Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

Центр дистанционного образования

Контрольная работа

по дисциплине: Менеджмент.

Исполнитель: студент

Книтель. В.А.

Екатеринбург 2015

Задание 1. Ответьте письменно на вопросы

Современные концепции менеджмента.

Школа человеческих отношений - возникла в конце 20-х годов, когда уровень интенсификации использования физических усилий рабочих достиг максимума. Это сопровождалось массовыми забастовками.

Школа человеческих отношений сводилась к нескольким основным положениям:

Необходимо развивать у рабочих чувство не только индивидуальной, но и коллективной ответственности за результаты работы;

Необходимо формировать общие цели и интересы для всего коллектива работников;

Согласно школе человеческих отношений любую организацию можно рассматривать как социальную систему, в которой работнику отводится роль социального деятеля:

1. Мэри Фоллет - изучала причины и способы разрешения конфликтов, различные стили руководства и их эффективность. Она рассматривала управление как умение выполнять работу с помощью других людей и считала необходимым выбирать метод в зависимости от конкретной ситуации, сложившейся в коллективе.

2. Гюго Мюнстерберг - разработал научный подход к выбору профессии. Известен серией хоторнских (Хоторн - город недалеко от Чикаго) экспериментов, проводимых с 1927 по 1929 год. Суть эксперимента: для него подобрали группу молодых работниц, предоставили им отдельное помещение и несложную работу по сборке изделий. При этом постоянно меняли условия труда: режим, продолжительность перерывов, систему оплаты труда, время, освящение. Это позволило повысить часовую производительность труда на 40% за 2,5 года. Затем, установили первоначальные условия труда, но производительность не снизилась. Это позволило сделать вывод о том, сформировались неформальные отношения, которые способствовали взаимопомощи, взаимопониманию. Следовательно, для повышения результатов работы и ответственности нужно создавать коллективы работников.

3. Элтон Мэйо . В основу своей социологической теории управления положил две основные идеи. Первая - о том, что люди по самой своей природе вынуждены стремиться к обретению социального союза и продуктивного сотрудничества друг с другом. Вторая его идея - о необходимости регулирования человеческих отношений посредством внедрения социальных умений сотрудничества. Сотрудничество выступает у Мэйо универсальным, основным типом отношений как на уровне организации, так и общества в целом. Формула его «позитивной теории общества » имела в своей основе человеческую составляющую. Мерилом социального прогресса он считал характер и уровень развития социальных связей и отношений, рост сотрудничества в отношениях между людьми.

5. В продолжение школы человеческих отношений возникла группа поведенческих концепций.

6. Концепция Фридриха Герцберга (двухфакторная модель). Он считал необходимым отказаться от выполнения рабочими узких операций, предлагал отменить конвейер. Считал необходимым закрепить за группой рабочих весь комплекс работ по изготовлению изделий; проводить ротацию рабочих (перемещать их с одного рабочего места на другое). Считал, что менеджеры должны советоваться с рабочими, так как это повышает уровень их отдачи. На основании этого он разработал двухфакторную мотивационную модель.

7. Концепция Дугласа Мак-Грегора (человеческая сторона предприятий). Предложил 2 стиля руководства:

1. Руководитель по теории «Х» - считает, что человек по природе ленив, поэтому его необходимо принуждать к работе и контролировать. Работник не испытывает амбиций, не желает брать на себя ответственность и стремится к безопасности.

2. Руководитель по теории «У» - считает, что для всех труд - такое же естественное занятие, как отдых. Любой человек стремится к достижению определенных целей, готов брать на себя ответственность при соответствующем вознаграждении, поэтому необходимо стимулировать инициативу и изобретательность.

3. Концепция управления по целям Питера Друкера (50-е годы) - необходимо сначала формулировать цели для предприятия, а затем определять функции и строить систему отношений между звеньями организации.

4. Концепция самоуправляемого коллектива Питера Друкера - на предприятии целесообразно создавать коллективный орган управления, в который должны входить представители разных групп рабочих. Менеджер должен решать производственные и социальные проблемы коллектива, что может сопровождаться повышением результативности организации.

5. Концепция управленческой элиты Питера Друкера - менеджмент организации во многом определяет динамику развития не только данной организации, но и общества в целом. Поэтому менеджмент должен брать на себя решение ряда социальных проблем на уровне региона, страны.

Теории «2», «7 С».

В 80-е годы получила широкое распространение концепция семи «С» Питерса и Уотермана, которая определяла ключевые факторы успеха фирмы:

Система «7С»

В настоящее время на Западе большое развитие получила система 7С, т.к. в нее входят основные элементы управления, такие как:

Стратегия,

Системы и процедуры,

Сумма навыков персонала,

Стиль управления,

Состав персонала,

Структура,

Совместные ценности.

К жестким элементам системы относятся:

1. Стратегия, т.е. курс на распределение ограниченных ресурсов для достижения намеченных целей;

2. Структура - описание органичной схемы взаимодействия подразделений. концепция руководство управленческий революция

3. Системы и процедуры работы - описание процессов и устных процедур, закрепленных в соответствующих инструкциях.

К мягким элементам системы относятся:

1. Состав персонала, т.е. характеристика важнейших категорий персонала предприятия.

2. Стиль - характер действий ведущих управляющих для достижения целей предприятия.

3. Сумма навыков персонала - способности, профессионализм, отличающие предприятие и персонал в целом.

4. Совместно разделяемые ценности - важнейшие ценности, которые доводятся до сознания сотрудников предприятия.

Сущность «тихой управленческой революции».

По мнению большинства исследователей, сегодня сформировалась новая парадигма управления. Она обозначается, как «тихая управленческая революция», а ее ключевыми чертами являются следующие.

1. Отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента, состоящего в убеждении, что ключ к успеху управления лежит в правильном воздействии на внутренние факторы организации. Вместо этого на первый план выдвигается проблема гибкости и адаптации к постоянным изменениям внешней среды. Последняя диктует стратегию и тактику управления, определяет структуру организации и формы управления ею.

2. Использование в управлении теории систем позволило не только сформулировать новый взгляд на организацию как «органическое целое», имеющее свою логику и законы, но и выделить ряд универсальных переменных любой системы, контроль за которыми составляет основу эффективного управления.

Организация как открытая система

Черты и свойства

Характеристика, обоснование

Компоненты

Система состоит из некоторого количества частей, называемых элементами

Компоненты системы связаны между собой

Структура

Форма связи организационно закреплена в структуре

Взаимодействие

Компоненты воздействуют друг на друга своим нахождением в системе и выходом из нее, что есть результат взаимного влияния и взаимодействия с окружающей средой

Изменения, происходящие в результате взаимодействий, называются процессами

Холизм и эмерджентные свойства

Система -- целостность (holism -- англ. holos -- греч.: целое), проявляющая свойства, возникающие только в результате взаимодействия ее компонентов

Идентификация

Свойства системы, на основании которых ее можно идентифицировать и отличить от других явлений, не входящих в систему

Окружение

Представлено явлениями, образованиями, которые не являются частью системы, но существенно влияют на нее. Это окружающая среда системы

Концептуализм

Система -- это концепция, особая форма которой отражает цели и ценности индивида или группы, разработавших эту концепцию

3. Ситуационный подход к управлению, составляющий доминанту современной теории и практики управления. Главный его тезис -- вся организация внутри предприятия есть не что иное, как ответ на различные по своей природе воздействия извне.

4. Признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед индивидом, работающим в организациях. Важнейшей характеристикой менеджмента на современном этапе является ориентация на новую социальную группу в организациях -- когнитариат. Он уже не может рассматриваться как только один из экономических факторов, а трактуется как ключевой ресурс, эффективное использование и наращивание которого становится самой основной задачей менеджмента. Эти и другие положения являются основными принципами современной теории управления.

Задание 2. Подчеркните правильные варианты ответов

В каком виде может быть реализовано в процессе управления управляющее воздействие?

а) приказ, распоряжение, указание ;

б) план, задание;

г) данные контроля.

Какие элементы образуют среду прямого влияния?

а) политическая ситуация;

б) конкуренты;

в) поставщики ;

г) развитие техники и технологии.

Что характеризуют горизонтальные связи организационной структуры управления?

а) наличие совместно решаемых звеньями задач ;

б) подчиненность и ответственность по всем вопросам;

в) подчиненность в рамках определенной функции.

Какие психологические факторы влияют на работника организации?

а) внутренние ;

б) внешние ;

в) производственные;

г) непроизводственные.

Что согласно теории Ф. Герцберга является мотивирующим фактором?

а) вознаграждение;

в) условия рабочего места;

г) стиль руководства.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность управления как процесса. Общие вопросы руководства персоналом. Основные положения модели управления Мак-Грегора (теория "Х" и "У"). Принципы формирования стилей руководства в контексте теории управления Мак-Грегора, их сравнительный анализ.

    курсовая работа , добавлен 08.11.2009

    История развития управленческой мысли. Недостатки и достоинства теории менеджмента для осуществления грамотной управленческой деятельности. Основные положения, принципы и идеи современных направлений менеджмента. Концепция "Бережливого производства".

    реферат , добавлен 04.01.2016

    Проблема поиска эффективного управления хозяйствующим субъектом. Сущность и особенности стилей руководства и методов управления в организации. Оценка факторов и условий трансформации стилей управления. Коучинг как новый стиль руководства на предприятии.

    дипломная работа , добавлен 14.03.2011

    Характеристика и отличительные признаки демократического стиля управления, его разновидности и отличительные черты. Виды "многомерных" стилей управления. Сущность концепций ситуационного менеджмента и их использование в управленческой деятельности.

    реферат , добавлен 16.10.2009

    Схема организационной структуры управления ООО "Артан", определение ее типа. Основные подразделения и типы организационной связи. Предложения по рационализации управленческой деятельности и оптимизации организационной структуры управления предприятия.

    реферат , добавлен 21.03.2014

    Классификация стилей руководства, сущность "одномерных" и "многомерных" стилей. Содержание управленческой решетки Р. Блейка и Мутона. Особенности модели эффективного управления Ф. Фидлера. Выводы и рекомендации в выборе эффективного стиля руководства.

    курсовая работа , добавлен 01.04.2013

    Анализ организационной структуры студенческой группы. Применение теории иерархических потребностей, концепций МакКлелланда и Герцберга с целью оценки мотивационного климата коллектива. Применение различных тестов для выявления стиля руководства менеджера.

    реферат , добавлен 03.06.2011

    Сущность и значение мотивации в управленческой деятельности. Современные проблемы мотивации служащих. Научные концепции мотивации: содержательные и процессуальные теории. Мотивация в обществе с ограниченной ответственностью "Современные системы связи".

    курсовая работа , добавлен 24.06.2011

    Общая характеристика специальности менеджера, присущие ему черты характера и качества для эффективного управления. Разнообразие стилей руководства и факторы, влияющие на их формирование. Классификация стилей руководства, оценка преимуществ и недостатков.

    курсовая работа , добавлен 28.03.2010

    Уровни потребностей человека по А. Маслоу. Двухфакторная теория Герцберга. Группы потребностей человека согласно теории К. Альдерфера. Порядок актуализации потребностей. Общие моменты в теориях Маслоу и Герцберга. Потребности существования, связи и роста.

В своем развитии СМ прошел следующие основные этапы:

Первый этап. 1950-1960-е гг. Стратегическое планирование представляло собой долгосрочное планирование производства продукции и освоения рынков. Примерно в это время долгосрочные планы стали центром внимания при выработке стратегического поведения организации. Появляются новые подходы в достижении целей в конкурентной борьбе;

Второй этап. 70-е гг. Существенно изменился смысл стратегического выбора, который не был уже фиксацией планов производства на долгосрочную перспективу, а представлял собой ответ на вопрос: «Что делать с тем бизнесом, который был успешным до сих пор, но может потерять привлекательность вследствие изменения потребительских приоритетов?»;

Третий этап. 1980-1990-е гг. Динамизм внешней среды настолько усложнил задачу своевременной адаптации к изменениям, которые происходят во всех сферах общественной жизни, что способность организации должным образом отвечать на подобный вызов окружения стала сутью ее" стратегического поведения. В основе стратегических решений теперь оказывался выбор такого поведения в текущий момент, который обеспечивал бы процветание организации в будущем;

Четвертый этап. Первое десятилетие XXI в. - резкое возрастание фактора внешней среды. Осознание необходимости разработки стратегии, ориентированной на изменения во внешней среде, элементами которой являются диверсификация, интеграция, освоение новых рынков.

Д. Кэмпбелл и Д. Стонхаус склоняются к мнению, что следующим этапом развития управленческой науки будет «менеджмент знаний». Основные задачи данного направления менеджмента:

Создание новых знаний, имеющих в первую очередь коммерческую ценность;

Обучение знаниям;

Внедрение знаний в производственные и управленческие процессы;

Хранение и защита знаний.

«Тихая управленческая революция» начала 1980-х гг.

Термин «стратегическое управление» введен в обращение на стыке 60-70-х г.г. XX в. для обозначения разницы между управлением производственно-хозяйственной системы на уровне производства («текущим») и управлением ею, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия вызвана изменениями в условиях ведения бизнеса, важностью переноса центра внимания в том или ином бизнесе на ситуацию в окружающей его среде, чтобы своевременно и соответствующим образом реагировать на происходящие в ней изменения. Разработка идей стратегического управления нашла отражение в работах Франкенхофса, Грентджера, Апсоффа, Шенбеда и Хаттеи, Ирвина и др.

Идеи СМ являются ярким проявлением «тихой управленческой революции», которая началась в американской экономике в 1970-1980 гг. Обнаружив неспособность своих менеджеров справиться с нарастающими трудностями во внешней среде в самый затяжной за весь послевоенный период экономический кризис (1973-1981), американские корпорации столкнулись с кризисом управляемости своих хозяйственных систем. Поиски выхода из него осуществлялись не только на путях повышения квалификации управленческих кадров, но и за счет перехода к новой «управленческой парадигме», суть которой - в определенном отходе от управленческого рационализма, от начального убеждения, что успех фирмы определяется рациональной организацией производства, снижением издержек за счет выявления внутрипроизводственных резервов, повышением производительности труда и эффективности использования всех видов ресурсов.

Новая парадигма основана:

На системном и ситуационном подходах к управлению: корпорация рассматривается как открытая система; главные предпосылки успешной деятельности фирмы отыскиваются не только внутри, но и вне ее, т.е. успех связывается с тем, насколько удачно фирма приспосабливается к внешнему окружению - научно-техническому, экономическому, социальному, политическому и т.п.;

На концепции фирмы как социальной системы. Не только характер стратегий, тип организационных структур, процедур планирования и контроля, но и стиль руководства, квалификация людей, их поведение, реакция на новшества и изменения должны постоянно анализироваться и совершенствоваться при построении организационных систем управления.

В рамках «новой парадигмы» особенно важное значение придается факторам организационной культуры - установившимся в организации ценностям, индивидуальным и групповым нормам поведения, установкам, типам взаимодействий и т.д.


ТЕМА 1. Философия современного менеджмента

Содержание

    Сущность управленческой деятельности……………………………… 2
    Понятие категории менеджмент………………………………………. 3
    Смена парадигмы управления; менеджмент в условиях перехода к рыночной модели экономики…………………………………………… 5
    Сравнительная характеристика понятий: менеджер, предприниматель, бизнес……………………………………………………………… ……… 7
    Развитие теории и практики менеджмента. Методология изучения менеджмента, различные подходы: традиционный /выделение школ/, процессный, системный, ситуационный……………………………….. 9
    Менеджер в организации: роль, основные функции………………….. 17
    Характеристика конкретного предприятия, его положение на рынке. Миссия, основные цели Вашего предприятия. Менеджеры в Вашей организации: сферы, задачи их деятельности…………………………. 19
    Список литературы. ...…………………………………………………... 22

Сущность управленческой деятельности.
В качестве убедительного примера, подтверждающего, что увидеть общее в работе всех руководителей довольно трудно, можно указать на суть управленческого труда, того, в чем состоит работа по управлению в повседневной практике. Большинство людей и сами руководители - практики полагают, что рутинная работа начальника цеха не намного отличается от работы тех кем он руководит. Это кажется резонным, если принять во внимание, что они постоянно взаимодействуют и получают почти одинаковое вознаграждение за свою работу. Работа начальника цеха имеет гораздо больше общего с работой президента компании, чем с работой людей, которые находятся под его управлением. Минцберг, обобщивший более ранние исследования и проведший исследование по изучению труда 5 руководителей высшего звена, отмечает в своей книге «Природа управленческого труда»:
«Почти всякая работа в обществе требует специализации и концентрации. Станочники, овладев техникой изготовления детали на станке, могут потом в течение многих недель заниматься этой операцией, инженеры и программисты затрачивают месяцы на разработку моста или компьютерной программы. Руководитель же не вправе ожидать такой однородности в своей работе. Скорее, характерным для него будет кратковременность, разнообразие и фрагментарность осуществляемой деятельности. Гест, согласно исследованиям которого, мастера выполняют в среднем 583 различных операции по управлению в день, замечает: «Интересно отметить, что характеристики работы мастера, включающие разнообразие, прерывистость в выполняемых действиях и их фрагментарность, диаметрально противоположны работе многих механиков - повременщиков, работа которых очень рационализирована, носит повторяющийся характер, не прерывается и выполняется в постоянном, устойчивом, неизменном ритме движущегося конвейера».

Понятие категории менеджмент
Для того, чтобы организация могла добиться своих целей, eё задачи должны быть скоординированы. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации. Оно представляет собой неотъемлемую часть любой человеческой деятельности, которая в той или иной степени нуждается в координации.
Философы древности полагали, что причиной бедственного положения общества, как правило, является отсутствие должного управления либо нарушение старшинства между людьми.
Английское слово "менеджмент" происходит от корня латинского слова "манус" - рука; первоначально оно относилось к сфере управления животными и означало искусство управлять лошадьми. Позже это слово перенес в сферу человеческой деятельности и стало обозначать область науки и практики управления людьми и организациями.
Понятие "менеджмент" имеет междисциплинарный характер и семантика этого слова очень сложна. Фундаментальный Оксфордский словарь английского языка так определяет менеджмент:

    Способ, манера общения с людьми.
    Власть и искусство управления.
    Особого рода умелость и административные навыки.
    Орган управления, административная единица.
В Словаре иностранных слов "менеджмент" переводится на русский язык как управление производством и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности.
В современной теории и практике под менеджментом понимается процесс руководства (управления) отдельным работником, рабочей группой и организацией в целом. Практически все известные зарубежные энциклопедии трактуют понятие "менеджмент" как процесс достижения целей организации руками других людей. Субъектом этого процесса является менеджер.
Сущность и содержание процесса управления проявляется в его функциях.
Управление - это интегрированный процесс планирования, организации, координации, мотивации и контроля, необходимый для достижения целей организации.
Самой очевидной характеристикой организаций является разделение труда. Как только в организации происходит горизонтальное и вертикальное разделение труда, появляется необходимость в управлении.
В организации существуют две внутренние органичные формы разделения труда. Первая - это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т. е. горизонтальное разделение труда. Второе, называемое вертикальным, отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления.
Менеджмент должен задавать направление движения фирме, которой он управляет. Он должен продумать миссию фирмы, установить её цели и организовать ресурсы для получения результатов, которые фирма должна дать обществу.
Как видим, понятия "менеджмент" и "управление" можно рассматривать с разных точек зрения, каждая из которых открывает новые грани предмета исследования науки управления. Кратко рассмотрим содержание подходов, представленных на рис. 1.1.

Рис. 1. 1. Подходы к определению сущности и роли управления и менеджмента
Смена парадигмы управления; менеджмент в условиях перехода к рыночной модели экономики
В современных условиях одним из приоритетных направлений перестройки управления российской экономики, особенно на уровне предприятий, объединений, концернов и других хозяйственных организаций, явилась выработка основных теоретических и методологических позиций по применению менеджмента в нашей практике.
Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
Иначе говоря, менеджмент - это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает:
. ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;
. постоянное стремление к повышению эффективности производства с меньшими затратами, получение оптимальных результатов;
. хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;
. постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка;
. конечный результат деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе обмена;
. необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой с целью осуществления многовариантных расчетов для принятия обоснованных и оптимальных решений.
Качество и эффективность управления определяются уровнем знаний в данной области, возможностью и способностью применить эти знания на практике. В условиях радикальной экономической реформы, все более отчетливо вырисовывается необходимость изучать все то положительное, что накоплено мировым опытом управления. Сегодня становятся привычными такие понятия, как менеджмент, менеджер, маркетинг. Но дело не в названиях. Речь идет о новой для нас философии и политике управления. Здесь иные системы ценностей и приоритетов, пропорции и направления экономического развития, иной инструментарий управления.
Арсенал современного менеджмента довольно широк. Развитие теории управления, экономико-математических методов позволило многие качественные решения задач дополнить или заменить на точные количественные оценки или решения. А развитие средств вычислительной техники и коммуникации произвели настоящую революцию в повышении эффективности управления. Одной из самых главных забот менеджмента стали задачи управления нововведениями как в продуктивной и технологических сферах, так и в области организационных структур управления, технологии принятия решений и др. Методы управления различными нововведениями развивались как в нашей стране, так и за рубежом.
Рассматривая элементы современного менеджмента, можно довольно отчетливо выделить его инструментарий. К нему относятся конкретные методы решения задач управления, моделирование процессов управления, включая социальную сферу, информационное и техническое обеспечение принятия решений и др.
В переходный период в связи с изменением политики капиталовложений в нашей стране ухудшается положение крупных предприятий и объединений тяжелой промышленности. Уменьшение капиталовложений в тяжелую промышленность с учетом межрегиональных связей может привести к резкому сокращению заказов, а в условиях хозрасчета - к тяжелому финансовому положению некоторых крупных предприятий и объединений. Поэтому опыт зарубежных фирм в области диверсификации, разукрупнения предприятий с предоставлением большей самостоятельности отделениям и филиалам требует тщательного изучения. Ориентация руководителей высшего звена на стратегическое планирование, на изучение опыта работы концернов и консорциумов может поставить перед управленцами новые задачи, выявить потребность в новом инструментарии управления.

Сравнительная характеристика понятий менеджер, предприниматель, бизнес.
Термин предприниматель (был введен французским экономистом Ришаром Кантиллоном)-человек, который берет на себя риск, связанный с организацией нового предприятия или разработкой новой идеи, новой продукции или нового вида услуг, предлагаемых обществу. Слова «предприниматель» и «менеджер» не являются синонимами. Основы американской индустрии были заложены горсткой смелых предпринимателей в конце XIX начале XX веков. Их имена: Джон Рокфеллер (нефть), Морган (сталь и банковское дело), Эндрю Меллон (аллюминий), Эндрю Карнеги (сталь), Форд (автомобили). Имена выдающихся предпринимателей последних десятилетий: Дж.Пол Гетти (нефть),Хант (пищевая промышл.), Эдвин X.Ленд (корпорация «Полароид»), Джон Д. МакАртур (страхование). Тысячи людей, которые каждый год начинают новый бизнес играют ключевую роль в экономике. Малый бизнес предпринимательского характера играет важнейшую роль в экономике США. По данным Несбитта, 10,8 млн. предприятий из 11 млн. их общего числа в Америке-это малый бизнес в нем занято 60% всей рабочей силы. Более того, за период 1972-1979 гг. на 25% возросло количество супер-малых предприятий индивидуально-трудовой деятельности. Предпринимательство, с точки зрения концепции, не ограничивается бизнесом. Инновационные формы управления, введенные генералом У о Гричем в группе тактических войск американских ВВС, превратили ее из малоэффективной, страдающей серьезными недостатками и ошибками службы, в модель, демонстрирующую военное совершенство, и всего за шесть с половиной лет.
Все предприниматели активно участвуют в формировании целей организации и управляют ею в начале ее деятельности, всех их можно считать менеджерами. Некоторые оказываются успешными в своей управленческой деятельности не только в начале развития предприятия, но и в течение долгого периода работы предприятия. Хотя Рей Крок купил имя «МакДоналдса», а не основал свою новую компанию, его предпринимательская акция по переводу на индустриальную основу приготовление гамбургеров произвела революцию в бизнесе быстрого обслуживания в сфере общепита. Этот и многие другие инновационные приемы в управлении, внедренные тогда, когда Крок стоял во главе компании «МакДоналдс» привели ее к успеху. Зачастую, однако, такие характеристики, как личный риск, реакция на финансовые возможности и желание долго и упорно работать, т.е. все то, что традиционно считается чертами хорошего предпринимателя, не обязательно свидетельствуют о возможности эффективно управлять организацией по мере того, как она становится больше. Некоторые предприниматели могут не иметь способности эффективно выполнять управленческие функции, такие как планирование, организация, мотивация и контроль. Автор исследования, в котором сравниваются характеристики успешного предпринимателя и успешного менеджера, приходит к выводу: «Успешные руководители в бизнесе были способны внести организованность в неструктурированную ситуацию и увидеть суть своей организации. Такие руководители способны принимать решения. У предпринимателей это не прослеживалось» Успешный руководитель в бизнесе проявлял положительное отношение к власти, а предприниматель, не желает признавать, подчиняться власти, проявляет неспособность работать под руководством и, как следствие, стремится избежать такой ситуации. Следовательно, нет ничего странного в том, что выдающийся предприниматель становится не эффективным менеджером. Организация, которую создал предприниматель, в результате может даже распасться. Исследования показывают, что на практике большинство новых предприятий в бизнесе распадается, и основной причиной является плохое руководство. Если организации повезет, то у руля встанет хороший руководитель, прежде чем она распадется. «Сирс», например, не становился гигантской фирмой розничной торговли пока им руководили его основатели, которые дали ему название. Розенвальд, купивший «Сирс» на грани краха, превратил его в лидера своей отрасли благодаря новаторской политике управления и маркетинга.

Развитие теории и практики менеджмента. Методология изучения менеджмента, различные подходы: традиционный /выделение школ/, процессный, системный, ситуационный.
История развития менеджмента выделяет следующие основные этапы развития:
Первая управленческая революция произошла 3 000 лет до н.э., когда Шумерские жрицы регулирующие обмен различными товарами научились записывать результат успешных сделок, т.е. появляются торговцы и первые бизнесмены, которые управляли своими делали для достижения личного блага.
Вторая управленческая революция , отразила необходимость установления общих правил уже для всего общества, которые были изданы Вавилонским царем Хамурапии 1750г до н.э., как свод законов управления государством, защищающих его граждан и ограничивающих произвол владельцев и чиновников.
Третья управленческая революция произошла через 1 200 лет, приведшая к соединению государственных методов управления с контролем за деятельностью в строительстве и производстве, тем самым впервые выделилось и стало специальным отраслевое управление.
Зарождение капитализма и начало индустриального прогресса в европейской цивилизации потребовало смены правил и методов управления во всех сферах общественной жизни при этом произошла четвертая управленческая революция , как отделение управления организациями от владельцев собственностью, которые стали нанимать управляющих своими заводами, фабриками, банками. Так из общей управленческой деятельности выделился менеджмент, как самостоятельный вид профессиональной деятельности наемных управляющих.
В конце XIX начале XXв. Возникли очень крупные и громоздкие организации (тресты, синдикаты), неэффективные в управлении что нередко приводило к кризисным ситуациям в экономике целых стран. Произошла пятая управленческая революция , получившая название бюрократической. Именно в это время сформировались новые правила и методы бюрократического управления основанные на разделении труда, между разными уровнями и направлениями управления, описание должностных обязанностей, введение норм и стандартов, а так же персональной ответственности каждого за результат своего труда. Однако постепенно жесткое бюрократическое управление потеряло свою успешность, предельный рационализм классических школ сковывал творческие силы трудовых коллективов.
Возникли новые школы системного и ситуационного подходов, которые привели к шестой – «тихой» управленческой революции во второй половине XX века.
Современный менеджмент использует предвиденье изменений в системе ценностей и условий внешней среды и на этой основе применяет гибкие экстренные не стандартные решения. С этой целью организации все чаще обращаются к методам стратегического планирования и управления.
Основные школы менеджмента.
Развитие практики управления остро поставило вопрос о необходимости обоснования вопросов теоретического обоснования вопросов связанных с практикой управления.
Впервые обобщил мировой многовековой опыт управления и создал научный менеджмент американский инженер Фредерик Тейлор (1856-1917), автор работы «Основы научного менеджмента» (1911)
и т.д.................

Термин «стратегическое управление» введен в обращение на стыке 60-70-х г.г. XX в. для обозначе­ния разницы между управлением производственно-хозяйственной системы на уровне производства («те­кущим») и управлением ею, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия вызвана изменениями в условиях ведения бизнеса, важностью переноса центра внимания в том или ином бизнесе на ситуацию в окружающей его среде, чтобы своевременно и соответствующим обра­зом реагировать на происходящие в ней изменения. Разработка идей стратегического управления нашла отражение в работах Франкенхофса, Грентджера, Апсоффа, Шенбеда и Хаттеи, Ирвина и др.

Идеи СМ являются ярким проявлением «тихой управленческой революции», которая началась в аме­риканской экономике в 1970-1980 гг. Обнаружив не­способность своих менеджеров справиться с нарастаю­щими трудностями во внешней среде в самый затяж­ной за весь послевоенный период экономический кри­зис (1973-1981), американские корпорации столкнулись с кризисом управляемости своих хозяйственных систем. Поиски выхода из него осуществлялись не только на путях повышения квалификации управлен­ческих кадров, но и за счет перехода к новой «управ­ленческой парадигме», суть которой - в определенном отходе от управленческого рационализма, от началь­ного убеждения, что успех фирмы определяется ра­циональной организацией производства, снижением издержек за счет выявления внутрипроизводственных резервов, повышением производительности труда и эффективности использования всех видов ресурсов.

Новая парадигма основана:

> на системном и ситуационном подходах к управлению: корпорация рассматривается как открытая система; главные предпосылки успешной дея­тельности фирмы отыскиваются не только внутри, но и вне ее, т.е. успех связывается с тем, насколько удачно фирма приспосабливается к внешнему окружению - научно-техническому, экономическому, социальному, политическому и т.п.;

> на концепции фирмы как социальной системы. Не только характер стратегий, тип организаци­онных структур, процедур планирования и кон­троля, но и стиль руководства, квалификация людей, их поведение, реакция на новшества и изменения должны постоянно анализироваться и совершенствоваться при построении организаци­онных систем управления.

В рамках «новой парадигмы» особенно важное значение придается факторам организационной культуры - установившимся в организации ценностям, индивидуальным и групповым нормам пове­дения, установкам, типам взаимодействий и т.д.

История управленческой мысли связывается с существованием организаций, возникших несколько веков назад. До нас дошли глиняные таблички древней Шумерии датированные третьем тысячелетием до нашей эры, на которых записаны законы и сведения о сделках. Достижения крупных организаций в древности свидетельствуют о том, что в этих государствах были созданы довольно развитые системы управления. Примером может служить Римская империя, просуществовавшая сотни лет.

Формы проявления современного управления можно проследить в процветавших организациях древности. Примером организации, которые управлялись так же, как и организации в наше время является церковь. Простая структура, определенная еще основателями христианства, успешно функционирует и в настоящее время (католицизм - папа, кардинал, архиепископ, епископ, приходской священник). Современные военные организации тоже во многом похожи на организации древнего Рима.

Однако характер и структура управления в те времена отличались от сегодняшних. Было меньше руководителей среднего звена, зачастую руководство осуществлялось одним человеком. Это были в основном рекомендации по государственному управлению. Людей интересовало, как, используя организации, приобрести большую политическую власть, заработать больше денег, а не то, как управлять ими.

Поиски теоретических подходов начались в эпоху становления капитализма. Основной силой, обусловившей интерес к управлению, явилась промышленная революция, начавшаяся в Англии. Затем в Америке впервые зародилась идея того, что управление само может внести существенный вклад в успешное развитие организаций.

Основным вопросом было: что же движет людьми, побуждает их к активным действиям? Англичане Томас Гоббс в 1651 г. и Джеймс Стюарт в 1767 г. доказывали, что основной мотив человеческого поведения заключается в стремлении к власти.

Английский экономист Адам Смит в работе “Исследование о природе и причинах богатства народов” (1776 г.) сформулировал принцип “экономического человека”, главной целью которого является стремление к обогащению и удовлетворению личных потребностей. Однако дальнейшие исследования показали, что исключительно к обогащению стремятся лишь около 12 % людей, тогда как к славе - почти 40 %.

Отправной точкой развития современного менеджмента следует считать 1886 год, когда бизнесмен Генри Таун выступил на собрании Американского общества инженеров-механиков с докладом “Инженер как экономист”. В этом докладе впервые ставилась проблема необходимости менеджмента как профессиональной специализации и научной дисциплины.

Родиной менеджмента являются Соединенные Штаты Америки. Этому способствовали следующие предпосылки:


1. Отсутствие предрассудков происхождения и национальности.

2. Поощрение способности заработать.

3. “Утечка умов” из Европы.

4. Образование для всех.

5. Государство не вмешивалось в бизнес и предпринимательство.

6. Система налогообложения.

7. Америка на пороге ХХ века - самый крупный рынок (завершено строительство основных железнодорожных линий).

8. Технический прогресс и машинное производство требовали стандартизации и унификации всего производственного процесса, его всесторонней рационализации, экономии времени и ресурсов.

Развитие научного управления не представляло собой серию последовательных шагов. Это было несколько подходов, которые часто совпадали. Можно выделить четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления (рис. 3.1).