Обычно, фотографировать в домашних условиях достаточно сложно, из-за плохого освещения. Сложно, но все поправимо. Внимательно прочитайте эту статью и используйте наши советы, тогда у вас точно получатся яркие и четкие групповые портреты, при том что под рукой у вас будет только вспышка и софтбокс.
Софтбокс помогает смягчить жесткий свет вспышки, и равномерно распределяют его по большой площади для более естественного вида.
Перед началом съемки, определитесь с местом, например в новый Год лучше всего фотографироваться возле елки, или около красивого камина, если вы живете в частном доме. Так же заранее позаботьтесь о реквизите. В праздничные дни это может быть бокал шампанского, или подарочек от Деда Мороза. Уютная домашняя обстановка сделает ваших моделей более непринужденными и расслабленными.

В данном случае, съемку лучше проводить в формате JPEG. Наши фотографии будут очень ярко освещены, поэтому излишняя четкость и детализация в тенях может повредить общему виду, поэтому в такой ситуации RAW режим лучше не использовать.

Установите камеру

Установите камеру на штатив, и выберите ручной режим съемки. Прикрепите вспышку на горячий башмак, и разместите софтбокс на вспышку. Установите все в нужном месте и убедитесь, в том, что и для вас на снимке осталось достаточно места.
Настройка фотоаппарата
Установите выдержку на 1/125 сек. и диафрагму F/8, с такими настройками вы сможете получить четкий кадр. Установите светочувствительность на значение 400 ISO, что бы фотографии были более четкие, если на ваш взгляд в комнате слишком темно, и этого может быть недостаточно, то значение можно поставить и выше. Выберите точечную фокусировку и настройтесь на лице человека сидящего по центру кадра и находящего к вам ближе остальных.

Настройка вспышки

Установите вспышку в режим E-TTL (по умолчанию) и сделайте пробный снимок. Яркость предметов будет определяться мощностью вспышки, которую можно отрегулировать с помощью компенсации экспозиции, установленной или на самой вспышке, или на камере. Яркость фона определяется освещенностью, так что изменяя настройки камеры можно увеличить, или уменьшить её.

Съемка с таймером

Установите на камере 10-секундный таймер автоспуска, это даст вам достаточно времени, чтобы самому попасть в кадр. 10 достаточно много времени, что бы хорошо разместиться, не суетиться и конечно же улыбнуться. Очень часто люди в этом случае слишком спешат и выглядят перепуганными в кадре, учтите это и не сами себе не портите фотографию. Если ваши друзья решили поднять бокалы на камеру, убедитесь, что никто не закрыл бокалом лицо.

Праздничный портрет

Для того, чтобы сделать портрет одного или двух человек, а не групповой снимок, установите все тот же софтбокс. Выдержку оставьте на значении 1/125 сек, но диафрагму можно открыть примерно до F / 4, это связано с тем, что вам не нужно будет фокусироваться на нескольких людях одновременно. Опять же, вы, возможно, потребуется увеличить ISO, и установить его в диапазоне от 800 или 1600, что бы предотвратить появление слишком темных фотографий.

Веселитесь!

Праздничные фотографии должны быть живыми и веселыми, поэтому постарайтесь организовать съемку тогда, когда у всех будет хорошее настроение, никто не будет никуда спешить. Общайтесь со своими близкими, так они будут чувствовать себя увереннее и раскрепощение, что непременно положительно повлияет на фотографии. Время от времени, фотографируя, отводите в камеру в сторону и говорите со своими родными, подбадривайте их. Лучше всего фотографировать немного сверху, что бы избежать появления двойного подбородка и сделать более красивую фотографию.

Избавляемся от бликов на коже

Будьте очень внимательны. Появление бликов на лицах моделей могут сильно испортить ваши фотографии, но даже если они появились в результате света вспышки – не волнуйтесь, все можно исправить. Что бы избавиться от блика откройте изображение в графическом редакторе (Photoshop), создайте дубликат слоя и выберите инструмент Clone Stamp.Зажав кнопку Alt щелкните на красивом участке кожи и клонируйте этот участок на проблемной области, затем уменьшите непрозрачность слоя для того, что б этот участок кожи выглядел естественно.

В идеале каждый раз, когда мы фотографируем кого-то, у нас в распоряжении находится полный комплект студийного оборудования или чудесный хорошо рассеянный солнечный свет. Однако, в реальности все не так. Обычно солнечный свет либо слишком слабый, либо слишком интенсивный. У нас не всегда есть возможность работать в студии, не говоря уже о полном комплекте осветительных приборов, которые мы можем использовать.

Иногда просто не хватает времени на изучение новых техник, аренду оборудования или поиск идеальных локаций. А бывает такое, что объект съемки очень ограничен во времени или местоположении. Тем не менее, несмотря на ограничения, мы делаем все возможное, чтобы каждый раз обеспечить профессиональные снимки. Смысл этого урока показать техническую сторону съемки со вспышкой, про "художественность" здесь речь не идет.

Вы чувствуете себя готовым компенсировать разные условия освещения, в которых вам возможно придется работать?

Естественный свет прекрасен для всех типов портрета, включая фотографии только лица. Отражение этого света с помощью рефлекторов или просто поиск яркого затененного места всегда работает хорошо. Хотя, если в вашем распоряжении есть вспышка, то вы можете даже создать драматическое освещение, чтобы обеспечить хороший портретный снимок лица.

Следующие три совета помогут вам в работе над фотографией лица с использованием только одной вспышки, чтобы компенсировать не идеальные условия освещения:

1. Рассеивайте свет от вспышки!!!

Используя вспышку, последнее, чего вы хотите, так это очевидность ее использования на снимке. Чтобы избежать этого, вам нужно найти способы сделать свет более рассеянным, уменьшить жесткий эффект, так или иначе производимый вспышкой. Есть несколько путей решения этой задачи, и каждый из них работает сам по себе. Хотя сочетание техник даст лучший результат.

  • Отражение света –если поблизости от вас есть стена, потолок на расстоянии нескольких футов от вас, или у вас есть любой рефлектор, отражайте. Направьте вспышку на отражатель так, чтобы она заполнила тени и компенсировала неравные условия освещения.
  • Направьте вспышку позади вас, чтобы рассредоточить свет вспышки – это может звучать нелогично, направление света ПОЗАДИ вас помогает немного рассеять свет. Это обеспечивает фронтальный свет, направленный на ваш объект, но более мягкий, чем если бы вспышка была направлена прямо на него.
  • Используйте рассеиватель на вспышке – это может быть пластиковая крышка, мини софтбокс из ткани, гибкий прилагающийся отражатель или их любая самодельная альтернатива – рассеиватель непосредственно на вспышке мгновенно смягчит свет и даст вам более универсальное освещение вашего объекта.
  • Установите зум на вспышке на максимально возможное значение – ваша вспышка может быть настроена для установки соответствующего угла обзора фокусного расстояния используемого объектива. Тем не менее, это можно сделать вручную не зависимо от того, какой объектив вы используете. Когда вспышка установлена на 70 мм, например, свет будет более узкий и прямой, чем при настройке на 24 мм. Хотя само по себе это не создает существенной разницы, но все же может быть использовано дополнительно с другими способами рассеивания.

Слева без вспышки . Справа – одна вспышка, установленная на камеру и направленная вправо от объекта для заполняющего света.

На фотографиях до и после, которые вы видите выше, снимок слева показывает результат использования естественного света от окна. Это хороший свет, но не всегда то, что вам нужно.

На фотографии справа изображена та же локация, та же поза, но с использованием одной вспышки для заполнения теней. Вспышка установлена на камеру и имеет купольный рассеиватель. Она направлена влево от фотографа (вправо от объекта) и отражается от стены и потолка, мощность установлена вручную на 1/8.

2. Используйте синхронизатор для вспышки, чтобы снимать со вспышкой снятой с камеры.

Если у вас есть возможность фотографировать со вспышкой снятой с камеры (имеется синхронизатор или провод), то поиграйте с положением вспышки (смещайте ее вправо или влево), чтобы добавить драмы или эмоций (подробнее про съемку со вспышкой снятой с камеры в конце статьи). Эта техника даст вам студийный вид, но может быть использована в любом месте. Будьте уверенны, что такой снимок удовлетворит потребности вашего клиента, особенно учитывая то, что эта техника дает очень сильный результат. Например, владелица цветочного магазина может захотеть более естественный снимок на открытом воздухе или в ее магазине, в то время, как автору технологического стартапа понравится более жесткий стиль с драматическим освещением. Ситуации бывают разные, поэтому вот несколько вариантов для расположения вспышки:

  • Непосредственно позади клиента
  • Под углом 45 градусов за или перед клиентом
  • Непосредственно сбоку

Слева без вспышки . Справа ручной режим , естественный свет недоэкспонирован на несколько шагов , одна вспышка справа от объекта .

Фотографии до и после выше показывают, как использовать одну вспышку, чтобы создать эффектный портрет лица внутри помещения. Фотография слева правильно экспонирована для в данных условиях естественного освещения. Фотография справа с помощью настроек существенно недоэкспонирована относительно естественного света (чтобы задний план был максимально затемнен), а затем одна вспышка была установлена справа от объекта, чтобы создать концентрированный и эффектный свет.

3. Используйте вспышку в ручном режиме.

Использование вспышки в ручном режиме является наилучшим способом контроля над светом, но зачастую он упускается из вида. Ручной режим вспышки позволит вам установить мощность в любой ситуации. Снимаете в помещении и отражаете свет вспышки? Начните с 1/8 от полной мощности. Снимаете при ярком солнце? Начните с 1/2 и, если понадобится, уменьшите мощность. Хотите мягко заполнить тени в помещении? Установите вашу вспышку на мощность 1/16. Имейте ввиду, что вы должны знать отправные точки для разных ситуаций, но в каждой из них настройки будут индивидуальны.

Слева вспышка не использовалась, снимок сделан на открытом воздухе. Справа та же локация и поза, использована одна вспышка на камере с мощностью 1/4.

Фотографии до и после выше показывают, как можно использовать одну вспышку, чтобы компенсировать тени при съемке на открытом воздухе. На фото слева использован естественный прямой свет без вспышки. Фотография справа была сделана в то же время, в том же месте и тех же условиях, но с использованием вспышки с мощностью ¼, чтобы заполнить тени.

Независимо от того, какие инструменты у вас есть на каждой фотосъемке, важной частью работы фотографа является умение правильно их настроить для каждой конкретной ситуации. Владение большим арсеналом техники не всегда является необходимым. Часто принадлежности, которые вы держите в руках, могут справится с той работой, которую вам необходимо сделать; все, что нужно, так это позволить вашему мышлению выйти за рамки.

Узнайте, как получать профессиональные фотографии со вспышкой снятой с фотокамеры.

Кликните на картинку ниже.

В этой статье мы разберём технологию съёмки портрета в помещении с использованием накамерной вспышки. Разберём на примерах съёмки в квартире, ибо это одно из самых простых и доступных мест для фотосессии, тут главное – интерьер удачный подобрать.

Если у Вас дома пёстрые обои, советские шкафы и ковры на стенах, то ради бога, избавьте этот и без того грешный мир от подобных фотографий – лучше найдите знакомого или подругу, у которых в квартире можно сделать приличные портреты.

В квартире неплохие фотографии получаются на фоне штор, деревянных дверей, зеркал, дивана или кровати, нейтральных обоев, ламината, ковролина либо общего интерьера, если он выглядит достаточно прилично.

Естественно, можно замутить тематические фотосессии и в творческом бардаке, и в помещении с обшарпанными стенами, и в полном советском интерьере. Но в этом случае образ Вашего портретируемого и все остальные детали должны соответствовать тематике.

Другими словами, всегда думайте над тем, кого Вы фотографируете, в каком образе, и соответствует ли этому окружающая обстановка или, наоборот, противоречит.

Съёмка в помещении со вспышкой предполагает следующие особенности:

1. Можно снимать, свободно передвигаясь по всей квартире.

2. Важно наличие белого потолка, от которого мы будем отражать импульс вспышки, и при этом крайне нежелательны насыщенно цветные стены (розовые, синие), ибо они будут давать цветные рефлексы на кожу портретируемого.

3. Можно снимать в любое время суток и в любую погоду, что доставляет нам определённую свободу в выборе времени.

Из оборудования нам понадобится:

  1. Фотокамера с объективом.

В данных условиях его светосила не имеет особого значения, ибо здесь нам будет помогать вспышка, но чем лучше объектив, тем более четкие, качественные и, не побоюсь этого слова, красивые в целом, выходят снимки. Также не забывайте о том, что в интерьере Вы довольно стеснены в передвижении, и лучше не использовать объективов с фокусным расстоянием более 85 мм.

2. Внешняя вспышка.

Больше из оборудования здесь нам ничего не потребуется – можно переходить непосредственно к процессу съёмки.

Во-первых, хочу сказать: даже не думайте заменить внешнюю вспышку на встроенную. Неважно на сколько у Вас продвинутая фотокамера и есть ли софтбокс к встроенной вспышке – действительно качественного результата Вы с ней всё равно не получите, а Вашей целью не является делать убогие снимки.

Встроенная вспышка даёт яркий импульс света прямо в лоб портретируемому, что приводит к бликам на лице, полному уничтожению светотеневого рисунка, высвечиванию глаз и т.д.

Запомните раз и навсегда, что встроенную вспышку можно использовать только в экстренных случаях, когда кадр нужно получить любой ценой, но уж точно не во время творческой съёмки!

Если это понятно, тогда давайте представим, что Вы накрутили вспышку на фотокамеру и включили её.

Самый простой и универсальный способ настроек, если Ваша вспышка имеет функцию Ettl:

1. Переключаете фотокамеру в режим «М» – полностью ручное управление.

2. Устанавливаете ISO 100 или 200 ед.

3. Устанавливаете выдержку 1/160 – 1/250 сек. – это универсальное значение для работы со вспышкой.

4. На самой вспышке включаете режим Ettl.

5. Начинаете фотосъёмку, управляя диафрагмой и фокусировкой, точно так же, как делали без вспышки. Только теперь у Вас появился ещё и источник света, с которым Вам необходимо работать.

Снимая в помещении, нельзя направлять вспышку прямо на модель – это испортит нужный Вам светотеневой рисунок и создаст тот же эффект, что и при встроенной вспышке. Если потолок белый, Вы можете направить вспышку вверх – так Вы получите мягкий и рассеянный свет.

Можно также отразить импульс вспышки от стены, например, если модель с одной стороны освещена светом от окна, а с другой требуется дополнительная подсветка. Но в этом случае учитывайте, что свет должен быть ровным и естественным. Противоположная от окна сторона лица модели не должна получиться светлее, чем та, на которую падает естественный свет.

Техника подстройки проста: сделали снимок – посмотрели, что получилось.

Если света много или, наоборот, мало, то просто настройте экспокоррекцию вспышки на
+1/+2 -1;-2.

Рассмотрим конкретные примеры.

Перед Вами фотография, снятая на камеру Canon 60D, с импульсом вспышки, отражённым от потолка. Здесь была включена система Ettl, выдержка установлена в постоянное значение 1/160 сек., снимали на режиме «М» и в процессе съёмки подкручивали только диафрагму и экспокоррекцию самой вспышки.

Фотоаппарат: Canon EOS-60 D

Объектив: Tamron 28-75 mm f/2.8

Вспышка:

Режим вспышки:

Режим: M

ISO: 200

Диафрагма: 4

Выдержка: 1/160

Этот снимок тоже сделан в режиме автоматической синхронизации вспышки с фотокамерой Ettl. Значение выдержки и ISO, как видите, мы не меняем. Обратите внимание на то, что эти снимки сделаны с достаточно простеньким объективом Tamron 28-70, а вот на вспышке лучше не экономить, и здесь использовалась модель Canon…

А вот ещё один пример, сделать который мне помогло минимальное фокусное расстояние уже озвученного объектива Tamron 28-70.

Фотоаппарат: Canon EOS-60 D

Объектив: Tamron 28-75 mm f/2.8

Режим: M

ISO: 200

Диафрагма: 6.3

Выдержка: 1/160

Экспокоррекция: 0

Если бы у меня был фикс 85 мм, то с этого расстояния в кадр бы влезла лишь голова одного человека, а мне отходить дальше уже было некуда. Здесь, как и на предыдущих фотографиях, была включена система Ettl, та же выдержка 1/160 секунды, диафрагма 6.3, для того чтобы взять в резкость всю компанию друзей.

Фотоаппарат: Canon EOS-60 D

Объектив: Tamron 28-75 mm f/2.8

Режим: M

ISO: 200

Диафрагма: 4

Выдержка: 1/160

Экспокоррекция: 0

Здесь всё то же самое, только ещё наложено дополнительное тонирование, чтобы придать фотографии более мягкий оттенок и скрыть небольшие блики на платье, которые всё-таки дала вспышка, несмотря на отражение от потолка.

Вообще, глянцевую одежду лучше не использовать при съёмке со вспышкой.

Если Вы фотографируете вдали от окна, или в Ваши планы просто не входит освещать вспышкой всё помещение, то Вы можете просто увести экспокоррекцию вспышки в -1, -2, -3. Таким образом, Вы легко получите нужный эффект, например как здесь:

Свет от вспышки нам нужно было приблизить к минимуму из довольно простых соображений – чтобы чёрный коридор за портретируемым сохранил свою загадочность и таинственность.

Вот и всё! Ничего хитрого в использовании внешней вспышки на самом деле нет, и она является отличным инструментом, который позволяет делать фотографии в различных помещениях, независимо от расположения окна и времени суток.

Еще больше секретов о том как снимать портреты, вы сможете узнать из моей рассылки: http://manhattan-photo.ru/

Next Post: Портрет в помещении со светом от окна

Previous Post: Портрет в квартире с самодельным фоном

В этой статье, или инструкции, или руководстве, как вам будет угодно, пойдёт речь о съёмке портретов с использованием только одной вспышки или строб-лампы. Может быть, ваш бюджет не позволяет вам приобрести несколько источников света. Возможно, вам придётся путешествовать налегке и у вас не найдётся места для двух вспышек. Или вы просто захотите поэкспериментировать со светом.

В любом случае, при грамотном применении различных схем и сценариев освещения, вполне реально получить качественные снимки профессионального уровня, имея в наличии только одну единственную вспышку. В данное руководство я включил 10 примеров с подробными и вполне доступными объяснениями, которые можно будет применить в вашей конкретной ситуации.

Чтобы применить мои советы на практике, вам потребуется следующее оборудование:

  • Фотоаппарат и объектив. Все портреты, приведенные здесь в качестве примеров, были сделаны фотоаппаратом Nikon D700 с использованием объективов с фокусным расстоянием 24 мм, 50 мм или 85-мм.
  • Автономная вспышка с ручной регулировкой (встроенные pop-up-вспышки не подходят).
  • Специальный кабель, или любая беспроводная система, которая позволяет включать вспышку на расстоянии. Я использую «Cactus wireless flash trigger» — беспроводной радио синхронизатор, работающий практически с любой вспышкой, которая имеет тип крепления «горячий башмак».
  • Конвертируемый фото зонт. Это зонт типа «два в одном», внутри он ‒ белый, а снаружи имеет чёрное покрытие, которое при желании можно снять.
  • Пара штативов или стоек для крепления вспышки, зонта или отражателя.
  • Возможно, вам понадобятся различные отражатели и затемнители, хотя в этом руководстве они не используются.

Снаружи или внутри

В данном руководстве будут рассмотрены две основные техники съёмки. Мы будем работать внутри помещения, используя только вспышку, а также поработаем и снаружи, компенсируя естественный солнечный свет искусственным светом от вспышки.

В принципе, при съёмке внутри можно использовать свет из окон в качестве дополнительных источников освещения, но в этом уроке мы не будем рассматривать этот вариант. Итак, давайте начнем съёмку на улице, где солнце будет заменять нам вторую вспышку.

Пример 1. Простой Заполняющий Свет

В первом примере рассмотрим следующие условия. Съёмка ведётся вечером, и солнце освещает модель с левой стороны. Как вы можете видеть на фото ниже, половина её лица находится в тени, при этом свет слишком плоский. перегружен и отвлекает внимание от модели. Широкий угол обзора выхватывает не только модель в естественном освещении, но и стойку со вспышкой. Вспышка не имеет модификаторов и направлена прямо на объект съёмки.

Готовый портрет

Для корректного использования вспышки следует подобрать экспозицию для естественного света. Потом, опустите её на одну ступень и настройте соответственно вспышку. Это поможет отделить модель от фона, слегка затемнив его, при этом забор остаётся освещённым. Из-за того, что вспышка расположена от объекта относительно далеко, её свет захватывает достаточно широкую область.

Так как солнце по-прежнему освещает модель с одной стороны, вспышку больше направляем ​​на теневую сторону её лица, и таким образом добиваемся того, что лицо модели освещено со всех сторон равномерно. Эта техника съёмки хороша для получения чёткого, легко идентифицируемого изображения. На таком снимке даже самого маленького размера можно без проблем узнать изображённого человека.

Пример 2. Простая Подсветка По Краям

На фотографии ниже вы можете заметить, что теперь вспышка установлена позади модели. При таком расположении солнце будет выполнять роль основного источника освещения, а вспышка будет подсвечивать кадр по краям. Обычно свет вспышки ярче основного освещения (в нашем случае, солнца), поэтому такая схема постановки света подчёркивает объект по краям. В отличие от предыдущего портрета, экспозицию для естественного света я не понижаю. Но для того, чтобы создать пересветы, я немного повышаю настройки экспозиции для вспышки.

Готовый портрет

Особое внимание следует уделить волосам и футболке модели. Их правый дальний край (со стороны зрителя) почти белый. Из-за того, что вспышка позади модели расположена не строго сзади, а немного в стороне, свет как-бы перетекает через края. Также можно увидеть этот эффект на столбе забора на переднем плане, и самую малость – на лице модели.

Пример 3. Рассеянное Освещение Рембрандта

При создании своих живописных портретов, Рембрандт использовал именно эту схему освещения. Суть её заключается в том, что источники света располагаются сверху и сбоку от объекта съёмки под углами 45 градусов. Для такого изображения можно добавить и зонт.

Вспышку следует направить в самый центр зонта, и в результате, свет получится мягче и будет охватывать большую площадь, но по этой же причине, он будет не достаточно мощным и ярким, поэтому вспышку нужно расположить гораздо ближе к модели, чем на предыдущих снимках. Как видите, окружающий свет лишь слегка попадает на лицо модели.

Готовый портрет

Как видите, лицо и тело модели по-прежнему освещаются солнцем с правой стороны, но теперь солнце является не основным источником света. Вспышка заполняет светом все тени, и также выравнивает экспозицию на древесине вокруг модели. Солнце прекрасно освещает волосы модели и придает тёплые оттенки ногам, но при этом мало что делает для её лица.

Что касается этого кадра, то сначала я выставляю её по самым светлым участкам на модели так, чтобы её правая рука и нога были ярко освещены солнцем, а всё остальное ушло в тень. Потом я поворачиваю вспышку до тех пор, пока не достигну желаемой экспозиции.

Пример 4. Подсветка Волос

Когда при фотосъёмке мы выбираем в качестве основного источника света солнце, то, как мы уже говорили ранее, вспышка используется как источник заполняющего света или подсветка по краям. А также её можно использовать и для подсветки волос. Как мы можем видеть на фото внизу, модель расположена напротив солнца и оно светит ей прямо в лицо. Свет его настолько яркий, что она непроизвольно щурится. Так как цвет её волос темнее, чем цвет лица, то, чтобы выровнять экспозицию на лице и волосах, необходимо направить вспышку именно на её волосы.

Готовый портрет

Для того чтобы получить желаемое освещение, я убрал чёрное покрытие с наружной части моего конвертируемого зонтика. Таким образом, свет, направленный в зонт, не отражается от его стенок, попадая на модель, а проходит сквозь светлое покрытие и рассеивается по-другому. Как вы можете видеть на готовом портрете внизу, свет от фотовспышки создаёт очень красивый блеск, попадая на волосы модели:

Пример 5. Солнечные Очки в Помещении

В следующих примерах мы рассмотрим несколько сценариев установки единственного источника света внутри помещения. Здесь весь свет будет исходить только от вспышки. И хотя иногда я использую свет из окон, всё же не раз замечал, что он не особо влияет на конечный результат. Вспышка в комнате намного ярче света, идущего от окна, и полностью его перебивает. На фото внизу мы видим модель, которая по моей просьбе одела солнечные очки и смотрит прямо на такую же световую установку, которой я пользовался ранее для подсветки волос.

Готовый портрет

В итоге снимок получился очень похожим на известный портрет рок-звезды, хотя такой цели у меня и не было. В любом случае, отражение зонта создало интересную картинку на стёклах очков, и при таком освещении все цвета на фото выглядят невероятно яркими.

Пример 6. Вспышка Сзади, Отражатель Спереди

Сразу хочу уточнить, зонт на этом изображении пустой, и используется здесь в качестве отражателя. На самом деле, любой самый простой отражатель или даже большой лист белого картона справились бы с этой задачей намного лучше. Свет от вспышки, установленной сзади модели, проходит над её головой, отражается от зонтика и падает на лицо модели. Идея такой постановки света заключается в том, что в качестве основного источника освещения используется отражённый свет, а также создаётся подсветка по краям заднего фона.

Готовый портрет

На итоговом снимке внизу мы видим, что лицо модели мягко освещается отражённым светом, а её волосы ярко подсвечены светом от вспышки, которая находится позади модели. Как мне кажется, волосы здесь получились уж слишком яркими. Если бы у меня была возможность переснять этот кадр, я бы немного изменил угол съёмки или попросил бы модель слегка наклонить или повернуть голову, чтобы уменьшить или убрать этот пересвет на макушке.

Есть ещё один вариант – опустить вспышку чуть-чуть ниже, чтобы сверху на модель падало не так много света. Сделайте выводы, исходя из моих ошибок, и уделите особое внимание мощности подсветки, которая создаётся вашей вспышкой.

Пример 7. Драматичное Освещение Сверху

Это достаточно специализированный приём, и я бы не советовал применять его слишком часто, так как нередко изображения получаются скучными и банальными. Такое драматичное освещение сверху придаёт снимкам некий религиозный оттенок и ощущение полного одиночества.

На примере внизу видно, что вспышка находится чуть-чуть сбоку от модели и практически нависает над её лицом. Чтобы глаза модели не были в тени, и под носом не появилась неприятная тень, её взгляд должен быть направлен только вверх.

Готовый портрет

Фон на снимке внизу очень тёмный, и из-за того, что шея модели находится в полной тени, создаётся эффект «летающей головы». Я же решил оставить в кадре часть шеи и таким образом акцентировать внимание на ожерелье модели. Но при использовании этого приёма совсем не сложно скомпоновать кадр так, чтобы было видно только лицо, а всё остальное было невидимым.


Пример 8. В стиле «American Apparel»

На фото ниже вы видите, что модель стоит возле стены, вспышка расположена в зонте, я же нахожусь непосредственно под зонтом. Для этого кадра я использовал широкоугольный объектив и, поскольку вспышка расположена очень близко к объекту, я выбрал низкий уровень мощности вспышки.

Готовый портрет

То, что получилось в финале, немного трудновато описать. Как видите, кадр получился практически без теней и это в основном благодаря тому, что источник свет, в нашем случае это большой зонт, по размеру крупнее, чем сам объект съёмки, и установлен очень близко. Также стоит обратить внимание и на виньетирование по краю снимка. Общее впечатление, которое слаживается при взгляде на этот кадр ‒ это что-то среднее между полупрофессиональной съёмкой на «мыльницу» и снимком для полицейского архива.

Пример 9. Всё Близко

Эта техника похожа на схему «отражатель спереди, вспышка сзади», но в данном случае вспышка находится прямо за спиной модели, зонтик при этом пустой и его легко можно заменить любым отражателем. Зонт или отражатель установлен не сбоку, а прямо перед объектом съёмки и немного сверху. Как и в прошлом примере, здесь применяется техника непосредственной близости зонта и вспышки. Я вёл съёмку с очень близкого расстояния и использовал 50 мм объектив.

Готовый портрет

Свет на этом снимке получился очень мягким. Благодаря высокому углу и близкому расположению зонта, отлично освещается не только лицо, но и волосы модели. Из-за того, что вспышка расположена непосредственно за головой модели, образуется красивое свечение по самому краю волос.

Если модель поставить прямо и рядом со стеной, то такая схема может создать эффект, прямо противоположный «драматичному освещению сверху», так как фон в этом случае получается совершенно белым.

На итоговом снимке можно заметить, что свет на руке модели слишком яркий. Такую проблему можно устранить двумя способами. Первый – изменить положение руки, немного повернув её. Второй способ – убрать руку подальше от источника света.

Пример 10. На Фоне Стены

Предположим, у вас нет ни зонта, ни рефлектора. В такой ситуации в качестве отражателя света можно использовать совершенно белую или окрашенную в пастельные цвета стену. Вспышку отодвигаем немного дальше от модели. Используя только белую стену и один источник света, совсем несложно получить хороший снимок отличного качества. Благодаря своей простоте и универсальности данный приём является невероятно популярным и ценится многими фотографами.

Готовый портрет

На итоговом снимке мы имеем очень тёмный фон и лицо, которое хорошо и приятно освещено. Поскольку вы можете снять такой портрет практически везде, я хочу предложить вам несколько вариаций этого приёма. Чтобы фон снова стал видимым, увеличьте выдержку до 1-2 секунд, и вы получите портрет в окружении. Если же вы хотите получить равномерно белый фон, переместите объект съёмки в угол комнаты.

Заключение

Современные студийные стробы с софтбоксами и фото зонтами, а также бесшовные фоны – всё это, конечно же, здорово. Но если у вас нет , денег или , чтобы таскать с собой всё это оборудование, то помните, что вы всегда можете создать потрясающие портреты, пользуясь лишь одним источником света и несколькими хитрыми приёмами.

Рассмотрим схему съемки контрастного портрета в студии, на чёрном фоне, с использованием двух источников света. Вспышками служат моноблоки Bowens. Для создания жесткого рисунка света и тени, возьмем специальные насадки с сотами. Beauty Dish с сотовой насадкой будет служить источником рисующего света. А тубус послужит источником акцентирующего (иногда называемого скульптурного) или моделирующего света.

Моделирующий свет — расположен по оси рисующего света, и находится с противоположной стороны от модели. Светит на модель. «Отрывает» неосвещенную половину модели от фона. Не имеет чёткого рисунка и не конкурирует с рисующим светом. При неправильной установке (например, излишняя яркость) может нарушить всю световую палитру. Если фотограф «не видит» или не понимает моделирующий свет, то от него лучше отказаться. В связи с тем, что свет источника моделирующего света может попасть на переднюю линзу объектива и снизить контраст или вызвать нежелательные блики, он устанавливается в тубусе, либо источник освещения комплектуется защитными шторками.

Акцент светом в портретной фотографии часто используют, чтобы выделить какую-то часть лица или тела. В некоторых иностранных источника есть термин slash light обозначающий небольшой освещенный «срез» лица. Жесткий световой акцент в основном применяют для мужских портретов. Такой свет придает форму и идеален для мускулистых фигур и создания скульптурного объема.
А в женском портрете лучше использовать мягкое освещение. Однако, схема наглядно показывает как получить контрастный рисунок двумя источниками жесткого света. Очень часто такое освещение используют в коллажах рекламных плакатов или киноафиш. Акцентирующий свет можно получить с помощью прожекторной насадки или тубуса, а мощность источника должна быть на пол ступени больше мощности рисующего.

Схема света: Два источника импульсного света – портретная тарелка с сотами и тубус с сотами.

Портретная тарелка Beauty Dish – специальная насадка для портретной фотографии. Специфический характер освещения, который создает портретный рефлектор, отличается от софтбоксов или зонтов, так как поток света распределяется на отражающей поверхности равномерно. Для получения более мягкого света используется диффузор, а для получения направленного света используются соты под размер тарелки.

Тубус с сотами – насадка, применяемая в портретной съемке для создания блика или подсветки волос. Освещение точечным источником света, таким как тубус, требует более тщательной и аккуратной установки вспышки.

Image 2 : На фотографии видно, как не очень точно расположенный источник моделирующего света повлиял на характер рисунка.

Поставьте источник рисующего света под 45 градусов к модели спереди и чуть выше, а источник моделирующего света, наоборот, под углом 45 градусов и выше за объектом съемки. Получится контрастный портрет, хорошо выделяющийся на чёрном фоне.