Версии, мнения. Глава 25

Краткая история «Скайлэба»

Версии о «лунной» ракете решительно противоречит сообщение НАСА о запуске 14 мая 1973 года огромной орбитальной станции «Скайлэб» с массой 75 т (илл.1).

Илл.1. Устройство станции «Скайлэб»

(рисунок художника НАСА).

1 - рабочий отсек;

2 -воздушный шлюз для выходов астронавтов в открытый космос;

3 – стыковочный модуль c двумя узлами стыковки;

4 - солнечная обсерватория;

5 - корабль «Аполлон»

Поэтому давайте познакомимся с этим контраргументом . Начнём с краткой истории «Скайлэба» («Небесной лаборатории») .

1. « Скайлэб» создавался и запускался в спешном порядке. Как пишет С. Александров , «когда стало ясно, что лунная программа ограничится несколькими полётами, в спешном порядке создали станцию «Скайлэб»». Казалось бы, какая связь между двумя программами столь различного назначения? Почему надо в спешном порядке создавать околоземную станцию, если виден конец полётам на Луну? И, тем не менее, всего через пять месяцев после полёта последнего «Аполлона» (А-17) «Скайлэб» был запущен на околоземную орбиту.

2. Начиная программу «Скайлэб», НАСА, похоже, не собиралась её продолжать. Об этом говорит тот факт, что всего через 3 месяца после запуска «Скайлэба» и за полгода до возвращения из космоса последнего третьего экипажа НАСА приняла решение о консервации всех оставшихся «Сатурнов-5». А запустить последующие «Скайлэбы» могли только они. Это выглядит несколько странно, поскольку, начиная новый проект, разработчики, как правило, видят перспективы его продолжения в самых розовых тонах. И, наоборот, новый проект не начинают, если не видят перспектив его развития. В этом свете решение НАСА закрыть направление «Скайлэб», едва начав его, выглядит необычным.

«Скайлэб» был обитаем лишь десятую часть от общего времени его существования. Все 3 экипажа посещения пробыли на станции в общей сложности 171 день. После возвращения третьего экипажа (8 февраля 1974 года) станция 5 лет летала пустая. В июле 1979 года она вошла в плотные слои атмосферы и разрушилась.

3. Б олее трёх человек на станции никогда не находилось.

По данным НАСА «Скайлэб» на орбите посетили три «Аполлона» с экипажами по 3 человека. Соответствующие полёты получили названия «Скайлэб-2», «Скайлэб-3» и «Скайлэб-4». («Скайлэб-1» или просто «Скайлэб» - это запуск собственно станции, который производился в беспилотном режиме). «Скайлэб» согласно описанию имел два узла стыковки (илл.1), и к нему могли причалить сразу два «Аполлона». Но такого ни разу не происходило. Сначала улетал предыдущий экипаж, а уже после прибывал следующий. Н и разу количество астронавтов на «Скайлэбе» не увеличивалось за счёт второго прибывающего экипажа, как практиковалось на советских станциях «Салют» и «Мир», и ныне происходит на МКС. В итоге, несмотря на сообщаемый очень большой размер рабочего отсека станции, более трёх человек на ней никогда не находилось.

4. Несмотря на «опыт «Скайлэба»» НАСА не смогла создать полноценную орбитальную станцию и в этом решительно отстала от СССР (России). Поразив современников своими огромными размерами, «Скайлэб» исчез не повторившись в истории космонавтики. Даже современная МКС, «родившаяся» через 30 лет после «Скайлэба» и вобравшая в себя все достижения мировой космической техники за эти 30 лет, не может соперничать со «Скайлэбом» по весогабаритным показателям. Она составлена из блоков, масса которых не превышает 20т, то есть в три с лишним раза меньше массы «Скайлэба».

После «Скайлэба» НАСА пыталась создать новую орбитальную станцию «Фридом», но не смогла и после десяти лет бесплодных усилий прекратила эти работы, взяв курс на МКС и положившись на российский (советский) опыт. «Скайлэб» «хорошо поработал на орбите, но не имел перспектив развития» .

5. Все 9 астронавтов, посетивших станцию, были гражданами США. Ни один космонавт (астронавт) - не гражданин США на станции не работал, и подтвердить её реальное устройство не может. Так что, как и «полёты на Луну», и этот американский космический рекорд подтверждают только американские свидетели.

Все эти факты побуждают продолжить наше знакомство с этой станцией. Посмотрим снимки о том, как астронавты жили и работали в «Скайлэбе».

Такие снимки можно снять на Земле

Как объясняет НАСА , простор ный рабочий отсек 1 был оборудован в топливном баке ракетной ступени (илл.1). На илл.2 показана внутренность этого отсека. Здесь внимание автора привлекли космические скафандры, помеченные красными метками.

Илл.2. Выставка скафандров?

Обычно проектировщики стараются располагать однородные по типу и назначению предметы в одном месте: и удобней пользоваться, и места меньше занимают. А здесь – как будто какая-то выставка скафандров, сооружённая на скорую руку. Складывается впечатление, что нас пригласили заглянуть во внутренность настоящего топливного бака, временно декорированного под космическое обиталище. Даже, если это и субъективное впечатление автора, то одно можно сказать уверенно: снимок илл.2 не несёт в себе никаких признаков того, что он снят в космосе.

На илл.3 показан довольный астронавт Конрад. Он забрался в специальный мешок - контейнер, где будет принимать душ. Комментарий НАСА к этому снимку говорит, что дело происходит в «Скайлэбе», то есть в космосе.


Илл.3
. Тряпочка провисла под действием силы тяжести.

(Душ в "Скайлэбе")

Но ведь точно так же эта сцена выглядела бы и на Земле. Сомнение усиливает отмеченная красной меткой тряпочка, которая видна в правом верхнем углу снимка. Она обвисла строго по вертикали, как будто на неё действует сила веса. А как эта сила «пробралась» на орбитальную станцию, где должна царить невесомость?

На снимках илл.4а,б,в астронавты пытаются убедить нас, как им легко двигаться в невесомости.


Илл.4 . Астронавтам «Скайлэба» нужна опора. Подписи НАСА:

а) Гибсон проплывает через люк воздушного шлюза; б) Кар парит в носовой части; в) Лусма в роли акробата

« Гибсон проплывает через люк воздушного шлюза», - такова подпись НАСА к снимку илл.4а. Однако чтобы получился такой снимок, Гибсону достаточно здесь, на Земле встать в отверстии люка и воздеть руки. Снимок же сделан сверху.

«Кар парит в носовой части» под куполообразным «потолком» рабочего отсека (4б). Но обратите внимание на то, что Кар как бы приклеен к этому потолку. И представьте, что «потолок» на самом деле является полом, на котором астронавт лежит. Тогда снимок станет вполне «земным». Под спиной у астронавта есть какой-то предмет. Он выглядывает из-за его правого плеча. Используемый в качестве опоры, этот предмет обеспечивает небольшой зазор между телом астронавта и полом, чтобы астронавт казался висящим в воздухе. При этом астронавт, чтобы удержать свою необычную позу, касается руками и ногами видимых пред метов.

«Лусма в роли акробата» тоже изображает «свободное парение» (илл.4в). Но, опять уж очень подозрительно близко расположены его ноги к заветной опоре (краю люка), на которую он, похоже, опирается одной своей коленкой.

Особого внимания заслуживает остроумный по замыслу снимок илл.5а. Здесь по описанию НАСА астронавт Кар удерживает астронавта Пога на кончике пальца. Этот снимок, казалось бы, убедительно демонстрирует невесомость - не может на Земле один человек удерживать другого на кончике пальца, а тот другой при этом пребывать в положении «вверх ногами».

Но присмотритесь к этому снимку. Находясь в невесомости, люди могут пребывать в пространстве в произвольных положениях относительно друг друга (илл.6). А на снимке 5а астронавты по отношению друг другу расположились так, как будто бы их «строит» в одну линию некая сила.

Перевернув снимок 5а, можно увидеть , как он мог быть сделан на Земле (5б). Погу достаточно стоять «цыпочках» на трубе, а Кару - висеть на скрытой опоре (скажем, на перекладине). И, чтобы эта опора не была нам видна, фигура Кара показана только от пояса. Своим пальцем висящий Кар касается темени стоящего Пога. А той силой, которая строит астронавтов в линию, вполне может быть сила тяжести.

Илл.5. И здесь, похоже, тоже действует сила тяжести.

а) п одпись НАСА: « Кар демонстрирует «поднятие веса» в невесомости, удерживая астронавта Пога на кончике пальца»,

б) вот как можно снять такой снимок на Земле, в отсутствие невесомости

В целом, впечатление от снимков илл.2,3,4,5 такое, что на них нет невесомости, но есть желание её показать. Хотя, казалось бы, если в вашем распоряжении есть огромная космическая станция, то зачем тратить усилия на такие хитрости?

Такие клипы о невесомости можно снять в самолёте

На сайтах и в фильмах НАСА можно найти до двух десятков отдельных клипов или эпизодов, встроенных в фильмы, на которых астронавты «Скайлэба» действительно демонстрируют невесомость . На илл.6а показан кадр из одного такого клипа.


Илл.6. Астронавты и космонавты демонстрируют невесомость:

а) астронавты демонстрируют невесомость якобы в «Скайлэбе»; б) советский космонавт в самолёте-тренажёре в те же годы; в) схема достижения невесомости в самолёте-тренажёре

Просмотр клипов на тему невесомости в «Скайлэбе»показывает, все эпизоды о невесомости, якобы снятые в «Скайлэбе», очень кратковременны. Их средняя продолжительность - 10 секунд. А когда встречаются более длительные клипы, то они состоят из набора отдельных коротких сцен. Зачем же так спешили астронавты-кинооператоры, если в настоящей космической станции невесомость – «вещь» постоянная, и при её съёмках спешить некуда. Возникает предположение о том, что все эти короткие клипы сняты не в космосе, а в известном всем космонавтам самолёте - тренажёре (илл.6в). Для достижения в салоне кратковременного состояния невесомости такой самолёт разгоняется вверх и, продолжая двигаться по инерции, делает «горку», а затем начинает падать вниз . В короткие секунды прохождения «горки» в салоне самолёта наступает состояние, близкое к невесомости.Оно было бы идеальным, если бы внешний воздух не тормозил падение самолёта. Пилот самолёта старается с помощью работы двигателей возможно точнее скомпенсировать это торможение.После прохождения горки самолёт не может долго падать, иначе он не успеет выйти из пике. Характерная длительность невесомости в самолёте составляет около 30 секунд (при определённом риске она может быть немного увеличена).

Самолёты - тренажёры использовались с самых первых лет пилотируемой космонавтики. На илл.6в мы видим космонавта А.Николаева, парящего в невесомости в самолёте в те самые годы, о которых идёт речь в этой книге. Поэтому НАСА вполне могла снять на десяток - другой секунд кувыркание в невесомости внутри такого самолёта, а затем представить его, как акробатические упражнения якобы внутри космической станции (илл.6а).Воспроизвести интерьер станции в салоне самолёта - тренажёра технических трудностей не составляет. Размер его салона для этого вполне достаточен. Достаточно сказать, что в наши самолёты закладывались целые макеты кораблей «Союз», а космонавты парили вокруг них, тренируя выходы в открытый космос.

Сложнее для НАСА обстояло дело со съёмками в невесомости некоторых тонких физических опытов. Расскажем об одном из них. Известно, что в невесомости вода собирается в шары, свободно плавающие в окружающем воздухе. На илл.7 показаны несколько кадров из клипа, в котором космонавт МКС демонстрирует этот опыт . Сначала космонавт выдавил водяной шар из питьевого шприца, и он повис у него возле подбородка (илл.7а). Через 6 секунд космонавт подул на него, и шар разделился на два (илл.7б). Наконец космонавту шары надоели, и он проглотил сначала один, а затем и другой шар (илл.7в,г). Весь эпизод занял 13-14с, и всё это время шары преспокойно висели в воздухе перед носом астронавта, а космонавт, не спеша, игрался с ними. Эта их неподвижность была следствием идеальной невесомости на космической станции.


Илл.7. Вот это настоящая невесомость.

В международной космической станции шары из воды висят в воздухе как угодно долго, пока это не надоест космонавту

Иное дело в самолёте - тренажёре. Как ни регулируй он работу двигателей - самолёт будет падать или чуть медленнее, или чуть быстрее, чем было бы при свободном падении. Кувыркающиеся космонавты не обратят внимания на эти малые отклонения от состояния невесомости. А вот водяной шар при таких обстоятельствах не сможет неподвижно висеть. Он будет смещаться в ту или иную сторону в зависимости от того, кто кого перебарывает в данный момент: тяга ли двигателей чуть превысит торможение от воздуха или наоборот. И лишь в редкие мгновенья перехода от одного состояния к другому, шар будет замирать в воздухе салона. Отсюда ясно, что в самолёте-тренажёре опыт со свободно висящим водяным шаром, если и удастся, то на очень короткое время. Именно это и наблюдается в клипе со свободным водяным шаром, якобы снятым в «Скайлэбе» . В одном из них показан водяной шар, свободно парящий в воздухе (илл.8). Длится этот эпизод всего лишь 1,4с. Скажите один раз слово «Скайлэб» - вот и вся длительность этого парения.

Илл.8. Короткий миг радости:

астронавт «Скайлэба» сумел продемонстрировать висящий водяной шар в течение всего лишь 1,4с.

В итоге становится ясно, что все те кратковременные клипы про невесомость в «Скайлэбе», которые показывает НАСА, вполне могли были сняты в самолёте-тренажёре, внутри которого оборудована видимость помещения станции.

Почему в просторной станции работали только три человека?

Согласно обитаемый объём рабочего отсека «Скайлэба» составлял 270 куб.м (илл.9а). Художник НАСА нарисовал внутренность «Скайлэба» (илл.9а). Чтобы помочь читателю заметить человеческую фигуру в таком просторе, автор поставил на рисунке стрелку. «Такой большой объём позволял создать в «Скайлэбе» условия для жизни и работы экипажа, приближённые к земным. В задней части блока кают-компания, каюты для сна и отдыха» . Подобным условиям могут позавидовать и астронавты современной МКС: вон они в какой тесноте живут (илл.9б). Но почему в просторном «Скайлэбе» был так мал его экипаж - всего три человека ? Неужели не нашлось работы для большего числа астронавтов? Посмотрите, в 5 раз более тесном помещении модуля МКС (50 куб.м) расположились на отдых 7 человек (илл.9б). Конечно, не всегда на МКС такая толчея: она происходит при смене экипажей. Обычно там работает 3-4 человека. Смена экипажей по схеме «вахту сдал – вахту принял» позволяет передавать станцию в рабочем состоянии, так сказать, с рук на руки, без её консервации. Но к «Скайлэбу» два «Аполлона» одновременно ни разу не причаливали, хотя для этого, согласно описанию НАСА, имелся необходимый стыковочный модуль (илл.1). В итоге в якобы просторном «Скайлэбе» никогда, даже на короткое время более трёх человек не жили. Это можно объяснить тем, что на самом деле на «Скайлэбе» не было никакого рабочего отсека. А прилетавшие к «Скайлэбу» астронавты оставались жить в том, в чём прилетели - в тесной кабине корабля «Аполлон».

Снимок 9 . а) 1973 г. - как просторно в «Скайлэбе» (рисунок художника НАСА);

б ) 2003 г. - 30 лет спустя 7 человек сгрудились в тесной современной МКС

Согласно НАСА три экспедиции посещения на «Скайлэб» продолжались 28, 59 и 84 суток соответственно. Сколько они там были на самом деле, сказать трудно, учитывая многосторонний опыт НАСА по части имитаций. Нельзя исключать и более раннего фактического возвращения астронавтов миссий «Скайлэб-2,3,4» с орбиты с последующим спектаклем приводнения в объявленный НАСА срок, благо техника показных приводнений, была отработана, по-видимому, неплохо (гл.24).

Возможная схема имитации орбитальной станции

По официальной версии НАСА обитаемым блоком станции «Скайлэба» служил переоборудованный, пустой корпус ступени III (S - IVB ) «Сатурна-5». Вывод станции на орбиту осуществлялся только первыми двумя ступенями «Сатурна-5».Но всё, что мы узнали о «Скайлэбе», указывает на то, что он был не орбитальной станцией, а её имитацией. Как же она была осуществлена?

Прежде всего, отметим, что по нашей версии на илл.10а показан не «Сатурн-5», который не состоялся, а очередная «лунная» ракета, то есть наряженный «Сатурн-1Б», у которого одна рабочая ступень расположена в самом низу, а вторая рабочая ступень (та самая S - IVB ) венчает ракету. На «лунной» ракете ступень S - IVB полностью заправлена топливом, что исключает любые варианты с рабочим отсеком «Скайлэба». Его на стартующей ракете просто нет. По нашей версии «лунная» ракета настолько перегружена «маскарадом», что даже выход на околоземную орбиту просто отработавшей пустой ступени S - IVB представляется сомнительным. Поэтому, скорее всего, та «лунная» ракета, которую НАСА запустила 14 мая 1973 года под кодовым названием «Скайлэб-1», вообще ничего не вывела на орбиту, а её последняя ступень упала в Атлантический океан. Но сам старт не был напрасным: он изобразил запуск «Скайлэба», без чего дальнейшая была бы немыслима.

Но если очередная «лунная» ракета упала в океан, то, как же тогда оказалось на орбите то сооружение, которое мы видим на илл.10б? По мнению автора, его вполне могли запустить секретным порядком и в подходящий срок в отдельном запуске «нормального» «Сатурна-1Б». Напомним, что каждый второй космический старт, производимый в то время в США, был секретным (гл.18). Вторая ступень штатного «Сатурна-1Б» (S - IVB ) без проблем выходит на околоземную орбиту и может обозначать собою «Скайлэб». В качестве полезной нагрузки эта ступень несёт на себе то, что называется «модуль солнечного телескопа» и стыковочный узел (илл.1). После выхода на орбиту модуль телескопа откидывается на консолях, придавая всему комплексу довольно живописный вид.

Илл.10. Версия мистификации «орбитальной станции» «Скайлэб»:

а) стартует очередная «лунная» ракета;

б) «Скайлэб» на орбите

Завершённости этого вида, однако, мешал вид «голой» ракетной ступени с торчащим сзади соплом. Исправить этот недостаток было поручено а стронавтам, прибывшим вскоре к «Скайлэбу» на корабле «Аполлон» с миссией «Скайлэб-2». Им надлежало замаскировать отработавшую ракетную ступень так, чтобы она превратилась в нечто, на себя непохожее. Для обоснования необходимости выхода астронавтов в открытый космос, НАСА объявила, что во время запуска «Скайлэба» было сорвано солнцезащитное покрытие, оторвалась одна панель солнечной батареи и была повреждена другая , так что прибывающим астронавтам поручен соответствующий ремонт. На самом деле, по мнению автора, никаких этих происшествий не было, потому что с голой ступени S - IVB срывать нечего. Прибывшие же астронавты же, выйдя в космос, прикрепили к корпусу ракетной ступени муляж панели солнечной батареи «П», установили над ней якобы солнцезащитный, а на самом деле маскировочный экран «Э», и закрыли сопло ракетной ступени накладкой «Н», которую НАСА назвала радиатором охлаждения. После этого «Скайлэб» принял тот вид, который украсил архивы НАСА (илл.9б).

Возможен и несколько более простой вариант имитации, при котором отпадает необходимость в дополнительном запуске «Сатурна-1Б». Надо принять во внимание, что в запуске «Скайлэба» «лунная» ракета стартовала тринадцатый раз. И, скорее всего, специалисты НАСА, раз от разу совершенствовали своё детище. Нельзя исключать того, что к запуску «Скайлэба» «лунная» ракета уже могла выводить свою последнюю, пустую ступень (S - IVB ) на орбиту плюс ещё несколько тонн нагрузки (макеты названных модулей). В этом случае дополнительный запуск не нужен.

Имитация научных достижений прогрессу пользы не приносит

Как пишет С. Александров ,«Скайлэб» «хорошо поработал на орбите, но не имел перспектив развития …В начале 80-х годов, п одстёгиваемые успехами «Салютов», американцы приступили к проектированию станции «Фридом». Конца научно-исследовательским работам не было видно, и как отчитываться перед конгрессом за потраченные деньги его руководство совершенно не представляло» . И тогда США решили создать орбитальную станцию, опираясь на многолетний российский опыт .

Но муляж станции и не мог иметь перспектив развития. А советские орбитальные станции были реальными вехами на пути развития космонавтики, поэтому именно советский (российский) опыт пригодился при создании МКС. По этой же причине «Скайлэб», как имитация станции «посещался» только в самом начале своей «карьеры», а потом, как только необходимость в спектакле отпала, он был заброшен.

Нельзя пригласить в дом, которого нет

В 1975 году во время совестного полёта «Союз-Аполлон» советские космонавты увидели в деле «Аполлон», а американские - наш «Союз». С 1976 года иностранные космонавты стали работать на советских космических станциях .Позднее американцы активно приглашали иностранных астронавтов (космонавтов) в полёты на своих шаттлах. Но «Скайлэб» в космосе видели только американцы. Этот факт согласуется с версией об имитации станции, потому что н ельзя пригласить в дом, которого нет .

В НАСА, по - видимому, понимали, что от США ожидают приглашения иностранных астронавтов на «Скайлэб». И в 1975 году, когда «Скайлэб» уже летал пустой, со стороны НАСА прозвучали такие слова : «После завершения программ «Аполлон», «Скайлэб» и «Союз-Аполлон» останется две ракеты «Сатурн-5», одна станция «Скайлэб», три командных модуля «Аполлон». НАСА рассмотрела возможность использования этого оборудования для запуска второй станции «Скайлэб» типа той, что была запущена в мае 1973. «Сатурн-5» запустит «Скайлэб». Он будет служить в качестве космической станции для кораблей «Союз» и «Аполлон». С использованием существующего оборудования эти варианты будут стоить от 220 до 650 миллионов долларов. Но средства не были выделены. В августе 1973 года было решено законсервировать оборудование. В декабре 1976 года ракеты и космический корабль были переданы в музеи».

Итак, всё окончилось разговорами. Трудно поверить в то, что это произошло из-за нехватки средств. Во-первых, названная сумма невелика по меркам крупных проектов (не более 3% от стоимости программы «Аполлон»). Во-вторых, долевое участие СССР, а, возможно, и других стран уменьшило бы расходы НАСА. Поэтому, более вероятно, что международный «Скайлэб» обсуждался только «для отвода глаз».

«Скайлэб» - блестящий эпилог «Аполлона»

Зачем же понадобилась спешка с запуском и всё, что за ней последовало? Неужели только потому, что, как пишет С.Александров, лунная программа заканчивается, и надо что-то делать, куда-то спешить?

Авторы видят причину этой спешки в другом. Они пишут, что и после завершения полётов "Аполлонов" у части советских специалистов всё-таки оставались сомнения в реальности высадок американцев на Луне. Такие сомнения поощряли продолжение лунной гонки со стороны СССР, а это грозило разоблачением мистификации. Уже только пилотируемый облёт Луны (без посадки) мог бы показать, что на Луне нет никаких платформ от американских лунных модулей. Даже посылка автоматического спутника для обследования лунной поверхности была бы опасна по той же причине. Поэтому необходимо было подтолкнуть СССР свернуть свою лунную программу по всем направлениям. Этой цели и служил срочный запуск якобы тяжёлого «Скайлэба» . Он «добил» последние сомнения относительно существования у США настоящей лунной ракеты. Ч ерез три месяца после успеха «Скайлэба» СССР закрыл работы по программе пилотируемых полётов к Луне и на Луну, а несколько позже прекратил и посылку туда автоматических аппаратов.

***

"Скайлэб", по существу явился эпилогом программы "Аполлон", эпилогом блестящим и по смелости замысла, и по искусству исполнения. И, может быть, не случайно то, что одним из директоров программы «Скайлэб» был полковник Фрэнк Борман , командир «Аполлона - 8», столько сделавший для успеха всей лунной мистификации (илл.11). Он был актёром №1 в акте №1 («Аполлон-8») этого спектакля, он прекрасно провёл политическую разведку перед полётом «Аполлона-11» (гл. 20), он готовил и блестящий эпилог для всей программы «Аполлон».

Илл.11. Старый знакомый.

1 . НАСА http :// www . astronautix . com / craft / skylab . htm - подробная информация по «Скайлэбу», о сдаче ракет в музей см.

2 Энц. «Космонавтика». Под научн. ред. акад. Б.Е. Чертока. М.: Аванта+, 2004, с. 126, 193. 336-337, 341-344

3. см. [ив27], [ив28], [ив29], [ив30], [ив31], [ив32] разд.28 Всего в сериале «Американская космическая одиссея» в фильмах « Skylab : The First 40 days » , « Skylab : The 2 nd manned misson », « Four rooms e а rth view » есть до двух десятков таких эпизодов .

Американскую орбитальную станцию «Скайлэб» вывели на орбиту 14 мая 1973 года. По планам специалистов NASA, она должна была эксплуатироваться чуть ли не сто лет. Однако эту станцию американцы затопили уже в 1979 году. И причина ее ликвидации до сих пор остается неразгаданной загадкой.

«Скайлэб» оказалась одной из самых дорогих программ Соединенных Штатов в истории освоения космоса. Стоимость проекта составила около трех миллиардов долларов по ценам того времени. Поистине астрономическую сумму.
Спроектировал и создал станцию знаменитый конструктор Вернер фон Браун. Орбитальный блок ее был создан на базе ракеты S-4В, представляющей собой третью ступень ракеты-носителя «Сатурн-5». Водородный бак ракеты переоборудовали в двухэтажное помещение для экипажа из трех человек. На нижнем этаже располагались бытовые помещения, а на верхнем разместили исследовательскую лабораторию. Вместе с пристыкованным к ней основным блоком корабля «Аполлон», объем станции составлял 330 кубических метров. На станции заранее были созданы запасы воды, пищи и одежды для астронавтов трех запланированных экспедиций. Вес полезной нагрузки станции равнялся 103 тоннам.
Неприятности начались сразу после вывода станции на околоземную орбиту высотой около 435 километров. В первые 63 секунды полета скоростным напором сорвало часть противометеоритного экрана, а также одну из двух панелей солнечных батарей. Вторую батарею заклинило куском сорванного противометеоритного экрана. Так, во всяком случае, объявили инженеры NASA. Комплект астрономических приборов отошел от станции и раскрыл свои солнечные батареи, но их мощности не хватало. Из-за срыва противометеоритного экрана, который выполнял и роль щита тепловой защиты, внутри станции начала повышаться температура.
Первой экспедиции, отправившейся на станцию 25 мая 1973 года, большую часть времени пришлось посвятить ремонтным работам. Члены экипажа трижды выходили в открытый космос. Проработав на станции до 22 июня, астронавты отстыковались от станции, облетели ее, и вернулись на Землю, пробыв в космосе 28 суток. Вторая экспедиция отправилась на «Скайлэб» 28 июля и провела на орбите 59 суток.
Третья экспедиция стартовала 16 ноября 1973 года и была самой продолжительной, пробыв в космосе 84 дня. И она была последней на борту дорогостоящей станции. А затем стало твориться что-то странное. Поднятая на высокую орбиту, станция стала быстро приближаться к Земле. И в 1979 году «Скайлэб» была затоплена. NASA прилагало все усилия, чтобы ее обломки попали в Индийский океан. Несмотря на это, около тысячи мелких фрагментов металлическим дождем просыпались на густонаселенный район штата Западная Австралия. К счастью, обошлось без жертв.
Причина, по которой американцы затопили станцию, не выяснена до сих пор. Специалисты и журналисты со временем стали проводить независимые расследования. Самый сенсационный материал журналистских расследований был опубликован в газете «Пророчества и сенсации», № 336, август 1998 года. В статье утверждалось, что станция «Скайлэб» была захвачена пришельцами. Поэтому ее преднамеренно затопили вместе с находившимися на борту двумя инопланетянами, которые не смогли покинуть сошедшую с орбиты станцию. Специалисты, просмотрев опубликованные снимки «Скайлэб», также обратили внимание, что в передней части станции располагается силовая ферма весом около 11,4 тонны, благодаря существованию которой обтекатель станции представлялся лишним элементом. Возникал вопрос: зачем выводить на орбиту лишний груз почти в 12 тонн, если каждый килограмм выводимого веса получается буквально золотым по затратам? Досконально изучив конструкцию станции, многие специалисты пришли к выводу, что она специально создавалась для состыковки с аппаратами внеземных конструкций, а, проще говоря, с неопознанными летающими объектами.
Именно благодаря обтекателю к шлюзовой камере мог крепиться инопланетный аппарат, размеры которого могли в 35-40 раз превышать размеры самой станции. А она имела длину в 24,6 метра и диаметр 6,6 метра. Задача фермы обтекателя заключалась в том, чтобы выдержать нагрузку при стыковке 80-тонной станции с кораблем массой более 2 тысяч тонн. Так это, или нет, остается загадкой. Но боковой стыковочный узел был изначально заложен в конструкцию станции. И объяснить его назначение специалисты NASA не смогли. А, скорее всего, не захотели. Некоторые ученые высказывают мнение, что не было никаких повреждений при выводе «Скайлэб» на орбиту. А выходившие три раза в открытый космос астронавты первой экспедиции готовили станцию к стыковке с НЛО гигантских размеров. Скорее всего, «Скайлэб» не был захвачен агрессивно настроенными инопланетянами, а основной целью вывода станции в космос на высокую орбиту было установление долгосрочного контакта с представителями инопланетной цивилизации. Но что-то пошло не так. Возможно, именно по этому станция намеренно была затоплена. Но, так ли это на самом деле, мы, как всегда, не знаем.

Орбитальная станция «Скайлэб»

Скайлэб (Skylab , от англ. sky laboratory (букв. небесная лаборатория )) - первая и единственная национальная США, предназначенная для технологических, астрофизических, медико-биологических исследований, а также для наблюдения . Запущена 14 мая 1973 года, приняла три экспедиции на кораблях с мая 1973 по февраль 1974 года, сошла с и разрушилась 11 июля 1979 года.

Длина - 24,6 м, максимальный диаметр - 6,6 м, масса - 77 т, внутренний объём - 352,4 м³. Высота орбиты - 434-437 км (перигей-апогей), наклонение - 50°.

Массо-габаритные параметры (в том числе полезный объём) станции «Скайлэб» превышали в разы характеристики советских орбитальных станций серий ДОС-«Салют» и ОПС-«Алмаз». Также американская станция стала первой, где экипажи работали многократно, и первой была оснащена двумя стыковочными узлами (хотя второй использован не был).

История создания

Первые проекты орбитальных станций стали появляться в СССР и в США с конца 1950-х годов. Одним из самых распространённых вариантов была переделка верхней ступени ракеты-носителя в полноценную орбитальную станцию. В частности, в 1963 году ВВС США предложили разрабатывавшийся некоторое время, но так и не осуществлённый проект военной разведывательной станции Manned Orbiting Laboratory (MOL) на основе верхней ступени «Аджена». Примерно в то же время фон Брауном была представлена концепция «Практического применения программы „Аполлон“», где среди прочего предполагалось использовать верхнюю ступень ракеты Сатурн 1B в качестве жилого объёма орбитальной станции. Фактически станция выступала в двух ипостасях - сначала выводила себя на орбиту как ракетная ступень, затем освободившийся бак жидкого водорода дооснащался, и ступень превращалась в орбитальную станцию. Предусматривалось наличие стыковочного узла, и другого оборудования. Проект под рабочим названием «Orbital Workshop» нашёл поддержку руководства НАСА и начал осуществляться.

Серьёзное урезание космического бюджета в начале 1970-х годов заставило НАСА пересмотреть свои программы. Значительному количественному сокращению подверглась и программа орбитальных станций. С другой стороны, после отмены лунных экспедиций Аполлон-18, -19, -20 в распоряжении НАСА остался запас сверхтяжёлых ракет , которая легко могла вывести полностью оснащённую орбитальную станцию, а значит, половинчатый вариант с дооборудованием водородного бака становился ненужным. Окончательный вариант получил имя «Skylab» - «Небесная лаборатория».

Задействованные структуры

Общее руководство проектом осуществлялось Космическим центром им. Маршалла, Хантсвилл, Алабама. В изготовлении узлов и агрегатов станции были задействованы следующие коммерческие структуры:

  • Универсальный стыковочный узел, интеграция полезной нагрузки - Martin-Marietta Corp., Денвер, Колорадо;
  • Шлюзовой отсек - McDonnell Douglas Astronautics Co., Eastern Division, Сент-Луис, Миссури;
  • Командно-обслуживающий модуль - Rockwell International Corp., Space Division, Дауни, Калифорния;
  • Система пространственной ориентации - Perkin-Elmer Corp. , Норуолк, Коннектикут;
  • Управляющий гироскоп - Bendix Corp., Тетерборо, Нью-Джерси;
  • Электронные вычислительные устройства, блок измерительных приборов - IBM Corp., Хантсвилл, Алабама;
  • Научно-техническое оборудование для атмосферных экспериментов - American Science & Engineering, Inc. , Бостон, Массачусетс; Ball Brothers Research Corp., Боулдер, Колорадо;
  • Двигательная установка - Rockwell International Corp., Rocketdyne Division, Канога-Парк, Калифорния;
  • Ступень S-IB - Chrysler Corp., Michoud Assembly Facility , Мишу, Луизиана;
  • Ступень S-IC - Boeing Co., Michoud Assembly Facility, Мишу, Луизиана;
  • Ступень S-II - Rockwell International Corp., Satellite Systems Division, Сил-Бич, Калифорния;
  • Ступень S-IVB (орбитальная станция) - McDonnell Douglas Astronautics Co., Хантингтон-Бич, Калифорния;
  • Наземное оборудование - General Electric Co., Хантсвилл, Алабама.

Всего, к работам по обслуживанию станции после запуска было привлечено до 23 тыс. работников всех специальностей в периоды пиковой нагрузки, пришедшейся на середину 1973 г. (по мере снижения объёма работы количество привлечённой рабочей силы планомерно сокращалось до 3 тыс. человек в конце 1974 г.) .

Конструкция

Схематическое изображение «Скайлэб» в разрезе, дающее представление о размерах станции. Слева - пристыкованный транспортный корабль «Аполлон»

Скайлэб была построена на основе корпуса верхней ступени ракеты Сатурн-1Б. Корпус был покрыт теплоизоляцией, внутреннее пространство баков было приспособлено для жизни и научных исследований.

В верхней части корпуса были установлены отсек оборудования, шлюзовая камера с основным осевым и резервным боковым стыковочным узлами длиной 5,28 м и диаметром 3,0 м, к которой прикреплен массивный отсек астрофизических научных приборов ATM (Apollo Telescope Mount). После выхода на орбиту ATM поворачивался на 90°, открывая доступ к осевому стыковочному узлу.

Схема внутреннего объёма в разрезе

Пустой водородный бак ступени образует орбитальный блок станции внутренним диаметром 6,6 м, разгороженный решетчатыми перегородками на лабораторный (ЛО) и бытовой (БО) отсеки и высотой 6 м и 2 м. Кислородный бак служит для сбора отходов. ЛО служит для проведения научных экспериментов, БО - для отдыха, приготовления и приёма пищи, сна и личной гигиены. Все необходимое для деятельности трёх экипажей находится на «Скайлэб» во время её запуска: 907 кг продуктов и 2722 кг питьевой воды.

Система электроснабжения станции состоит из шести панелей солнечных батарей (СБ): основных, развертывающихся на корпусе в виде двух больших крыльев, и четырёх раскрывающихся крестообразно на блоке АТМ.

Внешняя длина комплекса «Скайлэб» с пристыкованным к ней кораблем Аполлон - 36 м, масса - 91,1 т. В жилых отсеках общим объёмом 352,4 м³ поддерживается искусственная кислородно-азотная атмосфера (26 % азота и 74 % кислорода) давлением 0,35 атм и температурой +21…+32 °C.

«Скайлэб» имела огромный внутренний объём, предоставляя практически неограниченную свободу передвижений, например легко можно было прыгать от стенки к стенке во время занятий гимнастикой. Астронавты находили бытовые условия обитания на станции весьма комфортными: в частности, там был установлен душ. Имелся и специализированный туалет - шкаф размерами с автомат для продажи газированной воды с тремя мочеприёмниками, который делал автоматический анализ мочи; для удобства фиксации тела перед ним к полу были прикреплены шлёпанцы. Вода не регенерировалась. Каждый астронавт располагал небольшим отдельным отсеком-каютой - нишей с закрывающейся шторкой, где было спальное место и ящик для личных вещей.

Вид в полёте спереди на шлюзовую камеру с основным стыковочным узлом и отсек ATM

Запуск «Скайлэб»

Американская ОС «Скайлэб» была запущена в 17:30 UTC 14 мая 1973 г. ракетой «Сатурн-5», а спустя сутки ракетой Сатурн-1Б на станцию должна была отправиться первая экспедиция в составе командира - Чарлза Конрада, пилота CM - Пола Уайтца и врача Джозефа Кервина.

«Скайлэб» вышла на почти круговую орбиту высотой 435 км, раскрылись солнечные батареи на ATM, однако одна СБ на корпусе станции не раскрылась, а другая оторвалась. Как показало расследование, при выведении со станции сорвало теплоизолирующий экран (выполнявший также функцию защиты от метеоритов), который вырвал одну СБ и заклинил другую. Вскоре на станции стала катастрофически нарастать температура, достигнув внутри +38 °C, а на внешней стороне +80 °C. «Скайлэб» осталась без электроснабжения и без терморегулирования, и эксплуатация её была практически невозможна. Для разрешения ситуации было решено доставить на станцию замену экрану - своеобразный «зонтик», полотнище, натянутое на 4 раздвигающиеся спицы. «Зонтик» был в кратчайшие сроки изготовлен и уже 25 мая отправился на станцию вместе с первой экспедицией.

Экспедиции на «Скайлэб»

В общей сложности на станции побывали три экспедиции. Основной задачей экспедиций было изучение адаптации человека к условиям невесомости и проведение научных экспериментов. Поскольку сам запуск станции имел обозначение SL-1 («Скайлэб-1»), три пилотируемых полёта имели номера 2, 3 и 4.

Первая экспедиция SL-2 («Скайлэб-2») (Чарлз Конрад, Пол Уайтц и Джозеф Кервин) продлилась 28 суток (25.05.1973 - 22.06.1973) и носила не столько научный, сколько ремонтный характер. В ходе нескольких выходов в космос астронавты раскрыли заклинившую солнечную батарею и восстановили терморегуляцию станции с помощью установленного теплозащитного «зонтика».

Вторая экспедиция SL-3 («Скайлэб-3») (Алан Бин, Джек Лаусма и Оуэн Гэрриотт) продлилась 59 суток (28.07.1973 - 25.09.1973). В ходе выхода в открытый космос установлен второй теплоизолирующий экран, были также проведены операции, связанные с заменой гироскопов.

Третья и последняя экспедиция SL-4 («Скайлэб-4») (Джералд Карр, Эдвард Гибсон и Уильям Поуг) продлилась 84 дня (16.11.1973 - 08.02.1974). Карр, Гибсон и Поуг стали первыми астронавтами, которые встретили Новый год в космосе. Во время миссии на станции прошел однодневный мятеж, когда команда самовольно прервала связь с центром управления полетом и отдыхала в течение дня. В ходе выхода в открытый космос был исправлен радар для изучения земных природных богатств.

Несмотря на многочисленные трудности, экспедициями на «Скайлэб» было проведено огромное количество биологических, технических и астрофизических экспериментов. Наиболее важными были телескопические наблюдения в рентгеновском и ультрафиолетовом диапазонах, было заснято множество вспышек, открыты корональные дыры. Выходы в открытый космос во время экспедиций включали регулярную смену плёнки астрономических инструментов, установленных на внешней стороне станции.

Каждая экспедиция ставила рекорд продолжительности пребывания человека в космосе. Первая экспедиция длительностью 28 дней побила рекорд - 23 дня Союза-11 на орбитальной станции Салют-1. Рекорд последней экспедиции - 84 дня был побит в 1978 году на Салюте-6 - 96 дней.

Полная стоимость программы «Скайлэб» составила порядка 3 млрд долларов США в ценах того времени.

Дальнейшая работа станции

Больше экспедиций на станцию не было. Так как ракета Сатурн-5 была снята с производства, подобную тяжёлую и объёмистую станцию в ближайшие годы выводить в космос было нечем. Потому учёным хотелось сохранить «Скайлэб» для дальнейшего использования. Предлагался 20-дневный полёт SL-5 Скайлэб-5 для научных экспериментов и некоторого поднятия орбиты станции. Обсуждались способы сохранить «Скайлэб» до начала полётов многоразовых кораблей , после чего эксплуатировать не менее 5 лет. Программа «Скайлэб-Шаттл» предусматривала один полёт для существенного поднятия орбиты с помощью доставляемого шаттлом двигательного модуля, два полёта экспедиций восстановления с доставкой нового стыковочного узла в первом, а затем регулярные многомесячные экспедиции с доведением экипажа на станции до шести-восьми человек, пристыковкой нового большого шлюзового модуля, других модулей (в том числе несвободнолетящих шаттловских лабораторий Спейслэб) и ферм, а также, возможно, дооснащаемого оборудованием отработавшего внешнего бака системы Шаттл большего размера. После полёта ЭПАС (Союз-Аполлон) было даже предложение создать комплекс Скайлэб-Салют. Однако окончательного решения о финансировании так и не было принято.

Тем временем возросшая солнечная активность привела к некоторому увеличению плотности атмосферы на высоте орбиты «Скайлэб», снижение станции ускорилось. Подъём станции на более высокую орбиту был невозможен, так как у неё не было собственного двигателя (подъём орбиты осуществлялся только двигателями пристыкованных КК «Аполлон», в которых на станцию прибывали экипажи). Центр управления полётом сориентировал станцию на вход в атмосферу в 16:37 по Гринвичу 11 июля 1979 года. Районом затопления станции предполагалась точка в 1300 км южнее Кейптауна, ЮАР. Однако ошибка в расчётах в пределах 4 % и тот факт, что станция разрушалась медленнее, чем предполагалось, привели к смещению точки падения не сгоревших обломков: часть из них упала в западной Австралии южнее города Перт. Некоторые обломки были обнаружены между городами Эсперанс и Роулинна и сейчас экспонируются в музеях.

Дорогие друзья! Желаете всегда быть в курсе последних событий во Вселенной? Подпишитесь на рассылку оповещений о новых статьях, нажав на кнопку с колокольчиком в правом нижнем углу экрана ➤ ➤ ➤



Зачем первой американской орбитальной станции был нужен «зонтик», почему произошла первая космическая забастовка и как станция Skylab едва не стала прообразом Международной космической станции во время холодной войны, рассказывает рубрика «История науки».

Идея создать долговременную станцию на орбите, куда могли бы пристыковываться запускаемые с Земли корабли, возникла еще задолго до космических полетов. Собственно говоря, в повести Константина Циолковского «Вне земли» описывается такая станция. Но и первые проекты станций и в СССР, и в США появились до Гагарина.

Впрочем, какая-то конкретика появилась в 1963-1964 годах, когда сначала американская военная авиация предложила проект Manned Orbiting Laboratory - военной разведывательной орбитальной станции на основе верхней ступени ракеты Agena, а затем и Вернер фон Браун предложил свой проект Orbital Workshop на основе верхней ступени ракеты Saturn-1B. Однако до реального конструирования и постройки дошло в самом начале 1970-х.

Дело в том, что тогда уже случился успех лунной программы и благодаря этому Конгресс… урезал средства на космос. Ну а что, политический результат есть, а сколько миссий слетает на Луну - какая разница? Поэтому полеты Apollo 18-19-20 на Луну отменили. Но в результате «на складах» NASA осталось некоторое количество неиспользованных ракет Saturn V. Почему же не использовать самую мощную ракету для реализации давней задумки? И «Аполлоны», чтобы летать к станции, тоже есть.

Запуск станции Skylab на ракете-носителе Saturn V

Wikimedia Commons

Как и предыдущий проект, орбитальная станция Skylab - «Небесная лаборатория» - была построена на основе корпуса первой ступени ракеты Saturn IB. Станция получилась массивная, намного больше уже долетевшего в 1971 году «Салюта». Длина - 24,6 метров, максимальный диаметр – 6,6 метров. Электропитание так же, как и на «Салюте», обеспечивалось солнечными батареями, но это были не только два «крыла», как во всех первых советских станциях и на кораблях «Союз», а еще и своеобразный «подсолнух», вынесенный над осью станции вместе с отсеком астрофизических приборов.

Старт первой американской орбитальной станции состоялся 14 мая 1973 года. И сразу же началось то, что принято называть фразой «Хьюстон, у нас проблемы». Вообще-то, по графику уже на следующие сутки должен был случиться старт первого корабля с экипажем. Однако запуск пришлось отложить и начать думать, что делать. Дело в том, что после выхода на орбиту одно из «крыльев» солнечных батарей не раскрылось, а другое оторвалось. Потом выяснилось, что это «работа» теплоизолирующего экрана, который тоже оторвался, параллельно снеся одну батарею и заклинив другую.

Поврежденный Skylab

Wikimedia Commons

В итоге на станции стало невыносимо жарко (внутри - 38 градусов, на поверхности - 80). Пришлось спешно конструировать «зонтик» - обыкновенное полотнище, которое натягивалось над станцией на четырех спицах.

25 мая полетел первый экипаж (миссия SL-2, SL-1 именовался пуск самой станции). Эта экспедиция превратилась из научной в ремонтную. Она продлилась 28 суток. В июле полетел новый экипаж (SL-3), проработавший 59 дней на орбите (28 июля – 25 сентября). Третий и последний экипаж проработал на Skylab рекордные для США 84 дня (этот рекорд для астронавтов продержался аж до совместных экспедиций на станции «Мир»). Впрочем, тогда это был и мировой рекорд, который перекрыли в 1978 году советские космонавты на станции «Салют-6».

Устройство Skylab

Wikimedia Commons

С последним экипажем в лице Джералда Карра, Эдварда Гибсона и Уильяма Поуга был связан интересный эпизод: первая и единственная на настоящий день космическая забастовка. Дело в том, что и экспедиция SL-2, и экспедиция SL-3 были укомплектованы опытными астронавтами, жадными до работы. Особенно старался экипаж SL-3. Ребята «пахали» по 16 часов в сутки, стараясь максимально выполнить программу полета. А в SL-4 были новички, программу которых рассчитали, исходя из рвения «третьих». Джеральд Карр заявил: «Мы никогда бы не стали работать по 16 часов в день в течение 84 дней подряд на земле, и от нас не стоит ожидать этого здесь в космосе». Экипаж на сутки полностью прервал связь с Землей и занялся отдыхом. Теперь этот случай входит во все учебники космической психологии и медицины.

Но дальше программа закончилась. Ракета снята с производства, новые станции выводить было нечем. Пытались сохранить станцию до начала полетов Space Shuttle, была даже идея создать «МКС времен холодной войны» - комплекс Skylab-«Салют», но увы. 11 июля 1979 года станция сошла с орбиты и сгорела в атмосфере. Обломки упали на территории Австралии и до сих пор экспонируются в музеях. США своих долговременных полетов пришлось ждать долгие годы.


"Скайлэб-4" (также SL-4 и SLM-4) - третий пилотируемый полёт на первую американскую космическую станцию «Скайлэб». Также имя "Скайлэб-4" относят к космическому кораблю серии «Аполлон», совершившему этот полёт.
Экспедиция поставила абсолютный рекорд продолжительности пребывания человека в космосе - 84 дня, который был побит только в 1977 году на советской станции Салюте-6 - 96 дней. Карр, Гибсон и Поуг стали первыми астронавтами, которые встретили Новый год в космосе, т.к. стартовали 16 ноября 1973 года, а вернулись на Землю уже в следующем году - 8 февраля 1974 года.
Программа работы была очень напряжённой, и экипаж, состоящий из новичков, жаловался на слишком плотный график. Наземные службы отказывались перепланировать работы, и в конце концов ко демонстративно объявили незапланированный выходной и отключила радио. Этот случай является первой зафиксированной забастовкой в космосе. Однако к концу полёта запланированная программа была выполнена"
Смотрим фото материалы, на этот раз их не в пример лунному шоу, гораздо меньше. Копия "Скайлэба" на Земле это и съемочная площадка для шоу, она делилась на две зоны, первая часть " станции" входила в самолет нулевой гравитации, вторая часть " станции" не входила в салон самолета, в виду большого диаметра 6,6 метра, на первых порах так было точно. И поэтому демонстрация невесомости у клоунов была разная в первой части это невесомость, достигнутая на самолете, а вторая демонстрация достигалась при помощи системы трюков и иллюзии. Фотографии тренировок поэтому в основном касались первой зоны небольшого размера:
http://spaceflight.nasa.gov/gallery/images/skylab/skylab4/ndxpage1.html
http://www.apolloarchive.com/apollo_gallery.html
Post-Apollo Images Index. Skylab (three manned missions to orbiting laboratory/workshop - 1973)
Плохое зрение это не проблема для американских астронахтов, потому, что стопроцентное зрение необходимо реальным космонавтам, для актеров такого здоровья и остроты зрения не требуется и так сойдет:

Интересно, а знали ли американцы, что писать шариковыми ручками или ручками с чернилами в невесомости будет невозможно? Похоже не знали:

S73-32839 (10 Sept. 1973) - Scientist-astronaut Edward G. Gibson, science pilot for the third manned Skylab mission (Skylab 4), enters a notation in a manual while seated at the control and display panel for the Apollo Telescope Mount (ATM) during simulations inside the one-G trainer for the Multiple Docking Adapter (MDA) at the Johnson Space Center (JSC). Dr. Gibson will be joined by astronauts Gerald P. Carr, commander, and William R. Pogue, pilot, when the Skylab 4 mission begins in November 1973.

Попытка изображения научной деятельности на "станции":

S73-32840 (10 Sept. 1973) --- Scientist-astronaut Edward G. Gibson, Skylab 4 science pilot, turns on a switch on the control box of the S190B camera, one of the components of the Earth Resources Experiments Package (EREP). The single lens Earth Terrain Camera takes five-inch photographs. Behind Gibson is the stowed suit of astronaut Gerald P. Carr, commander for the third manned mission.
Программа EREP началась в декабре 1970 года, по версии НАСА, которая, якобы, позволяла определить, где и какие ресурсы Земли находятся. Расшифровывается как, "Пакет экспериментов по ресурсам Земли":
EREP - Earth Resources Experiment Package
The EREP Program began in December 1970 with the announcement by NASA that data collected by the EREP would be made available to qualified investigators for Earth resource investigations.
Это попытка скопировать эксперименты советских космонавтов, о деятельности которых, информировала США американская Разведка.

Демонстрация новой технологии США, "беговая дорожка", основанная на скольжении стопы по тефлоновому покрытию, как это скольжение будет происходить не известно:

S73-33858 (November 1973) --- A close-up view of the feet of scientist-astronaut William E. Thornton as he demonstrates the use of a treadmill-like exercise device which was developed for maintaining the leg and back muscles of the Skylab 4 crewman. Thornton is in the Skylab Orbital Workshop simulator in Building 5 at the Johnson Space Center. The Skylab 2 and Skylab 3 astronauts had no exercise device onboard capable of adequately maintaining their leg and back muscles. The treadmill device consists of a Teflon-coated aluminum plate or sheet bolted to the floor of the Skylab Orbital Workshop. The crewmen will wear the bicycle ergometer harness while exercising. Bungee cords attached to the floor and to the harness will supply the downward pressure or force for the back and leg muscles. The astronaut"s feet will slide over the Teflon-coated plate as he marches
S73-33858 (Ноябрь 1973) --- крупным планом ног ученый-астронавт Уильям Э. Торнтон как он демонстрирует использование беговой дорожке-вроде тренажера, который был разработан для поддержания тонуса и работоспособности ноги и мышцы спины члена экипажа в "Скайлэб 4" . Торнтон в Скайлэб симулятор орбитальной мастерской в корп. 5) в космическом центре имени Джонсона. "Скайлэб 2" и 3 "Скайлэб" астронавты не имели тренажера на борту, способный адекватно поддерживать свои ноги и мышцы спины. На беговой дорожке прибор состоит из тефлонового покрытия алюминиевой пластины или лист, прикрученного к полу орбитальной мастерской "Скайлэб" . Члены экипажа будут носить на велоэргометре проводов во время тренировки. Банджи шнуры прикреплены к полу и к проводке, что будет позволять снижать давление или силу для спины и мышц ног. Ноги космонавта будут скользить на тефлоновым покрытии пластины, пока он марширует.
Бредовая, нелепая конструкция, иных слов и быть не может. Тефлоновое покрытие не способствует скольжению стопы ноги при хождении по такому покрытию. Скольжение вообще имеет другие физические обоснования, необходима смазка, снижающая силу трения, типа воды, или масла, или иной жидкости.
Далее следуют фотографии и схемы с демонстрацией попытки излечить американских астронахтов от тяжелого недуга - "звездной слепоты":

http://spaceflight.nasa.gov/gallery/images/skylab/skylab4/lores/s73-36910.jpg

S73-36910 (November 1973) --- An engineer"s drawing of the Skylab 4 Far Ultraviolet Electronographic camera (Experiment S201). Arrows point to various features and components of the camera. As the Comet Kohoutek streams through space at speeds of 100,000 miles per hour, the Skylab 4 crewmen will use the S201 UV camera to photograph features of the comet not visible from the Earth"s surface. While the comet is some distance from the sun, the camera will be pointed through the scientific airlock in the wall of the Skylab space station Orbital Workshop (OWS). By using a movable mirror system built for the Ultraviolet Stellar Astronomy (S019) Experiment and rotating the space station, the S201 camera will be able to photograph the comet around the side of the space station.
S73-36910 (Ноябрь 1973) --- инженерный чертеж ультрафиолетовой камеры (эксперимент S201) Скайлэб 4. Стрелки указывают на различные функции и компоненты камеры. Как кометы "Kohoutek" летящей сквозь пространство на скорости 100.000 миль в час, члены экипажа "Скайлэб 4" будут использовать S201 УФ-камеры, чтобы сфотографировать характеристики кометы, не видные с поверхности Земли. Пока комета находится на некотором расстоянии от солнца, камеры будут направлены через научный шлюз в стене "Скайлэб" космической станции орбитальной мастерской. С помощью подвижной зеркальной системы, построенной для ультрафиолетовой звездной астрономии (S019) эксперимент и вращающейся космической станции, в S201 камера сможет фотографировать кометы вокруг стороне космической станции.
С помощью обычного телескопа астронахты звезды в своем "космосе" увидеть не могли.

S73-37264 (November 1973) --- Graphical representation of Skylab instrumentation relationship of Comet Kohoutek to Spectral emissions.
S73-37264 (Ноябрь 1973) --- графическое представление использования оборудования Скайлэб для наблюдения спектральных выбросов кометы Kohoutek .

S74-20010 (November-December 1973) --- Six frames of Skylab 4 Far Ultraviolet Electronographic (S201 experiment) photograph showing halo of Comet Kohoutek.
S74-20010 (ноябрь-декабрь 1973) --- шесть кадров от "Скайлэб 4" в дальней ультрафиолетовой области (S201 эксперимент), фотография, показывающая ореол кометы Kohoutek.

S73-38731 (December 1973) --- Photograph taken of the Comet Kohoutek from the Skylab space station in Earth orbit by a Skylab 4 crew member.
S73-38731 (декабрь 1973) --- фотография кометы Kohoutek от космической станции "Скайлэб" на околоземной орбите, выполненной членом экипажа "Скайлэб 4" .

S73-33283 (28 April 1973) --- Videographs of Comet Kohoutek taken by the 36-inch telescope at the Kitt Peak National Observatory on April 28, 1973 for the Skylab program.
S73-33283 (28 апреля 1973 года) --- Видео кадры кометы Kohoutek, снятые с помощью 36-дюймового телескопа в Национальной обсерватории Китт пик на апрель 28, 1973 по программе "Скайлэб".

S74-17688 (11 Jan. 1974) --- This color photograph of the comet Kohoutek was taken by members of the lunar and planetary laboratory photographic team from the University of Arizona, at the Catalina Observatory with a 35mm camera on Jan. 11, 1974.
S74-17688 (11 Янв. 1974) --- эта цветная фотография кометы "Kohoutek" сделали члены лунной и планетарной лаборатории фотографической команды из Университета штата Аризона, в обсерватории Каталина с 35-мм камеры на Яна. 11, 1974.

На Земле обходились простым телескопом, а в космосе США требовался только ультрафиолетовый, чтобы наблюдать комету. Без него никак ни кометы, ни звезды увидеть на черном "небе" американского "космоса" невозможно.

S73-28411 (February 1973) --- The three members of the prime crew of the third of three scheduled manned Skylab missions (Skylab 4) go through Skylab preflight training in the Mission Training and Simulation Facility at the Johnson Space Center. Astronaut Gerald P. Carr (on right), Skylab 4 commander, is seated at a simulator which represents the control and display console of the Apollo Telescope Mount which is located in the space station"s Multiple Docking Adapter
S73-28411 (февраль 1973) --- три члена основного экипажа третьей из трех запланированных пилотируемых миссий "Скайлэб" ("Скайлэб" 4) заходили через систему предполетной подготовки в миссии обучения и моделирования объекта в космическом центре имени Джонсона. П. астронавт Джеральд Карр (справа), "Скайлэб 4" командир, сидит на тренажере, который представляет элемент управления и дисплей консоли телескопа Аполлон, который находился на космической станции, в "Док-адаптере".

S73-32854 (10 Sept. 1973) --- Astronaut William R. Pogue, Skylab 4 pilot, uses the Skylab Viewfinder Tracking System (S191 experiment) during a training exercise in the Multiple Docking Adapter (MDA) one-G trainer at Johnson Space Center. In the background is astronaut Gerald P. Carr, seated at the control panel for the Earth Resources Experiments Package (EREP). Carr is Skylab 4 crew commander, and Gibson is science pilot.
S73-32854 (10 Сентября. 1973) --- астронавт Уильям, "Скайлэб 4" , Скайлэб Видоискатель использует систему слежения (S191 эксперимент) во время учений в Док-адаптер один-г тренировка в космическом центре имени Джонсона. На заднем плане-астронавт Джеральд Карр П., сидящих у пульта на Земле ресурсы эксперименты пакет (EREP). Карр "Скайлэб 4" командир экипажа, и Гибсон науки пилота.
Без этой системы увидеть в американском "космосе" звезды было невозможно. У американцев был свой "космос" отличный от реального космоса.

Все теперь можно было 16 ноября заново не сниматься для шоу "Скайлэб-4"! все было снято заранее. День старта 16 ноября, демонстрация скромного завтрака:

Скромный завтрак, это скорее итог финансового кризиса США, а не осознание того, что перед космическим полетом набивать желудок опасно, и демонстрация обильного поглощения большого количества вредной пищи признак фальсификации полета. Выход на старт:

И наконец то сам старт. Все как обычно, сильное обледенение на первой ступени правда полосами где были баки с жидким кислородом, и почти чистая вторая ступень, без аномального обледенения, как на первой ступени. Наличие во 2 ступени бака с жидким газом, с низкой температурой декларировалось, теплоизоляция аналогичная, что на первой, что на второй ступени.