ВС РФ и ВАС РФ о возникновении права общей долевой собственности на земельный участок у собственников помещений в многоквартирном доме в отсутствие каких-либо актов органов власти, приведенными в совместном Постановлении пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав». Так, ст. 23 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусматривает, что регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество, в том числе и на земельный участок под многоквартирным домом.

Земельные новости

Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается имеющийся в материалах дела выпиской из ЕГРП. Арбитражный суд Московской области отказал в исковых требованиях Администрации Щелковского муниципального района Московской области к предпринимателю Беликовой С.П., ссылаясь на следующие законодательные акты.
Исходя из системного толкования статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 1, частей 1, 2 статьи 16 Вводного закона, следует, что моментом возникновения права собственности на земельный участок для собственников помещений многоквартирного дома является дата введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть 01.03.2005 г., если на эту дату земельный участок был сформирован.

Арендная плата за землю под многоквартирным домом

Какая бы форма собственности на земельный участок ни была оформлена у застройщика, и договор аренды, и свидетельство о праве собственности на землю должны быть соответствующим образом оформлены и иметь регистрационный номер, полученный в Регистрационной палате РФ. Право собственности на земли под многоквартирным домом (МКД) Согласно законодательству РФ, земля под многоквартирным домом и прилегающий участок являются коллективной собственностью всех жильцов.


Это возможно при сформированном участке, который имеет свой кадастровый номер. Право собственности жильцов на земельный участок закреплено в Жилищном кодексе Российской Федерации.

Передача земли в долевое владение жильцов проводится на бесплатной основе. Когда процесс строительства и ввода в эксплуатацию МКД завершен, владельцы квартир регистрируют свои права собственности на имущество.

Собственники офисов в жилых домах не должны платить за аренду земли

Материалами дела в судебном заседании было подтверждено, что постановлением Администрации от 30.12.1999 г. N 3268-з был предоставлен земельный участок в аренду.

Внимание

Действие договора аренды было продлено постановлением Администрации от 05.04.2002 года N 1116з сроком до 01 июня 2003 года. Жилищно – Строительному Кооперативу «Моно» был предоставлен в аренду земельный участок площадью 12 530 кв.


м, предназначенный для строительства 9-этажного 152-квартирного жилого дома со встроенным гаражом-стоянкой. Главой Администрации Щелковского района был утвержден акт приемочной комиссии о вводе в эксплуатацию вновь построенного жилого дома со встроенно-пристроенным гаражом-стоянкой.Жилищно строительному кооперативу разрешено ввести в эксплуатацию жилой дом общей площадью 11 491,9 кв. м, в том числе, жилой — 8 049 кв. м, нежилой — 3 442,9 кв. м Предприниматель Беликова С.П.

Земля под многоквартирным домом аренда или собственность

Необходимо отметить, что правило, закрепленное в указанной статье Закона о введении в действие ЖК РФ, предусматривает специальный порядок возникновения права собственности на земельный участок под многоквартирным домом. Это отграничение вызвано в первую очередь спецификой такого земельного участка, который, равно как и иное общее имущество собственников многоквартирного дома, предназначен для обеспечения возможности собственникам пользоваться принадлежащими им помещениями.


До принятия Постановления КС РФ от 28.05.2010 № 12-П в судебной практике существовали разные подходы к толкованию ст. 16 Закона о введении в действие ЖК РФ.
Земельные участки под многоквартирными домами сегодня требуют оформления. По опросам населения, только 3% таких земельных участков сегодня оформлены в собственность жителей такого многоквартирного дома и собственника нежилых помещений в таком доме.

Важно

Спорные ситуации между администрациями районов и собственниками помещений в многоквартирном доме возникают все чаще и чаще. Как поступить, как решается ситуация? Читайте материалы практики юристов компании.

Комитет управления муниципальным имуществом одного из городов Московской области обратился в арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Беликовой С. П. о взыскании задолженности по оплате по договору аренды земельного участка N 030214, ссылаясь на то обстоятельство, что Беликова С.П.

Кто оплачивает аренду земли под многоквартирным домом

  • Недвижимость
  • Земельное право
  • Добрый день! Два года назад нами было приобретено на физическое лицо нежилое помещение в многоквартирном доме. Бывшим собственником с ДГИ были заключены договоры аренды земельных участков. Мы подали заявление о вступлении в эти договоры. Департамент городского имущества ответил, что на данных земельных участках расположен многоквартирный жилой дом и положениями п.13 ст.39.20 ЗК, п.1 ст.36 ЖК и ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ земельный участок на котором расположен МКД переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме и иных форм оформления земельно-правовых отношений на земельные участки для эксплуатации жилых зданий не предусмотрено. Поэтому оформление дополнительных соглашений к договорам аренды с множественностью лиц в части смены сторон не представляется возможным.

При этом для возникновения права собственности на указанный земельный участок не требуется каких-либо решений со стороны органов государственной власти и местного самоуправления (их участие необходимо лишь в процессе формирования). Более того, для возникновения права собственности на земельный участок собственникам помещений в многоквартирном доме не нужно совершать каких-либо дополнительных действий по осуществлению госрегистрации такого права на земельный участок.

В указанном случае право собственности на земельный участок, расположенный под многоквартирным домом, возникает в силу прямого указания закона в момент формирования и постановки данного участка на кадастровый учет.
А определить такие границы никто не спешит. Это или не нужно жильцам (ведь так они быстрее станут платить налог за участок, да и походить по инстанциям надо), или просто невозможно, так как нужно провести собрание жильцов и нужны деньги на старт землеустроительных работ; (или) если участок все же сформирован (согласованы его границы и план), то Росреестр отказывает в регистрации права собственников жилых и нежилых помещений на него на том основании, что нет решения местного органа власти о передачи участка в собственность владельцев дома <2. А местный орган власти в таком решении часто не заинтересован — либо не согласен с «нарезкой» границ, либо чиновники боятся брать на себя ответственность, так как процедуры передачи как таковой нет.
Поэтому местные власти считают, что право собственности так и не перешло и это по-прежнему их участок.

ВАЖНО! Если вы приобрели квартиру до 2005 года, то стоит проверить, входит ли территория под МКД в вашу собственность. Не волнуйтесь, если участок ещё не сформирован. Его владельцем пока является публично-правовое образование, то есть муниципальное образование или государство.

Никто, кроме жильцов дома, по закону не сможет его приватизировать. Поэтому жителей и так можно считать владельцами двора, однако до приватизации их полномочия несколько ограничены. А что сказать о новостройках, введённых в эксплуатацию после 2005 года? Земля под многоквартирным домом кому принадлежит в таком случае? В таких домах владельцы квартир автоматически являются собственниками, ведь без соблюдения вышеупомянутых условий строение не смогли бы сдать в эксплуатацию. Первоначально владельцем является застройщик, однако в момент продажи права переходят жильцам.
Июл 2010 08:37 Комментарий к Постановлению Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 N 12-П В конце мая Конституционный Суд РФ принял крайне важное решение, касающееся земельных прав миллионов граждан-квартировладельцев и тысяч организаций — собственников помещений в многоквартирных домах — офисов, магазинов, парикмахерских и прочих пристроек. Напомним, что участок согласно нормам Земельного и Жилищного кодексов РФ должен автоматически (и бесплатно!) переходить в собственность собственников помещений в многоквартирных домах, а значит, им надо платить земельный налог, но не арендную плату. Но в процессе земельной реформы выявились две проблемы: (или) под домами в старой городской застройке земельные участки как таковые не сформированы. То есть каждый дом имеет свои физические границы, но вот на планах границы участка с детскими площадками, автостоянками и т.д.

1. Земельные участки единого института развития могут быть переданы в безвозмездное пользование кооперативам, созданным в целях обеспечения жильем граждан, указанных в части 4 настоящей статьи, в соответствии с регулирующими деятельность таких кооперативов федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Земельные участки единого института развития передаются кооперативам в безвозмездное пользование для строительства многоквартирных домов, жилых домов, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства, и строительства объектов инженерной инфраструктуры в границах этих земельных участков.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Действие ч. 3 ст. 16.5 (в ред. ФЗ от 23.07.2013 N 239-ФЗ) распространяется

3. Граждане, указанные в части 4 настоящей статьи, имеют право на однократное включение в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива, которому передается земельный участок единого института развития в соответствии с настоящим Федеральным законом, и однократное вступление в члены такого кооператива, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи. В случае, если граждане, указанные в части 4 настоящей статьи, являются членами жилищно-строительного кооператива, которому в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены в безвозмездное пользование, не допускается включение указанных граждан в списки граждан, имеющих право быть принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом в члены этого кооператива.

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Действие ч. 3.1 ст. 16.5 (в ред. ФЗ от 23.07.2013 N 239-ФЗ) распространяется на граждан, исключенных из списков лиц, имеющих право быть принятыми в члены ЖСК, и (или) которые прекратили членство в кооперативе до 24.07.2013.

3.1. Граждане, исключенные из списков граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива, и (или) прекратившие членство в кооперативе до приобретения ими права собственности на жилые помещения или права собственности на земельные участки, предназначенные для размещения объектов индивидуального жилищного строительства, сохраняют право на включение в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива, и (или) вступление в члены кооператива в случае, если такие граждане относятся к категориям граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива, и соответствуют основаниям включения в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива, в соответствии с настоящей статьей. Граждане, являющиеся членами кооператива, при исключении их из списков граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива в соответствии с настоящей статьей, в случае возникновения оснований для исключения их из указанных списков после вступления в члены кооператива сохраняют право на приобретение ими права собственности на жилые помещения или права собственности на земельные участки, предназначенные для размещения объектов индивидуального жилищного строительства.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.2. Не допускаются включение граждан, которые реализовали свое право на приобретение права собственности на жилые помещения или права собственности на земельные участки, предназначенные для размещения объектов индивидуального жилищного строительства, в соответствии с частью 3.1 настоящей статьи, в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива, и (или) вступление таких граждан в члены кооператива.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В целях настоящего Федерального закона Правительство Российской Федерации определяет категории граждан из числа лиц, которые замещают должности федеральной государственной гражданской службы, проходят военную службу, государственную службу иных видов, устанавливаемых федеральными законами, и (или) для которых работа в федеральных государственных органах, на федеральных государственных унитарных предприятиях, в федеральных государственных учреждениях, государственных научных центрах и федеральных государственных образовательных организациях, государственных академиях наук, государственных учреждениях, входящих в структуру Российской академии наук, организациях оборонно-промышленного комплекса, сведения о которых включены в сводный реестр таких организаций, организаций, указанных в части 6.1-3 статьи 11 настоящего Федерального закона, является основным местом работы и которые могут быть приняты в члены кооперативов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, и основания включения указанных граждан, а также граждан, имеющих трех и более детей, в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены таких кооперативов. Категории граждан из числа лиц, для которых работа в учреждениях и организациях, указанных в части 6.6 статьи 11 настоящего Федерального закона, является основным местом работы и которые могут быть приняты в члены кооператива (за исключением граждан, имеющих трех и более детей), и основания включения указанных граждан в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены такого кооператива, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Правила формирования списков граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива, утверждаются федеральными государственными органами, органами управления государственных академий наук, научных организаций, которым присвоен статус государственных научных центров, и федеральных государственных образовательных организаций, опубликовываются в официальных средствах массовой информации соответствующего федерального государственного органа, органа управления государственной академии наук и размещаются на официальных сайтах этих органов и академий в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Правила формирования списков граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива, создаваемого из числа работников учреждений и организаций, указанных в части 6.6 статьи 11 настоящего Федерального закона, утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и размещаются на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Правила формирования списков граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива, создаваемого из числа работников организаций оборонно-промышленного комплекса, сведения о которых включены в сводный реестр таких организаций, утверждаются указанными в пунктах 1 - 4 части 6.12 статьи 11 настоящего Федерального закона и уполномоченными на обращение в единый институт развития с ходатайствами федеральными органами исполнительной власти, органами управления государственных академий наук и размещаются на официальных сайтах указанных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Указанные в настоящей части правила формирования списков граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива, могут содержать очередность включения граждан в такие списки. Правила формирования списков граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива, создаваемого в соответствии с частью 6.1-3 статьи 11 настоящего Федерального закона, утверждаются указанными в части 6.1-3 статьи 11 настоящего Федерального закона организациями и размещаются на официальных сайтах указанных организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. Типовой устав жилищно-строительного кооператива, который создан в целях обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в части 4 настоящей статьи, и соответствует условиям, установленным настоящей статьей, утверждается Правительством Российской Федерации.

5.2. В случае подачи гражданином, имеющим трех и более детей, заявления о включении в список граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива, в орган местного самоуправления по месту жительства такого гражданина в целях включения в указанный список применяются утвержденные органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей правила формирования списков граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива.

6. Количество членов кооператива не должно превышать количество создаваемых на земельном участке единого института развития и предназначенных для проживания одной семьи жилых помещений, указанное в ходатайстве, направленном в единый институт развития в соответствии с частью 6.1 статьи 11

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Учредительные документы кооператива должны содержать следующие положения:

1) членами кооператива могут являться только граждане;

2) один пай соответствует праву на приобретение в собственность одного жилого помещения;

3) одному члену кооператива предоставлено право владения только одним паем;

4) запрет на передачу пая членом кооператива до даты регистрации права собственности такого члена кооператива на жилое помещение, за исключением случая наследования пая;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) запрет на добровольную ликвидацию кооператива до даты передачи жилых помещений в собственность всех его членов;

6) в случае прекращения членства в кооперативе в связи с выходом или исключением члена кооператива из кооператива, в результате которого появляется возможность вступления в него новых членов, право на вступление в кооператив возникает только у граждан, указанных в части 4 настоящей статьи;

7) в случае приобретения у члена кооператива пая самим кооперативом распоряжение таким паем возможно только путем его передачи гражданам, указанным в части 4 настоящей статьи;

8) строительство многоквартирных домов, жилых домов, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства, и объектов инженерной инфраструктуры в границах земельного участка, переданного в безвозмездное пользование кооперативу, как цель деятельности кооператива.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. В случае, если кооператив создан в целях строительства объектов индивидуального жилищного строительства, учредительные документы кооператива наряду с положениями, предусмотренными частью 7 настоящей статьи, также могут содержать положение о том, что члены кооператива вправе осуществить самостоятельно строительство объектов индивидуального жилищного строительства.

9. Учредительные документы кооператива должны быть опубликованы в официальных средствах массовой информации соответствующего федерального государственного органа, государственной академии наук и размещены на официальном сайте указанного органа или официальном сайте академии наук в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Учредительные документы кооператива, создаваемого из числа работников учреждений, указанных в части 6.6 статьи 11 настоящего Федерального закона, должны быть опубликованы в официальных средствах массовой информации, определенных высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, и размещены на официальном сайте соответственно субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Учредительные документы кооператива, создаваемого из числа работников организаций оборонно-промышленного комплекса, сведения о которых включены в сводный реестр таких организаций, должны быть размещены на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, указанных в пунктах 1 , и 4 части 6.12 статьи 11 настоящего Федерального закона, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", учредительные документы кооператива, создаваемого из числа работников организаций, указанных в части 6.1-3 статьи 11 настоящего Федерального закона, должны быть размещены на официальных сайтах таких организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Земельные участки единого института развития могут быть переданы в безвозмездное пользование кооперативу при условии, что ранее такому кооперативу:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) не передавался или не предоставлялся земельный участок единого института развития для жилищного строительства в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев передачи или предоставления дополнительно земельных участков единого института развития ранее созданным кооперативам в случае увеличения количества членов таких кооперативов. При этом дополнительно переданные или предоставленные земельные участки должны быть расположены в границах населенного пункта, на территории которого находится ранее предоставленный такому кооперативу земельный участок;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) не передавался или не предоставлялся земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) в случаях, предусмотренных федеральным законом, за исключением случаев передачи или предоставления дополнительно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, ранее созданным кооперативам в случае увеличения количества членов таких кооперативов. При этом дополнительно переданные или предоставленные земельные участки должны быть расположены в границах населенного пункта, на территории которого находится ранее предоставленный такому кооперативу земельный участок.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Земельные участки единого института развития, предназначенные для размещения многоквартирных домов, жилых домов, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства, и строительства объектов инженерной инфраструктуры, передаются кооперативам в безвозмездное пользование на срок осуществления жилищного строительства. При этом земельные участки, предназначенные для размещения объектов социальной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры в соответствии с предусмотренными проектами планировки территории в границах этих земельных участков параметрами планируемого строительства систем социального и транспортного обслуживания, необходимых для развития данной территории, подлежат безвозмездной передаче в собственность муниципального образования или в собственность субъекта Российской Федерации, в границах которых расположены такие земельные участки, в порядке, предусмотренном частями 4 и 5 статьи 16.3 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Направление предложения о заключении договора безвозмездного пользования земельным участком единого института развития в жилищной сфере кооперативу осуществляется в течение одного месяца с даты принятия единым институтом развития в жилищной сфере решения о передаче земельного участка в безвозмездное пользование кооперативу.

(см. текст в предыдущей редакции)

12.1. В договоре безвозмездного пользования земельным участком единого института развития, заключаемом с кооперативом, единым институтом развития может быть установлена максимальная доля общей площади нежилых помещений в многоквартирном доме, за исключением помещений общего пользования, в общей площади многоквартирного дома, если этим договором предусмотрено строительство многоквартирного дома.

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Кооператив не вправе передавать свои права и обязанности по договору безвозмездного пользования земельным участком единого института развития третьему лицу.

(см. текст в предыдущей редакции)

13.1. Кооператив уведомляет единый институт развития о получении разрешения на строительство либо уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (далее - уведомление о соответствии планируемого к строительству объекта индивидуального жилищного строительства) в отношении предусмотренных договором безвозмездного пользования многоквартирных домов, жилых домов, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства, и объектов инженерной инфраструктуры в границах земельных участков, переданных в безвозмездное пользование кооперативу, с приложением нотариально удостоверенной копии таких разрешения или уведомления.

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Единый институт развития, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых расположены земельные участки, переданные в соответствии с настоящим Федеральным законом в безвозмездное пользование кооперативам, вправе оказывать содействие в подключении (технологическом присоединении) многоквартирных домов, жилых домов (в том числе объектов индивидуального жилищного строительства), объектов инженерной инфраструктуры в границах земельного участка к сетям инженерно-технического обеспечения за границами указанного земельного участка.

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Договор безвозмездного пользования кооператива земельным участком единого института развития может быть досрочно расторгнут, и право кооператива безвозмездного пользования земельным участком единого института развития может быть досрочно прекращено судом по заявлению единого института развития в случае неиспользования земельного участка для целей строительства многоквартирных домов, жилых домов, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства, и объектов инженерной инфраструктуры в границах земельного участка, переданного в безвозмездное пользование кооперативу, в течение трех лет со дня заключения между кооперативом и единым институтом развития договора безвозмездного пользования земельным участком единого института развития, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

(см. текст в предыдущей редакции)

15.1. Единый институт развития вправе отказаться от договора (исполнения договора) безвозмездного пользования кооперативом земельным участком единого института развития в случаях:

1) если кооперативом в течение трех лет со дня заключения между кооперативом и единым институтом развития договора безвозмездного пользования кооперативом земельным участком единого института развития не исполнена предусмотренная частью 13.1 настоящей статьи обязанность;

2) использования земельного участка, переданного кооперативу в безвозмездное пользование, для строительства объектов, не предусмотренных договором безвозмездного пользования.

15.2. В указанных в части 15.1 настоящей статьи случаях договор безвозмездного пользования кооперативом земельным участком единого института развития считается расторгнутым с момента получения кооперативом уведомления единого института развития об одностороннем отказе от договора (исполнения договора) безвозмездного пользования кооперативом земельным участком единого института развития.

16. Приобретение прав на земельные участки единого института развития, на которых расположены многоквартирные дома, осуществляется в порядке, установленном статьей 16.4 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

17. С даты уведомления единого института развития кооперативом о вводе в эксплуатацию или о получении уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности (далее - уведомление о соответствии объекта индивидуального жилищного строительства) в отношении жилых домов, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства, расположенных на земельных участках единого института развития, и представления кооперативом единому институту развития сведений о распределении образованных земельных участков единого института развития между членами кооператива единый институт развития осуществляет:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) безвозмездную передачу образованных земельных участков единого института развития, занятых жилыми домами, в том числе объектами индивидуального жилищного строительства, в собственность граждан, являющихся членами кооператива;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) безвозмездную передачу образованных земельных участков единого института развития, предназначенных для размещения объектов инженерной инфраструктуры или занятых ими, в собственность кооператива.

(см. текст в предыдущей редакции)

18. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципального образования на основании письменного запроса кооператива вправе передавать ему безвозмездно архитектурные проекты и проектную документацию объектов жилищного строительства (право их использования).

(см. текст в предыдущей редакции)

19. Реорганизация кооператива, включая его реорганизацию в целях обеспечения содержания построенных на земельных участках единого института развития многоквартирных домов, жилых домов, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства, ликвидация кооператива осуществляются в порядке, установленном регулирующими деятельность такого кооператива федеральными законами, с учетом особенностей, которые предусмотрены учредительными документами такого кооператива в соответствии с частью 7 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

20. В случае, если в течение одного года со дня принятия решения, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона и содержащего поручение в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 12 настоящего Федерального закона, земельный участок единого института развития не передан в безвозмездное пользование кооперативу в связи с тем, что соответствующий кооператив не создан или не удовлетворяет условиям, установленным настоящей статьей, либо в связи с тем, что с кооперативом не подписан договор безвозмездного пользования земельным участком единого института развития, единый институт развития вправе распорядиться таким земельным участком иными способами, предусмотренными частью 1 статьи 12.2 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

21. В целях жилищного строительства и (или) строительства объектов инженерной инфраструктуры кооператив самостоятельно или с привлечением технического заказчика заключает с учетом положений, предусмотренных частями 27 , и настоящей статьи, договор на строительство жилья и (или) строительство объектов инженерной инфраструктуры (далее - договор строительного подряда) с лицом, которое соответствует установленным частью 26

(см. текст в предыдущей редакции)

22. Кооператив с учетом положений, предусмотренных частью 27 настоящей статьи, заключает договор на осуществление функций технического заказчика с лицом, которое соответствует установленным частью 25 настоящей статьи требованиям.

23. В случае, если договор строительного подряда с генеральным подрядчиком или подрядчиком заключается техническим заказчиком, такой договор заключается с учетом положений части 21 настоящей статьи.

25. В случае заключения кооперативом договора на осуществление функций технического заказчика к лицу, с которым кооператив заключает такой договор, предъявляются следующие обязательные требования:

1) наличие у указанного лица опыта работы в качестве технического заказчика при условии, что совокупная общая площадь объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию с участием указанного лица в качестве технического заказчика за последние три года, предшествующие дате предоставления кооперативу указанным лицом документов, предусмотренных частью 28 настоящей статьи, составляет не менее чем общая площадь многоквартирных домов, жилых домов (в том числе объектов индивидуального жилищного строительства), предусмотренная проектом такого договора;

(см. текст в предыдущей редакции)

26. При заключении кооперативом или техническим заказчиком договора строительного подряда к лицу, с которым заключается такой договор, устанавливаются следующие обязательные требования:

1) наличие у указанного лица опыта работы в качестве лица, осуществляющего строительство, при условии, что совокупная общая площадь объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию с участием указанного лица в качестве генерального подрядчика, подрядчика по договору строительного подряда на строительство этих объектов за последние три года, предшествующие дате предоставления кооперативу указанным лицом документов, предусмотренных

Жилищные кооперативы известны еще с советских времен, однако с тех пор изменились условия вступления и участия в них. Несмотря на то, что в современном мире кооперативы встречаются достаточно редко, они еще имеют место быть, и интересуют потенциальных покупателей новостроек.

Жилищный кооператив тогда и сейчас

С точки зрения законодательства, жилищно-строительный кооператив (ЖСК) - это добровольное объединение, в которое вступают физические лица для совместного строительства или приобретения жилья. Однако на практике, поясняет Мария Литинецкая, управляющий партнер «Метриум Групп», они сегодня играют другую роль, нежели их прототипы из советской эпохи. Тогда строительные кооперативы частично финансировались государством или предприятием, поэтому были реальным инструментом обеспечения населения жильем. Разумеется, в наши дни ни одно добровольное объединение пайщиков не располагает достаточным количеством денег для строительства многоквартирного дома. Поэтому жилищно-строительные кооперативы чаще всего создаются самими девелоперами в качестве одной из законных схем привлечения денег граждан на строительство дома.

Сегодня ЖСК должен единовременно соответствовать двум главным критериям для возможности привлечения денежных средств:

Во-первых, иметь статус застройщика (для этого необходимо получить разрешение на строительство);

Во-вторых, иметь земельный участок, на котором позволено осуществлять строительство.

До внесения изменений в закон о жилищно-строительных кооперативах в середине 2016 года, ужесточающих степень контроля за деятельностью ЖСК, часто девелоперами использовалась схема заключения инвестиционного контракта между собственником земельного участка и кооперативом, осуществляющим строительство. В настоящее время подобный договор является незаконным, поскольку в таком случае земельный участок не принадлежит жилищному кооперативу, и, соответственно, обязанности ЖСК перед членами по строительству дома оказываются ничем не обеспечены.

Актуальное законодательство в области ЖСК содержит обязательное требование вести в открытом доступе реестр членов с указанием размера паевого взноса и подлежащего передаче по окончании строительства дома конкретного жилого помещения.

В общем виде схема участия в ЖСК на текущий момент выглядит следующим образом: застройщик создает жилищно-строительный кооператив, в который привлекаются потенциальные покупатели квартир в жилом комплексе. Покупатели подписывают с кооперативом договор участия и становятся его пайщиками. ЖСК, в свою очередь, заключает инвестиционный контракт с девелопером и направляет собранные средства пайщиков на строительство жилья. Несмотря на кажущуюся простоту схемы, существует много подводных камней, которые могут сыграть как в пользу покупателя, так и против него. Далее они будут рассмотрены более подробно.


Подводные камни жилищного кооператива

Пожалуй, главная особенность покупки квартиры через ЖСК - это отсутствие договора долевого участия (ДДУ). Все условия приобретения регулируются договором участия в жилищном кооперативе, а также уставом этой организации.

Не трудно догадаться, что все основополагающие документы (устав и типовой договор участия) написаны в интересах застройщика, так как именно он создает ЖСК. Это означает, что в случае возникновения споров, в более выигрышном положении выступит застройщик, стоящий за созданным кооперативом.

В частности, ЖСК не обязан фиксировать конечную стоимость квартиры, и по решению собрания итоговая цена может быть повышена, причем неоднократно, предупреждает Мария Литинецкая. В этом случае жилищно-строительный кооператив вправе требовать от пайщиков дополнительных взносов по уже оплаченным договорам. Также он не несет ответственности за сроки реализации проекта, если они не прописаны в уставе или договоре участия. Поэтому нельзя предъявить неустойку в случае нарушения сроков строительства. Порядок возврата средств оговаривается в уставных документах, поэтому в случае финансовых проблем у кооператива, получить свои деньги назад проблематично. Наконец, сам договор с ЖСК не обязательно подлежит государственной регистрации, что может привести к «двойным продажам» квартир в новостройке. Потому что покупателю трудно проверить, не заключен ли с другим лицом договор на ту же квартиру.

Существуют и другие риски для участника ЖСК, связанные не с оформлением отношений, а с самим правовым статусом кооператива и пайщика. Так, с точки зрения закона, член жилищно-строительного кооператива не является потребителем услуг, а значит, не защищен соответствующим Законом о защите прав потребителя. Это лишает члена ЖСК возможности требовать от кооператива надлежащего исполнения своих обязательств, прежде всего - качества строительства. Кроме того, кооператив не обязан устранять выявленные недочеты и дефекты строительства.

Наконец, еще одним существенным минусом покупки через ЖСК является отсутствие ипотечного кредитования с государственной поддержкой. Банки в целом неохотно предоставляют кредиты на покупку жилья через жилищный кооператив, поскольку, на их взгляд, отсутствие государственной регистрации правоотношений, связанных с приобретением квартиры по такой схеме, является менее надежным инструментом, чем зарегистрированный договор участия в долевом строительстве.

Несмотря на большое количество недостатков, есть у ЖСК и свои плюсы. Так, участие в жилищно-строительном кооперативе позволяет получить рассрочку на длительный срок. Например, в «Эталон Сити» предлагается рассрочка до 2023 года, отмечает Баранкова Наталья, юрист компании АО «Пересвет-Инвест». При реализации квартир путем заключения ДДУ рассрочка предоставляется, как правило, до конца строительства. После ввода дома в эксплуатацию и регистрации права собственности участник долевого строительства становится собственником квартиры.

Кроме того, после окончания строительства право на управление домом автоматически переходит к членам ЖСК, которые могут преобразовать кооператив в ТСЖ - товарищество собственников жилья. Таким образом, покупатели сами могут выбрать управляющую компанию (УК), тогда как при ДДУ подбор УК для завершенного дома остается прерогативной девелопера.

Еще одним плюсом для члена ЖСК, рассказывает Рената Беляева, руководитель юридического департамента семейства компаний KASKAD Family, является то, что при наличии желания покупатель может непосредственно участвовать в жизни кооператива и быть в курсе его финансовой деятельности. Это возможно потому, что высшим органом управления является общее собрание членов жилищно-строительного кооператива, и это дает ему право контролировать исполнение положений устава и действовать в интересах членов ЖСК.

И, наверное, самым большим преимуществом приобретения квартиры в жилищном кооперативе является привлекательная цена. Застройщик не обязан нести расходы по страхованию гражданской ответственности, как в случае продаж через заключение договоров участия в долевом строительстве, которые увеличивают цену объекта.

Рената Беляева также обращает внимание потенциальных покупателей на то, что в настоящее время законодательство о правоотношениях с ЖСК существенно ужесточилось. Были введены обязанности кооператива по раскрытию информации перед членами ЖСК и контролирующими органами в области строительства. Введены штрафы за нарушение законодательства о привлечении денежных средств граждан с отступлениями от требований законодательства в административном порядке в размере от 500 тыс. до 1 млн. рублей, введена уголовная ответственность лиц, виновных в привлечении денежных средств граждан в обход закона в крупном и особо крупном размере. Все изменения призваны минимизировать риски «двойных продаж» и тем самым сократить число обманутых застройщиками граждан.

Есть ли будущее у ЖСК?

Сегодня на рынке новостроек подавляющее большинство объектов продается посредством заключения ДУДС (договора участия в долевом строительстве) и договора уступки права требования к нему. ДУДС дает максимальную защиту покупателям в рамках 214-ФЗ (проходит регистрацию в Росреестре, в договоре четко прописаны все условия покупки недвижимости, предусмотрены механизмы получения компенсации за неисполнение условий). На данный момент ДДУ является самым надежным на строительном рынке.

Как уже было сказано, покупка через ЖСК - весьма рискованная схема. Это понимают не только клиенты, но и сами девелоперы, поэтому ЖСК не получили широкого распространения - их доля на столичном рынке, например, не превышает 9% от общего объема предложения.

Как правило, ЖСК используются девелопером в качестве временной схемы привлечения средств клиентов в отсутствие необходимой разрешительной документации, в частности, оформленных прав собственности или аренды на земельный участок, а также опубликованной проектной декларации. После получения необходимых бумаг девелоперы обычно перезаключают с участниками ЖСК договоры долевого участия.

Мария Литинецкая полагает, в обозримом будущем данная схема не будет пользоваться популярностью, пока есть существенно более безопасный путь участия в долевом строительстве - ДДУ. Использование застройщиками ЖСК и дальше будет иметь эпизодический характер.

Таким образом, при реальной возможности приобрести квартиру в жилищном кооперативе, необходимо взвесить все плюсы и минусы и решить подходит ли данный способ именно Вам.

Специально для портала "Все Новостройки.ру"

Может ли член кооператива внести свой паевой взнос земельным участком, на котором в дальнейшем будет вестись строительство, либо другим материальным активом? При принятии на 08 счет этого земельного актива ЖСК,кто будет платить налог на землю? Какие налоговые последствия?Как правильно оформить внесение пая в неденежной форме?

В статье 110 Жилищного кодекса РФ сказано, что члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. Жилищно-строительный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию многоквартирного дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство.

Жилищно-строительный кооператив относится к числу потребительских кооперативов и является некоммерческой организацией (п. 4 ст. 110 ЖК РФ, п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ).

При этом, размер паевых и вступительных взносов, условия и порядок их внесения в обязательном порядке устанавливаются уставом жилищно-строительного кооператива (п. 1 ст. 113, п. 1 ст. 125 ЖК РФ). Это могут быть и объекты в натуральной форме, в том числе земельный участок.

Член жилищно-строительного кооператива, полностью внесший свой паевой взнос за помещение, предоставленное кооперативом, приобретает право собственности на указанное имущество (п. 4 ст. 218 ГК РФ). При этом ъ право собственности возникает на дату выплаты пая, а государственная регистрация права собственности в таком случае носит не правоустанавливающий, а правоподтверждающий характер (абз. 2 п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010).

Таким образом, с даты передачи земельного участка в качестве пая гражданин лишается на него права. Но приобретает право требовать от кооператива получения соответствующих помещений (ия) в строящимся объекте.

Земельный налог по земельному участку после перехода права собственности на него к ЖСК уплачивает НКО.

Порядок оформление неденежного пая в случае передачи имущества устанавливается внутренними документами кооператива и законодательством не регламентированы.

На иные налоговые обязательства поступление имущество от пайщика никак не влияет.

На территории ЖСК «Альфа» возможностью и правом оформления в долгосрочную аренду земельных участков, на которых расположены жилые дома, обладают жители, официально зарегистрировавшие права собственности на построенные или приобретенные ими на территории кооператива дома, т. е. имеющие на руках Свидетельства о государственной регистрации прав на объект.

Ввиду того, что каждый земельный участок, на котором расположен дом конкретного жителя поселка, ранее выделенный ему в соответствии с договором застройщика, входит в состав общего (исходного) земельного участка, находящегося в распоряжении ЖСК «Альфа» на основании договора аренды земель с Департаментом Городского имущества города Москвы, жителю, принявшему решение об оформлении аренды участка, необходимо, прежде всего, заключить с ЖСК «Альфа» соглашение об условиях изъятия этого участка из состава земель Кооператива. Для этого необходимо обратиться с соответствующим заявлением на имя Председателя правления ЖСК «Альфа». Заявление можно подать как в бумажном виде в офисе правления, так и в Сети интернет через личный кабинет жителя, расположенный по адресу lk.сайт.

Заключаемое между ЖСК «Альфа» и жителем соглашение об изъятии земельного участка из состава земель Кооператива подкрепляется выкопировкой из генерального плана участка Кооператива на изымаемый участок. В случае отсутствия указанной выкопировки у заявителя (являющейся одновременно приложением 1 к договору застройщика), заказать её изготовление можно одновременно с подачей заявления на подготовку вышеназванного соглашения.

Все дальнейшие действия, конечной целью которых является заключения договора долгосрочной аренды земельного участка, владелец дома вправе осуществлять как самостоятельно, так и через доверенное/уполномоченное им лицо.

Любая законная операция или сделка с недвижимостью, предметом которой является земельный участок, невозможна, если сведения об этом участке отсутствуют в государственном кадастре недвижимости и ему не присвоен государственный учетный номер (кадастровый номер). Без постановки земельного участка на государственный кадастровый учет невозможно и заключение договора аренды на него.

Для постановки объекта недвижимости на кадастровый учет, этот объект нужно сначала сформировать (то есть создать, образовать как участок). Формирование земельного участка осуществляется путем оформления соответствующего межевого плана на данный участок. Межевой план - это пакет документов, в котором отражаются сведения или уточнения по земельному участку и содержит его основные характеристики, необходимые для постановки его на кадастровый учет. Подготовку межевого плана осуществляют специально аттестованные для этих целей кадастровые инженеры на основе договорных взаимоотношений.

Кадастровые инженеры производят комплекс межевых работ с целью установки фактических границ земельного участка, включая геодезические координаты участка. После проведения межевых работ сведения о земельном участке подаются в Департамент городского имущества города Москвы для подготовки и выпуска распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории в городе Москве. После выпуска данного распоряжения оформляется непосредственно межевой план для передачи в кадастровую палату города Москвы, которая, в свою очередь, на основании межевого плана осуществляет кадастровый учет и государственную регистрацию земельного участка. После завершения процесса регистрации земельного участка и его постановки на кадастровый учет в Департамент городского имущества города Москвы подается заявление об оказании государственной услуги по предоставлению земельного участка в аренду правообладателю здания, сооружения, расположенного на земельном участке.

Длительность процесса по предоставлению земельного участка в аренду, включающего весь комплекс вышеназванных мероприятий, исходя из сложившейся практики, составляет не менее 6-ти месяцев.