Е В. ЯЛУНЕР

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ СФЕРЫ УСЛУГ

Функциональная ориентация планирования перспективного развития конкретной социально-экономической системы в своей содержательной основе должна, по нашему мнению, включать не только стремление достичь ею устанавливаемых на прогностической основе экономических и социальных результатов посредством реализации комплекса ресурсообеспеченных мер экономического, финансового, инновационного, маркетингового, структурноорганизационного характера, но и нейтрализовывать, нивелировать существенные влияния негативных факторов внешней и внутренней сред, достигать намеченной цели на основе принципов планомерности и пропорционального развития в той мере их соблюдения, которая возможна в рамках взаимодействия функции планирования с другими элементами в системе управления социально-экономическим развитием предприятия, отрасли и в целом народного хозяйства.

Пропорциональное и планомерное развитие социально-экономической системы, развивающейся на основе осуществления индикативного (рекомендательного, ориентированного) плана, возможно в условиях сочетания текущего, перспективного и стратегического планирования, их системного взаимодействия на различных уровнях управления развитием социальноэкономических систем (предприятие, отрасль, комплекс, национальная экономика). При этом планированию в условиях значительного влияния факторов нестабильной внешней среды в неопределенном времени должна отводиться координирующая роль по согласованному осуществлению комплексных мер и действий в рамках конкретной социально-экономической системы для достижения наибольшей результативности и эффективности производства продукции, оказания услуг.

Вместе с этим достижение той пропорциональности развития социальноэкономической системы, которое возможно в условиях значительных изменений во внешней среде, может быть выражено не только в обеспечении соответствующих темпов роста объемов выпускаемой продукции, оказания услуг, снижения затрат, позволяющих сохранять необходимый для профессиональных участников рынка уровень конкурентоспособности, занимаемое (приоритетное, лидирующее) место на рынке, но и в организации взаимосогласованной деятельности всех структурных составляющих национальной экономики, отрасли, подразделений предприятия. При этом взаимосогласованность и рационализация сложившихся отношений должны регулироваться как органами управления, так и рынком.

Планирование своей функциональной направленностью должно быть ориентировано на решение таких задач пропорциональности развития, как

определение и регламентация соответствующего уровня и характера сопод-чиненности, первостепенности инвестирования, выпуска тех или иных видов продукции, оказания услуг, выполнения работ, предпочтительности и пре-имущественности развития отдельных структурных составляющих, ресурсных потенциалов социально-экономических систем.

Необходимость инновационного и инвестиционного развития хозяйствующих субъектов, структурных составляющих производственной и социальной сферы народного хозяйства, определяющих уровни их конкурентоспособности, эффективности использования ресурсов, качество услуг, усложнение и развитие производственных взаимосвязей между структурными составляющими, предприятиями народного хозяйства, в условиях перехода к развитому рынку в существенной мере зависит от: действенности и значимости плановорасчетных обоснований достижения наибольших экономических и социальных результатов, минимальных расходов, идущих на потребление трудовых, финансовых, информационных ресурсов, основных фондов, материальных элементов оборотных фондов; повышения степени планомерности процессов производства продукции, оказания услуг, выполнения работ в соответствии с целевой ориентацией развития в средне-, долгосрочном периоде времени.

Повышение роли планирования в деятельности структурных составляющих народного хозяйства, предприятий в значительной мере зависит от степени соблюдения индикативности и ответственности менеджеров в процессе реализации составленных планов на текущий и перспективный (средне-, долгосрочный) периоды времени за достижение планово-расчетных экономических и социальных результатов, уровней эффективности и использования ресурсов, от степени рационализации механизмов стимулирования труда, организации производства, процесса оказания услуг.

Наряду с этим доминирующая роль функции планирования в системе управления структурными составляющими, предприятиями сферы услуг заключается в том, что составление и реализация планов призваны обеспечить пропорциональное, сбалансированное развитие хозяйствующих субъектов, структурных составляющих сферы услуг, а также равновесное состояние складывающегося на рынке спроса и предложения на услуги, работы, продукцию различных отраслевых составляющих социальной сферы. При этом обеспечение соответствующей планомерности развития структурных составляющих, хозяйствующих субъектов сферы услуг, по нашему мнению, в значительной степени зависит также от разнообразия и рационального сочетания методов планирования и использования трудовых и материальнотехнических ресурсов, от планово-расчетного обоснования определяемых величин экономических и социальных результатов, эффективности деятельности предприятий, отраслевых составляющих сферы услуг.

Соблюдение функциональной направленности перспективного планирования хозяйствующих субъектов сферы услуг в условиях значительного негативного влияния факторов нестабильной внешней среды возможно на основе не только устанавливаемых объемов потребления всех видов ресурсов, необходи-

мых для обеспечения процесса оказания потребителям услуг, изготовления продукции, но и определения, соблюдения минимальных размеров (норм) потребления ресурсов, приходящихся на оказание одной индивидуальной или комплексной услуги, единицы изготавливаемой продукции, выступающих важным фактором влияния на повышение эффективности использования всех видов ресурсов. В противном случае формируемый индикативный план с требованиями соблюдения принципов пропорциональности, планомерности и сбалансированности текущего функционирования и перспективного развития предприятий, структурных составляющих сферы услуг лишается своей функциональной направленности, целевой ориентации на достижение установленных (необходимых) экономических и социальных результатов в условиях транзитивной (переходной) экономики, влияния негативных факторов внешней среды. При этом цена достижения планово-расчетных результатов, объемов потребляемых ресурсов может быть непомерно высокой.

Функциональная ориентация планирования в системе управления структурными составляющими и предприятиями в сфере услуг на соблюдение сбалансированности, планомерности и пропорциональности развития в перспективном периоде времени может быть в достаточной мере обеспечиваться на основе такого использования трудовых, материально-технических и иных ресурсов, при котором в динамике за ряд временных периодов (лет) достигается рост соотношений экономических результатов к затратам, способствующий не только интенсификации, повышению обобщающей эффективности производства продукции, оказания услуг, но и росту уровня конкурентоспособности организационно-правовых структур сферы услуг. В свою очередь, достижение высокой планово-расчетной результативности в сфере услуг, на наш взгляд, возможно при соблюдении нормативного потребления трудовых и материально-технических ресурсов, оказывающего положительное влияние как на увеличение экономических результатов, так и на снижение темпов роста затрат.

Планово-расчетная функциональная ориентация структурных составляющих и предприятий сферы услуг, таким образом, должна на основе необходимого ресурсообеспечения обеспечивать такой экономический результат (стоимостной объем оказанных услуг, производства продукции, прибыль), динамика роста которого опережает темпы увеличения суммарных затрат на потребление всех видов ресурсов. В этой связи недостаточно аргументированной выступает позиция ряда ученых-экономистов, считающих, что пропорциональность, планомерность и сбалансированность процесса оказания услуг, производства продукции в социальной сфере, результативность деятельности возможны в основном на базе экстенсивного роста объемов основных и оборотных фондов, лучшего их использования .

Однако, как нам представляется, правомерность постановки проблемы увеличения среднегодовых объемов основных фондов, материальных элементов оборотных фондов и эффективности их использования не исключает, а, скорее всего, требует интенсификации процесса оказания услуг, производства продукции в социальной сфере, ее структурных составляющих, на предприятиях.

В то же время следует отметить, что функциональная ориентация планирования в системе управления социально-экономическими системами может учитывать на определенной стадии развития (например, на стадии обновления, модернизации и реконструкции основных фондов) существенное увеличение объемов ресурсных потенциалов. Но по мере повышения эффективности производства темпы прироста основных и оборотных фондов могут достигнуть тех оптимальных объемов, при которых стоимостные результаты текущей деятельности и перспективного развития структурных составляющих и хозяйствующих субъектов сферы услуг по темпам роста и абсолютным значениям в динамике во времени будут опережать темпы увеличения стоимостных объемов ресурсных потенциалов.

Вместе с этим в функциональной ориентации планирования следует учитывать то обстоятельство, что увеличение обобщающего уровня эффективности использования всех видов имеющихся ресурсов в перспективном периоде времени еще не выступает свидетельством рационального соотношения результатов и затрат в сложившихся условиях негативного влияния факторов внешней среды, так как оптимальность данных соотношений весьма условна исходя из соблюдения установленных норм и нормативов потребления всех видов располагаемых ресурсов, их соответствия организационноэкономическим, инновационным, техническим возможностям хозяйствующих субъектов сферы услуг экономить трудовые и материально-технические ресурсы при планируемом увеличении темпов роста стоимостных объемов оказания услуг, производимой продукции.

Нормативная функциональная ориентация планирования в системе управления перспективным развитием структурных составляющих, предприятий социальной сферы, в соответствии нашими представлениями, отражает в определенной мере формируемый субъектом управления балансовый уровень соответствия планируемого стоимостного объема оказания услуг, производимой продукции располагаемым ресурсным потенциалам.

Кроме того, балансовое, нормативное соответствие экономических результатов и ресурсного обеспечения в перспективном периоде определяется исходя из сложившейся потребности в оказании услуг, выпуске продукции на рынках услуг, товаров, необходимости приведения в равновесное состояние спроса и предложения. При этом для функциональной ориентации планирования достигать наибольших экономических результатов и на нормативной основе - наименьших затрат в перспективном периоде важной базой для планово-расчетных обоснований является фактический стоимостный объем оказанных услуг, производства товаров в социальной сфере, плановые приросты к которому как реально достижимые величины возможны в перспективном периоде на основе соблюдения норм и нормативов потребления ресурсов, дифференцируемых по мере изменения технического, инновационного и организационно-экономического уровней ресурсных потенциалов, хозяйствующих субъектов в целом и структурных составляющих сферы услуг.

Пропорциональная, сбалансированная и планомерная функциональная направленность планирования, как нам представляется, должна быть подчинена ориентации на достижение таких экономических результатов, нормативное регулирование которых отвечало бы стремлению хозяйствующих субъектов, структурных составляющих сферы услуг эффективно использовать ресурсы.

Логико-вербальное изложение функциональной ориентации планирования текущей деятельности и перспективного развития предприятий, структурных составляющих сферы услуг предоставляет возможность разноуровневым органам управления социальной сферой повышать степень объективности и значимости планово-расчетных обоснований достижения устанавливаемых на прогностической основе уровней эффективности ресурсопотребления, экономических результатов.

Функциональная ориентация планирования на достижение устанавливаемых экономических, социальных и иных результатов, на наш взгляд, может быть обеспечена также на основе повышения уровня их объективности. Основным инструментарием планово-расчетных обоснований достижения в перспективном периоде экономических результатов, эффективности используемых ресурсов в сфере услуг выступает социально-экономическое прогнозирование, в соответствии с которым происходит перенесение сложившихся тенденций развития хозяйствующего субъекта или в целом структурной составляющей сферы услуг из ретроспективного (прошлого) периода в будущее.

Прогнозные оценки, полученные экономико-математическими методами, уровень своей адекватности фактических величин прогнозным (плановорасчетным) подтверждают, как правило, статистическими параметрами значимости созданной прогностической модели (уравнения), практическое использование которой в формируемом плане перспективного развития хозяйствующего субъекта или структурной составляющей сферы услуг состоит в том, чтобы прогнозируемые значения экономических результатов или эффективности деятельности после согласования с ресурсным обеспечением на перспективный период принять за плановые или после некоторых корректив оценок прогноза принять решение об утверждении их как ориентиров достижения экономических результатов, эффективности использования ресурсов, численные значения которых находятся в диапазоне экономически приемлемых величин.

В этой связи следует отметить то, что прогнозные оценки экономических и иных результатов перспективного развития хозяйствующих субъектов, структурных составляющих сферы услуг в своей точности и объективности соответствуют сложившимся тенденциям ретроспективных изменений, фактически действовавшим или сопоставимым ценам, избранному интервалу времени, в рамках которого осуществлялся прогноз. Точность оценок прогноза экономических результатов и эффективности использования всех видов ресурсов предприятия, структурной составляющей социальной сферы зависит также и от соотношения числа членов динамического ряда и оценок прогноза во времени.

По нашему мнению, функциональная ориентация планирования развития социально-экономических систем сферы услуг должна соответствовать точности прогнозных оценок их экономических результатов и эффективности ресурсопотребления на среднесрочный период (2-3 года), так как ошибки прогноза в долгосрочном периоде (5-6 лет) значительно возрастают при отсутствии статистической пропорциональности членов динамического ряда и оценок прогноза. В том случае, если состав членов динамического ряда находится с количеством оценок прогноза в пропорции 2:1 при высокой статистической значимости прогностического уравнения, то такой прогноза может служить базой для повышения объективности планово-расчетных обоснований достижения необходимых экономических результатов, уровней эффективности развития структурных составляющих сферы услуг в перспективном периоде времени.

Вместе с этим следует учитывать, что объективность функциональной ориентации планирования на достижение поставленной цели, экономических результатов и уровней эффективности использования ресурсных потенциалов зависит от комплекса различных факторов, прямо или опосредованно влияющих на точность плановых оценок экономического и социального развития хозяйствующих субъектов, структурных составляющих сферы услуг. Такими факторами, например, наряду с вышеизложенными, выступают изменения: внешней и внутренней среды, связанной со значительными колебаниями конъюнктуры рынка услуг; нормативно-правовых регламентаций; уровней конкурентоспособности профессиональных участников рынка услуг, товаров предприятий социальной сферы; каналов сбыта услуг, продукции, материально-технического обеспечения; степени диверсификации продукции, объема заемных средств с целью финансирования инвестиционного проекта, эмиссии акций, облигаций.

Поэтому адекватность расчетных экономических показателей, установленных в текущем (один год) или перспективном (2-5 лет) планах социальноэкономического развития структурной составляющей, предприятий сферы услуг исходя из оценок прогноза, не может быть полностью соблюдена без учета и рационализации взаимодействия текущего, перспективного и стратегического планов, в своей функциональной направленности ориентированных не только на учет возможных и при этом существенных влияний факторов, но и на их нивелирование, нейтрализацию и локализацию в случае значительных изменений состояния внешней и внутренней среды.

Функциональная ориентация и роль планирования в системе управления отраслевыми составляющими и предприятиями сферы услуг в существенной мере зависит от взаимодействия с такими функциями управления социальноэкономическими системами, как организация, регулирование, контроль и учет. Каждая из функций, имея индивидуальную ориентацию на достижение конкретных экономических, социальных и иных результатов в системе управления структурными составляющими сферы услуг народного хозяйства, одновременно во взаимодействии с другими функциями управления направлена в системном единстве на достижение основной цели - обеспечения эко-

номического роста и повышения эффективности производства продукции, оказания услуг в текущей деятельности и перспективном развитии структурных составляющих сферы услуг.

Так, например, функциональная ориентация организации процесса оказания услуг, производства продукции на предприятии сферы услуг связана с рационализацией взаимодействия персонала с основными и оборотными фондами - материально-техническими составляющими деятельности хозяйствующего субъекта. При этом взаимодействие всех видов ресурсного потенциала организационно-правовой структуры сферы услуг на основе предпринимаемых мер в рамках функции организации производства продукции, оказания услуг должно обеспечивать достижение планово-расчетных экономических и иных показателей в перспективном периоде.

В то же время следует отметить, что реализуемый комплекс экономических, социальных, маркетинговых и инновационных мер в составе функции планирования определяет реальности достижения экономических результатов только во взаимодействии с другими функциями управления.

В этой связи целесообразно разделять цели системы управления предприятием сферы услуг и непосредственно цели самого хозяйствующего субъекта, представляющего собой социально-экономическую систему. Основная целевая ориентация социально-экономической системы, на наш взгляд, может быть выражена таким критериальным определением, как максимизация экономических результатов и минимизация затрат на потребление всех видов ресурсов в процессе оказания потребителям индивидуальных или комплексных услуг, производства продукции. В то же время основные экономические результаты как выходные характеристики данной системы могут быть выражены в стоимостной или натуральной форме.

В рационализированной системе управления текущей деятельностью и перспективным развитием предприятий и структурных составляющих сферы услуг выходными параметрами выступают приросты управляемости, экономических результатов за счет рационализации взаимодействия элементов данной системы. Целью функционирования данной системы управления являются повышение уровня управляемости социально-экономической системы, соблюдение ею целевой ориентации на достижение тех экономических результатов, которые соответствуют критериальной направленности данной системы (например, достижения оптимального стоимостного объема оказания потребителям услуг, реализации продукции, соответствующего нормативному потреблению ресурсов).

Однако роль функции планирования в системе управления организационно-правовой структурой сферы услуг, на наш взгляд, состоит в том, чтобы обеспечить сбалансированность, пропорциональность и планомерность социально-экономического развития посредством реализации комплекса инновационных, технических, экономических, социальных, маркетинговых, финансовых и иных мер, направленных на достижение тех темпов экономического роста и эффективности использования ресурсов, которые сохраняют или

расширяют занимаемое (обыкновенное для массовых профессиональных участников или приоритетное, лидирующее) место на определенном сегменте рынка хозяйствующим субъектом, повышают его уровень конкурентоспособности, выпускаемой им продукции, оказываемых услуг.

Поэтому функциональная ориентация и роль планирования в системе управления развитием структурных составляющих сферы услуг, на наш взгляд, могут быть идентифицированы с достижением социально-экономической системой тех экономических результатов, которые на ресурсообеспеченной, сбалансированной и прогностической основах устанавливаются в текущем и перспективном планах.

Осуществлению функциональной ориентации планирования, его целенаправленности и повышению значимости в условиях негативного влияния факторов внешней и внутренней среды на структурные составляющие сферы услуг должны способствовать уточнение и классификационное отнесение тех или иных отраслевых составляющих сферы услуг в соответствующие интегрированные по характеру оказания услуг группы.

В экономической литературе нет единства с определением понятий социальная сфера, сфера услуг, сфера сервиса. На наш взгляд, это синонимичные понятия, несмотря на некоторые статистические и смысловые отличия друг от друга. Так, например, Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат) статистические данные о развитии народного хозяйства разделяет и относит к производственной и социальной сферам, выделяя в них различные структурные составляющие и комплексы, именуемые отраслями . При этом к основным структурным составляющим (отраслям) социальной сферы Госкомстат относит: транспорт (грузовой и пассажирский); связь; оптовую, розничную торговлю и общественное питание; информационно-вычислительные обслуживание; жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания; здравоохранение; физическую культуру и социальное обеспечение; образование; культуру и искусство; науку и научное обслуживание; финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение; управление.

Однако в перечне отраслей социальной сферы Госкомстата отсутствуют такие структурные составляющие, как туристско-экскурсионный, санаторнокурортный, гостиничный комплексы. Поэтому, на наш взгляд, идентифицируя понятия социальная сфера и сфера услуг, в целях повышения уровня функциональной ориентации планирования в составе системы управления структурными составляющими (отраслями) сферы услуг, сближая их на синонимичной основе, следует уточнить отраслевую принадлежность тех или иных структурных составляющих, несколько детализировать обобщающие группы отраслей и дать единую группировку комплексов и отраслей.

В целом к сфере услуг (социальной сфере) можно отнести такие отраслевые (комплексные) составляющие, как: пассажирский транспорт; телекоммуникационный комплекс; торгово-закупочный комплекс; общественное питание;

гостиничный, санаторно-курортный, туристско-экскурсионный комплексы; спортивно-оздоровительный комплекс; научно-инновационный комплекс; финансово-кредитный комплекс; жилищно-коммунальный комплекс; непроизводственное бытовое обслуживание; культурно-досуговый комплекс; информационно-вычислительное обслуживание; здравоохранение; образование.

Каждая из структурных составляющих сферы услуг, в свою очередь, должна быть детализирована по соответствующим подотраслям в целях отнесения каждой из них к классификационным отраслевым группам сферы услуг. Так, например, в состав структурной составляющей сферы услуг (социальной сферы) входят такие ее подотраслевые группы, как образование: дошкольное, общее, основное общее, среднее (полное) общее; начальное, среднее специальное, высшее профессиональное; послевузовское профессиональное; дополнительное.

Культурно-досуговый комплекс сферы услуг (социальной сферы) в свой состав при этом должен включать все виды кинозрелищных, театральных, библиотечных, цирковых, зоопарковых, музыкальных, эстрадно-развлекательных, музейных услуг. Уточнение подотраслевого состава необходимо и в финансово-кредитном комплексе, являющемся одним из основных в составе объектов и комплексов рыночной инфраструктуры, включающем в себя банковские, страховые, доверительные услуги, пенсионное обеспечение, услуги, оказываемые товарной, фондовой и валютной биржами.

Что же касается понятия «сфера сервиса», то автор присоединяется к мнению тех ученых-экономистов, которые относят данные виды услуг к под-отраслевым видам бытового обслуживания населения . В то же время выделение жилищно-коммунальных, бытовых услуг непроизводственного характера в сфере услуг как сервисных свидетельствует об интегрированной ориентации данной отрасли, включающей в себя широкий спектр бытовых услуг, оказываемых гражданам, например, в таких хозяйствующих субъектах, как парикмахерские, почта, бани, водные бассейны, солярии, мастерские по ремонту обуви, одежды, электроники, бытовой техники.

Данный комплексный вид отрасли сферы услуг может быть назван сферой сервисных услуг (сервисного обслуживания), но он не может быть по своей содержательной сущности и комплексной направленности оказываемых услуг идентифицирован со сферой услуг, так как является ее интегрированной структурной составляющей.

Вместе с этим, несмотря на предлагаемую нами идентифицированность и синонимичность применения понятий социальная сфера и сфера услуг, для целей уточнения функциональной ориентации планирования в системе управления структурными составляющими (отраслями) и предприятиями сферы услуг отраслевую размерность и общественную предназначенность социальной сферы, как нам представляется, следует рассматривать несколько шире содержательной наполненности сферы услуг.

Более широкое трактование социальной сферы народного хозяйства по сравнению со сферой услуг связано с тем, что в социальной сфере не только

оказываются все виды услуг для индивидуумов в рамках народного хозяйства, но и выполняются работы, производится продукция, жизненно необходимые для охраны общественного порядка, социального обеспечения, защиты экономических интересов граждан за рубежом и в своей стране. Некоторые из указанных работ, услуг, видов продукции социальной сферы могут быть отнесены к отраслевым и подотраслевым составляющим сферы услуг (например, к услугам управления федерального, регионального и муниципального характера).

В то же время другие виды работ, услуг и продукции неотраслевой направленности, характерные для жизнеобеспечения социума (охрана окружающей среды, деятельность по социальному обеспечению, реализация комплекса мер по экономической, социальной и иной безопасности), по нашему мнению, могут быть отнесены к социальной сфере. Но так как данные виды услуг, работ не рассматриваются сгруппированными по конкретной отраслевой принадлежности, можно синонимизировать оказание статистически учитываемых объемов услуг, одинаковых по соразмерности социальной сферы и сферы услуг.

Литература

1. Индикативное планирование: теория и пути совершенствования / Петров А.Н., Демидова Л.Г., Климов С.М. и др. СПб.: Знание, 2000.

2. Мозголина Л.В. Ресурсный потенциал сферы сервисного обслуживания: Препринт. СПб.: Изд-во «Нестор», 2004.

3. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2003. Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2003.

ЯЛУНЕР ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА - кандидат экономических наук, доцент Санкт-Петербургской академии сервиса и экономики.

Каждое государство, заботясь о перспективах своего населения, постоянно планирует и реализует всевозможные программы социального развития. Важным в этом процессе является то, чтобы средства и методы, используемые в социальном развитии общества, соответствовали его нуждам и потребностям.

В связи с этим возникает необходимость научной обоснованности, системе критериев социальных потребностей в государстве или определенном регионе. Все социальные преобразования должны проходить проверку на эффективность и целесообразность. Обеспечить такую обоснованность может социальное планирование.

Социальное планирование - форма регулирования социальных процессов в обществе, связанных с жизнедеятельностью населения. Главной задачей социального планирования является оптимизация процессов экономического и социального развития, повышение социально-экономической эффективности.

Объектом социального планирования являются социальные отношения на всех уровнях, включая:

  • - социальную дифференциацию, социальную структуру;
  • - качество и уровень жизни населения, в т. ч., уровень реальных доходов в целом и по социальным группам;
  • - качество и уровень потребления;
  • - обеспеченность жильем, его комфортность;
  • - обеспеченность населения важнейшими видами благ и услуг;
  • - развитие образования, здравоохранения, культуры;
  • - определение объема данных услуг, предоставляемых населению на платной и бесплатной основе, и др.

Социальное планирование, начиная с середины 50-х гг. XX в., являлось важнейшим элементам индикативного планирования в странах с развитой рыночной экономикой, а с конца 70-х начала 80-х гг., в связи с переходом этих стран от индикативного планирования к программно-целевым методам регулирования социальное планирование стало важнейшей составной частью стратегических общегосударственных программ.

Примером может служить пятилетний план развития Франции, пятилетний план развития Японии, которые по существу являются общей концепцией социально-экономического развития страны.

Большой опыт социального планирования был накоплен в СССР, однако планирование носило в тех условиях директивный характер.

Социальное планирование имеет многоуровневый характер: общегосударственный, региональный, уровень предприятия (фирмы).

Социальное планирование сосредоточенно на техническом процессе решения социальных проблем.

Основу этой модели, которая опирается на программное развитие, представляет рациональный, тщательно спланированный и контролируемый процесс изменений, предназначенный для обеспечения услугами членов общества или определенного территориального органа.

Так как планирование является и наукой, и деятельностью, то метод нужно понимать не только как способ осуществления, но и как способ разработки программ или задач.

Общие методы планирования характеризуются тем, на какие объективные законы развития общества опираются возможные способы реализации целей, на что они направлены и в каких организационных формах воплощаются.

Долгое время ведущим методом планирования являлся балансовый, который возник как способ обеспечения связей между потребностями общества и его возможностями при ограниченности ресурсов. В настоящее время на первый план выходят методы, связанные с существованием рыночных отношений, когда особенно важно видеть социальные последствия принимаемых решений, уметь согласовывать интересы всех участников преобразований, предоставив им благоприятные условия для проявления творческой активности.

Научность социального планирования во многом зависит от использования нормативного метода. Его требования служат основой для составления показателей социального развития на различных уровнях социальной организации общества. Именно нормативы позволяют осуществить расчеты и обосновать реальность плановых заданий, определить ориентиры для развития многих общественных процессов.

Аналитический метод соединяет в себе анализ и обобщение. Его сущность сводится к тому, что в ходе планирования социальный прогресс расчленяется на составные части и на этой основе определяются направления реализации намеченной программы.

Все большее значение приобретает метод вариантов, суть которого заключается в определении нескольких возможных путей решения социальных задач при наличии возможно более полной и достоверной информации. Его разновидностью является метод вариантных приближений: вначале на базе имеющихся исходных данных определяется возможный путь в порядке первого приближения, а затем производятся последовательные уточнения. Применение этого метода связано с поиском оптимального варианта решений той или иной социальной задачи, с правильным выбором приоритетов.

Комплексный метод представляет собой разработку программы с учетом всех главных факторов: материальных, финансовых и трудовых ресурсов, исполнителей, сроков.

Его применение предполагает соблюдение следующих требований: определение темпов и пропорций развития социального процесса, его статистической и динамической модели и выработка основных показателей плана.

В социальном планировании все шире стал применяться проблемно-целевой метод, который обычно связан с решением ключевых неотложных задач общественного развития вне зависимости от ведомственной их принадлежности.

Широкое признание получил социальный эксперимент, в ходе которого уточняется механизм действия объективных законов и особенности их проявления на базе одного или нескольких социальных институтов. Полученные выводы помогают скорректировать ход развития планируемого процесса, проверить на практике прогнозируемые положения и выводы.

Важное место в социальном планировании занимают экономико-математические методы. Такое название в известной форме условно. В действительности речь идет о количественном анализе при использовании уже перечисленных выше методов планирования. Математические методы не отменяют социальный анализ, а опираются на него и в свою очередь влияют на дальнейшее его совершенствование.

В настоящее время количественный анализ опирается на такие методы, как линейное программирование, моделирование, многофакторный анализ, теория игр и т. д.

Но всем этим формально-логическим количественным процедурам отводится роль специфического инструмента, необходимого для решения различных задач.

В теории и методологии планирования важно уметь применять количественные характеристики. Ведь формальная логика (и математика соответственно) - средство получения новых знаний.

Но практическая реализация этих знаний требует не только истинности в математическом значении, но и правильной интерпретации результатов. Только на основе комплексного использования этих методов планирования с помощью количественного анализа возможна выработка оптимального решения. Количественный анализ всегда необходимо сопоставлять со здравым смыслом, чтобы не было абсолютизации количественных характеристик. Таким образом, количественный анализ и экономико-математический инструментарий играют важную, но не самодовлеющую роль в планировании. Они нуждаются в постоянном развитии и совершенствовании, в постоянном соотнесении их результатов с социальными целями общества.

Как нам известно, сущность государства проявляется в его функциях, которые являются основными направлениями деятельности государства. Функции органов власти делятся на внутренние (хозяйственно-организаторская, культурно-воспитательная, регулирование меры производства и потребление, охрана всех форм собственности, правопорядка, природы и окружающей среды, борьба с преступностью, защита прав и свобод граждан и др.) и внешние (борьба за мир и мирное сосуществование, содружество с другими странами, защита родины, суверенитета и независимости государства, участие государства в гуманитарных международных, культурных связях и др.). Социальное планирование можно отнести к разряду внутренних функций, так как оно одновременно способствует реализации прав и свобод граждан, а также формирует хозяйственно-организаторскую систему на всех уровнях.

Социальное планирование имеет свои объекты и субъекты.

Субъектом социального проектирования (т. е., тем, кто осуществляет проектирование) являются различные носители управленческой деятельности, как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты и т. п., ставящие своей целью организованное, целенаправленное преобразование социальной действительности.

Необходимая черта субъекта проектирования - его социальная активность, непосредственное участие в процессе проектирования.

Главным субъектом социального управления является государство. Таким образом, социальное планирование - это одна из управленческих функций государства.

Объектом социального проектирования (т. е., где или на ком осуществляется процесс проектирования) называют системы, процессы организации социальных связей, взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиеся воздействиям субъектов проектирования и выступающие основанием для этого воздействия. Это могут быть объекты самой различной природы:

  • 1. человек как общественный индивид и субъект исторического процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений;
  • 2. различные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т. п.);
  • 3. разнообразные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные и т. п.).

В широком смысле объектами и субъектами социального планирования выступает вся совокупность людей социума, которая не является однородной массой. Еще одним важным доказательством того, что социальное планирования является значимой функцией органов власти, то, что ему присуща комплексность, которая достигается только на уровне действия структур власти. Это потребует объединения усилий как специалистов субъектов управления, так и представителей науки (от социологов и экономистов, правоведов, политологов и др.). Скоординировать действия всех субъектов социального планирования может государство в лице законодательных и исполнительных органов власти.

Функции службы вбирают все элементы управленческих действий: прогнозирование, планирование, организацию и координацию, мотивирование и контроль, а также информирование о состоянии социальной среды. Социальное прогнозирование и планирование предполагает глубокий и разносторонний анализ состояния социальной среды предприятия с учетом обстановки в отрасли, регионе, стран; диагностику и объяснение взаимосвязей элементов социальной ситуации в организации. В результате осуществления данной функции должны быть разработаны сценарии решения назревших социальных проблем. Для осуществления данного вида деятельности необходима достоверная информация о состоянии социальной среды в организации, следовательно, должен осуществляться постоянный мониторинг мнений и настроений в коллективе (социометрическая процедура) и привлекаться достоверные статистические данные о состоянии материальной базы, социально-бытовых и санитарно-гигиенических условий, техники безопасности в отдельных подразделениях и на предприятии в целом.

Основной задачей плана социального развития коллектива является разработка и осуществление системы мероприятий, обеспечивающей гармоничные и всесторонние повышения качества жизни персонала предприятия в быту и качества условий трудовой деятельности.
Разработка плана социального развития обычно входит в компетенцию планово-экономического отдела и социологической службы предприятия с привлечением профсоюзного комитета.
Социальное планирование выступает частью технико-экономического, так как в ходе составления плана социального развития решаются многие технико-экономические задачи – повышение производительности труда, организация рабочего места, совершенствуется оплата труда, обеспечивается качество работы и продукции и т.д. Качественная особенность социального планирования, обусловленная самим объектом (всестороннее и гармоничное развитие личности и коллектива), требует дополнительной и специфичной информации и нормативов: данных о социальном и возрастном составе работающих, об их запросах и склонностях, образовании, квалификации, взаимоотношениях в коллективе. Такая информация может быть получена лишь в результате конкретных социологических исследований, выполняемых по особым программам и методам. Для получения информации при составлении планов социального развития используют следующие основные методы: ………………………………… - непосредственное наблюдение за коллективом и деятельностью его общественных организаций, беседы с рабочими и руководителями; ………………………………………………………………
- изучение служебной документации и материалов общественных организаций, характеризующих социальную структуру работников, степень удовлетворения материальных и культурных потребностей;
- анкетный опрос и интервьюирование с целью выяснения мнений работников и их предложений по различным вопросам социальной жизни коллективов; структура анкет и метод обработки данных выбирается по рекомендациям социологических служб; …………………………………………………………………
- анализ и использование опыта планирования социального развития коллективов на других предприятиях, а также литературных данных; …………………………………………………………
- социальный эксперимент, цель которого - проверить возможности осуществления и эффективность рекомендаций, выработанных в результате анализа собранной информации; ……………………………
- статистический анализ массовых данных. ……………………………………………………….
План социального развития коллективов предприятий, как правило, составляется в виде перспективного на пятилетку с разбивкой заданий по годам планируемого периода. Типовая структура плана социального развития коллектива предприятия включает четыре раздела: изменение социально-демографической структуры коллектива; повышение квалификации и образования кадров работающих; основные мероприятия по улучшению условий и охраны труда, укреплению здоровья работников; улучшение социально-культурных и жилищно-бытовых условий работающих и членов их семей. ………………………………………………………………………………………………………..
Разработка плана социального развития коллектива включает в себя четыре этапа.


На первом - подготовительном этапе принимается решение о разработке плана социального развития, формируются рабочие группы, заключаются договоры с организациями, привлекаемыми к разработке плана, уточняется структура плана, составляются календарные графики выполнения работ, определяются программа и методы проведения исследований исходя из конкретных производственных условий; разрабатываются формы рабочей документации, определяется содержание работ и распределяются функции между исполнителями (творческими бригадами), проводятся инструктаж и информирование коллектива.

На втором - аналитическом этапе определяется степень выполнения предыдущего плана социального развития, изучается социальная структура, условия труда, быта и отдыха, уровень заработной платы и др. собранные материалы сравниваются с нормативными данными, достижениями передового опыта науки и техники, что способствует научному обоснованию плана. Собирается первичная социальная информация, проводятся конкретные социологические исследования. Результаты работы данного этапа (выявленные общие тенденции, закономерности) оформляются аналитической запиской.

На третьем - разработочном этапе проектируются мероприятия, предложения и рекомендации, определяются показатели социального развития коллектива, которые должны быть конкретными и реально выполнимыми. Составляется первоначальный вариант (проект) плана по разделам, определяется экономическая и социальная эффективность предлагаемых мероприятий. Эти мероприятия согласовываются с функциональными службами и передаются в рабочую группу, которая формирует сводный проект плана. Последний согласовывается с главными специалистами предприятия и руководителем предприятия.

На четвертом - контрольном этапе разрабатывается система контроля за реализацией плана социального развития, которая включает сложившуюся на предприятии систему учета, контроля и отчетности.

В плане социального развития целесообразно выделить следующие разделы и направления работ:

Совершенствование социальной структуры коллектива. В этом разделе обращается особое внимание на сокращение доли или полную ликвидацию тяжелых и вредных для здоровья работ, на сокращение доли малоквалифицированного труда, на повышение образовательного и квалификационного уровней работников, на изменение (если в этом есть необходимость) половозрастной структуры коллектива. Отдельно рассматривается труд женщин, подростков, лиц пожилого возраста с указанием тех структурных изменений, которые целесообразно провести среди этих категорий трудящихся.

Социальные факторы развития производства и повышения его экономической эффективности. Здесь планируются мероприятия, связанные с техническим перевооружением производства, с внедрением новой техники и технологии. Среди таких мероприятий можно назвать проектирование прогрессивных форм организации и оплаты труда, снижение его монотонности. Насыщение производства высокопроизводительной техникой обостряет проблему высвобождения работников и обеспечения занятости персонала предприятия. Целесообразно использовать различные формы занятости: неполный рабочий день, режимы гибкого рабочего времени, надомный труд для женщин и пенсионеров и др. Важно, чтобы в плане нашли отражение вопросы преодоления инфляции, повышения работникам реальной заработной платы. В условиях роста технической вооруженности предприятия следует всячески поддерживать обучение без отрыва от производства. Необходимо предусмотреть также меры по стимулированию рационализации и изобретательства.

Улучшение условий труда и быта работников. В плане нужно особо выделить участки и подразделения с неблагоприятными условиями труда, для которых необходимо предусмотреть меры по оздоровлению производственной среды, по замене оборудования, являющегося источником повышения вредности и опасности, или по надежной изоляции такого оборудования. Предусматриваются также мероприятия по соблюдению санитарно-технических норм, стандартов безопасности труда, по организации на предприятии хорошо оборудованных бытовок, пунктов приема пищи, стирки спецодежды, ремонта обуви, по доставке рабочим через столы заказов продуктов и промышленных товаров и др. Особо выделяются вопросы обеспечения работников жильем, детскими дошкольными учреждениями, местами отдыха и др.

Воспитание дисциплины труда, развитие трудовой активности и творческой инициативы. Мероприятия этого раздела плана разрабатываются на основе анализа ценностных ориентаций работников и должны быть направлены на стимулирование высокой трудовой и производственной дисциплины, на развитие различных форм вовлечения трудящихся в дело совершенствования производства.

Все мероприятия плана социального развития коллектива согласуются с другими разделами и в первую очередь с планом по труду, планом технического и организационного развития производства, финансовым планом. …….
Источники финансирования мероприятий плана социального развития разнообразны, но должны быть точно определены. В зависимости от характера мероприятий они могут финансироваться из фонда, выделяемого на реконструкцию, фондов освоения новой техники, развития производства, а также из кредитов банка, из части амортизационных отчислений, идущих на капитальный ремонт.

Предмет, задачи и содержание курса, его место в системе преподавания экономических дисциплин. Взаимосвязь организации и управления предприятием (объектом) с планированием и прогнозированием его деятельности.

Тема 1. Планирование в системе управления предприятием (объектом)

Сущность и функции планирования в управлении. Понятие и задачи планирования, общеэкономический и управленческий подход к планированию. Факторы, определяющие необходимость планирования в условиях рыночной экономики. Планирование в системе функций управления социально-экономическими процессами.

Принципы планирования: системный, комплексный, маркетинговый, функциональный, интеграционный и др. Социальная ориентация и эффективность планирования. Классификация видов планирования: по организационному уровню, функциональной области, по степени неопределенности, временной ориентации и др. Методы планирования.

Организационные структуры планирования, их задачи и функции. Факторы, влияющие на выбор формы планирования. Барьеры эффективного планирования.

Тема 2. Прогнозирование деловой активности предприятия (объекта)

Прогнозирование и его роль в разработке моделей стратегического социально-экономического развития предприятия, отрасли, экономики в целом. Типы и виды прогнозов.

Методы прогнозирования: их классификация и содержание.

Экономическое и технологическое прогнозирование: их роль и место в системе прогнозирования деловой среды предприятия и связь со стратегическим планированием.

Социально-экономическое и социально-политическое прогнозирование, их содержание, задачи и методы.

Особенности прогнозирования деловой активности малого бизнеса.

Тема 3. Стратегическое планирование на предприятии

Понятие стратегического планирования, его содержание и основные принципы. Понятие видения, миссии, цели, задач. Классификация целей, пространство целей. Схема процесса стратегического планирования и характеристика его этапов.

Стратегический анализ: анализ воздействия факторов внешней и внутренней среды предприятия, анализ сильных и слабых сторон деятельности предприятия, анализ конкурентоспособности.

Разработка и выбор стратегии. Наступательная, оборонительная стратегия, стратегия сокращения и смены бизнеса. Реализация стратегии. Контроль и оценка эффективности стратегии.

Целевые комплексные программы и инвестиционные проекты развития предприятия. Планирование организационной культуры: функции, объекты, структуры. Процесс планирования организационной культуры.

Тема 4. Планирование ресурсного потенциала предприятия (объекта)

Планирование потенциала предприятия (научно-технического и социального развития).

Внутрифирменное планирование (тактическое), его цели, задачи и функции.

Организация процесса планирования на предприятии. Система планов и их взаимосвязь.

Годовой план экономического и социального развития предприятия. Примерное содержание годового плана по направлениям: маркетинг; производство; техническое развитие и организация производства; капитальные вложения и инвестиции; трудовые ресурсы; материально-техническое обеспечение и сбыт; себестоимость, прибыль и рентабельность; финансы; охрана окружающей среды; повышение эффективности производства и внедрения новой техники.

Плановые расчеты и показатели.

Социальные процессы на предприятии должны управляться, этим целям служит социальное

планирование или планирование социального развития трудовых коллективов.

Однако необходимо отметить, что социально-экономическая нестабильность в обществе,

характерная для России90-х годов, борьба предприятий за выживание в новой рыночной среде

отодвинули вопросы планирования социального развития на предприятиях на второй план. Тем не

менее, это не означает, что необходимость такой работы потеряла свою актуальность. Усиление

стабилизационных процессов в стране неизбежно поставит проблемы управления социальным

развитием в ряд приоритетных. Об этом свидетельствует опыт экономически развитых стран мира.

Поэтому целесообразно рассмотреть вопросы организации управления социальным развитием на

предприятиях.

Социальное планирование- это система методов и средств планомерного управления

развитием трудового коллектива как социальной общности, целенаправленное регулирование

социальных процессов и развития социальных отношений на уровне коллективов.

Социальному планированию на предприятии должно предшествовать комплексное

социологическое исследование трудового коллектива, целью которого может быть изучение

социальной структуры работников, выявление ее слабых звеньев и направлений совершенствования.

Изучению подлежат вопросы отношения людей к труду, факторы привлекательности и

непривлекательности труда на предприятии в целом и в каждом его подразделении.

Особое внимание необходимо уделять изучению степени содержательности труда, его

условий и уровня его оплаты, текучести кадров, дисциплины труда, ценностных ориентаций в

коллективе.

Социологическое исследование завершается разработкой научно обоснованных рекомендаций

по изменению социальных параметров трудового коллектива, а также конкретных предложений по

различным направлениям работы в коллективе предприятия. Подобные рекомендации и предложения

становятся основой социального планирования на текущий период(год) и перспективу(3-5 лет и

План социального развития- совокупность научно обоснованных мероприятий, заданий,

показателей по всему комплексу социальных проблем, реализация которых способствует наиболее

эффективному функционированию коллектива. В центре их не производимая продукция, а человек как

производитель и потребитель, как социально активная личность.

В планировании социального развития трудовых коллективов особое теоретическое и

практическое значение имеет определение целей и задач разрабатываемых планов. От того, насколько

четко сформулированы цель и задачи достижения цели, зависят направленность теоретических

разработок и эффективность социального планирования на практике. Для правильного их

формирования важно учесть взаимосвязь социального и экономического развития коллектива.

Взаимосвязь социального и экономического развития проявляется в том, что достижение

социальных целей основывается на экономическом росте: коллектив может ставить только те

социальные задачи, для решения которых создана материальная база.

Экономическое развитие зависит от эффективного использования социальных факторов,

переориентации производства на потребителя, успешности преодоления хронической

невосприимчивости к НТП- от полного и всестороннего использования человеческих возможностей.

Трудовые коллективы призваны производить материальные блага, но это не самоцель, а

средство создания трудящимся благоприятных условий для работы, учебы, отдыха, развития и

наилучшего применения своих способностей. Следовательно, цель планирования социального

развития трудовых коллективов состоит в максимальном использовании возможностей и условий для

всестороннего развития социальной активности личности человека.

Достижению этой цели будет способствовать решение следующих двух групп задач:

Максимальное удовлетворение разумных потребностей членов коллектива,

Повышение содержательности труда,

Создание благоприятных условий труда, учебы и отдыха, что является результатом

осуществления технологических, технических и организационных мероприятий;

Воспитание личности члена коллектива, формирование у него инициативного

отношения к труду, совершенствование взаимоотношений в коллективе.

При разработке плана социального развития производственного коллектива важно не только

определить четкие параметры: показатели и сроки каждого мероприятия, темпы и пропорции, но и

предусмотреть ограничения нежелательных тенденций, стимулировать социально прогрессивные. С

этой целью используется целая система рычагов и стимулов(престижность профессии и место

работы, традиции предприятия и т.д.).

Важнейшими принципами социального развития являются комплексность(планирование

многообразных социальных явлений и процессов в их единстве) и демократический централизм

(сочетание централизованного управления с локальным решением проблем социального развития

коллектива на широкой демократической основе).

Показатели социального развития трудовых коллективов определяются главным образом

самими коллективами, исходя из наличия возможностей в интересах развития и повышения

эффективности его деятельности.

В настоящее время не потеряли своей актуальности такие принципы как: принцип научной

обоснованности и объективности, принцип конкретности.

План социального развития трудового коллектива имеет директивный характер, и после

утверждения становится обязательным для исполнения. На основе его организуется деятельность

коллектива по решению запланированных социальных задач.

Разработка плана социального развития коллектива включает в себя четыре этапа.

1. На первом- подготовительном этапе принимается решение о разработке плана социального

развития, формируются рабочие группы, заключаются договоры с организациями, привлекаемыми к

разработке плана, уточняется структура плана, составляются календарные графики выполнения работ,

определяются программа и методы проведения исследований исходя из конкретных

производственных условий; разрабатываются формы рабочей документации, определяется

проводятся инструктаж и информирование коллектива.

2. На втором- аналитическом этапе определяется степень выполнения предыдущего плана

социального развития, изучается социальная структура, условия труда, быта и отдыха, уровень

заработной платы и др. собранные материалы сравниваются с нормативными данными,

достижениями передового опыта науки и техники, что способствует научному обоснованию плана.

Собирается первичная социальная информация, проводятся конкретные социологические

исследования. Результаты работы данного этапа(выявленные общие тенденции, закономерности)

оформляются аналитической запиской.

3. На третьем- разработочном этапе проектируются мероприятия, предложения и

конкретными и реально выполнимыми. Составляется первоначальный вариант(проект) плана по

разделам, определяется экономическая и социальная эффективность предлагаемых мероприятий. Эти

мероприятия согласовываются с функциональными службами и передаются в рабочую группу,

которая формирует сводный проект плана. Последний, согласовывается с главными специалистами

предприятия и руководителем предприятия.

4. На четвертом- контрольном этапе разрабатывается система контроля за реализацией плана

социального развития, которая включает сложившуюся на предприятии систему учета, контроля и

отчетности.

В плане социального развития целесообразно выделить следующие разделы и направления

Совершенствование социальной структуры коллектива. В этом разделе обращается

особое внимание на сокращение доли или полную ликвидацию тяжелых и вредных для здоровья

работ, на сокращение доли малоквалифицированного труда, на повышение образовательного и

квалификационного уровней работников, на изменение(если в этом есть необходимость)

половозрастной структуры коллектива. Отдельно рассматривается труд женщин, подростков, лиц

пожилого возраста с указанием тех структурных изменений, которые целесообразно провести среди

Социальные факторы развития производства и повышения его экономической

эффективности. Здесь планируются мероприятия, связанные с техническим перевооружением

производства, с внедрением новой техники и технологии. Среди таких мероприятий можно назвать

проектирование прогрессивных форм организации и оплаты труда, снижение его монотонности.

Насыщение производства высокопроизводительной техникой обостряет проблему высвобождения

работников и обеспечения занятости персонала предприятия. Целесообразно использовать различные

формы занятости: неполный рабочий день, режимы гибкого рабочего времени, надомный труд для

женщин и пенсионеров и др. Важно, чтобы в плане нашли отражение вопросы преодоления

инфляции, повышения работникам реальной заработной платы. В условиях роста технической

вооруженности предприятия следует всячески поддерживать обучение без отрыва от производства.

Необходимо предусмотреть также меры по стимулированию рационализации и изобретательства.

Улучшение условий труда и быта работников. В плане нужно особо выделить участки и

подразделения с неблагоприятными условиями труда, для которых необходимо предусмотреть меры

по оздоровлению производственной среды, по замене оборудования, являющегося источником

повышения вредности и опасности, или по надежной изоляции такого оборудования.

Предусматриваются также мероприятия по соблюдению санитарно-технических норм, стандартов

безопасности труда, по организации на предприятии хорошо оборудованных бытовок, пунктов

приема пищи, стирки спецодежды, ремонта обуви, по доставке рабочим через столы заказов

продуктов и промышленных товаров и др. Особо выделяются вопросы обеспечения работников

жильем, детскими дошкольными учреждениями, местами отдыха и др.

Воспитание дисциплины труда, развитие трудовой активности и творческой инициативы.

Мероприятия этого раздела плана разрабатываются на основе анализа ценностных ориентаций

работников и должны быть направлены на стимулирование высокой трудовой и производственной

дисциплины, на развитие различных форм вовлечения трудящихся в дело совершенствования

производства.

Параллельно с планом социального развития коллектива многими предприятиями

разрабатывались так называемые социальные паспорта предприятий. Этот опыт целесообразно

использовать и в настоящее время.

Социальный паспорт предприятия представляет собой совокупность показателей,

отражающих состояние и перспективу социального развития. В нем характеризуются социальная

структура коллектива предприятия, его функции, условия труда, обеспеченность работников

жильем, детскими дошкольными учреждениями, подразделениями социальной инфраструктуры на

самом предприятии. В паспорте отражаются внутриколлективные отношения, социальная

активность работников и другие вопросы. Данные из социального паспорта используются при

разработке плана социального развития.

В дополнение к планам социального развития могут разрабатываться специализированные

социальные программы, такие, например, как"Здоровье", "Женский труд", "Молодежь", "Жилье" и др.

Планирование социального развития трудовых коллективов обеспечивает рост социальной

эффективности, которая, наряду с экономической эффективностью, является важнейшей

предпосылкой и условием благополучия предприятия и его работников.