Социальная работа как профессия появилась в России сравнительно недавно. Появление новой специальности было вызвано масштабными изменениями в нашем обществе, связанными с социальным кризисом и, как следствие этого, появлением уязвимых групп населения, нуждающихся в профессиональной помощи и поддержки - и не только материальной. Социально-экономический кризис сопровождался идейным: разрушались идеологические принципы и догмы, привычные для общества, происходила утрата чувства внутренней определенности и стабильности.

В течение непродолжительного периода существования социальной работы в России можно наблюдать возрастающий интерес к этой профессии. Об этом свидетельствует не только создание большого количества общественных организаций, предлагающих услуги по решению социальных проблем различных групп населения, но и возникновение почти тридцати кафедр, где готовят социальных работников. Сейчас уже мало кто сомневается в том, что социальная работа необходима в любом обществе, - а не только в том, где существуют сложные социально-экономические проблемы. Ведь она является одной из самых распространенных профессий в развитых странах Европы и Северной Америки Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н. А.С. Сервина. - М.: ИНФРА - М.: 2010. - С. 32..

Социальная работа - это профессиональная практика, которая основывается на системе соответствующих теоретических знаний. Она имеет целью обеспечение гуманизма и социальной справедливости путем активизации и поддержки наименее защищенных групп и членов общества и противодействия факторам социального исключения. Социальная работа является инструментом реализации социальной политики и может осуществляться через социальную диагностику, социальную коррекцию, социальную педагогику, социальную профилактику, социальную реабилитацию и другие механизмы Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. -М.: ИТК Дашков, 2011. - С. 132..

Задачами социальной работы являются:

  • 1. Расширение возможностей и самостоятельности клиентов в преодолении их жизненных проблем;
  • 2. Установление связей клиентов с социальными службами и другими организациями, которые имеют необходимые ресурсы, оказывают соответствующие услуги;
  • 3. Содействие развитию служб, которые отвечают потребностям клиентов, и влияние на формирование эффективной социальной политики Кайгородова Л.А., Фадеев Ю.В., Дуброва О.А. Теория социальной работы. Учебное пособие для студентов заочного отделения факультета социальной работы. - Новочеркасск: Прайм, 2010. - С. 86..

Социальная работа как профессиональная деятельность выполняет такие основные функции:

  • 1. Диагностическая - изучение, анализ и оценка жизненного поля клиента (индивида, группы, общества), оценка результатов, достигнутых в процессе работы;
  • 2. Прогностическая - разработка последовательного плана решения проблемы клиента или социальной проблемы в обществе с учетом возможных альтернатив, перспектив и вариантов изменений;
  • 3. Организаторская - деятельность социальной службы и ее работников относительно обеспечения взаимодействия всех участников и учреждений, привлеченных к работе с клиентом;
  • 4. Коммуникативная - установление, продолжение и прекращение необходимых профессиональных контактов, обмен информацией;
  • 5. Правозащитная - использование законов и правовых норм для обеспечения прав и интересов клиентов;
  • 6. Превентивная - предотвращение возникновения негативных жизненных коллизий у отдельных индивидов и групп риска;
  • 7. Корректирующая - конструктивные изменения в микросоциуме и системе жизнеобеспечения человека;
  • 8. Социально-экономическая - удовлетворение материальных интересов и потребностей малообеспеченных клиентов;
  • 9. Другие функции (правотворческая, исследовательская, учебная и тому подобное) Кузина И.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2010. - С. 63..

Основными принципами социальной работы являются Технологии социальной работы / Под общ. ред. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2010. - С. 211.:

  • 1. Уважение к достоинству личности: каждый человек является неповторимым и уникальным, что необходимо учитывать социальным работникам, не допуская ни одного проявления пренебрежения к клиенту. Каждый человек имеет право на самореализацию, которая не приводит к нарушению подобных прав других. Социальная работа несовместима с прямым или опосредствованным принуждением клиентов к любым действиям, даже в пользу клиента или его близкого социального окружения;
  • 2. Приоритетность интересов клиентов: социальные работники направляют все свои усилия, знания и навыки на помощь отдельным гражданам, семьям, группам, сообществам и общинам для их совершенствования, а также с целью решения возникших конфликтов и преодоления их последствий;
  • 3. Толерантность: социальные работники должны проявлять терпимость к разным эмоциональным проявлениям клиентов, при любых обстоятельствах сохранять равновесие, воспринимать проблемы и обстоятельства клиентов независимо от образа жизни последних, их поведения, социального и национального происхождения, пола и тому подобное;
  • 4. Доверие и взаимодействие в решении проблем клиента: социальные работники сотрудничают с клиентами, пытаясь решать любые задачи, с которыми они сталкиваются, наилучшим образом с целью удовлетворения интересов клиентов; способствуют добровольному участию клиентов в процессе предоставления социальной услуги, а также максимальной самостоятельности клиентов в решении их социальных проблем; создают доброжелательную атмосферу общения с клиентом;
  • 5. Доступность услуг: социальные работники оказывают помощь каждому, кто обращается к ним за защитой, поддержкой, консультацией или советом, без любой дискриминации на основании пола, возраста, физических или умственных ограничений, социальной или расовой принадлежности, вероисповедания, языка, политических взглядов, имущественного состояния, сексуальной ориентации. Право на получение того или другого вида услуг гарантируется клиентам и регулируется соответствующим законодательством;
  • 6. Конфиденциальность: социальные работники в любой ситуации информируют клиентов о том, как обеспечивается конфиденциальность, для чего она необходима, а также об ограничении относительно ее соблюдения. Обязанность социальных работников заключается в неразглашении любых сведений о клиентах, за исключением тех случаев, когда это делается с их согласия или в установленном законом порядке;
  • 7. Соблюдение норм профессиональной этики: социальные работники способствуют формированию и реализации мероприятий в пределах социальной политики, обеспечению благополучия человека, несут ответственность за развитие и использование профессиональных норм при решении практических задач социальной работы Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. - М.: ИТК Дашков, 2011. - С. 191..

Социальные работники используют в своей работе разнообразные средства и методы:

  • - социально-экономические (предоставление натуральной и денежной помощи; помощи в использовании льгот, компенсаций и выплат; присмотре и бытовом обслуживании и тому подобное);
  • - организационно-предписывающие (установление регламентов и норм деятельности социальных служб, консультирования клиентов относительно порядка получения услуг; эти методы опираются на нормативно-правовые документы, регламентирующие акты);
  • - психолого-педагогические (непосредственное взаимодействие с клиентом через механизм социально-психологического, педагогического изменения его поведения, самочувствия и тому подобное - поддержка, предоставление информации, разъяснение, рекомендации, моральное поощрение и другие формы работы) Социальная работа: история, теория и практика: Науч.-уч. - Метод. пособие для студентов, магистрантов, аспирантов и специалистов в области социальной педагогики, социальной работьи / Харченко С. Я., Кратинов Н. С., Ваховский Л. Ц., Кратинова В. А., Песоцкая А. П., Покладов В. В. В 2 ч. - Ч. 1. - Луганск, 2009. - С. 49..

Общими подходами к процессу предоставления помощи, которыми руководствуются социальные работники в своей деятельности, есть:

  • - прямое вмешательство (присмотр, социально-психологическое консультирование, обучение, изменение поведения клиентов);
  • - опосредствованное вмешательство, направленное на изменение среды, в которой находятся клиенты (планирование, администрирование, сбор данных, управления, исследования);
  • - комбинированное вмешательство (содействие работе группы, мобилизация, представительство интересов, консультирования, взаимодействие с другими специалистами) Основы социальной работы Учебник. 3-е изд., испр. и доп. (Серия: "Высшее образование") (ГРИФ). Под ред. Акмалова А.А., Павленок П.Д., Бабкин Н.И., ред., Аникеева О.А. - М.: Инфра-М, 2010. - С. 202..

Таким образом, социальная работа - профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину. Главной целью профессиональной деятельности специалиста по социальной работе считается забота о качестве жизни и раскрытия возможностей личности человека, семьи, общества.

Социальная работа как объект изучения и профессиональная деятельность.

Социальная работа как самостоятельная дисциплина и объект изучения сформировалась в Европейских странах в XIX веке. Вместе с ним возникли понятия «социальные работники» и «социальные службы».

Определение социальной работы как профессиональной деятельности закреплено на международном уровне в 2001 г. Международной ассоциацией школ социальной работы (МАШСР) и Международной федерацией социальных работников (МФСР).

Социальная работа как профессиональная деятельность понимается:

· как форма работы, для вы­полнения которой специалист должен обладать знаниями, умениями, навыками в данной области, а также иметь соответствующие способности и особенности личности.

· как организация помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их реабилитация и интеграция.

· как удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, которые способствуют восстановлению или улучшению способности людей к социальному функционированию.

· как динамич­ная, развивающаяся профессия, опирающаяся на достижения социальных наук и результаты практики, представляющая со­бой особый социальный механизм, способный гибко реагировать и компетентно решать социальные проблемы на всех уровнях общественной структуры, вплоть до конкретного члена обще­ства.

В работах профессора Е.И. Холостовой ис­пользуется следующее определение: «Социальная работа - специфический вид профессио­нальной деятельности, оказание государствен­ного и негосударственного содействия челове­ку с целью обеспечения культурного, социаль­ного и материального уровня его жизни, пре­доставление индивидуальной помощи челове­ку, семье или группе лиц». Это определение имеет своим достоинством широкий охват явле­ния, подчёркивание как государственных, так и не государственных начал подобной деятельности.

Сущность, цели и принципы социальной работы.

В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.

Если конкретизировать, то сущность социальной работы можно свести в несколько определений:

· это совокупность различных видов деятельности работников социальных служб, ориентированная на помощь социально депривированным группам населения: безработным, престарелым, инвалидам, малоимущим, многодетным.

· это разновидность человеческой деятельности, цель которой оптимизировать (т.е. выбрать наилучший из возможных вариантов) осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе.

· это средство и форма социального контроля в интересах общества или государства, во имя благородных или враждебных человеку целей с одной стороны. С другой стороны, жизнедеятельность человека представляет собой органическое единство различных про­цессов, сторон и явлений, которые в разное время при раз­ных обстоятельствах могут выходить на первый план или уступать приоритет другим процессам.

· это оказание помощи индивидам и различным группам в осуществлении ими социальных прав. Поскольку социальные права весьма многогранны и обеспечива­ют социальное функционирование личности, проблемы, которые стремится разрешить социальная работа, весьма обширны и разнообразны.

· это междисциплинарное направление научных знаний, изучающее содер­жание и закономерности этой деятельности.

· это обязатель­ный механизм функционирования благоустроен­ного современного социального государства.

Смысл (суть) социальной работы ясен - это деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их соци­альных прав и в компенсации физических, психи­ческих, интеллектуальных, социальных и иных не­достатков, препятствующих полноценному соци­альному функционированию.

Основная цель социальной работы – сохранение здоровья и жизни клиентов.

Цель деятельности со­циальной работы: предоста­вить возможность всем лю­дям полностью развивать свой потенциал, обогащать свою жизнь и предотвра­щать дисфункции.

Принципы социальной работы .

Генеральные принципы : универсальности, охраны социальных прав, клиентоцентризма, опоры на собственные силы, максимизации социальных ресурсов, конфиденциальности, толерантности

Общефилософские принципы : детерминизма, единства сознания и деятельности, гносеологического и личностного подходов

Специфические принципы:

психолого-педагогическе - эмпатия (сочувствование), аттракция (привлекатель­ность), доверие

методические – преемственность, последовательность, непрерывность, компетентность

организационные – всеобщность (относящийся ко всем), ком­плексность (совокупность, сочетание), посредничество (содействие соглашению, сделки между сторонами), солидарность (деятельное сочувствие, общность интересов, единодушие), субсидарность (вспомо­жение), т.е. пособие, материальная помощь.

Принципы, относящихся к личности социального работника и харак­теру его взаимоотношений с клиентом \Лавриненко И.М.\:

Социальный работник должен:

сознательно применять конкретные знания и навыки в конкретной ситуации

заниматься клиентом как целостной личностью, учитывая его биологическое, психоло­гическое, социальное и духовное состояние

вести деловые отношения с клиентом, соблюдая его достоинство

видеть в клиенте индиви­дуальность

предоставлять клиенту со­временное видение его проблемы

основываться на знании возможностей клиента

побуждать клиента к мак­симальным усилиям по решению его проблем

способствовать макси­мальному самоопределению клиента

помочь клиенту приобре­сти навыки самоуправления возникающими ситуациями

работать с клиентом конфиденциально

постоянно оценивать про­гресс в деле изменения людей.

В законодательных и других нормативных актах Российской Федерации сформулированы принципы, вытекающие из обобщения опыта социальной работы в стране:

§ соблюдение прав человека и гражданина в сфере социального обслуживания и обеспечение их государственных гарантий;

§ равных возможностей для граждан при получении социальных услуг; добровольного согласия граждан на получение услуг;

§ доступности социального обслуживания;

§ соблю­дения конфиденциальности в работе;

§ преемственности всех видов и форм социального обслуживания;

§ адресности;

§ приоритета содей­ствия гражданам, находящимся в ситуации, угрожающей их здоро­вью или жизни;

§ профилактической направленности; содействия со­циальной реабилитации и адаптации;

§ межведомственности и междисциплинарности;

§ деятельностного подхода;

§ территориальной организации социальной службы;

§ государственной поддержки до­бровольной общественной деятельности по оказанию социальных услуг и помощи населению.

Этические принципы:

§ общие - гуманизм, коллективизм, единство слова и дела, терпимость, чест­ность, правдивость др.

§ специфические - соответ­ствие уровня квалификации функ­циональным обязанностям, эконо­мических требований по резуль­татам труда и его оплаты и т.п.

Субъекты и объекты социальной работы:

Субъект-объектные отношения подвижны. То, что в одном отно­шении было объектом, в другом акте познания или деятельности может стать субъектом, и наоборот. Со­циальная работа относится к числу именно таких сфер социальной действительности.

Поскольку социальный работник - всегда актив­ная сторона (субъектная ), можно говорить о том, на что направлена его деятель­ность, вне зависимости от того, встречает ли она активный ответ, или только пассивно принимается людьми. В этом смысле объектом социальной работы являются индивиды, семьи, группы, общности, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы обусловлена следующими соображениями. С 1990-х гг. XX в. по настоящее время макросоциальные институциональные изменения в российском обществе потребовали адекватной теоретико-методологической основы их объяснения. Интенсивный характер изменений, их деструктивные формы (кризисы, социальные и духовные потрясения, социальные конфликты и т.д.), разноплановые последствия привели к сосуществованию различных теорий общественных изменений и их инструментальному использованию. К числу таковых относятся теории модернизации, глобализации, виртуализации, циклическая концепция, активистско-деятельностная парадигма, теория самоорганизации. Независимо от теоретической трактовки институциональных изменений, они, сами по себе, создали принципиально новые поля для исследователей. Одним из таковых, несомненно, актуальным для современного российского общества, является проблема профессионализации социальной работы.

Принципиальной особенностью социальной работы как профессии является ее пограничный характер. Смысловое и инструментальное содержание социальной работы аккумулирует в себе элементы смежных профессиональных областей (педагогики, психологии, социологии, юриспруденции и т.д.) на основе взаимообмена информацией, технологиями, инструментарием. И это особенно актуально в ситуации, когда практически в любой профессиональной области быстро происходит смена труда без перемены места, а специалисты должны овладевать родственными или смежными профессиями. Социальный работник выполняет функции, которые раньше делили между собой общественные организации и различные государственные структуры (в органах образования, здравоохранения, социального обеспечения и пр.). Он призван осуществлять социальную защиту каждого человека, его прав и интересов, содействовать в решении конкретных проблем, помогать в нужде, горе и одиночестве. В связи с этим компетентность в разных областях - главное, что характеризует способность социального работника помогать людям в современном обществе.

Для более точного определения социальной работы необходимо определить место и роль социальной работы в системе профессий социальной сферы. Поэтому, цель курсовой работы - проанализировать особенности социальной работы в системе профессий социальной сферы.

Цель курсовой работы достигается через решение следующихзадач:

Определить место и роль социальной работы в современном мире

Рассмотреть историю становления социальной работы как профессии

Выделить основные характерные особенности социальной работы как профессии.

Методологические подходы и теоретические предпосылки к пониманию проблем социальной работы в системе профессий социальной сферы заложены в фундаментальных классических и современных работах М. Вебера, Э. Гидденса, Э. Дюркгейма, Р. Мертона др. а также отечественных ученых: В. Иванова, Л. Ионина, В. Радаева, А. Филиппова, В. Ярской. Вопросы истории российской социальной работы активно разрабатывают М. Фирсов, В. Лыткин, П. Нещеретный. Проблемами теории социальной работы занимаются Е. Холостова, Л. Гуслякова, А. Панов, П. Павленок, И. Зайнышев, Е. Студенова и др.

Объектом исследования выступает социальная работа как вид профессиональной деятельности. Предмет исследования - особенности социальной работы в системе профессий социальной сферы.

Научная новизна исследования раскрывается в следующих положениях:

Социальная работа рассматривается как подсистема в рамках системы профессий социальной сферы;

Определены факторы, влияющие на становление социальной работы как профессии;

Выявлены и систематизированы основные подходы к пониманию специфики социальной работы как профессии социальной сферы.

Структура работы . Курсовая работа включает в себя введение, две главы, шесть параграфов, заключение и список литературы.

1 . ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ

1.1 Социальная работа как общественное явление

В обыденном сознании с социальной работой зачастую связаны представления, которые не соответствуют действительности, но они, тем не менее, очень живучи. Возьмём, к примеру, вопрос об истоках социальной работы. Нередко можно услышать мнение, что социальная работа - это просто современный светский вариант религиозной благотворительности, уходящей корнями в средневековье. На самом деле благотворительность и социальную работу объединяет лишь общая альтруистическая установка. По всем прочим основным параметрам - целям, методам и структуре, которые связаны с особой подготовкой работников-исполнителей, - они существенно различаются.

Важнейшей движущей силой для людей, занимавшихся благотворительностью, были их чувство морального долга и стремление делать добро, обычно проистекающие из веры в бессмертие души. Акцент делался в данном случае на человека, творящего добро, а вклад его измерялся величиной и долгосрочностью оказываемой помощи. Современный же социальный работник видит свою задачу в том, чтобы человек, которому он помогает, смог обходиться без этой помощи и без социального работника, что и считается основным критерием профессионального успеха.

Процесс, посредством которого этого пытаются достичь, называют по-разному: реабилитация, нормализация, реадаптация. Но главная цель всегда состоит в том, чтобы вернуть клиенту способность действовать самостоятельно в данном социальном контексте. Для этого будущих социальных работников обучают разбираться в индивидуальной психологии клиентов, в характере связи человека с семейным и более широким социальным окружением, обучают приёмам развития у своих подопечных активности и самостоятельности. Можно сказать, что благотворительность как вид социальной активности ставит во главу угла стремления помогающих и их убеждения. В социальной работе центральной фигурой является клиент, а целью - освобождение его от нужды в социальных работниках. Социальная работа - это профессия для тех, кто хочет помогать людям, улучшить условия жизни и изменить общество. Социальные работники помогают людям действовать лучшим образом в своем окружении, строить свои отношения с другими людьми, решать семейные и личные проблемы. Социальные работники традиционно работали в двух уровнях помощи людям: микроуровень непосредственной работы с людьми и макроуровень, который включает гражданскую активность, программирование общественной деятельности и развитие социальной политики. Социальные работники зачастую стараются оказывать воздействие на политику правительства путем непосредственной работы в правительстве или путем общественных выступлений с тем, чтобы улучшить экономические и социальные условия жизни маргинальных слоев общества. Эти группы могут включать пожилых людей, детей, малообеспеченные семьи, расовые и этнические меньшинства, а также инвалидов.

Социальная работа как профессия служит «открытого общества» посредством борьбы за социальную и экономическую справедливость, чтобы с помощью этих усилий направить людей на борьбу за создание более справедливого и гуманного общества.

Социальные работники часто работают с клиентами, страдающими от заболеваний, опасных для жизни, либо от социальных проблем. Эти проблемы могут быть следствием неудовлетворительных жилищных условий, безработицы, недостатка профессиональных навыков, финансовых затруднений, серьезных заболеваний, инвалидности, насилия, нежелательной беременности и др. Социальные работники также помогают семьям с серьезными внутренними конфликтами, включая насилие над детьми или супругами.

1.2 История становления и развития социальной работы как профессии в мире и в России

Социальная работа как общественное явление свойственна человеческому обществу с момента его существования: в различные периоды своего развития общество помогает своим членам в различной форме помогать выживать. Данная модель помощи определяется уровнем развития общества, его культурой в конкретно-исторический период. Самые первые формы социальной помощи - милостыня. С появлением государства процесс оказания помощи обогащается системными свойствами (законодательное основание помощи, регламентация процесса и т. п.).

Особую роль в развитии социальной работы сыграло распространение христианской идеологии. Помимо того, что церковь активно участвует в реальной деятельности по созданию институтов помощи и поддержки различных категорий населения, христианская доктрина вносит в процесс оказания помощи новый нравственный смысл.

Пересматривается само понимание таких явлений как бедность, нищета в контексте своеобразной социально-религиозной активности, направленной на преобразование мира по образу и подобию Божию.

Во второй половине XIX в. активное участие в процессах оказания помощи начинает играть не только государство, церковь, но и различные общественные организации, прежде всего - благотворительные, просветительские общества, феминистские организации.

Государственная система помощи и поддержки сосредоточила свое внимание, в основном, на лечении социальных недугов, таких, как бедность, беспризорность, нетрудоспособность. В ряде стран появляются государственные организации, целенаправленно осуществляющие на местах государственную политику в деле социального обеспечения и поддержки (Эльберфельдская система социального обеспечения в Германии, система земского призрения в России и т.д.).

В отличие от государства общественные организации оказывают помощь тем категориям населения, с которыми государство не может взаимодействовать в силу различных обстоятельств (например, работа с девиантными группами в Англии, просветительская деятельность в России, работа с эмигрантами в Америке).

Социальная помощь как вид практической деятельности начинает вычленяться в сфере таких знаний как медицина, социология, психология. Ставится вопрос о профессиональной системной помощи различным категориям граждан, а это предполагает специальную подготовку работников в учебных заведениях (первый факультет социальной работы был открыт в Колумбийском университет в 80-е гг. XIX в.). Социальная работа приобретает вид профессии и отдельной области научного знания.

На современном этапе развития общества социальная работа уже не имеет того единого вида, который можно было наблюдать в конце прошлого века. Сегодня эта профессия подразделяется на множество подвидов, а в теории социальной работы выделяются разнообразные концепции. Но независимо от толкования самого понятия, от особенностей модели помощи главная задача социальной работы сегодня - помочь клиенту в решении жизненно важных проблем.

Институт современной социальной работы в России возник как результат деятельности определенных социальных групп, элементы которых представляют собой достаточно активных субъектов, обладающих социальным мышлением и ответственностью Албегова И.Ф. Институционализация социальной работы в России: теория и практика. - Ярославль: ЯрГУ, 2004.. Несомненно, данный институт имеет свою социальную базу, основу возникновения которой заложили естественное и социальное неравенство, социальная дифференциация общества в целом.

Развитие социальной работы в России имеет свою логику и особенности, которые выражаются и в понятийном аппарате истории российской социальной помощи (благотворительность и призрение - основные, специфические понятия отечественного опыта) и в содержании, и в формах. Эта специфика формировалась в условиях цивилизационного своеобразия России (особенности образа жизни, менталитета, традиций культуры, народной педагогики и т. п.).

Выделение основных этапов дореволюционной деятельности по призрению и благотворительности связано с характером участия в ней различных сил: церковь, государство, общественность.

Так, первый этап: X - сер. XVIII вв. - отмечен активной благотворительной деятельностью церкви и постепенным формированием государственной системы призрения. Ко второй половине XVIII столетия в России формируется устойчивая государственная политика, направленная на помощь обездоленным и нуждающимся.

Появляются действенные формы и методы помощи нуждающихся: сиротам, незаконнорожденным, вдовам, престарелым, нетрудоспособным, инвалидам, увечным, душевнобольным, заключенным погорельцам и т. д. Различаются два типа призрения: «закрытое» - в специально созданных для этого учреждениях (гошпитали, приюты, богадельни и т. п.), «открытое» - вне заведений, осуществляемое в виде пенсий, пособий, обеспечения землей, профессией. Церковное и частное призрение существует наряду с государственным призрением и имеет порой ведущее значение.

Второй этап: сер. XVIII - сер. XIX вв. - функционирование государственно-общественного призрения. Особое значение в этом направлении занимает деятельность Екатерины II по укреплению законодательной и организационной базы призрения (открытие приказов общественного призрения); развитие системы закрытого призрения под руководством И.И. Бецкого, и зарождение общественного призрения (создание общественных благотворительных обществ таких как Вольное экономическое общество, Императорское человеколюбивое общество и т. п.).

Третий этап: реформы 1861-1917 г. - период общественного призрения. В пореформенный период общественное призрение и благотворительность претерпели серьезные изменения: появились качественно новые принципы организации и деятельности обществ и учреждений призрения. Отличительными чертами благотворительной деятельности становятся децентрализация, «открытость» и общественность призрения, установка на профилактику в социальной деятельности, появление и распространение оригинальных форм и методов работы с широким контингентом населения, а также рост числа частной благотворительности. Несмотря на многочисленные недостатки системы российского благотворения (важнейшие из которых - это рассредоточение средств и усилий, отсутствие единой программы), это время стало периодом расцвета в истории отечественной социальной помощи.

Послереволюционный и советский период характеризуется развитием, в основном, системы социального обеспечения, которая сложилась в целом к концу 20-х гг. В современных условиях идет формирование модели социальной работы, отражающей особенности социальных процессов современной России и использующей опыт и традиции организации социальной деятельности в сфере призрения и социального обеспечения.

1.3 Основные концепции и теоретико-методологические подходы к изучению социальной работы как профессии

В XIX в. социальная работа как область научного познания в своей еще допарадигмальной стадии начинает осмысливаться в различных областях знания. Особенно интенсивно она рассматривается в ранних социально-политических, реформистских и правовых доктринах Э. Мюнстесберга, Г. Спенсера, Г. Шмоллера, А. Вагнера, в правовой доктрине А. Принса, а также в марксистских разработках, посвященных социальной справедливости Энциклопедия социальной работы: В 3 т.: Пер. с англ. М., 2003. С.112.. Однако уровень логических построений и абстракций требовал своего научного обоснования не только на основе дедуктивных и индуктивных рассуждений.

Дальнейшая ревизия устоявшихся традиционных подходов была проведена в связи с пониманием процессов зависимости уровней бедности от уровня развития экономических основ общества Там же.. В связи с этим социальная работа обращается к социологии: в практике общественной поддержки впервые начинают использоваться методы социологического исследования с целью получения адекватной картины пауперизма. Количество эмпирических данных нуждалось в определенной систематизации и описании согласно логике исследовательского инструментария. Так социология становится основой будущих теоретических построений социальной работы Там же. С.115..

В начале и середине XX в., когда практика общественной поддержки в основном связывалась с проблемами социальной патологии, доминируют модели превентивного и оперативного характера. На этом этапе происходит интенсивное сближение практической социальной работы с эмпирическими психологией (бихевиоризмом и психоанализом) и социологией (исследование в малых группах, социометрия), прикладной педагогикой и психиатрией. Именно на этом этапе возникает потребность теоретического осмысления социальной работы, пополнение ее знаниями из разных областей гуманитарных наук.

Среди многочисленных теорий обоснования социальной работы (социологических, политологических, экономических, культурологических, психиатрических и др.) психологические знания стали занимать довольно видное место. Среди них можно выделить психоанализ, поведенческие теории, когнитивные, психодинамические, психологические теории личности и др.

Психологические концепции помогают объяснить модели отклоняющегося поведения субъектов, что связано с основной проблематикой социальной работы, направленной на социальную патологию. Интерпретации девиантного поведения личности представлены в моделях предрасположенности, внутренней мотивации и психосоциальной модели Линга. Каждая модель по-своему описывает и интерпретирует рискованное поведение субъекта, приводящее его к асоциальному поведению Энциклопедия социальной работы: В 3 т. С.118..

Интенсивное развитие социальной работы в России создало для представителей научного социума принципиально новое поле исследований. По сути, потребовалось изучение всех основ и аспектов функционирования данного общественного явления. Особую актуальность приобрела проблема методологии социальной работы как особого вида технологии реализации социальной политики.

Полиморфизм термина «социальная работа», незавершенность процесса определения его сути, а также относительная инновационность социальной работы для России (как теории, так и практики) усложняет решение поставленной проблемы Там же. С.120.. Сегодня под социальной работой понимают и общественное явление, и вид деятельности (как профессиональной, так и непрофессиональной), и специальность, и учебную дисциплину, и науку, и формирующийся социокультурный институт.

Наука - это определенная исследовательская деятельность, направленная на производство новых знаний. Эта деятельность осуществляется при наличии: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом; учреждений с соответствующей материальной базой; методов, отражающих специфику изучаемого объекта.

Конечно, процесс становления социальной работы как науки еще далек от завершения. На сегодняшний день методологические и теоретические основы (базовые закономерности) социальной работы находятся в стадии разработки, многие методы носят междисциплинарный характер, а то и просто заимствованы из других наук (социологии, психологии, педагогики). Тем не менее каждая наука в соответствии со своей спецификой явно или неявно стоит либо на материалистических, либо на идеалистических позициях и использует диалектический или метафизический метод познания действительности. Эти моменты определяются конкретными философскими учениями и концепциями, выполняющими методологическую функцию для данной науки и подчас полярно отличающимися друг от друга своей сутью, взглядами на процессы развития общества и роль человека в нем.

В настоящее время для теории социальной работы как полифункциональной междисциплинарной науки характерен, с одной стороны, чрезвычайно большой разброс различных теорий, а с другой - полное отсутствие собственных фундаментальных теорий и лишь разработка «небольших» концепций. Например, идеи когнитивизма смыкаются с ролево-коммуникативным подходом, сочетающем в себе и психологическую, и социологическую направленность.

В этой связи тем более важно ознакомиться с теми теоретическими подходами, которые и содержат элементы комплексности, и отражают современный уровень теоретических осмыслений социальной работы, и показательны для социальной реальности в целом, и, главное, могут наметить те пути к поиску новых теорий или их комбинаций, которые наиболее полно охватывали бы и интерпретировали все феномены социальной работы.

Так, в когнитивном (познавательном) подходе фактором, непосредственно сказывающимся на поведении и действиях индивида, становится мир познания, т.е. мир, преломленный через призму внутренних механизмов и структур сознания, - так называемая ментальная репрезентация объективного мира Албегова И.Ф. Институционализация социальной работы в России: теория и практика. - Ярославль: ЯрГУ, 2004.. Социальный работник, ориентирующийся в своей работе с клиентом на идеи когнитивизма должен отчетливо представлять их: человек может быть лучше всего понят, когда он ищет определенную цель или стремится к ней, преодолевая препятствия в личной и общественной жизни; человек создает свои собственные модели действительности в соответствии с тем, что узнал и понял; человек приобретает уверенность в жизни посредством адаптации к социальным реальностям, в процессе которой он изменяет эту реальность, изменяясь сам. Однако концептуальные рамки когнитивизма создают круг неразрешимых эпистемологических проблем, таких, как сведение социальных фактов к когнитивным конструктам, чреватое исчезновением из социального поля зрения и социального работника, и клиента; отсутствие объяснительных моделей, раскрывающих механизм построения когнитивных структур у клиента в процессе социального опыта; дефицит теоретических интерпретаций индивидуальных действий клиента как детерминированных или опосредованных когнитивными структурами; неспособность преодолеть классический дуализм субъект-объектных отношений.

К когнитивной концепции осмысления социальной работы тесно примыкает и ролево-коммуникативный подход Энциклопедия социальной работы: В 3 т. / Пер. с англ. М., 2003., который, являясь по своему содержанию теорией психолого-социологической ориентации, занимает в теории и практике социальной работы важное место. Согласно этому подходу, человек строит свое поведение, общение в соответствии с моделями, схемами, воспроизводящимися индивидуально-личностным сознанием, т.е. формирует свои представления о собственной роли в жизни, использует свои средства коммуникации в различных схемах общения и социального поведения. Социальный работник в этой связи должен отчетливо знать и различать установки и практику всех стилей общения, особенности коммуникации людей в соответствии с представлениями об их определенной роли в жизни; методы освоения известных образцов поведения людей, известных моделей их общения в процессе исполнения ими различных или идентичных ролей; причины возникновения экстра- и интроролевых конфликтов и способы их разрешения. Главное для социального работника, использующего этот подход для разрешения конкретной проблемы в конкретной ситуации клиента, является тщательный анализ хода следования клиента определенным ролям и отклонениям от него в различных и сходных социально-психологических ситуациях, выявление коммуникативного потенциала личности и выяснение условий реализации коммуникации, на основе которого и осуществляется разработка оптимальной для данного клиента технологии помощи.

Тем не менее, только ролево-коммуникативная модель в ее когнитивной интерпретации не разрешит проблем клиента. Следует обратить внимание на социально-конструкционистскую теорию, где, во-первых, философская дихотомия субъекта - объекта трансформируется в триаду: индивидуальный субъект - социальный субъект, опосредующий отношения индивида к третьему элементу аналитической ситуации - природному или социальному объекту; конституируются устойчивые образцы «социальной связанности» индивидов, вступающих в коммуникативные связи посредством в основном, естественного языка как инструмента социальной практики; знание о мире у человека является совокупностью конвенциональных дискурсивных артефактов или продуктов, исторически локализированных взаимных отношений между членами социума; постулируется ключевая роль конвенциональных форм интерпретации опыта. Албегова И.Ф. Институционализация социальной работы в России: теория и практика. - Ярославль: ЯрГУ, 2004.

Социальный работник, учитывая изменчивость коммуникативных, конвенциональных, конфликтных процессов, в ходе лингвистической коммуникации с клиентом и в ходе совместных действий с ним создает в его представлениях устойчивые социальные конструкции позитивного плана, укрепляя их позиции как истинные, конституирует образцы социальных действий клиента, поощряя развитие одних и препятствуя распространению других. Такая взаимосвязь представлений, понятий и действий, возникшая в ходе интеракции между социальным работником и клиентом, оказывается более полезной для реализации задач локальной социальной координации клиента в социуме.

Дискуссия в начале 90-х гг. в России о соотношении социальной работы и социальной педагогики, их сходстве и различиях воплотилась в так называемый социально-педагогический подход Басов А.В. К вопросу о предмете социальной педагогики // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Богаровой, М., Тула. 2003. Т. 1. С.72-74., главным содержанием которого являются: социализация и ресоциализация личности; педагогизация окружающей среды, необходимость компенсации ее негативного влияния путем создания альтернативных институтов; оценка влияния возникающих институтов социализации с целью их педагогической коррекции, укрепления и повышения социального здоровья человека.

В аспекте педагогизации социальной работы небезынтересен также эвохомологический подход Вало А. Эвохомология как научная система рационализации жизни человека // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. М., Тула. 2003. Т. 2. С.57-62., или, иными словами, рационализированная теория оздоровления жизнедеятельности личности, подразумевающая комплекс инструментов или средств и приемов организации личности для творческой, здоровой, научно обоснованной жизнедеятельности. Речь идет о воспитании человека, а точнее его самовоспитании, опирающемся на самоответственность, самоконтроль, самоуправление, предполагающее его саморазвитие и самосовершенствование без внешнего воздействия или принуждения. Социальный работник, имеющий в своем арсенале знания и умения, положения, постулаты, приемы вышеназванной социальной педагогико-эвохомологической модели, естественно, способен оказать клиенту эффективную помощь, быть более действенным как на уровне личности, так и на уровне социума в осуществлении социального порядка.

Новым научным направлением стала витально-ориентированная теория См., например: Григорьев С.И. Социальная работа в России: содействие формированию, осуществлению и реабилитации жизненных сил населения. - Проблемы семьи и детства в современной России / Под ред. О.И. Волжиной и др. М., 2002. Ч. 1, 2., имеющая в своей истории давнюю традицию сосуществования различных школ витализма (их борьбу, достижения и неудачи), узловыми понятиями которой являются «концепция жизненных сил», «индивидуальная субъектность», «социальная субъектность» и «генетический подход к жизнеосуществлению человека как биосоциального существа». В этой модели можно выделить ряд положений. Прежде всего констатируется важность трактовки человека как биосоциального существа, обладающего способностью творчески отражать объективную реальность и творить ее в соответствии с идеальными моделями, а также в определенной мере использующего различные системы социокультурных символов, информации (науки, морали, искусства, религии, права и т.д.), при этом всегда сохраняют свое фундаментальное значение биофизиологические основы жизни человека.

2 . СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

социальный работа профессиональный работник

2.1 Место и роль социальной работы в системе профессии социальной сферы

Социальный работник выполняет функции, которые раньше делили между собой общественные организации и различные государственные структуры (в органах образования, здравоохранения, социального обеспечения и пр.). Он призван осуществлять социальную защиту каждого человека, его прав и интересов, содействовать в решении конкретных проблем, помогать в нужде, горе и одиночестве.

Социальная работа ориентирована на работу с различными социальными, половозрастными, религиозными, этническими группами, а также с отдельными лицами, нуждающимися в социальной помощи и защите.

Местом работы социальных работников (социальных педагогов) могут быть Российская энциклопедия социальной работы - М., 2006, ИСР, под ред. А.М. Панова и Е.И. Холостовой.:

Социально-педагогические и социально-психологические службы учреждений образования (дошкольных, внешкольных, общеобразовательных учреждений, колледжей, лицеев, школ-интернатов, детских домов, ССУЗов, ВУЗов и др.);

Социальные службы специализированных учреждений (домов престарелых, семейных детских домов, центров реабилитации, социальных приютов, спецшкол для детей с отклонениями в умственном и физическом развитии, бирж труда и др.);

Социальные службы предприятий, организаций и учреждений, общежитий, коммерческих структур, творческих и общественных организаций, различных фондов, банков, благотворительных организаций;

Социальные службы муниципальных органов и их учреждений (социально-педагогические, культурно-спортивные комплексы, центры социальной педагогики и социальной работы; отделы по социальной защите населения, отделения социальной защиты на дому и другие органы опеки);

Службы культурного досуга (подростковые клубы, дома культуры, сельские клубы, школы народных ремесел, семейные клубы, парки и др.);

Валеологические и физкультурно-оздоровительные службы (профилактории, реабилитационные комплексы, центры народных средств оздоровления и лечения при больницах, медпунктах, на дому).

23 апреля 2001 г. решением Государственного комитета по труду и социальным вопросам №92 перечень профессий Российской Федерации был дополнен тремя относительно новыми специальностями и направлениями научной и практической деятельности: «социальный педагог», «социальный работник» и «специалист по социальной работе». С самого начала потребовалось определить: кто такой профессиональный социальный работник в России накануне нового тысячелетия? что, на самом деле, имеет отношение к сфере его профессиональной компетенции? каковы особенности отечественной модели профессиональной социальной работы на современном этапе? При этом за всеми этими вопросами, целями и задачами хотелось бы не потерять конкретного человека с его горестями и проблемами - того самого человека, во имя и для которого начиналась эта многотрудная деятельность по созданию/возрождению системы социальной работы/педагогики в России.

Каковы же особенности российской модели социальной работы на современном этапе?

В истории отечественной социальной работы наиболее примечательно то, что возрождение профессий «социальная работа» и «социальная педагогика» идёт отнюдь не на пустом месте. Становление и развитие последних было подготовлено многолетней дореволюционной исторической традицией широкой социальной деятельности в сфере оказания помощи; а также опытом воспитательной, культурно-массовой и просветительской работы среди населения в советский период.

В этом, по-видимому, и состоит первая особенность формирования отечественной модели социальной работы.

Вторая особенность определяется тем, что, с одной стороны, у нас существует во многом уникальный исторический опыт в сфере социальной помощи, а с другой - эта, некогда могучая, традиция социальной помощи в дореволюционной России в ходе известных событий была безвозвратно утрачена. В итоге сложилась довольно грустная ситуация: в сфере оказания социальной помощи мы имеем беспрецедентный исторический опыт, который применить на практике без кардинальной ревизии, адаптации к условиям современной действительности практически невозможно. Иными словами, те уникальные наработки, что сохранились в архивных источниках и дошли до нас, вполне могут быть реконструированы, но лишь формально - слишком уж разнится исторический контекст их становления и развития, - а потому результативность любого слепого копирования в современных условиях вряд ли будет столь же эффективна как когда-то. Именно поэтому, в отличие от стран с устоявшейся исторической традицией социальной работы, Россия вынуждена практически заново, - хотя и не на пустом месте - создавать современную национальную систему социальной работы Ромм М.В., Ромм Т.А. Теория социальной работы. Учебное пособие. Новосибирск 2007..

Третья особенность органично связана со второй; т. к. груз нерешённых проблем в социальной сфере изначально ставит специалистов в области социальной работы перед трудноразрешимой проблемой: они вынуждены одновременно налаживать эффективную систему социальной защиты, параллельно занимаясь разработкой научной концепции, адекватной требованиям момента. Фактически становление социальной работы как профессиональной сферы деятельности идёт одновременно с научно-практической разработкой основных методологических, концептуальных положений, определяющих сущность столь сложных явлений, как социальная работа - социальная педагогика.

И, наконец, четвёртая особенность коренится в тесном единстве таких социальных понятий, процессов и феноменов, как «социальная работа» и «социальная педагогика». Исторически так сложилось, что социальная работа в России - это не только деятельность по оказанию непосредственной социальной помощи нуждающимся, но и работа по созданию благоприятных условий для развития и становления личности в социальном, психологическом, экономическом, правовом контексте Теория и методика / технология / социальной работы: Учебная программа - Москва, 2002..

Социальная работа/педагогика в России, будучи, вне всякого сомнения, самостоятельными областями теории и практики, имеют множество точек соприкосновения, и, как показал исторический опыт, практикуемое порой противопоставление социальной работы и социальной педагогики приносит больше вреда, чем пользы.

2.2 Специфические черты социальной работы как профессии

Социальная работа как практическая деятельность направлена на поддержку, развитие личности, реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности человека. Социальная работа осуществляется на профессиональном и непрофессиональном уровне. Непрофессиональный уровень социальной работы - это добровольная (благотворительная) помощь, профессиональная социальная работа реализуется через функционирование целого ряда специализаций, направленных на решение конкретных проблем человека (медицинских, юридических, экономических, воспитательных и т. д.).

Социальная работа как профессия имеет форму социального проектирования и прогнозирования (структурная социальная работа) и непосредственной работы с клиентом (психосоциальная работа).

Цели социальной работы независимо от модели теоретического обоснования и практики связаны с поддержанием личности клиента, а задачи социальной работы меняются в зависимости от сфер социальной практики, характера проблем клиентов, социально-психологических особенностей клиентов, условий конкретного социума.

Поэтому в различных странах задачи социальной работы, а также средства ее осуществления различны и определяются социокультурным контекстом и традицией.

Развитие современного общества с присущими ему тенденциями к атомизации фрагментаризации и маргинализации порождает все более отчетливую потребность в специализированной деятельности по решению разнообразных «социальных проблем» Теория и методика / технология / социальной работы: Учебная программа - Москва, 2002.. Социальная работа как особая профессия со своим подходом к решению этих проблем и к подготовке будущих специалистов является своеобразным ответом на подобный запрос. Вместе с тем социальной работе присущи и некоторые особенности, обуславливающие противоречивость ее статуса. Сам характер тех проблем, с которыми она имеет дело, не позволяет предложить однозначных методов их эффективного решения. Любые же просчеты здесь особо заметны. Часто социальных работников превращают в козлов отпущения, на которых удобно сваливать вину семьи, общества и государства. Молодость профессии объясняет сравнительную непрочность ее позиций в академическом и административном мире.

Попытки социальных работников найти объективные и научные способы решения человеческих проблем часто вызывают недоверие, ибо данная сфера рассматривается как личностная и бытовая. То, что социальная работа активно вторгается в традиционную сферу личной жизни, предлагая свой «профессионализм» как частичную замену неформальных межличностных контактов вроде родственной поддержки или дружеского совета, нередко также вызывает враждебную реакцию и раздражение.

Обыденное сознание сопротивляется внедрению «научного подхода» в личную жизнь. А представители академической науки, наоборот, часто отказывают социальной работе в праве считаться полноценной научной дисциплиной из-за отсутствия автономной и должным образом развитой теоретической базы. Для многих это интуитивное искусство, а не наука, которую можно постичь.

Другой способ описания специфики социальной работы по отношению к другим видам деятельности в социальной сфере (в частности, благотворительности), - состоит в описании, определении деятельности социальных работников как деятельности «профессиональной». Именно слово «профессионализм» служит ключевым при определении сути современной социальной работы. Используя термин «профессия» в современном понимании, обычно указывают на некий круг проблем и на набор приёмов, с помощью которых эти проблемы можно выявлять и разрешать. Таким образом, каждая профессия базируется на специфической для неё системе знаний как теоретического, так и практического характера, а также на собственных критериях успешного разрешения специфических для данной профессии проблем Теория социальной работы: Учеб. пособие. / М.В. Ромм, Е.В. Андриенко, Л.А. Осьмук, И.А. Скалабан и др.; Под ред. М.В. Ромма. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000..

Помимо этого, каждая профессия вырабатывает особую систему этических принципов, задающую некие «правильные» способы взаимоотношений с клиентами, коллегами и внешними инстанциями. Образовательные учреждения и профессиональные ассоциации стоят на страже этих принципов, превращая их в правила поведения. Особенно явственно связь между операциональными и этическими компонентами деятельности выступает в тех профессиях, которые принято называть самыми гуманитарными. Эти профессии, самоопределяясь в духе научной объективности, часто ставят задачи «инженерии» человеческих отношений, но в любом случае всё имеет конечную цель, определяемую интересами клиента.

Личность специалиста и ее профессионально значимые качества формируются в процессе многоступенчатого отбора, под непрерывным давлением профессионального сообщества как группы людей, разделяющих общие интересы, взгляды, предрассудки, часто даже манеру выражаться и одеваться. С помощью развитой системы стимулов и санкций складываются внутренняя структура и единство профессии. Жизнеспособность профессий, прежде всего, связана с тем, что они обеспечивают эффективный способ решения специфических задач в условиях ограниченных ресурсов. Для индивида принадлежность к определённой профессии означает, с одной стороны, идентификацию с какой-либо значимой целью, придающей смысл всей его жизни, а с другой - являет собою некий достаточно объективный критерий личных достижений. Далее, профессиональная организация означает, что сами специалисты осуществляют в известных пределах контроль над ресурсами и привилегиями. Это даёт основания рассматривать профессиональные знания как своего рода собственность. И, наконец, нужно отметить, что каждая профессия старается четко ограничить круг вопросов, относящихся к компетенции специалиста, и в этом смысле создает нечто типа шор, сужающих его поле зрения.

Однако главная причина неоднозначности и противоречивости социальной работы как профессии кроется в ее глубокой зависимости от современного государства, в ее своеобразных симбиотических отношениях с ним Теория и методика / технология / социальной работы: Учебная программа - Москва, 2002.. Многие социальные работники служат в различных государственных учреждениях, цели которых не всегда совпадают с ценностями профессии. Именно со стороны социальных работников порой исходит наиболее острая критика в адрес государственной политики.

Идея государственной системы социального обеспечения чаще всего базируется лишь на признании равных прав каждого гражданина (или человека) на минимум благ и в этом смысле является универсалистской. В реальной же деятельности социальные работники исходят из признания многообразия индивидуальных потребностей. Позиция социальных работников как специалистов-профессионалов предполагает объективность и беспристрастность, однако, по роду деятельности постоянно сталкиваясь с человеческими страданиями, они редко остаются безучастными зрителями. Выступая часто от имени государства, они представляют центральную деперсонализированную власть, но при этом берут на себя и функцию выразителей интересов и защитников прав, наименее защищенных слоев населения.

2.3 Характеристика профессионального социального работника как субъекта социальной работы

Социальная работа как вид деятельности предполагает наличие субъекта (того, кто ее осуществляет), мотива (почему он это делает), цели (к чему он стремится), способов (при помощи каких принципов и приемов она реализуется) и методов (при помощи каких техник достигается ее цель или результаты), а также объекты (на что направлена данная деятельность). При этом в качестве объектов выступают конкретные индивиды, социальные группы и общество в целом.

Выделение различных уровней осуществления социальной работы как вида профессиональной деятельности, обозначение ее субъектов и объектов позволяет утверждать, что наиболее трудоемким является ее осуществление на микроуровне. Данное обстоятельство задает определенный набор требований к личности социального работника, заставляет формировать определенные ценностные ориентации и установки. Суть социальной работы как профессии, относящейся к типу «человек - человек» состоит в оказании помощи людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, и объективно поддается социально-психологическому анализу. Можно утверждать, что в отечественной психологии формируется новое направление - психология социальной работы, которая концептуально включает в себя изучение психологии деятельности социального работника, психологии его личности и психологии объектов (клиентов) социальной работы. Например, изучение психологии клиентов социальной работы показывает, что при всем их разнообразии и непрерывном процессе появления новых сохраняются общие черты и специфика их психологии: дезадаптированность, девиантность, наличие личностных проблем и т.д.

Изучение личности социального работника включает исследование специальных способностей, необходимых для эффективного осуществления деятельности по оказанию помощи. Именно их наличие определяет профессиональную пригодность тех или иных претендентов на социальную работу и уже практикующих специалистов.

К числу наиболее значимых специальных способностей можно отнести эмпатию, терпение, настойчивость, высокий уровень интеллекта, хорошую саморегуляцию и самодисциплину, коммуникативность, способность помогать людям в трудных ситуациях и т.д. Конечно, набор специальных способностей «идеального социального работника» априори задается спецификой объектов, характером их проблем, выбором методов и технологий их решения, а также особенностями социально-экономических условий, в которых осуществляет свою деятельность социальный работник. Данные обстоятельства обусловливают тот факт, что до настоящего времени вопрос о модели профессиональной пригодности социального работника до конца не решен. По сути, данная модель должна отвечать на следующие вопросы: какие из социально-психологических способностей необходимы для тех или иных практических достижений; какая из способностей выступает в качестве доминирующей, какой набор способностей является оптимальным и т.д.

К числу обязательных качеств и умений социального работника относятся Российская энциклопедия социальной работы - М., 2006, ИСР, под ред. А.М. Панова и Е.И. Холостовой.: образованность, воспитанность (нравственная, эстетическая, физическая, трудовая, единство слова и дела, постоянное самовоспитание), гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, деликатность и тактичность, эмоциональная устойчивость, личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности, высокая духовная культура и нравственность, умение соблюдать конфиденциальность служебной информации и личных тайн клиента, стремление к постоянному повышению профессиональных знаний.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, социальная работа - это профессиональный вид деятельности, направленный на гармонизацию человеческих отношений в широком смысле и на помощь нуждающимся в узком смысле.

На протяжении последних лет в Российской Федерации динамично развивается новый вид профессиональной деятельности, одновременно являющийся специальностью в системе высшего образования, - социальная работа.

Авторы «Общедоступного словаря по психологии, социологии и социальной работе», изданного в г. Барнауле определяют социальную работу как «разновидность социальной деятельности, имеющей своей целью оптимизировать осуществление субъектной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе совместного удовлетворения потребностей, поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования личности» Общедоступный словарь по психологии, социологии и социальной работе - Барнаул, 2001 - С.69..

Н.С. Данакин определяет социальную работу как «содействие людям в решении их личных проблем» Теория и методика / технология / социальной работы: Учебная программа - Москва, 2002 - С.9..

Итак, социальная работа определяется как деятельность, следовательно, в социальной работе как виде деятельности существует объект и субъект этой деятельности.

Основное отличие социальной работы от других профессий социальной сферы - это ее комплексный характер.

Другое важное отличие социальной работы - это то, что социальные работники никогда не являются послушными исполнителями воли государства. Их профессиональные союзы, в отличие от других профсоюзов, часто берут на себя защиту интересов не только своих членов, но и своих «клиентов». Социальные работники действительно выполняют функцию «мягкого» контроля за маргинализированными слоями населения, но одновременно выступают и как их защитники, их рупор, а порой даже как прямые организаторы их активной борьбы за свои права. Более того, в современных условиях, когда в погоне за сенсацией средства массовой информации часто искажают суть социальных проблем, именно социальные работники оказываются владельцами более достоверной информации о масштабах социальных бедствий и маргинализации, неравенства и угнетения, отчаяния и социальной депривации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Албегова И.Ф. Институционализация социальной работы в России: теория и практика. - Ярославль: ЯрГУ, 2004.

2. Буторина А.А. Статусное определение социальных работников как проблема современного российского общества // «Социальные проблемы. ХХI век»: Материалы Международного круглого стола. - Ярославль, 2006.

3. Общедоступный словарь по психологии, социологии и социальной работе - Барнаул, 2001.

4. Основы социальной работы: Учебник / под ред. П.Д. Павленка, М.: Инфра - М, 2001, 395 с.

5. Ромм М.В., Ромм Т.А. Теория социальной работы. Учебное пособие. Новосибирск 2007.

6. Российская энциклопедия социальной работы - М., 2006, ИСР, под ред. А.М. Панова и Е.И. Холостовой.

7. Теория и методика / технология / социальной работы: Учебная программа - Москва, 2002.

8. Теория и методика социальной работы - М., 2004, под ред. В.И. Жукова, Аспект - Пресс.

9. Теория социальной работы: Учеб. пособие. / М.В. Ромм, Е.В. Андриенко, Л.А. Осьмук, И.А. Скалабан и др.; Под ред. М.В. Ромма. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000.

10. Фирсов М. В. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика. - М., «Союз», 2005.

11. Энциклопедия социальной работы: В 3 т.: Пер. с англ. М., 2003

12. Басов А.В. К вопросу о предмете социальной педагогики // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Богаровой, М., Тула. 2003. Т. 1. С.72 74.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Место социальной работы в системе профессий социальной сферы. Специфические черты социальной работы как профессии. Характеристика профессионального социального работника как субъекта социальной работы. Особенности российской модели социальной работы.

    реферат , добавлен 08.10.2014

    Суть и понятие социальной работы. Организация социальной работы в тюрьмах и ее эффективность. Этапы социальной работы в пенитенциарных учреждениях. Направления социальной работы в пенитенциарном учреждении. Состояние социальной работы в тюрьмах РФ.

    реферат , добавлен 04.01.2009

    Основные понятия социальной работы, обусловленность взаимодействия ее объекта и субъекта. Понятие социальной нормы и социального контроля как факторов взаимодействия. Объект и предмет социальной работы, процесс ее проведения как целенаправленное действие.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2012

    Цель социальной работы, средства достижения цели. Характеристика этапов и специфики складывания системы профессиональной социальной работы в России. История формирования социальной работы как профессиональной деятельности, суть применяющихся методов.

    реферат , добавлен 12.09.2011

    Социальная работа. Работник социальной службы, формирование и развитие его профессионального мастерства. Подготовка специалистов по социальной работе. Профессиональное мастерство социального работника. Программа повышения профессионального мастерства.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2009

    Виды социальных услуг, основания их предоставления в Беларуси. Исторические этапы становления социальной работы. Основные глобальные проблемы в мире. Принципы и стандарты этического поведения социального работника. Основы социальной защиты детства.

    шпаргалка , добавлен 13.05.2014

    Теория социальной работы: объект, предмет, закономерности и принципы. Социальная психология как раздел психологии, посвящённый поведению человека в группе. Взаимодействие социальной работы и психологии в практической деятельности социального работника.

    реферат , добавлен 30.11.2010

    Социальная работа как самостоятельная наука, ее место в системе наук. Объекты и субъекты социальной работы. Основные функции, содержание и средства социальной работы. Общественные и благотворительные организации. Управление и цели социальной работы.

    реферат , добавлен 16.11.2010

    Основные положения теории социальной работы, предпосылки ее возникновения и развития как научной дисциплины. Анализ состояния и проблемы реформирования социальной работы в условиях современной России. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2010

    Понятие мотивационной сферы личности, ее функции и закономерности развития. Профессионально-значимые ценности социальной работы. Характеристика личностных качеств социального работника. Социально-психологическое исследование профессии "Социальная работа".

С конца 80-х годов в России происходят значительные политические, экономические и социальные изменения. Приходят в упадок прежние системы социального обеспечения, образования, здравоохранения и культуры, трансформируются все прежние формы жизнеустройства, распадается свойственная уходящему обществ* система ценностей. В морально-психологическом плане содержанием подобных процессов является атмосфера нетерпимости и конфронтации, неуважения к закону, рост преступности и насилия. Возможно, никогда прежде описанное М.Вебером состояние аномии, т.e. безнормативности, кризиса морально-этических норм, крушения прежних ценностей, на смену которым не пришли еще новые, не проявлялось настолько остро. Социальное развитие происходит в деформированных формах, вытесняя если не большинство, то значительную часть населения из активной экономической жизни, превращая миллионы людей в бедняков, маргиналов. И теоретически, и практически преобразования систем такого масштаба, включающие экономику, политику, социальные отношения, менталитет общества, требуют вскрытия глубинных причин негативных явлений, научного анализа происходящих процессов, взвешенного определения способов и средств их преодоления.
Поверхностный подход к возможным трансформациями социально-политическое реагирование на уровне «здравого смысла», когда видят только одну сторону проблемы, один аспект явления действительности, не принимая в расчет всей сложности их системных связей, зависимостей и опосредований, не моделируя прогнозов последствий того или иного вмешательства, к сожалению, однократно демонстрировали свои плачевные результаты, когда в лучшем случае итогом такого воздействия было достижение, наряду с поставленной целью, также и нежелательных, побочных результатов, а в худшем случае — получение результатов, ложных намеченной цели.
Сложное сплетение различных сторон действительности обусловливает поликаузальность социальных проблем общества.
Это, в свою очередь, предопределяет множественность социальных технологий и методик, которые призваны разрешать эти проблемы. Характер и состояние различных параметров социальной сферы, уровень ее развития зависят от многих обстоятельств, и попытка редуцировать все к немногим избранным факторам, «удобным» по той или иной причине, может привести к серьезным просчетам при разработке и реализации социальных программ. Среди этих обстоятельств следует отметить:
— состояние производительных сил, их потенциальная и актуальная наукоемкость, способность воспринять и использовать достижения научно-технологической революции,
— социально-экономическая модель общества,
— социальная стратификация общества и уровень реализации интересов различных групп в политической структуре,
— зрелость духовной культуры общества. Механизмом, при посредстве которого должны осуществляться в основном изменения в обществе, является социальная политика государства, через которую реализуются объективные возможности экономического, политического и духовного потенциала общества.
Опыт социальной политики, проводившейся при Советской власти, а также итог первых лет радикальных экономических реформ заставляют в настоящее время разрабатывать концепции социальной политики, решительно отвергающей «валовой» подход, оказание всеобщей, безадресной помощи. Причиной этому не только экономические трудности государства, не способного обеспечивать «сплошную» социальную поддержку, но и изменение подхода к человеку в обществе, возрастание роли индивидуальной ответственности, инициативы. В качестве приоритетных объектов социальной поддержки выделены те малообеспеченные и социально уязвимые слои населения, которые реально столкнулись с угрозой экономической и социальной деградации — инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи, безработные, беженцы и т.д. Социальные программы более конкретно ориентируются теперь на развитие самопомощи и самообеспеченности, конкретный учет специфики интересов и потребностей этих групп населения, на личностный характер помощи. Такой подход получает правовое обеспечение в Российской Федерации и ее субъектах, отражаясь в федеральных законах, указах Президента РФ и других нормативных актах.
Одной из ведущих форм социально-политического, организационно-управленческого реагирования на сложившуюся кризисную ситуацию, инструментом осуществления социальной политики является профессиональная социальная работа. Содержанием ее можно считать оказание помощи людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, посредством диагностирования их проблем, информационной, консультативной деятельности, прямой натуральной, финансовой, социально-бытовой помощи, педагогической и психологической поддержки, стимулирующей собственные силы нуждающихся, ориентирующей их на активное участие в разрешении собственных проблем.
Сущность социальной работы заключается в оказании помощи в осуществлении социальных прав как индивидов, так и групп различного характера. А поскольку социальные права охватывают собой все стороны и грани, обеспечивающие социальное функционирование личности, то характер проблем, с которыми имеет дело социальная работа, весьма обширен и разнообразен; более того, можно констатировать, что в конкретной социальной ситуации, с которой имеет дело социальный работник, пересекаются различные виды и типы социальных проблем.
Во-первых, социальная работа имеет дело не только с индивидуальными, но и с групповыми клиентами — семьями, трудовыми и соседскими коллективами, молодежными или профессиональными группами, объединениями лиц со сходными трудностями. Поэтому в каждом действии социального работника, в любой применяемой им технологии или методике обязательно должно встречаться сочетание индивидуальных и групповых методов. Разрешение проблем детско-родительских или межсупружеских отношений, коммуникативных трудностей сотрудников какого-либо предприятия, межличностных или межгрупповых конфликтов невозможно без изменения личности людей, вовлеченных в конфликт. Также и личностные изменения тех, кто обратился за помощью невозможны без реструктурирования социальных связей их ближайшего социального окружения.
В связи с этим анализ проблем социальной работы выявляет на первом этапе, их личностные, групповые, семейные и т.п. основания. В принципе, пирамида причинно-следственных связей и опосредований может включать в себя все уровни, от индивидуального масштаба до общечеловеческого или планетарного – неоспоримо, что одной из причин голода и бедности являются глобальные климатические причины, ограниченность природных ресурсов, — однако, помня об этих обстоятельствах, социальный работник при анализе положения клиента, выборе конкретных технологий помощи ему, должен вовлекать в рассмотрение в первую очередь проблемы и причины оперативного уровня, на которые он в состоянии воздействовать и которые способны стабилизировать или улучшить социальную ситуацию клиента.
Многое в социальной работе зависит от типа общества и характера осуществления власти. Социальная работа, по определению, принадлежит демократическому обществу и социальному государству. Однако ни демократичность, ни социальность не являются стабильными константами — их актуализация представляет собой процесс, который осуществляется со множеством флюктуаций и сбоев. Политическая декларация или даже юридическая фиксация демократических норм отнюдь не всегда совпадает с их реализацией. Чувствительность власти к потребностям и мнениям населения прямо влияет на социальную активность людей. Неудачное строение властных структур, когда-то отвечавшее потребностям времени, а потом безнадежно устаревшее, может сделать неэффективным проведение социальной политики, даже если предпосылки ее были вполне успешны. Наконец, личностный фактор во власти и управлении значительно влияет на содержание и формы деятельности соответствующих органов и учреждений, на восприятие этой деятельности со стороны населения.
Важную роль в современной действительности играют социально-экологические проблемы, причем значимость их определяется не только негативными последствиями неконтролируемого, экстенсивного развития техногенных процессов техногенными катастрофами, загрязнением природы и снижением стандартов окружающей среды. Масштабы даже повседневного, некатастрофического антропогенного воздействия на различные системы нашей планеты сегодня таковы, что превышают способности Земли к самовосстановлению. Любой акт человеческой деятельности неизбежно влечет за собой тепловое загрязнение атмосферы, даже если будет основан на современнейшей технологии. В то же время остановить развитие, свернуть техногенное воздействие человека на природу невозможно. Социально-экологическое содержание в той или иной мере пронизывает все социальные технологии и методики, причем мера его выраженности зависит не только от конкретных условий их осуществления, но и от уровня развитости общечеловеческой и экологической культуры деятелей.
Серьезное значение для развертывания социальной политики имеет круг социально-экономических проблем, причем значение это многопланово. Во-первых, уровень средств, которые общество и государство способно направить на решение тех или иных социальных вопросов, зависит, не в последнюю очередь, от состояния экономики, устойчивости работы народнохозяйственного механизма. Во-вторых, немалое количество проблем в обществе имеет природу, пограничную между чисто экономическими и чисто социальными. Наконец, разрешение целого ряда экономических проблем в обществе невозможно без разрешения социальных проблем: трудный ход реформ в России не в последнюю очередь объясняется тем, что большинство населения утратило в их ходе свой социальный и имущественный статус, его положение ухудшилось. Вместе с тем, без роста образованности, физического и социального здоровья, социальной компетентности и политической грамотности населения невозможно развивать новые, высокотехнологичные виды деятельности, реализовывать многообещающие социальные технологии.
Своеобразно значение в обществе проблем социальной стратификации. С одной стороны, все более парциальная, учитывающая все более конкретные, частные, отдельные основания для выделения социальных слоев и групп, система общества является атрибутом демократического и социального развития. Только в такой системе появляется возможность презентации если не всех, то хотя бы максимально возможного числа интересов и предпочтений. Общество находит возможность институционализации и признания взглядов меньшинства в рамках субкультуры, не стремясь более подогнать всех индивидов под один ранжир.
С другой стороны, социальная дифференциация, когда она наделяет одни группы в обществе богатством, властью и информацией, а другую часть населения изолирует от этих важнейших истопников социальных ресурсов, вытесняя не только на грань бедности, но иногда и за грань физиологического выживания, причем причины такой дифференциации ни объективно, ни субъективно не оправданы — такая ситуация в обществе не может служить залогом социальной стабильности. В современном обществе, с его преимущественно ненасильственными способами социального управления и регулирования, могут существовать социальные различия только на основе общественного согласия, только в том случае, если они признаются приемлемыми большинством населения. Резкое упрощение социальной структуры, в которой маленькому слою (6 — 10 % населения) сверхбогатых противостоит остальная масса — малоимущие, неимущие и бедные, «вымывание» среднего класса — все это придает уязвимость социальной системе.
Специфический комплекс социальных проблем составляют поведенческие проблемы. Когда проводится анализ девиантного поведения индивидов или групп, привычно выделяют категории алкоголиков и наркоманов, преступников, проституток и т.д. Но вопрос о девиации не сводится только к этим типам. Для того, чтобы определить отклонение, необходимо в первую очередь конкретизировать понятие нормы, того общесоциального нравственно-поведенческого, ценностно-регулирующего ядра, от которого и «отклоняются» носители девиантного поведения. В процессе такого анализа выясняется, что проблема нормы чрезвычайно сложна, исторически изменчива и социально конкретна. В самом деле, можно ли считать отклонением от нормы употребление алкогольных напитков, если, по оценочным данным, такое поведение свойственно не менее 90 % взрослого населения нашей страны? А попытки разграничить употребление и злоупотребление, возможно, есть просто результат лицемерия, стремление морально оправдать социально признанный вид наркомании. Девиантное поведение, и социальный работник при анализе ситуации должен иметь это в виду, может быть либо проявлением асоциальности или даже антисоциальности, либо вариантом поискового, эвристического поведения, которое завтра может стать нормой для большинства.
По мере разворачивания информационной революции в мире все большее значение приобретают социальные проблемы доступа к информации, коммуникационного обеспечения жизнедеятельности. Мнение о том, что информация — это власть, причем одна из самых эффективных, стало формироваться в начале XX века, с появлением технических средств массовой коммуникации. Теоретический анализ механизмов поведения толпы (Г. Лебон) совпал с художественным осмыслением этого процесса («Как голосованием признали Землю плоской»): в период, когда информационные сети или телевидение не были еще даже в проекте, а из всех средств массовой коммуникации существовали только грампластинки и весьма примитивное радио, проницательные мыслители увидели огромную роль их для воздействия на массы и огромную опасность манипулирования людьми.
Оставив в стороне политические технологии, невозможные без использования СМИ, отметим, что в социальной сфере информационные процессы имеют также большое значение. Недаром масштабные (в рамках целых стран) социальные проекты, направленные на стабилизацию социально-экономической обстановки в некоторых государствах, известных прежде крайней нестабильностью, включали в себя в обязательном порядке выравнивание социального неравенства и обеспечение максимально широкого доступа к информации (как к получению ее, так и к распространению собственных мнений, взглядов, точек зрения) максимально широких слоев населения. Доступ к информации и информационным технологиям, помимо всего прочего — это как бы пропуск в XXI век, тот рубеж, не преодолев который, нельзя надеяться на включение в современные, прогрессивные, инновационные процессы, на достижение высокого статуса в обществе будущего.
Проблемы символизации и моделирования мира относятся к полю социокультурного развития и на первый взгляд прямо не затрагивают сферу социальной работы. Однако в действительности это область осмысления мира, его ценностного анализа и освоения. Даже словесное оформление идей и образов небезразлично для человеческого самочувствия и деятельности — сравните термины «увольнение с работы» и «высвобождение с работы». Давая имя какому-то явлению, мы тем самым наделяем его определенными представлениями, которые влияют на наше восприятие содержания. Длительные (и еще не завершенные) споры о названии профессии социальной работы демонстрировали в каждом предлагавшемся термине (соционом, социальный инженер, социальный работник и т.д.) различные стороны этой деятельности.
Символизация мира заключается также в создании идеальных конструкций, чаще всего неписаных, но, тем не менее, активно влияющих на реальные процессы. Так, «мистическая сила закона» существует автономно от действующих кодексов и нормативных актов: она может сочетаться даже с «обычным правом» ранних государственных образований, и может отсутствовать при самой виртуозно разработанной системе законодательства. «Образ личности» изменяется исторически и этнически, при этом наряду с множеством конкретных индивидов существует свойственное каждому времени и народу идеальное представление о том, что такое личность. Наконец, трудно формулируемая, но властная система ценностей, которая превращает совокупность индивидов в общество, причем общество определенного типа, и выделяет в этом обществе отдельные группы, члены которых разделяют приверженность к определенной системе ценностей, некоторым образом отличающейся от общей — это тоже относится к миру символизации действительности. Заметим, что эта сфера деятельности характеризует разумную, интеллектуально-психическую сторону деятельности человека.

На протяжении уже нескольких лет в Российской Федерации динамично развивается новый вид профессиональной деятельности, одновременно являющийся специальностью в системе высшего образования, - социальная работа. Становление социальной работы как специального института и особой профессии вызвано не только возросшими запросами населения на социальную поддержку, но и изменением содержания этих запросов, их индивидуализацией, обусловленностью более глубокими личностными потребностями, более опосредованными условиями их удовлетворения. Эта деятельность может быть и профессиональной, и добровольческой, однако при всей важности волонтерского движения, по мере развития института социальной работы неизбежно будут возрастать как степень обученности персонала, так и глубина специализации ее учреждений.

Определить социальную работу можно как, «разновидность социальной деятельности, имеющей своей целью оптимизировать осуществление субъектной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе совместного удовлетворения потребностей, поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования личности» .

Прежде всего, социальную работу следует рассматривать как самостоятельную науку, что определяет ее место в системе наук. Как любая наука, социальная работа имеет свой предмет, объект, категориальный аппарат. Объектом исследования является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе. Предметом социальной работы как самостоятельной науки являются закономерности, обусловливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе.

Разработка научного категориального аппарата является одной из приоритетных задач в области исследования теории социальной работы. В систему категорий должны войти понятия, отражающие: во-первых, специфику организации социальной работы в разных сферах социальной практики (например, социальная работа в образовании, социальная работа в армии и т.п.); с разными клиентами (социальная работа с инвалидами, социальная работа с семьей, социальная работа с группами риска); в разных социальных ситуациях (социальная работа в экстремальных ситуациях, социальная работа в условиях экологического неблагополучия и т.п.). Во-вторых, разные аспекты организации профессиональной и непрофессиональной социальной работы (экономика социальной работы, менеджмент, психосоциальные технологии и т.п.). Несомненно, по мере развития теории и эмпирических исследований в этой области система ее категорий будет обогащаться и расширяться.

Междисциплинарные связи в изучении проблем человека, общества и характера их взаимодействия реализуются через комплексные исследования. Соотношение теории социальной работы с другими теориями опирается на традиционные модели системного подхода. Выявление взаимодействия социальной работы с другими науками показало её междисциплинарный характер, а также отличие от таких смежных областей знания как социология, психология и т.д.

Система социальной работы, в каком бы аспекте её не рассматривать, всегда представляет собой открытую систему, самым тесным образом переплетающуюся с другими социальными системами: экономикой, политикой, правом, культурой, этикой, экологией, бытовым обслуживанием и т.д. Понимание, видение связей системы социальной работы с другими системами и системой общества в целом поднимает социальную работу на высокий уровень общественной культуры, делает общество по-настоящему гуманным, ставит человека в центр общественной жизни, делает людей людьми в самом высоком смысле этого слова.

Представление о социальной работе как о системе имеет концептуальное, методологическое значение и для повседневного управления социальной работой. Познание её как системы избавляет организаторов от одностороннего подхода, преувеличения роли каких-то отдельных её сторон, позволяет своевременно предвидеть и корректировать возможные перекосы, ошибки в социальном обслуживании, поднимать культуру и эффективность социальной работы.

Социальная работа - универсальный социальный институт: ее носители оказывают помощь всем индивидам независимо от социального статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств. Единственный критерий в этом вопросе - потребность в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненным затруднением. Хотя среди лиц, занимающихся социальной работой, немало людей, которые принадлежат к той или иной конфессии, однако сам институт социальной работы имеет светский характер, являясь атрибутом гражданского общества. В силу этого, помимо весьма влиятельных морально-нравственных императивов, деятельность социального работника регулируется также государственным законодательством.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что поскольку социальная работа имеет свой предмет, объект и категориальный аппарат, её прежде всего следует рассматривать как самостоятельную науку.