Управленческая педагогическая деятельность – это умение работать в условиях неопределенности, творить, импровизировать. Для этого необходимо освободиться от приобретенных штампов, внутренних ограничений, от скованности в результате предыдущего опыта.

Психофизиологический тренинг –это метод развития личности, включающий обучение человека мышечной релаксации, самонавеивания, концентрации внимания и воображения, умение контролировать непроизвольную умственную активность с целью достижения оптимальних результатов в избранной сфере деятельности.

Тренинг – это организационная форма учебно-воспитательного процесса, которая, опираясь на опыт и знания ее участников, обеспечивает эффективное использование разных педагогических методов за счет создания позитивной эмоциональной атмосферы и нацелен на получение сформированных навыков и жизненных компетенций.

Методы тренинга это методыактивного социально-психологического воздействия в процессе обучения. Цель тренинга состоит не в анализе и интерпретации проблем личности ради их устранения или изменения мотивации поведения, а в активной, сознательной выработке желаемого поведения.

Их эффективность является результатом того, что:

– есть возможность учиться, выполняя практические действия;

– ценится позиция и знания каждого учасника;

– допущенные ошибки не влекут наказания или негативних последствий;

– нет оценок и других «карательных» средств оценивания нових знаний.

Существенным достоинством тренинговой методики является то, что она дает уникальную возможность изучать сложные, эмоционально значимые вопросы в безопасной обстановке тренинга, а не в реальной жизни с ее угрозами и рисками.

В зависимости от цели и задач, которые должен решать тренинг, можно выделить такие его виды:

√ социально-психологический тренинг – направлен на развитие коммуникативных способностей, межличностных отношений, умение устанавливать и развивать разные виды отношений между людьми;

√ тренинг личностного роста – направлен на самоусовершенствование, разрешение внутриличностных конфликтов, противоречий;

√ тематический, или социально-просветительский тренинг – направлен на рассмотрение конкретной темы, содержание которой необходимо усвоить, и приобретение учений и навыков (коммуникативных, алгоритма принятия решений, изменения стратегии поведения, гибкого реагирования на ситуацию, лучше приспосабливаться к изменившейся обстановке);

√ психокоррекционный тренинг – направлен на коррекцию психических процессов, тренировку определенных качеств и способностей личности;



√ психотерапевтический тренинг – направлен на исправление болезненных отклонений личностного развития (невротический разлад, декомпенсация, акцентуации характера и т. п.)

Сензитивный тренинг представляет собой тренировку межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства. Возможности человека в установлении и поддержании контактов с окружающими во многом зависят от его сензитивной способности. Эта способность проявляется в чувственном восприятии людей, самого себя, а также окружающего мира. Развитая сензитивная способность во многом определяет возможности человека в прогнозировании поведения и деятельности людей.

Отличительной особенностью этого метода является стремление к максимальной самостоятельности участников. Основная роль ведущего быть катализатором процессов взаимодействия в группе. Основным средством стимуляции группового взаимодействия здесь выступает феномен отсутствия структуры. Метод основан на актуализации чувств и эмоций, а не интеллекта; на обмене участников обратной связью – информацией о том, как их воспринимают окружающие, что позволяет корректировать свое поведение в межличностных ситуациях, изменять устоявшиеся стереотипы восприятия и так далее.

Основная цель сензитивного тренинга, таким образом, заключается в развитии и совершенствовании способности индивида понимать себя и других. Большинство людей решают эту задачу рационалистически, меньшинство эмпирически. Между этими гносеологическими полюсами располагаются все индивидуальные стратегии. Крайний рационалист действует так, словно его субъективные впечатления являются знанием более высокого порядка, чем эмпирические факты. Рационалистическое понимание эмоционально, субъективно и самонадеянно. Эмпирик, напротив, верит только тому, что можно видеть, слышать и осязать. Для него характерно принижение рационального познания и абсолютизация чувственного опыта.

Активные методы социально-психологического обучения и развития были признаны эффективными для использования в учебно-тренировочных группах. Сензитивный тренинг как тренинг чувствительности проводится в группах из 6–15 человек. Продолжительность занятий от 2 суток до 3 недель. Их сверхзадачей является не столько концентрация на коммуникативных умениях участников, сколько пробуждение интереса к людям, в том числе к себе самим как представителям рода человеческого. Направленность на самопознание, реализованная через межличностные отношения в группе, обеспечивают высокую вовлеченность и мотивацию, выводит участников из круга обычной интроспекции.

Различаются следующие виды сензитивности :

▪ наблюдательная – способность фиксировать и запоминать признаки, несущие информацию о другом человеке;

▪ самонаблюдение – способность воспринимать свое поведение как бы с позиции других людей;

▪ теоретическая – способность использовать теоретические знания для предсказания чувств и действий других людей;

▪ номотетическая – чувствительность к «обобщенному другому»;

▪ идеографическая – способность улавливать и понимать своеобразие каждого конкретного человека.

Тренинг сенситивности относится преимущественно к групповым формам работы, хотя некоторые его элементы могут быть использованы и индивидуально.

Называют множество различных целей, которые могут достигаться в группах тренинга сенситивности. Ю. Н. Емельянов, подытоживая данные ряда источников, перечисляет следующие задачи сенситивного тренинга:

  • 1. Повышение самопонимания и понимания других.
  • 2. Чувственное понимание групповых процессов, познание локальной структуры.
  • 3. Развитие ряда поведенческих навыков.

Л. А. Петровская со ссылкой на зарубежную литературу выделяет два уровня целей: непосредственные и так называемые метацели, или цели более высокого уровня общности. Среди непосредственных целей наиболее соответствует нашему представлению о тренинге сенситивности обострение чувствительности к групповому процессу, поведению других, связанное прежде всего с восприятием более полного ряда коммуникативных стимулов, получаемых от партнеров (интонация голоса, выражение лица, поза тела и другие контекстуальные факторы, дополняющие слова).

  • 1. Развитие психологической наблюдательности как способности фиксировать и запоминать всю совокупность сигналов, получаемых от другого человека или группы.
  • 2. Осознание и преодоление интерпретационных ограничений, накладываемых теоретическими знаниями и стереотипизированными фрагментами сознания.
  • 3. Формирование и развитие способности прогнозировать поведение другого, предвидеть свое воздействие на него.

Эти цели могут достигаться в рамках индивидуальных и групповых программ сенситивного тренинга различной продолжительности. Заметим, что в сопоставлении с другими программами, например, тренинг партнерского общения или тренинг ведения переговоров, основным методическим средством сенситивного тренинга выступают психогимнастические упражнения, которые позволяют получать обширный и одновременно детализированный материал, необходимый для осознания процесса и результатов социально-перцептивной деятельности, а также формируют среду, дающую возможность каждому участнику развивать свои сенситивные способности.

Психотехнические упражнения и ролевые игры в тренинге межличностного общения разделяются на три раздела.

  • 1. Упражнения и игры, которые преимущественно воздействуют на состояние группы как целого и/или на каждого ее участника в отдельности (упражнения на создание работоспособности в начале работы тренинговой группы, в начале дня, на поддержание и восстановление работоспособности).
  • 2. Упражнения и игры, направленные преимущественно на содержательную сторону работы (упражнения содержательного плана по установлению контакта, восприятию и пониманию эмоциональных состояний партнеров, по приему и передаче информации, развитию наблюдательской интуитивности, развитию способности понимания состояний, свойств, качеств и отношений людей и групп и др.).
  • 3. Упражнения и игры для получения обратной связи. Независимо от вида тренинга работа в группе начинается с этапа формирования работоспособности, основная цель которого - создать такую групповую атмосферу, такие отношения, которые позволяют перейти к содержательной части работы. Этот этап соответствует этапу установления контакта в начале любого взаимодействия, общения. Основными характеристиками необходимого для работы тренинговой группы «климата отношений» являются эмоциональная свобода участников, открытость, дружелюбие, доверие друг к другу и ведущему.

Наряду с достаточно традиционными действиями, которые совершаются на этом этапе работы тренинговой группы (знакомство участников или их представление перед группой в том случае, если они уже знакомы друг с другом, высказывание ожиданий в связи с предстоящей работой, сомнений и опасений, которые могут быть у пришедших на занятия людей, обсуждение формы обращения), могут быть использованы различные психотехнические упражнения.

Задача создания работоспособности группы специфична для начала занятий и на ее решение тратится определенное время. Однако эта задача не снимается и на последующих этапах работы: в начале дня и после больших перерывов в работе выполняются упражнения на восстановление утраченной работоспособности, включенность в группу, повышение уровня внимания, эмоциональную разрядку, снижение усталости и т.д.

Проводимые в начале занятий психотехнические упражнения позволяют создать такой уровень открытости, доверия, эмоциональной свободы, сплоченности в группе и такое состояние каждого участника, которые позволяют им успешно работать и продвигаться в содержательном плане. Кроме того, проведенные на этом этапе упражнения могут дать материал, обсуждение которого послужит «мостиком» для перехода к содержательным этапам работы тренинговой группы.

Также могут успешно использоваться психотехнические упражнения по созданию атмосферы доверия и открытости в группе, психотехнические упражнения содержательного плана по установлению контакта, восприятия и понимаяие эмоционального состояния. Данные упражнения позволяют членам группы тренинга осознать разнообразные вербальные и невербальные средства установления контакта, апробировать их в безопасных условиях, проверить свои возможности установления контакта в различных ситуациях, понять, что при этом не существует универсальных средств и правил, а прежде всего необходимо ориентироваться на человека, с которым взаимодействуешь, на состояние, в котором он находится.

Психотехнические упражнения, формирующие обратную личностную связь. Характер и формы обратной связи зависят от состояния, уровня зрелости группы. На ранних этапах развития групповой динамики, самых первых, начальных фазах тренинга, уместно предлагать упражнения, где обратная связь носит формализованный, анонимный и опосредованный характер. Иначе говоря, впечатления группы относительно конкретного участника формализуются, например, в виде десятибалльной шкалы оценки по какому-то конкретному параметру. Эти баллы участник получает от членов группы, допустим, на листах бумаги без подписи. Так соблюдается анонимность и опосредованность.

На следующих этапах развития группы следует видоизменять обратные связи. Начинать изменение лучше с постепенного усложнения, а затем и отказа от формализации, регламентации и прочих сужающих свободу выражения ограничений. Например, отказываясь от взаимных оценок в баллах, можно заменить их сначала на ассоциативную форму обратной связи, а затем отказаться от ассоциаций и использовать вид обратной связи в форме высказывания мнений.

Отказ от анонимности обратных связей правильнее будет реализовывать не тотально, а ситуативно, периодически возвращаясь к ней, помня, что право на отказ имеет каждый участник.

Позитивная обратная связь является хорошим средством стабилизации и даже повышения самооценки участников занятий, актуализации их личностных ресурсов, а также создания позитивного эмоционального фона в группе.

ТРЕНИНГ СЕНСИТИВНОСТИ

Одна из форм группового динамического тренинга. Термин «сенситивность» в данном контексте понимается как способность предсказывать мысли, чувства и поведение другого человека, как способность воспринимать, понимать, запоминать и структурировать социально-психологические характеристики других людей или группы и на основании этого прогнозировать их поведение и деятельность.
Смит (Smith H., 1973) выделяет 4 вида сенситивности: наблюдательская сенситивность (способность наблюдать, т. е. видеть и слышать другого человека и запоминать при этом, как он выглядел и что говорил), теоретическая сенситивность (способность применять различные теории для интерпретации и прогнозирования поведения, чувств и мыслей других людей), номотетическая сенситивность (способность понимать типичного представителя той или иной социальной группы и использовать это понимание для прогнозирования поведения людей, принадлежащих к данной группе), идеографическая сенситивность (способность понимать своеобразие данного человека).
Термин Т. с. используется в литературе достаточно широко и может обозначать разнообразные виды группового тренинга. Так, Рудестам (Rudestam K., 1982) рассматривает Т. с. как разновидность Т-групп, имеющую своей целью общее развитие индивида посредством выявления жизненных ценностей человека и усиления чувства самоидентичности. С точки зрения Рудестама, Т-группы различаются между собой по целевому назначению: одни из них ориентированы на развитие умений, способствующих повышению эффективности организационной деятельности, другие - на формирование межличностных отношений и изучение процессов, происходящих в малых группах. Для групп сенситивности улучшение группового функционирования и развитие личностных умений являются вторичными по отношению к общему развитию личности. Однако и в таком коллективе сохраняется контекст понимания группового процесса, что является отличительной чертой всех типов Т-групп. Роджерс (Rogers С. R.) считал термин Т. с. более общим по отношению к термину «Т-группы». Выделяя 2 основные формы групповой работы (Т.с. и группы организационного развития), он относил к «Т. с.» Т-группы и группы встреч. Некоторые авторы относят к Т. с. также и так называемые группы организационного развития, отмечая при этом, что группы могут различаться в зависимости от того, что является целью работы и находится в центре внимания - организационные структуры или индивидуальное развитие. В рамках такого подхода Т. с. может быть ориентирован, например, на конфликты между служащими и руководителями, на поиск путей их разрешения для снижения напряжения и отчужденности и повышения продуктивности совместного труда. В таких группах целью является тренинг эффективной групповой деятельности в противоположность авторитарному управлению, а также замена фасадного ролевого поведения открытостью и искренностью.
В качестве основной задачи Т. с. большинство авторов рассматривают и совершенствование способности человека понимать других людей. Л. А. Петровская (1982), анализируя зарубежную литературу, указывает, что обычно выделяют два уровня целей: непосредственные и метацели, или цели более высокого уровня. К последним относят: 1) формирование у индивида духа исследования, готовности экспериментировать со своей ролью; 2) развитие аутентичности в межличностных отношениях; 3) расширение межличностного сознания (т. е. знания о других людях); 4) выработка способности вести себя с окружающими в сотрудничающей, а не авторитарной манере, и пр. К непосредственным целям относят: рост самосознания участников, связанный с получением сведений о том, как другие воспринимают поведение каждого; обострение чувствительности к групповому процессу, поведению других, связанное прежде всего с восприятием более полного ряда коммуникативных стимулов, получаемых от других (обычно, формулируя эту цель, используют понятие эмпатии): понимание условий, которые затрудняют или облегчают функционирование группы; развитие диагностических умений в межличностной сфере; развитие умений успешно вмешиваться во внутригрупповые и межгрупповые ситуации; обучение тому, как учиться.
Ю. Н. Емельянов (1985) выделяет следующие задачи Т. с.:
1) повышение уровня самопонимания и понимания других;
2) чувственное понимание групповых процессов, познание локальной структуры;
3) развитие ряда поведенческих навыков.
Иногда в качестве основной цели выделяют обучение и тренинг возможностей, усиливающих социальную компетенцию.
В самом общем виде цели Т. с. могут быть определены как обострение чувствительности к групповым процессам, к собственной личности и другим людям. Повышение восприимчивости к групповым процессам, к собственной внутренней жизни и внутренней жизни других людей, к своим и чужим ролям, позициям и установкам, воспитание открытости, искренности и спонтанности осуществляется при Т. с. за счет использования межличностного взаимодействия и межличностных взаимоотношений, анализа группового процесса, таких феноменов, как групповые цели и нормы, роли, групповая структура, проблемы руководства и лидерства, групповые конфликты и групповое напряжение и т. д. В этом отношении Т. с. имеет много общего с групповой психотерапией, однако в отличие от нее практически полностью ориентирован на ситуацию «здесь и теперь», исследование группового процесса, того, как человек действует в коллективе, в чем состоит его влияние на других и как можно улучшить то, что он делает.
Т. с. находит широкое применение в подготовке специалистов в области психотерапии, в частности при обучении групповых психотерапевтов. Использование этой формы тренинга позволяет развивать у будущих врачей чувствительность к групповому процессу, способность к его более адекватному пониманию и использованию в ходе групповой психотерапии, умение оценивать отношения, установки, психологические проблемы и внутренние конфликты людей на основании анализа межличностного взаимодействия, а также способствует углубленному пониманию собственной личности, собственных установок, позиций, отношений, потребностей и мотивации. При подготовке психотерапевтов Т. с. может быть направлен как на решение отдельных задач (например, только на повышение чувствительности к групповым процессам или на становление более глубокого и адекватного самопонимания), так и на реализацию в процессе занятий более широких возможностей, предоставляемых данной формой тренинга.


Психотерапевтическая энциклопедия. - С.-Пб.: Питер . Б. Д. Карвасарский . 2000 .

Смотреть что такое "ТРЕНИНГ СЕНСИТИВНОСТИ" в других словарях:

    ГРУППОВОЙ ТРЕНИНГ СЕНСИТИВНОСТИ - разновидность социально психологического тренинга, рассчитанного на развитие у клиентов умения правильно воспринимать, оценивать себя, окружающих людей и человеческие отношения … Словарь терминов по психологическому консультированию

    Тренинг полоролевой идентичности - (тренинг гендерной идентичности) формирование полоролевой идентичности (гендерной идентичности) и гендерных отношений методами групповой психотерапии. В основе так называемых Т групп лежит программа психологического сопровождения взросления… … Термины гендерных исследований

    - (активное социальное обучение). Это комплексное социально дидактическое направление, ориентированное на широкий охват различных сфер социальной практики; использует разные формы и методы активного психологического и социально… …

    Один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере общения. В отечественной литературе авторы,… … Психотерапевтическая энциклопедия

    Социально-психологический тренинг - (от англ. train, training имеет ряд значений: воспитание, обучение, подготовка, тренировка, даже дрессировка; socialpsychological) прикладной раздел социальной психологии, представляющий собой совокупность групповых методов формирования умений и… …

    Интегративный лингвопсихологический тренинг - ИЛПТ (от англ. integrate объединять, интегрировать из отдельных частей в единое целое) групповой метод обучения взрослых людей иностр. языкам. Представляет собой совокупность психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих программ,… … Психология общения. Энциклопедический словарь

    Активные методы обучения в последнее время начинают занимать все более существенное место в подготовке специалистов в самых различных областях общественной практики. Базовая подготовка в области психотерапии включает теоретические и… … Психотерапевтическая энциклопедия

    Групповые формы психологического воздействия стали подлинным знамением времени в силу как экономичности, так и эффективности, часто более высокой по сравнению с индивидуальной работой. Хотя очевидно, что в группе любому отдельно взятому… … Психотерапевтическая энциклопедия

    С развитием организационных основ психотерапевтической помощи все большую актуальность приобретает разработка основных принципов и методов подготовки и повышения квалификации в области психотерапии. Важнейшей задачей является создание и… … Психотерапевтическая энциклопедия

    Общение как лечебный фактор - использование механизмов и разл. форм О. для профилактики и преодоления отклонений в психич. функционировании и личности субъекта. Использование О. как лечебного фактора имеет 2 осн. аспекта: 1) групповые формы психол. профилактики при… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Книги

  • Основы теории межкультурной коммуникации. Учебное пособие , Дзенс Н.И., Багана Жером, Мельникова Юлия Николаевна. Пособие содержит лекционный курс по дисциплине`Теория и практика межкультурной коммуникации`, в котором излагаются основные теоретические положения, разрабатываемые американскими,…

Сензитивность (от лат. sensus - чувство, ощущение) - представляет собой черту личности, которая проявляется в гипертрофированной чувствительности к происходящим событиям, что сопровождается повышенным уровнем тревожности перед будущим

Внешними выражениями сензитивности являются робость, сильная впечатлительность, пониженная самооценка и склонность к излишней самокритичности. Сензитивный человек долго переживает случившиеся события и, как правило, имеет выраженный комплекс неполноценности.

Обычно с возрастом сензитивность постепенно уменьшается, что связано с развитием самоконтроля и способности перебарывать собственную тревожность. Сензитивность может быть обусловлена как врожденными чертами, например, слабым типом нервной системы или повреждениями головного мозга во время внутриутробного развития, так и особенностями воспитания ребенка. В психологии синонимами сензитивности являются «чувствительность» и «сенситивность».

Встречается и противоположное явление, выражающееся в том, что человек практически не проявляет эмоциональных реакций на происходящие события, других людей и т. д. Выражается это в отсутствии внимания к окружающим, некоторой бестактности, а также равнодушии.

Сензитивность в психологии

Психологи понимают рассматриваемое явление как ощущение гипертрофированной восприимчивости, сопровождаемое комплексом неполноценности. Сензитивные люди нередко ощущают себя непонятыми и одинокими.

При обращении к психотерапевту такие пациенты высказывают жалобы о равнодушном отношении к себе со стороны близких, их недружелюбии, отсутствии возможности установить теплые отношения с другими людьми.

Нередко сензитивные люди полагают, что недостойны внимания и успеха. Из-за собственной скованности, неуверенности в своих силах, ранимости и чувствительности им сложно справляться с ежедневными делами и проблемами.

Сензитивность, выражающаяся в личностных особенностях человека, то есть ранимости, гиперчувствительности и совестливости, может являться постоянной характеристикой индивида или проявляться лишь от случая к случаю. К сожалению, рассматриваемое состояние может становиться серьезным препятствием социальной адаптации ведь сензитивный человек полагает, что весь мир настроен против него.

Такие люди остро ощущают собственную ущербность и неполноценность, в связи с чем боятся знакомиться с другими, испытывают ужас перед публичными выступлениями и всячески стараются избегать действий, связанных со взаимодействием с окружающими.

Вышеописанная симптоматика часто становится причиной обращения к психотерапевтам. Опытный специалист может быстро определить корень проблемы и выбрать правильные методы терапии, которые позволят облегчить состояние сензитивного пациента. Данное состояние может быть одним из симптомов невротических расстройств, перенесенного стресса, депрессии, эндогенных психических заболеваний и т. д.

Степень выраженности напрямую зависит от особенностей темперамента человека. Уровень выраженности определяется тем, влияние какой силы требуется для запуска некоторой психологической реакции. Одно и то же событие у разных людей может вызывать разную по силе реакцию. Холерики и меланхолики отличаются максимальной впечатлительностью, поэтому они чаще бывают сензитивными, чем сангвиники и флегматики, которые склонны игнорировать потенциально тревожные ситуации.

Возрастная сензитивность

Возрастная сензитивность представляет собой возникновение на определенных стадиях развития индивида восприимчивости к различным воздействиям. Исследованием данного явления занимаются психология развития и педагогика.

Знания о том, в каком возрасте человек становится максимально восприимчивым, помогает составлять программы развития определенных навыков и способностей. Например, в возрасте двух-трех лет дети восприимчивы к языкам, поэтому именно в этот момент целесообразно развивать речевые навыки.

Если проигнорировать сензитивный период, то вернуться к нему будет уже невозможно, поэтому в будущем с формированием важных способностей могут возникнуть серьезные проблемы.

Сензитивные периоды длятся в течение определенного времени и заканчиваются вне зависимости от того, успел ли человек получить новые знания и умения. При этом сознательно повлиять на наступление сензитивного периода невозможно.

Поэтому родители должны знать, в какой момент ребенок становится наиболее восприимчивым к освоению нового опыта: это позволит сделать обучение максимально успешным и продуктивным. Чтобы не пропустить наступление сензитивного периода, следует как можно внимательнее наблюдать за особенностями ребенка, замечая наступление любых изменений в его характере и поведении.

Это позволит не только сделать обучение эффективным, но и предсказать наступление следующего сензитивного периода, что даст возможность создать благоприятную развивающую среду.

Интересно, что сензитивные периоды универсальны: они не зависят от культурных особенностей, национальной принадлежности и других факторов. У всех детей мира эти периоды наступают и заканчиваются приблизительно в одно и то же время.

Конечно, наступление сензитивного периода индивидуально, поэтому идеи фронтального обучения показали свою нецелесообразность. Можно сказать, что по-настоящему эффективными являются только индивидуальные программы обучения и развития.

Немаловажное значение имеет динамика протекания сензитивного периода: у всех детей периоды наибольшей восприимчивости протекают по-разному, что важно учитывать при составлении программ обучения. Все возрастные сензитивные периоды имеют постепенное развитие и начало их не всегда легко заметить.

Проще всего наблюдать этап максимальной интенсивности сензитивного периода: в это время восприимчивость ребенка достигает пика. После этого удачный период плавно сходит на нет.

Тренинг сензитивности

Понятие сензитивности заключает в себе способность к предсказанию эмоций, мыслей и действий окружающих людей. Эта способность необходима для того, чтобы более осознанно взаимодействовать с другими. Получить навыки эффективного взаимодействия можно на специальном тренинге по развитию сензитивности.

Психолог Г. Смит выделил несколько основных типов сензитивности:

  • наблюдательская, заключающаяся в умении видеть и запоминать внешний вид и действия окружающих;
  • теоретическая: использование психологических теорий для объяснения поведения окружающих людей;
  • номотетическая, то есть понимание человека как представителя той или иной группы;
  • идеографическая сензитивность, смысл которой состоит в осознании индивидуальности и уникальности каждой человеческой личности.


Тренинг сензитивности

Основной задачей тренинга можно назвать развитие способности понимать и предсказывать действия окружающих. Имеются у тренинга и другие цели, которые делятся на две группы: непосредственные и высокоорганизованные.

Непосредственные цели:

  • повышение уровня осознанности участников тренинга, связанное с получение знаний об особенностях восприятия людьми друг друга;
  • повышение чувствительности к групповым процессам и действиям окружающих, развитие способности воспринимать коммуникативные сигналы;
  • формирование условий, которые способствуют эффективной групповой динамике;
  • развитие навыков межличностного взаимодействия;
  • развитие навыков включаться в групповые и межличностные процессы.

Высокоорганизованные цели:

  • освоение нового поведенческого репертуара;
  • развитие способности к формированию аутентичных взаимоотношений с другими людьми;
  • получение знаний о личностных особенностях других людей;
  • развитие способности к сотрудничеству.

Достичь вышеперечисленных целей помогает взаимодействие между участвующими в тренинге людьми и анализ складывающихся между ними отношений. В этом плане тренинг сензитивности напоминает классические виды групповой психотерапии.

Очень часто тренинг сензитивности используется для подготовки психотерапевтов. Тренинг способствует развитию чувствительности к групповой динамике, позволяет научиться оценивать поступки участников тренинга, а также эффективно выявлять их проблемы и внутриличностные конфликты.

На тренингах развития чувствительности используются разнообразные упражнения и ролевые игры, которые можно разделить на три виды.

К первому виду относятся упражнения , участие в которых принимают все участники тренинга. Обычно это разминочные упражнения, а также игры, которые настраивают участников на последующую работу.

Второй вид упражнений позволяет создать контакт между участниками.

Эти упражнения способствуют развитию внимательности, способности понимать мысли и поведение окружающих людей.

Наконец, третий вид упражнений направлен на получение обратной связи.

Во время этих упражнений между участниками группы формируются прочные эмоциональные связи.

Занятие первое

Принятие правил.

«Мы сидим в кругу, который сами создали. В нем нет ничего иного, как нас самих и того, что мы принесли сюда в себе. Мы будем изменять себя, если это при помощи друг друга. Только наше общение должно помогать пониманию себя». Для того, чтобы общение было полезным, необходимо выполнение следующих правил (озвучиваются при всей группе):

1.Важным является то, что происходит сейчас, какие чувства испытывает каждый член группы в данный момент. Можно пользоваться только информацией друг о друге, которую участник предоставляет о себе сам за время групповой работы. Прошлое общение, которое было за пределами круга, не обсуждается. Выходить из помещения во время занятий нельзя (только во время перерыва, в котором нельзя обсуждать то, что происходит в кругу).

2. Надо открыто выражать свои чувства по поводу всего, что происходит в кругу.

3. Правило «Стоп». Каждый может отказаться от выражения чувств: «Я чувствую, что не хочу говорить о совеем чувстве»

4. Говорить необходимо только о тех чувствах, которые действительно чувствуете, а не о тех, которые возвышают вас в глазах других, удобны вам, представляют вас в лучшем свете.

5.Никому ничего не советовать.

6. Говорить только от своего имени.

7. Не давать оценок.

8.Отвечать за свои слова.

9. Не выносить за пределы круга все то, что происходит в нем.

10.Обсуждается любая тема, исходящая из желаний членов группы

11. Занятия пропускать нельзя.

12.Не отвлекаться на общие темы.

На таких занятиях не должно быть оценок происходящего

Упражнение 1.«Упражнение в парах».

Инструкция: Сделаем так: стоящий в центре круга (для начала я буду им) предлагает поменяться местами всем тем, кто обладает каким-либо общим признаком: «пересядьте те, у кого есть дочери»- и все, кого есть дочери, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга старается занять место, а тот, кто останется без места, продолжит игру. Кроме того, каждый, кто оказывается в центре круга, когда все поменяются местами перечислит всех, у кого есть дочери. Все остальные будут внимательно слушать и помогать наблюдателю, если у него возникнут затруднения.

Упражнение 2. «Упражнение в парах»-2

Цель: развитие наблюдательной сензитивности

Инструкция: в течение некоторого времени смотрим друг на друга Повернитесь спиной друг к другу. Возьмите тетради и ручки. Я буду задавать вопросы, относящиеся к внешности вашего партнера, на которые надо давать письменные ответы. Какого цвета глаза вашего партнера? Какого цвета у него брови? Есть ли у него на лице ямочки? А теперь повернитесь лицом друг к другу и проверьте правильность ваших ответов. Сейчас мы сменим пары, один из партнеров переходит в пару, стоящую слева от него. В течение минуты молча посмотрите друг на друга. Повернитесь спиной друг к другу. Возьмите ручки. Напишите, какого цвета обувь на вашем партнере? Есть ли у него украшения на руках, на шее, одежде? На какой руке у него часы?

Упражнение 3.«По кругу»

Инструкция: Все участники садятся по кругу. Тренер выходит из круга и дает инструкцию к упражнению, стоя за кругом. У вас есть полторы минуты, в ходе которых надо внимательно посмотреть друг на друга. Через полторы минуты тренер просит всех повернуться на стульях спиной в круг, подходит к одному из участников группы и говорит, например: «Саша! Я иду по кругу влево и прохожу одного, второго, третьего, останавливаюсь около четвертого человека. Кто это?»

Упражнение 4.«Слепец и поводырь»

Участники делятся по парам. Один закрывает глаза. (слепец), другой становится поводырем. Затем- меняются местами.

Занятие 2

Упражнение 1. «Чувство времени»

Цель: развитие наблюдательной сензитивности.

Инструкция: Давайте проверим, насколько у вас развито чувство времени. Закройте, пожалуйста, глаза и постарайтесь после моей команды «начали» уловить тот момент, когда пройдет минута. При этом не надо считать про себя. Как только, с вашей точки зрения, минута пройдет, поднимите руку и откройте глаза. При этом продолжайте сидеть молча до тех пор, пока все не откроют глаза. Итак, начали.

В ходе упражнения тренер фиксирует тех участников, которые:

  • поднимают руку раньше того момента, когда минута истечет;
  • своевременно поднимают руку;
  • поднимают руку позже.

После завершения упражнения тренер сообщает участникам результаты своих наблюдений и прелагает обменяться впечатлениями. Как правило, часть людей говорят о сложности такого знания, для других оказывается неожиданной допущенная ошибка. Участники могут высказывать идеи относительно того, что нарушения адекватности восприятия длительности событий приводят к искажению актуальной ситуации, порой ухудшают условия, в которых протекает общение, повышают напряжение.

Упражнение 2. «Салочки »

Цель: развитие наблюдательной сензитивности.

Инструкция: Участники группы стоят по кругу. Сейчас мы все закроем глаза (выполнять упражнение удобнее, если есть повязки – шарфы, платки, которыми можно завязать глаза) и будем передвигаться по комнате, стараясь не задеть никого. Делать мы это будем примерно три минуты. Я скажу, когда они закончатся.

Это упражнение стоит выполнять в комнате, где частники могут чувствовать себя безопасно. Для повышения чувства безопасности у членов группы и контроля за действиями участников тренер не может не принимать участия в упражнении.

Когда участники группы, завершив упражнение, займут свои места, можно задать им такие вопросы: «Как вы чувствовали себя во время выполнения передвижения по комнате?», «Каковы ваши впечатления?»

Упражнение 3. «Я вижу…..»

Цель: осознание различия между тем, что люди «видят», «представляют, интерпретируют», « и им кажется».

Инструкция: Участники группы разбиваются на пары и садятся друг напротив друга. Каждый из участников пары по очереди говорит одну фразу, начинающуюся со слов «Я вижу…», содержание которой касается внешнего облика партнера. Таня (тренер обращается к участнице группы), давай мы с тобой покажем, как это нужно делать» Тренер и участница группы садятся друг напротив друга. Тренер: «Я вижу, что твои руки лежат на коленях» Таня: «Я вижу, что ты посмотрела вправо» Тренер: «Я вижу, что ты наклонила голову» итд. «Во время выполнения упражнения воздерживаться от использования оценочных понятий»

Упражнение 4. «Знакомство руками».

Участники закрывают глаза и осторожно идут навстречу друг другу.

Занятие 3

Упражнение 1. «Я тебя помню…..»

Цель: развитие взаимодействия сенсорных каналов, побуждение участников к большей включенности в групповой процесс.

Инструкция: Упражнения проводится на 3-4-й день работы группы. Ведущий делит группу на 2-3 подгруппы.

Каждый из участников по очереди выходит перед своей группой и становится к ней спиной. Остальные задают ему любые вопросы. Прежде чем ответить на вопрос, отвечающий называет имя спрашивающего. Если он часто ошибается, то надо сказать ему об этом. При этом не обязательно, чтобы каждый задавал вопрос. Постоянным остается количество вопросов, а кто задает их и сколько их, решает группа. После того, как будет задано 5-6 вопросов, происходит смена отвечающих.

Несмотря на кажущуюся простоту задания, оно требует значительных усилий по правильному восприятию партнеров. Нередко допускаются ошибки.

При обсуждении высказываются идеи о том, что еще недостаточно хорошо удалось узнать друг друга, непривычно слышать голос, не видя перед собой человека.

Упражнение 2. «Перемещения»

Цель: развитие наблюдательной сензитивности, развитие взаимодействия сенсорных каналов, дает хороший групповой эффект, способствует сплочению группы и увеличению доверительности групповой атмосферы.

Инструкция: Участники сидят по кругу. Сейчас я скажу «раз», и мы все закроем глаза, а на счет «два» встанем и, не открывая глаз, поменяемся местами. Каждый должен найти себе новое место, при этом нельзя садиться на стулья, которые находятся сейчас слева справа от вас. Во время выполнения упражнения задания я буду следить за безопасностью ваших перемещений. Итак, «раз» (пауза), «два».

Если не всем удалось самостоятельно найти новое место, тренер может предложить сделать еще одну попытку. Упражнение требует от участников ориентации на тактильные и звуковые сигналы.

Упражнение 3.«Тактильные ощущения»

Цель: развитие тактильной чувствительности, способности опознавать другого человека, используя этот канал получения информации из окружающего мира.

Инструкция: Участники садятся в круг. В центре круга стоит пустой стул. Один из участников выходит в центр круга и садится на стул, кладет руки на колени ладонями вверх и закрывает глаза. Остальные по очереди в произвольном порядке подходят к нему и кладут свои руки на ладони. Сидящий на стуле должен понять, чьи это руки. Каждый раз тренер говорит «да», если подошедший будет назван правильно, и «нет» в случае ошибки. Подходят в произвольно порядке и кто-то может подойти несколько раз.

Во время выполнения упражнения в центре могут побывать 3-4 человека

При обсуждении данного упражнения можно задать вопрос «как вы решали поставленную задачу?»

Упражнение 4. «Состояния и ситуации »

Цель: развитие наблюдательской сензитивности.

Инструкция: Участники группы становятся в круг. По команде тренера начинают ходить по комнате и того, кого я назову, попробует себя представить постарается в нее включиться и осознать те чувства, состояния, которые при этом возникают. Итак: мы идем по густой чаще леса…. Далее каждые 20-30 секунд тренер называет имя следующее члена группы. После завершения упражнения можно задавать вопросы: «Какие состояния у вас возникали в разных ситуациях? », «В какой из предложенных ситуаций вам легче всего себя представить, в какой- сложнее?»

В ходе обсуждения имеет смысл обратить внимание на следующий моменты:

  • одна и та же ситуация вызывает у разных людей очень разные состояния;
  • люди обладают разной способностью переходить от одного состояния к другому, и эту способность модно развивать;
  • легче представить себя в тех ситуациях, которые чаще всего встречались в жизни;
  • воспроизведение характерных той или иной ситуации жестов, походки или позы облегчают погружение в нее, осознание специфических состояний и чувств, которые в ней возникают.

Приведем примеры ситуаций, предложенных участниками в разных тренинговых группах:

Спешим в театр Оказались на приеме у английской королевы Идем по лесу, где очень много комаров, в магазине пробираемся в толпе к прилавку; Идем по узкой тропике в горах По болоту По берегу моря По битому стеклу босиком

Занятие 4

Упражнение 1. « Угадайка»

Инструкция: Все участники садятся по кругу. Нам предстоит совместно решить одну задачу: как можно быстрее всем одновременно, не договариваясь и не произнося ни слова, выбросить одинаковое количество пальцев на обеих руках. Решать эту задачу мы будем следующим образом: я буду одновременно выбрасывать пальцы. Какое-то время, достаточное для того, чтобы понять, справились ли мы с этой задачей, не опускаем руки. Если задача не решена, мы сделаем очередную попытку.

Упражнение может проходить по-разному, Иногда группе требуется до 30 попыток. Обнаруживается, что в процессе выполнения упражнения необходимо ориентироваться друг на друга, согласовывать свои действия с действиями других, где стоит оказывать давление в ситуациях, которые предполагают сотрудничество.

Упражнение 2. «Угадай эмоцию»

Цель: невербальное прочтение эмоциональных состояний окружающих. развитие навыков вербализации состояний

Инструкция: Участники сидят в кругу. Некоторым членам группы раздаются карточки, на которых обозначены те или иные эмоциональные состояния. Получившие карточки прочитывают карточки так, чтобы надпись не видели другие члены группы, и затем по очереди изображают обозначенное состояние. Мы все будем смотреть и постараемся понять, какое состояние изображено.

В ходе выполнения упражнения тренер дает возможность высказаться относительно изображенного состояния, затем называет его. Каждый раз после того, как состояние названо, можно спросить прежде всего у тех, кто дал правильный ответ, а потом у остальных, на какие признаки они ориентировались, определяя состояние.

Упражнение 3. «Угадай эмоцию 2»

Цель: невербальное прочтение эмоциональных состояний окружающих. развитие навыков вербализации состояний,

Инструкция: Участники сидят в кругу. Некоторым членам группы раздаются карточки, на которых обозначены те или иные эмоциональные состояния. Получившие карточки прочитывают карточки так, чтобы надпись не видели другие члены группы, и затем по очереди изображают обозначенное состояние. Делать это надо будет по очереди, выйдя в центр полукруга, стоя к группе спиной. Мы все будем смотреть и постараемся понять, какое состояние изображено, не видя лица человека.

Примерный перечень состояний и чувств для этого упражнения: радость, печаль, удивление, гнев, нетерпение, страх, беспокойство итд.

Упражнение 4 .«Мои движения»

Цель: развитие распознавание двигательной эмпатии и ПФД

Инструкция: Каждый по очереди делает движение, отражающее его внутреннее состояние, а остальные повторяют это движение 3-4 раза, стараясь вчувствоваться в состояние человека, понять это состояние.

После завершения упражнения можно задать группе вопрос: «Каково, по-вашему мнению, состояние каждого из вас?».

Занятие 5

Упражнение 1. «Числа»

Цель: создание работоспособности в начале тренинговой группы. Упражнение сплачивает группу, повышает настроение, снижает напряженность, скованность

Инструкция: Все участники садятся по кругу. Тренер называет числа. Сразу же после того, как число будет названо, должно встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если называется «4», то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания нужно вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действия друг друга.

Лучше всего называть вначале 5-7, в середине 1-2. При обсуждении упражнения можно задать следующие вопросы: Что помогало справиться? Что затрудняло ее выполнение? На что ориентируетесь, принимая решение? Какая у вас была тактика? В ходе обсуждения можно говорить о проявлении инициативы и проблемы принятия на себя ответственности за то, что происходит в группе.

Упражнение 2. «Грустный - веселый»

Цель: Развитие способности осознавать и вербализовывать свое состояние, находить слова для его обозначения.

Инструкция: Участники группы сидят по кругу. «Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, назы¬вая при этом какое-то состояние или чувство, а поймав брошенный нам мяч, будем называть ан¬тоним - противоположное состояние или чувство. Например, я бросаю мяч Тане и говорю: "Грустный". Таня, поймав мяч, называет антоним "веселый" и, сама, бросая мяч кому-то другому, называет чувство или состояние. Постарайтесь быть внимательными и не бро¬сать мяч кому-либо повторно, пока мяч не побывает у всех ». Это упражнение позволяет развивать возмож¬ности каждого участника в области вербализации чувств и состояний.

Упражнение 3. «Мяч по кругу»

Цель: тренировка наблюдательской сензитивности

Инструкция: Участники группы сидят по кругу. «Бросая друг другу, мяч, будем каждый раз говорить, какой может быть улыбка. Я начну: «Безза¬ботная (при этом тренер бросает мяч кому-то из участников». Для усложнения этого (и подобных ему) упраж¬нения можно включить в него задание, направлен¬ное на тренировку наблюдательской сензитивности. Для этого в тот момент, когда мяч побывал хотя бы по одному разу у всех, надо остановить последнего участника и предложить группе « раскрутить» це¬почку бросания мяча обратно: тот, у кого мяч нахо¬дится, бросит его тому, от кого он был получен итд. В случае применения такого варианта работы тренер должен быть очень внимательным и сам пом¬нить всю последовательность перемещений мяча, чтобы в спорных случаях выступить в роли арбитра.

Упражнение 4. «Броуновское движение»

Беспорядочное движение участников по комнате (с максимальной осторожностью Ведущий называет букву, участники должны выстроиться в форме буквы, и так несколько раз. Таким образом можно строить слова и даже целые фразы.

Занятие 6

Упражнение 1. «Никто не знает…..»

Цель: Улучшение групповой атмосферы, участники чувствуют себя более непринужденно, сокращается дистанция в общении.

Инструкция: Участники группы сидят о кругу. У тренера в руках мяч. Участники должны бросать мяч друг другу этот мяч. Тот, у кого окажется этот мяч завершает фразу «Никто из вас не знает, что я (или- у меня)….» Нужно быть внимательными и мяч должен побывать у каждого участника.

Упражнение 1. «Прогноз »

Цель: Осознание и развитие прогностических способностей, упражнение также направлено на развитие наблюдательности, поскольку адекватность прогноза опирается на совокупность сигналов, которые могут быть зафиксированы при наблюдении за партнером от момента принятиями решения до его воплощения.

Инструкция: Участники группы разделяются на пары. «Сядьте друг к другу спиной. После того как я скажу "начали", сосредоточьтесь друг на друге и трижды, не договариваясь, постарайтесь одно¬временно посмотреть друг на друга».

Упражнение 2. «Зеркало»

Цель: Упражнение направлено на развитие способ¬ности вчувствоваться в другого человека, предви¬деть его действия.

Инструкция: Участники группы разбиваются на пары. «Один из участников пары будет "зеркалом", а второй - "обезьяной". "Обезьяна", оказавшись перед "зеркалом", ведет себя достаточно свобод¬но: ее мимика, пантомимика, жестикуляция очень разнообразны. "Зеркало" повторяет, как можно точнее все движения "обезьяны" ».

Через три-четыре минуты тренер предлагает партнерам поменяться ролями. После завершения упражнения можно задать, группе такие вопрос «Какие трудности у нас возникали в процессе выполнения упражнения? », «Насколько точно вам удавалось воспроизводить движения вашего партнера?».

Упражнение 3. «Описание »

Цель: Это упражнение направлено на развитие спо¬собности человека формировать Я-образы, т. е. представления о том, как он выглядит в глазах других людей, включенных в данную ситуацию. Наличие у человека адекватных Я-образов - важ¬ное условие кооперативного взаимодействия. Они обеспечивают гибкость поведения.

Инструкция: Участники группы разбиваются на подгруппы по 4-5 человек. «Для выполнения этого упражнения нам понадобятся добровольцы. Кто готов начать и оказаться в центре нашею внимания? (Тренер убеждается в готовности вызвавшегося участника приступить к работе. Допустим, его зовут Андрей.) Сейчас все мы сосредоточимся на Андрее. Вспомни¬те все, что вы уже знаете о нем, ситуации, в которых он участвовал, eгo высказывания, мне¬ния (тренер делает паузу, давая возможность всем подумать). А теперь каждый скажет об одном его качеств, которое, по его мнению, бесспорно, есть у Андрея, и пояснит, на основании чего он делает такое заключение. Андрей, ты, пожалуйста, внимательно слушай и, когда все выскажутся, скажешь нам о чувствах, которые у тебя возникали, когда ты слушал всех, и о том, насколько то, что ты услышал, соответствует твоим пред¬ставлениям о себе».

После того как работа с Андреем будет завер¬шена, тренер предлагает еще кому-нибудь, кто захочет, побывать в его роли.

Упражнение 4. «Групповая скульптура»

Композиция, выполняемая либо в парах, либо всей группой, которая может выражать символы, образы и явления. Настроение группы.

Занятие 7

Упражнение 1. «Пожелание»

Цель: создание работоспособности в начале тренинговой группы. Упражнение сплачивает группу, повышает настроение, снижает напряженность, скованность

Инструкция: Все участники садятся в круг. Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем друг другу пожелания на день сделаем это так. Первый участник встанет и подойдет к любому, поздоровается с ним, и выскажет ему пожелание на сегодняшний день. Тот у к кому подошел первый участник, в свою очередь, подойдет к следующему и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день.

Если во время выполнения этого упражнения некоторые из участников испытывали затруднение, то после завершение можно спросить группу именно о них. «Какие у вас были трудности в ходе выполнения задания? » Такого рода вопрос выполняет двоякую функцию: с одной стороны, отвечая на него, человек получает возможность отреагировать негативные эмоции, снять напряжение, возникшее в ходе выполнения упражнения, с другой стороны, ответ на этот вопрос позволяют осознать свой опыт и расширить за счет мнений других участников. Осознание своего опыта в данном случае - это осознание тех барьеров, которые мешают людям быть более открытыми, искренними, лучше понимать и чувствовать других людей, их истинные потребности.

Упражнение 2. «Я тебя помню » -2

Цель: Развитие способности осознавать и вербализовывать состояние другого человека, фиксировать его отличия.

Инструкция: Участники группы сидят по кругу, у каждого ¬чистый лист бумаги. «Я буду зачитывать вопросы, на которые вы будет е отвечать, каждый самостоятельно отвечайте откровенно и будьте готовы к тому, что ваши ответы узнают дрyгиe участники нашей группы. Итак: 1. Кто ваш любимый поэт? 2. Какой ваш любимый цвет? 3. Какое качество вы больше всего цените в людях? 4. Какое время года вы любите больше? 5. Если бы у вас была возможность провести неделю в любой стране мира, какую страну вы бы выбрали?»

После каждого вопроса тренер дает немного времени для ответа, а в конце собирает листы. «Сейчас я по очереди зачитаю ответы каж¬дого. Выслушав их, постарайтесь понять, кому они принадлежат. Каждый может высказать одно предположение. Если автор будет назван, он рас¬крывает свое инкогнито, если нет – остается анонимным»

Упражнение 3 . «Какого я цвета?»

Цель: Развитие способности осознавать и вербализовывать свое состояние, находить слова для его обозначения. Расширяя словарный запас, который мы используем для обозначения чувств, состояний, можно расширить и свои возможности этих состояний. Расширение сезитивных возможностей за счет включения разных сенсорных систем.

Инструкция: Сегодняшнее занятие начинается с того, что каждый участник, подумав некоторое время, скажет, какого он (или она) сейчас цвета. При этом речь идет не о цвете одежды, а об отражении в цвете вашего состояния. (Дается некоторое время на обдумывание задания, после чего каждый из участников говорит всем, какого он сейчас цвета).

Расскажите, пожалуйста, о том, как изменялось ваше состояние, настроение в течении утренних часов с момента, как вы проснулись, и до того, как вы пришли сюда,- и с чем были связаны эти изменения. В заключение своего рассказа охарактеризуйте то состояние, в котором вы находитесь сейчас и поясните, почему вы выбрали для его обозначения именно тот цвет, который вы назвали.

Упражнение 4. « Восковая палочка ».

Цель: переживание телесных ощущений в отношениях доверия – недоверия.

  • осознание собственной телесности;
  • осознание телесных переживаний среди других людей;
  • переживание поддержки других участников группы;
  • переживание доверия- недоверия в отношениях;
  • сплочение группы.

Все участники становятся в круг плотно друг к другу, чувствуя друг друга. В центр круга становится один из участников. тот, кто стоит в центре, - «восковая свеча», закрывает глаза и максимально расслабляется; его раскачивают остальные участники группы, стараясь не причинить ему боль. Затем на месте «восковой свечи» оказываются остальные участники группы. В заключение ведется работа с чувствами, возникшими в результате выполнения упражнения.

Занятие 8

Упражнение 1.«Доверяющее падение»

Цель: переживание доверия как в отношениях при стрессовой ситуации, работа с защитными механизмами.

Инструкция: Упражнение выполняется в парах. Один из участников встает спиной к партнеру. Его партнер стоит лицом к спине партнера и отходит от него на небольшое расстояние. Когда готов первый участник, он падает назад, а другой его ловит.

Упражнение 2. «Впечатление»

Цель: Выполнение этого задания, кроме тренировки сензитивности, дает возможность рефлексии содержания работы за день, помогает, структурировать полученный опыт.

Инструкция: Все участники сидят по кругу. «В течении пяти минут вы должны нарисовать, свои впечатления о сегодняшнем дне. Сделайте ваш рисунок в любой манере, главное, чтобы он отражал ваше видение, ваш образ сегодняшнего дня работы (Характер задания может модифицироваться. Данное задание предлагается в конце второго дня работы, на третий день возможно задание изо6разить «Мое жизненное кредо», на четвертый или пятый - «Пейзаж».). Постарайтесь риcoвать так, что бы никто не видел, что вы рисуете. 3аверните рисунки и отдайте мне. (Когда все рисунки будут тренера, он раздает их участникам, стараясь, чтобы никому не попал его собственный рисунок.) А теперь, пожалуйста, подумайте, кто автор этого рисунка, и подпишите его».

После того как участники справятся с заданием, тренер предлагает каждому назвать автора рисунка и пояснить, почему он пришел к такому решению. Остальные участники, в том числе и автор рисунка, молча слушают пояснения. Затем тренер обращается к группе с вопросом: «Есть другие версии?» и просит участников высказать аргументы в поддержку своего мнения. После этого тренер просит автора прокомментировать свой рисунок. Аналогично обсуждаются все рисунки. Рисунки остаются в помещении на все время работы группы.

Работая с рисунками « Мое жизненное кредо» и «Пейзаж», тренер может обратиться к участникам с вопросом: « Какие пейзажи, скорее всего, стал бы рисовать Игорь? », «Что не стал бы рисовать Андрей, изображая свое жизненное кредо?» В обсуждении этих вопросов принимают участие авторы рисунков, что дает обширный содержательный материал.

Упражнение 3 .«Марионетки» (30 мин.)

Цель: определить, что чувствует человек, когда им кто-то управляет и он не свободен. Участники должны разбиться на группы по 3-4 человека. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода- полностью управлять всеми движениями куклы- марионетки, один из участников играет роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5-3 м.

Цель кукловодов: перевести «куклу» с одного стула на другой. При этом человек, который играет «куклу», не должен сопротивляться тому, что с ним делают «кукловоды». Очень важно, чтобы на месте «куклы» побывал каждый участник.

После завершения игры происходит обсуждение, игравшим предлагается ответить на вопросы:

  • Что вы чувствовали, когда были в роли «куклы»?
  • Понравилось ли вам это чувство, комфортно ли вам было?
  • Хотелось ли что-нибудь сделать самому?

Упражнение 4. «Пары»

Цель: Повышение настроения, понижается усталость. Оно содействует раскрепощению участников. В то же самое время оно способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников, с одной стороны быть внимательными к действиям других, а с другой стороны искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим.

Инструкция: Участники садятся в круг. Тренер раздает карточки, которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если кому-то достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «слон». Прочитать свою карточку нужно так, чтобы никто не увидел, что на ней. Теперь карточку нужно убрать. Задача каждого- найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки " вашего животного» Другими словами, все делать молча. Когда находят свою пару, нужно молча остаться рядом, и не переговариваться. Только после того, как будут образованы все пары, можно проверить, что получилось.