Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Проект «Познаю мир»

Тема:Элементарная поисковая деятельность младших дошкольников по вопросу: «Снег и

его свойства».

Вид:Организация специальной педагогической работы зимой.

Тип: Информационно - поисковый.

Форма реализации:Прогулки, наблюдение, элементарное экспериментирование в зимнее

время года.

Участники:Дети, родители, воспитатели.

1. Пояснительная записка.

2. Цель и задача.

3. Этапы работы над проектом.

4. Перспективный план работы и основные направление деятельности.

5. Организация элементарно - поисковой деятельности детей 3- 4 лет.

6. Условия, побуждающие детей 3- 4 лет к познавательной активности и практической

деятельности.

7. Ожидаемый результат.

Программно- методический материал.

Пояснительная записка

В период дошкольного детства у детей происходит зарождение первичного образа мира

благодаря познавательной активности ребёнка. Познавательные потребности ребёнка зависят от

возрастных и индивидуальных особенностей. Уровень сформированности познавательных

процессов (восприятие, внимание, памяти, мышление) определяют возможности ребёнка в

познании, в умении получать информацию; переработать и применять её; иметь своё отношение к

окружающему миру.

Дети 3- 4 лет с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда

даже главного не замечают. Ребёнок познаёт мир путём проб и ошибок, через манипуляцию с

объектами. При этом много информации, значимой для его развития, остаётся не востребованной,

проходит мимо, а значит усваивается примитивно, поверхностно. Психические и

интеллектуальные возможности ребёнка 3- 4 лет не позволяют ему полноценно и правильно

воспринимать и перерабатывать обрушившийся на него из вне поток информации.

Познавательная сфера младших дошкольников активно пополняется новой информацией

о предметах, явлениях, событиях, ближайшего окружения. Но ребёнка 3 лет интересует прежде

всего внешние характеристики, отвечающие на вопросы: Кто? Что? Какой? С 4 лет малыш

пытается осознать взаимосвязи, зависимости, но без помощи взрослого ему этого не осуществить.

Поэтому роль взрослого в познание ребёнком окружающего мира очень велика. В процессе

общения и взаимодействия с детьми взрослый передаёт им свой богатый опыт. Но очень важно

определить меру своего участия в познавательных действиях ребёнка, чтобы не задавить его

инициативу, не погасить желание открыть для себя новое.

Глубокий след в душе ребёнка оставляет природа, которая воздействует на все его чувства

своей яркостью, многообразием, динамичностью. У детей 3- 4 лет уже начинает появляться

поисковые вопросы: «Почему вчера можно было лепить из снега, а сегодня нет?», «Как можно

узнать, кто нарисовал следы на снегу?», «Почему снежинка на ладошках тает?» и т.п.

Элементарная поисково- познавательная деятельность позволяет ответить на интересующие

ребёнка вопросы сформировать у детей представление о явлениях природы; выявить причины

взаимосвязи. Она обеспечивает наиболее высокую степень активности и самостоятельности

малышав познание окружающего мира.

Цель проекта:Формирование системы знаний о снеге и его свойствах методом поисково-

познавательной деятельности.

Задача проекта:

1.Помочь детям усвоить объём знаний, определённый Программой «Радуга» через организацию

элементарной поисково- познавательной деятельности.

2.Создать условия, побуждающие детей к активной познавательной и практической деятельности.

3.Воспитать интерес к объектам не живой природы.

4.Сформировать эстетическое восприятия чувства, развить сенсорные способности.

5. Сформировать основу бережного отношения к окружающему миру.

Этапы работы над проектом

Этап первый:

1.Определение уровня сформированности познавательных процессов, возможности детей

в познание окружающего мира.

2.Определение задач.

3.Изучение программно -методического обеспечения.

Этап второй:

1.Определение структуры образовательной деятельности.

2.Разработка перспективного плана, основных направлений деятельности.

Этап третий:

1.Создание условий, побуждающих детей к познавательной и практической деятельности.

Этап четвёртый:

1.Презентация работы.

2.Итоговая диагностика детей.

Перспективный план работы и основные направления поисково- познавательной

деятельности.

1.Систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию

об отдельных предметах, выделять их свойства и качества, устанавливать взаимосвязи.

2.Дать возможность детям созерцать природу.

3.Создать наглядную опору для фиксации наблюдений: копилка «Подарки зимы», иллюстрации,

зарисовки, картины, открытки, книги.

Вид деятельности

I.Прогулки и экскурсии.

Знакомить детей со свойствами снега: белый, может быть пушистым,

легким; может быть тяжелым, рыхлым, липким.

Помочь детям установить зависимость свойств снега от погодных

проявлений. Снег лежит везде, но его покров зависит от рельефа

поверхности земли.

Развивать речевые высказывания, эстетическое восприятие.

II. Наблюдение:

1.Простое рассматривание

отдельных снежинок

Показать детям многообразие форм снежинок: звездочки, цветочки,

иголочки.

Обратить внимание на цвет, размер. Учить отвечать на вопросы.

Вызвать эмоциональный отклик, интерес к явлениям не живой природы.

2.Простое рассматривание:

Обратить внимание на зимние явления природы. Расширение

Вид деятельности

«Падает снег»

словарного запаса: снегопад, сугробы, метель; падает тихо, сыплет

хлопьями, метет, завывает, кружит.

Вызвать интерес к наблюдению, эмоциональную отзывчивость.

3.Манипулирование со снегом:

- удерживание снежинок на

рукавичке;

- удерживание снежинок на

- подбрасывание снега лопатой;

- изготовление снежных форм.

Познакомить детей со свойствами снега: белый, холодный, тает от

тепла, рассыпается, легкий, разлетается, тяжелый, липкий, можно

лепить. Учить отвечать на поисковые вопросы, делать предположения,

рассуждать.

Развивать интерес к познанию, поисковой деятельности.

III.Совместные игры со

взрослыми, сверстниками,

самостоятельная игровая

деятельность

Закреплять знания о снеге, его свойствах.

Способствовать возникновению дружеских взаимоотношений,

речевому общению, эмоциональной отзывчивости.

IV. Занятия:

1.Рассматривание картин:

«Дети зимой на прогулке», «Зимние

развлечения».

Закреплять и расширять знание детей о зимних явлениях природы;

деятельности детей в зимнее время года; учиться относить увиденное с

личным опытом; закреплять знание о свойствах снега.

Развивать монологическую речь, умение делать выводы. Расширять

словарный запас по теме. Воспитывать эстетическое восприятие.

2. Ознакомление с

художественной литературой.

Учить слушать, запоминать, воспроизводить художественные

произведения; соотносить услышанное с личным опытом, закреплять

знание о явлениях природы, устанавливать взаимосвязи.

3.Элементарная поисковая

деятельность: «На дворе горой, а в

избе водой», «Кот лепил себе

пирог», «Следопыты», «Строители

снежных построек», «Как на горке

снег, снег», «Будь здоров».

Продолжать знакомить со свойствами снега: на холоде лежит, а от

тепла тает. Учить анализировать, устанавливать взаимосвязи; учить

рассуждать, предлагать способы проверки, предположений и

высказываний. Развивать интерес к поисковой деятельности.

Дать представление о том, что на свежее выпавшем снегу четко

Дать представление о том, что следы могут быть глубокими и

мелкими. Продолжать учить рассуждать, выбирать способы проверки

предположений. Развивать интерес к поисковой деятельности.

Закреплять и уточнять знания детей о свойствах снега: из мокрого

снега можно лепить (скатывать, делать налепы); из твердого

слежавшегосяснега можно вырезать снежные фигуры. Учить выполнять

посильную работу, получать удовлетворения от совместной

деятельности.

Расширять представления о природных явлениях. Познакомить с

рельефа местности.

Развивать умение рассуждать, высказывать предположения, делать

Уточнять и закреплять знания детей о свойствах снега: холодный,

превращается от тепла в грязную воду.

Дать представление о том, что есть снег опасно –можно заболеть.

Развивать интерес к познавательной деятельности.

V. Труд:

- трудовые поручения;

Научить элементарным приемам трудовой деятельности. Познакомить

с правилами безопасности во время труда, вызвать удовлетворение от

Вид деятельности

- расчистка дорожек от снега;

- сбор снега для построек;

- сооружение из снежных

конструкций;

- наблюдение за работой

дворника;

- наблюдение за снегоуборочной

техникой.

совместной деятельности, показать значимость своего труда. Закреплять

знания о свойствах снега.

VI. Совместные мероприятия с

родителями:

- экспериментирование;

- расчистка дорожек;

- участие в конкурсе по

сооружению снежных построек;

- родительские встречи;

- подборка художественной

литературы.

Вызвать интерес родителей к совместной деятельности с педагогом и

детьми. Создать эмоциональный настрой. Приобщать родителей к

воспитательному процессу. Оказывать педагогу психологическую и

дидактическую помощь по организации элементарной поисково-

познавательной деятельности с детьми.

Организация элементарной поисковой деятельности

Поисковая деятельность проводится под руководством взрослого. Педагог отбирает то

и направляет детей на выделение познавательных задач, в ходе анализа ситуации; соотносит

имеющиеся знания детей с тем, что предстоит узнать; помогает наметить способы проверки

предположений; организует практическую деятельность; подводит к обобщениям выводам.

Поисковая деятельность проводится в определенной системе:

1. Осознание проблемной ситуации: что известно, а что нет. Постановка познавательной задачи.

2. Обсуждение высказываний, выбор способов проверки.

3. Развернутая поисковая деятельность.

4. Анализ полученных результатов наблюдения.

5. Формирование выводов.

Условия побуждающие детей 3- х лет к познавательной активности и элементарной

поисковой деятельности.

Чтобы способствовать развитию познавательной активности малышей, необходимо

наполнить их жизнь различными новыми предметами, объектами, явлениями и событиями,

которые бы будили их мысль, давали пищу для размышления.

Развивая познавательную сферу ребенка 3-4- х лет необходимо стремиться создать такие

условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально- чувственное

восприятие мира позволило малышу стать Человеком.

К числу условий, которые могут обеспечить вышеперечисленные требования можно

отнести следующее:

1. Прогулки и экскурсии.

2. Наблюдение.

3. Совместные игры и деятельность с взрослыми и сверстниками.

4. Занятие с решением проблемных ситуаций.

5. Ознакомление с художественной литературой, наглядным материалом.

Прогулки по территории детского сада и за ее пределами требует большой подготовки

детей. Прежде всего необходимо обеспечить безопасность; продумать сюрпризные моменты;

вызвать устойчивый положительный эмоциональный настрой; увлекательно осуществить

воспитательно- образовательные задачи.

Прогулки по территории детского сада необходимо проводить не реже одного раза в

неделю. В начале года место для прогулок определяет сам педагог, когда дети станут старше

можно с ними обговаривать куда пойдут гулять.

Для конкретизации новых знаний во время прогулок, их закрепление и уточнение; для

тренировки наблюдательности, умение сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы

необходимо создавать проблемные ситуации; придумывать сюрпризные моменты; выносить

знакомые игрушки.

У детей 3-4- х лет наблюдательность, как качество личности отсутствует, поэтому роль

взрослого нацелить ребенка на активную познавательную деятельность, ориентируясь на

первичную реакцию малыша. Необходимо сразу же, выйдя на прогулку, дать ему увидеть

необычное, с ориентировать на изменения в ближайшем окружении.

Например: выйдя на прогулку во время оттепели, сразу обратить внимание детей на то, что с

крыш капает вода, снег на дорожках мокрый, появляются лужи. Спросить детей, почему с крыш

капает вода. Дети могут ответить, что тает снег. Поинтересоваться: «Может снег тает только над

нашей дверью и лужи только здесь?». Одни дети могут согласиться с предполагаемым ответом

педагога, другие начнут рассказывать, где они видели такие же явления.

Необходимо выяснить у детей хотят ли они знать где ещё на территории детского сада

такие же природные проявления, как это можно сделать. Наметив задачу, организовать прогулку

по территории детского сада, отмечая сходство с данной ситуацией. Спросить детей почему снег

тает везде зимой, подвести к выводу: оттепель вызвала таяние снега, поэтому со всех крыш течет

вода, по всюду появляются лужи, снег везде темный рыхлый.

Одни из компонентов прогулки является наблюдение. Наблюдение может проходить как

простое рассматривание и как манипуляция с чем- либо. Но дети 3- х лет не умеют и любят

наблюдать. Привлечь внимание детей можно эмоциональными высказываниями.

Например: «Ой, смотрите, смотрите, какие красивые снежинкипадают на мою рукавичку!» и дети

сразу же начнут рассматривать снежинки на своих рукавичках, отмечать их цвет, форму, величину.

Если наблюдение проводится в первые нельзя спешить с постановкой вопроса, необходимо дать

детям возможность самостоятельно посмотреть, удовлетворить возникшие любопытства,

составить первые впечатления; помочь детям понять увиденное, вызвать интерес к

наблюдаемому объекту.

Например: обратить внимание, что на свежее выпавшем снегу отпечатались чьи- то следы

и они куда- то идут. Дети идут по следам, изучают их, доходят до забора и вдруг проблема, следы

обрываются и появляются только далеко за забором. Кто бы это мог быть. Необходимо выслушать

разные предположения, с выводами нельзя торопиться. К исследовательской деятельности можно

приобщить родителей. Включить их в обсуждение беседы, выявлении проблемной ситуации,

предложить вместе с детьми в выходные дни изучить следы на снегу в ближайшем окружении,

рассмотреть и изучить разные следы на картинках, понаблюдать за повадками кошки. Результаты

наблюдения обсудить с детьми, нацелить на разговор с педагогом.

После выходных дней необходимо продолжить беседу с детьми в «кругу друзей».

Выяснить, что они узнали нового с родителями. После этого провести повторное «чтение следов»

и сделать выводы.

У малышей всегда есть желание взять снег рукой, положить в карман, принести в группу.

Эти манипуляции можно использовать со свойствами снега: холодный, тает.

Например: можно предложить детям подержать снег на ладошке, посмотреть, что будет

после того как он растаял, задать вопросы, сделать вывод. Чтобы дети лучше и точнее осознали

наблюдаемые связи, необходимо проводить экспериментирование: лепить снежные пирожки,

приносить снег в группу, наблюдать что происходит, делать обобщения, выводы.

Постепенно дети приходят к выводу: снег от тепла тает, превращается в воду; приносить

его в группу и держать в кармане нельзя –будет лужа.

Очень часто дети берут снег в рот. Необходимо подвести детей к самостоятельному

формулированию выводов: снег есть нельзя, заболеешь.

Например: можно провести экспериментирование, насыпать в белую чашку снег, дать ему

Проект «Я познаю мир»

(на примере работы школьного велоклуба « Velos », МБОУ «1-Хомустахской средней общеобразовательная школа», Намского улуса, Республики Саха Якутия)
В Законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» даются следующие основные определения и понятия:


  • туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане) с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания;

  • туризм самодеятельный - путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно;

  • турист - гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки.
В историческом плане туризм развивался как объективное социальное явление, удовлетворяющее потребности человека в воспитании, познании, общении, отдыхе. Поэтому туризм целесообразно определять как особый вид деятельности в условиях путешествий, в свободное от работы время для удовлетворения потребностей человека в физическом и нравственном воспитании, познании окружающей среды, общении, отдыхе с использованием средств туризма в достижении туристских целей: оздоровительных, спортивных, культурно-познавательных, краеведческо-исследовательских, профессионально-деловых и т.п.

Анализ опыта работы по организации велотуризма подростков показал, что к средствам туризма относятся: велопробеги, экскурсии, походы и путешествия, слеты и соревнования, комплексные туры и сборы по видам велотуризма, туристские развлечения и активный отдых, туристские экспедиции, туристское краеведение и т.п.

Опытно-экспериментальная проверка эффективности формирования познавательной активности подростков в процессе велотуризма осуществлялась в практике туристско-краеведческого лагеря «Альтаир», который начал функционировать в 2005 году.

Главная задача туристско-краеведческого лагеря «Альтаир», заключается в создании условий для укрепления здоровья детей, реализации оздоровительных, спортивных, культурно-досуговых программ а также реализация потребностей и интересов учащихся через активную познавательную деятельность средствами велотуризма.


  • развитие знаний подростков по велотуризму;

  • формирование совокупности умений подростков по реализации велотуризма;

  • активизация социально ориентированной позиции подростков.
Первой и важнейшей задачей явилась разработка проекта в процессе велотуризма как деятельности интенсивно развивающего типа.

Социально-педагогический потенциал туристско-краеведческого лагеря «Альтаир» определяется:


  • возможностью расширения границ взаимодействия подростка с окружающим миром, макро- и микросредой;

  • наличием многообразия содержания деятельности туристических объединений, что способствует развитию знаний подростков по велотуризму;

  • предоставлением жизненного пространства, в котором происходит познание самого себя в социальных обстоятельствах.
В качестве первого шага мы основательно изучили уровень востребованности велотуризма, реализуемого в туристско-краеведческом лагере «Альтаир».

В начале опытно-экспериментальной работы с целью выявления уровня востребованности велотуризма как сферы дополнительных образовательных услуг нами было проведено анкетирование и изучение потребностей учащихся 1-Хомустахской средней общеобразовательной школы, в котором приняло участие 145 школьников 5-11 классов. Результаты анкетирования показали, что среди школьников востребованы многие виды дополнительных образовательных услуг.

Изучение социального запроса на образовательные услуги осуществлялось не только на основе изучения потребностей детей в их освоении, но и на основе анализа статистических показателей деятельности лагеря «Альтаир» с момента начала его деятельности, т.е. с 2005 года, а также выявления мнения родителей о влиянии велотуризма на развитие подростков. Опрос и наблюдения показывают, что рейтинг туристско-краеведческого лагеря «Альтаир», возрастает с каждым годом.

В результате анализа отношения родителей о влиянии велотуризма на развитие подростков было выявлено, что 33% родителей определяют занятие велотуризмом как любимое дело, а 30% - как возможность укрепления здоровья, 37% родителей отметили значимость велотуризма в социальном воспитании подростков.

Представляет особый интерес мнение родителей о роли велотуризма в жизни подростка: делать жизнь интересней - 59,3%, готовить подростка к жизни во всех отношениях - 40%, дополнять образованием школу - 16%, отрывать подростка от уличных компаний - 33,7%, давать профессию - 24,6%, учить человечности и нравственности - 26,2%, велотуризм не нужен - 0,8 %, затруднились ответить - 2,5%.

В ходе констатирующего и преобразующего этапов эксперимента нами были проведены исследования мотивационной готовности 20 школьников – участников краеведческого велоклуба, которые показали, что интересы к избранной деятельности стали более устойчивыми (табл. 1).

Таблица 1
Динамика мотивационной направленности детей туристско-краеведческого лагеря «Альтаир»


Проектируя содержание социального воспитания в туристско-краеведческого лагеря «Альтаир», мы опирались на обоснованную учеными взаимосвязь и взаимообусловленность целеполагания, проектирования, прогнозирования, моделирования.

Краеведческая деятельность, построенная на изучении материальных памятников истории и культуры имеет ряд специфических особенностей, которые позволяют ее считать комплексным средством всестороннего развития личности. Построенная на интересе к истории родного края, она несет в себе воспитательную функцию развития патриотизма, любви к своей малой и большой Родине. Формируя интерес к учебному предмету «История», она предполагает освоение культурного опыта, накопленного человечеством и формирование ценностных ориентации и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории.

Проект программы «Развитие познавательной активности подростков средствами велотуризма»

Концепция проекта . Проведя комплексное исследование туристских ресурсов региона и анализ туристского рынка республики Саха (Якутия), мы увидели, что в Намском улусе есть все необходимые условия для развития познавательного велотуризма. Велотуризм в регионе может иметь большую динамику и развиваться с геометрической прогрессией потому, что в улусе есть возможности организовать промежуточные стоянки, палаточные городки в с. Никольцы и в с. Хатын-Арыы, что дает возможность составлять однодневные и многодневные велотуры, также можно составлять маршруты, учитывая пожелания участников, например: отправить с небольшим отрывом несколько групп и внести игровой характер велотура; составить тематические велотуры; сделать велотуры учебные, например, для сборов лекарственных трав; оставить велотуры грибников, ягодников и т.д.

Иными словами, данный проект может широко использоваться на практике, так как предлагаемая программа и велотуры, входящие в нее, обладают новизной, экономически выгодны и могут применяться как в культурно-образовательных, оздоровительных, развлекательных, так и рекреационных целях. Проект программы может послужить основой для разработки новых познавательных велотуров для подростков внутри даннойреспублики. Велосипедный туризм для подростков может быть использован для проведения и организации путешествий с целью отдыха и развлечения, познания, которые охватывают посещение музеев, исторических мест, памятников культуры республики и.т.д.

Характеристика аудитории:

Разработанная программа и велотуры, входящие в нее, направлены на определенный сегмент рынка – подростков. Эта категория населения не обладает финансовым доходом, имеет определенные интересы и потребности в большей степени в общении и самовыражении, нежели в познании чего-либо нового. Подростки акцентируют внимание на активном отдыхе, не требующем больших умственных и материальных затрат.

Основная идея проекта – использовать историко-этнические, культурно-познавательные, природные и развлекательные ресурсы республики Саха (Якутия) с целью развития познавательной активности подростков, посредством велотуризма предоставить возможность подросткам ознакомиться с историей, культурой, этнографией и природой, увидеть красоты родного края. Велотуры имеют специально разработанные программы, в которые входят посещение различных экскурсионных объектов, знакомство с улусами, селами, их обычаями. Велотуры будут иметь форму хорошо организованных программ, но в то же время свободных. Данные туры включают в себя экскурсионное обслуживание, размещение, услуги гида.

Цель проекта: разработать программу велотуров, ориентированную на подростков, с целью развития их познавательной и социальной активности, максимально используя культурно-познавательный потенциал республики Саха (Якутия).

Задачи:


  1. Выявить специфику велотуров для подростков;

  2. Выявить интересы и потребности подростков, предъявляемые к путешествиям.

  3. Формирование интеллектуальных, коммуникативных и практико-ориентированных компетенций.

  4. Формирование отношения к познавательной деятельности как к ценности.

  5. Изучить туристские ресурсы Республики Саха (Якутия).
Номенклатура предоставляемых услуг:

Культурная программа – во время велотуров предоставляется насыщенная экскурсионная, культурно-познавательная программа с посещением как природных, так и культурно-исторических объектов, а также общение со сверстниками: проведение игр, дискотек, соревнований.

По передвижению – вид транспорта – велосипед

По проживанию – палаточные городки, мотели.

По питанию - полное питание в мотелях и чайных.

Этапы реализации проекта:

1.Поисково-исследовательский этап

Темы проекта:


  • «Ленский острог»;

  • «Деревянное зодчество старины»;

  • «Памятники этнографии».
2. Технологический этап:

  • Составление проекта для организации велотура;

  • разработка документации;

  • составление маршрутов велотуров, альтернативных путей решения;

  • подбор кадров;

  • реализация велотуров.
3. Заключительный этап:

  • экономический расчет;

  • подготовка материалов проекта, исследовательских работ;

  • защита проекта велотура;

  • реализация проекта.
Основные направления педагогической и воспитательной деятельности при организации познавательных велотуров:

1.Развитие познавательной активности подростков, получение дополнительных знаний по истории, краеведению, расширение кругозора учащихся.

2. Развитие социальной и общественной активности. Воспитательные задачи успешно решаются только в том случае, если деятельность ребят имеет общественно полезную направленность, а результаты работы – практическое применение (выступление перед школьным коллективом, родителями, спонсорами; изготовление сувениров для подшефного детского сада; организация походов; выступления агитбригады в других школах, организация работы с младшими школьниками и т. д.).

3 . Развитие инициативы и творчества.


  • Вся работа должна основываться на самоуправлении, добровольности и инициативе.

  • Для развития творческих способностей участников велотура организуем агитбригады, группы оформителей, поэтов, художников, фотографов, корреспондентов и т. д. В таких группах находят свое место и «трудные» подростки, потому что они могут продемонстрировать свои возможности, показать себя с положительной стороны, завоевать авторитет, самоутвердиться в школьной жизни на основе положительного опыта.
4. Формирование общественного мнения на основе общения.

  • Велика роль велотура как центра общения. Именно здесь ребята имеют возможность свободно и непринужденно обсуждать актуальные жизненные вопросы и всевозможные проблемы, волнующие лично их.
5. Организация культурного отдыха и развлечений.

  • Все функции велотура взаимосвязаны. Решение образовательных и воспитательных задач только выигрывает от организации хорошего отдыха и развлечений.
Механизмы реализации проекта:

Для достижения основных целей и решения задач необходимо:


  • Контакты с учреждениями и должностными лицами системы здравоохранения, образования и другими организациями;

  • Выделение путевок на оздоровление детей;

  • Вовлечение детей в краеведческую экспедицию;

  • Поиск специалистов для проведения встреч, лекций, спортивный соревнований;

  • Взаимодействие со СМИ;

  • Взаимодействие с образовательными учреждениями Мегино-Кангаласского. Чурапчинского и Таттинского улусов;

  • Приобретение и чтение литературы о Таттинском, Чурапчинском, Мегино-Кангаласском улусах;

  • Составление маршрутов пути;

  • Изготовление вымпелов, буклета о лагере
Маршруты:

Маршруты ежегодно меняются.


  • 1-Хомустах - Графский Берег – Хатас – Буойун - Соттинцы – Уодэй – 1-Хомустах - 140 км;

  • 1-Хомустах- Норогана-Мугудай-Чурапча- Черкеех- 1-Хомустах - 269 км

  • 1-Хомустах- Кильдямцы-Якутск-Октетёмцы-Покровск-Качикатцы –Самартай-Нижний Бестях-1-Хомустах - 283км

  • Хомустаах-Майя-Эмис-Амма-Ботун -Аба5а -Саhыл Сыhыы--Хомустаах» - 532 км и другие.
Кадровый ресурс велотуров:

  • Организатор велотура,

  • 2 воспитателя,

  • клубные работники,

  • повар,

  • водитель,

  • мед. работник.
В целях развития познавательной активности подростков, в рамках нашей программы разработаны проекты исследовательской работы школьников с последующим обсуждением их на школьных конференция.

Тематика проектов исследовательской работы для учащихся по итогам велотура на учебный год:


  • «Исторические этюды прошлого: «Ленский острог»;

  • «Эдуард Карлович Пекарский – создатель фундаментального «Словаря якутского языка»;

  • «Суорун Омоллоон - инициатор и руководитель работ по организации музея политической ссылки»;

  • «Татта – родина П.А.Ойунского»;

  • «Сквер выпускников»:

  • «Судьба писателя – судьба народная»;

  • «Отчет о поездке в Таттинсккий улус»;

  • «Лингвист Семен Андреевич Новгородов»

  • «Политический ссыльный Короленко»

  • «Первый секретарь комсомольской ячейки –Охлопков Тимофей Николаевич (Соттой)»

  • «Музей космонавтики в Якутии»

  • «Братья Софроновы»

Выводы по реализации программы «Развитие познавательной активности подростков средствами велотуризма»:

За время работы лагеря изучаются исторические и памятные места Намского, Мегино-Кангаласского, Чурапчинского, Таттинского, Хангаласского, Амгинского улусов;

Во время намеченного веломаршрута «Памятники этнографии» участниками посещаются и изучаются историко-культурные ресурсы региона: музей М.К. Амосова, туристический этнографо-архитектурный комплекс «Урдук Иирэ», исторические места и памятники, музеи Мегино-Кангаласского, Чурапчинского, Таттинского, Хангаласского, Усть-Алданского, Горного улусов, Чоркохский историко-этнографического музей и т.д.;

На основе велотуров составляется презентационный материал «Исторические этюды из прошлого Намского улуса», «Татта-земля Олонхо». Сюда включаются все материалы по итогам велотура. Снимаются видеосюжеты на протяжении всего маршрута.

Создаются условия для организации интересного, физически-активного досуга подростков в летний период.

Для организации жизни подростков в туристическом лагере разрабатывался не набор развлечений, а серьезная, настоящая работа, от которой зависели успешность похода и благополучие туристического быта.

Благодаря общению с природой и приобщению к активной туристической деятельности ребята проводили физические тренировки, обучались основам безопасной жизнедеятельности в природных условиях, постигали способы достижения максимальной эффективности деятельности при решении нестандартных ситуаций, реализовывали свои интересы, связанные с романтикой приключений.

В процессе организации велотуров создаются условия для создания интересного, физически-активного досуга подростков в летний период.

Основные маршруты клуба:


  • 2005 г. 1-Хомустах – Графский – Берег- 2-Хомустах-Соттинцы-1-Хомустах. 140 км

  • 2007 г. 1-Хомустах-Хатын-Арыы-Бетюнцы-Хатырык –«Урдук Иирэ»- 1-Хомустах 110 км.

  • 2008 г. 1-Хомустах- Норогана-Мугудай-Чурапча- Черкеех- 1-Хомустах - 269 км

  • 2009 г. 1-Хомустах- Кильдямцы-Якутск-Октетёмцы-Покровск-Качикатцы –Самартай-Нижний Бестях-1-Хомустах - 283км

  • 2010 г. Хомустаах-Майя-Эмис-Амма-Ботун -Аба5а -Саhыл Сыhыы--Хомустаах» - 532 км

  • 2011 г. Хомустаах-1 Кангалассы-Соттинцы- Тумул - Кэптэни –Дюпся – Хомустах-288 км

  • 2012 г. 1-Хомустах- Якутск –Магарас -Бердигестях - Дикимдя –Эбэ – 1-Хомустах-564 км (125 км на велосипеде)
За эти годы прошли всего 2189 км. пути, из них на велосипеде 1747 км.

Велосипедный туризм по сравнению с другими способами формирования познавательной активности подростков имеет ряд преимуществ.

Основные результаты исследования можно представить в виде положений:

1. Республика Саха (Якутия) обладает природно-рекреативными и историко-культурными ресурсами для активного развития велотуризма.

2. Подростковый велотуризм в условиях, характерных для данной территории, является оптимальной формой для деятельности в этом направлении.

3. Предлагается комплекс туристских программ, позволяющих обеспечить культурное и физическое развитие подростков, ориентированных на материальные возможности данного сегмента потребителей туристического продукта.

4. В ходе реализации данной программы происходил процесс развития познавательной активности участников (подростков) по нескольким направлениям:

А). Культурно-познавательному - с помощью экскурсий по историческим местам и музеям.

Б). Экологическому – с помощью общения с природой;

В). Оздоровительному – с помощью физических тренингов в процессе езды на велосипеде по разработанным маршрутам;

Г). Коммуникативно-познавательному - в процессе общения и взаимовыручки при прохождении группой подростков туристического маршрута.

Показателями влияния деятельности клуба велотуристов на социализацию школьников служат следующие критерии и их результаты:

Устойчивость в выборе ценностных ориентаций;

Коммуникативные знания, умения и навыки;

Потребность в проявлении организаторских способностей;

Положительные изменения во взаимоотношениях между детьми и родителями;

Рост активности участия детей в организации и проведении общественно полезных мероприятий;

Личностный рост каждого участника образовательного процесса.

Личностные достижения - это опыт, база, позволяющая ребенку переходить на более высокий уровень развития; это гарантия успешности дальнейшего движения.
Руководитель клуба « Velos » Кривошапкина Жанна Анатольевна,

Учитель высшей категории,

СП ГБОУ СОШ №1 с. Большая Черниговка – Детский сад «Светлячок»

Воспитатель: Н.Н.Евженко 2012 год
Пояснительная записка
Дети раннего возраста удивительно любознательны. Любознательность - это «желание знать». Любознательность делает человека жаждущим учиться - страстно желающим что-то узнать. Она вложена в нас Богом, так что почти с момента рождения у нас имеется тяготение исследовать окружающий мир. Наше существование - это не прекращающийся процесс учения. Если мы хотим воспитать зрелых, уравновешенных людей, мы должны удовлетворять их любознательность, желание узнавать что-либо.
Так мир обычного здорового ребенка превращается в своего рода исследовательскую лабораторию. Дайте ему в руки какой-нибудь предмет, и он станет изучать его с помощью всех своих органов чувств - даже пробуя на вкус! Однако экспериментирование на этом не кончается. Любой родитель знает, что малыш в стремлении понять и исследовать все вокруг пытается согнуть, стукнуть, потрясти или разобрать то, что попадается ему в руки, - и часто это приводит его в восторг.
Общение с детьми должно приносить родителям радость. Но на что родители тратят свободное время, когда оно у них появляется? В наши сложные экономические дни, когда все есть и хочется всего, родители, порой теряют самое важное – время. Время, которое мы должны уделять развитию своих детей. Ведь именно родители являются главными воспитателями своим чадам. Все мы знаем поговорку: «Яблоня от яблони не далеко падает», поэтому я решила попробовать развить любознательность наших детей через родителей.
1. Актуальность проекта

Развитие органов чувств у детей от двух до трех лет идет очень интенсивно. Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
В раннем возрасте для нормального умственного развития ребенка подойдут самые обычные строительные кубики, пустые коробки, бумага, краски и даже песок и вода.
У детей богатое воображение, они очень любознательны и любят играть. Так почему бы не помочь им развивать все эти способности, используя собственные резервы, объединенные в проекте.
1. Проблема проекта
Актуальной проблемой данного проекта будет развитие любознательности детей через родителей, создание сенсомоторной зоны в 1 младшей группе с помощью привлечения родителей и других членов семей, развитие творческого интереса родителей в создании игрушек.
1. Цель проекта
Формирование познавательно - речевой активности детей раннего возраста, через активизацию родителей по теме: «Сенсорное воспитание».
1. Задачи проекта
создание условий для озна¬комления детей с цветом, фор¬мой, величиной, осязаемыми свойствами предметов;
формирование умений выде¬лить цвет, форму, величину как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сен¬сорным признакам;
совершенствование навыков установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету;
воспитание бережного отношения к игрушке;
обогащение представления родителей о значении игрушки и её роли в жизни ребёнка;
пополнение предметно – развивающей среды группы.
5. Участники проекта
педагоги: воспитатели группы;
дети 1 младшей группы;
родители и другие члены семьи.
6. Ожидаемые результаты
В результате реализации данного проекта ожидается:
формирование познавательно - речевой активности детей раннего возраста;
формирование родительской культуры в области воспитания и развития ребёнка раннего возраста.
7. Краткое описание проекта
Социально - педагогический проект «Сенсорное воспитание детей раннего возраста» реализуется на базе государственного бюджетного образовательного учреждения СОШ №1 структурного подразделения Детский сад "Светлячок" села Большая Черниговка Самарской области в 1 младшей группе «Непоседы».
Проект включает в себя традиционные и нетрадиционные формы работы с детьми по формированию познавательно - речевой активности детей раннего возраста и формированию родительской культуры в области воспитания и развития ребёнка раннего возраста.
8. Этапы реализации проекта
1. Организационный этап (01.09.2012 – 31.09.2012)
2. Реализационный этап (01.10.2012 – 15.05.2013)
3. Итоговый этап (май - июнь 2013)
9. План мероприятий по реализации проекта
План - график реализации социально-педагогического проекта «Я познаю мир»
(«Сенсорное воспитание детей раннего возраста»).
Дидактическая игра «Собери пирамидку»

Цель: развивать координацию мелких движений кисти рук, учить различать размеры колец и располагать их в определённой последовательности, в постепенно убывающем порядке, понимать слова «надень», «сними», «кольцо», и название цвета, а детей в возрасте 2-х лет и называть их.
Ход игры: Воспитатель даёт ребёнку пирамидку из 3-х колец одного цвета, резко контрастных по размеру. На глазах у детей собирает башенку, приговаривая: «Возьму самое большое кольцо (надевает его на стержень), а теперь возьму кольцо поменьше, а теперь самое маленькое». Предлагает детям собирать башенку, помогая, если ребёнок затрудняется.
Дидактическая игра «Соберем яблоки для ежика»
Цель: формировать умение различать и выделять в предметах два цвета спектра (желтый и красный) и геометрическую форму (круг); формирование умение помогать товарищам (ежику).
Ход игры: Воспитатель просит детей помочь ежику, который нес много яблок на своих иголках для ежат, но, к сожалению, они рассыпались на дорожке.

Дидактическая игра
«Чудесная коробочка»
Цель: знакомство детей с основными геометрическими фигурами, с соотношением и различаем их форм, цветов и размеров.
Дидактическая игра
«Кубик на кубик»

Цель: формирование умения собирать устойчивую и ровную башенку из кубиков путем постановки их друг на друга; дать понять детям, что постройку можно использовать для игры; закрепить понимание слов «построить», «кубик», «кирпичик».

Дидактическая игра
«Найди тарелочку для чашечки»
Цель: знакомить с основными цветами спектра; совершенствовать мелкую моторику, развивать внимание, логическое мышление, наблюдательность, память.
Дидактическая игра «Собери грибочки на полянке»
Цель: закреплять умение детей сравнивать предметы по величине, цвету; осуществляя выбор из трех цветов одинаковой формы; развитие мелкой моторики.

Дидактическая игра
«Собери картинку»
Цель: упражнять детей в умении складывания целостной картинки, состоящей из 4 – 6 частей.
Дидактические игры - шнуровки: «Пуговица», «Яблоко»
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, развитие аккуратности, точности и быстроты движений пальцев рук; развитие концентрированности внимания; обучение основным приёмам работы с иглой (шов вперед иголку).
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: закрепление навыков детей узнавать предметы по характерным признакам.
Ход игры: Организуя игру, воспитатель подбирает предметы, знакомые детям. Посадив ребят полукругом, так чтобы все предметы были им хорошо видны, взрослый проводит краткую беседу. Затем просит нескольких малышей повторить названия предметов, ответить для чего они нужны.
- Сейчас мы поиграем. Тот, кого я вызову, должен отгадать, что я положу в мешочек. Маша, посмотри внимательно на предметы, которые лежат на столе. Запомнила? А теперь отвернись! Я положу игрушку в мешочек, а ты потом отгадаешь, что я положила. Опусти руку в мешочек. Что там лежит? (Ответ ребёнка) Ты правильно назвала предмет. Так могут вызываться и другие дети. В порядке усложнения игры предлагается другое правило: в мешочек кладут несколько игрушек. Никто из детей не знает о них. Вызванный ребёнок, опустив руку в мешочек и нащупав одну из игрушек, рассказывает о ней. Мешочек откроется, если дети по описанию узнают игрушку.
Дидактическая игра «Найди друга»
Цель: продолжать обучать детей выбору цвета по образцу, действиям по звуковому сигналу, развивать внимание.
Материал: флажки четырех цветов: красного, зеленого, сине¬го, желтого; бубен.
Ход игры: педагог раздает детям по одному флажку. По сигналу бубна дети сначала разбегаются по комнате, затем останавливаются и ищут каждый свою пару: того, у которого флажок такого же цвета. Дети с одинаковыми флажками берутся за руки, уточ¬няют, например: «У нас флажки красные». В ходе игры педагог меняет флажки.
Дидактическая игра «Водопой»
Цель: закрепить умение выби¬рать объекты двух заданных сенсорных свойств: формы и величины; продолжать формировать умение выбирать форму, ориен¬тируясь на слово, и по возмож¬ности называть ее; формировать умение называть до¬машних животных и их детенышей.
Материал: игрушечные до¬машние животные: корона, соба¬ка, кошка, лошадь, свинья, их де¬теныши; набор поилок (квадратные, круглые, треугольные, пря¬моугольные); игрушечный кув¬шинчик.
Ход игры: предложить ребенку налить в поилки воду и напоить живот-ных. Выполнять задание по словесному указанию педагога: «Налей воды в большую круглую поилку. Пригласи корону с те¬ленком к поилке» и т.д.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
«Детское экспериментирование – я познаю мир»Проект Как много дел считались невозможными, пока они не были осуществлены. Плиний Старший Формы проекта: элементарно-поисковая деятельность, опыты, экспериментыСредства: поисковые действияВид проекта:Групповой «Я познаю мир ». Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуацийПлан реализации: 3 года. Проблема: На протяжении дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребёнка имеет поисково-познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Цель проекта: Развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "мине - лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира.Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений Методы обеспечения:Поисково – исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые и эксперименты, как ответы на детские вопросы.Проведение опытов (практических).Беседы (конструктивные). Этапы осуществления проекта1) Подготовительный этап: Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы). Диагностика. Отображение цели и задач проекта.2) Реализация проекта:Теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий.Практическая часть: а) Занятия по экологическому воспитанию (в рамках программы «Детство»)б) Связь с другими видами деятельности:ИгроваяПродуктивнаяПознавательно-исследовательская (опыты)Коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы)Учебная речевое развитие, (рисование, лепка)Релаксация.в) Организация кружка « Я познаю мир ».3) Заключительный этап: Диагностика (результативно-сравнительный анализ). Механизм выполнения проекта.Экскурсии в парк.Экологические праздники: «День Воды», «Воздушные шары».Конструктивные беседы.Новизна разработкиТолчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности.(Наблюдение, Трудовые действия, Развитие речи, Изобразительная деятельность, Элементарные математические представления) В своем проекте я применяю новые методические подходы к организации поисковой – исследовательской деятельности, использую творческий метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Главное достоинство работы по данному проекту в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. Расширяет представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомит с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т.п.); Содержание: Информация об объектах и явлениях, предметахМотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать" Последовательность детского экспериментирования.Задание: Выстроить последовательность детского экспериментирования. Проблемная ситуация.Целеполагание.Выдвижение гипотез.Проверка предположения.Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы: Как я это делаю?Почему я это делаю именно так, а не иначе?Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате? Опыты с водой вывод: Вода не имеет формы.Вода не имеет запаха. Что тонет в воде. Можно ли покрасить воду. Примерная структура занятия - экспериментированияПостановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования. Ожидаемые результатыРезультат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования. Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий. Результатом реализации программы «Детское экспериментирование» является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм. ЗаключениеГотовность и способность исследовать новое в окружающем мире путем реального взаимодействия с ним является самостоятельной ценностью. Это чрезвычайно важное качество человека, отражающее уровень его познавательного, личностного и социального развития. Оно особенно важно сейчас, когда возникают принципиально новые области и виды деятельности, а ранее усвоенные правила и алгоритмы поведения оказываются малоприменимыми. От нашего понимания феномена исследовательского поведения и отношения к нему, его стимулирования у ребенка или противодействия, зависит не только больший или меньший успех детей в познавательной и практической деятельности, но в определенной мере и вероятность их физического выживания в условиях новизны и неопределенности.

Муниципальное районное бюджетное учреждение культуры

«Сальская межпоселенческая центральная библиотека»

Серия «Методические консультации»

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ БИБЛИОТЕК:

БИБЛИОТЕЧНЫЕ ПРОЕКТЫ

Методический материал для библиотекарей

Новые технологии в работе библиотек: библиотечные проекты: методический материал для библиотекарей / МРБУК «СМЦБ»; сост. Постернак Л. И., Касимова И. П. – Сальск, 2014. - 16 с.

Ответственный за выпуск: директор МРБУК «СМЦБ»

Перепеч Л. Н.


  1. Радостное чтение: примеры проектной деятельности библиотек

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В БИБЛИОТЕКЕ
методическая консультация

Касимова Ирина Петровна,

ведущий библиотекарь ИМО МРБУК «СМЦБ»
« Самое маленькое доброе дело лучше,

чем величайшее доброе намерение»

Ж. Ж. Дюге

Когда мы слышим слово «проект», то чаще всего нам представляется архитектурный проект здания. Но проектом сейчас называют очень многое – интересную книгу, новую телепередачу или ток-шоу, концерт, даже государственные инициативы стали называться национальными проектами «Образование», «Здравоохранение». Проекты – это эффективное изменение жизни людей, создание социальных сервисов, это способ, с помощью которого различные инициативы становятся явью.

Проектирование и специализация работы библиотек отнесено к управленческой стратегии в областной долгосрочной целевой программе «Культура Дона» (2010-2014годы). Все это определяет новые подходы к организации библиотечного обслуживания населения, способствует воплощению в жизнь удачные творческие замыслы.

Для чего нужна специализация и проектная деятельность:

Стремление быть жизненно необходимой жителям, укрепить свой авторитет в глазах властей.

Это альтернативный источник финансирования;

Проектная деятельность создаёт привлекательный образ организации, поскольку проект сопровождается форсированной рекламой;

Это инновационная деятельность в библиотеке, как одно из условий её существования в современном изменяющемся мире.

Российский культуролог В.Ю. Дукельский образно сравнивает проект с волнами на море, которые возникают внезапно и сменяются чередой бегущих барашков. «Волны гаснут быстро, но именно они формируют образ моря и создают иллюзию движения. В культуре волны называются проектами, то есть брошенными вперед (в переводе с латинского термин «проект» буквально означает «брошенный вперёд»).

Проекты возвышаются над поверхностью культурного моря и поэтому заметны каждому. Более того, они и придумываются затем, чтобы привлечь внимание, заявить о себе».

Профилирование деятельности начинается с анализа ситуации и формулировки проблем библиотеки. Даже при наличии группы читателей, имеющих интерес к определенному направлению работы с литературой, может быть определен профиль работы. Практика свидетельствует, что углубленная работа с отдельной группой и по одному направлению не затрудняет выполнение задач по библиотечному обслуживанию микрорайона, города, села.

Типы профилирования можно представить так:

- библиотеки отраслевого и жанрового профилирования : библиотеки – музеи, историко-краеведческие, библиотеки – центры возрождения народных традиций, библиотеки экологического, эстетического просвещения;

- профилирование библиотек по типам и видам изданий : библиотека периодики;

- функциональное профилирование : библиотека – центр досуга и общения, библиотека семейного чтения и др.

В большинстве библиотек профилирование и специализация определяется выбранной и разработанной программой, проектом. Выработана методика этой работы.

Существуют различные виды классификации проектов . Например, по масштабам их можно рассматривать как межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные и региональные, межотраслевые и отраслевые, корпоративные, ведомственные, проекты в рамках одной библиотеки. Кроме того, они подразделяются на монопроекты (для одной библиотеки), мультипроекты (для нескольких библиотек), мегапроекты (для библиотек определённого региона).

Обращение к понятию «проект» в России сегодня – не только мода: именно конкретные, укладывающиеся в определённый срок, результативные действия наиболее эффективны. Проектный подход к библиотечной деятельности постепенно становится одним из качественных акций и. т. д.

Проект это деловой, четкий документ с логически совокупными мероприятиями, ограниченными во времени и направленными на достижение определённого результата, изменение существующей ситуации.

В основе любого проекта лежит идея, которая должна привести к постановке целей, конкретных задач, стоящих перед учреждением, а также к демонстрации результата.

Чтобы на эту идею получить деньги, нужно доказать, что можно сделать с помощью этих средств в определённые рамки времени и при каких условиях.

Проект отличается от плана работы тем, что


  • уводит деятельность учреждения за обычные рамки;

  • основан на опыте работы вашей библиотеки;

  • основан на знании и анализе конкретной ситуации в регионе (то есть учитывает местную специфику);

  • имеет чётко ограниченные сроки (чаще всего год);

  • финансовую поддержку.
Кроме того, в проекте должно участвовать ограниченное количество людей с определенными функциями. Необходимо оценить все имеющиеся ресурсы (финансовые, кадровые и т. д.).

Кто может профинансировать проект:

- частные благотворительные фонды, частные лица, государственные учреждения;

Правительственные учреждения (система Президентских грантов, Федеральные программы и. т. д.)

Каждый фонд, или учреждение финансирует деятельность строго определенной тематики. Это связанно с тем, что каждый «донор» работает с узким кругом учреждений и частных лиц и в строго определенной области.

Если все требования соблюдены, написан удачный проект, который признан победителем, то организация (либо физическое лицо) получает грант. Что такое грант? Грант – это средства, безвозмездно передаваемые благотворителем получателю.

Составные части проекта


  • Первый (подготовительный) этап проекта:

  • Название.
Оно может быть оформлено в виде лозунга. Должно быть броским, хорошо запоминающимся. Например: «Читаем всей семьей», «Что делать? Играть, конечно», «Территория свободного общения», «Летние открытия», «Словом, кистью, звуком…», «О чем умолчал учебник истории?» и др.

  • Постановка проблемы (или обоснование потребностей).
В этом разделе описывается ситуация побудившая вас к разработке проекта. Вы должны объяснить, зачем и кому нужен ваш проект. Проблема должна быть социально значима, актуальна для региона.

Проектная идея должна быть интересной и необычной. Всегда есть риск, что кто-то скажет: «Где-то уже мы это видели». Если это серьезный проект, а не пустое прожектерство, объяснения всегда найдутся.

Не нужно путать проблему с трудностью, стихийным бедствием. Например, если в библиотеке течет крыша – это не проблема, а беда. Другая типичная ошибка – излишне глобальный характер поднимаемых проблем, например, духовный кризис в обществе, низкая рождаемость населения и др.

Здесь же вы связываете задачи своей организации с описанной ситуацией. Выбрать проблему помогут мини – исследования, экспресс – опрос населения, а также «копирование образца чужого опыта». Как правило, опыт коллег претерпевает изменение и приобретает специфические особенности данного учреждения.

Идея проекта должна быть реальной, опираться на возможности и ресурсы библиотеки. Надо представлять перспективы проектной деятельности. Начиная проект, необходимо чётко знать, на кого он рассчитан, какие организации и категории населения примут в нем участие или получат определённые услуги.

Ключевое понятие проекта – понятие цели.


  • Цель
Это общее утверждение, показывающее тип социальной проблемы. Её нельзя оценить количественно, но она должна быть достижимой и реалистичной. В ее формулировке употребляются существительные в именительном падеже : развитие, улучшение, поддержка, помощь и др.

Например:

Внедрение новых информационных технологий в библиотечной деятельности.

Возрождение или сохранение уникальных обрядов конкретного села или региона.

Развитие информационных услуг для социально незащищенных групп населения.

Специфика библиотечных проектов заключается в том, что они по преимуществу направлены на предоставление или расширение информационных услуг для населения, создание театра книги, любительского клуба, литературного абонемента и др.

Как правило, цель проекта – одна.


  • Задачи
Это конкретные, поддающиеся количественному измерению «шаги» к достижению цели. Они максимально конкретизированы. Обычно их выдвигается несколько (обычно 2-3). Здесь уместны глагольные формы: создать, изменить, улучшить, повысить, изучить и др. Они определяют наши действия. Их надо обязательно выполнить и отчитаться перед спонсором.

Например:

Привлечь в библиотеку читателей дошкольного или другого возраста.

Организовать досуг детей в период школьных каникул.

Изменить информационную составляющую зоны свободного выбора книг.


  • Бюджет или смета .
Бюджет должен быть реальный, связанный с текстом проекта.

Например: приобретение оборудования, расходные материалы, поощрение участников мероприятий и др.

Различные благотворители предъявляют разные требования к бюджету, соответственно и статьи бюджета могут варьироваться.

Самое важное в бюджете – показать вклад собственный или привлеченный, потому что любой проектный бюджет делится на 2 части:

Запрашиваемая сумма

Вклад из других источников

Требования к бюджету:

Соответствие описательной части заявки, то есть, реален ли он. Например: просят по проекту видеодвойку, проектор но нигде в описании нет использования медиасредств.

Сбалансированность бюджета. Некоторые эксперты смотрят вначале бюджет, а не текст проекта. Им этого достаточно, чтобы составить своё мнение.

Процесс формирования идеи (обоснования) проекта, определения цели и задач проекта включает в себя анализ ситуации, масштаб деятельности, возможности кадрового потенциала, специфику «человеческого фактора». Библиотека анализирует свои ресурсы, состояние СБА, устанавливает контакты с другими организациями, разрабатывает рекламу. Из этого выстраивается логическая цепочка выполнения первого этапа проекта.


  • Второй этап проекта:

  • Деятельность и методы (содержание) – включает проведение рекламных мероприятий, составление плана – графика основных мероприятий со сроками проведения и ответственными лицами. Составляются необходимые приложения, продумывается ресурсное обеспечение проекта: помещение, оборудование, канцелярские принадлежности, рабочее время и др. План – график мероприятий и бюджет к нему планируется одновременно.

  • Третий этап – осуществление, контроль над реализацией .
На этом этапе важно соблюдать персональную ответственность руководителя и исполнителей проекта, взаимозаменяемость, организацию эффективной обратной связи с партнерами, своевременное финансирование.

Успешная реализация проекта невозможна без эффективно работающей команды.

Семь характеристик эффективной команды:

- К оммуникация и взаимоотношения;

- О бщие цели и ценности;

- М оральный настрой;

- А тмосфера признания и уважения всех членов группы;

- Н аличие внутренней энергии;

- Д остижение результатов при оптимальной производительности;

- А бсолютная гибкость.


  • Четвертый этап – завершение и анализ эффективности.
Последний этап включает следующие процессы:

Анализ проделанной работы;

Демонстрация результатов заинтересованным структурам (партнеры, спонсоры);

Ожидаемые результаты;

Перспективы проекта

Проект должен принести ощутимые конкретные результаты, то есть то, что можно оценить. Критерии могут быть количественные и качественные (проведение конкретных мероприятий, выпуск издательской, методической, рекламной продукции; предоставление определённой группе читателей сервисных услуг и т. д.) здесь содержится конкретная информация (с указанием количественных показателей) о результате проекта.

Факторы успеха проекта:

Завершение проекта в установленные сроки и в рамках бюджета,

Соблюдение требований к качеству результата,

Небольшой объем изменений в ходе реализации проекта,

Сохранение текущей работы библиотеки, т.е. работа над проектом не выбила библиотеку из колеи,

Обеспечение производственной культуры и ценностей организации.

Обязательно нужно описывать перспективы проекта, пытаться обосновать, что он будет продолжаться во времени после того, как предоставленное финансирование будет исчерпано.

Причины неудач:

Неясные цели,

Недостаточная поддержка со стороны высшего руководства,

Не очень эффективное взаимодействие в проекте,

Чрезмерная оптимистичность, сложность проекта,

Недостаточное финансирование,

Изменение приоритетов в работе библиотеки,

Опять обращаясь к заключению Дукельского В.Ю. следует, что один проект – не проект, два проекта – полпроекта, три проекта – проект.

Схема проекта


  1. Название.

  2. Цель.

  3. 3адачи.

  4. Обоснование значимости.

  5. Содержание мероприятий.

  6. Ожидаемые результаты

  7. Данные об исполнителе:
ФИО, дата рождения, место работы, должность, функция в проекте, контактная информация.

  1. Перспективы проекта.

  2. Смета.



Виды расходов

Расчеты

Сумма

Монопроекты в библиотечной сфере отличаются большим разнообразием. В них отражен определённый круг задач и применяются традиционные методы и средства управления созданием таких программных документов. Их реализация требует формирования единой проектной команды. Проект должен иметь поддержку со стороны других организаций, хотя бы номинально. Система партнёрства в проектной деятельности является краеугольным камнем в её осуществлении.

В зависимости от цели Монопроекты делятся на организационные, информационные, инновационные, управленческие, исследовательские, технические, экономические, социальные и смешанные.

* Информационный проект – это проект, подготовленный в соответствии с потребностями пользователей.

* Инновационный проект – это проект, который содержит какое – то новшество, значительное изменение, перемену.

* Маркетинговый проект – это проект, рассчитанный на широкую взаимосвязь с общественностью.

* Стратегический проект – это проект, который содержит планирование какой – либо деятельности на длительную перспективу.

* Партнёрский проект – это деловой проект, основанный на договоре между физическими или юридическими лицами с равными правами и обязанностями.

* Образовательный проект – направлен на обучение, просвещение, совершенствование каких – либо знаний и умений.

* Культурно – досуговый проект – это проект, который нацелен на организацию досуга разных категорий пользователей. В нем практика библиотечной работы успешно сочетается с деятельность культурного центра. Она включает в свою деятельность проведение культурно – досуговых зрелищных мероприятий, литературно – музыкальных вечеров, организацию театров книг, фестивалей, презентаций, творческих вечеров, массовых праздников, всевозможных выставок.

Еще можно выделить по объему малые проекты . Малые проекты чаще всего используются в районных и поселковых библиотеках. Они просты, ограничены ресурсами и временными рамками. Значительная часть их проектируется и реализуется в связи с теми или иными знаменательными событиями в конкретном муниципальном районе. Как правило, такие проекты не требуют дополнительных ресурсов, сроки их выполнения – от одного месяца до года.

Ярким примером малых проектов можно назвать программы летнего чтения , которые разрабатывают очень многие центральные районные и детские библиотеки.

Выделение одного направления деятельности не сказывается на качестве обслуживания читателей. Библиотека оказывает всему населению стандартный набор обязательных услуг и дополнительно обеспечивает потребности определенной группы, или ведет углубленную работу по одному из тематических направлений.

Проектная деятельность сплачивает, организует и дисциплинирует коллектив. Это видимые результаты труда коллектива единомышленников. В творческий процесс без принуждения вовлекаются не только сотрудники библиотеки, но и читатели. Профилирование, программная и проектная деятельность – новый подход к библиотечному обслуживанию, один из путей саморазвития библиотек. В центре проекта должен находиться человек и его интересы.

Литература:


  1. Касенова, Г. Как рождаются проекты. Делать, а не намереваться // Библ. дело. – 2009. - № 18. – С. 13 – 14.

  2. Лисицкий, А.В. Библиотечное проектирование: экспресс – курс // Современная библиотека. – 2010. - № 7. – С. 9 – 15.

  3. Молодцова, А.В. Профилирование и специализация библиотек – один из путей саморазвития, «открытия себя» // Библ. дело – XXI век: научно-практический сборник. – 2002. - № 1. – С. 193 – 210.

  4. Мысовская, М.И. Программы разные нужны // Библиотека. – 2003. - № 7. – С. 38 – 40.

РАДОСТНОЕ ЧТЕНИЕ:

ПРИМЕРЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК

Постернак Лариса Ивановна,

заведующая ИМО МРБУК «СМЦБ»

Проектная деятельность – это деятельность, которую

осваивают методом проб и ошибок, шаг за шагом.

Именно так, шаг за шагом, сотрудники библиотек совершенствуют свои навыки по проектированию. В качестве примеров их творческих разработок можно назвать много реализованных проектов, программ.

Вот уже несколько лет в Яшкинской районной детской библиотеке Кемеровской области ведется работа по программе «Я познаю мир» (Библиополе.- 2012.- №7). Библиотекари знакомят ребят с окружающим миром, с историей вещей и т. п. Познавательные игры и другие мероприятия, развивающие кругозор малышей и младших школьников, проводятся здесь давно и регулярно.

Среди этих мероприятий есть наиболее удачные, которые с годами не становятся менее актуальными, а наоборот, вызывают у ребят и руководителей детским чтением большой интерес. Именно они были объединены в программу «Я познаю мир». В работе над программой библиотекари прислушивались к мнению педагогов и родителей – они часто подсказывают интересные темы. Так появились познавательные часы: «Герб страны. Герб семьи», «Путешествие в прошлое лампочки», «Безопасный Новый год», «Страна очень нужных профессий»; игра – путешествие «В мире русских народных сказок». Часто темы для встреч берутся из детских книжек и журналов, а порой они рождаются в беседе с читателем – ребенком, у которого «сто тысяч «Почему?».

Нельзя умолчать и о современных технологиях, с помощью которых ребенок лучше воспринимает информацию, если она сопровождается иллюстрациями. «Компьютер - не конкурент», как сказал один мудрый человек и был прав. При умелом подходе компьютер станет добрым помощником библиотекаря.

С первого дня появления компьютера в библиотеке библиотекари используют его в программе «Я познаю мир». Юные читатели очень хорошо воспринимают электронные презентации, слайд – минутки, потому что библиотекарь не только рассказывает, но и показывает что – то интересное.

К выставке всегда готовится небольшая викторина. Отвечая на вопросы, дети обращаются к книгам с этой выставки (часто по совету библиотекаря), а потом советуют и своим друзьям заглянуть в них.

В Приложении к статье даются формы, названия и темы мероприятий, проведенных по данной программе с 2008 г. по 2012 г.

Как любой творческий труд, читательская деятельность вырастает из процесса добровольного участия в каком – либо общем деле. Поэтому, в работе с детьми являются эффективными и оправданными такими формы, как «Программы летних чтений» (Библиотека. – 2013. - №2).

На каникулы ребенку выдаются списки литературы, которую необходимо прочесть. Иногда они бывают такими насыщенными, что у детей пропадает желание даже взять в руки книгу. Наша задача – заинтересовать и активизировать их, сделать процесс летнего чтения увлекательным. Для этого сотрудники Центральной детской библиотеки г. Кунгур Пермского края предлагали следующие программы:

На своем сайте библиотека поместила объявление: «Уважаемые родители! Станьте активными участниками литературного чтения вашего ребенка! Хорошая книга – «живая», «говорящая», «мыслящая». Научите детей общению с «умными» книгами. Читайте всей семьей!». Здесь же была помещена информация о проекте: условия конкурса, рекомендательные списки литературы, тематические папки с заданиями, а позже – сведения о результатах конкурса и победителях.

Одно из условий участия в этом конкурсе – право выбирать, что читать или не читать, принимать участие в выполнении заданий или нет. Но, чтобы попасть в финал и стать победителем, необходимо было доказать свою читательскую компетентность. А литературных заданий, направленных на работу с текстом, за время проведения проекта накопилось много в тематических папках: «Экологические сказки для самых маленьких», «Веселые рассказы и стихи», «Мои любимые сказки», «Удивительные и невероятные приключения», «Экологические повести и рассказы». Участники, набравшие максимальное количество баллов, стали обладателями дипломов «Знайка», самые активные – награждены значками «Знайка: самому читающему и любознательному».

Воспитание чувств ребенка начинается с красоты. Одно из основных направлений работы Центральной городской детской библиотеки г. Железногорска – эстетическое воспитание под девизом: «Учить видеть прекрасное, просвещать душу». Ее сотрудники разработали программу по эстетическому воспитанию дошкольников «Вырастай-ка». Занятия по программе проводится по нескольким темам. Первое – «По дороге в Читай-город» проходит в форме сказочной игры – путешествия и посвящено формированию основ культуры чтения у детей. Дети отправляются в сказочный Читай-город вместе с волшебницей Читалией. В пути ребятам встречается герой, который устраивает им испытания. В игровой форме дается информация о правилах пользования библиотекой, книгой. Заканчивается экскурсия разговором о том, что запомнилось во время путешествия, и предложением поиграть в «библиотеку» дома или в детском саду.

Следующее занятие «Краски и звуки родной природы» посвящено временам года в живописи, музыке и поэзии. Оно состоит из трех самостоятельно снятых и озвученных видеофильмов» «Осень – дивная пора», «Здравствуй, гостья – зима!», «Полюбуйся, весна наступает!». В фильмах звучит музыка русских композиторов, дети любуются картинами Левитана, Жуковского, Шишкина…Звучат стихи Пушкина, Плещеева, Фета…

«В некотором царстве, в сказочном государстве» - следующая тема программы «Вырастай-ка». Для занятия оформляется выставка: книги, иллюстрации, игрушечные герои сказок. Используется видеоматериал. А диалоговая форма общения усиливает процесс восприятия.

Русское декоративно – прикладное искусство поистине уникально по разнообразию материалов, цветов и узоров. Поэтому, очень важно воспитывать у юных читателей высокое чувство любви к фольклору, раскрыть его неповторимость. Решить эту задачу помогает очередное занятие программы «В мире народного искусства». Здесь используют фрагменты документального фильма «Народные промыслы», оформляют книжно – иллюстративную выставку «Чудеса народного искусства», на которой экспонируются подлинные предметы декоративно – прикладного творчества. Проводят творческие занятия, где дети разрисовывают заготовки подносов, кувшинов, вырезанные из бумаги.

На абонементе Центральной городской библиотеки г. Жодино был создан проект «Книги дня», в котором читателей знакомили с калейдоскопом праздничных дней, памятных дат и мировых событий в жизни нашей планеты.

Целью данного проекта является раскрытие фонда и пропаганда книг абонемента библиотеки. Связано это, прежде всего, с развитием современных технологий, которые позволяют получить необходимую информацию, не выходя из дома. В современных условиях библиотека занимается не просто выдачей книг, но и их активным продвижением и рекламой. Для этого используются самые различные методы и формы работы. Именно поэтому, проект «Книги дня» - это одно из интереснейших нововведений в работе этой библиотеки.

Ежедневно на стенде размещали фотографии и информацию об интересных событиях, фактах, праздниках текущего дня, а рядом на стеллаже располагаются книги и журналы художественного и отраслевого содержания, прямо или косвенно касающиеся этих событий. Книжную выставку дополняют различные атрибуты и сувениры.

В фонды библиотеки ежегодно поступают издания местных авторов. В проекте «Книги дня» надо стремиться отображать этот фонд, освещая юбилеи местных писателей. И здесь может сработать эффект одного экземпляра, когда на полку выставляют несколько изданий одного произведения.

День студента , благодаря этому проекту, на абонементе отмечался с особым удовольствием. На празднике предлагали пользователям пройти простые тесты, чтобы проверить уровень их знаний. Книги и журналы с различными развивающими играми и тестами были представлены на выставочном стеллаже («Играем вместе», «Новейшие тесты», «100 популярных профессий», «Шпаргалка для счастливчика» и др.).

А 17 февраля отмечается одна из недавних инициатив международных благотворительных организаций – День спонтанного проявления доброты . Этот праздник имеет общемировое значение и празднуется независимо от гражданства, национальности и религиозных убеждений. В этот день библиотекари предлагают только самые добрые и сердечные книги абонемента.

Работая над проектом «Книги дня», сотрудники стремились не только стимулировать чтение среди пользователей абонемента, помогать им в повышении уровня самообразования и информационной грамотности, но и вовлекать в проект малоспрашиваемую литературу, а также демонстрировать привлекательность и пользу чтения.

От отношения человека к природе зависит богатство его духовного мира. С детства нужно воспитывать чувство природы. Четыре года Центральная детская библиотека г. Кемерово работала с детьми по собственной программе «Удивительное чудо природы». Она состоит из пяти этапов работы:

1 этап – «Земля - слезинка на щеке Вселенной». Это первые детские открытия окружающего мира: «жемчужина» космоса – Земля, «завораживающие» звезды, «родственники» Земли – планеты.

2 этап – «Как прекрасен этот мир, посмотри». Пейзажная лирика – любование природой посредством художественного слова.

3 этап – «Народный календарь – колыбель науки о природе». Как люди жили в ладу с природой, соблюдая ее законы: знакомство с русским фольклором, народными приметами.

4 этап – «Поучительные рассказы Старичка – Лесовичка». Этика и природа: наблюдение, переживание и осмысление детьми увиденного в природе, в литературе.

5 этап – «Приведем в порядок шар Земной». Что нужно сделать, чтобы помочь выжить не только животным, но и самим людям. Советы ученых, писателей.

Каждое мероприятие сопровождалось иллюстрированным материалом: фотографиями, репродукциями, цифровыми данными, а также собственными наблюдениями библиотекарей и читателей о жизни леса, растений и животных. Библиотекари с детьми вспоминают свои прогулки за город, читают рассказы о природных явлениях, записки натуралистов. С целью занимательности включаются в беседы загадки, пословицы, поговорки, стихи о природе. Проводят экологические викторины и конкурсы.

Социальный проект по улучшению человеческих отношений «Живая библиотека» родился в Дании. Россия впервые познакомилась с проектом в 2011 г. в Екатеринбурге, а затем «живые книги» представили в Новосибирске, Москве, Нижнем Новгороде и других городах.

«Живая библиотека» - это новый, необычный формат общения. Она работает так же, как и любая другая, однако «книгами» в ней становятся интересные, неординарные личности, читателями – все посетители библиотеки, а чтение заменяется разговором.

«Живая книга» - это человек, готовый делиться с «читателями» своим личным опытом и искренне отвечать на их вопросы. Цель таких акций – восполнить недостаток общения в больших городах и культурное однообразие в сельской местности. Подобный проект создает все условия для встречи представителей различных социальных групп, обходясь при этом без конфронтации, без опасности быть оскорбленным и униженным.

«Живой книгой» может стать любой человек или группа людей, которые:


  • способны преодолевать жизненные трудности и невзгоды (инвалиды или люди, победившие заболевания);

  • вызывают своими поступками восхищение и благодарность окружающих (одинокие отцы, самостоятельно воспитывающие детей; семьи с приемными детьми);

  • обладают нетипичной жизненной историей (путешественники, изобретатели);

  • являются специалистами редких профессий или добились большого успеха в своей профессиональной деятельности.
Одним словом, они должны быть яркими, творческими, неординарными личностями.

«Войны не видели, но знаем…» - так называется проект отдела обслуживания дошкольников и учащихся младшего школьного возраста областной библиотеки для детей и юношества г. Курска. Цель этого проекта – сохранение памяти о великом подвиге участников Великой Отечественной войны, воспитание патриотизма у подрастающего поколения, повышение интереса к чтению литературы военной тематики.

Автор проекта, человек неравнодушный и творческий, пригласила к себе 40 ребят младшего школьного возраста. Они представили очень интересную и ценную информацию, на основе которой была создана детская рукописная книга «Войны не видели, но знаем…». В общей сложности 147 страниц написали дети о близких людях, которые всем нам подарили Победу. Юным авторам активно помогали родители, бабушки и дедушки, учителя. Именно это объединение детей и взрослых в творческом процессе не только сближало их, но и на какое-то время как бы возвращало героев Великой Отечественной в наши дни. В своих повествованиях дети выразили собственное отношение к войне и к Великой Победе.

В библиотеке прошла презентация рукописной книги «Войны не видели, но знаем…», на которой присутствовали участники Великой Отечественной, родственники тех, о ком написали юные авторы. А позже состоялась презентация книги на местном радио.

Литература:


  1. Волнейкина, Л. «Забытый день рождения»: реализация проекта «Читаем всей семьей» // Библиотека предлагает. – 2012. - №2. – С. 113 – 117.

  2. Касенова, Г. Как рождаются проекты // Библ. дело. – 2009. - №18. – С. 13 - 14.

  3. Куренко, Т. Компьютер – не конкурент: работа по программе «Я познаю мир» в детской библиотеке // Библиополе. – 2012. - №7. – С. 35 – 37.

  4. Мальцева, Е. Во всеоружии эмоций, или самореализация через творчество
// Библиотека. – 2013. - №2. – С. 32 – 36.

  1. Медведкова, Н. Удивительное чудо природы: библ. экологические программы
// Школьная библиотека. – 2003. - №10. – С. 55 – 58.

  1. Мещерякова, С. «Вырастай-ка»: программа для дошкольников // Библиотека. – 2003. - №7. – С. 70 – 71.

  2. Ростовская, О. Датский проект на российских просторах: проект «Живая библиотека» // Библиополе. – 2013. - №11. – С. 5 – 7.

  3. Смольская, Г. Книги дня: реализация проекта // Библиотека предлагает. – 2012. - №2. – С. 48 – 53.

  4. Худокормова, О. «Войны не видели, но знаем…»: проект для дошкольников и учащихся младшего школьного возраста // Библиотека. – 2013. - №9. – С. 31 – 33.
Наш адрес:

г. Сальск, ул. Ленина, 104

Сальская межпоселенческая центральная библиотека

Телефон: 7-35-62

E-mail: [email protected]

Режим работы: с 9 до 18 ч.

Выходной пятница, в летний период

воскресенье. Перерыва нет.

Последний понедельник каждого месяца санитарный день