Сегодня "i", как и обещал, публикует вторую часть (без приложений) новых таможенных правил перемещения товаров физическими лицами через границу России (первая часть, касающаяся правил ввоза и вывоза транспортных средств, была опубликована в Ь 12(171) от 2 апреля 1997 года, с. 24-25).

Первоначально предполагалось, что этот документ вступит в силу 23 марта. Однако, как сообщили нам в Государственном таможенном комитете России, сроки несколько сдвинулись, и в результате новые правила начали действовать лишь 12 апреля. Что, впрочем, по сути дела ничего не меняет, поскольку текст правил призван только конкретизировать положения знаменитого "античелночного" правительственного постановления Ь 808, принятого еще 18 июля прошлого года.

Среди несомненных достоинств новых правил - существенное сокращение списка товаров, вывоз которых с территории России ограничен; четкая формулировка понятия "лицо, переселяющееся на новое постоянное место жительства", позволяющая определить, на кого именно распространяются таможенные льготы; и другие вопросы, которые не были детально оговорены в постановлении правительства.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Физические лица могут перемещать через таможенную границу Российской Федерации любые товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию, вывозу из Российской Федерации, с соблюдением требований, установленных Кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

1.2. Ввоз товаров физическими лицами на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз товаров ими с этой территории осуществляется при условии уплаты таможенных платежей, соблюдения мер экономической политики (квотирование, лицензирование и т.п.), а также выполнения других требований, установленных таможенным законодательством, если иное не предусмотрено порядком перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, не предназначенных для производства или иной коммерческой деятельности, установленным законодательством Российской Федерации.

При этом таможенные платежи уплачиваются физическими лицами в виде совокупного таможенного платежа, представляющего собой взимаемую без деления на источники сумму, эквивалентную сумме таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов и иных налогов, взимание которых возложено на таможенные органы, а также таможенных сборов и иных причитающихся к уплате таможенных платежей.

1.3. Согласно настоящим Правилам, физические лица перемещают через таможенную границу Российской Федерации товары, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, в упрощенном, льготном порядке.

1.4. Упрощенный, льготный порядок перемещения физическими лицами товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, включает полное освобождение от таможенных платежей или применение единых ставок таможенных платежей и неприменение к товарам мер экономической политики в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.

1.5. Единые ставки таможенных платежей при применении упрощенного, льготного порядка перемещения применяются в отношении всех категорий товаров независимо от уровня их налогообложения и страны происхождения, за исключением товаров, происходящих и ввозимых из государств-участников СНГ.

Применение таможенных платежей в отношении товаров, происходящих и ввозимых из государств-участников СНГ, определяется международными договорами Российской Федерации и основанными на них нормативными правовыми актами Российской Федерации.

1.6. В случае, если в соответствии с настоящими Правилами подлежат применению единые ставки таможенных платежей, лицо не вправе требовать применения общего порядка и условий тарифного и нетарифного регулирования (мер экономической политики), налогообложения и таможенного оформления.

1.7. Единые ставки таможенных платежей не включают таможенные сборы за хранение товаров, а также таможенные сборы за таможенное оформление товаров вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов.

1.8. За таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами, взимаются таможенные сборы в валюте Российской Федерации в следующих случаях и в следующих размерах:

В отношении товаров, предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, - в размере 0,15 процента таможенной стоимости товаров;

В отношении товаров, перемещаемых в несопровождаемом багаже при следовании лица через границу, в случае полного освобождения таких товаров от таможенных платежей, взимаемых по единой ставке, в соответствии с настоящими Правилами - в размере 0,1 процента таможенной стоимости товаров;

В отношении товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, в случае, если к таким товарам не применяется упрощенный, льготный порядок перемещения в соответствии с настоящими Правилами, - в размере 0,1 процента таможенной стоимости товаров.

При таможенном оформлении товаров, в отношении которых уплачивается совокупный таможенный платеж, таможенные сборы за таможенное оформление являются составной частью такого платежа.

1.9. В настоящих Правилах понимаются:

под "сопровождаемым багажом" - товары, перевозимые следующими через границу лицами;

под "несопровождаемым багажом" - товары, перемещаемые перевозчиком по договору о перевозке (багажной квитанции, накладной, коносаменту и т.п.).

1.10. Перемещение физическими лицами товаров, подлежащих контролю иных государственных органов, допускается при представлении разрешений этих органов.

1.11. Действие настоящих Правил не распространяется на товары, пересылаемые физическими лицами в международных почтовых отправлениях, а также на транспортные средства, перемещаемые физическими лицами через таможенную границу в качестве товаров, классифицируемых в товарной позиции 8703 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

1.12. В целях получения таможенных льгот лица признаются переселяющимися на новое постоянное место жительства при одновременном соблюдении следующих условий:

а) при переселении на новое место жительства в Российскую Федерацию:

Лицо проживало в иностранном государстве в соответствии со свободным намерением проживать в этом государстве в течение времени, не ограниченного каким-либо сроком или наступлением какого-либо события. Возможная в будущем перемена места жительства не должна ясно предвидеться или разумно ожидаться. В частности, возвращение в Российскую Федерацию после пребывания в иностранном государстве в связи с командировкой, работой по срочному договору (контракту), учебой, исполнением обязанностей государственного служащего Российской Федерации и тому подобными обстоятельствами не рассматривается как переселение на постоянное место жительства в Российскую Федерацию;

Лицо проживало вне пределов Российской Федерации не менее 3 лет до момента первого въезда на территорию Российской Федерации с заявленной таможенным органам целью переселения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию;

Лицо имеет свободное намерение проживать в Российской Федерации в течение времени, не ограниченного каким-либо сроком или наступлением какого-либо события. Возможная в будущем перемена места жительства не должна ясно предвидеться или разумно ожидаться. В частности, пребывание в Российской Федерации в связи с командировкой, работой по срочному трудовому договору (контракту), учебой, исполнением обязанностей служащего иностранного государства и тому подобными обстоятельствами не рассматривается как переселение на постоянное место жительства в Российскую Федерацию;

Лицо подтверждает свое намерение проживать в Российской Федерации в течение неограниченного времени выходом из гражданства (подданства) иностранного государства и приобретением гражданства Российской Федерации, либо приобретением жилья на территории Российской Федерации, либо воссоединением с семьей, проживающей на территории Российской Федерации, либо совершением иных действий, бесспорно свидетельствующих о таком намерении;

б) при переселении на новое место жительства из Российской Федерации в иностранное государство:

Лицо проживало в Российской Федерации в соответствии со свободным намерением проживать в Российской Федерации в течение времени, не ограниченного каким-либо сроком или наступлением какого-либо события. Возможная в будущем перемена места жительства не должна ясно предвидеться или разумно ожидаться. В частности, выезд за пределы Российской Федерации после пребывания в Российской Федерации в связи с командировкой, работой по срочному трудовому договору (контракту), учебой, исполнением обязанностей служащего иностранного государства и тому подобными обстоятельствами не рассматривается как переселение на постоянное место жительства в иностранное государство;

Лицо имеет свободное намерение проживать в иностранном государстве в течение времени, не ограниченного каким-либо сроком или наступлением какого-либо события. Возможная в будущем перемена места жительства не должна ясно предвидеться или разумно ожидаться. В частности, выезд за пределы Российской Федерации в связи с командировкой, работой по срочному трудовому договору (контракту), учебой, исполнением обязанностей государственного служащего Российской Федерации и тому подобными обстоятельствами не рассматривается как переселение на постоянное место жительства в иностранное государство.

1.13. Лицам, переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, таможенные льготы предоставляются в отношении товаров, принадлежащих этим лицам или переселяющимся вместе с ними членами их семей до момента первого въезда на территорию Российской Федерации с заявленной таможенным органам целью переселения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, при условии, что указанные товары ввозятся с территории государства, в котором эти лица постоянно проживали до момента первого въезда на территорию Российской Федерации с заявленной таможенным органам целью переселения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.

1.14. Лица, переселяющиеся на новое постоянное место жительства, могут воспользоваться таможенными льготами, предусмотренными настоящими Правилами, соответственно в течение 1 года со дня первого въезда на территорию Российской Федерации с заявленной таможенным органам целью переселения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию и в течение 2 лет со дня первого выезда с территории Российской Федерации с заявленной таможенным органам целью переселения на постоянное место жительства в иностранное государство.

1.15. Лица, признанные в установленном порядке беженцами и вынужденными переселенцами, могут воспользоваться таможенными льготами, предусмотренными настоящими Правилами, в течение 1 года со дня получения ими статуса беженца или вынужденного переселенца в отношении товаров, принадлежащих этим лицам или членам их семей до момента въезда этих лиц на территорию Российской Федерации, при условии сохранения указанного статуса на момент ввоза таких товаров.

2. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ

2.1. Предназначение товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами, устанавливается должностным лицом таможенного органа в соответствии с общепринятыми международными нормами и практикой, исходя из характера, количества и частоты перемещения товаров, с учетом всех обстоятельств поездки физического лица и при отсутствии оснований полагать, что товары перемещаются через таможенную границу не в целях личного пользования или потребления физическим лицом и членами его семьи.

2.2. Для целей применения настоящих Правил товары рассматриваются как не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, если такие товары ввозятся (вывозятся) исключительно для пользования или потребления лицом, перемещающим товары, и членами его семьи и использование товаров не связано с извлечением дохода в любой форме.

Использование товаров в иных целях допускается с разрешения таможенного органа при условии уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, установленных таможенным законодательством.

2.3. При установлении предназначения товаров должностным лицом таможенного органа могут приниматься во внимание следующие факторы:

а) характер товаров: учитываются потребительские свойства товаров, традиционная практика их применения и использования. Ввоз (вывоз) товаров, обычно не используемых в быту, дает основание предполагать, что такие товары ввозятся (вывозятся) для коммерческих целей, если лицо, перемещающее товары, не докажет обратное;

б) количество товаров: однородные товары (одного наименования, размера, фасона, цвета и т.п.) в количестве, превышающем потребность лица, перемещающего товары, и членов его семьи, как правило, ввозятся (вывозятся) с коммерческими целями;

в) частота перемещения товаров: периодический ввоз (вывоз) одним и тем же лицом однородных товаров хотя бы и в небольших количествах может рассматриваться как то, что товары ввозятся (вывозятся) для использования в коммерческих целях, если лицо не докажет обратное;

г) обстоятельства поездки: учитываются цель поездки, ее продолжительность, страна пребывания (выезда), сумма заработанной валюты и т.д.;

д) отсутствие оснований полагать, что товары перемещаются через таможенную границу не в целях личного пользования или потребления физическим лицом или членами его семьи.

2.4. Лицо, перемещающее товары, подтверждает то, что товары не предназначены для производственной или иной коммерческой деятельности, если такое подтверждение является необходимым.

2.5. В случаях, прямо предусмотренных настоящими Правилами, предназначение товаров устанавливается с учетом статуса лица, их перемещающего. При установлении предназначения товаров, перемещаемых физическим лицом, не подтвердившим своего статуса индивидуального предпринимателя, зарегистрированного в соответствии с законодательством Российской Федерации, предполагается, что такие товары являются товарами, не предназначенными для производственной или иной коммерческой деятельности.

В этих случаях не применяются общий порядок и условия тарифного и нетарифного регулирования (меры экономической политики) и налогообложения, предусмотренные для участников внешнеэкономической деятельности.

2.6. Общее правило, предусмотренное п.2.5. настоящих Правил, не препятствует должностным лицам таможенного органа в установлении иного предназначения товаров, если уровень таможенного обложения товаров в соответствии с таким предназначением превышает не менее чем на 20 процентов уровень обложения, исчисленный в соответствии с п.2.5. настоящих Правил.

3. ВВОЗ ТОВАРОВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1. Общий порядок и условия тарифного и нетарифного регулирования (меры экономической политики), налогообложения и таможенного оформления применяются в отношении товаров, ввозимых физическими лицами, в случаях:

а) если таможенным органом установлено, что товары предназначены для производственной или иной коммерческой деятельности, в том числе товары, ввозимые физическим лицом, подтвердившим свой статус индивидуального предпринимателя, зарегистрированного в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) если общая стоимость ввозимых товаров или их количество превышают квоты и ограничения, указанные в п.п.3.3.-3.4. настоящих Правил, - в части такого превышения.

3.2. Физические лица могут ввозить товары с полным освобождением от уплаты таможенных платежей, за исключением таможенных сборов в случаях, предусмотренных пунктами 1.7. и 1.8. настоящих Правил, при одновременном соблюдении следующих условий:

а) ввозимые товары не предназначены для производственной или иной коммерческой деятельности;

б) товары ввозятся при следовании лица через таможенную границу Российской Федерации в сопровождаемом багаже;

в) количество ввозимых товаров не превышает ограничений, предусмотренных Приложением 1;

г) стоимость товаров не превышает 1.000 долларов США включительно при условии, что общий вес товаров не превышает 50 килограммов. Постоянно проживающие в Российской Федерации физические лица, срок временного непрерывного пребывания которых в иностранных государствах превышает 6 месяцев, могут ввозить товары общей стоимостью до 5.000 долларов США включительно вне зависимости от веса товаров. Физические лица, переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из иностранных государств (кроме государств - бывших республик Союза ССР), могут ввозить товары общей стоимостью до 10.000 долларов США включительно вне зависимости от веса товаров.

Указанные в подпункте "г" стоимостные и весовые ограничения не применяются в отношении физических лиц - бывших граждан Союза ССР, ввозящих товары в связи с переселением на новое постоянное место жительства в пределах государств - бывших республик Союза ССР, а также лиц, признанных в установленном порядке беженцами и вынужденными переселенцами.

Полное освобождение от уплаты таможенных платежей, предусмотренное настоящим пунктом, применяется также в отношении товаров, ввозимых в несопровождаемом багаже, если эти товары ввозятся лицами, указанными в подпункте "г" части первой и части второй настоящего пункта. В отношении лиц, признанных в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами, не требуется соблюдение условия о следовании через таможенную границу Российской Федерации при втором и последующих случаях ввоза в Российскую Федерацию товаров в несопровождаемом багаже.

3.3. Ввозимые при следовании лица через таможенную границу Российской Федерации в сопровождаемом багаже товары, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, облагаются таможенными платежами по единой ставке в размере 30 процентов таможенной стоимости, но не менее 4 ЭКЮ за 1 килограмм, в следующих случаях:

а) если количество товаров, указанных в Приложении 1, превышает ограничения, предусмотренные этим Приложением, - в части такого превышения при условии, что товары ввозятся в пределах до трехкратного превышения ограниченных количеств;

б) если общая стоимость или вес товаров, в отношении которых не установлено количественных ограничений, превышает квоты, указанные в подпункте "г" пункта 3.2. настоящих Правил, - в части такого превышения в пределах до 10.000 долларов США включительно, но не более 200 килограммов. Указанная весовая квота не применяется в отношении постоянно проживающих в Российской Федерации физических лиц, срок временного непрерывного пребывания которых в иностранных государствах превышает 6 месяцев.

3.4. Ввозимые физическими лицами (как при следовании лица через таможенную границу Российской Федерации, так и без следования лица через таможенную границу Российской Федерации) в несопровождаемом багаже товары, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, облагаются таможенными платежами по единой ставке в размере 50 процентов таможенной стоимости, но не менее 7 ЭКЮ за 1 килограмм, в пределах до 10.000 долларов США включительно, но не более 200 килограммов, за исключением товаров, в отношении которых не установлено количественных ограничений, ввозимых лицами, указанными в части второй пункта 3.2. настоящих Правил, а также таких же товаров, ввозимых лицами, указанными в подпункте "г" части первой пункта 3.2. настоящих Правил, - в случае, если подлежит применению полное освобождение от таможенных платежей.

3.5. Для целей применения пунктов 3.2.-3.4. настоящих Правил предназначение товаров устанавливается с учетом статуса лица, их перемещающего. Если физическое лицо не подтвердило своего статуса индивидуального предпринимателя, зарегистрированного в соответствии с законодательством Российской Федерации, к товарам, перемещаемым таким лицом, не применяются общий порядок и условия тарифного и нетарифного регулирования (меры экономической политики) и налогообложения, предусмотренные для участников внешнеэкономической деятельности.

Товары, указанные в пунктах 3.2.-3.4. настоящих Правил, подлежат декларированию в порядке, установленном иными нормативными актами ГТК России, а в случаях, предусмотренных пунктами 3.3.-3.4. настоящих Правил, также и путем представления таможенному органу заявления лица, перемещающего товары, составленного по форме, приведенной в Приложении 2.

Такое заявление для целей таможенного оформления и таможенного контроля рассматривается в качестве таможенной декларации.

3.6. В отношении одного товара либо одного комплекта товаров (гарнитур, сервиз и т.п.), не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности:

при превышении только одного из ограничений (стоимостного или весового), указанных в пунктах 3.3.-3.4. настоящих Правил, может применяться единая ставка таможенных платежей, начисляемая в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров, в размерах, указанных в пунктах 3.3.-3.4. настоящих Правил.

3.7. В отношении не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности товаров, происходящих и ввозимых физическими лицами из государств-участников СНГ, применяется полное освобождение от уплаты таможенных платежей, за исключением таможенных сборов в случаях, предусмотренных пунктами 1.7. и 1.8. настоящих Правил.

Если количество указанных в Приложении 1 товаров, происходящих и ввозимых физическими лицами из государств-участников СНГ, превышает количество, предусмотренное этим Приложением, то в части такого превышения применяются общий порядок и условия тарифного и нетарифного регулирования (меры экономической политики) и налогообложения, предусмотренные для участников внешнеэкономической деятельности.

3.8. Порядок ввоза физическими лицами товаров, происходящих и ввозимых из государств-участников Таможенного союза или выпущенных для свободного обращения на территории этих государств, регулируется иными нормативными актами ГТК России, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.9. Для целей исчисления и уплаты таможенных платежей таможенная стоимость товаров, ввозимых физическими лицами на таможенную территорию Российской Федерации, определяется на основе базового принципа: цена по которой этот или подобный товар продается или предлагается для продажи при обычном течении розничной торговли в условиях полной конкуренции.

При ввозе (в том числе пересылке) товаров на таможенную территорию Российской Федерации в несопровождаемом багаже в таможенную стоимость включаются расходы по доставке таких товаров до аэропорта, порта или иного места ввоза в Российскую Федерацию.

3.10. Таможенная стоимость ввозимых товаров, указанных в п.3.9. настоящих Правил, заявляется физическим лицом, перемещающим товары, соответственно в грузовой таможенной декларации либо в заявлении, предусмотренном пунктом 3.5. настоящих Правил. В целях подтверждения заявленной стоимости лицо представляет таможенному органу документы (счета, чеки, справки и т.д.). Таможенный орган вправе принимать решение о правильности заявленной лицом таможенной стоимости товаров.

При отсутствии документов, подтверждающих правильность определения таможенной стоимости, заявленной лицом, либо при наличии оснований полагать, что заявленная стоимость не является достоверной, таможенный орган может самостоятельно определить таможенную стоимость ввозимого товара на основании данных, указываемых в каталогах иностранных фирм, осуществляющих розничную продажу товаров, либо иной ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа в отношении подобных товаров.

При использовании указанной ценовой информации таможенный орган может производить ее корректировку в зависимости от качества ввозимого товара, его репутации на рынке, страны происхождения, времени изготовления и других факторов, влияющих на цену товара.

При несогласии лица с решением таможенного органа в отношении определения таможенной стоимости товаров это решение может быть обжаловано в соответствии с разделом ХIII Таможенного кодекса Российской Федерации. При рассмотрении жалобы вышестоящее должностное лицо таможенного органа или вышестоящий таможенный орган вправе назначить проведение экспертизы.

3.11. В случае необходимости разъяснения порядка определения таможенной стоимости доводятся до таможенных органов ГТК России.

3.12. В отношении товаров, подлежащих сертификации и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, представления сертификата не требуется.

3.13. В случае непредставления одновременно с таможенной декларацией документов и дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей, или неуплаты таможенных платежей товары, ввозимые физическими лицами, помещаются на склады временного хранения.

Предельный срок хранения товаров, ввозимых физическими лицами, на складах временного хранения составляет один месяц.

4. ВЫВОЗ ТОВАРОВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ С ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4.1. Общий порядок и условия тарифного и нетарифного регулирования (меры экономической политики), налогообложения и таможенного оформления применяются в отношении товаров, вывозимых физическими лицами, в случаях:

а) если таможенным органом установлено, что товары предназначены для производственной или иной коммерческой деятельности;

б) если общая стоимость вывозимых товаров превышает ограничения, указанные в пункте 4.2. настоящих Правил, - в части такого превышения.

Указанные товары подлежат декларированию путем представления таможенному органу грузовой таможенной декларации.

4.2. Физические лица могут вывозить любым способом, включая пересылку, товары в упрощенном, льготном порядке с полным освобождением от уплаты таможенных платежей, за исключением таможенных сборов в случаях, предусмотренных пунктами 1.7. и 1.8. настоящих Правил, при одновременном соблюдении следующих условий:

а) вывозимые товары не предназначены для производственной или иной коммерческой деятельности;

б) стоимость товаров не превышает 10.000 долларов США включительно.

Указанные в подпункте "б" стоимостные ограничения не применяются в отношении физических лиц - бывших граждан Союза ССР, вывозящих товары в связи с переселением на новое постоянное место жительства в пределах государств - цбывших республик Союза ССР, физических лиц, переселяющихся из Российской Федерации на постоянное место жительства в другие иностранные государства, а также лиц, признанных в установленном порядке беженцами и вынужденными переселенцами.

4.3. Таможенная стоимость товаров, вывозимых (в том числе пересылаемых) с таможенной территории Российской Федерации, определяется исходя из их свободной (рыночной) цены на день принятия таможенной декларации таможенным органом.

4.4. Заявление таможенной стоимости и ее определение производятся применительно к порядку, предусмотренному пунктами 3.10. и 3.11. настоящих Правил.

5. ВРЕМЕННЫЙ ВВОЗ (ВЫВОЗ) ТОВАРОВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ

5.1. Физические лица при следовании через таможенную границу Российской Федерации могут временно ввозить (вывозить) не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности товары, необходимые этим лицам для личного пользования на территории Российской Федерации (в стране временного пребывания), а также вывозить (ввозить) обратно временно ввезенные (вывезенные) товары при условии декларирования товаров иностранного происхождения таможенным органам при первоначальном въезде (выезде) без уплаты таможенных платежей, за исключением таможенных сборов в случаях, предусмотренных пунктами 1.7. и 1.8. настоящих Правил. Квоты и ограничения, предусмотренные настоящими Правилами, к указанным товарам не применяются.

Примерный перечень таких товаров приведен в Приложении 3.

5.2. Временно ввозить на таможенную территорию Российской Федерации товары в упрощенном, льготном порядке могут только лица, имеющие постоянное место жительства за пределами Российской Федерации, а временно вывозить в указанном порядке - лица, имеющие постоянное место жительства в Российской Федерации и выезжающие временно за пределы Российской Федерации.

5.3. Временный ввоз (вывоз) товаров физическими лицами в упрощенном, льготном порядке допускается с разрешения таможенного органа и на срок, не превышающий срок фактического пребывания лица на территории Российской Федерации (в стране временного пребывания), с учетом целей и всех иных обстоятельств поездки (продолжительность, сезон и т.д.).

5.4. При наличии оснований полагать, что временно ввезенные товары могут быть обратно не возвращены, таможенный орган представляет разрешение на временный ввоз товаров только при условии обеспечения уплаты таможенных платежей.

6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

6.1. Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в соответствии с законодательством Российской Федерации, не могут осуществлять ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз товаров с этой территории в соответствии с таможенными режимами реимпорта, транзита, таможенного склада, магазина беспошлинной торговли, переработки на таможенной территории, переработки под таможенным контролем, временного ввоза (вывоза), свободной таможенной зоны, свободного склада, переработки вне таможенной территории, реэкспорта, уничтожения.

6.2. Ремонт товаров, сопряженный с их ввозом на таможенную территорию Российской Федерации или вывозом с этой территории физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляется в соответствии с иными нормативными актами ГТК России.

6.3. Ввоз физическими лицами происходящих из государств-участников СНГ товаров, предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, осуществляется в соответствии с общим порядком и условиями тарифного и нетарифного регулирования (мерами экономической политики), налогообложения и таможенного оформления, предусмотренными для участников внешнеэкономической деятельности соответствующими международными договорами Российской Федерации. В случае, если в соответствии с указанными порядком и условиями причитаются к уплате таможенные платежи, то такие платежи уплачиваются в виде совокупного таможенного платежа.

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, основываясь на положениях ТК ТС, руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права, 18 июня 2010 г. подписали Соглашение (Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском"), которое определило порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу ТС товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском (далее в настоящем комментарии - Соглашение от 18.06.2010).

В соответствии с подп. 36 п. 1 ст. 4 ТК ТС товары для личного пользования - товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, МПО либо иным способом. На основании п. 1 ст. 150 ТК ТС все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу ТС (ввоз и вывоз) с соблюдением положений, установленных законодательством ТС и государств - членов ТС. Таким образом, комментируемый Кодекс не запрещает физическим лицам ввозить товары не для личного пользования, но только на общих основаниях, установленных иными главами ТК ТС. Станкевич А.В. Споры о взыскании таможенных платежей: проблемы правоприменения - 129с.

Основные принципы организации совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами, заложенные в комментируемом Кодексе, практически не отличаются от принципов, применяемых в российском таможенном законодательстве. Так, например, комментируемая глава (ст. 357) допускает применение в местах прибытия на территорию ТС и убытия с нее технологической системы "красного" и "зеленого" коридоров. При этом надо отметить, что нормы комментируемой главы позволяют организовать "зеленые" коридоры не только в аэропортах, но и в автомобильных пунктах пропуска для лиц, которые будут следовать на транспортных средствах, зарегистрированных в компетентных органах государств - членов ТС. С момента вступления в силу ТК ТС такие транспортные средства не надо декларировать. Это позволяет в значительной степени сократить время их нахождения в автомобильных пунктах пропуска через таможенную границу ТС. Комментируемой главой регламентирован порядок перемещения товаров физическими лицами для личного пользования, а в части, ею не урегулированной, - в соответствии с законодательством ТС (Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском"; решение МежгоссоветаЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 5 июля 2010 г. N 51 "О Договоре о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза". Решение КТС от 18 июня 2010 г. N 311 "Об Инструкции о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем").

Статья 351 комментируемой главы содержит термины, которые устанавливают способы перемещения товаров для личного пользования: сопровождаемый багаж, несопровождаемый багаж, товары для личного пользования, доставляемые перевозчиком и МПО. Порядок, установленный комментируемой главой, соответствует российскому таможенному законодательству, действовавшему до вступления в действие ТК ТС.

Порядок подтверждений предназначения ввозимых физическими лицами товаров таможенным законодательством пока не определен. При несогласии лица с решением должностного лица таможенного органа об определении им предназначения товаров -- это решение может быть обжаловано в установленном порядке. Свинухов В.Г. Таможенно- тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности: Учеб. пособие. - М.: Экономисть, 2009. -82 С.

Товары, ограниченные к ввозу, могут быть ввезены на таможенную территорию при наличии соответствующих разрешительных документов. Например, временный ввоз оружия для охоты допускается на основании разрешения МВД России.Товары, запрещенные к ввозу, не могут быть ввезены физическими лицами для личного пользования на таможенную территорию РФ ни при каких условиях.

Обратите внимание! За ввоз физическим лицом товаров, запрещенных к ввозу на территорию Таможенного союза, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 1500 до 2500 руб. либо уголовная ответственность в виде штрафа и/или лишения свободы до семи лет (ст. 16.3 КоАП РФ; ст. 226.1 УК РФ). В этом случае товары подлежат изъятию и немедленному вывозу.

Перечень товаров, запрещенных к перемещению через таможенную границу физическими лицами:

Перемещать через таможенную границу физическими лицами любым способом запрещено (п. 1 Приложения 2, утв. Соглашением от 18.06.2010):

a) информацию на печатных, аудиовизуальных и иных носителях информации, запрещенную для ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, вывоза с той территории (экстремистские материалы);

b) служебное и гражданское оружие, его основные части и патроны к нему, запрещенные для ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, вывоза с той территории;

c) ядовитые вещества, не являющиеся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, ограниченные к перемещению через таможенную границу физическими лицами Таможенного союза;

d) наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, за исключением ограниченных количеств наркотических средств и психотропных веществ в виде лекарственных средств для личного применения по медицинским показаниям при наличии соответствующих документов, а также прекурсоров в объемах, определенных законодательством РФ.

Вывозить с таможенной территории Таможенного союза любым способом запрещено (п. 2 Приложения 2, утв. Соглашением от 18.06.2010):

a) отходы и лом черных и цветных металлов, включенных в перечень товаров, при экспорте и (или) импорте которых установлены количественные ограничения;

b) необработанные драгоценные металлы, лом и отходы драгоценных металлов, руды и концентраты драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, экспорт которых с таможенной территории Таможенного союза ограничен;

c) дикорастущее лекарственное сырье (растения, части растений, семена, плоды), ограниченное к перемещению через таможенную границу физическими лицами при экспорте, в количестве, превышающем три экземпляра одного вида этих товаров;

d) диких живых животных и отдельные дикорастущие растения, ограниченные к перемещению через таможенную границу физическими лицами при экспорте (за исключением охотничьих и рыболовных трофеев), в количестве, превышающем три экземпляра одного вида этих товаров.

Кроме того, вывозить любым способом с территории Таможенного союза запрещено товары, указанные в п. 1.

Ввозить на таможенную территорию Таможенного союза любым способом запрещено (п. 3 Приложения 2, утв. Соглашением от 18.06.2010):

a) озоноразрушающие вещества, запрещенные к ввозу на таможенную территорию;

b) средства защиты растений, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза, подпадающие под действие Приложений A и B Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях от 22.05.2001;

c) орудия добычи (вылова) водных биологических ресурсов, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза;

d) этиловый спирт и алкогольную продукцию общим объемом более пяти литров на одно лицо, достигшее 18-летнего возраста;

e) более 200 сигарет, или 50 сигар, или 250 граммов табака либо указанные изделия в наборе общим весом более 250 граммов на одно лицо, достигшее 18-летнего возраста.

Кроме того, ввозить любым способом на территорию Таможенного союза запрещено товары, указанные в п. 1.

a) К перемещению в международных почтовых отправлениях запрещены алкогольная продукция, этиловый спирт, пиво; Ст. 313 ТК ТС; п. 4 Приложения 2, утв. Соглашением от 18.06.2010

b) любые виды табачных изделий и курительных смесей;

c) любые виды оружия (их части), патроны к ним (их части), конструктивно сходные с гражданским и служебным оружием изделия;

d) культурные ценности;

e) товары, подвергающиеся быстрой порче;

f) живые животные, за исключением пчел, пиявок, шелковичных червей;

g) растения в любом виде и состоянии, семена растений;

h) наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, в том числе в виде лекарственных средств;

i) озоноразрушающие вещества;

j) иные товары, запрещенные к пересылке в соответствии с актами Всемирного почтового союза и таможенным законодательством Таможенного союза.

Кроме того, запрещено перемещать в международных почтовых отправлениях товары, указанные в п. п. 1 - 3.

Особенности перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств физическими лицами Через таможенную границу Российской Федерации могут быть перемещены любые товары, исключение составляют, только запрещенные к перемещению.Основным условием перемещения (ввоза/вывоза) товаров является соблюдение требований, которые установлены в Таможенным кодексе, а также других нормативно-правовых актах принятых и действующих на территории Российской Федерации.

Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории происходит при условии уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов, а также соблюдения мер экономической политики и выполнения других требований, которые устанавливаются действующим таможенным законодательством РФ. Таможенное оформление товаров, перемещение которых осуществляется физическими лицами для личных, семейных, домашних, и иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд, происходит в порядке предусмотренном главой 23 Таможенного кодекса РФ. Физические лица имеют право на ввоз и вывоз товаров за пределы таможенной границы Российской Федерации на равных основаниях. При этом все перемещаемые товары, подлежат таможенному контролю и оформлению. Возможны следующие способы перемещения: -*сопровождаемый багаж; *несопровождаемый багаж; *пересылка в адрес физического лица. Исходя из заявления физического лица, перемещающего товары через границу, таможенным органом определяется предназначение товаров опираясь на его характер, количество, и частоту перемещения.При установлении предназначения товаров должностные лица таможенных органов принимают во внимание следующие факторы: а) характер товаров, где учтена традиционная практика их применения и использования, а также потребительские свойства. Перемещение товаров, не используемых в быту, дает все основания предполагать, что их ввоз (вывоз) осуществляется с целью получения прибыли, в случае если физическое лицо не предоставит доказательства обратного, товары считаются перемещаемыми для коммерческих целей.; б) количество товаров. Товары (однородные, имеющие одно наименование, размер, фасон и т.п.) превышающие потребность лица, и членов его семьи, считаются, перемещаемыми в коммерческих целях; в) частота ввоза/вывоза товаров. Периодическое перемещение одним и тем же лицом товаров, имеющих однородные свойства, рассматривается как перемещение с целью использования в коммерческих целях, если лицом не будет доказано обратное; г) обстоятельства поездки, учитываются: цель поездки, ее продолжительность, страна пребывания (выезда), сумма заработанной валюты и т.д.

В отношении товаров, ввозимых/вывозимых физическими лицами, могут быть использованы следующие порядки взимания таможенных платежей: *в виде совокупного таможенного платежа; *с применением единых ставок таможенных пошлин; *полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов.

Запреты и ограничения экономического характера к таким товарам не применяются. Товары не требуют обязательного подтверждения соответствия. В данном случае применяется упрощенный порядок таможенного оформления.Полное освобождение от уплаты таможенных платежей применяется при одновременном соблюдении следующих условий: *перемещение товаров происходит в сопровождаемом или несопровождаемом багаже; на воздушном транспортом общая стоимость товаров, не превышает 10 000 евро, а общий вес не превышает 50 килограмм включительно; количество товаров, ограниченных для перемещения не превышает установленных норм. Без уплаты таможенных платежей физические лица могут ввозить культурные ценности при условии их письменного декларирования, а также специальной регистрации.

Физические лица, признанные в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами, а также переселяющиеся из иностранных государств в Российскую Федерацию на постоянное место жительства могут ввозить бывшие в употреблении товары (за исключением автомобилей) без уплаты таможенных пошлин, налогов. При условии приобретения товаров, упомянутыми физическими лицами, до въезда на территорию Российской Федерации.

Физические лица могут получать пересылаемые в международных почтовых отправлениях товары без уплаты таможенных пошлин, налогов, если стоимость таких товаров, пересылаемых в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 1 000 евро, и весом не более 31 кг.

Перемещение товаров (за исключением транспортных средств) с уплатой таможенных платежей по единым ставкам может быть осуществлено, в случае если ввоз/вывоз товаров осуществляется физическими лицами в сопровождаемом или несопровождаемом багаже в личных, не коммерческих, целях.

Если вышеуказанные нормы превышены, то в части такого превышения применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере с 30% в части этого превышения, но не менее 4 евро за 1 килограмм.

На товары перемещаемые в личных, не коммерческих, целях физическими лицами, срок временного непрерывного пребывания в иностранных государствах которых составляет более 6 месяцев, распространяются следующие правила:

в случае если общая стоимость ввозимых ими товаров (за исключением транспортных средств) превышает 10 000 евро, но не более 10 000 евро, в части такого превышения применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30% таможенной стоимости указанных товаров.

в отношении транспортных средств (за исключением автомобилей, единые ставки на которые установлены Положением о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов) применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30% таможенной стоимости указанных транспортных средств.

в случае получения физическим лицом в течение одной недели пересылаемых в международных почтовых отправлениях товаров, стоимость которых превышает 10 000 рублей, в части такого превышения применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30% таможенной стоимости указанных товаров.

Под совокупным таможенным платежом следует понимать уплату таможенных пошлин, налогов и сборов без разделения на составляющие, в виде общей суммы. Совокупный таможенный платеж применяется в случаях когда:

перемещение товаров осуществляется в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, и их общая стоимость превышает 10 000 евро и/или общий вес превышает 50 килограмм (в части такого превышения);

товары пересылаются в адрес физического лица, не следующего через таможенную границу РФ (кроме международных почтовых отправлений);

физическое лицо более одного раза в месяц пересекает таможенную границу Российской Федерации;

алкогольные напитки ввозятся в пределах не более 3литров в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летного возраста. Для расчёта совокупного таможенного платежа ставки налогов, пошлин и сбров определяются законодательными актами Российской Федерации, применяемыми при перемещении товаров участниками внешнеэкономической деятельности. Эти ставки определяются в соответствии с кодами товаров по ТН ВЭД России.

* В случае ввоза табачных изделий только одного вида допускается ввоз 200 сигар, 50 сигарилл, 250 граммов табака, в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнеговозраста. Запрещенные товары

Оружие и вооружение всякого рода, военных образцов и боеприпасы к нему.

Взрывчатые вещества, сильнодействующие яды.

Наркотические и психотропные вещества, а также приспособления для их употребления.

Произведения искусства и старины, антиквариат и предметы, представляющие значительную художественную, историческую или культурную ценность.

Произведения печати и носители информации, подрывающие нравственность населения.

Другие предметы, ввоз (вывоз) которых запрещен в соответствии с законодательством РФ.

За нарушение таможенных правил, физические лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных нарушениях (КоАП РФ).

Перемещение физическими лицами товаров через таможенную границу РФ товаров происходит при условии обязательного их декларирования. Товары могут декларироваться:

Физическим лицом, перемещающим товары (гражданином Российской Федерации, гражданином иностранного государства);

Лицами, действующими на основании доверенности (перевозчиками, таможенными брокерами);

Родителями, опекунами, усыновителями или попечителями, в случае если товар перевозится несовершеннолетним физическим лицом, в возрасте до 16 лет;

Руководителем группы при организованном выезде/въезде группы несовершеннолетних.

Российским законодательством предусмотрено две формы декларирования перемещаемых товаров:

устная форма декларирования - заявление физического лица таможенному органу об отсутствии среди перемещаемых им, через границу Российской Федерации, тех товаров, что подлежат обязательному письменному декларированию;

письменная форма декларирования - заявление физического лица таможенному органу, которое предусмотрено для товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию.

К устной форме декларирования относится также и декларирование перемещаемых товаров в Конклюдентной форме. Данная форма декларирования предусматривает наличие системы "красного" и "зеленого" канала.

Для использования конклюдентной формы декларирования перемещаемых физическими лицами товаров, в пунктах пропуска российским законодательством предусмотрена двухканальная система «красного» и «зеленого» каналов.

«Красный канал». Основным предназначением его является возможность декларирования физическими лицами перемещаемых ими товаров, на которые распространяется действие российского законодательства в части обязательного декларирования товаров в письменной форме. А также письменное декларирование товаров, которые не подпадают под данное ограничение, но по желанию физического лица могут быть задекларированы.

«Зелёный канал». В отличие от красного канала он предусматривает упрощённое декларирование перемещаемых товаров, без заполнения таможенной декларации. Основной момент, на который следует обратить особое внимание при пересечении белой линии на входе в «зеленый канал» - данное действие будет рассматриваться таможенными органами как заявление о том, что перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации товары не подлежат обязательному декларированию в письменной форме, и свидетельствует о факте, имеющем юридическое значение. Декларированию в письменной форме подлежат следующие товары: 1.товары, перемещаемые физическими лицами в несопровождаемом багаже; 2. пересылаемые в адрес физических лиц для личного, не коммерческого пользования исключением являются товары пересылаемые в международных почтовых отправлениях; 3.ввоз которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации либо в случае превышения ими стоимости и/или количественных ограничений, устанавливаемых для перемещения товаров с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов; 4.товары, на которые распространяется действие законодательства Российской Федерации в части ограничения их перемещения; 5.в отношении которых, согласно законодательству Российской Федерации, предусмотрено обязательное декларирование в письменной форме (например оружие, культурные ценности); 6. транспортные средства. Обязательному письменному декларированию подлежат товары, перемещаемые в ручной клади, сопровождаемом и несопровождаемом багаже:

1. Ввозимые товары, общая стоимость которых превышает 10000 евро и/или общий вес которых превышает 50килограмм 2. При единовременном ввозе в Российскую Федерацию, наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации, а также дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000евро. 3. При единовременном вывозе из Российской Федерации, наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 3000 (три тысячи) долларов США. 4. При единовременном вывозе из Российской Федерации, дорожные чеки в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 (десять тысяч) долларов США. 5. При единовременном вывозе из Российской Федерации, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме, за исключением случаев вывоза из Российской Федерации ранее ввезенных или переведенных в Российскую Федерацию при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации внешних и (или) внутренних ценных бумаг при представлении таможенной декларации или иного документа, подтверждающего их ввоз или перевод в Российскую Федерацию. 6. Драгоценные металлы (золото, серебро, платина и металлы платиновой группы - палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом состоянии и виде: *ввозимые временно; *вывозимые (за исключением временно вывозимых ювелирных изделий в том числе и со вставками из драгоценных камней). 7. Драгоценные камни: перемещаемые временно, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде, уникальные янтарные образования, бриллианты, перемещаемые природные алмазы. 8. Культурные ценности. 9. Вывозимые государственные награды Российской Федерации. 10.Животные и растения, находящиеся под угрозой исчезновения, их части, дериваты, а также полученная из них продукция. 11. Оружие (устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов), основные части огнестрельного оружия (ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка), патроны (устройства, предназначенные для выстрела из оружия, объединяющие в одно целое при помощи гильзы средства инициирования, метательный заряд и метаемое снаряжение), составные части патронов (гильзы капсулированные, капсюли, порох). 12.Ввозимые алкогольные напитки в количестве, превышающем 3 литра. 13. Ввозимые табачные изделия не более 200 сигарет или 50 сигар или 250 граммов табака, либо указанные изделия в ассортименте общим весом не более 250 граммов в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста. 14.Наркотические средства, психотропные вещества их прекурсоры. 15. Сильнодействующие ядовитые вещества. 16.Высокочастотные устройства и радиоэлектронные средства, за исключением оконечного оборудования. 17. Специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации. 18.Вывозимые материальные объекты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну. 19. Ядерные материалы, оборудование, специальные неядерные материалы и соответствующие технологии. 20. Радиоактивные изотопы, радиоактивные вещества и изделия на их основе. 21. Вывозимые сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, результаты интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники. 22. Ввозимые химикаты, которые могут быть использованы при создании химического оружия. 23. Продукция война. 24. Транспортные средства. 25. Товары, перемещаемые в несопровождаемом багаже. 26. Товары, пересылаемые в адрес физических лиц для личного пользования, за исключением товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях.

Помимо указанных в перечне товаров, физическими лицами могут быть задекларированы и иные товары, перемещаемые ими через таможенную границу Российской федерации. Таковыми могут быть, временно ввозимые/вывозимые с последующим их вывозом/ввозом, товары, общая стоимость которых не превышает установленного максимума (10000 евро) и/или общий вес которых не более 50 килограмм.

В случае если таможенная декларация на указанные товары физическим лицом не была подана, должностное лицо таможенного органа рассматривает это как заявление об отсутствии товаров подлежащих обязательному декларированию в письменной форме. Присутствие среди перемещаемых товаров тех, что подлежат контролю иных государственных органов, допускается лишь при наличии разрешительных документов выданных соответствующим органом. За нарушение таможенных правил, физические лица несут ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях и Уголовным кодексом Российской Федерации.

Письменное декларирование товаров, перемещение которых осуществляется в сопровождаемом багаже

При письменном декларировании товаров, перемещаемых в сопровождаемом багаже, заполняется пассажирская таможенная декларация по форме ТД-6, с обязательным указанием таможенной стоимости товара. Данная декларация подается одновременно с представлением товаров. Одновременно с ТД-6, в зависимости от обстоятельств поездки, представляются документы для подтверждения заявленных сведений:

В случае если декларирование товаров происходит в устной форме документы могут быть представлены по требованию должностного лица таможенного органа.В таможенный орган в пункте пропуска подаётся 2 экземпляра, заполненной на русском или английском языках, декларации. Отметка о разрешении или отказе в перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации ставится в поле «Для служебных отметок» на обоих экземплярах ТД-6 и заверяется оттиском личной номерной печати уполномоченного должностного лица. Один экземпляр возвращается физическому лицу, второй остаётся для хранения в делах таможенного органа.

Письменное декларирование товаров, перемещение которых осуществляется в несопровождаемом багаже:

Декларирование товаров перемещаемых в несопровождаемом багаже, а также пересылаемых в адрес физического лица, происходит путём подачи Заявления, которое содержит сведения: о лице, перемещающем товары, наименованиях перемещаемых товаров, их предназначении, количестве и стоимости, а также сведения о товаросопроводительном документе. В случае необходимости подтверждения заявленных в декларации сведений одновременно с Заявлением предоставляется:

экземпляр пассажирской таможенной декларации ТД-6 на ввозимые товары с отметкой таможенного органа о выпуске;

документ, удостоверяющий личность (паспорт, загранпаспорт, свидетельство о рождении для несовершеннолетних и т.п.);

документ, подтверждающий усыновление, опекунство, попечительство несовершеннолетнего (если товар декларируется этим лицом от имени несовершеннолетнего);

документы, подтверждающие приобретение и стоимость декларируемых товаров (счета, чеки и т.п.);

транспортные (перевозочные) документы (накладные, багажные квитанции и т.п.);

документы, подтверждающие право на льготы (в т.ч. для временного ввоза, беженцы, переселяющиеся на ПМЖ и т.п.);

документы, подтверждающие соблюдение нетарифных ограничений (лицензии, разрешения и проч.);

иные документы, в том числе подтверждающие их предназначение для личных нужд (в случае такой необходимости);

Заявление подается в 15-дневный срок со дня представления товаров таможенному органу по месту проживания или регистрации лица.

Процесс перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, предполагает, в частности, соблюдение условий , составляющих содержание запретов и ограничений.

Государства–члены таможенного союза, как и другие государства мира, не могут полностью отказаться от контроля за массивом перемещаемых товаров. В противном случае внутренние рынки могут заполнить товары, могущие нанести вред общественной безопасности, не пригодные для использования, наносящие вред окружающей среде и т.д.

Их применение в области таможенного дела обусловлено как экономическими , так и политическими целями.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 4 ТК ТС запреты и ограничения – это комплекс мер , применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий:

Меры нетарифного регулирования,

Меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые ,

Особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами,

Меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения,

Технического регулирования,

Санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств-членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и государств-членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза.

Целями применения запретов и ограничений являются:

Защита внутреннего рынка, содействие производителям, стимулирование развития экономики;

Охрана жизни и здоровья людей, животного и растительного мира и окружающей среды в целом;

Сохранение культурного наследия народов государств-членов таможенного союза;

Необходимость предотвратить исчерпание невосполнимых природных ресурсов с одновременным ограничением соответствующего внутреннего производства и потребления;



Обеспечение национальной безопасности государств- членов таможенного союза

Защиту внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса государств таможенного союза;

Выполнение международных обязательств.

По цели их применения торговые ограничения и запреты можно разделить на две группы: 1) торговые ограничения и запреты экономического характера и 2) торговые ограничения и запреты не экономического характера.

Рассмотрим существующую структуру торговых ограничений и запретов в таможенном союзе.

1. Меры нетарифного регулирования . Согласно п. 17 ч. 1 ст. 4 ТК ТС меры нетарифного регулирования – комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера , которые установлены международными договорами государств таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств-членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза

Федеральный Закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» № 164-ФЗ от 8.12.2003 г. к мерам нетарифного регулирования (торговым ограничениям экономического характера) относит:

Эмбарго - представляет собой запрещение ввоза в таможенный союз или вывоза в другую страну товаров и услуг, валютных и иных ценностей.

Данная мера чаще всего является вынужденной и предпринимается в отношении конкретной страны, исходя из принципиальных соображений, обычно основанных на решениях ООН. Эмбарго применяется исключительно как средство экономического и финансового давления.

Таможенная блокада -состоит из мероприятий, направленных на приостановку производства таможенных процедур, задержку товаров в зоне таможенного контроля. По сути это скрытый запрет на перемещение товаров. Цель такой меры - нарушение внешнеэкономических связей блокируемого государства.

Применяется редко и вынужденно как и эмбарго при необходимости поставить ту или иную страну в особые условия, фактически изолировав ее от внешнего мира.

Разрешительная система – порядок, при котором на перемещение через таможенную границу отдельных категорий товаров требуется специальное разрешение , выдаваемое компетентными органами государства-члена таможенного союза.

Квотирование - означает введение количественных и стоимостных ограничений ввоза на таможенную территорию таможенного союза или вывоза с таможенной территории таможенного союза товаров на определенный срок по отдельным видам товаров или странам.

Такие ограничения, как правило, налагаются на вывоз из таможенной территории таможенного союза товара. Импортные квоты не имеют большого распространения.

Квота – это разрешение, строго установленное количество любого товара, вывоз которого не только разрешается, но и по возможности поощряется.

Однако все, что перемещается сверх этой квоты , облагается обычной или повышенной пошлиной либо вообще запрещается.

Количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством Российской Федерации в целях:

Так, Правительство РФ определяет квоты на экспорт товаров, содержащих драгоценные металлы. Квоты могут реализовываться в процессе проведения специальных конкурсов и аукционов.

Лицензирование разрешение на ввоз, вывоз или транзит товаров, свободное перемещение которых через таможенную границу таможенного союза не допускается .

Данная мера применяется как самостоятельно, так и в совокупности с квотированием.

Лицензия представляет собой официальный документ, который разрешает осуществление экспортных или импортных операций в течение установленного срока.

Оформление лицензии требуется при перемещении каждого вида товара независимо от количества наименований, включенных во внешнеторговый контракт. Лицензии бывают двух видов :

1) генеральная лицензия - оформляется на каждый вид экспортируемого или импортируемого товара с указанием его количества и стоимости без определения конкретного покупателя или продавца товара,

2) разовая лицензия – выдается для осуществления экспортной или импортной операции по одному контракту сроком на 12 текущих месяцев, начиная с даты выдачи лицензии.

Это наиболее распространённый в Российской Федерации метод торговых ограничений, который осуществляется в следующих целях:

Обеспечение соблюдения внешнеторговых квот;

Обеспечение контроля ввоза и вывоза ряда специфических товаров;

Обеспечение соблюдение интересов национальной и международной безопасности при торговле товарами военного и двойного применения.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, является органом государственной власти, выдающим лицензии на осуществление операций по экспорту и импорту товаров, в отношении которых установлены количественные ограничения

Кроме того, существует перечень товаров, ввоз и вывоз которых осуществляется на основании разрешений, выдаваемых иными государственными органами . К таким товарам относятся:

- товары, животного и растительного происхождения , а также оборудование для их перевозки, подконтрольные органам Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор РФ).

Основанием для ввоза и вывоза таких товаров являются ветеринарные свидетельства или ветеринарные сертификаты;

- товары потенциально опасные для жизни и здоровья человека, подконтрольные органам Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор РФ).

Основанием для ввоза таких товаров являются санитарно-эпидемиологические разрешения или свидетельства о регистрации;

- товары, подлежащие обязательной сертификации , подконтрольные органам обязательной сертификации, аккредитованным Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование РФ).

Основанием для ввоза товаров, подлежащих обязательной сертификации являются сертификат соответствия, одобрение типа транспортного средства, сертификат средства измерения;

- культурные ценности , ввозимые на основании органами Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росхранкультуры);

- высокочастотные радиоэлектронные средства , ввозимые на основании решения Федерального государственного унитарного предприятия «Радиочастотный центр»;

- семена сортов растений и племенного материала пород животных, которые ввозятся на основании комиссии селекционных достижений при Министерстве сельского хозяйства России;

- оружие невоенного назначения (гражданское и служебное), ввозимое и вывозимое на основании Разрешений Департамента охраны общественного порядка МВД России.

Лицензии на ввоз и вывоз товаров военного назначения выдаются Комитетом по военно-технической политике Министерства обороны России, а в соответствии с Законом «Об экспортном контроле» от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ, экспорт товаров двойного назначения осуществляются по лицензиям Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК), находящейся в подведомственном подчинении Министерства обороны России.

Очевидно, что все указанные документы выдаются в целях обеспечения торговых ограничений не экономического характера и являются обязательными для осуществления таможенных процедур.

2. Товары, запрещённые к ввозу на таможенную территорию таможенного союза и вывозу с территории таможенного союза . Запрещение к перемещению через таможенную границу таможенного союза отдельных категорий товаров означает, что они не могут ввозиться на территорию таможенного союза и вывозиться из территории таможенного союза свободно, без каких-либо ограничений .

Запрещены к ввозу на территорию таможенного союза и в Российскую Федерацию:

Медикаменты и витаминные препараты, за исключением прошедших апробацию в Минздраве РФ (с разрешения Минздрава России);

Драгоценные металлы и камни, за исключением временно ввозимых ювелирных и других бытовых изделий, а также их лома;

Печатные и аудиовизуальные материалы, иная изобразительная продукция, которые могут причинить вред государственной безопасности, общественному порядку, нравственности населения, правам собственности, и другим интересам физических и юридических лиц;

Непроявленные фотопленки;

Средства цветного копирования (только при наличии сертификата соответствия);

Семена и посадочный материал, сырые продукты животного и растительного происхождения (только с разрешения компетентных органов);

Не могут ввозиться на таможенную территорию таможенного союза и в Российскую Федерацию:

товары, которые:

- не соответствуют техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам,

- не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в случаях, предусмотренных законодательством,

Предметы, характеризуемые как опасные потребительские товары.

Запрещены к вывозу из Российской Федерации:

Оружие огнестрельное всех видов и боеприпасы к нему, холодное оружие всех видов, воинское снаряжение;

Наркотические средства и психотропные вещества (только по лицензиям в пределах квот);

Радиоактивные, взрывчатые, ядовитые вещества;

Драгоценные металлы и камни, за исключением временно вывозимых ювелирных и других бытовых изделий, а также их лома;

Представители флоры и фауны, занесенные в Красную книгу (например, рога оленей, сайгаков, маралов);

Непроявленные фотопленки;

Аннулированные ценные бумаги;

Произведения искусства, представляющие значимую художественную и культурную ценность.

Товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию таможенного союза подлежат немедленному вывозу за его пределы. Товары, запрещенные к вывозу, не могут быть фактически вывезены за пределы таможенного союза.

3. Технические барьеры включают в себя контроль за импортом на предмет его соответствия стандартам безопасности качества (товар должен быть сертифицирован).

Ввозимые товары должны соответствовать установленным техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям.

Сертификация соответствия представляет собой действие, удостоверяющее посредством сертификата соответствия или знака соответствия, что изделие или услуги соответствуют определенным стандартам или другой научно-технической документации.

Главная цель сертификации – это подтверждение безопасности товара, которым будут пользоваться внутри таможенного союза. Перечень ввозимых товаров, подлежащих обязательной сертификации, утверждается Правительством РФ.

4. Экспортный контроль предполагает введение системы обязательной регистрации внешнеторговых контрактов на экспорт стратегически важных сырьевых товаров. Экспортному контролю подлежат :

Отдельные виды сырья, материалов, оборудования, которые могут быть применены при создании вооружении и военной техники;

Химикаты и технологии, которые могут быть использованы при создании химического оружия;

Оборудование, материалы двойного назначения, применяемые в ядерных целях;

Генетические материалы, которые могут быть использованы при создании бактериологического и токсического оружия.

Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 1992 г. № 388 создана и функционирует национальная система экспортного контроля.

Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004г. № 1085, утверждено Положение о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК).

Одной их основных функций этой службы является обеспечение экспортного контроля за вывозом сырья, материалов, технологий и оборудования двойного назначения.

Документом, служащим основанием для экспорта материалов, товаров и технологий двойного назначения является лицензия ФСТЭК.

5. Меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов .

Помимо торговых ограничений экономического характера, Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» предусматривает применение торговых ограничений не экономического характера.

Так, ст. 32 данного Закона предусматривается применение мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами и, вводимые, исходя из национальных интересов не экономического характера. Эти меры вводятся если:

Необходимы для соблюдения морали и общественного порядка;

Необходимы для охраны жизни и здоровья граждан;

Относятся к импорту или экспорту золота или серебра;

Применяются для защиты культурных ценностей;

Необходимы для выполнения международных обязательств;

Необходимы для обеспечения обороны страны и безопасности государства и т.п.

При этом документом, разрешающим перемещение товара может являться, как лицензия Министерства торговли России, так и разрешительный документ другой формы.

Применение запретов и ограничений является универсальным и мощным инструментом таможенного регулирования внешнеторговых отношений.

Важнейшая задача в рамках совершенствования таможенного законодательства – не препятствовать , а способствовать развитию позитивных факторов в международной торговле.

Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз
государствами – членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества
в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений утвержден
Решением Коллегии ЕЭК
от 16 августа 2012 г. № 134 http://www.tsouz.ru/db/entr/norm-prav-doc/ediniy_perechen/Pages/default.aspx