На современном рынке фотоаппаратуры для любителей наиболее активная конкуренция идет между зеркальными и компактными цифровыми фотоаппаратами. Каждый из этих двух классов фототехники удовлетворяет разные потребности покупателя. Давайте попробуем разобраться, чем же отличаются "зеркалки" от цифровых фотоаппаратов. Сравнивать два различных вида фотокамер можно по нескольким признакам: качество и скорость съемки, возможность устанавливать собственные настройки, возможность подключения дополнительных аксессуаров, компактность, цена.

Качество и скорость съемки

Отличия в качестве съемки "зеркалки" и компактного цифровика могут быть довольно значительными. Преимущество за зеркальными камерами. Во-первых. благодаря довольно сложно устроенному оптическому видоискателю фотограф может еще до съемки определить, как будет выглядеть готовый кадр. Во-вторых, у "зеркалки" фокусное расстояние, выдержку и диафрагму можно отрегулировать наиболее четко.

Поэтому снимок получится очень четким, резким, качественным. В общем, результат будет максимально близок к идеалу. Компактные же камеры часто дают нечеткие и "смазанные" снимки.

Что касается скорости, то "зеркалки" снова в преимуществе: ими можно делать до нескольких кадров в секунду. Естественно, компактные "мыльницы" этим похвастаться не могут.

Настройки

Здесь ориентироваться стоит, прежде всего, на профессионализм фотографа. Зеркальные фотоаппараты, как говорилось ранее, предлагают множество опций при съемке. Компактные же камеры, чаще всего, имеют довольно ограниченный набор настроек съемки.

Это, с одной стороны, серьезно ограничивает возможности фотографа, но, с другой стороны, очень удобно для новичков или людей, которые не хотят заморачиваться и скрупулезно выстраивать нужный режим. Им порой хватает стандартных настроек, и даже скромные функции цифровой "мыльницы" они не задействуют полностью.

Дополнительные аксессуары

Зеркальный фотоаппарат дает возможность использовать различные аксессуары. Например, можно выбрать объектив для определенных условий съемки: макрообъектив, портретный, широкоугольный и т.д. Также дополнительно приобретается вспышка. У компактных цифровиков объектив несъемный, а вспышка встроенная.

Это опять-таки удобно для любителей, которые либо не умеют, либо не хотят менять объективы или вспышки. В этом есть один большой плюс: даже будучи неопытным пользователем, вы имеете шанс сделать хороший кадр. Кроме того, несъемный объектив гарантирует то, что пыль не попадет на матрицу фотоаппарата, и соответственно не будет проявляться на ваших снимках.

Компактность

При всех достоинствах зеркальных фотокамер, удобными в плане транспортировки их не назовешь. Даже самые маленькие "зеркалки" выглядят громоздкими по сравнению с цифровыми "мыльницами". Зеркальную камеру не положишь в дамскую сумочку или в карман. С компактным цифровым аппаратом проделать этот фокус проще простого.

Если вы собираетесь с фотоаппаратом в отпуск, имейте ввиду, что зеркальная фотокамера займет в вашем чемодане довольно ощутимое пространство и весить будет соответствующе. Что же касается "мыльницы", то весит и занимает пространства она примерно столько же, сколько и аксессуар для ванной комнаты, в честь которого она названа.


Цена

Разница в цене у этих двух видов фотокамер велика, как пропасть. Грубо говоря, за 10 тысяч рублей вы можете купить вполне приличную "мыльницу".

Зеркальный же фотоаппарат вы за те же деньги либо вообще не найдете, либо купите простейшую модель с минимальным набором функций.

Если же приоритет за компактностью и простотой, то "мыльницы" - вариант, отвечающий вашим потребностям.

Здравствуйте, уважаемые читатели моего сайта! Сегодня я расскажу, чем отличаются зеркальные фотоаппараты от компактов. Рассмотрим их достоинства и недостатки.

Вначале заглянем в и посмотрим научное определение зеркалки. Я рекомендую добавить словарь в закладки, в дальнейшем это позволит колоссально сэкономить время.

Для выявления характерной отличительной черты между зеркальной фотокамерой и компактом, в народе еще часто называют мыльницей, рассмотрим, как работает зеркалка .

Принцип работы зеркального фотоаппарата

После прохождения системы линз в объективе, падает на зеркало, отсюда и название «Зеркальный фотоаппарат» , которое в начальный момент (положение 1) закрывает матрицу с затвором.

Далее лучи, проходя сквозь фокусировочное матовое стекло, попадают в оптическую систему под названием пентапризма, в которой изображение переворачивается на 90 градусов, чтобы на выходе в окуляре не получить его перевернутым.

Следующим этапом будет нажатие кнопки спуск. Как только мы это сделали, в теле камеры поднимается зеркало в положение 2, отодвигается затвор и изображение беспрепятственно проецируется на матрицу фотоаппарата.

Завершающим этапом, за который отвечает электроника камеры, становится считывание, обработка и вывод на экран информации, полученной с матрицы зеркалки. На этом принцип работы зеркального фотоаппарата заканчивается.

Что касается цифровых компактов, никаких зеркал там нет. Свет сразу проецируется на матрицу и, после нажатия кнопки спуск, фотография выходит на экран. Конструкция проста, но такие фотоаппараты имееют технические характеристики намного хуже, чем зеркальные фотокамеры.

Так в чем самое важное отличие зеркальных фотоаппаратов ?

Цифровая фотокамера имеет на своем борту зеркальный оптический видоискатель, который не подвержен явлению параллакса, так как свет попадает через объектив.

Примечание: если в компакте производитель все же встроил видоискатель, то в нем свет, как правило, поступает через дополнительное окошко, смещенное относительно оптической оси.

Рассмотрим преимущества зеркального фотоаппарата :

  1. Наличие зеркального оптического видоискателя, как следствие, отсутствие явления параллакса, более точная наводка на объект и его фокусировка.
  2. значительно больше, чем у цифровых компактов, поэтому количество шумов и дефектов на изображении получается меньше, цвета на фотографии выглядят натуральнее и насыщеннее, шире диапазон глубины резкости, а детализация объектов намного выше.
  3. Фазовые датчики автофокусировки, а не контрастные, как мыльниц. В результате имеем шустрый автофокус, высокую скорострельность.​

​К прочим отличиям зеркальной фотокамеры от цифровых компактов можно отнести следующие преимущества:

  • Возможность подключения внешней фотовспышки.
  • для разных сюжетов съемки.
  • Огромное количество аксессуаров от разных производителей: фильтры, чехлы, дистанционные кнопки спуска, штативы, рассеиватели, и прочие «плюшки».

Основные минусы зеркалки говорят сами за себя:

  • Цена. За стоимость бюджетной зеркальной фотокамеры можно купить пару достойных цифровых компактов.
  • Массогабаритные показатели. Вес — 510 грамм (по паспорту) и это без объектива, вес компактов, как минимум раза в 3 меньше.​

Что лучше зеркалка или мыльница?

Ответ – не то и не другое. Устройства предназначены для разных целей. Мыльницы, благодаря малому весу и размеру легко умещаются в карман, в то время зеркальную камеру придется нести на шее или укладывать в рюкзак. У этих двух видов техники разная философия. Компакты предназначены для режимов «наведи и снимай» или для фотографий в стиле «Я здесь был», а цифровой зеркальный фотоаппарат – это хобби на всю жизнь.


Живое общение в комментариях:

    Считаю это ошибкой: "шире диапазон глубины резкости".

    У зеркалки глубина резкости уже.

    Спасибо за комментарий. Нет, ошибкой я это не вижу. Если мы говорим про ВОЗМОЖНОСТЬ управлять глубиной резкости, то шире диапазон на зеркальном фотоаппарате, а если речь идет о МАКСИМАЛЬНОЙ глубине резкости, то тут у компакта (если Вы с ним сравнивали зеркалку) будет больше.

    Я с этим веком IT-технологий и переходом с плёночной фотографии на цифровую едва фотографировать не разучился. В своё время снимал зеркальными "Зенит-ЕТ", "Зенит-ТТЛ", был довольно неплохой плёночный фотоархив, да и слайдовые залежи. Затем, с 2007-го. перейдя на компактный цифровик, потихоньку начал терять навыки фотографирования через зеркало.

    Сейчас доволен, что снова вернулся к зеркалке, теперь уже к импортному Никону 😉

    Хотя со своей мыльницей Canon IXUS 1100 HS пока не расстаюсь. В частности, из-за хорошего качества снимаемых видео. На карту 16 Гбайт камера снимает более 55 минут плюс отличное качество цветопередачи

    Классная статья. Я вот тоже недавно перешел на зеркалку. Раньше на мыльницу снимал и не парился, а потом понял что хочется большего. Теперь мыльницу в руки брать не хочется. Хотя с зеркалкой тоже сложностей хватает — таскать тяжело, объективы менять надо. Но качество фотографий все оправдывает.

    Алексей, а что в качестве первой зеркалки выбрали?

    Я любитель делать фото, но не профессионал, в тонкостях не разбиралась...благодарю за статью, расширила свой кругозор

    Спасибо, Алексей, с большим удовольствием!

    У какой самой дорогой и профессиональной «зеркалки» матрица больше чем у «мыльницы» Sony RX1 ? И объективы сменные?!

    Сергей, вот навскидку Nikon D810 Body

    Весьма посредственная статья.

    Зачем на пути света после линзы стоит 2 прямоугольника? Может, это диафрагма и затвор/шторка?

    На них огромная надпись «матовое стекло» с маленькой стрелкой, направленной на действительно матовое стекло — сбивает с толку.

    Принцип работы зеркального фотоаппарата заканчивается раньше — сразу после того, как отодвинулось зеркало и сработал затвор.

    Опять-таки что значит «сработал затвор»? Неплохо бы пояснить, что затвор отодвигается на миллисекунды, а зеркало может вернуться в исходное и гораздо позже.

    Остальной процесс не отличается от процесса в незеркальном аппарате.

    Преимущества зеркального фотоаппарата в статье преувеличены:

    Размер матрицы — не преимущество зеркалки, а преимущество большого аппарата. Если мыльницу увеличить в размерах, то можно сделать такую же матрицу, как в зеркалке.

    Можно уменьшить матрицу, но оставить зеркало и остальное — аппарат все равно останется зеркальным.

    Возможность подключения внешней фотовспышки есть и у незеркальных аппаратов (например, Canon G10).

    Вовсе не обязательно, что шире диапазон глубины резкости — она определяется возможностями объектива, а не аппарата.

    Огромное количество аксессуаров от разных производителей: фильтры, чехлы, дистанционные кнопки спуска, штативы, рассеиватели, и прочие «плюшки» тоже не являются отличием.

    Итого с моей точки зрения остается только одно принципиальное отличие зеркалки — в видоискатель сразу видна будущая фотография и тут же можно видеть, как на неё влияет фокусировка и диафрагма (та самая глубина резкозти) — что будет видно четко, а что расплывчато. Даже автофокусировка не является принципиальным отличием, т.к. 30 лет назад в зеркалках автофокуса не было.

    Не обижайтесь за высказанное мнение.

    Oleg, здравствуйте.

    Два квадрата + линза- пытался показать систему линз. Видно неудачно.

    На счет того, что главное отличие — это зеркала я полностью согласен, от того и название — зеркалка. А вот на счет диапазона глубины резкости поспорю... На маленькой матрице очень трудно получить малую глубину резкости (можно поэкспериментировать на мобилке).

    Все остальное... размер матрицы, вспышки, плюшки писал по среднестатистическим моделям, подразумевая под цифрокомпактами обычные мыльницы (современные беззеркалки и др. дорогие модели в учет не брал).

    P.S. На счет того, что статья должна быть более качественной я согласен на все 100%. Есть планы переписать на блоге пару десятков статей, добавить примеры и т.д., но это не основная моя работа и времени приходится уделять по возможностям.

    Спасибо за критики и развернутый ответ.

    Alexey, большое спасибо за то, что спокойно отреагировали на мою критику. Очень многие на Вашем месте просто забанили бы меня. Это высоко характеризует Ваши моральные качества.

    Насчет глубины резкости — она полностью зависит от диафрагмы. Показатель диафрагмы — это отношение площади снимка к площади линзы, не закрытой диафрагмой. Чем меньше дырочка в линзе, тем большее число диафрагмы. На старых фотоаппаратах даже была нанесена таблица глубины резкости, совмещенная с показателем диафрагмы. В мобилке поэтому теоретически нельзя эксперементировать с глубиной резкости, т.к. там диафрагма всегда постоянная.

    Спасибо, господа, ваша критика является источником нашего развития!

    Козьма Петров

    Oleg, по поводу ГРИП. Много раз читал споры на эту тему на разных форумах. Многие пишут, что связанно косвенно, т.к. чувствительность к свету у маленькой матрицы меньше и т.д.

    Я же для себя принял матем. точку зрения, в формуле для ГРИП есть фокусное расстояние, поэтому считаю более правильно употреблять эквивалентное фокусное расстояние, которое уже зависит от размера матрицы.

    Oleg пишет:

    Это высоко характеризует Ваши моральные качества.

    Не факт ... Если критика конструктивная, нормальная, без оскорблений, троллинга и т.д., то я наоборот рад, значит люди читали статью. А вообще этот блог создавался для главной цели — самому разобраться во всей теории и т.д... Со временем цели конечно скорректировались.

    Сомневаюсь, что чувствительность к свету у маленькой матрицы меньше, она определяется не размерами матрицы, а чувствительностью её отдельных элементов — пикселов. У пленки пикселов не было, но чувствительность пленки была указана на упаковке. Себя в теории фотографии отношу к среднему уровню, далекому от профессионального.

    Вот интересные статьи на эту тему

    fototips (точка) ru/teoriya/grip/

    www (точка) cambridgeincolour (точка) com/ru/tutorials/camera-lenses.htm

    Oleg, про светочувствительность пикселей согласен. Эту же точку зрения высказал в статье про Мегапиксели.

    www (точка) 64bita (точка) ru/basicshot.html

    Хороший сайт. Спасибо. Позже почитаю. Там, кстати, на фото показан объектив, на котором нанесены шкалы диафрагм и соответствующих им глубин резкости.

    Видел А сайт действительно хороший!

    Не знаю кому как, но для себя пришел к неожиданному выводу и результату:

    Зеркальный фотоаппарат имеет преимущества только в том, что имеет видоискател, но он часто встречается и в обычных камерах. А то, что дополнительные аксесуары... так и есть беззеркалки с такими возможностями. На своем опыте убедился в том, что... самое главное не аксессуары, а умение и голова с прямыми руками. Сейчас я вообще перешел к полному цифровому оборудованию. Фотокамера — «мыльница», видеокамера ручная как любительская. Так скажу одно — и все это можно укрепить на штатив. Для фото-видеосъемки необходимо нормальное освещение. В студии его хватает так, что я далее на мыльнице не пользуюсь вспышкой. На улице в солнечную погоду, тем более. Так преимущества этой техники в ее мобильности и легкости транспортировки, вместо киллограмовой техники. А результаты уже на компьютере можно обработать и монтировать так, что никто не отличит. Так что тут на вкус и цвет. Главное не кисть и холст художника, а то, как он умеет рисовать писать картины. А преимущества техники я понял в момент мобильности, когда взял и положил фотоаппарат в карман...

    Да и вообще... Сейчас считаю всё это громоздкое оборудование лишь наглядными понтами. Типа «ты фотограф или оператор видеостудии». Не раз обращал внимание во время съемок, как смотрят окружающие — типа новичек любитель выпендривается и стоит из себя профессионала и как прочие фотографы с огромными объективами снисходительно улыбаются... Да вот только я уже забил на это и внимание не обращаю. Наоборот порой даже жалко становится того же оператора с его громоздкой камерой. А ведь век IT не стоит на месте. Надо идти в ногу со временем и признать, что не размер аппарата уже играет решающую роль... Я это понял вовремя.

    Спасибо за познавательную статью. Очень просто рассказали о сложном)

    Ну и статью Вы написали!

    Качество ЛЮБОГО снимка зависит от 3-х параметров: РЕЗКОСТИ, ВЫДЕРЖКИ и ДИАФРАГМЫ.

    Для точного наведения на резкость появились зеркальные камеры. Это было огромным прогрессом! Фотограф в МОМЕНТ СНИМКА мог точно настраивать резкость.

    Зеркальные камеры имеют смысл только для ПЛЕНОЧНЫХ фотоаппаратов!!!

    В век цифровых камер видоискателем является ЖК-монитор: все, что получится на фото вы сразу видите на нем. Цифровая зеркалка — лохотрон для тех, кто ничего не понимает, но готов платить много, чтоб было круто...

    В цифровых фото решающее слово за объективом и электроникой (прежде всего разрядностью ПЗС-матрицы).

Много десятилетий фотография была одним из самых популярных видов творческой деятельности человека на земле. Безусловно, с появлением новейшей технологии, произошли изменения и в фотоаппаратуре.

Читайте также

Появились современные зеркальные фотоаппараты, стали очень популярными цифровые устройства. Характеристики таких аппаратов хорошо знают профессиональные фотографы.

Новичкам, впервые решившим заняться фотографией, очень сложно сразу разобраться, какой фотоаппарат лучше, зеркальный или цифровой. Для этого им необходимо познакомиться с характерными отличиями зеркальных фотоаппаратов от цифровых.

О современных цифровых и зеркальных фотоаппаратах

Зеркальный фотоаппарат в настоящее выпускается двух типов:

  • Цифровой;
  • Пленочный.

Важно: Главным отличием зеркального фотоаппарата считается возможность увидеть снимаемую картинку прямо в видоискателе. В таком виде она проецируется на пленку или вставленную матрицу.

Световой луч проходит сквозь объектив и отражается в зеркале, которое направляет его прямо на видоискатель. Когда происходит фотографирование, зеркало уходит в сторону, поток света напрямую попадает на пленку (матрицу). Таким образом, получается снимок, который вы заранее задумали.

При это несмотря на стремительное развитие цифровой техники немало профессионалов предпочитают работать с пленкой. Однако, для любителя цифровая техника предпочтительней, т.к. дальнейшее хранение и обработка файлов на цифровых носителях гораздо проще.

Одним из преимуществ современного фотоаппарата является наличие встроенного дисплея. Фотограф с его помощью может провести структурирование кадра. Поворот дисплея обеспечивает возможность съемки с высоко поднятой над головой руки.

В основном современные фотоаппараты снабжены самонастраиваемым устройством. Они способны выполнять в автоматическом режиме несколько операций:

  • Установить выдержку;
  • Диафрагму
  • Фокусное расстояние;
  • Параметры съемки.

Все это дает возможность получить на выходе картинку высокого качества.

Что лучше, зеркальный или цифровой фотоаппарат?

При сравнении этих двух устройств, можно увидеть некоторые важные отличия.

Зеркальные устройства обладают точной цветопередачей. Они снабжены сменными объективами, позволяющими вести самую разную съемку, например, фотографии архитектурных объектов, делать фотопортреты, проводить микросъемки. Фотографии, сделанные зеркальным фотоаппаратом, всегда более качественны, если сравнивать их с цифровым аналогом.

Важно: Одним из важнейших отличий зеркального фотоаппарата от цифрового аналога является возможность мгновенного фокусирования нужного объекта. Другими словами, можно в течение нескольких секунд, сделать десяток снимков. Такая система дает возможность снимать движущиеся предметы с высокой резкостью.

Для любого фотографа очень важно иметь возможность самостоятельно проводить регулировку фокуса. Данная операция во всех цифровых моделях выполняется в автоматическом режиме. К, сожалению, автоматика часто подводит, чего не скажешь о зеркальных моделях, оснащенных как автоматической, так и ручной настройкой.

Общие характеристики

Главными элементами этих камер являются:

  • Видоискатель;
  • Сенсор;
  • Объектив.

Чтобы пользоваться зеркальной камерой и получить наибольшую производительность и качество изображения, необходимо помнить, что понадобятся дополнительные аксессуары. Это может быть добавочная вспышка или широкоугольный объектив. Все эти различия отражаются на стоимости аппаратов. Зеркальные устройства всегда значительно дороже цифровой фотокамеры.

В цифровой камере, видоискатель не может показать точную картинку, он только оценивает ее. В результате на сенсор попадает не совсем точное изображение.

Надо сказать, что некоторые производители цифровых камер оборудуют их электронными видоискателями. Они, основываясь на показаниях сенсора, пытаются повторить работу видоискателя зеркальной камеры. Иногда на цифровых камерах видоискатель может вообще отсутствовать, его заменяет встроенный чаще всего поворотный дисплей.

Важно : Если необходима точная и качественная передача изображения, зеркальная техника должна стоять на первом месте.

Самым заметным отличием этих камер является сменный объектив. В процессе работы фотографам необходима съемка самых разных сюжетов. Они делают портретные фотографии, репортажи, рассказывают о культурных событиях. Очень сложно найти такой универсальный объектив, с которым можно делать различные съемки, чтобы не произошла потеря качества.

Съемные объективы позволяют добиться лучшей глубины резкости, сделать качественный снимок, в плохо освещенной местности. Иногда для съемок применяют мощные телеобъективы. Они позволяют делать высококачественные профессиональные снимки.

В обычной цифровой камере отсутствует сменная оптика, получить снимки с качеством зеркального фотоаппарата на ней невозможно.

Отрицательные стороны сменного объектива

  • Сменную оптику приходится всегда носить в сумке, что довольно неудобно;
  • Когда меняется стиль съемки, необходимо проводить замену объектива. Эта операция сбивает со съёмочного ритма;
  • Когда происходит замена объектива, не исключено попадание пыли на сенсор. Иногда, бывает очень сложно очистить сенсор, а это приводит к снижению качества снимка;
  • Безусловно, любой профессиональный фотограф имеет универсальный объектив, позволяющий делать различные снимки. Это дает возможность избежать возникающих неудобств. Надо сказать, что даже фотографирование зеркальной камерой с одним универсальным объективом, позволяет получить качество снимков, намного превосходящих цифровой фотоаппарат.

Другие характеристики

Обычно зеркальные камеры оборудованы сенсорами больших размеров, по сравнению с компактными цифровыми фотоаппаратами. Это также влияет на качество изображения.

  • Зеркальный фотоаппарат всегда тяжелее и больше компактного устройства.
  • Применение сенсора больших размеров уменьшает глубину резкости. Это является положительной характеристикой для портретных работ, но не годится для пейзажей. Требуется смена объектива.
  • Благодаря большому размеру сенсора, увеличиваются размеры пикселей. В результате уменьшается визуальный шум сделанной фотографии. Зеркальные камеры отличаются высокой светочувствительностью ISO, обладают одинаковым параметром, визуального шума.

Зеркальные аппараты имеют большой динамический диапазон. Они способны охватить огромный спектр светотени, находящийся между черным и белым цветом. Снимок, сделанный в затемненном помещении, будет иметь намного больше разнообразных мелких деталей.

Положительные свойства цифровой камеры

  • Экран может использоваться как видоискатель;
  • Можно проводить настройку самых разных творческих режимов;
  • Доступная стоимость.

Преимущества зеркальных фотоаппаратов

  • Минимальная задержка срабатывания затвора.
  • Мгновенное автоматическое фокусирование.
  • Высокая скорость при серийной съемке.
  • Имеется возможность проводить съемку, в специальном формате RAW. Заметим, что самые современные компактные фотокамеры могут также делать аналогичные снимки.
  • Можно вручную проводить длительную выдержку, достигающую 30 секунд. К таким устройствам можно при необходимости подключать дополнительную внешнюю вспышку.
  • Фокусное расстояние может контролироваться вручную.
  • Высокий уровень светочувствительности ISO.

Так что же все-таки лучше: зеркалка или цифровая техника?

Зная все положительные и отрицательные стороны такой техники, можно сделать правильный выбор.

На первом месте при выборе фотоаппарата должно находиться качество будущей фотографии. Очень многие стараются отыскать камеры, имеющие большое количество мегапикселей. Однако, даже самые топовые, дорогие модели имеющие до 30 мегапикселей, не могут являться гарантией высококачественной фотографии.

Поэтому, делая выбор между цифровым или зеркальным фотоаппаратом, нужно обязательно обращать внимание, какая установлена матрица, какое качество показывает графический процесс.

Важно: Не стоит выбирать камеру только по количеству пикселей, лучше выбрать фотоаппарат с хорошим объективом.

Делая выбор, нужно всегда помнить, что эти модели имеют положительные и отрицательные характеристики. К примеру, «зеркальная техника» обладает высокой скоростью съемки, у нее намного больше возможностей фокусирования, более высокое качество контрастности и резкости. Однако все эти положительные характеристики во много раз увеличивают стоимость аппарата. Зеркальные фотоаппараты отличаются большими габаритами и весом.

Совершенно по-другому выглядят цифровые модели. Слабая матрица не позволяет добиться высокого качества изображения. Но доступная стоимость и малые габариты, компенсируют эти недостатки.

Вывод: По мнению профессионалов, покупать дорогую зеркальную фототехнику нужно только тем, кто решил узнать секреты фотомастерства. Всем остальным, лучше всего воспользоваться обыкновенной цифровой фотокамерой.

». Но как-то обошли стороной вопрос о том, а что же лучше, зеркалка или беззеркалка? Сегодня мы наверстаем упущенное и поговорим о различиях двух типов фототехники – беззеркальных и зеркальных камер. Поехали.

Что такое зеркальный фотоаппарат?

Зеркальный фотоаппарат – это фотоаппарат, видоискатель которого основан на зеркале. Вообще, существуют однообъективные и двухобъективные зеркальные фотоаппараты. Но поскольку в мире цифровой фотографии место осталось только для первого типа, о нём дальше и пойдет речь.

Первый однообъективный зеркальный фотоаппарат появился аж в 1861 году. Да, в то время как в России только-только отменили крепостное право, в Англии уже изобрели фотоаппарат. То есть, история зеркального фотоаппарата началась в позапрошлом веке, больше 150 лет назад.

Конечно, первые зеркальные фотоаппараты сильно отличались от того, что мы имеем теперь. Одно из отличий – использование пленки. На сегодня пленка, как вы все прекрасно знаете, практически вымерла и существует лишь благодаря энтузиастам, полюбившим пленочную фотографию когда-то давно. Цифровые технологии позволили заменить пленку в фотоаппарате на матрицу.

Вернемся к устройству зеркального фотоаппарата. Каждая зеркалка имеет видоискатель, основанный на зеркале. Зеркало стоит под углом в 45 градусов и позволяет видеть через видоискатель реальную неоцифрованную картинку. Механизм, вообще, достаточно простой с точки зрения понимания. Через объектив свет (и изображение соответственно) попадает в корпус камеры, где установлено зеркало под углом 45 градусов. Отраженный зеркалом свет устремляется вверх, где попадает в пентапризму (или пентазеркало), которая оборачивает изображение, придавая ему нормальную ориентацию. Проще говоря, если бы не было пентапризмы, изображение в видоискателе выглядело бы перевернутым. Вот и всё. Это и есть оптический видоискатель – отличительная особенность любой зеркалки.

Что такое беззеркальный фотоаппарат?

Беззеркалка также как и зеркальный фотоаппарат имеет сменную оптику. Но, как вы поняли из названия, не имеет зеркального видоискателя. Вместо видоискателя в недорогих камерах используется экран, а в фотоаппаратах подороже применяется электронный видоискатель. По сути, в отличие от оптического, такой видоискатель показывает нам оцифрованное изображение. Можно сказать, что это маленький экранчик. Он имеет определенное разрешение, которое указывается в спецификации фотоаппарата. Естественно, как и в случае с монитором, чем больше разрешение, тем лучше.

Чем зеркальный фотоаппарат лучше беззеркального?

Давайте для начала поговорим о том, чем же зеркалка лучше беззеркалки.

  • Оптический видоискатель – не только особенность зеркального фотоаппарата, но и его преимущество над беззеркальным. Причин тут несколько. Во-первых, оптический видоискатель показывает картинку в реальном времени, необработанную и неоцифрованную. То есть так, как её бы видел ваш глаз без видоискателя. Во-вторых, при использовании электронного видоискателя есть небольшая задержка изображения, которой нет у оптического. Т.е. с последним вы всегда видите картинку в реальном времени.
  • Фазовый автофокус – он свойственен только зеркальным камерам. Последние модели беззеркалок научились использовать фазовые датчики на матрице, тем самым породив гибридную систему фокусировки, но на сегодня она всё равно не дотягивает по скорости до фокусировки зеркальной камеры.
  • Эргономика у зеркалок лучше. Это связано, в том числе и с тем, что само зеркало с пентапризмой занимают достаточно много места в тушке. Из-за этого, собственно, эти фотоаппараты такие большие. Но этот минус превращается в плюс, когда нужно камерой управлять: особенно у профессиональных фотокамер отлично реализован доступ ко всем важным функциям с помощью кнопок, колесиков и других элементов управления, вынесенных на тушку. Особого внимания заслуживает дополнительный монохромный дисплей, который встречается у крупных зеркальных фотоаппаратов, и никогда не встречается у беззеркалок. Дисплей этот очень помогает при профессиональной съемке, да и для любительской он никогда лишним не бывает.
  • Огромный парк оптики . Помните, мы говорили о том, что уже полтора века как выпускают зеркальные камеры? Компания Nikon начала выпуск камер в 50-е годы двадцатого века. На сегодняшний день парк оптики Nikon огромен и продолжает расти. Конечно, беззеркальным камерам пока далеко до такого богатства.
  • Стоимость зеркальных камер в целом ниже. Конкретный пример. Есть Nikon D5100 с объективом Nikon 35mm 1.8G DX. Это совсем недорогой комплект, стоимость его меньше 20 тысяч. Чтобы получить аналогичное качество с помощью беззеркалки нужно потратить гораздо больше денег.
  • Зеркальная камера включается гораздо быстрее , чем беззеркальная. За долю секунды, в то время как беззеркалки могут включаться и по 3 секунды.
  • Время работы зеркальных камер от одного заряда батареи значительно выше, чем у беззеркальных. Да и сами батареи обычно более емкие. Таким образом, любительские камеры вроде Nikon D7100 могут снимать по полторы тысячи кадров на одном заряде. Профессиональная техники, вроде Nikon D4, способна нащелкать с помощью фотографа больше 3 тысяч снимков на одном заряде батареи.
  • Зеркальные камеры надежнее . У некоторых из них есть пыле и влагозащита. Именно поэтому в саванне вы вряд ли увидите фотографа с Sony A7. Но вот с Canon 1Dx – как нечего делать. Их там больше, чем львов и бизонов…

Итак, главное: на сегодняшний день профессиональная съемка беззеркальной камерой практически невозможна. Зеркальная камера для коммерческой съемки предпочтительнее. А любитель должен сам решить, важны ли ему преимущества зеркалки, или достаточно того, что предлагает беззеркалка. А об этом чуть ниже.

Чем беззеркалка лучше зеркалки?

Да, а есть ли плюсы у беззеркального фотоаппарата, которых нет у зеркального? Есть. И сейчас мы о них поговорим.

Техника Olympus — одна из самых популярных на рынке беззеркальных камер

  • Размер . Это самое очевидное. Беззеркалки меньше. Оптика для таких камер также компактнее. В итоге можно получить беззеркальную систему, которая будет меньше зеркальной, но позволит получать настолько же качественные снимки.
  • Электронный видоискатель . У электронных видоискателей есть и плюсы. Во-первых, на них можно выводить различную дополнительную информацию. Во-вторых, такие видоискатели будут удобнее для близоруких людей. Оптическим видоискателем нужно пользоваться в очках или использовать функцию диоптрийной коррекции, которой хватает для зрения в -2,5, но если минус будет больше, то увы. Электронный видоискатель, как мы уже говорили выше – это экранчик. И, конечно, при использовании близоруким человеком, с ним не возникает проблем.
  • Большой выбор производителей . Беззеркалки сейчас выпускают следующие фирмы: Nikon, Canon, Sony, Panasonic, Olympus, Fujifilm, Samsung. Но доступные зеркалки выпускают только первые 3 компании плюс Pentax .

Что общего у зеркальных и беззеркальных фотоаппаратов?

Есть и то, что объединяет эти камеры.

  • Матрица . Самая важная часть цифрового фотоаппарата. Ещё пару лет назад я мог бы сказать, что у беззеркальных камер не бывает полнокадровой матрицы. Но это исправила компания Sony, выпустив камеры серии A7. Они имеют матрицы, не уступающие тем, что используются в зеркальных фотоаппаратах. Про матрицы мы с вами уже не раз говорили, повторяться ни к чему.
  • Системность . Почему-то многие называют беззеркалки системными камерами, забывая, что зеркальные фотоаппараты тоже относятся к этому классу. В этом сходство зеркалок и беззеркалок – это системные фотоаппараты, которым свойственна сменная оптика.

Что же лучше? Зеркалка или беззеркалка?

На этот вопрос нет однозначного ответа. Каждый должен сделать свой выбор исходя из потребностей. Моё мнение – зеркальные фотоаппараты на сегодня всё ещё слишком сильно превосходят беззеркальные. Лично для меня при выборе камеры наиболее важными остаются критерии скорости (фокусировка, включение), широкого выбора оптики и цены (как на камеру, так и на объективы). Да, не всегда хочется брать с собой огромный зеркальный комплект. Лучше, чтобы был выбор. Например, для больших (продолжительных, важных и т.п.) съемок иметь зеркалку, а для души – что-то небольшое, может даже не беззеркалку, а компактную камеру вроде Fuji x100s или т.п. Но если выбирать одну единственную камеру, то повторюсь, я бы выбрал зеркалку. Но это лишь моё мнение. А что бы выбрали вы?

Статьи

Для того чтобы выбрать цифровую фотокамеру, нужно сначала определиться, к какой категории пользователей вы относитесь, где и как будете фотографировать, а также определить ценовую категорию, которая вас устраивает.

Виды цифровых фотокамер

Цифровые фотокамеры делятся на четыре группы:

Если вы профи, то выбор однозначен, но если вы новичок или любитель, функциональные возможности камеры - это не единственный критерий выбора фотоаппарата. Существуют конструктивные особенности, по которым выделяют следующие типы фотокамер:

  • компактные. Их ещё называют цифровиками. По сравнению с зеркальными камерами они имеют небольшие размеры, несъёмный объектив и минимум кнопок;
  • зеркальные. У зеркалок сменные объективы, оптический видоискатель, который отображает реальную картинку;
  • беззеркальные камеры со сменной оптикой. У моделей этого класса можно менять объективы, но нет зеркал и оптического видоискателя;
  • цифровые фотоаппараты с полупрозрачным зеркалом. Визуальных отличий от зеркальных у них нет, но вместо подъёмного зеркала установлено полупрозрачное стекло. Видоискатель здесь электронный. Такие камеры производит фирма Sony.

Видео: что выбрать - зеркальный аппарат или цифровик

Но и это ещё не все разновидности фотоаппаратов. Оказывается, цифровики бывают разные, причём есть модели даже для продвинутых пользователей.

Компактные фотоаппараты

Различают четыре вида компактных фотокамер:


Таблица: сравнение компактных и зеркальных фотокамер

Формат RAW имеет бо́льшую глубину цвета по сравнению с JPEG. Если вы не собираетесь делать постобработку снимка, тогда можно использовать JPEG. RAW позволяет изменять цвет, яркость и контраст кадра после съёмки. Если снимок окажется засвеченным или тёмным, то JPEG исправить без потери качества очень сложно, а RAW позволяет это сделать.

Критерии выбора

Исходя из всего вышесказанного, можно приступить к выбору фотокамеры:

  1. Если вы нетребовательны к суперкачеству фотографий, не желаете таскать килограммовую тушку с объективом, заморачиваться с настройками и уж тем более совершенствоваться в фотоделе, то смело берите цифровик.
  2. Хотите чего-то большего? Сначала решите для себя, какая конструкция вам по душе: камера со встроенным объективом или с парком оптики. Потом определите ценовую категорию. Если вам нравятся сменные объективы, но не хватает денег на зеркалку, присмотритесь к беззеркальным камерам со сменной оптикой. Их цена колеблется от 10 000 до миллиона рублей.
  3. Любите снимать с большого расстояния? Тогда выбирайте между ультразумом и зеркалкой с телескопическими объективами.

Видео: как выбрать фотоаппарат - сравнение разных систем

Рейтинг компактных фотокамер

Приведём список наиболее популярных камер по данным «Яндекс.Маркета».

Топ-5 компактных фотокамер всех уровней

Самыми популярными компактными камерами являются:

Фотогалерея: популярные компактные фотокамеры

Фотоаппарат Fujifilm X70 имеет широкоугольный объектив, позволяющий получать качественные снимки во всех режимах Аппарат Olympus Tough TG-860 имеет защищённый корпус и может использоваться для съёмки спортивных мероприятий Фотокамера Leica Q (Typ 116) имеет полноразмерную матрицу и несъёмный объектив Компактный влагозащищённый корпус Nikon Coolpix S2 предназначен для съёмки в любую погоду Модель Nikon Coolpix S9600 позволит пользователю не задумываться об установке необходимых настроек

Топ-5 компактных фотокамер начального уровня

Для новичков и любителей лучшим выбором будут следующие модели:

  1. Sony Cyber-shot DSC-W 800.
  2. Sony Cyber-shot DSC-W 610.

Фотогалерея: лучшие модели фотоаппаратов для новичков

Аппарат Canon Digital IXUS 160 идеально сочетает простоту управления и качество снимков Модель Sony Cyber-shot DSC-W800 имеет специальные режимы для съёмки на вечеринках и в условиях плохой освещённости Лёгкий и компактный Sony Cyber-shot DSC-W610 предлагает несколько режимов полностью автоматической интеллектуальной съёмки Фотокамера Nikon Coolpix L26 позволяет делать кадры с разрешением 16 МП и имеет встроенную технологию противодействия смазыванию Компактная цифровая камера Canon Digital IXUS 145 позволяет записывать кадры и ролики в формате HD в полностью автоматическом режиме

Топ-5 компактных фотокамер с ультразумом

  1. Sony Cyber-shot DSC-HX 60 V.

Фотогалерея: лучшие фотоаппараты с ультразумом

Камера Nikon Coolpix S9600 имеет 22-кратный зум и встроенный модуль Wi-Fi Аппарат Sony Cyber-shot DSC-HX60V делает снимки превосходного качества, несмотря на компактный корпус весом всего 300 г Камера Nikon Coolpix L120 имеет профессиональный вид и минимум органов управления Модель Panasonic Lumix DMC-FZ1000 представляет собой хорошую альтернативу зеркальному аппарату Фотоаппарат Nikon Coolpix L110 будет хорошим выбором для тех, кто ищет бюджетную модель с высоким качеством съёмки

… если вам нужен недорогой аппарат для любительской повседневной съёмки, чтобы в нём «всё было» и у вас нет амбициозных планов снимать «шедевры фотоискусства», приобретать зеркалку необязательно - можно вполне обойтись компактным аппаратом средней ценовой категории.

Артём Кашканов

http://www.artem-kashkanov.ru/article36.html

Рейтинг профессиональных фотокамер

Среди профессиональных моделей выделим отдельно зеркальные и беззеркальные модели.

Топ-5 беззеркальных фотокамер со сменной оптикой

Среди беззеркалок выделяются следующие модели:

  1. Olympus OM-D E-M 10 Mark II.
  2. Olympus Pen E-P 5.

Фотогалерея: беззеркальные фотоаппараты

Фотокамера Fujifilm X-A2 с широкоугольным объективом 26 мм отлично подходит для большинства режимов съёмки Фотоаппарат Olympus OM-D E-M10 Mark II имеет традиционный для этого производителя дизайн в ретростиле Модель Sony Alpha ILCE-5100 оснащён качественным объективом и мощным процессором, который успевает обрабатывать фотоснимки, сделанные даже при плохом освещении Pen E-P5 является флагманской моделью в линейке беззеркалок Olympus Sony Alpha NEX-3N небезосновательно претендует на звание самого компактного беззеркального аппарата с матрицей формата APS-C

Топ-5 зеркальных фотокамер

В классе зеркальных моделей специалисты выделяют следующие:

Фотогалерея: самые популярные зеркальные фотоаппараты

Камера Pentax K-3 имеет мощный процессор и большое количество режимов постобработки кадра Модель Pentax K-S1 выделяется в осовном своим дизайном и расположением органов управления Камера Nikon D3100 относится к зеркальным фотоаппаратам начального уровня, но может составить конкуренцию и более продвинутым моделям Canon EOS 600D представляет собой отличную любительскую зеркальную камеру, которая может практически полностью выполнить все задачи фотографа за него Canon EOS 1100D является бюджетным вариантом зеркальной камеры с полным набором необходимых функций

Как мы видим, различных фотокамер много, а нам нужна одна. Эксперты советуют сначала решить, для чего вам нужен фотоаппарат. Потом - чем вам придётся пожертвовать. Идеального фотоаппарата не существует, поэтому вы вряд ли сможете найти фотокамеру на все случаи жизни.

Учимся фотографировать

Для включения фотоаппарата нажмите кнопку ON/OFF, расположенную на корпусе. В компактных фотоаппаратах объектив выдвигается вперёд, поэтому не закрывайте его руками при включении.

Основные режимы съёмки

В современных цифровых фотокамерах существуют сюжетные, автоматические, полуавтоматические и ручные режимы. Обычно выбор режима производится круглым переключателем.

Для тех, кто не умеет или не хочет настраивать и переключать, есть два режима:

  • easy - доступных функций очень мало, обычно это два варианта размера снимков (маленький и большой) и включение GPS, если таковой имеется;
  • интеллектуальный - в режиме i-Auto камера сама распознаёт сюжеты, выбирает один из них, наиболее подходящий к условиям съёмки.

Если простой и интеллектуальный режимы вас ограничивают, на помощь приходят сюжетные программы, дающие больше свободы действий. Камера сама устанавливает диафрагму и выдержку в соответствии с выбранной программой:

  • портрет,
  • пейзаж,
  • спорт,
  • ночной портрет,
  • сумерки,
  • ландшафт,
  • салют,
  • макро.

Для более профессионального управления камеры предлагают возможность установки всех или части параметров вручную:

  1. В полуавтоматическом программном режиме камера подбирает экспозиционные параметры, но даёт пользователю возможность задавать некоторые другие: включение вспышки, баланс белого и т. д. Чтобы оптимально установить баланс белого, необходимо навести камеру на ярко-белый предмет и переводить курсор поочерёдно на предложенные значения. Когда на дисплее фотоаппарата объект станет таким же белым, как в реальности, нажмите кнопку подтверждения.
  2. В режиме приоритета выдержки S или Tv и в режиме приоритета диафрагмы А или Av можно менять только выдержку или диафрагму соответственно. Второй параметр камера подберёт сама. Например, если открыть диафрагму для большего количества света, камера установит короткую выдержку, чтобы сохранить ту же экспозицию. Так можно снимать движущиеся объекты.
  3. В ручном режиме М можно самостоятельно выставить диафрагму и выдержку.

В режиме просмотра фото можно увидеть галерею или просматривать по одному снимку.

Видео: режимы съёмки фотокамеры

Что такое зум

На большинстве камер можно приближать и удалять объекты съёмки. Объектив с переменным фокусным расстоянием ещё называется трансфокатором. Параметр такого объектива, зависящий от величины фокусного расстояния, называется зумом. Он бывает оптическим и цифровым:


При макросъёмке фотографируют с расстояния до нескольких сантиметров. Этот режим ещё называется макрозумом.

Стабилизатор изображения

Лучше всех стабилизирует изображение штатив. Но большие размеры не позволяют его всегда брать с собой. А маленький штатив в 15 см не везде можно поставить. Поэтому производители создали стабилизаторы изображения. Различают две разновидности:

  • оптический - может находиться в объективе или в камере. Камера движется в одну сторону, а линзы объектива - в другую. Стабилизация в корпусе аппарата работает на основе перемещения матрицы, что позволяет использовать объективы без стабилизатора, которые стоят намного дешевле. Оптическая стабилизация не ухудшает качество фотографии;
  • цифровой - работает на основе программ, из-за чего информация по краям матрицы теряется, чёткость фотографии уменьшается, особенно в сочетании с цифровым зумом.

Видео на цифровом фотоаппарате

На цифровом фотоаппарате можно снимать ещё и видео. И здесь есть важные преимущества:

  1. Качество съёмки лучше, чем у видеокамеры. Даже простой цифровик снимает видео в формате Full HD, потому что размер сенсора фотоаппарата больше, чем видеокамеры.
  2. Не нужно брать два устройства. На фотокамеру можно снять фото и видео.

Но есть и подводные камни:

  1. Настройки. В цифровиках можно выбрать размер кадра и иногда битрейт. В зеркалках те же настройки, что в видеокамерах.
  2. Плохой звук. Если не использовать внешний микрофон, записываются шумы от нажатия кнопок на фотоаппарате.
  3. Стабилизация хуже, чем в видеокамерах. Это существенно при съёмке с рук.
  4. Зум. Все видеокамеры относятся к ультразумам и звук привода у них не записывается, в отличие от фотоаппаратов. При механическом зуме невозможно плавно и непрерывно крутить кольцо. А объектив для видеосъемки стоит целое состояние.

Лучше снимать видео на компактный фотоаппарат со штативом и внешним микрофоном.

Современные фотоаппараты позволяют снимать видеоролики, но лучше делать это с использованием штатива

Некоторые ручные настройки

На автомате не всегда можно получить красивый снимок, потому что камера не знает ваших задумок и делает настройки по своему усмотрению. Поэтому нужно уметь пользоваться ручными настройками.

Количество света, попадающего на светочувствительный материал за определённое время, называется экспозицией. На неё влияют:

  • выдержка. Это время срабатывания затвора;
  • диафрагма. С её помощью контролируется количество света, проходящего через объектив;
  • ISO. Это чувствительность матрицы к свету. С увеличением ISO повышается шумность фотографии, т. е. на ней появляются разноцветные точки.

Чем больше открыта диафрагма, тем меньше глубина резкости, и наоборот. Закрытие диафрагмы используется при съёмке пейзажей. Если при закрытой диафрагме в кадр попадает слишком мало света и фото получаются тёмными, можно поработать с экспозицией.

Для съёмки портретов и в режиме макро диафрагму открывают, глубина резкости уменьшается, получается красиво размытый фон.

Можно задать автоматическую съёмку одного кадра с разным значением экспозиции. Это называется брекетингом экспозиции. А серия снимков с разным значением баланса белого называется брекетингом баланса белого.

Фотогалерея: шпаргалки для начинающих фотографов от Nikon

От экспозиции зависит и длина выдержки Вы можете выбрать режим, который подходит к имеющимся навыкам Открытая диафрагма подходит для съёмки пейзажей, закрытая - портретов Чем больше открыта диафрагма, тем светлее выходят кадры, и наоборот

Видео: как настроить, диафрагму, ISO и выдержку

Гистограмма фотоснимка

Чтобы не возникало проблем с экспозицией, нужно смотреть гистограмму снимка. Она должна вписываться в диапазон графика, начинаться у основания нижней оси и не выезжать за боковые границы.

Правильная гистограмма имеет вид параболы и сходит на нет к краям фотографии.

Правильная гистограмма должна имать вид параболы

Интересные возможности цифровой фотокамеры

Фотоаппарат можно использовать не только для съёмки окружающей действительности, но и в других целях.

Оцифровка старых изображений

Можно переснять негативы и слайды на цифровой фотоаппарат. Принцип действия в том, что их нужно переснимать на просвет. Источник света должен находиться за плёнкой. Потом полученные изображения корректируются в любом графическом редакторе. Чтобы переснять старую фотографию, нужно положить её на ровную поверхность и обеспечить равномерный свет с двух сторон. Следует использовать макросъёмку или зум.

Видео: оцифровка фотоплёнки и слайдов

Использование фотоаппарата в качестве web-камеры

Чтобы использовать фотоаппарат как веб-камеру, нужно прочитать инструкцию. Если нет такой функции, то можно провести проверку. Берём шнур с USB, тюльпанами и с разъёмом для камеры и подключаем аппарат к телевизору. Если на экране есть изображение, снимаемое фотокамерой в данный момент, то веб-камеру из аппарата сделать можно.

Видео: веб-камеры из фотоаппарата

Ремонт цифровых фотокамер своими руками

Часто встречающиеся неисправности:

  1. Треснутый или придавленный экран.
  2. Объектив не выдвигается, не задвигается, не открываются шторки, камера не фокусируется. Появляются надписи: Lens Eror, Zoom Error, «Ошибка объектива», в районе объектива появился непонятный звук. Причины: удар или падение, попадание песка или проникновение влаги внутрь.
  3. Если на дисплее и снимках красно-синие разводы, требуется замена матрицы.
  4. Если фотоаппарат не видит флешку, возможно, сломан разъём.
  5. При нажатии на спуск не получается сделать снимок или не работает вспышка.
  6. Если фотокамера не включается, требуется диагностика из-за множества причин.

Цифровой фотоаппарат можно отремонтировать своими руками. Для этого необходимо приобрести часовые отвёртки. Помещение должно быть очень чистым, чтобы пыль не попала на матрицу или объектив. Также важно хорошее освещение. Ниже приведены несколько видеороликов, в которых описано, как устранить чаще всего встречающиеся неисправности.

Видео: не открывается объектив

Видео: не открываются или не закрываются шторки

Видео: сломан и перекошен объектив

Видео: фотоаппарат не видит карту памяти

Если вы боитесь самостоятельно разбирать камеру, то лучше обратитесь к профессионалам. Они сделают качественный ремонт и дадут на него гарантию.

Теперь вы можете определить необходимую вам категорию цифровой фотокамеры, подобрать аппарат под свои потребности, настроить его и даже отремонтировать.