Второго января к новому месту службы – на Северный флот – прибыл новейший дизель-электрический ледокол проекта 21180 «Илья Муромец». Событие, прямо скажем, не рядовое. Особенно если взять во внимание, что этот ледокол стал первым за последние 45 лет созданным специально для Военно-Морского Флота России.

Нашим зарубежным соседям «странам-партнерам» можно было хотя бы для приличия порадоваться за сей факт. Ну, или как минимум скромно промолчать. Увы. Буквально на следующий день в своей статье в газете The Wall Street Journal бывший заместитель госсекретаря США Пола Добрянски совершенно «случайно», без какой-либо привязки к нашему ледоколу, призвала западные страны укрепиться в Арктике для противостояния угрозам со стороны России. Экс-политик сделала акцент на Арктическом регионе, который является крайне важным не только на перспективу в плане добычи углеводородов, но и с точки зрения защиты национальной безопасности с севера. Особенно она посокрушалась, что если тенденция к глобальному потеплению и таянию арктического льда сохранится, Северный морской путь будет открыт на протяжении всего года. А это не только существенно увеличит значение региона, изменив карту глобальных морских транспортных путей, но и даст России огромный экономический рычаг давления.

В своей статье Добрянски призывает «исправить» эту ситуацию. По ее мнению, администрация Трампа должна устроить Москве решительное противостояние. Для этого Вашингтону необходимо нарастить военную инфраструктуру в Северном регионе, обязательно разместить штаб-квартиру нового командования на территории США и продемонстрировать, кто на самом деле является здесь «предводителем НАТО и всего мира».

Эта американка украинского происхождения настолько непосредственна, что, призывая раздуть огонь холодной войны в Арктике, открытым текстом дает понять: США ради собственного экономического превосходства не остановятся ни перед чем. И еще, не до конца, по-видимому, осознавая, что творит, она расписывается в слабости позиций своей страны в регионе. Ну нет у них здесь ни технических возможностей для добычи нефти и природного газа; ни соответствующих сил ледокольного флота; ни специалистов, готовых работать в условиях Арктики… Есть лишь непомерные амбиции и огромное желание диктовать всем свои условия.

Не будем сейчас вспоминать Конвенцию ООН по морскому праву от 1982 года, согласно которой морские государства имеют право устанавливать исключительную экономическую зону шириной 200 морских миль от береговой черты. В случае если шельф простирается дальше этого рубежа, страна может расширить свои владения до 350 миль и получить контроль над ресурсами, в том числе и нефтегазовыми. При этом следует отметить: Россия ни на метр не превысила своих полномочий, предписанных конвенцией. Не будем также говорить, насколько велик объем этих ресурсов в Арктическом регионе. По данным профильных специалистов ООН, здесь сконцентрировано до четверти всех мировых запасов углеводородов. Только одной нефти в Арктике почти в 2,5 раза больше, чем всех российских ресурсов вместе взятых.

Зато лучше порадуемся за прозорливость руководства нашей страны при принятии решений. Насколько прав был Верховный главнокомандующий Владимир Путин, поручивший в апреле 2014 года укрепить границу в Арктике и создать здесь единую систему базирования надводных кораблей и подводных лодок. А также образовать военно-административную единицу Вооруженных Сил РФ в этом регионе под названием Объединенное стратегическое командование «Север». Для его названия еще используется термин Арктические войска. Зона ответственности этих войск простирается от Мурманска до Анадыря.

Воинские подразделения, дислоцирующиеся на береговых и островных территориях, сведены в Объединенную тактическую группу, которая уже в октябре 2014 года приступила к выполнению возложенных на нее функций. Все подразделения оснащены современным вооружением и техникой, в том числе береговыми комплексами «Рубеж» с крылатыми ракетами «Термит-Р» и зенитно-ракетными комплексами малой дальности «Панцирь-СА» и «Тор-М2ДТ».

… Ни для кого не секрет, что в арктических границах Евразии и Америки находится полтора десятка государств, большинство из которых – члены НАТО и ЕС. Каждая из этих стран имеет свой выход к морю и каждая вправе претендовать на собственную 200-мильную экономическую зону. Но, насколько мне известно… Ни одно из государств даже в далеком приближении не имеет с Россией паритета ни по одной из позиций в освоении Арктики. Никто при этом не надувает щек и никому ничего не пытается доказывать. Только американцы, которые до сих пор не ратифицировали Конвенцию ООН-1982, усматривают угрозу со стороны России. Причем не только для своих интересов, хотя они не получили международного определения границ своего шельфа, но и для морских путей сообщений и коммуникаций в целом. И опять под эту марку им нужно наращивать военную инфраструктуру – и свою, и НАТО, чтобы в очередной раз продемонстрировать миру, кто в доме хозяин.

Не хотелось бы заниматься сегодняшним противопоставлением нашей и американской военных составляющих в Арктике и тем более вдаваться в далекую историю ее покорения, которая берет начало еще в XVII веке. Однако кое-какие соображения плюс собственный опыт по части покорения полюса и плавания по морям Северного Ледовитого океана у меня имеются. Так вот, июль 1962 года, когда наша первая атомная подводная лодка «К-3» на которой старшим был контр-адмирал Александр Иванович Петелин, впервые в истории страны всплыла на Северном полюсе, можно считать началом эры плавания наших подводников под толщей паковых льдов.

Не знаю точной статистики по состоянию на начало нынешнего года, когда боевое дежурство под арктическим ледяным панцирем для наших подводников стало стандартной процедурой, но только к концу 90-х годов советскими и российскими подводниками было совершено свыше 60 походов подо льдами Арктики. В том числе на Северный полюс, Северным морским путем от Кольского полуострова с всплытием в районе Камчатки и даже кругосветка отряда подводных лодок Северного флота без всплытия. Что-то я не слышал, чтобы подводники какой-то другой морской державы рапортовали своему командованию о чем-то подобном.

У меня, например, вызывает удивление почему американские подводники, которые на четыре года раньше наших покорили на своем «Наутилусе» Северный полюс, как-то очень заметно поотстали в деле обучения экипажей лодок практическим действиям во льдах. Не хочется ерничать по поводу вмерзшей в лед американской многоцелевой атомной субмарины, которая аварийно всплыла в Арктическом регионе (этот сюжет не очень давно «прокатился» по всем сетям Интернета), потому что от аварийных ситуаций в море не застрахован никто. Но есть факт, от которого отмахнуться нельзя. Наличие атомных подводных ракетоносцев и обученность личного состава выполнять поставленные задачи – это ключевой аргумент в любой зоне действия и в любое время, с которым вряд ли кто-то посмеет не согласиться…

Добавить к словам Героя РФ нечего. Учитывая, что Арктический регион очень перспективен, можно не сомневаться: противостояние, нагнетаемое Соединенными Штатами Америки, будет усиливаться. Но поскольку за океаном прекрасно понимают, что победить в этом противостоянии в обозримом будущем у них вряд ли получится, они обязательно прибегнут к испытанным средствам. А значит, нам следует ожидать и мощнейшей порции информационных атак, и какого-нибудь очередного санкционного пакета против России.

В Архангельске открывается IV Международный арктический форум «Арктика - территория диалога». Саммит проходит на самом высоком уровне - планируется, что в нём примут участие президенты России, Исландии и Финляндии. Однако амбиции, связанные с освоением северных территорий, есть у США, Канады, Норвегии, Швеции, Дании. Полярная тематика выходит на первый план в международной повестке дня. Россия успешно восстанавливает на Крайнем Севере свою военную инфраструктуру, ведёт геологическую разведку и строит новые ледоколы. За счёт чего можно превзойти конкурентов - разбирался RT.

  • РИА Новости

Арктика в фокусе внимания

Арктический регион привлекает пристальное внимание мировых держав — даже тех, которые географически удалены от Северного полюса. С каждым годом разворачивается всё более оживлённая международная конкуренция за обладание арктическими ресурсами. Россия не является исключением: Москва прилагает активные усилия для освоения и развития Арктики.

29—30 марта в Архангельске пройдёт IV Международный арктический форум «Арктика — территория диалога». Основные темы саммита — человеческий капитал, привлечение инвестиций на Север, а также научно-исследовательская деятельность и экология. Организаторы мероприятия не стали углубляться в политические проблемы, сделав акцент на социально-экономической тематике. Большое внимание участники форума, среди которых вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, министр экономического развития Максим Орешкин, министр образования Ольга Васильева, намерены обратить на вопросы транспортного развития Арктики, кадрового обеспечения, а также на создание северных инновационных технологий.

Предполагается, что форум завершат выступления президента России Владимира Путина, финского лидера Саули Ниинистё и президента Исландии Гудни Торлациуса Йоханнессона.

  • Reuters

Кроме того, с 27 марта по 2 апреля в Архангельске проходит молодёжный образовательный форум «Арктика. Сделано в России», в котором принимают участие молодые учёные, чьи научные интересы связаны с северным регионом.

Международный арктический форум в Архангельске состоится примерно за месяц до старта Арктического совета — межправительственной площадки арктических держав. Совет пройдёт в мае в американском Фэрбенксе (штат Аляска). В нём примут участие представители России, Канады, Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, Швеции и США. Совет арктических государств был основан в 1996 году для координации стран-участниц по вопросам экологии Севера и решения социально-экономических проблем региона, а также во имя сохранения коренных северных народов. При этом мандат Арктического совета исключает вопросы военной безопасности.

Борьба за ледяной пирог

Советские учёные и военные начали активное исследование Крайнего Севера ещё в 1920-е годы. 4 марта 1920 года президиум Высшего совета народного хозяйства РСФСР утвердил положение о Северной научно-промысловой экспедиции, которая координировала все арктические исследования. В 1925 году экспедиция была преобразована в Институт по изучению Севера. Впоследствии он получил название Всесоюзный арктический институт (в настоящее время — Арктический и антарктический научно-исследовательский институт). В 1932 году при Совете народных комиссаров СССР было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпути), задачей которого было освоение ресурсов Арктики и обеспечение судоходства по Северному морскому пути. В 30-е годы в Арктике были открыты месторождения углеводородов.

По современным оценкам, запасы арктической нефти составляют порядка 10 млрд тонн (13% от мировых неразведанных запасов). Кроме того, под льдами Арктики может находиться около 1550 трлн кубометров природного газа.

Углеводороды — не единственный ресурс арктического региона. Здесь есть и запасы пресной воды, ценность которой в мире растёт с каждым годом. Материковые территории Крайнего Севера богаты полезными ископаемыми — золотом, платиной, хромом, марганцем.

Трудно переоценить военно-стратегическое значение Севера: проследить заранее место запуска ракет морского базирования из Арктики практически невозможно. Ледяной покров не даёт средствам космического обнаружения отслеживать перемещение атомных подлодок. Кроме того, запуск ракет из арктических районов позволяет значительно сократить время их подлёта к цели.

Через Север скоро могут пройти основные торговые магистрали, в первую очередь Северный морской путь, который свяжет Азию и Старый Свет. Таяние арктических льдов из-за глобального потепления упрощает задачу по прокладке и поддержанию Северного морского пути, в котором живо заинтересован Китай и другие растущие экономики Азиатско-Тихоокеанского региона.

Между тем международная нормативно-правовая база, регулирующая отношения государств в Арктике, несовершенна. Точные границы арктических государств до сих пор не определены, и это порождает территориальные споры.

Изначально доминировал секторальный подход, согласно которому Арктика поделена между сопредельными с ней государствами по линии меридианов на секторы, верхней точной которых является Северный полюс. К такому разделению сфер влияния пришли в первой половине 20 века США и Канада. Методику переняли и другие арктические государства.

В 1983 году на Ямайке была подписана Конвенция ООН по морскому праву, действие которой распространяется и на морские просторы Арктики. Согласно документу, юрисдикция государства распространяется только на континентальный шельф, внешельфовая зона считается международной. Россия ратифицировала документ в 1997 году. Рассчитывать на шельф можно и в том случае, если государству удастся доказать, что он является продолжением материковой плиты, на которой расположена страна-претендент.

Именно это право Москва планирует реализовать в отношении богатого углеводородами района хребта Ломоносова, протянувшегося через весь Северный полюс. В 2001 году Россия уже подавала в Комиссию ООН по границам континентального шельфа заявку на расширение своего арктического шельфа, однако она была отклонена. На протяжении нескольких лет отечественные исследователи собирали новые доказательства, в 2014 году заявка была подана повторно. Её рассмотрение несколько раз переносилось, окончательного ответа со стороны комиссии пока не последовало.

  • Морская нефтедобывающая платформа «Приразломная»
  • РИА Новости

«В совокупности и транспортно-логистический потенциал, и полезные ископаемые, и военный фактор формируют интерес не только арктических держав, но и государств, которые расположены далеко от Арктики, — отметил в интервью RT член комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Игорь Чернышенко. — Сегодня мировая экономическая система настолько сильна, что в масштабные процессы вовлекаются все страны. К примеру, многие страны интересуются транспортным потенциалом Арктики».

При этом именно Россия обладает наибольшим потенциалом для изучения и освоения Арктики.

Северная опора

Российский ледокольный флот насчитывает сейчас 40 кораблей, включая атомные ледоколы. Для сравнения — у США на сегодняшний день есть только четыре ледокольных судна: три — у Службы береговой охраны, одно — у Национального научного центра. У Канады — шесть ледоколов, готовится строительство ещё пяти.

Вашингтон тоже планирует пополнить свой северный флот: в марте Береговая охрана США направила $20 млн на проектирование ледокола нового поколения. Кроме того, компаниям-подрядчикам предлагается подумать над тем, как сократить сроки строительства таких судов. Пока, по предварительным оценкам, на постройку одного ледокола может уйти до 10 лет.

Россия также стремится укреплять свой ледокольный флот. В частности, в июне прошлого года был спущен на воду самый мощный в мире атомный ледокол «Арктика». Правда, судно так и не было сдано в эксплуатацию из-за сбоя в поставках комплектующих.

Два серийных атомных ледокола — «Сибирь» и «Урал» — должны быть спущены на воду в 2019 и 2020 годах. Суда строит Балтийский завод в Санкт-Петербурге по заказу «Росатомфлота». В дальнейшем корпорация «Росатом» планирует разместить заказ на строительство ещё двух атомных ледоколов.

Кроме того, ранее в распоряжение флота поступили три дизель-электрических ледокола — «Владивосток», «Мурманск» и «Новороссийск». Они были построены в верфях Выборгского судостроительного завода.

Строительство сверхмощных атомных ледоколов предусмотрено и программой социально-экономического развития Арктики. Очевидно, что догнать ледокольный флот РФ по количеству судов иностранным государствам будет очень непросто.

  • Атомный ледокол «50 лет Победы» в Северном Ледовитом океане

Оборона полюса

В последние годы Минобороны РФ активно восстанавливает заброшенную советскую инфраструктуру в арктическом регионе. Известно, что в 2017 году российские военные планируют достроить более ста капитальных зданий за Полярным кругом. На декабрь 2015 года в Арктике было создано шесть российских военных баз — на островах Котельный (архипелаг Новосибирских островов), Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа), Средний (архипелаг Северная Земля), а также в посёлке Рогачёво (архипелаг Новая Земля), на мысе Шмидта и острове Врангеля.

Минобороны рассчитывает закрыть Арктику радиолокационным полем для защиты от возможных пусков крылатых ракет, об этом ранее сообщал заместитель главнокомандующего ВКС РФ Виктор Гуменный. К 2018 году планируется создание самодостаточных северных армейских группировок.

Условия Крайнего Севера требуют не только особой подготовки личного состава, но и предъявляют специальные требования к технике. Разработка особых — северных — военных машин ведётся российским оборонным комплексом. В частности, не так давно холдинг «Вертолёты России» выпустил вертолёт Ми-8АМТШ-ВА («Терминатор») — машина способна выполнять боевые задачи в северных климатических условиях.В феврале 2017 года в Арктике стартовали испытания новейших образцов военной техники, разработанной специально для условий Крайнего Севера.

Человеческий фактор

Напомним, что бюджетное финансирование российской программы социально-экономического развития Арктики до 2025 года составит 209,7 млрд рублей. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на материалы форума «Арктика — территория диалога». Реализация программы предполагает создание опорных зон в регионе — проектов длительного комплексного развития территорий. Должны появиться в общей сложности восемь опорных зон — «Кольская», «Архангельская», «Ненецкая», «Воркутинская», «Ямало-Ненецкая», «Таймыро-Туруханская», «Северо-Якутская» и «Чукотская». Для каждой такой зоны предлагается создать собственную стратегию развития. Как пояснил ранее в интервью РИА «Новости» замминистра экономического развития РФ Александр Цыбульский, формирование зон пройдёт в три этапа. В 2017 году будет определена концепция каждой зоны, до 2020 года — намечен запуск пилотных проектов и создание технологической базы. И уже с 2025 года опорные зоны должны начать полноценную работу.

Эти меры призваны решить серьёзнейшую проблему оттока населения из северных регионов.

По данным профсоюзов, с 90-х годов численность населения Республики Коми сократилась на 22%, Магаданской области — в несколько раз. За последние пять лет российский Север покинули около 130 тыс. человек, причём чем севернее район, тем интенсивнее оттуда уезжают люди. По прогнозу Архангельскстата, к 2020 году население Поморья сократится на 20%, похожая ситуация отмечается и в Мурманской области. Чаще всего в качестве причины отъезда люди называют отсутствие перспектив и низкую заработную плату. При этом цены на коммунальные услуги и продовольствие в северных регионах остаются одними из самых высоких в стране. В прошлом году по инициативе правительства РФ Архангельская и Мурманская области были включены в программу по привлечению трудовых ресурсов.

Эксперты считают, что одного денежного поощрения для привлечения людей на Север мало: в конце концов, заработать можно и в других регионах, с более благоприятным климатом. Чтобы остановить отток кадров, необходим целый комплекс мер. Это в первую очередь повышение престижа Севера, а также улучшение жилищных условий и социальной инфраструктуры.

Участники Арктического форума займутся разработкой государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», а также обсудят кадровые проблемы региона.

«Мы возлагаем большие надежды на создание мурманского транспортного узла, который должен объединить транспортные потоки добываемых на шельфе углеводородов. Это повлияет на количество рабочих мест. В целом главной проблемой является низкий уровень зарплат. Существуют и другие причины. Главная проблема — малый и средний бизнес чувствует себя не очень уверенно, особенно на севере, где он вынужден нести дополнительные издержки. Но есть и множество других причин», — отметил Игорь Чернышенко.

«В качестве меры развития можно создать свободный порт и принять меры, стимулирующие появление новых рабочих мест. Таких предложений немало, но пока что они не получили дальнейшего развития», — добавил Чернышенко.

Северный морской путь, запасы углеводородов и других природных ресурсов, а также контроль над потенциальной зоной доставки боезарядов – делает северные широты новым фронтом геополитического противоборства


В Илулиссатской декларации от 28 мая 2008 г. все пять прибрежных арктических государств (Россия, США, Канада, Норвегия и Дания от имени Гренландии) обязались урегулировать территориальные претензии в рамках международного права, как это отражено в Конвенции ООН по морскому праву. Декларация подтвердила, что нормативно-правовая база обеспечивается Конвенцией ООН, чего достаточно для управления Северным Ледовитым океаном, и нет никакой необходимости в разработке нового международно-правового режима.

Таким образом, арктические воды признаны такими же, как и в других регионах Земного шара, с аналогичными правами на континентальный шельф, архипелаги, острова, внутреннее море и соответствующими компромиссными решениями, связанными с проходом судов через суверенные морские воды.

Однако для плавания по трассам Северного морского пути предусмотрен особый режим, так как этот путь рассматривается как исторически сложившаяся транспортная коммуникация России. Плавание осуществляется в соответствии со специальными правилами, устанавливаемыми Россией согласно статье 234 Конвенции. Следовательно, все преимущества в эксплуатации данного направления находятся у России. Очевидно, из-за этого и не прекращаются попытки пересмотра некоторых положений Конвенции со стороны ряда государств и, более того, даже высказываются предложения приватизировать моря! Такая идея исходит из мирового центра глобализма - Совета международных отношений, чьи штаб-квартиры находятся в Нью-Йорке и Вашингтоне. Свои выводы он подкрепляет экспертными статьями в издании «Foreign Affairs» и его дочерних структурах (между прочим, в России такой «просветительской» рукой этого Совета является издание «Россия в глобальной политике»).

Кроме того, несмотря на установленные нормы, ряд стран продолжают оспаривать свое право на те или иные участки в арктических широтах. Самым известным, в виду его обширной территории, является хребет Ломоносова, открытый в 1948 году советскими экспедициями. Россия неоднократно подавала заявки в Комиссию ООН по внешним границам шельфа. Предлагала установить новые границы континентального шельфа РФ на основании проведенных исследований хребтов Ломоносова и Менделеева , но Комиссия в 2002 г. лишь порекомендовала продолжить исследования, что подстегнуло и другие страны к борьбе за расширение собственной экономической зоны.

Первой в арктическую борьбу включилась Дания в 2004 г., начав исследования Северной Атлантики. Очевидно, что целью датских экспедиций являлось получение доказательств принадлежности хребта Ломоносова к Гренландии.

Тем не менее, в 2007 г. Россия провела новые исследования, которые дали основания утверждать, что спорный хребет является продолжением континентального шельфа России.

Но альянс западных стран не собирался сдаваться. На арену вышла Канада, потратив до 2013 г. примерно 200 млн долл. на соответствующие исследования. Поскольку хребет Ломоносова тянется до Канадского арктического архипелага, то Канада, вопреки фактам, сделала заявление о принадлежности хребта к своей территории. Естественно, что обе страны не признают претензий друг друга и намерены продолжать оспаривать свое право в ООН.

Причиной столь пылкого интереса к полярным широтам являются богатые природные ресурсы Арктики. По оценкам Геологической службы США от 2008 года, 13% неразведанных мировых запасов нефти и 30% неразведанных запасов природного газа находятся за Полярным кругом. Учитывая растущий энергетический голод промышленно развитых стран, можно понять такое большое рвение в освоении углеводородных ресурсов. Кроме того, промышленный вылов рыбы и других морских обитателей также является дополнительным фактором в перекраивании морских пространств.

Но для обоснования своего права на территорию (акваторию) нужны весомые аргументы. Россия их будет получать двумя путями. Первый – научный. Как уже было сказано, в регион неоднократно отправлялись экспедиции. А на лето 2014 года запланированы походы российских судов в район Земли Франца Иосифа , Северной Земли, к Новосибирским островам и острову Врангеля . Второй путь – наиболее результативный, но с вероятной критикой со стороны других стран. Это – военная мощь. Не случайно в России была создана Арктическая группировка вооруженных сил и уже проведены маневры с высадкой десанта в критически низких температурных условиях.

Кроме всего прочего, через Арктику пролегает самый удобный маршрут из Европы в Азию.

Расстояние, проходимое судами из Мурманска в японский порт Иокогаму через Суэцкий канал, составляет 12 840 морских миль, тогда как Северным морским путём он вдвое короче - 5770 морских миль! А это значительно уменьшает все транспортные затраты.

В 2012 году 46 судов прошло по Северному морскому пути, который идет вдоль северного побережья России. Эти суда перевезли в общей сложности 1,3 млн тонн грузов. В 2011 г. на 34 судах было перевезено около 820 000 тонн. И в марте 2013 года Россия создала Администрацию Северного морского пути. Наиболее потенциальный клиент нового маршрута - Китай. Между прочим, у Китая есть свой ледокол, хотя эта страна и не имеет выхода к холодным морям.

Очевидно, что нам без специального флота не обойтись. «Балтзавод», согласно проведенному недавно конкурсу, выиграл право построить два ледокола. Корабли должны быть построены до 25 декабря 2019 года и 25 декабря 2020 года, соответственно. Цена госконтракта - около 84,4 млрд рублей. Один атомный ледокол ЛК-60 уже в процессе изготовления и должен будет сдан в 2017 году. Он станет самым большим и мощным в мире. Ширина корпуса составит 34 метра (у предыдущего класса «Арктика» было 30 метров), он один (из-за чего его и называют головным) сможет проводить по трассам Северного морского пути танкеры водоизмещением до 70 тыс. тонн.

В отношении Арктики у многих государств выработана собственная стратегия. Некоторые из них работают в альянсе как, например, члены НАТО - Норвегия, Канада и США, они координируют свою деятельность в отношении рассматриваемого региона. И в этих государствах недавно был принят ряд документов - от доктрин до плана действий, именуемый в этих странах «дорожной картой».

Крайне любопытными представляются разработки военных ведомств. Барак Обама 10 мая 2013 года утвердил Национальную стратегию в Арктическом регионе, где сформулированы связи между событиями в Арктике и устойчивыми национальными интересами США. До этого была издана Национальная президентская директива страхования (2009 г.), второе название которой - Национальная президентская директива безопасности. Министр обороны США Чак Хайгель в предисловии к оборонной доктрине (издана в конце 2013 г.) указывает, что « Арктика находится в критическом моменте своего преобразования от относительно изолированной области до той, где отступающий лед позволяет увеличить доступ человеку... Арктика становится все более важной, и, независимо от уровня и масштаба изменений, мы должны быть готовы способствовать национальным усилиям в преследовании стратегических целей в данном регионе ». Таким образом, военная стратегия США в Арктике заключается в создании безопасной и стабильной области, где американские национальные интересы гарантированы, и работа стран ведется совместно для того, чтобы устранить возникающие проблемы.

Интересы и проблемы - это ключевые слова данной доктрины. Очевидно, что США под обеспечением своих интересов понимают нарушение интересов других стран и «проблемы» напрямую связаны с ответной реакцией на эти нарушения, прежде всего, России.

В Стратегии Пентагона указано, что « интересы национальной безопасности включают такие вопросы как противоракетную оборону и дальнее обнаружение; развертывание морских и воздушных систем для стратегических морских перевозок, стратегического сдерживания, морского присутствия и морских операций по безопасности; а также обеспечение свободы мореплавания. Сохраняя свободу мореплавания в Арктике, которая включает все права, свободы, и использование морей и смежного воздушного пространства, включая свободу навигации и перелетов, поддерживается национальная способность осуществить эти права, свободы и использование моря и воздушного пространства во всем мире, включая стратегические проливы ». Здесь уже просматривается вызов России, ведь что такое стратегическое сдерживание в Арктическом регионе?

Это развертывание ракет-перехватчиков, а также комбинированных сил для нанесения быстрого удара по Российской Федерации. Стратегия сдерживания хорошо известна по холодной войне, когда США создавали «кольцо Анаконды» вокруг СССР, располагая по периметру советских границ свои военные базы. Понятно также, что арктическое направление является наиболее кратким путем для доставки боезаряда со стороны России в США и наоборот. Кстати, в доктрине, подписанной Обамой , говорится об « арктическом регионе, который стабилен и где нет конфликта, где страны действуют ответственно в духе доверия и сотрудничества, и где экономические и энергетические ресурсы развиваются стабильным путем, который также направлен на уважение хрупкой окружающей среды, интересов и культуры местных народов ».

Крайне интересна и военно-стратегическая концепция Канады, которая выступает фактическим проводником интересов США и НАТО в регионе, но, все же вступает в спор по некоторым моментам.

В январе 2014 года Институтом иностранных дел и обороны Канады была подготовлена директива по арктическому вопросу, где выделены основные проблемы, с которыми придется столкнуться. Первая - это баланс экологии и нефтедобычи. Согласно директиве, Канада намерена противодействовать неизбежным протестам экологам, которые будут организованы против любого разведочного бурения в канадских водах. С другой стороны, в документе отображается необходимость сохранения равновесия в отношении защиты окружающей среды.

Необходимо отметить, что Канада ведет добычу сланцевой нефти в зоне своей ответственности, что опасно для окружающей среды в отличие от традиционной добычи, которую использует Россия. Кстати, в докладе отмечается, что США сильно противились созданию Арктической стратегии по охране окружающей среды, предшествовавшей созданию Арктического Совета, а Канада, наоборот, выступала за концепцию создания и организацию политически более мощного международного юридического лица, которое могло бы работать как по проблемам защиты окружающей среды, так и иным вопросам, стоящим перед приполярным регионом.

В анализе потенциальных конфликтов между экологами и государствами отмечен и . При этом авторы канадского документа пишут, что в связи с претензиями к России теряется из виду тот факт, что датский военно-морской флот обязан был использовать применение силы для ареста протестующих из Гринписа, когда они высадились на нефтяную платформу у западного побережья Гренландии в 2011 г.

« Протестующие, используя тактику, которая была идентична используемой против русских, протестовали против проведения нефтеразведки в водах, окружающих Гренландию. Два члена Гринписа, которые высадились на нефтяной платформе, были обвинены в нарушении границы и запретной зоны вокруг буровой установки. Они были оштрафованы на 20.000 датских крон и высланы из Гренландии, им запретили повторный въезд в страну в течение одного года. В обоих случаях (российском и гренландском) вооруженный спецназ захватил и арестовал людей », - указано в директиве.

В конечном счете, Россия, Канада и США, будут использовать войска, чтобы защитить свое право на ресурсы в арктической области. Канадцам кажется маловероятным, что Арктический совет будет в состоянии решить проблему нефтяного развития в Арктике.

Кстати, Арктический совет является одним из наднациональных органов, курирующих регион Арктики. Он был создан в 1996 г. странами, имеющими территории за Полярным кругом, - это США, Канада, Исландия, Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия и Россия. Основная цель данной структуры состоит в охране окружающей среды и проведении соответствующих исследований этими странами. В мае 2013 г. на министерской встрече в Швеции Арктический совет предоставил шести новым странам (Китай, Индия, Италия, Япония, Южная Корея и Сингапур) статус наблюдателей, что указывает на повышенный интерес к этому органу и региону со стороны многих государств. Что и понятно: Арктика представляет собой лакомый «кусок», богатый нефтью и газом.

1 августа 2007 года два российских подводных аппарата «Мир-1» и «Мир-2» совершили погружение в районе самой северной точки нашей планеты – на Северном полюсе. На глубине более четырех километров российские подводники установили государственный флаг Росси , изготовленный из сверхпрочных материалов. Ход экспедиции широко и подробно освещался центральными российскими СМИ, установку флага транслировали в прямом эфире, а дома полярников встречали как героев.

Эта политическая акция в духе XVI или XVII столетия вызвала ожидаемую негативную реакцию со стороны государств, имеющих интересы в арктическом регионе. Представитель канадского МИДа, например, заявил, что давно прошли те времена, когда можно было застолбить территорию, установив на ней государственный флаг.

В последние годы противостояние в Арктике значительно усилилось. Причин для этого несколько, основной из них является неопределенный статус границ в этом регионе, а также его важность в стратегическом плане. Некоторые эксперты даже пугают неизбежными вооруженными конфликтами, которые могут начаться при дележе «арктического пирога» в будущем. Ныне интерес к Арктике проявляют не только государства, граничащие с этим регионом, но и Китай, и Индия – страны, расположенные далеко от вечных арктических льдов.

Арктика занимает весомое место в современной российской внешней и внутренней политике. Принято несколько государственных программ освоения этого региона, восстанавливаются объекты инфраструктуры, заброшенные после распада СССР. Это находит горячую поддержку в российском обществе, усиление своего присутствия в Арктике подается властью в качестве доказательства усиления могущества страны. Так ли это? Нужна ли Арктика России, и какими являются текущие геополитические расклады в этом регионе? Что стоит на кону?

Арктика: из-за чего сыр-бор

Современный мир стремительно развивается, страны, которые еще несколько десятилетий назад считались аутсайдерами, сегодня выбиваются в лидеры. Чтобы экономика развивалась, необходимы ресурсы, которых становится все меньше.

Это и есть одна из основных причин повышения интереса к арктическому региону. Пока никто точно не знает, сколько именно богатств хранит в себе Арктика. Согласно подсчетам американского департамента энергетики, под ледяными водами находится до 13% неразведанных запасов нефти и большое количество газовых месторождений. Кроме углеводородов, в Арктике есть значительные запасы никелевых руд, платиноидов, редкоземельных металлов, олова, вольфрама, золота и алмазов.

В современном мире ценность представляет не только сырье, не менее важны и коммуникации, по которым оно доставляется. В Арктике находятся сразу два важнейших трансокеанских маршрута: Северный морской путь (СМП) и Северо-Западный проход, который соединяет Атлантический и Тихий океан.

И ресурсы, и потенциально важные коммуникации существовали всегда, но обострение борьбы за Арктику началось не более десяти лет назад. В чем причина?

Богатство арктических широт практически полностью нивелируется климатическими условиями данного региона. Природа Арктики крайне враждебна человеку. Большую часть года Северный морской путь покрыт льдами. Себестоимость добычи полезных ископаемых настолько велика, что разработка большинства месторождений на сегодняшний момент не является рентабельной.

Также не следует забывать, что Северный полюс – это кратчайший маршрут доставки ядерного оружия в случае начала глобального конфликта. Именно по этой причине СССР содержал многочисленные военные базы и аэродромы в приарктических широтах. Для российского ВМФ именно Северный морской путь обеспечивает свободный доступ к Мировому океану.

Россия все более громко объявляет о своих претензиях на арктический регион, увеличивая военный потенциал в этом районе. Ситуация усугубляется тем, что статус Арктики во многом не урегулирован и имеет серьезные пробелы.

Кто претендует на Арктику

Согласно международному законодательству, каждая страна обладает правом пользоваться подводными ресурсами на расстоянии 200 миль от своего побережья. Однако существует конвенция ООН, которая гласит, что если страна сумеет доказать, что шельф океана является продолжением ее континентальной платформы, то он будет считаться ее собственностью.

Россия считает, что подводный хребет Ломоносова является продолжением Сибирской платформы. В этом случае под российскую юрисдикцию попадает 1,2 млн кв. км шельфа с громадными запасами углеводородов.

Понятно, что подобная активность России в переделе границ в регионе не вызывает восторга у других приарктических государств. Сегодня в Арктический совет входят 8 государств:

  • Исландия;
  • Дания;
  • Швеция;
  • Канада;
  • Норвегия;
  • Россия;
  • Финляндия.

Еще есть и несколько стран-наблюдателей: Китай, Индия, Великобритания, Польша, Испания и другие.

Страны-участницы совета совершенно иначе трактуют международное законодательство, они сами претендуют на обширные участки арктического шельфа. Канада, например, считает, что хребет Ломоносова – продолжение ее территории и обещает доказать этот факт в ООН. На хребет Ломоносова претендует и Норвегия, которая уже добилась передачи части шельфа под свою юрисдикцию.

США считают своим участок шельфа неподалеку от Аляски и также собирают доказательства. Но из-за незначительной площади территорий США, которая граничит с Арктикой, американцам мало что «светит», поэтому они обычно выступают за коллективное использование ресурсов региона: это открыло бы к ним доступ американских ТНК.

Требование, которое объединяет практически всех членов Арктического совета (кроме России, конечно), – это международный контроль над Северным морским путем.

В настоящее время в Канаде, США, Норвегии и России приняты государственные программы освоения Арктики. Подходы к разделу и освоению региона среди стран-участниц арктического совета во многом противоречивы.

Повышенное внимание к Арктике начал проявлять Китай. Эта страна является наблюдателем в Арктическом совете, а в 2013 году в КНР была принята государственная программа по освоению региона. Она предусматривает постройку собственного значительного ледокольного флота. С 1994 года северные моря бороздит китайский ледокол «Снежный дракон», на счету этого корабля несколько проходов по СМП.

Военные угрозы и задачи ВС России

Во времена Холодной войны через Северный полюс был проложен кратчайший маршрут для нанесения ядерных ударов по советской территории стратегической авиацией США . Чуть позже здесь же прошли маршруты пролета американских МБР и БРПЛ. В ответ СССР создал в северных широтах инфраструктуру для противодействия американским планам и для развертывания собственного стратегического потенциала.

Здесь были размещены подразделения радиотехнических войск, войск ПВО, аэродромы для заправки стратегических бомбардировщиков. Особое внимание уделялось авиации ПВО, которая должна была уничтожать американские «стратеги» на дальних подступах.

После распада СССР арктическая группировка рухнула. То, что произошло с военными на Севере, нельзя назвать иначе, как бегство: части были расформированы, аэродромы заброшены, техника оставлена.

Россия создала шесть военных баз, 13 аэродромов и 16 глубоководных портов. В 2019 году должно завершиться строительство инфраструктуры, а также комплектация баз техникой и личным составом. В Арктике Россия разместила комплексы ПВО С-400 , а также ПКР «Бастион». В нынешнем году в Арктике пройдут масштабные учения российской авиации .

Огромные пространства российского севера однозначно требуют военной защиты.

Боевые действия в этом регионе будут вестись не только против противника, человеку придется бороться и с враждебной природой. Вряд ли здесь можно использовать крупные сухопутные подразделения , боевые действия, в основном, будут вестись подводными лодками и авиацией . Особенно полезны в условиях региона могут быть беспилотные аппараты .

СМП и добыча полезных ископаемых

Арктика действительно богата, но для большинства этих богатств пока не пришло время. Стоимость добычи углеводородов в этом регионе очень высока и при нынешних ценах на нефть не является рентабельной. Гораздо выгоднее добывать сланцевую нефть и газ, чем бурить скважины среди плавающих льдов и полярной ночи.

Наглядной иллюстраций этого является судьба Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море. Оно не просто большое, а одно из крупнейших в мире (3,9 трлн куб. м газа). К этому месторождению проявляли большой интерес иностранные инвесторы, во время высоких цен на энергоносители российская власть не спешила с выбором партнеров. Однако с началом эпохи сланца цены на газ рухнули, разрабатывать Штокман стало просто невыгодно. Сегодня работы на этом месторождении приостановлены.

Россия не располагает технологиями добычи нефти и газа в арктических условиях, их передача попала под санкции после Крыма и Донбасса. Кроме того, жесткий государственный контроль и монопольное положение нескольких российских компаний («Газпром» и «Роснефть») не слишком нравится иностранным инвесторам.

Еще один аспект, связанный с добычей полезных ископаемых в Арктике, – экологический. Природа этого региона очень ранима и очень долго восстанавливается. Экологи и различные «зеленые» организации выступают с резкой критикой планов добычи нефти и газа в Арктике.

Ситуация вокруг Северного морского пути не менее неоднозначна. Теоретически, он является очень выгодным, так как сокращает путь из Китая в Европу. Если вы будете плыть через Суэцкий канал, то маршрут будет длиннее на 2,4 тыс. морских миль. Путь вокруг Африки добавит еще 4 тыс. миль.

В прошлом году было открыто дополнительное русло Суэцкого канала, которое увеличит транзит до 400 млн тонн в год. Стоимость работ составила 4,2 млрд долларов. В России планировали нарастить объем перевозок по СМП до 60 млн тонн до 2020 года, потратив на это минимум 34 млрд долларов (до 2019 года). При этом даже такие планы уже сейчас кажутся фантастическими: в 2014 году по СМП перевезли всего 274 тыс. тонн, на воду не был спущен ни один из запланированных кораблей.

Колоссальный объем перевозок по «южным» маршрутам объясняется тем, что на нем расположено большинство крупнейших морских портов. Более половины трафика обеспечивается не перевозками из Китая в Европу, а грузопотоком между этими портами. Большинство портов на СМП имеют мизерный грузопоток или не функционирует вообще.

Арктика действительно богата, но чтобы освоить эти богатства необходимо вложить огромные средства, которыми Россия в настоящее время не располагает. Нужно привлечение иностранных инвесторов (прежде всего, западных), именно от них можно получить необходимые технологии. Для реализации проектов, связанных с СМП, также нужно вхождение иностранного капитала в инфраструктуру российских северных портов, но сегодня эта задача невыполнима.

Проблема развития российской Арктики – это гигантская по своему масштабу задача, которая требует привлечения большого количества ресурсов: финансовых, технологических и управленческих. К сожалению, она вряд ли по плечу нынешней российской элите.

Видео о противостоянии в Арктике

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

В последнее время мировая общественность и средства массовой информации особенно пристально фокусируют внимание на возрастающем значении российской Арктики как ресурсной базы, крупной транспортной артерии и стратегически важного плацдарма для обороны северных границ нашей Родины. Более того, возобновилось обсуждение стратегической значимости Арктики для России, как с точки зрения социально-экономического развития, так и для расширения глобального геополитического влияния.

Основной акцент делается на трёх составляющих значимости Арктики:

  • во-первых, природные богатства, прежде всего колоссальные нефтегазовые запасы;
  • во-вторых, привлекательность Северного морского пути, который является наиболее короткой, и в перспективе удобной и надёжной транспортной артерией, связывающей Европу со странами АТР;
  • в-третьих, военное значение Арктики, обусловленное, в том числе, потенциальными «поползновениями» других стран на интересы России в регионе.

Освоение огромных энергетических ресурсов, составляющих примерно треть запасов нашей планеты, а также прогнозируемое потепление в Арктике дали начало особо динамичной интенсификации экономических, политических и .

Притязания стран на арктический шельф

До недавнего времени главным сосредоточием мировых экономических, политических и военных интересов был Ближний Восток. Сегодня специалисты обоснованно считают, что данная парадигма, остававшаяся неизменной многие десятилетия, в ближайшей перспективе сменится на другую — акцент мирового внимания объективно смещается в Арктику, что мы сегодня и наблюдаем.

Русский Север служит не только богатой кладовой полезных ископаемых, но выполняет и другие функции: оборонную, экологическую, рекреационную.

Проведённые исследования показывают, что геополитические и иные факторы, которые оказывают влияние на развитие Арктики, распределяются следующим образом:

  • географический, 30%;
  • военный, 21%;
  • экономический, 18%;
  • экологический, 10%;
  • политический, 5%;
  • демографический, 5%;
  • интеллектуальный, 5%;
  • культурно-религиозный, 3%;
  • этнический, 3%.

Каждый из этих относительно самостоятельных факторов необходимо учитывать при формировании долгосрочной политики развития Арктического региона.

Вслед за обоснованным превращением Арктики в важнейший регион мировой экологии, экономики и политики, закономерно следует и его ускоренная, навязываемая Западом милитаризация. Такова объективная реальность. Более того, борьба за ресурсы и уникальные транспортные возможности полярного региона превращают его в центральную геополитическую арену XXI века.

Сегодня, как никогда ранее, . Уместно напомнить, что исторически борьба за Север насчитывает многие сотни лет, практически с момента величайших открытий русских мореплавателей. На протяжении всей нашей истории Запад стремился вытеснить Россию с её исконных северных территорий. Настоящий период не исключение. Сегодня интенсивность борьбы за русский Север особенно высока, ещё более высока цена его утраты.

Геополитическая и военно-стратегическая роль Севера всегда была определяющей из-за больших по протяжённости арктических участков границ между странами региона. Более того, Арктика выступает своеобразным буфером между основными мировыми центрами: США, Западной Европой, Россией, Японией, Китаем. В настоящее время из-за глобальных изменений в структуре мировой политики и экономики, окончательно сформировавшихся агрессивных целей НАТО применительно к Северу, назрела необходимость серьёзно переосмыслить роль и место арктической зоны как в системе обороны России, так и в стратегии её дальнейшего развития.

В последнее время Арктика переживает беспрецедентную военную экспансию со стороны НАТО, а её милитаризация становится важнейшей стратегией альянса и одним из основополагающих факторов распределения сил в регионе. С учётом наметившейся его милитаризации, обстановку в Арктике многие аналитики рассматривают как «последний передел мира». Борьба за минеральные ресурсы и транспортные пути, разногласия по принципиальным территориальным вопросам, а также милитаризация и глобальное потепление, особенно на Севере, превращают борьбу за Арктику в важнейший элемент мировой геополитики, а также в сложную многофакторную игру, в которой военный компонент вырисовывается все более и более чётко.

По словам одного из высокопоставленных чиновников альянса, Арктика объявлена стратегически важным объектом НАТО. Цитируем: «Этот регион представляет долгосрочный стратегический интерес для НАТО, а также в плане безопасности союзников».

Следует также особо отметить, что перспективные планы НАТО и международные претензии на запасы первичных ресурсов Арктики постепенно становятся главными темами обсуждений между различными государствами альянса и отдельными приглашёнными странами.

Сегодня не вызывает сомнения активное участие европейских стран в милитаризации Арктики, которая становится важнейшим элементом их внешней политики.

В последнее время активизировались военные учения в Арктике, в которых ежегодно принимают участие до 10 государств. Только за последние 5 лет военный контингент западных Арктических стран увеличен в десять раз.

Даже Китай, который находится далеко от Арктики, не остался в стороне от активизации интереса мирового сообщества к природным ресурсам Арктики и хочет иметь свою долю в регионе. По китайской официальной версии, Пекин планирует расширить научные исследования полярных регионов планеты. При этом руководство Китая демонстративно подчёркивает, что освоение Арктики соответствует геополитическим интересам страны.

Можно однозначно утверждать, что в настоящее время Арктика, некогда игравшая роль буфера между основными мировыми центрами — США, Западной Европой, Россией, Японией и Китаем — становится полигоном большой военно-стратегический игры. Все это обоснованно выводит арктический вектор российской геополитики на передний план.

Следовательно, Арктический регион, уже в ближайшей перспективе может стать настоящим «полем боя» между Западом, Россией и Китаем. При этом необходимо учитывать, что интерес к региону проявляют также и такие страны, как Япония и Южная Корея.

Таким образом, Арктике недолго осталось быть своеобразной «терра инкогнито» — регионом общим и ничьим. Сегодня стоит вопрос: либо мы, либо НАТО.

Транспортные возможности и потенциальные запасы ресурсов Арктики приводят к тому, что военное присутствие с целью контроля и защиты национальных интересов заинтересованных стран становится в регионе объективной реальностью.

Для того, чтобы правильно распорядиться этим богатством, превратить его в капитал, достаточный для развития страны в наступившем столетии, или, как минимум, его не потерять, России необходимо выстроить всю государственную вертикаль, обеспечивающую прагматически жёсткое, нацеленное на будущее освоение полноценной жизни на этих территориях. Мы все должны однозначно исходить из того, что освоение и развитие Севера — это одна из нынешних главных проблем в обеспечении национальной безопасности. Построение политики, основанной на идее приоритетности для России освоения жизни на Севере, может выступить важнейшим средством постановки целей национального развития и национальной консолидации.

Первоначальной и одновременно важнейшей задачей в освоении богатств русской Арктики является научно-обоснованное установление её законных границ, которые должны быть признаны мировым сообществом. Создание социально-экономических условий для реализации инновационной экономики на Севере, несомненно, является результатом деятельности человеческих ресурсов различного качества.

Для современной России Север следует рассматривать как объективную возможность для демографического роста в веке наступившем.

Пока Русский Север не обладает ресурсами для его начального развития или даже для элементарного обеспечения нашего присутствия в регионе.

Усиление значимости человеческих ресурсов как ведущего фактора решения проблем развития северного региона и социально-экономических преобразований жизни населения Севера требует пересмотра подходов и традиционной структуры социальной политики, проводимой в отношении его коренного населения.

Историко-культурная ценность Севера не менее очевидна, чем природная. Жизненный уклад, языки народов Севера, их культурное наследие — важный пласт всей мировой культуры.

Необходимо направить усилия государства на создание и совершенствование правовой базы в сфере защиты прав и традиционного образа жизни малочисленных народов Севера, а также в кратчайшее время сформировать обоснованные финансовые инструменты государственной поддержки их социально-экономического развития. При этом особое место следует уделить разработке специальных льгот, субсидий, квот на использование биологических ресурсов. Надо сделать все возможное, чтобы вернуть северные народы на их историческую родину, а также разработать комплексную программу сохранения их ценнейшего культурного наследия, традиционного уклада жизни, языка и религии. Важно активизировать работу Ассоциации коренных народов Севера, направляя её деятельность на обеспечение роста этнического самосознания его народов.

Политика развития арктического региона должна иметь конечной целью создание квалифицированных трудовых ресурсов, высокообразованных инженерно-технических, научных и преподавательских кадров наряду с образованием развитого индустриального комплекса на базе уникального природно-ресурсного потенциала. При этом следует бережно относится к богатому этнокультурному достоянию коренных народов Севера.

Требует внимательного учёта и тот факт, что сегодня усиливается воздействие ряда стран и международных организаций на представителей коренных малочисленных народов Севера, соблюдение прав и социальная защищённость которых требуют повышенного внимания со стороны государства. Используя недовольство представителей северных народностей своим положением, иностранные эмиссары пытаются выступать в роли их защитников, подогревается сепаратизм, в том числе на национальной основе. Требование обеспечить право коренного населения на земли исконного обитания и природные ресурсы, используемые в целях жизнеобеспечения, — это одна из точек потенциальной напряжённости на севере планеты.

Север по праву считается естественным и очень мощным эколого-географическим препятствием наметившейся и постоянно усиливающейся экологической деградации планеты. Не менее важно и то, что Север, по большому счету, формирует климат Земли. Мы должны чётко понимать, что открытие новых месторождений, государственное управление добычей первичных природных ресурсов может и должно стать сегодня чрезвычайно эффективным и статусным видом воздействия России на мировой оборот первичных природных энергетических ресурсов, своего рода экономическим оружием и даже мощным средством давления и влияния нашего государства на мировую политику. Учитывая ярко выраженную ресурсную направленность нашей современной экономики, добычей и поставкой полезных ископаемых с северных территорий на мировые рынки нужно умело и гибко управлять.

Север может стать полигоном для отработки и внедрения принципиально новых универсальных социально-гуманитарных технологий и технологических платформ.

Энергообеспечение морской деятельности в Арктике имеет ключевое значение для всех видов освоения и развития этого важнейшего региона, в первую очередь, для наиболее энергоёмких — морских грузоперевозок и освоения арктического шельфа. При этом наличие атомных ледоколов было, есть и в перспективе будет важнейшим гарантом решения такой задачи.

Перспективным в ближайшие годы для использования в ледовых условиях Арктики является применение ледостойких гравитационных или иных буровых платформ.

Формируя основные аспекты северной политики, мы должны учитывать, что при существующих масштабах и тенденциях мировой добычи нефти и газа, с учётом резкого расширения ёмкости азиатского рынка, ресурсы Баренцева и Карского морей могут стать важным фактором в обеспечении сбалансированности европейского рынка и сохранения на необходимом уровне энергетической безопасности России.

Одной из ключевых проблем на Севере является защита национальных интересов России на морских коммуникациях в международных водах. Нормы права здесь должны подкрепляться активным силовым военным присутствием нашей страны, которое диктуется не только противоречиями на межгосударственном уровне, но и активизацией деятельности международного терроризма на море.

Очевидно, что реализация государственной политики в данном регионе будет осуществляться поэтапно.

Первоначально необходимо обеспечить и завершить:

  • проведение геолого-геофизических, гидрографических, картографических и других работ по подготовке материалов для обоснования внешней границы арктической зоны РФ;
  • расширение возможностей международного сотрудничества, в том числе для эффективного освоения природных ресурсов арктической зоны РФ;
  • реализацию целевых программ, финансируемых за счёт средств бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ и внебюджетных источников, вкплючая формирование государственной программы развития арктической зоны РФ на период до 2020 года, в рамках которой в качестве базовых создаются высокотехнологичные производственно-энергетические и производственно-рыбохозяйственные кластеры, особые экономические зоны;
  • реализацию перспективных инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнёрства, связанных со стратегическим развитием арктической зоны РФ.

В последующем должно быть обеспечено:

  • международно-правовое оформление внешней границы арктической зоны РФ и реализация на этой основе конкурентных преимуществ России по добыче и транспортировке первичных энергетических ресурсов;
  • решение задач структурной перестройки экономики в арктической зоне РФ на основе освоения минерально-сырьевой базы и водных биологических ресурсов региона;
  • создание и развитие инфраструктуры и системы управления коммуникациями северного морского пути для решения задач обеспечения евразийского транзита;
  • создание единого информационного пространства арктической зоны РФ.

Завершающий этап — это превращение арктической зоны Российской Федерации в ведущую стратегическую ресурсную базу страны.

В целом России необходима разумная долгосрочная национально ориентированная северная политика как важнейший фактор обеспечения её национальной безопасности.