В последние десять лет в экономике России стали формироваться тенденции активного применения экономических методов регулирования охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. В первую очередь об этом свидетельствуют введение платы за загрязнение окружающей природной среды и использование природных ресурсов, а также создание соответствующих фондов по формированию и использованию средств от взимаемых платежей.
Цель данной работы: рассмотреть тему: «Экологические фонды».

Введение ……………………………………………………………………... 3
1. Сущность экологических фондов ……………………………………….. 4
2. Ключевые задействованные стороны …………………………………… 6
3. Виды экологических фондов …………………………………………….. 8
4. Преимущества и недостатки экологических фондов ………………….. 10
Заключение ………………………………………………………………….. 12
Список использованных источников ……………………………………

Файлы: 1 файл
Введение ……………………………………………………………………... 3
1. Сущность экологических фондов ……………………… ……………….. 4
2. Ключевые задействованные стороны …………………………………… 6
3. Виды экологических фондов …………………………………………….. 8
4. Преимущества и недостатки экологических фондов ………………….. 10
Заключение ………………………………………………………………….. 12
Список использованных источников ……………………………………… 13

ВВЕДЕНИЕ

В последние десять лет в экономике России стали формироваться тенденции активного применения экономических методов регулирования охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. В первую очередь об этом свидетельствуют введение платы за загрязнение окружающей природной среды и использование природных ресурсов, а также создание соответствующих фондов по формированию и использованию средств от взимаемых платежей.

Цель данной работы: рассмотреть тему: «Экологические фонды».

1. Сущность экологических фондов

За последнее десятилетие во многих развивающихся странах были созданы экологические фонды (ЭФ) для обеспечения финансирования деятельности по охране окружающей среды. В данной главе основной упор
сделан на экологические фонды, направленные на сохранение биоразнообразия, также называемые «трастовыми фондами по сохранению биоразнообразия», а не на все виды экологических фондов.

Большинство экологических фондов, направленных на финансирование природоохранной деятельности, создаются в форме юридически независимого института (т.е. они не являются государственными) и его
руководство осуществляется независимым Управляющим советом. Многие экологические фонды имеют постоянный фонд средств, капитализированный за счет грантов от государства и международных доноров. Экологические фонды могут также управлять амортизационным капиталом, созданным за счет конверсии задолженности в природоохранные вложения, или оборотным капиталом, финансируемым за счет специальные «платы с пользователей» или налоги, направляемые на природоохранные цели.

Основная цель создания экологического фонда состоит в обеспечении стабильного долгосрочного финансирования для национальных парков и других особо охраняемых природных территорий (ООПТ) или небольших грантов для некоммерческих или неправительственных организаций (НПО) и
общественных объединений на реализацию проектов, направленных на сохранение биоразнообразия и более устойчивое природопользование.

Зачастую экологические фонды разрабатываются в ходе процесса долгосрочного планирования деятельности особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

Однако экологические фонды являются не просто финансовыми механизмами. Они также служат в качестве:

  • полезного регулярно проводимого форума, в котором принимают участие различные заинтересованные стороны, такие как центральные и местные органы власти, НПО, частные структуры и международные доноры, для обсуждения и разрешения важных вопросов, связанных с охраной окружающей среды ключевых факторов в развитии национальной стратегии и политики в области охраны окружающей среды
  • источника технических экспертов, которые могут работать с государственными и частными структурами для разработки гибких и эффективных подходов к управлению
  • фактора, способствующего наращиванию потенциала НПО, принимающих участие в сохранении биоразнообразия.

Основная привлекательность экологических фондов для международных доноров состоит в том, что такие фонды в течение длительного времени обеспечивают надежное управление и распределение средств, предоставляемых донорами. Обычно экологические фонды формируются посредством широкого консультативного процесса и управляются Управляющим советом (правлением), состоящим из представителей различных заинтересованных сторон (как государственных, так и частных). Экологические фонды создаются таким образом, что обеспечить надежный и прозрачный порядок функционирования, подотчетность и здравую практику финансового управления. Поэтому экологические фонды могут иметь возможность привлечь дополнительное донорское финансирование в случаях, когда доноры могут быть обеспокоены предоставлением средств государственному органу. Кроме того, управление и инвестирование активов экологического фонда практически всегда осуществляется внешними финансовыми институтами, отечественными или зарубежными, с тем, чтобы обеспечить доход на определенное время функционирования и специфические цели определенного экологического фонда.

Создание экологического фонда требует значительного вложения времени и ресурсов, а также долгосрочного обязательства по созданию нового института. В экологическом фонде можно задействовать одну или более стратегий по получению доходов, представленных в настоящем Руководстве.

Экологические фонды состоят из основных четырех компонентов:

  • Основные фонды, которые инвестируются с целью получения дохода.
  • Юридические структуры, которые обуславливают цели и процедуры деятельности Фонда, в том числе процедуры по инвестированию основных фондов. В большинстве случаев экологические фонды создаются в форме юридического лица, в том числе в качестве трастовых фондов, фондов и ассоциаций.
  • Надзорная структура , которая принимает решение о том, как использовать средства. Члены правления должны представлять различные группы, такие как местные сообщества, НПО, государственные органы, частный сектор, научные круги и организации-доноры.
  • Управленческая структура , которая отвечает за управлением фондом и реализацию программ по предоставлению грантов. В экологических фондах, создаваемых для сохранения ООПТ, экологические фонды работают тесно с национальными природоохранными организациями и администрацией ООПТ, которые обычно независимы от экологического фонда.

2. Ключевые задействованные стороны

В большинстве экологических фондов задействованы три ключевые стороны: (1) доноры, (2) НПО, (3i) государственные органы. Далее кратко представлены эти стороны и их мотивация.

1) Доноры

Доноры предоставляют финансирование, которое обеспечивает функционирование экологических фондов. Глобальный экологический фонд (ГЭФ) являлся единственным самым крупным донором экологических фондов. К другим двусторонним и многосторонним донорам относятся: Агентство США по международному развитию (ЮСАИД), Программа развития ООН (ПРООН), Всемирный банк и Европейский Союз (ЕС). Доноры заинтересованы в усилении своих средств с тем, чтобы они оказали наибольшее влияние на достижение природоохранных целей. Обычно доноры принимают участие в консультировании по вопросу создания правовых рамок и утверждении финансовых условий функционирования экологических фондов. Они также проводят мониторинг реализации проектов, как они это делают в отношении любых проектов, реализуемых за счет средств донора. Доноров также привлекают экологические фонды как способ направления своей поддержки через негосударственный институт, что может привести к усилению децентрализации, подотчетности и прозрачности в управлении средствами фонда, а также принести другую пользу, например, усиление неправительственного сектора.

Доноры должны верить, что выгода от «инвестирования» значительных средств в долгосрочный фонд, которые получает небольшой инвестиционный доход, используемый на природоохранные цели, перевешивает выгоду от более быстрого расходования средств. Поэтому многие доноры требуют, чтобы экологические фонды получали соответствующие доходы.

2) НПО-катализаторы

Для многих экологических фондов, природоохранные НПО, как отечественные, так и международные, играют роль «катализатора», помогая проводить анализ осуществимости, предоставляя техническую помощь по конверсии задолженности в природоохранные вложения и созданию экологического фонда и помогая экологическому фонду в мобилизации средств и институциональному укреплению. В некоторых случаях НПО-катализаторы оказывают содействие в виде натурального вклада в будущий экологический фонд, а в других случаях такие НПО могут получить грант от международной организации-донора. Некоторые международные НПО предоставляют ограниченные капитальные вложения в экологические фонды. Местные НПО могут оказать содействие в создании экологического фонда и позже воспользоваться грантом от экологического фонда. Важно обеспечить, что правила, касающиеся конфликта интересов в экологическом фонде, были разработаны таким образом, чтобы поддержка со стороны НПО не рассматривалась, прежде всего, как вызванная желанием получить грант.

3) Государственные органы

Обычно органы власти развивающихся государств поддерживают экологические фонды, поскольку они заинтересованы в увеличении средств, направляемых на природоохранную деятельность, которые имеющиеся институты не могут привлечь или управлять ими вследствие правовых или функциональных ограничений. Мотивация государственных органов по управлению ресурсами состоит в том, что у них появляется возможность привлечь дополнительное внешнее финансирование на покрытие эксплуатационных расходов и иметь доступ к средствам, к которым они прежде не имели доступа (например, доходы от конверсии задолженности в природоохранные вложения). Зачастую доноры ставят создание экологического фонда в качестве условия для проведения конверсии задолженности в природоохранные вложения. В целом, государственные органы (например, по финансам, по управлению ООПТ) стремятся занять важную роль в управлении экологических фондов для направления грантовых средств экологического фонда на проекты, которые являются национальными приоритетами.

3. Виды экологических фондов

По своей деятельности, нет каких-либо стандартных экологических фондов. Форма функционирования экологических фондов зависит от общих целей определенного экологического фонда, его правовых рамок, роли в процессе национального планирования природоохранной деятельности и т.д. Структура, масштаб деятельности, приоритеты и процедуры отличаются в зависимости от цели и местной ситуации.

В плане финансовой структуры, различают три типа капитала, которым управляют экологические фонды, отличающийся по объемам инвестиций и диапазона расходования.

Благотворительный капитал имеет постоянные оборотные средства.

Амортизационный капитал начинает с определенной суммы денег, которая расходуется в течение предварительно определенного периода времени.

Возобновляемый капитал регулярно получают дополнительные финансовые ресурсы – например, доходы от специальных налогов, направляемых на природоохранные программы. В рамках экологического фонда можно управлять одним или более типами капитала.

Большинство экологических фондов создаются как частные фонды, которые являются независимыми от государственной власти, несмотря на то, что представители государственных органов представлены в правлении.

Парковые фонды направлены на поддержание одного или более национального парка в системе ООПТ. Грантовые фонды направляют ресурсы целевым группам (обычно это НПО и общественные объединения) для проведения различные природоохранных проектов и проектов по устойчивому развитию. Зачастую одна из основных целей состоит в усилении институтов гражданского общества (например, НПО и общественные объединения) для того, чтобы такие институты могли играть более активную и конструктивную роль в обсуждениях по экологической политике и установлении приоритетов.

4. Преимущества и недостатки экологических фондов

Преимущества:

  • Экологические фонды обеспечивают устойчивое финансирование, смягчая риск неожиданного прекращения поступления средств вследствие политических изменений, сокращения бюджета, сокращение средств, выделяемых на программы и т.д.
  • Поскольку экологические фонды независимы от государства, они могут реагировать более гибко на новые вызовы.
  • Экологические фонды могут проводить долгосрочное планирование, поскольку они независимы от изменений в государстве и смены политических приоритетов.
  • Экологические фонды могут предоставлять небольшие гранты путем распределения больших международных грантов на небольшие проекты. По сравнению с крупными донорскими организациям обладают большими возможностями по осуществлению надзора за большим количеством небольших проектов и уточнению требований для удовлетворения местных обстоятельств.
  • Экологические фонды способствуют координации между различными группами (доноры, правительство и гражданское общество).
  • Экологические фонды помогают создавать местные возможности по управлению финансовыми ресурсами. Такие фонды управляются на местах, направлены на приоритеты региона, страны, области или сообщества, в которых они расположены.
  • Эффект усиления: после создания экологических фондов, такие фонды могут привлечь дополнительное финансирование из различных источников.
  • Экологические фонды пользуются преференциями, такими как освобождение от уплаты налогов, что позволяет полностью использовать имеющиеся ресурсы на нужды бенефициаров.

9.1 Этапы создания экофондов в РФ

Началом формирования экологических фондов является 1988г. В этом году вышло Постановление Совета Министров РСФСР от 18 марта 1988г. N 93 "О коренной перестройке дела охраны природы в стране", в соответствии, с которым на территории РСФСР должны были создаваться фонды охраны природы, впоследствии, в соответствии с Законом РФ "Об охране окружающей природной среды", переименованные в экологические фонды.

С 1988г. по настоящее время можно определить следующие этапы формирования экологических фондов.

1 этап (1989-1990гг.) - создание фондов охраны природы на территории 38 регионов России в ходе проведения эколого-экономического эксперимента, формирование двухуровневой системы фондов: федеральный и региональный. 1 этап - экспериментальный, и включал в себя уточнение методических подходов к определению размеров и порядка взимания платы за загрязнение природной среды с учетом экономических возможностей предприятий в отдельных регионах со сложной экологической ситуацией: апробирование на практике методов нормирования и направлений использования экологических фондов в условиях самоуправления и самофинансирования регионов.

2 этап (1991-1995гг.) - создание системы внебюджетных экологических фондов в соответствии со статьей 21 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды", формирование 3-х уровней системы экологических фондов:

Федеральный;

Республиканский, краевой, областной;

Местный.

2 этап - этап становления платных услуг в сфере природопользования, предусматривал формирование нового экономического механизма природопользования в связи с повсеместным введением с 1991г. платы за загрязнение окружающей природной среды. Действие данного механизма направлено:

На создание единой системы внебюджетных экологических фондов, объединяющей Федеральный и территориальные фонды;

Планирование и финансирование природоохранных мероприятий;

Установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;

Установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

Предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам, налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

Возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

3 этап (1995г. по настоящее время) - консолидация внебюджетных экологических фондов России в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

9.2 Цели и задачи создания экофондов в РФ

Главной целью создания внебюджетных экологических фондов России являлось формирование автономного, независимого от госбюджета источника гарантированной поддержки природоохранной деятельности. При этом средства экологических фондов должны не подменять, а дополнять бюджетные средства и средства, выделяемые на эти цели предприятиями природопользователями.

В соответствии с "Примерным положением об экологических фондах на территории Российской Федерации", утвержденным Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов 11.07.92r., основными задачами фондов являются:

Финансирование и кредитование экологических программ и проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения:

Мобилизация финансовых ресурсов на природоохранные мероприятия и программ;

Экономическое стимулирование рационального природопользования, внедрение экологически чистых технологий.

Содействие в развитии экологического образования и воспитания.

9.3 Правовой и финансовый статус экофондов в РФ

В настоящее время во всех 83 субъектах Российской Федерации образованы и действуют экологические фонды. Кроме того, помимо областных, республиканских, краевых, окружных экологических фондов действуют 130 экофондов местного уровня (районные и городские).

Правовое и финансовое положение экологических фондов субъектов федерации следующее:

Данные о юридическом и финансовом положении экофондов субъектов федерации (в % от числа фондов)
Фонды образованы:
По решению представительных органов
По решению администрации
По решению Комитета охраны природы
Положение о фонде утверждено:
Смета расходов утверждается:
Представительным органом власти
Исполнительным органом власти
Контроль за деятельностью фондов осуществляют:
Представительный орган власти
Администрация
Комитет охраны природы
Представительный орган власти, администрация, комитет охраны природы
Представительный орган власти, комитет охраны природы
Администрация, комитет охраны природы
Фонды, обладающие правами юридического лица
Фонды, консолидированные в бюджет

Приведенные данные свидетельствуют о том, что система экофондов все еще находится в стадии формирования и нуждается в дальнейшем упорядочении.

9.4 Источники формирования средств экологических фондов РФ

Источники формирования средств экологических фондов определены Законом РФ "Об охране окружающей природной среды" и впоследствии закреплены утвержденными органами управления субъектов федерации Положениями об экологических фондах:

Средств, поступающих от предприятий, учреждений, организаций, отдельных граждан, а также иностранных юридических и физических лиц в виде платы за загрязнение окружающей среды, размещение отходов и другие виды загрязнения;

Средств, получаемых по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения;

Средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства,

незаконнодобытой с их помощью продукции;

Добровольных отчислений и взносов предприятий и граждан, иностранных юридических и физических лиц;

Средств, получаемых в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фондов в деятельности предприятий и иных юридических лиц, а также кредитов;

Доходов от издательской, хозяйственной и иной коммерческой деятельности фондов;

Средств из иных источников, образование которых не противоречит действующему законодательству.

Средства экологических фондов на территории Российской Федерации зачисляются на специальные счета экологических фондов на территории Российской Федерации в учреждениях банков и расходуются в соответствии с их целевым назначением.

Платежи за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы вредных веществ, размещение отходов перечисляются предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном порядке: 90% - на специальные счета государственных экологических фондов. Они распределяются в следующем порядке: 60% - на реализацию природоохранительных мероприятий местного (городского, районного) значения; 30% - на реализацию природоохранительных мероприятий республиканского, областного, краевого значения;

10% - в Федеральный экологический Фонд Российской Федерации на реализацию природоохранительных мероприятий федерального значения.

С момента образования экологических фондов РФ структура источников доходов фондов менялась. Однако постоянно преобладает доля платежей за загрязнение окружающей среды в пределах лимита и сверх лимита (их доля более 70%) в общем, доходе экофондов).

Законом "Об охране окружающей природной среды" установлено, что плата, взимаемая с предприятий, организаций, учреждений за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы вредных веществ, размещение отходов, в размере 10% должна поступать в доход федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей среды, остальные 90% должны поступать в экологические фонды, а затем распределяться в следующем виде:

60°/о - на реализацию природоохранных мероприятий местного (городского, районного) значения;

30% - на реализацию природоохранных мероприятий республиканского, краевого, областного значения;

10% - на реализацию природоохранных мероприятий федерального значения.

В Примерном Положении об экологических фондах на территории РФ закреплены 12 основных направлений расходования средств экофондов РФ. Как правило, они имеют место в деятельности всех экологических фондов РФ. Однако, некоторые фонды дополняют число основных направлений исходя из эколого-экономической ситуации территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

9.6 Правовая база деятельности экофондов в РФ

Начиная с 1989г. по настоящее время серьезной проблемой успешного функционирования экологических фондов РФ является недостаточность правовой базы.

В настоящее время работа проводится по двум направлениям:

1. Совершенствование действующих нормативно-методических документов. Это подготовка следующих усовершенствованных нормативных актов:

Положение о Федеральном экологическом фондеРФ;

Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей среды и т.п.

2. Подготовка проектов новых документов:

Закона Российской Федерации "Об экологических фондах в Российской Федерации";

Инструкции о порядке формирования, финансирования расходов, ведения учета и составления отчетности об использовании средств экологического фонда и т.п.

В условиях экономической нестабильности, высокой инфляции и сокращения объема финансирования природоохранных мероприятий за счет средств бюджетов всех уровней повышается роль экологических фондов.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ КАК ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ МЕРОПРИЯТИЙ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ1

Навасардова Э. С.

Статья посвящена анализу законодательства об экологических фондах, сыгравших положительную роль в финансировании мероприятий в области охраны окружающей среды в 90-х годах ХХ столетия.

Ключевые слова: экологические фонды, финансирование, охрана окружающей среды.

ECOLOGICAL FUNDS AS SOURCES OF FINANCING OF ECOLOGICALLY SIGNIFICANT ACTIONS:

HISTORICAL AND LEGAL ANALYSIS

Navasardova E. S.

Summary. Article is devoted to the analysis of the legislation on the ecological funds which have played a positive role in Snancing of actions in the Seld of environmental protection in the nineties of the 20th century.

Key words: ecological funds, Snancing, environmental protection.

На заседании президиума Государственного совета, проходившего 27 мая 2010 года и посвящённого реформированию системы государственного управления в сфере охраны окружающей среды, обсуждался и вопрос о воссоздании экологических фондов, существовавших в 90-годы ХХ столетия и положительно себя зарекомендовавших в качестве источников финансирования экологически значимых мероприятий.1 Правительству РФ по итогам этого заседания Президентом России было дано поручение по формулированию предложений о создании федерального и региональных экологических фондов, предусмотрев порядок осуществления государственного и общественного контроля за их функционированием и целевым использованием средств. Как выяснилось через год на другом заседании президиума Государственного совета, также посвященного экологическим проблемам, поручение

1 Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках государственного задания на выполнение работ по проекту «Правовые проблемы публичного администрирования реализации функций и оказания государственных услуг в сфере использования и охраны природных ресурсов».

не было исполнено и при этом снято с контроля. Так в очередной раз была «похоронена» мечта экологической общественности о стабильном источнике целевого финансового обеспечения мероприятий в области охраны окружающей среды.

Что же собой представлял экологический фонд, а точнее, экологические фонды?

Идея создания специализированных экологических фондов была заложена в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССС от 7 января 1998 г. «О коренной перестройке дела охраны природы в стране». В нем предусматривалось создание резервных фондов. В Государственном комитете СССР по охране природы должен был быть создан резервный фонд охраны природы для выполнения непредвиденных работ за счет отчислений от взимаемых с объединений, предприятий и организаций средств по нормативам платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду, а также от средств, взыскиваемых с нарушителей природоохранительного законодательства.

Однако начало специализированного аккумулирования средств на нужды финанси-

рования экологически значимых мероприятий было все-таки положено Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды».

Пункт 1 ст. 21 рассматриваемого закона предусматривал создание системы внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющей федеральный, республиканские, областные, краевые и местные фонды (последние представляли собой городские и районные экологические фонды).

Цели создания экологических фондов были обозначены в той же статье закона - решение неотложных природоохранительных задач, восстановление потерь в окружающей природной среде, компенсация вреда и другие природоохранительные задачи. Во исполнение этой нормы 29 июня 1992 г. принимается постановление Правительства РФ № 442 «О федеральном экологическом фонде РФ и экологических фондах на территории Российской Федерации», утвердившее Положение о федеральном экологическом фонде РФ.

Экологические фонды, с одной стороны, являлись финансовым инструментом реализации эколого-экономических задач, с другой - представляли собой юридическое лицо - государственное внебюджетное учреждение, управляющее указанными финансовыми ресурсами.

Как субъект права, федеральный экологический фонд находился в подчинении (ведении) Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.

Помимо финансовых средств, федеральный экологический фонд РФ имел материальнотехническую базу. Средства этого фонда состояли из основных, оборотных, целевых, резервных, финансовых и иных фондов.

Основными задачами федерального экологического фонда РФ являлись:

Финансирование и кредитование федеральных программ и научно-технических проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды, а также обеспечение экологической безопасности населения;

Мобилизация средств на осуществление природоохранных мероприятий и программ;

Экономическое стимулирование бережного и эффективного использования природных ресурсов, внедрения экологически чистых технологий, строительства очистных сооружений;

Содействие в развитии и осуществлении международного сотрудничества в обла-

сти охраны окружающей природной среды, финансирование целевых проектов и программ такого сотрудничества;

Содействие в развитии экологического воспитания и образования.

Реализация задач, возложенных на федеральный экологический фонд, осуществлялась посредством:

Прямого финансирования экологически значимых мероприятий;

Кредитных операций, в которых он выступал гарантом возвратности заемных средств;

Размещения собственных денежных средств на депозитах банковских учреждений;

Организации и проведения денежно -вещевых лотерей, аукционов и благотворительных акций.

Средства федерального экологического фонда использовались и на содержание аппарата.

Доходы федерального экологического фонда складывались из следующих поступлений:

Платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнений, сумм, полученных по искам о возмещении вреда и от взимания штрафов за экологические правонарушения, средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции в размере десяти процентов от общей суммы указанных поступлений, направляемых во внебюджетные экологические фонды;

Средств, полученных в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств в деятельности предприятий и иных юридических лиц;

Инвалютных поступлений от иностранных юридических и физических лиц;

Отчислений от доходов предприятий, учреждений и организаций, образуемых федеральным экологическим фондом РФ;

Добровольных взносов предприятий, учреждений, организаций и граждан, в том числе иностранных юридических и физических лиц;

Платы за консультационные, экспертные и другие услуги.

Естественно, что основным доходным источником являлись плата за негативное воздействие на окружающую среду, штрафы и суммы, полученные по искам о возмещения вреда, причиненного окружающей среде.

В 1995 году, в соответствии со ст. 6 ФЗ «О федеральном бюджете на 1995 год», средства целевого экологического внебюджетного фонда, наряду со средствами иных федеральных целевых внебюджетных фондов, были консолидированы в федеральный бюджет, приобретя статус целевых бюджетных фондов. С этого периода операции со средствами указанных фондов проводятся только через отделения Центрального банка Российской Федерации или Главное управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.

Для учета доходов и расходов указанных фондов в Центральном банке Российской Федерации или Главном управлении федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации открываются специальные бюджетные счета, управление которыми осуществляют государственные органы, уполномоченные управлять средствами указанных фондов.

Статьей 7 этого же закона законодательным органам субъектов РФ было рекомендовано консолидировать в бюджеты средства территориальных внебюджетных фондов, образованных по решению законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации за счет специальных налогов, сборов и иных поступлений.

Действие ст. 6 и 7 ФЗ «О бюджете» по существу продлялось ежегодно вплоть до 2001 года, а с 1 января 2001 года федеральный экологический фонд РФ был упразднен.

Как отмечалось, наряду с федеральным и региональными экологическими фондами создавались и местные (районные и городские) экологические фонды.

В субъектах РФ, а также в некоторых муниципальных образованиях разрабатывались собственные документы, регламентировавшие правовое положение и правовой режим экологических фондов. Говоря о правовом положении, мы имеем в виду придание им статуса юридического лица, а под правовым режимом - определение порядка и направлений расходования средств фондов.

Дело в том, что не во всех субъекта РФ, а также муниципальных образованиях экологическим фондам придавался статус юридического лица.

«О Московском городском экологическом фонде» на базе Московского и Зеленоградского городских фондов охраны природы, целевых отделений Московского городского фонда охраны природы, сформированных в соответствии с решением Мосгорисполкома от 14.04.90 № 840 в ходе проведения экономического эксперимента по совершенствованию хозяйственного механизма природопользования в г. Москве образовывался Мосэкофонд, с организационной формой - государственная организация. Органами управления выступали: правление фонда, исполнительная дирекция, ревизионная комиссия.

Ввиду нечеткости формулировок, содержащихся в федеральном законодательстве, и невозможности точно определить цели расходования средств фондов субъекты РФ устанавливали собственные правила. Часть средств Мосэкофонда, например, направлялось на:

Аккумулирование средств в размере до 2 процентов для формирования страховых ресурсов для финансирования мероприятий по ликвидации последствий экологических аварий, стихийных бедствий, предотвращения экологически опасных ситуаций;

Финансирование проведения государственной экологической экспертизы внепланового и ретроспективного характера;

Мосэкофонду придавались значительные по количеству и достаточно разнородные по характеру функции.

Наряду со взиманием платежей за загрязнение окружающей природной среды и иные виды воздействий, на Мосэкофонд возлагалось администрирование платежей за право пользования недрами и другими природными ресурсами. Он также решал вопросы о замене платежей за право пользования недрами в полном размере или частично полезными ископаемыми, продукцией, производимой пользователями недр, или оказанием услуг. Мосэкофонду передавалось право распоряжения целевыми бюджетными фондами в случаях, если они создаются для решения задач охраны окружающей природной среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Кроме того, именно Мосэкофонд заключал договоры на комплексное природопользование.

Аналогичный статус (государственное внебюджетное учреждение) был присвоен экологическому фонду Ленинградской области (постановление Правительства Ленинградской области от 20 мая 1994 г. № 118) с органом управления в лице дирекции фонда. С точки зрения правовой регламентации расходования средств фонда обращает на себя внимание нормы, касающиеся финансирования участия в развитии материальнотехнической базы областных и местных органов охраны природы (строительство производственно-лабораторных зданий, приобретение и аренда транспортных средств, приборов, оборудования, вычислительной техники, реагентов, материалов и т. п.), а также премирование производственных коллективов, сотрудников природоохранительных органов и граждан, добившихся существенных результатов в природоохранной деятельности, финансирование социальных программ органов охраны природы, содержание дирекции фонда. Указанные положения были исключены из полномочий фонда на основе решения судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 2 апреля 1996 года № 3-10/96.

Особенности второй модели экологических фондов заключались в следующем. Фонду не придавался статус юридического лица, однако создавался орган управления - правление с приданием ему ряда полномочий.

Примером такой модели может служить экологический фонд города Ростова-на-Дону. Первое положение о нем было утверждено решением городского Совета народных депутатов (малый Совет) от 24 февраля 1993 г. № 24/5. Городской экологический фонд не наделялся статусом юридического лица, однако создавалось правление экологического фонда как орган управления и распоряжения его средствами. В Положении прямо не указывались полномочия территориального подразделения уполномоченного федерального органа исполнительной власти в части распоряжения средствами фонда (на тот момент это было Министерство экологии и природных ресурсов), однако говорилось о его ответственности за выделение средств не по назначению. Ответственность за нецелевое выделение средств возлагалась также на правление фонда. В новом Положении, утвержденном постановлением Главы г. Ростова-на-Дону от 3 апреля 1995 г.

№ 362 назывался дополнительный источник формирования городского экологического фонда - средства, полученные в виде платы за пользование природными ресурсами. При этом в Положении определялось, что эти средства полностью поступают в городской фонд и отчисления в областной и федеральный фонды из них не производятся.

Отсутствие должной федеральной регламентации правового положения экологических фондов приводила к ситуации, когда в одном и том же субъекте РФ на уровне местного самоуправления правовой статус фондов определялся по-разному. В г. Шахты той же Ростовской области, например, в связи с крайне низким уровнем сбора средств, поступающих в городской экологический фонд, распоряжением мэра от 26 июля 2000 г. № 1676 «О мерах по улучшению сбора средств в экологический фонд города» было принято решение об учреждении некоммерческой организации Природоохранный фонд «Шахты» во главе с правлением фонда как органа управления.

Третья модель экологических фондов не была связана ни с учреждением юридического лица - некоммерческой организации, ни с созданием специального органа, уполномоченного распоряжаться средствами фонда. Средства фонда аккумулировались на специальных счетах. Что же касается распоряжения средствами фонда, то здесь также не было единообразия.

В одних субъектах РФ, как например, в Ставропольском крае, бюджет фонда утверждался законом краевой Государственной Думы, администратором поступлений в фонд и исполнителем бюджета фонда выступало территориальное подразделение федерального органа исполнительной власти, поскольку собственного органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природопользования в крае до 2005 года не было. В Краснодарском крае бюджет фонда также утверждался законом, но распоряжение средствами осуществляли краевой и территориальные комитеты по охране окружающей среды.

В случае создания в субъектах РФ, а точнее, передачи органам местного самоуправления местных целевых средств при отсутствии специального органа управления фондом распоряжение средствами осуществляли главы администраций на основе решений представительных органов местного

самоуправления и под их контролем. Такой порядок, например, был закреплен в решении Ставропольской городской Думы от 25 ноября 1998 г. № 196 «О городском внебюджетном экологическом фонде».

Были и субъекты РФ, в которых местные фонды не формировались, все средства аккумулировались на уровне самого субъекта РФ. Примером может служить Республика Татарстан, где был создан единый республиканский экологический фонд.

Таким образом, отсутствие на федеральном уровне унифицированной организационноправовой модели экологических фондов порождало многообразие форм практической реализации указанного института.

Разнообразие внешних форм экологических фондов влияло на эффективность их функционирования.

Цели, на которые расходовались средства экологических фондов, были предметом внимания контрольно-надзорных органов.

Проверки осуществлялись: ревизионными комиссиями (в том случае, если это предусматривалось региональным законодательством, как, например, в Москве); органами исполнительной власти субъектов РФ (например, в Краснодарском крае, Ставропольском крае); органами местного самоуправления; органами прокуратуры.

Несмотря на то, что фонды существовали с 1992 года, массовые прокурорские проверки приходятся на конец 90-х годов, а именно в 1997-1998 годах с участием представителей контрольно-ревизионного управления Министерства финансов РФ и представителей соответствующих органов субъектов РФ. Итогом проверки стало письмо Генеральной прокуратуры РФ от 17 марта 1997 г. на имя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ, где обобщались выявленные недостатки, носившие по существу типовой характер.

Основным недостатком в расходовании средств экологических фондов признавалось нецелевое, по мнению прокуратуры и органов финансового надзора, использование финансовых ресурсов. С этим утверждением можно согласиться отчасти. Именно отчасти, поскольку не всегда, на первый взгляд, нецелевое использование средств было таковым. Например, финансирование научной деятельности, проведение научных конференций, семинаров

по проблемам охраны окружающей среды при отсутствии федерального финансирования научных исследований способствовало развитию экологической науки, тем более, что определенная правовая регламентация научных исследований содержалась в ст. 77 Закона РСФСР «Об охране окружающей среды».

Премирование сотрудников органов экологического управления, если речь шла, например, о государственных инспекторах в области охраны окружающей среды, создавало мотивацию к добросовестному исполнению ими своих обязанностей, связанных с выявлением нарушений экологического законодательства.

Две основных причины лежали в основе нецелевого использования средств экологических фондов - это, как уже отмечалось, несовершенство федерального законодательства в части четкой и однозначной регламентации статей расходования средств экологических фондов и отсутствие должного контроля над расходованием этих средств.

В то же время, как представляется, экологические фонды сыграли положительную роль в природоохранной деятельности.

Во-первых, была создана система гарантированных финансовых поступлений в фонды и, если суммы, которые должны быть получены в виде штрафов и по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среды, не могли быть заранее известны, то платежи за негативное воздействие на окружающую среду могли заранее планироваться. Это позволяло планировать и финансирование природоохранной деятельности.

Во-вторых, придание финансовым ресурсам экологических фондов целевого характера в основном гарантировало их использование на природоохранные мероприятия.

В-третьих, не вызывало сомнение, что законодатель признавал за источниками поступлений в экологические фонды их компенсационный характер.

Наряду с экологическими фондами определенное время существовали и целевые внебюджетные фонды (затем, как и экологический фонд, они получили статус бюджетных фондов) воспроизводства отдельных природных ресурсов, как источники природоохранных мероприятий. Их можно назвать отраслевыми фондами, поскольку они, во-первых, формировались за счет отчисления от плате-

жей или дополнительных фискальных сборов за пользования отдельными природными объектами, и, во-вторых, расходовались по отраслевому принципу, причем цели расходования имели не только природоохранный, но и экономический характер. Последовательно создавались Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов, Фонд восстановления и охраны водных объектов, Фонд охраны озера Байкал.

Так, например, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы образовывался в том числе за счет части отчислений, производимых пользователями недр, осуществляющими добычу всех видов полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств, сборов за выдачу лицензий на право пользования недрами, добровольных взносов предприятий на осуществление единой технической политики проведения геологоразведочных работ. Средства фонда использовались не только на геологическое изучение недр, разведку месторождений, иные геолого-

разведочные работы, но и на выплату вознаграждений за открытие месторождений.

Положительным в создании указанных фондов являлось то, что они выступали дополнительным целевым источником природоохранной деятельности. В то же время полноценная нормативная правовая база, регулирующая отношения по формированию расходованию средств фондов отсутствовала. Исключение, пожалуй, составляли нормативные акты, касающиеся правовой регламентации Фонда воспроизводства минеральносырьевой базы. К слову сказать, несмотря на то, что этот фонд давно ликвидирован, некоторые нормативные акты, связанные с регламентацией его режима, до сих пор действуют.

Навасардова Элеонора Сергеевна, доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой экологического, земельного и трудового права Юридического института СКФУ, т.89624441007, [email protected]

Внебюджетные государственные фонды, источниками поступления средств которых являются средства предприятий, учреждений, организаций, граждан, а т.ж. иностранных юридических лиц и граждан в виде: платы за нормативные и сверхнормативные (лимитные и сверхлимитные) выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнения; сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения; средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции; полученных в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фонда в деятельности предприятий и иных юридических лиц; инвалютных поступлений от иностранных юридических лиц и граждан. Э.ф. образуют единую систему, объединяющую федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды. Размеры платы за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов, сумм, полученных по искам о возмещении вреда, и штрафов за экологические правонарушения установлены действующим законодательством. Штрафы налагаются в пределах компетенции специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации (в том числе органами в области охраны природы, санитарно-эпидемиологического надзора и др.). Конкретный размер налагаемого штрафа определяется органом, налагающим штраф, в зависимости от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда Расчет сумм по возмещению вреда производится в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния природного объекта с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

  • - биогеоценоза, основные материально-энергетические составляющие биогеоценоза; различают неживые компоненты и живые компоненты...

    Экологический словарь

  • - вытекающие из закона одностороннего потока энергии трофические структуры наземных экосистем в виде уменьшающихся по трофическим уровням количества энергий, биомассы и чисел особей...

    Экологический словарь

  • - сумма требований организма, популяции или вида к природной среде обитания; удовлетворяется в борьбе за существование...

    Экологический словарь

  • - совокупность естественных закономерностей, определяющих функционирование популяций, экосистем; реакция организмов на стойкие изменения окружающей природной среды...

    Экологический словарь

  • - совокупность экологических характеристик вида, отличающих его от других таких же самостоятельных единиц...

    Экологический словарь

  • - совокупность средообразующих компонентов, обеспечивающая экологическое равновесие в природе...

    Экологический словарь

  • - см. Фонды экологические...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - См. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ...

    Словарь бизнес терминов

  • - Система внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющая федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды...

    Словарь бизнес терминов

  • Словарь юридических терминов

  • - внебюджетные государственные фонды, источниками поступления средств которых являются средства предприятий, учреждений, организаций, граждан, а т.ж. иностранных юридических лиц и граждан в виде: платы за...
  • - институт Особенной части российского уголовного законодательства, предусмотренный гл. 26 УК РФ. Данный институт относится к субинституту "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка"...

    Словарь-справочник уголовного права

  • - система внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющая федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды...

    Экологический словарь

  • - общественно опасное деяние, посягающее на установленный специальным законом режим пользования природных ресурсов, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и причиняющее вред окружающей...

    Большой экономический словарь

  • - ...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - внебюджетные государственные фонды, создающиеся для решения неотложных природоохранительных задач, восстановления природной среды, компенсации причиненного вреда и других природоохранительных задач. Образуют...

    Большой юридический словарь

"ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ" в книгах

11.3. Экологические факторы

автора

2.1. Экологические факторы

Из книги Общая экология автора Чернова Нина Михайловна

11.3. Экологические факторы

Из книги Антропология и концепции биологии автора Курчанов Николай Анатольевич

11.3. Экологические факторы Факторы, которые обусловливают существование организмов в условиях данной среды, получили название экологических факторов. Они определяются как внешними условиями данной среды, так и влиянием других организмов, существующих в

2.1. Экологические факторы

Из книги Общая экология автора Чернова Нина Михайловна

2.1. Экологические факторы Среда обитания – это та часть природы, которая окружает живой организм и с которой он непосредственно взаимодействует. Составные части и свойства среды многообразны и изменчивы. Любое живое существо живет в сложном, меняющемся мире, постоянно

3.4/ Экологические общины

Из книги Параллельные общества [Две тысячи лет добровольных сегрегаций - от секты ессеев до анархистских сквотов] автора Михалыч Сергей

3.4/ Экологические общины В гораздо более рациональном и травоядном варианте идеологию «автономных общин как единственного способа пережить близкий конец света» исповедуют многие «глубинные экологи», создающие альтернативные поселения в Европе и США. Их логика такова:

69. Оборотные средства предприятия: оборотные производственные фонды и фонды обращения

Из книги Бухгалтерский управленческий учет. Шпаргалки автора Зарицкий Александр Евгеньевич

69. Оборотные средства предприятия: оборотные производственные фонды и фонды обращения Денежные средства, вложенные в оборотные производственные фонды и фонды обращения, называются оборотными средствами и представляют собой оборотный капитал предприятия. Оборотные

10.3. Достоинства и недостатки инвестирования в паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления

Из книги Личные деньги: Антикризисная книга автора Пятенко Сергей

10.3. Достоинства и недостатки инвестирования в паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления Чем толще мешок с деньгами, тем туже он завязан. Ю. Рыбников, писатель-сатирик Частный инвестор, напуганный известными событиями в период «свинки» 90-х годов,

Фонды предприятий. Основные и оборотные фонды.

Из книги Политическая экономия автора Островитянов Константин Васильевич

Фонды предприятий. Основные и оборотные фонды. Выделенные государственным предприятиям средства - материальные и денежные,- представляющие собой всенародную собственность, образуют его фонды.Хотя средства производства государственных предприятий в СССР, как было

Из книги На старт, внимание...резюме! автора Андреева Ника

Грантообразующие фонды и организации Фонды (название на русском языке)

Из книги На старт, внимание… резюме! автора Андреева Ника

Грантообразующие фонды и организации Фонды (название на русском языке) Американский благотворительный фонд поддержки информатизации образования и науки. Кауффман-фонд. Конкурсный центр фундаментального естествознания. Международный благотворительный научный

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ БЕДСТВИЯ

Из книги 100 знаменитых катастроф автора Скляренко Валентина Марковна

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ БЕДСТВИЯ

Экологические мифы

Из книги Полная энциклопедия наших заблуждений автора Мазуркевич Сергей Александрович

Экологические мифы Биологические методы борьбы с вредителямиПринято считать, что биологические методы борьбы с вредителями садов, полей и огородов, - это достижение XX века. На самом деле это не так. За 300 лет до нашей эры, а может быть, и раньше, в Китае уже использовали

16. Экологические кризисы и экологические ситуации

Из книги Экология автора Зубанова Светлана Геннадиевна

16. Экологические кризисы и экологические ситуации Человек и другие существа живут в среде, которая является результатом действия антропогенных факторов. Она отлична от той среды, которая рассмат-ривалается в общей экологии. Зримое изменение человеком среды началось с

Из книги Федеральный закон РФ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан " автора России Законодательство

Статья 11. Фонды взаимного кредитования и фонды проката 1. Садоводы, огородники и дачники вправе создавать фонды взаимного кредитования, фонды проката, иные фонды в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.2. Фонды взаимного кредитования

Экологические поселения, функционирующие, как экологические лечебные и оздоравливающие системы

Из книги Золотые правила естественной медицины автора Оганян Марва

Экологические поселения, функционирующие, как экологические лечебные и оздоравливающие системы Для многих людей на разных континентах планеты Земля становится очевидной та истина, что дальнейшее развитие техногенной и технократической цивилизации становится

Конспект по экологии

Важной составной частью экономического механизма природопользования и экологизации экономики призваны быть экологические финансовые фонды. В соответствии с Законом об охране окружающей природной среды в Российской Федерации создана система внебюджетных государственных экологических фондов. Их образование дает возможность осуществлять дополнительные мероприятия по охране окружающей среды сверх ассигнований, предусмотренных на эти цели в государственном бюджете.

Федеральный и региональные экологические фонды образуются из средств, поступающих от предприятий, учреждений, организаций и граждан. Главным источником фондов является совокупность платежей, рассмотренная выше. Основные поступления обеспечиваются платой за загрязнение природной среды. Кроме этого определенная часть фондов складывается из:

  • средств, полученных в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам и от долевого использования собственных средств фонда в деятельности предприятий и других юридических лиц;
  • сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения, а также сумм от реализации конфискованных орудий незаконного промысла и добытой с их помощью продукции;
  • доходов от промыслов, индивидуальной и кооперативной трудовой деятельности, использования рекреационных мероприятий, а также доходов от размещения природоохранных займов, лотерей, выставок и других коммерческих мероприятий;
  • добровольных взносов предприятий, учреждений, общественных организаций и граждан.

Средства экологических фондов согласно Закону об охране окружающей природной среды распределяются следующим образом: 60 % – на реализацию природоохранных мер местного значения; 30 % – на природоохранные; нужды краев и областей; 10 % – на федеральные нужды.

Особую группу составляют фонды экологического страхования, или фонды экологической безопасности, создаваемые государственными или частными финансовыми органами для оказания помощи и компенсационных выплат предприятиям, учреждениям и гражданам, на случаи причинения серьезного ущерба изменениями в окружающей среде, которые квалифицируются как экологические кризисные ситуации, экологические катастрофы или экологическое бедствие. В индустриально развитых странах экологическое страхование широко применяется в сферах деятельности, являющихся источниками повышенного экологического риска. Подобные предприятия илифирмы обязаны иметь собственные страховые фонды экологической безопасности.

В Российской Федерации порядок экологического страхования не определен, хотя в Законе об охране окружающей природной среды упоминается «добровольное и обязательное государственное экологическое страхование на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф». Прежняя практика вообще не предусматривала такой формы страхования и компенсаций за счет средств ведомств или предприятий, являющихся источниками экологической опасности. Последствия всех крупных аварий в нашей стране покрьваются из бюджета, т.е. оплачиваются самим населением.

Осознание важности экономических стимулов защиты природной среды и экологизацки хозяйственной деятельности, острота экологических проблем во многих странах привели к образованию ряда международных экологических фондов, поддерживающих различные международные, региональные и национальные программы по охране природы, экологическому образованию, обмену экологической информацией и т.п. К ним относятся Всемирный фонд охраны природы; Фонд Центра за наше общее будущее (1989); Фонд глобального экосодействия, учрежденный в 1990 г. Программой развития ООН, Всемирным банком и ЮНЕП; Фонд Совета Земли (1993) и некоторые другие фонды.

Например, Фонд компенсации ущерба, нанесенного нарушением свойств окружающей среды и природных ресурсов может использовать свои средства на рекультивацию земель, на очистку водоемов, на восстановление флоры и фауны.

Фонд проведения единой научно-технической политики в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов

  • на перспективные научные направления;
  • на создание новых ресурсосберегащих и экологичных технологий;
  • на разработку и производство высокоэкологичных и ресурсосберегающих машин и оборудования;
  • на создание мощных природоохранных сооружений и устройств;
  • на разработку и производство усовершенствованных технических методов и средств контроля за состоянием среды;
  • на практическое переоснащение сетей контроля за состоянием природной среды и развитие системы экологического мониторинга;
  • на осуществление мер по вторичному использованию отходов.
Фонд материального поощрения за эффективную природоохранную и ресурсосберегаюшую деятельность может использовать свои средства:
  • на осуществление местных социально-экологических программ;
  • на премии за досрочный и качественный ввод в эксплуатацию природоохранных объектов и средств;
  • на премии работникам предприятий и контрольных служб за уменьшение природоемкости производства.