Проект "Калина".

1. Количество подводных лодок проекта: нет (планируются после 2020 года) .


2. Изображение проекта:


Нет данных.

3. Состав проекта: данных о планируемом количестве - нет

4. История проекта:


19.03.2014г. на сайте АО "ТВ Центр" появилась информация: "Российские разработчики приступили к проектированию неатомных подводных лодок 5-го поколения "Калина" . Об этом заявил главнокомандующий Военно-морским флотом РФ адмирал Виктор Чирков, сообщает ИТАР-ТАСС. "В настоящее время уже ведутся проектные работы по созданию неатомных подводных лодок 5-го поколения. Жёсткие законы и правила кораблестроения требуют не допускать пауз в создании новых поколений подводных лодок", - сказал он. По его словам, новая субмарина "Калина" получит воздухонезависимую энергетическую установку. Сообщается также, что разработку проекта "Калина" ведёт Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин". Ещё в 2013 гендиректор ЦКБ МТ "Рубин" Игорь Вильнит сообщил, что "Рубин" приступил к разработке неатомных подводных лодок 5-го поколения. Чирков отметил, что повышение боевых возможностей неатомных и многоцелевых субмарин планируется обеспечивать за счёт интеграции в состав их вооружения перспективных роботизированных комплексов. Он подчеркнул, что "в дальнесрочной перспективе, которая сегодня учитывается в кораблестроительной программе, предусматривается создание головных и серийное строительство подводных кораблей нового поколения на базе унифицированных подводных платформ".

01.07.2015 на сайте РИА "Новости" появилась информация: "Директор департамента гособоронзаказа Объединенной судостроительный корпорации Анатолий Шлемов рассказал, что в ЦКБ "Рубин" завершена научно-исследовательская работа "Калина-ВМФ", выполнен аванпроект подводной лодки с ВНЭУ и ЛИАБ. ЦКБ "Рубин" по заказу Минобороны РФ разработало аванпроект неатомной подводной лодки типа "Калина" с анаэробной (воздухонезависимой) силовой установкой, сообщил РИА Новости в среду директор департамента гособоронзаказа Объединенной судостроительный корпорации Анатолий Шлемов. ЦКБ "Рубин" в последние годы занималось разработкой анаэробной, воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ) и литий-ионной аккумуляторной батареи (ЛИАБ), которые значительно увеличивают продолжительность нахождения неатомных подлодок под водой без всплытия. "В декабре 2014 года ЦКБ "Рубин" завершена научно-исследовательская работа "Калина-ВМФ" в результате выполнения которой выполнен аванпроект перспективной многоцелевой неатомной подводной лодки с ВНЭУ и ЛИАБ в соответствии с тактико-техническим заданием Минобороны России", - сказал Шлемов".

30.07.2015г. на сайте РИА "Новости" появилась информация: "Строительство неатомной подводной лодки пятого поколения проекта "Калина" начнется в России "сразу после 2020 года", сообщает РИА Новости со ссылкой на источник в командовании российского флота. По словам собеседника агентства, подводная лодка получит новую анаэробную установку, разработка которой завершится в 2018 году. Созданием этой установки занимается Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин". Перспективная российская анаэробная силовая установка будет использовать для работы водород высокой степени очистки. Он будет вырабатываться из дизельного топлива методом риформинга, то есть преобразования топлива в водородсодержащий газ и ароматические углеводороды, которые затем будут проходить через установку выделения водорода. Полученный водород будет подаваться в водородно-кислородные топливные элементы, где будет вырабатываться электричество. При такой схеме конструкторы рассчитывают получить способ практически бесшумной выработки электроэнергии, необходимой для питания бортовых систем и двигателей. Основным преимуществом подлодок с анаэробной установкой является возможность более долгого нахождения под водой по сравнению с обычными дизель-электрическими подводными кораблями. Последним требуется периодически всплывать на поверхность для запуска дизельных генераторов, которые вырабатывают электричество для зарядки аккумуляторных батарей, питающих электромоторы. Подлодки с анаэробными установками способны практически бесшумно передвигаться под водой. После 2018 года экспериментальная анаэробная установка будет смонтирована на второй подводной лодке проекта 677 "Лада" для испытаний. Как ожидается, энергетическая мощностью установки, разрабатываемой "Рубином", составит около 400 киловатт. Для сравнения, мощность иностранных анаэробных установок, например, немецких подводных лодок проекта Type 214 не превышает 120 киловатт, а шведских субмарин типа "Вестеръётланд" - 75 киловатт".

19.01.2016г. на сайте РИА "Новости" появилась информация: "Дизель-электрические подводные лодки проекта 677 "Лада" больше строиться не будут, финансирование будет направлено на проект "Калина" (усовершенствованная "Лада" ), сообщил РИА Новости во вторник высокопоставленный представитель командования ВМФ России. "Командование флота приняло решение достроить две лодки проекта 677 "Лада" и на этом прекратить строительство. Все три лодки этого проекта войдут в боевой состав Балтийского флота. Финансирование будет направлено на проект "Калина" , - сказал собеседник агентства".


5. Схема проекта:


Нет данных.


6. Тактико-технические данные проекта:


Нет данных.


7. Источники:


- "В России создадут неатомную подлодку 5-го поколения "Калина" (http://www.tvc.ru/news/show/id/34514).
- "В РФ разработан проект ПЛ "Калина" с анаэробной силовой установкой" (http://ria.ru/defense_safety/20150701/1107574182.html)
- "Подлодка пятого поколения получит анаэробную установку" (https://nplus1.ru/news/2015/07/30/kalina).
- "В России прекращено строительство подлодок проекта 677 "Лада" (http://ria.ru/defense_safety/20160119/1361783316.html).


НЕАТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА 5-ГО ПОКОЛЕНИЯ ПРОЕКТА «КАЛИНА»
NON-NUCLEAR SUBMARINE OF THE 5TH GENERATION PROJECT «KALINA»

Строительство неатомной подводной лодки пятого поколения может начаться в России через пять лет, сообщил журналистам в среду глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов.
«Я думаю, что лет через пять», - сказал он, отвечая на соответствующий вопрос.
РИА Новости

28.06.2017


Аванпроект неатомной субмарины пятого поколения уже создан в России, идет согласование задания на разработку техпроекта. Об этом ТАСС рассказал вице-президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) по военному кораблестроению Игорь Пономарев.
«Аванпроект перспективной неатомной подлодки пятого поколения разработки ЦКБ «Рубин» уже создан, идет согласование задания на разработку технического проекта корабля. Решение о начале его строительства будет приниматься после завершения технического проектирования», – сказал он
ТАСС

03.07.2017


Опытно-конструкторские работы (ОКР) по неатомной подводной лодке пятого поколения «Калина» завершатся в рамках госпрограммы вооружения (ГПВ) 2018-2025, сообщил на конференции в рамках военно-морского салона в Санкт-Петербурге замглавкома ВМФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук.
Неатомные подводные лодка пятого поколения должны прийти на смену находящимся сейчас на вооружении ВМФ лодкам проектов 877, 636 (»Варшавянка»), а также 677 «Лада».
«Программа строительства неатомных подводных лодок пятого поколения заложена в ГПВ. Опытно-конструкторские работы по «Калине» должны завершиться до 2025 года», - сказал Бурсук.
Он подчеркнул, что «продолжение строительства подводных лодок проекта 677 «Лада» не отодвигает проект строительства подводных лодок «Калина», а будет вестись параллельно».
РИА Новости

ДЭПЛ проекта «Калина»
Основные характеристики
Обозначение проекта «Калина»
Разработчик проекта ЦКБ МТ «Рубин»
Вооружение
Ракетное вооружение комплекс «Калибр»

«Калина» - название проекта неатомной подводной лодки 5-го поколения для ВМФ РФ. Лодки этого проекта должны заменить ДЭПЛ 3-го и 4-го поколений.

История

18 марта 2013 года в СМИ появилась информация, что специалисты Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин» по заказу Министерства обороны РФ приступили к научно-исследовательским разработкам (НИР) по определению облика новой неатомной подводной лодки. К декабрю 2014 года работы были завершены, и подготовлен аванпроект, получивший обозначение «Калина-ВМФ». По аванпроекту предусматривается возможность размещения крылатых ракет комплекса «Калибр» , и использования двух вариантов двигательной установки - воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ) и литий-ионной аккумуляторной батареи (ЛИАБ) .

Согласно годовому отчету ОСК за 2014 год проектирование лодки запланировано на 2015 год.

18 марта 2016 года объявлено, что в ЦКБ МТ «Рубин» закончена разработка проекта «Калина», который должен будет пройти согласование с Министерством обороны РФ. Строительство ПЛ 5-го поколения будет включено в государственную программу вооружений до 2025 года . А серийное производство начнется не ранее 2025 года.

28 июня 2016 года было сообщено, что первая неатомная подводная лодка проекта «Калина» будет заложена в 2018 году, строительство будет происходить на предприятии «Адмиралтейские верфи » .

ГЭУ

Главным преимуществом лодок 5-го поколения «Калина» должна стать воздухонезависимая энергетическая установка на основе электрохимического генератора . Она даст возможность находиться под водой без всплытия для зарядки батарей значительно дольше, чем лодкам с классической ГЭУ. Её разработкой занимаются в ЦКБ МТ «Рубин» .

В 2016 году завершены наземные испытания ВНЭУ, и в марте начата подготовка к выполнению морских испытаний на специальном плавучем стенде. Испытания начнутся на Балтийском море в 2016 году - сообщил генеральный директор ЦКБ «Рубин» Игорь Вильнит. По завершению испытаний, и начала серийного производства ГЭУ могут быть смонтированы на подлодке на любом этапе строительства, благодаря её модульному типу. Принципиальное отличие новой ВНЭУ от зарубежных аналогов - это то, что запас водорода не находится на борту а производится в объеме потребления с помощью реформинга дизельного топлива в специальной установке.

5 Апреля 2014 года Данная новость была прочитана 18069 раз

"Калина" - российская подводная лодка пятого поколения с воздухонезависимой энергетической (анаэробной) установкой (ВНЭУ)

19 марта главком ВМФ России адмирал Виктор Чирков сообщил, что проект по разработке неатомной подводной лодки пятого поколения получил название «Калина» , и напомнил, что новая субмарина получит воздухонезависимую энергетическую (анаэробную) установку. Повышение боевых возможностей неатомных субмарин, а также многоцелевых, как отметил Чирков, планируется обеспечивать за счет интеграции в состав их вооружения перспективных роботизированных комплексов. Кроме того, «в дальнесрочной перспективе предусматривается создание подводных кораблей нового поколения на базе унифицированных подводных платформ», добавил адмирал.

Основу подводного флота ВМФ сейчас составляют подлодки третьего поколения. Субмарины четвертого поколения типа «Юрий Долгорукий» (проект 955, «Борей» ) и «Санкт-Петербург» (проект 677, «Лада» ) только начали поступать на вооружение флота. С мая 2010 года «Санкт-Петербург» находится на опытной эксплуатации ВМФ. К четвертому поколению АПЛ также относятся корабли проекта 885 «Ясень» . К 2021 году ВМФ планирует получить семь АПЛ «Ясень» .

Пионерами в мировой разработке ВНЭУ стали немцы, имеющие огромные традиции подплава и создавшие проект U-212/214 с анаэробной установкой. Разработку проекта «Калина» ведет Центральное конструкторское бюро морской техники (ЦКБ МТ) «Рубин» . О разработке предприятием подлодок пятого поколения гендиректор бюро Игорь Вильнит сообщал в прошлом году. «Формирование облика корабля следующего поколения началось и идет с учетом замечаний и предложений, которые поступают в ходе эксплуатации кораблей предыдущего поколения и головных кораблей новых проектов», - говорил он.

Он рассказывал о проведении научно-исследовательских работ с целью определения облика будущего корабля. Наряду с головным конструкторским бюро в этом участвуют профильные институты Минобороны и Военно-морского флота, а также контрагенты «Рубина» - основные разработчики гидроакустических комплексов, радиоэлектронного оборудования, ракетно-торпедного оружия.

Результатами такой работы стали создание проекта атомной подводной лодки «Борей-А» и модернизация проекта 636 для ВМФ РФ, улучшенный проект подлодки «Лада» .

Высокопоставленный представитель Главного штаба ВМФ заявлял ранее, что подводная лодка пятого поколения, разработка которой заявлена в госпрограмме вооружений (ГПВ) РФ до 2020 года, будет унифицированной как для баллистических ракет, так и для крылатых. Еще эти подлодки будут отличаться пониженной шумностью, автоматизацией систем управления, безопасным реактором и дальнобойным оружием.


Подводная лодка «Санкт-Петербург» (проект 677, «Лада» )

Разработку ВНЭУ планируется завершить в 2015-2016 гг. А в 2016-2017 гг., по словам Чиркова , первая новая подлодка будет построена для ВМФ. Экспериментальную установку установят на второй подводной лодке проекта 677 «Лада» . Первая лодка этого проекта «Санкт-Петербург» сейчас находится в опытной эксплуатации и использует обычную дизельную энергетическую установку.

ВНЭУ российской разработки принципиально отличается от зарубежных аналогов методом получения водорода. Чтобы не возить водород высокой чистоты на борту подлодки, в установке предусмотрено получение водорода в объеме потребления с помощью реформинга дизельного топлива.

Испытания воздухонезависимой энергетической установки должны были пройти в июне 2013 года на специальном стенде «Рубина» в Санкт-Петербурге. Как говорил источник в главкомате, осенью 2012 года установка была опробована на опытной подлодке «Саров» в акватории Белого моря, и «были выявлены определенные проблемы в работе ВНЭУ, ненадежность некоторых узлов и агрегатов».

Кроме действующего «Санкт-Петербурга» заложены «Кронштадт» и «Севастополь» . ВНЭУ должен получить «Севастополь» и «Санкт-Петербург» (при условии его удачных ходовых испытаний), а «Кронштадт» останется со старыми аккумуляторами, так как он в высокой степени готовности, и переоборудовать его еще не принятой на вооружение ВНЭУ не имеет смысла.

По словам председателя Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников Игоря Курдина , в ряде стран, прежде всего в Германии и Швеции, проекты подобных лодок с ВНЭУ «реализованы в металле». «Во всем мире воздухонезависимые установки более известны как двигатель Стирлинга. Этот двигатель был запатентован более ста лет назад. Первая российская неатомная подводная лодка, на которой планировалось установить воздухонезависимую установку, была «Санкт-Петербург» . Но, к сожалению, этот проект не пошел. Поэтому были вынуждены сделать обычную дизель-электрическую подводную лодку. Сейчас она остается экспериментальной и должна пройти глубоководные испытания на Северном флоте», - рассказал Курдин .

По словам Курдина , подлодки пятого поколения будут делаться на базе «Санкт-Петербурга» , но главным будет создание воздухонезависимой установки, и «здесь есть большие трудности». «Создание воздухонезависимых установок - это единственный путь развития неатомных подводных лодок. Дизель-электрическим сто лет уже! Это «ныряющие» подводные лодки, потому что они вынуждены часто всплывать, чтобы производить зарядку аккумуляторных батарей. А воздухонезависимая установка позволит им оставаться под водой столько же, сколько могут атомные подлодки», - отметил эксперт.

В сравнении с АПЛ главным преимуществом подлодок с подобными установками Курдин считает их малошумность и более низкую цену.

«Атомные лодки - это турбины, а такую систему бесшумной никак не сделать. Даже такие технически развитые страны, как Япония, не имеют атомных подводных лодок, потому что считают, что это очень дорогое удовольствие. Поэтому дизель-электрические лодки должны быть заменены на подлодки с воздухонезависимыми энергоустановками», - уверен он.

Кроме этого Курдин напомнил про существующие ограничения. В Балтийском и Черном морях, согласно международным договорам, нахождение атомных подводных лодок запрещено (поэтому все атомные подлодки базируются на Северном и Тихоокеанском флотах), и «единственный выход - это создание лодок с воздухонезависимой энергоустановкой». Сейчас на Черном море у России осталась одна дизель-электрическая подлодка «Алроса» . «При том что Турция, член НАТО, имеет 14 подлодок. Соотношение далеко не в пользу России», - подчеркнул эксперт, предположив, что именно на Черном море будут прежде всего востребованы подлодки следующего поколения.

Он напомнил, что на прошлогоднем Международном военно-морском салоне была выставлена голландская дизель-электрическая подводная лодка «Долфин» . «Меня туда пригласили. Мне показали все, кроме кормового машинного отделения. По некоторым данным, у них там как раз установлена воздухонезависимая энергетическая установка, что является большим секретом, поэтому они нам ее и не показали», - полагает Игорь Курдин .

В свою очередь директор программы ПИР-центра по обычным вооружениям Вадим Козюлин согласен, что для России эта технология «исключительно необходимая». «К сожалению, для России она пока недоступна. Первые здесь немцы. Такая же технология есть у французов. Но, естественно, делиться ей с нами они не будут, поэтому нужно доходить своим умом. Это по силам сделать, так что названное Чирковым время и будет потрачено на то, чтобы приобрести эту технологию. Научный потенциал у России серьезный. За последние 20 лет военные технологии ушли вперед, а все это время флот был в роли падчерицы», - сказал Козюлин .

По его словам, технология создания подобных силовых установок для России считается приоритетной, а для «данного проекта - ключевой». «Эта технология позволяет подводной лодке находиться под водой до двадцати, а то и более суток», - отметил он, предположив, что подлодки будут востребованы на всех российских флотах.

Публикация подготовлена сотрудниками CompMechLab® по материалам сайта Новости ВПК .

Другие новости по этой теме на сайте :

23.02.2014
16.03.2013
27.09.2012
18.09.2012.
10.09.2012.
18.08.2012
26.05.2012
26.04.2012

Со ссылкой на гендиректора ЦКБ «Рубин» Игоря Вильнита сообщило о том, что «Рубин» приступил к разработке подводных лодок 5-го поколения как атомных, так и неатомных. По словам Вильнита, создание облика новых кораблей ведется с учетом предложений и замечаний, которые поступают к нам в ходе эксплуатации кораблей предыдущих поколений и головных подводных лодок новых проектов. Ранее главком ВМФ России Виктор Чирков говорил о том, что серийный выпуск подводных лодок 5-го поколения начнется в России после 2030 года.

В настоящее время основу российского подводного флота составляют корабли 3-го поколения. Первая подводная лодка, относящаяся к четвертому поколению – стратегическая АПЛ «Юрий Долгорукий» проекта 955 «Борей» – была принята на вооружение флота только в январе 2013 года. Всего российский флот получит 8 таких подводных лодок – 3 проекта 955 «Борей» и 5 проекта 955А «Борей-А». Все они должны будут заменить на флоте АПЛ еще 3-го поколения проекта 667БДРМ «Дельфин», которые в настоящее время составляют основу ядерных подводных сил сдерживания России.


К АПЛ четвертого поколения также относятся корабли проекта 885 «Ясень». В настоящее время головная подлодка данного проекта проходит испытания и может встать на вооружение российского флота уже в этом году. Всего же к 2021 году ВМФ России рассчитывает получить 7 АПЛ «Ясень». Из неатомных подводных лодок к кораблям 4-го поколения также относят дизель-электрические подлодки проекта 677 «Лада». Головная субмарина данного проекта, носящая имя «Санкт-Петербург», с мая 2010 года проходит опытную эксплуатацию на флоте.

Дизель-электрическая подлодка пр. 677 "Лада"


Ранее представитель Главного штаба флота говорил о том, что подлодки 5-го поколения, разработка которых была заложена в госпрограмму вооружения (ГПВ) России до 2020 года, будут унифицированы под использование как баллистических, так и крылатых ракет. При этом предполагается, что такие корабли будут отличаться большей автоматизацией систем управления, пониженным уровнем шума, дальнобойным , безопасным реактором. В первую очередь речь идет о новых торпедах и крылатых ракетах дальнего радиуса действия.

Глава конструкторского бюро «Рубин» подчеркнул, что жизненный цикл современных подлодок составляет порядка 50 лет с момента исследовательского проектирования до момента утилизации лодки. Поэтому в том, что работы по проектированию новых кораблей начаты уже сейчас, нет ничего странного. По такому принципу работа осуществлялась всегда. После окончания конструкторских работ по одному поколению подлодок, конструкторы приступили к новому этапу. Это нормальный рабочий процесс, которые просто не может стоять на месте.

Относительно 5-го поколения ударных АПЛ существует 2-е противоположных концепции путей их вероятного развития: эволюционный и революционный. Первый из них является наиболее вероятным и предполагает постепенное усовершенствование существующих технических решений, которые свойственны современным подлодкам. При этом часть существующих решений уже находится на пределе своего развития, а очень большая стоимость сегодняшних подводных лодок заставит конструкторов постараться сделать все возможное, для того чтобы снизить их конечную стоимость, уменьшить их габариты.

Стратегическая АПЛ проекта 955 "Борей"


Основным методом удешевления является повышение гибкости использования субмарин 5-го поколения. Для реализации этого на практике планируется их оснащение модулями сменного вооружения, а также необитаемыми подводными аппаратами (НПА) и даже БПЛА. Для наилучшего расположения на корабле подобной нагрузки предполагается укоротить корпус субмарин, одновременно с этим увеличивая его диаметр. При этом, возможно, возвращение к двухкорпусной архитектуре, но такое решение не увязывается с требованиями по снижению цены конструкции.

Сегодня во всех странах, которые обладают собственными программами разработки АПЛ, идут поиски новых типов движителей, альтернативных обводов корпуса, способов использования оружия, целеуказания и методов обмена информацией на основе новых физических принципов. При этом в любом случае автоматизация субмарин 5-го поколения будет существенно увеличена, а способ их применения в бою будет увязан с концепцией «сетецентрической войны», когда врагу придется вступать в бой не с отдельными боевыми единицами, а с единой, монолитной системой, которая будет включать в свой состав надводные, подводные, воздушные, сухопутные и космические средства. На функционирование в данной «сети» будут рассчитаны все субмарины будущего.

Использование концепции «сетецентрической войны», а также мнение ряда профильных специалистов в том, что эволюционный путь развития подводного флота является тупиковым, привело к появлению «революционного пути» развития. Основой данной концепции является отказ от «изживших себя» больших АПЛ и концентрация на производстве небольших подводных лодок водоизмещением до 1500 тонн, обладающих вспомогательной ядерной энергетической установкой. Предполагается, что каждая из мини-субмарин по отдельности не сможет решать сложные задачи. Они будут ограничены в автономности, дальности применения оружия и целеуказания, мореходности, но вот развернутая группировка таких подлодок превзойдет по эффективности любой современный подводный крейсер. А потеря части такой группы не поставит под угрозу выполнение основной боевой задачи.

Многоцелевая АПЛ пр. 885 "Ясень"


Как бы то ни было, при всей своей логичности, данная концепция в настоящее время представляется все-таки довольно футуристической для большинства представителей ВМС как США, так и России в виду их консервативности. Вероятно, данная идея может быть реализована в рамках 6-го поколения субмарин, но в ближайшие 10-15 лет развитие флота будет идти по эволюционному пути развития без каких-либо неожиданных «скачков».

В настоящее время главными разработчиками лодок в стране считаются КБ «Рубин» и «Малахит». Конструкторы обоих КБ сходятся во мнении, что будущие подводные лодки окончательно перейдут к полуторакорпусной или однокорпусной архитектуре с обеспечением запаса плавучести на уровне 15%. В качестве основного конструкционного материала по-прежнему будет использоваться маломагнитная сталь, но при этом существенно вырастет доля использования композитных материалов как для внутреннего, так и для наружного применения. Помимо этого ведется поиск решений, позволяющих отказаться от традиционного ограждения выдвижных устройств в пользу альтернативных конструктивных решений, к примеру, выдвижного ходового мостика, складывающиеся в развитой надстройке и т.п. При этом на данный момент не существует особых предпосылок и необходимости по увеличению скорости хода, автономности или глубины погружения субмарин. Однако уменьшение водоизмещения может привести к уменьшению экипажа лодок и широкой автоматизации корабельных средств и оборудования.

На лодках 5-го поколения ожидается окончательный переход на водометные движители, возможно, даже с забортным расположением гребного электродвигателя в роли основного движительного комплекса лодки с окончательным вытеснением со сцены классических гребных винтов. Если же говорить о ракетном вооружении таких подлодок, то, скорее всего, оно будет обладать гиперзвуковыми скоростями полета. При этом развитие лодок будет осуществляться в направлении улучшения алгоритмов боевого использования и бортовой электроники.

Дизель-электрическая подлодка пр. 636.3 "Варшавянка"


С появлением на дизель-электрических подлодках проекта 677 «Лада» первого гидроакустического комплекса с квазиконформной носовой антенной большой площади «Лира», на флоте появилась тенденция оборудования похожими антеннами и АПЛ в дополнение к бортовым антеннам, чьи размеры также растут. Данные мероприятия позволили существенно увеличить апертуру антенных устройств. За счет отказа от очень больших и тяжелых сферических антенн ГАК с балластными системами, прочными капсулами и массивными элементами крепления, можно будет освободить существенные объемы, расположенные в носовой части подлодок. С одной стороны это ведет к уменьшению габаритов корпуса лодки, к упрощению конструкции и удешевлению всего ГАК, а с другой стороны позволяет инженерам вернуться к носовому размещению торпедных аппаратов, что более выгодно с технической и тактической точек зрения.

Если же говорить о подводном вооружении, то среди специалистов бытуют различные мнения на этот счет. В настоящее время считается, что калибр в 533 мм для ракетоторпед и торпед уже не обеспечивает реализации достаточно высоких транспортных характеристик боеприпасов (скорость и дальность хода), а поэтому необходим возврат к более крупному калибру – 650 мм с возможностью размещения на подобных торпедах более мощной боевой части и совершенной системы самонаведения. Однако наряду с этим торпеды калибра 650-мм обладают большой массой (около 5 тонн против 2 тонн у 533-мм торпед) и длиной (около 11 метров). А это в свою очередь ведет к усложнению и увеличению торпедных отсеков, торпедопогрузочных и зарядных устройств, сокращая боезапас лодки. Наряду с этим существует мнение о том, что для перспективных подводных лодок существует смысл увеличить количество торпедных аппаратов для производства массированных залпов по многочисленным, в том числе и различным целям, с использованием различных систем вооружений.

Источники информации:
-http://vz.ru/news/2013/3/18/624879.html
-http://lenta.ru/news/2013/03/18/nsub5gen
-http://vpk.name/news/68946_sovetskie_i_rossiiskie_atomnyie_podvodnyie_lodki_4go_i_5go_pokolenii_chast_2.html
-http://vpk.name/news/68890_sovetskie_i_rossiiskie_atomnyie_podvodnyie_lodki_4go_i_5go_pokolenii_chast_1.html