Колейный минный трал КМТ-8 предназначен для преодоления минно-взрывных заграждений и является индивидуальным навесным средством защиты танков. Трал обеспечивает траление противогусеничных и противоднищевых мин с надежностью в 93 %. В различных грунтовых условиях и снегу. Трал можно устанавливать на все современные типы танков: Т-55/62/64/72/80/90

Принцип работы трала основан на выглублении мин и отбрасывании их за пределы проекции гусениц. Трал может использоваться на танках Т-72, Т-80, Т-90. Для преодоления минных полей из противоднищевых мин (контактных) трал оснащен двумя откидными штангами, которые задевают за антенну (штырь) мины и вызывают преждевременное срабатывание мины. Для преодоления минных полей из противоднищевых неконтактных мин трал может оснащатся электромагнитными приставками ЭМТ, которые воздействуя на взрыватели своим мощным электромагнитным полем, также вызывают преждевременный взрыв таких мин.

При рабочем положении трала в грунт заглубляются три наклонных ножа, которые прорезают грунт. При встрече ножа с миной последняя начинает скользить вверх по ножу, выглубляется, попадает на плоскость отвала, скользит по ней в сторону и остается на поверхности земли за пределами габаритов танка. Для зимнего времени, когда грунт замерз и мины установлены в снег, на ножи надевается специальная рамка ТУЗ, которая обеспечивает скольжение трала под снегом без заглубления ножей в грунт.

На рисунке слева: правая секция трала в рабочем положении. Устройство траления противоднищевык контактных мин в виде откидной штанги здесь не показано.

В принципе возможно движение другого танка по колее, а учетом того, что трал на стандартном минном поле может встретить всего от 1 до 3 мин, такая возможность достаточно высока. Однако ширина протраливаемой секцией трала полосы всего 60 см, а ширина гусеницы около 57 см. Попасть точно на колею и выдержать точно направление движения практически невозможно, поэтому не исключается подрыв танка попытавшегося преодолеть минное поле следом за танком с тралом.

Трал может находиться в траспортном положении, когда секции подняты и ножи не заглублены; и в рабочем, когда секции опущены на землю и ножи заглублены в грунт. Опускание секций производится механиком -водителем без выхода из танка с помощью пневосистемы. Пневомоцилиндры опускания и поднимания секции внутри корпуса секции трала Далее при движении танка вперед ножи заглубляются в грунт. При рабочем положении трала танк может двигаться только прямолинейно. При невыполнении этого условия возможен подрыв танка на мине, а при достаточно малом радиусе поворота происходит еще и разрушение трала. Для перевода трала в транспортное положение танк должен остановиться и несколько сдать назад. После чего механик-водитель открывает кран подачи воздуха в пневмоцилиндры трала Штоки пневмоцилиндров через трособлочную систему поднимают обе секции трала в транспортное положение.

Монтаж и навешивание трала на танк производится экипажем танка с помощью ручной лебедки грузоподьемностью 600 кг, входящей в комплект трала. Время монтажа трала (установка кронштейнов на бонки, установка механизмов подъема, монтаж электроборудования) 90 мин. Время навески секций трала силами экипажа 15-20 мин (имеется в виду, что все монтажные работы выполнены заранее, а сейчас только требуется навесить сами секции), время снятия секций 5-10 мин.

Трал может находиться на танке длительное время, однако из-за перегрузки подшипников передних катков и возникающих ударных нагрузок на амортизаторы танка во время движения целесообразно иметь постоянно на танке пневомоборудование, кронштейны. Сами секции целесообразно перевозить автотранспортом инженерно-саперной роты и выдавать на танки только в предвидении преодоления минных полей.

Комплект трала состоит из двух ножевых секций, элементов пневмосистемы, лебедки, сцепного устройства (двух кронштейнов, устанавливаемых на бонки нижнего лобового листа танка), и ЗИПа.

Ширина протраливаемой полосы одной секцией 60см., расстояние между соседними ножами в секции 23.5 см.; ширина непротраливаемого промежутка между секциями 2м.16см.

Габариты трала, навешенного на танк: ширина 3.3м., длина (от носа танка до передней точки трала 120см.

Общий вес трала 1000 кг. Вес одной ножевой секции 520 кг.

Скорость траления 6-14 км. в час. Максимальный угол подъема 20 градусов, угол крена 20 градусов. Безопасный радиус поворота на минном поле 65 метров.

Трал состоит на вооружении автомобильного взвода (автомобильного отделения) инженерно-саперной роты танкового (мотострелкового) полка. Он заменил тралы КМТ-6. В ИСР танкового полка 27 тралов перевозимых на 9 машинах ЗИЛ-131 (по три трала на машине). В ИСР мотострелкового полка 9 тралов, перевозимых на 3 машинах ЗИЛ-131. Автомобили оборудованы стреловыми самопогрузчиками. Это позволяет доставлять в точку встречи с танками и разгружать тралы силами водителей. Также и обратный процесс.

Заметим, что данные об оснащении танковых и мотострелковых полков тралами относятся к Советской Армии восьмидесятых годов. В связи с переходом сегодняшней Российской Армии на систему батальон-бригада, эти данные вероятно устарели.

Краткие характеристики:
Тип трала колейный, ножевой
Ширина протраливаемого прохода (м) 2 Х 0,6
Скорость траления (км/ч) до 15
Транспортная скорость (км/ч) до 60
Гарантийный пробег (км):
Трала 1 000
Ножевой секции в рабочем положении 30
Общая масса (т) 1,2
Предельная плотность грунта при работе ножевой секции 23 удара*
Преодолеваемые препятствия:
Подъём (град) 20
Крен (град) 15
Ров (м) 2,5

Сама по себе мина — лишь боеприпас, который еще нужно доставить к цели, или, что вернее, заставить цель встретиться с боеприпасом. Для этого во время боевых действий создаются минно-взрывные заграждения - самый настоящий «фундамент» почти всех заслонов, которые военные инженеры ставят на пути противника.

Давно отмечено, что борьба снаряда и брони всегда идет с опережением со стороны снаряда. Так и развитие средств противоминной борьбы несколько отстает от развития самих мин и систем минирования.

Самый надежный способ установки, «вручную», оптимален для отдельных мин и фугасов или группы мин, но при организации минного поля затраты времени и риск для личного состава могут оказаться непозволительно велики. Это породило обширную номенклатуру средств механизации минирования. Комдив Д.М. Карбышев еще в 1939 году писал, что установка мин может производиться «специальными минными заградителями», а также с грузовых машин или тракторных прицепов. Но в годы Великой Отечественной войны подобные приспособления не слишком широко использовались. Хотя эта война показала, что оперативность постановки МВЗ и маневра ими подчас не менее важна, чем маневр огнем артиллерии. После нее заградители прошли большой путь развития - от прицепных минных раскладчиков вроде отечественных ПМР-1 и -2 до самоходных минных заградителей. Среди лучших числится отечественный ГМЗ-3. Он выполнен на бронированном гусеничном шасси, экипажу не требуется при работе выходить наружу, МВЗ поэтому могут быть установлены прямо в зоне огня противника. Мины с контактным или неконтактным взрывателем с помощью специальных механизмов и наружного транспортера подаются из кассеты с установленным промежутком на грунт; если же их нужно «закопать», в дело вступают плужное и маскирующее устройства. Перевод мин в боевое положение ГМЗ-3 производит автоматически. За 30 минут такой заградитель способен установить минное поле на фронте 2,5-3 километра.

Фактор внезапности

Ну а почему бы не «приблизить» мину к противнику, подобно бомбе, ракете или снаряду, причем сделать это внезапно? Конечно, мины еще не научились сами закапываться и маскироваться, и при дистанционном минировании ставятся внаброс - открыто. Такой метод быстрого минирования рассматривался еще в начале 1930-х годов, а установка внаброс немцами мин с самолетов в годы Второй мировой войны оказалась достаточно эффективной. Но для полной реализации метода потребовалось решить ряд непростых задач, создать новое поколение мин и средств их доставки. В начале 1980-х годов произошел качественный скачок: на вооружении появились авиационные, артиллерийские и инженерные системы дистанционного минирования. МВЗ превратились в средство решения оперативных задач - они лишают противника подвижности, блокируют его войска и делают непригодными к эксплуатации объекты (аэродромы, например) на большом расстоянии и в очень сжатые сроки.

Системы дистанционного минирования разнообразны, но все основаны на сочетании кассетных боеприпасов, противотанковых и противопехотных мин и аппаратуры управления. Отстрел кассет может производиться на небольшую дальность в десятки метров - как, например, у отечественного переносного комплекта минирования ПКМ, самоходного универсального заградителя УМЗ или британского «Шильдер». Заградитель УМЗ несет на себе шесть полноповоротных контейнеров по 30 кассет в каждом, может установить минное поле, скажем, из противопехотных осколочных мин ПОМ-2 протяженностью 5 000 метров по фронту, из противотанковых ПТМ-3 - 600 метров, глубина поля составит от 15 до 240 метров.

Британский самоходный минный заградитель FV125 «Шильдер» за работой. Шесть поворотных установок по 12 направляющих для минных кассет позволяют устанавливать минные поля различной конфигурации

Артиллерийские системы дистанционного минирования выполнены на основе штатных гаубиц и реактивных систем залпового огня и способны поставить минное поле на значительно большем удалении. Скажем, китайская реактивная система минирования Тип 84, конструктивно напоминающая советскую РСЗО «Град», включает 24 направляющих калибра 122 миллиметра и может в одном залпе установить 192 противотанковых противоднищевых или 3 072 фугасных противопехотных мин на дальности 7 000 метров.

Еще дальше действуют авиационные системы минирования в виде кассетных авиабомб, сбрасываемых на малой высоте и «рассеивающих» мины над заданным районом. Вертолетные системы минирования, впрочем, поначалу имели самое простое устройство. На советском вертолете Ми-4, например, монтировали лоток для сброса мин. А китайцы укладывали мины с парашютами штабелями и в нужный момент вручную сталкивали в люк. Позднее появились системы, производящие в полете отстрел стандартных кассет с минами. Скажем, советская система минирования ВСМ-1, предназначенная для установки мин с вертолета Ми-8МТ, включает 116 унифицированных кассет с противопехотными минами ПОМ-2 или противотанковыми ПТМ-3, может за 40 секунд установить минное поле протяженностью от 400 до 4 000 метров.

Пытливый читатель резонно возразит, что поставленные внаброс мины обнаружит даже не самый внимательный наблюдатель - и все же преодоление минного поля, «накрывшего» войсковую часть или внезапно образовавшегося на ее пути, оказывается не таким простым делом. Даже если только четвертая или пятая часть мин снабжена элементом неизвлекаемости, разминирование потребует времени. Не подойдут вовремя резервы, запоздает удар авиации, будут перекрыты пути отхода или сорвется маневр силами по фронту. А это значит - мины выполнили свою задачу, даже не взрываясь.

Со щупом в руке

Часто обнаруживают мины по демаскирующим признакам или с помощью щупов, в качестве которого может использоваться и штык, но обычно без специальных средств инженерной разведки не обойтись. Наиболее известны и распространены среди последних индукционные миноискатели, рассчитанные на поиск объектов, содержащих металлические детали. Первые конструкции таких приборов появились еще в годы Первой мировой войны. Правда, тогда они предназначались для поиска неразорвавшихся боеприпасов, коих оставалось на полях боев великое множество. Один из первых серийных образцов переносного миноискателя был принят на вооружение в СССР в 1938 году. Однако опыт советско-финляндской войны, а затем и Великой Отечественной заставил существенно усовершенствовать конструкцию миноискателей. За прошедшие десятилетия индукционные миноискатели прошли большой путь развития, связанный с изменением элементной базы и алгоритмов обработки сигнала.

Основной составной частью любого миноискателя является поисковый элемент - датчик, регистрирующий вид аномалии, вызванной присутствием инородного тела в грунте.

300-мм кассетный реактивный снаряд 9М55К4 к реактивной системе залпового огня «Смерч», СССР/Россия. Снаряд предназначен для оперативной дистанционной постановки противотанковых минных полей и содержит кассеты КПТМ-3 с противоднищевой миной ПТМ-3. Количество мин в боевой части одного снаряда - 25, дальность стрельбы - от 20 до 70 км

Поисковый элемент индукционного миноискателя связан с генератором электромагнитных колебаний, создающим локальное электромагнитное поле. Находящийся в грунте металлический предмет вызывает возмущение электромагнитного поля, оператор фиксирует это по изменению звука в наушниках, загоранию лампы, отклонению индикаторной стрелки. Для работы в грунтах, насыщенных осколками боеприпасов и другими металлическими предметами, а также для поиска мин с небольшим содержанием металла индукционным миноискателям требуются устройства селекции.

И они появились - благодаря стремительному прогрессу микросхемотехники и развитию алгоритмов формирования и обработки сигналов. Так, например, встроенная микропроцессорная система управления селективного индукционного миноискателя ИМПС позволяет автоматически настраивать прибор в процессе ведения поиска, быстро менять режим его работы, вручную задавать класс объектов для их селективного поиска. Кроме звукового сигнала современный миноискатель может выдать и визуальную информацию о классе обнаруженного объекта.

Одним из лучших миноискателей, применяемых в разных странах мира, считается австрийский AN-19/2 - его модификации применяют в Швеции , ФРГ , Великобритании , Италии , Нидерландах , Канаде , США (под обозначением AN/PPS-12). Это индукционный миноискатель импульсного типа: на круглую двойную поисковую рамку подается импульсный электрический ток, электромагнитное поле вызывает в металлических компонентах боеприпасов вихревые токи, создающие вторичное поле, которое возбуждает сигнал в приемных контурах поискового устройства. Сигнал обрабатывается электронным блоком и подается на головные «телефоны». Металлическая деталь массой 0,15 грамма будет обнаружена на дальности до 10 сантиметров, металлическая противотанковая мина - до полуметра. Но это не главное: в электронную схему британского миноискателя MD8 включены два микропроцессора, обеспечивающих не только увеличение чувствительности миноискателя, но и обнаружение малых масс металла вблизи больших масс. Он способен на удалении 10 сантиметров обнаружить деталь из нержавеющей стали массой 0,05 грамма рядом с полутонным стальным объектом. Это облегчает обнаружение минирования стальных и железобетонных построек, позволяет обнаруживать пластмассовые мины вблизи металлических (таким расположением нередко маскируют мины). В германском 2FD 4.400 реализована работа одновременно на двух частотах, что позволило совместить высокую чувствительность со способностью распознавать объекты, например, в грунтах с магнитными включениями. Встроенный микропроцессор осуществляет автоматическую перестройку режима работы при меняющихся параметрах грунта. Считается, что дальнейшее развитие алгоритмов обработки сигналов позволит намного поднять характеристики миноискателей даже без изменения их датчиков.

Уменьшение массы металла в минах заставляет искать иные принципы их поиска. Например, использовать радиоволновые миноискатели, представляющие собой, по сути, радиолокатор, излучающий сверхвысокочастотный сигнал (частотой 2,0 гигагерца и более) и анализирующий сигнал, отраженный от объектов. Объект выделяется и идентифицируется по его диэлектрической проницаемости, а значит, миноискатель надежно находит мины как с металлическим, так и с неметаллическим корпусом.

В 1970-е годы развернулись работы по нелинейной радиолокации. В ее основе лежат свойства элементов с нелинейными характеристиками (к ним относятся, в частности, транзисторы, полупроводниковые диоды и триоды). При облучении их СВЧ-сигналом в отраженном сигнале появляется не только основная гармоника несущей частоты, но и более высокие гармоники. Настроив приемник на прием второй и третьей гармоник зондирующего сигнала, можно обнаруживать под слоем грунта, в стенах и т.д. даже выключенные электронные схемы, включая неконтактные взрыватели мин или приборы дистанционного управления фугасами. Скажем, портативный нелинейный радиолокатор «Родник 23К» позволяет обнаруживать объект на удалении от 0,3 до 6 метров (в зависимости от типа устройства и преграды) и определять местоположение с точностью до 1 сантиметра. В Афганистане, Абхазии, Чечне нашел применение нелинейный локатор, известный как «искатель неконтактных мин» ИНМ. Также на Северном Кавказе прошел испытания нелинейный локатор NR 900 EK «Коршун». Кроме селекции сигналов от полупроводниковых и металлических переходов (что позволяет надежно выделять радиоуправляемые взрыватели даже на местности, засоренной металлическим мусором) в «Коршуне» учли и требование удобства работы оператора - в его руках только небольшая антенна, а приемопередающий блок размещен в разгрузочном жилете. Для поиска заглубленных взрывных устройств в Чечне был испытан также георадар серии «ОКО-2».

Нужно отметить, что возможность срабатывания взрывателя при приближении любого «активного» - индукционного (с непрерывным или импульсным сигналом), радиоволнового, нелинейного - миноискателя требует, чтобы дальность обнаружения мины превосходила дальность срабатывания датчика цели или устройства самоликвидации. А для этого необходимы расширение динамического диапазона, новые алгоритмы формирования зондирующего и обработки принятого сигнала.

Одна из любимых тем изобретателей - совмещение поискового элемента миноискателя с подошвой солдатской обуви. Но вряд ли боец, передвигающийся на поле боя, успеет среагировать на сигнал и не наступить туда, куда уже двигалась его стопа.

Зато тепловизионная аппаратура, работающая в диапазоне длин волн 8-12 микрон и воспринимающая собственное тепловое излучение объекта, вполне нашла себе применение. Она позволяет обнаруживать замаскированные «инородные» объекты по их тепловому контрасту с фоном. В России ведется разработка прибора для обнаружения взрывчатых веществ на основе фотоядерного метода. Суть его заключается в определении в обследуемом объеме повышенной концентрации азота и углерода - химических элементов, составляющих основу всех современных боевых ВВ. В России же создан образец для поиска мин методом квадрупольного магнитного резонанса, где детектирование взрывчатых веществ производится по поглощению радиоволн, частота которых специфична для веществ данного типа. Похожий лабораторный прибор представлен и в США.

Машина-миноискатель

Для ускорения поиска мин на маршрутах движения войск создаются подвижные миноискатели на самоходном шасси. Американский комплект миноискателя WC-324 или германский ML 1750, например, могут монтироваться на 0,25-тонном автомобиле.

В подвижном миноискателе «Джамбо», разработанном в Австрии для Министерства обороны Канады, используется электронная схема, аналогичная переносному миноискателю AN-19/2, однако поисковое устройство включает 8 контуров и позволяет вести поиск в полосе шириной 6 метров. Монтируется оно на дистанционно управляемой машине. Вообще использование безэкипажных машин, часто именуемых «роботами-саперами» (а разработка таких машин, кстати, началась еще в 1920-е годы), стало важным направлением развития инженерной техники. Но это - тема отдельного разговора.

Часто одну машину оснащают комплексом разнородной аппаратуры - индукционной, оптико-электронной, тепловизионной, радиолокационной. Сочетание различных методов обнаружения при цифровой обработке получаемой информации позволяет в реальном масштабе времени получать более полную и достоверную информацию, повысить вероятность обнаружения мин. А оснащение подвижных миноискателей спутниковой системой навигации - точнее фиксировать обнаруженные МВЗ. При этом рабочая скорость подвижного миноискателя будет соответствовать средней скорости передвижения войск по дорогам.

Американцы при разминировании территории Кувейта после операции «Буря в пустыне» использовали установленную на самолете «Бичкрафт» РЛС с синтезированной апертурой для поиска заглубленных мин. Полученное изображение сопоставлялось с хранящимися в базе данных радиолокационными изображениями различных мин и боеприпасов. Разработана в США и аппаратура COBRA для поиска наземных мин с помощью низколетящего беспилотного аппарата. Ее основой стала камера многоспектральной съемки (включая инфракрасный и ультрафиолетовый участки спектра). Обработка снимков местности, полученных в разных диапазонах, быстродействующим бортовым компьютером позволяет выявлять МВЗ уже за время пролета над местностью.

Четвероногие саперы

Со времен Второй мировой войны одним из самых надежных «миноискателей» остается собака. Мина или фугас могут не иметь металлических деталей, могут даже не иметь характерной формы. Но они обязательно содержат взрывчатое вещество, в состав которого входят определенные соединения, которые собачий нюх выделит на фоне остальных запахов. Вопреки распространенной легенде при подготовке собак-«миноискателей» не нужно «подмешивать им взрывчатку в пищу». Достаточно положить что-нибудь вкусное, скажем, на ящик с тротиловыми шашками. А германские кинологи, например, предложили заменить последовательное обучение собак различению запаха десятка наиболее распространенных ВВ «натаскиванием» на запах всего одного органического ВВ - октогена: они уверены, что после этого собака будет находить любое ВВ, от пороха до тротила.

Собаки стали верными спутниками саперов в современных войнах, контртеррористических операциях, а также на гуманитарных разминированиях. Достаточно вспомнить, как в Афганистане в голове колонн двигались БТР с готовыми к работе саперами и обязательно с собаками на броне. Кстати, по две собаки брали не потому, что «они часто подрывались» - просто в жарком климате они быстро устают.

В Южной Африке разработали систему MEDDS: на автомобиле установлена аппаратура для автоматического взятия проб воздуха и их маркировки. После проезда определенного участка пробы дают понюхать собаке, и на место подозрительной пробы высылают саперов. Считается, что помещение собаки в относительном комфорте ускоряет работу вчетверо против обычного «прочесывания» местности сапером-вожатым с собакой.

Появились, впрочем, и иные кандидаты на роль «живых миноискателей». Так, Марокко в марте 2003 года предлагало направить в Ирак для поиска мин… отряд специально обученных обезьян.

Ну а что делать с уже разведанным минным полем? Полное разминирование местности важно и необходимо, но требует много времени и сил. Войскам же, чтобы выполнить боевую задачу, нужно преодолевать МВЗ противника с возможно большей скоростью.

Известны три основных способа проделывания проходов в МВЗ - вручную, механический (тралением) и взрывной. Первый способ самый надежный, но и самый опасный и длительный. Тем не менее в условиях «минной войны» необходимо иметь подготовленную и оснащенную группу разграждения в каждом мотострелковом или танковом батальоне, артиллерийском дивизионе, а иногда - в каждой роте и батарее. Знание основных приемов постановки, поиска и обезвреживания мин давно стало необходимым для каждого солдата. Еще в годы Великой Отечественной войны проводили «частичное осаперивание пехоты» - так называли подготовку отобранных групп пехотинцев для решения задач саперов. Правда, как знание основ меткой стрельбы не делает любого стрелка снайпером, так и знание основ минного дела еще не делает бойца квалифицированным сапером.

Наземные тральщики

Наземные минные тралы (до того вопрос траления мин вставал только перед флотом) появились уже в конце Первой мировой войны. Тогда же определились основные направления их развития, впоследствии уточнявшиеся и, если можно так сказать, «ветвившиеся», как того требовали все более разнообразные и сложные задачи инженерных войск. Первые образцы советских минных тралов были созданы в 1934 году, а в 1942-м для танка Т-34 был создан удачный катковый колейный минный трал ПТ-3.

После войны колейные минные тралы получили наибольшее распространение. Они рассчитаны на то, что движущиеся за танком-тральщиком машины пойдут по его колеям - для их обозначения используются специальные указки, метки светящейся краской, пиросигналы. Развитие колейных тралов шло по двум основным направлениям: навесные тралы к штатным боевым машинам для преодоления ими минных полей самостоятельно и создание специальных машин с комплектом катково-ножевых тралов для проделывания проходов в минных полях и ведения инженерной разведки маршрутов движения войск.

Действие каткового минного трала основано на создании давления, достаточного для срабатывания взрывателя противотанковой мины. Для этого делают катки насколько возможно тяжелыми, выносят максимально вперед центр тяжести трала, через гидропневматические устройства передают на трал часть веса машины, на который он установлен. Чтобы трал как можно точнее копировал профиль местности, колейная секция набирается из нескольких катков, каждый из которых имеет некоторое перемещение по вертикали. Трал может быть взрывоустойчивым, как, например, КМТ-7, чей каток выдерживает взрыв противотанковой мины. Но и невзрывоустойчивый трал имеет свои достоинства. Скажем, у трала «Парнас» каток со звеном подвески отрывается взрывом, забирая при этом изрядную долю его энергии, но небольшие катки лучше копируют местность, а трал имеет комплект сменных рабочих органов, еще и добавляющий ему необходимый вес. Кстати, трал «Парнас», как и трал «Кольцо-2» (для БМП), получил оригинальные катки с подвешенными на обод башмаками. Башмак увеличивает время воздействия трала на мину - этого потребовал опыт борьбы в Афганистане с итальянскими минами с пневмомеханическими взрывателями.

Еще одна любопытная особенность советских тралов, созданных в 1980-е годы СКБ-200 челябинского завода «Станкомаш» (ведущего КБ по созданию танковых минных тралов) - ножи-корчеватели, призванные разрушать нажимные крышки пластмассовых мин и провода управления минами и фугасами. Но не стоит путать их с ножевыми тралами.

Ножевые тралы, погружаясь в грунт, подобно плугу, «выглубляют» и удаляют мины в стороны от направления движения танка. Рабочим органом такого трала является отвал с несколькими ножами. Ножевые тралы сравнительно легки, компактны и позволяют наступающим подразделениям преодолевать минные поля в боевых порядках. Отсюда целая серия отечественных ножевых колейных минных тралов - КМТ-4 и 4М, КМТ-6, КМТ-8 для танков, КМТ-10 для БМП. За рубежом получили развитие ножевые тралы как колейные, так и проделывающие широкий сплошной проход - вроде американского трала FWMR, британского SMCS или израильского FDMP. Кстати, трал FWMR разработали после операции «Буря в пустыне» - на мягких и сыпучих грунтах ножевые тралы оказались куда эффективнее катковых. Удобны они и при снежном покрове. Но на плотных и каменистых грунтах работать не могут.

А вот британцы, например, издавна уделяют большое внимание бойковым тралам. На поднятый над землей горизонтальный барабан крепятся цепи с грузиками, барабан раскручивается, цепи с силой бьют по грунту и либо заставляют мины сработать, либо отбрасывают их. Траление довольно надежно, но работа трала требует отбора мощности у двигателя машины-тральщика (впрочем, установка любого трала требует от тральщика запаса мощности) и сопровождается густой завесой пыли и комьев земли, которая уже сама по себе задерживает движение.

Разработка минных тралов и комплексов разминирования местности шла тем успешнее, чем больший опыт противоминной борьбы имелся. Характерен в этом плане такой эпизод. Армия США вложила немалые средства в разработку и испытания катковых тралов. Но когда в 1973 году в США с Ближнего Востока доставили трофейный советский трал ПТ-54, а два года спустя - КМТ-5, там остановили ряд собственных проектов и за несколько лет создали навесной трал для танков М60 и М1 на основе советских образцов. И жалели лишь, что новый трал недостаточно универсален - нуждается в «ножевом» дополнении, да еще, мол, цепь, провешенная между катковыми секциями для инициирования штыревых взрывателей противоднищевых мин, цепляется за бугорки и пни. Американцы просто были не в курсе, что в СССР катковый трал КМТ-5 используется в комплексе со съемным ножевым КМТ-4, что цепь уже заменена поперечными отгибаемыми штырями, а кроме того, разработана электромагнитная приставка.

Электромагнитная приставка ЭМТ включает два высоких соленоида. При пропускании через них импульсного тока они создают перед танком меняющееся по напряженности магнитное поле, эквивалентное магнитному полю движущегося танка. ЭМТ вызывает срабатывание магнитных взрывателей мин не ближе 1 метра от магнита и при скорости тральщика до 15 километров в час тралит сплошную полосу шириной 4 метра.

Советские специалисты изначально исходили из того, что ни одно средство проделывания проходов в МВЗ не дает стопроцентного результата (как ни одно МВЗ не обладает стопроцентной эффективностью) и требуется их комплексное применение. В настоящее время ведутся работы над рабочими органами для траления противобортовых и противокрышевых мин. Для борьбы с противобортовыми минами, например, предназначено устройство УТБМ-4, используемое в комплексе с другими тралами.

Примером специальной инженерной машины с высокой эффективностью траления мин, высокой защищенностью и противоминной стойкостью стали машины серии БМР - «бронированная машина разминирования». БМР-3 и БМР-3М на шасси танка Т-90 оснащаются колейным катковым минным тралом КМТ-7 с электромагнитной приставкой ЭМТ. Сама БМР имеет многослойное бронирование днища, специальное крепление оборудования и мест экипажа для большей «выживаемости» при подрыве, комплект навесной динамической защиты. Многодиапазонный передатчик помех блокирует работу радиоуправляемых взрывных устройств. Машина возит с собой два комплекта миноискателей, комплект разминирования, индивидуальный защитный комплект сапера «Дублон», носимые передатчики помех, которые стали уже привычным оснащением инженерных подразделений. Скажем, в Чечне в группы разведки и разминирования включали БМП или БТР с передатчиком помех РП-377(Б).

Самоходный бойковый минный трал «Аадварк» («муравьед») на бронированном шасси полугусеничного трактора, Великобритания (рабочие органы, разумеется, сменные, кабина экипажа максимально удалена от самого трала)

Техника «уборки»

Системы дистанционного минирования породили особую категорию тралов. Опасность внезапно оказаться «накрытым» минным полем требует наличия в любом механизированном подразделении легкого, быстро монтируемого навесного трала, позволяющего очистить путь от установленных внаброс мин. У израильского трала SMCD, монтируемого на легкую бронированную или небронированную машину, рабочим «органом» служат две балки, установленные углом вперед и несущие каждая рамку с натянутыми в несколько рядов проволоками, что напоминает арфу. Проволоки сдвигают мины в стороны, а в случае подрыва вместо разрушенных проволок вступают в дело следующие. В другом израильском трале LIME использован набор скользящих по дорожному покрытию упругих башмаков. Поскольку системы дистанционного минирования, скорее всего, «накроют» подразделение на марше, создание таких «дорожных» тралов вполне оправдано. Британский трал COMIRO напоминает уборочную технику еще больше: рабочим органом ему служит мощная металлическая спираль - вращаясь, она должна сдвигать мины в стороны, как шнек.

В России разработан легкий сетевой трал, пригодный для работы и вне дорог с твердым покрытием. На раме подвешена сеть из стальных цепей, по нижнему краю которой подвешены стальные втулки. Втулки волочатся по земле и либо отбрасывают мины, либо подрывают, причем взрыв не повреждает сеть в целом.

Для траления дистанционно установленных мин можно использовать и подручные средства вроде деревьев-волокуш, катков из бревен.

Разминирование взрывом

Со времен Первой мировой войны в инженерных войсках нашли применение удлиненные заряды взрывчатых веществ. Правда, тогда с их помощью проделывали проходы в многорядных проволочных заграждениях. Но со временем их стали укладывать и на минные поля. Средства взрывного разминирования получили развитие в годы Второй мировой войны и в послевоенный период. Главные достоинства взрывного способа - быстрота проделывания проходов и ликвидация мин различных типов - отвечают и требованиям высокой мобильности, и разнообразию минного вооружения.

Доставить удлиненный заряд на минное поле можно различными способами, но самый распространенный - с помощью небольших реактивных двигателей. Взрыв заряда либо разрушает, либо заставляет сработать (ударной волной) заложенные рядом мины. Правда, образованный проход для надежности очищают от уцелевших мин саперы или танк-тральщик. Тем более что взрыватели современных мин стараются делать взрывоустойчивыми.

Современные удлиненные заряды разминирования разнообразны по своим размерам, размерам проделываемых проходов, способам применения. Скажем, отечественная переносная установка разминирования УР-83П подает удлиненный заряд с помощью реактивного двигателя с легкой пусковой рамы на дальность 440 метров, а длина проделываемого прохода достигает 100 метров. Комплект разминирования ЗРП-2 весит 50 килограммов и носится бойцом в виде ранца, заряд запускается с грунта и проделывает в минном поле тропу глубиной около 50 и шириной 0,4 метра.

Для проделывания небольших проходов для пехоты используется и обычный детонирующий шнур, как в британском заряде ROMANS. Для расширения проходов пытались «набрасывать» на минное поле сетку из детонирующего шнура, но удавалось это только буксировкой за танком-тральщиком - при подаче реактивными двигателями сетка запутывалась.

Проделывания проходов для прохода бронетанковой техники - работа для более тяжелых зарядов на прицепах (как у американского MICLIC) или самоходных установках разминирования. Отечественная установка УР-77 на гусеничном шасси несет два заряда разминирования с реактивными двигателями под защитой своей брони, причем может производить их пуск и подрыв как на суше, так и на плаву. Заряд разматывается за реактивным двигателем и летит свободно, пока не натянется тормозной канат между ним и машиной. После падения заряда на минное поле машина отъезжает назад, выравнивая его, команда на подрыв подается по кабелю. Взрыв одного заряда УЗП-77 - а это пластмассовый шланг, набитый 725 килограммами пластита, - заставляет сработать мины с нажимным взрывателем, рвет проволоки-растяжки и проделывает в минном поле проход 80-90 метров длиной и 6 метров шириной. В войсках такие установки не без юмора прозвали «Змей Горыныч» - за характерную форму в полете, пламя и шипение реактивного двигателя. УР-77 неплохо зарекомендовали себя в обеих чеченских кампаниях.

Большие надежды возлагают на боеприпасы объемного взрыва и термобарические - например, на системы залпового огня, способные накрыть взрывной волной большой участок МВЗ. Чешская система SVO на шасси БМП-1 одним залпом проделывает в минном поле проход глубиной 100 и шириной 5 метров.

Соревнование между разработчиками инженерных боеприпасов, средств организации МВЗ и управления ими и создателями средств их разведки, обезвреживания и уничтожения мин, фугасов и других взрывных устройств, а также средств защиты личного состава и техники от минного оружия продолжается с неослабевающим напряжением. В этой войне никто никогда не победит.

Часть первая. Скучная теория.


Противоминный трал - специальный вид инженерного вооружения, появился как средство преодоления (разведки) танками минных полей на марше и в наступлении. Сегодня этот вид вооружения продолжает совершенствоваться параллельно с развитием минного и минно-взрывных заграждений.

Средства поиска отдельных противотанковых (ПТМ) и противопехотных мин (ППМ) начали разрабатываться с момента развития и широкого применения минно-взрывных средств в армиях вероятных противников. Вначале это были металлические щупы, которые применялись вручную, металлические кошки, которые забрасывались на проверяемый участок местности и вызывали подрыв или снятие мины с места установки при подтягивании кошек.


Поиск мин с помощью щупа



Саперная кошка для мин

Усложнение конструкции мин и совершенствование способов минирования потребовали создания специальных устройств по поиску мин - миноискателей. Первые образцы миноискателей были созданы в 1934 г. советским военным инженером Б. Я. Кудымовым.


Испытание советского миноискателя ВИМ-2. Б. Кудымов - крайний слева



Советские саперы с миноискателями ВИМ. Финская война

Возрастание масштабов минирования, потребности войск в повышении темпов ведения инженерной разведки на марше, а также необходимость быстрого преодоления (траления) минных полей (МП) при атаке переднего края противника привели к созданию первых противоминных тралов. Первые эксперименты с подобным инженерным вооружением были проведены еще в годы Первой мировой войны англичанами и французами. Так, в 1917 г. французы поставили на танк «Рено ФТ-17» первый противоминный трал плужного типа для траления немецких ПТМ. Данных об испытаниях нет, поэтому сказать что-то об успешном применении трала трудно.


Французский трал плужного типа на танке FT-17

Под тралением мин понимают любое воздействие на мину, устраняющее возможность подрыва на ней различных целей. Результатом такого воздействия может быть уничтожение мин на месте установки или удаление мин с полосы, по которой движется цель.

Устройства, обеспечивающие механизацию процесса траления в целях проделывания прохода в МП, называются средствами преодоления минно-взрывных заграждений. В нашем, конкретном, случае это противоминные тралы , которые навешивают на танки.


Возможные способы траления мин: ручной, взрывной, механический, газогидродинамический, термический, химический, дублирующий, блокирующий или их комбинации.

Ручной способ применяется исключительно в случаях, когда невозможно применение других средств и способов. Недостатки - значительный расход живой силы, потери в личном составе, низкие темпы, трудность осуществления маскировки.

Взрывной способ траления основан на использовании основных динамических параметров взрыва зарядов различных ВВ или смесей, в результате чего мины срабатывают, получают механические повреждения или удаляются за полосу прохода.


Установка разминирования УР-77 делает проход в минном поле взрывным способом

В начале 80-х годов в СССР была разработана уникальная машина разминирования - БМР «Гобой». О ней автору рассказал полковник в отставке В. Сытник, который в 1979-1983 гг. был инженером-испытателем машин инженерного вооружения на 18 научно-исследовательском полигоне под Ленинградом. По словам Владимира Дмитриевича, «Гобой» был разработан на базе огнеметного танка Т-72 (со слов полковника). Внешне БМР ничем не отличалась от огнеметного танка, кроме того, что через огнеметную форсунку выбрасывалась специальная объемно-детонирующая жидкость (смесь бензина со специальными добавками), а вместо дымовых гранат выстреливались гранаты для инициации объемно-детонирующей жидкости. Испытания машина проходила на опытном полигоне инженерной техники Нахабино под Москвой в 1982 году. Для обнаружения мин на машине был установлен тепловизор: мина в почве имеет свою собственную температуру и температуру почвы приобретает в среднем лишь через 8-10 суток. Тепловизор как раз и определяет мины в почве по разнице температур. Военные испытания БМР «Гобой» проходила в Афганистане, где ее охраняла рота спецназа.



Экспериментальная БМР "Гобой" и принцип роботы (реконструкция автора)

Принцип работы машины заключался в следующем. Когда БМР подходила к минному полю или выявляла заминированный участок, то она делала выстрел («пленок») взрывной смесью на расстояние 25 м, ширина «пленка» достигала 10 м. После этого происходил отстрел нескольких гранат с инициирующим зарядом, которые подрывали взрывную смесь, которая в свою очередь подрывала (обезвреживала) мины. После этого машина продвигалась снова на 25 м вперед и делала новый выстрел. В серию машина не пошла.

Похожую технологию американцы применили в Ираке только в начале 21 века. Для уничтожения противобортовых мин с помощью объемных взрывов американцы широко использовали распыляемые и подрываемые смеси на основе пропиленоксида. В частности, у морпехов для этого имелась катапульта CATFAE с 21 направляющей, а у сухопутной пехоты - 30-ствольная установка SLUFAE.


Американское средство взрывного разминирования - катапульта CATFAE

Механический способ траления предполагает использование различных устройств и механизмов - минных тралов механического действия, встроенных в подвижное базовое шасси или навешанных на него и осуществляющих непосредственное воздействие на мины звеньями определенного вида.


Рабочий орган трала механического действия - катки сгруппированные в секции

Газогидродинамический способ основан на использовании тепловой энергии истекающих потоков газов (воздуха) или жидкости из специальных сопел, при этом мины срабатывают, разрушаются или удаляются за полосу прохода.


Трал "ПРОГРЕВ-Т" - рабочий орган адаптированный турбореактивный двигатель от истребителя МиГ-17


Второй образец танка К-90 на испытаниях экспериментального газодинамического тральщика ИМТ. ЦНИИИ им. Д.М. Карбышева (п. Нахабино)

Термический способ траления предполагает использование тепловой энергии различных источников, обеспечивающей инициирование основного заряда ВВ и подрыв мины, расплавление заряда или выжигание его в целях исключения подрыва.

Химический способ основан на введении в ВВ агрессивных компонентов, флегматизирующих его и устраняющих способность его к детонации (в основном воск, церезин, стеарин, парафин, иногда твёрдые смазки типа графита).

Дублирующий способ траления основывается на имитации в окружающей среде ложных физических полей, подобных полям, что создают реальные движущиеся цели, с целью заблаговременного воздействия на соответствующие реагирующие приводы мин и приведения к срабатыванию на безопасном расстоянии от цели.


Взрыв мины перед БМР-3 вызван работой электромагнитной приставки ЭМТ, которая создает ложное магнитное поле реального танка

Блокирующий способ основан на наведении мощных немеханических полей в месте нахождения реагирующих приводов ПТМ в целях блокировки или вывода из строя элементов электронной схемы и устранения способности воспринимать физическое поле бронецели.

Наибольшее практическое применение нашли механический и взрывной способы траления, реализованные в механических тралах и установках разминирования. Именно о механических тралах мы и поговорим в нашей статье.

Конструктивно механические тралы по принципу воздействия на мины делятся на три типа: нажимные, выкапывающие и ударные. Возможны их комбинации.

Нажимные тралы создают локальное давление на грунт или поверхность мины для разрушения корпуса мины или приведения к взрыву мины с нажимными приводами. По конструкции делятся на скользящие и катковые.

Скользящие тралы не получили распространения из-за большого сопротивления движению и низкой взрывоустойчивости рабочих органов.


Экспериментальный трал скользящего типа СКТ - 2



Скользящий элемент легкого трала Л-5

Катковые тралы имеют тралящие рабочие органы в виде тяжелых стальных катков, движущихся впереди танка. Необходимое силовое воздействие на мину обеспечивается либо собственным весом катка, либо весом катка и весом дополнительно присоединенных масс. К катку предъявляются требования высокой взрывоустойчивости и создания необходимого давления на грунт, при котором обеспечивается надежное траление мин.

Катки имеют различную форму. Из всех форм при равных условиях наибольшей взрывоустойчивостью обладает каток чечевицеобразной формы. Наличие любых выступов на катках снижает их взрывоустойчивость. Однако обойтись без них нельзя: уширения по сторонам катков способствует уменьшению межкаткового пространства, что повышает тралящие свойства.


Форма катков

По способу посадки катков на ось катковые тралящие органы бывают со свободной, индивидуальной и комбинированной посадкой. Способ посадки оказывает существенное влияние на ряд основных свойств трала: копирование местности, сопротивление движению, давление катков на мину, рыскливость и т. п.


Посадка катков на ось

При свободной посадке катки с большим зазором сидят на оси, что способствует хорошему копированию местности. Сила давления при такой посадке не превышает веса катка. Поэтому с учетом надежного траления мин масса каждого катка принимается не менее 500 кг. При этом свободная посадка катков создает условия для большой рыскливости (виляния катков на оси) тралящего органа при движении. При скорости траления свыше 5 км/ч у таких тралов увеличивается коэффициент сопротивления движению, что объясняется соударением свободно посаженных катков.


Трал ПТ-54 со свободной посадкой катков на ось

При индивидуальной посадке каждый каток посажен с помощью подшипника на свою ось и имеет индивидуальную подвеску оси к тяговой раме. При этом обеспечивается хорошее копирование местности, но давление на мину не превышает веса катка и межкатковый промежуток более значителен, чем при свободной посадке.

При комбинированной посадке наружные катки посажены на ось без зазора, а средний свободно. Такая схема применяется на современных тралах типа КМТ-7.


Катки трала КМТ-7

Главным достоинством катковых тралов есть сравнительно высокая надежность траления ПТМ с нажимным приводом (0,9-0,95), простота конструкции, высокая скорость траления (до 15 км/ч), значительная взрывоустойчивость (до 10-14 взрывов мин массой до 7 кг).

Недостатки - большая масса катка (500 кг), низкая проходимость трала в сыпучих и размокших грунтах, повышенный износ трансмиссии, значительный расход горючего.

Выкапывающие тралы. Из тралов данного типа наибольшее распространение получили ножевые тралы (пассивного и активного типа), имеющие в качестве рабочего органа жесткие, прорезающие грунт ножи (типа плуга). Ножи при тралении заглубляются в грунт, извлекают на его поверхность мины и отводят или выбрасывают их за пределы протраленной полосы. Преимущество выкапывающих тралов заключается в их способности тралить все мины независимо от их типа и реагирующих приводов.
Ножи тралов активного типа непрерывно вращаются и поочередно внедряются в грунт. Вращение позволяет сохранить работоспособность конструкции трала, даже если в каждом ряду останется по 1-2 ножа. К недостаткам этих тралов относится высокая энергоемкость процесса траления.

Тралы пассивного типа лишены вышеуказанного недостатка. Простота конструкции, небольшая масса (400-1000 кг), компактность и универсальность обусловили их широкое распространение в войсках как индивидуальных средств танков и БМП при преодолении МП противника.
К недостаткам ножевых тралов следует отнести их низкую взрывоустойчивость, потребность в большой силе тяги и зависимость от грунтовых и климатических условий (к примеру, сложность траления в зимних условиях). В рабочем положении тралов невозможно осуществлять быстрые повороты танков (БМП), что в условиях боя резко снижает их боевые свойства.

Особенно низка эффективность выкапывающих тралов на сыпучем, размокшем или мерзлом грунте, на бетонированной или каменистой поверхности, в мелколесье с сильно развитым дерновым покровом.

Бойковый трал в действии

К положительным сторонам таких тралов относится высокая надежность траления (независимо от типа мин и их приводов), в три раза меньшая по сравнению с катковыми тралами масса тралящего рабочего органа, достаточная взрывоустойчивость (10-15 подрывов), возможность применения практически на любой местности, в любых погодных и климатических условиях.

Однако практического применения в Советской Армии ударные тралы не получили главным образом из-за сравнительно больших затрат мощности на их привод, демаскирования мест применения в связи с пыльностью процесса траления. Широкое применения бойковые тралы нашли в английской армии в годы второй мировой войны. Сегодня они применяются в той же английской армии, а также в немецкой, американской и российской армиях.


Английский бойковый минный трал «Аадварк» («муравьед»)



Последняя разработка российской армии - машина разминирования "Уран-6" с бойковым тралом

Продолжение следует…

(семидесятые-девяностые годы)

Колейный минный трал КМТ-7

Колейный минный трал КМТ-7 является навесным оборудованием на танк и предназначен для проделывания колейных проходов в минных полях из противотанковых противогусеничных и противоднищевых мин контактного типа. Он же является основным вооружением инженерных машин разминирования БМР-2 и БМР-3.

На снимке справа: трал КМТ-7 на машине БМР-3.

Трал состоит из двух катковых секций и колейного трала КМТ-8 ножевого типа. Принцип работы трала основан на принудительном подрывании мины при наезжании катка на противогусеничную мину или наклоне антенны противоднищевой мины, зацепившейся за нее цепью, которая проложена между катковыми секциями. Трал КМТ-8 здесь играет роль страховки, защищающей танк с тралом в случае, если противогусеничная мина по каким либо причинам (например, английская мина Mk 7 срабатывающая лишь при втором нажатии) не взорвалась под катком. Его действие основано на выглублении противогусеничных мин и отбрасывании их за пределы проекции гусениц. Трал КМТ-7 в отличие от трала КМТ-5М может использоваться на всех типах современных российских танков (Т-72, Т-80, Т-90). Для траления противопехотных мин трал не предназначен.

От автора. В некоторых сайтах указывается, что трал КМТ5 (КМТ-5М) и трал КМТ-4М могут навешиваться и на танки Т-72 и более поздние. Это не так. Углы наклона верхнего и нижнего лобовых листов у танков типа Т-62 и типа Т-72 различные и расположение крепежных платиков тоже иное. Израильтяне и американцы, чтобы иметь возможность навешивать трал КМТ-5 на свои машины, делали переходные колодки. Возможно, что это же пытались делать и у нас. Однако, проще оказалось разработать похожий на КМТ-5 трал КМТ-7, приспособленный именно для Т-72.

Трал КМТ-7 может дополнительно оснащается электромагнитными приставками ЭМТ, представлявшими собой мощные электромагниты. крепящиеся в передней части рам. Такая модификация трала позволяет подрывать и неконтактные противоднищевые мины, реагирующие на магнитное поле танка. Эта приставка подрывает магнитные мины на расстоянии не ближе 1 метра и не далее 4 метров от электромагнита приставки.

К корме танка, кроме того крепится трассировщик и кассета с пиросигналами. Трассировщик представляет собой два плужных устройства, с помощью которых по земле чертятся две ясно видимые полосы. обозначающие внешние границы левой и правой колеи. Кассета с пиросигналами предназначена для обозначения начала, середины и конца прохода. Во время траления с подходом танка к внешней границы минного поля (когда точно неизвестна внешняя граница минного поля ее границей считали момент подрыва первой мины в трале) механик-водитель выстреливает первый пиросигнал, который вонзается в землю по средней оси колейного прохода и горит ярким огнем в течение 1-2 минут. Метров через 30-40 механик выстреливает второй пиросигнал, а на внутренней границе поля третий пиросигнал. Для танков, следующих за тральщиком получается отчетливо видимый световой створ. Механик-водитель обычного танка направляет свою машину так. чтобы все три огня сливались в один и помещался в правом углу левого триплекса. При подходе к первому пиросигналу танкист направляет танк так, чтобы след левого трассировщика был виден в левом углу левого триплекса и был виден до момента исчезновения третьего огня.

В принципе допустимо движение танков по проходу, проделанному одним тралом, однако рекомендуется следом за первым тралом пускать второй со сдвигом вправо или влево на 70см. В этом случае получается практически сплошной проход шириной 5.68 метра. Непротраленный промежуток имеет ширину в 0.4 метра по оси прохода. Вероятность того, что в этом промежутке есть мина исчезающе мала, тем более, что наверняка гусеница танка никогда на эту полосу не попадет.

Трал на танке может находиться только в рабочем положении, т.е. катковые секции в транспортное положение не поднимаются. Ножевые секции (трал КМТ-8) могут находиться в транспортном или рабочем положении. Опускание ножевых секций производится механиком -водителем без выхода из танка с помощью пневмосистемы. Далее при движении танка вперед ножи заглубляются в грунт. При рабочем положении трала с опущенными ножевыми секциями танк может двигаться только прямолинейно. При невыполнении этого условия при достаточно малом радиусе поворота происходит разрушение ножевых секций. Для перевода ножевых секций в транспортное положение танк должен остановиться и сдать назад. После выглубления ножей из грунта механик-водитель с помощью пневмосистемы поднимает секцию до момента срабатывания запорного механизма. После этого танк может двигаться обычным порядком. При положении ножевых секций в транспортном положении танк с тралом может делать повороты с радиусом более 65 метров.

Монтаж и навешивание трала на танк производится экипажем танка с помощью ручной лебедки грузоподъемностью 600 кг, входящей в комплект трала. Танк должен иметь установленные на заводе нижние и верхние бонки Время монтажа трала (установка кронштейнов на бонки, монтаж пневмооборудования) 3.5 часа. Время навески трала силами экипажа 35-40 мин, время снятия ножевых секций 5-10 мин.

Ножевые секции трала могут находиться на танке длительное время, однако из-за перегрузки подшипников передних катков и возникающих ударных нагрузок на амортизаторы танка во время движения целесообразно иметь постоянно на танке только пневмооборудование, кронштейны. Сами ножевые секции целесообразно перевозить автотранспортом инженерно-саперной роты и выдавать на танки только в предвидении преодоления минных полей. Катковые секции навешиваются на танк только перед преодолением минного поля. В район навешивания катковых секций они доставляются транспортом инженерно-саперной роты, разгружаются автокраном и раскладываются так, чтобы танк мог подъехать к ним и прицепить силами экипажа.

После преодоления минного поля, механик-водитель с помощью пиропатронов отстреливает катковые секции, переводит в транспортное положение ножевые секции, а при наличии времени, экипаж снимает за 8-10 минут ножевые секции и оставляет все это на месте, уходя выполнять свои боевые задачи. Сбор, погрузка и транспортировка тралов для последующего использования - это задача инженерно-саперной роты полка

Комплект трала состоит из двух катковых секций, двух ножевых секций, пневмооборудования, лебедки, сцепного устройства (двух кронштейнов, устанавливаемых на бонки нижнего лобового листа танка), трассировщик, кассеты пиросигналов и ЗИПа.

Ширина протраливаемой полосы одной катковой секцией 80-87см., ножевой секцией 60см. ширина непротраливаемого промежутка между катковыми секциями 1м.62см.

Габариты трала, навешенного на танк: ширина 3.95см., длина (от носа танка до передней точки трала 3.45 м.

Общий вес трала 7500 кг. Вес одной катковой секции 2250 кг., вес одной ножевой секции 520 кг.

Скорость траления 6-12 км. в час. Максимальный угол подъема 23 градуса, угол крена 20 градусов, ширина преодолеваемого рва 2.5 метра. Безопасный радиус поворота на минном поле 65 метров.

Живучесть катковой секции составляет 6 взрывов мины ТМ-57 или 2 взрыва мины ТМ-62. Это данные завода. Реально трал выдерживал по 10-15 взрывов, причем из строя выходили только сами катки, которые довольно легко заменить. Тактические расчеты показывают, что на стандартном минном поле армии США трал может встретить в колеях от 1 до 7 противотанковых мин, до 10 противопехотных фугасных мин, до 9 противопехотных мин осколочных. В непротраливаемом промежутке может остаться до 1-3 противотанковых мин и до 12-14 противопехотных фугасных мин.

Тактика преодоления минных полей предусматривает, что за каждым танком с тралом КМТ-7 следует инженерно-саперное отделение, которое с помощью удлиненных зарядов ВВ или вручную проверяет межколейное пространство и взрывает, или удаляет оставшиеся мины, уширяет проход до 6 метров, обозначает его. После этого проход пригоден для движения любой техники или людей. Танк с тралом за минным полем и остальные танки перед минным полем в это время своим огнем прикрывают работу саперов. По необходимости к прикрытию саперов подключаются мотострелки, артиллерия, минометы.

Трал состоит на вооружении автомобильного взвода (автомобильного отделения) инженерно-саперной роты танкового (мотострелкового) полка. В ИСР танкового полка имеется 3 трала перевозимых на 3 машинах Урал-375(Урал- 4320) с прицепами (по одному тралу на машине). В ИСР мотострелкового полка 1 трал, перевозимый на 1 машине Урал-375(Урал- 4320) с прицепом. Автомобили оборудованы стреловыми самопогрузчиками. Это позволяет доставлять в точку встречи с танками и разгружать тралы силами водителей с привлечением автокрана роты. Также и обратный процесс

Источники

1.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1982г.
2.Средства преодоления минно-взрывных заграждений. Минные тралы. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (ТО и ИЭ). Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1988г.
3.Сайт "Броня" (http://armour.da.ru)

Колейный минный трал КМТ-6 является навесным оборудованием на танк и предназначен для обеспечения преодоления танком минных полей из противотанковых мин. Трал является индивидуальным средством, обеспечивающим преодоление минного поля танком, на который он навешен, и не предназначен для проделывания проходов в минных полях для других танков.

Принцип работы трала основан на выглублении мин и отбрасывании их за пределы проекции гусениц. Трал может использоваться на танках Т-62, Т-72, Т-80. Для преодоления минных полей из противоднищевых мин (контактных) трал оснащен двумя откидными штангами, которые задевают за антенну (штырь) мины и вызывают преждевременное срабатывание мины. Для преодоления минных полей из противоднищевых неконтактных мин поздние модификации трала оснащаются электромагнитными приставками ЭМТ, которые воздействуя на взрыватели своим мощным электромагнитным полем, также вызывают преждевременный взрыв таких мин.

При рабочем положении трала в грунт заглубляются три наклонных ножа, которые прорезают грунт. При встрече ножа с миной последняя начинает скользить вверх по ножу, выглубляется. попадает на плскость отвала, скользит по ней в сторону и остается на поверхности земли за пределами габаритов танка. Для зимнего времени, когда грунт замерз и мины установлены в снег, на ножи надевалавсь специальная рамка ТУЗ, которая обеспечивал)а скольжение трала под снегом без заглубления ножей в грунт.

На рисунке слева: левая секция трала в рабочем положении. Выше дан вид левой секции трала трала сбоку в рабочем положении, ниже он же в виде сверху. На этом виде хорошо видна откидная штанга черного цвета.

В принципе возможно движение другого танка по колее, а учетом того, что трал на стандартном минном поле может встретить всего от 1 до 3 мин, такая возможность достаточно высока. Однако ширина протраливаемой секцией трала полосы всего 60 см, а ширина гусеницы около 57 см. Попасть точно на колею и выдержать точно направление движения практически невозможно, поэтому не исключается подрыв танка попытавшегося преодолеть минное поле следом за танком с тралом.

На рисунке желтым цветом выделена электромагнитная приставка ЭМТ.

Трал может находиться в траспортном положении, когда секции подняты и ножи не заглублены; и в рабочем, когда секции опущены на землю и ножи заглублены в грунт. Опускание секций производится механиком -водителем без выхода из танка нажимом на электрокнопку. Электропривод разъединяет замок и секция под собственным весом опускается на грунт. Далее при движении танка вперед ножи заглубляются в грунт. При рабочем положении трала танк может двигаться только прямолинейно. При невыполнении этого условия возможен подрыв танка на мине, а при достаточно малом радиусе поворота происходит еще и разрушение трала. Для перевода трала в транспортное положение танк должен остановиться и несколько сдать назад. После чего механик-водитель открывает кран подачи воздуха в пневмоцилиндры трала, находящиеся на верхнем лобовом листе танка. Штоки пневмоцилиндров через трособлочную систему поднимают обе секции трала в транспортное положение.

Монтаж и навешивание трала на танк производится экипажем танка с помощью ручной лебедки грузоподьемностью 500 кг, входящей в комплект трала. Танк должен иметь установленные на заводе нижние бонки (каждый третий танк имеет бонки). Время монтажа трала (установка кронштейнов на бонки, установка механизмов подъема, монтаж электроборудования) 90 мин. Время навески секций трала силами экипажа 15-20 мин (имеется в виду, что все монтажные работы выполнены заранее, а сейчас только требуется навесить сами секции), время снятия секций 5-10 мин.

Трал может находиться на танке длительное время, однако из-за перегрузки подшипников передних катков и возникающих ударных нагрузок на амортизаторы танка во время движения целесообразно иметь постоянно на танке электроборудование, кронштейны, подъемные механизмы. Сами секции целесообразно перевозить автотранспортом инженерно-саперной роты и выдавать на танки только в предвидении преодоления минных полей.

Комплект трала состоит из двух ножевых секций, двух механизмов подъема, электрооборудования, лебедки, сцепного устройства (двух кронштейнов, устанавливаемых на бонки нижнего лобового листа танка), и ЗИПа.

Ширина протраливаемой полосы одной секцией 60см., расстояние между соседними ножами в секции 23.5 см.; ширина непротраливаемого промежутка между секциями 2м.16см.

Габариты трала, навешенного на танк: ширина 3.3м., длина (от носа танка до передней точки трала 118см. (общая длина танка от задних подкрылков до передей точки трала 10м. 70см.).

Общий вес трала 1000 кг. Вес одной ножевой секции 400 кг.

Скорость траления 6-14 км. в час. Максимальный угол подъема 20 градусов, угол крена 20 градусов. Безопасный радиус поворота на минном поле 65 метров.

Трал состоит на вооружении автомобильного взвода (автомобильного отделения) инженерно-саперной роты танкового (мотострелкового) полка. Он заменил тралы КМТ-4М. В инженерно-саперной роте танкового полка 27 тралов перевозимых на 9 машинах ЗИЛ-131 (по три трала на машине). В инженерно-саперной роте мотострелкового полка 9 тралов, перевозимых на 3 машинах ЗИЛ-131. Автомобили оборудованы стреловыми самопогрузчиками. Это позволяет доставлять в точку встречи с танками и разгружать тралы силами водителей. Также и обратный процесс