Процесс создания коммерческих организаций распадается на 2 стадии:

Учреждение

Государственная регистрация

Учреждение коммерческих организаций:

Помимо основной цели - систематическое извлечение прибыли, - создание коммерческих организаций преследует такие цели как: - обособление имущества учредителя, - ограничение имущественного риска участника обособленным имуществом, - организация управления соответствующим имуществом, - выступление коммерческой организации в обороте от собственного имени.

*обособление имущества учредителя происходит путем формирования уставного (складочного) капитала коммерческой организации.

Затем в процессе деятельности коммерческой организации ее имущество формируется также за счет других поступлений, главным образом - прибыли .

Все имущество коммерческой организации учитывается на ее стоимостном балансе, в чем и находит внешнее формальное проявление, имущественная обособленность коммерческой организации.

Другие вещи

Имущественные права, либо иные права, имеющие денежную оценку

* Величины минимальных уставных капиталов

(определяются указом Президента РФ «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории РФ»)

Размер уставного капитала:

Открытых акционерных обществ

Предприятий любых организационно-правовых форм с иностранными инвестициями

Государственных и муниципальных унитарных предприятий

Не могут быть менее сумы равной тысячекратному размеру минимального размера оплаты труда, в месяц, на дату государственной регистрации коммерческой организации.

Размер уставного капитала других коммерческих организаций:

Хозяйственных товариществ

Закрытых акционерных обществ

Производственных кооперативов

Не должно быть менее суммы, равной стократному размеру минимального размера оплаты труда, в месяц,на дату государственной регистрации.

* Ограничение имущественного риска учредителя освобождает учредителя от ответственности по обязательствам коммерческой организации. Коммерческие организации по своим обязательствам принадлежащим им имуществом (ст 56 ГКРФ)Исключения из данного правила могут быть предусмотрены в ГК или в учредительных документах коммерческой организации.

* Организация, управляемая обособленным имуществом учредителя при создании им коммерческой организации осуществляется через органы управления коммерческой организации:


Единоличные

Коллегиальные

Структурные подразделения (филиалы и представительства)

Коммерческая организация приобретает права и принимает на себя обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными пр. актами, учредительными документами. В определенных случаях коммерческая организация может приобретать права и принимать на себя обязанности через других лиц: коммерческие пред-ва (ст 184), участников (п.2, ст 53 ГКРФ)

Порядок назначения или избрания органов управления коммерческой организации определяется законом и учредительными документами.

Коммерческая организация имеет свое фирменное наименование , содержащее указание на ее организационно-правовую форму, а в предусмотренных законом случаях так же на характер деятельности коммерческих организаций.

Фирменное наименование коммерческой организации указывается в ее учредительных документах и подлежит государственной регистрации одновременно с государственной регистрацией самой коммерческой организации.

Помимо фирменного наименования индивидуализация коммерческой организации производится путем, определяющим ее местонахождение , а также индивидуализацией ее товара.

Место нахождения коммерческой организации определяется местом ее государственной регистрации (ст. 54 ГКРФ)

Конкретный адрес коммерческой организации указывается в ее учредительных документах и привязан к месту нахождения ее постоянно действующего органа.

Индивидуализация товара коммерческой организации производится путем использования производственной марки, товарного знака или наименования места происхождения товара.

Производственная марка - это словесное описание товара, помещенное на товаре или его упаковке и включающее в себя фирменное наименование производителя, его адрес, название товара, ссылку на стандарты, перечень свойств товара, и ряд других данных (закон РФ «О защите прав потребителей») Производственная марка не подлежит имущественной регистрации.

Товарный знак (знак обслуживания) - это словесное, изобразительное, объемное или иное условное обозначение товара, используемое для его отличия от однородных товаров других изготовителей. Товарный знак подлежит государственной регистрации в патентном ведомстве.

Порядок учреждения комме6рческих организаций определяется соответствующими статьями ГК или специальными законами.

Общий порядок учреждения:

Коммерческая организация учреждается по решению собственника (собственников) имущества или уполномоченного им органа. Так, государственные муниципальные и унитарные предприятия учреждаются правительствами РФ или субъектов РФ, соответствующими комитетами по управлению имуществом РФ или субъектов РФ.

Учредительные документы:

а) учредительный договор

б) учредительный договор и устав

в) только устав (п. 1 ст. 52 ГКРФ)

В них определяются правовой статус коммерческой организации и другие интересы в связи с создание коммерческой организации.

В учредительном договоре - учредители фиксируют свою долю на создание коммерческой организации;

Определяют прядок совместной деятельности по ее созданию;

Условия передачи ей своего имущества;

Участие в ее деятельности;

Определяются условия, и порядок распределения между участниками прибыли и убытков;

Управление деятельностью коммерческой организации;

Выходы участников из ее состава.

Устав коммерческой организации определяет индивидуальный предпринимательский статус коммерческой организации. В уставе может быть отражено все, что не противоречит действующему законодательству, а так же сведения, предусмотренные п. 2 ст. 52 ГК и другие сведения, предусмотренные законом для коммерческих организаций соответствующего вида.

Так, например, устав акционерного общества, помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГКРФ должен содержать условия о категориях выпускаемых обществом акций; их номинальной стоимости и количества; размере уставного капитала общества, о правах акционеров; о составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятии им решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов (п. 3 ст. 98 ГКРФ).

Государственная регистрация коммерческих организаций:

Коммерческая организация считается созданной и приобретает статус юридического лица со дня ее государственной регистрации (п. 2 ст. 57 ГК РФ).

ГК предусмотрена единая система государственной регистрации юридических лиц. Все юридические лица, в том числе и коммерческие организации, подлежат государственной регистрации в органах юстиции, в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц.

Государственная регистрация коммерческих организаций осуществляется в разных органах, обычно - в регистрационных палатах администраций субъектов РФ, но, в частности, кредитных организаций - в ЦБ РФ, предприятий с иностранными инвестициями, начиная с определенного уровня у ставного капитала - в Министерстве экономики РФ.

Документы для государственной регистрации:

Заявление о регистрации;

Решение об учреждении коммерческой организации (в частности - учредительный договор);

Утвержденный устав;

Свидетельство об уплате госпошлины;

Документы, подтверждающие оплату не менее 50 % уставного капитала коммерческой организации, указанного в решении об учреждении коммерческой организации.

В специальных законах могут быть предусмотрены дополнительные документы, например для кредитной организации:

· Копии свидетельств о государственной регистрации учредителей - юридических лиц;

· Аудиторское заключение о достоверности финансовой отчетности;

· Декларации о доходах учредителей - физических лиц;

· Анкеты кандидатов на должности руководителей кредитной организации.

Органы государственной регистрации не вправе требовать другие документы помимо указанных в законе, в противном случае их действия могут быть обжалованы в суде.

При положительном решении вопроса основные данные, в том числе о ее фирменном наименовании, включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

При нарушении установленного законом порядка образования коммерческих организации или несоответствии ее учредительных документов закону орган регистрации отказывает в государственной регистрации. Отказ в регистрации по другим основаниям не допускается.

Отказ в государственной регистрации, а так же уклонении от такой регистрации может быть обжаловано в суде. При этом подлежат возмещению убытки, причиненные органом регистрации учредителям в результате незаконного отказа в регистрации (ст. 16 ГК).

Введение

экономический торговый российский предпринимательский

Наиболее важное место в социально-экономическом развитии общества занимает предпринимательская деятельность.

Субъектом предпринимательской деятельности является прежде всего предприятие. Предприятие - основное организационно-экономическое звено любой рыночной экономики.

Совокупность фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом.

От того насколько эффективно работают фирмы, насколько устойчиво его финансовое состояние, зависит здоровье экономики и индустриальная мощь государства.

Предпринимательская деятельность оказывает значительное влияние на благосостояние общества в целом посредством повышения уровня ВВП, смягчения безработицы, развития научно-технического потенциала, увеличения налоговых поступлений в бюджет, формирования масштабного среднего класса как экономически самостоятельного социального субъекта.

Порядок создания и прекращения деятельности предприятий, а также проблемы, возникающие при этом весьма актуальны для современной российской действительности.

Порядок создания коммерческой организации

Создание коммерческих организаций включает две стадии:

  • 1. учреждение
  • 2. государственную регистрацию

Помимо основной цели -- систематического извлечения прибыли, создание коммерческих организаций преследует те же цели, что и создание других юридических лиц:

  • 1) обособление части имущества учредителя в виде вклада в уставный (складочный) капитал (фонд) коммерческой организации и подчинение его специальному правовому режиму;
  • 2) ограничение имущественного риска участника коммерческой организации обособленным имуществом;
  • 3) организация управления имуществом учреждаемой коммерческой организации;
  • 4) обеспечение выступления коммерческой организации в экономическом обороте от собственного имени.

Выделение учредителем части своего имущества и закрепление его за создаваемой коммерческой организацией означает персонификацию этого имущества в новом субъекте права в целях его эксплуатации и извлечения прибыли.

С экономической точки зрения в данном случае происходит обособление функции производительного использования капитала учредителя от собственности на капитал, что характерно для рыночной экономики.

Изначально обособление имущества учредителя происходит путем формирования уставного (складочного) капитала (фонда) коммерческой организации.

Затем в процессе деятельности коммерческой организации ее имущество формируется также за счет других поступлений, главным образом -- прибыли.

Все имущество коммерческой организации учитывается на ее самостоятельном балансе, в чем и находит внешнее формальное проявление имущественная обособленность коммерческой организации.

Уставный (складочный) капитал (фонд), которым должны обладать все коммерческие организации (за исключением казенных предприятий), представляет собой сумму вклада (вкладов) учредителя (учредителей), осуществленного в рублях и зафиксированного учредительными документами коммерческой организации.

Уставный капитал коммерческой организации определяет минимальный размер имущества коммерческой организации, гарантирующего интересы ее кредиторов.

Вкладом в уставный (складочный) капитал коммерческой организации могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

Денежная оценка вклада производится по соглашению между учредителями коммерческой организации и в случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке (п. 6 ст. 66 ГК).

Размеры минимальных уставных капиталов коммерческих организаций зависят от их организационно-правовых форм и устанавливаются законом.

Размер уставного капитала коммерческих организаций не должен быть менее суммы, равной 100-кратному размеру МРОТ на дату их государственной регистрации. Исключения установлены для государственных предприятий (не менее 5 тыс. МРОТ), муниципальных предприятий (не менее 1 тыс. МРОТ) и ОАО (не менее 1 тыс. МРОТ).

Для ряда коммерческих организаций, например коммерческих банков, специальным законодательством установлен значительно больший минимальный размер уставного капитала, а также другие требования (например, о соотношении размеров собственного и заемного капиталов), обеспечивающие имущественные интересы их кредиторов.

Ограничение имущественного риска учредителя обособленным в целях создания коммерческой организации имуществом имеет особенное значение в сфере предпринимательства, так как освобождает учредителя от ответственности по обязательствам коммерческой организации.

Участники коммерческой организации несут лишь риск убытков, связанных с деятельностью коммерческой организации, в пределах стоимости внесенных ими вкладов (например, п. 1 ст. 87 ГК РФ).

Коммерческие организации отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом (ст. 56 ГК РФ). Исключения из названного правила могут быть предусмотрены ГК РФ либо учредительными документами коммерческой организации.

Такого рода исключения не противоречат принципу самостоятельной имущественной ответственности коммерческой организации, так как ответственность иных лиц по долгам коммерческой организации является лишь дополнительной (субсидиарной) к ответственности самой коммерческой организации.

Организация управления обособленным имуществом учредителя осуществляется им посредством создания органов управления коммерческой организации, ее структурных подразделений, включая филиалы и представительства. Коммерческая организация приобретает права и принимает на себя обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами и учредительными документами.

Порядок назначения или избрания органов управления коммерческой организации определяется законом и учредительными документами.

Наиболее простая организация управления характерна для государственных и муниципальных унитарных предприятий. Здесь органом управления является единоличный руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным им органом и им подотчетен (п. 4 ст. 113 ГК РФ).

Наиболее сложная организация управления характерна для АО (ст. 103 ГК РФ). Здесь создается многозвенная система органов управления (общее собрание акционеров, совет директоров, исполнительный орган) и контроля (ревизионная комиссия), между которыми весьма строго распределяется компетенция, что в конечном счете не только обеспечивает эффективную эксплуатацию имущества (предприятия как имущественного комплекса), но и гарантирует права акционеров и кредиторов АО.

Организационную структуру коммерческих организаций составляют филиалы, представительства и другие подразделения, которые не являются юридическими лицами. Они действуют на основании положений, утвержденных коммерческой организацией.

Их руководители назначаются коммерческой организацией и действуют на основании доверенности коммерческой организации.

Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшей их коммерческой организации (ст. 55 ГК РФ).

Имущество, которым наделяются подразделения коммерческой организации, может учитываться на отдельном (в рамках самостоятельного баланса коммерческой организации) балансе.

Коммерческие организации выступают в гражданском обороте от собственного имени независимо от учредителей.

Обладая обособленным имуществом и органами управления, коммерческие организации от своего имени приобретают и осуществляют права и несут обязанности, выступают истцами и ответчиками в суде.

Органы коммерческой организации, ее филиалы и представительства, другие представители действуют от имени коммерческой организации.

В случае злоупотреблений со стороны представителей они обязаны по требованию участников коммерческой организации возместить причиненные ей убытки. Органы юридического лица не могут рассматриваться как самостоятельные субъекты гражданских правоотношений и являются частью юридического лица.

В случаях превышения полномочий органом юридического лица при заключении сделки норма о заключении сделки неуполномоченным лицом (п. 1 ст. 183 ГК РФ) применяться не может.

Выступление коммерческой организации в гражданском обороте от своего имени обеспечивается также индивидуализацией самой коммерческой организации (посредством фирменного наименования -- ст. 54, 1474 ГК РФ, указания ее места нахождения -- ст. 54 ГК РФ), а также ее предприятия (коммерческое обозначение -- ст. 1538 ГК РФ) и товаров (товарный знак или знак обслуживания, наименование места происхождения товара -- ст. 1477, 1516 ГК РФ).

Порядок учреждения коммерческих организаций определяется применительно к той или иной организационно-правовой форме коммерческих организаций ГК РФ или специальными законами, например Законом о банках.

Коммерческая организация учреждается по решению собственника (собственников) имущества или уполномоченного им органа. Государственные и муниципальные унитарные предприятия учреждаются

Правительством РФ, правительствами (администрациями) субъектов РФ, уполномоченными ими органам, органами местного самоуправления. Учредительными документами коммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовой формы являются учредительный договор и устав либо только устав (п. 1 ст. 52 ГК РФ).

В этих документах с учетом требований законодательства определяются правовой статус коммерческой организации и другие интересы учредителей в связи с созданием коммерческой организации.

На основании учредительного договора действуют полные товарищества и товарищества на вере, ООО и общества с дополнительной ответственностью действуют на основе учредительного договора и устава. Исключение составляют хозяйственные общества, создаваемые одним учредителем.

В этом случае учредительный договор не заключается, учредитель утверждает лишь устав.

Остальные коммерческие организации (АО, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия) действуют только на основании устава.

В учредительных документах коммерческой организации определяется фирменное наименование коммерческой организации, место ее нахождения, порядок управления деятельностью коммерческой организации, а также содержатся другие сведения, предусмотренные ГК РФ или специальными законами для коммерческих организаций соответствующего вида.

В учредительном договоре определяются порядок совместной деятельности учредителей по созданию коммерческой организации, условия передачи ей части своего имущества и участия в ее деятельности.

Здесь определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью коммерческой организации, выхода участников из ее состава. Устав определяет индивидуально-правовой статус коммерческой организации.

В нем в соответствии с обще дозволеным началом правового регулирования может быть отражено все, что не противоречит законодательству, но в соответствии с обязывающим началом правового регулирования в уставе должны быть определены сведения, предусмотренные п. 2 ст. 52 ГК РФ, а также другие сведения, предусмотренные законом для коммерческих организаций соответствующего вида.

В частности, устав АО, помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, должен содержать условия о категориях выпускаемых обществом акций, их номинальной стоимости и количестве; о размере уставного капитала общества; правах акционеров; составе и компетенции органов управления общества и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решение по которым принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов (п. 3 ст. 98 ГК РФ).

Коммерческая организация считается созданной и приобретает статус юридического лица со дня ее государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК РФ). С этого момента возникает правоспособность коммерческой организации, т. е. способность иметь гражданские права и нести обязанности.

Коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом (например, кредитных организаций, страховых организаций и некоторых иных), могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (ст. 49 ГК РФ).

Это означает, что по общему правилу коммерческие организации обладают общей правоспособностью, что в полной мере соответствует обще дозволительному началу правового регулирования предпринимательства.

Отсутствие необходимости перечисления в уставе коммерческой организации тех видов деятельности, которыми она может заниматься, способствует развитию деловой активности коммерческих организаций, облегчает ее реакцию на изменение конъюнктуры рынка и перелив капиталов в наиболее перспективные отрасли экономики, способствует стабильности торгового оборота.

Сделки коммерческой организации, обладающей общей правоспособностью, не могут быть признаны недействительными по основаниям противоречия ее целям. Коммерческая организация может быть ограничена в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

Решение об ограничении прав может быть обжаловано коммерческой организацией в суде. Разумеется, правоспособность коммерческой организации может быть ограничена не только законом, но и по воле учредителей, определяющих цели ее деятельности в учредительных документах (п. 1 ст. 49 ГК РФ)

Способы и порядок создания коммерческих организаций.

Порядок государственной регистрации и прекращение деятельности

Индивидуальных предпринимателей

Реорганизация субъектов предпринимательской деятельности, ликвидация коммерческих организаций

1. В науке гражданского права традиционно выделяют три способа образования коммерческих и некоммерческих организаций:

1) Распорядительный способ означает, что юридическое лицо образуется по распоряжению (решению) собственника имущества или уполномоченного им органа. В таком порядке возникают государственные юридические лица и унитарные предприятия. Органы государственной власти и управления в пределах своей компетенции издают приказы или распоряжения об образовании юридических лиц.

(Например, Правительство Республики Беларусь принимает решение о создании казенного предприятия. В этом смысле порядок создания будет назван распорядительным).

2) Разрешительный способ означает, что юридические лица образуются по инициативе граждан или каких-либо организаций, по после получения на это согласия компетентного органа государства либо общественного объединения. Соответствующий орган, проверяет не только соблюдение правил оформления документов о создании юридического лица, но и решает вопрос, следует ли разрешать создание такого лица. Разрешительный способ используется, в частности, при создании коммерческих организаций с иностранными инвестициями, а также при создании юридических лиц в свободных экономических зонах.

3) Явочно - нормативный способ не требует разрешения на образование юридического лица,граждане или организации вправе свободно по своему усмотрению образовать юридическое лицо, поскольку образование такого вида юридического лица разрешено законодательством Республики Беларусь. Законность создания таких юридических лиц проверяется при их государственной регистрации. Нормативно-явочным способом образуются частные унитарные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, объединения юридических лиц(ассоциации и союзы)

В соответствии с законодательством субъект хозяйствования может создаваться по решению собственника (собственников) имущества или уполномоченного им (ими) органа, предприятия, организации в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством.

Порядок создания коммерческих организаций

Создание коммерческих организаций - последовательное совершение действий, имеющих правоустанавливающее значение и направленных на приобретение статуса субъекта предпринимательской деятельности.

Стадии создания коммерческой организации:

инициатива участников (учредителей). Юридическое лицо является неодушевленным предметом, возникать оно может только как результат волеизъявления человека;

выбор организационно-правовой формы юридического лица;

согласование наименования коммерческой организации;

определение места размещения коммерческой организации;

подготовка устава и (или) учредительного договора Необходимость наличия одного из указанных документов либо двух одновременно определяется ГК и зависит от организационно-правовой формы юридического лица;

формирование уставного фонда. Открытие временного счета в банке - при внесении денежного вклада в уставный фонд, проведение оценки стоимости неденежного вклада - при внесении в уставный фонд неденежного вклада. Коммерческие организации самостоятельно определяют размеры уставных фондов, за исключением ЗАО и ОАО, а также некоторых других коммерческих организаций, для которых соответствующим законодательством устанавливаются минимальные размеры уставных фондов;

государственная регистрация. Государственная регистрация преследует следующие цели:

Осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности;

Проведение налогообложения;

Получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики;

Предоставление информации о субъектах хозяйствования всем участникам предпринимательской деятельности, государственным органам власти и органам местного самоуправления.

Государственная регистрация субъектов хозяйствования осуществляется на основании заявительного принципа в день подачи документов, необходимых для ее проведения, в соответствии с Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г. № 1. Государственная регистрация юридического лица производится в регистрирующем органе по месту его нахождения. За государственную регистрацию взимается государственная пошлина в установленном законодательными актами размере.

Государственная регистрация осуществляется следующими регистрирующими органами:

Национальным банком - банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, в том числе с иностранными инвестициями и в свободных экономических зонах;

Министерством финансов - страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков, в том числе с иностранными инвестициями и в свободных экономических зонах;

Министерством юстиции-торгово-промышленных палат;

Администрациями свободных экономических зон - коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, индивидуальных предпринимателей в свободных экономи­ческих зонах;

Облисполкомами и Минским горисполкомом - коммерческих организаций с иностранными инвестициями;

Облисполкомами, Брестским, Витебским, Гомельским, Гродненским, Минским, Могилевским горисполкомами - субъектов хозяйствования, не указанных выше. Облисполкомы вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации субъектов хозяйствования другим местным исполнительным и распорядительным органам, а названные горисполкомы - соответствующим администрациям районов в городах.

Для государственной регистрации коммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, в регистрирующий орган представляются:

- заявление о государственной регистрации;

Устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия (в формате doc или rtf);

Легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения (выписка должна быть датирована не позднее одного года до подачи заявления о государственной регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для учредителей, являющихся иностранными организациями;

Копия документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для учредителей, являющихся иностранными физическими лицами;

Оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

При подаче заявления о государственной регистрации граждане предъявляют документы, удостоверяющие личность, а также документы, подтверждающие их полномочия, если они представляют интересы юридического или физического лица.

Регистрирующие органы принимают документы, представленные для государственной регистрации, рассматривают их состав и содержание заявления о государственной регистрации, при необходимости разъясняют лицам, представляющим такие документы, правила их представления и оформления, предусмотренные законодательством.

В день подачи документов, представленных для государственной регистрации, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа:

Ставит на уставе (учредительном договоре - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), изменениях и (или) дополнениях, внесенных в устав (учредительный договор) юридического лица, штамп, свидетельствующий о Проведении государственной регистрации, выдает один экземпляр устава (учредительного договора) лицу, его представившему, и вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запись о государственной регистрации субъекта хозяйствования, изменений и (или) дополнение вносимых в устав (учредительный договор) юридического лица;

Представляет в Министерство юстиции необходимые сведения о субъектах хозяйствования для включения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Юридическое лицо считается зарегистрированным с даты проставления штампа на его уставе (учредительном договоре - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) и внесения записи о государственной регистрации юридического лица в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Свидетельство о государственной регистрации выдается не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи документов для государственной регистрации. По желанию юридического лица свидетельство о государственной регистрации может быть выдано одновременно с иными документами. Наличие у юридического лица устава (учредительного договора - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) со штампом, свидетельствующим о проведении государственной регистрации, является основанием для обращения за изготовлением печатей (штампов), а также за совершением иных юридически значимых действий. Получения специальных разрешений на изготовление печатей (штампов) не требуется.

Государственная регистрация не осуществляется в случае:

Непредставления в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов;

Создание любой коммерческой организации включает две стадии: первая стадия - учреждение организации, и вторая стадия - ее государственная регистрация. Именно со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц коммерческая организация считается созданной.

Лица, желающие создать коммерческую организацию и участвующие в формировании ее уставного (складочного, паевого) капитала, являются учредителями.

Учредители - как правило, это собственники имущества, которое вносится в качестве вклада. Учредителями могут быть и лица, имеющие имущество на ином вещном праве (например, праве хозяйственного ведения или оперативного управления). Тогда их участие в создании коммерческой организации определяются законодательством (ст. 295 ГК РФ, п. 4 ст. 66 ГК РФ).

Основная обязанность учредителей по созданию коммерческой организации заключается в обязанности внесения вклада в уставный (складочный, паевой) капитал (фонд) учреждаемой организации в том порядке, который определяется законом для различных форм коммерческих организаций.

В качестве вклада в имущество коммерческой организации могут вноситься деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

Вклады могут быть различными как по ценности, так и по характеру взноса. С последней точки зрения вклады могут иметь различное назначение: вносимое имущество может передаваться или в собственность или в пользование. Вопрос о назначении вклада имеет значение для того, чтобы определить, на ком лежит риск случайной гибели или повреждения внесенного имущества, а также для того, чтобы решить, должна ли внесенная вещь возвратиться при ликвидации к участнику или ему выплачивается лишь ее стоимость.

Обращая внимание на важность этого вопроса при разрешении споров по поводу имущества, возникающих между хозяйственными товариществами и обществами и учредителями (участниками), Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда от 1 июля 1996 года № 6/8 разъяснили, что имущество в натуре, внесенное учредителем в уставный (складочный) капитал хозяйственного товарищества и общества, принадлежит последнему на праве собственности. Если же в учредительных документах содержатся положения, свидетельствующие о том, что в уставный капитал учредителем передавалось не имущество в натуре, а лишь права владения и (или) пользования соответствующим имуществом, передача такого имущества в пользование должна оформляться соответствующим актом о передаче и договором аренды. 9

Денежная оценка вклада учредителя коммерческой организации производится по соглашению между учредителями. В случаях, предусмотренных законом, денежная оценка вклада подлежит независимой экспертной проверке.

На стадии учреждения коммерческой организации создаются ее учредительные документы. Ныне действующее гражданское законодательство дифференцированно подходит к составу учредительных документов и предусматривает три варианта (набора) этих документов.

Первый вариант - учредительным документом коммерческой организации является только учредительный договор. Договорными формами коммерческих организация выступают полное товарищество и товарищество на вере.

Второй вариант - учредительными документами считаются и устав коммерческой организации и учредительный договор. К коммерческим организациям, действующим на основании этих учредительных документов, относятся акционерное общество, общество с ограниченной и общество с дополнительной ответственностью. Вместе с тем, эти общества могут быть учреждены и одним лицом (одним гражданином или одним юридическим лицом). В этом случае учредительным документом Общества явится только устав. Но при увеличении числа участников такого Общества необходимо составить и договор.

Третий вариант - учредительным документом коммерческой организации является только устав. К коммерческим организациям, действующим только на основании устава относятся акционерные общества, производственные кооперативы и государственные и муниципальные унитарные предприятия.

По общему правилу учредительный договор подписывается всеми учредителями, а устав утверждается учредителями на их общем собрании, решение которого оформляется в виде протокола общего собрания учредителей. В протоколе общего собрания учредителей отражаются следующие вопросы:

  • о создании коммерческой организации определенной организационной формы;
  • об утверждении устава данной организации;
  • об утверждении денежной оценки вносимых учредителями неденежных вкладов;
  • об избрании (назначении) исполнительных органов данной организации.

Некоторые коммерческие организации могут иметь одного учредителя (либо одно физическое, либо одно юридическое лицо). В этом случае учредительным документом является устав и решение учредителя о создании коммерческой организации.

По своей природе учредительный договор является договором между учредителями по созданию коммерческой организации и предусматривает обязанность учредителей создать эту организацию. Содержание учредительного договора определено ст. 52 ГК РФ.

В уставе коммерческой организации должны быть определены ее фирменное наименование и место нахождения, а в случаях, установленных законами, и почтовый адрес, по которому с организацией осуществляется связь.

В соответствии со ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности

Целью деятельности любой коммерческой организации является извлечение прибыли, что прямо вытекает из содержания ст. 50 ГК РФ. Исходя из того, что по общему правилу коммерческие организации обладают общей правоспособностью, за исключениями, о которых говорилось выше, такие организации могут заниматься любой деятельностью, не запрещенной законом. В этом случае перечень видов деятельности в уставе коммерческой организации не является обязательным.

Помимо фирменного наименования и места нахождения, в уставе определяются:

  • порядок формирования имущества коммерческой организации;
  • порядок распределения прибыли;
  • порядок управления деятельностью организации и компетенция органов управления;
  • порядок реорганизации и ликвидации;
  • другие сведения, которые определены законами для коммерческих организаций различных организационно-правовых форм.

Порядок государственной регистрации коммерческих организаций определен Федеральным законом от 8 августа 2001 года "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Коммерческая организация считается созданной с даты внесения записи в единый государственный реестр юридически лиц. Органом, осуществляющим государственную регистрацию, является Федеральная налоговая служба.

Порядок и способы реорганизации коммерческих организаций . Реорганизация представляет собой способ прекращения юридического лица, при котором его права и обязанности переходят к другим юридическим лицам в порядке универсального правопреемства. При этом деятельность подвергшегося реорганизации юридического лица продолжают другие лица. Иными словами, при реорганизации ликвидированное юридическое лицо имеет правопреемника - новое юридическое лицо.

Реорганизация коммерческой организации может осуществляться в следующих формах: слиянии, присоединении, разделении, выделении и преобразовании

Решение о реорганизации юридического лица принимается его учредителями (участниками) на общем собрании, либо органом юридического лица, уполномоченном на то учредительными документами.

Особенности реорганизации отдельных видов коммерческих организаций определяются специальными федеральными законами.

В случаях, установленных законом, реорганизация коммерческой организации в форме ее разделения или выделения осуществляется по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда. Так, в соответствии со ст. 38 Закона "О защите конкуренции" 10 "в случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, суд по иску антимонопольного органа (в отношении кредитной организации по иску антимонопольного органа по согласованию с Центральным банком Российской Федерации) вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо решение о выделении из их состава одной или нескольких организаций. Созданные в результате принудительного разделения организации не могут входить в одну группу лиц.

Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации или выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций принимается в целях развития конкуренции, если выполняются в совокупности следующие условия:

  1. существует возможность обособления структурных подразделений коммерческой организации;
  2. отсутствует технологически обусловленная взаимосвязь структурных подразделений коммерческой организации (в частности, тридцать и менее процентов общего объема производимой структурным подразделением продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг потребляется иными структурными подразделениями этой коммерческой организации);
  3. существует возможность самостоятельной деятельности на соответствующем товарном рынке для юридических лиц, созданных в результате реорганизации.

Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации либо выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций, подлежит исполнению собственником или уполномоченным им органом с учетом требований, предусмотренных указанным решением, и в срок, который определен указанным решением и не может быть менее чем шесть месяцев. 11

Составляемые при реорганизации передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) организации или органом, который принял решение о реорганизации, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших организаций или внесения изменений в учредительные документы существующих коммерческих организаций.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

При реорганизации коммерческой организации затрагиваются интересы ее кредиторов. Поэтому учредители (участники) коммерческой организации или орган, принявший решение о реорганизации, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

Коммерческие организации могут создаваться путем учреждения (создания заново) или путем реорганизации из уже существующих юридических лиц.

Государственная регистрация может осуществляться в различном порядке.

Нормативно-явочный порядок регистрации. Действующее законодательство не допускает отказа в регистрации юридического лица по мотивам нецелесообразности его создания (п. 1 ст. 51 ГК). Такой порядок применяется в большинстве случаев регистрации. Это означает, что для регистрации юридического лица не требуется согласия третьих лиц (в том числе и государственных органов). При регистрации учредительные документы юридического лица только проверяются на соответствие требованиям действующего законодательства РФ. Остальные порядки регистрации являются исключениями из данного основного правила.

2. Распорядительный порядок регистрации применяется только для создания унитарных предприятий в связи с необходимостью наделения их государственным или муниципальным имуществом.

3. Разрешительный порядок регистрации применяется при создании кредитных организаций, что возможно после решения Центрального банка РФ о возможности выдачи лицензии на совершение банковских операций. В ряде случаев создание коммерческих организаций (при значительной балансовой стоимости активов учредителей, годовой выручке) допускается с разрешения Федеральной антимонопольной службы*(11).

4. Уведомительный порядок регистрации применяется только в отношении отдельных регистрационных процедур:

внесение в устав хозяйственного общества сведений об открытии филиалов и представительств*(12);

уведомление о начале процедуры ликвидации, формировании ликвидационной комиссии и составлении промежуточного ликвидационного баланса*(13).

Государственная регистрация коммерческих организаций (как и других юридических лиц) проводится инспекциями Федеральной налоговой службы в течение пяти рабочих дней.

Для регистрации юридического лица представляются следующие документы:

1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют требованиям, установленным законодательством РФ; достоверны; соблюден порядок создания юридического лица данной организационно-правовой формы (получены требуемые согласования, оплачен уставный капитал и пр.). Заявления составляются по унифицированным формам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439;

2) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа;

3) учредительные документы юридического лица;

4) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

5) документ об оплате государственной пошлины. Согласно ст. 333.33 Налогового кодекса РФ за регистрационные действия взимается государственная пошлина в размере 2000 рублей.

Заявителем при подаче документов на государственную регистрацию может быть только физическое лицо (учредитель, генеральный директор юридического лица-учредителя), подпись которого удостоверяется нотариально. Заявитель несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, переданных на регистрацию.

Еще по теме § 5. Порядок создания и государственной регистрации коммерческих организаций:

  1. Органы государственной регистрации и порядок регистрации
  2. § 2. Создание, реорганизация и ликвидация коммерческих организаций
  3. Глава III. ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ
  4. ГЛАВА 1 Порядок регистрации СМИ в Управлении регистрации и лицензионной работы