Читайте в статье:

  • Что говорит Трудовой кодекс РФ об индексации заработной платы
  • Какие действия должен предпринимать работодатель
  • Какие решения принимают суды по этому вопросу

Согласно ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели — в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (далее — ЛНА).

Из нормы ст. 134 ТК РФ следует, что в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, порядок индексации работодатель устанавливает в ЛНА либо, с учетом мнения представительного органа работников, в коллективном договоре. Если соответствующий ЛНА не разработан, отсутствует коллективный договор, то, даже если работодатель повышает зарплату работников, как правило, об индексации заработной платы речь не идет.

Заметим, что Московский городской суд в Апелляционном определении от 24.12.2013 по делу № 11-42489 пришел к выводу, что если в организации отсутствует коллективный договор, нет ЛНА, предусматривающего порядок индексации заработной платы, и в трудовых договорах с работниками нет соответствующего условия, требования истца об индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги удовлетворению не подлежат.

Обратите внимание!

Порядок индексации может быть установлен в отраслевом соглашении, которое, как известно, является обязательным для организаций соответствующей отрасли, не направивших в установленные сроки мотивированный отказ от присоединения к такому соглашению. Например, Федеральным отраслевым соглашением по организациям связи и информационных технологий Российской Федерации на 2015-2017 годы установлено ежегодное проведение индексации заработной платы работников отрасли. В этом случае организации не могут в коллективных договорах и ЛНА установить индексацию реже, чем раз в год.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда (Апелляционное определение от 12.12.2013 № 11-36261/13) указала, что порядок, размеры, периодичность индексации заработной платы истца должна была определяться работодателем в соответствующем коллективном договоре, соглашении, ЛНА , принятие которых, в силу ст. 8, ч. 1 ст. 22, ст. 40, 45 ТК РФ, является правом работодателя. (Заметим, что принятие ряда ЛНА или закрепление определенных положений в ЛНА является обязанностью работодателя, в частности — нормы об индексации зарплаты у небюджетных работодателей.)

При этом Конституционный Суд РФ в определении от 17.06.2010 № 913-О-О отметил, что в силу предписаний ст. 2, 130 и 134 ТК РФ индексация заработной платы должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору . Нормативные положения, предоставляющие работодателям, которые не получают бюджетного финансирования, права самостоятельно (в т. ч. с участием представителей работников) устанавливать порядок индексации заработной платы, обеспечивает им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя.

Роструд также считает, что работодатель обязан осуществлять индексацию заработной платы. Согласно письму от 19.04.2010 № 1073-6-1 в том случае, если в ЛНА организации не предусмотрен порядок индексации заработной платы, то, учитывая, что индексация заработной платы является обязанностью работодателя, необходимо внести соответствующие изменения (дополнения) в действующие в организации ЛНА.

Попытки сделать индексацию заработной платы обязательной на законодательном уровне

Внести изменения в ст. 134 ТК РФ, которые сделают индексацию обязательной, в т. ч. и для организаций, не относящихся к бюджетной сфере, предлагалось неоднократно.

10 августа 2015 г. в Госдуму РФ был внесен законопроект № 858149-6 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», которым предлагается:

1. Статью 134 изложить в следующей редакции:

«Статья 134. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы

Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят ежегодно индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели обязаны проводить индексацию не реже одного раза в год в размере не ниже установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации минимального размера индексации заработной платы в субъекте Российской Федерации в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.».

2. Дополнить статьей 134.1 следующего содержания:

«Статья 134.1. Установление минимального размера индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги

В субъекте Российской Федерации нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации устанавливается минимальный размер индексации заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Минимальный размер индексации заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Минимальный размер индексации заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий, величины прожиточного минимума трудоспособного населения, роста потребительских цен на товары и услуги в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Минимальный размер индексации заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера индекса потребительских цен , утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

Минимальный размер индексации заработной платы в субъекте Российской Федерации обеспечивается:

организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из местных бюджетов, — за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

другими работодателями — за счет собственных средств.».

По информации Петербургского правового портала , члены кабинета министров сочли меры, предлагаемые депутатами законодательного собрания Карелии, избыточными. В правительстве выразили опасение, что это может даже привести к учащению случаев банкротства коммерческих организаций.

23 декабря 2015 г. ответственный комитет (Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов) предложил отклонить законопроект.

ВОЗМОЖНЫЕ СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНДЕКСАЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

Исходя из норм Трудового кодекса РФ и с учетом мнения Конституционного Суда РФ и Роструда, для того, чтобы избежать претензий проверяющих органов и недовольства работников, небюджетному работодателю необходимо установить в коллективном договоре либо ЛНА порядок индексации заработной платы и регулярно ее осуществлять. Рассмотрим несколько способов, которые позволят снизить для работодателя неблагоприятные последствия индексации зарплаты.

1. Определить порядок индексации заработной платы не в коллективном договоре и не в трудовых договорах с работниками, а в ЛНА, что позволит работодателю в дальнейшем при необходимости корректировать порядок индексации зарплаты, не внося изменения в коллективный договор (что достаточно сложно) или трудовые договоры (что требует оформления дополнительных соглашений со всеми работниками организации).

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Суд разъяснил, что правовое регулирование порядка осуществления индексации зарплаты как формы государственной гарантии для работников направлено на учет особенностей правового положения работодателя, не относящегося к бюджетной сфере, и вместе с тем не позволяет ему лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления компенсации, поскольку предполагает определение ее размера, порядка и условий ее предоставления при заключении коллективного договора или трудового договора либо в ЛНА , принятом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Определение Конституционного Суда РФ от 17.07.2014 № 1707-О

2. Если у работодателя нет возможности индексировать зарплату работников ежеквартально, в ЛНА можно предусмотреть проведение индексации один раз в год (или один раз в три года и т. п.).

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Ленинградский областной суд указывает: суд не вправе вмешиваться в вопросы установления работодателем условий оплаты труда, в т. ч. в вопросы, связанные с повышением заработной платы.

Как следует из материалов дела, Положением об оплате труда работников предусмотрена индексация заработной платы не реже одного раза в три года.

Судебная коллегия пришла к выводу, что суд первой инстанции правильно исходил из того, что действующее трудовое законодательство не содержит императивных правил в отношении обязанности работодателей, не финансируемых из соответствующих бюджетов, производить ежемесячно индексацию заработной платы, основываясь на индексе потребительских цен. Суд первой инстанции обоснованно указал в решении, что трудовым законодательством не установлены обязательные требования к механизму индексации, в связи с чем работодатель вправе самостоятельно избрать критерии для проведения индексации.

По мнению суда, нормативные положения, предоставляющие работодателям, которые не получают бюджетного финансирования, права самостоятельно (в т. ч. с участием представителей работников) устанавливать порядок индексации заработной платы, обеспечивают им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя, и не могут рассматриваться как неопределенные и нарушающие их конституционные права .

Таким образом, вопросы индексации заработной платы работодателей, которые не финансируются из соответствующих бюджетов, законодателем отнесены к исключительной компетенции работодателей, которые решают вопросы об индексации заработной платы на локальном уровне с учетом конкретных обстоятельств, специфики деятельности организации, уровня ее платежеспособности . При этом усмотрение работодателя в этом вопросе ограничено тем, что разрешение данных вопросов производится совместно с работниками посредством заключения коллективного договора либо иных ЛНА с учетом мнения представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

В связи с этим иные органы, в т. ч. и суд, не вправе вмешиваться в вопросы установления работодателем условий оплаты труда, в т. ч. в вопросы, связанные с повышением заработной платы. Предметом рассмотрения суда могут быть исключительно вопросы нарушения прав работника, связанные с невыплатой работодателем заработной платы с учетом индексации, которая была произведена работодателем в период работы работника .

Определение Ленинградского областного суда от 18.09.2013 № 33-4335/2013

3. Работодатель может предусмотреть в ЛНА, определяющем проведение индексации заработной платы, необходимые условия для ее осуществления, например указать, что возможность индексации зависит от финансового положения компании.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Суд не нашел оснований для удовлетворения исковых требований об индексации заработной платы, установив, что коллективным договором предусмотрено, что рост заработной платы работников осуществляется, прежде всего, за счет увеличения объемов производства, повышения эффективности труда. То есть обязанность работодателя по индексации заработной платы не является безусловной , а зависит от различных факторов, в т. ч. экономических показателей организации. Данные положения обеспечивают работодателю возможность учитывать при осуществлении мероприятий по обеспечению индексации всю совокупность обстоятельств.

При этом судом установлено, что у ответчика имеются неисполненные денежные обязательства, в т. ч. задолженность перед работниками (истцами) на основании судебных решений, что свидетельствует о тяжелом финансовом положении предприятия, отсутствии увеличения объемов производства, повышения эффективности труда, высоких экономических показателей и, следовательно, об отсутствии условий для повышения заработной платы работникам .

Апелляционное определение Московского городского суда от 28.05.2014 по делу № 33-15195/2014

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Суд установил, что в ОАО условия и порядок индексации установлены коллективным договором.

В соответствии с п. 4.22 Коллективного договора, администрация вправе производить индексацию заработной платы с учетом роста уровня инфляции и финансового положения предприятия .

Таким образом, обязанность работодателя по индексации заработной платы не является безусловной, а зависит от финансового положения предприятия.

Как следует из отчета о финансовых результатах за январь-декабрь 2013 г., предприятие имеет убыток от финансово-хозяйственной деятельности 12 818 000 руб. Указанные обстоятельства свидетельствуют о тяжелом финансовом положении предприятия и, следовательно, об отсутствии условий для повышения заработной платы работникам .

Таким образом, вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований является верным.

Определение Приморского краевого суда от 12.08.2014 по делу № 33-7028

4. Работодатель может установить в ЛНА оптимальный для себя размер повышения зарплаты, не зависящий от индекса повышения потребительских цен, либо норму, согласно которой размер индексации будет зависеть от финансового положения работодателя.

Норма ст. 134 ТК РФ, закрепляющая проведение индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, говорит лишь о том, что рост потребительских цен является основанием для проведения индексации заработной платы, но не обязывает работодателя проводить индексацию зарплаты в точном соответствии с индексом роста потребительских цен и именно по этой причине.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Суд, установив, что работодатель до включения в Положение об оплате труда порядка индексации заработной платы, в течение нескольких лет регулярно — дважды в год — повышал работнику размер заработной платы, согласился с решением суда первой инстанции, который отклонил как необоснованные доводы истца о том, что повышение заработной платы должно производиться работодателем с применением индекса потребительских цен.

Судебная коллегия указала, что трудовое законодательство не содержит императивных правил в отношении обязанности работодателей, не финансируемых из соответствующих бюджетов, производить индексацию заработной платы, основываясь на индексе потребительских цен.

По смыслу ст. 134 ТК РФ, рост потребительских цен на товары и услуги является основанием (причиной) проведения индексации заработной платы работников, но не обязательной величиной такой индексации .

Суд отметил, что трудовым законодательством не установлены требования к механизму индексации, в связи с чем работодатель вправе самостоятельно избрать критерии для проведения индексации .

Исходя из того, что в период работы истца его заработная плата неоднократно повышалась и за период с 1 апреля 2007 г. увеличилась более чем в два раза, следует признать обоснованным вывод суда о недоказанности истцом факта нарушения его трудовых прав и, как следствие, вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

Определение Ленинградского областного суда от 23.01.2013 № 33-217/2013

Если у работодателя отсутствует порядок проведения индексации (нет коллективного договора и ЛНА, в которых он был бы закреплен, в трудовых договорах с работниками отсутствует условие об индексации зарплаты), в случае судебного спора для расчета индексации заработной платы судом может быть применен индекс роста потребительских цен, рассчитываемый Росстатом и его подразделениями по субъектам РФ, что подтверждается судебной практикой.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Московский городской суд согласился с решением суда первой инстанции, которым постановлено произвести индексацию взысканной с ответчика в пользу истца заработной платы.

Судебная коллегия установила, что, рассчитывая размер суммы, подлежащей взысканию с учетом индексации, суд обоснованно руководствовался данными Мосгорстата, из которых усматривается, что динамика сводного индекса потребительских цен на товары и платные услуги для населения в Москве в процентном соотношении в ноябре 2009 г. к декабрю 2008 г. составила 109,3 %.

Проверив правильность расчета приведенного в Определении суда подлежащей взысканию суммы, судебная коллегия полагает возможным с ним согласиться, поскольку он не содержит арифметических ошибок и соответствует имеющимся в материалах дела доказательствам.

Определение Московского городского суда от 27.07.2010 по делу № 33-20134

5. Отдельные работодатели избирают еще один способ: не включать в коллективный договор и ЛНА положения об индексации, рассчитывая, что это убережет их от повышения расходов на оплату труда персонала и суды в таком случае не смогут заставить их индексировать зарплату. Но, как мы уже говорили, суды могут принять решения в пользу работников, а государственная инспекция труда (ГИТ) и прокуратура вправе заставить работодателя выполнить требование ст. 134 ТК РФ, наказав его в административном порядке за его невыполнение.

ЕСЛИ ЛНА, УСТАНАВЛИВАЮЩИЙ ПОРЯДОК ИНДЕКСАЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ, В ОРГАНИЗАЦИИ ОТСУТСТВУЕТ

Следует заметить, что при отсутствии у работодателя, несмотря на нормы Трудового кодекса РФ, позицию Конституционного Суда РФ и мнение Роструда, ЛНА, устанавливающего порядок индексации заработной платы, обращение работников в суд с иском об обязании работодателя утвердить соответствующий ЛНА может оказаться бессмысленным.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Суд не вправе обязать работодателя принять ЛНА об установлении порядка обеспечения уровня реального содержания заработной платы работников, так как он не вправе вмешиваться в деятельность работодателя по нормотворчеству в области регулирования трудовых отношений .

Судебная коллегия согласилась с выводом суда об отказе в удовлетворении иска в части обязания ответчика принять ЛНА в соответствии с требованиями ст. 134 ТК РФ для установления порядка индексации заработной платы.

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Коми от 29.10.2012 по делу № 33-4838АП/2012

Необходимо заметить, что ГИТ или прокуратура полномочны выдать предписание об устранении нарушения требования трудового законодательства (ст. 134 ТК РФ).

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Суд указал, что индексация заработной платы истца коллективным договором, соглашениями, ЛНА ответчика не предусмотрена, а суд не вправе вмешиваться в нормотворческую деятельность ответчика, в связи с чем требования истца об индексации ему заработной платы в соответствии со ст. 134 ТК РФ удовлетворению не подлежат .

Апелляционное определение Московского городского суда от 18.07.2013 по делу № 11-22647/13

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Судебная коллегия по гражданским делам установила, что в обществе с ограниченной ответственностью отсутствует коллективный договор и ЛНА, которые бы предусматривали повышение должностных окладов работников ответчика. Трудовым договором, заключенным с работником, также не предусмотрена индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

Суд пришел к выводу о том, что требования истца об индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги удовлетворению не подлежат.

Апелляционное определение Московского городского суда от 24.12.2013 по делу № 11-42489

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Судебная коллегия по гражданским делам согласилась с решением суда первой инстанции об отказе в выплате индексации среднего заработка за время вынужденного прогула с июля 2010 г. по январь 2014 г. Из материалов дела следует, что у ответчика отсутствует коллективный договор и ЛНА, которые бы предусматривали повышение должностных окладов работников, значительно превышающих МРОТ и прожиточный минимум как в РФ в целом, так и в Москве. Трудовым договором, заключенным с истцом, индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги также не предусмотрена.

Апелляционное определение Московского городского суда от 22.01.2015 по делу № 33-1720/2015

Напротив, в ряде судебных актов содержатся требования к работодателю о принятии соответствующего ЛНА (но не об индексации зарплаты работников в связи с отсутствием такого документа на момент вынесения решения!).

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Суд обязал ответчика в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу внести изменения в Положение об оплате труда работников предприятия либо принять иной ЛНА, предусматривающий порядок индексации заработной платы работникам предприятия.

Определение Ленинградского областного суда от 15.05.2013 № 33-1971/2013

Суд, сославшись на ст. 134 ТК РФ и письмо Роструда от 19.04.2010 № 1073-6-1, удовлетворил иск прокурора района в защиту интересов неопределенного круга лиц об обязании работодателя — сельскохозяйственного производственного кооператива установить порядок индексации заработной платы, так как такой порядок ни коллективным договором, ни ЛНА не установлен.

Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 19.07.2012 по делу № 33-6936/2012

Если же коллективным договором либо ЛНА все же предусмотрен порядок индексации заработной платы, суд может обязать работодателя произвести индексацию заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

В ходе рассмотрения дела суд установил, что в период с 2009 по 2010 гг. ОАО в нарушение ст. 134 ТК РФ не обеспечивало повышения уровня реального содержания заработной платы работника и не индексировало ее в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги в порядке, установленном коллективным договором, отраслевым тарифным соглашением.

Принимая во внимание увеличение базовой месячной тарифной ставки рабочего первого разряда в соответствии с индексом потребительских цен в РФ пп. 2.3, 2.4 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 годы, суд обязал ОАО произвести перерасчет заработной платы.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия считает, что задолженность взыскана правомерно.

Кассационное определение Верховного Суда Республики Бурятия от 15.08.2011 по делу № 33-2552

Суд, принимая во внимание, что отраслевым соглашением и коллективным договором, действующим на предприятии работодателя, было предусмотрено увеличение минимальной месячной тарифной ставки на величину фактического роста индекса потребительских цен Российской Федерации на основании данных Госкомстата России и совместного информационного письма Объединения РаЭл и Всероссийского комитета ВЭП в пределах средств на оплату труда, утвержденных уполномоченным государственным органом регулирования в тарифах на электрическую и тепловую энергию, а также установив, что индексация заработной платы работников исполнительного аппарата ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» работодателем не производилась, пришел к обоснованному выводу о наличии у истицы права на ее взыскание .

Действующим трудовым законодательством предусмотрены меры по повышению уровня реального содержания заработной платы, связанные с инфляционным ростом потребительских цен на товары и услуги. В частности, это предусмотрено статьей 134 Трудового кодекса РФ .

Законодатель связывает необходимость индексации с уменьшением покупательной способности работника, когда растущие цены заставляют его тратить больше, а размер заработной платы при этом не меняется. В результате уровень жизни работника понижается, что недопустимо. Поэтому индексация зарплаты по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по работников (ст. 130 ТК РФ ) и в силу предписаний статей , и ТК РФ должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2010 № 913-О-О).

Так как упомянутый рост цен обусловлен инфляцией, то в расчете величины индексации используется показатель — индекс потребительских цен (ИПЦ), который определяется Росстатом РФ на основании постановления от 25.03.2002 № 23 «Основные положения о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами... и определения индекса потребительских цен».

Выбор показателя ИПЦ зависит от применяемого работодателем варианта индексирования:

  • ретроспективная индексация (ИПЦ за прошедший период с учетом сложившегося уровня цен);
  • прогнозная индексация (ИПЦ на основании планируемого уровня цен, тарифов).

Кому и когда положено индексировать

Индексация зарплаты в 2019 году проводится на тех же, что и ранее, условиях статьи 134 ТК РФ : государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию в порядке, установленном федеральным, региональным и местным законодательством, другие работодатели — в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Таким образом, в настоящее время трудовое законодательство РФ не предусматривает единого для всех работников способа индексации заработной платы. Указанная процедура регулируется в зависимости от источника финансирования, формы собственности работодателя (государственная, негосударственная) и может быть основана не только на уровне инфляции в стране, но и на иных показателях, закрепленных в соответствующих законах и подзаконных актах.

Проведение индексации работникам, которые трудятся в негосударственном секторе экономики, осуществляется на основании локальных нормативных актов их работодателей ( , соглашение, положение, приказ и т. п.).

Работодатели, которые финансируются из бюджета, индексируют зарплату в порядке, утвержденном действующим законодательством, в том числе и отраслевыми соглашениями (если в них прописан указанный порядок). Причем действие отраслевого соглашения считается распространенным на работодателей со дня официального опубликования предложения о присоединении, и если работодатель не отказался к нему присоединиться (ч. 9 ст. 48 ТК РФ ), то должен привести свои локальные акты в соответствие с требованиями соглашения.

Индексация зарплаты бюджетникам в 2019 году

Государственные органы производят индексацию заработной платы в порядке и по правилам, установленным трудовым законодательством и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Так, Федеральным законом от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2019 годов» было установлено повышение заработной платы работников бюджетной сферы и федеральных государственных гражданских служащих с 01.10.2015 на 5,5 % (за исключением отдельных категорий). Однако другой Федеральный закон от 20.04.2015 № 93-ФЗ «О внесении изменений в закон от 01.12.2014 № 384-ФЗ» данную индексацию отменил.

Состоится ли для бюджетников индексация зарплаты 2019? Пока для большинства служащих вопрос закрыт. Однако в правительстве предполагают, что до сентября 2019 года зарплаты у нескольких миллионов россиян-бюджетников, не охваченных «майскими указами», могут вырасти.

Оформление индексации

В отличие от бюджетников, работодателям из негосударственного сектора экономики необходимо закрепить механизм корректировки зарплаты при ее индексации в отдельном локальном акте, например в Положении об индексации зарплаты, которое может действовать самостоятельно или являться частью (приложением) коллективного договора.

Положение об индексации заработной платы

В Положении должен быть подробно описан алгоритм расчета сумм и порядок определения соответствующих коэффициентов. Обычно при этом ориентируются на один из нескольких установленных государством показателей:

  • индекс потребительских цен (публикуется на официальном сайте Росстата РФ);
  • уровень инфляции (ежегодно закреплялся в федеральных, региональных законах);
  • рост прожиточного минимума трудоспособного населения (устанавливается Правительством РФ и региональными законами).

Кроме показателей расчета, в Положении необходимо указать период и сроки проведения (ежеквартально, индексация зарплаты в год) и другие необходимые условия, в том числе:

  • зафиксировать, какие выплаты подлежат индексации;
  • определить формулу расчета и правила определения коэффициентов;
  • установить период, с которого применяются новые суммы;
  • указать перечень документов, в которых должны быть отражены результаты индексации ( , трудовые договоры и т. д.);
  • установить ответственных за ее проведение должностных лиц;
  • закрепить порядок согласования Положения с представителями трудового коллектива (профсоюза).

Также важно указать условия, при которых индексация может не проводиться, либо будет ограничена (например, финансово-экономические проблемы у работодателя). Если не включить их в текст Положения, работодатель не сможет в одностороннем порядке уменьшить суммы компенсации, либо отказаться от индексации вообще.

Выполнив все вышеуказанные процедуры и согласования, работодатель издает приказ об индексации зарплаты, с выходом которого Положение вступает в силу с указанной в нем даты.

После издания приказа текст Положения нужно довести до сведения всех работников.

Положение об индексации заработной платы, образец

После установления нового уровня заработной платы этот факт необходимо зафиксировать, заключив с работниками дополнительные соглашения к действующим трудовым договорам.

Ответственность работодателя

При нарушении или невыполнении обязательств по коллективному договору, соглашению работодателю грозит предупреждение или штраф (ст. 5.31 КоАП РФ) в размере от 3000 до 5000 руб.

При нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, работодателю грозит предупреждение или штраф (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ):
на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1000 до 5000 руб.; на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб.

Кроме того, в случае неправомерного непроведения индексации суд может произвести ее самостоятельно на основе порядка, предусмотренного коллективным договором, отраслевым соглашением, иным нормативным актом работодателя-ответчика.

Выскажите свое мнение о статье или задайте вопрос экспертам, чтобы получить ответ

Расскажем, как проиндексировать зарплату, чтобы избежать проблем с трудинспекцией. Приведем возможные способы индексации. Как должна выглядеть инструкция по индексации зарплаты.

Работодатель обязан ежегодно индексировать зарплату в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Об этом Роструд сообщил на своем официальном сайте rostrud.ru. Но Трудовой кодекс не содержит правил индексации зарплаты.

  • Важная статья:

Поэтому большинство компаний повышать зарплату не спешит. Если в календарном году потребительские цены выросли, а индексации зарплаты не было, компании грозит штраф до 50 000 руб. Директору - до 5000 руб. (ч. 1 ст. 5.27 ТК). Такое предупреждение сделал недавно Минтруд.

Для всех ли обязательна индексация и инструкция по индексации зарплаты

Индексация - не единственный способ обеспечить повышение зарплаты. Повышать зарплату можно и другими способами. К примеру, увеличить оклады и выплатить премии, считает Верховный суд (п. 10 Обзора № 4 (2017), утв. Президиумом Верховного суда 15.11.2017).

В Обзоре судьи указали, что Трудовой кодекс не предусматривает требований к механизму индексации. Поэтому коммерческие компании вправе выбрать любые порядок и условия индексации в зависимости от конкретных обстоятельств, специфики деятельности и уровня платежеспособности.

Суд рассмотрел такой спор. Внутренними документами работодатель установил правила индексации, по которым она зависела от итогов работы компании за год. Этих показателей компания не достигла, поэтому зарплату не проиндексировала. Несмотря на это, работодатель фактически обеспечивал повышение доходов сотрудников.

Апелляция обязала компанию проиндексировать зарплату на индекс потребительских цен. Верховный суд с таким подходом не согласился и направил дело на новое рассмотрение. Апелляционный суд не учел локальные акты, которые устанавливают механизм индексации.

Суды на местах также приходят к выводу, что обязанность работодателя по индексации не является безусловной. Все зависит от конкретных факторов, в том числе экономических показателей организации (апелляционные определения Кемеровского областного суда от 01.06.2017 по делу № 33-5940/2017, Иркутского областного суда от 22.12.2016 по делу № 33-16711/2016, Хабаровского краевого суда от 02.12.2015 по делу № 33-7494/2015 и др.).

Однако безопаснее повышать зарплату именно путем индексации. При проверках инспекторы сначала посмотрят локальные нормативные акты работодателя - есть ли там порядок индексации. А затем - соблюдает ли работодатель этот порядок. Если порядка нет либо он не соблюдается, значит, работодателя привлекают к ответственности.

Как индексировать зарплату

При разработке положения об оплате труда работодатель может установить величину индексации исходя из индекса роста потребительских цен, роста прожиточного минимума трудоспособного населения, уровня инфляции.

Образец. Формулировка об индексации в положении об оплате труда или коллективном договоре (инструкция по индексации зарплаты)

Индексировать зарплату можно и без привязки к этим показателям. Например, установить фиксированный размер повышения. Нужно определить также периодичность индексации зарплаты - месяц, квартал, год.

Обычно все доплаты и надбавки, которые входят в систему оплаты труда, компания определяет в процентах к окладу. Поэтому для индексации зарплаты достаточно увеличить ее постоянную часть.

Дополнительно можно указать и другие условия. Например, финансовый результат деятельности компании, который позволит повысить работникам зарплату.

Приведем возможные способы индексации зарплаты.

Индекс роста потребительских цен на товары и услуги. Коэффициент индексации за 2017 год определите как результат перемножения индексов за каждый месяц. Используйте официальные данные Росстата (gks.ru/Официальная статистика/Цены/Потребительские цены).

Уровень повышения МРОТ или прожиточного минимума. С 1 июля 2017 года МРОТ равен 7800 руб. С 2018 года - 9489 руб. Коэффициент индексации с составит 1,22 процента (9489 ₽: 7800 ₽). Порядок расчета коэффициента исходя из прожиточного минимума аналогичный.

Прогноз роста потребительских цен. Индексировать зарплату можно на показатель роста потребительских цен на товары и услуги по прогнозам Минэкономразвития.

Уровень инфляции. На 2018 год уровень инфляции составит 4 процента (ст. 1 Федерального закона от 19.12.2016 № 415-ФЗ). Коэффициент индексации - 1,04.

Пример. Как проиндексировать зарплату и составить

Компания ежегодно индексирует зарплату всем работникам на уровень инфляции, установленный федеральным законом. Такой порядок закреплен в положении об оплате труда в компании. С 2018 года повысили зарплату на 4 процента. Образец приказа ниже.

В 2017 году оклад мастера строительного участка был равен 40 000 руб. С 2018 года его оклад составит 41 600 руб. (40 000 ₽ × 1,04).

Индексация зарплаты, предусмотренная ст.134 Трудового кодекса, отличается от премий, компенсаций, субсидий и других доплат. Если указанные начисления зависят от выработки, достижений или, напротив, каких-либо негативных условий рабочего процесса, то перерасчет доходов зависит от экономической ситуации в стране в целом.

Статья 130 ТК РФ включает обязательства по увеличению заработка в гарантии, обеспечивающиеся государством. Однако повышение оплаты труда предусмотрено только для того персонала, с которым оформлены трудовые договоры.

Для тех сотрудников, которые получают вознаграждение по гражданско-правовым соглашениям, индексация зарплаты не предусмотрена.

Индексация заработной платы рассчитывается в зависимости от того, как и из какого источника финансируется организация.

Бюджетные предприятия индексируют заработок своих сотрудников, опираясь на трудовое законодательство и другие нормативно-правовые документы.

А вот частные компании руководствуются внутренними правилами, которые описаны в локальных актах и колдоговорах.

Читайте также:

Несмотря на то, что законодатель постарался защитить права наемных работников и оговорить регулярное повышение заработка в связи с происходящими в стране инфляционными процессами, механизм реализации этих положений до конца не отработан.

Так, к примеру, в законе ничего не сказано о периодах индексации зарплаты в 2018 году и порядке расчета, что дает недобросовестному руководству возможность вольно трактовать правовые нормы. Однако складывающаяся судебная практика в этой сфере позволяет определить основные принципы, восполняющие пробелы в механизме реализации.

Обязанность или право работодателя

Как следует из правовых норм, индексация - обязанность работодателя. Это подтверждается В нем прямо говорится, что работодателям следует прописывать порядок перерасчета в локальных нормативных актах предприятия.

Бизнесмены при этом могут ориентироваться на:

  • рост цен в регионах;
  • рост прожиточного минимума;
  • инфляцию на региональном уровне;
  • инфляцию на федеральном уровне.

Каждый работодатель по-своему определяет периодичность и коэффициент индексации заработной платы на 2018 год, в законе не закреплена обязанность увеличивать заработок, руководствуясь публикациями Росстата. Однако сложившаяся судебная практика доказывает, что такие показатели должны приниматься как самый маленький порог для повышения зарплат.

Читайте также:

Порядок проведения индексации

Для начала нужно создать документ-основание увеличения зарплаты. В таком локальном акте должна быть следующая информация:

  • выплаты, которые необходимо увеличить;
  • периодичность проведения;
  • порядок исчисления;
  • каким образом будет рассчитываться заработная плата после перерасчета.

Обратите внимание

Выплаты, которые необходимо индексировать - это оклады или тарифные ставки, установленные на предприятии. При этом надо учесть, что можно пересчитывать не весь оклад, а только часть его.

Чаще всего руководство оставляет неизменными все дополнительные выплаты, которые рассчитываются в процентном отношении к основному заработку.

Читайте также:

Периодичность повышения выплат оставлена на усмотрение работодателя. Перерасчет можно проводить раз в месяц, квартал, полгода, год или другие сроки. Но сложившиеся обычаи делового оборота говорят о том, что повышать заработок следует минимум раз в год. Исчисление коэффициента определяет, на что именно ориентируется работодатель при увеличении зарплаты.

Пример расчета индексации заработной платы

В ООО «Локомотив» главный технолог получает 35 000 руб., старший технолог имеет оклад 20 000 руб., а помощник технолога 14 000 руб.

Внутренними актами общества установлено, что индексирование окладов производится ежегодно на основе показателя ИПЦ по Российской Федерации. Пересчитывается заработок в январе по итогам предыдущего года.

Рост цен за январь-ноябрь 2017 года по отношению к значениям января-декабря 2016 года определен в размере 102,1%. Коэффициент пересчета 1,02.

Следовательно, оклады на 2018 год будут такими: главный технолог 35 000 р. * 1,02 = 35 700 р. старший технолог 20 000 р. * 1,02 = 20 400 р. помощник технолога 14 000 р. * 1,02 = 14 280 р. Оплату труда данных специалистов с начала 2018 года нужно производить в рассчитанных размерах.

Индексация зарплаты бюджетникам в 2018 году: самые свежие новости

Если организация увеличивает зарплату сотрудникам, ориентируясь на показатели ИПЦ по России, то коэффициент индексации заработной платы на 2018 год составит 1,02 (рост цен за январь-ноябрь 2017 года по отношению к значениям января-декабря 2016 года установлен в размере 102,1%). Однако есть некоторые нюансы.

В бюджетной сфере

Ранее так называемыми «майскими указами» президента, изданными в 2012 году, часть бюджетников была проиндексирована в соответствии с уровнем инфляции.

В 2018 году зарплаты “неуказных” бюджетников (работников тех профессий, которые не попали в «майские указы») будут проиндексированы на 4%.

Это положение установлено постановлением Правительства РФ от 06.12.2017 № 2716-р. В нем сказано, что зарплаты бюджетных работников должны быть повышены с 1 января 2018 года на уровень инфляции в 2017 году (те самые 4%).

Читайте также:

Такой коэффициент будет применен к заработку:

  • работников федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений;
  • работников федеральных госорганов;
  • гражданскому персоналу воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

Остальные учреждения, финансируемые из государственной или муниципальной казны, должны повышать оклады своих сотрудников по правилам, которые разрабатываются вышестоящими органами на основании действующих законов.

Индексация заработной платы в 2018 году в коммерческих организациях

Коммерческие организации по-прежнему сами определяют порядок проведения индексации.

Однако бизнесменам следует учесть, что по прогнозам ЦБ РФ инфляция в 2018 году будет около 4%, а показатели ИПЦ составляют 102,1%.

Читайте также:

Также читайте о том, когда суд не позволит уволить за прогул, как задержать работника, который хочет уволиться и как вернуть деньги, которые потратили на квартиру.

Приказ об индексации заработной платы в 2018 году

Для проведения перерасчета выплат нужно составить приказ. Единой формы для подобного документа законодатель не предусмотрел, поэтому оформляется он произвольно, со ссылкой на законодательство. В таком приказе, как правило, отображаются следующие сведения:

  • размер индексации зарплаты;
  • основание для расчета коэффициента;
  • сотрудник, который сделан ответственным за перерасчеты;
  • реквизиты приказа (дата, номер);
  • отметки об ознакомлении с приказом упомянутых в нем работников.

Проведенный перерасчет автоматически изменяет условия трудовых соглашений с людьми. Следовательно, требуется заключить с работниками дополнительные соглашения к трудовым договорам.

В “допнике” указывается информация о размере нового заработка и дата, с которой будет выплачиваться увеличенная оплата. Стоит учесть, что подобные допсоглашения придется подписывать всякий раз, потому как размер оклада (или тарифной ставки) каждый раз будет меняться.

Индексация заработной платы в соответствии со статьей 134 Трудового кодекса РФ в небюджетных организациях вызывает на практике дискуссии, причин для которых множество — от необходимости ее осуществления, порядка и оформления, до ответственности работодателей за непроведенную или неверно проведенную индексацию. В законодательстве эти вопросы не урегулированы. Цель данной статьи — рассмотрение процедуры индексации на основе анализа нормативных правовых актов и судебной практики.

Размеры и периодичность индексации. Обычно для расчета размера индексации предлагается руководствоваться Основными положениями о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен (утвержденными Постановлением Госкомстата России от 25.03.2002 № 23). Можно использовать данные, публикуемые на сайте Росстата www.gks.ru , размер инфляции, который указывается в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной год, или процент роста прожиточного минимума, публикуемый на том же сайте, или иные показатели. При использовании каждого из перечисленных способов размеры индексации будут различаться (Орлова Е. Индексация зарплаты // Налоговый вестник. — 2013. — № 1). Это подтверждается судебной практикой (Кассационное определение Магаданского областного суда от 13.07.2010 по делу № 21058/10, Кассационное определение Верховного Суда Республики Карелия от 04.05.2010 № 33-1248/2010).

Суд в отсутствие нормативного установления порядка проведения индексации может применить индекс роста потребительских цен, рассчитываемый органами государственной статистики (Обзор Красноярского краевого суда от 05.05.2008 «Обзор практики рассмотрения гражданских дел мировыми судьями Красноярского края и апелляционной практики районных судов Красноярского края», Решение Медногорского городского суда Оренбургской области от 04.04.2010, Решение Балейского городского суда Забайкальского края от 22.10.2008). Обязательным ни один из перечисленных способов не является, однако индексация всегда должна обеспечивать реальную защиту от инфляционных процессов.

Интересны случаи использования для расчета ожидаемых показателей инфляции (Орлова Е. Индексация зарплаты // Налоговый вестник. — 2013.- № 1). Теоретически это возможно, но если действительный ее уровень будет выше или ниже, то потребуется перерасчет. Ожидаемые показатели удобны для планирования бюджета организации, но не для фактического применения, поэтому преобладает позиция о применении фактических показателей, так как именно основанные на них индексы обеспечивают адекватное повышение реального содержания заработной платы (Козина Е.В. Методология индексации заработной платы // СПС «КонсультантПлюс»).

В определении размеров индексации заработной платы вправе участвовать профессиональные союзы (пункт 2 статьи 22 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 № 10-ФЗ в редакции от 24.01.2002). Особенно это касается случаев, когда в организации недостаточно средств для осуществления индексации в полном объеме. В этом случае по согласованию с профсоюзной организацией индексация производится в максимально возможном объеме, а затем принимаются меры по дальнейшему повышению реального содержания оплаты труда. (Методические рекомендации по установлению порядка индексации в организациях небюджетного сектора экономики. — п. 1.2. www.niitruda.ru/publications/Indexing.doc).

Также необходимо отличать индексацию от других повышений заработной платы. Неоднозначное отношение вызывает вопрос о возможности замены индексации повышением заработной платы в ином порядке. По мнению некоторых специалистов, «внеплановое» повышение заработной платы может являться основанием не индексировать ее в соответствующий период (Пластинина Н. Индексация заработной платы: право или обязанность? // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. — 2013. - № 2). Это подтверждается решениями судов о признании повышения заработной платы индексацией (Архив мирового судьи судебного участка № 376 Пресненского судебного района города Москвы. Решение по делу № 2-145/08).

Противоположное мнение связано с тем, что замена индексации повышением уровня оплаты в ином порядке допускалась лишь в Советском Союзе (Ведомости Съезда НД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. N 45. Ст. 1488, 1489. — Ст. 1), но в настоящее время нормативные акты того периода утратили силу (Козина Е.В. Методология индексации заработной платы // СПС «КонсультантПлюс»). Нередко указывается, что работники организации должны знать, что осуществленное повышение заработной платы является индексацией, а не чем-то иным. Порядок индексации должен быть общепонятным (Орлова Е. Индексация зарплаты // Налоговый вестник. — 2013. — № 1).

Чтобы разрешить возникшую дискуссию, следует отметить, что ключевое значение имеют основание повышения заработной платы и его величина. Заработная плата представляет собой равную плату за труд равной ценности. Если ее повышение связано с изменением количества или качества труда, его условий и иными подобными обстоятельствами, то решение не индексировать заработную плату в соответствующий период не будет соответствовать законным интересам работника.

Размер повышения должен обеспечивать достойный уровень жизни и защиту от инфляции. Так, Красноглинский районный суд города Самары в своем решении от 03.03.2011 указал, что повышение должностных окладов работников организации на 5 и 10% (в разные годы) не рассматривалось работниками как индексация заработной платы, поскольку рост стоимости потребительской корзины составил 120,1%. Повышение в данном случае нельзя считать альтернативой индексации, так как цель последней — защита от инфляции — не достигнута.

Иная ситуация имела место при рассмотрении дела о взыскании сумм индексации, поступившего в Магаданский городской суд. Коллективным договором организации была предусмотрена ежегодная индексация заработной платы, но в дальнейшем в отраслевое соглашение, действие которого распространялось на данного работодателя, были внесены изменения, согласно которым индексация заменялась повышением среднемесячной заработной платы не менее чем на 2% выше темпов роста среднемесячной заработной платы экономики соответствующего региона. В результате рост средней заработной платы истца в спорный период составил 12%, и суд, не усмотрев в деле обстоятельств, приведших к снижению содержания оплаты труда истца, в удовлетворении иска отказал. (Кассационное определение Магаданского городского суда от 17.08.2010 по делу № 2-1143/10). Практика свидетельствует о положительном отношении судов к учету в локальных нормативных актах работодателей соглашений разного уровня (Определение Верховного Суда по делу от 24.02.2004 № 75-В04-1 // Профсоюзная юридическая газета. Вкладыш к еженедельнику «Солидарность». 2004. № 32. с. 7). Таким образом, при разработке порядка индексации можно учитывать отраслевые соглашения, если таковые имеют место в отрасли, к которой принадлежит организация-работодатель. Но размер повышения, обеспечивающий надлежащее повышение реального содержания заработной платы, остается главным критерием выбора порядка такого повышения. Иной подход приведет к нарушению прав работника и действующего законодательства.

Кроме того, по мнению судов, необходимость индексации заработной платы обусловлена ростом потребительских цен, но это не означает, что величина индексации и порядок ее проведения должны строго соответствовать механизму указанного роста. То есть порядок повышения заработной платы может быть иным при условии строгого обеспечения достойного уровня жизни работника. (Кассационное определение Магаданского областного суда от 13.07.2010 по делу № 21058/10, кассационное определение Верховного Суда Республики Карелия от 04.05.2010 № 33-1248/2010).

Что касается периодичности индексации, то по обычаям делового оборота наименьшим ее периодом является месяц, а наибольшим — год (Орлова Е. Индексация зарплаты // Налоговый вестник. — 2013. - № 1), и чаще всего она производится ежегодно (Пластинина Н. Индексация заработной платы: право или обязанность? // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. — 2013. - № 2). Следование этому обычаю необязательно, между тем, здесь вероятно нарушение интересов работника. Возможны ситуации, когда индекс потребительских цен растет чаще, чем индексируется оплата труда в соответствии с локальными нормативными актами. В этом случае фактически реальное содержание заработной платы не повышается, хотя формально в нормативных актах организации индексация предусмотрена. Поэтому осуществление индексации с периодичностью, превышающей один год, равно как индексирование заработной платы только при наличии в организации достаточных средств, рассматривается как ухудшение положения работника (Козина Е.В. Методология индексации заработной платы // СПС «КонсультантПлюс»).

Оформление индексации заработной платы. Отсутствие определения порядка индексации заработной платы в локальных нормативных актах работодателя квалифицируется как нарушение. В частности, Волгоградский областной суд в апелляционной инстанции признал правомерным требование прокуратуры об обязании работодателя предусмотреть в локальных нормативных актах порядок индексации заработной платы. (Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 05.07.2012 по делу № 33-6662/12).

Вопрос о надлежащем оформлении порядка индексации в каждом случае является спорным. С одной стороны, размер заработной платы является одним из обязательных условий трудового договора (статья 57 Трудового кодекса РФ), должен быть обязательно указан в договоре с каждым работником и изменяться посредством принятия дополнительного соглашения к нему. При этом по смыслу статьи 57 и статьи 72 Трудового кодекса РФ ознакомление работника под роспись с локальными нормативными актами, содержащими условие об индексации, не является согласием на последующие изменения условий трудового договора (Орлова Е. Индексация зарплаты // Налоговый вестник. — 2013. - № 1). Такой порядок, очевидно, не удобен ни для работодателя, ни для работника, так как размер инфляции в каждый период времени неизвестен, а периодическое изменение его в договоре требует больших временных затрат на осуществление процедуры принятия соглашения.

С другой стороны, статья 8 Трудового кодекса РФ не предусматривает включение положения об индексации в трудовой договор с каждым работником и не обязывает к этому работодателя.

Наиболее рациональным будет включение в трудовой договор ссылки на локальный нормативный акт, устанавливающий порядок индексации. Это будет означать, что указанный акт наделяется силой условий договора и является частью последнего, о чем между работником и работодателем достигнуто соглашение (см. также: Орлова Е. Индексация зарплаты // Налоговый вестник. — 2013. — № 1). Если в локальный нормативный акт, устанавливающий порядок индексации, планируется внесение изменений, то соответствующее решение принимается с учетом мнения представительного органа работников (статья 135 Трудового кодекса РФ), которые уведомляются в письменной форме не позднее чем за два месяца об изменениях и их причинах (статьи 72, 74 Трудового кодекса РФ). Указанная необходимость подтверждается судебной практикой (Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 15.10.2012 по делу № 33-8706). Если же условие об индексации со ссылкой на соответствующий локальный акт ранее отсутствовало в трудовых договорах, его следует включить посредством дополнительного соглашения.

Индексация в конкретных случаях и размерах оформляется приказами, их отсутствие считается неправомерным. (Интервью. Директоров шести предприятий Приморья привлекли к уголовной ответственности в связи с невыплатой заработной платы http://www.rostrud.ru/press-centre/48/xPages/entry.9360.html ). Индексированные оклады указываются в штатном расписании (Пластинина Н. Индексация заработной платы: право или обязанность? // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. — 2013.- № 2).

Ответственность работодателя за неосуществление индексации. Отдельного внимания заслуживает ответственность работодателя за неисполнение обязанности по индексации заработной платы.

В соответствии со статьей 142 Трудового кодекса РФ нарушение оплаты труда влечет ответственность работодателя и (или) его представителей. Уточняется, что в случае задержки выплаты заработной платы на срок более пятнадцати дней работник имеет право в установленном законом порядке приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Кроме того, по мнению Верховного Суда РФ, реализация работником права на приостановление работы не зависит от наличия или отсутствия вины работодателя в задержке выплат (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 (в ред. 28.09.2010 № 22) — п. 57). Указанной статьей не установлено, какую ответственность несет работодатель и (или) его представители в случае неосуществления индексации заработной платы и какими мерами защиты вправе воспользоваться работник.

Исходя из анализа действующего законодательства, работники, которым не произведена индексация заработной платы, независимо от наличия или отсутствия соответствующего условия в трудовых договорах и иных локальных нормативных актах, вправе обратиться за защитой своих трудовых прав в Государственную инспекцию труда, прокуратуру или суд.

Споры, инициированные работниками единолично, независимо от количества лиц, подавших аналогичные обращения, являются индивидуальными трудовыми спорами и разрешаются в порядке гражданского судопроизводства (статьи 381, 398 Трудового кодекса РФ).

Инфляция является общеизвестным фактом, который не подлежит доказыванию в силу статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ, а индекс, подлежащий применению, выбирается судом (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. № 6).

Имеют место ситуации, когда работники при обращении в суд с иском о понуждении работодателя осуществить индексацию ссылаются на Основы законодательства СССР и республик об индексации доходов населения, принятые Верховным Советом СССР 25.06.1991 № 2266-1. С одной стороны, ссылки на такие акты можно назвать нецелесообразными в силу наличия в действующем законодательстве РФ положений об обязанности работодателя индексировать заработную плату. С другой стороны, согласно статье 423 Трудового кодекса РФ акты СССР могут применяться в части, не противоречащей законодательству РФ. В силу статьи 3 Основ размер индексации рассчитывается путем умножения дохода на индекс потребительских цен. Именно этот индекс, как было сказано ранее, применяется в судопроизводстве при разрешении споров. Поэтому судами требования, основанные на законодательстве СССР, удовлетворяются, так как в статье 134 Трудового кодекса РФ содержится ссылка на «порядок, установленный законодательством», а последнее такой порядок не предусматривает (Архив мирового судьи судебного участка № 376 Пресненского судебного района города Москвы. Решение по делу № 2-145/08).

Если инициируется коллективный трудовой спор, в том числе при обращении профсоюзной организации за защитой прав работников, он разрешается в порядке примирительных процедур (статей 398, 401 Трудового кодекса РФ) и не подлежит рассмотрению в суде.

За неосуществление индексации предусматривается также административная ответственность. Если работодатель не выполняет условие об индексации, содержащееся в локальных нормативных актах или отраслевом соглашении, то ответственность наступает по статье 5.31 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Если индексация не предусмотрена в локальных актах и не проводится, то руководитель организации привлекается к ответственности на основании части 1 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Выводы. Установление в локальных нормативных актах организации порядка индексации и ее своевременное осуществление являются обязанностями работодателя. Индексация осуществляется не реже одного раза в год с учетом фактических темпов роста инфляции, определяемых органами государственной статистики. Ссылка на локальный нормативный акт, определяющий порядок индексации, включается в трудовой договор с работником. Осуществление индексации в зависимости от наличия в организации средств, а равно ее осуществление в размерах, не обеспечивающих надлежащего повышения содержания заработной платы, неправомерны. При неисполнении работодателем обязанности по индексации заработной платы работник может обратиться за защитой своих прав в Государственную инспекцию труда, прокуратуру или суд. Судами рассматриваются индивидуальные обращения, а при наличии коллективного трудового спора он разрешается посредством примирительных процедур внутри организации. Помимо материальной ответственности перед работником, работодатель несет административную ответственность.

Приведенный порядок индексации заработной платы соответствует тенденциям развития отечественного трудового законодательства, так как согласно проекту Федерального закона о внесении изменений в статью 134 Трудового кодекса РФ планируется дополнить указанную статью нормой об индексации в связи с ростом потребительских цен согласно данным Федеральной службы государственной статистики не реже одного раза в год (Проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 134 Трудового кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»).

Владимир Алистархов, эксперт по вопросам правового характера:

Статья 134 Трудового кодекса РФ предусматривает обязанность индексирования заработных плат для бюджетных организаций, что представляется логичным и законным, так как соответствующее решение об индексировании принималось государством, то есть, по сути, работодателем для работников бюджетных учреждений.

Что касается коммерческих организаций то, как правильно указано в статье 134 Трудового кодекса РФ, индексирование заработных плат должно быть предусмотрено в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя.

Другими словами, законодатель предусматривает возможность индексирования заработных плат в коммерческих организациях, но без «принудиловки» по части величины и процедуры индексации, оставляя это на откуп собственникам компании и ее управленческому персоналу, что представляется законным, так как только работодатель вправе принимать окончательное решение об индексировании заработной платы с учетом всех экономических реалий.

Анализируемая статья представляет собой безальтернативный вариант индексации заработных плат для коммерческих организаций с учетом интересов только работников, но полностью игнорируя интересы работодателя.

При этом следует отметить, что процедура индексации заработных плат для коммерческих организаций должна носить рекомендательный характер.

В свою очередь каждая в отдельности частная компания может дорабатывать предложенную процедуру индексации заработных плат с учетом всех обстоятельств, в том числе с учетом доходности бизнеса, целей и задач, поставленных перед компанией, отрасли ведения бизнеса и других не менее важных аспектов.

В противном случае, обязывая коммерческие организации индексировать заработную плату по шаблону, при негативном развитии ситуации может «удушаться» бизнес, которому порой за счет снижения заработных плат необходимо оптимизировать свою деятельность с целью преодоления кризиса или в связи с ужесточением конкуренции в отдельном сегменте экономики.

Можно спорить с выводом в статье, что проведение индексации в связи с увеличением потребительских цен не должно зависеть от повышения заработной платы работникам по другой причине. В данном случае у работодателя должен быть выбор, если он повышает заработную плату работнику в связи с достижениями в работе, то, соответственно, работодатель вправе за этот период не индексировать заработную плату соответствующему работнику.

При этом иное повышение заработной платы должно быть не меньше суммы возможной индексации заработной платы.

В то же время, если работодатель готов индексировать заработную плату работнику, несмотря на иное повышение заработной платы, то почему бы и нет, ведь это его право.

В процедуре индексации заработной платы, предложенной в анализируемой статье, не рассмотрен вопрос зависимости величины индексации от размера заработной платы, что по отношению к работникам с маленькой заработной платой выглядит не совсем правильным.

Возможно, необходимо ранжировать величину индексации в зависимости от размера заработной платы работников, ведь есть разница в важности индексации для работников, которые зарабатывают миллион рублей в месяц, и для работников, зарабатывающих десять тысяч рублей в месяц.

Мнения судов касательно того, что необходимость индексации заработной платы обусловлена ростом потребительских цен, выглядят достаточно спорно, так как суды при рассмотрении конкретных дел не учитывают того, как рост потребительских цен влияет негативным образом на доходность деятельности работодателя.

Например, для работодателя при росте потребительских цен могут подорожать кредиты, выдаваемые банком на развитие бизнеса. В связи с ростом потребительских цен работодатель может закупать сырье по более дорогой цене, что уменьшает доход работодателя или, как минимум, оставляет его на прежнем уровне, в связи с чем возникает вопрос, а с каких средств работодателю оплачивать индексацию заработной платы, если доход работодателя тот же, что и был ранее?

Другими словами, индексация заработных плат, привязанная только к повышению уровня потребительских цен, не только «залезает в карман» собственников бизнеса, но и бьет по самому бизнесу, вплоть до наступления неплатежеспособности работодателя, что плохо для всех, в том числе для работников, так как есть угроза потери работы.

Индексация заработной платы должна быть предусмотрена внутренними нормативными документами, и желательно, чтобы индексация проводилась не более одного раза в год, что снижает трудозатраты работодателя, а также стимулирует работника на выполнение работы качественно и ответственно в течение года.

В целом предложенный в статье вариант индексации заработных плат с привязкой только к росту потребительских цен совершенно не учитывает интересы работодателя, что порой может приводить к плачевным результатам.

Более того, предполагается, что за неиндексирование заработной платы, работодатель должен быть привлечен к ответственности без права работодателя на самозащиту, без оглядки на то, в каком состоянии находится бизнес работодателя в конкретный момент и по силам ли ему в настоящее время индексировать заработную плату в требуемых размерах.

Вариант индексации заработных плат без учета интересов работодателя указывает на недостатки предложенной процедуры индексации заработной платы и на необходимость ее доработки.

Следует дополнительно разработать перечень оснований, при которых работодатель вправе не производить индексацию заработных плат, в том числе в связи с ухудшением его экономических показателей.

Кроме того, работодателю, который представляет частный бизнес, может быть предоставлена возможность выбора между индексированием заработных плат в зависимости от роста потребительских цен или в зависимости от динамики роста и снижения экономических показателей бизнеса, что, как минимум, даст работодателю в периоды наступления кризиса оптимизировать свою деятельность и оставаться «на плаву».

    Светлана Орлова , ассистент кафедры истории государства и права юридического института Сибирского федерального университета