Общие положения осуществления закупок у СМП

Часть 8 статьи 4 Закона 223-ФЗ закрепляет право Правительства РФ установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМП) в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у СМП и требования к содержанию этого отчета.

Такое право реализовано Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц» (далее - ПП РФ 1352). ПП РФ 1352 распространяется только на тех заказчиков, выручка которых за предыдущий год превышает 1 млрд рублей. Остальные заказчики обязаны выполнять нормы Постановления:

  • с 1 июля 2015 года - самые крупные заказчики, у которых выручка за прошлый год составила более 10 млрд рублей ;
  • с 1 января 2016 года - те, у кого выручка за прошлый год составила от 1 млрд рублей до 10 млрд рублей . Уже сейчас таким заказчикам нужно активно готовиться, чтобы исполнить нормы закупок у СМП;
  • те заказчики, у кого выручка составила менее 1 млрд рублей , не обязаны ничего закупать у СМП, а только ежемесячно направлять отчет о закупках у СМП. Если таких закупок нет, пустой отчет все равно нужно предоставлять.

Объем закупок у СМП

Установлен годовой объем закупок у СМП в размере 18% от совокупного годового стоимостного объема договоров заказчиков, за вычетом некоторых исключений (п.7 ПП РФ 1352).

Как рассчитать объем закупок у СМП

Необходимо из числа всех заключенных в соответствии с 223-ФЗ за год договоров вычесть договоры, которые перечислены в п.7 ПП РФ 1352 (см. ниже). 18% от полученного числа и есть норматив закупок у СМП.

Из этого же совокупного объема договоров не менее 10% договоров должны быть заключены по итогам закупок только среди СМП.

При этом договоры, заключенные по результатам закупок только среди СМП (10%), входят в 18% договоров, которые должны быть заключены с СМП.

Для заказчиков, подпадающих под действие ПП РФ 1352 с 1 июля, этот норматив в текущем году составляет 9% договоров с СМП вообще и 5% договоров, заключенных по результатам закупок только среди СМП. Этот норматив рассчитывается для закупок, которые будут проведены с 1 июля по 31 декабря 2015 года, на основании договоров, заключенных заказчиком за этот же период .

Самая большая проблема у заказчиков будет возникать в связи с выполнением десятипроцентного норматива по закупкам только среди СМП, поскольку расчет ведется не от количества объявленных процедур, а от суммы заключенных договоров. Если объявленная закупка среди СМП не состоялась, в этот отчет она не попадает.

Какие договоры не учитываются при расчете норматива

ПП РФ 1352 устанавливает перечень договоров, которые не учитываются при расчете совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки. Следует внимательно изучить этот перечень, так как это может значительно сократить годовой объем договоров, а следовательно и объем обязательных закупок у СМП.

Итак, при расчете не учитываются:

  1. закупки для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  2. закупки в области использования атомной энергии;
  3. закупки у монополистов, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях»;
  4. закупки, которые осуществляются за пределами территории Российской Федерации и предметом которых является поставка товаров, выполнение (оказание) работ (услуг) за пределами территории Российской Федерации;
  5. закупки финансовых услуг, включая банковские услуги, страховые услуги, услуги на рынке ценных бумаг, услуги по договору лизинга, а также услуги, оказываемые финансовой организацией и связанные с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц;
  6. закупки, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте договора;
  7. закупки, в отношении которых принято решение Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 4 Федерального закона (отдельные закупки или перечни);
  8. закупки услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению и газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), а также по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам);
  9. закупки работ (услуг), выполнение (оказание) которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением и государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации;
  10. закупки услуг по осуществлению авторского контроля за разработкой проектной документации на объект капитального строительства, проведению авторского надзора за строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом объекта капитального строительства авторами, а также по проведению технического и авторского надзора за выполнением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации авторами проектов;
  11. закупки, предметом которых является аренда и (или) приобретение в собственность объектов недвижимого имущества;
  12. закупки энергоносителей;
  13. закупки услуг добычи, хранения, отгрузки (перевалки) и переработки энергоносителей;
  14. закупки подвижного состава и материалов верхнего строения железнодорожного пути;
  15. закупки результатов интеллектуальной деятельности у поставщика (исполнителя, подрядчика), обладающего исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, удостоверенным правоустанавливающим документом;
  16. закупки услуг в области воздушных перевозок и авиационных работ;
  17. закупки труб большого диаметра, используемых при строительстве магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов;
  18. закупки товаров, являющихся источником радиоактивной и химической опасности и применяемых для разведки, добычи, транспортировки и переработки сырой нефти и природного газа;
  19. закупки товаров, происходящих из иностранного государства и (или) работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами для проведения планового ремонта, технического обслуживания и (или) модернизации импортного оборудования в рамках гарантийных или лицензионных обязательств;
  20. закупки происходящих из иностранного государства товаров и (или) выполняемых (оказываемых) иностранными лицами работ (услуг) в целях реализации шельфовых проектов (при условии невозможности закупки таких товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства).

Варианты закупок у СМП

Закупки у СМП могут осуществляться любым способом и в любой форме. Для того чтобы исполнить норматив, ПП РФ 1352 предусматривает 3 механизма.

Во-первых , в 18% можно включать договоры, заключенные с СМП, которые победили в закупках, проводимых среди всех поставщиков (например, была объявлена обычная закупка, а победил в ней СМП);

Во-вторых , закупки, участниками которых могут быть только СМП. Это конкурентные закупки, для проведения которых утверждается перечень товаров, работ, услуг (см. ниже). Договоры по результатам этих закупок попадают в норматив 10% закупок только у СМП ;

В-третьих , в счет выполнения норматива идут договоры, заключенные участниками (исполнителями, подрядчиками) с соисполнителями из числа СМП. То есть, договоры, заключенные по результатам закупок, в которых было требование к победителю о том, что для исполнения договора он должен привлечь субподрядчиков из числа СМП. Такие договоры также попадают в общее число договоров, заключенных с СМП (18% ).

Поскольку многим крупным компаниям проще заплатить штраф, чем выполнить норматив закупок у СМП, в 223-ФЗ введена довольно жесткая мера: если заказчик не выполнит норматив закупок у СМП (либо разместит недостоверную информацию о годовом объеме закупок у СМП или не разместит информацию вообще), то его положение о закупке будет признано неразмещенным и с 1 февраля до конца года, он должен будет проводить закупки в соответствии с 44-ФЗ (с 01.01.2016: ч.8.1. ст.3 Закона 223-ФЗ).

Кто является СМП

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к СМП относятся внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением ГУПов и МУПов), а также физические лица, внесенные в ЕГРИП и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям :

для юридических лиц - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, МО, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% , а суммарная доля участия иностранных юридических лиц, суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся СМП, не должны превышать 49% процентов каждая.
(Исключения см. в ст.4 закона 209-ФЗ).

для всех :

  • средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
  1. от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
  2. до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек.
  • Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
  • Постановление Правительства РФ N 101 от 09.02.13 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» (ПП РФ 101)

    Установить предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

    микропредприятия - 60 млн рублей;

    малые предприятия - 400 млн. рублей;

    средние предприятия - 1000 млн рублей.

    Предполагаются изменения. В целях смягчения негативного влияния кризисных явлений на экономику предлагается увеличить предельные значения выручки субъектов малого и среднего предпринимательства от реализации товаров (работ, услуг) до следующих размеров:

    микропредприятия - 120 млн рублей;

    малые предприятия - 800 млн рублей;

    средние предприятия - 2 млрд рублей.

    Проектом постановления предусматривается, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года 1 .


    1 Указанные изменения внесены Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2015 года №702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

    Подтверждение статуса СМП

    Единый реестр СМП отсутствует. Есть региональные реестры, но они содержат информацию только о тех субъектах, которые получают какую-либо поддержу от государства. Однако существует поручение Президента РФ о создании единого реестра к 1 октября 2015 года.

    Постановление предполагает декларирование участниками закупок своего отнесения к СМП. Фактически заказчик должен просто «доверять» участнику закупки, заявившемуся как СМП. Форма декларации о принадлежности к СМП включается в положение о закупке.

    Форму декларации заказчикам следует утвердить в положении о закупке. В качестве подтверждения отнесения участника к СМП заказчики не вправе требовать ничего, кроме такой декларации .

    Когда проводятся закупки только среди СМП, их участники обязаны включить в состав заявки декларацию своей принадлежности к СМП. Если закупка проводится для любых поставщиков, заказчик вправе установить требование о включении в состав заявки декларации для того, чтобы включить информацию о такие закупке в отчет, если этот участник станет ее победителем.

    Программа партнерства

    Постановлением 1352 предусмотрено право заказчика утвердить программу партнерства. Это не обязанность, а именно право заказчика, однако уже сейчас многие крупные компании утвердили такие программы (например, Россети, РЖД). Программа партнерства - это документ, который описывает комплекс мер для поддержки участников закупок из числа СМП. На основании программы партнерства формируется собственный реестр СМП заказчика. Количество участников программы не ограничивается. Однако проводить закупки только среди участников такого реестра заказчик не вправе.

    ПП 1352 содержит 2 требования к участникам программы. В соответствии с ними участниками могут стать СМП:

    1. исполнившие без штрафов и пени два и более договоров с этим заказчиком;
    2. прошедшие процедуру определения соответствия требованиям к поставщикам.

    Требования к участникам и порядок определения соответствия им устанавливаются в самой программе партнерства.

    Зачем это поставщикам

    Для заказчика такая программа дает возможность привлечь к закупкам большего числа участников из числа СМП и тем самым выполнить норматив. Заказчик сам решает, что включать в программу партнерства, какие меры поддержки предусмотреть.

    ПП РФ 1352 дает подсказку только в части авансирования. В частности, сказано, что заказчик может предусмотреть аванс в размере 30% для участников программы партнерства, участвующих в закупках только среди СМП. Например, можно объявить закупку для все участников (или только для СМП), а в документации, при определении порядка оплаты указать, что если победителем закупки станет участник программы партнерства, то заказчик выплатит ему аванс в размере 30% (или более).

    Публиковать программу и требования к поставщикам в ЕИС не обязательно. Они публикуются на сайте заказчика. Можно также пользоваться письмом Минэкономразвития России №23941_ЕЕ от 1.11.2013/Д23и «О методических рекомендация по реализации программ партнерства между заказчиками и субъектами малого и среднего предпринимательства», подготовленным в рамках дорожной карты по развитию СМП. В нем содержатся рекомендованные требования к участникам программ партнерства:

    • наличие регистрации в установленном порядке ЮЛ или ИП, непроведение ликвидации СМП и отсутствие решения арбитражного суда о признании СМП банкротом и об открытии конкурсного производства;
    • неприостановление деятельности СМП в порядке, установленном КОАП, на дату заключения договора присоединения;
    • отсутствие у СМП задолженностей по обязательным платежам, размер которых превышает 25%;
    • отсутствие у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера СМП судимости за преступления в сфере экономики, а также неприменение в отношении указанных ФЛ наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с деятельностью данного СМП, и административного наказания в виде дисквалификации;
    • отсутствие сведений о СМП в РНП;
    • наличие у СМП опыта исполнения договоров по 223-фз или 44-фз, либо опыта производства и поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, включенных в реестр инновационных товаров, работ и услуг, либо наличие у СМП статуса участника проекта «Сколково».
    • Также заказчик вправе установить другие разумные требования к участникам программы. Можно, например, устанавливать требование об отсутствии не исполненных в срок и надлежащим образом обязательств и просроченных задолженностей перед заказчиком. Но таком случае необходимо будет иметь документальное подтверждение неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств.

      Все требования должны быть объективными и обоснованными и не должны приводить к необоснованному ограничению количества участников программы партнерства.

    Структура программы партнерства

    Сам документ составляется в свободной форме.

    Целесообразно в структуре программы партнерства отразить:

    Цели и задачи программы

    Требования к СМП для участия в программе

    Права и обязанности сторон

    Порядок присоединения и прекращения участия: имеет смысл установить какой-то изначальный срок участия (например, 1 год или 3 года), основания для прекращения участия в программе и исключения участника из реестра СМП заказчика (участник перестал являться СМП, обнаружение в декларации об отнесении к СМП недостоверных сведений)

    Порядок рассмотрения разногласий

    Форма заявления о присоединении

    Форма справки об опыте

    Проект договора присоединения

    Реестр СМП

    Реестр СМП - участников программы заказчик ведет на своем сайте (п.15 ПП 1352). Порядок включения поставщика в реестр СМП также определяется заказчиком. Количество участников программы партнерства ограничивать не следует.

    Заказчик может утвердить типовую форму договора присоединения, форму заявки и перечень документов, подтверждающих соответствие поставщика требованиям.

    Как стимулировать поставщиков вступать в программу партнерства

    Для вступления поставщик должен подтвердить соответствие квалификационным требованиями (необходимо определить требования) и предоставить подтверждение добросовестного исполнения минимум двух договоров с заказчиком.

    Участие в программе должно быть добровольным и бесплатным.

    Программа партнерства должна предусматривать реальные меры поддержки участников реестра СМП, иначе у поставщиков не будет мотивации присоединяться к программе. Значительный эффект может принести использование финансовых инструментов поддержки СМП (отсутствие обеспечения заявки, упрощенный порядок его получения и др.).

    В целом среди поставщиков нет большого ажиотажа по поводу участия в программах партнерства; они чаще всего не видят в этом смысла, так как заказчикам не удается предусмотреть действительно серьезных преференций.

    Исключение из реестра СМП

    Заказчику целесообразно определить порядок и случаи исключения поставщика из реестра СМП:

    Во-первых, установить срок действия статуса участника программы партнерства (например, 1 год) и указать, что если участник не прошел ежегодную проверку на соответствие требованиям, то он автоматически исключается из реестра СМП.

    Во-вторых, предусмотреть обязанность заказчика исключить поставщика из реестра СМП при обнаружении недостоверных сведений в заявке на включение в реестр СМП или если поставщик перестал относиться к СМП в соответствии с законодательством РФ.

    Закупки только среди СМП

    Это те закупки, которые приводят к исполнению норматива в 10% - закупки только среди СМП.

    Перечень товаров, работ, услуг для закупки у СМП

    Заказчик обязан утвердить перечень товаров, работ и услуг, закупку которых он будет осуществлять только у СМП. Перечень формируется заказчиком самостоятельно и публикуется им в ЕИС и на сайте заказчика. Составляется по кодам ОКДП, так же как в планировании.

    Если код включен в перечень, то при закупке продукции, ему соответствующей:

    • если НМЦ договора < 50 млн руб., заказчик обязан провести закупку у СМП

      Например , если в перечень включен код 3699110 «Канцелярские принадлежности» и нужно провести закупку на сумму более 50 млн руб., то заказчик должен проводить ее только среди СМП

    • если 50 млн руб. < НМЦ договора < 200 млн руб., заказчик вправе провести закупку у СМП, но может провести на общих основаниях. Если закупка товаров из перечня у СМП не состоялась, договор не заключен, то заказчик вправе провести закупку в соответствии со своим положением о закупке (например, у единственного поставщика).

    Можно делать исключения из перечня. Если заказчик внес в перечень код ОКДП, объединяющий несколько позиций, но не готов все их закупать у СМП, то он может сделать сноску в перечне с указанием конкретных позиций, которые исключаются из перечня.

    ПП РФ 1352 не запрещает вносить изменения в такой перечень. Порядок изменения перечня лучше прописать в положении о закупке. Вообще рекомендуется всем заказчикам, подпадающим под Постановление, пересмотреть свои положения о закупках, выделить особенности закупок у СМП: как минимум утвердить форму декларации о принадлежности к СМП и отразить нюансы проведения закупок у СМП.

    Обеспечение заявки

    В п. 23 ПП РФ 1352 указано, что обеспечение заявки осуществляется по выбору поставщика :

    • либо денежными средствами
    • либо с использованием банковской гарантии
    • либо иным способом

    В данной ситуации способ обеспечения выбирает именно поставщик. На сайт уже реализован механизм, позволяющий поставщику выбрать способ обеспечения самостоятельно.

    Под иным способом понимаются ситуации, когда поставщик предпочитает обеспечить заявку, например, путем предоставления независимой гарантии, договором поручительства и т.д.

    При закупках по перечню закупок у СМП размер обеспечения не должен превышать 2% от НМЦ.

    Для участников программы партнерства можно исключить обязанность внесения обеспечения заявки.

    Обеспечение заявки (денежные средства) возвращается:

    • В течение 7 рабочих дней со дня подписания итогового протокола всем участникам, кроме победителя;
    • В течение 7 рабочих дней со дня заключения договора (если договор не заключается, со дня принятия решения о том, что договор не заключается) - участнику, заявке которого присвоен первый номер.

    Здесь есть сложность: ПП РФ 1352 требует разблокировать средства сразу, а в положениях большинства заказчиков предусмотрено, что средства должны быть заблокированы до дня подписания договора еще и у участника, занявшего второе место на случай уклонения победителя от заключения договора. Следует руководствоваться порядком, установленным Постановлением.

    Обеспечение исполнения договора

    Здесь та же самая ситуация, что с обеспечением заявки. Поставщик сам выбирает способ обеспечения договора (п. 26 ПП РФ 1352):

    • либо денежными средствами
    • либо с использованием банковской гарантии
    • либо иным способом , предусмотренным документацией о закупке

    Размер обеспечения устанавливается в размере аванса или не более 5% от НМЦ, если аванс не предусмотрен. Участников программы партнерства также можно освободить от обязанности вносить обеспечение договора.

    Срок заключения договора

    По итогам таких закупок срок заключения договора не должен превышать 20 рабочих дней со дня принятия заказчиком решения о заключении договора.

    Есть исключения, когда в соответствии с законодательством РФ для заключения договора необходимо его одобрение органом управления заказчика, а также случаев, когда действия (бездействие) заказчика при осуществлении закупки обжалуются в ФАС либо в судебном порядке.

    В таких случаях договор должен быть заключен в течение 20 рабочих дней со дня вступления в силу решения антимонопольного органа или судебного акта, предусматривающего заключение договора.

    Минимального срока на заключение договора нет.

    Оплата по договору

    Максимальный срок оплаты по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки только среди СМП, должен составлять не более 30 календарных дней со дня исполнения обязательств по договору/отдельному этапу договора. Этапы договора определяются в самом договоре: они должны быть четко обозначены.

    Привлечение СМП в качестве соисполнителей (субподрядчиков)

    Еще один инструмент выполнения норматива по закупкам у СМП (18%) - привлечение исполнителями соисполнителей. Заказчики вправе установить в извещении о закупке, закупочной документации и проекте договора требование к участникам закупки о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП.

    Участники такой закупки представляют в составе заявки на участие:

    1. план привлечения субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП, в котором указывают конкретных соисполнителей (наименования);
    2. декларацию о принадлежности к СМП на каждого субподрядчика (соисполнителя).

    В проект договора с таким участником закупки необходимо включить обязательное условие об ответственности участника за неисполнение условия о привлечении субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП. По согласованию с заказчиком участник закупки может заменить субподрядчика с сохранением стоимости договора между заказчиком и поставщиком.

    Отчетность

    Ежемесячная отчетность

    В соответствии с ч.19 ст.4 Закона о закупках все заказчики по 223-ФЗ не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, размещают в единой информационной системе сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства. Те заказчики, которые не подпадают под Постановление, тоже публикуют такой отчет (в том числе пустой, если таких закупок не было).

    Годовая отчетность

    Наряду с ежемесячной отчетностью заказчики, под падающие под ПП РФ 1352, не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом, публикуют в ЕИС информацию о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

    пп. б п. 34 ПП РФ 1352 : …годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с требованиями к содержанию годового отчета … и размещают указанный отчет в соответствии с частью 21 статьи 4 223-ФЗ в ЕИС. Установлена также форма годовой отчетности. По годовому отчету будет видно, выполнен норматив по закупкам у СМП или нет.

    Исполнение норматива

    Исполнению норматива способствует, в первую очередь, увеличение доли электронных закупок, тем более, что предстоят новые изменения в 223-ФЗ, в соответствии с которыми Правительство будет вправе устанавливать минимальный объем закупок, которые отдельные виды юридических лиц должны будут проводить в электронной форме.

    На электронных площадках конкуренция больше и возможность для СМП участвовать в таких закупках значительно выше, если ЭТП не предъявляет излишних требований (отдельная электронная подпись, платная аккредитация и участие в закупках и т.д.). Площадка сайт максимально удобна для организации в том числе таких закупок.

    Следует сформировать перечень товаров, работ, услуг для закупки у СМП и утвердить программу партнерства.

    Имеет смысл проводить информационные и обучающие мероприятия для СМП.

    Использовать финансовый сервис выдачи банковских гарантий участникам закупок - OTC-finance . Зачастую у участников закупок, в первую очередь, у СМП, нет достаточных свободных средств для обеспечения заявок на участие в закупках и обеспечения исполнения договора. OTC-finance позволяет участникам получать банковскую гарантию для обеспечения заявки на участие в закупках и для обеспечения исполнения договора по 223-ФЗ и 44-ФЗ.

    Для заказчика сервис удобен тем, что заказчик в личном кабинете может видеть, выдана банковская гарантия или нет. Поскольку отсутствует реестр банковских гарантий по 223-ФЗ, зачастую участники закупок сталкиваются с мошенниками и получают поддельную банковскую гарантию. Сервис исключает возможность мошенничества, все документы заверяются электронной подписью.

    Ответы на вопросы

    Если в положении будет утвержден перечень товаров для закупки только у СМП, то мы уже не сможем закупать этот товар у других поставщиков?

    Ответ: Если стоимость такой закупки не превышает 50 млн рублей, то сначала она проводится только среди СМП. Если она не состоится, то проводится в соответствии с положением. Как поступать, если возникает необходимость в рамках одной закупки закупить товары, включенные и не включенные в перечень?

    Ответ: В данной ситуации следует либо устанавливать требование об участии только СМП, либо провести две отдельные закупки: одну только для СМП, вторую - для любых участников. МУПы в 2015 году начинают закупки у СМП или в 2016?

    Ответ: В зависимости от выручки. Если выручка за предыдущий год больше 1 млрд рублей, то с 2016 года, если больше 10 млрд рублей, то с 1 июля 2015 года. Если менее 1 млрд рублей, то такой обязанности нет совсем. Можно ли делить закупки на закупки среди субъектов малого предпринимательства и закупки среди среднего предпринимательства?

    Ответ: ПП РФ 1352 содержит понятие именно «субъекты малого и среднего предпринимательства», поэтому проведение закупки только среди субъектов малого предпринимательства или только среди субъектов среднего предпринимательства будет расцениваться как нарушение Постановления. Как отражать закупки у СМП в плане закупки?

    Ответ: В соответствии с текущей редакцией ПП РФ 932 закупки у СМП отображаются в плане закупок как обычные закупки, однако согласно изменениям в 223-ФЗ Правительство сможет утвердить раздел плана, в котором отдельно будут учитываться закупки у СМП и закупки инновационной и высокотехнологичной продукции у СМП. Можно ли провести закупку только среди СМП без утвержденного перечня?

    Ответ: В соответствии ПП РФ 1352 для того чтобы проводить закупки только среди СМП, заказчик должен утвердить и разместить перечень товаров для таких закупок. Можно ли проводить закупки среди СМП, если объем дохода меньше 1 млрд рублей?

    Ответ: Проведение закупок «только среди СМП» заказчиками, которые не подпадают под ПП РФ 1352, может быть расценено как нарушение 135-ФЗ за необоснованное ограничение конкуренции.

    Минимальная доля товаров или услуг, которые заказчик приобретает у подобных поставщиков в течение года, равна 18% (). Этот процент рассчитывается, исходя из общей стоимости договоров, заключенных по результатам торгов.

    Доля же сделок, заключенных по итогам процедур только для СМП, составляет не менее 15% от указанной точки отсчета. Аналогичный объем закладывают и в Список тендеров, которые не учитывают при расчетах, указан в п.7 Положения об особенностях ПП №1352.

    Стоит отметить и заказчиков, которые обязаны приобретать инновационную и высокотехнологичную продукцию, в том числе и у поставщиков из числа СМП. Годовой объем таких приобретений равен общей стоимости аналогичных сделок за предыдущий год + 5%. Такое же количество должно быть учтено и на этапе планирования закупок.

    Сам же годовой объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства включает договоры, которые были заключены по результатам закупок:

    1. Только для СМП.
    2. Для всех участников, в том числе и для СМП.
    3. Для поставщиков, которые для исполнения контракта должны привлечь СМП в качестве субподрядчика.

    Наконец, для правильного составления отчета об объеме заключенных договоров с СМП заказчик может проверить категорию поставщика в соответствующем едином реестре на сайте ФНС:

    Перечень товаров у СМП

    При возникновении споров по отдельным положениям договора участник может направить заказчику протокол разногласий через ЭТП. После рассмотрения такого протокола покупатель может либо выслать поставщику измененный проект договора, либо предоставить мотивированный отказ от внесения правок.

    Договор заключают на основании:

    1. Извещения (приглашения).
    2. Документации.
    3. Заявки участника.
    4. Проекта договора.

    Малый и средний бизнес - основа экономики развитых стран. В России доля малого и среднего предпринимательства (МСП) в экономике значительно ниже, чем в западных странах. Зная об этом, российское государство приняло законодательные меры для помощи российскому малому бизнесу.

    Государство оказывает малому и среднему бизнесу поддержку с помощью преференций в государственных закупках, которые регулируются законом № 44-ФЗ, и закупках государственных компаний, которые регулируются законом № 223-ФЗ. В частности, государственные корпорации обязаны отдавать 18% годового объема своих закупок малому и среднему бизнесу, из которых 10% должны быть распределены по итогам закупок, в которых принимает участие только малый и средний бизнес.

    По данным Минэкономразвития, в 2015 году число госконтрактов, заключенных с малым и средним бизнесом, выросло на 41% и составило более чем 876 тыс., а сумма контрактов - на 40,6%, до 488 млрд. руб. В первом полугодии 2016 года в качестве оплаты только по прямым контрактам малому бизнесу было направлено около 258 млрд. рублей, что на 32% превышает аналогичный показатель 2015 года.

    По данным Корпорации МСП, эти квоты в прошлом году были превышены почти в три раза. Общий объем прямых закупок госкорпораций у малого и среднего бизнеса составил более 880 млрд руб., их доля составила 28,2% вместо установленных 10%. По установленной квоте 18% закупки составило около 1,3 трлн руб. При этом ассортимент закупок у МСБ за прошлый год расширился с 8 тыс. номенклатурных позиций до 99,5 тыс. позиций.

    • Критерий принадлежности к малому бизнесу: годовой оборот до 800 млн руб.
    • Критерий принадлежности к среднему бизнесу: годовой оборот до 2 млрд руб.

    По данным реестра субъектов МСП, таких предприятий в РФ 5,7 млн, из них 3 млн - индивидуальные предприниматели (ИП). Как попасть в реестр МСП? Подать данные на портале ФНС

    Коммерческий директор B2B-Center Андрей Бойко в коротком обучающем видео расскажет о государственной поддержке малого бизнеса в рамках закупочной деятельности государства и госкомпаний. Что такое «квоты» по закупкам для МСП, как работает этот механизм и насколько реально им воспользоваться компании «со стороны»?

    Способы, которыми проводятся закупки с участием исключительно субъектов малого и среднего предпринимательства, определяет сам заказчик в своём положении о закупках, однако участниками этой категории закупок могут быть исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства. Если до вступления в силу названного постановления Правительства РФ такое дисквалификационное требование трактовалось ФАС как необоснованное ограничение числа участников закупки и нарушение Закона «О защите конкуренции», то теперь отклонение всех, кто не относится к категории малого и среднего бизнеса, в рамках такой закупки является обязанностью заказчика.

    Если продукция, включенная в кратко описанный выше перечень, должна составлять не менее 10% годового объёма закупок заказчика, то всего у малого бизнеса заказчик должен разместить не менее 18% от годового объёма своих закупок.

    Предполагается, что оставшиеся 8% будут «добираться» за счёт побед малого бизнеса в обычных закупках, за счёт прямых закупок и за счёт привлечения малых предприятий в качестве субподрядчиков в случаях, когда это условие предусмотрено закупочной документаций и проектом договора.

    ИСКЛЮЧЕНИЯ

    При расчёте общего объёма закупок - т.е. тех самых 100%, от которых потом нужно будет исчислить 18% и 10% соответственно - заказчик может не учитывать целый ряд закупок, проводимых по Закону № 223-ФЗ, а именно:

    1. закупки для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
    2. закупки в области использования атомной энергии;
    3. закупки, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий;
    4. закупки, которые осуществляются за пределами России и предметом которых является поставка за пределами России;
    5. закупки финансовых услуг, включая банковские услуги, страховые услуги, услуги на рынке ценных бумаг, услуги по договору лизинга, а также услуги, оказываемые финансовой организацией и связанные с привлечением или размещением денежных средств;
    6. закупки, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте договора;
    7. закупки, в отношении которых принято решение Правительства РФ о непубликации информации;
    8. закупки услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению и газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), а также по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым ценам (тарифам);
    9. закупки работ (услуг), выполнение (оказание) которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением и государственным унитарным предприятием;
    10. закупки услуг по осуществлению авторского контроля за разработкой проектной документации на объект капитального строительства, проведению авторского надзора за строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом объекта капитального строительства авторами, а также по проведению технического и авторского надзора за выполнением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России авторами проектов;
    11. закупки, предметом которых является аренда и (или) приобретение в собственность объектов недвижимого имущества;
    12. закупки энергоносителей;
    13. закупки услуг добычи, хранения, отгрузки (перевалки) и переработки энергоносителей;
    14. закупки подвижного состава и материалов верхнего строения железно- дорожного пути;
    15. закупки результатов интеллектуальной деятельности у поставщика, обладающего исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, удостоверенным право- устанавливающим документом;
    16. закупки услуг в области воздушных перевозок и авиационных работ;
    17. закупки труб большого диаметра, используемых при строительстве магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов;
    18. закупки товаров, являющихся источником радиоактивной и химической опасности и применяемых для разведки, добычи, транспортировки и переработки сырой нефти и природного газа;
    19. закупки товаров, происходящих из иностранного государства и (или) работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами для проведения планового ремонта, технического обслуживания и (или) модернизации импортного оборудования в рамках гарантийных или лицензионных обязательств;
    20. закупки происходящих из иностранного государства товаров и (или) выполняемых (оказываемых) иностранными лицами работ (услуг) в целях реализации шельфовых проектов (при условии невозможности закупки таких товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства).

    В соответствии с п. 2 ч. 8 ст. 3 Закона № 223-ФЗ Правительство РФ вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объём закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчёта указанного объёма, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета. Поддержку малого бизнеса предполагается реализовывать путём издания субъектами Закона № 223-ФЗ программ партнёрства с такими поставщиками, в которых в числе прочего будут перечислены те виды закупаемой продукции и те категории закупок, к которым будут приглашаться исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП). Такие перечни должны быть составлены с тем расчётом, чтобы доля размещаемых у субъектом МСП заказов год от года постепенно увеличивалась.

    Методические рекомендации по реализации программ партнерства между заказчиками и субъектами малого и среднего предпринимательства содержатся в письме Минэкономразвития России от 01.11.2013 № 23941-ЕЕ/Д28И. Это письмо принято к исполнению пункта 11 плана мероприятий «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2013 г. № 867-р.

    В рекомендациях Минэкономразвития России программой партнерства называется «документ заказчика, описывающий комплекс мероприятий, направленных на формирование сети квалифицированных и ответственных партнеров из числа субъектов МСП, поставляющих заказчику товары (выполняющих работы, оказывающих услуги) по прямым договорам и субподрядным договорам 1-го уровня, активное вовлечение в деятельность заказчика инновационных субъектов МСП, а также обеспечение заказчиками содействия в развитии субъектов МСП, являющихся участниками такой программы». Результатами такой программы должно стать, в том числе:

    • увеличение доли закупок заказчиков у субъектов МСП в общем ежегодном объёме закупок заказчиков
    • увеличение доли прямых закупок заказчиков у субъектов МСП в общем ежегодном объёме закупок заказчиков
    • создание системы внедрения и трансфера новых технических и технологических решений субъектов МСП, в том числе направленных на инновационное развитие заказчика и интегрированных в бизнес-стратегию развития заказчика
    • снижение издержек, модернизация технологических и управленческих процессов заказчиков

    Постановление №1352:

    Пункт 5. Годовой объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливается в размере не менее чем 18 процентов совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. При этом совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных заказчиками с субъектами малого и среднего предпринимательства по результатам закупок, осуществленных в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 настоящего Положения, должен составлять не менее чем 10 процентов совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. В свою очередь, пп. «б» п. 4: «участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства;»

    То есть, заказчики должны передать 18% стоимости договоров за год субъектом МСП, из которых 10% будут отданы по итогам процедур,проводимых только среди субъектов МСП.

    В июле этого года вступила в силу новая редакция Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ, который регулирует закупки компаний с государственным участием, естественных монополий, организаций ЖКХ.

    Поправки помимо прочего изменили и правила закупок, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее — закупки у МСП). Рассказываем, что изменилось и как подготовиться к переменам.

    Про какие закупки идет речь?

    Крупные госкомпании и естественные монополии, работающие по закону № 223-ФЗ, должны поддерживать малый и средний бизнес. Они обязаны отдавать ему 18% от общего объема своих закупок за исключением тех товаров и услуг, которые нельзя приобрести у МСП (например, оборонная продукция). Этот вопрос регулирует Постановление Правительства № 1352 от 11 декабря 2014 года.

    Каждый заказчик публикует в ЕИС перечень продукции, которую он планирует закупать исключительно у малого и среднего бизнеса.

    При этом 3% контрактов можно распределять через обычные закупки (в том числе закупки у единственного поставщика), а 15% — только через преференционные, в которых участвуют исключительно МСП. Субъектами малого и среднего бизнеса считаются компании и индивидуальные предприниматели, входящие в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства , а также вновь созданный бизнес (существует на рынке менее года), который соответствует критериям, но не успел войти в обновляемый раз в год реестр.

    При участии в преференционных закупках субъект МСП должен подавать в составе заявки сведения из реестра, а новый бизнес – декларацию о том, что он соответствует критериям, но в реестр пока не вошел.

    Электронные площадки

    Все конкурентные закупки у МСП будут проходить в электронном виде на отобранных площадках, которые соответствуют требованиям законодательства. Этот вопрос регулируют часть 11 ст. 3.4 ФЗ № 223-ФЗ и Распоряжение Правительства РФ от 12 июля 2018 г. №1447-р .

    Площадки смогут взимать плату за свои услуги только с победителя закупки и не больше 2000 рублей. Порядок оплаты законодательно не урегулирован и пока остается на усмотрение электронной площадки.

    Аккредитация поставщиков

    Поставщики, которые хотят участвовать в преференционных закупках для МСП, должны пройти аккредитацию по правилам закона № 44-ФЗ «О контрактной системе», который регулирует государственные закупки.

    До конца 2018 года ее можно пройти на той площадке, где вы планируете участвовать в закупках. С 1 января 2019 года Правительство планирует проводить такую аккредитацию в Единой информационной системе , которая будет автоматически отправлять информацию на все площадки. Процедура проходит раз в три года. Поэтому в 2019 году вы сможете работать со старой. К 2020 году все поставщики должны будут пройти аккредитацию на ЕИС.

    Правила процедуры и перечень необходимых документов установлены в Законе № 44-ФЗ (статья 61). Такая аккредитация сложнее, чем обычная регистрация на ЭТП, но доступна всем. Главное – предоставить необходимую информацию: данные о компании, учредительные документы, полномочия представителя и т.д.

    Как будут проходить закупки?

    В зависимости от начальной (максимальной) цены заказчик может выбрать способ закупки: конкурс, аукцион, запрос котировок или запрос предложений.

    Важное нововведение: поставщик должен загружать на электронную торговую площадку заявку, состоящую из трех частей.

    Часть 1 — техническое предложение и согласие на условия закупочной документации.

    Часть 2 — информация о поставщике: лицензии, выписки из реестров, СРО, подтверждение опыта, квалификации и т.д.

    Часть 3 – цена.

    Поставщик загружает все части заявки одновременно, а площадка открывает их для заказчика по очереди. Сначала техническую часть, а затем цены, которые автоматически ранжирует. После этого заказчик выбирает лучшее предложение и победителя. Только тогда он может увидеть вторую часть заявки.

    Ни в коем случае не включайте информацию о своей компании в первую часть. Ваше предложение отклонят за нарушение правил. Поэтому рекомендуем заранее изучить функциональность площадки, на которой вы будете участвовать в закупках, а также внимательно читать закупочную документацию.

    Спецсчета и банки

    Заказчик может потребовать от участников преференционной закупки обеспечение заявки только в том случае, если ее начальная (максимальная) цена превышает пять миллионов рублей. При этом размер обеспечения для субъектов МСП не может превышать двух процентов от начальной цены.

    По правилам закупок у МСП обеспечение может быть в двух видах: резервирование денег на спецсчете в банке или банковская гарантия. Причем выбрать один из этих способов может сам поставщик.

    Правительство ограничило список банков , которые могут работать с закупками. Вы можете открыть спецсчет в любом аккредитованном банке. Однако новые правила пока не запрещают заказчикам устанавливать свои ограничения. Будьте готовы, что организатор может потребовать спецсчет или гарантию от определенных банков.

    Банки и площадки уже заключили соглашения друг с другом, они будут взаимодействовать автоматически. Поэтому уведомлять ЭТП об открытии спецсчета не надо, а следить за его состоянием – обязательно. Если площадка сделает запрос в банк, а денег на счете не будет, то вы не сможете участвовать в закупке.

    Электронная подпись

    Для участия в закупках у МСП нужна усиленная квалифицированная электронная подпись. Рекомендуем заранее проверить, подходит ли ваша подпись для участия в закупках у МСП. Если она не подходит, то получите новую в одном из удостоверяющих центров.

    Эксперты B2 B- Center:

    Наталья Патрунина, руководитель отдела образовательных проектов;

    Дмитрий Казанцев, к.ю.н., руководитель департамента нормативно-правового регулирования.

    Рынок корпоративных закупок – лакомый кусок контрактной системы, который долгое время был недоступен для малого и среднего бизнеса. Особые госзаказчики выбирали для своих тендеров более серьезных поставщиков, а 223-ФЗ не сильно их в этом ограничивал. Однако в мае 2013 года вышло распоряжение Правительства РФ №867-р, призванное расширить доступ субъектам малого и среднего предпринимательства (СМСП) к закупкам монополий и компаний с государственным участием.


    План мероприятий предполагает снятие барьеров для участия малого и среднего бизнеса в тендерах по 223-ФЗ и увеличение доли закупок у субъектов МСП. Нормы коснулись только отдельных государственных заказчиков, перечисленных в постановлении Правительства №1352 . Также постановление регулирует годовой объем закупок у субъектов МСП, особенности их проведения и требования к отчетности.


    В соответствии с Федеральным Законом 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" субъекты МСП – это юридические лица и ИП, относящиеся к микро-, малым и средним предприятиям по следующим критериям:


    1. Для юридических лиц:

    • Доля государственного, муниципального участия, а также участия религиозных, благотворительных организаций и иностранного капитала в уставном фонде не превышает 25%.
    • Доля, принадлежащая одному или нескольким ЮЛ, не относящимся к субъектам МСП, не превышает 25%. Требование не распространяется на компании, занимающиеся программированием, разработкой баз данных и других технологичных продуктов, исключительные права на которые принадлежат их учредителям – бюджетным и автономным научным учреждениям.

    2. Для всех:

    • Средняя численность персонала за предыдущий календарный год составляет: до 15 человек для микропредприятий; 15-100 человек для малых предприятий; 101-250 для средних предприятий.
    • Выручка без НДС или балансовая стоимость активов за предыдущий календарный год не превышает: 60 миллионов рублей для микропредприятий; 400 миллионов для малых предприятий; 1000 миллионов для средних предприятий.

    Документом, подтверждающим статус субъекта малого и среднего предпринимательства, считается декларация, форма которой есть в приложении к Постановлению №1352. С 2016 года Федеральной налоговой службой ведется реестр субъектов МСП, поэтому подтверждением статуса может также служить выписка из него.

    Какие заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП в 2018 году

    С 1 января 2016 года обязанность заключать контракты с субъектами малого и среднего предпринимательства по 223-ФЗ возложена на заказчиков, именуемых в законе “отдельными”:

    • Компании с годовым объемом выручки за предшествующий календарный год более 2 миллиардов рублей. Причем во внимание берется именно показатель выручки от продажи товаров / работ / услуг – то есть собственная прибыль компании. А, например, государственные субсидии в выручку не засчитываются – это “прочие доходы”.
    • Государственные компании, созданные на основании федерального закона (например, ГК Автодор).

    Кроме “отдельных” закон предусматривает “конкретных” заказчиков:

    • ОАО "Нефтяная компания "Роснефть",
    • ПАО "МОЭСК" и некоторые другие .

    Особенности осуществления закупок по 223-ФЗ у СМП

    Если начальная цена контракта по закупке меньше 50 миллионов рублей, заказчик обязан провести ее среди субъектов малого и среднего предпринимательства. Если больше – может привлекать любых поставщиков.


    В выборе типа тендеров закон заказчиков не ограничивает: у среднего предпринимательства можно закупать товары / работы / услуги как на конкурсной основе, так и в форме закупки у единственного поставщика. Можно выбрать и долю участия СМП в тендере:

    • В закупке принимают участие любые поставщики, в том числе СМСП.
    • Закупка только среди субъектов МСП.
    • Закупка с обязательным условием привлечения малого и среднего бизнеса в качестве субподрядчиков.

    Всего для “отдельных” заказчиков объем закупок у СМП за год должен составлять 18% в стоимостном выражении. Доля закупок среди одних только СМП – 10%. При этом в годовой объем закупок заказчика не засчитываются некоторые специфичные виды товаров, работ и услуг , которые не могут быть произведены субъектами МСП.


    Например, услуги образовательных организаций. “Конкретные” заказчики обязаны закупать у СМП инновационную и высокотехнологичную продукцию в размере 5% годового объема закупок.


    За неисполнение обязанностей по закупкам у субъектов МСП заказчиков ждут штрафные санкции. Вступившая в силу с января 2017 часть 8.1 статьи 3 Федерального Закона 223-ФЗ предусматривает за это наказание в виде перевода заказчика на закупки по 44-ФЗ в течение следующего календарного года, начиная с 1 февраля.


    Если вас интересуют закупки у СМП, то расширенная версия поиска тендеров Синапс.Про поможет выделить их из общей массы благодаря соответствующим настройкам.

    Отчет об объеме закупок у СМП

    1. Ежемесячно все государственные заказчики оформляют отчет о количестве и общей стоимости договоров, заключенных с субъектами МСП – пункт 4 части 19 статьи 4 Федерального Закона 223-ФЗ.
    2. Ежегодно “отдельные” заказчики оформляют отчет о закупке товаров, работ, услуг у субъектов МСП и публикуют его в ЕИС – часть 21 статьи 4 Федерального Закона 223-ФЗ. Форма отчета об объеме закупок у СМП утверждена Постановлением №1352.
    3. Ежегодно “конкретные” заказчики, которые обязаны закупать у СМП инновационную продукцию, дополнительно формируют отчет о ее закупках и публикуют его в ЕИС – Постановление №1442 .

    Проверьте себя, ответив на вопросы:

    1. Доход госзаказчика за предыдущий календарный год составил 2,5 миллиарда рублей. Из них 1 миллиард поступил в виде государственной субсидии и в балансе отражен как “прочие доходы”. Обязан ли заказчик совершать закупки у субъектов МСП в текущем году, в каком объеме?

    2. Что ожидает заказчика, осуществляющего закупки по 223-ФЗ, если в течение календарного года он закупил продукции у малого и среднего предпринимательства в недостаточном объеме?