Объемы гособоронзаказа (ГОЗ) подходят к пиковым, далее они будут снижаться. В связи с этим возрастает важность конверсии модернизированных мощностей оборонки - переориентации на выпуск современной гражданской продукции. Но не все обстоятельства способствуют исполнению этого плана.

В связи с ростом военных расходов постоянно упоминают Госпрограмму вооружений на 2011-2020 годы (ГПВ-2020; 23 триллиона рублей, из них свыше 19 - для Минобороны), однако гораздо реже речь заходит о целевой программе развития оборонно-промышленного комплекса, в которую в тот же период планируется закачать до трех триллионов рублей.

Эти громадные инвестиции направляются на технологическое переоснащение производств, но с одним условием: развитие выпуска не только военной, но и конкурентоспособной гражданской продукции, то есть конверсия значительной части новых мощностей в гражданский сектор после окончания масштабных работ по ГОЗ.

Первые замечания на этот счет звучали еще на старте обеих программ в 2011 году, но повторялись скорее как мантры. Страна сводила бюджет с профицитом и не испытывала нужды в средствах, а основной задачей на тот момент было размещение и исполнение ГОЗ, а не то, что будет «после ГПВ».

Вновь словосочетание «конверсия оборонки» зазвучало осенью 2015 года, а весной 2016-го несколько раз повторялось на высоких уровнях, в том числе президентом Владимиром Путиным.

Вопрос не праздный: в 2016-2017 году проходит пик оборонных заказов, после чего закупки новых вооружений, несмотря на маячащую на горизонте «ГПВ-2025» (в нынешней версии, при предполагаемом старте с 2018 года, скорее «ГПВ-2028»), начнут неуклонно сокращаться, что незамедлительно отразится на военной промышленности.

Настало время заняться чем-то другим

Пресловутые сковородки, утюги и титановые лопаты на ракетных заводах - первое, с чего начинается демагогия противников конверсии, которая уже в начале 1980-х годов не имела альтернативы. Нет у нее альтернативы и сейчас.

В тот период предложения о перестройке хозяйства выдвигались изнутри советской системы управления экономикой - из профильных институтов. В частности, Юрий Яременко (один из руководителей ЦЭМИ, а с 1987 года - глава будущего Института народно-хозяйственного прогнозирования) предлагал опереться на конкурентные преимущества «оборонного перекоса» советской промышленности: высочайшую концентрацию современного оборудования, умение бережно работать с качественным сырьем, передовые технологические процессы и отлично подготовленные кадры.

Именно этот перекос в распределении качественных ресурсов, людей и технологий (а не валовое завышение военных расходов) создавал основные проблемы в советской экономике, обескровливая гражданские отрасли и порождая в них режим повышенного потребления ресурсов.

Опираясь на эти широко понимаемые «мощности», по мнению Яременко, при минимальных затратах в течение одной пятилетки можно было вывести на новые объемы и стандарты качества производство потребительских товаров длительного пользования (ТДП - бытовой техники, автомобилей, радиоэлектронной аппаратуры и т.п.), а также совершить рывок в выпуске современных строительных материалов. Последнее в том же проекте реформ предполагалось использовать для резкого наращивания инфраструктурного (дорожного в том числе), но главным образом - жилищного строительства, с постепенным переходом к свободной продаже жилья в условиях развитого госкредитования населения.

Речь шла не просто о выдаче побочной гражданской «нагрузки» оборонным заводам, а о масштабном перепрофилировании целых производств - с сохранением кадров и технологического уровня. Оборонка занималась выпуском гражданской техники и ранее, но делалось это по остаточному принципу, в первую очередь задания не желал брать директорат - из-за низкой доходности.

Парадоксально, но там, где руководство приборостроительных объединений само хотело (и могло по располагаемым возможностям) делать конкурентоспособную гражданскую технику, например радиоаппаратуру или звукоусилители, в том числе на экспорт в страны СЭВ и третьего мира, руководство главков и ЦК рубило эти инициативы, требуя сосредоточить ресурсы на оборонных задачах.

Предложения оставались невостребованными. Наращивать выпуск новых ТДП стали только в 1989-1990 годах, когда ситуация обострилась уже до предела и начался подспудный рост трудовых конфликтов на предприятиях оборонки, которым с 1988 года начали срезать ГОЗ. И, кстати, последнее поколение советской бытовой техники, выпускавшейся на оборонных заводах в рамках этой куцей программы до середины 1990-х годов, при несколько кондовом дизайне обладало неплохими потребительскими свойствами и завидной надежностью основных агрегатов. Хотя, конечно, сковородки запомнились больше.

Впрочем, делалось это непоследовательно и слишком поздно. Кроме того, основной массив производственных линий, высвободившихся от сокращающегося ГОЗ, был просто выведен в мобилизационные мощности вместо перепрофилирования. Впоследствии именно этот бесполезный с точки зрения потребительского сектора сегмент технологического оборудования станет целью номер один как при откровенном разворовывании основных фондов предприятий, так и при вынужденной оптимизации активов с целью сохранить хоть какие-то кадры и работающие производства.

Интеграция подходит к концу

Одним из важнейших факторов, влияющих и на исполнение ГОЗ, и на перспективы конверсии, является «холдингостроение»: активная интеграция оборонных предприятий в профильные холдинги. Сейчас более 60 процентов выпуска продукции военного назначения сосредоточено приблизительно в 60 интегрированных структурах.

В сущности, за этим процессом, начавшимся в середине 2000-х и пошедшим валом на рубеже 2010-х, не стояло ничего иного, кроме реализации предложений о приватизации, сформулированных в 1991-1992 годах группой экспертов, одним из лидеров которой был Александр Титкин (министр промышленности в этот период). Они сразу предлагали сохранить замкнутые производственные комплексы в отраслях, что дало бы на первом этапе от 500 до 700 самостоятельных хозяйственных единиц (государственных промышленных концернов), которые в дальнейшем можно было бы приватизировать путем продажи части пакетов стратегическим инвесторам и передачи около 10 процентов капитала трудовым коллективам.

С некоторыми специфическими нюансами это и есть тот самый процесс, что заново пошел в конце 2000-х годов, в основном под давлением «Ростеха» как главного оператора и бенефициара санации оборонки. При этом следует заметить, что аналогичные процессы в экспортно-ориентированных гражданских отраслях, раздробленных при приватизации (металлургия, химия), стартовали еще в 1998-1999 годах и направлялись частной инициативой.

Всей разницы с предложениями Титкина - от 15 до 20 потерянных лет, не считая утраты технологий, кадров и рынков. Кстати, оборонка, кроме своих инвалютных флагманов и получателей денег на немногочисленные стратегически важные НИОКР, все эти годы если не приватизировалась, то просто лежала на балансе государства, без единой стратегии и отраслевой политики (которую мог бы задать холдинг) превращаясь в персональные угодья менеджмента.

Однако решения о приватизации промышленности в 1990-е принимались не по экономическим соображениям, а по аппаратно-политическим. Реформаторская команда всерьез воспринимала директорский корпус (в том числе оборонный), набравший к 1980-м годам в СССР немалое влияние, как персональную угрозу своей власти. Предложения, которые продвигал Титкин, в некоторых особенностях реализации и были программой «красных директоров», стремившихся в числе прочего сохранить монопольный контроль над потоками ресурсов в экономике.

Попытка реформаторов устранить эту мощную, обеспеченную и сросшуюся с региональными властями силу привела к совершенно разрушительной схеме приватизации промышленности изолированными предприятиями под лозунгом неизбежности быстрого обратного восстановления технологических цепочек в «рыночно обоснованных» отраслях. Только после того как транзит власти окончился, настало время заняться промышленностью.

На данном этапе, впрочем, как отмечают отраслевые эксперты, эффект роста от интеграции исчерпан: активы расчищены от долгов, производственные цепочки в основном восстановлены или выстроены заново. Крупные структуры переходят к органическому росту, и здесь ключевую роль как раз и должна сыграть диверсификация выпускаемой продукции, а не фокусирование на оборонном бюджете.

Централизованная сборка промышленности в холдинги здесь способна дать двоякий эффект. С одной стороны, при должной рыночной мотивации менеджмента это упростит и ускорит конверсию производств и освоение новых видов гражданской продукции. По целому ряду направлений, в числе которых новые конструкционные материалы (керамики и композиты, в частности), медицинская техника и автоматизированные системы управления, это уже происходит.

С другой стороны, отсутствие такой мотивации автоматически делает холдинги штабами будущего саботажа конверсии, сопряженного с лоббированием высоких военных расходов вне зависимости от реальных нужд обороны, с манипулированием общественным мнением при помощи активной «продажи угроз», от которых может спасти только рост ГОЗ.

Хотят они того или нет

Несмотря на регулярные рапорты о неуклонном росте доли гражданского производства на оборонных заводах, проблема диверсификации тем не менее остается острой.

Более того, уже сейчас есть масса примеров совершенно обратного поведения. Например, северодвинский «Севмаш», загруженный строительством атомоходов проекта 955 и 885 (сдача 15 лодок в рамках действующих планов до 2020 года, реалистично - до 2022-2023 годов), попросту отказался даже от тех гражданских заказов, которые на нем готовы были разместить. Речь шла о яхтах премиум-класса по частным заказам и шельфовых платформах для нефтегазового сектора. Он также отказался от участия в строительстве ПАТЭС (плавучей АЭС), проект был передан «Росатомом» на Балтзавод. На исполнение этих работ нет ни кадров, ни мощностей - все занято под ГОЗ, но самое главное - нет желания: прибыльность оборонных программ оказалась, как и в Советском Союзе, выше, а объем продаж гарантирован крупными долгосрочными контрактами с государством.

Подобная линия поведения узкоспециализированных монополистов оборонки тактически объяснима (ГОЗ нужно как-то сдавать), но стратегически легко приведет к тому, что к 2020-х годам мы услышим все ту же хорошо разученную в 1990-х песню о том, что денег нет, производство разваливается, кадры разбегаются, страну разворовали, жизнь не удалась.

При этом эрзацы бюджетного финансирования оборонка активно ищет уже сейчас. На текущий момент самые большие перспективы, помимо ограничений на закупку иностранного оборудования за госсчет при наличии отечественных аналогов, предоставляет аморфный процесс под названием «импортозамещение».

Пополнившее бюрократический сленг сановников (как «модернизация», а еще раньше «нанотехнологии») «импортозамещение» открывает широчайшие перспективы для конверсии без конверсии. Причиной этому являются нарастающие планы по государственному субсидированию создания импортозамещающих производств.

Подобная «конверсия бюджетных расходов», конечно, удобна всем и даже потенциально способна создавать существенную добавленную стоимость в промышленности. Однако остается вопрос, тот ли это процесс, которого ждет руководство страны, пообещав три триллиона рублей в обмен на гражданскую продукцию, и насколько оно готово продавливать существенно укрепившийся оборонный директорат, заставляя работать «под угрозой сковородки».

Курс на диверсификацию оборонно-промышленного комплекса был задан президентом Владимиром Путиным в его ежегодном Послании Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года. В Послании особо подчеркивалась жизненная необходимость перехода организаций оборонно-промышленного комплекса (ОПК) на производство высокотехнологичной продукции гражданского назначения, востребованной на внутреннем и внешнем рынках. Это должно работать как на экономику всей страны, так и на обеспечение устойчивости самого оборонно-промышленного комплекса. Президент поручил кабмину до 1 июня 2017 года обеспечить увеличение доли высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения в общем объеме продукции, выпускаемой организациями ОПК. К 2020 году она должна вырасти не менее чем до 17%, к 2025 году — до 30%, к 2030 году - до 50%.

Госкорпорация «Ростех», объединяющая более 700 предприятий, большинство которых относятся к оборонно-промышленному комплексу, разработала Стратегию развития до 2025 года, отвечающую задачам конверсии. Компании Ростеха объединены в 14 холдингов, структурированных в 4 кластера: авиа-, радиоэлектронный, био- и кластер вооружений. Наибольший прогнозируемый среднегодовой рост приходится на кластер электроники - 22.4% в рублях в следующие 8 лет. В нем доля гражданской продукции к 2025 году должна составлять не менее 60%.

Потребность в конверсии производства возрастает из-за нескольких тенденций.

Во-первых, постепенное изменение динамики и трендов Гособоронзаказа (ГОЗ). Пик нагрузки на предприятия ОПК будет пройден в среднесрочной перспективе. В частности, завершится программа ГВП-2020, а следующая программа ГПВ-2025 будет существенно сокращена по сравнению с предыдущей.

Во-вторых, снижение объема закупок со стороны традиционных партнеров России: Индии, Китая и Алжира. Мировой рынок вооружений находится в долгосрочной стагнации. Доля России на нем последние 6 лет сокращается, в том числе из-за наращивания объемов странами-импортерами российского вооружения собственного производства.

В-третьих, рост экспортного потенциала гражданской продукции. Так, доля экспорта машин и оборудования из России в общей структуре экспорта в 2014-2016 годах практически удвоилась.

Загрузка предприятий ОПК в условиях снижения ГОЗ и развитие высокотехнологичного гражданского производства - сопряженные задачи. Стимулирование роста производства «гражданки» обусловлено не только цикличностью ГОЗ и необходимостью загружать предприятия ОПК для сохранения трудовых коллективов и экономических показателей. Ключевой приоритет - обеспечение лидирующих позиций на глобальных технологических рынках за счет выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью.

Развитие гражданского производства позволит сгладить волатильность загрузки мощностей, а переход на масштабное производство поможет закрепиться в шорт-листе мировой промышленности в горизонте следующих 15–20 лет.

Наиболее перспективный рынок, где у предприятий ОПК есть компетенции и конкурентоспособные технологии, - рынок медицинского оборудования. Президент подчеркнул, что «сегодня оборонная отрасль обладает значительными инновационными возможностями, которые необходимо в полной мере задействовать для модернизации экономики, укрепления позиций России на рынках в глобальной конкуренции. Один из приоритетов деятельности ОПК - производство передовой медицинской техники и изделий медицинского назначения».

Пять задач для ОПК

«За последние 25 лет российская медицинская промышленность утратила главенствующее положение. На российском рынке медицинской техники и изделий медицинского назначения около 80 процентов рынка занимают иностранные компании, - констатировал курирующий оборонно-промышленный комплекс России вице-премьер Дмитрий Рогозин. - Закупка значительной части медицинской техники и изделий медицинского назначения за рубежом оборачивается для нас существенными потерями на налогах, сокращением занятости населения, в том числе на высокотехнологичных производствах, повышением цены изделий из-за роста курса валют». «В этих условиях задача импортозамещения приобретает первостепенное значение», - заявил Рогозин на выставке «ОПК России - новые возможности для медицинской промышленности».

Вице-премьер обозначил 5 первоочередных задач, стоящих перед ОПК для снижения доли импортных закупок медтехники.

Первая задача - создание специализированных конструкторских коллективов и научных школ с привлечением потенциала оборонной промышленности, академической и прикладной науки.

Вторая задача - создание мотивационных механизмов для коллективов, занятых разработкой и производством продукции медицинского назначения.

Третья задача - ускоренное формирование научно-технологического задела для разработки импортозамещающих и инновационных медицинских изделий, начало масштабных НИОКР и внедрение их результатов в практику.

Четвертая задача - технологическое перевооружение предприятий ОПК, задействованных в производстве медицинской техники.

Пятая задача - создание условий для привлечения российских и зарубежных инвестиций в оборонный сектор для разработки медицинских технологий и выпуска соответствующей продукции.

Рынок медтехники в России и мире развивается

Рост мирового рынка медицинской техники ожидается со средним темпом 5,5% ежегодно, начиная с 2015 до 2020 года, до размера 429 млрд долларов. На текущий момент рынок медицинской техники в мире оценивается в 344 млрд долларов. Россия занимает только 2% от мирового рынка. Большое влияние на развитие рынка оказывает развитие технологий, которые можно применять в медицинской технике (оптика, лазеры и т.д.), причем большая часть технологий производится именно предприятиями ОПК.

Объём российского рынка медицинских изделий (только медицинские изделия, без учёта принадлежностей) в конечных ценах в 2016 году - 245,5 млрд рублей (+10% к 2015 году).


Доля медицинских изделий отечественного производства в денежном выражении в конечных ценах в 2016 году в общем объёме российского рынка - 20,2%.

Экспорт продукции российской медицинской промышленности (включая принадлежности) в 2016 году составил 75,36 млн долларов США (+4% к 2015 году).

Объем импорта медицинских изделий в 2016 году составил 2,87 млрд долларов США (–3,5% к 2015 году). Согласно Концепции развития здравоохранения, к 2020 году объем отечественной медицинской техники и изделий медицинского назначения, произведенных за счет коммерциализации созданных передовых технологий, должен составить 200 млрд рублей, а доля отечественного медицинского оборудования в денежном выражении должна составить 40%.

Начиная с 2011 года предприятиями ОПК уже было получено более 5,6 млрд рублей на реализацию проектов в сфере медицины, что составляет более 15% от общего объема финансирования, выделенного Минпромторгом России на развитие научно-технического и инновационного потенциала в медицинской промышленности.

По состоянию на 1 января 2017 года в рамках госпрограммы разработано и выведено на рынок 65 импортозамещающих медицинских изделий и 10 инновационных медицинских изделий. В 2016 году было зарегистрировано 36 импортозамещающих медицинских изделий, в том числе система визуализации рентгеновских изображений СВР, дефибриллятор автоматический малогабаритный «Альтдеф», стенты сосудистые баллонорасширяемые коронарные, периферические баллонорасширяемые, периферические саморасширяющиеся и системы доставки, полнопроточные протезы клапанов сердца «Мединж-СТ» из пироуглерода с присоединяемой манжетой, с принадлежностями, протез клапана сердца полимерный «ЕвРос-МИ», протез клапана сердца аортальный с системой транскатетерной доставки «МедЛаб-КТ», протез клапана сердца биологический «Мединж-Био», микроскоп многофункциональный хирургический, монитор пациента модульный МПР7.

Ростех активизирует производство медтехники

Сегодня в оборонной промышленности уже выпускается широкая номенклатура высокотехнологичной медицинской продукции гражданского назначения. Предприятия ОПК обладают значительным научно-технологическим и производственным потенциалом для налаживания выпуска новых видов техники и изделий медицинского назначения.

Причем многие из отечественных разработок не имеют аналогов в мире и вполне могут заменить иностранное медицинское оборудование в разных направлениях медицины: онкология, офтальмология, гематология, кардиология, сердечно-сосудистая хирургия и неотложная медицина.

Прежде всего, это телемедицинские технологии, лазерные технологии, наркозно-дыхательные аппараты, оборудование для нейрохирургии, микрохирургии и стоматологии, неонатальное оборудование, приборы для ультразвуковой диагностики и терапии, мобильные пункты забора крови, холодильное оборудование для хранения и транспортировки препаратов.

Входящий в Электронный кластер холдинг «Швабе» - один из удачных примеров конверсии. Выручка от реализации гражданской продукции выросла на 25%. Швабе занимает 50% российского рынка перинатального оборудования. В общей структуре выручки с 2012 по 2015 гг. объем гражданской продукции снизился в относительных величинах с 25% до 20%, при этом в абсолютном выражении выручка от гражданской продукции продемонстрировала рост на 1,9 млрд руб.

ПОЗиС, входящий в Техмаш, также выпускает продукцию гражданского назначения. Основные направления - холодильная и медицинская техника. В 2016 году ПОЗиС достиг уровня выручки от продажи холодильной техники в размере 5 млрд руб. с ежегодным темпом роста за 2 года в 28%. Доля гражданской продукции в объеме его общей выручки составляет 56%. Описанные показатели достигнуты за счет реструктуризации промышленных мощностей в 2015–2017 гг., развития собственного инновационно-технического центра, реализующего проекты гражданской продукции, внедрения высокотехнологичного оборудования и прогрессивных технологий, создания центра компетенций по промышленному дизайну и повышения эффективности деятельности маркетинговых служб.

Холдинг ОПК активно осваивает рынок медтехники. Одна из первоочередных задач - создание импортозамещающей линейки оборудования для службы крови, где доля зарубежного оборудования и расходных материалов особенно высока. Одна из последних разработок в этом направлении - инкубатор тромбоцитов «Тромбоцит». Он оснащен микропроцессорной системой управления, которая с высокой точностью поддерживает необходимую температуру в камере, производит самотестирование и самодиагностику, имеет защиту от несанкционированного доступа. Такая техника необходима станциям и отделениям переливания крови, поликлиникам и НИИ для реанимационных мероприятий, лечения онкологических и гематологических заболеваний с заместительной трансфузионной терапией дефицита тромбоцитов, а также для кардиологических и других операций.

В ближайшие два года концерн «Вега» завершит разработку нескольких сложных изделий. Среди них нейростимулятор для лечения заболеваний неврологического и психиатрического профиля, магнитный стимулятор для исследований и лечения пациентов с поражением центральной нервной системы, хирургическая навигационная станция, которая позволяет хирургу в ходе операции видеть полную 3D-картину организма пациента, а также портативная система экспресс-диагностики «Ридер», идентифицирующая патогенные микроорганизмы и их чувствительность к антимикробным препаратам.

В завершающей стадии находится разработка системы автоматизированного планирования и контроля результатов хирургического лечения «Автоплан» и аппарата для малоинвазивного лечения опухолей «Малоинвазия». К серийному производству готовы первый российский трехкамерный кардиостимулятор Vegaritm, устройство стерильного соединения магистралей для переливания крови «Вега-СМ-01» и специальные расходные материалы для него, которые сейчас закупаются исключительно за рубежом в 2–3 раза дороже российского аналога.

Таким образом, важнейшую роль в развитии отрасли начинает играть скорость освоения и внедрения инноваций и новых проектировочных решений.

Производство медицинской аппаратуры является профильным бизнесом всего для нескольких сотен отечественных компаний. При этом большинство предприятий выпускают медтехнику вместе с другими продуктами индивидуального и промышленного потребления.

Анализ рынка медицинского оборудования показывает необходимость урегулирования ряда вопросов. Нужно расширить механизмы поддержки НИОКР и содействовать увеличению заказов. Для решения этой задачи необходимо создать соответствующие условия для уже имеющихся квалифицированных кадров и обучения новых.

Государство должно активно помогать скорейшему «перевооружению» производств, развитию кооперации внутри отрасли и с зарубежными партнерами, а также как можно более оперативно принять меры по усовершенствованию законодательной базы, унификации и стандартизации. И, естественно, потребуется строгий мониторинг всех этих процессов.

Существует проблема достаточно низкого среднего уровня обслуживающего персонала. Зачастую дорогостоящие приборы совершенно не используются из-за того, что нет людей, умеющих на них работать.

Что нужно сделать?

Медицинское оборудование разрабатывается, чтобы удовлетворить требования, потребности и возможности пользователей. Преимущества пользовательско-ориентированного подхода к проектированию включают улучшенную безопасность пациента, лучшие результаты лечения и повышение уровня удовлетворенности пользователей. Для увеличения производства таких устройств разработчики должны иметь четкое и точное понимание специфики работы медицинского персонала, пациентов и лиц, осуществляющих уход, которые будут использовать устройство.

Можно выделить тренд, связанный с мобильной диагностикой: в первую очередь это станции для проведения первичной диагностики в регионах и в труднодоступных точках. Это дистанционное получение результатов, проведение обсуждений, коллегий врачей. Появление различных устройств для домашнего использования, в частности, мобильной медицины, позволяет снижать стоимость лечения.

Необходима каталогизация не только уже производимой предприятиями ОПК медтехники, но и проведение конкурентного анализа иностранного оборудования, приобретаемого в рамках госзакупок.

Задача импортозамещения медицинской техники и изделий медицинского назначения в значительной степени может быть решена за счет использования имеющегося в оборонно-промышленном комплексе Российской Федерации научно-технического задела, обеспечения эффективного взаимодействия с медицинским сообществом.

В связи с отсутствием ряда компетенций, необходимых для вывода продукции на гражданский рынок, у предприятий ОПК необходимо инициировать создание центров дополнительного профессионального образования при предприятиях или в регионах, направленных на обучение управленческого состава предприятий.

Гражданская продукция одного из уральских оборонных предприятий появится на улицах городов. Фото с сайта www.zik-ekb.ru

Директорам оборонных предприятий РФ объясняют, что золотой бюджетный дождь для них уже завершился. И теперь оборонке нужно приступать к выпуску гражданской продукции. Между тем чиновники признали вчера, что предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) не готовы выпускать качественную продукцию и комплексные решения для гражданских отраслей. В ОПК далеко не все могут считать деньги и предлагать конкурентоспособные товары.

Для диверсификации производства и перехода на производство гражданской продукции предприятиям оборонно-промышленного комплекса России придется менять бизнес-модель и модель управления, заявил вчера на форуме «Технопром-2017» в Новосибирске зампред коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Олег Бочкарев.

Он признал, что главная проблема оборонки - высокие накладные расходы. «Это плата за создание вооружения и военной техники. Нам приходится платить такую высокую цену, но в гражданке это не пройдет», – сказал он.

Там же вице-премьер Дмитрий Рогозин предложил запустить процесс сближения стандартов оборонной и гражданской промышленности. Он отметил, что ОПК остается «государством в государстве», и эта тенденция поддерживается рядом барьеров, включая ценообразование, модели финансирования контрактов, контрольно-лицензионные процедуры, а также психологией участников этого рынка. «Нужно сблизить параметры корпоративной среды в оборонном и гражданском секторе», – сказал Рогозин. По его мнению, диверсификация ОПК должна предполагать не только движение военных поставщиков на гражданские рынки, но и встречное движение: организацию производства продукции военного назначения на гражданских негосударственных предприятиях.

Тревога за положение дел в отрасли понятна: с 2020 года предполагается значительное снижение бюджетного финансирования госзаказа на вооружение. Об этом недвусмысленно предупреждал еще осенью прошлого года президент Владимир Путин на совещании в Туле. «К 2020 году в соответствии с нашими планами масштабное перевооружение армии и флота завершится, пик поставок в рамках Государственной программы развития вооружения будет пройден, – сказал тогда Владимир Путин. – Мы и дальше будем совершенствовать нашу армию и флот, но такого объeма заказов для оборонки не будет».

Тогда же он предлагал обратить внимание на развитие производства гражданской продукции на оборонных предприятиях. Президент полагал, что у ОПК есть потенциал для решения этих задач: «они располагают крепкой производственной, технологической и кадровой базой, имеют хорошие научно-технические заделы», – говорил он. При этом президент просил не повторять негативный опыт советской конверсии, когда военные гиганты производили сковородки, а ориентироваться на потребности современной медицины, энергетики, авиа- и судостроения, космоса, информационных технологий. В декабре 2016 года во время обращения к Федеральному собранию Владимир Путин призвал повысить долю гражданской продукции в военно-промышленном комплексе до 50% к 2030 году.

Известно, что Госпрограмма вооружения на период 2011–2020 годов предполагала финансирование переоснащения вооруженных сил на сумму около 20 трлн руб., а еще 3 трлн руб. должны быть потрачены на техническое перевооружение оборонной промышленности. В 2017 году на выполнение гособоронзаказа выделено более 1,4 трлн руб.

Денежный дождь, возможно, мешает пока оборонщикам осознать надвигающуюся новую реальность, и перестройка идет медленно.

Зампред Внешэкономбанка Петр Золотарев заявил вчера, что оборонщики представили банку 95 проектов на общую сумму 86 млрд руб. «Стоящих из них менее 10», – сказал Золотарев и потребовал от предприятий ОПК повысить качество проработки проектов диверсификации и выпуска гражданской продукции. «Качество и количество проектов, уровень готовности этих проектов оставляет желать лучшего», – сказал Золотарев.

В стране есть немало предприятий, которые готовы отказаться от дорогостоящего импортного оборудования в пользу произведенного на конверсионных мощностях. Например, «Газпром» сообщил правительству, что готов покупать у предприятий ОПК около 250 изделий на сумму 1 трлн руб. для замены импорта. Но выдвинул условие: продукция должна быть абсолютно конкурентоспособной, качественной, надежной, а цена не должна быть выше, чем у зарубежных аналогов.

1 трлн руб. с лихвой хватило бы для загрузки мощностей, считает Олег Бочкарев, но для этого предприятия должны предоставлять качественную продукцию и комплексные решения. «Пока оборонка к этому не готова», – констатировал Бочкарев.

Для исправления ситуации он призвал привлекать специалистов с гражданского рынка, чтобы осваивать маркетинг, сервисную поддержку и умение работать на рынке. А Золотарев предлагает выделять гражданские производства из предприятий ОПК и концентрировать их в технологических парках, создание которых финансирует Внешэкономбанк.

В свою очередь, Дмитрий Рогозин предложил компаниям направлять свои предложения в коллегию Военно-промышленной комиссии, которая, по его словам, выведет предприятия либо на потребителей продукции, либо на смежников, с которыми можно организовать кооперацию.

«Предприятия ОПК далеко не всегда озабочены такими вещами, как спрос на продукцию, ее удобство и привлекательность, ее рентабельность. Но наш ОПК имеет большой потенциал развития и способен измениться в нужную сторону при новом подходе к управлению, – сказал «НГ» первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. – Сильный плюс продукции ОПК – это ее надежность и относительная долговечность. А слабые стороны – это высокая цена, отсутствие привлекательного сервиса и дизайна. Хотя при правильном маркетинговом подходе даже недостатки дизайна можно обернуть в рыночное преимущество: найдется немало тех, кто захочет воспользоваться чем-то, имеющим истинно военный дух». По мнению эксперта, новая бизнес-модель должна научить понимать законы функционирования рынка. «У нас предприятиями ОПК управляют инженеры. Рядом с ними должны появиться грамотные маркетологи и частные инвесторы. Хороший пример являет собой концерн «Калашников», который увеличил долю частных инвестиций до 75%, разработал привлекательный фирменный стиль, работает для покупателя».

«Мы считаем, что эффективным инструментом диверсификации являются кластерные структуры, когда вокруг предприятий ОПК выстраивается пояс из малых и средних предприятий, которые на коммерческих условиях используют производственные мощности, а также технологии, лицензии, интеллектуальную собственность, патенты оборонщиков, и на основе этих технологий сами выпускают продукцию, – сказал «НГ» директор Ассоциации кластеров и технопарков Андрей Шпиленко. – То есть предприятие ОПК может не взаимодействовать с конечным заказчиком, а выступать в качестве технологического партнера. За счет этой кооперации срок продвижения продукции на гражданские рынки значительно сокращается. Кроме того, это создает точки роста для региональной экономики, поскольку предприятия малого и среднего бизнеса получают стабильный заказ со стороны оборонных предприятий».

«Предприятиям ОПК давно пора научиться монетизировать результаты своих научно-технических разработок, – считает завкафедрой предпринимательства и логистики РЭУ им. Плеханова Дмитрий Завьялов. – Не секрет, что одним из факторов успеха Силиконовой долины в США являлись военные заказы и военное финансирование. Под военный заказ велись разработки и патентовались изобретения, которые затем попадали на гражданский рынок. Именно поэтому разделение технологий только на гражданские или только военные не является целесообразным».

Журенков Денис Александрович, Трушкова Елена Александровна

Коллегией Военно-промышленной комиссии РФ принято решение о разработке Стратегии диверсификации ОПК до 2030 года. Первый проект должен быть подготовлен уже в октябре.

В стратегии должны быть отражены цели, задачи, механизмы, основные этапы и направления диверсификации оборонной промышленности.

5 месяцев на разработку

Решение было принято по итогам военно-промышленной конференции «Диверсификация производства высокотехнологичной продукции гражданского назначения организациями ОПК» в г. Перми 6 марта 2018 г.
В срок до 1 октября 2018 Минпромторг России - совместно госкорпорациями Росатом, Роскосмос и Ростех - должен разработать проект Стратегии диверсификации организаций ОПК до 2030 года.
Кроме целей, задач, механизмов и направлений диверсификации в Стратегии должна быть определена роль и место органов власти, институтов развития, организаций ОПК и частного бизнеса.
На указанной конференции были приняты еще ряд решений, которые, скорей всего, будут также отражены в Стратегии-2030 на системной основе.
1. Совместно с топливно-энергетическим комплексом, банками, инфраструктурными корпорациями и телеком-операторами необходимо представить предложения в Правительство РФ предложения по возможным механизмам формирования дочерних компаний или совместных предприятий, создаваемых организациями ОПК для производства ПГН и ПДН. С привлечением в их уставный капитал финансовых средств от компаний-учредителей. По замыслу, эти же компании должны стать заказчиками и основными потребителями этой продукции.
2. Поддержана идея по проведению общероссийского конкурса «Делай в России и покупай российское». Необходимо также разработать предложения по статусу национальной премии, вручаемой победителям конкурса за успехи в решении задач диверсификации ОПК.

3. Необходимо провести анализ результативности действующих мер господдержки отечественных производителей высокотехнологичной гражданской продукции.
4. Уже до 1 июля необходимо представить предложения в Правительство РФ предложения по внесению изменений в законодательство, дающие возможность отечественным производителям высокотехнологичной продукции гражданского назначения заключать долгосрочные контракты на выполнение ОКР, серийное производство и сервисное обслуживание.
5. Совместно с компаниями ТЭК принято решение по созданию индустриальных полигонов, обеспечивающих опытную промышленную эксплуатацию соответствующей продукции ОПК.
6. Роскосмос должен представить в коллегию ВПК РФ предложения по реализации проектов «Космическая медицина» и «Космическая энергетика», а Росатом совместно с Минздравом России - по проекту «Радиационная медицина». В проекте атомщиков должно быть предусмотрено создание передвижных (мобильных) комплексов, обеспечивающих медуслуг населению в труднодоступных районах России.
7. Госкорпорации «Ростех» необходимо представить в коллегию ВПК РФ предложения по открытию региональных представительств и филиалов ООО «НПО «Конверсия». Деятельность НПО «Конверсия» призвана систематизировать процесс создания и вывода на рынок новых образцов высокотехнологичной продукции и подготовки мощностей для их выпуска. На решение этой задачи работают фактически все инструменты поддержки НИОКРов в отраслевых госпрограммах и общесистемные механизмы импортозамещения.

Инфраструктура диверсификации

Ускоренная разработка Стратегии диверсификации-2030 связана с уже сокращающимися расходами федерального бюджета. Доля расходов по разделу «Национальная оборона» составила в 2017 году 3,1%, в 2018 году запланировано 2,8%, в 2019 году - 2,7% и в 2020 году - 2,5%. Кстати, по итогам 2017 года ВВП в текущих ценах составил 92 трлн рублей.
Доля высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения (далее - ПГН и ПДН) от общего объема продукции ОПК: 17% к 2020 году, 30% к 2025 году и 50% к 2030 году установлена поручением Президента России от 5 декабря 2016 г. № Пр-2346. По предварительным оценкам, целевой показатель 2020 года уже достигнут, и составляет 17,2%.
Во исполнение перечней поручений Президента Российской Федерации от 23 сентября 2016 г. № Пр-1845, от 5 декабря 2016 г. № Пр-2346 (подпункт «ж» пункта 1), о мерах по использованию потенциала ОПК для выпуска ПГН и ПДН Минпромторгом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и институтами развития формируется система инструментов финансовой поддержки проектов по диверсификации производства организаций ОПК и продвижения такой продукции на внутренние и внешние рынки. К ключевым созданным инструментам необходимо отнести:
1) на базе государственной информационной системы промышленности (далее - ГИСП) созданы интерактивные каталоги высокотехнологичной продукции, электронная торговая площадка, сервис для сбора данных по проектам организаций ОПК;
2) сформирован каталог гражданской продукции предприятий ОПК, по состоянию на 25 апреля 2018 г. в каталог внесено 6 811 позиций продукции предприятий различных отраслей. Из них: 2 609 позиций высокотехнологичной ПГН и ПДН, производимой организациями ОПК («радиоэлектронное оборудование» - 655, «медицинская техника» - 452).
3) на системной основе Минпромторгом России проводятся конгрессно-выставочные мероприятия, направленные на продвижение на внутреннем и внешних рынках ПГН и ПДН, производимой предприятиями ОПК;
4) определены ряд организаций, отвечающих за процесс диверсификации:
создана коммерческая организация, специализирующаяся на продвижении на внутренний и внешний рынки ПГН и ПДН - ООО «НПО «Конверсия» (совместное предприятие Государственной корпорации «Ростех» и Внешэкономбанка). Кроме увязки спроса и предложения, деятельность НПО «Конверсия» сфокусирована на внедрении в организациях ОПК принципов проектного управления, открытии центров компетенции и комплексной аналитической поддержке оборонных организаций;
приказом Минпромторга России от 2 февраля 2017 г. № 293 ФГУП «ЦНИИ «Центр» был определен организацией, осуществляющей функции центра компетенции по информационно-аналитическому сопровождению решения задач диверсификации и развития производства высокотехнологичной ПГН и ПДН организациями ОПК - Центр диверсификации организаций ОПК.
для создания оптимальных условий проведения диверсификации в госкорпорации «Роскосмос» в составе АО «Объединенная ракетно-космическая корпорация» создан Центр диверсификации - единый координатор по созданию и продвижению на внутренний и внешний рынки непрофильной высокотехнологичной продукции гражданского назначения.
5) Минпромторгом России совместно Госкорпорацией «Ростех», АНО «Корпоративная сетевая академия», Фонд развития промышленности, Фонд поддержки научно-проектной деятельности студентов, аспирантов и молодых ученых «Национальное интеллектуальное развитие» («Иннопрактика») организована работы по реализации образовательной программы в формате конкурса среди технологических предпринимателей ОПК. Конкурс нацелен на развитеи компетенций организаций ОПК по продвижению и увеличению спроса на высокотехнологичную гражданскую продукцию.

Полную версию статьи читайте печатном номере журнала.

Одним из ключевых вопросов форума станет продвижение гражданской продукции предприятий ОПК.

О необходимости увеличить долю высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения в производстве предприятиями оборонно-промышленного комплекса (ОПК) до уровня не менее 50% к 2030 году президент РФ Владимир Путин объявил в своем послании к Федеральному Собранию в конце 2016 года. Согласно перечню поручений по реализации послания президента, опубликованному на сайте Кремля, к 2020 году доля гражданской продукции в ОПК должна составить не менее 17%, к 2025-му - не менее 30%, к 2030 году - не менее 50%. Президент отметил, что пришло время «нацелить отрасль на создание современной, конкурентоспособной гражданской продукции для медицины, энергетики, авиации, судостроения, космоса, других высокотехнологичных отраслей».

Адаптация к рынку

Диверсификация производства оборонно-промышленного комплекса для многих военных предприятий России стала единственной возможностью для выживания в условиях неминуемого сокращения объемов гособоронзаказа. Но нынешняя диверсификация не должна повторить ошибок 90-х, когда все оборонные предприятия ринулись к производству достаточно простых товаров широкого потребления. Даже ракетный завод тогда называли кастрюльным.

Об «умной конверсии» Президент РФ Владимир Путин говорил неоднократно.

Надо учесть, что ситуация для оборонных предприятий сегодня усложняется потому, что Россия к 2020 году в основном завершит переоснащение армии и флота, а это, в свою очередь, приведет к сокращению гособоронзаказа. Поэтому государство на сегодняшний день создало полный инструментарий поддержки проектов по диверсификации. Есть ли тут сложности? Да, конечно.

«Сейчас в основной пул Минпромторга входят уже более 170 проектов по диверсификации ОПК, запланированных к реализации в ближайшие четыре-пять лет. Только от Ростеха, Росатома и Роскосмоса мы получили более 110 конкретных проектных предложений, связанных с выпуском гражданской продукции», - сказал в начале ноября министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

Однако пока еще многие руководители организаций ОПК пока не знают, что производить, им не хватает маркетологов, технологий для производства гражданской продукции, не хватает производственного персонала и, что важно, нет своих денег на модернизацию. Казалось бы, проблемы нерешаемы, тем более что предприятия ОПК никогда раньше не задумывались о «гражданке».

В помощь оборонщикам, не имеющим опыта работы по гражданским направлениям, летом 2017 года создана организация НПО «Конверсия» (совместная структура Ростеха и Внешэкономбанка), которая специализируется на выявлении потребностей рынка, поиске направлений и возможностей для продвижения и реализации продукции предприятий ОПК.

Еще одним существенным подспорьем для оборонки в этом году стала новая спецпрограмма Фонда развития промышленности с одноименным названием – «Конверсия». «Ее участники получают допуск к дешевым и длинным деньгам. Основные параметры программы - льготные займы от 200 до 750 млн рублей на срок до пяти лет с процентной ставкой 1% в первые три года займа и 5% - на оставшийся период. Целевой объем продаж новой продукции - не менее 50% от суммы займа в год, начиная со второго года серийного производства. Участвовать в программе могут только предприятия, входящие в реестр организаций ОПК», - отметил Денис Мантуров.

Но уже сегодня можно сказать, что в стране есть примеры удачной организационной трансформации и адаптации предприятия под выпуск продукции гражданского назначения: концерны «Швабе», «Калашников» и «Радиоэлектронные технологии», а также предприятие «Алмаз- Антей».

К тому же в России сегодня есть и положительной опыт выделения гражданского направления в отдельный дивизион . Например, компания «Гражданские самолеты Сухого» , которая производит самолеты «Сухой Суперджет» и входит в «Объединенную авиастроительную корпорацию».

И вот первые серьезные результаты.

«Калашников» еще освоит и сухогрузы

Оружейный концерн «Калашников» решил заняться грузоперевозками зерна: для этого компания построит восемь сухогрузов и создаст своего оператора - Волго-Донскую судоходную компанию , о чем подробно рассказало РИА Новости.

Для реализации идеи «Калашников» с ОАО «Дельта-Агро» (агропромышленная компания в Волгоградской области) создают Волго-Донскую судоходную компанию (ВДСК), сухогрузы которой будут осуществлять до 160 рейсов в год и перевозить до 900 тыс. тонн зерна и сельскохозяйственных культур.

Для строительства новых сухогрузов выбран хороший момент: в регионе средний возраст судов 35–40 лет, списание старых происходит быстрее, чем появление новых.

Как отмечают эксперты, на рынке наблюдается дефицит флота река-море, поэтому строительство новых судов река-море упростит логистику. Государство проводит политику по развитию внутренних водных путей, проекты по двум гидроузлам планируется завершить к 2021 году, что практически совпадает со сроками «Калашникова».

При этом концерн «Калашников» не нуждается в услугах «НПО Конверсия», считает директор по особым поручениям Ростеха Василий Бровко. «Концерн и дальше будет разрабатывать инновационные продукты: электрические мотоциклы, гражданские катера, беспилотники, антидроны и так далее. Но, к сожалению, большинство предприятий такой энергией, компетенциями, деньгами не обладают», - отметил топ-менеджер Ростеха.

Соотношение военной и гражданской продукции сегодня в «Калашникове» составляет 80/20, однако предприятие рассчитывает в ближайшие пять лет увеличить долю «гражданки» до 50% и довести показатель EBITDA до отметки в 7 млрд рублей, сообщил ТАСС гендиректор концерна Алексей Криворучко.

Наиболее популярные продукты для экспорта у «Калашникова» - карабины «Сайга» и «Тигр», которые поставляются в страны СНГ, Пакистан, Индонезию. Так, ружье Сайга-12 исп.030 поставлялось Национальному управлению по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Индонезии. А Белорусская школа биатлона закупает винтовки БИ-7-4. При этом концерн выпускает порядка 500-600 биатлонных винтовок в год, основные поставки осуществляются в российские спортивные школы, хотя по качеству и надежности, утверждают в концерне, они ничем не уступают немецким винтовкам Anschutz - популярным среди ведущих биатлонистов мира.

«Алмаз-Антей» займется радиотехническим обеспечением полетов и аэронавигационным обслуживанием

«Алмаз-Антей» в декабре представит в Санкт-Петербурге передовые технологии гражданского применения в сфере телекоммуникаций. 4 декабря 2017 года в рамках панельной сессии «Развитие телекоммуникационных технологий в Арктической зоне» представители концерна представят решение по организации цифрового телевещания в труднодоступных и Арктических регионах . В рамках рабочей сессии планируется обмен мнениями по важнейшим аспектам государственной политики в области развития телекоммуникаций в высоких широтах.

Как основной производитель и системный интегратор оборудования для Единой системы организации воздушного движения Концерн ВКО «Алмаз-Антей» на площадке форума презентует передовые разработки в области радиотехнического обеспечения полетов и аэронавигационного обслуживания.

Кстати, концерн ВКО «Алмаз – Антей» уже оснастил оборудованием новый аэропорт в Ростове-на-Дону, получивший название Платов, о чем подробно рассказало «Око планеты» . В рамках этого проекта АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей» являлся генеральным подрядчиком по системной интеграции всего комплекса средств наблюдения, навигации, связи и управления аэропорта, а также поставщиком оборудования по оснащению аэропорта комплексами и средствами наблюдения за воздушным движением в районе аэропорта, наблюдения и контроля за движением наземных средств и воздушных судов по поверхности аэродрома. Кроме того, Концерн оснастил новый объект оборудованием связи и метеорологического обеспечения полетов гражданской авиации.

Напомним, что концерн ВКО «Алмаз – Антей» – основной производитель и системный интегратор системы организации воздушного движения Российской Федерации. Концерн создал условия для обеспечения максимальной безопасности полетов и эффективности использования воздушного пространства во время проведения саммита АТЭС во Владивостоке, Всемирной летней Универсиады в Казани и Олимпийских игр в Сочи. В ноябре этого года концерн принял участие в Международной авиационно-космической выставке «Дубай Аэрошоу – 2017», где презентовал модели зенитных ракетных систем (ЗРС) и комплексов различной дальности, радиолокационных станций (РЛС) наблюдения за воздушным пространством, а также натурный образец радиолокационной станции охраны объектов.

Все крупные центры управления воздушным движением страны, в том числе один из крупнейших в Европе – Московский центр, комплектуются в основном аппаратурой Концерна. Предприятия, входящие в состав Концерна, поставили и внедрили как в России, так и за рубежом сотни радиолокационных средств и систем, а также оснастили средствами наблюдения, связи и автоматизации целый ряд центров управления воздушным движением.

«Швабе» разработал высокочастотные зеркала

Холдинг «Швабе» (входит в «Ростех». – сайт) выпускает оптические и лазерные приборы: от прицелов для охотников до светофоров и микроскопов, телескопов и техники для обсерваторий. Продукция холдинга пользуется спросом в 95 странах мира. Помимо этого «Швабе» производит медтехнику, в том числе для новорожденных. Так, инкубаторы «Швабе» спасают жизнь детям в Индонезии.

Основными направлениями деятельности «Швабе» являются разработка и серийное производство оптических и лазерных систем и комплексов, современных оптических материалов и технологий, станкостроения, наукоемкой медицинской техники, фотоприемных устройств, систем аэрокосмического мониторинга и дистанционного зондирования Земли, приборов для научных исследований, энергосберегающей светотехники, наномеханики, а также другой высокотехнологичной продукции. Номенклатура изделий, выпускаемых Холдингом, превышает 6500 единиц.

И вот сейчас холдинг «Швабе» разработал и изготовил уникальную систему адаптации высокоточных зеркал диаметром до 1100 мм. Новинка в настоящее время успешно применяется при производстве гражданских и специальных изделий для оптико-электронных систем наземного и космического базирования.

Перспективы

О перспективах развития ОПК в России в июне этого года вышел материал журналиста RT Алексея Заквасина, где автор подробно и аргументированно объяснил , как и почему ОПК будет приспосабливаться к реалиям рынка.

В интервью RT глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что огромный потенциал конверсии оборонпрома сосредоточен в радиоэлектронике. В 2020 году объёмы роста выпуска подобной продукции должны вырасти в 3,7 раза, а в авиационном сегменте - вдвое.

А министр здравоохранения Вероника Скворцова полагает, что у оборонки есть большие возможности на рынке медицинских изделий. По состоянию на сентябрь 2016 года доля ОПК на этом рынке составляла лишь 1,3%. Глава Минздрава убеждена, что оборонным компаниям под силу удовлетворить потребности медицины в отечественном оборудовании.

«По нашим расчётам, за три года, к 2020 году, не менее чем в два раза - до 15% от российской части рынка - могло бы быть у предприятий ОПК, то есть 6% от всего рынка медизделий. Это минимум», - отметила Скворцова на совещании под председательством главы государства в прошлом году.

Другим перспективным направлением для предприятий ОПК Минпромторг видит рынок дорожно-строительной техники, в ключевых сегментах которого - экскаваторах, бульдозерах, погрузчиках - доля импорта превышает сейчас 85%. Ковровский электромеханический завод, например, разработал образец экскаватора-погрузчика с дистанционным управлением. Проект нашел поддержку Фонда развития промышленности, и КЭМЗ ставит перед собой очень амбициозную цель - занять до 10% отечественного рынка этой техники к 2020 году.

В целом, Минпромторг фиксирует рост спроса на российскую продукцию двойного и гражданского назначения, доля экспортируемой продукции ОПК на текущий момент превышает 12% . Среди наиболее перспективных макрорегионов для сотрудничества в этом направлении Минпромторг выделяет Ближний Восток и, в частности, Саудовскую Аравию. «Российские предприятия ОПК готовы поставлять конкурентоспособную продукцию в сферах энергетического машиностроения (от трубопроводной арматуры до паровых котлов), автомобилестроения и транспортного машиностроения, медицинской промышленности. Одно из самых перспективных направлений экспортных поставок в Саудовскую Аравию - радиоэлектроника и телекоммуникационное оборудование. В этих областях российские оборонные предприятия обладают уникальными компетенциями и могут предложить нашим партнерам целую линейку инновационных решений», - сказал ТАСС министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

Остается дополнить, что Международный экспортный форум «Сделано в России» проводится с 2012 года и стал значимым событием для профессионального сообщества. Мероприятие традиционно собирает представителей государственной власти, участников рынка, экспертов и аналитиков, привлекая внимание широкой общественности к теме развития несырьевого экспорта и поиска эффективных путей решения существующих проблем экономики.