В настоящем материале я объединил множество способов проверки организаций, с которыми Вы собираетесь сотрудничать. Проверить фирму на самом деле довольно просто: достаточно следовать по пунктам согласно чек-листу ниже. Почти все приведенные способы проверки компаний являются бесплатными.
Среди платных сервисов с демо-режимом также есть из чего выбрать, например этот я использую сам:
Должен быть одним из самых полезных сервисов. Не зря до сих пор не утихают споры о том, является ли перечень предоставляемой информации раскрытием налоговой тайны.
В перспективе сервис должен стать действенным средством для выявления однодневок.
Однако по состоянию на 1 августа 2018 года (когда должна быть запущена его полноценная версия), сервис лежит «в нокауте». Никаких сроков по восстановлению работоспособности нет.
UPD: Заработало! Но «как-то так». Убого и корявенько. Но может вам повезет и вы выжмете пользу по вашему контрагенту.
Один из основных сервисов по проверке юрлиц. Поиск возможен по ИНН или по названию организации. Сервис находится на сайте налоговой инспекции и использовать его можно бесплатно. Результат поиска фирмы — актуальные сведения из ЕГРЮЛ в виде выписки.
Самое главное, что позволяет проверить сервис (и что очень часто игнорируют при заключении сделки! — что просто парадокс) — реальность существования организации.
В выписке Вы можете увидеть сведения:
- о директоре;
- об учредителях;
- дате создания юридического лица;
- сведения о реорганизации, ликвидации и пр.;
- размер уставного капитала;
- коды ОКВЭД и другие сведения.
Выписку из сервиса «Проверь себя и контрагента» можно использовать и для приобщения к иску в случае судебного спора в арбитражных судах.
Проверять можно как индивидуальных предпринимателей, так и ЮЛ.
Сервис позволяет «пробить» долги компании, которые уже дошли до принудительного взыскания до службы судебных приставов.
Позволяет оценить:
- наличие и общую сумму долгов организации (соответственно и ее отношения с другими компаниями);
- наличие претензий от налоговой инспекции, ПФР и др.;
- вероятность банкротства юридического лица.
Через данную базу также можно найти и долги директора организации и ее учредителей. Это также многое может рассказать о них, а в некоторых случаях может повлечь непосредственные последствия для вас (например, оспаривание сделок).
Также очень важные картотеки, отражающие споры в арбитражных судах по всей России.
С одной стороны, наличие споров в судах — показатель реальной деятельности компании и это дает некоторую уверенность, что вы имеете дело не с однодневкой.
Однако для более глубокого анализа лучше изучить наиболее типичные судебные решения по данному юридическому лицу и особенно обратить внимание, есть ли судебные решения, связанные с его банкротством. Также посмотрите, как исправно ваш потенциальный контрагент рассчитывается со своими партнерами и насколько требователен в отношениях с ними.
Сведения о банкротстве юридических лиц официально публикуются в «Коммерсанте». Там можно найти сведения не только о самом факте объявления банкротом, но и другие сведения, предусмотренные законодательством о банкротстве (например, о собраниях).
Также полезен в этом плане «Единый федеральный реестр сведений о банкротстве» bankrot.fedresurs.ru .
Негосударственный сервис — агрегатор судебных решений арбитражных судов и судов общей юрисдикции. Возможность поиска по судьям, по регионам, по конкретным представителям.
Наибольшая полезность — при поиске решений судов общей юрисдикции в отношении директора и учредителей юридического лица.
Проверка полезна тем, что:
- позволяет выяснить, относится ли организация к малому или среднему бизнесу (в некоторых случаях это имеет значение);
- показывает, что организацией сдавалась отчетность в последний отчетный период, так как именно на основании этих данных присваивается статус.
Непосредственная полезность, безусловно, для государственных и муниципальных организаций.
Однако, если ваш потенциальный контрагент в этом «черном списке» — это повод задуматься о его честности.
Несмотря на то, что вверху красуется надпись «генеральная прокуратура…», сервис показывает запланированные и прошедшие проверки также других контролирующих и надзорных органов (например, трудовой инспекции). Разумеется, такие проверки могут повлечь за собой административное приостановление деятельности, крупные штрафы и другие наказания в случае выявления нарушений. Поэтому, сервис весьма полезен.
Полезен, например, в случае приобретения оборудования с идентификационными номерами или автомобилей на вашу организацию. Сведения в реестре носят официальный характер.
В случае приобретения недвижимости (зданий, офисов, сооружений) проверка по этим реестрам обязательна!
В настоящее время есть два по факту независимых реестра — кадастр и ЕГРП. Из обоих реестров обязательно запрашиваются сведения об объекте.
Можно воспользоваться как официальным сайтом, так и сайтами — партнерами Росреестра. Через сайты-партнеры выписки можно получить в срок не более нескольких часов, через официальный сервис — через неделю.
Пример сайта быстрых выписок: vrosreestre.ru
В выписках содержатся сведения о собственниках, обременениях, правопритязаниях, а также реальные (юридически значимые) характеристики объекта.
Конечно, в случае заключения сделки о поставке канцелярских принадлежностей эта проверка не нужна.
Но она полезна в случае, если Вы привлекаете какого-то узкого специалиста для выполнения определенных работ или услуг (например, юриста или аудитора). Позволяет убедиться в квалификации специалиста.
Единственная проблема в том, что сайт Рособрнадзора работает еле как и через раз. Но, возможно, Вам повезет.
Пока в этой базе есть не все документы, но она пополняется.
Контрагенты-"однодневки" способны нанести ущерб как государству в случае ухода от уплаты налогов, так и налогоплательщику, которому придется доказывать обоснованность полученной налоговой выгоды при возврате НДС или при учете расходов для целей налогообложения прибыли в результате взаимодействия с такими недобросовестными контрагентами.
Инспекции руководствуются Постановлением Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 " ", закрепившим основные признаки недобросовестности налогоплательщика и правила их определения .
Налогоплательщики же для того, чтобы доказать проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента, могут обратиться к Общедоступным критериям
самостоятельной оценки рисков
для налогоплательщиков, используемым налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (утв. приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ " "), а также разъяснениям финансовых органов по поводу того, в каком случае налогоплательщик считается выполнившим обязанность по проверке контрагента .
Для того, чтобы обезопасить себя от рисков при ведении хозяйственной деятельности и возможных претензий со стороны налоговых органов, существует немало возможностей удостовериться в добросовестности потенциального бизнес-партнера.
Мы выделили ряд действий, которые, по мнению налоговых инспекций и судов, необходимо совершить, чтобы подтвердить проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.
Узнать, выдавалась ли лицензия потенциальному контрагенту, можно на сайтах лицензирующих органов – для каждого вида деятельности лицензирующий орган будет своим. К примеру, сайт Роспотребнадзора позволяет провести поиск по реестрам лицензий , выданных на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, и на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения.
7. Ознакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью контрагента . В соответствии с п. 89 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н), годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей (банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др.), которые могут ознакомиться с ней и получить ее копии с возмещением затрат на копирование, а организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.
Кроме того, сведения о годовой бухгалтерской отчетности организаций обязан бесплатно предоставлять Росстат (Положение о Федеральной службе государственной статистики, утв. Правительства РФ от 2 июня 2008 г. № 42, Росстата от 20 мая 2013 г. № 183 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой государственной статистики государственной услуги "Обеспечение заинтересованных пользователей данными бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации").
8. Изучить реестр недобросовестных поставщиков . Конечно, потенциальный контрагент необязательно является участником системы закупок для государственных и муниципальных нужд, однако такая вероятность есть. Поэтому все-таки рекомендуем пройти эту факультативную стадию проверки и провести поиск по соответствующему реестру , обновляемому ФАС России.
Совет Рекомендуем разработать локальный нормативный акт по организации и совершенствованию преддоговорной работы с потенциальными контрагентами, в котором указывались бы ее цели, принципы деятельности и взаимодействия менеджеров, служб снабжения и безопасности, юристов и других должностных лиц налогоплательщика, контактирующих с потенциальными контрагентами, а также перечислялись документы, которые необходимо запрашивать у контрагентов и других лиц. Суды также обращают внимание на наличие такого локального акта (постановление ФАС МО от 23 мая 2013 г. по делу № А40-98947/12-140-714). Кроме того, есть смысл издавать отдельные приказы о проверке конкретного контрагента для последующего подтверждения своей правоты в случае возникновения конфликта. |
9. Проверить полномочия лица, подписывающего договор. Суды нередко указывают на необходимость проверки полномочий как условия для признания налогоплательщика добросовестным ( ФАС ЗСО от 25 мая 2012 г. по делу № А75-788/2011, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2013 г. по делу № А46-5720/2013). Более того, если налогоплательщик получил все необходимые документы и сведения, но не удостоверился в полномочиях представителя контрагента на подписание документов, это будет являться основанием для признания этого налогоплательщика недобросовестным (постановление ФАС МО от 11 июля 2012 г. по делу № А40-103278/11-140-436).
При рассмотрении дела в случае, если подписант отказывается от своей подписи на документах, обычно назначается почерковедческая экспертиза – но иногда обходится и без таковой ( ФАС УО от 30 июня 2010 г. № Ф09-4904/10-С2 по делу № А76-39186/2009-41-833). Однако чаще суды подчеркивают, что простое визуальное сопоставление подписей и показания представителя налогоплательщика нельзя признавать достаточным основанием для признания того, что документы подписаны неустановленными лицами (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2010 г. по делу № А33-4148/2010).
И конечно, суды констатируют факт недобросовестности налогоплательщика в том случае, если уполномоченный представитель контрагента к моменту подписания документов умер ( ВАС РФ от 6 декабря 2010 г. № ВАС-16471/10) или его полномочия были прекращены ( ФАС ПО от 28 февраля 2012 г. № Ф06-998/12 по делу № А65-14837/2011). С другой стороны, последний случай не может, по мнению судов, свидетельствовать о получении необоснованной налоговой выгоды, если до заключения спорной сделки у налогоплательщика сложились длительные хозяйственные отношения с контрагентом ( ФАС СКО от 25 апреля 2013 г. № Ф08-1895/13 по делу № А53-12917/2012, постановление ФАС ЗСО от 27 октября 2011 г. № Ф07-8946/11 по делу № А52-4227/2010).
Перед подписанием документов следует обратить внимание на следующее:
- не является ли заключаемая сделка для вашего контрагента крупной ;
- не истек ли срок полномочий представителя контрагента (он определен уставом организации либо доверенностью);
- не ограничены ли уставом полномочия директора по заключению сделок, сумма которых превышает определенное значение.
10. Сделать запрос в налоговую инспекцию по месту регистрации контрагента . Суды подчеркивают, что это также расценивается как проявление осмотрительности налогоплательщика ( ФАС ЗСО от 14 октября 2010 г. по делу № А27-26264/2009, ФАС ЗСО от 5 марта 2008 г. № Ф04-1408/2008(1506-А45-34) по делу № А45-5924/07-31/153, Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2013 г. по делу № А74-5445/2012, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 сентября 2012 г. по делу № А55-1742/2012).
Более того, окружные арбитражные суды подтверждают обязанность налоговых органов предоставить запрашиваемую информацию в пределах круга сведений, не признаваемых в соответствии со налоговой тайной. Так, ФАС ЗСО подчеркнул, что отказ инспекции предоставить информацию о контрагенте налогоплательщика влияет на права последнего, связанные с получением налоговой выгоды, с учетом обязанности налогоплательщика подтвердить должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента (постановление ФАС ЗСО от 14 декабря 2007 г. № Ф04-67/2007(77-А67-32) по делу № А67-1687/2007).
Иногда суды даже подчеркивают, что у налогоплательщика была возможность обратиться в соответствующие службы для проверки контрагента, но он этого не сделал (постановление ФАС МО от 14 сентября 2010 г. № КА-А40/10728-10 по делу № А40-4632/10-115-57).
Правда, изредка суды все-таки приходят к выводу, что налогоплательщик не мог обратиться в инспекцию по месту учета контрагента, поскольку таким полномочием обладают только налоговые органы ( ФАС СЗО от 31 июля 2013 г. по делу № А13-8751/2012).
Но даже если налоговая инспекция откажет в ответе на запрос, сам факт его направления будет свидетельствовать о том, что налогоплательщик желал обезопасить себя при выборе контрагента и сможет послужить в будущем доказательством проявления должной осмотрительности. При этом важно, чтобы запрос был подан лично в канцелярию налоговой инспекции (на руках должна остаться копия запроса с отметкой о принятии) либо почтой с уведомлением о вручении и описью вложения (в этом случае остается один экземпляр описи и вернувшееся уведомление).
Как мы видим, позиции судов по поводу объема действий, которые необходимо выполнить для проверки добросовестности контрагента, разнятся. Правда, иногда суды чуть-чуть лукавят.
Так, они указывают, что налоговой инспекцией не доказано отсутствие должной осмотрительности налогоплательщика – напротив, при совершении спорных сделок им были запрошены нотариально заверенные копии необходимых документов. При этом суды подчеркивают, что в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности , и правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством (постановление ФАС МО от 31 января 2011 г. № КА-А40/17302-10 по делу № А40-30846/10-35-187, постановление ФАС МО от 16 декабря 2010 г. № КА-А40/15535-10-П по делу № А40-960/09-126-4, постановление ФАС МО от 22 июля 2009 г. № КА-А40/6386-09 по делу № А40-67706/08-127-308).
Такое понимание добросовестности было выработано КС РФ в от 16 октября 2003 г. № 329-О, на которое часто ссылаются налогоплательщики при обосновании своей позиции. В частности, Суд подчеркнул, что налогоплательщик не может нести ответственность за действия всех организаций , участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.
Вместе с тем, суды часто указывают на необходимость запроса у контрагента соответствующих документов, подчеркивая, что эти действия имеют для налогоплательщика характер обязанности ( ФАС ПО от 14 июля 2010 г. по делу № А57-7689/2009, ФАС ЗСО от 20 июля 2010 г. по делу № А81-4676/2009).
Иногда внимание судов может быть обращено и на другие детали – например, заключение договора "пробной" поставки товаров небольшой партии для проверки контрагента (постановление ФАС Московского округа от 16 декабря 2010 г. № КА-А40/15535-10-П по делу № А40-960/09-126-4), факт регистрации контрагента за несколько дней до совершения сделки ( ФАС УО от 28 ноября 2012 г. № Ф09-11410/12 по делу № А60-7356/2012) и т. д. Налоговые органы могут также сослаться на то, что организация-контрагент имеет "массовых руководителей и учредителей" , и этот факт должен был насторожить налогоплательщика ( ФАС МО от 3 ноября 2011 г. № Ф05-11505/11 по делу № А41-23181/2010).
В заключение отметим, что наличие только одного признака недобросовестности контрагента, как правило, не является препятствием для признания полученной налогоплательщиком налоговой выгоды необоснованной. Однако их совокупность нередко заставляет налоговые инспекции насторожиться, а суды – принять решение не в пользу налогоплательщика.
Для получения информации по интересующему Вас юридическому лицу необходимо обратиться на сайт Федеральной налоговой службы (www. nalog.ru) который приведен ниже. Сервис позволяет по ИНН, ОГРН найти реквизиты налогоплательщика организации на nalog.ru.
Предоставление сведений из ЕГРИП: когда налоговики потребуют плату
Минфин РФ в своем письме № 03-01-11/8697 от 17.02.2016 уточняет, когда взимается плата за предоставление сведений из ЕГРИП об индивидуальном предпринимателе. Ведомство напоминает, что размер платы за предоставление сведений из Единого госреестра индивидуальных предпринимателей на бумажном носителе составляет 200 рублей. Размер платы за срочное предоставление сведений - 400 рублей.
При этом взимание такой платы не зависит от правового статуса заявителя. Соответственно, такая плата может взиматься, в том числе с заявителей, являющихся физлицами, которые не зарегистрированы в качестве ИП.
Вместе с тем, предоставление содержащихся в ЕГРИП сведений об ИП в форме электронного документа осуществляется бесплатно на сайте ФНС России.
к меню
Получить сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о юридическом лице/ИП в форме электронного документа
Справка в формате pdf будет подписана усиленной квалифицированной подписью налогового органа, которая равнозначна справке на бумажном носителе, подписанной собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенной печатью налогового органа.
Узнать СВЕДЕНИЯ из ЕГРЮЛ о фирмах или ИП с сайта налоговой
Поиск возможен по одному из перечисленных полей "Наименование организации", "ОГРН", "ГРН", "ИНН" или "КПП".
Примечание : Обратите внимание, что при поиcке по наименованию, следует вводить только его оригинальную часть без кавычек и указания на организационно-правовую форму (ООО, ЗАО, ОАО и т.д.), а также учитывать, что поиск проводится по полному наименованию компании. Интересуемый адрес организации определяется по результату запроса.
Кроме того, информация может быть Вам предоставлена в порядке, установленном ст. 7 Федерального закона №129-ФЗ и утвержденными постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 438 «Правилами ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений». В соответствии с п.23 указанных Правил, информация предоставляется регистрирующим органом о конкретном юридическом лице по запросу при условии предоставления одновременно с запросом документа, подтверждающего оплату. Размер платы за предоставление информации физическим лицам в виде выписки из государственного реестра, составляет 200 рублей, за срочное предоставление сведений 400 рублей. Запрос необходимо адресовать в регистрирующий (налоговый) орган по месту нахождения организации.
БЫСТРАЯ ПРОВЕРКА КОНТРАГЕНТОВ
Поиск происходит по любым реквизитам: названию, адресу, ФИО, ИНН и другим параметрам. Финансовое состояние, сообщение о банкротстве, исполнительные производства. Одновременно в строку поиска можно писать сочетание нескольких реквизитов! Поиск любого человека по ФАМИЛИИ. Поиск предпринимателя. И много . Более 10 000 компаний уже работают в Фокусе!
к меню
Информация о юридических лицах и ИП
Поиск по ОГРН, ИНН, названию, ФИО директора и адресу
Основная информация об организации на основании сведений из ФНС РФ и Росстата включая:
- название, адрес, сведения о состоянии ЮЛ,
- основные реквизиты (ОГРН, ИНН, КПП, ОКПО и другие),
- руководство и учредители организации,
- сведения о выданных лицензиях,
- филиалы и представительства,
- виды деятельности,
- управляющая компания, держатель реестра АО и многое другое.
А также важные сведения из специальных реестров ФНС РФ:
- юридические лица, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица,
- адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами,
- сведения о физических лицах, являющихся учредителями (участниками) нескольких юридических лиц,
- сведения о физических лицах, являющихся руководителями нескольких юридических лиц,
- единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.