Параллельно с работами по проектированию многоцелевых атомных подводных лодок второго поколения, в ведущих конструкторских бюро страны, отраслевых и флотских научных центрах, велись поисковые работы по АПЛ Атомная подводная лодка третьего поколения. В частности, Горьковское (ныне нижегородское) ЦКБ Центральное конструкторское бюро -112 «Лазурит» в начале 60-х гг. разработало предэскизный проект под номером 673 - многоцелевую атомную подводную лодку, в конструкции которой было заложено много передовых решений - полуторакорпусная схема, обводы, оптимальные с точки зрения гидродинамики (без ограждения рубки), одновальная энергетическая установка с одним реактором и т. п. В дальнейшем работы по новым многоцелевым АПЛ Атомная подводная лодка в Горьком были продолжены. Одна из таких проработок и была в 1971 г. положена в основу проекта первого советского атомохода третьего поколения.

Расширение боевых возможностей американского флота - в первую очередь - его подводной составляющей, развивавшейся в 60-80-х гг. наиболее динамично, требовало резкого увеличения противолодочного потенциала советского ВМФ Военно-морской флот . В 1973 г. в рамках комплексной программы «Аргус» была разработана концепция противолодочной обороны страны. В рамках этой концепции ЦНПО «Комета» (генеральный конструктор А. И. Савин) началась реализация программы создания комплексной системы освещения обстановки «Нептун» (КСОПО «Нептун»), включающей:

Центральное звено системы - центр сбора, обработки, отображения и распределения информации, отражения;

Стационарные системы освещения подводной обстановки, работающие по различных физическим полям ПЛ Подводная лодка ;

Гидроакустические буи, выставляемые в океане кораблями и самолетами;

Космические системы обнаружения подводных лодок по различным демаскирующим признакам;

Маневренные силы, включающие самолеты, надводные корабли и подводные лодки. При этом атомные многоцелевые подводные лодки нового поколения, обладающие повышенными поисковыми возможностями, рассматривались как одно из важнейших средств обнаружения, слежения и (после получения соответствующей команды) уничтожения субмарин противника.

Тактико-техническое задание на разработку большой атомной многоцелевой подводной лодки было выдано в марте 1972 г. При этом ВМФ Военно-морской флот ставилась задача ограничить водоизмещение в пределах, обеспечивающих строительство кораблей на внутренних заводах страны (в частности - на горьковском заводе «Красное Сормово»). Основным назначением новых АПЛ Атомная подводная лодка проекта "945 Барракуда" должно было стать слежение за ракетными подводными лодками и авианосными ударными группами потенциального противника, а также гарантированное уничтожение этих целей с началом боевых действий. Главным конструктором проекта являлся И. И. Кваша, а главным наблюдающим от ВМС Военно-морские силы - И. П. Богаченко. Принципиально важным элементом новой АПЛ Атомная подводная лодка было применение для изготовления прочного корпуса титанового сплава с пределом текучести 70-72 кгс/мм2, обеспечивающего увеличение предельной глубины погружения в 1,5 раза по сравнению с АПЛ Атомная подводная лодка второго поколения. Использование титанового сплава высокой удельной прочности позволяло за счет уменьшения массы корпуса сэкономить на водоизмещении лодки до 25 - 30%, что делало возможным постройку АПЛ Атомная подводная лодка в Горьком и транспортировку ее внутренними водными путями. Кроме того, титановая конструкция позволяла резко уменьшить магнитное поле корабля (по этому параметру атомоходы 945-го проекта сохраняют мировое лидерство среди подводных лодок и в настоящее время). Однако использование титана вело к существенному росту стоимости АПЛ Атомная подводная лодка и по технологическим причинам ограничивало число строящихся кораблей, а также число предприятий судостроения, участвующих в программе (технология постройки титановых корпусов не была освоена в Комсомольске-на-Амуре).

По сравнению с АПЛ Атомная подводная лодка предыдущего поколения торпедно-ракетный комплекс новой лодки должен был обладать вдвое увеличенным боезапасом, возросшем за счет применения новых боеприпасов и усовершенствованной системы целеуказания, дальностью стрельбы (в три раза для ракето-торпед и в 1,5 раза - для торпед), а также повышенной боеготовностью (время подготовки к стрельбе первым залпом сокращалось в два раза).

В декабре 1969 г. в ОКБ Опытно-конструкторское бюро Минавиапрома «Новатор» под руководством главного конструктора Л. В. Люльева начались работы по созданию новых противолодочных ракетных комплексов второго поколения Водопад и «Ветер», предназначенных в первую очередь для оснащения перспективных АПЛ Атомная подводная лодка третьего поколения. Еще одним новым типом оружия, внедренным на АПЛ Атомная подводная лодка третьего поколения, стала телеуправляемая самонаводящаяся в двух плоскостях торпеда типа ТЭСТ-71. Для освещения подводной и надводной обстановки и целеуказания оружию было решено применить усовершенствованный гидроакустический комплекс МГК-503 «Скат». Благодаря мерам по снижению шумности АПЛ Атомная подводная лодка и уменьшению собственных помех при работе ГАК Гидроакустический комплекс дальность обнаружения целей по сравнению с АПЛ Атомная подводная лодка второго поколения увеличилась более чем в два раза.

Новые системы радиоэлектронного вооружения позволили уменьшить предельную ошибку в определении места в пять раз, а также существенно увеличить интервалы между всплытиями для определения координат. Дальность связи возросла в два раза, а глубина приема радиосигналов - в три раза. Для отработки вопросов прочности и технологии «Красным Сормовым» были построены натурный отсек из титанового сплава, а также полунатурный отсек из другого, более прочного сплава титана, предназначенного для использования на перспективных сверхглубоководных АПЛ Атомная подводная лодка . Отсеки были доставлены в Северодвинск, где в специальной док-камере прошли статические и усталостные испытания. АПЛ Атомная подводная лодка проекта "945 Барракуда" предназначена для ведения борьбы не только с ракетными подводными лодками противника, но и с надводными кораблями из состава авианосных соединений и ударных группировок. Повышение боевого потенциала достигалось за счет усиления ракетно-торпедного и торпедного вооружения, прогресса в развитии систем обнаружения, целеуказания, связи, навигации, внедрения информационно-управляющих комплексов, а также улучшения основных тактико-технических элементов - скорости, глубины погружения, маневренности, скрытности, надежности и живучести.

Подводная лодка проекта "945 Барракуда" выполнена по двухкорпусной схеме. Легкий корпус имеет эллипсоидную носовую и веретенообразную кормовую оконечности. Закрытие забортных отверстий осуществляется при помощи шпигатных затворов и кингстонов на всех цистернах главного балласта. Прочный корпус, выполненный из титанового сплава, имеет относительно простые формообразования - цилиндрическая средняя часть и конические оконечности. Концевые переборки - сферические. Конструкция крепления к корпусу прочных цистерн исключает изгибные напряжения, возникающие при обжатии лодки на глубине. Корпус лодки разделен на шесть водонепроницаемых отсеков. Имеется система аварийного продувания двух цистерн главного балласта с помощью продуктов сгорания твердого топлива. Экипаж лодки - 31 офицер и 28 мичманов, для которых созданы относительно хорошие условия обитаемости. АПЛ Атомная подводная лодка оборудована всплывающей спасательной камерой, способной вместить весь ее экипаж.

Главная энергетическая установка номинальной мощностью 43 000 л. с. включает один водо-водяной реактор ОК-650А (180 мВт) и один парозубчатый агрегат. Реактор ОК-650А имеет четыре парогенератора, по два циркуляционных насоса для первого и четвертого контуров, три насоса третьего контура. Паровая одновальная блочная паротурбинная установка имеет широкое резервирование состава механизации. Лодка оснащена двумя турбогенераторами переменного тока, двумя питательными и двумя конденсаторными насосами. Для обслуживания потребителей постоянного тока имеется две группы аккумуляторных батарей и два обратимых преобразователя.

Гребной многолопастный винт обладает улучшенными гидроакустическими характеристиками и уменьшенной частотой вращения.

В случае выхода из строя главной энергетической установки для последующего ее ввода предусмотрены аварийные источники электроэнергии и резервные средства движения. Имеются два дизель-генератора ДГ-300 с обратимыми преобразователями (2 х 750 л. с.) с запасом топлива на 10 суток работы. Они предназначены для выработки постоянного тока для гребных электродвигателей и переменного - для общекорабельных потребителей. Для обеспечения движения под водой со скоростью хода до 5 узлов АПЛ Атомная подводная лодка оборудована двумя гребными электродвигателями постоянного тока мощностью по 370 кВт, каждый из которых работает на свой винт.

Лодка оснащена гидроакустическим комплексом МГК-503 «Скат» (с аналоговой обработкой информации). Комплекс связи «Молния-М» включает систему спутниковой связи и буксируемую антенну «Параван». Комплекс ракетно-торпедного вооружения и боевая информационно-управляющая система обеспечивают одиночную и залповую стрельбу без ограничений по глубине погружения (вплоть до предельной). В носовой части корпуса установлено четыре 533-миллиметровых и два ТА Торпедный аппарат калибром 650 мм. В боекомплект входит до 40 единиц оружия - ракето-торпеды и торпеды. Альтернативный вариант - до 42 мин.

Дальнейшим развитием лодки проекта 945 стала АПЛ Атомная подводная лодка проекта 945А (шифр «Кондор»). Ее основным отличием от кораблей предыдущей серии был измененный состав вооружения, включавший шесть 533-мм торпедных аппаратов. В боекомплект лодки были включены стратегические крылатые ракеты. Лодку оснастили и восемью комплектами ПЗРК самообороны «Игла». Число водонепроницаемых отсеков возросло до семи. Лодка получила усовершенствованную энергетическую установку мощностью 48 000 л. с. с реактором ОК-650Б (190 мВт). В выдвижных колонках разместили два подруливающих устройства (по 370 л. с.). По уровню демаскирующих признаков (шумности и магнитному полю) лодка проекта 945А стала самой малозаметной в советском флоте. На АПЛ Атомная подводная лодка установили усовершенствованный ГАК Гидроакустический комплекс «Скат-КС» с цифровой обработкой сигналов. В состав комплекса вошла низкочастотная протяженная буксируемая антенна, размещенная в контейнере, расположенном на вертикальном оперении. Корабль оснастили комплексом связи «Симфония».

К-276 Краб1984

Головная лодка была заложена в Сормове 8 мая 1982 г., спущена на воду 29 июля 1983 г. и вступила в строй 21 сентября 1984 г.

11 февраля 1992 г. "Краб" находилась в полигоне боевой подготовки вблизи полуострова Рыбачий, в территориальных водах России. Командовал субмариной капитан 2 ранга И. Локтев. Экипаж лодки сдавал вторую курсовую задачу и подводная лодка следовала на глубине 22,8 метра. Американский атомоход Baton Rouge выполнял задачи разведывательного характера и осуществлял слежение за своим русским "собратом", следуя на глубине около 15 метров. В процессе маневрирования акустики американской лодки потеряли контакт с "Краб" и так как в районе находились пять рыболовных судов, шум винтов которых похож на шум винтов АПЛ Атомная подводная лодка , то командир Baton Rouge решил в 20 часов 8 минут всплыть на перископную глубину и разобраться в обстановке. Российская лодка "Краб" в этот момент оказалась ниже американской и в 20 часов 13 минут так же начала всплытие для проведения сеанса связи с берегом. Факт слежения за своим кораблем русскими гидроакустиками обнаружен не был и в 20 часов 16 минут произошло столкновение субмарин. При столкновении "Краб" своей рубкой протаранила днище Baton Rouge . Лишь небольшая скорость русской лодки и малая глубина при всплытии позволили Baton Rouge избежать гибели. На рубке "Краб" остались следы столкновения, позволившие идентифицировать нарушителя территориальных вод. Пентагон был вынужден признать свою причастность к инциденту.

К-239 Карп1987

Был заложен в августе 1983 г., спущен на воду в апреле 1984 г. и введен в строй осенью 1987 г. В 1996 г. "Карп" было присвоено более благозвучное название - «Тула».

Подводные лодки проекта 945 «Барракуда» - это серия атомных многоцелевых подводных лодок, разработанных и построенных в Советском Союзе в период с 1976 по 1986 год. Они стали первыми представителями третьего поколения советских атомных субмарин этого типа.

Созданием АПЛ проекта 945 занималось горьковское ЦКБ-112 «Лазурит», строительство кораблей велось на заводе «Красное Сормово». Головной корабль проекта 945 был заложен 8 мая 1982 года, а через два года он уже был принят в состав ВМФ СССР.

Уникальной особенностью подлодок этого проекта является использование титана в их прочном корпусе, что позволило значительно увеличить глубину погружения, уменьшить водоизмещение, а также снизить магнитное поле – один из главных демаскирующих факторов для любого подводного корабля. Правда, применение титана значительно повысило стоимость постройки кораблей, поэтому АПЛ проекта 971 строили уже из обычной маломагнитной стали.

Дальнейшим развитием АПЛ проекта 945 стали субмарины проектов 945А и 945Б («Кондор» и «Марс»), которые были заложены в конце 80-х годов. В настоящее время в состав российского флота входят подлодки проектов 945 и 945А. В 1998 году из него была выведена подводная лодка «Карп» - первый корабль серии. Еще ранее, в 1993 году прямо на стапелях была порезана на металл АПЛ проекта 945Б «Марс», причем этот корабль по своим характеристикам вплотную приближался к субмаринам четвертного поколения.

В настоящее время «Барракуды» входят в состав 7-й дивизии подлодок Северного флота.

История создания

В середине 70-х годов американский военно-морской флот получил на вооружение атомные подводные лодки типа «Лос-Анджелес», которые относились к третьему поколению АПЛ. Эти субмарины отличались гораздо меньшим уровнем шумности, лучшей обитаемостью, совершенным радиоэлектронным и – особенно – гидроакустическим оборудованием. Более мощным и эффективным стало их вооружение.

Советский военно-морской флот, вооруженный подлодками предыдущего, второго поколения, оказался в роли догоняющего. Причем ситуация была весьма серьезной: в какой-то период советские рубежи оказались крайне уязвимы перед угрозой прорыва подводными силами вероятного противника. Подобные успехи США и их союзников не могли не вызывать обеспокоенности у военного и политического руководства СССР. Поэтому еще в начале 70-х годов началась разработка программы «Аргус», которая была не чем иным, как попыткой создать новую концепцию противолодочной обороны страны. В ходе ее реализации военные пришли к выводу, что наиболее эффективным противолодочным средством должны стать многоцелевые АПЛ нового поколения, обладающие мощными средствами поиска и поражения противника. Однако такую лодку нужно было сначала создать…

Еще в 60-е годы конструкторы ЦКБ «Лазурит» разработали эскиз подводной лодки третьего поколения, конструкцию которой можно смело назвать революционной. Она вовсе не имела ограждения выдвижных устройств (что обычно называют рубкой), была выполнена по полуторакорпусной схеме, имела одновальную энергетическую установку с единственным реактором и обводы корпуса, оптимальные для подводного хода. Однако данный проект реализован так и не был.

Техническое задание на нее было подготовлено в начале 1972 года. Главными целями новой подлодки должны были стать субмарины противника и надводные корабли, входящие в состав авианосных ударных групп (АУГ). Основным требованием, предъявленным к разработчикам проекта 945, стало ограничение водоизмещения лодок, с таким учетом, чтобы их можно было изготавливать на судостроительных заводах внутри страны, а уже затем транспортировать их к морю. Разработка проекта была поручена горьковскому ЦКБ «Лазурит».

Основной «изюминкой» новой подводной лодки стало применение титанового сплава в ее корпусе. Подобное конструкторское решение давало сразу несколько преимуществ. Во-первых, использования особо прочного сплава с пределом текучести 70-72 кгс/мм2 значительно увеличивало максимальную глубину погружения корабля – почти в полтора раза по сравнению с лодками второго поколения – а, во-вторых, применение этого материала уменьшало магнитное поле судна. Ну и самое главное: благодаря титановому корпусу можно было на 30% уменьшить водоизмещение подводной лодки, что позволяло изготавливать корабли этого проекта на заводе «Красное Сормово» в Горьком.

У советских кораблестроителей уже был опыт постройки подводных лодок с титановым корпусом. В 1969 году на воду была спущена уникальная субмарина проекта 661 «Анчар». Она не только была изготовлена из титана, но и могла развивать неслыханную по тем временам скорость – 44 узла. Правда, ее постройка обошлась советскому бюджету в такую сумму, что «Анчар» получил на флоте прозвище «Золотая рыбка».

Однако применение титана имело и значительные недостатки. Главным из них было, конечно, значительное увеличение стоимость кораблей. Кроме того, работать с этим металлом было сложно, далеко не все предприятия освоили подобные технологии. Поэтому часть советских кораблестроительных предприятий из проекта выпали сразу (например, Комсомольск-на-Амуре).

Любопытно, что, кроме горьковского «Лазурита», разработкой многоцелевой подводной лодки третьего поколения занимались и их основные конкуренты – ленинградское СКБ-143 «Малахит». Результатом его работы стали подводные лодки проекта 971 «Щука-Б». При этом следует отметить, что конструкторы обоих КБ работали по одному и тому же техническому заданию. В итоге советские моряки получили две разные субмарины со сходными характеристиками для выполнения одних и тех же боевых задач. Правда, «Щука» была изготовлена из стали, а не из титана. Подобная ситуация была типичной для советского флота, многообразие типов подводных лодок, которые он использовал в период Холодной войны, поражает. Более практичные американцы пошли абсолютно другим путем: начиная с 70-х годов, они максимально унифицировали свои подводные силы, постепенно уменьшая количество типов субмарин. Подобный подход позволял существенно экономить на постройке и эксплуатации плавсостава.

Для отработки конструкции титанового корпуса и уточнения вопросов его прочности на заводе «Красное Сормово» был построен натурный отсек из этого материала, а также полунатурный отсек из еще более прочного сплава, который планировали использовать для создания новых, еще более глубоководных АПЛ. Они были доставлены на Северный флот, где в специальной док-камере прошли прочностные и другие испытания.

Головная лодка проекта К-239 «Карп» была спущена на воду 29 июля 1983 года, а чуть более чем через год она была принята в состав флота. Вторая подлодка проекта – К-276 «Краб» – была заложена в августе 1983 года, осенью 1987 года она вошла в состав ВМФ СССР. Уже в российский период, в 1996 году, корабль получил название «Кострома».

Дальнейшим развитием «Барракуд» стали лодки улучшенных проектов – 945А и 945Б. В 1986 году была заложена первая подлодка проекта 945А – К-534 «Зубатка». В состав флота она была принята в 1990 году (с 1995 года это подводная лодка «Нижний Новгород»). Затем был К-336 «Окунь» К-336, который вступил в строй в 1993 году (с 1995 года это подводная лодка «Псков»). Основным отличием проекта 945А от кораблей базовой серии был измененный состав вооружения. «Зубатка» и «Окунь» получили шесть 533-мм торпедных аппарата, а также возможность стрелять стратегическими крылатыми ракетами С-10 «Гранат», способными поражать цели на дистанциях в 3 тыс. км. Также лодки нового проекта были оснащены более современным и мощным реактором, еще более была уменьшена их шумность. На момент принятия на вооружение «Зубатка» была одной из самых «тихих» подлодок советского флота.

В 1990 году на заводе «Красное Сормово» была заложена подводная лодка К-123 «Марс», которая относится к усовершенствованному проекту 945Б. По мнению большинства экспертов, по своим характеристикам этот корабль должен был вплотную приблизиться к субмаринам четвертого поколения. Однако из-за развала Советского Союза и отсутствия финансирования этот очень интересный проект был приостановлен, а К-123 был разрезан на металл прямо на стапеле.

В 1992 году К-276 «Краб» в территориальных водах столкнулся с американской подлодкой «Батон-Руж» (типа «Лос-Анджелес»), которая осуществляла скрытое наблюдения за российскими кораблями во время учений. У «Краба» было смято ограждение выдвижных устройств, но американец пострадал куда больше. После столкновения на «Батон-Руж» начался пожар, лодка едва смогла добраться до базы. Повреждения были настолько тяжелы, что субмарину решили не восстанавливать, а списать и утилизировать. Все-таки хорошая вещь титановый корпус!

В 2013 году руководством российского флота было принято решение о модернизации подлодок проектов 945 и 945А «Кондор». Ее планируют проводить на судоремонтном заводе «Звездочка». На лодках будет проведен ремонт реакторов, замена всего электрооборудования и части механических элементов конструкции. Корабли получат новые гидроакустические станции (ГАС), РЛС, навигационные системы ГЛОНАСС и информационно-управляющие системы. В ходе модернизации планируют обновить комплекс вооружения субмарин. В частности, боевые возможности кораблей будут значительно расширены за счет новейших крылатых ракет «Калибр». Модернизацию планируют провести до 2020 года. После ее окончания срок службы обновленных «Барракуд» и «Кондоров» будет продлен еще на десять лет.

Описание конструкции

Подводные лодки проекта 945 выполнены по классической для советского судостроения двухкорпусной схеме.

Прочный корпус кораблей этой серии выполнен из титанового сплава и имеет цилиндрическую форму в средней части с коническими оконечностями. Водонепроницаемыми переборками он поделен на шесть отсеков. «Барракуды» оснащены системой экстренной продувки цистерн главного балласта за счет сжигания твердого топлива. Легкий корпус субмарины имеет форму эллипса, кормовая оконечность веретенообразная.

В состав экипажа кораблей этой серии входит 28 мичманов и 31 офицер, для которых на борту созданы комфортные условия обитания. В случае нештатных ситуаций моряки могут покинуть подлодку экстренно: для этого есть спасательная камера, способная вместить в себя весь экипаж.

Подводные лодки проекта 945 имеют главную энергетическую установку в составе водо-водяного реактора ОК-650А мощностью 180 мВт и паро-зубчатого агрегата. Этот реактор оснащен четырьмя парогенераторами, и двумя циркуляционными насосами для первого и четвертого контуров, третий контур имеет три насоса. ГЭУ позволяет подлодкам этой серии развивать скорость в 35 узлов под водой и 12 узлов – в надводном положении.

На случай поломки главной энергетической установки лодка имеет два дизель-генератора с мощностью по 750 л. с. и запасом топлива на десять суток плавания. Гребной винт субмарин этого проекта имеет прекрасные гидроакустические характеристики. Кроме того, имеются два винта и два двигателя малого хода (по 370 кВт).

На лодках проекта «Барракуда» были установлены гидроакустические комплексы «Скат». Новые технические решения, использованные в его конструкции, а также уменьшение шумности самой лодки, позволили увеличить дальность обнаружения вражеских субмарин практически в два раза по сравнению с кораблями второго поколения. Использование нового комплекса связи «Молния-М» позволило в два раза повысить ее дальность и в три раза – глубину. Лодки серии 945 оснащались системами спутниковой связи и буксируемой антенной «Параван». Навигационный комплекс позволил в несколько раз увеличить точность определения координат корабля.

Еще в конце 60-х годов началась разработка нескольких комплексов ракетно-торпедного вооружения для подводных лодок нового поколения. Ее результатом стало создание противолодочных ракетных комплексов «Водопад» (533 мм) и «Ветер» (650 мм). Они позволяют субмарине вести огонь на всем диапазоне глубин погружения, включая и максимальную. Также было значительно сокращено время предстартовой подготовки. По сравнению с кораблями второго поколения лодки проекта 945 имеют большую дальность стрельбы, а за счет более совершенной системы целеуказания и использования новых боеприпасов возросла ее точность. Кроме того, был значительно увеличен боекомплект: он составил 12 торпед или ракетоторпед калибра 650 мм и 28 – калибра 533 мм.

Лодки проекта 945 имеют шесть торпедных аппаратов: четыре калибра 533 мм и два 650-миллиметровых. Торпеды могли оснащаться как обычной, так и ядерной боевой частью.

Еще одним типом вооружения «Барракуд» стала телеуправляемая самонаводящаяся торпеда ТЭСТ-71. Она оснащалась ГАС самонаведения активно-пассивного типа, обеспечивавшей наведение на цель в двух плоскостях. Этой торпедой можно было управлять после запуска, перенацеливать или отменить самонаведение. Силовая установка ТЭСТ-71 могла работать в двух режимах: поисковом (скорость до 24 узлов) и атакующем (40 узлов). Максимальная дальность стрельбы составляла 20 тыс. метров, а глубина – 400 метров. При этом по уровню скрытности советская торпеда значительно превосходила знаменитую американскую Мк.48.

Столкновение атомных подводных лодок США и СНГ произошло 11 февраля 1992 г. в Баренцевом море, сообщил тогда представитель министерства обороны США Боб Холл. По его словам, американская подлодка «Батон-Руж» следовала под перископом, а подводная лодка СНГ находилась в процессе всплытия из подводного положения.

Атомная ударная подводная лодка «Батон-Руж» класса «Лос- Анджелес» водоизмещением 6000 тонн способна в погруженном положении развивать скорость свыше 30 узлов. Глубина погружения – 450 метров. Численность экипажа – 127 человек. Лодка вооружена ракетами «Томагавк»

«Инцидент произошел в Баренцевом море в районе, который, как мы полагаем, находится в международных водах за пределами 12-мильной зоны», – указал представитель Пентагона.

Б. Холл отказался сообщить цели и задачи «Батон-Руж», которые она выполняла до столкновения с подлодкой СНГ. Вместе с тем он информировал о том, что инцидент был обсужден государственным секретарем США Джеймсом Бейкером во время его встречи с Президентом Российской Федерации Борисом Ельциным. «До того, как предать инцидент огласке, мы хотели обсудить данный вопрос с российским Президентом», – подчеркнул Холл. По его словам, состоялось откровенное обсуждение того, что произошло.

Представитель ВМС США признал, что «Батон-Руж» выполняла разведывательные задачи, занималась сбором информации о военно-морской активности в море и на берегу в районе военно-морских баз России на Кольском полуострове.

«У нас там оперирует ряд подводных лодок, – сказал министр обороны США А. Чейни – это важная часть нашей безопасности, и у меня нет никаких оснований считать, что здесь существует фундаментальная проблема, требующая изменений в политике».

«Подлодки США и Советов явно играют в «кошки-мышки» в арктических водах, и столкновения здесь не такое уж невиданное событие, – пишет в этой связи газета «Вашингтон пост». – Но этот эпизод прошлой недели является необычным, поскольку Пентагон ранее почти никогда не обсуждал подобную активность и поскольку он свидетельствует о продолжении присутствия американских ударных подводных лодок близ российских берегов».

По заявлению ВМФ России, американская лодка нарушила Государственную границу России, углубившись на 8,5 километра в наши воды. Американцы утверждают, что столкновение произошло в 14 милях от берега, то есть за пределами 12-мильной зоны территориальных вод России. Один из наших контрадмиралов так описал аварию:

«Американский командир потерял контакт с нашей лодкой, за которой вел наблюдение. В этом районе находилось еще 5 рыболовецких траулеров. Русская лодка стала активно маневрировать «для полного освещения событий» (не исключено, что наш командир решил «пихнуть» американца вполне сознательно) и решила всплывать. Так обе лодки попали в зону акустической «тени». «Батон-Руж» оказалась сверху. «Сиерра» наткнулась на нее, получив сильный крен влево и, ободрав американскую лодку, поднялась на поверхность.

Грубо говоря, – сказал контр-адмирал, – на корпусе нашей лодки остались детали с клеймом «Сделано в США», так что у Пентагона не было иного выхода, как признать свою причастность к инциденту». В конце беседы представитель пресс-центра ВМФ России официально заявил:

– Независимо от миролюбивой риторики американских политиков, на деле ВМФ США продолжает вести политику времен холодной войны. Цель этой политики была такой: запереть наш флот на базах, не давать ему развернуться и иметь возможность быстро уничтожить в случае начала боевых действий.

Все документы по итогам работы комиссии ВМФ переданы в МИД России. Командир «Сиерры» И. Локоть никаких дисциплинарных наказаний не понес.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПЛ ПРОЕКТА 945 «БАРРАКУДА».

Код НАТО: 3 – класса «СИЭРРА» .

Водоизмещение: 7600 т.

Размеры: 110x12,4x7,4 м.

Вооружение: 6-533 мм ТТ, 2-650 мм ТТ (для ССН-21), 60 мин.

Силовая установка: 2 реактора ПВ, 3 паровых турбины, 1 винт, 40000 л.с.

Скорость: 35 уз.

Экипаж: 100 человек.

Акустическое оборудование: 1 радар (в кормовом бульбовом обтекателе), 2 сонара: актив/пассив, актив.

Строительство: строились в Горьком, достраивались в Северодвинске. Головная построена в июле 1983 года, вступила в строй в 1984 г.

Дополнительные сведения: Глубина погружения 550 м. 7 отсеков. Параллельно с ПЛ класса СИЭРРА шло проектирование и строительство ПЛ класса МАЙК с аналогичным вооружением и главными размерениями, но с титановым корпусом и глубиной погружения в 1000 м, без кормового бульбового обтекателя (1 реактор?). Несмотря на гибель МАЙКА (советское название – КОМСОМОЛЕЦ), справочник «Джейна» включает ее в состав флота с указанием даты аварии. В 1993 году планировали ее подъем. Строительство ПЛ класса «Сиэрра» продолжается.




Параллельно с разработкой многоцелевых атомных подлодок второго поколения в ведущих КБ страны, флотских и отраслевых научных центрах, вели поисковые работы по субмаринам третьего поколения. Например, в начале 1960-х годов Горьковское (сегодня нижегородское) ЦКБ-112 «Лазурит» разработало предэскизный проект № 673 — многоцелевая атомная подводная лодка, в конструкции которой заложили много передовых решений — оптимальные с точки зрения гидродинамики обводы (без ограждения рубки), полуторакорпусная схема, одновальная энергетическая установка, имеющая один реактор и тому подобное. Позднее работы по новым многоцелевым атомным подлодкам в Горьком продолжили. Одна такая проработка и была в 71-м году взята за основу проекта первой советской АПЛ третьего поколения.

Расширение боевых возможностей флота США — в первую очередь, подводной составляющей, которая в 1960-80-х годах развивался наиболее динамично, требовало резкого увеличить противолодочный потенциал советского военно-морского флота. В 73-м году в СССР в рамках программы «Аргус» разработали концепцию противолодочной обороны. В рамках данной концепции ЦНПО «Комета» (руководитель - генеральный конструктор Савин) начали реализовывать программу создания КСОПО «Нептун» (комплексная система освещения обстановки) которая включала:
- центральным звеном системы являлись центр сбора, обработки, распределения и отображения информации, отражения;
- стационарная система освещения подводной обстановки, которая работала по различным физическим полям подводной лодки;
- гидроакустические буи, которые выставляются в океанах самолетами и кораблями;
- космические системы обнаружения подлодок по разным демаскирующим признакам;
- маневренные силы, которые включают самолеты, подлодки и надводные корабли. При этом многоцелевые АПЛ нового поколения, которые обладали повышенными поисковыми возможностями, рассматривали как важнейшее средство обнаружения, слежения и уничтожения (после получения соответствующей команды) субмарин противника.
ТТЗ на разработку большой многоцелевой атомной подводной лодки выдали в марте 72-го года. При этом военно-морской флот ставил задачу ограничить водоизмещение лодок в пределах, которые обеспечивают строительство подлодок на внутренних заводах (в частности — на заводе «Красное Сормово» г. Горький). Основным назначением новых субмарин проекта 945 («Барракуда») было слежение за ракетными авианосными ударными группами и подлодками потенциального противника, а также уничтожение данных целей в случае начала боевых действий. Главный конструктор проекта - Н.И. Кваша, а главный наблюдающий от военно-морских сил — И.П. Богаченко.



Принципиально важным элементом новой атомной подлодки было применение в ее прочном корпусе титанового сплава имеющего предел текучести 70-72 кгс/мм2, что обеспечивало увеличение в 1,5 раза предельной глубины погружения по сравнению с субмаринами второго поколения. Использование титанового сплава имеющего высокую удельную прочность позволяло за счет снижения массы корпуса сэкономить на водоизмещении подлодки до 30%, что давало возможность строить атомные подводные лодки в Горьком и транспортировать их внутренними водными путями. Кроме того, титановый корпус позволял значительно уменьшить магнитное поле судна (по данному параметру подлодки 945-го проекта сохраняют лидерство среди подлодок и сегодня).
Однако использование титана влекло за собой существенное увеличение стоимости атомной подлодки и по тех. причинам ограничивало количество строящихся судов, а также число предприятий, участвующих в программе (в Комсомольске-на-Амуре технология постройки корпусов из титана освоена не была).
Торпедно-ракетный комплекс новой подлодки по сравнению с атомными субмаринами предыдущего поколения должен был обладать вдвое большим боезапасом, возросшей дальностью стрельбы, за счет использования усовершенствованной системы целеуказания и новых боеприпасов, (для ракето-торпед - в 3 раза, для торпед - в 1,5 раза), а также повышенной боеготовностью (для подготовки к стрельбе первым залпом требовалось в два раза меньше времени).
В ОКБ Минавиапрома «Новатор» под руководством Л.В. Люльева в декабре 1969 года начали работать над новыми 533-миллиметровыми противолодочными ракетными комплексами второго поколения «Водопад» и 650-миллиметровыми «Ветер», предназначенных главным образом для оснащения перспективных атомных подводных лодок третьего поколения. «Водопад» в отличие от ПЛРК «Вьюга-53» должен был комплектоваться не только специальной боевой частью, но и малогабаритной самонаводящейся торпедой УМГТ-1 (разработан в НПО «Уран») с дальностью реагирования 1500 м по акустическому каналу, дальностью хода до 8000 м и максимальной скоростью подводного хода 41 узел. Применение двух типов комплектации расширяло диапазон использования оружия. У «Водопада», по сравнению с «Вьюга-53», возрастала максимальная глубина запуска ракеты, которая составляла до 150 метров, увеличивался диапазон дальностей огня (с глубин от 20 до 50 метров — от 5 до 50 тыс. м, со 150 метров — от 5 до 35 тыс. м), значительно уменьшалось время предстартовой подготовки (которое составляло 10 секунд).


Атомная подводная лодка К-276 (зав. № 302, с 03.06.1992. - Б-276, с 06.04.1993. - "Краб", с 15.11.1996. - "Кострома") проекта 945 "Барракуда".

«Ветер», который имел в два раза большую, по сравнению с «Водопадом», максимальную дальность, мог комплектоваться торпедой УМГТ или ядерной боевой частью. Комплекс «Водопад» (индекс РПК-6) на вооружение ВМФ поступил в 1981 г (им оснащались как АПЛ, так и надводные корабли), «Ветер» (индекс РПК-7) — в 84-м г.
Еще одним типом оружия, которое было внедрено на АПЛ третьего поколения, стала самонаводящаяся телеуправляемая торпеда ТЭСТ-71. Данная торпеда предназначалась для поражения подлодок и оснащалась активно-пассивной ГАС самонаведения, которая вместе с системой телеуправления обеспечивала двухплоскостное наведение на цель. Наличие системы телеуправления давала возможность осуществлять контроль за работой аппаратуры самонаведения и маневрированием торпеды, а также управлять ими при выстреле. Оператор на борту атомной подводной лодки, в зависимости от тактической ситуации, мог перенацелить торпеду или запретить ее самонаведение.
Электрической силовой установкой обеспечивалось движение торпеды в двух режимах — поисковый (скорость 24 узла) и режим сближения (скорость 40 узлов) с многократным переключением режима. Максимальная дальность хода (зависит от преобладающей скорости) составляла от 15 до 20 тыс. м. Глубина поиска/поражения цели от 2 до 400 метров. По уровню скрытности ТЭСТ-71 во многом превосходила американскую торпеду Мк.48, оснащенную поршневым двигателем, хотя американская торпеда, при сопоставимой дальности, имела несколько большую скорость хода (около 50 узлов).


АПЛ К-276 (зав. № 302, с 03.06.1992. - Б-276, с 06.04.1993. - "Краб", с 15.11.1996. - "Кострома"), после столкновения 11 февраля 1992 года с АПЛ «Батон-Руж» класса «Лос- Анджелес». Снимок сделал во время сопровождения лодки в базу с борта спасательного буксира СБ-523 дежуривший на нём в числе спасательного отряда Северного флота.


Боевые повреждения ограждения выдвижных устройств АПЛ К-276 (с 03.06.1992. - Б-276, с 06.04.1993. - "Краб", с 15.11.1996. - "Кострома") проекта 945 "Барракуда" после столкновения 11.02.1992. с АПЛ "Батон Руж" ВМС США.

Для освещения надводной и подводной обстановки и целеуказания было принято решение применить усовершенствованный ГАК МГК-503 «Скат». Благодаря мерам по уменьшению шумности атомной подлодки и уменьшению собственных помех во время работы гидроакустического комплекса дальность обнаружения целей увеличилась более в два раза по сравнению с субмаринами второго поколения.
Использование новой системы радиоэлектронного вооружения дало возможность уменьшить в пять раз предельную ошибку при определении места, а также значительно увеличить интервалы между всплытиями при определении координат. В два раза возросла дальность связи, в три раза - глубина приема радиосигналов.
Для отработки технологии и вопросов прочности заводом «Красное Сормово» из титанового сплава построили натурный отсек, а также полунатурный отсек с использованием другого, более прочного титанового сплава, который предназначался для использования на сверхглубоководных перспективных АПЛ. Отсеки доставили в Северодвинск, где провели усталостные и статические испытания в специальной док-камере.
Атомная подлодка проекта 945 предназначалась для ведения борьбы с ракетными подлодками противника, и с надводными судами из состава ударных группировок и авианосных соединений. Боевой потенциал повышался за счет усиления торпедного и ракетно-торпедного вооружения, прогресса в развитии систем целеуказания, обнаружения, навигации, связи, внедрения информационно-управляющих комплексов и улучшения тактико-технических элементов — глубины погружения, скорости, скрытности, маневренности, живучести и надежности.


АПЛ "Кострома", 23 сентября 2007 г.

Подводная лодка 945-го проекта была выполнена по двухкорпусной схеме. У легкого корпуса эллипсоидная носовая и веретенообразная кормовая оконечность. Забортные отверстия закрываются при помощи шпигатных затворов, а также кингстонов на цистернах главного балласта.
Прочный корпус, изготовленный из сплава титана, имеет относительно простые формообразования - конические оконечности и цилиндрическая средняя часть. Концевые переборки — сферические. Прочные цистерны к корпусу крепятся таким образом, что исключаются изгибные напряжения, которые возникают при обжатии подлодки на глубине.
Корпус субмарины разделен на 6 водонепроницаемых отсеков. Лодка оснащена системой аварийного продувания цистерн главного балласта при помощи продуктов сгорания топлива.
Экипаж лодки состоит из 31-го офицера и 28-ми мичманов, для которых создали хорошие условия обитаемости. Атомная подлодка имеет всплывающую спасательную камеру, способную вместить весь экипаж субмарины.
Главная энергоустановка номинальной мощностью 43 тыс. л. с. включает водоводяной реактор ОК-650А (мощностью 180 МВт) и паро-зубчатый агрегат. ОК-650А имеет 4 парогенератора, по 2 циркуляционных насоса первого и четвертого контуров и 3 насоса третьего контура.
Лодка имеет два турбогенератора переменного тока, два питательных и два конденсаторных насоса. Для обслуживания потребителей, которые используют постоянный ток, имеется два обратимых преобразователя и две группы аккумуляторных батарей.
Многолопастный гребной винт имеет улучшенные гидроакустические характеристики и уменьшенную частоту вращения.

Слева большая АПЛ "Псков" проекта 945А "Кондор", справа АПЛ "Кострома" проекта 945 "Барракуда". Главное визуальное отличие - форма носовой части ограждения выдвижных устройств и боевой рубки.

При выходе из строя главной энергоустановки для последующего ввода были предусмотрены аварийные источники питания, а также резервные средства движения. Имеются пара дизельных генераторов ДГ-300 оснащенных обратимыми преобразователями (каждый 750 л. с.) с десятисуточным запасом топлива. Они предназначались для выработки переменного тока для общекорабельных потребителей и постоянного - для гребных электродвигателей.
Для обеспечения движения в подводном положении со скоростью до 5 узлов атомная подводная лодка оборудовалась двумя гребными электродвигателями постоянного тока (мощность каждого 370 кВт), каждый работает на собственный винт.
Подлодка оснащена ГАК МГК-503 «Скат-КС» (имеет аналоговую обработку информации). Комплекс «Молния-М» состоит из системы спутниковой связи и буксируемой антенны «Параван».
Комплексом ракетно-торпедного вооружения и боевой информационно-управляющей системой обеспечиваются одиночная и залповая стрельба без ограничений по глубине (вплоть до предельной глубины погружения). В носовой части смонтировано четыре торпедных аппарата калибром 533 миллиметра и два 650 миллиметров. В боекомплект входит 40 единиц оружия — торпеды и ракето-торпеды.
Головная лодка проекта 945, К-239 «Карп», заложили 8 мая 1982 года в Сормово, 29 июля 1983 году спущена на воду и 21 сентября 1984 года вступила в строй. Второе однотипное судно, К-276 «Краб», заложили в августе 1983 года и в апреле 1984 года спустили на воду. Атомная подводная лодка вошла в состав военно-морского флота осенью 1987 года. В 96-м году К-276 (под командованием капитана первого ранга В. Соколова) было присвоено название — «Кострома».
Дальнейшим развитием подлодки 945-го проекта стала атомная подводная лодка проекта 945А («Кондор»). Основное отличие субмарины от кораблей предыдущей серии - измененный состав вооружения, который включал шесть торпедных аппаратов калибра 533 миллиметра. В боекомплект включили стратегические крылатые ракеты «Гранат», предназначавшиеся для поражения на дальности до 3 тыс. м наземных целей. Подлодку также оснастили восемью комплектами самообороны ПЗРК «Игла».


Проекции АПЛ проекта 945А "Кондор".

Число водонепроницаемых отсеков увеличилось до семи. Субмарина получила усовершенствованную энергоустановку мощностью 48 тыс. л.с. со 190-мегаваттным реактором ОК-650Б. В выдвижных колонках установили два подруливающих устройства (370 л.с каждый). По уровню демаскирующих признаков (магнитному полю и шумности) субмарина проекта 945А была самой малозаметной подлодкой в отечественном флоте.
Первая усовершенствованная подлодка, К-534 «Зубатка», была заложена в июне 1986 года в Сормове, в июле 1988 года спущена на воду и 28 декабря 1990 года вступила в строй. «Зубатку» в 1995 году переименовали в «Нижний Новгород» (капитан первого ранга Воронков). После этого последовал «Окунь» К-336 (в мае 1990 года заложен, в июне 1992 года спущен на воду и в 1993 году вошел в строй). Эту АПЛ в 1995 году переименовали в «Псков».
Пятую атомную подлодку, строившуюся по проекту 945Б («Марс») которая по своим характеристикам практически соответствовала требованиям к субмаринам четвертого поколения, разрезали в 1993 году на стапеле.


АПЛ "Псков". Ара-Губа. Лето 2004. Правый борт со следами копоти после возгорания в ходе ремонта в плав-доке ПД-50 82-го СРЗ.

У острова Кильдин, в российских территориальных водах, 11 февраля 1992 года К-276 под командованием капитана второго ранга И. Локтя столкнулась с американской атомной подлодкой «Батон Руж» («Лос-Анджелес»), которая пыталась осуществлять скрытное слежение за кораблями ВМФ России в районе учений. В результате столкновения у «Краба» была повреждена рубка, имеющая ледовые подкрепления. Положение американской атомной субмарины оказалось более тяжелым, она с трудом сумела дойти до базы, после чего решили лодку не ремонтировать, а вывести из состава флота.
В настоящее время все большие атомные подлодки проектов 945 и 945А продолжают нести службу в составе первой флотилии подлодок на Северном флоте (Ара-губа), кроме выведенной в 1998 году из боевого состава Б-239 «Карп».
Основные технические характеристики атомных подводных лодок проектов 945 и 945А:
Надводное водоизмещение - 6300/6470 т;
Подводное водоизмещение - 9100/10400 т;
Длина - 107,0/110,5 м;
Ширина - 12,2 м;
Осадка - 8,8/9,4 м;
Максимальная подводная скорость 35 узлов;
Максимальная надводная скорость 19 узлов;
Рабочая глубина погружения - 480/520 м;
Предельная глубина погружения - 550/600 м;
Экипаж - 60/65 человек.


АПЛ "Кострома" на ремонте в 2006 г. Редкое фото гребного винта АПЛ проекта 945.

«Sierra-I» Скорость (надводная) 12,1 узлов Скорость (подводная) 35.15 узлов Рабочая глубина погружения 480 м Предельная глубина погружения 550 м Автономность плавания 100 суток Экипаж 61 человек (в том числе 31 офицер) Размеры Водоизмещение надводное 5940 т Водоизмещение подводное 9600 т Длина наибольшая
(по КВЛ) 107,16 м Ширина корпуса наиб. 12,28 м Средняя осадка
(по КВЛ) 9,62 м Силовая установка Атомная, 1 реактор ОК-650А 180 МВт, 4 парогенератора, 2 турбогенератора, 2 группы аккумуляторных батарей, 2 дизель-генератора ДГ-300 по 750 л.с. с запасом топлива на 10 суток, 1 главный винт, 2 двигателя малого хода по 370 кВт, два винта малого хода Вооружение Торпедно-
минное вооружение Торпедные аппараты: 2x650 мм, 12 торпед и ракето-торпед, 4x533 мм, 28 торпед и ракето-торпед. ПВО ПУ ПЗРК 9К310 «Игла-1»/9К38 «Игла»
(класс. NATO - SA-14 «Gremlin»/SA-16 «Gimlet») с 8 ракетами Медиафайлы на Викискладе

Подводные лодки проекта 945 «Барракуда» (обозначение НАТО - «Sierra-I») - серия советских многоцелевых атомных подводных лодок построенных в -1986 годах . «Барракуды» положили начало третьему поколению многоцелевых атомных субмарин в Советском Союзе , стали основой для проекта 971 , лодки которого являются основой многоцелевых подводных сил Российского ВМФ .

История создания

При проектировании многоцелевых атомных подводных лодок второго поколения , ведущие конструкторские бюро страны и научно-исследовательские центры параллельно вели работы по АПЛ третьего поколения. Основной причиной этому было динамичное развитие американского подводного флота, что требовало в свою очередь ответных действий советского ВМФ . В рамках концепции противолодочной обороны страны, многоцелевым подводным лодкам третьего поколения уделялось особое внимание ввиду их повышенных поисковых возможностей. Их рассматривали как основное средство обнаружение субмарин противника, слежение за ними и уничтожения, в случае получения соответствующего приказа.

В марте 1972 года было дано тактико-техническое задание на разработку АПЛ проекта 945 под шифром «Барракуда». Главным конструктором был назначен Н. И. Кваша . В качестве основных задач перед лодками нового проекта являлось слежение за стратегическими подводными лодками и авианосными ударными группами вероятного противника и гарантированное их уничтожение при начале конфликта. Главным ограничением при этом было водоизмещение, так как постройка планировалась на внутренних заводах страны.

Важной частью проекта было создание прочного корпуса из титанового сплава . Это позволило в полтора раза увеличить предельную глубину по сравнению с лодками второго поколения . Также использование сплава высокой удельной прочности позволило уменьшить водоизмещение лодки, что представляло возможным строительство на заводе «Красное Сормово » и последующей транспортировки внутренними водными путями. Также титановая конструкция сильно уменьшала магнитное поле корабля. По этому показателю лодки 945 проекта и на сегодняшний день сохраняют мировое лидерство . Единственным минусом лодок из титановых сплавов являлась их цена. По этой причине было ограничено число кораблей серии в пользу более дешёвых АПЛ проекта 971 «Щука-Б» , где использовалась маломагнитная сталь.

Конструкция

Корпус

Лодка построена по двухкорпусной конструкции. Легкий корпус на носу лодки имеет эллипсоидную оконечность, а на корме - веретенообразную. Прочный корпус изготовлен из титанового сплава и имеет цилиндрическую форму посередине и коническую на оконечностях. Состоит он из 6 водонепроницаемых отсеков. На подводной лодке имеется всплывающая спасательная капсула, способная вместить весь экипаж.

Силовая установка

Главной силовой установкой является один водо-водяной реактор ОК-650А мощностью 43000 л. с. и один турбозубчатый агрегат. Реактор этого типа имеет четыре парогенератора по два циркуляционных насоса для первого и четвёртого контуров, три насоса третьего контура . На лодке имеются два турбогенератора переменного тока, два питательных и два конденсаторных насоса. Также есть две группы аккумуляторных батарей и два обратимых преобразователя.

Вооружение

Лодки проекта вооружены торпедо-ракетным комплексом, позволяющим вести стрельбу без ограничений по глубине погружения и включающим четыре 533-миллиметровых и два 650-миллиметровых торпедных аппарата . Боезапас составляет 40 торпед и ракет.

В качестве боеприпасов для торпедных аппаратов могут быть использованы обычные торпеды разных типов, ракето-торпеды ПЛРК «Водопад» , противолодочные ракеты «Ветер» , имеющие возможность установки ядерной боевой части.

Радиоэлектронное оборудование

Из радиоэлектронного оборудования на лодках проекта устанавливался ГАК МГК-503 «Скат». Благодаря уменьшению собственных помех гидроакустического комплекса и шумности лодки, которая была значительно ниже по сравнению с лодками прошлого поколения, дальность обнаружения целей увеличилась более чем в два раза . Уменьшилось количество ошибок при определении местоположения лодки, что позволяло гораздо реже всплывать на поверхность для определения координат. Новая аппаратура связи позволила увеличить дальность приёма сигналов и их глубину.

Модификации

945А «Кондор»

Подводные лодки усовершенствованного проекта 945А «Кондор» имели отличия в комплексе вооружений, новом реакторе и подруливающими устройствами. Также были приняты меры по достижению ещё более низкой шумности.

945Б «Марс»

Модификация лодок проекта «Барракуда» обладающая практически соответствующими характеристиками для АПЛ четвёртого поколения. В связи с снижением оборонных расходов после развала СССР , строительство единственной заложенной лодки модифицированного проекта было остановлено.

Модернизация

Планируется модернизировать оба корабля на ЦС «Звёздочка» по проекту 945М :

  • замена ядерного топлива;
  • замена всего электрооборудования;
  • проверка и ремонт механических частей кораблей;
  • при необходимости будет выполнен и ремонт реакторов;

будут установлены новые:

  • радары,
  • навигационные системы ГЛОНАСС /GPS ;
  • системы вооружения:
    • комплексы крылатых ракет «Калибр» , которые позволят вести огонь по наземным целям.

История службы

Первая лодка проекта К-239 «Карп» начала свою службу в 1984 году. В 1998 году, после всего 14 лет службы, была списана и её дальнейшая судьба остаётся под вопросом. Вторая, К-276 «Краб», заступила на боевую службу в 1987 году. 11 февраля 1992 года в российских территориальных водах она столкнулась с американской подлодкой «Батон Руж» типа «Лос-Анджелес» . У «Краба» была немного повреждена рубка, рассчитанная на проламывание льда, а на «Батон Руж» после столкновения был пожар. После аварии АПЛ «Батон Руж» своим ходом добралась до базы и через некоторое время была списана.

Сравнительная оценка

«Лос-Анджелес» «Щука» «Щука-Б» «Барракуда» «Кондор» «Плавник» «Рюби»
Внешний вид
Годы постройки