Информация об организации предоставления государственных и муниципальных услуг в рамках жизненных ситуаций: особенности, подходы, перечни государственных и муниципальных услуг в разрезе основных жизненных ситуаций
На сегодняшний день, помимо вопросов собственно создания сети многофункциональных центров и материального обеспечения их деятельности, на первый план выходит обеспечение надлежащего уровня качества предоставления услуг. Одним из направлений повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг является организация предоставления государственных и муниципальных услуг в рамках жизненных ситуаций .

Под жизненной ситуацией понимается юридически значимое событие в жизни гражданина или деятельности организации, при котором возникает необходимость обращения за получением комплекса взаимосвязанных государственных и (или) муниципальных услуг, предоставление которых организуется многофункциональным центром по принципу «одного окна».
В настоящее время выделено 9 основных жизненных ситуаций, в рамках которых целесообразно организовывать предоставление комплексов взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах:


  1. Рождение ребенка, в том числе:

  1. рождение первого ребенка;

  2. рождение второго ребенка;

  3. рождение третьего ребенка (и последующих детей) - многодетная семья.

  1. Индивидуальное жилищное строительство.

  2. Открытие своего дела.

  3. Утрата документов.

  4. Выход на пенсию по старости.

  5. Смена места жительства.

  6. Перемена имени.

  7. Утрата близкого человека.

  8. Приобретение жилого помещения 1 .
Указанный перечень жизненных ситуаций согласован Министерством экономического развития Российской Федерации.

В целях организации предоставления государственных и муниципальных услуг по жизненным ситуациям, по результатам селекторного совещания по вопросу развития сети многофункциональных центров в Российской Федерации 4 декабря 2013 года Председателем Правительства Российской Федерации Д. А. Медведевым был дан ряд поручений 2 , во исполнение которых внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 27.09.2011 №797, расширяющие перечень государственных и муниципальных услуг. На основании этого перечня в рамках каждой жизненной ситуации сформированы рекомендуемые перечни государственных и муниципальных услуг, предоставление которых может быть организовано в многофункциональных центрах. Указанные перечни представлены в Таблице 1.

С учетом практики оказания государственных и муниципальных услуг в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях на территории субъектов Российской Федерации, перечни государственных и муниципальных услуг, предоставление которых может быть организовано в многофункциональных центрах соответствующего субъекта Российской Федерации в рамках жизненных ситуаций, могут быть уточнены.
Анализ практики предоставления государственных и муниципальных услуг в рамках жизненных ситуаций в субъектах Российской Федерации позволяет сделать вывод о наличии 2 подходов к организации предоставления услуг в рамках жизненных ситуаций, различающихся способами обращения заявителя:


  1. Заявитель подает в МФЦ отдельные заявления на каждую государственную (муниципальную) услугу в рамках жизненной ситуации.

  2. Заявитель подает в МФЦ единое заявление об организации предоставления государственных и муниципальных услуг в рамках жизненной ситуации .
При подготовке Методических рекомендаций по организации предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах в рамках жизненных ситуаций Министерством экономического развития Российской Федерации реализуется второй подход. Одновременно с этим Министерством экономического развития Российской Федерации подготовлены предложения по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство с целью реализации возможности подачи единого заявления.
Таблица 1. Рекомендуемые перечни государственных и муниципальных услуг, предоставление которых может быть организовано в многофункциональных центрах в рамках жизненных ситуаций (в разрезе жизненных ситуаций)

п/п

Наименование услуги

Орган, предоставляюший услугу

1. Рождение ребенка

1

Государственная регистрация рождения

Органы ЗАГС, МФЦ

2

Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации

ФМС России

3

Прием документов и личных фотографий, необходимых для получения или замены паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации 3

ФМС России

4

Назначение единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности


5

Назначение пособия по беременности и родам

6

Назначение единовременного пособия при рождении ребенка

7

Назначение ежемесячного пособия по уходу за ребенком

8

Назначение единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву

9

Назначение ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву

10

Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (детские сады)

ОМСУ

11

Прием от граждан анкет с целью регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе прием от застрахованных лиц заявлений об обмене или о выдаче дубликата страхового свидетельства

ПФР

12

Предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях

ИОГВ, ОМСУ в сфере образования

13



ПФР

14

Рассмотрение заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала 4

ПФР

15

Бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной организации

ИОГВ в сфере социальной защиты населения

16

Бесплатное предоставление в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе для индивидуального жилищного строительства

17

Содействие предоставлению многодетным семьям льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья

18

Обеспечение бесплатного проезда на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси)), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных организаций

19

Прием заявления о предоставлении многодетной семье скидки в размере не менее 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электрической энергией, а многодетным семьям, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - также скидки в размере не менее 30 процентов стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории

20

Назначение социальных пособий в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (правовыми актами органов местного самоуправления)

ИОГВ, ОМСУ в сфере социальной защиты населения

21

Предоставление многодетным семьям иных мер социальной поддержки

ИОГВ в сфере социальной защиты населения

2. Индивидуальное жилищное строительство

1

Предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства



2

Государственная регистрация права на недвижимое имущество и сделок с ним 5

Росреестр

3

Выдача градостроительного плана земельного участка

ИОГВ, ОМСУ в сфере земельных отношений

4

Выдача разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства

ОМСУ в сфере строительства

4.1

Продление срока действия разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства

4.2

Внесение изменений в разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства

5

Выдача разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию 6

ОМСУ в сфере строительства

6

Присвоение адреса объекту недвижимости 7

ОМСУ в сфере строительства

7

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества 8

Росреестр, Федеральная кадастровая палата

8

Государственная регистрация права на недвижимое имущество и сделок с ним 9

Росреестр

9

Выдача государственного сертификата на материнский (семейный) капитал

ПФР

10

Рассмотрение заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала

ПФР

11

Государственная регистрация права на недвижимое имущество и сделок с ним 10

Росреестр

12

Выдача документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства с привлечением средств материнского (семейного) капитала

ОМСУ в сфере строительства

13

Предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительства) жилья

Минстрой, ИОГВ, ОМСУ в сфере строительства

3. Открытие своего дела (малое предпринимательство)

1

Государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств

ФНС России

2

Содействие самозанятости безработных граждан 11

ИОГВ в сфере труда и занятости

3

Регистрация и снятие с регистрационного учета страхователей - физических лиц, заключивших трудовой договор с работником

ФСС

4

Регистрация страхователей и снятие с учета страхователей - физических лиц, обязанных уплачивать страховые взносы в связи с заключением гражданско-правовых договоров

ФСС

5

Осуществление приема и учета уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг, указанных в перечне, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. №584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности»

Роспотребнадзор

6

Бесплатное информирование (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц

ФНС России

7

Выдача разрешений (дубликатов разрешений) на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации

ИОГВ в сфере транспорта

8

Лицензирование деятельности по осуществлению розничной продажи алкогольной продукции



9

Лицензирование деятельности по осуществлению заготовки, переработки и реализации лома черных и цветных металлов

ИОГВ в сфере предпринимательства

10

Выдача лицензии на осуществление частной охранной деятельности

МВД России

11

Согласование размещения и приемка в эксплуатацию нестационарных (временных, мобильных) объектов

ОМСУ в сфере земельных отношений

4. Утрата документов

1

Выдача и замена паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации

ФМС России

Сегодня в КГБУ «МФЦ» реализована возможность получения единых комплексов услуг, ориентированных на самые различные жизненные ситуации человека.

Жизненная ситуация формируется в связи с каким-либо событием в жизни человека и необходимостью взаимодействия по этому поводу с органами власти. Услуги по жизненным ситуациям представляют собой определённый набор государственных и муниципальных услуг, комплекс мероприятий и социальных гарантий, который способен решить проблему заявителя в целом, без обращения в различные ведомства, что значительно упрощает процесс получения услуг и экономит время заявителя.

Как это работает? Рассмотрим возможность получения комплексной услуги на примере популярной жизненной ситуации «Рождение ребенка». Предоставление указанной комплексной услуги в КГБУ «МФЦ» будет проходить максимально удобным для заявителей образом. Комплексная услуга предоставляется единовременно, по принципу «одного окна», то есть у одного специалиста КГБУ «МФЦ» в момент первого обращения заявителя с минимальным пакетом документов. В наборе этого комплекса вниманию заявителей предложены услуги различных ведомств: Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Красноярскому краю и республике Тыва, Отделения ПФР по Красноярскому краю, министерства социальной политики Красноярского края, агентства ЗАГС Красноярского края и другие, необходимые в данной жизненной ситуации, государственные и муниципальные услуги. Кроме того, в рамках предоставления комплексных услуг можно также получить бесплатную, полную и актуальную консультацию по пакету документов, необходимых для оказания любой услуги.

В структурных подразделениях КГБУ «МФЦ» организована возможность получения комплексных услуг в рамках следующих жизненных ситуаций: «Индивидуальное жилищное строительство», «Открытие своего дела (малое предпринимательство)», «Утрата документов», «Выход на пенсию» и других.

Внушительный набор тех возможностей, которые включены в комплексные услуги, помогут людям быстро и своевременно решить проблему или надёжно и качественно устроить свои дела семейного характера.

Получить более подробную информацию о перечнях услуг, предоставляемых в рамках жизненных ситуаций, порядке их получения, а также предварительно записаться на прием возможно, позвонив по телефонам Центра телефонного обслуживания 8-800-200-3912 (звонок бесплатный), 205-39-12, или по телефонам структурных подразделений, размещенных в разделе «Контакты» официального сайта сайт.

В ближайшее время список услуг, которые многофункциональные центры (МФЦ) предоставляют россиянам в режиме "одного окна", значительно расширится.

МФЦ получат право оформлять регистрацию рождения и смерти, принимать документы на получение налогового вычета и даже аккумулировать пошлины и налоговые платежи. Более того, изменится сам принцип оказания госуслуг. Появится набор распространенных жизненных ситуаций, в рамках которых целый комплект документов можно будет получить по одному заявлению.

Об этом министр экономического развития Максим Орешкин заявил на всероссийском форуме центров государственных и муниципальных услуг. По его словам, законопроект об оформлении регистрации рождения и смерти в МФЦ находится в Госдуме. Его должны принять в осеннюю сессию.

Другая реформа связана с работой Федеральной налоговой службы. Сейчас минэкономразвития обсуждает с ФНС вопрос о запуске пилотного проекта по оказанию трех услуг. Первая - это корректировка неверно начисленных налогов, вторая - получение налогового вычета и третья - информирование граждан о налоговой задолженности. "В этот процесс активно и весьма успешно включились центры "Мои документы" Москвы, - отмечает Максим Орешкин. - А месяц назад вышел приказ ФНС о реализации пилотного проекта на территории всей страны. МФЦ уже должны заключить договора о предоставлении услуг по линии ФНС".

Кроме того минэкономразвития предлагает наделить МФЦ правом принимать платежи в счет налогов и пошлин. Технически такая возможность есть и сейчас - деньги можно вносить через терминалы банков. Однако, по словам министра, эта услуга доступна не во всех регионах и не во всех МФЦ.

Законопроект об оформлении регистрации рождения и смерти в МФЦ Госдума рассмотрит этой осенью

Еще один законопроект, который находится в Госдуме, касается предоставления государственных услуг в рамках комплексного запроса. Суть проста: человек, у которого, например, родился ребенок, сможет подать одно заявление, но получить не один документ, а весь необходимый комплекс услуг. Это регистрация рождения, оформление пособий, запись в детский сад и многое другое. "Минэкономразвития готовит подзаконную базу, которая должна обеспечить корректную реализацию положений законопроекта, - продолжает Орешкин. - В частности, уже разработан проект методических рекомендаций по предоставлению госуслуг на основании комплексного запроса по наиболее распространенным жизненным ситуациям. Это очень важная переориентация от принципа базовой услуги к принципу базовых потребностей конкретного человека".

Какие-то законодательные акты, возможно, будут разработаны по итогам форума. Так, представители регионов сошлись во мнении, что система МФЦ не сможет развиваться без полного перехода органов власти и центров "Мои документы" на электронное взаимодействие.

"Оптимизация нормативно-правовой базы позволяет наполовину отказаться от курьерской доставки бумажных документов, - говорит замглавы Ростовской области Василий Рудой. - Однако на сто процентов вопрос не решен. Так, передача электронных образов документов в Росреестр не является основанием для начала предоставления услуги. Налицо необходимость изменения законодательства, наделения единым юридическим статусом обычных бумажных документов и электронных".

Г. N 945-ПП

РЕГЛАМЕНТ

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ПО "ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ"

1. Общие положения, основные термины и определения

1.1. Основами системного подхода к организации работы органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций по предоставлению государственных услуг, связанных с выдачей запрашиваемых документов, по "жизненной ситуации" являются:

Максимальное упрощение для заявителей процедуры оформления документов;

Исключение необходимости получения заявителем промежуточных или дублирующих документов;

Предоставление заявителю возможности однократной подачи комплекта документов для получения необходимого пакета государственных услуг;

Минимизация временных издержек в ходе оформления документов.

1.2. При организации работы по предоставлению государственных услуг по "жизненной ситуации" на территории города Москвы используются следующие термины и определения:


Композитная государственная услуга - государственная услуга, состоящая из нескольких элементарных услуг.

Заявители - физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели , обращающиеся в органы исполнительной власти, государственные учреждения за получением необходимых государственных услуг.

Держатель услуги - орган исполнительной власти города Москвы, иные городские организации, осуществляющие предоставление услуг, в том числе связанных с выдачей запрашиваемого документа.

Жизненная ситуация - событие в жизни гражданина или деятельности организации, влекущее за собой необходимость получения комплекса взаимосвязанных государственных услуг, а также необходимых документов в соответствии с действующей правовой базой.

Регламент предоставления услуг по "жизненной ситуации" - утвержденный правовым актом Правительства Москвы порядок взаимодействия между отдельными органами исполнительной власти города Москвы и городскими организациями в ходе исполнения запросов заявителей на предоставление государственных услуг по "жизненной ситуации".

Единый реестр документов - перечень документов, оформляемых и выдаваемых органами исполнительной власти города Москвы, государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями города Москвы.

Согласование (экспертиза) - решение (заключение) органа исполнительной власти города Москвы, городской организации, федерального органа исполнительной власти и (или) его территориального органа, независимого эксперта, необходимое для подготовки запрошенного заявителем документа, осуществляемое в соответствии с утвержденным в установленном порядке регламентом подготовки документа по принципу "одного окна" или регламентом предоставления услуг по "жизненной ситуации".

Получение согласований (экспертиз) осуществляется исключительно в случаях, прямо предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации или законами города Москвы.

В случае необходимости использования для обработки запроса на оформление документа промежуточной информации, находящейся в распоряжении какой-либо городской организации, ее получение осуществляется путем организации доступа органа исполнительной власти, государственного учреждения или государственного унитарного предприятия города Москвы к соответствующему информационному ресурсу.

Согласующие организации (эксперты) - органы исполнительной власти города Москвы, городские организации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, их территориальные органы, независимые эксперты, участвующие в процессе подготовки и (или) согласования запрашиваемых документов, выдаваемых заявителю.

Регламент подготовки документа - порядок организации работы органа исполнительной власти города Москвы или городской организации по приему документов, имеющих непосредственное отношение к заявителю, подготовке, согласованию и выдаче запрашиваемого документа заявителю.

2. Формирование перечня государственных услуг

по "жизненной ситуации", порядок их предоставления

2.1. Формирование перечня государственных услуг по "жизненной ситуации" и их состава осуществляется Комитетом государственных услуг города Москвы по предложениям отраслевых и территориальных органов исполнительной власти города Москвы.


2.2. В состав государственной услуги по "жизненной ситуации" могут включаться сервисы, по результатам предоставления которых не осуществляется выдача каких-либо документов.

2.3. Информация о предоставляемых государственных услугах по "жизненной ситуации" в полном объеме размещается на Портале государственных услуг.

2.4. Предоставление государственных услуг по "жизненной ситуации" осуществляют органы исполнительной власти города Москвы и иные городские организации.

2.5. Ответственными за предоставление услуг по "жизненной ситуации", осуществляющими прием запросов от заявителей, являются:

2.5.1. Органы исполнительной власти города Москвы и подведомственные им организации - держатели "одного окна" (в случае оказания услуг с минимальным участием сторонних организаций).

2.5.2. Центры обслуживания населения и организаций по принципу "одного окна".

2.5.3. Общегородской Центр предоставления государственных услуг физическим и юридическим лицам.

3. Регламентация процедур предоставления государственных

услуг по "жизненной ситуации"

3.1. Регламенты предоставления государственных услуг по "жизненной ситуации" (далее - регламент) разрабатываются в соответствии с настоящим Регламентом, а также дополнительными рекомендациями по их содержанию и утверждаются постановлениями Правительства Москвы.

3.2. Ответственными за разработку и утверждение регламентов являются органы исполнительной власти, оказывающие подобные услуги или координирующие деятельность соответствующих подведомственных организаций.

3.3. Регламенты предоставления государственных услуг по "жизненной ситуации" в центрах обслуживания населения и организаций по принципу "одного окна" разрабатываются централизованно Департаментом территориальных органов исполнительной власти города Москвы.

3.4. Разработка регламентов осуществляется в соответствии с перечнем и составом указанных услуг, сформированных Комитетом государственных услуг города Москвы.

3.5. Порядок работы служб, осуществляющих предоставление государственных услуг по "жизненной ситуации", определяется внутренними регламентами , утверждаемыми руководителями органов исполнительной власти города Москвы, курирующими указанные подразделения.

3.6. Внутренние регламенты не должны вступать в противоречие с настоящим регламентом.

4. Порядок приема документов у заявителей на предоставление

государственных услуг по "жизненной ситуации"

4.1. Запросы на предоставление государственных услуг по "жизненной ситуации" принимаются уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы и городскими организациями в установленной регламентом форме.

4.2. Перечень документов, необходимых для получения запрашиваемой услуги, определяется регламентом и действующими правовыми актами.

4.3. При приеме документов сотрудники органов, предоставляющих государственные услуги по "жизненной ситуации", обязаны:

4.3.1. Проверить правильность оформления заявления, комплектность представляемых заявителем документов, необходимых для получения запрашиваемой услуги. В случае несоответствия либо отсутствия необходимых документов заявление не принимается и дается краткое разъяснение о несоответствии.

4.3.2. Зарегистрировать заявление в электронной базе документооборота организации с автоматическим формированием выписки из электронного журнала регистрации и контроля обращений заявителей и присвоением соответствующего идентификационного номера (далее - ИН).

4.3.3. Поставить штамп о принятии документов с указанием даты, времени, имени и подписи принявшего сотрудника, ИН на оригинале заявления, передаваемого заявителем.

4.3.4. Выдать на руки заявителю выписку из электронного журнала регистрации и контроля за обращениями заявителей, заверенную подписью сотрудника организации и штампом.

4.3.5. В случае необходимости оказать необходимые консультационные услуги заявителю по разъяснению порядка предоставления услуг по "жизненной ситуации", ознакомить его с нормативными документами, регламентирующими работу организации.

4.4. В случае если запрашиваемые заявителями документы оформляются и выдаются в день обращения, выписки из электронного журнала регистрации и контроля за обращениями заявителей организацией, осуществляющей предоставление государственных услуг, выдаются на руки заявителям только по их требованию.

4.5. В случаях выдачи документов со сроком исполнения в день обращения допускается работа с заявителями по устным запросам без оформления заявления в письменном виде. Учет и контроль исполнения данных запросов производятся в установленном настоящим регламентом порядке.

4.6. Причинами отказа в приеме документов у заявителя могут служить:

4.6.1. Обращение заявителя по вопросам, решение которых не осуществляется в рамках предоставления услуг по "жизненной ситуации".

4.6.2. Отсутствие у заявителя полного комплекта документов, определенного регламентом.

4.6.3. Представление заявителем утративших силу или неправильно оформленных документов.

4.6.4. Отсутствие оформленной в установленном законом порядке доверенности (в случае подачи заявки на оформление запрашиваемого документа, подлежащего выдаче третьему лицу, или доверенности действовать от имени организации).

4.6.5. Отказ заявителя оплатить в установленном объеме работы (услуги), выполняемые (оказываемые) на возмездной основе, или представить квитанции об оплате.

4.7. По требованию заявителя отказ в приеме документов организацией, осуществляющей предоставление государственных услуг по "жизненной ситуации", может быть оформлен и выдан заявителю в письменном виде.

4.8. Любые иные причины отказа в приеме документов у заявителя являются неправомерными и могут быть обжалованы заявителем у руководителя органа исполнительной власти города Москвы или городской организации, осуществляющих координацию работы данной службы, либо в суде.

5. Порядок предоставления услуг по "жизненной ситуации",

в том числе связанных с оформлением документов

5.1. Организация, принимающая запрос на предоставление услуг по "жизненной ситуации", осуществляет работу во взаимодействии с органами исполнительной власти и городскими организациями, определенными в регламенте.

5.2. Принятый запрос направляется в организации-соисполнители для предоставления заявителям отдельных элементарных услуг по ведомственным направлениям.

5.3. Передача запросов на исполнение производится как с использованием бумажных носителей (оригиналов или копий), так и путем передачи сведений по телекоммуникационным каналам.

5.4. Организация, получившая соответствующий запрос, обязана зарегистрировать его в электронном виде и проинформировать структуру, ответственную за предоставление услуги по "жизненной ситуации" в целом, о получении документации в достаточном объеме.

5.5. Предоставление отдельных элементарных услуг осуществляется в рамках регламентов подготовки документов по принципу "одного окна" и регламента предоставления услуги по "жизненной ситуации".

5.6. Рассылка запроса на исполнение может осуществляться по последовательной (в случаях, когда каждая последующая услуга может быть оказана только по итогам предыдущей), параллельной (одновременно осуществляется предоставление нескольких услуг) или комбинированной схеме.

5.7. Сформированный по результатам предоставления каждой элементарной услуги документ может быть выдан заявителю как организацией, осуществившей его непосредственную подготовку, так и организацией, изначально принявшей запрос, в пакете с остальными документами.

5.8. В случае самостоятельной выдачи документа заявителю, а также оказания государственной услуги, не требующей в итоге оформления каких-либо документов, организация-исполнитель уведомляет организацию, принявшую первоначальный запрос, о результатах предоставления услуги.

5.9. Организация, являющаяся ответственной за предоставление услуг по "жизненной ситуации", осуществляет контроль за соблюдением общего срока предоставления услуги, определенного регламентом, а также сроков предоставления элементарных услуг организациями-соисполнителями.

5.10. Организация, осуществляющая предоставление услуг по "жизненной ситуации", а также организации-соисполнители обеспечивают представление данных в Систему контроля и мониторинга работы органов исполнительной власти города Москвы по принципу "одного окна" по утвержденным регламентам и форматам передачи данных.

6. Порядок выдачи заявителям запрашиваемых документов,

оформленных в рамках предоставления государственных услуг

по "жизненной ситуации"

6.1. Выдаваемые документы оформляются на бумажном носителе или в виде пластиковой карточки (в случаях, предусмотренных законодательством).

6.2. Выдача документа или мотивированного отказа производится заявителю:

6.2.1. Физическому лицу при наличии документа, удостоверяющего личность, либо представителю заявителя при наличии оформленной в установленном порядке доверенности на право получения документа и документа, удостоверяющего личность.

6.2.2. Представителю организации при наличии документов, удостоверяющих личность и подтверждающих полномочия представителя юридического лица действовать от имени юридического лица.

6.3. При выдаче запрашиваемого документа либо мотивированного отказа сотрудники организации обязаны:

6.3.1. Выдать запрашиваемый документ или мотивированный отказ в установленном регламентом порядке.

6.3.2. Выдать при необходимости надлежаще оформленные бухгалтерские и иные финансовые документы, связанные с оплатой за подготовку запрашиваемого документа.

6.4. Заявитель подтверждает получение документов личной подписью с расшифровкой в соответствующей графе второго экземпляра выписки из электронного журнала регистрации и контроля за обращениями заявителей в организации, который хранится вместе с заявлением в архиве.

6.5. Факт получения заявителем документов фиксируется в электронном виде.

6.6. Отказ в выдаче документа заявителю должен быть мотивирован, оформлен в письменном виде и по возможности сопровождаться рекомендациями о дальнейших действиях, необходимых для получения документа.

6.7. Причинами мотивированного отказа в выдаче запрашиваемого заявителем документа могут служить:

6.7.1. Отсутствие права у заявителя на требуемый им документ.

6.7.2. Установление заявителем неправильно оформленных или утративших силу документов, если указанные обстоятельства были установлены в процессе подготовки конечного документа.

6.7.3. Невозможность подготовки документа в силу обстоятельств, ранее не известных при приеме документов.

6.7.4. Отрицательное заключение органа исполнительной власти города Москвы, городской организации, а также экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) органа исполнительной власти города Москвы или городской организации, которое отнесено к полномочиям данного органа (организации) в соответствии с законодательством.

6.7.5. Отказ заявителя оплатить работы (услуги), выполняемые (оказываемые) на возмездной основе, а также представить надлежащим образом оформленные документы об оплате.

6.8. Отказ в выдаче документа может быть обжалован заявителем у руководителя органа исполнительной власти города Москвы или городской организации, осуществляющей выдачу документа, либо в суде.

7. Хранение документов, оформленных в рамках предоставления

услуг по "жизненной ситуации"

7.1. Невостребованный документ хранится в течение установленного срока его действия, но не менее одного года с даты его поступления, изготовления либо оформления службой "одного окна", а затем передается в установленном порядке в архив держателя "одного окна".

7.2. Срок хранения документов, полученных от заявителя для подготовки запрашиваемого документа, подлежащего выдаче по принципу "одного окна", и иных документов по исполненным заявлениям составляет 3 года с даты выдачи заявителю запрашиваемого документа, мотивированного отказа либо в случае невостребованности заявителем подготовленного запрашиваемого документа - не позднее даты окончания срока его действия, если иное не определено законодательством Российской Федерации и города Москвы.

7.3. По истечении срока хранения невостребованного запрашиваемого документа, определенного настоящим постановлением, указанный документ считается недействительным и подлежит уничтожению в установленном порядке, если иное не определено законодательством Российской Федерации и города Москвы.

Если Вам необходима помощь справочно-правового характера (у Вас сложный случай, и Вы не знаете как оформить документы, в МФЦ необоснованно требуют дополнительные бумаги и справки или вовсе отказывают), то мы предлагаем бесплатную юридическую консультацию:

  • Для жителей Москвы и МО -

В общей сложности на базе МФЦ, в зависимости от региона обращения, можно получить более 350 различных видов госуслуг. Причем их количество постоянно пополняется.

Что изменилось в 2018 году?

  1. С 01.02.2018 граждане, проживающие в городах, население которых превышает 100 тыс. человек, могут получить через МФЦ заграничный паспорт нового образца. Жителям городов с численностью населения свыше 50 тыс. человек такая услуга станет доступна с 01.09.2018 (постановление Правительства РФ от 31.01.2017 № 104).
  2. Распоряжением Правительства РФ от 19.01.2018 № 43-р установлен перечень государственных услуг, которые должны предоставляться в любом отделении МФЦ. В перечне содержится 44 услуги, но переход на оказание всех данных услуг в полном объеме предусмотрен поэтапный, сроком до 01.01.2021.

Основные «нововведения»:

  • результат оказания услуги, входящей в данный перечень, должен выдаваться в Многофункциональном центре.

Примечание: ранее для некоторых видов услуг МФЦ только принимали заявления и обязательные для представления документы, а забирать готовый результат заявитель должен был самостоятельно в соответствующем ведомстве.

  • все перечисленные услуги должны оказываться по экстерриториальному принципу, т. е. независимо от места проживания гражданина (места нахождения юридического лица).

Примечание: при этом в тексте присутствует пояснение, что такой вариант оказания услуг возможен только при наличии соглашения о взаимодействии между МФЦ и соответствующим ведомством. Поэтому желательно перед посещением МФЦ уточнить по телефону, можете ли вы получить требуемую услугу в выбранном отделении.

Платные и бесплатные услуги МФЦ

Все виды государственных услуг оказываются в МФЦ бесплатно. Единственный платеж, который обязан внести заявитель – государственная пошлина, взимаемая за совершение юридически значимых действий в соответствии со ст. 333.33 НК РФ, и только при условии, что конкретная услуга подлежит обложению данным сбором.

На базе МФЦ может быть организовано оказание дополнительных платных услуг как сотрудниками самого центра, так и сторонними организациями, ведущими деятельность в этом же помещении:

  • сопутствующие услуги – по заполнению документов (заявления на загранпаспорт, налоговой декларации и пр.);
  • технические услуги – сканирование, ксерокопирование документов (кроме бесплатного снятия копий, которое производится специалистом центра непосредственно на приеме), распечатка документации с цифровых носителей;
  • юридические услуги – нотариат, составление договоров и учредительной документации;
  • финансовые услуги – бизнес-планирование;
  • услуги фотографа и т. д.

Платные услуги предоставляются исключительно по желанию гражданина, требовать оплаты за выполнение действий в рамках основной деятельности МФЦ сотрудники центра не вправе.

Виды госуслуг, которые можно получить в МФЦ

Ниже представлен перечень наиболее востребованных у населения государственных услуг, включая новые услуги, введенные вышеуказанным распоряжением Правительства РФ с 01.02.2018:

Наименование услуги Орган, предоставляющий услугу
1 Выдача (замена) российского паспорта:
  • по достижении 14 лет;
  • по достижении 20 (45) лет;
  • в связи с изменением ФИО;
  • при повреждении, износе и пр.
МВД
2 Выдача загранпаспорта старого и нового образца
3 Выдача водительского удостоверения международного образца
4 Выдача архивных документов: справок, выписок, копий Ведомственный архив
5 Выдача ключей простой электронной подписи (ЕСИА) для получения госуслуг в электронном виде Комитет по информации и связи
6 Выдача сертификата на материнский капитал ПФР
7 Выдача и аннулирование охотничьих билетов Комитет природопользования
8 Выдача полисов ОМС ТФОМС
9 Выдача свидетельства многодетной семьи Местная администрация
10 Выдача справок об отсутствии судимости МВД
11 Выдача справок о том, подвергалось ли лицо административному наказанию в связи с применением психотропных (наркотических) веществ
12 Выдача справки о регистрации (о составе семьи) Районное жилищное агентство
13 Выдача (замена, получение дубликата) СНИЛС
14 Выдача справок о размере пенсий
15 Выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению
16 Государственная регистрация:
  • заключения брака;
  • расторжения брака;
  • рождения;
  • смерти;
  • усыновления (удочерения);
  • установления отцовства
Отдел ЗАГС
17 Госрегистрация прав на недвижимое имущество Росреестр
18 Госрегистрация юридических лиц, ИП, КФХ ФНС
19 Единовременное пособие по рождению ребенка Местная администрация
20 Заключение (изменение) договора социального найма Жилищный комитет
21 Занесение в реестр записи о парковочном разрешении инвалида Комитет по транспорту
22 Зачисление ребенка в детский сад Местная администрация
23 Информирование граждан:
  • о состоянии лицевых счетов в системе пенсионного страхования;
  • о предоставлении социальных услуг
ПФР
24 Информирование и консультирование по вопросам трудового законодательства Роструд
25 Консультирование по вопросам защиты прав потребителей Местная администрация
26 Пособие по беременности и родам
27 Предоставление данных об административных нарушениях в области ПДД МВД
28 Предоставление адресно-справочной информации
29 Предоставление официальной статистической информации Росстат
30 Предоставление заинтересованным лицам данных бухгалтерской отчетности организаций
31 Предоставление сведений о зарегистрированных организациях Минюст
32 Предоставление сведений из:
  • ЕГРЮЛ;
  • ЕГРИП;
  • реестра дисквалифицированных лиц
ФНС
33 Предоставление сведений из ЕГРН Росреестр
34 Прием отчетности по страховым взносам и подтверждающей документации ФСС
35 Прием заявлений от граждан о формировании и инвестировании пенсионных накоплений ПФР
36 Признание жилья непригодным для проживания Жилищный комитет
37 Проведение экзаменов на право управления ТС и выдача водительских прав (только для граждан РФ) МВД
38 Разрешение органа опеки и попечительства:
  • на вступление в брак;
  • на совершение сделок с имуществом подопечного;
  • на заключение трудового договора с гражданином, не достигшим 14 лет.
Местная администрация (отдел опеки)
39 Распоряжение средствами материнского капитала ПФР
40 Регистрация автомототранспорта и прицепов МВД
41 Регистрационный учет граждан по месту пребывания (жительства)
42 Регистрация физических лиц:
  • вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию в добровольном порядке;
  • выступающих страхователями и обязанных уплачивать взносы по договорам ГПХ;
  • заключивших трудовой договор с работником.
ФСС
43 Субсидии на оплату коммунальных услуг и жилого помещения Жилищный комитет
44 Установление:
  • пенсий по государственному пенсионному обеспечению;
  • федеральной доплаты к пенсии;
  • ежемесячной выплаты отдельным категориям граждан
ПФР

Бесплатная консультация юриста

Вам отказали в оказании услуги, и Вы считаете, что отказ неправомерен? У Вас имеется другая сложная правовая ситуация или вопросы, требующие оказания юридической помощи (не обязательно связанные с МФЦ)?

Позвоните и получите консультацию юриста БЕСПЛАТНО!

  • Для жителей Москвы и МО -
  • Санкт-Петербург и Лен. область -
  • Бесплатный номер для регионов РФ -