Внешнеэкономическая деятельность – это процесс реализации внешнеэкономических связей путем осуществления торгового обмена, совместного предпринимательства, оказания услуг, различных форм экономического и научно-технического сотрудничества, проведения валютных и финансово-кредитных операций.

Внешняя торговля начала быстро развиваться при капиталистическом способе производства и достигла наибольшего развития при вхождении ряда крупнейших стран мира – США, Японии, ФРГ, Франции, Англии, Швеции, Италии и других – в мировую рыночную экономическую систему.

Процесс бурного развития капиталистического способа производства способствовал решению технических проблем переброски крупных партий товаров на дальние расстояния за счет использования железных дорог, пароходов в XIX в. В XX в. возможность широкого развития внешней торговли усилилась за счет постоянного совершенствования морского, речного, железнодорожного, автомобильного, авиационного и трубопроводного транспортов.

Интенсивное развитие различных видов машинного производства делает необходимостью увеличение внешнеторговых обменных операций, так как необходимы новые и разнообразные виды сырья, топлива, материалов, научных разработок. Потребность закупки нефти, леса, руд, металлов тем выше, чем интенсивнее развивается экономика страны. Например, Япония не имеет богатых природных ресурсов, и ее промышленность может развиваться исключительно за счет внешней торговли. Интенсификация производства, в свою очередь, требует поисков большого, емкого рынка, что также способствует расширению внешнеэкономических связей и усилению внешнеэкономической деятельности.

Существенной предпосылкой развития внешнеэкономической деятельности является возможность повышения нормы прибыли на основе внешнеторговых операций. Расширение внешней торговли удешевляет элементы постоянного и переменного капитала и таким образом способствует снижению издержек производства. Благодаря конкуренции между производителями разных стран удается на мировом рынке довести мировые цены на товары до уровня их интернациональной стоимости, которая ниже национальной стоимости в менее развитых странах с невысокой производительностью общественного труда, но выше уровня национальной стоимости в развитых странах.

Важным фактором развития внешней торговли является вывоз капитала, на основе которого возникают транснациональные корпорации, которые чаще всего бывают национальными по капиталу и интернациональными по сфере деятельности. Появляются и межнациональные корпорации, которые являются интернациональными по сфере деятельности и по капиталу. Роль транснациональных корпораций в международной торговле весьма значительна, так как на долю их внутрикорпорационного оборота приходится около одной трети международного экспорта.

К ряду других общих факторов развития внешнеэкономической деятельности относятся:

1. Неравномерность экономического развития различных стран мира . Каждая страна имеет собственную структуру отраслей, свой уровень развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, сферы обслуживания, свою специализацию в экономике.

Специализация промышленного или сельскохозяйственного производства дает сильный толчок развитию внешней торговли, что очень актуально для небольших по территории и численности населения развитых капиталистических стран: Голландии, Норвегии, Бельгии, Финляндии и др. Эти страны имеют долю экспорта в валовом национальном продукте около 50% и, примерно такая же доля импортируется.

2. Различие в людских, сырьевых, финансовых ресурсах . Ежегодно в мире в поисках работы перемещается 25 млн. человек. Имеются страны с избыточными трудовыми ресурсами: Индия, Китай, Бангладеш, Пакистан, Нигерия и другие. А также есть регионы: Западная Европа, США, Ближний Восток, Южная Америка, которые нуждаются в притоке рабочих рук. Поэтому перемещение работников из страны в страну, регулируемое Международной организацией труда, процесс объективно необходимый, способствующий развитию внешнеэкономической деятельности.

Большое разнообразие сырьевых ресурсов, основную долю которых составляют полезные ископаемые, объективно способствует установлению торговых отношений между странами мира.

Установлению внешнеэкономических связей между государствами способствует возможность некоторых стран мира – Японии, Сингапура, Гонконга, Панамы, Бахрейна и др. – выделять средства для кредитования фирм, предприятий, банков, расположенных в различных странах.

3. Характер политических отношении. Укреплению внешнеэкономической деятельности способствует наличие дружественных политических отношений между странами. И, наоборот, политическая конфронтация резко снижает внешнеторговый оборот, вплоть до разрыва экономических связей.

4. Различный уровень научно-технического развития . Формированию внешнеэкономической деятельности способствует обмен между странами студентами, стажерами, научными сотрудниками, преподавателями; проведение совместных исследований, экспериментов; участие в геологических и археологических экспедициях; выполнение контрактов по проведению проектных, научно-исследовательских и конструкторских работ.

5. Особенности географического положения, природных и климатических условий .

К результатам развития внешнеэкономической деятельности в мировой экономике можно отнести:

Дальнейшее углубление международного разделения труда;

Экономию общественного труда в странах, активно осуществляющих внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и участие в других формах внешнеэкономических связей;

Интенсивный и рациональный обмен результатами труда;

Дальнейшее укрепление политических, научных, технических, культурных и других связей;

Увеличение числа стран мира, создающих рыночную экономику;

Успешное функционирование транснациональных корпораций и концернов;

Расширение круга стран, достигших полной конвертируемости их валют.

Предыдущая

Внешнеэкономическая деятельность – одна из сфер экономической деятельности государства, предприятий, фирм, тесно связанная с внешней торговлей, иностранными кредитами и инвестициями, с осуществлением совместных с другими странами проектов.

Развитие внешнеэкономической деятельности выгодно как государству, так и предприятию. Её осуществление способствует насыщению внутреннего рынка товарами, которые не производятся в стране или производятся, но недостаточно, внедрению новых технологий и оборудования.

Внешнеэкономическая деятельность во всех странах выполняет ряд функций:

* способствует повышению уровня экономического развития;

* осуществляет соизмерение национальных и мировых издержек;

* реализует преимущества международного разделения труда.

Внешнеэкономическая деятельность оказывает положительное воздействие на развитие экономики благодаря:

* поступлению валютной выручки;

* повышению технологического уровня производства за счёт импорта современной техники и технологий;

* долгосрочному производственному сотрудничеству с иностранными партнёрами, производству конкурентоспособной продукции и выхода с ней на мировые рынки.

Основными направления внешнеэкономической деятельности являются:

1) международное инвестиционное сотрудничество, вложение денежных средств фирм в зарубежные финансовые активы для получения процентов и дивидендов, а также в материальные и нематериальные активы;

2) международное научно-техническое сотрудничество – это совместная разработка фирмами из разных стран научно-технических проблем, взаимный обмен научными достижениями, производственным опытом;

3) международное технико-экономическое сотрудничество предполагает содействие в области промышленного и гражданского строительства, предоставления производственно-технических услуг, подрядное сотрудничество;

4) внешнеэкономическая деятельность предприятия.

Внешнеэкономическая деятельность предприятия – это сфера его хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной и научно-технической кооперацией, экспортом и импортом продукции, выходом на внешний рынок. В основе её заложены внешнеторговые операции, предполагающие реализацию договора купли-продажи, и включает комплекс экономических, валютно-финансовых, организационно-правовых и технических мероприятий по подготовке, заключению и исполнению внешнеторговых сделок.

В качестве видов внешнеэкономической деятельности предприятия наряду с внешнеторговой деятельностью выступают производственная кооперация, инвестиционное сотрудничество, валютные и финансовые операции.

1.3. Внешнеэкономический комплекс: понятие, показатели развития



Внешнеэкономический комплекс – это совокупность отраслей, подотраслей, предприятий и организаций, систематически производящих и реализующих экспортные ресурсы всех видов, потребляющих импортные товары и услуги, осуществляющих все виды внешнеэкономической деятельности, а также государственные органы федерального и регионального уровней, координирующих внешнеэкономическую деятельность, общественные организации, содействующие её развитию.

Главной задачей развития внешнеэкономического комплекса является его преобразование в динамичную и сбалансированную производственно-коммерческую систему, которая будет способствовать активизации участия страны в мировом хозяйстве.

В настоящее время внешнеэкономический комплекс страны развивается динамично (таблица 1). Основным показателем, характеризующим развитие внешнеэкономического комплекса, является внешнеторговый оборот.

Таблица 1 – Динамика

внешнеторгового оборота Российской Федерации (млрд дол.)

Показатель
Оборот 136,6 141,9 151,8 195,9 257,1 339,9 439,5 552,2
Экспорт 102,8 100,7 105,8 124,9 181,5 241,3 302,0 352,2
Импорт 33,8 41,2 46,0 71,0 75,6 98,5 137,5 199,7

Условиями успешного развития внешнеэкономического комплекса являются:

* модернизация экономики;

* наращивание экспортного потенциала;

* наличие конкурирующих производств;

* предоставление большей самостоятельности регионам;

* совершенствование правовой базы;

* повышение доли наукоёмких производств;

* оптимальное включение в различные формы совместного предпринимательства.

Глава 2. Формы внешнеэкономического сотрудничества

Виды и формы ВЭД.

ВЭД относится к одной из сфер международного бизнеса, основанного на базе производства продукции (выполнения работ и предоставления услуг, предназначенной для зарубежных рынков).

В российской практике это понятие стало активно использоваться с конца 80-х годов прошлого столетия в связи с началом осуществления экономической реформы (1086-1987), суть которой сводилась к децентрализации государственной внешней торговли и переходу от системы межправительственных внешнеэкономических связей к самостоятельному осуществлению ВЭД на уровне предприятий. – производителей экспортной продукции.

Указом Президента РФ от 15 ноября 1991 г. №213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» было установлено, что «всем зарегистрированным на территории РФ предприятиям, организациям и объединениям, независимо от формы их собственности, разрешается осуществлять внешнеэкономическую деятельность без специальной регистрации». Любое российское лицо, в учредительных документах которого предусмотрено ведение ВЭД, имеет право на ввоз или вывоз товара в соответствии с заключенным контрактом.

В результате реформирования ВЭС в России сложились два понятия «ВЭС» и «ВЭД», последнее их которых изменило содержание ранее используемой категории ВЭС ее значение и характер. При этом ВЭД и ВЭС не следует рассматривать как две раздельные внешнеэкономические сферы функционирования и государственного регулирования в экономике России. Потому как одной из приоритетных сторон ВЭД является то, что внешнеэкономическая стратегия отдельных экспортно-ориентированных предприятий, а также отраслевых министерств и ведомств, в состав которых они входят, во многом определяет направления и принципы внешнеэкономической политики государства.

Внешнеэкономические связи. – одна из форм межгосударственных отношений в области научно-, военно- технического, производственного и торгово-экономического сотрудничества и валютно-финансового взаимодействия.

Содержание ВЭС состоит в безусловном выполнении в государственных интересах России экспортных поставок (и импортных закупок для федеральных нужд), вытекающих из достигнутых двусторонних межправительственных торгово-экономических соглашений, как правило взаимного характера в рамках международной специализации и кооперации, а также в выполнении финансово-кредитных обязательств.

Планирование объемов и определение товарной номенклатуры экспортно-импортной продукции и услуг в рамках осуществления ВЭС производится федеральными структурами, т.е. на правительственном уровне по стратегически важным позициям через систему государственного заказа и за счет государственного бюджета.


Госзаказ по сути выступает директивным планом обеспечения производства экспортной продукции для профильных предприятий, выбранных в качестве исполнителя. Под сформированный заказ правительством выделяются лимиты централизованного материально-технического обеспечения и валютно-финансовых ресурсов.

Передавая госзаказ предприятиям –исполнителям, федеральные структуры, ответственные за выполнение внешнеэкономических соглашений берут на себя обязательство по своевременной полной оплате его в обусловленный срок.

Внешнеэкономическая деятельность относится к рыночной сфере отношений, базируется на критериях предпринимательской деятельности, структурной связи с производственными процессами и отличается правовой и экономической автономностью, а также юридической независимостью от отраслевой ведомственной опеки.

ВЭД осуществляется на уровне предприятий на частично или полностью обеспечивающих производство экспортной продукции и реализацию ее на внешнем рынке. Такие предприятия, компании, фирмы – экспортно-ориентированные предприятия.

В основе ВЭД лежит полная самостоятельность в разработке экспортной стратегии, в выборе экспортного продукта, его номенклатуры и состава ассортиментных позиций исходя из производственно-технологических возможностей, а также внешнего рынка, иностранного партнера, базисных и финансово-экономических условий внешнеторговых сделок, в определении экспортной цены и стоимости контракта, сроков поставки продукции и способов транспортировки.

Факторы развития внешнеэкономической деятельности.

Внешняя торговля начала быстро развиваться при ка­питалистическом способе производства и достигла наиболь­шего развития при вхождении ряда крупнейших стран мира (США, Японии, Германии, Франции и др.) в мировую рыноч­ную экономическую систему.

Наиболее значимым фактором, повлиявшим на бурное развитие внешнеторговой деятельности между странами в XIX в., стало развитие морского и железнодорожного транспор­та. В XX в. возможность широкого развития внешней торгов­ли усилилась за счет постоянного совершенствования всех ви­дов транспорта.

Интенсивное развитие различных видов машинного произ­водства делает важным увеличение внешнеторговых обменных операций, так как необходимы новые виды сырья, топлива, материалов, а также научных разработок.

На развитие внешнеэкономической деятельности влияют также следующие группы факторов:

1.Экономические факторы. На протяжении всей исто­рии наблюдается неравномерность экономического развития различных стран мира. Каждая страна имеет собственную структуру отраслей, свой уровень развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, свою специализацию в экономике.

2.Политические взаимоотношения. Укреплению внеш­неэкономической деятельности способствует наличие друже­ственных политических отношений между странами.

3.Научно-техническое развитие страны. Формирова­нию внешнеэкономической деятельности способствует обмен между странами, научными сотрудниками, преподавателями, студентами; проведение совместных исследований, экспери­ментов, выполнение контрактов по проведению проектных, на­учно-исследовательских и конструкторских работ.

4.Особенности географического положения, природных иклиматических условий.

5.Ресурсные факторы . Различие и людских, сырьевых и финансовых ресурсах также создает основу для обменных отношений.

После Второй мировой войны, когда в мире преобладали страны с закрытой экономикой, была распространена точка зрения, согласно которой каждое государство должно преус­певать во всех сферах экономики. Эта тенденция была обу­словлена стремлением обеспечить самодостаточность страны, а также мнением о том, что выход на современный уровень предполагает развитие отраслей обрабатывающей промыш­ленности, а не концентрацию на тех сферах, где страна доби­лась наибольших успехов. Однако мировой опыт свидетель­ствовало, что обязательным условием успешного развития стала более глубокая интеграция страны в мировую экономи­ку, позволяющая получить новые технологии и ноу-хау, а так­же повышающая роль конкуренции.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
Рубрика (тематическая категория) Спорт

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ВЭД)

Понятие, принципы и виды внешнеэкономической

деятельности (ВЭД)

Лекция №1. План.

1. Характеристика причин и условий развития внешнеэкономической деятельности.

2. Понятие (определœение) внешнеэкономической деятельности, её соотношение с хозяйственной деятельностью.

3. Признаки ВЭД (территориальный признак, наличие иностранного элемента).

4. Предмет и методы правового регулирования ВЭД (императивный и диспозитивный методы правового регулирования).

5. Принципы ВЭД.

6. Общая характеристика разновидностей ВЭД.

Ключевые слова и понятия: внешнеэкономические связи, внешнеэкономическая политика, внешнеторговая политика, валютная политика, протекционизм, внешнеэкономическая деятельность, принципы внешнеэкономической деятельности, виды внешнеэкономической деятельности.

Характеристика причин и условий развития внешнеэкономической

деятельности.

Отличительной особенностью нескольких последних десятилетий является возрастающая роль и значение внешнеэкономической политики среди многих направлений общей экономической деятельности государства. Конечно, государство и раньше активно вмешивалось в сферу международных экономических отношений, используя торгово-таможенную, протекционистскую политику, стимулируя экспорт, осуществляя выравнивание торговых и платежных балансов. Но в настоящее время, когда в результате стремительной интернационализации хозяйственной жизни многие важные характеристики экономического развития стран складываются под воздействием внешних факторов, внимания к вопросам внешнеэкономической политики заметно усилилось.

Международный менеджмент и менеджмент ВЭД возникли приблизительно в 60-х годах ХХ века под воздействием бурного развития международной и коммерческой деятельности транснациональных корпораций, углубления международного распределœения труда, развития международной экономической интеграции. Для понимания становления менеджмента ВЭД, разработки подходов и принципов к его формированию и использование на современном этапе развития страны крайне важно кратко рассмотреть основные этапы развития ВЭД в Украинœе. Современные исследователи выделяют три этапа развития этого процесса.

Первый этап (1918-1987 гᴦ.) – внешнеэкономические связи бывшего Советского Союза в данный период развивались по-разному: в годы ʼʼхолоднойʼʼ войны менее интенсивно, а позже – более интенсивно. В целом, объём внешнего торгового оборота постоянно увеличивался. Так, в 1960ᴦ. он составил 10 млрд. рублей, в 1970ᴦ. – 22 млрд. рублей, в 1980ᴦ. – 91 млрд. рублей, в 1985ᴦ. – 145 млрд. рублей.

При этом в серединœе 80-х годов, темпы роста внешнеэкономического оборота Советского Союза начали резко снижаться. К этому времени, в развитии внешнеэкономических связей бывшего СССР проявились следующие негативные факторы:

· отсталая стратегия и структура внешнеторгового оборота͵ его в основном сырьевая направленность;

· неудовлетворительное использование экспортного потенциала перерабатывающей промышленности, особенно, машиностроения;

· нерациональный характер импорта: в страну ввозился очень широкий ассортимент продукции, которую можно было бы вырабатывать и на отечественных предприятиях;

· недостаточное использование новых форм внешнеэкономических связей. Основной формой международного экономического сотрудничества была внешняя торговля, а такие новые формы как международная специализация и кооперация производства, прямые связи, компенсационные договоры, лицензионная торговля и др.
Размещено на реф.рф
имели незначительное развитие;

· наблюдалось недооценение роли внешнеэкономических связей как фактора экономического роста;

· отчуждение непосредственных производителœей от внешних рынков.

Многие из названных негативных факторов были обусловлены в основном экстенсивным характером экономического роста͵ а также спецификой соответствующих механизмов управления экономикой. В условиях экстенсивного роста͵ главным было достижение количественных результатов, а расходы производства, качество продукции, ее конкурентоспособность, технический прогресс, социальные проблемы отходили на второй план, что негативно влияло на социально-экономическое развитие страны.

Второй этап (1987-1991). Этот этап характеризуется ликвидацией государственной монополии на внешнюю торговлю и изменением принципов организации управления ВЭД. В данный период решаются два базовых вопроса:

1. Расширение прав министерств и ведомств, объединœений и предприятий для выхода на внешнеэкономический рынок, установления прямых связей, развития производственной и научно-технической кооперации.

2. дальнейшее усовершенствование государственного регулирования ВЕД.

На данном этапе был принят ряд важных правительственных постановлений, направленных на решение данных вопросов. Особенно следует отметить постановление ʼʼО дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных кооперативных и других общественных объединœений и организацийʼʼ от 12.12.88 ᴦ., в соответствии с которым всœе предприятия получили право выхода на внешний рынок.

Большое внимание на данном этапе уделяется перестройке внешнеэкономического аппарата на уровне предприятий, регионов и страны в целом. Создается новая система регулирования ВЭД. При этом не всœегда ее формирование имело наступательное движение. Предприятия, которые получили право выхода на внешнеэкономический рынок, не владели должным опытом осуществления экспортно-импортных операций, достаточными знаниями в сфере деловых отношений и этики международного бизнеса.

Третий этап (с 1991 года по нынешнее время) - ϶ᴛᴏ период реформирования и развития ВЭД и управления ею в Украинœе, как суверенном государстве.

Суть принятой на начальном этапе концепции состояла в развитии активного сотрудничества со странами дальнего зарубежья, вхождении в мировой интеграционный процесс, в усовершенствовании и дальнейшем развитии экономических связей со странами ближнего зарубежья, переведении их на рыночные отношения. В данный период был принят ряд важных законодательных актов, а именно:

· Закон Украины ʼʼО внешнеэкономической деятельностиʼʼ,

· Закон Украины ʼʼО едином таможенном тарифеʼʼ,

· Закон Украины ʼʼО режиме иностранного инвестированияʼʼ,

· Декрет КМУ ʼʼО режиме иностранного инвестированияʼʼ,

· Декрет КМУ ʼʼО системе валютного регулирования и валютного контроляʼʼ

За данный период значительно увеличилось количество субъектов, осуществляющих ВЭД, возрос объём внешнеторгового оборота͵ расширилась география внешнеэкономических связей. При этом в организации и управлении ВЭД в Украинœе остается еще много нерешенных проблем. А именно:

· структура внешнеторгового оборота͵ как и раньше, имеет в основном сырьевой характер,

· всœе еще нерациональным является импорт,

· недостаточно эффективно функционируют СП с иностранным капиталом.

Большого внимания требуют и такие вопросы, как создание стабильной правовой базы, благоприятного инвестиционного климата͵ эффективной системы управления ВЭД на уровне предприятия, повышение качества экспортной продукции и много других. Особого внимания требует подготовка специалистов для сферы ВЭД.

Процесс интернационализации хозяйственной жизни состоит в том, что национальные экономические системы могут эффективно развиваться только при условии их взаимодействия и переплетения. По этой причине сейчас тяжело найти государство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не было бы субъектом международных экономических отношений и не подвергалось влиянию внешней (международной) среды.

В случае если рассматривать экономику государства с точки зрения функциональной ориентации, она состоит из двух секторов: внутренней и внешней экономики. Назначение внутренней экономики - удовлетворение потребностей потребителœей за счёт внутреннего производства, внешней -выход на международные рынки товаров, услуг и факторов производства с целью повышения общеэкономического благосостояния государства. Таким образом основной критерий выделœения этих двух секторов - наличие экономических связей между хозяйствующими единицами, которые взаимопредставляют разные государства.

Исходя из этого можно дать определœение внешнеэкономических связей как комплексной системы разносторонних форм международного сотрудничества государств и их субъектов в разных отраслях экономики.

Среди базовых причин, которые стимулируют развитие внешнеэкономических связей, следует выделить такие: неравномерность экономического развития разных государств мира, отличия в сырьевых ресурсах, отличия в человеческих ресурсах, неравномерность размещения финансовых ресурсов, характер политических отношений, разный уровень научно-технического развития, специфика географического положения, природных и климатических условий.

Таким образом большинство государств мира, имея ограниченную ресурсную базу и узкий внутренний рынок не в состоянии производить достаточное количество эффективных товаров, которые необходимы для внутренних потребностей. Для таких государств внешнеэкономические связи есть способом получения необходимых товаров. Государство с большим сырьевым потенциалом базирует свои экономические системы на основании реализации экспортного потенциала. То есть, крайне важно сть существования внешнеэкономических связей обуславливается тем, что разные государства имеют разные производственные условия.

Зачем Украинœе нужны внешнеэкономические связи? Украина как молодое суверенное независимое государство, существующее как таковое всœего лишь 20лет на сегодняшний день отличается низким жизненным уровнем населœения, нестабильностью экономики, отсутствием развитой системы стимулирования экспорта͵ финансирования экспортных поставок, страхования. Как и любое государство, Украина стремиться к выходу на эффективный общий рынок, к свободному передвижению товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, к устранению любых межгосударственных барьеров и ограничений, обеспечению равных возможностей для свободной экономической деятельности, а это невозможно без внешнеэкономических связей.

Эффективность связей во многом предопределœена внешнеэкономической политикой самого государства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ является одной из базовых составных экономической политики Украины.

Внешнеэкономическая политики - совокупность целœенаправленных государственных методов относительно реализации экономического потенциала государства на внешнем рынке и удовлетворение собственных потребностей за счёт товаров и услуг иностранного производителя.

Основные элементы внешнеэкономической политики государства:

1. Внешнеторговая политика.

2. Валютная политика.

3. Политика в сфере привлечения иностранных инвестиций.

4. Таможенно-тарифная политика.

Внешнеторговая политика - это государственная политика, которая влияет на внешнюю торговлю через налоги, субсидии, прямые ограничения экспортных и импортных операций.

Существует 2 системы внешнеторговой политики – протекционизм и свободная торговля (либерализация). Протекционизм направлен на обеспечение благоприятных условий для реализации на внутреннем рынке товаров национальных производителœей, защита внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Политика свободной торговли выражается в более открытом доступе на национальный рынок иностранных товаров.

Валютная политика - это совокупность действий государства с целью поддержания экономической стабильности и образования базовых принципов развития международных экономических отношений за счёт влияния на валютный курс и на валютные отношения.

Политика в сфере стимулирования иностранных инвестиций - это комплекс мер государства для привлечения и использования иностранных инвестиций и территорий государства, а также регулирования вывоза инвестиций за границу.

Таможенно-тарифная политика - комплексная система мер, направленных на обеспечение экономического суверенитета государства, охраны государственных границ, реализация внешнеэкономической стратегии через сферу таможенных отношений.

Необходимо отметить, что конкретное направление внешнеэкономической политики, характер её воздействия на внутреннюю экономическую политику государства меняется исходя из внутренних и внешних условий развития национальной экономики. При этом, для достижения желаемых результатов используется достаточно большой арсенал форм, методов и инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. И исходя из того, каких приоритетов придерживается страна в области мирохозяйственных связей, ᴛ.ᴇ. какому типу внешнеэкономической политики отдается предпочтение на данном этапе, используется тот или иной набор средств. В Украинœе используется такой тип внешнеэкономической политики, как протекционизм. Протекционизм представляет собой

внешнеэкономическую политику, опирающуюся на набор инструментов,

способных обеспечить защиту национального рынка от иностранной конкуренции.Среди таких можно выделить следующие: протекционистские пошлины, импортные квоты, нетарифные барьеры – лицензирование, неоправданные стандарты качества, добровольные экспортные ограничения и др.

Обретение независимости Украиной породило процессы рыночных реформ и ее интеграцию в мировое экономическое пространство. Постепенно расширяется сфера внешнеэкономических отношений, как в сфере импорта товаров и услуг иностранного происхождения на территорию Украины, так и в сфере экспорта отечественной продукции на иностранные рынки. Это обстоятельство повлекло за собой интенсивное развитие законодательства, регулирующего ВЭД.

Внешнеэкономическая деятельность охватывает очень широкий спектр отношений, в связи с этим для регулирования отношений в сфере внешнеэкономической деятельности государство устанавливает специальные нормы, совокупность которых создает внешнеэкономическое право.

Нормы внешнеэкономического права можно поделить на общие и особенные.

Общие нормы – составляют общую часть права, в которую входят основные понятия внешнеэкономической деятельности, ее субъекты и объекты, виды и порядок ее осуществления, положения о предмете и методе внешнеэкономического права, ее источники, принципы, формы и методырегулирования внешнеэкономической деятельности.

К особенной части внешнеэкономического права можно отнести положения об особенностях осуществления ВЭД в разных отраслях экономики, в производственной и непроизводственной сферах, экспортный контроль, сертификация продукции и услуг, валютное регулирование, ответственность субъектов ВЭД, страхование ВЭД, валютные операции и др.

Наряду с этим, в системе норм права Украины, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, есть нормы разных областей права, которые относятся к разной отраслевой принадлежности: конституционного, административного, гражданского, хозяйственного, финансового, уголовного и других областей. Это объясняется тем, что процесс внешнеэкономической деятельности является довольно сложным по своему правовому характеру, его субъекты вступают в разного рода общественные отношения. Так, к примеру, нормы конституционного права определяют правовой статус и общие принципы деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Украины. Одной из областей права, которая также используется как средство государственного управления внешнеэкономической деятельностью, является административное право. В административном законодательстве выделяются нормы, которые определяют основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, компетенцию государственных органов в этой сфере и т.п.

Значительную роль в регулировании ВЭД играет гражданское право, нормы которого содержатся в Гражданском кодексе Украины, а также в ряде гражданско-правовых актов. Гражданское право принадлежит к фундаментальным областям права, основную сферу его регулирования составляют имущественные отношения. Вместе с тем, особенности регулирования имущественных отношений субъектов хозяйствования относятся к области хозяйственного права. В частности, в ст. 1 ХК Украины отмечается, что Хозяйственный кодекс определяет основные основы хозяйствования в Украинœе и регулирует хозяйственные отношения, которые возникали в процессе организации и осуществления хозяйственной деятельности между субъектами хозяйствования, а также между этими субъектами и другими участниками отношений в сфере хозяйствования.

Ряд важных аспектов ВЭД регулируется нормами финансового права - в частности, бухгалтерский учет и отчетность субъектов внешнеэкономической деятельности, таможенное, налоговое и валютное регулирования ВЭД.

Важное значение в регулировании ВЭД приобретают нормы уголовного права, поскольку оно выполняет охранительную функцию относительно определœенных отношений в сфере внешнеэкономической деятельности. Уголовным правом наказываются наиболее опасные правовые нарушения, которые наносят наибольший ущерб экономическим отношениям, представляют угрозу экономической безопасности страны.

Определœение ВЭД дано в ст. 377 ХК Украины, согласно которой ʼʼвнешнеэкономической деятельностью субъектов хозяйствования является хозяйственная деятельность, которая в процессе ее осуществления требует пересечения таможенной границы Украины имуществом, указанным в части первой статьи 139 настоящего Кодекса, и/или рабочей силойʼʼ.

Напомним, что ч. 1 ст. 139 ХК Украины определяет термин ʼʼимуществоʼʼ как ʼʼсовокупность вещей и других ценностей (включая нематериальные активы), которые имеют стоимостное выражение, производятся или используются в деятельности субъектов хозяйствования и отражаются в их балансе или учитываются в других предусмотренных законом формах учета имущества этих субъектовʼʼ.

Основные характеристики определœения ВЭД бывают воспроизведены также на основании Закона Украины ʼʼО внешнеэкономической деятельностиʼʼ от 16.04.1991 (далее - Закон "О ВЭД"). В ст. 1 этого закона внешнеэкономическая деятельность признается деятельностью субъектов хозяйственной деятельности Украины и иностранных субъектов хозяйственной деятельности, построенная на взаимоотношениях между ними, которая имеет место как на территории Украины, так и за ее пределами.

В литературе отмечаются определœенные различия в регулировании ВЭД между ХК Украины и Законом ʼʼО ВЭДʼʼ, в частности относительно того, что согласно Закону такая ВЭД не связана обязательно с пересечением имуществом или рабочей силой таможенной границы Украины. При этом такое противоречие следует истолковать на основании общеправового принципа "последующий закон отменяет действие предыдущего" (lex posteriori derogat prioti): законодатель отказался от возможности осуществления ВЭД без пересечения ее результатов таможенной границы Украины.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ" 2017, 2018.

Началось при становлении капитализма и совершенствовании производства. Лидерами в этом стали самые крупные страны мира: США, Германия, Япония, Италия и другие в процессе вступления их в отношения на мировой экономическом рынке.

Определение 1

Внешнеэкономическая деятельность – совокупность процессов, в которых реализуются внешние экономические связи через осуществление обмена товарами, вступление в совместное предпринимательство и другие формы экономических и научно-технических отношений, а также путем проведения операций с валютой, финансовыми и кредитными средствами.

Понятие внешнеэкономической деятельности является как исторической, так и экономической категорией. С исторической точки зрения ВЭД – результат становления цивилизации, возникший вместе с государственностью и развивающийся совместно с ним. С точки зрения экономической науки ВЭД является системой экономических отношений между странами мира, охватывающей практически все сферы экономической жизни, в первую очередь производство, торговлю, инвестиции.

Факторы развития ВЭД

Одним из главных факторов развития ВЭД является, конечно, вывоз капиталов. На этой основе появляются транснациональные компании и корпорации, которые обычно национальные относительно капитала и интернациональны относительно сферы деятельности. Роль таких транснациональных организаций велика, поскольку на их долю приходится до 1/3 всего международного экспорта в мире.

К прочим факторам, влияющим на развитие внешнеэкономических отношений, можно отнести:

  • Разный уровень экономического развития стран мира – у каждой страны своя уникальная отраслевая структура и присущи ей уровень производственного развития, связи, транспорта, своя экономическая специализация.
  • Отличия в обеспеченности трудовыми, сырьевыми ресурсами, финансовыми возможностями – во всем мире каждый год перемещаются около 25 млн. человек в поисках работы, при этом есть страны с избытком рабочей силы, и, наоборот – с нехваткой трудовых и людских ресурсов. Именно поэтому процесс трудовой миграции играет большую роль в развитии и укреплении международных экономических и научно-технических отношений.
  • Политическое положение государств – развитию и укреплению ВЭД способствует положительный политический климат в мире и дружественные отношения между государствами мира, а политическая конфронтация, напротив, обостряет закрытость экономик, снижает торговые обороты и даже может привести к разрыву экономических отношений.
  • Различия в уровне научно-технического развития – немало важный фактор развития и укрепления ВЭД. Обмен студентами, научными сотрудниками, достижениями, ведение совместных научных проектов и исследований, заключение контрактов на конструкторские изыскания – все это укрепляет взаимоотношения между государствами.

Проблемы и перспективы России в области ВЭД

Россия – страна богатая минеральными и сырьевыми ресурсами, имеет максимально выгодное географическое положение, но с недавнего времени столкнулась с существенными запретами, ограничениями, связанными с возможностью мировой торговли.

Замечание 1

Конечно, вступление Российской Федерации в ВТО несколько снизило экономический прессинг со стороны иностранных государств. Однако, вводимые с 2014 года санкции со стороны США и отдельных западных стран вынудили к поиску альтернативных решений, касающихся ведения ВЭД, так как только внутренний обмен товарами и услугами между регионами не обеспечивал бы достижения нормальных экономических показателей.

В настоящее время для результативного и эффективного развития внешних экономических связей Россия стремится стать государством, которое производит и продает конкурентоспособные товары и услуги, формирует равные условия конкуренции среди производственных предприятий на разных рыночных секторах. Основное условие для решения такой задачи – эффективная государственная политика в сфере ВЭД, базирующаяся на:

  • росте государственного контроля в сфере внешнеторговых отношений
  • контроле количества и качества экспортируемых и импортируемых товаров
  • расширенном привлечении инвестиций в экономику со стороны иностранных партнеров
  • создании максимально комфортных условий деятельности отечественных производителей.