История резьбы по дереву уходит своими корнями к моменту возникновения в человеческом обществе приемов и способов обработки древесины, как самого простого и распространенного материала, а также появления деревянного зодчества. Наши далекие предки знали, что древесина обладает очень ценными качествами: водонепроницаемостью, теплоизоляцией, невысокой плотностью, богатым разнообразием рисунка текстуры. К тому же, древесину удобно обрабатывать и заготавливать. В связи с этим, плоскорельефная резьба широко использовалась в быту по дереву - практически везде от строительства оборонных укреплений до кухонной утвари и сельскохозяйственных орудий.

Со времени появления первых орудий труда, все люди стремятся создавать прекрасное. Со временем это стремление принесло результаты в виде умения создавать невероятные произведения из природного материала. Вряд ли найдется такой народ, который бы не украшал свое жилище и предметы быта. Однако, история развития резного дела в каждой стране особая и связана с уровнем культуры, мастерства и мировоззрения в обществе. Наверное поэтому, в каждой стране искусство резьбы по дереву имеет свои уникальные особенности, приемы и стили.

Учимся плоскорельефной резьбе по дереву своими руками

Плоскорельефная резьба является одним и самых наиболее популярных видов резьбы по дереву. Она очень широко распространена в домовой резьбе, а так же в изготовлении различных сувениров.

Плоскорельефная резьба представляет собой вырезанный узор невысоко выделяющегося над основным фоном орнамента с возможностью придания рельефа как самому рисунку, так и его фоновой части.

Обычно фон вокруг основного рисунка срезают полностью или удаляют на пять - семь миллиметров, чтобы контраст между ними был максимально подчеркнут.

Хоть изображение и отличается довольно значительно по высоте от фона, но сам рисунок, имея объемные очертания, обычно выполнен приблизительно в одной плоскости.

Выделение орнамента относительно фоновой плоскости может иметь несколько вариаций: они могут быть отделаны выемками, насечками, скруглением граней и стать вогнутыми или выпуклыми частично или полностью.

Эскизом для вырезания с применением техники плоскорельефной резьбы могут стать совершено любые реалистичные или стилизованные изображения животных, растений, птиц или даже людей, если опыт вырезания по дереву позволяет подробно качественно прорабатывать даже самые мелкие детали.

Различается несколько типов фона: заоваленный, подушечный, вбранный, подобранный и поднутренный. Все эти виды вы можете рассмотреть и наглядно изучить различия между ними на фото ниже:

Разбираем просто вариант с заоваленным фоном (контуром)

Для выполнения резьбы данного рода вдоль контура эскиза вырезают канавки, которые после заоваливают (скругляют) как со стороны фона, так и со стороны орнамента.

Сначала делают надрезы ножом-косяком вдоль контура. На закруглениях срезы выполняются с использованием полукруглых стамесок подходящей ширины.

Фон рисунка снимается так же ножом или прямой стамеской, выдерживая 30-градусный наклон среза к плоскости заготовки.

Со стороны изображения орнамента контур следует заоваливатъ круче, со стороны фона – отлого, это позволит рисунку выглядеть более выпуклым. По окончании заоваливания с помощью резцов можно отшлифовать изделие мелкой шкуркой.

С подобранным фоном.

Разница между резьбой с подобранным фоном и плоскорельефной резьбой с заоваленным фоном заключается в том, что фон вокруг орнамента снимают с одним выбранным для всего изделия углом наклона к плос­кости заготовки (30-45°) и далее не обрабатывают (не скругляют) режущим инструментом и не шкурят.

С поду­шечным фоном.

Резьба с подушечным фоном – это разновидность резьбы с заоваленным контуром. Разница лишь в том, что фон не остается плоским и может быть ниже плоскости орнамента изделия. У возвышения орнамента над фоном есть свои плюсы, но и свои минусы. Работа по срезу всего фона на одинаковую высоту занимает довольно много времени, особенно при больших объемах. К тому же эта работа требует сноровки и аккуратности, чтобы не испортить изделие.

С выбранным и поднутренным фоном.

Данный вид отличается от других тем, что вокруг основного рисунка создают углубления, из-за чего изображение словно возвышается над фоном на различную высоту (обычно в пределах 5-7мм), оказываясь более глубоким и интересным внешне.

Увидеть и почувствовать разницу между разными видами резьбы очень сложно. Зачастую многие виды комбинируются в одном изделии, из-за этого не стоит давать четких определений и разворачивать на этой почве каких-либо споров..

Видео по теме статьи

В конце статьи для вас подобраны видео с примерами плоскорельефной резьбы, а так же с увлекательно и подробно описанным процессом создания этих самых изделий.

Из всех видов резьбы рельефная техника является одной из наиболее выразительных. Реалистичные деревянные барельефы, с аккуратной деталировкой, эффектной игрой теней и правильно построенной композицией, способны по-настоящему завораживать. Рельефную технику можно рассматривать как переходную ступень к скульптурной резьбе, по праву считающуюся венцом резного искусства.

В этом материале мы расскажем о базовых принципах рельефной резьбы по дереву. Наши советы будут полезны не только для начинающих резчиков, но и для мастеров уже попробовавших свои силы в этой технике. На примере предложенного проекта вы познакомитесь с основными принципами чистой и аккуратной резки, научитесь правильно моделировать объем, освоите профессиональные секреты, которые помогут подчеркнуть трехмерные качества резной композиции.

В чем отличие рельефной резьбы от других техник?

От плоскорельефной, контурной, геометрической и других видов необъемной резьбы рельефную технику отличает, прежде всего, ее подчеркнутый трехмерный характер. Основная композиция здесь выступает на передний план за счет обрезанного фона, благодаря чему изображение становится более выразительным, с характерным обилием светотеней.

Если основной рисунок композиции возвышается лишь слегка, не более чем на половину от толщины всего изделия, то такую резьбу называют барельефной (а само изделие барельефом). При более высоком и выступающем рельефе резьбу именуют горельефной.

Набор инструментов для новичка

Чтобы научиться резьбе по дереву, вовсе не обязательно обзаводиться арсеналом стамесок, ножей и других резцов, как многие склонны думать. Для освоения базовых навыков рельефной техники будет достаточно нескольких уголковых стамесок (геймусов), например, 10 мм и 6 мм , прямой стамески 12 мм , радиусной (полукруглой) 10 мм , подрезного ножа и небольшого штихеля. Остальные виды стамесок для резьбы по дереву уместно приобретать по мере роста резчицкого мастерства.

Всегда следите за остротой инструмента. Если резец оставляет грубый след и скалывает древесину небольшими щепками, вместо того чтобы легко снимать аккуратные слои – это верный признак того, что стамеска нуждается в заточке. Тупой инструмент портит качество работы, требует больших усилий при резьбе и не дает возможности правильно «почувствовать» стамеску начинающему резчику.

Какое дерево выбрать для рельефной резьбы?

Правильный выбор древесины – залог успеха для мастера, осваивающего тонкости этой техники. Для нужд резчиков оптимально подходят почти все мягкие лиственные породы: осина, ольха, береза, орех и т.д. Но главной древесиной для большинства мастеров, занимающихся не только объемной, но и плоской, плосковыемчатой, геометрической и другими видами резьбы по дереву, является липа.

Липа – мягкая и легкая древесина, с равномерной плотностью, за счет чего особенно хорошо поддается обработке: легко режется, точится и строгается во всех направлениях. Липа почти не коробится и не усыхает, не выделяет дубильных веществ, поэтому считается идеальным сырьем, в том числе, для изготовления посуды. Недостатком липы является ее плохая окрашиваемость в другие цвета.

Отработка навыков рельефной резьбы на примере проекта «Лис»

Как сделать барельефную резьбу на дереве мы пошагово расскажем на примере несложного проекта «Лис». В качестве заготовки рекомендуем использовать спил липы или же обычную дощечку из любой другой мягкой лиственной породы.

Для перевода рисунка на деревянную основу используют копирку, как наиболее простое и эффективное решение. При необходимости, линии копировальной бумаги можно легко стереть, внеся нужные изменения по ходу работы. Во избежание смещения рисунка в процессе переноса зафиксируйте деревянную заготовку или подложите под нее резиновую подложку. Подумайте, где лучше расположить изображение, чтобы композиция выглядела наиболее оживленной и интересной. В нашем случае мы сместим ее от центра к низу (фото 1).

Для вырезания внешнего контура используйте уголковую стамеску #12 (ширина лезвия 10 мм /угол 60° ). Она позволит не только сделать аккуратную обводку основной фигуры, но и сразу удалит значительную часть фона (фото 2).

Техника выполнения реза уголковой стамеской:

  • Левой рукой фиксируйте плотно инструмента, а правой толкайте его вперед; правильный хват стамески позволит точно направлять резец, вести аккуратную линию реза и не давать лезвию соскальзывать с контура.
  • Намечайте резцом основной контур линий, после прорезайте их до желаемой глубины (в нашем случае 4-5 мм ). Срезая древесину понемногу, вы будете лучше контролировать процесс резьбы и уменьшите риск образования сколов.
  • Преодолевая сопротивление древесины, равномерно распределяйте давление на стамеску, достигая гладкой и однородной поверхности.
  • Работая стамеской, учитывайте направление волокон древесины, т.к. резец всегда стремится двигаться вдоль твердых годовых колец.
  • Не при каких обстоятельствах не направляйте стамеску в свою сторону: режьте от себя или держите инструмент параллельно груди.
  • Работайте резцом прямо за карандашными линиями, оставляя их видимыми.

В правильном и аккуратном удалении фона во многом и заключается суть рельефной резьбы по дереву. Освоение этого навыка – ответственная задача для начинающего резчика. Удалить много фона с минимальными усилиями помогают радиусные стамески (полукруглые или отлогие). В нашем случае мы оставим фон композиции в виде широких декоративных канавок (фото 3). При необходимости его можно сделать ровным, используя плоскую стамеску.

Сформировав фон, вернемся к уголковой стамеске и еще раз «на чистовую» пройдемся по контуру основной композиции (фото 4). После подровняем фон (фото 5).

В качестве инструмента для тонкой контурной проработки оптимальны уголковые стамески #15 (ширина лезвия 6 мм /угол 45° ) или #16 (ширина лезвия 6 мм /угол 35° ).

Очертите глаз лисы, сохранив карандашный контур (фото 6). Опуститесь вниз и займитесь проработкой пасти: аккуратно выберите фон вокруг зубов и внутри рта (фото 7). Ориентируйтесь на объемность и законы перспективы в композиции: поскольку передние зубы находятся на переднем плане, они должны быть немного завышены. Проработайте область носа.

Для проработки формы головы используйте радиусную (отлогую) стамеску шириной 10 мм . Начните с ушей: левое ухо на переднем плане сделайте более высоким (фото 8).

Скруглите форму головы (фото 9), сделав плавный переход к морде, которая должна остаться более плоской и без выраженного объема (фото 10).

Работая над конкретными областями, не забывайте периодически оценивать общую композицию: насколько правильно перетекает объемность, как проработана перспектива и пр. Здесь каждая деталь взаимосвязана друг с другом. Рельефная резьба должна восприниматься как целостная композиция, а не коллаж из набора резных элементов.

Для работы над этим элементом используйте церазик – глубокую полукруглую стамеску шириной 5 мм (фото 11). Этот узкий инструмент хорошо подойдет для проработки мелких элементов и создания рельефа листа.

По всему периметру листа сделайте аккуратную подрезку, чтобы он хорошо выделялся из общей композиции и как бы был оторван от фона (фото 12). Очертив основной контур и выбрав фон вокруг листа, приступайте к вырезанию прожилок (фото 13). Закончив формирование рельефа, срежьте штихелем все оставшиеся плоские места (фото 14).

С помощью подрезного ножа создайте глубокую тень над глазом, подведите резцом нижнее веко и придайте глазу округлость (фото 15).

Завершите резцом проработку мелких элементов пасти (фото 16).

Имитация текстуры шерсти – важный навык, который нужно отработать каждому резчику, т.к в будущем вы неоднократно будете сталкиваться с резьбой различных животных. В представленном проекте шерсть лисы создается по самой простой схеме: церазиком 5 мм делаются короткие и неглубокие штрихи (стрелки указывают направление естественного роста шерсти животного) (фото 17).

Для большей натуралистичности можно проработать текстуру шерсти тонким стальным резцом – штихелем. Работайте над текстурой, пока не останется ни одного плоского места.

Чем зачистить резьбу по дереву?

При аккуратной работе самыми остро заточенными резцами почти всегда остаются грубые места и незначительные дефекты, требующие устранения. Для зачистки углубленных мест и подрезки небольших сколов используйте мелкий штихель. Объемные поверхности зачищают наждачной бумагой P150 . Чтобы окончательно убедиться в отсутствии незамеченных мелких дефектов, протрите картину тряпкой, смоченной в уайт-спирите, и еще раз внимательно рассмотрите ее под разными углами. Когда все недостатки зачищены, можно приступать к отделке.

Чем покрыть резьбу по дереву?

Для однотонной отделки используют следующие составы:

Морилка . В плоскорельефной резьбе используют не только для того, чтобы придать древесине более благородный внешний вид. С помощью морилки усиливают контраст определенных участков, они в свою очередь подчеркивают рельеф и объемность композиции. Для достижения такого эффекта достаточно нанести морилку на глубокие участки резьбы, которые должны казаться затененными.

Если вы решили полностью тонировать свою работу, использовать морилку нужно аккуратно, принимая во внимание породу дерева и особенности заготовки на которой вырезана композиция. Под воздействием влаги мелкорельефная резьба может разбухнуть, покоробиться, на ней может образоваться поднятый ворс и прочие дефекты, которые непоправимо испортят внешний вид работы. Распространенным изъяном при морении резьбы является неоднородность тона, особенно часто проявляющаяся в местах склейки брусков.

Если есть желание сделать свои проект особенным, добавьте элементы притягивающие взгляд. Для этого попробуйте свои силы в рельефной резьбе, пользуясь простыми методами и недорогими инструментами, чтобы за пару часов вырезать своими руками эту элегантную «королевскую лилию».

Острота в деле резьбы по дереву прежде всего

Резать древесину тупыми инструментами – почти то же самое, что ехать на автомобиле с неисправным рулевым механизмом. И то и другое возможно, но результат не будет хорошим, и вам грозят опасности. Если материал скалывается небольшими щепками, вместо того чтобы легко отделяться тонкими стружками, пора точить ваши лезвия.

Если инструмент относительно новый, иногда достаточно быстрой правки режущей кромки. Но если вы хотите восстановить работоспособность старой стамески, придётся потрудиться чуть дольше. Прежде всего, с помощью фрезера сделайте на кромке обрезка доски скругления, соответствующие радиусу желобка стамески.

Наклейте на скруглённую кромку полоску наждачной бумаги зернистостью 120-160 единиц.

Отшлифуйте поверхность желобка, чтобы она стала гладкой и приобрела равномерный блеск (Шаг 1). Продолжайте процесс, применяя более мелкие абразивы (вплоть до № 800), пока желобок не станет идеально гладким. Завершив эту операцию, выровняйте режущую кромку под прямым углом к краям лезвия, используя крупнозернистую алмазную пластину (Шаг 2). Затем на низкооборотном точильном станке с водяным охлаждением (так называемом «мокром» точиле) заново сформируйте фаску (Шаг 3).

Для заточки режущей кромки используйте абразивный брусок средней зернистости. Сохраняя контакт фаски с абразивом под одним и тем же углом, перемещайте лезвие из стороны в сторону, чтобы равномерно отшлифовать всю поверхность (Шаг4). Затем проделайтето же самое на мелкозернистом водном камне. Наконец, отполируйте режущую кромку до зеркального блеска на куске кожаного ремня с полировочной пастой. Теперь можно снова заняться резьбой!

Инструменты и материалы для резьбы по дереву

Хотя вы можете резать любой материал, советуем начать с пород, имеющих мягкую древесину с равномерной плотностью, которые особенно хорошо поддаются обработке резцами, например, липы или ореха. Для первых шагов в освоении техники резьбы вам потребуется лишь несколько инструментов, но, как и в любом увлечении, по мере роста мастерства будет расти и число используемых инструментов.

Прежде всего советуем приобрести 6-миллиметровую уголковую, 12-миллиметровую отлогую и 10-миллиметровую полукруглую стамески, которые успешно справятся с большинством резчицких задач, а также заострённый надфиль для обработки узких углублений. Поддерживайте остроту инструментов; тупые резцы оставляют грубый след и требуют больших усилий для срезания материала, а это приводит к срывам и может стать причиной травмы (см. раздел «Острота прежде всего»).

Перенесите рисунок

Чтобы перенести контуры рисунка на древесину, пользуйтесь копировальной бумагой (фото А). Зафиксируйте заготовку, подложив снизу нескользящий коврик для автомобильных багажников.

Защитите левую руку от царапин и порезов с помощью прочной перчатки. Примечание. При резьбе учитывайте направление древесных волокон, так как инструмент стремится следовать вдоль волокон, а не вдоль намеченной контурной линии. Работая поперёк волокон, делайте неглубокие надрезы, чтобы избежать сколов.

Вырезание контуров

С помощью уголковой стамески сначала наметьте контуры перевязи и прорежьте их до окончательной глубины (около 3 мм) (фото В). Левая рука направляет инструмент, а правая толкает его вперёд, преодолевая сопротивление древесины. Старайтесь, чтобы поверхность среза была гладкой и однородной.

Примечание. Не торопитесь и не пытайтесь резать слишком глубоко. Срезая материал понемногу, легче контролировать процесс и избежать сколов. Никогда не направляйте лезвие резца в свою сторону. Если необходимо, поверните заготовку, чтобы действовать резцом от себя или параллельно груди.

Вырезав контур перевязи, переходите к центральному лепестку лилии, начав резать от верхней точки (фото С), а затем к остальным лепесткам выше и ниже перевязи (фото D). Выровняйте глубину всех контурных канавок, срежьте материал над перевязью и под ней (фото Е). Углубите контуры перевязи уголковой стамеской.

Закруглите лепестки

Узкой полукруглой стамеской сделайте желобки глубиной около 2 мм с обеих сторон от центральной линии верхнего лепестка (фото F). Начните формировать объём всех лепестков отлогой стамеской (фото G и Н). Смягчите переходы между плоскими участками и вертикальными желобками верхнего лепест ка, срезая материал понемногу, чтобы с обеих сторон от центральной жилки образовались небольшие углубления, плавно перехолящие в выпуклости у внешних краёв лепестка.

Зачистка резьбы

Даже если вы стараетесь делать резцами точные и аккуратные движения, почти неизбежно обнаружатся несколько грубых мест, требуюших уточнения или зачистки (фото I и J). Краткий совет! Протрите резьбу тканью, сманенной уайт-спиритом, чтобы выявить мелкие дефекты, которые могут остаться незамеченными. Завершив обработку по форме и убедившись, что все недостатки устранены, можно приступать к отделке.

Бесцветное покрытие сохраняет естественный цвет древесины, но можно подчеркнуть рельеф, усилив контраст с помощью морилки, несколько раз нанесённой на участки, которые должны казаться более глубокими и затенёнными.

Рельефная резьба по дереву своими руками – мастер-класс

108 бусин 8 мм настоящий Сандал буддийский Будда Дерево Молитва…

Едва научившись держать в руках предметы, у маленького человечка проявляется тяга к творчеству. Со временем перед ним откроется возможность попробовать себя в различных видах мастерства: рукоделие, лепка, оригами, резьба по дереву, рисование. Конечно, для этого пригодятся определенные навыки, которые ребенок получил в раннем детстве. Порой простое увлечение постепенно переходит в хобби, а затем, стает делом всей жизни. Так много столетий назад на Руси одним из главных видов творчества была резьба по дереву. И в XXI веке она по-прежнему вызывает у людей неподдельный интерес.

Популярные виды замысловатого искусства

На протяжении долгого времени люди украшали свои жилища деревянными предметами из резьбы. Разного рода картины, кухонная утварь, предметы культа, детские игрушки считались ценными вещами для любой семьи. Возможно, поэтому и появились различные виды резьбы по дереву. Наиболее популярными считаются такие варианты:

  • геометрическая;
  • плосковыемчатая;
  • прорезная;
  • скульптурная;
  • рельефная;
  • ажурная;
  • накладная.

К счастью список на этом не заканчивается, ведь этот вид творчества распространен по всей нашей необъятной стране. Рассмотрим лишь некоторые из них.

Геометрическая резьба по дереву предусматривает использование в работе различных фигур. Это треугольники, окружности, квадраты и многогранники. Она применяется для изготовления элементов мебели, домашней утвари, а также настенных поделок. Древнейшим видом такой резьбы является трехгранно-выемчатая резьба. Это один из самых простых методов, поскольку выполняется лишь одним инструментом – ножом косяком. Для такой резьбы по дереву потребуются простой набор предметов:

  • липовая доска;
  • специальный нож-косяк;
  • линейка;
  • карандаш.

Сначала на доску наносят эскизы из геометрических фигур либо готовый орнамент. Начинающим дилетантам лучше не использовать сложные рисунки, чтобы работа получилась безупречной. Для первых работ подойдет материал из лиственных деревьев, поскольку на нем удобней проводить ровные линии острым ножом.

Деревянная поверхность должна быть максимально гладкой. Это достигается путем строгания доски. При этом ее не нужно шлифовать наждачной бумагой. Иначе резьба не получится четкой и аккуратной, а инструмент быстро затупится.

Плосковыямчатый метод применяется для вырезания на плоскости углублений различной величины и формы. Это могут быть овальные контуры и всевозможные выпуклости.

Прорезной вид резьбы также считается довольно простым. Он выполняется при помощи лобзика. Нанесенный на деревянную плоскость эскиз любой фигуры выпиливается по контуру. В результате выходят симпатичные поделки. Применяется прорезная резьба для изготовления фоновых предметов, через которые видно другие плоскости. Часто ее называют ажурной резьбой, и применяется она для украшения мебели в стиле барокко. Также это могут быть элементы буфетов, оконные наличники, двери, а иногда декоративные ширмы. Если поделки прикрепляют к специальному основанию, то такой вид резьбы считается накладным.

Процесс работы прорезным способом начинается с эскиза, который наносится на заранее отшлифованную заготовку. Его переносят на поверхность с помощью специального шаблона или прозрачной белой бумаги. Затем на контурах делают отверстия и с помощью тонкой пилки лобзика вырезают на рабочем столе.

Рельефная резьба включает в себя два основных метода: плоский и глухой. К тому же глухой вариант подразумевает низкий либо выпуклый рельеф. Суть заключается в том, что рисунок образуется благодаря основному фону поверхности.

Плоскорельефный метод выполняется так, что узор и окружающий его фон выполнены на одной глубине по всей площади основы. Глухая резьба характеризуется выпуклым узором, который не имеет плоских очертаний. Такие изделия ценятся за высокую декоративность и богатство композиции. Ведь на плоскости создается своеобразный миниатюрный ландшафт с возвышенностями, углублениями и впадинами. Чтобы создавать такие шедевры, мастера применяют элементы практически всех видов резьбы по дереву. Поэтому новичкам следует освоить каждый способ отдельно, чтобы применять навыки при более .

Первые шаги на пути к мастерству

История показывает, что дерево традиционно использовалось для украшения жилого помещения. В наше время различные фотографии, рисунки и эскизы резьбы по дереву выставлены в краеведческих музеях или печатных изданиях. Это говорит о том, что смышленые люди, готовые учиться, способны освоить этот вид искусства. Древесина – это чудесный природный материал, из которого можно создавать декоративные композиции, картины, элементы мебели и кухонную утварь. Освоив азы древнего искусства, некоторые стали настоящими мастерами резьбы по дереву, посвятив этому всю жизнь.

Народная мудрость говорит: «Лиха беда – начало». Так оно и есть, если ничего не делать. Практические советы резьбы по дереву для начинающих открывают дверь смелым людям в мир великолепных поделок своими руками. Для начала необходимо подготовить инструменты и разобраться в основных нюансах ремесла.

Новичкам желательно выбирать качественное и прочное снаряжение для работы, чтобы приобретать ценные навыки мастерства.

Для резьбы по дереву необходимо подготовить следующие инструменты:

  • острый нож;
  • стамеска;
  • лобзик;
  • долото;
  • сверла;
  • надфили;
  • ложкорез;
  • бруски;
  • фрезеровальная машина.

Конечно, новичкам будет достаточно приобрести специальный набор инструментов для резьбы по дереву, в который входит нож, лобзик и шило. С их помощью очень удобно осваивать навыки древнего мастерства.

Следующий шаг – выбор сырья. Именно от этого зависит качество изделия. В природе существует два вида древесины: твердая и мягкая. К первой группе относятся красное дерево, дуб и бук. Ко второй – , осина, сосна, ель, береза. Безусловно, легче работать с мягкой древесиной, но при одном неверном движении она быстро портится. Несмотря на это она считается самым подходящим сырьем для новичков.

Твердые породы древесины используют профессионалы, поскольку они очень дорого стоят.

Кроме прочности материала ключевую роль играет и цвет древесины. Подходящее сырье, чтобы учится мастерству – береза. Она чудесно поддается резке и сверлению в любом направлении. Выбирая рисунки для резьбы по дереву, следует учитывать, что березовая древесина со временем темнеет. Несмотря на это с ней очень легко работать.

Когда узор выбран, его необходимо перенести на деревянную заготовку. В век технологий можно воспользоваться готовыми фотографиями или рисунками, которые предоставлены специалистами. Тематика изображений самая разная, но каждое имеет свою неповторимую красоту. Когда все готово можно приступить к созданию собственных шедевров. Неоценимой помощью для начинающих являются тематические уроки резьбы по дереву.

Мастер класс простой поделки

Когда смотришь на готовые поделки, создается впечатление, что сделать их вовсе не сложно. Поэтому многие любители народного ремесла взяли в свои руки инструмент и приступили к делу. Чтобы вырезать обыкновенный цветок необходимо приготовить такой набор предметов:

  • заготовка из дерева;
  • карандаш двойной мягкости;
  • калька;
  • стамески.

Необходимо учитывать, что подойдут лишь специальные стамески для резьбы по дереву. Они должны быть v-образного характера, узкие и полукруглые. Следующий этап – рисунок. Его можно взять из Интернета. Для этого к экрану прикладывают лист бумаги, перерисовывают схему, а затем наносят ее на деревянную плоскость.

Начинают работу с центральной части эскиза, аккуратно вырезая круг. Затем с помощью v-образной стамески вырезают по контуру лепестки. Отходы древесины между ними удаляют по ходу работы. Если такой стамески нет, подойдут профессиональные ножи для резьбы по дереву, которыми не хуже орудовать в этом ремесле.

Полукруглой стамеской вырезают внешнюю часть лепестка. Он становится похож на контур сердечка, но это не страшно. Затем делают надрезы во внутренней части лепестка, соединяя его с центром цветка. Осталось только закруглить его и цветок готов. Теперь можно полюбоваться первым творением своих рук. Неоценимой помощью для новичков является тематическое видео резьбы по дереву, которое побуждает незамедлительно браться за работу.

Современная техника для опытных мастеров

В современном мире многие работы уже давно выполняются механическим способом. Не отстает в этом и прикладное ремесло. Применение техники дает возможность мастерам экономить свои силы и драгоценное время. Станки для резьбы по дереву дают возможность быстро и качественно подготовить исходный материал к работе. Единственный недостаток таких устройств – дороговизна, но люди, для которых резьба не просто хобби, готовы их приобретать.

Пантограф

Устройство предусмотрено для работы с любыми деревянными поверхностями. Оно выполняет операции различного рода, как объемные, так и на плоскости. Пантограф используют для обработки дугообразных, согнутых или вращающих деталей. Так с помощью станка вырезают различные элементы мебели, статуи либо панно.

Бормашина

Отличное устройство для работы с деревом твердых пород. При этом важно учитывать свойства и расположение волокон природного материала. С помощью бормашины мастера затачивают инструменты, шлифуют древесину, а при надобности и полируют.

Для работы с бормашиной подходят породы деревьев с плотной древесиной, у которых нет тенденции к скалыванию.

Фрезерный станок с программным управлением

Такая техника, в основном применяется для производства деревянной мебели с резным украшением. Станок предусмотрен для работы с фанерой любого вида и деревом. Он отличается высокой функциональностью и техническими возможностями. При работе на таком оборудовании важно использовать специальные средства защиты – очки и перчатки. Также придерживаться инструкции по эксплуатации прибора.

Как показывает практика, такие станки упрощают процесс резьбы по дереву. Они дают возможность создавать огромное количество изделий за короткое время. Применяются устройства не только в промышленности, но и для личной мастерской.

В любом случае изделия, сделанные своими руками, приносят человеку подлинное удовлетворение. Они создают в доме приятную атмосферу, помогают выразить чувства мастера к своим близким, и долго служат на благо домочадцам. Деревянные поделки долго сохраняют свою естественную красоту и никогда не выходят из моды. Резьба по дереву – это искусство, которое передается из поколения в поколение. Она доступна для любого, кто пожелает освоить это ремесло. Главное не боятся неудач, а с готовностью учиться, брать в руки инструменты и творить шедевры.

Видео-урок резьбы по дереву для начинающих

Художественная резьба по дереву - один из древнейших и наиболее распространенных видов художественной обработки дерева, при котором узор наносится на изделие при помощи топора, ножа, резцов, долот, стамесок и других подобных инструментов. С совершенствованием технологий появилась токарная обработка дерева и фрезерование, значительно упростившие труд резчика. Резьба применяется в домовом декоре, при украшении бытовой утвари и предметов мебели, для изготовления мелкой деревянной пластики и игрушек. Резьба различается по видам - плоскорельефная резьба, ажурная резьба, объемная резьба и корнепластика.

Плоскорельефная резьба по дереву

Плоскорельефная резьба по дереву - один из наиболее распространенных видов резьбы. Относительно неглубокий рельеф (5-20 мм) сохраняет одинаковую высоту при равной глубине основного фона. Основные мотивы плоскорельефной резьбы -- растительный орнамент, стилизованные изображения фигур людей и животных. Ее техника относительно проста. Резные украшения наносятся на заранее подготовленное изделие. Первоначально острым предметом прочерчивается контур рисунка, затем мастер долотом подсекает рисунок по контуру и выбирает стамесками фон. Рельеф часто обрабатывается дополнительными порезками, моделирующими изображение -- прожилки листьев, гривы коней, мелкие детали. От сложности рисунка зависит набор инструмента, в некоторых случаях резчики используют до 60 резаков и стамесок разного профиля и размеров.

Плоскорельефная резьба подразделяется на разновидности: резьба с заоваленным контуром -- края вырезанного по контуру рисунка слегка закругляются, а фон обычно не выбирается совсем; резьба с подушечным фоном -- фон подрезается очень отлого, образуя полукруглую выпуклость, напоминающую взбитую подушку; резьба с подборным фоном -- вокруг оконтуренного рисунка фон выбирается на равную глубину, что делает изображение более рельефным.

Плоскорельефная резьба применялась в первую очередь в домовом декоре и была известна на территории России с допетровского времени, получив распространение в Поволжье, на Русском Севере, на Урале. Большое влияние на развитие поволжской резьбы оказала «корабельная резь», на основе которой выработался особый барочный тип резьбы. В конце 19 в. в подмосковном Абрамцеве стараниями художников и коллекционеров возник промысел абрамцевско-кудринской резьбы, продолжающий древнерусские традиции рельефной резьбы.

Рельефная резьба

Рельефная резьба почти не имеет плоской поверхности. Формы орнамента выявляются рельефом разной высоты. Различают барельефную и горельефную резьбу. Барельефная резьба - Это резьба, фигуры рельефа которой выступают над плоскостью фона или соседними элементами орнамента до половины собственного объема. Горельефная резьба - Это резьба, фигуры рельефа которой выступают над плоскостью фона или соседними элементами орнамента более чем на половину собственного объема.

Для рельефной резьбы характерна глубокая выборка фона в сравнении с другими видами резьбы и детальная проработка элементов до скульптурных форм. Резьбу и выборку фона можно выполнять с помощью обычного набора инструментов, что требует дополнительных физических усилий.

После выборки фона следует проработать основные планы внутри рисунка, смоделировать и отработать фигуры людей, птиц, животных, переплетения растительного орнамента, формы веточек и листьев, их высоту над фоном и по отношению друг к другу. Все это необходимо сделать до окончательной отделки поверхности штрихами, жилками, насечками и т.п.

Рельефная резьба отличается большой выразительностью и декоративностью. В прошлом её широко применяли для украшения интерьеров- стеновых панелей, порталов дверей, а также в мебели. В настоящее время рельефную резьбу также используют для отделки интерьеров общественных зданий в виде настенных панно.