06Сен

Эргономика – это наука, основанная на физиологии, технике и психологии того, как люди взаимодействуют со своей рабочей средой. Цель данной науки, это предоставление рекомендаций по повышению эффективности и комфорта при обустройстве рабочей среды.

Простыми словами, эргономика – это наука которая изучает:

  • как правильно организовывать рабочее место;
  • как проектировать удобную и практичную мебель;
  • как проектировать инструменты и гаджеты, таким образом, чтобы они были удобны в использовании с учетом всех особенностей человека.

Ярким примером работы специалистов по эргономике могут послужить дизайны современных смартфонов или джойстиков для компьютерных игр. Все эти устройства обладают так называемым «эргономическим дизайном», который позволяет им удобно лежать в руке. Из чего можно сделать простой вывод, что эргономика — это наука которая делает предметы более удобными, эффективными и полезными.

Что такое Эргономичность.

Слово «эргономичность» означает человеческую инженерию. Эргономичный дизайн, ориентирован на человека, и на удобство использования, окружающие предметов. Он направлен на обеспечение того, чтобы ограничения и возможности человека удовлетворялись и поддерживались вариантами дизайна.

Почему эргономика, это важный шаг при создании продукта.

Массовое производство продукции часто не учитывает того, что люди бывают разных форм и размеров. К примеру, при производстве обыкновенного кресла в котором не применен эргономический дизайн, создатели не учитывают тот фактор, что его высота может подходить не всем. Помимо этого, на нем может быть неудобно сидеть полным или слишком худым людям. Именно в данном случаи на помощь приходит эргономика. В конструкцию кресла может быть добавлена возможность регуляции высоты или наклона спинки. Также могут быть добавлены различные фиксирующие элементы, которые будут «обхватывать» тело человека фиксируя его положение.

Что нужно для создания эргономичного дизайна.

Полное понимание конкретных задач, для которых предназначен предмет, является центральным для достижения эргономической цели проектирования. Когда разработчикам дают список всех возможных манипуляций с предметом, они приступают к разработке при помощи которого будут проводиться различные тесты. На основании данных опытов, и после внесения множества изменений и правок формируется финальный дизайн предмета.

Когда появилась потребность в эргономике и эргономическом дизайне?

Предполагается, что потребность в эргономичном дизайне возникла во время Второй мировой войны, когда стало очевидно, что военные системы могут быть более эффективными, если будут учитывать потребности солдат. После включения эргономических изменений в некоторые военные системы была повышена эффективность и безопасность их использования. Бизнесмены и производители быстро подхватили данную тенденцию и взяли на вооружение принципы эргономического проектирования, что в свою очередь повысило качество выпускаемых товаров.

Категории: , / / от
  • 2.5.4. Моделирование систем "человек-машина" в эргономике
  • Глава III
  • 3.3.3. Преодоление альтернативы между концепциями открытого и закрытого контуров управления движениями
  • 3.4.1. Характеристика зрительных образов
  • 3.4.3. Микроструктурный анализ когнитивных процессов
  • Глава IV
  • 4.1.2. Система организации производства и труда ф.Тейлора и формирование предпосылок возникновения эргономики
  • 4.1.3. Новые подходы к изучению человека и малых групп на производстве в начале XX века
  • 4.2. Зарождение и формирование эргономики
  • 4.2.1. Возникновение эргономики в Англии и создание Международной эргономической ассоциации
  • 4.2.2. Формирование исследований человеческих факторов в технике в сша
  • 4.2.3. Организационное оформление эргономического движения в европейских и других странах мира
  • Глава V
  • 5.1. Является ли Россия родиной эргономики?
  • 5.1.1. Духовная и интеллектуальная атмосфера возникновения эргономики в России в 20-е годы
  • 5.1.2. Концепции проектной культуры 20-х годов - предвестники эргономики
  • 5.1.3. Формирование предпосылок возникновения эргономики в России на рубеже конца XIX-начала XX века
  • 5.1.4. Зарождение эргономики в России в 20-30-х годах
  • 5.2. Общая характеристика начального этапа развития инженерной психологии
  • 5.3. Возрождение эргономики
  • 5.4. Эргономические исследования и разработки вниитэ и его филиалов
  • 5.5. Почему два содерджательных этапа формирования эргономики в 20-30-е и 60-80-е годы не привели к нормальному ее развитию в нашей стране?
  • Глава VI
  • 6.1. Эргономика в промышленности
  • 6.2. Эргономика в сельском и лесном хозяйстве
  • 6.3. Эргономика в строительстве, архитектуре и дизайне оборудования зданий и помещений
  • 6.4. Авиационная эргономика
  • 6.5. Эргономика наземных средств транспорта и среды движения
  • 6.6. Эргономика технически сложных потребительских изделий
  • 6.7. Эргономика для инвалидов и пожилых людей
  • 6.8. Космическая эргономика
  • 6.9. Военная эргономика
  • 6.9.1. Общая характеристика военной эргономики на примере сша
  • 6.9.2. Эргономика в нато
  • 6.10. Стандартизация в эргономике
  • 6.11. Подготовка кадров в области эргономики
  • Глава VII
  • 7.1. Понятие "рабочая система" и эргономические принципы ее проектирования
  • 7.2. Распределение функций
  • 7.3. Проектирование рабочих задач
  • 7.4. Проектирование работ
  • 7.5 . Проектирование рабочего пространства и рабочего места
  • 7.5.1. Общие положения
  • 7.5.2. Рабочие положения, позы и движения
  • 7.5.3. Расчет параметров рабочего места и его элементов
  • 7.5.4.Рабочая поверхность
  • 7.5.5.Рабочие сиденья
  • 7.6. Рабочий инструмент
  • 7.7. Проектирование интерфейса
  • 7.7.1. Построение информационных моделей
  • 7.7.2. Кодирование информации
  • 7.7.3. Средства отображения информации
  • 7.7.4. Органы управления
  • 7.8. Проектирование рабочей (производственной) среды
  • 7.9. Специфика оценки проекта рабочей системы и его реализации
  • Глава VIII
  • 8.1. Эргономика аппаратных и программных средств вычислительной техники
  • 8.2. Эргономические исследования и разработки средств ввода информации
  • 8.3. Работа с дисплеями и требования к ним
  • 8.4. Организация компьютеризованных рабочих мест и планировка помещений
  • 8.5. Организация диалога человека и эвм
  • 8.5.1. Основные принципы проектирования диалога "человек-эвм"
  • 8.5.2. Требования к интерфейсу пользователя
  • 8.5.3. Рекомендации по созданию графических интерфейсов пользователя
  • Глава IX
  • 9.2. Социально-гуманитарные основания изменения инженерного проектирования систем "человек-машина"
  • 9.3. Формирование человекоориентированного проектирования
  • 9.3.1. Как умерить крайности технико-центрированного проектирования?
  • 9.3.2. Новый тип проектирования
  • 9.4. Исследования духовного роста человека - зона ближайшего развития человекоориентированного проектирования
  • 9.4.1. Метафора духовного роста и развития человека
  • 9.4.2. Вертикаль духовного развития
  • 9.4.3. Геном (двойная спираль) духовного развития
  • 1. Органы зрения
  • 2. Органы слуха
  • 3. Другие органы чувств
  • 4. Приборы, средства индикации
  • 4.2. Зарождение и формирование эргономики

    Термин "эргономия" предложен в 1857 г. поль­ским естествоиспытателем Войтехом Ястшембов- ски, который опубликовал в еженедельнике "Природа и промышленность" статью "Очерки по эргономии, или науке о труде, основанной на закономерностях науки о природе".

    В 1920 г. в России разработан проект создания Эргологического института: в 20 -30-е годы формиру­ется концепция эргонологии (греч. ergon - работа, nomos - закон, logos - учение) и проводятся первые эргономические исследования.

    В 1921 г. японский ученый И.Танака издал книгу "Человеческая инженерия" и тем самым ввел в Японии этот термин. С 1925 г. исследования в указанной области достаточно интенсивно развиваются в различных воен­ных организациях.

    Неформальные группы специалистов, обсуждавших проблемы человеческих факторов, возникли в США на­кануне второй мировой войны. В 1938 г. лаборатория по изучению человеческих факторов была создана в компании "Белл Телефон Лабороториес" (Bell Tele­phone Laboratories).

    Эргономические исследования получают разви­тие в годы второй мировой войны. Однако для их названия использовались термины "человеческая инже­нерия", "инженерная психология", "исследования лично­го состава" и др. Для проведения исследований, связан­ных с проектированием радарных установок, сложного приборного оснащения военных самолетов и других не менее сложных систем, в которых человек выполнял функции контроля и управления, больше всего подходи­ли специалисты, имевшие подготовку в области экспери­ментальной психологии. Ее методы и результаты явились исходным пунктом становления инженерной психологии, которую иногда называли экспериментальной психоло­гией середины XX века. В это же время был дан импульс междисциплинарным исследованиям по выявлению оп­тимальных условий деятельности человека, а также его предельных возможностей. Физиологи, психологи, анато­мы, инженеры и дизайнеры все чаще работали вместе и с взаимной пользой.

    4.2.1. Возникновение эргономики в Англии и создание Международной эргономической ассоциации

    В годы второй мировой войны в Англии комплексные исследования и разработки, в которых принимали учас­тие представители наук о человеке и инженерно-техни­ческие специалисты, осуществлялись под эгидой Комите­та по исследованиям личного состава. Под "исследовани­ем личного состава" понималось, с одной стороны, выяв­ление наилучших средств повышения эффективности боевой деятельности, безопасности и комфорта солдат,

    матросов и летчиков в различных условиях окружающей среды, а с другой - приспособление кораблей, боевых транспортных средств, самолетов и вооружения к воз­можностям и особенностям тех, кто должен их исполь­зовать. Английские ученые О.Едхолм и К.Ф.Х.Маррелл отмечали, что подобная направленность исследований личного состава, если отвлечься от военных задач, мало чем отличается от целевых установок Эргономического исследовательского общества .

    В Англии в военное время эргономические экспери­ментальные исследования проводились в лабораториях Оксфордского, Кембриджского и других университетов, а также в ряде военных организаций и учреждений под руководством Совета медицинских исследований. Иссле­дования, которые до 1939 г. выполнял Совет по изучению здоровья промышленных рабочих, имели много общего с "исследованиями личного состава" и были направлены на решение проблем учета возможностей и особенностей человека и групп людей в промышленности. В каждом из исследований реализовывался принцип приспособления работы к человеку или человека к работе с целью улуч­шения человеческой деятельности. Тем самым предвосхи­щался девиз: "Приспособление работы к работающему".

    Исследования, проводимые под руководством Коми­тета по исследованию личного состава, были ориентиро­ваны на решение практических вопросов в предельно сжатые сроки. Тем не менее выявились фундаменталь­ные проблемы и были инициированы программы иссле­дований на перспективу, которые выполнялись уже после окончания войны.

    Изучение возможностей и особенностей военного персонала, от которых существенно зависят эффектив­ность и надежность функционирования техники и систем в экстремальных условиях военных действий, междис­циплинарные исследования человека во взаимодействии с военной техникой явились предтечей эргономики. Од­нако нет оснований жестко связывать ее возникновение со второй мировой войной.

    После войны в Англии остро ощущались разобщен­ность и различия интересов ученых, в особенности пси­хологов и физиологов, которые замкнулись в своих лабо­раториях и встречались от случая к случаю на заседаниях различных комиссий. Ослабли связи, и прежде всего информационные, между научными дисциплинами, пред­метом которых являются различные аспекты поведения человека в труде. В это время ведутся поиски организа­ционных форм, которые позволили бы представлять и обсуждать научные доклады не в обществе исключитель­но физиологов, психологов или анатомов, а при участии всех названных ученых. Все явственнее становится стремление к совместной деятельности, тесному обще­нию ученых разных специальностей друг с другом. При изучении человека в трудовой деятельности стали осоз­наваться определенные ограничения, накладываемые традиционными дисциплинами.

    В целях координации усилий различных специалистов и преодоления односторонности решения проблем раци­ональной организации труда отдельными научными дис­циплинами, 12 ученых, встретившись летом 1949 г. В лаборатории К.Ф.Х.Маррелла, решили организовать группу для регулярного обмена научной информацией. В этом же году группа приступила к организации эргономического исследовательского общества, пер­воначально названного "Общество человеческих исследо­ваний", но сразу же было решено найти более подходя­щее название. Примечателен тот факт, что все организа­торы нового научного общества принимали участие в исследованиях личного состава во время войны или после ее окончания.

    Второе заседание Общества человеческих ис­следований состоялось в 1950 г. в Психологической лаборатории Ф.Бартлетта Кембриджского универ­ситета. В Обществе к этому времени было уже 50 человек, возраст подавляющего большинства которых был до 40 лет. На заседаниях обсуждались доклады, по­священные главным образом военной тематике. Вновь был поднят вопрос о названии общества. Для обсуждения предложены были названия: Общество человеческой эко­логии (Человеческое экологическое общество), Общество изучения человеческой окружающей среды и др. В ходе дискуссии К.Ф.Х.Маррелл предложил для названия об­щества слово "эргономика". 25 членов отдали предпочте­ние названию "Эргономическое исследовательское об­щество", а 24 - названию "Общество человеческих ис­следований". В результате с 16 февраля 1950 г. обще­ство стало называться "Эргономическое исследова­тельское общество". Это совершенно исключительный в истории науки случай, когда не только точно датируется время и место возникновения новой дисциплины, но и вопрос о ее названии решается вполне демократичес­ки - простым большинством голосов.

    Термин "эргономика" выбран потому, что новая область исследований не принадлежит ни к одной из наук, на стыке которых она образовалась; термин ней­трален и не содержит намека на приоритет физиологии, психологии или анатомии; кроме того, каквсякий термин, он краток, однозначен, определенен и мог получить рас­пространение в других странах.

    Первоначально Эргономическое исследовательское общество представляло, как официально подчеркивалось, "объединение людей, работающих в сфере научных ис­следований". Вопрос о создании прикладной науки эрго­номики в это время не рассматривался. Инициаторы создания общества, среди которых называют К.Ф.Х.Мар­релла, О.Едхолма, П.Рэндла, У.Флойда, У.Хика и др., были единодушны в том, что объединение ученых смежных научных дисциплин для совместного решения общих проблем позволит добиваться лучших результатов, кото­рые в принципе не могут быть получены в рамках какой-либо одной из дисциплин. В этом их убеждал опыт успешной совместной работы физиологов, психологов*, анатомов, инженеров и дизайнеров в годы второй миро­вой войны.

    Возникновение эргономики содействовало сближе­нию ученых разных специальностей, которые в Англии в то время были настроены подозрительно и даже враж­дебно друг к другу. Когда Эргономическое исследователь­ское общество собралось впервые, были назначены два

    ученых секретаря - психолог и физиолог, так как ни одна из сторон не доверяла другой; по той же причине не был избран президент. Теперь в обществе один пре­зидент и ученый секретарь.

    На заседании общества в 1950 г. обсуждался вопрос об укреплении связей с промышленностью. Решено было организовать конференцию "Человеческие факторы в проектировании оборудования" с участием представите­лей промышленности. Эта первая конференция общества состоялась 18 апреля 1951 г. в Бирмингеме. В ее работе приняли участие 145 ученых и специалистов. Среди них были четыре участника из Швеции, пять - из США, по одному - из Голландии и Дании. На конференции были представлены доклады по антропометрии, проблемам си­денья и позы, средствам отображения информации и органов управления, мышечной силы и анализу работы.

    Состав общества увеличился в 1951 г. до 80 чле­нов, 14 ученых и специалистов были гражданами США, Голландии и Швеции. Успех конференции в Бир­мингеме означал, что общество прочно стало на ноги. Установлены были деловые контакты с промышленнос­тью. Однако одной из важнейших оставалась задача доведения до предпринимателей, инженеров, конструк­торов, технологов целей и задач исследований общества, как это делалось "исследователями личного состава" во взаимоотношениях с офицерами во время войны. Укреп­ляя деловые контакты ученых разных специальностей, об­щество начало выполнять в какой-то мере функцию их взаимообучения.

    Вторая ежегодная конференция общества по меж­дисциплинарной проблеме "Утомление" состоялась в Кренфилде 24 - 27 марта 1952 г., тема третьей конферен­ции - "Измерение человеческой деятельности" (Окс­форд, 13-16 апреля 1953 г.), а в 1954 г. участники четвер­той конференции обсуждали в местечке Эсхорне Хилл проблему "Научное изучение человеческой деятельности в промышленности". Третью часть участников четвертой конференции составляли представители промышленнос­ти. Пятая конференция на тему "Человеческие факторы на транспорте" состоялась в апреле 1956 г., некоторые сделанные на ней доклады были опубликованы в первом номере журнала "Эргономика", который начал выхо­дить в 1957 г.

    В 1960 г. был образован факультет эргономики и кибернетики в технологическом колледже в Лавбро, первоначально готовивший эргономистов из числа дип­ломированных специалистов. В настоящее время этот факультет, переименованный в факультет наук о челове­ке, является ведущим национальным и международным подразделением высшего учебного заведения по подго­товке специалистов в области эргономики. При факуль­тете создан Институт эргономики потребительских товаров (рис. 4-3). Несколько позже эргономистов стали готовить на факультете прикладной психологии Астон-ского университета в Бирмингеме и факультете промыш­ленного производства Бирмингемского университета, а также в некоторых других высших учебных заведениях.

    Начиная с 1962 г. в Англии издается серия бро­шюр для работников промышленности, посвященныхметодическим вопросам использования данных эргоно­мики на практике. В 1969 г. был основан информаци­онный центр по эргономике, одна из задач которого - удовлетворение запросов английской промышленности в области применения данных эргономики.

    В 1963- 1964 гг. формируются исходные положения системного подхода в эргономике; впоследствии они ин­тенсивно разрабатываются У.Синглтоном и другими анг­лийскими учеными. В 1965 г. К.Ф.Х.Маррелл издает мо­нографию "Эргономика".

    Публикуя в 1954 г. статью "Человеческие факторы в проектировании оборудования", английские ученые У.Флойд и А.Вэлфорд вряд ли могли предвидеть будущее международное развитие эргономики, существенный вклад в которое внесли Эргономическое исследова­тельское общество и Европейское агентство по про­изводительности труда. Обе эти организации положи­ли начало формированию эргономики как междисципли­нарной науки и подняли ее на международный уровень.

    В 1955 г. названное выше агентство поручило изуче­ние эргономических проблем специальной группе. Инте­ресна следующая деталь: европейские правительствен­ные эксперты в области производительности труда про­явили осторожность по отношению к термину "эргоно­мика" и попросили дать его операциональное определе­ние. В результате Европейское агентство по производитель­ности труда вместо термина "эргономика" приняло опреде­ление "соответствие работы работающему" и приступило к реализации программы по этому направлению .

    Деятельность английского Эргономического иссле­довательского общества с самого начала привлекла вни­мание ученых различных стран. В 1951 г. в обществе, как уже отмечалось, насчитывалось 14 ученых из других стран, в их числе В.Акерблом, Дж.М.Кристенсен (Шве­ция), П.Фиттс, Л.Мид, К.Морган (США), а к 1957 г. их число составляло одну треть. В обществе появилось 16 коллективных членов, которые представляли круп­ные фирмы, включая корпорацию "Дженерал Моторс" (США, Детройт).

    Начав с налаживания информационных связей между учеными, изучавшими различные аспекты поведе­ния человека в труде, члены Эргономического исследо­вательского общества впоследствии стали искать пути преодоления неизбежной в рамках отдельных научных дисциплин односторонности решения проблем рацио­нальной организации труда. В 1976 г. общество стало называться Эргономическим обществом, что отража­ло существенные изменения, связанные с явной ориен­тацией его членов на эргономическую практику. "Появ­ление эргономики, - констатирует К.Ф.Х.Маррелл, - можно рассматривать как одно из следствий интереса исследователей с широким диапазоном знаний в различ­ных областях к комплексному изучению трудовой дея­тельности человека, и в этом смысле существование эргономики вполне оправдано" .

    В 1961 г. создается Международная эргономи­ческая ассоциация (МЭА), согласно решению, принято­му в 1959 г. на ежегодной конференции Эргономического исследовательского общества в Оксфорде. Цель МЭА -

    способствовать развитию эргономического знания и практики, инициируя и поддерживая международную деятельность и кооперацию в распространении знания, обмене информацией и передаче технологии. Раз в три года проводятся конгрессы МЭА, которые представляют наиболее значительные события в деятельности этой организации. В 1996 г. членами ассоциации были уче­ные и специалисты 45 стран, в нее вошли националь­ные и несколько международных ассоциаций. К числу последних относятся Скандинавское эргономическое об­щество (Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция); Эргоно­мическое общество Юго-Восточной Азии (Бруней, Индо­незия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд) и Эргономическая ассоциация, объединяющая ученых и специалистов, говорящих на французском языке. Членом МЭА стало Европейское общество эргономики в стома­тологии. Образованная в 1986 г. Европейская ассоциация когнитивной эргономики, однако, не входит в состав МЭА. Кроме журнала "Эргономика", ставшего официаль­ным органом Международной эргономической ассоциации, в Англии издаются международные журналы "Прикладная эргономика" (с 1969 г.), "Поведение и информационная технология" (с 1981 г.) и "Реферативный журнал по эргоно­мике" (с 1969 г.). Многие национальные и некоторые меж­дународные ассоциации, входящие в МЭА, издают специа­лизированные журналы по эргономике.

    МЭА уделяет большое внимание подготовке кадров по эргономике. В третьем издании справочника об образовательных программах в области эргономики (человеческих факторов), который создан при поддержке МЭА и опубликован в 1994 г., содержатся сведения о 223 программах из 32 стран мира .

    Эргономика (от греческого ergon – «работа», nomos – «закон», или «закон работы») – это область знаний, которая комплексно изучает трудовую деятельность человека в системе «человек – техника – среда» с целью обеспечения эффективности, безопасности и комфорта трудовой деятельности. Поэтому исследования эргономики базируются на определении закономерностей психических и физиологических процессов, которые лежат в основе определенных видов трудовой деятельности, изучающие особенности взаимодействия человека с орудием и предметами труда.

    Возникновению эргономики способствовали проблемы, связанные с внедрением и эксплуатацией новой техники и технологий в ХХ в., а именно рост травматизма на производстве, текучесть кадров и т. д., так как научно-технический прогресс начал набирать обороты, и это требовало нового объединения наук при активном привлечении психологии, гигиены и многого другого.

    Современная эргономика выступает как интегральная наука о трудовой деятельности, которая позволяет повысить трудовую эффективность путем оптимизации условий труда и всех процессов, с ним связанных. Под эффективностью труда в данном случае выступает не только высокая производительность труда, но и положительное влияние на личность рабочего, удовлетворенность своим трудом. Данные, полученные с помощью эргономики, используются при разработке рекомендаций в системе научной организации труда. Эргономика решает задачи оптимизации трудовой деятельности, способствует охране труда, обеспечивая его гигиену и безопасность труда. И если гигиена труда в эргономике организуется на основе требований физиологии и медицины, то эргономический аспект безопасности труда решается, главным образом, при непосредственном вмешательстве психологии.

    Нужно отметить, что эргономика занимается не только усовершенствованием условий труда при существующей технике, но и разработкой рекомендаций по проектированию новой техники и новой организации труда с позиций требований этой науки. Исходя из психологических, гигиенических и прочих условий труда, она вырабатывает соответствующие требования к технике, в том числе и к техническим средствам безопасности труда.

    Современная эргономика исследует не только усовершенствование условий труда при существующей технической оснащенности, но и разработку рекомендаций новой организации труда с позиций требований этой науки.

    История становления эргономики как самостоятельной дисциплины

    Первые предпосылки развития новой науки о труде были положены в 1857 г. и основаны на изучении закономерности науки о природе, предложенной Войтехом Ястшембовским .

    В дальнейшем такой же смысл в понятие «эргономика» вкладывали и многие другие ученые (В. М. Бехтерев, В. Н. Мясищев и др.). Отечественными учеными еще в 1920-х гг. было отмечено, что трудовой деятельности не уделяется должного внимания и нет науки, которая полностью посвящает свои исследования и разработки труду человека. 1949 г. считается годом зарождения новой науки.

    Активное развитие и становление эргономики как самостоятельной научной дисциплины произошло в 50-х гг. XX в. и связывается с организацией Эргономического исследовательского общества К. Марелла. Именно с этого момента начинается активное развитие эргономики во многих странах. В СССР развитие эргономики связано с возникновением и становлением в 20-30-х гг. ХХ в. научной организации труда. Изучением трудовой деятельности человека занимались многие видные ученые – А. К. Гастев, П. М. Керженцев и другие.

    Советская эргономика ориентировалась не только на повышение эффективности производства, но и на сохранение здоровья и развитие личности работника, развивая корпоративность, идеологический компонент производства и соответствующую систему норм и ценностей.

    Предмет эргономики

    Предметом эргономики является изучение системы человек – машина – среда и ее действие. Эргономика рассматривает распределение труда между человеком и машиной, следит за соблюдением безопасности труда при взаимодействии с механизмами, анализирует и распределяет обязанности операторов, разрабатывает дизайн рабочих мест с учетом антропометрических данных, в том числе и для лиц с ограниченными трудовыми возможностями. Эргономика основывается на психологии, социологии, физиологии и медицине, гигиене труда, общей теории систем, теорий управления и организации труда, охране труда, некоторых технических науках и технической эстетике.

    Методологическая база эргономики

    Методологической базой эргономики является теория систем, которая позволяет получить всестороннее представление о производственном процессе и предлагает пути его совершенствования, что включает учет склонностей, характера каждого работника, удовлетворенности трудом, что, несомненно, отражается на эффективности и качестве труда.

    Цель и задачи эргономики

    Целью эргономики является изучение закономерностей трудовых процессов, роли человеческих факторов в трудовой деятельности и повышение эффективности производства при соблюдении условий безопасности труда.

    Кроме того, эргономика включает изучение конфликтных ситуаций, стрессов на рабочем месте, утомления и нагрузки с учетом индивидуальных особенностей работника.

    Особое внимание эргономика уделяет процессу отбора, обучения и переобучения специалистов.

    Создание информационной базы, коммуникаций, дизайна рабочего места непосредственно отражается на производственном процессе и отношениях.

    Выработка единых стандартов и критериев трудовой деятельности для каждой профессии в подобных условиях имеет важное значение для безопасности, минимизации аварийных ситуаций и оптимизации условий труда.

    В основе вышеперечисленных целей можно сформулировать несколько основных теоретических задач:

    1. разработка специфических категорий эргономики, которые отражают специфику предмета, содержания и методов;
    2. поиск и описание связи между трудом человека и эргономическими параметрами технических систем и внешней средой;
    3. разработка теоретических основ проектирования деятельности человека-оператора с учетом особенностей технических систем;
    4. исследование закономерностей взаимодействия человека и технических систем и др.

    Надежность человека как части эргатической системы

    Под надежностью человека понимается сохранение качества продукции и адекватного отношения к трудовому процессу работника. Ошибка в производственной деятельности человека может быть обусловлена утомлением работника, принятием неправильного решения, неучетом внешних факторов в трудовом процессе или браком в механизме, с которым взаимодействует работник.

    Надежность человека зависит от состояния здоровья, условий труда, возраста, опыта работы, трудовой мотивации, вовлеченности в трудовой процесс и др.

    Рабочее место

    Можно дать несколько определений понятию «рабочее место». Рассмотрим несколько из них.

    Под рабочим местом понимается зона, которая оснащена всеми необходимыми для работы техническими предметами и средствами, которые необходимы тому или иному работнику для выполнения своих трудовых обязанностей.

    Рабочее место – часть рабочего пространства, функционально организованная для выполнения работником или коллективом производственной деятельности.

    Требования к рабочему месту:

    1. наличие достаточного рабочего пространства для осуществления трудовой деятельности;
    2. наличие основного и вспомогательного производственного оборудования;
    3. обеспечение достаточных физических, зрительных и слуховых связей между сотрудниками производства;
    4. наличие удобных подходов к оборудованию;
    5. соблюдение техники безопасности (наличие средств защиты от опасных производственных факторов);
    6. проведение мероприятий, направленных на поддержание тонуса работника;
    7. соответствие нормам рабочей среды (допустимый уровень шума, загрязнения воздушной среды, температурного режима и прочие).

    Различают рабочее место управленческого персонала, управленцев среднего звена и основных работников. Организация рабочего места зависит от условий труда, организации труда и производства на предприятии, статусных характеристик работника. Рабочее место должно соответствовать психологическому типу работника, способствовать наиболее эффективному его функционированию, сохранению его здоровья и совершенствованию личности работника, в связи с чем должны учитываться рекомендации психологической службы предприятия, личностные характеристики работника, факторы сохранения здоровья и рекомендации по гигиене труда, требования этики и эстетики организации.

    Рабочая поза

    При оценке напряженности труда важную роль играет рабочая поза. Нормальной рабочей позой считается такая, при которой работнику не приходится наклоняться больше чем на 10–15 град. и он поддерживается минимальными мышечными напряжениями. Считается, что поза сидя более удобна и более функциональна, чем поза стоя, но на некоторых производствах необходима именно поза стоя, поскольку она дает больший простор движениям и позволяет более динамично реагировать на условия трудового процесса.

    Также на рабочем месте при выполнении трудовых обязанностей напряженность можно рассматривать в трех аспектах, а именно как напряженность анализаторных функций, эмоциональную напряженность и интеллектуальную.

    Рассмотрим все три типа напряженности поближе:

    1. напряженность анализаторных функций . Обычно возникает при напряжении сигналов различной модальности, таких, как зрение, слух, обоняние, тактильная чувствительность. Эти сигналы можно разделить на несколько типов физической силы возникновения:

      а) слабые – ниже оперативного порога;
      б) оптимальные – в интервалах границ оперативного порога;
      в) раздражающие – выше оперативного порога.

      Другой подход к оценке степени нагрузки на анализаторы состоит в том, что степень нагрузки сравнивают с категорией нормативных показателей.

      Степень напряжения зрения можно характеризовать в зависимости от категории работ. Выделяют шесть разрядов зрительных работ в зависимости от размера объекта в поле зрения. Степень напряжения слуха оценить сложнее, так как она может быть определена по слышимости речи и по нормам допустимых уровней звука непосредственно для определенного рабочего места;

    2. эмоциональное напряжение . Эмоциональная напряженность на современных предприятиях является основным фактором определения успешности трудовой деятельности. Эмоциональную напряженность можно оценить по производственным критериям, которые возникают при неблагоприятных эмоциональных состояниях. К таким критериям можно отнести временные (работа по индивидуальному графику или работа в условиях острой нехватки времени) и мотивационные факторы (аварийные ситуации, ответственность за безопасность);
    3. интеллектуальное напряжение . Величину интеллектуальной напряженности нельзя разделить на категории. Можно определить степень интеллектуальной напряженности только по таким факторам, как работа, связанная с необходимостью разработки алгоритмов деятельности разной сложности; работа, связанная с принятием решений разного уровня; работа, связанная с необходимостью участия нестандартных, творческих компонентов деятельности.

    Монотонность труда

    Монотонность – однообразное повторение рабочих операций. Опасность монотонности заключается в снижении внимания к процессу производства, быстрой утомляемости и снижении интереса к трудовому процессу, что влияет на безопасность труда в целом. Одной из форм, предрасполагающей к формированию монотонности, является автоматизм – деятельность, осуществляемая без непосредственного участия сознания. Он формируется в результате нескольких факторов: многолетнего опыта деятельности, рутинности работы, отсутствия вовлеченности в трудовой процесс, воображения и творческого подхода, физических перегрузок. Особое значение это имеет на сложных производствах или производствах с вредными условиями труда, где аккуратность и внимание имеют решающее значение. Монотонность сопровождается скукой, апатией к выполнению трудовой деятельности. Но нельзя точно определить, что выполнение именно этих действий является монотонным и скучным занятием. Каждый человек сам для себя определяет род своей деятельности и дает ей свою объективную оценку. К примеру, один сотрудник, работающий на конвейере, считает свою работу монотонной и скучной, а другой, наоборот, считает ее очень интересной. Многие люди, занимающиеся динамичной, активной работой, которую никак нельзя назвать монотонной, считают ее скучной, неинтересной.

    В таких случаях многое зависит от мотивации.

    Поэтому решающее значение имеет неукоснительное соблюдение техники безопасности труда, контроля за трудовым процессом и чередование периодов труда и отдыха (физ. минутки и прочие).

    Мероприятия по борьбе с монотонностью

    Самым лучшим способом борьбы со скукой является расширение круга обязанностей, усложнение работы или обогащение ее такими функциями и обязанностями, которые способны сыграть роль стимулов для того или иного сотрудника.

    Менеджеру необходимо обратить внимание на режим и график работы сотрудников, на социальные и физические условия труда:

    1. обращать внимание на уровень шума в помещении, где происходит основная работа, так как, если в помещении уровень шума превышает норму, то работнику трудно сосредоточиться на выполнении своих трудовых обязанностей, шум в помещении приводит и к определенным психологическим последствиям, таким, как понижение или потеря слуха. Нельзя не отметить, что иногда шумная обстановка является издержками определенных профессий и от нее никуда не деться. Однако потеря слуха в таких случаях приравнивается к производственной травме, и работодатель обязан выплачивать компенсацию;
    2. цветовая гамма помещения также очень важна для работающих сотрудников. Конечно, цвет стен не влияет на психологический микроклимат в коллективе, на производительность труда, снижение уровня брака, аварийности. Но определенный цвет может добавить уют в интерьер помещения, придать ему более приятную рабочую обстановку. Цвет стен также влияет на восприятие человека, сотрудника, на размер помещения. Например, окрашивание стен в светлые тона зрительно делает помещение более просторным, а окрашенные в темный цвет стены зрительно уменьшают пространство.

      Специалисты в области декора интерьера утверждают, что красные и оранжевые цвета являются теплыми, а голубые, зеленые тона являются холодными. К примеру, если стены выкрашены в яркие, насыщенные красно-оранжевые тона, то в летний период времени сотрудникам будет психологически казаться, что в помещении очень жарко, даже если будет работать кондиционер. А если стены помещения выкрашены в более светлые, спокойные оттенки, то в холодный период времени сотрудникам такого помещения будет казаться, что в нем очень холодно. И это означает, что стоит только неправильно подобрать тон цвета для стен, как работоспособность коллектива может снизиться, и менеджеру придется вместо работы выслушивать жалобы, поступающие от сотрудников;

    3. в последнее время многие ученые проводили исследования, посвященные влиянию освещения на работоспособность человека, и выявили, что долгое занятие мелкой работой или чтением книги при тусклом освещении влияет на зрение и значительным образом снижает его. Очень яркий, ослепительный свет или, наоборот, тусклое освещение отрицательно влияют на производительность труда. А также можно обратить внимание на рациональную организацию трудового процесса; повышение заинтересованности работника рабочим заданием; обеспечение наглядной результативности труда для работника; привлечение машин для облегчения труда работников; чередование трудовой деятельности; установление оптимальной продолжительности труда; разработку системы материальных и моральных стимулов.

    Условия труда

    Изучение влияния условий труда началось в конце XIX в. и с тех пор является неотъемлемой частью трудового процесса. К. Маркс и Ф. Энгельс изучали положение рабочего класса в Англии и сделали выводы о зависимости эффективности труда от условий труда, бытовых условий работника, продолжительности рабочего дня и прочих. В настоящий момент законодательно закреплены основные моменты организации рабочего пространства работника, например, продолжительность рабочего дня, режимы отпусков, доплата за вредность производства, размер минимальной оплаты труда. Кроме того, существуют определенные нормы производственной деятельности, которые включают определенные размеры рабочего места, соблюдение гигиенических требований и комфортность рабочего места.

    Условия труда во многом зависят от статуса работника, но не должны быть дискриминационными. От условий труда напрямую зависит эффективность производства, мотивация работника на достижение цели, стимуляция творческого подхода к рабочим обязанностям и комфортные психологические отношения в коллективе.

    Психофизиологические основы эргономики

    Данная отрасль эргономики изучает, прежде всего, индивидуальные особенности трудового поведения человека как психического, так и физиологического свойства.

    Психическая деятельность представлена тремя факторами – познавательным, эмоциональным и волевым. Физиологические характеристики проявляются в активности головного мозга, физической готовности к работе, способности к длительным нагрузкам и периоду восстановления двигательной активности, параметрах дыхания и речевой функции.

    Плюсы и минусы машин на производстве

    Преимущества . На сегодняшний день уже почти не осталось предприятий, где используется ручной труд. Технический прогресс повлек за собой появление огромного количества предприятий, которые полностью или частично перешли на автоматизацию производства. Преимущества машин перед человеком следующие:

    1. машины могут воспринимать цвета спектра, недоступного человеку;
    2. надежный мониторинг в течение долгого времени;
    3. быстрое выполнение точных расчетов;
    4. хранение большого количества информации;
    5. большая мощь;
    6. долговременное использование с определенным уровнем эффективности;
    7. снижение брака выпускаемой продукции;
    8. никаких отпусков и болезней, исключением может стать сбой или поломка машины и т. д.

    Невозможно также не сказать и о недостатках машинного производства :

    1. нехватка гибкости;
    2. невозможность самостоятельных коррекций программы;
    3. отсутствие импровизации;
    4. даже самое новейшее оборудование не может работать без участия человека;
    5. отсутствие креативности и новых идей;
    6. сбои в программе, технические неполадки и др.

    ЭРГОНОМИКА

    ЭРГОНОМИКА занимается комплексным изучением и проектированием трудовой деятельности с целью оптимизации орудий, условий и процесса труда, а также профессионального мастерства.

    Ее ПРЕДМЕТОМ является трудовая деятельность, а ОБЪЕКТОМ исследования системы «человек – орудия труда – предмет труда – производительная среда».

    ЦЕЛЬ эргономики - изучение и понимание человека в работе и на отдыхе для того, чтобы улучшить в целом положение человека.

    ОПТИМИЗАЦИЯ названных систем рассматривается как нахождение наилучшего из всех возможных для определенных условий и времени способа функционирования системы, эффективность которых оценивается не только с технико – экономической, но и с точки зрения сохранения здоровья и всестороннего развития работающего человека.

    Термин «ЭРГОНОМИКА» (греч ergon – работа + nomos - закон) был принят в Англии в 1949г, когда группа английских ученых положила начало организации Эргономического исследовательского общества. В СССР в 20 – е годы предлагался термин «ЭРГОЛОГИЯ», а в настоящее время принят английский термин.

    Эргономика так или иначе связана со всеми науками, предметом исследования которых является ЧЕЛОВЕК как субъект труда, познания и общения. Ближайшей для нее отраслью психологии является инженерная психология, задачей которой является изучение и проектирование внешних средств и внутренних способов трудовой деятельности человека (оператора).

    Эргономический подход к изучению трудовой деятельности не дублирует исследований, проводимых в сфере психологии, физиологии и гигиены труда но опирается на них и дополняет их. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД, характерный для эргономики, позволяет получить всестороннее представление о трудовом процессе и тем самым открывает широкие возможности его совершенствования. Комплексный подход, характерный для эргономики, позволяет получить всестороннее представление о трудовом процессе и тем самым открывает широкие возможности его совершенствования. Именно эта сторона эргономических исследований особую ценность для научной организации труда, при которой практическому внедрению конкретных мероприятий предшествует тщательный научный анализ трудовых процессов и условий их выполнения, а сами практические меры базируются на достижениях современной науки и передовой практики.

    Эргономика решает также ряд проблем, поставленных в системотехнике: оценка надежности, утомления, эмоциональных факторов и особенностей нервно – психологической организации человека на эффективность его деятельности в системе «человек - машина», изучение приспособительных и творческих возможностей человека.

    ЭРГОНОМИКА органаически связана с художественным конструированием (дизайном), целью которого является формирование гармоничной предметной среды, отвечающей материальным и духовным потребностям человека. Достигается это путем формальных качеств предметов, создаваемых средствами индустриального производства. К формальным качествам предметов относятся в данном случае не только свойства их внешнего вида, но главным образом структурные связи, которые придают системе функциональное и композиционное единство (с точки зрения как изготовителя, так и потребителя). Именно последнее обстоятельство позволяет рассматривать эргономику как ЕСТЕСТВЕННО - НАУЧНУЮ основу дизайна.

    Эргономика бурно развивается во всех развитых странах.

    В практическом плане учет человеческих факторов – неотъемлемая часть процесса художественного конструирования. Увеличилось число организаций разрабатывающих эргономическую проблематику и решающих практические задачи эргономики. Координацию работ в области эргономики осуществляет ВНИИТЭ. Внедрение результатов эргономических исследований в практику дает ощутимый социально – экономический эффект.

    Эргономика как самостоятельная наука находится сейчас в фазе своего становления. Насколько быстро и качественно будет идти процесс становления, зависит от ряда факторов. Важным фактором является

    Эргономику интересуют не все возможные «первичные» качества человека, машины, среды, а лишь те, которые определяются положением и ролью человека в системе «человек – машина», - именно потому они называются ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ ФАКТОРАМИ в технике.

    Человеческие факторы понимаются как важнейшие интегральные характеристики системы «человек - машина», представляют собой некоторую суперпозицию исходных показателей или соответственно фиксированные связи между элементами и компонентами системы. В структурном аспекте человеческие факторы в технике выступают как основные системообразующие элементы, или таксономические единицы анализа функциональной структуры системы.

    ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ в технике не даны изначально. Они представляют собой искомое, которое может быть найдено лишь на основе предварительного анализа задач системы «человек - машина», функций человека в ней, вида и отличительных черт его деятельности. В результате такого анализа определяется номенклатура человеческих факторов в технике, учет которых необходим в целях создания нормальных условий для деятельности человека и эффективного функционирования системы.

    Человеческие факторы в технике – это структурные образования различной степени сложности, в этом смысле они представляют собой некоторое временное сочетание сил, способное осуществить определенное достижение.

    Высший уровень рассматриваемой иерархической структуры - ЭРГОНОМИЧНОСТЬ системы «человек - машина» - взаимосвязан с критериями производительности, надежности, экономичности, экологичности и эстетичности.

    ЭРГОНОМИЧНОСТЬ – это целостность эргономических свойств, к которым относятся управляемость, обслуживаемость, освояемость и обитаемость. Первые три описывают свойства системы, при которых органично включается в структуру и процесс деятельности человека управлению, обслуживанию и освоению. Происходит это в тех случаях, когда в проект системы закладываются решения, создающие наилучшие условия для удобного, эффективного и безопасного выполнения указанных видов деятельности.

    Каждое ЭРГОНОМИЧЕСКОЕ СВОЙСТВО представляет определенную целостность человеческих факторов в технике, которые являют собой разные но взаимосвязанные существенные признаки указанных свойств.

    ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ в технике формируются на основе базовых ХАРАКТЕРИСТИК: социально – психологических, психологических, физиологических и психофизиологических, антропологических, гигиенических в их соотношении с техникой.

    Исследователям и проектировщикам важно не только знать базовые характеристики и их номенклатуру, но представлять, как на их основе формируются человеческие факторы в технике, эргономические свойства и эргономичность систем «человек - машина».

    Эргономика не может эффективно решать стоящие перед ней задачи вне тесных связей с промышленной социологией и социальной психологией и другими общественными науками.

    В конце 60 –х годов в нашей стране введено различие двух видов эргономики – КОРРЕКТИВНОЙ И ПРОЕКТИВНОЙ. Последняя призвана разработать научно обоснованный инструмент эргономического проектирования систем «человек – машина» и нейтрализовать имевшуюся в то время тенденцию «РЕЦЕПТУРНОЙ» эргономики, ограничивающей роль творческого начала в гуманизации техники, условий труда и быта людей.

    ЭРГОНОМИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ восполняет недостающее звено общего процесса проектирования систем «человек - машина». Требования к человеку и деятельности, задаваемые техникой и системой как побочный и непредсказуемый результат проектирования, впервые начинают целенаправленно проектироваться и исследоваться адекватными методами и средствами с начальных этапов общего процесса проектирования.

    ЭРГОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (СОПРОВОЖДЕНИЕ)

    Первая заповедь эргономики – «ЧТИ СВОЕГО ПОТРЕБИТЕЛЯ». Акцент в проектировании переносится с предвосхищения требований человека в распределении функций на процесс оценки деятельности и удовлетворенности человека работой, а также функционирование системы.

    Дизайн является творческой деятельностью – цель которой - определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью. Эти качества, формы относятся не только к внешнему виду, но главным образом к структуре и к функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство (с точки зрения как изготовителя так и потребителя).

    ЦЕЛЬ художественного конструирования – создание изделий, наиболее полно удовлетворяющих запросы человека, максимально соответствующих условиям эксплуатации, имеющих гармонически целостную форму и высокие эстетические качества. Художественное конструирование, есть не что иное, как мост между инженерным конструированием и человеком – потребителем.

    Полный учет «ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ФАКТОРОВ» является неотъемлемой частью процесса художественного конструирования, в результате чего обеспечиваются удобства пользования, максимальное соответствие условиям эксплуатации, в конечном счете, оптимизация условий трудовой деятельности.

    Моделирование изделия сначала в масштабе, а затем и в натуральную величину позволяет тщательно отрабатывать компоновку, композицию и эстетическую выразительность изделия, проверять его удобство в эксплуатации и технологичность.

    Человекоориентированное проектирование

    Композиционно эргономическое проектирование

    Основа комплексного подхода к дизайн -проектированию

    Эргономические предпосылки

    Эргономика (греч.- работа, закон) - специальная научная дисциплина, комплексно изучающая человека в процессе его деятельности в определённой искусственной среде, особенностью которой является использование технических средств.

    Возникнув в связи с задачами повышения надёжности деятельности человека-оператора в сложных технических системах, эргономика долгое время притязала лишь на усиление человеческих качеств производственной среды. Сегодня, опираясь на интеллектуальный потенциал философской антропологии, гуманистической психологии, на концептуальные психотехнические проекты, эргономика выстраивает достаточно цельный образ человека, что позволяет ей распространить своё влияние на любую жизненную среду и исследовать все виды деятельности - трудовую, бытовую, досуговую, спортивную, игровую, учебную и т. д.

    Эргономика - наука неклассического типа, включающая в себя одновременно научные исследования и проектную практическую деятельность.

    Система «человек - машина - среда» (СЧМС) - система, включающая в себя человека, машину, посредством которой он осуществляет свою деятельность, и среду на рабочем месте. Машиной в СЧМС называют совокупность технических средств, используемых человеком в процессе деятельности.

    Каждый из компонентов этой системы имеет свои свойства и характеристики и развивается по своим законам. При этом человек рассматривается не просто как «человеческое» звено в системе управления, а как основное, центральное звено, олицетворяющее «разум» системы. Основным системообразующим фактором является организация взаимосвязей и взаимодействия между человеком, машиной и средой.

    Взаимодействие - процесс взаимного влияния тел друг на друга, наиболее общая, универсальная форма изменения их состояний. Во всякой целостной системе взаимодействие сопровождается взаимным отражением телами свойств друг друга.

    Эргономическое обеспечение - установление эргономических требований и формирование эргономических свойств системы «человек-машина» на стадиях её проектирования, разработки и функционирования.

    Потребность в эргономическом обеспечении архитектурного проектирования всё более осознаётся по мере усложнения создаваемой искусственной среды за счёт её активного насыщения техническими средствами. В процедурах эргономического обеспечения проектирования актуализируются эргономические знания проектировщика.

    Эргономическое обеспечение включает три взаимосвязанных и логически обусловленных этапа: задание, реализация и контроль реализации эргономических требований. Задаваемые единичные требования выступают здесь как элементарные параметры, реализация которых способствует созданию СЧМС, а контроль реализации - оценке спроектированной системы и, через посредство обратной связи, её реализации.

    Эргономические требования - требования к изделию (объекту), обусловленные свойствами человека и устанавливаемые с целью оптимизации его деятельности; необходимый уровень свойств, который должны приобрести система, изделие и другие объекты в процессе их разработки.

    Эргономическая норма - функциональный оптимум, под которым принимают протекание всех процессов в системе с наиболее возможной слаженностью, надёжностью, экономичностью и эффективностью. Оптимальное состояние - это наилучшее и наиболее адекватное из реально возможных однородных состояний, более всего соответствующее определённым условиям и задачам функционирования систем.

    Эргономические свойства СЧМС - свойства структурных функциональных элементов системы, которые проявляются в результате реализаций эргономических требований.

    Эргономичность - совокупность эргономических свойств системы «человек - машина - среда», качественная характеристика системы, изделия или технологического процесса.

    Человеческие факторы - свойства системы «человек - машина - среда», обусловленные положением и ролью в ней человека; интегральные характеристики связи человека, машины, предмета деятельности и среды, проявляющиеся при их взаимодействиях в системе, по отношению к свойствам компонентов системы, представляют качества второго порядка, возникающие как результат интеграции, воплощение в единое целое природных качеств, характеризующих среду, предметных качеств, свойственных машине и предмету деятельности, функциональных и социальных качеств, а также психологических и психофизиологических характеристик, присущих человеку.

    Характеристики человека подразделяются на базовые - анатомические, физиологические, психофизиологические, биомеханические, социокультурные, и производные, являющиеся результатом формирования функциональных систем целеустремлённой деятельности, - социальные ориентации и мотивационные установки, знания, умения, навыки, характеристики психофизиологических систем адаптации к определённым условиям деятельности (к её интенсивности, микроклиматическим факторам, социальным факторам, уровню риска).

    В качестве характеристик рассматриваются показатели, количественно и качественно определяющие процессы приема, переработки и передачи информации человеком в процессе деятельности и определяющие условия нормального функционирования физиологических систем человека в проектируемой среде.

    Целесообразная деятельность человека основывается на постоянном приёме и анализе информации о характеристиках внешней среды и внутренних систем организма. Этот процесс осуществляется с помощью анализаторов.

    Анализаторы - подсистемы центральной нервной системы, обеспечивающие приём и первичный анализ информационных сигналов. В зависимости от специфики принимаемых сигналов различают следующие анализаторы: внешние - зрительный, слуховой, тактильный, болевой, температурный, обонятельный, вкусовой; внутренние - вестибулярный, висцеральный.

    Зрительный анализатор воспринимает до 90% общего объёма информации в процессе деятельности. Его назначение - приём и анализ информации в световом диапазоне 400-760нм. Основные характеристики, учитывающиеся в процессе проектирования среды, - границы поля зрения, острота зрения, частотно-контрастная характеристика глаза, инерция зрительных ощущений, критическая чистота слияния мельканий, цветовые ощущения, пороги цветоразличения, световая и цветовая адаптация.

    Зрительная деятельность - процесс, требующий активного контроля с помощью зрения, качество и скорость выполнения зависит от условий, в которых протекает зрительная работа, от степени адаптации человека к условиям работы, от анатомо-физиологического состояния зрительного анализатора, от степени усталости и способов преодоления зрительного и общего утомления.

    Слуховой анализатор - второй по значению (после зрительного) анализатор, воспринимающий информацию в процессе деятельности. Его назначения - приём и анализ сигналов, передаваемых колебаниями воздушной среды в звуковом диапазоне 16-20000 Гц. Основные характеристики, определяющие восприятие звука, - уровень звукового давления, интенсивность звука, громкость, дифференциальная чувствительность к изменению громкости и высоты тонов, аудирование речи.

    Громкость - субъективное ощущение интенсивности звукового давления, измеряется в фонах. Уровень громкости в фонах равен интенсивности звука в децибелах для чистого тона с частотой 1000 Гц.

    Аудирование речи - восприятие и понимание речи; зависит от темпа произнесения, длины слова, длины фразы, начального звука слова.

    Из большого перечня психологических характеристик, описывающих интеллектуальную деятельность человека, наиболее важное значение при анализе и проектировании СЧМС имеют восприятие, внимание, память и мышление.

    Восприятие - процесс отражения в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы предметов и событий. Основные характеристики восприятия - осмысленность, обобщённость, целостность, константность и апперцепция.

    Константность восприятия - сохранение постоянного, неизменного зрительного образа воспринимаемых объектов при изменении их освещённости, положения в пространстве, расстояния наблюдения.

    Апперцепция - зависимость восприятия от особенностей личности человека, его прошлого опыта, профессии, уровня образования и интеллекта.

    Внимание - направленность психической деятельности на определённые предметы или явления действительности. Непроизвольное внимание носит пассивный характер, не требует волевых усилий, возникает без заранее поставленной цели. Произвольное внимание возникает вследствие сознательно поставленной цели, носит активный характер, требует определённых волевых усилий. Основные характеристики - избирательность, объём внимания, устойчивость (колебание), распределение внимания, переключаемость.

    Колебание внимание - повторяющееся непроизвольное отвлечение, ослабление внимания к данному объекту или деятельности.

    Память - процессы запоминания, сохранения, узнавания и воспроизведения информации. По различным признакам выделяют разные виды памяти. По длительности сохранения информации - кратковременная (непосредственная и оперативная) и долговременная (статическая и постоянная); по отношению к цели - непроизвольная и произвольная: по характеру запоминаемого материала - логическая, образная, эмоциональная, моторная; по модальности - зрительная, слуховая, осязательная и т.д. Основные характеристики - объём, скорость запоминания, длительность сохранения, полнота и точность воспроизведения, готовность к воспроизведению.

    Воспроизведение - процесс извлечения информации из памяти; различают произвольное и непроизвольное воспроизведение. Условиями систематизации воспроизведения являются рациональная организация и структурирование информации, хранящейся в памяти, использование специальных приёмов, учёт состояния ЦНС.

    Оперативная память - способность сохранять текущую информацию на время, необходимое для решения тех или иных практических задач.

    Мышление - процесс познавательной деятельности, который характеризуется обобщённым и опосредованным отражением действительности. Выделяют следующие виды мышления - абстрактно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное; по отношению к цели - непроизвольное и произвольное. В процессе функционирования СЧМС развёртывается как оперативное мышление.

    Оперативное мышление - процесс построения последовательности действий к управляемым объектами, осуществляемый на основе динамического моделирования этих объектов, их свойств и взаимоотношений. Целью оперативного мышления в СЧМС является достижение обязательно положительного результата в любых условиях и ситуациях. Информационное решение - совокупность действий и операций по приёму в обработке информации о внешней среде, состояния системы управления, виде управляемого процесса, а также вспомогательной и служебной информации; представляет собой анализ условий задачи и формированием образно-концептуальной модели, осознание конфликта и формирование проблемной модели, построение программ решения, выбор и принятие решения.

    Оптимальность условий деятельности предполагает, что параметры предметно-пространственной среды соответствуют антропометрическим признакам любого человека или группы людей.

    Антропометрические признаки - это соматические свойства человека (линейные, периметрические, угловые размеры тела, сила мышц, форма грудной клетки и т. д.), обусловливающие внутривидовые вариации его строения и закономерности развития и зависящие от возраста, пола, этнотерриториальной принадлежности, профессии, социальных и других факторов. Основные факторы, влияющие на различия в антропометрических признаках, - пол, возраст, национальность.

    Количественное выражение антропометрического признака (в миллиметрах, градусах, баллах и т. п.) определяется как антропометрический показатель. С учётом антропометрических показателей рассчитываются параметры проектируемой среды, оборудования, рабочих мест.

    Эргономические антропометрические признаки - антропометрические признаки, определяющие характер взаимодействия человека с техническими средствами деятельности в определённой среде и, соответственно, используемые при анализе, проектировании и оценке систем «человек - машина - среда».

    Эргономические антропометрические признаки ориентированны в пространстве соответственно параметрам проектируемого объекта.

    Разработка эргономических признаков связана с выявлением их конкретного функционального значения с той или иной СЧМС. Это значение непостоянно. Одни и те же признаки в различных СЧМС могут быть ведущими и, напротив, могут не играть существенной роли. Анализ взаимодействия человека с каждым новым объектом может требовать привлечения новых признаков.

    Эргономические антропометрические признаки по способам измерений и в зависимости от сферы использования антропометрических данных можно разделить на статические и динамические признаки. Те и другие, в свою очередь, делится на габаритные размеры и размеры отдельных звеньев тела, а также на линейные, периметровые и угловые.

    Статические антропометрические признаки - это размеры тела, измеренного однократно в статическом положении испытуемого. Условность и сохранение постоянства позы обеспечивают идентичность измерений. Эти признаки используются для расчёта свободных (несопряжённых) параметров элементов рабочих мест, для определения диапазона регулирования изменяемых параметров, конструирования манекенов, создания математических моделей тела человека.

    Динамические антропометрические признаки - это размеры тела человека, изменяющие свою величину при угловых и линейных перемещениях части тела в пространстве. Линейные изменения могут выражаться в абсолютных величинах и в виде приростов (эффект движения тела). Эти признаки используются для определения амплитуды рабочих движений, размеров зон моторного пространства, величины рабочих перемещений приводных элементов органов управления.

    Габаритные антропометрические признаки - это наибольшие и наименьшие размеры тела человека в различных его положениях и позах, ориентированные в разных плоскостях. Эти признаки используются при расчёте максимального и минимального пространства, занимаемого телом человека, при определении величины и конфигурации проходов, подходов, люков, лазов, замкнутых объёмов.

    Перцентиль - сотая для измеренной совокупности людей, которой соответствует определённое значение антропометрического признака.

    Метод перцентилей - основа общих правил использования антропометрических данных при расчёте параметров среды, рабочих мест и оборудования. Базируется на методах теории вероятностей и математической статистики.

    Каждый антропометрический признак как случайная величина подчиняется нормальному закону распределения случайных величин, который служит теоретическим обоснованием для решения многих прикладных задач.

    Числовые значения антропометрических признаков, соответствующие 1-му, 5-му, 50-му, 95-му и 99-му перцентилям, производят в антропометрических атласах, справочниках и нормативных документах.

    Минимальная нижняя и максимальная верхняя граница 90градусов объёма работающих используются одновременно для расчёта нерегулируемых параметров рабочих мест в оборудовании и соответствуют 5-му и 95-му перцентилям определённой группы населения.

    Неизменяемые размеры оборудования, связанные с вертикальной досягаемостью в верхних зонах и с горизонтальной досягаемостью (по ширине и глубине), рассчитываются исходя из значений антропометрического признака, соответствующего 5-му перцентилю каждой половой группы. Если оборудование используется и мужчинами, и женщинами, эти размеры должны соответствовать 5-му перцентилю женской половой группы.

    Неизменяемые размеры оборудования, связанные с вертикальной досягаемостью в нижних зонах, рассчитываются исходя из значений антропометрического признака, соответствующего 95-му перцентилю мужской половой группы.

    Такие размеры, как проходы, люки, лазы, подходы, которые обеспечивают прохождение тела и его частей, должны соответствовать значению признака по 95-му перцентилю соответствующей группы населения.

    При использовании антропометрических данных не рекомендуется:

      рассчитывать параметры среды и оборудования на основе только средних арифметических значений антропометрического признака;

      пользоваться источниками антропометрических данных, в которых не указаны год сбора материалов, пол, возраст, национальность контингента исследуемых;

      использовать размеры тела, измеренные в положении стоя, при расчёте параметров рабочих мест, предназначенных для работы в положении сидя;

      получать основные эргономические размеры путём сложения отдельных классических анатомических размеров;

      выделять основные и второстепенные антропометрические признаки следует считать все множество антропометрических признаков одинаково необходимыми, выявляя их значимость только при анализе конкретных объектов.

    Рабочее место (РМ) - часть пространства в системе «человек - машина - среда», оснащённая средствами отображения информации, органами управления и вспомогательным оборудованием и предназначением для осуществления различных видов деятельности человека или группой людей. РМ складывается из пространства.

    Энциклопедичный YouTube

      1 / 5

      ✪ НИЯУ МИФИ: ЛУЧШЕЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ?

      ✪ Почему эргономика не работает

      ✪ ФКН ВШЭ: 298 БАЛЛОВ, 45% ОТЧИСЛИЛИ, ВОЕННАЯ КАФЕДРА, САЙТ С ОЛИМПИАДАМИ

      ✪ ЛИНГВИСТИКА ВШЭ: БОЛЬШАЯ НАГРУЗКА, АКТУАЛЬНЫЕ ПРОФЕСИИ, ВЫСТАВКИ И МАЙНОР "ГАРАЖА"

      ✪ МИЭМ ВШЭ И КАК ДЕЛАТЬ НЕ НАДО

      Субтитры

    История

    Термин в написании «ergonomia» (эргономия) впервые был использован польским ученым Войцехом Ястшембовским в 1857 году в его работе «План эргономики, т. е. науки о труде, основанной на истинах, взятых из естественных наук» (польск. «Rys ergonomji czyli nauki o pracy, opartej na prawdach poczerpniętych z Nauki Przyrody» ).

    Дальнейшее развитие получила в 1920-х годах, в связи со значительным усложнением техники , которой должен управлять человек в своей деятельности. Первые исследования в этой области начали проводиться в СССР , Великобритании , США и Японии .

    В последнее время эргономика отходит от классического определения и перестаёт быть напрямую связана с производственной деятельностью .

    Разделы эргономики

    Эргономика изучает действия человека в процессе работы, скорость освоения им новой техники, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах деятельности. Современная эргономика подразделяется на микроэргономику, мидиэргономику и макроэргономику.

    Виды совместимости среды «человек-машина»

    • Антропометрическая совместимость - учёт размеров тела человека (антропометрии), возможности обзора внешнего пространства, положения оператора при работе.
    • Сенсомоторная совместимость - учёт скорости моторных операций человека и его сенсорных реакций на различные виды раздражителей.
    • Энергетическая совместимость - учёт силовых возможностей человека при определении усилий, прилагаемых к органам управления.
    • Психофизиологическая совместимость - учёт реакции человека на цвет, цветовую гамму, частотный диапазон подаваемых сигналов, форму и другие эстетические параметры машины.

    Подходы

    При изучении и создании эффективных управляемых человеком систем , в современной эргономике наиболее часто применяется системный подход (также называемый «системо-центрическим»). Ранее использовались антропо-центрический, машино-центрический и др. Новым является средо-ориентированный подход .

    Для оптимизации управляемых человеком систем эргономика использует результаты исследований в психологии , физиологии (особенно нейрофизиологии), гигиены и безопасности труда, социологии , культурологии и многих технических, инженерных и информационных дисциплинах .

    Некоторые термины эргономики стали широко употребляться в быту, например, человеко-ча́с (мера временной ёмкости деятельности). В настоящее время открытия эргономики используются не только на производстве , но также в быту , в спорте и даже в искусстве .

    Организация рабочего места

    При организации рабочих мест необходимо учитывать то, что конструкция рабочего места, его размеры и взаимное расположение его элементов должны соответствовать антропометрическим, физиологическим и психофизиологическим данным человека, а также характеру.

    Выбор положения работающего

    При выборе положения работающего необходимо учитывать:

    • физическую тяжесть работ;
    • размеры рабочей зоны и необходимость передвижения в ней работающего в процессе выполнения работ;
    • технологические особенности процесса выполнения работ;
    • статические нагрузки рабочей позы;
    • время пребывания.

    Рабочее место для выполнения работ стоя организуется при физической работе средней тяжести и тяжелой. Если технологический процесс не требует постоянного перемещения работающего и физическая тяжесть работ позволяет выполнять их в положении сидя, в конструкцию рабочего места следует включать кресло и подставку для ног.

    Пространственная компоновка рабочего места

    Конструкция рабочего места должна обеспечивать выполнение трудовых операций в зонах моторного поля в зависимости от требуемой точности и частоты действия:

    • выполнение трудовых операций «очень часто» (2 и более операций в минуту) и часто (менее 1 операции в минуту) должно производиться в пределах зоны легкой досягаемости и оптимальной зоны моторного поля;
    • выполнение редких трудовых операций допускается в пределах зоны досягаемости моторного поля.

    Размерные характеристики рабочего места

    Конструкция и обустройство рабочего места должны обеспечивать оптимальную рабочую позу работника, учитывающую и не препятствующую естественным физиологическим процессам организма работника и обеспечивающую оптимальную возможность выполнения работы для которой предназначено рабочее место: В современном мире значительная часть работы делается в положении сидя, организуя сидячее рабочее место необходимо обращать внимание на следующие факторы:

    • высоту рабочей поверхности и размеры рабочей зоны, возможности регулировать эти параметры под индивидуальные особенности организма работающего;
    • высоты и строения опорной поверхности (плоская опорная поверхность, седловидная опорная поверхность, наклонные распределенные опорные поверхности);
    • пространства для ног.

    Современные передовые тенденции в организации рабочего места должны учитывать индивидуальные особенности работника. Не учет индивидуальных особенностей наносит значительный вред здоровью сотрудника использующего рабочее место, так же значительно снижаются производственные показатели как количественные, так и качественные.

    Взаимное расположение рабочих мест

    Взаимное расположение и компоновка рабочих мест должны обеспечивать безопасный доступ на рабочее место и возможность быстрой эвакуации в случае опасности.

    Размещение технологической и организационной оснастки

    • на месте не должно быть ничего лишнего, все необходимое для работы должно находиться в непосредственной близости от работающего, размещение оснастки должно исключать неудобные позы работника;
    • те предметы, которыми пользуются чаще, располагаются ближе тех предметов, которыми пользуются редко;
    • те предметы, которые берутся левой рукой, должны находиться слева, а те предметы, что берутся правой рукой, - справа;
    • более опасная с точки зрения травмирования оснастка должна располагаться ниже менее опасной оснастки; однако при этом следует учитывать, что тяжелые предметы при работе удобнее и легче опускать, чем поднимать.
    • рабочее место не должно загромождаться заготовками и готовыми деталями.

    Обзор и наблюдение за технологическим процессом

    Конструкция и расположение средств отображения информации, предупреждающих о возникновении опасных ситуаций, должны обеспечивать безошибочное, достоверное и быстрое восприятие информации. Акустические средства отображения информации следует использовать, когда зрительный канал перегружен информацией, в условиях ограниченной видимости, монотонной деятельности.