• Социальные явления
  • Финансы и кризис
  • Стихии и погода
  • Наука и техника
  • Необычные явления
  • Мониторинг природы
  • Авторские разделы
  • Открываем историю
  • Экстремальный мир
  • Инфо-справка
  • Файловый архив
  • Дискуссии
  • Услуги
  • Инфофронт
  • Информация НФ ОКО
  • Экспорт RSS
  • Полезные ссылки




  • Важные темы

    В тусклом свете заполярного дня по заснеженной тундре пунктирной линией ползет колонна гусеничного транспорта: бронетранспортеры охраны, вездеходы с персоналом, цистерны с топливом и… четыре загадочные машины внушительных размеров, похожие на могучие железные гробы. Наверное, так или почти так выглядело бы путешествие мобильной атомной электростанции к Н-скому военному объекту, который стережет страну от вероятного противника в самом сердце ледяной пустыни…

    Корни этой истории уходят, разумеется, в эпоху атомной романтики - в середину 1950-х. В 1955 году Ефим Павлович Славский - один из корифеев атомной промышленности СССР, будущий глава Минсредмаша, прослуживший на этом посту от Никиты Сергеевича до Михаила Сергеевича, - посетил ленинградский Кировский завод. Именно в беседе с директором ЛКЗ И.М. Синевым впервые прозвучало предложение о разработке мобильной атомной электростанции, которая могла бы питать электроэнергией гражданские и военные объекты, расположенные в отдаленных районах Крайнего Севера и Сибири.

    Эскизный проект станции появился в 1957 году, а уже два года спустя было произведено специальное оборудование для постройки опытных образцов ТЭС-3 (транспортируемой электростанции).

    Одним из главных факторов, которые приходилось учитывать авторам проекта при выборе тех или иных инженерных решений, была, разумеется, безопасность. С этой точки зрения оптимальной была признана схема малогабаритного двухконтурного водо-водяного реактора. Вырабатываемое реактором тепло отбиралось водой под давлением 130 атм при температуре на входе в реактор 275°С и на выходе - 300°С. Через теплообменник тепло передавалось рабочему телу, в качестве которого также выступала вода. Образовавшийся пар приводил в движение турбину генератора.

    Активная зона реактора была спроектирована в виде цилиндра высотой 600 и диаметром 660 мм. Внутри помещались 74 тепловыделяющие сборки. В качестве топливной композиции решили применить интерметаллид (химическое соединение металлов) UAl3, залитый силумином (SiAl). Сборки представляли собой два коаксиальных кольца с этой топливной композицией. Подобная схема была разработана специально для ТЭС-3.

    В 1960 году созданное энергетическое оборудование смонтировали на гусеничном шасси, позаимствованном у последнего советского тяжелого танка Т-10, который производился с середины 1950-х до середины 1960-х годов. Правда, для ПАЭС базу пришлось удлинить, так что энергосамоход (так стали называть вездеходы, перевозящие атомную электростанцию) имел десять катков против семи у танка.

    Мощность турбогенератора станции 1,5 тыс. кВт, однако три ее парогенератора могут давать пар давлением 20 ат и температурой 285°С в количестве, достаточном для получения мощности на валу турбины до 2 тыс. кВт. Конечно же как и любой ядерный реактор — реактор «ТЭС-3» «производил» огромное количество радиоактивного излучения, поэтому во время работы станции вокруг первых двух самоходов сооружался земляной вал, который защищал персонал от излучения.

    В августе 1960 года собранную ПАЭС доставили в Обнинск, на испытательную площадку Физико-энергетического института. Меньше чем через год, 7 июня 1961 года, реактор достиг критичности, а 13 октября состоялся энергетический пуск станции.

    Испытания продолжались до 1965 года, когда реактор отработал свою первую кампанию. Однако на этом история советской мобильной АЭС фактически закончилась. Дело в том, что параллельно знаменитый обнинский институт разрабатывал еще один проект в области малой атомной энергетики. Им стала плавучая АЭС «Север» с аналогичным реактором. Как и ТЭС-3, «Север» проектировался преимущественно для нужд энергообеспечения военных объектов. И вот в начале 1967 года Министерство обороны СССР решило отказаться от плавучей атомной станции. Заодно были остановлены работы и по наземной мобильной энергоустановке: ПАЭС была переведена в стояночный режим. В конце 1960-х появилась надежда на то, что детищу обнинских ученых все-таки найдется практическое применение. Предполагалось, что атомная станция могла бы использоваться в нефтедобыче в тех случаях, когда в нефтеносные слои требуется закачать большое количество горячей воды, чтобы поднять ископаемое сырье ближе к поверхности.

    Рассматривали, к примеру, возможность такого использования ПАЭС на скважинах в районе города Грозного. Но даже послужить кипятильником для нужд чеченских нефтяников станции не удалось. Хозяйственная эксплуатация ТЭС-3 была признана нецелесообразной, и в 1969 году энергоустановку пол-ностью законсервировали. Навсегда.

    Как это ни удивительно, но с кончиной обнинской ПАЭС история советских мобильных атомных электростанций не прекратилась. Другой проект, о котором несомненно стоит рассказать, представляет собой весьма курьезный пример советского энергетического долгостроя. Начало ему было положено еще в начале 1960-х, но некий осязаемый результат он принес лишь в горбачевскую эпоху и вскоре был «убит» резко усилившейся после чернобыльской катастрофы радиофобией. Речь идет о белорусском проекте «Памир 630Д».

    Мобильная АЭС «Памир» предназначалась для военных нужд — электроснабжения радаров ПВО в условиях, когда штатные системы питания будут уничтожены ракетным нападением. (Впрочем, как и большинство военной продукции, «Памир» имел второе — гражданское — назначение: использование в районах стихийных бедствий).

    Поэтому при относительно небольшой мощности реактора (0,6 МВт (эл.)) предъявлялись высокие требования к его компактности и — особенно — к надёжной системе охлаждения.

    После многолетних изысканий конструкторы создали для «Памира» уникальный газоохлаждаемый реактор на основе четырёхокиси азота, работающий по одноконтурной схеме. На одной загрузке топлива он мог работать до пяти лет.

    За экспериментами и испытаниями шли годы, и те, кто задумывал «Памир» в начале 1960-х годов, смогли увидеть свое детище в металле лишь в первой половине 1980-х.

    Как и в случае с ТЭС-3, белорусским конструкторам понадобилось несколько машин для размещения на них своей ПАЭС. Реакторный блок монтировался на трехосном полуприцепе МАЗ-9994 грузоподъемностью 65 т, в роли тягача для которого выступал МАЗ-796. Кроме реактора с биозащитой в этом блоке размещались система аварийного расхолаживания, шкаф распределительного устройства собственных нужд и два автономных дизель-генератора по 16 кВт. Такая же связка МАЗ-767 - МАЗ-994 везла на себе и турбогенераторный блок с оборудованием электростанции.

    Дополнительно в кузовах КРАЗов передвигались элементы системы автоматизированного управления защиты и контроля. Еще один такой грузовик перевозил вспомогательный энергоблок с двумя стокиловаттными дизель-генераторами. Итого пять машин.

    «Памир-630Д», как и ТЭС-3, был рассчитан на стационарную работу. По прибытии на место дислокации монтажные бригады устанавливали рядом реакторный и турбогенераторный блоки и соединяли их трубопроводами с герметичными сочленениями. Блоки управления и резервная энергоустановка ставились не ближе 150 м от реактора, чтобы обеспечить радиационную безопасность персонала. С реакторного и турбогенераторного блока снимали колеса (прицепы устанавливались на домкратах) и отвозили их в безопасную зону. Все это, конечно, в проекте, ибо реальность оказалась иной.

    Для увеличения нажмите на картинку

    Станция успешно прошла заводские испытания, и к 1986 году было изготовлено уже две АЭС «Памир». Но они не успели отправиться к местам службы. После Чернобыльской аварии, на волне антиядерных настроений в Белоруссии, проект был закрыт, а все восемь готовых трейлеров с оборудованием пошли «под нож».

      принятие неотложных мер по выполнению неотложных работ на объектах энергетики, теплосетей, по обеспечению топливом чттйктпостянтшй и котельных;

      создание резерва автономных источников энергоснабжения на объектах жизнеобеспечения населения и опасных производств.

    6. Безопасность газового хозяйства.

      жесткий контроль за соблюдением правил эксплуатации газового оборудования, проведением необходимых ремонтных-работ;

      запрещение заполнения из передвижных газонаполнительных установок газовых баллонов и обеспечение контроля за их техническим состоянием;

      производство приборов безопасности мри использовании газа в быту и на производстве,

      организация работы службы профилактики и контроля за использованием газа в жилых домах.

    7. Радиационная безопасность.

      проведение комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, профилактического, воспитательного, общеобразовательного и информационного характера;

      строгий контроль за реализацией государственными органами Республики Казахстан, общественными объединениями, физическими и юридическими лицами мероприятий по соблюдению норм и правил в области радиационной безопасности;

      осуществление радиационного мониторинга на всей территории республики, осуществление государственных программ ограничения облучения населения от источников ионизирующего излучения.

    8. Эксплуатационная надежность зданий и сооружений, предотвращение аварий.

    Обследование объектов;

    » принятие мер по переселению жильцов из аварийных и ветхих жилых домов;

    Обеспечение капитального ремонта жилья, школ и снос не подлежащих ремонту зданий.

    9. Безопасность функционирования транспорта.

      обеспечение надежности грузовых и пассажирских перевозок автомобильным, речным, морским, железнодорожным и авиационным транспортом;

      котроль за соблюдением правил перевозки опасных и разрядных

    Надлежащее содержание автомобильных дорог и их инженерных сооружений, проезжей части улиц населенных пунктов и технических средств регулирования дорожного движения;

    Высокая требовательность к качеству подготовки водителей транспортных средств.

    10. Сезонные чрезвычайные ситуации: весенние, предзимние и зимние.

    » проведение упреждающих мероприятий но защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера (заморозки, штормовые ветры, засуха, снежные бураны, метели и т.д.).

    11. Защита от селей и оползней, паводков и наводнений, состояние дамб, плотин, русел рек.

      обеспечение гарантированной безопасности населения, хозяйственных объектов от паводков, наводнений, снежных лавин, селей, оползней, обвалов, опасных атмосферных явлений и минимизации ущерба при их возникновении;

      своевременная и полная реализация комплекса мероприятий по защите хозяйственных объектов, населенных пунктов от наводнений в соответствии с разработанными областными программами,

      строительство противоселевых и других защитных сооружений согласно генеральных схем защиты;

      обеспечение эксплуатационной надежности существующих противоселевых комплексов и других защитных сооружений.

    12. Каспий: изменение уровня и нагонные явления.

      обеспечение надежной защиты населения и хозяйственных объектов от затопления и подтопления водами Каспийского моря;

      обеспечение устойчивого экономического состояния и развития Атырауской и Мангистауской областей;

      организация строительства жилья для переселяемого населения;

      консервация попадающих в зону затопления нефтяных скважин;

      обеспечение экологической безопасности моря и прилегающих территорий.

    13. Природные, техногенные и бытовые пожары; готовность к их тушению.

      выполнение профилактических мероприятии;

      соблюдение норм и правил безопасности;

      широкое внедрение технических средств пожаротушения;

      улучшение деятельности службы наблюдения за лесными пожарами.

    14. Противоэпидемические мероприятия.

      недопущение эпидемий инфекционных заболеваний и массовых отравлений людей;

      предупреждение завоза и распространения особо опасных и карантинных инфекций;

      введение и снятие карантинно-ограничителъных мер

    15. Совершенствование системы информирования, связи и оповещения.

      обеспечение устойчивого управления при предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

      своевременное оповещение и постоянное информирование населения, центральных и местных исполнительных органов воинских частей Гражданской обороны Республики Казахстан в случае угрозы или возникновения на территории республики стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также в особый период;

      совершенствование оперативной дежурной службы АЧС;

      модернизация технических средств оповещения, связи, автоматизации информирования,

      организация информационных потоков между органами управления Государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, а также районами бедствия.

    16. Создание аварийно-спасательных служб и формирований.

      обеспечение комплекса мер по подготовке и осуществлению первых действий по экстренному реагированию на чрезвычайные ситуации для своевременного проведения неотложных мероприятий АЧС и других органов управления при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

      техническое оснащение формирований и их обучение.

    17. Обучение руководителей, специалистов и населения; подготовка кадров; пропаганда знаний; работа со средствами массовой информации.

      обеспечение всеобщей подготовки населения, руководителей предприятий и организаций всех форм собственности, рабочих и служащих, учащихся и студентов, детей в дошкольных учреждениях к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций и установление контроля за их обучением;

      разработка и внедрение учебных программ и методик, учебных пособий по подготовке населения, специалистов, руководителей всех уровней к ЧС.

    18. Государственный и местные финансовые, материально- технические, продовольственные и медицинские резервы для чрезвычайных ситуаций.

    Создание необходимого количества и номенклатуры материально- технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов для жизнедеятельности населения, проведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ, нормального функционирования хозяйственных объектов при возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий (Резервы должны создаваться заблаговременно).

    19. Автоматизированная информационно-управляющая система в чрезвычайных ситуациях.

    Обеспечение автоматизации процессов управления и информационного обеспечения на всех уровнях (республиканском, областном, ведомственном и объектовом).

      накопление больших объемов информации (паспортов риска территорий и объектов хозяйствования, сведений о силах и средствах ГСЧС, превентивных и оперативных планов действий органов управления по предупреждению и действиям при ЧС и др.);

      оперативность представления полной информации о ЧС и принятие в сжатые сроки управленческих решений (на основе моделирования процессов развития ЧС) по ликвидации последствий.

    20. Планы действий центральных и местных исполнительных органов.

    Планы должны обеспечивать своевременные и адекватные действия в случае угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций.

    21. Целевые программы.

    Программы должны предусматривать комплексную, научно- обоснованную, эффективную и финансово обеспеченную реализацию мероприятий в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    22. Законодательная и нормативная база. Содержание:

    Необходимо выделить в происходящем процессе реформ законодательства сферу защиты населения и объектов хозяйствования от стихийных бедствий и катастроф в самостоятельную область правового регулирования, разработать ряд законодательных и нормативно- правовых актов для правового обеспечения Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    23. Организация научных исследований в области ЧС. Содержание:

      создание научных основ и методов предупреждения и ликвидации последствий ЧС;

      создание нормативно-технической базы для проведения защитных мероприятий;

      активизация работ по разработке научных основ и методов регионального и локального мониторинга динамики активности опасных стихийных явлений, информационных систем;

      создание банков данных и баз знаний по проблемам стихийных явлений;

      создание кадастра опасных стихийных явлений и очагов их формирования;

      изучение закономерности формирования и распространения опасных стихийных явлений и техногенных катастроф.

    24. Международное сотрудничество. Содержание:

    Предупреждение и ликвидация ЧС невозможна без тесного взаимодействия с международными организациями и странами- партнерами. Необходимо установить деловые контакты с зарубежными странами по проблемам защиты от стихийных бедствий, аварий и катастроф, организовать совместное сотрудничество по предупреждению и ликвидации природных и техногенных ЧС.

    25. Рыночная экономика и чрезвычайные ситуации: Содержание:

    Предупреждение ЧС и организация работ по ликвидации их последствий в рыночных условиях

    26. Меры военного характера.

    Подготовка ГО к функционированию в особый период (секретно).

    Заключение

    Настоящая программа по обеспечению жизнедеятельности населения и безопасности функционирования объектов хозяйствования Республики Казахстан должна явиться руководством в деятельности по этим вопросам.

    Руководящему составу необходимо взять ее за основу при разработке планов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определении ключевых показателей, обеспечивающих развитие и контроль функционирования объектов хозяйствования.

    Основные меры и мероприятия, направленные на сохранение и повышение устойчивости функционирования объектов

    Устойчивость функционирования объекта в чрезвычайных ситуациях — это способность объекта выполнять свои функции (планы, программы) в условиях возникновения чрез-
    вычайных ситуаций, применения противником средств поражения, террористических актов и восстанавливать нарушенное производство в минимально короткие сроки.

    Основные меры, осуществляемые в целях сохранения объектов

    Мероприятия гражданской обороны по повышению устойчивости функционирования объектов экономики


    Факторы, влияющие на устойчивость функционирования объекта экономики

    Устойчивость управления объектом

    Расстановка сил;
    . состояние пунктов управления;
    . надёжность узлов связи;
    . источники пополнения рабочей силы;
    . возможности взаимозаменяемости руководящего состава объекта.

    Устойчивость защиты производственного персонала объекта

    Количество сооружений, которые могут быть использованы для укрытия и их защитные свойства;
    . вместимость защитных сооружений (ЗС) с учётом возможного переуплотнения;
    . максимальное количество работников, которых потребуется укрыть;
    . количество недостающих мест в ЗС и других укрытиях;
    . наличие помещений в верхних этажах для укрытия от АХОВ, которые тяжелее воздуха (типа хлора);
    . возможность быстро вывести людей из цехов и других рабочих помещений в случае аварии на объекте или соседнем предприятии, а также по сигналу «Воздушная тревога!»;
    . коэффициенты ослабления радиации различными зданиями и сооружениями, в которых будут находится работники;
    . обеспеченность персонала и членов его семей средствами индивидуальной защиты;
    . состояние системы питьевого водоснабжения и возможности обеспечения продовольствием в чрезвычайных ситуациях;
    . наличие средств для оказания первой помощи пострадавшим;
    . готовность объекта к размещению и защите отдыхающих смен в загородной зоне.

    Устойчивость технологических процессов

    Специфика производства на время чрезвычайной ситуации (изменение технологии);
    . частичное прекращение производства (переключение на производство новой продукции и т.п.);
    . возможность замены энергоносителей;
    . возможность автономной работы отдельных станков, установок и цехов объекта;
    . запасы и места расположения АХОВ, легковоспламеняющихся жидкостей и горючих веществ;
    . способы безаварийной остановки производства в условиях чрезвычайной ситуации;
    . состояние систем газоснабжения.

    Устойчивость материально-технического обеспечения

    Устойчивость внешних и внутренних источников энергии;
    . устойчивость работы поставщиков сырья, комплектующих изделий;
    . наличие резервных, дублирующих и альтернативных источников снабжения.

    Устойчивость ремонтно-восстановительной службы объекта

    Наличие проектно-технической документации по вариантам восстановления;
    . обеспеченность рабочей силой и материальными ресурсами.

    Основные меры, осуществляемые в целях сохранения объектов экономики

    Основными мерами по сохранению объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, которые осуществля-ются в мирное время, являются: раз-работка научно-методических основ повышения устойчивости функциони-рования объектов экономики и инфра-структуры, обеспечивающих жизнедея-тельность населения в военное время; осуществление градостроительной де-ятельности размещение и застройка объектов экономики и инфраструктуры с соблюдением требований строитель-ных норм и правил и других утверждён-ных в установленном порядке норма-тивных актов по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характе-ра; заблаговременное выполнение комплекса организационных, инже-нерно-технических и других специаль-ных мероприятий, обеспечивающих своевременный перевод объектов на работу в условиях военного времени; обеспечение бесперебойного функ-ционирования лечебных учреждений и безаварийной остановки предприя-тий сигналами гражданской обороны; разработка и подготовка к реализации мероприятий по комплексной (свето-вой и другим видам) маскировке объ-ектов; разработка и проведение об-условленных особенностями объектов подготовительных работ (включая со-здание и оснащение необходимых фор-мирований гражданской обороны и их обучение) по обеспечению ликвидации по следствий поражения объектов сов-ременными средствами нападения и восстановление функционирования объектов; осуществление мероприятий по повышению устойчивости энерго- и водоснабжения, материально-техни-ческого и транспортного обеспечения объектов в военное время; осущест-вление мероприятий по инженерной и другим видам защиты персонала объ-ектов и его жизнеобеспечению.

    Мероприятия по световой и другим видам маскировки

    Световая маскировка городских и сель-ских поселений и объектов, входящих в зону светомаскировки, а также желез-нодорожного, воздушного, морского, автомобильного и речного транспорта производится в соответствии с требо-ваниями действующих норм проектиро-вания световой маскировки городских и сельских поселений, объектов эконо-мики и инфраструктуры, а также ведом-ственных инструкций по световой ма-скировке, разрабатываемых с учетом особенностей работы соответствующих видов транспорта и утверждаемых ми-нистерствами и ведомствами по согла-сованию с МЧС России. К мероприятиям по другим видам маскировки относятся: применение объектовых защитных комплексов, аэрозольных завес, ложных белей (ла-зерных, тепловых, радиолокационных), радиоэлектронных помех, зеленых на-саждений, маскировочных сетей.

    Мероприятия по защите систем и источников водоснабжения

    Вновь проектируемые и реконструируе-мые системы водоснабжения, питающие отдельные категорированные города или несколько городов, в числе которых имеются категорированные города и объекты особой важности, должны со-ответствовать требованиям действую-щих норм проектировании инженерно- технических мероприятий гражданской обороны. При этом указанные системы водоснабжения должны базировать-ся не менее чем на двух независимых источниках водоснабжения, один из которых следует предусматривать под-земным. При невозможности обеспече-ния питания системы водоснабжения от двух независимых источников допуска-ется снабжение водой из одного источ-ника с устройством двух групп головных сооружений, одна из которых должна располагаться вне зон возможных силь-ных разрушений. Для гарантированного обеспечения питьевой водой населения в случае выхода из строя всех головных сооружений или заражения источников водоснабжения следует иметь резерву-ары, обеспечивающие создание в них не менее 3-суточного запаса питьевой воды по норме не менее 10 литров в сут-ки на одного человека. Все существующие водозаборные скважины для водоснабжения город-ских и сельских поселений и промыш-ленных предприятий, включая вре-менно законсервированные, а также предназначенные для полива сельско-хозяйственных угодий, должны быть взяты на учет органами управления по делам гражданской обороны и чрез-вычайным ситуациям с одновремен-ным принятием мер по оборудованию их приспособлениями, позволяющими подавать воду на хозяйственно-питье-вые нужды путем разлива в передвиж-ную тару, а скважины с дебитом 5 л/с и более должны иметь, кроме того, устройства для забора воды из них по-жарными автомобилями.

    Повышение устойчивости систем энергоснабжения и газо-, теплоснабжения

    Основными мероприятиями по повы-шению устойчивости систем энерго-снабжения являются: строительство и эксплуатация электроэнергетических сооружений, линий электропередачи и подстанций в соответствии с требова-ниями нормативных актов по граждан-ской обороне; создание резервных ав-тономных источников электроэнергии широкого диапазона мощностей, которые в мирное время будут работать в районных электросистемах при пи-ковых режимах; создание на электро-станциях необходимого запаса топлива и подготовка тепловых электростанций для работы на резервных видах топли-ва; подготовка к приему в портовых городах электроэнергии от судовых электроустановок и подготовка берего-вых устройств для обеспечения приёма электроэнергии и передачи её транзи-том; учёт всех имеющихся дополнитель-ных (автономных) источников электро-снабжения (объектовые, резервные районные, пиковые и т.п.) в целях обеспечения участков производств, работа на которых по технологическим условиям не может быть прекращена при нарушении централизованного электроснабжения, а также объектов первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения: изготов-ление необходимого оборудования и приспособлений для подключения ука-занных источников к сетям объектов; закольцевание распределительной электрической сети и прокладка линий электропередачи по различным трас-сам с подключением сети к нескольким источникам электроснабжения.

    Мероприятия по защите продовольствия, пищевого сырья и фуража, сельскохозяйственных животных и растений

    К мероприятиям по защите продоволь ствия, сырья и фуража относятся:
    . организация хранения запасов сырья, продовольствия и фуража на складах, элеваторах, хранилищах с повышенной герметизацией, обеспечивающей их защиту от радиоактивных и химических веществ и биотоксикантов;
    . разработка и внедрение тары и тароупаковочных материалов, не оказывающих токсическое воздействие на продукты питания;
    . создание и совершенствование специальных транспортных средств, защищающих продовольствие, сырье и фураж при перевозках в условиях загрязнения окружающей среды радиоактивными и химическими веществами в военное время;
    . использование подземных соляных выработок для длительного хранения продовольствия и фуража;
    . создание запасов консервантов и материалов для первичной обработки и консервирования мясопродуктов в условиях военного времени;
    . обеспечение предприятий мясо-молочной промышленности оборудованием для упаковки мясопродуктов, в том числе вакуумной упаковки.

    К основным мероприятиям по защите сельскохозяйственных животных и ра стений относятся:

    Развитие сети ветеринарных и агрохимических лабораторий, станций защиты растений и животных, а также других специализированных учреждений и подготовка их к работе в условиях военного времени;
    . проведение профилактических ветеринарно-санитарных, агрохимических и других мероприятий, разработка и внедрение биологических методов борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений;
    . накопление средств обеззараживания для обработки сельскохозяйственных растений и препаратов для экстренной профилактики и лечения сельскохозяйственных животных;
    . разработка и внедрение усовершенствованных методов массовой иммунизации сельскохозяйственных животных;
    . оборудование специальных площадок на фермах и комплексах для проведения ветеринарной обработки заражённых (загрязнённых) животных;
    . подготовка к массовому убою поражённых животных и обеззараживанию полученной при этом продукции, а также к утилизации и захоронению пораженных сельскохозяйственных животных;
    . оборудование защищённых водозаборов на фермах и комплексах для обеспечения животных водой;
    . приспособление сельскохозяйственной техники для обработки поражённых животных, растений и готовой продукции, а также для обеззараживания территорий и сооружений. При
    радиоактивном загрязнении местности животноводческие помещения должны обеспечивать непрерывное пребывание в них животных в течение не менее двух суток. На этот период необходимо иметь защищённые запасы кормов и воды.

    Мероприятия по обеспечению устойчивости систем материально-технического снабжения

    Обеспечение устойчивости систем ма териально-технического снабжения до стигается :
    . заблаговременной отработкой взаимно согласованных действий всех участников процесса снабжения в целях подготовки перехода в военое время к единой схеме деятельности снабженческо-сбытовых организаций, расположенных на данной территории;
    . кооперацией поставок и взаимодействием отраслевых и территориальных систем материально-технического снабжения; развитием межрегиональных кооперационных
    связей и сокращением дальних перевозок;
    . разработкой резервных и дублирующих вариантов материально-технического снабжения по кооперированию производства на случай нарушении существующих вариантов;
    . созданием в организациях запасов материально-технических ресурсов, установлением оптимальных объемов их хранения, рациональным размещением и надёжным хранением;
    . ограничением в особый период подвоза материальных ресурсов в категорированные города и ускоренной
    отгрузкой из этих городов готовой продукции, а так же переадресовкой находящихся в пути грузов с учётом обстановки после нападения противника;
    . защитой сырья, материалов и готовой продукции, разработкой и внедрением тары, обеспечивающей их защиту от заражения, а также средств и способов обеззораживания;
    . накоплением запасов материальных средств производственно-технического назначения для восстановительных работ;
    . освоением загородной зоны для развертывания в военное время баз, складов, хранилищ.

    Подготовка транспорта к устойчивому функционированию в военное время

    Подготовка транспортной системы страны к устойчивому функционирова-нию в военное время осуществляется с целью обеспечения воинских, эваку-ационных и хозяйственных перевозок при комплексном использовании всех видов транспорта.

    Обеспечение устойчивого функционирования всех видов транспорта в военное время достигается:
    . подготовкой к дублированию перевозок и широкому маневру видами транспорта;
    . развитием и совершенствованием транспортных коммуникаций и важнейших сооружений на них в целях устранения узких мест и повышения их пропускной и провозной способности;
    . строительством соединительных линий и обходов категорированных городов, промышленных центров и наиболее важных транспортных узлов для преодоления очагов разрушений и зон заражений;
    . подготовкой к созданию дублирующих мостовых переходов и организации переправ через крупные водные преграды и зоны затопления;
    . надёжным обеспечением транспортных средств и объектов транспорта электроэнергией, топливом, водой и другими необходимыми средствами и материалами;
    . подготовкой к проведению погрузочно-разгрузочных работ в пунктах стыковки различных видов транспорта, а также к развертыванию временных перегрузочных районов вблизи вероятных участков нарушения коммуникаций;
    . заблаговременной подготовкой к восстановлению объектов транспорта, особенно основных объектов железнодорожных станций, морских и речных портов, причалов, мостов, туннелей, путепроводов, а также к восполнению потерь в транспортных средствах и обслуживающем персонале;
    . микрофильмированием и сохранением плановой, технической и технологической документации на выпуск подлежащих дублированию изделий;
    . заблаговременной подготовкой и накоплением необходимого оснащения и соответствующих кадров для организации производства на новых местах.

    Мероприятия по дублированию производства важнейшей продукции и жизненно важных схем, по усилению межотраслевой кооперации учитываются в планах мероприятий гражданской обороны в составе мобилизационных планов субъектов Российской Федерации.

    Внимание! Данный комментарий не является официальным обращением заявителя!

    - 620.50 Кб
    Стр.
    Введение 2
    1. Расчет нагрузок городка 3
    2. Выбор числа, мощности и мест установки трансформаторных подстанций 4
    3. Выбор схемы и трассы электрической сети напряжением

    свыше 1 кВ

    9
    4. Электрический расчет сети выше 1 кВ 10
    5. Механический расчет проводов воздушной линии выше 1 кВ 12
    6. Планировка и расчет распределительной сети до 1 кВ 17
    7. Выбор средств защиты от перенапряжения 23
    8. Спецификация основного оборудования и материалов на сооружение электрической сети 24
    9. Сметно-финансовый расчет электрической сети военного городка 25
    10. Заключение 26
    12. Список использованной литературы и источников 27

    НВВИКУ 1402.25.01.ПЗ
    Кол . Разработка схемы

    электроснабжения

    военного городка

    Стадия Лист Листов
    Изм уч. Лист док Подп. Дата
    КП 1 28
    Выполнил Акмазиков Н.В.
    Проверил Мещеряков И.И.
    НВВИКУ 2072


        Введение

    Курсовой проект на тему «Электроснабжение военного городка» представляет собой разработку технического проекта питающей линии и распределительной сети военного городка.

    В качестве исходных данных для проектирования выдается генеральный план военного городка со спецификацией, топографическая карта местности с нанесенными существующими линиями электропередачи и указанными координатами строящегося городка, а также план зданий со спецификацией помещений и оборудования. Кроме того, указывается место строительства и климатические условия, и технические условия на присоединение проектируемой сети к местной энергосистеме (координаты точек присоединения, номинальное напряжение существующей линии и допустимая потеря напряжения в проектируемом ответвлении).

    1. Расчёт нагрузок городка

    Определение расчётной мощности электроприёмников военного городка является главной задачёй при проектировании электрической сети. Расчетные нагрузки зданий определяются в зависимости от установленной (номинальной) мощности нагрузок P у по формуле:

    P р =0,9 ּ 11,9=10,7 кВт

    где коэффициент спроса, учитывающий неодновременность включения, неравномерность нагрузки, К.П.Д. потребителей и потери в сети.

    На стадии технического проекта при отсутствии подробных данных об электроприемниках P у определяют по средней удельной мощности нагрузки P уд на 10 м 2 площади здания отдельно от осветительной и силовой нагрузок:

    Р уд = Р × S,

    где S площадь здания в м 2 с учетом числа этажей.

    P уд =40 ּ 792/1000=31,7 кВт

    Расчет нагрузки городка в целом производят по формуле, куда подставляют значение полной мощности, так как расчет трансформаторных подстанций я произвожу руководствуясь ее значениями:

    ,

    где К нм = 1 для сети напряжением до 380 В.

    К нм = 0,9 для распределительной сети напряжением 6…20 кВ.

    К нм = 0,81 для питающей сети напряжением 6…20 кВ.

    S расч =0,9 ּ 1549,89=1394,9 кВА

    Расчетная таблица нагрузок городка дана в Приложении 1

    2. Выбор числа, мощности и мест установки

    трансформаторных подстанций

    Число и мощность трансформаторных подстанций (ТП) выбираем исходя из экономических соображений в зависимости от поверхностной плотности нагрузок городка в целом. Для нахождения числа ТП необходимо определить в начале оптимальную мощность ТП, при которой суммарные расчетные затраты минимальны. ЕЕ определяют по формуле:

    где G поверхностная плотность нагрузок городка, кВА/га;

    S опт =24 3 37,9 2 =270,72 кВА

    К - коэффициент, зависящий от номинального напряжения распределительной сети, удельной протяжённости линии на 1 га площади, допустимой потери напряжения в сети, материала провода, стоимости сооружения ТП и распределительных сетей, отчислений на ремонт и обслуживание.

    Поверхностная плотность нагрузки определяется по формуле:

    , кВA/га,

    где S площадь городка.

    G=1394,9/36,75=37,9 кВA/га

    Коэффициент К при напряжении 380/220 В плотности нагрузок 10…60 кВA/га, удельной протяженности линии 0,2 км/га и алюминиевых проводов принимается равным 20…24.

    Число подстанций определяется в зависимости от оптимальной мощности ТП по формуле:

    N=1394,9/270,72=5,16~ 6 шт

    Площадь городка, с целью выбора более оптимального числа ТП, берется равной 36,75 га.

    Первая зона:

    Р=353,7 кВт

    Q=139,4 кВар

    cos j = 0,93

    Так как cos j в пределах допустимого, то КУ в данной зоне применять нецелесообразно.

    По расчетным данным выбираем трансформатор ТМ-400 6/04, мощностью 400 кВА.

    Так как в зоне находятся потребители 2 категории, то ТП будет содержать 2 трансформатора.

    Вторая зона:

    Р=150,32 кВт

    Q=31,77 кВар

    cos j = 0,97

    j = 0,97 лежит в пределах допустимого.

    Используется трансформатор ТМ-160 6/0,4. Так как в зоне расположены потребители 2 категории, то на ТП будут 2 трансформатора.

    Третья зона:

    Р=479,19 кВт

    Q=170,33 кВар

    cos j = 0,94

    Компенсирующее устройство не используется, так как cos j = 0,94 лежит в пределах допустимого.

    Используется трансформатор ТМ-630 6/0,4, мощностью 630 кВА.

    Так как в зоне не расположены потребители 2 категории, то на ТП будет 1 трансформатор.

    Четвертая зона:

    Р=220 кВт

    Q=112,94 кВт

    cos j = 0,88

    Так как cos j меньше 0,93 то будет использоваться компенсирующее устройство УК1-0,4-75 У3. cos j = 0,98.

    Используется трансформатор ТМ-250 6/0,4, мощностью 250 кВА. Так как в зоне расположены здания 2 категории, то на ТП будут 2 трансформатора.

    Пятая зона:

    Р=132,8 кВт

    Q=85,83 кВАР

    cos j = 0,83

    Так как cos j j = 0,96.


    Шестая зона:

    Р=127,47 кВт

    Q=83,37 кВАР

    cos j = 0,83

    Так как cos j меньше 0,93 то будет использоваться компенсирующее устройство УК1-0,4-50 У3. cos j = 0,96.

    Используется трансформатор ТМ-160 6/0,4, мощностью 160 кВА. Так как в зоне расположены здания 2 категории, то на ТП будут 2 трансформатора.

    Место расположений подстанций ТП 1 6

    ТП 1

    Описание работы

    Курсовой проект на тему «Электроснабжение военного го-родка» представляет собой разработку технического проекта пи-тающей линии и распределительной сети военного городка.
    В качестве исходных данных для проектирования выдается ге-неральный план военного городка со спецификацией, топогра-фическая карта местности с нанесенными существующими ли-ниями электропередачи и указанными координатами строящего-ся городка, а также план зданий со спецификацией помещений и оборудования. Кроме того, указывается место строительства и климатические условия, и технические условия на присоединение проектируемой сети к местной энергосистеме (координаты точек присоединения, номинальное напряжение существующей линии и допустимая потеря напряжения в проектируемом ответвлении).

    Содержание

    Введение
    Расчет нагрузок городка
    Выбор числа, мощности и мест установки трансформаторных подстанций
    Выбор схемы и трассы электрической сети напряжением
    свыше 1 кВ
    Электрический расчет сети выше 1 кВ
    Механический расчет проводов воздушной линии выше 1 кВ
    Планировка и расчет распределительной сети до 1 кВ
    Выбор средств защиты от перенапряжения
    Спецификация основного оборудования и материалов на сооружение электрической сети
    Сметно-финансовый расчет электрической сети военного городка
    Заключение
    Список использованной литературы и источников

    Определение Верховного Суда РФ от 19.12.2014 № 307-ЭС14-6553 по делу № А52-2865/2013

    На рынке снабжения электрической энергии долгое время копилась задолженность потребителей Министерства Обороны РФ. При этом, исходя из того обстоятельства, что указанные потребители обслуживались "собственным" гарантирующим поставщиком (ГП) – ОАО "Оборонэнергосбыт", у основного ГП в регионе практически не было возможности повлиять на неплательщиков.

    Однако на сегодняшний момент правоприменительная практика встала на сторону поставщиков электрической энергии.

    В деле № А52-2865/2013 судами рассматривался преддоговорной спор между обществом "Псковэнергосбыт" и ОАО "Оборонэнергосбыт". Основные разногласия между сторонами возникли из-за позиции основного ГП о возможности введения частичного ограничения энергоснабжения воинских частей не ниже уровня аварийной брони, а также о возможности отказа от договора энергоснабжения на основании пункта 53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – ОПФРР № 442).

    Позиция ОАО "Оборонэнергосбыт" сводилась к обязательности применения к отношениям сторон пункта 1 Указа Президента РФ от 23.11.1995 № 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства" (далее – Указ № 1173). Таким образом, общество "Оборонэнергосбыт" полагало невозможным вводить ограничения энергоснабжения оборонных объектов, так как указанные действия подрывают безопасность государства.

    По мнению ОАО "Оборонэнергосбыт" в силу Указа № 1173 не допускается не только полное ограничение энергоснабжения военных объектов, но и частичное.

    Позиция ОАО "Псковэнергосбыт" заключалась в том, что нормы ОПФРР № 442 являются специальными по отношению к Указу Президента № 1173, поэтому как введение ограничения энергоснабжения, так и отказ от договора энергоснабжения в случае неоплаты поставленной электроэнергии являются законными и обоснованными.

    Из этого следует, что ОАО "Псковэнергосбыт" настаивало на возможности введения частичного ограничения энергоснабжения военных объектов.
    Следовательно, судам надлежало разрешить конкуренцию между актами Президента и Правительства, чтобы упорядочить отношения с потребителями Минобороны.

    В Определении ВС РФ от 19.12.2014 № 307-ЭС14-6553 по делу № А52-2865/2013 Верховный суд согласился с позицией суда кассационной инстанции о верности позиции основного ГП и указал следующее: в соответствии с пунктом 18 ОПФРР № 442 в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению (далее – Приложение ), частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

    Согласно пункту 4 Приложения воинские части Министерства обороны Российской Федерации относятся к категории таких потребителей.

    Пунктом 2 Указа № 1173 на Правительство Российской Федерации фактически возложено исполнение требований, содержащихся в пункте 1 Указа.
    Далее судом сделан следующий вывод: из буквального толкования пункта 1 Указа № 1173 не следует, что Президент Российской Федерации запретил ограничение режима потребления топливно-энергетических ресурсов выше необходимой нормы (уровня аварийной брони).

    В обоснование верности правовой позиции ОАО "Псковэнергосбыт" указано, что пункты 17 и 18 ОПФРР № 442 не признаны недействующими как противоречащие нормативному правовому акту, обладающему большей юридической силой, в частности Указу № 1173. В связи с этим основания для неприменения положений данных пунктов к отношениям сторон отсутствуют.

    Как следует из указанного Определения ВС РФ суд придерживается позиции о допустимости применения к потребителям Министерства обороны общих положений действующего законодательства о введении ограничения энергоснабжения и отказа от договора при неоплате электрической энергии.
    Таким образом, у поставщиков электрической энергии появился действенный инструмент для оказания давления на неплательщиков Министерства обороны, что будет способствовать усилению платежной дисциплины на рынке.


    Считать ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, действиями, нарушающими безопасность государства.
    Приложение к правилам определяет категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экологическим, экономическим и социальным последствиям.
    Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии".
    Правительству Российской Федерации:

    • принять неотложные меры по недопущению ограничения или прекращения отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба;
    • определить источники покрытия задолженности по платежам за использованные ресурсы, отпущенные воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба;
    • привести в месячный срок свои нормативные акты в соответствие с настоящим Указом.