Порядок оплаты труда для федеральных учреждений образования утвержден в Отраслевом соглашении по организациям, находящимся в ведении Минобрнауки РФ, на 2015-2017 годы от 22 декабря 2014 г.

Для региональных и муниципальных учреждений его определяют учредители. На основании этих документов руководители устанавливают свою систему оплаты труда в коллективном договоре, положении об оплате труда. В частности, повышающий коэффициент, если есть квалификационная категория.

Как применить этот коэффициент, прописывают не всегда. В статье мы ответим на самые частые вопросы бухгалтеров по оплате за квалификационную категорию педагогических работников.

Когда установить повышающий коэффициент

По результатам аттестации педагогов комиссия устанавливает им первую или высшую категорию. В этих случаях применяйте коэффициент и, соответственно, выплачивайте деньги со дня, когда комиссия вынесла решение (письмо Минобрнауки России от 3 декабря 2014 г. № 08-1933/505, 8-1933/505).

Пример 1:

Учитель устроился в школу 3 октября 2016 года. 1 ноября 2016 года написал заявление с просьбой присвоить ему первую квалификационную категорию.

Учитель прошел аттестацию. 5 декабря 2016 года комиссия вынесла решение установить первую квалификационную категорию. В положении об оплате труда школы сказано, что со дня, когда комиссия вынесет решение присвоить сотруднику квалификационную категорию, к его зарплате применяется повышающий коэффициент. Поэтому коэффициент установили с 5 декабря 2016 года.

Если комиссия вынесла решение, когда педагог был в отпуске или на больничном, увеличьте размер зарплаты со дня окончания отпуска или временной нетрудоспособности (п. 5.4 Отраслевого соглашения).

Учитывается ли квалификационная категория по другой должности

Вариант первый: сотрудника приняли на должность с категорией «старший». Например, «старший методист», «старший воспитатель». Эти должности - производные от базовых должностей, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н. Наименование «старший» устанавливают, если сотрудник:

Как видим, единственное различие между базовой должностью и производной - руководство. Поэтому оплату производите независимо от того, по какой конкретно должности она присвоена. Данный вывод подтвердили специалисты Минобрнауки России в вопросе 60письма от 3 декабря 2014 г. № 08-1933/505.

Вариант второй: квалификационную категорию присвоили по одной должности, а работает преподаватель по другой. В этом случае коэффициент можно учесть, если совпадают:

  • профили деятельности;
  • должностные обязанности, учебные программы (см. таблицу).

Помните: данные условия должны быть прописаны в положении об оплате труда, коллективном договоре.

Должность, по которой установлена квалификационная категория

Учитель, преподаватель

Преподаватель, учитель, воспитатель (независимо от типа организации, в которой выполняется работа), социальный педагог, педагог-организатор, старший педагог дополнительного образования, педагог дополнительного образования (при совпадении профиля кружка, направления дополнительной работы с профилем работы по основной должности)

Старший воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Старший воспитатель

Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности

Учитель, преподаватель (при выполнении учебной (преподавательской) работы по физической культуре, а также по основам безопасности жизнедеятельности сверх учебной нагрузки, входящей в должностные обязанности преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности)

Руководитель физического воспитания

Учитель, преподаватель (при выполнении учебной (преподавательской) работы по физической культуре сверх учебной нагрузки, входящей в должностные обязанности руководителя физического воспитания),

Мастер производственного обучения

Учитель, преподаватель (при выполнении учебной (преподавательской) работы, совпадающей с профилем работы мастера производственного обучения), инструктор по труду, старший педагог дополнительного образования, педагог дополнительного образования (при совпадении профиля кружка, направления дополнительной работы с профилем работы по основной должности)

Учитель (при выполнении учебной (преподавательской) работы по учебному предмету «технология»)

Мастер производственного обучения, инструктор по труду

Учитель-дефектолог, учитель-логопед

Учитель-логопед, учитель-дефектолог, учитель (при выполнении учебной (преподавательской) работы по адаптированным образовательным программам), воспитатель, педагог дополнительного образования, старший педагог дополнительного образования (при совпадении профиля кружка, направления дополнительной работы с профилем работы по основной должности)

Учитель (при выполнении учебной (преподавательской) работы по учебным предметам (образовательным программам) в области искусств)

Преподаватель образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школ искусств по видам искусств), музыкальный руководитель, концертмейстер

Преподаватель образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школ искусств по видам искусств), концертмейстер

Учитель, преподаватель (при выполнении учебной (преподавательской) работы по учебным предметам (образовательным программам) в области искусств)

Старший тренер-преподаватель

Учитель (при выполнении учебной (преподавательской) работы по физической культуре)

Тренер-преподаватель

Инструктор по физической культуре

Учитель, преподаватель (при выполнении учебной (преподавательской) работы по физической культуре)

Старший тренер-преподаватель

Инструктор по физической культуре

Тренер-преподаватель

Пример 2:

В детском саду трудятся два педагогических работника, которые имеют квалификационные категории.

Воспитатель - внешний совместитель имеет высшую категорию по должности «учитель». Старший воспитатель с первой категорией работает внутренним совместителем по должности «методолог». В положении об оплате труда прописано, что квалификационная категория по должности с другим наименованием учитывается, если совпадают должностные обязанности, учебные программы. Бухгалтер рассчитает зарплату воспитателю с учетом высшей категории по должности «учитель». А вот по должности «методолог» категорию не учтет.

В каких случаях коэффициент сохраняется

Срок действия квалификационной категории продлить нельзя. Но есть случаи, когда зарплату нужно платить с учетом коэффициента, даже если срок действия категории истек. Так, сохраняйте коэффициент, если срок квалификационной категории истек:

  • в отпуске по уходу за ребенком до трех лет. Зарплату выплачивайте с учетом коэффициента не более одного года после выхода из отпуска;
  • за один год до возникновения права на трудовую пенсию. Сохраните на этот период оплату труда с учетом имевшейся квалификационной категории;
  • после подачи заявления в аттестационную комиссию. Зарплату выплачивайте с учетом коэффициента до тех пор, пока аттестационная комиссия не примет решение установить квалификационную категорию.

Пример 3:

Учительница М.А. Иванова работает в общеобразовательной школе. 2 ноября 2010 года аттестационная комиссия присвоила сотруднице вторую квалификационную категорию на пять лет.

С 7 октября 2013 года учительница находилась в отпуске по уходу за ребенком до трех лет.

1 ноября 2015 года (в период отпуска по уходу) истек срок действия второй квалификационной категории.

С 15 декабря 2015 года Иванова прервала отпуск и вышла на работу. Но еще в течение года (до 16 декабря 2016 года) заработную плату учительнице начисляли с учетом категории.

Единица измерения : %.

Инструкция по заполнению: Укажите размер доплаты (надбавки) к окладу учителя за первую категорию в процентах. Размер доплат (надбавок) за категорию устанавливается Положением об оплате труда образовательного учреждения.

  1. Фонд оплаты труда прочих педагогических работников в отчетном месяце (без страховых взносов во внебюджетные фонды) (fot_other)

Единица измерения : тыс. руб.

Инструкция по заполнению: ФОТ прочих педагогических работников рассчитывается как по всем прочим педагогическим работникам (без внешних совместителей), за отчетный месяц . Учитывается оплата работы за внутреннее совместительство.

ФОТ прочих педагогических работников, указывается без страховых взносов во внебюджетные фонды, с учетом НДФЛ. Если педагогический работник имеет внутреннее совместительство, не нужно вычитать оплату труда за внутреннее совместительство из ФОТ прочих педагогических работников. В учреждениях вида “начальная школа – детский сад” не учитываются фонд оплаты труда педагогических работников детского сада.

Автоматизированная проверка :

  1. Суммарное число прочих педагогических работников, которым в отчетном месяце была начислена заработная плата (Other)

Единица измерения : чел.

Инструкция по заполнению: Число прочих педагогических работников, получавших в истекшем квартале заработную плату, определяется путем суммирования численности прочих педагогических работников (без внешних совместителей), получавших заработную плату за отчетный месяц В учреждениях вида “начальная школа – детский сад” не учитываются работники детского сада.

  1. Фонд оплаты труда прочего обслуживающего персонала за отчетный месяц (без страховых взносов во внебюджетные фонды) (fot_staff)

Единица измерения : тыс. руб.

Инструкция по заполнению: ФОТ прочего обслуживающего персонала рассчитывается как сумма начисленных заработных плат по расчетной ведомости (формы № Т-51 или Т-49) по всем прочим работникам, относящимся к обслуживающему персоналу (без внешних совместителей), за отчетный месяц .

ФОТ прочего обслуживающего персонала, указывается без страховых взносов во внебюджетные фонды, с учетом НДФЛ. В учреждениях вида “начальная школа – детский сад” не учитываются фонд оплаты труда педагогических работников детского сада

Автоматизированная проверка :

От нуля до четырехзначного числа, три знака после запятой.

  1. Суммарное число прочего обслуживающего персонала, которым в отчетном месяце была начислена заработная плата (staff)

Единица измерения : чел.

Инструкция по заполнению: Число прочего обслуживающего персонала, которым в отчетном месяце была начислена заработная плата, определяется путем суммирования численности прочих работников обслуживающего персонала, которым в отчетном месяце была начислена заработная плата. В учреждениях вида “начальная школа – детский сад” не учитываются работники детского сада.

  1. Объем симулирующих выплат работникам образовательного учреждения в отчетном месяце (stim)

Единица измерения : тыс. руб.

Инструкция по заполнению: Объем стимулирующих выплат работникам образовательного учреждения рассчитывается как сумма стимулирующих выплат всем работникам учреждения в отчетном месяце.

Автоматизированная проверка :

- От нуля до четырехзначного числа, три знака после запятой.

ТАБЛИЦА № 13 «ННШ: Повышение квалификации педагогических работников в истекшем учебном году»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТАБЛИЦЫ

(1) Таблица «ННШ: Повышение квалификации педагогических работников в истекшем учебном году» является заполняемой таблицей уровня образовательного учреждения.

(2) Таблица должна заполняться образовательными учреждениями всех типов и видов.

(3) Данные из этой таблицы используются для показателей мониторингов НОИ «Наша новая школа» раздела №4 «Совершенствование учительского корпуса».

(4) Сведения для отчета берутся за истекший учебный год.

Под истекшим учебным годом понимается 2012-2013 учебный год. В показателях указываете суммарную численность учителей, прочих педагогических работников, которые прошли повышение квалификации в период с 1 сентября 2012 г. Это же условие распространяется на все показатели отчета.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Персонифицированная модель повышения квалификации обеспечивает возможность выбора обучающимися работниками образования индивидуальных образовательных программ, финансирование которых осуществляется из средств бюджета субъекта РФ (Проект Положения о проведении эксперимента по персонифицированному финансированию системы повышения квалификации см.http://mon.gov.ru/files/materials/8443/11.04.27-povysh.kval.pdf ).

1. Численность учителей, прошедших курсы повышения квалификации в истекшем учебном году (pk_teach )

Единица измерения: чел.

Инструкция по заполнению: Учителем считается работник образовательного учреждения, имеющий первую должность «учитель» (работники филиалов также учитываются). Таким образом, директор или заместитель директора, ведущий учебные часы, но являющийся по первой должности директором / заместителем директора, не учитывается при подсчете численности учителей учреждения.

Не учитываются (1) работники, находящиеся в декретном отпуске (2) работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, (3) работники, являющиеся внешними совместителями.

Если учитель прошел повышение квалификации в течение отчетного периода несколько раз, то он учитывается только 1 раз.

Автоматизированная проверка: Значение показателя pk_teach больше или равно значению показателя person.

2. Численность прочего педагогического персонала, прошедшего курсы повышения квалификации в истекшем учебном году (pk_ped)

Единица измерения: чел.

Инструкция по заполнению: К числу прочих педагогических работников относятся все представители категории «педагогический работник» за исключением работников по первой должности «учитель».

Если педагогический работник прошел повышение квалификации в течение отчетного периода несколько раз, то он учитывается только 1 раз.

Автоматизированная проверка: Значение показателя pk_ped больше или равно значению показателя person_ped.

3. Численность учителей, которые являются наставниками для молодых специалистов (tutor)

Единица измерения: чел.

Инструкция по заполнению: Школьное наставничество – разновидность индивидуальной работы с молодыми учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или имеющих трудовой стаж не более 3-х лет. Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности, в области предметной специализации и методики преподавания. Наставник – опытный учитель, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.

Автоматизированная проверка: Сумма значений показателей tutor_rf и tutor_ reg меньше или равна значению показателя tutor. Значение показателя tutor больше или равно значению показателя tutor_pay

4. Численность учителей, которые являются наставниками для молодых специалистов, удостоенных званиями, грамотами на уровне РФ в истекшем учебном году (tutor_rf)

Единица измерения: чел.

Инструкция по заполнению: За личные заслуги в области образования на уровне РФ учителю присваиваются:

1) звание «Заслуженный учитель Российской Федерации»,

2) звание «Народный учитель Российской Федерации» (Указ Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации"),

3) звание "Почетный работник общего образования Российской Федерации",

4) Почетная грамота министерства образования и науки РФ (ПОЛОЖЕНИЕ о знаках отличия в сфере образования и науки утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2004 г. № 84)

5. Численность учителей, которые являются наставниками для молодых специалистов, удостоенных званиями, грамотами на уровне субъекта РФ в истекшем учебном году (tutor_reg)

Единица измерения: чел.

Инструкция по заполнению: За личные заслуги в области образования на уровне субъекта учителю присваиваются почетные звания и грамоты, перечень которых закреплен в соответствующем региональном Постановлении/Положении

6. Численность учителей, которые являются наставниками для молодых специалистов и которым оказана материальная поддержка (доплаты из стимулирующей части фонда заработной платы, выплаты по отдельно принятым нормативным правовым актам и т.д.) в истекшем учебном году (tutor_pay)

Единица измерения: чел.

Инструкция по заполнению: Осуществление стимулирующих выплат ФОТ учителям, являющимся наставниками для молодых специалистов, может осуществляться на основе Положения о распределении стимулирующей части ФОТ педагогических работников образовательного учреждения.

7. Численность учителей, работающих в региональных и муниципальных ассоциациях учителей-предметников и иных общественных профессиональных объединениях (member)

Единица измерения: чел.

Инструкция по заполнению: "В ФЗ №82 от 19.05.1995 под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст.5). Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия (ст7. ФЗ №82 от 19.05.1995.).

Профессиональные сообщества учителей, могут: 1) быть зарегистрированы в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об общественных объединениях» (от 19.05.1995 N 82-ФЗ), и иметь права юридического лица; 2) функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. В тоже время и те и другие имеют учредительные документы.

8. Численность учителей, являющихся членами профессиональных сетевых сообществ (net)

Единица измерения: чел.

Инструкция по заполнению: Профессиональное сетевое сообщество – это формальная или неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети. Профессиональное сетевое сообщество располагается на действующем Интернет-портале, его деятельность регулируется Положением.

Члены профессиональных сетевых педагогических сообществ, как правило, имеют свой персональный профиль на Интернет-портале сообщества, свидетельство/сертификат участника, сетевого методиста и/или свидетельство об опубликованных авторских материалах.

Регламент заполнения таблиц на КПМО




Название заполняемого отчета/

автоматизированного расчета


Направление мониторинга

Источник данных

Генерация в кабинеты, заполнение таблиц

Промежуточные расчеты, проверка таблиц

Окончательный расчет, архивация таблиц

Ежемесячные отчеты

Базовая: «Сведения об образовательном учреждении (структура)»
АР 1: Типы и виды ОУ (рег, мун.)

МРСО, ННШ, ФГОС, НСОТ

ОУ

1 числа каждого месяца, заполнение до 30 числа каждого месяца





Базовая: «Сведения об образовательном учреждении (контингент)»

АР: Типы и виды ОУ (рег, мун.)

АР: Региональные показатели (рег., мун.)


МРСО, ННШ, ФГОС, НСОТ

ОУ

1 числа каждого месяца, до 30 числа каждого месяца

30 числа каждого месяца, 20 месяца следующего за отчетным

20 числа месяца, следующего за отчетным

Сведения о заработной плате учителей

АР: Заработная плата учителей и педагогических работников (рег., мун)


МРСО, ННШ, НСОТ

ОУ



11,16,20 числа каждого месяца

20 числа каждого месяца

Заработная плата работников образовательных учреждений

АР: Заработная плата работников образовательных учреждений (рег., мун)


НСОТ, ННШ, МРСО

ОУ

1 числа каждого месяца, до 10 числа каждого месяца

11,16,20 числа каждого месяца

20 числа каждого месяца

Ежеквартальные отчеты

Аттестация учителей и прочих педагогических работников
АР: Аттестация учителей и прочих педагогических работников (рег., мун.)

ННШ, МРСО

ОУ

III квартал-ЗААРХИВИРОВАНО

IV квартал

15, 20 января 2014 г.

20 января 2014 г.

Повышение квалификации и/или профессиональная переподготовка в соответствии с ФГОС

АР: Повышение квалификации и профессиональная переподготовка для работы в соответствии с ФГОС (рег, мун.)


ННШ, МРСО, ФГОС

ОУ

III квартал-ЗААРХИВИРОВАНО

IV квартал

15, 20 января 2014 г.

20 января 2014 г.

Дистанционное обучение учащихся

АР: Дистанционное обучение учащихся (рег., мун.)


МРСО, ННШ

ОУ

III квартал-ЗААРХИВИРОВАНО

IV квартал

15, 20 января 2014 г.

20 января 2014 г.

Оснащенность и благоустройство

АР: Оснащенность и благоустройство дневных и вечерних ОУ (ежеквартальный), (рег., мун.)

АР: ФГОС НОО. Переход на новые образовательные стандарты (годовой), (рег., мун.)

АР: Сохранение и укрепление здоровья школьников (годовой), (рег., мун.)

АР: Изменение школьной инфраструктуры (годовой), (рег., мун.)


ФГОС, ННШ

ОУ

III квартал-ЗААРХИВИРОВАНО

IV квартал

25 декабря, 25 января 2014 г.

25 января 2014 г.

Нормативная база учреждения
АР: Нормативная база общеобразовательных учреждений (НСОТ), (рег.)

АР: Развитие самостоятельности школ (ННШ), (рег., мун.)


НСОТ, ННШ

ОУ

III квартал-ЗААРХИВИРОВАНО

IV квартал

25 декабря, 25 января 2014 г.

25 января 2014 г.

Годовые отчеты

Нормативная база по НСОТ и НПФ

НСОТ

муниципальное образование

ЗААРХИВИРОВАНО

Ремонт и реконструкция общеобразовательных учреждений

АР: Ремонт и реконструкция общеобразовательных учреждений (рег.)


ННШ

муниципальное образования

ЗААРХИВИРОВАНО

ГМЗ общеобразовательному учреждению

АР: ФГОС НОО: Переход на новые образовательные стандарты (рег., мун.)


ФГОС

ОУ

ЗААРХИВИРОВАНО

Опрос учителей ведущих уроки во втором классе: рабочая программа и расписание

ФГОС

ОУ, учитель

ЗААРХИВИРОВАНО

ФГОС: Опрос учителей, ведущих уроки русского языка во вторых классах начальной школы

АР: ФГОС НОО. Переход на новые образовательные стандарты (рег., мун.)


ФГОС

ОУ, учитель

ЗААРХИВИРОВАНО

Основная образовательная программа начального общего образования

АР: ФГОС НОО. Переход на новые образовательные стандарты (рег., мун.)


ФГОС

ОУ

ЗААРХИВИРОВАНО

ФГОС НОО: Переход на новые образовательные стандарты

АР: ФГОС НОО. Переход на новые образовательные стандарты (рег., мун.)


ФГОС

ОУ

ЗААРХИВИРОВАНО

МРСО (ННШ): Переход на новые образовательные стандарты

АР: МРСО. Переход на новые образовательные стандарты (рег., мун.)

АР: ННШ: Переход на новые образовательные стандарты (рег., мун.)

АР: ФГОС НОО. Переход на новые образовательные стандарты (рег., мун.)


ННШ, МРСО, ФГОС

ОУ

2-5 сентября, заполнение до 30 сентября

30 сентября, 14-15 октября (ФГОС, МРСО), для мониторинга ННШ дополнительные расчеты – январь 2014 г.

открыты до завершения расчетов по ННШ

ФГОС НОО: Коррекционная работа в учреждении

АР: Коррекционная работа в учреждении (рег., мун.)


ФГОС

ОУ

ЗААРХИВИРОВАНО

Участие в олимпиадах школьников в учебном году

АР: Участие в олимпиадах школьников в истекшем учебном году (рег., мун.)


ННШ

ОУ

ЗААРХИВИРОВАНО

Результаты ЕГЭ выпускников истекшего учебного года

АР: Результаты ЕГЭ выпускников истекшего учебного года (рег., мун.)


ННШ

ОУ

ЗААРХИВИРОВАНО

Учащиеся 9 и 11(12) классов
АР: Учащиеся 9 и 11(12) классов (рег., мун.)

ННШ

ОУ

ЗААРХИВИРОВАНО

Повышение квалификации педагогических работников в истекшем учебном году

АР: Совершенствование учительского корпуса (рег., мун.)


ННШ

ОУ

15 ноября, заполнение до 25 декабря

25 декабря, 25 января 2014г.

январь 2014г.

Потребление топливно-энергетических ресурсов

АР: Потребление топливно-энергетических ресурсов (рег., мун.)


МРСО

ОУ

1 ноября, заполнение до 1 декабря

1, 15 декабря

15 декабря

Список конкретных достижений, за которые полагается выплата, прописывается в трудовом контракте или законе. Поскольку зарплаты учителей, воспитателей и преподавателей не является высокой, мало кто из выпускников школ мечтает трудиться в сфере образования, разве что к преподавательскому труду лежит сердце. В то же самое время стране нужны квалифицированные специалисты, способные качественно обучить будущих российских работников, а потому рассмотрение вопроса дополнительного стимулирования педагогов стало крайне необходимым. Законопроекты, направленные на повышение зарплат учителям, рассматриваются правительством регулярно, но бюджет страны не позволяет принять каких-либо кардинальных мер на этот счёт, а существующая стимулирующая выплата педагогическим работникам не оказывает влияние на выпускников педагогических учебных заведений - маленькие её размеры не кажутся привлекательными.

Получи компенсацию и пособие

Внимание

Вопрос №2: Каковы перспективы увеличения зарплаты учителей? Будут ли повышены зарплаты и стимулирующие выплаты? Ответ: В апреле 2017 года была проведена индексация, по итогам которой выяснилось, что увеличение оклада и денежных поощрений становится невозможным в ближайшей перспективе из-за недостатка средств федерального бюджета. Планируется переложить обязанности по увеличению оклада педагогов на региональные власти, которые, в свою очередь, обяжут повысить зарплаты руководство самих учреждений.


Те вынуждены будут сокращать штат, благодаря чему увеличится нагрузка на оставшихся в коллективе учителей. Поэтому оклады педагогов, скорее всего, повысятся, но работы будет больше.
Видео-советы.Как выплачивают стимулирующие выплаты учителям? В видео раскрывается информация о стимулирующих выплатах учителям, как получить, отменили или нет⇓ Оцените качество статьи.

Стимулирующие выплаты воспитателю доу в 2018 году

Стимулирующая выплата педагогическим работникам начисляется преподавателям:

  • за выслугу лет;
  • по итогам преподавательской деятельности;
  • за непрерывный трудовой стаж;
  • за высокое качество выполненной работы;
  • за отличные результаты труда;
  • за интенсивность работы и старательность.

Ранее работники бюджетной сферы не получали стимулирующих выплат - такое право было им дано с 2008 года, тогда как система денежного поощрения в виде выплаты надбавок, премий и доплат к зарплатам давно практиковалась в коммерческих предприятиях. Читайте также статью ⇒ «Льготная пенсия учителям по выслуге лет в 2018 году».

Надбавка за категорию педагогам 2018 г

Комментарий: Выплата стимулирующих надбавок не должна производиться в ущерб работникам образовательной сферы. Ошибка: Директор школы выплачивает зарплату учителям из расчёта 50% базовой части и 50% - стимулирующей части.

Инфо

Комментарий: Базовая часть заработной платы учителей не должна оказаться менее 65% суммы оклада. Ответы на распространённые вопросы про то, кому выплачивается стимулирующая выплата педагогическим работникам Вопрос №1: Во всех ли образовательных учреждениях предусмотрена стимулирующая выплата педагогическим работникам? Ответ: Нет, многие учебные заведения вынуждены отказаться от данной меры ввиду недостатка средств в бюджете образовательного учреждения.

Размеры надбавок и доплат к ставкам и окладам работников образования

После того, как комиссия или профсоюзная организаций одобрит оценочный лист, расчёт конкретных сумм стимулирующих выплат проходит по следующей схеме:

  1. Выявляется общее количество заработанных педагогом баллов.
  2. Рассчитывается стоимость 1 балла - бюджет учреждения, выделенный специально для начисления поощрительных доплат к зарплате, делится на число всех баллов, набранных всем преподавательским составом.
  3. Получившуюся стоимость 1 балла умножают на число баллов каждого преподавателя - это и будет размер надбавки.

В каком размере выплачивается стимулирующая выплата педагогическим работникам Для вычисления суммы стимулирующей доплаты к окладу, применяется оценочный лист - чем большее число задач выполнил преподаватель, тем больше баллов он получил, и, соответственно, тем более значимую надбавку он получит.

Зарплата учителей в 2018

определенные компенсационные выплаты;

  • стимулирующая премия или доплата.

При формировании выплат опирается на приказ Министерства здравоохранения и социального развития №818 «Об утверждении перечня выплат стимулирующего характера»от 29.12.2007 года. Здесь присутствуют следующие положения:

  1. Качество доведенной до конца работы.
  2. Стаж работы, в данном случае речь идет о непрерывной послужной деятельности.
  3. Выслуга лет.
  4. Вознаграждение по итогам проделанной работы.
  5. Денежное пособие дается за интенсивность, а также за отличный показатель трудовой деятельности.

Каждое учебное заведение предусматривает начисление денежных поощрений в соответствии со своим внутренним уставом, который в свою очередь опирается на Приказ Министерства труда № 167-н от 26.04.2013 года, что говорит об индивидуальном начислении стимулирующей надбавки.

Квалификационные категории педагогическим работникам по новым правилам

Если педагог регулярно будет выполнять следующие действия, то стимулирующая выплата, такого учителя будет приравнена к среднестатистической надбавке педагога старших классов:

  • дополнительные занятия с детьми, имеющими отклонение или позднее развитие;
  • внеклассные мероприятия:
  • поездки на экскурсии;
  • организация дополнительных методов позволяющих быстрее освоить базовую программу;
  • повышение успеваемости и тяги к знаниям детей;
  • регулярное участие учеников в школьных мероприятиях;
  • отличные показатели аттестации.

Даже неопытный педагог при исполнении вышеописанных методов образования детей, вправе рассчитывать на внушительную надбавку к окладной зарплатной части. В музыкальных учреждениях Для учителей музыкальных учебных заведений предусмотрена своя система начисления поощрительных надбавок.

Правила получения стимулирующих выплат учителям в 2018 году

Ранее, заработная плата педагогов не отличалась высокими показателями, в настоящее же время государство всячески стимулирует надбавками и пособиями эту категорию рабочего класса. Важные аспекты В настоящее время для них разработан целый ряд поощрительных надбавок, что существенно увеличивают ежемесячное пособие педагогов.

При формировании поощрительных выплат для учителей учитываются следующие важные аспекты их трудовой деятельности:

  • интенсивность и загруженность образовательной деятельностью;
  • отличный результат обучающего процесса;
  • качество, что влияет на успеваемость обучающихся молодых людей;
  • выслуга, а также непрерывный стаж работы на должности педагога.

При формировании денежного поощрения учитываются все трудовые заслуги педагога, из-за чего его сумма может быть существенно, разниться в зависимости от результативности труда учителя.

Социальные льготы учителям в 2018 году

Всем остальным платят из местного бюджета.Регион может установить собственные льготы педагогическим работникам. Нюансы местного законодательства узнавайте в администрации области или района.

Общие преференции учителям Преподавание считается тяжелой работой. Потому все работники образования пользуются такими льготами:

  1. Сниженная в два раза по сравнению с другими норма рабочего времени - 18 часов в неделю.
  2. Неограниченное совместительство.
    Особенно актуально в селе, где один человек может преподавать несколько предметов.
  3. Длительный отпуск, предоставляемый в летний период: от 42 до 56 суток.
  4. Досрочное оформление пенсии по выслуге (25 лет).
  5. Возможность отправиться в отпуск на целый год, при наличии непрерывного стажа более 10 лет.

Преподавательская деятельность

В чём заключается преподавательская деятельность? Какими актами регламентируется?

В соответствии со статьей 47 Федерального закона «Об образовании» (http://base.garant.ru/70291362/) рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, – методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учётом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

В течение какого времени должна выполняться преподавательская деятельность?

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (http://www.garant.ru/hotlaw/federal/307537/) норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы): 18 часов в неделю учителям 1–11 (12) классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы (в том числе специальные (коррекционные) образовательные программы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья).

Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденными в установленном порядке.

Нормируемая часть рабочего времени работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые уроки (учебные занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием, установленные для обучающихся, в том числе «динамический час» для обучающихся I класса. При этом количеству часов установленной учебной нагрузки соответствует количество проводимых указанными работниками учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут.

Рабочее время учителя

Какова продолжительность рабочего времени учителя?

Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.

На основании Приказа Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений», (http://base.garant.ru/189813/) при составлении расписаний учебных занятий образовательное учреждение обязано исключить нерациональные затраты времени педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, с тем, чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы (так называемые «окна»), которые в отличие от коротких перерывов (перемен) между каждым учебным занятием, установленных для обучающихся, воспитанников, рабочим временем педагогических работников не являются.

Каков график работы учителей во время каникул?

Периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и не совпадающие с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками работников (каникулярный период), являются для них рабочим временем. В каникулярный период педагогические работники осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени (установленного объёма учебной нагрузки (педагогической работы), определенной им до начала каникул, и времени, необходимого для выполнения работ, с сохранением заработной платы в установленном порядке.

Режим рабочего времени всех работников в каникулярный период регулируется локальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера.

Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, включающий предоставление выходных дней, определяется с учётом режима деятельности образовательного учреждения (круглосуточное пребывание обучающихся, воспитанников, пребывание их в течение определённого времени, сезона, сменности учебных занятий и других особенностей работы образовательного учреждения) и устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, графиками работы, коллективным договором, разрабатываемыми в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Каким образом регулируется переработка учителя?

В соответствии со статьей 152 Трудового Кодекса РФ (http://base.garant.ru/12125268/) сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха.

Согласно Статье 153 Трудового Кодекса РФ оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни оплачивается не менее чем в двойном размере. По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха.

В соответствии со статьей 47 Федерального закона «Об образовании», педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена в рабочее время и освобождённым от основной работы на период проведения единого государственного экзамена, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счёт бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение единого государственного экзамена.

Как распределяется трудовая нагрузки учителей-пенсионеров?

В статье 3 Трудового кодекса РФ устанавливается запрет дискриминации в сфере труда. Так, каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Таким образом, трудовая нагрузка учителя не зависит от его статуса пенсионера и регулируется трудовым договором с работодателем.

Заработная плата учителя

Каковы принципы начисления заработной платы?

Правовым основанием введения новой системы оплаты труда являются статьи 29, 41 Закона Российской Федерации «Об образовании», часть 2 статьи 26.14. Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статья 144 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2007 г. № 605 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений», постановление Правительства Москвы от 28 октября 2008 г. № 1008-ПП «О первоочередных мерах по реализации новых принципов оплаты труда в бюджетных учреждениях, подведомственных органам исполнительной власти города Москвы, входящим в Комплекс социальной сферы города Москвы», Модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования Министерства образования и науки.

На основании Модельной методики система оплаты труда работников государственных образовательных учреждений устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами г. Москвы.

Оклад педагогического работника, непосредственно осуществляющего учебный процесс, рассчитывается по формуле:

O = Стп х У х Чаз х К х А + Днз, где:

О – оклад педагогического работника, непосредственно осуществляющего учебный процесс;

Стп – расчетная стоимость ученико-часа (руб./ученико-час);

У – количество обучающихся по предмету в каждом классе;

Чаз – количество часов по предмету по учебному плану в месяц в каждом классе;

К – повышающий коэффициент за сложность и приоритетность предмета в зависимости от специфики образовательной программы данного учреждения;

А – повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагога;

Днз – доплата за неаудиторную занятость.

Если педагог ведет несколько предметов в разных классах, то его оклад рассчитывается как сумма оплат труда по каждому предмету и классу.

По каким параметрам рассчитываются стимулирующие надбавки?

В соответствии с Модельной методикой формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования Министерства образования и науки, система стимулирующих выплат работникам образовательного учреждения включает в себя поощрительные выплаты по результатам труда (премии и т. д.). Основными критериями, влияющими на размер стимулирующих выплат педагога, являются критерии, отражающие результаты его работы. Поскольку стаж педагогической работы и уровень образования педагога оказывают опосредованное влияние на результат работы учителя, то можно считать их учтёнными в стимулирующих выплатах за качество работы учителя. Распределение поощрительных выплат по результатам труда за счёт стимулирующей части фонда оплаты труда производится по согласованию с органом, обеспечивающим государственно-общественный характер управления образовательным учреждением, на основании представления руководителя образовательного учреждения и с учётом мнения профсоюзной организации.

Размеры, порядок и условия осуществления стимулирующих выплат определяются локальными актами образовательного учреждения и (или) коллективными договорами.

Примерное положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда образовательного учреждения

Общие положения

Настоящее Положение разработано в целях усиления материальной заинтересованности работников образовательного учреждения в повышении качества образовательного и воспитательного процесса, развитии творческой активности и инициативы.

Система стимулирующих выплат работникам образовательного учреждения включает в себя поощрительные выплаты по результатам труда (премии).

Условия премирования:

Педагогические работники

Достижение учащимися высоких показателей в сравнении с предыдущим периодом, стабильность и рост качества обучения;

Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам (подготовка призеров олимпиад, конкурсов, конференций различного уровня);

Позитивные результаты деятельности учителя по выполнению функций классного руководителя (снижение количества учащихся, стоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних; снижение (отсутствие) пропусков учащимися уроков без уважительной причины; снижение частоты обоснованных обращений учащихся, родителей, педагогов по поводу конфликтных ситуаций и высокий уровень решения конфликтных ситуаций);

Заместители директоров по УВР, ВР

Организация предпрофильного и профильного обучения;

Выполнение плана внутришкольного контроля, плана воспитательной работы;

Высокий уровень организации и проведения итоговый и промежуточной аттестации учащихся;

Высокий уровень организации и контроля мониторинга) учебно-воспитательного процесса;

Качественная организация работы общественных органов, участвующих в управлении школой (экспертно-методический совет, педагогический совет, органы ученического самоуправления и т. д.);

Сохранение контингента учащихся в 10–11-х классах;

Высокий уровень организации аттестации педагогических работников школы;

Поддержание благоприятного психологического климата в коллективе;

Заместитель директора по АХЧ

Обеспечение санитарно-гигиенических условий в помещениях школы;

Обеспечение выполнения требований пожарной и электробезопасности, охраны труда;

Высокое качество подготовки и организации ремонтных работ;

Педагог-психолог, социальный педагог

Результативность коррекционно-развивающей работы с учащимися;

Своевременное и качественное ведение банка данных детей, охваченных различными видами контроля;

Библиотекарь

Высокая читательская активность обучающихся;

Пропаганда чтения как формы культурного досуга;

Участие в общешкольных и районных мероприятиях;

Оформление тематических выставок;

Выполнение плана работы библиотекаря;

Водитель

Обеспечение исправного технического состояния автотранспорта;

Обеспечение безопасной перевозки детей;

Отсутствие ДТП, замечаний;

Обслуживающий персонал (уборщица, дворник и т.д.)

Проведение генеральных уборок;

Оперативность выполнения заявок по устранению технических неполадок;

Установление условий премирования, не связанных с результативностью труда, не допускается.

Порядок премирования

Поощрительные выплаты по результатам труда распределяются органом самоуправления образовательного учреждения, обеспечивающим демократический, государственно-общественный характер управления, по представлению руководителя образовательного учреждения.

Руководитель образовательного учреждения представляет в орган самоуправления образовательного учреждения, обеспечивающим демократический, государственно-общественный характер управления, аналитическую информацию о показателях деятельности работников, являющихся основанием для их премирования.

Порядок рассмотрения органом самоуправления образовательного учреждения, обеспечивающим демократический, государственно-общественный характер управления, вопроса о стимулировании работников устанавливается соответствующим положением.

Аудиторная занятость педагогических работников включает проведение уроков. Неаудиторная занятость педагогических работников включает следующие виды работы с обучающимися в соответствии с должностными обязанностями: консультации и дополнительные занятия с обучающимися, подготовка учащихся к олимпиадам, конференциям, смотрам, осуществление функций классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися, иные формы работы с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями). Другие виды неаудиторной занятости педагогических работников могут быть учтены при начислении повышающих коэффициентов.

Как оплачивается труд учителя при совмещении должностей?

При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объёма работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определённой трудовым договором, оплата труда работника производится с учетом положений ст. 151 Трудового кодекса РФ.

Размер доплаты в указанных случаях устанавливается по соглашению между работником и работодателем с учётом содержания и характера дополнительной работы (ч. 2 ст. 151 ТК РФ).

Трудовой кодекс РФ не определяет ни минимального, ни максимального размера доплаты. Доплата может быть установлена как в твёрдой денежной сумме, так и в процентах к тарифной ставке (окладу) или заработной плате работника. Однако работодатель должен учитывать положение ст. 22 ТК РФ, которое обязывает его обеспечить одинаковую оплату за труд равной ценности.

Как оплачивается труд учителя при сокращении учебной нагрузки в течение учебного года?

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников)», учителям общеобразовательных учреждений, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной нагрузкой, до конца учебного года выплачивается:

Заработная плата за фактическое число часов, если оставшаяся нагрузка выше установленной нормы за ставку;

Заработная плата в размере ставки, если оставшаяся нагрузка ниже установленной нормы за ставку и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;

Заработная плата, установленная до снижения учебной нагрузки, если она была установлена ниже нормы за ставку и если их невозможно догрузить другой педагогической работой.

Молодые специалисты

Кто относится к категории «молодой специалист?

В Трудовом кодексе Российской Федерации (ст. 70) используется термин «Лицо, окончившее образовательное учреждение начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющее государственную аккредитацию, и впервые поступающее на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения».

Таким образом, можно определить примерный перечень основных и дополнительных критериев, которым должен отвечать выпускник вуза, претендующий на получение статуса «молодой специалист».

Основные критерии определения понятия «молодой специалист», предусмотренные в Трудовом кодексе РФ:

Лицо должно окончить образовательное учреждение высшего профессионального образования, имеющее государственную аккредитацию;

Лицо должно впервые поступить на работу по полученной специальности;

Лицо должно трудоустроиться по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения.

Молодыми специалистами признаны лица не старше 35 лет непосредственно (не позднее трёх месяцев с начала учебного года в год окончания образовательного учреждения высшего или среднего профессионального образования) после окончания образовательного учреждения высшего профессионального или среднего профессионального образования (независимо от формы получения образования), поступившие на работу по специальности (педагогической либо при соответствии профиля педагогической деятельности специальности (квалификации), указанной в дипломе) при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), учителя начальной школы – независимо от объема педагогической нагрузки.

Статус молодого специалиста устанавливается однократно и действует в течение трёх лет, но может быть продлён (на аналогичный срок) в случае призыва на военную службу или направления на заменяющую её альтернативную гражданскую службу; направления на стажировку или обучение с отрывом от производства по основному месту работы; поступления в очную аспирантуру для подготовки и защиты кандидатской диссертации; предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трёх лет.

Установлена 15-процентная доплата к ставке заработной платы (без учёта дополнительной нагрузки) молодого специалиста для компенсации 50% стоимости проездного билета.

Через какое время молодой специалист может претендовать на 1 категорию?

Аттестация на первую категорию возможна через 5 лет работы в школе.

Может ли бакалавр, учащийся в магистратуре получать надбавку как молодой специалист?

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» бакалавриат является формой высшего образования в Российской Федерации. Соответственно, при соблюдении прочих критериев, данное лицо может быть квалифицировано как молодой специалист.

Аттестация учителей

Каков новый порядок аттестации учителей?

Порядок аттестации изложен в совместном письме Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 18.08.2010 № 03-52/46 «Разъяснения по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений». Цель аттестации – установить соответствие педагога квалификационной категории (первой или высшей), а также занимаемой должности.

Аттестационная комиссия для педагогических работников региональных и муниципальных учреждений формируется региональным органом в сфере образования. Для педагогов федерального учреждения – органом, в ведении которого оно находится. В состав комиссий, в частности, входят представители профсоюзов, научных организаций и общественных объединений, органов самоуправления образовательных учреждений (попечительских и педсоветов и др.), работники образовательных учреждений. Графики работы комиссий ежегодно утверждаются соответствующими органами.

Аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проводится 1 раз в 5 лет. Её проходят педработники, не имеющих квалификационных категорий. Аттестации не подлежат педагоги, отработавшие менее 2 лет, а также женщины, находящиеся в декретном отпуске. Педагогический работник уведомляется об аттестации не позднее чем за месяц до её начала.

Аттестация в целях установления квалификационной категории проводится по заявлению педагога. Оно рассматривается в течение месяца.

Решение комиссии оформляется протоколом и заносится в аттестационный лист педработника. Оно утверждается госорганом в сфере образования. Аттестационный лист и выписка из акта госоргана направляются работодателю.

В случае непрохождения аттестации педагог увольняется либо с его согласия переводится на другую имеющуюся работу.

Пунктом 16 Порядка аттестации педагогических работников установлено, что педагогический работник вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с законодательством Российской Федерации, т.е. могут быть обжалованы все элементы, с которыми связаны ее результаты.

Трудовые споры

- Каков механизм разрешения трудовых споров?

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам в учреждениях и судами. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется главой 60 Трудового кодекса РФ и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Каким образом создается конфликтная комиссия?

В соответствии со статьей 45 ФЗ «Об образовании», в образовательных учреждениях создается комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.

Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.

Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учётом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии).

Каковы последствия неудовлетворительного результата аттестации ученика?

В соответствии со статьей 58 ФЗ «Об образовании», промежуточная аттестация обучающихся состоит в освоении образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.

Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.

Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.

Образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.

Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.

Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия.

Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации.

Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно.

Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.

Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.

Обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, отчисляются из этой организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.

Предусмотрена ли ответственность учителя, когда его деятельность и поведение недопустимы?

В статье 47 ФЗ «Об образовании» говорится о том, что педагогические работники обязаны: соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей учитывается при прохождении ими аттестации.

Могут ли родственники работать в школе в непосредственном подчинении одного другому?

До 1 февраля 2001 года частью 1 статьи 20 КЗоТ запрещалась совместная служба в одном и том же государственном или муниципальном учреждении лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), если их служба была связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного другому. Поэтому работа близких родственников (например, супругов) в должности директора и заместителя директора по административно-хозяйственной работе противоречила действовавшему в то время законодательству.

Вступивший в силу с 1 февраля 2002 года Трудовой кодекс РФ не содержит указанных ограничений.

Занятие в сфере образования никогда не отличалось высоким уровнем заработной платы, и правительство РФ поставило перед собой задачу повысить зарплату педагогам в 2019 году.

А пока что статистика продолжает показывать, что избегают работы в школе именно из-за низкой оплаты труда.

Даже стимул, в виде дополнительных проплат не влияет на показатели, поскольку доплаты мизерные, а критерии выполнения далеки от жизни.

Напомним, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.08. 2008 была произведена реструктуризация оплаты труда бюджетников. В данном постановлении упоминается термин «стимулирующие выплаты». Изучим его подробнее.

В чем заключается данная господдержка

Стимулирующие выплаты – это доплаты материального характера, которые назначаются некоторым работникам в качестве вознаграждения за успехи и достижения на трудовом поприще. Перечень достижений оговаривается трудовым договором или законодательством.

Например, отметим следующие выплаты :

Все виды доплат прописываются в трудовых договорах или в приказе , который утверждается руководителем. Осуществляется привилегия без ущерба правам работника. Премия или доплата не вычитается из зарплаты.

Такой вид мотивации давно используется на частных предприятиях в качестве премиальных, но у государственных служащих стимул появился недавно. Теперь воспитатели детских садиков, санаториев, преподаватели учебных заведений смогут довольствоваться этой привилегией.

Законодательная основа

Опираясь на статью 129 Трудового кодекса РФ и положения Постановления Правительства «О введении новых систем оплаты труда…» от 05.082008 №583, зарплата педагогов с 1 декабря 2008 года будет формироваться с таких частей:

  • базовая ставка;
  • компенсационные выплаты;
  • стимулирующие доплаты.

В понятие «базовой ставки» входит расчет труда, который зависит от нескольких факторов: квалификации и отработки взятого количества часов. Компенсация выплачивается исходя из трудовых условий. Критерии и объем поощрения четко формулируются деловыми бумагами отдельного учреждения (детсад, школа, гимназия, лицей).

Проплаты стимулирующего характера формируются в соответствии с аналогичным списком, на основе приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2007 №818 «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера…»:

Основные критерии оплат устанавливаются и прописываются каждым учебным заведением отдельно, но при работе над документом нужно следовать условиям законодательства. Приказ Минтруда России от 26.04.2013 №167н рекомендует устанавливать требования индивидуально для каждого преподавателя в трудовом документе. Список для учителей указан в письме Минобрнауки РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02.

Условия получения

Мы уже упоминали, что список условий разрабатывается руководством, опираясь на требования Трудового кодекса.

Основные критерии , которые регламентированы государством по отношению к педагогам :

Немного иначе начисляются стимулирующие проплаты воспитателям дошкольных учреждений и учителям подготовительных и младших классов . Их финансирование осуществляется из средств, которые выделяют из фонда учебного заведения: 60% идет на выплаты квалифицированному персоналу, остальные 40% – остальному штату.

Касательно критериев, то здесь берут во внимание эффективность проведения факультативов и кружковых занятий, их число, разработка и внедрение учебных программ образования и воспитания, эффективное взаимодействие с воспитанниками.

Библиотекарей тоже не обделили вниманием и прописали пару-тройку условий:

  • активное формирование библиотечного фонда;
  • развитие и сохранение фонда;
  • справочно-библиографическая работа;
  • повышение профессионализма;
  • постоянная работа с читателями.

Так же в учет идут награды, ученые степени.

К сожалению, некоторые случаи показывают, что критерии требуют доработки. Например, такой пункт как добросовестное выполнение обязательств, качество труда может быть истолковано сотрудниками по-разному, поэтому желательно вносить больше ясности и конкретики.

Бывает и так, что параметры указаны четко, но не представляется возможным адекватно оценить результат.

Предусмотрены ли доплаты руководителям

А что же руководители учебных заведений? Государство позаботилось и о них. Требований больше и регулируются предложениями Минобрнауки.

При назначении премии руководителям школ и ДОУ оценивают такие параметры:

Оценочный лист — как он работает

Оценочным листом называют документ, в котором четко обозначены вышеперечисленные задачи для начисления мотивации к работе с использованием бальной системы.

Срок выполнения этих задач тоже устанавливается в оценочном листе, например, за неделю, месяц, год.

Оценочный лист выглядит как список критериев с обозначением общих положений, порядком стимулирования и оценивания результатов сотрудников учебного заведения. Кроме того, отводится место для выставления баллов, полученных в процессе работы. Баллы ставятся за выполнение определенного пункта, соответственно, невыполнение – снимает дополнительные отметки.

Другими словами, этот документ служит основанием для начисления надбавок и содержит итог работы учителя.

Порядок начисления и расчета

Мы уже говорили о том, что представляет собой оценочный лист. Этот документ является основой при начислении доплат.

Чтобы определить размер мотивации , используется система баллов. Каждый критерий оценивается количеством баллов и записывается в уже известный нам оценочный листок. Чем больше пунктов будет соблюдено, тем больше баллов получит учитель.

Денежные вознаграждения корректируются каждым учреждением исходя из его бюджета. Различие состоит в том, что в школе А вознаграждение может составить 900 р., а в школе Б за такие же критерии начислится только 400 р.

Распределяется стимулирующая оплата в несколько способов:

В данную комиссию предоставляют оценочный лист, который подвергается детальному анализу на объективность, после чего обобщаются данные для предложений доплаты сотрудникам.

  1. Происходит суммирование баллов, которые заработал каждый педработник.
  2. Высчитывают стоимость одного балла. Для этого общий бюджет, отведенный для этих целей, делят на количество набранных баллов всеми сотрудниками заведения.
  3. Дальше следует простая математика: стоимость одного балла умножается на общее количество баллов, набранных учителем.

После согласования всех моментов, утверждается решение и директор образовательного заведения подписывает приказ о соответствующих выплатах .

Частота доплат зависит от работодателя и может быть установлена как на каждый месяц, так и четверть, семестр, год.