Экономист — традиционно одно из самых популярных направлений обучения в российских вузах. Сегодня IQ Review расскажет, что за профессия «экономист», чем она отличается от работы бухгалтером, и сколько за нее платят. Своей историей поделилась экономист с пятилетним стажем Наталья.

Почему я выбрала профессию экономиста

Профессия экономист

Живу я в Касторенском районе Курской области. Экономистом проработала 5 лет, начала работать после окончания 3 курса института.

Зачем предприятию нужен экономист?

Многие считают, что профессия экономиста сродни профессии бухгалтера. Ведь работают и те и другие с цифрами, касающимися работы организации, ее рентабельности и результатов.

Разница между экономистом и бухгалтером состоит в том, что бухгалтер осуществляет фактический сбор и систематизацию документации и ее содержимого, а экономист должен провести анализ и оценку результатов работы за конкретный период, выявить недочеты и на основании того, что получилось, составить прогноз.

Да-да, экономист — это, своего рода, предсказатель, который основывается на фактах.

Что нужно знать для работы экономистом

В первую очередь работа экономистом подразумевает тесное общение с цифрами, формулами и разного рода соотношениями. Поэтому знание математики и ее основ обязательно. Тому, кто не в состоянии найти процент от заданного числа, просто нечего делать в этой сфере. Желательно, вернее, даже обязательно, чтобы человек обладал аналитическим складом ума. Ведь на основании выведенных данных нужно оценить сложившуюся на предприятии ситуацию и представить отчет руководителю.

Пример работы экономиста — доказать, какое из выбранных направлений деятельности рентабельно, а какой проект следует приостановить или совсем закрыть.

Сейчас в подавляющем большинстве профильных высших учебных заведений, техникумов и училищ есть факультеты, которые готовят экономистов. Это связано с тем, что профессия имеет большую популярность у молодежи. Вуз, который закончила я, имеет сельскохозяйственную направленность. С первого по третий курс мы изучали предметы, которые должны знать все грамотные и образованные работники сельского хозяйства. Не буду перечислять все, но среди них были растениеводство, животноводство, философия, механизация и другие.

Сначала мы не понимали, зачем нам, допустим, механизация. Но на старших курсах, когда по статистике или экономике предприятия нам стали задавать задачки на расчет расхода топлива, урожайности семенного материала или продуктивности скота, в которых нужно было вывести рентабельность и прогнозируемую прибыль, все стало на свои места.

Суть профессии экономиста состоит в том, чтобы знать всю подноготную предприятия, каждый «винтик», который можно «вкрутить » в систему, с тем чтобы увеличить отдачу.

И, конечно же, в современных условиях каждый специалист должен знать компьютер. И далеко не на уровне пользователя. Продвинутый пользователь программ Microsoft Office - это минимум того, что нужно для работы, обычно еще требуют знание продуктов 1С.

Как найти работу начинающему экономисту


Рабочее место экономиста

На должность экономиста устроиться, особенно с «нуля», без опыта работы, очень сложно, практически нереально. Для этого нужны или , или счастливый случай. Эту работу новичкам можно получить альтернативным способом - начинать трудиться на предприятии в другой должности, параллельно обучаясь в вузе по специальности экономиста. Руководство обязательно заметит стремление сотрудника к совершенствованию и, при первой же возможности, предоставит желаемую должность.

Обычно руководители, принимая на эту должность новичков, не предъявляют серьезных требований . Просят предъявить диплом об образовании и задают несколько вопросов о наличии знаний в той области, в которой работает предприятие. Справится кандидат со своими обязанностями или нет, предстоит выяснить во время испытательного срока. Для всех работников - это три месяца, для управленческого состава период может быть продлен до полугода. В это время руководство предприятия может принять решение об увольнении работника в связи с тем, что он не справляется с обязанностями. Поэтому, кроме потерянного времени, директор предприятия ничем в этой ситуации не рискует.

Главное, на любую должность - это доброжелательность, правильная постановка речи и коммуникабельность соискателя. В частности, в провинции, где все друг о друге всё знают, обычно начальство наводит справки о человеке.

Как я нашла работу — личный опыт

Из личного опыта могу сказать, что я прочла объявление в местной газетенке о том, что торговому предприятию требуется экономист. Набравшись наглости, так как закончила только третий курс в институте по профессии, я пришла к директору и заявила о том, что ничего не знаю по работе, но горю желанием трудиться именно в этой сфере и на этой должности. Нужно сказать, что я долгое время работала , поэтому «кухню» торгового предприятия себе представляла. Об этом тоже было сказано. Не знаю, что явилось решающим фактором, но через два дня директор перезвонил мне и пригласил явиться с документами для оформления в офис компании.

Функциональные обязанности экономиста на предприятии


Один из основных инструментов - калькулятор

Пару слов о том, чем должен заниматься экономист на своем рабочем месте ежедневно. Для начала нужно немного описать само предприятие. Это звено сетевой компании, известной в России, которая специализируется на розничной торговле товарами первого спроса (продукты питания, хозяйственная группа, мебель, игрушки и канцелярия). В структуру организации, которой управляли 6 человек, входило 30 сельских магазинчиков.

Первое, с чего началась моя деятельность - это составление ежедневного товарооборота в разрезе каждого магазина. Для этого была специальная тетрадка, которая разлиновывалась вручную, где по горизонтали располагался список магазинов, а по вертикали заносились суммы ежедневной выручки, сданной каждой торговой точкой. Суммы выбирались из программы 1С с нарастающим итогом. В результате, в конце месяца был виден итог работы предприятия в виде общей суммы и итог работы каждого магазина и его товарооборот . Под этим понятием скрывается количество дней, необходимое для продажи среднего запаса товаров торговой точки. Средние товарные запасы за период делятся на средний однодневный оборот точки.

В конце каждого месяца, в специальной табличке, сделанной в редакторе Excel , проводился сравнительный анализ работы каждой торговой точки в сравнении с прошлым месяцем и тем же периодом прошлого года. Это давало возможность проанализировать работу предприятия в целом и по каждому отделению.
Таким же образом анализировались затраты и издержки. Подобные формы я сделала для анализа затрат на электроэнергию, ремонт помещений, газоснабжение, заработную плату и отчисления, сумму остатка товара в магазинах.

Количество отчетов, составление которых входило в мои обязанности, сложно подсчитать. Основные три отправлялись ежемесячно в головной офис, находящийся в городе Курске, и включали в себя все показатели, которых добилось предприятие за истекший месяц. Каждый месяц составлялся отчет в Статистическое управление, который включал те же данные. Помимо этого, ежеквартально и ежегодно сдавались отчеты о производственных показателях за квартал и год.

К концу квартала я разрабатывала план для каждой торговой точки на следующие три месяца. Планирование основывалось на сравнительном анализе аналогичных периодов трех прошедших лет и прошлого квартала.

По всем правилам, план для торговой точки следует напрямую увязывать с количеством населения, проживающего в поселке, где функционирует магазин, но это настоящая проблема. Сведения о жителях собираются путем обзвона поселковых администраций, а у них в бумагах одно, а на деле совсем другое. Дают они информацию только о прописанных гражданах, которые, может быть, уже много лет там не живут, а приехавшие на заработки и живущие без прописки, просто не учитываются.

Поэтому мой метод был самым оптимальным. В январе каждого года составлялся ориентировочный план на предстоящий год. Он основывался на тех цифрах, которые представляло нам головное предприятие, и возможностях каждого магазина.

Сколько зарабатывают экономисты


Банкноты

Мне сложно говорить о том, сколько зарабатывают люди моей профессии в больших городах, но для нашей местности моя зарплата считалась неплохой. Оклад у меня был 16000 рублей. Минус от этой цифры подоходный налог 13% и профсоюзные взносы, на руки выходило около 14 500 рублей в месяц. Оплата труда проводилась официально, со всеми необходимыми отчислениями. Соцпакет был представлен только оплатой больничного листа и подарками детям к новогодним праздникам - не того масштаба предприятие, где есть бесплатные путевки на море или собственные детские лагеря.

По статистическим данным, которыми я интересовалась, минимальная зарплата экономиста в крупном городе стартует от 22000 рублей, и верхний предел ее — 80000 рублей. Но для того чтобы столько заработать, нужно иметь большой опыт трудовой деятельности по данной специальности, и к тому же - жить в городе.

Плюсы и минусы профессии экономиста

К плюсам профессии можно отнести то, что экономист является независимым ни от кого, кроме директора, работником. К тому же, люди, которые решили посвятить себя этой профессии, это личности, которые во главу угла ставят творческий подход к деятельности. Возможность видеть то, что не видно другим, усовершенствовать структуру и кадровый состав, с тем чтобы направлять усилия на достижение поставленных целей — это действительно интересно.

Недостатков в этой работе я не вижу. Единственный минус , свойственный подавляющему большинству предприятий в наше время - это нагружать того, кто справляется со своими обязанностями, максимальным количеством дополнительных, отвлекающих от основного процесса, функций.

Что нужно для того, чтобы тебя оценили и заметили

В моем случае, выше меня по рангу были только и директор организации. Бухгалтерия - не мое! А руководителем становиться не было желания. Нет, не хочу сказать, что я не амбициозная! Очень даже! Но это не тот случай. На нашем директоре лежало столько обязанностей и проблем, что мне иногда казалось, будто он и ночевал в кабинете. Предприятие, которое он получил в наследство от предшественника, находилось в состоянии крайнего упадка. И у него времени не было даже вздохнуть.

Я занимала хорошую должность, моя работа мне очень нравилась, и не хотелось что-то менять. Кроме того, не имея большого стажа и опыта, я старалась ездить в соседние ответвления головной организации к экономистам со стажем, где многому научилась. Несколько раз меня отправляли на курсы повышения квалификации, после чего доверили работу с кадрами.

Напутствие новичкам

Самое главное в нашей профессии, как и в любой другой, оставаться человеком. Внимательность к деталям и цифрам, усидчивость и грамотность - это те качества, которые должны присутствовать обязательно. Желательно, если представится такая возможность, сначала попасть на работу помощником экономиста. Это позволит избежать многих ошибок и просчетов, свойственных новичкам в любой профессии.

Под профессиональной деятельностью в современной литературе понимается такой устойчивый род занятий, который отличается достаточно высокой степенью значимости для общества его результатов Ильин Е.П. Стили деятельности: новые подходы и аспекты//Вопросы психологии, - 1988, № 6.. Под видами профессиональной деятельности понимают близкие по содержанию трудовые отношения, которые составляют целесообразное преобразование мира в интересах людей Советский энциклопедический словарь. - М., 1987. - С. 382..

В целом, информация о профессиях рабочих и должностях служащих содержится в общероссийском классификаторе ОКПДТР. Так же в Российской Федерации действует «Общероссийский классификатор занятий», разработанный в соответствии с Международной стандартной классификацией занятий (ISCO). Кроме того, должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих приведены в «Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих». Нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника, отражены и в профессиограммах.

Обобщая требования этих документов, профессиональную деятельность экономиста можно представить как деятельность по изучению распределения обществом различных ограниченных ресурсов с целью производства товаров и предоставления услуг. От экономиста требуется перевести нормативные требования на язык конкретной производственной ситуации и на этой основе спрогнозировать свои дальнейшие профессиональные действия. Деятельность экономиста, как справедливо отмечает в своем исследовании И.Л. Савостьянова, «…подразумевает наблюдения и исследования, сбор и анализ полученных данных, мониторинг экономических тенденций и выработку прогнозов» Савостьянова И.Л. Информационные задачи профессиональной деятельности экономиста // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). - М.: Буки-Веди, 2013.. Для получения необходимых данных относительно организационно-экономических показателей, ими используются существующие или разрабатываются новые специальные методы и процедуры. Неотъемлемой составляющей работы экономистов является подготовка отчетов с таблицами и графиками, которые иллюстрируют результаты проведенных исследований. Одной из важных функций экономиста является выполнение требований руководящих документов в своей профессиональной сфере Климов Е.А. Психология профессионала. // Климов Е.А. Избранные психологические труды, - Воронеж, 1996. .

Основными видами профессиональной деятельности экономиста в соответствии с «Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих» являются учетно-аналитическая, контрольно-ревизионная, аудиторская, консалтинговая, организационно-управленческая, нормативно-методическая. В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 «Экономика (квалификация (степень) «бакалавр») Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 «Экономика» (квалификация (степень) «бакалавр») - М., 2009. областью профессиональной деятельности бакалавров являются экономические, финансовые, маркетинговые, производственно-экономические и аналитические службы организаций различных отраслей, сфер и форм собственности, финансовые, кредитные и страховые учреждения, органы государственной и муниципальной власти, академические и ведомственные научно-исследовательские организации, общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются поведение хозяйствующих агентов, их затраты и результаты, функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные процессы. Бакалавр по направлению подготовки «Экономика» готовится к следующим видам профессиональной деятельности: расчетно-экономическая, аналитическая, научно-исследовательская, организационно-управленческая, педагогическая. Приведенный анализ позволяет нам представить профессиональную деятельность экономиста как совокупность расчетно-аналитической, контрольно-ревизионной, организационно-управленческой, научно-методической и педагогической деятельности.

Отметим, что цель труда экономиста - это повышение эффективности и рентабельности производства.

Для достижения поставленной цели экономист реализует следующие направления деятельности:

  • - расчетно-экономическую (подготавливает данные и проводит расчеты экономических показателей деятельности предприятия на основе действующей нормативно-правовой базы, разрабатывает экономические разделы планов развития предприятия);
  • - аналитическую деятельность (обработку экономических данных в соответствии с поставленной задачей, подготовку информационных и аналитических обзоров, отчетов, разработку проектных решений на основе анализа экономической информации);
  • - организационно-управленческую (управление группами людей, сформированными для реализации экономических проектов, участие в организации управления и совершенствования деятельности различных подразделений организации);

Предметом труда профессии «экономист» является знаковая система. Экономисты имеют дело с абстрактно-формализованными знаками. Специалисты экономического профиля оперируют разнообразными знаковыми заменителями реальных объектов: цифрами, кодами, таблицами, схемами и т.п.

Система трудовых обязанностей и прав отражена в должностной инструкции экономиста:

  • 1) Подготавливать исходные данные для разработки бизнес-планов организации с целью увеличения прибыли.
  • 2) Выполнять расчеты по материальным, трудовым и финансовым затратам предприятия.
  • 3) Осуществлять экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия для обеспечения повышению рентабельности производства, производительности труда, снижению издержек.
  • 4) Оценивает экономическую эффективность организации труда, внедрения новых технологий в производство.
  • 5) Оформляет экономическую часть материалов для заключения договоров.
  • 6) Осуществляет контроль за выполнением плановых заданий по предприятию.
  • 7) Участвует в организации и анализе маркетинговых исследований и прогнозировании развития производства.
  • 8) Выполняет контроль за правильностью осуществления расчетных операций.
  • 9) Учитывает и анализирует экономические показателей итогов производственной деятельности организации.
  • 10) Подготавливает периодическую отчетность в установленные сроки.
  • 11) Формирует и ведет базу данных экономической информации предприятия.
  • 12) Участвует в формировании экономической постановки задач, решаемых с помощью вычислительной техники, определяет возможность использования готовых проектов, алгоритмов.
  • 13) Анализирует специальную литературу по тематике проводимых исследований, составляет различные экономические обоснования, справки, периодическую отчетность, аннотации и обзоры.

Знания, умения и навыки экономиста составляют его профессиональную компетентность. К ней Л.А. Деткова относит: социально-правовую компетентность (знания и умения в сфере взаимодействия с различными организациями и отдельными людьми), специальную компетентность (умение решать типовые профессиональные задачи и самостоятельно находить и осваивать новые профессиональные знания и навыки), персональную компетентность (способность к профессиональному росту и повышению квалификации) и аутокомпетентность (знание собственных профессиональных возможностей) Деткова Л.А. Профессиональное становление личности экономиста // Омский научный вестник. Психолого-педагогические науки. - 2007. - № 5. - С. 202..

К внутренним функциональным средствам труда экономиста относятся его психофизиологические свойства. Наиболее важными для экономической деятельности являются хорошее распределение и переключение внимания, развитая оперативная и механическая память, способность к длительной концентрации.

Типичными трудностями профессиональной деятельности экономиста являются нервное напряжение и профзаболевания, которые обусловлены длительным пребыванием в малоподвижном состоянии (остеохондроз, сколиоз и ослабление зрения).

Требования к профессиональному образованию экономиста закреплены в «Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК-016-94». Согласно данному документу, должность экономиста может занимать лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое) образование.

Целесообразно и важно, по нашему мнению, отметить тот факт, что профессиональное образование в России в настоящее время характеризуется высокой информированностью о позитивном опыте зарубежных стран в организации подготовки экономистов. Вместе с тем, отмечает Е.И. Герасименко, - «…формирование личности экономиста в должной мере не связывается с таким качеством как профессиональная мобильность, обеспечивающим оперативное включение в межгосударственное профессиональное взаимодействие и сотрудничество» Герасименко Е.И. Структурно-содержательные компоненты профессиональной мобильности экономиста // Всероссийская научно-методическая конференция «Университетский комплекс как региональный центр развития образования, науки и культуры». Оренбург, 30 января - 1 февраля 2013. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013..

Конечно, очевидно, что необходимым условием формирования данного качества является владение иностранным языком, позволяющим значительно повысить результаты профессиональной деятельности и обеспечивающим успешное построение карьеры экономиста. Однако современная практика подготовки экономиста характеризуется отсутствием интеграции иностранного языка и дисциплин экономического профиля, учета возможностей иностранного языка в формировании такого качества выпускника как профессиональная мобильность. В таком контексте формирование профессиональной мобильности в педагогике до настоящего времени не рассматривалось.

Стремительные социально-экономические изменения, происходящие в обществе сегодня, обусловили появление нового социального заказа на подготовку специалистов экономического профиля, способных активно использовать иностранный язык при решении профессиональных задач. Рамки использования иностранного языка в профессиональной деятельности экономиста в последнее время заметно расширились, органически встроился в контекст деятельности специалиста-экономиста профессионально ориентированный перевод. Являясь на сегодняшний день одним из доминирующих средств межкультурной деловой коммуникации, перевод обеспечивает экономисту возможность эффективно и на достойном уровне вести совместную работу с зарубежными специалистами. Все это не могло не активизировать усилия методистов в поисках путей решения вопросов, связанных с переводческой подготовкой будущих экономистов.

Переводческая деятельность рассматриваемого специалиста достаточно многообразна и разноаспектна и охватывает не только письменный, но и устный перевод. Область устного перевода применительно к подготовке экономиста в сфере профессиональной коммуникации до настоящего времени исследованию не подвергалась.

Так, например, Е.В. Белькова полагает Белькова Е.В. Специфика профессиональной деятельности экономиста в условиях выполнения абзацно-фразового перевода // Вестник Бурятского государственного университета. - № 1, 2008. - С. 22-25. , что необходимой и актуальной на сегодняшний день является разработка теоретических и практических основ обучения студентов экономических вузов абзацно-фразовому переводу (АФП) - разновидности устного последовательного перевода, при котором текст переводится по абзацам или фразам.

При этом, как мы считаем, особо важно будет исходить из особенностей профессиональной деятельности специалиста экономического профиля при осуществлении этого вида перевода.


Идеи величайшего экономиста Карла Маркса легли в основу идеи русской революции. Владимир Ленин нашел в них правду нового мира, нового устройства. Труды ученого изменили не только российскую, но и мировую историю. Именно на их основе был выстроен коммунизм в советской интерпретации. Джозеф Стиглиц критиковал политику Всемирного банка даже будучи главным экономистом этой организации. Он буквально заставил мировую общественность обратить внимание на помехи, которые свободный рынок создает в развивающихся странах. Пол Кругман и вовсе казался прорицателем, потому как на протяжении всего президентства Джорджа Буша предсказывал экономические последствия каждого решения первого лица государства и оказывался правым.

Сложно переоценить роль ведущих специалистов в мировой экономике. Но реально ли добиться подобных высот, окончив один из провинциальных российских ВУЗов? Кто такой экономист, что должен знать и на что может рассчитывать специалист? Поговорим об этом далее.

Кто такой экономист

Экономист – специалист в области экономических наук. В основе его профессиональной деятельности исследование, планирование и руководство деятельностью (прежде всего, хозяйственной). Вопреки распространенному мнению, экономика – это гуманитарная наука, а не техническая. Не стоит путать профессию со специальностью бухгалтера или финансиста. Это самостоятельная отрасль, а работа специалистов направлена именно на анализ, планирование, исследование последствий и рисков. Экономист может быть ученым (теоретиком) или руководителем (практиком). От должности зависит перечень обязанностей и задач.

Чем занимается экономист-практик:

  • Планирует деятельность компании.
  • Анализирует процессы, разрабатывает стратегии повышения экономической эффективности.
  • Определяет систему оплаты труда персонала, его финансовой мотивации.
  • Рассчитывает затраты и прибыль предприятия в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
  • Контролирует финансовые процессы на предприятии.

Экономист-практик также может занимать должности в государственных учреждениях – например, быть министром экономического развития. Однако чаще подобные должности достаются теоретикам – ученым, способным смотреть на вещи шире и работать с более масштабными экономиками городов, регионов и стран. Практики чаще востребованы на предприятиях, в банках и других финансовых учреждениях, в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса. В зависимости от квалификации специалист может занимать разные должности в структуре компании.

Ключевые особенности профессии

Главная задача специалиста на предприятии – организовать деятельность таким образом, чтобы оно было рентабельным, а прибыль постоянно росла. Для высоких доходов компании недостаточно одних только знаний экономики.

Потому важно обеспечить взаимодействие с инженерами, маркетологами, менеджерами по персоналу, вышестоящим руководством и другими звеньями организации.

Пример : экономист считает необходимым закупить недорогое китайское оборудование в условиях кризиса и сократить данную статью расходов на 30%. Но инженеры производства знают, что конкретно эта техника не позволит обеспечить выработку по норме и качество продукции. Если решение будет приниматься на основании одной только экономической составляющей – это приведет к краху. Потому так важен контакт с персоналом компании, с ее руководством.

Соответственно можно выделить базовые особенности профессии:

  1. Необходимость выстраивать контакт с персоналом компании, собирать информацию от экспертов в каждом конкретном вопросе.
  2. Участие в построении масштабных стратегий, умение обеспечивать их реализацию в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
  3. Актуальность постоянного анализа ситуации на рынке и повышения собственной квалификации – рынок слишком быстро меняется.

Кроме того, каждое предприятие может требовать от специалиста выполнения разного круга задач. Так небольшая компания не может позволить себе содержать широкий штат персонала в сфере экономики и финансов. Соответственно экономист может брать на себя функции бухгалтера, финансиста, аудитора и других специальностей, которые к его основным должностным обязанностям относятся косвенно. Практика показывает, что экономистами в исходном понимании значения этой профессии преимущественно являются ученые и чиновники, которые абстрагированы от реалий современного производства.

Что должен знать экономист

Прежде всего, теорию. На практике работать этой должности могут менеджеры, специалисты по финансам и кредиту. Но в сравнении с узкими специалистами в отрасли они имеют ключевой недостаток – отсутствие профильного высшего образования. В ходе него закладывается самая мощная теоретическая база, которую важно уметь применять на практике.

Что должен знать экономист в первую очередь:

  • Теорию экономических наук.
  • Бухгалтерский учет.
  • Прецеденты из мирового опыта.
  • Алгоритмы выхода из кризиса.
  • Инвестиции и менеджмент.

Многие специалисты получают второе образование после трудоустройства. Например, при работе в компании, специализирующейся на производстве продуктов питания, они получают дополнительную профессию технолога производства. Это помогает повысить эффективность работы и понимание ключевых особенностей функционирования предприятия. Экономика в этом случае неразрывно связана с производством. И обеспечить максимальную прибыль компании, наименее болезненный выход из кризиса и эффективность труда можно только при экспертном знании специфики работы предприятия.

Какими личностными качествами должен обладать специалист

Аналитический склад ума . Экономист – прежде всего, стратег и отличный управленец. В этой ситуации ему необходимо много анализировать, видеть то, что не видит даже вышестоящее руководство компании.

Исследование рынка, мониторинг динамики экономического развития компании, выстраивание стратегии увеличения прибыли и сокращения текущих расходов – базовые задачи специалиста.

Аналитический склад ума и умение видеть картину рынка в нюансах – ключевые качества, которыми должен обладать специалист.

Перфекционизм . Психологи называют постоянное стремление к идеалам отклонением от нормы, но для экономиста оно в некоторой степени необходимо. Один упущенный нюанс может сделать неверной всю экономическую картину работы предприятия. В этой ситуации особенно важна самоотдача, готовность многократно перепроверять стратегии и идеи. Важную роль играет и постоянное развитие, стремление к самообразованию и изучению мирового опыта. Рынок не стоит на месте, и экономист нуждается в постоянном анализе ситуации.

Коммуникабельность . Специалисту-практику необходимо контактировать с сотрудниками предприятий, организаций, заведений и учреждений. Он не может быть экспертом по всем вопросам, потому умение получать профессиональное мнение от человека, который лучше разбирается в каком-либо вопросе, особенно важно. Не менее важно находить общий язык с руководством и убеждать его в правильности предложенной стратегии экономического развития или выхода из кризиса – на практике начальники редко доверяют подчиненным вне зависимости от квалификации и достижений сотрудника.

Где лучше всего учиться на экономиста

Презентация учебного заведения не должна сбить вас с толку. Негосударственные ВУЗы, онлайн-университеты – все это хорошо, но только не для первого образования. Его лучше всего получить в классическом государственном университете или институте. И чем более престижным будет выбранное вами учебное заведение – тем лучше.

Лидерство этих ВУЗов неоднозначное. В разных рейтингах в ТОП-5 входит СПбГУ, Финансовый университет при правительстве РФ и другие высшие учебные заведения.

Обращайте внимание не столько на статистические, сколько на реальные показатели. Узнайте в приемной комиссии, какой процент выпускников работает по специальности. Уточните усредненные данные по заработным платам. Обратите внимание на отзывы студентов и выпускников – эта информация постоянно меняется и будет актуальной только на момент поиска. Не ленитесь находить и анализировать ее.

Есть ли шанс у выпускников региональных, менее престижных ВУЗов на успешную карьеру? Безусловно. Выпускники престижных университетов имеют преимущества на старте, но по мере работы все преференции растворяются. Сможете вы сделать головокружительную карьеру или будете довольствоваться средней заработной платой – зависит только от вас. 90% лучших экономистов мира окончили престижные ВУЗы. Но попасть в оставшиеся 10% вполне реально, если вы этого действительно захотите.

Плюсы и минусы профессии

Говоря о преимуществах и недостатках, важно держать в голове их условность. В разных компаниях и организациях экономисты могут быть наделены разными полномочиями, к ним могут предъявляться разные требования. Поэтому отметим лишь те достоинства и недостатки, которые являются наиболее распространенными и претендуют на объективность.

Плюсы профессии экономист:

  • Шанс сделать головокружительную карьеру.
  • В среднем высокая заработная плата.
  • Престижная профессия.
  • Возможность занять руководящие должности.
  • Интересная работа для людей с аналитическим складом ума.
  • Существенное влияние.

Влияние специалиста выражается в его профессиональной роли: именно от правильности выбранной стратегии экономического развития будет зависеть судьба предприятия, а иногда и региона, страны, мировой экономики. Когда школьники пишут сочинение на тему «Моя будущая профессия – экономист» они не всегда осознают значимость этой специальности. Но так же часто они забывают о существенных недостатках.

Минусы профессии экономист:

  • Сложность обучения.
  • Минимум бюджетных мест.
  • Преференции выпускникам престижных ВУЗов.
  • Сложная работа без инструкций и алгоритмов.
  • Необходимость постоянно совершенствоваться.

Отсутствие инструкций – один из ключевых недостатков. Если в школе вы привыкли учить формулы, теоремы и решать на основе полученных знаний шаблонные задачи, то тут все будет совсем иначе. Вы знаете, как руководитель крупной компании справился с кризисом. Но не знаете, что делать, когда ваша компания несет убытки из-за неудачи рекламной кампании. Потому ни о каких инструкциях и гарантиях верности принятого вами решения и речи быть не может.

Сколько получает экономист

Заработные платы разнятся не только в регионах – наблюдается существенная разница между максимальной и минимальной оплатой труда.

Средняя зарплата экономиста в России – 42 тысячи рублей. Но очевидно, что это «средняя температура по больнице». Порядка 70% специалистов работают в регионах и получают не более 25-27 тысяч рублей. Здесь разрыв существенный даже в сравнении со средними показателями по стране.

В столице средняя зарплата экономиста – 90 тысяч рублей. Но и здесь есть специалисты, которые работают за пресловутые 30 тысяч. Разрыв между максимальной и минимальной оплатой труда существенный. Согласно статистике, лучшие специалисты России в области экономики получают свыше 450 тыс. рублей в месяц. Естественно, доля их от общего числа крайне мала. Размер вашей заработной платы будет зависеть только от вас – никто не сможет гарантировать максимум.

Резюме

Если вы решили выбрать экономику в качестве сферы своего профессионального развития, то постарайтесь выбрать для обучения государственный и максимально престижный ВУЗ. Помните, что это не самая легкая профессия, она подойдет только очень ответственным, развитым людям с аналитическим складом ума. Вам придется много работать и рисковать, чтобы сделать отличную карьеру. Надеется на огромные зарплаты сразу после окончания университета не стоит.

Евгения Мельникова

Редактор портала Info-Profi, педагог с 16-ти летним стажем, практикующий репетитор.

Введение


Актуальность работы. Экономисты востребованы везде, где требуется планировать и рассчитывать финансы, где нужно контролировать расход средств, анализировать результаты работы предприятия и определять рентабельность. Поэтому профессия экономиста всегда востребована во все времена.

Экономисты, если говорить кратко, это специалисты по эффективной экономической деятельности. Специальность «экономист» является смежной для таких профессий как бухгалтер, маркетолог, финансист, менеджер.

К списку вакансий для экономистов относятся финансовые менеджеры, например, в банках, риск-менеджеры, аналитики, финансисты… При этом профессия экономиста действительно высокооплачиваемая и спрос на этих специалистов есть всегда.

Какими знаниями и умениями должен обладать экономист? Как база, необходимо, конечно, высшее экономическое образование. Дальше - нужно обладать набором знаний, необходимых для конкретной должности (например, если вы претендуете на должность финансового аналитика - это один набор знаний, включающий методы экономического анализа и статистики, финансовый менеджмент и многое другое). Конечно, все это подразумевает, что экономисту присущи такие качества как аналитический склад ума, способность мыслить логически и математические способности. Кроме того, нужно быть организованным человеком, иметь склонность к скрупулезной работе, требующей концентрации внимания и усидчивости.

Целью данной работы является изучение профессии экономист.

Задачи работы:

Рассмотреть особенности возникновения и становления экономической профессии;

Описать права, обязанности и ответственность экономиста.


1. История возникновения профессии «экономист»


1.1 Особенности возникновения и становления экономической профессии

экономист профессиональный должностной

Профессия экономиста возникла сотни лет назад, когда начали существовать основные экономические понятия: товар, обмен, деньги. Профессия экономиста возникла сотни лет назад, когда начали существовать основные экономические понятия: товар, обмен, деньги.

Словом «oiconomia» древние греки обозначали управление хозяйством (oicos - домохозяйство, дом и nomas - закон). Таким образом, этот термин можно употреблять для обозначения теории и практики наиболее эффективного ведения хозяйства.

Термин «экономика» употребляется и для обозначения отраслей научного знания - политическая экономия, экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика торговли и т.д. Большое число экономистов призваны изучать экономические процессы, происходящие в обществе, и разрабатывать пути и методы достижения целей, диктуемых современностью.

Компетенции, которыми должен обладать современный экономист, существенно отличаются от тех, которыми обладали экономисты прошлого. Если современный экономист неоклассического направления сравнит свои компетенции с теми, какими обладали его коллеги в прошлом, он будет крайне удивлен «схоластичностью», «литературностью» и отвлеченностью экономической теории прошлого, где больше внимания уделялось словесному описанию и логике экономического анализа, а не созданию эконометрических моделей и их эмпирической проверке. По классификации О. Конта экономическая наука XIX века еще не стала позитивной наукой, а лишь находилась на стадии метафизических конструкций, которые по большей части являются не квалифицируемыми.

Преодоление метафизичности экономической теории, подразумевало принятие стандартов и методов наиболее успешной точной науки - физики, а точнее классической механики. Ключевая метафора экономической теории - равновесие, несомненно, заимствована именно из физики, а не из биологии, которая, по мнению А. Маршалла, с именем которого обычно связывают переход от метафизики к позитивной теории в области экономических исследований, должна служить образцом для экономической теории будущего. Правда, сам А. Маршалл предпочел более простой канон физики .

Выбор совершенный экономическим сообществом в конце XIX века оказался решающим для развития экономической науки вплоть до начала XXI века. Особенно важным оказался послевоенный период, когда формировались наиболее авторитетные школы экономической мысли, и происходила интенсивная институционализация экономического сообщества.

Профессионализация экономической науки начинается только в конце XIX века, до этого времени можно выделить лишь более или менее успешные попытки создания сообщества единомышленников, и если представителей системы меркантилизма лишь весьма условно можно было отнести к некой «школе» или «направлению», то уже физиократы под водительством Ф. Кенэ считали себя неким профессиональным сообществом, объединенным не только харизматичной личностью «учителя», но и рядом «догм», например, о естественной способности земли к порождению богатства в большем объеме, чем во всех других отраслях экономики. Не зря их самоназвание было «экономисты», в отличие от, например, А. Смита и Д. Юма, которые называли себя философами, хотя история оценила их иначе (прежде всего первого из них).

А. Смит отличался от своих предшественников, прежде всего тем, что уделял политическим рекомендациям гораздо меньше внимания, чем его учителя-физиократы, последние стремились к непосредственному влиянию на экономическую политику государства: введение единого налога, ограничение доли населения занятого непроизводительным трудом и т.д., не зря группу экономистов, объединявшихся вокруг личности Ф. Кенэ, называли «сектой», а самих себя считали посвященными, которые должны воплотить идеи учителя в жизнь. Хотя идеи физиократов во многом остаются актуальными и сегодня, все же, их анализ начинается не с того, как складывается спонтанный порядок, а с конструктивизма, что методологически крайне опасно, так как фактически, это не что иное, как создание утопии, без попытки осмыслить ту экономическую действительность, в которой пытаются насадить нечто претендующее на разумность.

Физиократы и меркантилисты уделяли теории гораздо меньше внимания, чем классики английской политической экономии. Последние понимали роль экономиста не в конструктивизме (общая черта первых школ политической экономии), а в исследовании спонтанного порядка, складывающегося непреднамеренно, без единого планирующего это процесс органа. Поэтому А. Смит и его последователи уделяли первостепенное внимание просвещению. Именно через просвещение, а не минуя его (как в случае с меркантилистами и физиократами), должно осуществляться постепенно усовершенствование экономического порядка. Представители английской политической экономии заложили краеугольный камень понимания особой роли экономиста в обществе, экономиста-просветителя.

В дальнейшем этим высоким статусом в обществе воспользовались различные представители социализма и интервентизма. Причем марксизм здесь не самый яркий представитель. Уже Дж.С. Милль в своих «Принципах политической экономии» встал на позицию рикардианской трудовой теории ценности, отрицающей роль субъективного фактора в процессе образования ценности. Не зря Л. фон Мизес говорил, что «по сравнению с Миллем все остальные социалистические авторы - даже Маркс, Энгельс и Лассаль - едва ли имеют какое-либо значение».

К 1870 году экономическая теория оказалась на распутье. Маржиналистская революция произошла одновременно в трех интеллектуальных центрах, породив австрийскую школу, лозаннскую школу и кембриджскую школу. Две последние в отличие от первой никогда последовательно не проводили принцип методологического индивидуализма. И если К. Менгер смог совместить атомистический анализ с эволюционной теорией институтов, то две последние школы - особенно после выхода в свет главной книги А. Маршалла «Основания экономической науки» в 1890 г. - смешали индивидуализм с коллективизмом и объективизмом, пытаясь сохранить рикардианство (случай А. Маршалла), а также математизировать (случай Л. Вальраса, В. Парето) то, что математизации не поддается - субъективная творческая деятельность человека, что убедительно показал в своем трактате по экономической теории Л. фон Мизес . Кроме этого позитивизм, выбранный в качестве основной методологии маршалианства, заложил фундамент конструктивизма в экономической теории, господствующего до сегодняшнего дня. Экономисты стали специалистами по TAXISу (по насажденному, искусственно созданному порядку), а NOMOS или KOSMOS (спонтанный порядок) оказался невостребованным сообществом экономистов. С того момента, как был осуществлен выбор сообществом экономистов в пользу технократизма и до сегодняшнего дня, мало что изменилось.

Австрийская школа политической экономии была единственной школой, где после маржиналистской революции и до сегодняшнего дня уделялось особенное внимание именно NOMOSу. Поэтому она осталась хранительницей идеалов просвещения. Л. фон Мизес по этому поводу говорил, что экономисты не могут себе позволить быть специалистами, оперирующими понятиями (в том числе математическими), о которых не имеет представления просвещенная часть общества, идеи экономистов должны быть достоянием не технократов, а гражданского общества .

Но на сегодняшний день ситуация обстоит так, что сообщество экономистов-технократов является источником интеллектуального обоснования интервентизма, разрушающего спонтанный порядок (NOMOS).

Таким образом, экономист - специалист, занимающийся анализом финансово-хозяйственной деятельности (предприятия, отрасли и т.д.) в целях ее улучшения.

За прошедшие столетия функции экономиста заметно изменились и расширились. Экономист собирает и анализирует данные о производственной деятельности, затем оценивает, насколько она успешна и, в конечном счете, готовит предложения руководству по усовершенствованию технологии производства и труда. Экономисты работают по нескольким направлениям. Например, экономист по труду рассчитывает размер зарплаты для представителей каждой профессии - от бухгалтера до шахтера.


.2 Экономист как призвание и профессия


Стоит особенно выделить довольно распространенный взгляд на профессию экономиста, обстоятельно представленный в двухтомной «Панораме экономической масли» Гринэуэя. Там в частности говорится о том, с какими трудностями приходится сталкиваться экономисту в процессе попыток реализовать свои теории на практике, особенно на государственной службе: для того, чтобы убедить политика в верности своих идей, приходится идти на компромиссы с ним и нарушать идеал независимого и объективного в своих оценках технократа, так как спрос на технократа находится в прямой зависимости от его способности гарантировать, то, что невозможно гарантировать - достижение провозглашенной политиком цели. Выход - отдать на откуп политикам принципы и цели экономической политики, а самим заняться усовершенствованием моделей, до наступления лучших времен, когда в достаточной степени просвещенные политики придут за советом к высокообразованным экономистам-технократам и попросят посчитать экономический эффект от принятого ими решения. Или - второй вариант - заниматься интеллектуальным обоснованием того, что хочет политик, вне зависимости от того, будет ли это способствовать экономическому порядку или нет. Самостоятельная позиция профессионала по вопросам экономической политики несовместима с идеалом технократа, делающего то, что ему скажут.

Отрыв экономистов от экономической политики не с последнюю очередь связан с философией технократизма, господствующей в области естественных наук - специалист в области экономики не имеет (как ученый-экономист) права выносить оценочные суждения на основе своих профессиональных знаний о последствиях того или иного решения (он может это делать как гражданин), он лишь может указать на неизбежные последствия этого решения, тем самым экономист-технократ выносит себя за рамки экономической деятельности и как демон Лапласа должен выносить лишь объективные суждения о том, к чему приводят неправильные поступки политиков, недостаточно просвещенных в области экономической теории, либо обосновывает их решения авторитетом экономиста-профессионала. Но если экономист делегирует право устанавливать цели и ценности политику, он, тем самым, лишает себя способности влиять на те процессы, в которых он должен быть экспертом, и передает данное право некомпетентному политику. Отказываясь от вынесения ценностных суждений, экономист (как экономист) девальвирует ценность своей профессии, так как, если политик решит нанять его как технократа для осуществления морально неприемлемой функции, последний с полным правом может согласиться, так как его профессиональное призвание не в том, чтобы «наставлять на путь истинный», а в том, чтобы осуществлять дорогостоящие услуги политику. «Всеядность» экономистов в таком случае становится источником усиления власти некомпетентных и вся роль экономистов сводится к перераспределению за определенную плату дохода в пользу некомпетентных за счет государства.

Таковы последствия отчуждения экономического сообщества от самого предмета экономических исследований - неизбежное следствие довольно распространенного мировоззрения экономистов основанного на «гильотине Юма» , в соответствии с которой, за экономические процессы отвечают люди некомпетентные в вопросах экономики - политики (с позволения самих экономистов), а экономисты удаляются от мира в башню из слоновой кости для того, чтобы заниматься созданием мозаичных моделей, не позволяющих объяснить наблюдаемые экономические процессы и сформировать видение экономической действительности. Налицо кризис понимания роли экономиста в обществе.

Вопрос, неразрывно связанный с ролью экономиста в обществе, - это вопрос о тех компетенциях, которыми должен обладать профессиональный экономист. Ответить на него сегодня призван так называемый компетентностный подход. Так как современные учебные заведения готовят выпускников не на конкретное рабочее место, а на конкретный рынок, то и набор качеств и характеристик должен соответствовать потребностям рынка: не должно быть чрезмерного внимания к объему знаний, которые не пригодятся в будущей профессиональной деятельности, напротив, следует сокращать объем ненужных дисциплин и часов, а взамен их формировать у студентов базовые профессиональные компетенции, такие как способность учиться на практике, общение с клиентами и руководством, умение заполнять конкретные документы, проводить миниисследования рынка, готовить аналитические записки и т.д.

В учебных заведениях, ориентированных на академические стандарты, большое количество часов, выделенных на теоретические дисциплины, обосновываются необходимостью формирования у студентов аналитических компетенций, которые, хотя и не пригодятся им на практике, но позволят им в дальнейшем заниматься преподавательской или исследовательской деятельностью. В целом, если компетентностный подход не сводится к повторению банальностей о том, что необходимо развивать способности студентов, он противопоставляется так называемой гумбольтовской педагогике, в соответствии с которой важна мировоззренческая компонента в учебном процессе, обеспечивающая развитие личности студента, и как следствие, его рыночной стоимости, а не наоборот. Замена такого подхода на редуцированный, не может привести ни к чему иному, кроме как к потере адекватности получаемых студентом знаний. Отсутствие понимания природы экономических процессов и явлений, которым уделяется особенное внимание в гумбольтовской педагогике, приводит к вырождению профессии экономиста до роли апологета государственного интервентизма.

Следует признать, что движение в направлении компетентностного подхода будет лишь усугублять проблему неадекватности экономического знания. Чем больше студент ориентирован на получение компетенций, тем меньше внимание он уделает (и тем меньшее значение он придает) реалистичности и релевантности экономической теории как фундаменту своей профессии, рассматривая затраты труда и времени на изучение данной дисциплины, как вынужденное и с профессиональной точки зрения бессмысленное времяпровождение. Преодоление сложившейся тенденции видится нам во всем большем внимании к качественному анализу экономических процессов, априори уделяющему все внимание причинно-следственным связям и природе экономических процессов, тем самым, формируя у студентов целостное и релевантное их видение.

Огосударствление экономики и подавление предпринимательской активности получит интеллектуальную поддержку в профессиональной сообществе «экономистов».

Таким образом, проанализировав о сущности профессии экономиста, его в современной обществе, мы можем сформулировать основные черты экономиста, относящегося к своей профессии не только как к источнику благосостояния, но и как к призванию. Главная деятельность экономиста в том, чтобы просвещать относительного того, что лежит в основе экономических процессов, и что в наибольшей степени способствует спонтанному порядку человеческого сотрудничества.


2. Права и обязанности экономиста


.1 Должностные обязанности


Экономист:

Выполняет работу по осуществлению экономической деятельности предприятия, направленной на повышении эффективности и рентабельности производства, качества выпускаемой продукции и освоение новых видов, достижение высоких конечных результатов при оптимальном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Подготавливает исходные данные для составления проектов хозяйственно-финансовой, производственной и коммерческой деятельности (бизнес-планов) предприятия в целях обеспечения роста объемов сбыта продукции и увеличения прибыли.

Выполняет расчеты по материальным, трудовым и финансовым затратам, необходимые для производства и реализации выпускаемой продукции, освоения новых видов продукции, прогрессивной техники и технологии.

Осуществляет экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений, разрабатывает меры по обеспечению режима экономии, повышению рентабельности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек на производство и реализацию продукции, устранению потерь и непроизводительных расходов, а также выявлению возможностей дополнительного выпуска продукции.

Определяет экономическую эффективность организации труда и производства, внедрения новой техники и технологии, рационализаторских предложений и изобретений.

Участвует:

В рассмотрении разработанных производственно-хозяйственных планов.

В проведении работ по ресурсосбережению.

Во внедрении и совершенствовании внутрихозяйственного расчета.

В совершенствовании прогрессивных форм организации труда и управления.

В совершенствовании плановой и учетной документации.

Оформляет материалы для заключения договоров, следит за сроками выполнения договорных обязательств.

Осуществляет контроль за ходом выполнения плановых заданий по предприятию и его подразделениям, использованием внутрихозяйственных резервов.

Участвует в проведении маркетинговых исследований и прогнозировании развития производства.

Выполняет необходимую работу, связанную с нерегламентными расчетами и контролем за правильностью осуществления расчетных операций.

Ведет учет экономических показателей результатов производственной деятельности предприятия и его подразделений, а также учет заключенных договоров.

Подготавливает периодическую отчетность в установленные сроки.

Выполняет работы по формированию, ведению и хранению базы данных экономической информации, вносит изменения в справочную и нормативную информацию, которая используется при обработке данных.

Участвует в формировании экономической постановки задач либо отдельных их этапов, решаемых с помощью вычислительной техники, определяет возможность использования готовых проектов, алгоритмов. Пакетов прикладных программ, позволяющих создавать экономически обоснованные системы обработки экономической информации.

Изучает специальную литературу, касающуюся выполняемой работы, а также по тематике проводимых исследований и разработок, составляет различные экономические обоснования, справки, периодическую отчетность, аннотации и обзоры.

Выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.


2.2 Права и ответственность экономиста


Экономист имеет право:

Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.

В пределах своей компетенции сообщать своему непосредственному руководителю во всех выявленных в процессе своей деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению.

Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет-то с разрешения руководителя).

Запрашивать лично или по поручению руководства предприятия от руководителей структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

Экономист несет ответственность за:

ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством России.

правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством России.

причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством России.


Заключение


Профессия экономиста является одной из наиболее популярных в настоящее время. Какие же должности можно отнести к профессии экономиста? Многие под этим термином понимают не только собственно профессию экономиста, но и многие другие профессии (финансист, бухгалтер, меркетолог, коммерсант, менеджер и т.д.), но все это разные специальности, речь о которых пойдет ниже. Финансист, бухгалтер, маркетолог и т.д. становятся главными людьми в организациях, компаниях, на производстве. От них зависит не только успешность организации, но часто и возможность ее дальнейшего существования. Поэтому не удивителен тот ажиотаж, который существует по отношению к этим специалистам. В результате, специальность стала пользоваться большим спросом у молодежи, а спрос (не мне вам объяснять, если уж вы заинтересовались этой статьей) порождает предложение. Каждый год открываются все новые и новые экономические ВУЗы, а некоторые высшие учебные заведения, иногда даже не имеющие к экономике никакого отношения открывают экономические факультеты. В общем, все кому не лень готовят специалистов-экономистов, многие из которых, получив такую востребованную на рынке труда профессию, не могут найти работу.

Таким образом, экономист - профессия современности. Хотя само слово «экономика» было придумано в Древней Греции и означало «домоводство», то есть экономическому анализу подвергалось ведение домашнего хозяйства. Первым экономистом считается Аристотель, который строил теории насчёт обмена товаров, их стоимости и полезности.…

Экономист является одним из самых значимых специалистов на предприятии. Ни одно предприятие не может вести свою деятельность без бизнес-плана. Именно этот сотрудник задаёт вектор движения совместных усилий всех работников. Нужно правильно расставлять приоритеты и цели, чтобы получить максимальную прибыль с наименьшими потерями.

Работодатели предъявляют такие требования: профильное образование, успешный опыт в составлении бизнес-планов, умение проводить исследования на основании формул и имеющихся данных, аналитическое мышление и владение программой 1С.

Особенностью этой профессии в современных реалиях есть то, что сейчас на рынке труда переизбыток экономистов. Спрос породил очень уж большое предложение, поэтому работодатели выбирают не вчерашних выпускников, а специалистов с опытом. Как показывает практика, не все выпускники свободно ориентируются в бухгалтерском и налоговом учёте, а о точности прогнозов вообще говорить не приходится.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

·отсутствие математических способностей;

·отсутствие аналитических способностей;

·быстрая утомляемость;

·рассеянность, забывчивость;

·небрежность;

·импульсивность, вспыльчивость.

Специальность «Экономист» есть почти во всех ВУЗах; даже тех, которые к экономике имеют косвенное отношение. Выпускники финансовых факультетов также имеют шансы занять эту должность.


Библиографический список


1.Блауг М. Методология экономической науки, или как экономисты объясняют. Пер. с англ. / научн. ред. В.С. Автономов. - М.: НП «Журнал Вопросы экономики», 2004.

2.Дж.М. Кейнс. Общая теория занятости, процента и денег, Избранное. - М: Эксмо, 2007.

.Истоки. Из опыта изучения экономики как структуры и процесса / Под ред.: Я.И. Кузьминов; Гос. Ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2006.

.Коутс А.У. // Панорама экономической мысли конца XX столетия / под. Ред. Д. Гринэуэя, М. Блини, И. Стюарта: В 2-х т. / Пер. с англ. под ред. В.С. Автономова и С.А. Афонцева. СПб.: Экономическая школа, 2002.

.Маршал А. Основания экономической науки [предисловие Дж.М. Кейнса; пер. с англ. В.И. Бомкина и др.] - М.: Эксмо, 2007.

.Моисеев С.Р. Макроэкономика. - М.: КНОРУС, 2008.

.Самуэльсон П. О чем экономисты думают: Беседы с нобелевскими лауреатами / под ред. П. Самуэльсона и У. Барнетта; пер. с англ. - М.: Московская школа управления «Сколково»; Альпина Бизнес Букс, 2009.

.Шумпетер Й.А. История экономического анализа: в 3-х томах / Пер. с англ. под ред. В.С. Автономова. СПб.: Экономическая школа, 2001.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Экономист и бухгалтер – профессии, которые занимают одно из первых мест по популярности среди молодых специалистов. Существует мнение, что рынок перенасыщен выпускниками экономических факультетов. Однако хорошие специалисты все также востребованы. В эпоху коммерциализации и обращения наличной и безналичной валюты популярность профессии только растёт. Хороший экономист, разбирающийся в своем деле и умеющий пользоваться полученными знаниями, до сих пор остаётся на вес золота. Профессия экономист – это комбинация нескольких дисциплин в одной деятельности. Чтобы быть высококвалифицированным специалистом в этом деле, необходимо иметь знания: в математике, экономике, политологии, социологии.

Где получить образование

Почти каждый Вуз в нашей стране подготавливает и выпускает дипломированных экономистов. Выпускник факультета сможет найти работу в сфере финансов и экономики, а также заниматься исследовательской деятельностью, либо совмещать и то и другое.

При поступлении в ВУЗ абитуриент – если решил связать свою жизнь и карьеру с экономикой – может выбрать следующие направления:

  • финансирование и кредитование,
  • экономическая деятельность,
  • товароведческая специальность,
  • торговые отношения.

Любое из них популярно и интересно, а полученный диплом в этой сфере позволит построить карьеру в будущем.

Чтобы после обретения диплома не было трудностей с поиском высокооплачиваемой работы, необходимо получить высшее образование в хорошем университете. Желательно окончить государственный ВУЗ. Наиболее популярными ВУЗами в нашей стране, предоставляющими качественное образование, являются:

  • НИУ «Высшая школа экономики»,
  • Академия управления,
  • ИМЭС,

Получение диплома в одном из этих вузов значительно облегчают поиск работы и построение карьеры в выбранной сфере.

Квалификационные требования к потенциальному сотруднику

Помимо обязательного высшего образования хороший экономист должен иметь и определённые качества. Описание основных личностных характеристик:

  • хорошая память,
  • усидчивость,
  • аккуратность,
  • способность обрабатывать большой объём информации,
  • концентрация внимания,
  • развитые аналитические способности,
  • логическая память,
  • ответственность,
  • уметь грамотно изложить свою точку зрения.

Для успешного построения карьеры в области экономики специалист должен уверенно обращаться с ПК, уметь работать в специализированных программах, иметь знания в бухгалтерском учете и налоговом законодательстве, большим плюсом является владение английским языком.

При этом профессия экономист позволяет ежедневно совершенствовать свои навыки. Почти каждый день появляются какие-либо факторы, которые заставляют специалистов спешно анализировать ситуацию и направлять свою фирму в изменившемся направлении. Хороший сотрудник должен с гордостью браться за любые дела, требующие от него ответственности.

Должность экономиста является весьма востребованной и популярной, поэтому и карьеру можно построить достаточно успешную.

Преимущества профессии

Главным плюсом является высокая востребованность профессии, а её универсальность позволяет найти работу почти в любой сфере. Обладая необходимым багажом знаний и умений, можно открыть своё дело и не бояться, что оно окажется убыточным. Также плюс профессии – возможность всегда узнавать что-то новое и использовать это в деле.

Недостатки профессии

Как и любая другая деятельность, профессия экономист имеет свои плюсы и минусы. Главной трудностью, с которой сталкиваются новички, является необходимость усвоения большого объёма информации. Быть экономистом – значит быть ответственным за успешную работу компании. Это тоже может являться минусом, так как не каждый готов отвечать за финансовое положение фирмы.

Только что оперившийся специалист сталкивается с большой конкуренцией, так как выпускников экономических факультетов на рынке труда оказывается достаточно много. Здесь уже всё будет зависеть от самого человека, от его желаний и амбиций.

Особенности профессии

Сфера деятельности напрямую зависит от того, чем именно будет заниматься сотрудник, например, обязанности рядового экономиста и бухгалтера будут сильно отличаться. Описание основных обязанностей новичка:

  • анализ и прогнозирование деятельности фирмы,
  • выполнение работ, нацеленных на повышение рентабельности компании,
  • проведение работ, направленных на повышение эффективности производства и качества продукции или услуг,
  • составление финансовой и хозяйственной отчетности,
  • анализ хозяйственной деятельности компании.

Квалифицированный специалист может найти работу в финансовой и государственной сферах, в ресторанном бизнесе, на предприятиях и частных организациях. Ни одна компания не обходится в своем штате без экономиста или бухгалтера.

Важный специалист в организации

Можно выделить одно ответвление, которое при этом имеет очень важную роль в жизни компании – это должность бухгалтера-экономиста. Бухгалтер может быть одним из сотрудников целого отдела, а может быть единственным в небольшой организации.

Бухгалтер ведет учёт и анализ деятельности компании. В его обязанности входит:

  • ведение учёта и отчётности,
  • анализ финансовых показателей фирмы (доходы, издержки, рентабельность),
  • ведение налогового и бухгалтерского учёта,
  • ведение складского учёта,
  • подготовка ежедневных отчетов о деятельности предприятия,
  • составление смет,
  • ведение учёта поступлений и т. д.

Именно бухгалтер отвечает за своевременную уплату налогов и при этом может являться главным советников руководителя.

Имеет один существенный минус – она по праву считается одной из самых опасных, потому как одна незначительная ошибка – и миллионные суммы могут уйти не на тот счёт. Поэтому специалист должен быть предельно внимательным. Основные обязанности очень сильно варьируются в зависимости от сферы деятельности, человек этой специальности может быть как бухгалтером в банке, так и отвечать за начисление заработной платы в организации.

Перспективы профессии

Невозможность жизнедеятельности компании без экономиста делают эту профессию весьма популярной. Так, большое количество абитуриентов решают связать свою жизнь и карьеру с миром экономики и финансов. Огромная конкуренция заставляет потенциальных сотрудников постоянно совершенствовать свои навыки и умения, чтобы получить желаемую должность. Таким образом, работодатель имеет возможность выбрать лучшего кандидата.

В свою очередь, тот кто знаниями и своими силами добился должности, может построить хорошую карьеру с возможностью личностного роста и в итоге открыть своё дело. Рядовой экономист начинает свою деятельность с достаточно среднего заработка, так, в небольшой компании он будет получать в районе 20 тыс. рублей. Однако с ростом и наработкой опыта в более крупной организации доход может доходить до 80 тыс. рублей. Для того чтобы достичь таких высот, необходимо максимально отдаваться своему делу и своей работе, но для начала её нужно полюбить.