диспетчерских пунктов

    Отличительными особенностями диспетчерских пунктов и центров мониторинга от других объектов являются несколько факторов:

    • Режим эксплуатации 24 часа 7 дней в неделю 365 дней в году
    • Необходимость работать с массивом разнородных данных и динамических информационных потоков
    • Высокие эргономические требования к организации рабочего пространства и условий работы диспетчеров

    Ядром диспетчерских пунктов является экран коллективного пользования (полиэкран), реализуемый, как правило, в виде видеостены, собранной из видеокубов, либо, в отдельных случаях, из тонкошовных ЖК-панелей.

    Особенности оснащения диспетчерских пультов

    Требования к оснащению диспетчерского центра

    При создании или реконструкции диспетчерского пункта мы учитываем индивидуальные требования конкретного объекта и общую эргономику помещения:

    • Объем отображаемой информации в виде разноформатных данных: мнемосхемы, диаграммы, планограммы, сетевые графики, географические карты, измерения, поступающие от контрольно-учетной и сигнальной аппаратуры, информация из автоматизированных систем управления технологическими процессами
    • Площадь диспетчерского зала
    • Архитектурно-планировочное решение помещений, например, большие окна, создающие засветку, или ниши и колонны, которые надо учитывать при создании технического решения
    • Количество диспетчеров, операторов или инженеров, которые работают с большеэкранной системой отображения информации коллективного пользования
    • Максимально удобное взаиморасположение видеостены и рабочих мест
    • Удобство и быстрый доступ к информационно-справочным материалам на бумажных носителях либо какой-то оргтехнике
    • Наличие и необходимость расположения в диспетчерской комнате другого оборудования и аппаратных шкафов

    Особые требования к экрану коллективного просмотра (видеостене)

    Специфические требования к экрану коллективного пользования всегда зависят от конкретной сферы, в которой предполагается его использование — значение имеет, прежде всего, размер видеостены, её разрешение, а также число и тип выводимых источников. Однако зачастую требования различаются и в пределах одной области применения. Именно по этой причине особенно важно иметь гибкое и адаптируемое под индивидуальные требования решение.

    Исходя из предъявляемых требований к системе, могут быть предложены следующие технологии формирования изображения:

    • Видеостена, собранная из нескольких проекционных модулей
    • Видеостена, собранная из нескольких бесшовных ЖК-панелей
    • Видеостена, собранная из LED модулей

    Основными преимуществами видеостен перед другими технологиями являются:

    • Однородность изображения
    • Высокая надежность
    • Способность к продолжительной работе в режиме 24/7/365
    • Вывод максимально возможно подробной информации, мгновенная реакция на возникновение экстренных ситуаций и быстрое решение проблем в чрезвычайных ситуациях
    • Расширенные возможности контроля и управления
    • Интеллектуальная система отображения со специальными возможностями, например, возможностью сценарного управления тревожными сигналами, предопределения раскладок вывода, режимов работы и проч.
    • Совместное решение задач
    • Одновременное отображение различных данных
    • Возможность отображения большого числа разнообразных источников сигнала / информации / сценариев

    Оптимальным решением для построения полиэкранной системы в диспетчерских, требующих круглосуточную бесперебойную работу оборудования, являются графические видеостены на базе проекционных модулей (видеокубов). Каждый проекционный модуль является полноценным средством отображения информации, и благодаря высокому базовому разрешению, система, построенная из нескольких модулей, в целом имеет большую информационную емкость.

    Модульный принцип построения видеостен позволяет создать оптимальную конфигурацию и при необходимости наращивать систему. На графической стене возможна реализация гибких сценариев отображения информации. К примеру, в штатном режиме функционирования системы можно отображать обобщенную информацию о состоянии системы, а в случае аварии, в одном вспомогательном окне крупно и детально выводить проблемный участок, а в другом - описание заранее определенного алгоритма действий персонала в нештатной ситуации.

    На видеостене можно организовывать окна информации от камер видеонаблюдения и телевизионных вещательных каналов, выводить изображение, полученное по видеоконференцсвязи, графики, таблицы в режиме реального времени и т.д.

    В своей работе мы используем системы визуализации лидирующих разработчиков на рынке мультимедийной техники:

    • Mitsubishi Electric,
    • Christie Digital,
    • MultiTaction , а также гарантируем высокий уровень поддержки со стороны этих производителей.

    Этапы создания диспетчерского центра

    Состав работ по созданию диспетчерского пункта:
    • Выбор помещений, предоставление планировок (выполняет Заказчик)
    • Разработка, согласование и утверждение ТЗ на создание диспетчерского пункта (выполняют совместно Исполнитель и Заказчик)
    • Подписание Договора (с графиком работ)
    • Разработка дизайн-проекта помещений
    • Ремонт и отделка помещений
    • Разработка специализированной мебели
    • Разработка проекта технического, информационного, программного обеспечения диспетчерского пункта
      Примечание. При необходимости может выполняться в два этапа:
      1. Стадия П (эскизный проект)
      2. Рабочая документация.
    • Поставка и монтаж оборудования, создание начальной информационной базы, наладка программного обеспечения
    • Проведение приёмо-сдаточных испытаний, передача диспетчерского пункта в опытную эксплуатацию