Саммит Шелкового пути пройдет 14-15 мая в Пекине. Участие в нем подтвердили главы государств и правительств 30 стран, а также руководители ряда международных организаций — ООН, МВФ, Всемирного банка и ВТО.

По словам помощника президента РФ Юрия Ушакова, российский президент на форуме «Один пояс — один путь» в Пекине предложит инициативы по разработке рентабельных транспортных маршрутов.

«Наш президент вместе с председателем КНР и генеральным секретарем ООН выступит на церемонии открытия форума. Имеется в виду, что Владимир Владимирович представит российское видение перспектив экономического развития на евразийском континенте. Он предложит ряд конкретных инициатив по выстраиванию кратчайших рентабельных и эффективных транспортных маршрутов через территорию России и Евразийского экономического союза по доставке грузов на всем протяжении от Атлантики до Тихого океана», — сказал он.

В посольстве КНР в Москве «Газете.Ru» пояснили, что много путаницы в самом названии проекта нового Шелкового пути и форума, который состоится в Пекине. Это форум высокого уровня по международному сотрудничеству в рамках «Пояса и пути» (Экономический пояс Шелкового пути и Морской Шелковый путь XXI века). «Цель проекта — совместное построение «Пояса и пути», что позволит лучше использовать преимущества каждой страны-участницы и превратить экономическую взаимную дополняемость в новые драйверы развития не только для Китая, но и для мировой экономики», — пояснили «Газете.Ru».

Китай никому не навязывается

Проект может быть реализован только «на основе общих интересов и общей ответственности», уточняют в посольстве, добавляя, что Китай никому не навязывает участие в проекте.

Пока двусторонние договоры о сотрудничестве с Китаем подписали 40 государств, включая ключевые европейские страны, европейский рынок рассматривается китайскими властями как ключевой для экспортеров. Однако интерес к проекту высказывали и представители Аргентины, Филиппин и Шри-Ланки. Официальный Пекин дает понять, что в перспективе Шелковый путь может быть проложен не только в Европу, но и в страны Средней Азии и в Африку.

Китай предложил инициативу «Экономического пояса Шелкового пути» (ЭПШП) еще в 2013 году.

А в 2016 году общий объем торговли Китая со странами вдоль Шелкового пути уже составил $954 млрд, или 25,7% от общемирового объема торговли.

Самое сложное для России — эффективно вписаться в реализацию масштабного китайского проекта. Ушаков на брифинге в пятницу уточнил, что Путин как раз предложит инициативы по сопряжению разнообразных интеграционных процессов, идущих в Европе и Азии, на основе универсальных принципов и норм ВТО.

Первые шаги России в этом направлении были сделаны еще в мае 2015 года, когда было подписано совместное заявление о сотрудничестве по сопряжению Экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза. Председатель Си Цзиньпин и Владимир Путин обсуждали детали такого сопряжения не единожды, последний раз — на полях саммитов ШОС и БРИКС в Уфе. В настоящее время эксперты из МГУ и Академии общественных наук КНР готовят концепцию Большого евразийского партнерства.

Эта концепция подразумевает строительство высокоскоростной магистрали Москва - Пекин и газотранспортной магистрали «Сила Сибири». В Шелковый путь могут быть вписаны возможности БАМа и Транссиба, а также мощности Дальневосточного порта. Путин расскажет на форуме о преимуществах действующих в России транспортных коридоров, пояснил Ушаков.

«Практическим измерением стали, например, совместные инвестиции компаний двух стран в различные проекты.

В одной только в неэнергетической сфере уже реализуются проекты на сумму свыше $15 млрд.

Другим измерением являются переговоры по торгово-экономическому соглашению с Китаем. На форуме может быть дан новый импульс этим переговорам», — пояснил «Газете.Ru» федеральный чиновник, участвующий в пекинском форуме.

В состав российской делегации входят представители бизнеса — глава РЖД Олег Белозеров, глава «Роснефти» Игорь Сечин, председатель наблюдательного совета «Базового элемента» Олег Дерипаска, глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев, глава «Газпрома» Алексей Миллер, владелец Volga Group Геннадий Тимченко, глава компании НОВАТЭК Леонид Михельсон. Однако, как отметил Ушаков, Россия и Китай не планируют по итогам переговоров лидеров двух государств подписывать какие-либо крупные соглашения. Ушаков отметил, что такие соглашения планируется подписать позднее, в ходе визита в Россию Си Цзиньпина.

Однако в субботу, 13 мая, стало известно, что РФПИ, Российско-китайский инвестфонд, ряд ближневосточных инвестфондов и группа компаний «Ви Холдинг» договорились о совокупных инвестициях в проект развития территории бывшего аэродрома Тушино на северо-западе Москвы. Совокупные инвестиции в проект составят более 90 млрд рублей. Соответствующее соглашение было подписано 13-го числа в ходе визита Путина в КНР.

Даже если проект Шелкового пути не принесет для России реальной выгоды, Китай все равно останется ключевым экономическим партнером России. Сейчас доля КНР во внешнеторговом обороте России составляет 14%. По итогам 2016 года товарооборот вырос на 4%, до $66 млрд. По итогам первого квартала 2017 года товарооборот между Россией и Китаем вырос в долларовом эквиваленте на 29,3% ($18,5 млрд).

О том, что негативные тенденции в товарообороте двух стран преодолены, подтвердили и в МИД Китая. «В торговле с Россией мы восстанавливаем прежнюю динамику. Восстановление началось еще в первой половине прошлого года. Меняется сама структура импорта и экспорта», — говорит директор департамента стран Восточной Европы и Центральной Азии МИД КНР Гуй Цунюнь.

«Ранее по итогам визита вице-премьера Госсовета КНР Чжана Гаоли и его встречи с Путиным на 99% согласованы контракты на сумму $90 млрд», — сказал представитель МИД Китая.

Во время встречи с первым вице-премьером России Игорем Шуваловым на четвертом заседании российско-китайской межправкомиссии по инвестиционному сотрудничеству в апреле была одобрена идея создания двух фондов, которые будут заниматься инвестициями в российскую горнодобывающую и металлургическую отрасли, а также в инфраструктурные и девелоперские проекты. Готовятся контракты в сфере автомобиле- и авиастроения, космоса, металлургии.

Россия гонит в Китай нефть и газ

Впрочем, основой товарооборота остаются нефть и газ. По итогам прошлого года Россия вышла на первое место по объемам экспорта нефти в Китай (52,5 млн тонн), опередив Саудовскую Аравию.

Реализуется также проект строительства газопровода в КНР, предусматривающий ежегодные поставки 38 млрд кубов газа. С участием китайских партнеров продвигается проект «Ямал СПГ», продолжается строительство второй очереди из двух энергоблоков Тяньваньской АЭС.

Имеются договоренности о строительстве дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета и тяжелого гражданского вертолета. Есть шанс и на интерес китайцев к высокоскоростной магистрали Москва - Казань.

«Развитие китайской концепции Экономического пояса Шелкового пути сулит ряд выгод как для России, так и для ЕАЭС в целом», — считает Евгений Винокуров, директор Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития.

Один из экономических эффектов может быть достигнут в результате роста грузоперевозок по оси Китай - Европа, полагает эксперт. Потенциал трансъевразийского транзита можно оценить в 4% от перевозок, идущих сейчас по морю.

По его словам, речь идет о премиальных высокомаржинальных грузах.

Развитие транспортных коридоров, проходящих через Россию, полезно для повышения связанности внутренних регионов России - Урала и Сибири. Если транспортные меридианы получат развитие на территории России, от этого выиграют и Китай, и Евразийский союз, и даже страны Центральной Азии.

У китайского мегапроекта имеется и оборотная сторона. Невыгодная для России. Когда проект Шелкового пути наберет обороты, он создаст проблемы для российского бизнеса. Ему придется еще жестче конкурировать с китайскими товарами — в России, на евразийском рынке и лояльных нам ранках Центральной Азии и Северной Африки.

В итоге китайские партнеры станут конкурентами.

С такой постановкой вопроса категорически не согласен посол России в КНР Андрей Денисов. «Конкуренции я не заметил. Наоборот, Россия и Китай — крупные партнеры, и нам необходимо задействовать наши преимущества», — сообщил посол «Газете.Ru» на брифинге в Пекине.

Китай на протяжении последних лет безуспешно выстраивал маршрут в обход России, и, похоже, пришел к выводу, что без России "Шелковый путь" не состоится. 14-15 мая 2017 года в Пекине состоится саммит Шелкового пути, куда пригласили президента России. Как отмечают эксперты RT, Владимир Путин станет главным гостем саммита.

Стратегии "Один пояс — один путь" является создание транспортно-логистической системы, связывающей Китай со странами Евразийского континента.

"Морской Шелковый путь XXI в." - большая часть грузов доставляется из КНР по морю через Суэцкий канал и Средиземное море. Сегодня это относительно недорогой путь, но слишком долгий. Например, до портов Санкт-Петербурга морской контейнеровоз идёт примерно 30-40 дней.

"Экономический пояс Шелкового пути" - сухопутный путь с которыми возникли сложности. Пока на сухопутные перевозки приходится лишь 6% грузов, следующих из Китая, причём большая их часть транспортируется по Транссибирской магистрали.

Мощности Трансиба хватает для перевозки огромного количества грузов. Но есть проблемы. Например, железнодорожная колея. Еще со времен царя Николая Первого железнодорожная колея в России (1520 мм) не совпадает с европейской (1435 мм) и как следствие - с китайской.


Раньше вагоны фактически переставляли с одной платформы на другую. Потери были несущественными - около 2 часов на 16-18 вагонов. Сейчас в РЖД создали специальные платформы нового поколения с автоматическим изменением ширины колесных пар на скорости до 60 км/ч. С ними временные потери нивелировались.

Транссиб нуждается в инвестициях и модернизации.

"Россия рассчитывает на инвестиции в развитие российской инфраструктуры, в том числе транспортных систем, это основа экономической составляющей Шёлкового пути. Но получать эти инвестиции придётся на конкурсной основе, нужна будет напряжённая совместная работа, — отметил главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Владимир Петровский. — Подключение к Шёлковому пути — это шанс для России качественно улучшить инфраструктуру, в том числе транспортную".

Сухопутные схемы
Первый и самый рискованный маршрут должен был пройти через Афганистан, Ирак, Иран и Турцию. Но война в Сирии и ДАИШ помешали реализации плана. Возможно, потом Китай и вернется к этому варианту.

Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) — должен был пройти через Казахстан, Азербайджан, Грузию и Турцию. Но наличие двух морских переправ через Каспийское и Чёрное море затрудняет прохождение грузов. Две недели - это минимум, а любой шторм может затянуть сроки прохождения груза.

Третий путь в обход России — через Казахстан, Азербайджан, Грузию и Украину. Проблемы возникли те же, что и у проекта ТМТМ - морские переправы. Пробный поезд без груза прошел путь за 15 дней за счет отсутствия таможенных проверок.

Четвертый вариант - "российский" маршрут через Казахстан, Россию, Белоруссию и Польшу. Состав, нагруженный китайскими товарами прибыл в Лондон 18 января 2017 года, преодолев 12 тыс. километров за 18 суток без каких-либо проблем. Членство Казахстана, России и Белоруссии в ЕАЭС помогли сэкономить время на транзите товаров через границы. На пути нет морских переправ или горных хребтов.

Россия, и Китай заинтересованы в сотрудничестве - в совмещении проектов Шелкового пути и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В перспективе процесс сотрудничества ЕАЭС и Шелкового пути может стать основой для формирования Большого евразийского партнерства с участием Шанхайской организации сотрудничества и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии.

Российский президент может принять участие в саммите Шёлкового пути, который состоится 14-15 мая нынешнего года в Пекине. Как сообщил прессе российский посол в Китае Андрей Денисов, Владимир Путин уже получил приглашение от председателя КНР Си Цзиньпина.

Владимир Путин, предположительно, примет участие в форуме, находясь с рабочим визитом в Пекине. Саммит станет составной частью стратегии «Один пояс — один путь», провозглашённой Си Цзиньпином в 2013 году и включающей в себя создание «Экономического пояса Шёлкового пути» и «Морского Шёлкового пути XXI в.» Основной целью проекта является создание транспортно-логистической системы, связывающей Китай со странами Евразийского континента. Как отмечают эксперты, российский лидер станет главным гостем майского саммита в Пекине.

Сегодня большая часть грузов доставляется из КНР по морю: это относительно недорого, но долго, во всяком случае, до запуска Северного морского пути. Например, до портов Санкт-Петербурга морской контейнеровоз идёт примерно 30-40 дней.

На протяжении последних лет Пекин вёл переговоры с рядом государств — потенциальных участников проекта, нащупывая наиболее перспективные маршруты для сухопутного торгового пути. Пока на сухопутные перевозки приходится лишь 6% грузов, следующих из Китая, причём большая их часть транспортируется по Транссибирской магистрали.

Несмотря на то что Россия и Китай являются стратегическими партнёрами, Пекин активно тестирует альтернативные торгово-транспортные пути, пролегающие в обход РФ. Эта тактика объясняется стремлением диверсифицировать маршруты транспортировок.

Также Китай рассчитывает простимулировать развитие своих западных областей, которые получат прямой доступ на рынки стран-транзитёров.

Схемы пути

Первый и самый рискованный маршрут должен был пройти через Афганистан, Ирак, Иран и Турцию. Однако эти планы китайского руководства расстроила экспансия «Исламского государства»*, распространившегося в 2014 году за пределы Сирии. Не исключено, что Пекин вернётся в будущем к созданию ближневосточной ветви Шёлкового пути, но для этого в регионе сначала должна быть подавлена террористическая активность.

Ещё одна нитка торгового пути — Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ, ещё одно название — Шёлковый ветер) — должна была протянуться через Казахстан, Азербайджан, Грузию и Турцию.

Главным недостатком маршрута является наличие двух морских переправ — через Каспийское и Чёрное море. Для оптимизации перемещения строится железная дорога Баку — Тбилиси — Карс, запуск которой позволит отказаться от паромной переправы через Чёрное море. Но даже одна переправа через Каспийское море может сильно затруднить прохождение грузов. По самым обнадёживающим оценкам, путь по маршруту «Шёлковый ветер» может занять около двух недель, однако любой шторм на Каспии способен растянуть эти сроки.

Третий путь пролегает также в обход России — через Казахстан, Азербайджан, Грузию и Украину.

В январе прошлого года пробный состав был направлен из порта Черноморска (Одесская область) в Китай. Заместитель министра инфраструктуры Украины Владимир Омелян оценил продолжительность маршрута в 10-12 дней (чиновник даже допустил в перспективе сокращение транзитного срока до 9 дней), но поезд шёл в КНР 15 дней, переправившись на паромах через Каспийское и Чёрное море. И это при том, что пробный состав выехал из Черноморска без груза для более быстрого прохождения пограничных процедур.

Ещё один украинский состав, отправленный украинскими властями в Китай в начале 2016 года, попросту потерялся на территории Казахстана. По информации СМИ, состав был задержан в Карагандинской области из-за неуплаты транзитных пошлин.

В результате наиболее успешным стал «российский» маршрут: Казахстан — Россия — Белоруссия — Польша.

Состав, нагруженный китайскими товарами, проехал по европейской территории и прибыл в Лондон 18 января 2017 года, преодолев 12 тыс. километров за 18 суток без каких-либо накладок. Успех этого направления был вполне предсказуем. На маршруте нет морских переправ или горных хребтов, оптимален он и с точки зрения военно-политических рисков — государства, по которым он пролегает, не подвержены политическим катаклизмам. Ещё одним преимуществом является членство Казахстана, России и Белоруссии в ЕАЭС: единые таможенные правила облегчают транзит товаров через границы.

«Альтернативные маршруты оказались не очень окупаемыми, в этом случае большим вопросом остаётся то, какие товары поедут в составах обратно в Китай. Это необходимо для экономической загрузки транспортных магистралей. В этом смысле возможности российского направления могут показаться более привлекательными, например, можно говорить о поставках сырья в КНР», — отметил в интервью RT главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Владимир Петровский.

Проблемные точки

Однако в торгово-экономическом взаимодействии РФ и КНР существуют проблемы. Даже с учётом всех преимуществ этого сотрудничества многие вопросы ещё требуют решения — и не в последнюю очередь с российской стороны. В частности, эксперты отмечают недочёты в российской транспортной инфраструктуре. Построенная ещё при Николае II Транссибирская магистраль до сих пор остаётся основным транспортным хабом, связывающим восточную и западную части России. Магистраль до упора загружена внутренними перевозками и в своём нынешнем состоянии выдержать увеличение транзитного потока из Китая просто не сможет.

«Россия должна проделать очень серьёзную «домашнюю работу», в частности, необходимо модернизировать и БАМ, и Транссиб, сейчас есть проблемы с безопасностью и скоростью передвижения грузов, — считает Петровский. — Ещё один важный аспект — готовность российской стороны участвовать в проекте сопряжения в законодательной области. Как пример: проект «Евразийская транспортная магистраль», которая должна пройти через Оренбургскую область и Урал на Запад. Китай уже построил свою часть пути, а с российской стороны движения нет из-за несовершенства правовых норм о государственно-частном партнёрстве на период более 10 лет. Это уже вопрос стратегического планирования, ещё очень многое предстоит сделать».

Схожей точки зрения придерживается и директор Координационного центра Международного конгресса промышленников и предпринимателей «Экономический пояс Шёлкового пути» Владимир Ремыга.

«Средняя скорость продвижения составов по Транссибу — 11,7 км/ч., это скорость велосипедиста. Магистраль перегружена, на ней много участков, где движение тормозится», — отметил эксперт в интервью RT.

Транссиб нуждается в инвестициях и модернизации, но Пекин может сделать ставку на другой маршрут: уже построена высокоскоростная магистраль до границы с Казахстаном, в этом году будет введена в эксплуатацию вторая её часть, идущая по казахстанской территории.

Однако, несмотря на все трудности, и Россия, и Китай заинтересованы в сотрудничестве — речь идёт не только о транзитной магистрали, а о всеобъемлющем совмещении проектов Шёлкового пути и Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Для Пекина сотрудничество с ЕАЭС означает выход Шёлкового пути на принципиально новый уровень. А Москва, со своей стороны, заинтересована в инвестициях в свою инфраструктуру.

«Россия рассчитывает на инвестиции в развитие российской инфраструктуры, в том числе транспортных систем, это основа экономической составляющей Шёлкового пути. Но получать эти инвестиции придётся на конкурсной основе, нужна будет напряжённая совместная работа, — отметил Владимир Петровский. — Подключение к Шёлковому пути — это шанс для России качественно улучшить инфраструктуру, в том числе транспортную».

Единая философия

Кроме того, Москва рассчитывает вовлечь Китай в свои интеграционные проекты, масштаб которых не уступает китайскому плану «Один пояс — один путь».

  • Reuters

В мае 2015 года президент России и председатель КНР подписали совместное заявление о сотрудничестве в рамках Евразийского экономического союза и трансевразийского торгово-инфраструктурного проекта экономического пояса Шёлковый путь. Как пояснил помощник президента РФ Юрий Ушаков, целью сопряжения интеграционных проектов является «построение общего экономического пространства на всём Евразийском континенте».

Как пояснил Владимир Путин осенью 2016 года в интервью РИА Новости, в перспективе процесс сотрудничества ЕАЭС и Шёлкового пути может стать основой для формирования Большого евразийского партнёрства с участием Шанхайской организации сотрудничества и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии.

«Эта инициатива (по совмещению ЕАЭС и Шёлкового пути. RT .) предполагает новые подходы к формированию мирового экономического порядка, в этом заключается её сила и философия. Она заметно отличается от американских проектов, таких как Транстихоокеанское и Трансатлантическое партнёрство, где есть один лидер — США. А проекты Москвы и Пекина основываются на принципах равенства, базовый принцип — обоюдная выгода всех участников. Можно сказать, что у ЕАЭС и Шёлкового пути одна философия, и они могут дополнить друг друга», — подчеркнул Владимир Ремыга.

* «Исламское государство» террористическая групптровка, запрещённая на территории России.

Президент Эрдоган, который готовится провести несколько встреч подряд с мировыми лидерами, беспрецедентным до настоящего времени образом за шесть дней совершит настоящее мировое турне. Сегодня Эрдоган отправляется в Китай.

После Китая Эрдоган полетит в противоположном направлении в Америку, и этот полет продлится 13,5 часа.

Так, мировое турне президента начнется путешествием на восток, а закончится прибытием в Турцию с запада спустя шесть дней.

Сегодня президенту предстоит десятичасовой перелет в Пекин. В первую очередь Эрдоган примет участие в форуме «Пояс и путь», который состоится 13-15 мая в китайской столице. Наряду с генеральным секретарем ООН, главами Всемирного банка и Международного валютного фонда в форуме примут участие главы государств и правительств из 28 стран и более 250 министров.

На этом мероприятии, нацеленном на наращивание экономического сотрудничества между Дальним Востоком и Европой, на передний план выйдут вопросы энергетики и транспортных коммуникаций.

На форуме на тему «Пояс и путь: сотрудничество во имя всеобщего процветания» будут рассмотрены вопросы, связанные с инфраструктурой, транспортными коммуникациями, экономическим сотрудничеством, торговлей, привлечением инвестиций в промышленное производство, энергетикой и энергоресурсами, финансовой поддержкой, коммуникацией между народами, защитой окружающей среды, сотрудничеством в области морского судоходства.

Контекст

Эрдоган ушел от Путина, чтобы поговорить с Трампом

Haqqin.az 05.05.2017

Путин и Эрдоган за зоны деэскалации в Сирии

Le Monde 04.05.2017

Эрдоган у Путина: вместе, но врозь

Frankfurter Allgemeine Zeitung 04.05.2017 Эрдоган встретится с Путиным

На полях этого форума Эрдоган проведет также трехстороннюю встречу с президентом России Владимиром Путиным и главой Китая Си Цзиньпином.

Не прошло и 15 дней, как Эрдоган снова встретится лицом к лицу с Владимиром Путиным.

Главной повесткой дня саммита станут последние события в Сирии и борьба с терроризмом.

Эрдоган намерен обратиться к мировым лидерам, выступив с речью 14 мая на заседании «Диалог на высоком уровне» в рамках форума «Пояс и путь: во имя международного сотрудничества», а также 15 мая за круглым столом лидеров. Эрдоган помимо этого проведет двусторонние переговоры с главами государств и правительств, которые примут участие в форуме. На этих переговорах тоже главной темой будут Сирия и развитие двусторонних отношений.

После Китая — США

Второй этап мирового турне Эрдогана начнется 15 мая с перелетом из Пекина в Вашингтон. Время в пути составит 13,5 часа. Если Эрдоган сможет покинуть Пекин вечером 15 мая около 18.00, то он приземлится в Вашингтоне опять же вечером 15 мая, примерно в 20.30. И из-за разницы во времени путь как бы продлится 2,5 часа.

Напомним, что время в Пекине на пять часов опережает турецкое, а Вашингтон отстает от Анкары на семь часов.


Первая личная встреча с Трампом

16 мая Эрдоган встретится с президентом США Дональдом Трампом в Белом доме. Это будет первая личная встреча двух лидеров.

Главной повесткой дня переговоров с глазу на глаз и с участием делегаций будут Сирия, Партия «Демократический союз» (PYD), террористическая организация FETÖ Фетхуллаха Гюлена (Fethullah Gülen), выдача Гюлена, Ирак и борьба с терроризмом.
Кроме того, в ходе своего визита в США Эрдоган также встретится с представителями неправительственных организаций, исследовательских центров и бизнеса.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Транспортная артерия с Востока на Запад, из Китая в Западную Европу, самый грандиозный проект в области транспорта последних десятилетий. Всё это - про «Новый шёлковый путь».

В сентябре 2013 Глава КНР Си Цзиньпин предложил новую идею этого амбициозного проекта под названием «Один пояс - один путь». Суть идеи состоит в объединении транспортной инфраструктуры Евразии в единую и целостную систему, по которой Китай сможет беспрепятственно экспортировать и импортировать товары (промтовары, изделия лёгкой промышленности, природные ресурсы и т.д) в Евросоюз и другие страны континента.

Что же это означает в практическом плане? Китай занимается строительством различных объектов инфраструктуры в области транспорта, а именно железными дорогами, автомагистралями, портами и трубопроводами.

В результате реализации этого проекта транспортная система КНР должна получить «точки соприкосновения» с транспортными системами западных стран, в первую очередь стран Евросоюза и, возможно, Объединённого Королевства, что позволит Китаю увеличить товарооборот со своими потребителями из этого региона. А это - дополнительный доход для китайской экономики. Это огромные рынки, куда Китай, по мнению ряда экспертов, намеренно не приглашали долгое время.

Что сделано и что будет сделано в будущем? Пока что китайское руководство в первую очередь занимается дипломатическими переговорами с целым рядом стран, включая Россию и Казахстан.

Для нужд проекта был создан инвестфонд Silk Road Company, имеющий в своём распоряжении 40 млрд долларов. В будущем китайское руководство ожидает поддержки ряда европейских и исламских стран в области финансирования строительства некоторых объектов, которые смогут принести пользу не только для «Нового шёлкового пути», но и для инфраструктуры тех государств, на территории которых они и будут построены.

Главная часть проекта должна пройти по суше (железнодорожная). Она будет состоять из 3-х частей (коридоров). Северная часть железной дороги должна пройти через Россию, а южная и центральная - через Казахстан и другие страны региона. После соединения железных дорог Востока и Запада, планируется строительство и автомобильных магистралей.

Мнение: эксперты в области геополитики уверяют, что у нашей страны есть свои амбиции, и быть частью китайского проекта, китайского мира — для нас не столь важно (достаточно ). Но при это оба государства в поисках точек более плотного взаимодействия, поскольку появилась роль для России в , а для России Китай — выгодный инвестор.

Основная часть проекта - путь из Китая в Евросоюз через территорию Средней Азии. Его протяжённость должна составить около 6.500 километров. Маршрут этого пути таков: Китай-Казахстан-Узбекистан-Туркменистан-Иран-Ирак-Сирия-Турция-Евросоюз.

Морская же часть пути должна пройти вдоль берегов Китая, стран Юго-Восточной Азии, Индии и Египта, таким образом достигнув Средиземного моря через Суэцкий канал.

Что же насчёт реализации? Пока что главным достижением «Нового шёлкового пути» является открытие самого длинного железнодорожного (грузового) пути в мире - Харбин-Гамбург, которой проходит через территорию России (в феврале текущего года между Харбином и Екатеринбургом был открыт новый железнодорожный путь).

В целом проект может сыграть весьма позитивную роль для мировой экономики, в том числе российской и казахской, однако основная часть маршрута идёт в обход территории России, поэтому говорить о реальных результатах этого проекта пока рано.

Для экономики Казахстана одним из самых значимых проектов в реализации концепции этого проекта стало строительство железнодорожного пути протяжённостью 293 километра между Жетыгеном и Коргасом. Эта железная дорога уже стала частью магистрали Чунцинь-Дуйсбург.

Саммит Шёлкового пути в Китае 14–15 мая 2017

В Китай съезжаются лидеры 28 стран, среди них и президент России. В Пекине начинается международный саммит Один пояс ― один путь. На форуме встретятся представители 110 государств и 20 международных организаций. Китай впервые собирает столь представительное собрание в сфере экономики. Сим, делается заявка на международное экономическое лидерство.

По сообщениям прессы, Пекин намерен подписать два десятка соглашений со странами нового .

Россия не относится к странам Шёлкового пути, но пресса называет нашу страну главным союзником Китая.

Кроме Владимира Путина ожидают премьер-министра Пакистана — Наваза Шарифа, премьера Камбоджи — Хун Сена, премьер-министра Италии — Паоло Джентилони.

Интересно, что ранее частью шёлкового пути был Крым, пока Россия не давала публичных сигналов, что готова дать Китаю строить здесь свой порт. И в Европе далеко не все хотят видеть дешёвые китайские товары, которые с лёгкостью могут вытеснить местных производителей. Поговаривают о протекционизме. Впрочем, с опасением на возвышение Поднебесной смотрят и в США. Отдельный и очень сложный вопрос — взаимоотношения Китая с исламским миром.